Храм Сергия Радонежского на Рязанке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Сергия Радонежского на Рязанке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Расписание богослужений на февраль 2020 года

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Всенощное бдение.

Прп. Макария Великого.

День интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.

06.40 Ранняя Литургия.

09.40 Поздняя Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом.

Неделя 33-я по Пятидесятнице.

Прп. Евфимия Великого.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня.

Седмица 33-я по Пятидесятнице.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня.

Прмч. Анастасия Персянина.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Всенощное бдение.

Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела.

17.00 Вечерня. Утреня.

Блж. Ксении Петербургской .

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом.

Свт. Григория Богослова. Сщмч. Владимира, митр. Киевского.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Всенощное бдение.

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста.

06.40 Ранняя Литургия.

09.40 Поздняя Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом.

Неделя о мытаре и фарисее.

Собор новомученников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня.

Прп. Ефрема Сирина. Прп. Феодосия Тотемского.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Всенощное бдение.

Перенесение мощей свщмч. Игн а тия Богоносца.

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом.

Собор свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня.

Бессребников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Всенощное бдение.

Предпразднство Сретения Господня. Мч. Трифона.

06.40 Ранняя Литургия.

09.40 Поздняя Литургия.

17.00 Всенощное бдение.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

06.40 Ранняя Литургия.

09.40 Поздняя Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом.

Неделя о блудном сыне.

Правв. Симе о на Богопри и мца и Анны прор о чицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня.

Прп. Исидора Пелусиотского.

Прп. Кирилла Новоезерского.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня.

Мч. Агафии. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом.

Прп. Вукола, еп. Смирнского . Свт.

Фотия, патр. Константинопольского.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня.

Мчч. 1003 Никомидийских.

Прп. Парфения, еп. Лампсакийского.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня заупокойная.

Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Феодора Стратилата .

06.40 Ранняя Литургия.

09.40 Поздняя Литургия. Панихида.

17.00 Всенощное бдение.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского и свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси

заговенье на мясо

06.40 Ранняя Литургия.

09.40 Поздняя Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом.

Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц.

седмица сырная (масленица)

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Всенощное бдение.

Свт. Власия, еп. Севастийского.

Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского.

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня.

Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия Московского.

08.40 Часы. Литургии не положено.

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом.

Прп. Мартиниана. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы).

08.40 Часы. Литургия.

17.00 Вечерня. Утреня.

Равноап. Кирилла, учителя Словенского.

08.40 Часы. Литургии не положено.

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом.

Ап. от 70-ти Онисима. Прп. Пафнутия, затворника Печерского. Прп. Евсевия, пустынника Сирийского.

Храм преподобного Сергия Радонежского

Храм в честь прп. Сергия Радонежского Чудотворца на Рязанке

История

22 апреля 2000 г. в присутствии благочинного церквей Преображенского округа г.Москвы протоиерея Леонида Ролдугина состоялось Учредительное собрание инициативной группы по строительству православного храма. Одобрено предложение дать Приходу имя преподобного Сергия Радонежского.

19 мая 2002 г. Архиепископом Истринским Арсением освящен земельный участок под строительство храма. прп. Сергия на Рязанке, в присутствии благочинного Петропавловского округа протоирея Анатолия Родионова, депутатов Мосгордумы, Главы Управы Евсеева Анатолия Дмитриевича. С этого дня назначен настоятель строящегося храма священник Виктор Сандар, клирик храма иконы Божией Матери “Утоли мои печали” в Марьино.

15 ноября 2003 г. Закончена заливка монолитной плиты фундамента храма. По этому поводу архиепископом Истринским Арсением отслужен молебен на закладку камня в основание престола храма прп. Сергия Радонежского, куда была заложена капсула с именами всех жертвователей. С этого времени началось строительство малого храма.

16 января 2005 г. Водружение Креста на Малый храм прп.Сергия Радонежского. Торжественный молебен возглавил архиепископ Истринский Арсений.

7 сентября 2005 г. – начало строительства дома причта.

3 декабря 2005 г. состоялось великое освящение храма прп.Сергия Радонежского Архиепископом Истринским Арсением. С этого дня начали совершать регулярные богослужения в храме

22 апреля 2006 г. – Великая суббота- наш Приход посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. – ко дню святой Пасхи был получен второй антиминс для приставного Престола в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы для совершения двух Божественных литургий со Светлого Христова Воскресения.

26 ноября 2006 г. Чин закладки Большого храма Введения во храм Пресвятой Богородицы и освящение Дома причта, которые совершил архиепископ Истринский Арсений.

10 декабря 2006 г. – начало работы Воскресной школы для детей и взрослых. К настоящему времени в школе обучается около 100 детей и 40 взрослых. Особой популярностью пользуются кружки для детей, где дети занимаются хоровым пением, шахматами , рукоделием ,танцами , игрой на гитаре и т.д.

Весь 2007 г. продолжается строительство Введенского храма.

6 сентября 2008 г. открыта школа звонарей .

7 апреля 2008 г. в праздники Благовещения и Вербного воскресения благочинным Петропавловского округа протоиереем Анатолием Родионовым в сослужении духовенства нашего храма при большом стечении народа были освящены колокола для звонницы. На страстной седмице колокола были установлены на звоннице и в Светлое Христово Воскресение впервые в Рязанском районе зазвучал колокольный звон.

Весь 2009 г. Продолжается строительство Введенского храма.

3 мая 2009 г. Освящение и водружение крестов на сооружаемый храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Водосвятный молбен и освящение крестов с куполами совершил архиепископ Истринский Арсений. Прихожане ждали этого события почти три года. Площадь перед храмовым комплексом не смогла вместить всех прихожан, желавших побывать и проникнуться торжеством церемонии.

8 октября 2009 г. В наш престольный праздник преп.Сергия впервые был совершен крестный ход вокруг большого храма и молебен внутри храма. По окончании молебна был проведен фестиваль колокольного звона , в котором приняли участие около 30 звонарей не только г.Москвы, но и других городов.

