Храм Сергия Радонежского в Крапивниках: описание и адрес храма, история и святыни, расписание богослужений, как добраться

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках: рассматриваем вопрос

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — православный храм Иверского благочинияМосковской городской епархии. Храм расположен в районе Тверской, Центрального административного округа города Москвы (Крапивенский переулок, д. 4). Архитектор (предположительно) Д. В. Ухтомский.

Прежние названия

  • Церковь Сергия в Старых Серебрениках;
  • Церковь Сергия в Сторожах;
  • Церковь Сергия, что на Трубе;
  • Церковь Сергия на Петровке у Трубы;
  • Храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца при Константинопольском подворье;
  • Церковь Сергия Радонежского, что в Крапивках.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Схема проезда
Станция метро «Трубная», далее перейти Бульварное кольцо в сторону Театра современной пьесы, повернуть направо, идти прямо по Петровскому бульвару, первый поворот налево — Крапивенский пер., идти по нему, с левой стороны будет храм.

Богослужения
В субботу Божественная Литургия в 8:00. В воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников Божественная Литургия в 9:30, накануне Всенощное бдение в 17:00.
В пятницу в 17:00 акафист у Чудотворного Кийского Креста (кроме дней Великого Поста и Всенощных бдений праздников). Пассии и все службы Кресту совершаются у Чудотворного Кийского Креста.
В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8:00.

Престолы
Святого преподобного Сергия Радонежского (главный престол); Всех святых, в земле Российской просиявших; святого преподобного Серафима Саровского.

Престольные праздники:
Дни памяти святого преподобного Сергия Радонежского — 18 июля, 8 октября;
Неделя всех святых, в земле Российской просиявших;
Дни памяти святого преподобного Серафима Саровского — 15 января, 1 августа.

История

Храм святого преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках известен с 1597 года. Неоднократно перестраивался в 1625 – 1889 гг. Памятник истории и культуры.
Современный облик здание трехпрестольного храма приобрело в середине XVIII века при участии архитектора школы Д.В. Ухтомского, усыпальница рода которого находится в северном приделе.
Главный престол освящён в честь преподобного Сергия Радонежского (единственный в Москве до революции), боковые приделы — в честь преподобного Серафима Саровского и Всех святых в земле Российской просиявших.
В 20-е годы ХХ века храм был закрыт и переоборудован в цех по заточке коньков.

В 1991 году приход был возрожден, а 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II участвовал в малом освящении Сергиевского придела.
В настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы в преддверии празднования 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского.

Святыни
Чудотворный Кийский Крест Патриарха Никона с частицами мощей более 300 святых угодников Божиих.


Чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и Владимирская.
Иконы с частицами мощей святого преподобного Сергия Радонежского и святого преподобного Серафима Саровского.
На территории храма находится погост с захоронениями священнослужителей XVII-XVIII вв. и рода Ухтомских.

При храме действует Лицей духовной культуры во имя святого преподобного Серафима Саровского.
Проводятся беседы с духовенством, совершаются паломнические поездки.

История

  • 1625 год — начало каменного строительства..
  • 1678 год — построена наиболее ранняя часть существующего здания.
  • 1702 год — построен широкий южный придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи, который объединён с пространством трапезной..
  • 1749—1750 гг. — возведен второй ярус над древним четвериком и колокольня, а также построен северный Никольский придел, вытянутый вдоль четверика и трапезной..
  • 1883 год — земля, на которой стоит храм, передана Константинопольскому подворью (представительству Вселенского Патриарха в России). Сама церковь Сергия Радонежского передана в ведение представительства.
  • 1920 год — колокольня сломана до второго яруса, остался лишь нижний объём с крупным горизонтальным рустом и тяжелым карнизом.
  • год — изъятие церковных ценностей большевиками из храма..
  • год — закрытие храма, ликвидация подворья.
  • 1960 год — здание храма передано заводу металлических изделий.
  • 1991 год — возобновление богослужений;
  • Август 1991 год — в храм передан Кийский крест.
  • 1993 год — при храме открыт Лицей духовной культуры во имя Преподобного Серафима Саровского.
  • 1997—1998 годы — изготовлены деревянные иконостасы для всех приделов храма, а также резные деревянные киоты для икон.
  • 2001 год — восстановление колокольни.
  • 2003 год — открытие приписного храма Преподобного Серафима Саровского в Измайлово.
  • 2010 год — освящение алтаря и начало богослужений в приделе Всех Святых в земле Российской просиявших.
  • 2012 год — восстановление исторических проемов между приделами храма.
  • 2013 год — открытие алтарной росписи в приделе Преподобного Серафима Саровского. Роспись выполнена живописцем Ириной Зарон, работы которой представлены в Третьяковской галерее.

Храм Сергия Радонежского внутри

К сожалению, до закрытия храма Сергия Радонежского никому не пришло в голову сфотографировать или зарисовать интерьеры. Поэтому «лучше один раз увидеть» в данном случае не получится. Да и «сто раз услышать» — тоже. Описания тогдашнего храмового убранства довольно скупы. Например, архимандрит Серафим, автор брошюры «Церковь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» (1884), сообщает, что в главном приделе иконостас был пятиярусный, с четырьмя иконами в местном ряду, одетыми медными посеребренными ризами. В приделах были двухъярусные иконостасы, в переходе между главным храмом и Никольским приделами помещалась старинная икона Явления Божией Матери преподобному Сергию «в сребропозлащенной ризе», а в трапезной висели пять больших древних икон — Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Утоли моя печали», Казанская и Балыкинская.

Оформлять интерьеры после возвращения храма Церкви пришлось заново. Лидия Владимировна Каледа так вспоминала о том, как выглядел храм внутри в 1991 году: «Иконостаса толком не было, и все собирали по крошечкам. Отец Глеб Каледа нес туда из дома все, что можно, так что все те полотенца, которыми обустраивался наш храм, были отнесены туда». Полотенца и пикейные одеяла с прикрепленными к ним иконами заменяли алтарную преграду.

Естественно, в подобных условиях заботились о том, чтобы храм внутри выглядел хоть сколько-нибудь пристойно. Не до жиру, быть бы живу. Поэтому к церковному искусству в подлинном смысле слова принадлежит лишь убранство бывшего Никольского, а ныне Серафимовского придела, относящееся уже к самому недавнему времени. Росписи алтарной части придела выполнены Ириной Зарон, алтарная преграда — Сергеем Антоновым. Чета мастеров, известная своими работами для храмов, создала по-настоящему достойный, благородный ансамбль, в котором фресковая живопись, укорененная в древнерусской традиции (как тут не вспомнить о росписях Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, тем более что и там присутствует композиция «О Тебе радуется», помещенная Ириной Зарон в конхе алтарной апсиды Серафимовского придела), органично сочетается с резными иконами, отсылающими к творениям старых мастеров-кресторезов. Преграда в достаточной степени «прозрачна» и пропускает взгляд рядового, не вхожего в алтарь богомольца к росписям.

Главная святыня храма — Кийский крест Патриарха Никона.

Саша Митрахович 07:19

Святыни храма

Кийский крест с частицами мощей 300 святых угодников Божиих. Крест является точной копией Креста Христова. Он выполнен из кипариса, которому более 3000 лет и содержит в себе частицы мощей святых угодников, прославленных Церковью. Крест был сооружен Патриархом Никоном в 1657 году в память об избавлении от кораблекрушения и считается самым значительным собранием мощей в Православии. Он обладает чудотворными свойствами.