4 декабря 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма Введения Пресвятой Богородицы и первую божественную литургию во вновь построенном храме. Святейшему сослужили четыре епископа и множество духовенства нашего благочиния. За литургией настоятель храма священник Виктор Сандар был возведен в сан протоиерея, а все меценаты награждены Святейшим Патриархом церковными орденами. С этого дня начались регулярные богослужения в большом храме. Значительно прибавилось прихожан.

2010 год — выполнялся ряд работ по окончательной отделке храма, продолжалось изготовление иконостаса, установлено видеонаблюдение по наружному периметру храмового комплекса, сооружено здание для размещения охраны и будущей хлебной лавки.

8 октября 2010 г. В наш престольный праздник преп.Сергия был проведен второй фестиваль колокольного звона при большом стечении народа, а также на площади храма был дан концерт учащимися нашей воскресной школы.

04 декабря 2011 г. Епископ Воскресенский Савва перед началом божественной литургии совершил освящение вновь возведенного иконостаса Введенского храма.

04 декабря 2011 г. Начала работать хлебная лавка на территории храмового комплекса.

15 мая 2012 г. Начата роспись Введенского храма, которую проводит ООО «Вифания» под руководством художника Н.В. Нужного.

01 декабря 2013 г. Завершена роспись крестильного храма в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

20 февраля 2014 г. Установка фаянсового иконостаса крестильного храма в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

01 апреля 2014 г. Завершена роспись трапезной в подклети большого храма.

08 октября 2014 г. В год 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского, была полностью закончена роспись большого храма Введения Пресвятой Богородицы во храм. К этому же времени в храме установлены 16 киотов вокруг центральных столпов, что явилось полным логическим завершением росписи храма.

Храм Сергия Радонежского на Рязанке. Расписание богослужений, адрес, история

Преподобный Сергий Радонежский, причисленный к лику святых, при жизни был аскетом и неутомимым тружеником Божьим. Господь наградил его за благие труды даром исцеления и предвидения.

Люди шли к старцу из разных уголков России, и каждый находил у него душевное утешение и исцеление. В честь преподобного, в Москве недалеко от Рязанского проспекта, жители организовали приход имени Сергия Радонежского и построили одноименный храмовый комплекс.

Адрес храма Сергия Радонежского на Рязанке

В столице России, в Юго-Восточном административном округе, рядом с Рязанским проспектом, на расстоянии примерно 700 м от станции метро «Рязанский проспект», если двигаться по направлению к центру Москвы, находится улица Окская. На ней в комплексе строений № 17 расположен храм преподобного старца Сергия. Расстояние от проспекта до собора около 350 м.

Как добраться на машине

На автомобиле к церкви можно подъехать, двигаясь по Рязанскому проспекту по направлению от центра города. Не доезжая 700 м до станции метро «Рязанский проспект», нужно свернуть направо на Окскую улицу. Через 350 м с правой стороны будет расположен храм.

Можно, двигаясь по Рязанке, проехать станцию метрополитена и на кольцевой развязке свернуть направо: на улицу Академика Скрябина. На следующем перекрестке также повернуть направо на улицу 1-я Новокузнецкая, доехать по ней до театра Геннадия Чехачева. Через 200 м повернуть направо на Окскую улицу. Перекресток находится рядом с церковью, она будет с правой стороны.

При движении из центра Москвы по Волгоградскому проспекту необходимо после станции метро «Кузьминки» свернуть налево на Зеленодольскую улицу, двигаться по ней до пересечения с улицей Федора Полетаева, на перекресте повернуть налево и ехать прямо до Окской улицы. Она находится через 1 перекресток, на ней следует повернуть направо, храм стоит с левой стороны на расстоянии 250 м от перекрестка.

Как доехать на общественном транспорте

На радиальной Таганско-Краснопресненской линии (фиолетовая линия № 7) между станциями «Кузьминки» и «Выхино» находится станция «Рязанский проспект». Если двигаться из центра столицы следует сесть в последний вагон и выйти из метрополитена на выходе, который располагается рядом с проспектом.

Храм преподобного Сергия Радонежского расположен рядом с Рязанским проспектом. Следует от станции метро идти пешком по проспекту в сторону цента до перекрестка с Окской улицей. Это расстояние составляет около 700 м. Затем по ней продвигаться примерно 350 м. Это займет около 15-20 мин неторопливой ходьбы.

При поездке в метро в центр города до церкви можно добраться по 1-й Новокузнецкой улице. По проспекту ходят автобусы № 159, 143, 169, на которых можно доехать до храма. Необходимо сеть в маршрутный автобус на островке около станции метрополитена «Рязанский проспект», проехать до остановки «Храм преподобного Сергия Радонежского».

История храма

В середине весны 2000 г верующие этого района Москвы организовали собрание, и на нем постановили создать приход имени святого старца Сергия Радонежского. Также члены прихода решили просить у местных властей дать разрешение на постройку собора недалеко от пересечения Рязанского проспекта с улицей Окской.

В середине мая 2002 г. архиепископ Арсений Истринский провел ритуал освящения участка земли недалеко от пересечения Рязанки и улицы Окской. Крупная строительная фирма «Группа компаний ТЭН» выступила в роли спонсоров и застройщиков ритуального сооружения.

В конце октября 2003 г. в монолитную плиту фундамента малого храма и архитектурного ансамбля заложили капсулу со списком всех людей, которые пожертвовали средства на возведение церкви.

Проект сооружения был разработан архитектором Н.Ю. Хрусталевой. В основе архитектурного стиля собора она использовала образы и архитектурные решения, созданные при строительстве православных храмов в XVI веке. Малый храм комплекса имеет крестовый свод и одну апсиду.

В середине января 2005 г. на купол одноглавого здания церкви водрузили Крест и уже в конце зимы провели мероприятие по освящению собора в честь святого Сергия Радонежского. Практически в это же время рядом заложили вспомогательное строение — дом причта.

В конце апреля 2006 г. в Сергиевскую церковь приехал Патриарх Алексий II, после благословения прихожан, он дал 2-й антиминс во имя Введения Пресвятой Богородицы.