Феодоровская икона. Предположительно, один из 4 чудотворных списков иконы Феодоровской Божией Матери, перед которым молятся о помощи при родах и о семейном благополучии..

Чтимая икона Преподобного Сергия XVIII века с частицей мощей. «По преданию, пред сею иконою три раза возжигалась ночью свеча, почему и икона сия считается и доныне чудотворной. На ней до 1875 года висел сребропозлащенный крест с частицей мощей Преподобного Сергия»..

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Храм преподобного Сергия является подворьем Патриарха Московского и всея Руси.

Усыпальница Ухтомских

В XVI—XVIII веках князья Ухтомские погребались в церкви Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. На северной внешней стене придела Преподобного Серафима находятся четыре поминальные каменные плиты с погребальными надписями рода Ухтомских..

Контакты

  • Адрес: 127051, Россия, Москва, Крапивенский пер., д. 4, стр. 2
  • Телефон: +7 (495) 623-47-80
  • Сайт храма: www.krapivniki.ru

Литература

  • Мурзин-Гундоров В. В. Дмитрий Ухтомский. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2012. — С. 109—113. — 334 с. — (Архитектурное наследие России). — ISBN 978—9.
  • Серафим, архимандрит. Церковь Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. — М.,1884 год.

Как добраться самостоятельно:

От станции метро «Чеховская» — пешком по Страстному, затем по Петровскому бульвару. Можно воспользоваться также троллейбусами №№15 и 31 (остановка — «Трубная площадь»). От станции «Цветной бульвар» — по Цветному бульвару до Трубной площади (на ней, кстати, тоже есть выход одноименной станции метрополитена), перейти Петровский бульвар, повернуть направо. Первый переулок, отходящий от бульвара, — и есть Крапивенский.

Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес

В православном религиозном мире одно из главных мест занимает монастырь Сергия Радонежского, который выстроен в городе Сергиев Посад. Его многовековая история, святыни и богатая архитектура привлекают миллионы паломников ежегодно.

Месторасположение монастыря

Монастырь Сергия Радонежского Сергиев Посад считает своей достопримечательностью, которая ныне носит название Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Ее официальный адрес: Сергиев Посад, Московская обл., 141300.

Как добраться на машине

В 70 км от Москвы находится крупный и привилегированный монастырь, за свои большие габариты получивший статус Лавры. Если путь до него проделывать на личном автомобиле, то лучше двигаться по Старому Ярославскому шоссе. Монастырь находится в самом центре города, поэтому путь следует держать по проспекту Красной Армии.

Проехать святое место невозможно — его видно за счет множества золотых и голубых куполов. Личный транспорт можно оставить на любой из 3-х автостоянок, расположенных близ Лавры. Все они охраняемые. От привокзальной площади города, где находятся железнодорожный и автобусный вокзалы, удобнее добраться пешком по ул. Сергиевская.

История монастыря

Основателями монастыря считаются Сергий Радонежский и его брат Стефан. В 1337 г. монахи возвели церковь и иные сопутствующие здания. Вплоть до XVII в. монастырь являлся крупным культурным и православным центром Руси. Монастырь стал местом жительства и создания известных работ писателей, живописцев, ремесленников.

Немаловажную роль монастырь играл в политической жизни Руси: был совещательным местом великих князей, способствовал организации народных ополчений.

Постепенно монастырь расстраивался и к современному времени вмещает в себя более 50 построек разного назначения, включая:

  • храмы и соборы;
  • усадьбы с постройками;
  • кельи монахов;
  • гостиницы и иные помещения для хозяйственных дел.

С 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны Лавра не использовалась по назначению. С 1946 г. началось возрождение обители. В современное время Троице-Сергиева Лавра занимает лидирующее место в жизни русской православной церкви, является крупным культурным и религиозным центром, занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектор и внешняя отделка монастыря

Первый архитектор, начавший закладку главного колокола в 1741 г., считается московский Иван Мичурин. Строительство под его контролем затянулось на 30 лет.

Ныне монастырь выглядит в традиционно белых тонах стен, высота которых достигает на некоторых зданиях до 15 м, с разноцветными и золотыми куполами.

На музее, трапезных, кельях можно увидеть преобладание красного, зеленого и синего цветов. Заметное смешение стилей во внешней отделке, но все постройки органично вписаны и создают единое целое.

Архитектурный ансамбль монастыря

Свято-Троицкая Сергиева Лавра представляет собой религиозный ансамбль построек, накопившихся за многие века:

  • Главный атрибут монастыря — 88-метровая колокольня. Пятиярусное сооружение имеет более 50 колоколов различных размеров и тональности. За изящный силуэт и декорированный вид здание звонницы приравнено к памятникам.
  • Троицкий собор (XV в.). Белого цвета каменная постройка, которой предшествовал деревянный храм.
  • Успенский собор (XVI в.). Пятикупольное величественное сооружение, поражает и внутренней отделкой. Внешний вид собора создан на основе одноименного московского комплекса в Кремле.
  • Церковь Пр. Зосимы и Савватия Соловецких (XVII в.)
  • Храм в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи (XVII в.), воздвигнут на месте Надвратной церкви. Аристократично и парадно стилизованны Царские Чертоги.
  • Церковь во имя Пр. Михея Радонежского, Смоленской иконы Богоматери, здание Митрополичьих покоев (XVIII в.).

По периметру окружавшей стены (XIV в.) встроены 11 башен, которые образовали вокруг монастыря изломанную четырехгранную геометрическую фигуру. Дополняют слаженный комплекс Водяная башня и Пафнутьев сад, расположенные за стенами Лавры.

Здесь же на территории находится Московская духовная семинария, корпус построен в конце XIX в. в качестве богомольной больницы при храме Прп. Иоанна Лествичника.

Внутреннее убранство

Монастырь Сергия Радонежского Сергиев Посад преображает своей величественностью и статностью. Роскошь соборов видна не только снаружи, но и во внутреннем убранстве. Все здания Лавры созданы в разное время и, соответственно, разнопланово стилизованы. Однако каждый храм, церковь, усыпальня завораживают красотой отделки. Троицкий собор является центром Лавры.

Цветовое оформление его в золотых тонах. От пола до куполообразного потолка по кругу в 5 ярусов изображены иконы, которые идут сплошным рядом и не разделены присущими им рамками. Росписью Свято-Троицкого собора занимались известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Однако подлинники изделий не дошли до наших дней, но спустя 2 века были восстановлены и приближены к оригиналу.

В центре собора в позолоченной раке покоятся нетленные мощи Сергия Радонежского.

Трапезная церковь, служившая для богослужений и торжественных обедов царей, как снаружи, так и внутри представляет стиль русского барокко. Внутреннее убранство поражает роскошью отделки: от лепнины до росписи. Иконостас и религиозная атрибутика традиционно выполнены в цвете золота, купольный потолок и плиточный пол — в комфортных пастельных тонах.

Святыни и мощи монастыря

Монастырь Сергия Радонежского (Сергиев Посад) хранит в своих зданиях для богослужения и открытых для прихожан мощи 9 святых:

Имя святого и вид хранения мощейСобор (церковь)

хранения

Рака с мощами пр. Сергия РадонежскогоТроицкий собор
Рака с мощами пр. Максима ГрекаДуховская церковь
Рака с мощами пр. Антония (Медведева)Духовская церковь
Рака с мощами св. Иннокентия МосковскогоУспенский собор
Рака с мощами св. Макария (Невского)Успенский собор
Мощи св. Серапиона Новгородского в земле, пустое надгробие для поклонения в церквиНиконовская церковь
Мощи св. Иоасафа Московского в земле, пустое надгробие для поклонения в церквиНиконовская церковь
Мощи пр. Дионисия Радонежского в земле, пустое надгробие для поклонения в церквиНиконовская церковь
Мощи пр. Михея Радонежского в земле, пустое надгробие для поклонения в церквиМихеевская церковь

Наставники

Учителем, наставником, а позже и основателем монастыря считается Сергий Радонежский. Смиренный и кроткий еще с подросткового времени, Сергий изо дня в день познавал библейские заветы, науку и грамотность, и считался очень образованным человеком.

Первый, кто основал и возглавил монастырь Сергия Радонежского стал сам Сергий.

Позже его приравняют к святым в помощь всем учащимся. Несмотря на его отшельничество, он был гуманным человеком. Его примеры человеколюбия дошли до наших дней и стали традицией для служителей Лавры. Ученики и последователи его наставлений открыли много монастырей по стране.

Расписание служб, режим работы

В монастырь можно попасть на любое богослужение. Каждый собор, храм и церковь имеет свое расписание служб. Самая ранняя литургия читается с 05.00 ч., начало вечерних молебен — в 18.30 ч.

Расписание богослужений составляется на неделю (Седмица) с учетом православных праздников и постов, его можно узнать в самой Лавре либо на официальном сайте, с указанием храма, в котором будет проходить служба. Для экскурсий, свободного посещения и молитвенной процессии монастырь открыт с 5.00 до 21.00 ч., в православные праздничные дни — круглосуточно.

Правила посещения монастыря

Сергиевопосадский монастырь Сергия Радонежского, известный далеко за пределами России, в первую очередь — место для проведения молитв и религиозных обрядов, и только потом музей и памятник культуры и многовекового искусства. Служители настоятельно рекомендуют паломникам придерживаться традиционных церковных правил, чтобы сохранить атмосферу и суть православного верования.

Они такие:

  • внешний вид посетителя — закрытая одежда (исключить шорты, короткие юбки, глубокий вырез на груди), по возможности спокойные тона в цветовом исполнении, без головных уборов. Для женщин дополнительные условия: покрытая голова, низ одежды должен исключить брючные варианты, спокойный макияж;
  • на территории Лавры запрещены телефонные звонки и разговоры;
  • не фотографировать внутреннее убранство храмов, так как фотовспышка наносит невосполнимый вред старинным фрескам, а также процессию богослужений, так как это создает помехи для монахов при проведении службы;
  • посетителей с детьми просят не оставлять чад без присмотра во избежания травматизма, нанесению вреда.

Престольные праздники

Ежегодно в праздник обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в обители проводится благотворительный обед для гостей Лавры. Трапеза начинается после последней утренней службы в 11.00 ч. и продолжается до 17.00 ч. Обед проводится за длинными столами под открытым небом. Готовка угощений — также на улице, всегда трудятся около 4 полевых кухонь.

Такую традицию зародил в монастыре его основатель Сергий Радонежский, он прославлял совместную трапезу монахов и гостей Молитвенных домов, как единение с Богом. Вот уже 7 столетий его традиция бережно передается от поколения к поколению.

Интересные факты про монастырь

Старинные богомольные места обрастают слухами и таинствами. Некоторые — вполне правдивые и имеют достоверные источники подтверждения этому. Не исключением стал и монастырь Сергия Радонежского. Известно, что огромное количество паломников в любое время года шли к святому месту. Среди них были и русские цари.

Так, религиозная Елизавета Петровна решила преодолеть расстояние в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру пешком от Москвы. Однако такой путь проделала она не сразу. По мере сил проходила около 3 километров в день, далее отправлялась обратно во дворец в карете. На следующий день извозчик привозил императрицу в карете на то место, где она накануне закончила путь.

И таким образом Елизавета Петровна добралась до Лавры за несколько месяцев. Во все времена колокольне Лавры принадлежал самый большой колокол. Ныне восстановленный после разрушений звонарь массой более 70 т находится на самой вершине колокольни и действует до сих пор. За свою масштабность и тяжеловесность получил имя Царь-колокол.

Однако в советские годы во время религиозных гонений все колокола монастыря, в том числе и Царь-колокол, были разрушены. Аналог звонаря создан в 2004 г. на Балтийском судостроительном заводе. Месторасположение монастыря, наличие в его покоях богатых и ценных украшений и предметов искусства искушали кочевников и разорителей.

Поэтому в подземном пространстве Лавры проделаны различные ходы, которые соединяют храмы, церкви и скиты между собой. Доподлинно учеными не подсчитан километраж подземных путей, также не проводилась проверка их эксплуатационного состояния. Однако подтверждающие источники говорят о том, что ходами пользовались во вторую мировую войну.

В апреле 1931 г. городские власти Сергиева Посада (в то время город именовался Загорском) своим решением запрещали колокольный звон в пасхальные дни. Звонари настолько громко трезвонили, что заглушали работу в учреждениях, предприятиях и школах, которые находились рядом с церквями.

Информация для посетителей

Для иногородних посетителей паломническая поездка может продлиться более одного дня. Для знакомства с культурой и историей страны и совершения религиозных обрядов организаторы предлагают остановиться на ночлег близ Лавры: гостиницы Вознесенская и Старая.

Условия не отличаются роскошью, однако все необходимое для проживания имеется: новая и комфортная мебель, чистые санузлы, комнаты рассчитаны на 2-8 человек. Немаловажный фактор выбора пансионатов — шаговая доступность до обители. Для организованных групп предусмотрены комплексные завтраки и обеды в трапезной, с учетом расписания ранних литургий и иных богослужений.

Так, время начала литургии в храмах:

  • в Троицком соборе — в 6:30 ч.;
  • в Трапезном храме и Успенском соборе — в 6:00 ч. и 8:30 ч.

Всенощное бдение в молитвенных домах — с 17:00 ч. Исповедь начинается в 6.00 ч. и в 9.00 ч. в зависимости от начала литургии и проводится в Надвратном храме в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи (2 этаж).

Монастырь Сергия Радонежского является достопримечательностью не только Сергиев Посада, но и столицы. За масштабность построек и количество служителей церкви получил статус Лавры — самой крупной в России. Возможно, лучше один раз увидеть и прикоснуться к его величию, чем много раз услышать.

Автор: Анна Данина

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о монастыре Сергия Радонежского

Экскурсия по Троице Сергиевой Лавре:

Храм Сергия Радонежского на Рязанке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Богослужения на этой неделе

Смотреть на яндекс диске в jpg: с 19 по 26 мая 2019Смотреть на яндекс диске в pdf: с 19 по 26 мая 2019

Понедельник8:45

Вечерняя, Утренняя службы

Вторник8:45

Среда8:45

Четверг8:45

Вечерняя, Утрення службы

Пятница8:45

Вечерняя, Утрення службы с акафистом

Суббота8:45

Воскресенье6:45

Вечерняя, Утреняя службы с акафистом

Как добраться до храма?