Читайте также:  Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде: описание и адрес храма, телефон, иконы, расписание богослужений

В последних числах ноября того же года освятили фундамент нового будущего большого храма. В то же время освятили дом причта, в котором в декабре распахнула свои двери Воскресная школа. При ней для взрослых и детей открыли разные кружки, театр кукол и школу хорового пения.

Совместно со специалистами завода «Литэкс», на котором отлили колокола для Сергиева храма, наставники организовали Школу Церковных Звонарей. Каждый желающий может в нее прийти, записаться и пройти обучение.

С 2009 г. звонари со всей России съезжаются сюда на традиционный фестиваль, на котором они радуют всех людей дивными колокольными перезвонами.

В начале декабря 2009 г. Патриарх Кирилл освятил собор в честь Введения Пресвятой богородицы. В дальнейшем здесь продолжили работы по украшению внутреннего убранства. В 2012 г. соборный комплекс вошел в новое Благочиние.

Архитектурный ансамбль

Комплекс ритуальных христианских зданий на Рязанке состоит из небольшого Сергиева собора, большой церкви Введения Пресвятой Богородицы, в которую входит крестильный храм Иоанна Крестителя и дом причта.

Проект архитектурного ансамбля разработали и воплотили в жизнь архитекторы И. И. Тажиев и Н. Ю. Хрусталева. Современные зодчие, не пренебрегая деталями, создали ритуальные строения, напоминающие новгородские и псковские древнерусские церкви XVI века.

Храм Сергия Радонежского на Рязанке представляет собой купольное здание с крестообразным сводом, к которому примыкает одна апсида. Большой храм архитектурного ансамбля имеет кубическое основание, его венчают 5 куполов. Одну сторону церкви украшают 3 апсиды, к северной стороне здания примыкает одноглавая звонница-галерея, на входе расположен притвор.

Большой собор Введения Пресвятой Богородицы внутри расписан живописными сценами из Святого писания, он украшен резным, очень красивым иконостасом, покрытым позолотой. За внутренне убранство церкви отвечал художник-монументалист, отмеченный наградами русской православной Церкви – Н. В. Нужный.

Внутреннее убранство

Во Введенском храме в мае 2012 г. началась роспись внутренних помещений, она украсила интерьер собора и помогает прихожанам обрести глубокое молитвенное состояние.

Художественные композиции, которыми расписан храм, создают:

  • Гармонию между наружной архитектурой и стилистикой внутреннего убранства.
  • Атмосферу праздника, посвященного Введению Пресвятой Богородицы.
  • Преемственность стилистических решений с росписями православных древнерусских Богородичных соборов.

Основа композиции взята из росписи Успенского собора, расположенного в Московском Кремле, и одновременно с ним построенных Архангельского храма, находящегося также в Кремле, Рождественского храма из архитектурного комплекса Саввино-Сторожевского монастыря и главного храма Кирилло-Белозерского монастыря – Успенского собора.

Сюжетная линия стенописи внутреннего пространства церкви продолжает традиции, которые сформировались при росписи древнерусских храмов со столпами.

Алтарь собора расписан в традиционной для богородичных соборов XVII века манере:

  • Роспись купола центральной апсиды посвящена чествованию Богоматери.
  • На полукуполе боковой апсиды изображена тема связывания Иоанном предтечей Ветхого и Нового Завета.
  • На другой боковой конхе отображено Небесное воинство в лице архангела Михаила.
  • Центральное место в алтарной росписи отведено изображению «Страстей Господних», которые визуально раскрывают смысл жертвы Христа на кресте, во имя спасения людей, и суть происходящих в алтаре действий во время литургии.
  • Алтарную художественную композицию завершают образы святителей, святых архидиаконов и преподобных.

Роспись в храме Сергия Радонежского

Своды куполов храма расписаны Образами Господа. На стенах со стороны входа традиционно изображены ангелы, держащие в руках мечи и свитки, они напоминают входящим, что все их грехи зримы и в будущем, каждому будет воздаяние по делам его.

Теме Страшного суда посвящены росписи на стенах западного притвора, на потолке изображена кульминационная композиция с Христом, Богоматерью, Иоанном Крестителем и апостолами, сонном Небесных сил.

Святыни и мощи храма

Храм Сергия Радонежского на Рязанке — первый собор, построенный в архитектурном ансамбле, расположенном рядом с Рязанским проспектом.

В большой Внедренческой церкви находятся основные святыни христианского комплекса:

  • Распятие, которое содержит в себе камень с горы Голгофа.
  • Подаренный Патриархом Кириллом список Казанской иконы Божией Матери.
  • Икона Луки Крымского с частицей его мощей.
  • Образ Серафима Саровского, изображенного на иконе, в которой храниться частица его гроба.
  • Икона святого целителя Пантелеимона с частью его мощей.
  • Икона святого старца Сергия Радонежского с частичкой мощей.

И другие иконы с образами великих святых, также в храме находиться общий мощевик – небольшой ковчег со специальными ячейками, в которых хранятся частички мощей святых, канонизированных Русской православной церковью.

Наставники

При храме организована молодежная группа, которая оказывает помощь сверстникам в поиске важных ориентиров и подлинных жизненных ценностей. Ее участники помогают подросткам открыть для себя православное учение.

Желающие к православию молодые люди могут обратиться в христианский комплекс и поддержать это движение, для этого они могут оставить номер своего мобильного телефона в лавке при храме. Им обязательно позвонят активисты молодежной группы и пригласят на встречу.

Катехизатор А.Д. Дмитриевич проводит в церкви согласительные беседы, которые помогают людям пройти обряд крещения. Патриарх Кирилл дал благословение на организацию при храме социальной группы, которая помогает людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, сиротам. Сотрудники социальной службы дадут ответы на многие животрепещущие вопросы.

При христианском комплексе организована Воскресная школа, в ней организованы группы для детей разного возраста. Каждое воскресенье после богослужения проводятся занятия.

Наставники в школе стремятся создать дружественную, семейную атмосферу, организуя познавательные паломнические экскурсии по монастырям и храмам Московской области, музеям, проводя совместное празднование знаменательных дат, устраивая театральные Рождественские постановки.