  • Ближайшая к храму станция Московского метрополитена – «Рязанский проспект» . Оттуда можно спокойным шагом дойти до храма за 10-15 минут (не сворачивайте никуда с Рязанского проспекта, направление движения – в сторону центра).

Важно! Если вы едете на метро из центра, садитесь в самый последний вагон – и не прогадаете!

Если хочется, чтоб транспорт доставил вас прямо под ворота храма – не беда! От метро «Рязанский проспект» к остановке «Храм Сергия Радонежского» ходит автобус №159, который останавливается прямо напротив церкви, и автобусы №143 и №169, которые высадят вас на той же остановке, только на Рязанском проспекте.

Знаете ли вы? Храм Сергия Радонежского на Рязанке – не единственный в Москве: во славу преподобного Сергия освящены храмы в Биберово, в Рогожской Слободе, в Крапивниках, в Солнцево и в других районах столицы.

Крещение

В нашем храме для собирающихся принять Таинство Крещения, родителей и крёстных перед Крещением проводятся две огласительные беседы, первая в понедельник, вторая в четверг.

Беседы проводятся в классе воскресной школы или на втором этаже колокольни, в 18:30, продолжительность бесед примерно полтора часа.

  • В нижнем храме
  • В субботу 12:00 – мужчины, младенцы
  • В воскресенье 13:00 – женщины и девочки старше 9 лет, младенцы
  • Являться на крещение нужно за 30 минут
  • По необходимости таинство может совершаться в будние дни. По договорённости — со священником на дому

Телефон для справок: 7 (351) 778-65-73 7 922-739-99-93 (регистратура)

Более подробно о крещении

Современная уникальная архитектура и роспись

22 апреля 2000 года, на Учредительном собрании протоиереем Леонидом Ролдугиным было дано благословение на строительство нового прихода в честь Сергия Радонежского на Рязанке.

Строительство этого удивительного храма поистине было под благословением Творца, ибо через 2 года, 19 мая архиепископ Истринский Арсений освятил землю, на которой планировалось будущее возведение еще одной московской святыни.

При этом событии присутствовал благочинный Петропавловского округа протоиерей Анатолий Родионов, депутаты Мосгордумы. Настоятелем будущего прихода поставлен Виктор Сандар, служивший прежде клириком Марьинской церкви иконы Богородицы «Утоли печали».

В залитую монотонную плиту заложили капсулу, в ней указаны все имена людей, сделавших пожертвования на новый приход.

Понадобилось всего три года для возведения Малого храма преподобного Сергия на Рязанке и водружения на него Креста. 16 января по этому поводу отслужили молебен в присутствии архиепископа Арсения, благословили дальнейшее строительство.

Осенью этого же 2005 года начали строить дом причта, здание для постоянного проживания служителей и их семей.

3 декабря перед праздником Введения Богородицы после освящения собора архиепископом Истринским в храмовом комплексе Сергия Радонежского на Рязанке начали совершаться богослужения.

В день Воскрешения Христов, 22 апреля 2006 года, при посещении новопостроенной церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ храму был подарен второй антиминс, дающий право начать строение еще одного Престола, Введенского Собора, закладка которого была произведена 26 ноября архиепископом Арсением.

В храмовом комплексе преподобного Сергия Радонежского продолжалось строительство, а параллельно с этим церковь постоянно привлекала новых прихожан, организуя при приходе:

  • воскресную школу для детей и взрослых;
  • шахматный клуб;
  • кружки пения, танцем, игры на музыкальных инструментах;
  • школу звонарей.

7 апреля 2008 года в день Благовещения большое скопление народа стало свидетелем освящения колоколов, которые впервые зазвучали в Светлый праздник Воскрешения Христового, а через год 3 мая состоялась торжественная церемония освящения крестов и их водружение на Введенскую церковь Пресвятой Божьей Матери.

Глядя на великолепные рисунки, не верится в то, что благословение на роспись церкви Введения Богородицы было дано только в мае 2012 года, а фаянсовый иконостас в честь пророка Иоанна Крестителя установлен в феврале 2014 года, а не много столетий тому назад.

Празднование 700-летия, 8 октября 2014 года, со дня явления на этот свет преподобного Сергия Радонежского происходило в полностью расписанной Введенской церкви.

Стенные росписи, киоты, иконостасы, иконы созданы высококвалифицированными мастерами своего дела, работающими в ООО «Вифания»

Современная стенопись, выполненная под руководством художника Никиты Нужного, трудно отличить от древних рисунков XVI века, которыми расписаны другие храмы Москвы.

Нельзя без восхищения и благоговения любоваться библейскими сюжетами, созданными руками современных художников.

Прославлена Пречистая Богородица в центральной апсиде «О Тебе Радуется», которая идентична росписи XVII века.

Боковые конхи являют прихожанам картины из жизни Иоанна Крестителя и Архангела Михаила — военачальника Воинства Небесного.

Нельзя без слез стоять перед сюжетной линией, изображающей Страсти Господние.

Купольную часть современной святыни величает образ Спасителя, благословляющего земной мир.

На сводах изображены события 12-ти великих праздников, возглавляемые Введением Богородицы в храм и Ее Успением.

Отступникам, некрещеным, пребывающим во время чтения Литургии в притворе, есть о чем подумать, видя картины Страшного суда, изображенные на стенах.

8 октября является престольным праздником Радонежского Прихода на Рязанке в Москве.

В этот день в 2009 году прихожане во главе со священством совершили крестный ход вокруг храмового комплекса, который завершился молебном внутри церкви.

4 декабря еще один престольный праздник прихода преподобного Сергия Радонежского на Рязанке в Москве.

В этот день в 2009 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом была проведена первая Божественная литургия в нововозведенном Введенском соборе после освящения его.

К особо чтимым иконам относится святой образ Божьей Матери «Казанская».

Всегда людно у афонской иконы великомученика Пантелеймона.

Не уменьшается число просящих у святых образов с частицами мощей:

  • архиепископа Симферопольского Луки;
  • преподобного Серафима Саровского;
  • праведника Иоанна Кронштадтского;
  • преподобного Сергия Радонежского;
  • святителя Николая Чудотворца и других святых.
  • История храмового комплекса начинается одновременно с новым миллениумом, на заре третьего тысячелетия. Да-да, именно в 2000 году было принято решение: новому храму, носящему имя великого чудотворца, святого, основавшего Троице-Сергиеву лавру и благословившего Дмитрия Донского на битву с грозным Мамаем, – быть!
  • Само собой, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Строительство продолжалось целых пять лет, прежде чем в блистающих новизной стенах храма состоялось первое богослужение. И дело пошло более споро: был заложен и вскорости возведен дом причта (приходского священника) и второй храм , гораздо превосходящий по размеру своего предшественника и освященный во славу Введения во храм Пресвятой Богородицы (правда, на это понадобилось еще четыре года).
  • Храм Сергия Радонежского совсем не кажется порождением новейшей истории: в его архитектуре совсем нет ничего, говорящего о модерне и уж тем более – о постмодерне. Авторы проекта бережно воссоздали атмосферу XVI века, уделив немалое значение деталям. Всего один купол венчает храм с крестовидным сводом, окруженный одинарной апсидой, вызывая ассоциации со старинными византийскими церковными строениями.
  • Введенческий храм с первого взгляда кажется гораздо эффектнее своего старшего брата. Построенный в русском стиле той же эпохи, что и малый храм, он гордо несет венчающие его пять глав и галерею-звонницу, словно напоминая прихожанам, что антиминс (материю с частицами святых мощей, вшитых в нее, необходимую для совершения Божественной Литургии) для него выдал не кто-нибудь, а сам Патриарх Алексий II.
  • Главные святыни храмового комплекса сосредоточены в Введенческом храме. Это и распятие с настоящим камнем с самой Голгофы , и Казанская икона Богородицы , и икона Серафима Саровского с частичкой его гроба, и чудодейственная исцеляющая икона с частичками мощей великомученика Пантелеймона , и многие другие.

Сергий Радонежский — святой XIV столетия

Почитание Творца и жизнь в поклонении Ему — подвиг христианской жизни преподобного, являющийся примером для познания Святой Троицы для всех православных верующих.

За свое послушание Бога и аскетический образ жизни преподобному был явлен дар воскрешения мертвых и исцеления больных. Никто не уходил от наставника без исцеления, его слава распространялась по всей округе и далеко за ее пределами, однако, это никак не повлияло на аскетическую жизнь игумена.

Только после смерти святого монахи рассказали, что однажды во время Литургии около преподобного явился Ангел.

Сергий Радонежский благословлял войско Дмитрия Донского на битву, во время которой как игумен, так и вся братия пребывали в молитве. Святой предсказал победу Куликовской битвы. Будучи почти 80-летним стариком святой за 6 месяцев знал о смерти, он подготовил свой уход, передав руководство приходом игумену Никону.

25 сентября 1392 года преподобный Сергий Радонежский отошел к Богу, оставив навеки память о себе.

Информация для паломников

Расписание богослужений в Сергиевских церквях следует уточнять на сайте приходе или по телефону, указанному там же.

Ежедневно в 8.40 начинаются Часы и Литургия. Вечерняя служба начинается в 17.00.

Добраться до храма Сергия Радонежского на Рязанке легче всего метро, доехав остановки «Рязанский проспект», следует спросить, где улица Окская 17.

Документальный фильм о храмовом комплексе прп.Сергия Радонежского на Рязанке

vladimirdar

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире.


Всего 23 фото

Скажу, не сильно преувеличив, что этот Храм во имя преподобного Сергия Радонежского является особенным для Москвы и каким-то трогательно-чутким. Он совсем не большой и взгляд человека, интересующегося историей родного города, сразу же останавливается на нем, а в душе появляется какое-то спонтанное чу́вственное ощущение тепла и тихой радости. Храм был, возможно когда-то, устроен чаяниями местных артелей серебряных дел мастеров, находился в глубине слободы и принимал совсем не много молящихся из местной округи. Тем, наверное, он и ценен, поскольку ощущение индивидуальных личностей прихожан не растворились в большом количестве молящихся с течением Времени. Здесь воистину возможно ощутить дух Старой Москвы, что несет их личные чувства и переживания.

Все это, конечно, субъективно, но именно эти ощущения лично я улавливаю, когда уж в который раз смотрю на этот храм. Более того, некоторое время я работал в здании Константинопольского подворья, что находится во дворе этой церкви, и из окна моего офиса достаточно долго был виден купол этого древнейшего храма Старой Москвы. Наверное, только ради этого стоило провести это время здесь, в таком чувственном окружающем контексте центра старого города. Далее под катом история этой необычной московской церкви, чудом уцелевшей в неумолимом горниле времени, о некрополе князей Ухтомских, немного о чудотворном Кийском кресте, что хранится сейчас здесь и некоторые мои ощущения о храме.

Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах – Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, – возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка»
03.

Сегодняшний адрес храма: Москва, Крапивенский переулок, дом 4, строение 2.
04.

В издании «Московский Некрополь» (1907–1908), составленном В.И. Саитовым и Б.Л. Модзалевским, указывается, что в XVI–XVIII веках в церкви Сергия на Трубе погребались князья Ухтомские. До сих пор под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Ухтомских Сергиевского храма чудом сохранился.
06.

Это также чудом уцелевшие надгробные плиты от старого церковного кладбища. Надгробные плиты и памятники находятся с северной стороны церкви. По моим предположениям, вот это желтая невысокое сооружение, на втором плане, и является входом-доступом в усыпальницу Ухтомских, расположенную в южной части храма, под юго-западным углом трапезной.
08.

В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает «Строельная книга» 1657 года. В ней же написано: «Церковь Сергия Чудотворца деревянная, что у Трубы, а мерою под церковью земли и кладбища в длину 23 сажени, а в другую сторону 17 саженей без трети, поперек 18 сажен без получетверти (примерно 50 х 40 м), и то кладбище тесно, порозжей земли нет… И по Государеву указу к церкви Сергия Чудотворца, что у Трубы, для утеснения старого кладбища взята вновь под кладбище порозжая церковная земля, что перед поповым и дьяконовым двором. Да под новое ж кладбище взято из попова из Игнатьева да из дьяконова Борисова дворов из длинников по пяти сажен из двора на поперечнике через все их дворы. И всего того новоочистного кладбища и с порозжей землей вдоль подле старого кладбища осьмнадцать сажен без получетверти, поперек от старого кладбища семь сажен с третью. И по Государеву указу старое кладбище огорожено заборами наглухо в вышину в полтретья аршина, а новоочистное кладбище… огорожено изредка надолбами».
09.

Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов. 20 сентября 1749 года, следует указ Московской Синодальной конторы «церкви Сергия Чудотворца на Трубе священнику Семену Иванову с приходскими людьми о постройке вместо оной ветхой церкви каменной настоящей церкви с двумя приделами». Очевидно, это самая крупная переделка в истории храма преподобного Сергия в Крапивниках. После нее он приобрел планировку, близкую к современной: основной четверик надстроили вторым ярусом, а с северной стороны появился Никольский придел. Тогда же, очевидно, возвели и колокольню.
10.

13.

Церковь Сергия Чудотворца в Крапивках близ Петровскаго бульвара. 1881 год.
Источник

Второй ярус колокольни – равногранный восьмерик, в каждой грани которого пробито по арке, несколько выступающей из плоскости стены и завершенной замковым камнем. Нижняя часть каждой стены восьмерика оформлена плоской прямоугольной филенкой, верхняя часть над аркой – плоской фигурной филенкой, доходящей до карниза. Стыки стен восьмерика оформлены угловыми пилястрами, на которых лежит сложный многопрофильный карниз.

К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули). Церковь перешла во владение подворья вместе с прилегавшим земельным участком. Участок не был застроен, и 11 июня 1885 года архимандрит Серафим обратился к епархиальному начальству с просьбой о разрешении увеличить придел во имя Иоанна Предтечи и Московское Археологическое, обследовав храм, постановило «все требуемые постройки и перестройки разрешить».
14.