В субботу в школе проводятся занятия в различных кружках, дети могут обучаться делу, которое им по душе:

  • Научиться рисовать.
  • Заниматься пением.
  • Учиться рукоделию.
  • Пробовать себя в театральных постановках.

Дети более старших возрастов могут изучать фотографию и искусство колокольного звона. Служители церкви активно занимаются миссионерской деятельностью, стараясь объяснить ценности православия и привлечь граждан на путь спасения своей души. Настоятелем христианского комплекса является протоиерей В.Б Сандар.

Расписание служб, режим работы

Каждый месяц на официальном портале Сергиево храма публикуется подробное расписание проводимых служб.

Режим работы храмового комплекса:

День неделиВремя работыПерерыв
Ежедневно8.00 – 19.00отсутствует

Правила посещения храма

Храм Сергия Радонежского на Рязанке – это пространство умиротворения, способствующее и помогающее посетителям общаться с Богом. Здесь люди молятся, поклоняются Господу, исповедуются и причащаются. Они приобщаются в этом месте к Слову Божьему, к его помыслам.

Общепринятые правила поведения в церкви:

  • Человек в храме стремиться помолится в спокойной обстановке, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, не следует никому мешать.
  • Приходить на службу следует заранее.
  • Если есть необходимости покинуть собор до окончания богослужения необходимо встать в стороне, чтобы уйти, никого не побеспокоив.
  • При входе в храм следует перекреститься и поклониться.
  • Нельзя стоять у прохода к Царским вратам.
  • Во время службы ходить по церкви нельзя.

Престольные праздники

Во Введенском соборе престольный праздник отмечается в день чествования события Введения ко храму Пресвятой Богородицы, так как храмовый комплекс двух придельный, то в Сергиевой церкви праздник отмечается в день чествования преподобного Сергия. Поэтому у храмового ансамбля два престольных праздника.

Интересные факты про храм

Украшение внутреннего убранства церкви Введения вела компания ООО «Вифания», специализирующаяся на создании православных икон, стенописи и других частей храмового интерьера. Сотрудники организации, используя серьезную техническую базу, выполняют масштабные, уникальные работы любой сложности.

Н.Ю. Хрусталева создавшая проект, по которому был возведен архитектурный ансамбль, была награждена православной медалью Преподобного Сергия Радонежского I степени. Сотрудники фирмы «Группы компаний ТЭН», пожертвовавшие денежные средства на возведение храмов были удостоены наградами Русской Православной Церкви.

Информация для посетителей

Храм Сергия Радонежского на Рязанке – это современный архитектурный храмовый ансамбль, построенный в традиционном христианском стиле, установленном в древнерусском зодчестве 16 века.

В церкви существуют рекомендации для посетителей, которые регламентируют поведение во время богослужения:

  • Здороваться со священником, необходимо поклоном, не нужно стремиться пожать ему руку.
  • Вести беседы в течение службы нельзя.
  • Не следует разглядывать, пришедших на службы людей, глазеть по сторонам. Внимательная, сосредоточенная молитва должна занимать человека в церкви.
  • Во время богослужения нужно стоять, присесть на скамью может только сильно ославленный человек.
  • При хождении священника по собору во время службы следует отступить в сторону, не создавая ему помехи.
  • При открытии и закрытии Царских врат следует склонить голову.
  • Свечи нужно зажигать, используя одну руку, от горящих свечей, устанавливать их следует ровно.
  • Подойдя к иконе, необходимо сделать поклон, затем отойти и поклониться снова.
  • Креститься следует не торопясь, благоговейно.

Посещение храмового ансамбля в честь преподобного старца Сергия Радонежского на Рязанке внесет умиротворение в души страждущих, поможет увидеть настоящие жизненные ценности и определить нужные ориентиры в жизни человека.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о храме Сергия Радонежского на Рязанке

Литургия в храме:

Храмовый комплекс Сергия Радонежского на Рязанке

Храмовый комплекс Сергия Радонежского на Рязанке включает в себя сегодня 2 храма (Сергия Радонежского (малый) и Введения во Храм Пресвятой Богородицы (большой) и дом причта, в котором размещаются Воскресная школа и Школа Церковных Звонарей.

22 апреля 2000 г. учредительное собрание небольшой инициативной группы верующих постановило создать приход в честь св. Сергия Радонежского и ходатайствовать перед властями о разрешении строительства на Рязанке храма. 19 мая 2002 г. архиепископ Арсений Истринский освятил выделенный на перекрестке Окской улицы и Рязанского проспекта земельный участок. Нашлись и спонсоры, а по совместительству еще и строители – «Группа компаний ТЭН».

23 октября 2003 г. начались работы по возведению первого храма комплекса. Была залита монолитная плита фундамента, а 15 ноября 2003 г. в основание престола церкви был заложен камень с капсулой, хранящей в себе имена всех жертвователей.

16 января 2005 г. на главу малого храма был водружен Крест, а 3 декабря совершилось Великое освящение храма во имя прп. Сергия Радонежского. Одноглавое здание с крестовым сводом и одной апсидой было сооружено по проекту Хрусталевой Н.Ю., стилизовавшей его под XVI в.

К тому времени уже началось строительство на выделенной территории Дома причта.

22 апреля 2006 г. состоялось знаменательное для прихожан событие – Сергиевский храм почтил своим присутствием Патриарх Алексий II, выдав второй антиминс – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы – для приставного Престола. 26 ноября заложили освященный камень в основание второго храма – Введенского, гораздо большего по размерам, нежели храм Сергия Радонежского.

26.11.2006
Установлен камень
в основание Введенского храма

Одновременно был освящен и дом причта, в котором уже 10 декабря открылась Воскресная школа. В нее активно стали приходить взрослые и приводить детей, для которых было со временем организовано множество кружков по обучению рукоделию, игре на гитаре, танцам, а также театр кукол и хор.

Июнь 2008 г.
Колокола Введенского храма

В сентябре 2008 г. при содействии Московского колокольного завода «Литэкс», отлившего колокола для храмового комплекса Сергия Радонежского на Рязанке, здесь была открыта Школа Церковных Звонарей, которая обучала ремеслу звонаря всех желающих. 8 октября 2009 г. состоялся первый местный фестиваль колокольного звона, ставший традиционным. Ежегодно он привлекает звонарей не только из Москвы, но и из других городов России.

Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы

4 декабря 2009 г., наконец, совершилось долгожданное событие –Великое освящение храма Введения Пресвятой Богородицы, его совершил сам Святейший Патриарх Кирилл. Кубический в основании пятикупольный храм с трехчастной апсидой и галереей-звонницей с одной главой в стиле русского православного зодчества XVI в., стал прекрасным образцом для будущих храмов. Все меценаты «Группы компаний ТЭН» были награждены орденами и медалями Русской Православной Церкви.

Роспись Введенского храма

Наталья Юрьевна Хрусталева – главный архитектор этого проекта комплекса, член Союза Московских Архитекторов, удостоена медали Преподобного Сергия Радонежского I степени.

В течение нескольких лет храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы продолжал украшаться изнутри и снаружи. Так, в 2010 г. чеканкой были отделаны двери, а в середине мая 2012 г. началась роспись стен Введенской церкви художниками из компании ООО «Вифания», специализирующейся на создании церковного интерьера. За образец взята роспись стен Успенского собора Московского Кремля XVII века с сохранением расположения сюжетов, но с учетом иконографии XVI в. и лучших образцов сохранившейся стенописи других храмов XVI – XVII вв.

27 февраля 2012 года по благословению Патриарха Всея Руси Кирилла было создано новое Благочиние ставропигиальных приходов и Патриарших подворий, в состав которого вошел и храмовый комплекс Сергия Радонежского на Рязанке.

Храм на Ходынке, которого могло не быть

Беседа с настоятелем храма прп. Сергия Радонежского на Ходынке протоиереем Василием Биксеем

Осенью 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле в Москве и наградил настоятеля храма протоиерея Василия Биксея очередными и внеочередными наградами «за внимание к особым трудам и достойное преодоление многих скорбей и бед на этом славном пути».

Красивый и величественный храмовый комплекс вырос на Ходынском поле буквально за два года, но не все знают, что этому радостному событию предшествовала почти десятилетняя бюрократическая борьба, митинги, протесты и попытки убедить всех, что храм на Ходынском поле никому не нужен.

О скорбях и бедах, которые возникали при строительстве храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, а также о том, каким должен быть современный храм, мы говорим с настоятелем отцом Василием Биксеем.

Храм как часть жизни

О ходынском приходе я узнала от одной из его постоянных прихожанок. Я до сих пор помню, с каким чувством она сказала тогда: «Знаешь, этот приход стал частью моей жизни. Я и не представляю уже, что раньше ходила в другие храмы».

Действительно, храмовый комплекс на Ходынке стал и для меня настоящим открытием. Здесь царила какая-то особенная атмосфера духовной сплоченности, уюта и тепла, которую невозможно не заметить.

После воскресного богослужения тут никто не спешит расходиться по домам. Все вместе – священнослужители и прихожане – собираются за большими столами в трапезной, где сам настоятель стоит на раздаче плова или печет блины.

Пока взрослые ведут беседы, дети быстро кушают и разбегаются по кружкам. Помимо традиционной воскресной школы тут можно найти увлечения на любой вкус. Есть здесь и курсы иностранных языков, и театральная студия, и спортивные секции; также при желании можно освоить музыкальные инструменты и научиться петь в профессиональном хоре, и еще очень много всего.

Если погода позволяет, прихожане собираются на улице. При храмовом комплексе большая благоустроенная территория, где можно и пикник устроить, и в футбол поиграть. Нередко здесь можно увидеть, как сам отец настоятель, сняв подрясник, гоняет с прихожанами мяч.

И вот когда смотришь на всю эту идиллию, видишь радостные счастливые лица взрослых и детей, то и представить сложно, что всего этого могло и не быть. И не так уж и давно было собрано тысячи подписей против строительства храма на Ходынском поле.

– Отец Василий, как же вам удалось создать не просто храм, а настоящий уютный дом для прихожан? Кажется, что я еще нигде не видела такой сплоченности.

– Ну, это совсем не моя заслуга, а людей, которых сплотили трудности. Практически каждый из наших прихожан отстаивал этот храм своей четкой позицией. Это люди, которые вложили сюда свои молитвы и свои средства. И естественно, что сейчас они чувствуют себя частью этого прихода. Вот только бы нам теперь сохранить все это.

С инициативой построить храм и часовню на Ходынке выступили еще в 2000-м семьи и потомки авиаторов

– То есть эти люди – местные жители Ходынки, которые хотели, чтобы здесь был построен храм?

– Когда возникла идея строительства храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле и храма-часовни во имя архангела Гавриила в честь погибших авиаторов, такой Ходынки, какую мы видим сейчас, не было. Все эти дома начинали строиться в 2006 году, а идея строительства храма и часовни возникла в 2000-м! Поэтому первыми людьми, которые двигали эту идею, прежде всего были потомки авиаторов.

Как вы, наверное, знаете, в прошлом здесь располагался Центральный аэродром им. Фрунзе, на котором в разные годы погибло более 100 человек летчиков-испытателей, в том числе и народный герой Валерий Чкалов. Однако их память никак не была увековечена.

Летчики-ветераны и их родственники выступили с инициативой возведения на Ходынском поле храма-часовни в память о своих погибших близких. В 1999 году по благословению Патриарха Алексия была создана община храма-часовни во имя архангела Гавриила.

А в 2000 году была зарегистрирована еще одна община – по воссозданию храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

Остро же вопрос об отстаивании строительства храма именно жителями встал в 2012– 2013 годах, когда здесь образовался новый район.

– Вы сказали, что изначально было две общины, которые хотели здесь храм…

– Да, две небольшие общины. Храм и храм-часовню первоначально планировалось возвести в разных концах Ходынки, но впоследствии правительством было принято решение разместить их на одном участке. Храм и храм-часовня лаконично вписывались в проектируемый парк «Исторические ландшафты Москвы». Чтобы не строить два полноценных храма и не дублировать хозяйственные постройки, общины объединились и начали разрабатывать единый храмовый комплекс, что позволяло минимизировать площадь застройки и увеличить зеленую территорию.

Но вот только начать строить здесь было невозможно, так как земля была под судебной тяжбой между Министерством обороны и Правительством Москвы.

Люди безуспешно писали обращения и ходатайства, но получали ответ, что пока нужно подождать.

Постепенно дело было предано забвению. Общины одна и другая приходили сюда все реже и реже… ну, поплакали, помолились один или два раз в год, и на этом все.

Мы решили: будем молиться. Поставили крест на пустыре и стали каждое воскресенье служить Литургию

– А когда состоялось ваше знакомство с общинами?

– В 2012 году указом Святейшего Патриарха я был назначен настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского. Тогда я и познакомился с представителями общин, и все вместе мы стали потихонечку разбираться с документами. И действительно, оказалось так, что храм Сергия Радонежского и храм-часовня находятся на смежных участках, есть акт резервирования земли и есть акт разрешенного использования, но на этом все.

Соответственно эту землю нам никто подтвердить не мог, и эту землю никто и забрать у нас не мог, но ведь и делать ничего мы здесь не могли. Тогда мы решили, что будем молиться.

– Где же вы молились, ведь здесь ничего не было, просто поле?

– Да, здесь был просто пустырь, люди с собаками гуляли. А мы поставили в том месте, где предполагалось строительство храма, крест и стали там каждое воскресенье служить Литургию.

За парк или против храма?

– Вот только в это время аппетиты вокруг Ходынского поля стали нарастать. Появился самый большой торговый центр, строились все новые и новые жилые комплексы, наметилось строительство метро, а над станцией метро было запланировано возвевдение еще одного огромного торгового комплекса.

Видимо, поэтому наша первая служба на Ходынском поле вызвала крайне негативную реакцию. Неожиданно люди стали выходить в «защиту своих прав», начались митинги против застройки Ходынского поля.

– То есть эти люди были против строительства храма?

– Нет, я не могу так говорить! Большинство из них не были против храма… Скорее всего они просто отстаивали свое право на то, чтобы рядом с их домом не было никаких строек. Они отстаивали свой кусочек земли под парк. Мне кажется, они просто искренне хотели защитить свою территорию. Но в то же время, да, действительно, среди них появлялись и решительно настроенные люди, которые стали выступать конкретно против строительства храма. Почему так случилось, мне непонятно. Еще как-то объяснимо, когда храм был в рамках парка и люди выступали за парк без храма. Но ведь через какое-то время мы отступили и стали строить за территорией парка. Но и тогда эти же люди выступили против, на этот раз уже просто против строительства нашего храма.

– Люди выходили на митинги?

– О, митингов здесь было очень много. Были митинги за парк, митинги против строительства стадиона ЦСК… Только знаете, это были митинги не созидательные, а разрушительные, на которых людей часто вводили в заблуждение. Например, говорили всем, что храм будет занимать 4 гектара земли, хотя на самом деле под него было выделено только 1,2 гектара. Происходили какие-то абсурдные трения, вплоть до того что подделывались подписи.

Например, просили подписаться за строительство парка, но в итоге оказывалось, что все подписывались против храма. Все внимание было на этом храме и парке, а в это время Ходынка спокойно застраивалась и проекты парка постоянно переделывались, в результате чего территория, выделенная под парк, постепенно уменьшалась.

Стройте хоть сейчас!

– Отец Василий, а вас не пугала вся эта нескончаемая борьба?

– Нет. Пока шла вся эта борьба, мы молились под открытым небом и служили Литургию каждое воскресенье. Люди все больше и больше сплачивались, приносили из дома самовары, выпечку. Все вместе мы старались как-то облагораживать и озеленять наш пустырь. Иногда людям реально приходилось вести дежурства у молельного креста, с которым что только ни пытались сделать.

Крест поджигали, пытались распилить… Но мы продолжали молиться

– Что же, например?

– И поджигали, и распилить пытались, и поливали какими-то пахучими жидкостями. Но мы продолжали спокойно молиться.

И вот в 2014 году, когда уже действительно было понятно, что перспектива появления парка и предполагаемого в нем храмового комплекса очень туманная, нам предложили выделить участок на взлетной полосе. У нас сразу возник вопрос о том, когда нам приступать к строительству. И нам ответили: «Да хоть сейчас! Оформляйте документацию и начинайте строить».

– Как же так быстро все перевернулось в пользу храма?

– Когда люди узнали, что они подписались «за парк», а в итоге их подписи преобразовывались в подписи против храма, они были возмущены! Они сказали: «Как это так?! Мы никогда не были против храма, мы очень хотим, чтобы здесь был храм!»

И был организован новый сбор подписей, и около 8 тысяч человек подписались за строительство храма на Ходынском поле, притом неважно, где он будет: в парке или нет.

– Получается, тех, кто был за храм, оказалось гораздо больше?

– Конечно. И всем стало понятно, что надо слушать именно этих людей, а не тех, кто обманными путями наводят непонятную суету и страх.

Как только нам разрешили строить, мы сразу очень быстро поставили храм-часовню во имя архангела Гавриила в память погибших авиаторов. В октябре 2014 года мы служили там первую Литургию, а уже через год, в мае 2015-го, началось строительство храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

«Любви настоящей не может быть без храма»

– А нужен ли был здесь храм?

– Я-то, конечно, как священнослужитель верю в то, что человеку храм нужен – всегда и везде, нужен гораздо больше, чем торговые центры и все остальное.

Ведь вне храма не может быть ничего настоящего, а только обманчивое и фальшивое. Любви настоящей не может быть вне храма, настоящей женственности не может быть вне храма. Ведь что это за любовь, если человек через два года говорит, что «разлюбил», ушел из семьи, да еще и детей бросил!

Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну!

Человек, который хоть иногда ходит в храм, постепенно выравнивает свою жизнь под то, что слышит в храме. Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну.

Хотя знаете, сколько раз меня пытались убедить в обратном! Большую часть своей жизни я провожу в храме и общаюсь со многими жителями района, не только с прихожанами. И много раз одни и те же люди говорили мне: «Батюшка, да бросьте вы это! Мы вас уверяем: храм здесь никому не нужен!»