Одновременно с расширением придела началось строительство комплекса жилых домов вокруг храма. Часть помещений в них предназначалась для служителей подворья, часть – для сдачи внаем. На фасаде, обращенном к северной стене храма, сохранились каменные памятные доски с надписями по-гречески и по-русски: «В царствование Александра III было открыто подворье при Вселенском Патриархе Иоакиме III, в лето 1883 года. Здания сего Константинопольского подворья воздвигались в Патриаршество Дионисия V, при первом настоятеле его архимандрите Серафиме, в 1887–1892 годах. Постройки исполнены архитектором С. К. Родионовым». Строительством жилых домов подворья был создан единый гармоничный архитектурный комплекс с церковью прп. Сергия Радонежского.
15.

В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками.

В 1934 году архимандрит Василий умер, но храм действовал еще несколько лет и 5 февраля 1938 года Мособлисполком постановил церковь закрыть, переоборудовать и организовать в нем районный дом пионеров. После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде – дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления. В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.

Вот в каком удручающем состоянии была эта церковь к началу 80-х годов прошлого века.
17.

В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. 15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.

Кстати, усыпальница князей Ухтомских, о которой я уже упоминал, расположена в юго-западном углу трапезной. Это как раз в правой части кадра (фото ниже). Видимого доступа в нее в этом месте и изнутри храма нет. Никаких сведений об этом и архитектурные планы церкви мне найти не удалось. Позволю себе предположить, что проникнуть в подвалы храма, в том числе и в эту усыпальницу, возможно через невысокое сооружение к у северной его стены, – как раз с той стороны, где находятся пристенные погребальные и надгробные плиты .

Вход в храм с Крапивенского переулка.
20.

А это реликвия храма – знаменитый “Кийский крест” из кипариса с частицами мощей более 300 святых, заказанный в 1650-х гг. Патриархом Никоном в Иерусалиме для Крестного монастыря на Кий-острове, что недалеко от Архангельска (изготовлен в размер Креста Господня). В 1930-х гг. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем был перевезен в Москву и хранился в запасниках Государственного Исторического музея (говорят нашли его где-то под лестницей). В 1991 г. Кийский Крест Патриарха Никона передан в храм преподобного Сергия Радонежского.
21.

Храм тихий, камерный и уютный. Странно, вроде бы за безбожное время энергетика храма должна была бы исчезнуть, но по субъективным ощущениям, этого не произошло. Храм наполнен тихой радостью, иначе и более просто не могу сказать. Явно сто́ит сюда сходить, чтобы почувствовать все это.
22.

23.

Именно об этом храме очень хотелось рассказать тепло и неформально. Хоть это и церковно-религиозное сооружение, но именно в таких местах чувствуешь “дыхание Старой Москвы”.

С.К. Романюк. Из истории московских переулков (1988).
Официальный сайт Храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Крапивенский переулок, расположенный на задворках Высоко-Петровского монастыря, существовал с конца XVI века. С.К. Романюк в книге «Из истории московских улиц» отмечает: «Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 года упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, – возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка… В Крапивенский переулок выходила и часть большого владения князей Одоевских. Это была барская усадьба с большим каменным домом в центре, садом и прудом».

Церковь в Крапивенском переулке известна с конца XVI века. Освящена она в честь великого молитвенника и печальника земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Основатель Троицкого монастыря по праву считается величайшим из святых Древней Руси. Сергий родился в очень трудное для нашей страны время, когда на Русской земле практически невозможно было найти человека, который бы помнил, каково это – жить не под гнетом татаро-монголов. Люди беспомощно опускали руки, безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя никакого выхода и утешения. Сергий Радонежский дал русскому народу столь нужные ему утешение и надежду.

Преподобный поселился в глухой, непроходимой лесной чаще, но свет его добрых дел и оттуда сиял и распространился по всей Руси. Сергий Радонежский был для соотечественников примером нравственного совершенства, примером того, как нужно «жить во Христе». Он старался уйти от мира, чтобы посвятить свою жизнь усердной молитве и служению Богу, но без его чуткого участия, без его бережного благословения не прошло ни одно крупное историческое событие второй половины XIV столетия. Знаменитый русский историк В.О. Ключевский так характеризует роль преподобного Сергия Радонежского в жизни русского народа и государства:

«Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни».

Москва, а вслед за нею и вся Русь стала почитать преподобного Сергия своим небесным покровителем. В сознании русского человека он занял место рядом с Борисом и Глебом – национальными заступниками Руси. Сергиевская церковь за юго-восточной стеной Высоко-Петровского монастыря, основанного в XIV веке митрополитом Петром, была тесно с ним связана. По одной из версий, в монастыре трудились не только иноки, но и миряне, а так как в монастыре нельзя было ни крестить, ни венчать, то специально для этого построили храм во имя преподобного Сергия. Впрочем, вокруг причин возникновения на этом месте церкви до сих пор не умолкают споры.

Одно из древнейших названий Сергиевского храма – «в Старых Серебряниках». Раньше здесь находилась Старая Серебряная слобода, в которой жили серебряники – ремесленники, работавшие на Монетном дворе. В ружных книгах XVII века церковь имеет уточнение «что в Новых Сторожах». Следовательно, на этой территории селились дворцовые сторожа. В Москве есть храмы Троицы Живоначальной в Серебряниках и Вознесения Господня в Сторожах. По количеству топонимических уточнений церковь преподобного Сергия Радонежского даст фору многим московским храмам. Ее называли также Сергиевской церковью «что на Трубе» или «на Петровке у Трубы».

«Трубой» в народе прозвали отверстие в стене Белого города, сделанное специально для реки Неглинной. Храм Сергия Радонежского располагался как раз между Петровкой и «Трубой». Но больше всего вопросов вызывает уточнение «в Крапивниках». Церковь находилась в пределах Белого города в непосредственной близости от древнего Высоко-Петровского монастыря, и трудно поверить, что здесь в XVI–XVII веках была глухая, заросшая крапивой местность. Если посмотреть на Сигизмундов план Москвы 1610 года, то можно увидеть, что вся территория между Петровкой и рекой Неглинной застроена деревянными домами.

С другой стороны, в столице часто случались разрушительные пожары, из-за которых мог появиться пустырь, заросший крапивой. Не стоит забывать и версию о домовладельце асессоре Крапивине, предложенную Романюком. Храм преподобного Сергия Радонежского впервые упоминается в документах в первой половине XVII века. В пожаре 1677 года церковь сгорела, а через год началось строительство новой каменной церкви. В писцовой книге 1680 года она называется «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». Храм представлял собой бесстолпный четверик с тройной апсидой и луковичной главой на барабане. При церкви была построена колокольня.

В книге конца XIX века, посвященной Сергиевской церкви, сказано об одном из колоколов: «Лета 7197 (1689) года вылит сей колокол сечеными, приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих. Весу в сем колоколе 73 пуда». В этой книге неспроста упоминается фамилия князей Ухтомских. В XVII и XVIII веках в церкви преподобного Сергия Радонежского находилась родовая усыпальница этого знатного рода.

Ухтомские происходили от Рюрика и являлись младшей ветвью удельных князей Белозерских. Основатель рода – князь Иван Иванович – владел Ухтомской волостью на реке Ухтоме и принял фамилию от этой волости. Характерная черта рода – его многочисленность. Ухтомские были записаны в дворянские родословные книги более десяти губерний. Среди Ухтомских было немало известных имен. Василий Иванович по прозвищу «Большой» отличился в казанском походе 1467 года. Хлыновский воевода Михаил Федорович во время Смуты остановил наступление на Вятку. Самым известным представителем этого княжеского рода является архитектор Д.В. Ухтомский.