И это были в основном те люди, которые стояли у истоков протестных движений – будь то против строительства ЦСК или против торговых комплексов.

– Как они аргументировали свою позицию?

– Знаете, всегда особенно начинают возмущаться и «описывать» церковную жизнь те люди, которые к Церкви не имеют никакого отношения. Они обычно находят тысячу аргументов. Они всем и говорили: «Вот увидите, что будет! Построят они тут храм, а при храме будет гостиница, а тут у них будет хозяйство для священника, а здесь они сделают ферму, а на ферме будут животные… И потом каждый день начнутся похоронные вереницы с катафалками. А в довершение всего каждое утро в 6 часов вас будут будить колокола! Это же просто кошмар!» Конечно, кому всего этого захочется?! (Смеется.) Таким образом нецерковных людей очень легко ввести в заблуждение.

Очень часто у людей возникают подозрения, что храмы строятся на бюджетные средства, которые могли бы пойти на строительство школ и больниц, но это не так.

И я хотел бы сейчас подчеркнуть: все храмы строятся на пожертвования добрых людей, которые хотят молиться и своих детей водить в храм.

– Радует, что верующих людей оказалось большинство.

– Тех, кто говорил и убеждал меня в том, что храм здесь не нужен, было человек 10–15.
Зато с 2014 года в нашем храмовом комплексе было крещено 700 человек! Это, может быть, и немного, но если храм «никому не нужен», то как объяснить, что 700 человек уже крещены в этом храме?! А это ведь больше тысячи человек родителей и крестных, бабушек и дедушек. А меня убеждали, что храм здесь не нужен!

– А сейчас сколько раз в неделю служится Литургия?

– Литургия у нас каждый день, всегда есть причастники. А в воскресные и праздничные богослужения наш храм забит битком.

– Отец Василий, насколько я знаю, вы еще и многодетный отец – у вас 6 красивых дочек. Вы с семьей живете где-то поблизости?

– Нет, мы живем в Сергиевом Посаде, и я каждый день сюда приезжаю. Правда, конечно, когда много дел, мне приходится здесь оставаться. Благо что здесь есть такая возможность. Только вот никаких «покоев настоятеля» у нас нет. (Улыбается.) Все только для людей. 14 классов для просветительской деятельности, в которых сейчас занимается около 70 детишек, трапезная на 100 человек, для того чтобы прихожане могли собираться и чувствовать себя здесь как дома.

– Мне очень понравилась ваша традиция собираться всем вместе в трапезной после воскресной службы. Это ваша инициатива?

– Трапеза после Литургии – это нормально, это продолжение Литургии и хорошая традиция, но в рамках проектов современных храмов ее сложно осуществить. Даже наш приход ограничен размером трапезной, мы пока не можем вместить больше 100 человек. Инициатива же собраться часто исходит от самих прихожан – например, когда у человека день рождения, ему хочется всех угостить, и он привозит рыбу и сам готовит уху.

– Какими должны быть современные храмы?

– Храм должен быть традиционным, но в то же время большим, многофункциональным и комфортным. Чтобы нам не нужно было отдавать детей в какие-то коммерческие кружки. По крайней мере здесь ты знаешь, что все объединены верой и точно никто не будет материться и учить ребеночка чему-то плохому.

А еще пребывание в храме должно быть комфортным, современный человек не должен чувствовать себя в храме чужим.

Самый главный в храме – Бог, потом – человек, пришедший к Богу, а священник только служитель – Богу и людям

То есть, с одной стороны, нужно соблюдать канонические традиции строительства, а с другой – надо учитывать современные потребности. Например, мы не увидим в древности храма с гардеробом. А сейчас это стало необходимостью. Раньше храмы были холодные, а сейчас теплые. В зимнее время стоять на богослужении 2–2,5 часа в шубе очень тяжело. Для прихожан с детьми в храмах будет не лишней детская комната, где ребеночка можно перепеленать, а если ему тяжело выстоять всю Литургию, то можно дать ему немного отдохнуть. Также в храмах должны думать об условиях безопасности, о доступности для маломобильных слоев населения, чтобы люди с ограниченными возможностями тоже могли комфортно ходить в храм.

Нужно всегда помнить, что самый главный в храме – Бог, а потом – тот человек, который пришел к Богу, в то время как священник – служитель Богу и тем людям, которые идут к Богу. Храм должен быть территорией райского уголочка.

Прихожане как часть храма

Я вышла от отца Василия с полными пакетами вкусных ароматных свежеиспеченных пирожков и подумала, что храм чем-то неуловимо похож на своего настоятеля. Насколько отец Василий открытый, неунывающий, гостеприимный, все всегда успевает – и по делам храма, и в футбол с прихожанами поиграть, и шесть дочек воспитывать. Настолько и храм у него получился – многофункциональный.

Отец Василий настоятельно рекомендовал мне хоть немного поговорить с прихожанами храмового комплекса на Ходынке: «Понимаете, без них это интервью о нашем храме не будет полным! Они же часть этого храма!»

И вот воскресным днем мы встретились с прихожанами Ходынского храма за большим столом в просторной уютной трапезной. Они с радостью стали делиться воспоминаниями о том, как молились на улице, как приходилось охранять молельный крест, с которым «что только ни делали». Некоторые отметили, что именно с Ходынского прихода началось их настоящее воцерковление. Дети наперебой рассказывали, как им нравится посещать занятия, а особенно – хоровую студию, ведь многие из них поют во время Литургии. Родители же довольны тем, что дети при деле, а в храме у них появились настоящие друзья. И те и другие часто ездят поздравлять с праздниками воспитанников детских домов и старичков из домов престарелых. А еще при храме есть пункт помощи нуждающимся людям. В Неделю жен-мироносиц священники и прихожане раздали тысячи цветов жительницам Ходынки.

Но главное, почти все прихожане говорили о том, что храм давно стал для них не только храмом, но и частью их жизни.

С настоятелем храма
преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле
протоиереем Василием Биксеем
беседовала Лолита Наранович

Храм в честь Преображения Господня в Радонеже

Радонеж — одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. В 1328 году сюда переселился обедневший ростовский боярин Кирилл — именно он стал отцом любимого на Руси святого, Сергия Радонежского, которого при рождении, в миру назвали Варфоломеем.