В 1702 году к Сергиевской церкви был пристроен широкий южный придел Иоанна Предтечи, а через несколько лет – северный Никольский придел. В 1749 году произошла крупная переделка храма Сергия Радонежского в Крапивниках, благодаря которой он приобрел вид, близкий к современному. Появились колокольня и верхний ярус церкви в виде невысокого четверика со срезанными углами. В основных гранях верхнего яруса были прорезаны окна, промежуточные грани украсили арочными нишами, а углы – пилястрами. Кстати говоря, Д.В. Ухтомский в середине XVIII века работал в Высоко-Петровском монастыре и мог принимать участие в переустройстве Сергиевского храма.

В январе 1771 года в Москве началось ужасное бедствие – открылась моровая язва. Краевед Е.А. Звягинцев в статье «Чума в Москве в XVI и XVIII вв.» отмечает: «Эпидемия 1771 года была повальной болезнью преимущественно городской бедноты. В своем озлобленном состоянии московская «чернь» готова была думать, что зараза является делом чьей-то злой воли. Распространялись подозрительные слухи о преступном поведении докторов, обострялось всегдашнее недоверие к представителям царской власти, к дворянству. В народе зрело глухое недовольство, которое в сентябре 1771 года, когда беспощадная чума достигла наибольшей силы, вылилось в так называемый чумный бунт».

Из-за моровой язвы в приходе церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках осталось только шесть дворов. Священник умер, несколько лет храм не работал, а приход был приписан к Знаменской церкви за Петровскими воротами. Второй раз Сергиевский храм закрыли после нашествия на Москву Наполеона в 1812 году. Французские захватчики разграбили церковь, а страшный московский пожар нанес ей сильнейший урон. В 1813 году она на долгие годы оказалась приписанной к храму Григория Богослова в Богословском переулке близ Дмитровки. Церковь преподобного Сергия находилась в таком плачевном состоянии, что в 1820-х годах ее хотели разобрать.

Только благодаря митрополиту Московскому Филарету, который посчитал здание прочным, удалось сохранить храм в Крапивенском переулке. В 1848 году монахи Афонского Пантелеимонова монастыря попросили передать им Сергиевскую церковь для устройства в ней подворья. Но это был единственный в Москве храм, главный престол которого освящен в честь Сергия Радонежского, поэтому Филарет отказал афонским монахам. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, а иное, после удаления на Афон для безмолвия, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую на подворье», – как всегда кратко и точно объяснил владыка свое решение.

В 1870 году прихожане и причт храма Григория Богослова в очередной раз отказались отдать церковь преподобного Сергия Радонежского – теперь для размещения в ней Сербского подворья. В книге, изданной Сергиевской церковью, есть описание храма в Крапивенском переулке в XIX веке: «В центре уличного фасада размещалась колокольня, частично выходившая за красную линию переулка. Первый ярус колокольни представлял собой кубический объем с рустованной отделкой главного фасада, в котором видны ворота. На боковых фасадах отделка принимает форму широких рустованных столбов, поддерживающих профилированный карниз, завершающий первый ярус.

Второй ярус колокольни представляет собой равногранный восьмерик, в каждой грани которого пробито по арке, несколько выступающей из плоскости стены и завершенной замковым камнем. Нижняя часть каждой стены восьмерика оформлена плоской прямоугольной филенкой, верхняя часть (над аркой) – плоской фигурной филенкой, доходящей до карниза. Стыки стен восьмерика оформлены угловыми пилястрами, на которых лежит сложный многопрофильный карниз. Завершение колокольни купольное, в нем по сторонам света устроены треугольные заглубленные фронтоны, отделанные сложной профилировкой. На куполе установлен глухой цилиндрический барабан».

В 1883 году в церкви преподобного Сергия Радонежского было устроено подворье Константинопольской церкви в Москве. В то время предстоятелем Константинопольского Патриархата являлся патриарх Иоаким III, которого за плодотворную церковную деятельность называли «корифеем патриархов». Иоаким был неустанным защитником греческой церкви и не позволял турецким властям ущемлять права православных. Патриарх пользовался огромной поддержкой российского правительства и большим уважением среди российского духовенства. В 1887–1892 годах на месте домов причта по проекту С.К. Родионова было построено здание для Константинопольского патриаршего подворья.

Дома возводились по периметру участка, образовав вокруг церкви тесный двор неправильной формы. В цокольной части здания при помощи окрашенного кирпича была изображена полосатая византийская кладка, на основном поле стены – мусульманские орнаменты. В наличниках верхних окон византийские колонки обрамляли килевидные проемы. В венчающем карнизе на дворовых фасадах применили древнерусские мотивы – поребрики, городки. Фактически это зашифрованное послание, которое читается примерно так: подворье древней Константинопольской Патриархии, находящейся в мусульманской стране, выстроено на Русской земле.

В 1920-х годах церковь преподобного Сергия была закрыта, а Константинопольское подворье ликвидировано. Храм приспособили под учреждение: появились новые окна, в центральной апсиде пробили дверь. Колокольня, выступавшая за красную линию переулка, была сломана до первого яруса. В 1960–70-х годах в здании храма помещался цех завода металлических изделий, в котором производили коньки и лыжные крепления. В колокольне располагалась районная трансформаторная подстанция. Новые пристройки исказили первоначальный облик церкви. Здание Константинопольского подворья было занято жилыми квартирами и различными конторами.

В 1991 году храм возвратили верующим. Святейший Патриарх Алексий II освятил главный престол в честь преподобного Сергия Радонежского, после чего в храме возобновились регулярные богослужения. Главной святыней Сергиевской церкви является знаменитый Кийский Крест патриарха Никона с частицами мощей более чем ста святых. Когда-то кипарисный Крест-мощевик находился в Крестном монастыре на острове Кий. По преданию, в 1639 году будущий патриарх чудесным образом спасся от неминуемой гибели во время бури в Белом море. Вместе с «неким христианином» Никон оказался на необитаемом скалистом острове.

«Кий сей остров?» – спросил Никон у своего спутника, но тот не знал. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». Чтобы отблагодарить Бога за чудесное спасение, он поставил на берегу поклонный Крест, на котором сам написал образ распятого Христа. В 1650-х годах Никон (а он к тому времени уже стал патриархом Московским и всея Руси) велел устроить на острове Кий Крестный монастырь. По просьбе Никона из Палестины привезли кипарисный крест, размеры которого соответствовали размерам Голгофского Креста. До закрытия монастыря в 1923 году Крест покидал остров всего однажды – в 1854 году из-за нашествия англичан.

В 1930 году Кийский Крест был передан в антирелигиозный музей на Соловецких островах. Потом он хранился в запасниках Исторического музея в Москве. С августа 1991 года он находится в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Кийский Крест – уникальная святыня. В нем помещены частицы мощей пророка Даниила, Иоанна Предтечи, евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостолов Павла, Фомы, равноапостольного царя Константина, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста и многих других известных святых. В центре Креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста.

В 1990-х годах Никольский придел церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках был освящен во имя Серафима Саровского. В 1993 году при храме был открыт лицей духовной культуры. С помощью архитектора Т.С. Антоновой с точностью до нескольких сантиметров удалось восстановить размеры и формы колокольни по образцу XVIII века. На Светлую седмицу 6 мая 2002 года на колокольне состоялся первый концерт фестиваля колокольных звонов. Старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя И.В. Коновалов исполнил звон Новодевичьего монастыря. В 2003 году расписали купол и алтарную стену главного престола.

Помимо Кийского Креста святыней храма является икона Федоровской Божией Матери, которой молятся люди, ищущие себе доброго супружества, ожидающие ребенка или те, у кого долго нет детей. Многие сокровища Москвы спрятаны в переулках. Вот и в небольшом Крапивенском переулке спрятался удивительный храм преподобного Сергия Радонежского. Практически как ожерельем окружен он необычным зданием бывшего Константинопольского подворья, в котором причудливо чередуются красные и белые кирпичи. Такое соседство делает Сергиевскую церковь еще более таинственной. Этот уголок Москвы практически не изменился с XIX века и является настоящим украшением города.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм Преподобного Сергия Радонежского расположен напротив юго-восточной стены Высокопетровского монастыря. Когда был построен храм, точно неизвестно. Предположительно исследователи называют 1591 г. Церковь не случайно располагается так близко от монастыря. Дело в том, что в обители трудились не только иноки, но и селившиеся рядом миряне. Как известно, в монастыре нельзя ни крестить, ни венчать. Для этих нужд окрестных жителей и был построен храм во имя Преподобного Сергия.

Часто к его названию добавляли “что в Старых Серебряниках”, “на Петровке у Трубы”, “в Крапивниках”. Все три определения объяснимы.

Раньше в этом районе находилась старая Серебряная слобода, где проживали серебряники. “На Петровке у Трубы” указывает на расположение между Петровкой и Трубной площадью. (Сама площадь, кстати, называется так оттого, что “Трубой” назывался водосток реки Неглинной под стеной Белого города. В XVII в. внизу нынешнего Петровского бульвара был Лубяной торг: продавали бревна, доски, двери и т. п. В следующем столетии на этом месте устроили площадь, которая стала называться Трубной.)

Что касается определения “в Крапивниках” (или “в Крапивках”), есть два мнения. Либо на месте, где была построена церковь, росло много крапивы, либо название переулка Крапивенский произошло от фамилии владельца участка земли в этом районе.

Главная святыня храма – Крест, в котором помещены 300 частиц мощей святых. Среди них есть мощи пророка Даниила, св. Иоанна Предтечи, евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостолов Павла, Фомы и брата Господня Иакова, равноапостольного царя Константина, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

А еще частицы таких святынь, как Камни Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы и даже Камень с того места, где Авраам устроил трапезу для Святой Троицы.

Вряд ли где-то есть что-то подобное этому Кресту. Интересна его история.

Этот Крест-мощевик был главной святыней Крестного монастыря на острове Кий. Он был привезен на Русь из Палестины по повелению патриарха Никона, поэтому и называется Никоновским.

В 1639 г. Никону пришлось плыть по Белому морю “в малом кораблеце с неким христианином”. Разыгралась буря, и путешественникам грозила неминуемая гибель, но они заметили небольшой остров и пристали к нему. Остров (по сути, каменная скала) был совершенно необитаем и непригоден для жизни.

– Кий сей остров? – спросил Никон у своего спутника, желая знать название острова. Но тот этого не знал.

– Пусть же сей остров зовется Кий, – решил Никон.

Чтобы отблагодарить Господа за спасение, он поставил на берегу поклонный Крест, на котором сам написал образ Распятого Христа.

В 1652 г. Никон (тогда митрополит Новгородский) по повелению царя отправился в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа. По пути он пристал к уже знакомому его Кию-острову и с радостью увидел, что поставленный им Крест цел и невредим. Стоя перед ним с мощами митрополита Филиппа, он обещал поставить на острове церковь и монастырь, о чем через четыре года бил челом Государю Алексею Михайловичу.

Монастырь было решено назвать Крестным.

Примерно в 1656 г. из Палестины по просьбе Никона (он был уже патриархом) в Москву привезли два кипарисных креста, размеры которых соответствовали размеру Креста, на котором был распят Иисус Христос. Один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой – для Крестного монастыря на острове Кий.

Из Москвы Крест повезли к Белому морю. И на всем пути при остановках на ночлег изготовлялись его копии. Одна из них сохранилась в кладбищенской церкви Влскрешения Лазаря в г. Онеге (данные на 1997 г.).

Крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 г. За время существования обители его вывозили только один раз – в 1854 г. из-за нашествия англичан. При этом были утеряны некоторые мощи.

С 1923 по 1930 г. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. Потом его привезли в Москву, где он хранился в запасниках Исторического музея.

В храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Крест был передан в августе 1991 г. Интересно, что вторичное освящение главного придела храма было совершено 30 августа 1991 г., в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его кончины.

Из истории этой небольшой церкви известно очень немногое. Как и многие московские храмы, сначала он был деревянным, потом построили каменное здание.

В XVI-XVIII вв. храм служил усыпальницей князей Ухтомских. На северной стене придела Преподобного Сергия до сих пор можно видеть четыре каменные плиты и на самой левой разобрать фамилию княгини Ухтомской. В конце XVIII в. в Москве свирепствовала моровая язва. Священник, который служил в Сергиевской церкви, умер, а в храме осталось так мало прихожан, что их перевели в одну из ближайших церквей – “приписали” к ней (подобные “приписные” храмы существовали в Москве до конца XIX в.).

Город оправился от эпидемии, и у храма вновь появились прихожане, однако его постигло новое несчастье. В 1812 г., во время нашествия французов, здание пострадало так сильно, что его даже вычеркнули из списка московских церквей, а прихожан снова “приписали” к другой церкви. Туда же забрали оставшуюся утварь и имущество. Только чудотворную икону Преподобного Сергия передали в церковь села Бородина.

Вскоре вышло требование гражданского начальства, чтобы все дома в Белом городе были каменные. Поскольку Сергиевский храм пустовал, предприимчивые горожане решили использовать его как каменоломню, но митрополит Филарет не дал уничтожить церковь. Храм был восстановлен, и в нем возобновились службы.

Официально он по-прежнему считался “приписным” и бесприходным, ведь прихожане перешли в другую церковь. Фактически храм не был нужен местным жителям, поэтому его решили использовать для устройства Константинопольского патриаршего подворья (что-то вроде светского посольства). При этом храм поступал во владение Вселенской Патриархии, а рядом с ним были построены дома для работников подворья.

Эти здания до сих пор являются прекрасным украшением города. Кажется, что этот уголок Москвы ничуть не изменился с того времени. А еще создается впечатление, что находишься не в России, а в Византии: настолько непривычно пестрыми выглядят эти здания на фоне остальных. Снаружи стены украшены красно-белым цветочным узором, который был характерен даже не столько для Греции, сколько для мусульманского Востока. Издалека они напоминают сказочный пряничный домик.

В 20-е гг. храм еще был действующим. Но уже в следующем десятилетии его закрыли и приспособили здание под учреждение. В колокольне располагалась районная трансформаторная подстанция.

В начале 90-х церковь была возобновлена как Патриаршее подворье.

Читайте также:  Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки
Ссылка на основную публикацию