В 18 веке село приобрело новое название — Городок. И называлось так до 1989 года, пока по решению — как ни удивительно! — советских властей не стало Радонежем. В честь любимого святого назвали и придел в местной Преображенской церкви, которую построили на средства прихожан в 1836-1842 годах на месте бывшего деревянного храма.

В советское время храм в честь Преображения Господня в Радонеже закрыли. Снесли дом священника, на его месте построили свиноферму (теперь там автостоянка). Сама же церковь стала зернохранилищем. В 1941 году сюда въехал клуб.

А вот в 1960-х годах власти приняли решение сохранить радонежские памятники. Храм отреставрировали и разместили в нем экспозицию, посвященную истории Радонежа.

В 1990-е годы Преображенскую церковь вернули Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой Лавры.

Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж

Координаты: 56.208615, 38.039255

Режим работы: ежедневно, 8:00–20:00

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Селение Радонеж основано примерно в 11 веке на левом берегу речки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал ее «Радонеж» — как принадлежащую ему, Радонегу.

В 14 веке тут поселились родители Варфоломея — будущего преподобного Сергия Радонежского. К слову, его родители тоже ушли в монастырь. А сам он, как известно, основал несколько монастырей в стране и Троице-Сергиеву Лавру.

В 1988 году рядом с храмом в Радонеже поставили памятник Сергию по проекту скульптора Вячеслава Клыкова. На возвышенности застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии с мальчиком Варфоломеем, держащим в руках резную икону Святой Троицы. Ведь именно так, по легенде, все и случилось: маленький Варфоломей, которому никак не давалась грамота, вдруг обрел дар к учебе после того, как встретил в лесу молящегося старца. Так начался путь мальчика к Богу.

Сам скульптор Клыков собирался (и общественность его поддерживала) установить памятник осенью 1987 года. Однако власти запретили это делать. Памятник Радонежскому «арестовали» прямо во время пути на свой постамент и отправили обратно под охраной милиции. Однако через несколько месяцев, 29 мая 1988 года, его все-таки открыли — в честь 1000-летия Крещения Руси. Это был первый памятник русскому святому, поставленный с 1917 года.

Интересные факты

С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Родом из этих мест, как полагают историки, гениальный иконописец Андрей Рублев.

Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова, знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

Что посмотреть

Преображенский храм

Преображенский храм выполнен в стиле ампир.
Фото: globallookpress.com

Для начала обратите внимание на архитектуру Преображенского храма, который считается одним из наиболее выразительных представителей стиля ампир в храмовой архитектуре нашей страны.

Радонеж

Радонеж — одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района.
Фото: commons.wikimedia.org

Кроме храма и памятника преподобному Сергию, это десятка полтора дворов, древнее городище, относящееся примерно к 15 веку, и живописные просторы.

Троице-Сергиева Лавра

Сейчас Преображенский храм — подворье Троице-Сергиевой Лавры.
Фото: pixabay.com

До самой Лавры от Радонежа — примерно 15 километров. А это крупнейший мужской монастырь страны, к которому испокон веков сами цари не только ездили — пешком (!) ходили. Настолько святым местом считалась обитель, основанная в 14 веке Сергием Радонежским. К его мощам тут стоит неизменная очередь. Именно в этой обители Андрей Рублев писал свою знаменитую «Троицу» (сейчас икона хранится в московской Третьяковке и на праздник выставляется в храме рядом с галереей).

Расписание служб смотрите на сайте храма.

Какие святыни хранятся

  • Для современных паломников благоустроили тропу к святым источникам: там и спуск красиво сделан, и сами источники украшены подобием большого иконостаса.
  • Рядом находится часовня, куда заходят помолиться Святой Матроне Московской: именно тут находится крест с ее могилы.

Радонеж в культуре и искусстве

Русский художник Михаил Нестеров посвятил Сергию Радонежскому цикл картин. Первая, самая известная и, по мнению автора, самая удачная работа — полотно “Видение отроку Варфоломею”. На нем изображен юный Варфоломей, разговаривающий со старцем. Их окружают лес, холмы, узкая речушка, на заднем плане видна маленькая деревянная церковь. Похожий пейзаж изображен и на картине “Сергий Радонежский” (1899 г.). Исследователи узнают в работах Нестерова окрестности Радонежа.

Фрагмент картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890)/Репродукция

Экспертное мнение

Татьяна Данилова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника:

«Ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен»

В 14 веке Радонеж входил в состав Московского княжества и упоминался в духовном завещании князя Ивана Калиты. В его правление сюда переселились ростовские бояре Кирилл и Мария с тремя сыновьями — так Радонеж стал второй родиной Сергия Радонежского.

В житие подвижника, составленное в 1418-1419 годах, говорится, что радонежский дом родителей святого стоял «около церкви Рождества Христова» (предположительно на месте современного каменного храма или возле него). Согласно письменным источникам, это первый известный нам храм Сергиево-Посадского района. Точное время его появления неизвестно, вероятно – вторая четверть 14 столетия.

После 1764 года Радонеж вошел в состав казенных земель. В 1800-м на средства прихожан возвели еще одну деревянную церковь, но вскоре ее сменил каменный храм, относящийся к лучшим образцам ампира. Со временем он был расписан и окружен оградой.

Художники нередко искали в этом уголке Подмосковья вдохновение. Так, радонежский пейзаж запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» Михаил Нестеров. На лучшем (по убеждению самого автора) из произведений художника узнаются и холмы, и дорога, и извилистое русло реки Пажи. Стоит отметить: ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен. И другие достопримечательности привлекают внимание приезжих: крепостные валы, источник с оборудованной купелью и отдельной обливной купелью для инвалидов, пожилых людей и детей, памятник Сергию Радонежскому; часовня Матроны Московской, в которой хранится крест, некогда стоявший на могиле старицы и, конечно, Преображенский храм с приделом в честь преподобного Сергия. В 1974 году этот собор был включен в перечень памятников республиканского значения.

Читайте также:  Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию