Храм Успения Богородицы в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

СВЯТЫНИ ПОДВОРЬЯ

СВЯТОЙ КРЕСТ

В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, апостолов Андрея Первозванного и Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), великомученика Пантелеимона (III-IV), преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

Икона Божией Матери, именуемая «Спорительница хлебов», написана по благословению старца Оптиной пустыни прп. Амвросия. Этой иконой отец Амвросий, в последние годы жизни, благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.

Список с чудотворной иконы расположен слева от амвона. В клеймах петербургского списка изображены святые: прп. Антоний Великий, прп. Серафим Саровский, прп. Силуан Афонский и некоторые Оптинские старцы. Этот образ особенно почитается братией монастыря, прихожанами храма, горожанами и паломниками. Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд.

День празднования: 28 октября.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»

В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница»*, который написан на Святой Горе Афон. Это точный список с чудотворной иконы (фрески) одной из древнейших обителей полуострова монастыря Дохиар, которая входит в число первых десяти самых почитаемых святынь Афона.

В нашем храме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» расположен справа от амвона. Этот образ особенно почитается прихожанами храма, горожанами и паломниками.

День празднования: 22 ноября.

РАКА С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ ПРЕП. АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преподобного Амвросия, старца и чудотворца Оптинского (XIX).

Каждый будний день, по окончании Божественной литургии, у раки святого служится молебен с акафистом и каноном, читаются записки о здравии, молящиеся помазываются святым елеем от лампады.

День памяти: 10 июля, 23 октября.

ИКОНА И МОЩЕВИК ПРЕПП. СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ

Также в храме пребывают: икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных.

Рака с сенью и частицей мощей старца Амвросия, живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта трудами братии и сотрудников Подворья.

Список частиц мощей:

  1. Прп. Лев Оптинский (1841)
  2. Прп. Макарий Оптинский (1860)
  3. Прп. Моисей Оптинский (1862)
  4. Прп. Антоний Оптинский (1865)
  5. Прп. Иларион Оптинский (1873)
  6. Прп. Амвросий Оптинский (1891)
  7. Прп. Анатолий I Оптинский (1894)
  8. Прп. Исаакий I Оптинский (1894)
  9. Прп. Иосиф Оптинский (1911)
  10. Прп. Варсонофий Оптинский (1913)
  11. Прп. Анатолий II Оптинский (1922)
  12. Прп. Нектарий Оптинский (1928)
  13. Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко) (1957).

День памяти Собора Оптинских старцев: 24 октября.

ИКОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ

В храме находится икона афонского письма с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона (III-IV). Икона святого расположена в храме слева от амвона.

На иконе имеется надпись: «Сiя святая икона написана и освящена на АфонѢ въ Русскомъ Св.-Пантелеимоновомъ монастырѢ».

День памяти: 9 августа.

МОЩЕВИК ПРЕПП. СТАРЦЕВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ

Справа от амвона, в южном приделе храма, освященном в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских, расположен мощевик преподобных старцев Печерских.

В нем имеются частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких известных и почитаемых святых: преп. Моисея Угрина (XI), преп. Нестора Летописца (XI-XII), преп. Илии Муромца (XII), преп. Онуфрия Молчальника (XII), преп. Иоанна Многострадального (XII), преп. Алипия и преп. Григория Иконописцев (XII), преп. Аврамия и преп. Арсения Трудолюбивых (XIII-XIV), преп. Ипатия Целебника (XIV), праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской (XVI), священномученика Владимира, митрополита Киевского (XX). В середине мощевика имеется литография иконы Успения Пресвятой Богородицы с предстоящими преп. Антонием и преп. Феодосием (XI), основателями русского монашества и устроителями Киево-Печерской лавры.

Список частиц мощей:

Левая сторона от литографии.

  1. Прп. Поликарп, архим. Печерский, в Ближних пещерах (1182)
  2. Прп. Сисой, схимник Печерский, в Дальних пещерах (XIII)
  3. Прп. Вениамин Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  4. Прав. дева Иулиания, кн. Ольшанская (XVI), в Ближних пещерах (1718)
  5. Сщмч. Владимир, митр. Киевский и Галицкий, в Дальних пещерах (1918)
  6. Прп. Ахила Печерский, диакон, в Дальних пещерах (XIV)
  7. Свт. Лаврентий, затворник Печерский, еп. Туровский, в Ближних пещерах (1194)
  8. Прп. Савва Печерский, в Ближних пещерах (XIII)
  9. Прпп. 12 зодчих греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI)
  10. Прп. Феодор, инок, кн. Острожский, Печерский, в Дальних пещерах (ок. 1483)
  11. Прмч. Евстратий Печерский, в Ближних пещерах (1097)
  12. Прп. Игнатий, архимандрит Печерский, в Дальних пещерах (1435)
  13. Сщмч. Кукша Печерский, просветитель вятичей, в Ближних пещерах (после 1114)
  14. Прп. Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах (1065)
  15. Прп. Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах (ок. 1043)

Правая сторона от литографии.

  1. Прп. Агафон Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  2. Прп. Никон Сухой, Печерский, в Ближних пещерах (XII)
  3. Прп. Нифонт, еп. Новгородский, в Ближних пещерах (1156)
  4. Прп. Нектарий, послушливый, Печерский, в Ближних пещерах (XII)
  5. Прп. Никола Святоша, кн. Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах (1143)
  6. Прп. Фео́фила Печерский, архиепископ Новгородский, в Дальних пещерах (1482)
  7. Прп. Прохор Чудотворец, называемый Лебедником, в Ближних пещерах
  8. Прп. Онисифор Печерский, исповедник, в Ближних пещерах (1148)
  9. Прп. Ипатий Печерский, целебник, в Дальних пещерах (XIV)
  10. Прп. Иосиф Многоболезненный, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  11. Прп. Марк, гробокопатель, в Ближних пещерах (XI-XII)
  12. Прп. Лаврентий, затворник, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV)
  13. Прп. Макарий Печерский, диакон, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV)
  14. Прп. Тит, иеромонах (пресвитер, 1190?)
  15. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский, в Ближних пещерах (1110)

Первый ряд после литографии.

  1. Мч. Иоанн, младенец (983)
  2. Прп. Феофил Киевский, Христа ради юродивый (1853), погребен в Троицкой церкви Китаевской пустыни
  3. Прп. Исайя Печерский, в Ближних пещерах (1115)
  4. Прп. Руф, затворник, в Дальних пещерах (XIV)
  5. Свт. Симон Печерский, епископ Владимирский и Суздальский (1226)
  6. Прп. Силуан, схимник Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  7. Прп. Спиридон, просфорник Печерский, в Ближних пещерах (XII)
  8. Прмч. Феодор Печерский, в Ближних пещерах (1098)
  9. Прп. Паисий Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  10. Прп. Лонгин, вратарь Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  11. Прп. Арсений трудолюбивый, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  12. Прп. Нестор Летописец, Печерский, в Ближних пещерах (ок. 1114)
  13. Прмч. Василий Печерский, в Ближних пещерах (1098)
  14. Прп. Пимен, игумен, постник Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  15. Прп. Онуфрий Молчальник, Печерский, в Ближних пещерах (XII–XIII)

Второй ряд после литографии.

  1. Прп. Моисей, чудотворец Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  2. Прп. Зинон, постник Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  3. Прп. Феофан, постник Печерский, в Ближних пещерах (XII)
  4. Прп. Леонтий, канонарх Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  5. Прп. Евфимий схимник, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  6. Прмч. Анастасий Печерский, диакон, в Ближних пещерах (XII)
  7. Прп. Геронтий, канонарх Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  8. Прп. Авраамий трудолюбивый, Печерский, в Ближних пещерах (XII–XIII)
  9. Прп. Афанасий затворник (?)
  10. Прмч. Анастасий диакон, Печерский, в Ближних пещерах (XII)
  11. Прп. Феофан постник (?)
  12. Прп. Исаакий затворник Печерский (ок. 1090)
  13. Прп. Павел послушливый, Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
  14. Сщмч. Климент, папа Римский (101)
  15. Прп. Агапит врач безмездный, Печерский, в Ближних пещерах (XI)

Третий ряд после литографии.

  1. Прп. Иоанн (?)
  2. Прп. Спиридон, просфорник (?)
  3. Прп. Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах (1088)
  4. Прп. Григорий чудотворец, Печерский, в Дальних пещерах (1093)
  5. Прп. Тит воин, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  6. Прп. Алипий иконописец, Печерский, в Дальних пещерах (1114)
  7. Прп. Феодор молчальник, Печерский, в Дальних пещерах (?)
  8. Прп. Сергий послушливый, Печерский, в Ближних пещерах (XII—XIII)
  9. Прп. Григорий иконописец, Печерский, в Ближних пещерах (XI—XII)
  10. Прп. Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах (около 1160)
  11. Прп. Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах (1160)
  12. Прп. Нестор некнижный, Печерский, в Дальних пещерах (?)
  13. Прп. Лука иконом, Печерский, в Ближних пещерах (XIII)
  14. Прп. Меркурий постник, Печерский, в Дальних пещерах (XIV)
  15. Прп. Софроний затворник, Печерский, в Дальних пещерах (XIII)

Четвертый (последний, малый) ряд.

  1. Прп. Мартирий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV)
  2. Прп. Захария постник, Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV)
  3. Прп. Сильвестр чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах (ХII)
  4. Прп. Илия Муромец, в Ближних пещерах (1188)
  5. Прп. Анатолий, затворник Печерский, в Дальних пещерах (ХIII)
  6. Прп. Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах (ХI)
  7. Прп. Иоанн постник, Печерский, в Ближних пещерах (XII)

День памяти Собора Киево-Печерских старцев: 2-я Неделя Великого поста.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК В ЧЕСТЬ ПРЕПП. СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ

На приусадебном хозяйстве Подворья, примерно в 1 км от храма преп. Амвросия Оптинского, расположен святой источник, освященный в честь святых преподобных Оптинских старцев.

Источник специально оборудован для омовений верующих. В купальне имеются два отдельных закрытых помещения: одно для братии, другое — для сестер. Рядом с купальней сделан отдельный вывод воды, где паломники могут набрать святую воду в бутылки.

Адрес приусадебного хозяйства: Ленинградская область, Выборгский район, Полянское сельское поселение, поселок Сосновый Бор.

* Известно, что во времена старца Макария в Иоанно-Предтеченском храме Оптинского скита также с правой, южной, стороны храма находилась большая икона Божией Матери «Скоропослушница», а с северной — святого великомученика Пантелеимона (из книги «Житие старца Макария» схархимандрита Агапита (Беловидова)).

© 2015–2020 Успенское подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге Русской Православной Церкви. Официальный сайт.
При использовании материалов сайта ссылка на spb.optina.ru обязательна.

199034, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров,
наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27/2

“Наша Заступница”

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления, почетный настоятель храма протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Андрей Панков с клиром и другие священнослужители.

Был совершен крестный ход с чтимой храмовой иконой.

“Мы пришли сегодня в это святое место, посвященное Успению Пресвятой Богородицы, чтобы вместе со всей Церковью отметить этот великий праздник, – сказал владыка в проповеди. – Завершение земного пути Матери Божией мы называем не смертью, а Успением. После Воскресения Христова слово “смерть” мы почти не употребляем, а людей, которые ушли из этого мира, называем усопшими, преставившимися, упокоившимися, поскольку смерти как таковой после Воскресения Христова уже нет. Господь смертию смерть попрал”.

“Прославляя Божию Матерь, мы обращаемся к Ней как к Царице Небесной: на земле Ее называли Матерью Иисуса, но переселившись на небо, Она стала именоваться Царицей неба и земли, – продолжил архипастырь. – Действительно, такою славу, как у Нее, никто не имеет. Господь дал Ей великие дары, которые Она приумножила своей жизнью, трудами, молитвами и стала выше ангельского мира, превзойдя ангелов в добродетели. Поэтому сегодня Ее ублажает весь христианский мир. Мы дорожим тем, что у нас, христиан, есть Матерь, которая находится на небе, но зрит всех нас, в Духе Святом видит все наши скорби и страдания, слышит молитвы и просьбы, доносит их до престола Господня и ходатайствует за нас о милости и спасении”.

“Много уроков дает сегодняшний необыкновенный день, когда мы радостно празднуем преставление Матери Божией. Она и жила необыкновенной, чудесной жизнью, и Ее преставление было таким же. Господь собрал всех учеников, и Она в их присутствии предала душу Своему Сыну и нашему Господу и Спасителю. Несмотря на Свою безгрешную жизнь, Она по смирению возлегла на смертный одр, и этот одр пусть напоминает, что нам это тоже предстоит, даже если мы будем жить долго. Смерть всегда приходит неожиданно, и часто мы не рассчитываем, что так скоро предстанем перед Богом, поэтому надо готовиться постоянно к вечной жизни. Это первый урок. Второй урок, который нам дает Царица Небесная, – нужно подражать Ее добродетелям. За что Матерь Божия прославлена? Она Сама говорит, что Господь “призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды” (Лк. 1:48). Она была очень смиренная. И нам нужно учиться быть смиренными, жить по воле Божией. Если станем смиренно жить по воле Божией, упражняться в любви, то будем подражать Богородице. И третий урок, который мы сегодня имеем, – предстательство Божией Матери, молитва Ее о нас, грешных. Она прославлена в чудотворных иконах, через которые многие получили Ее милости, именно в иконах Божия Матерь часто являлась роду христианскому. Поэтому будем каждый день обращаться к Ней с молитвой как к Царице Небесной, нашей Заступнице, Путеводительнице – пусть Она ведет нас ко спасению. Всем желаю покрова Царицы Небесной, Ее помощи и молитвенного предстательства”, – завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Читайте также:  Храм Рождества Христова в Обнинске: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Храму было подарено Евангелие.

Успенский храм на Малой Охте построен в 2000-2001 годах на историческом месте храма равноапостольной Марии Магдалины, взорванного в советское время. Освящен 8 сентября 2001-го. Храм назван “блокадным”: он создан в память о событиях Великой Отечественной войны и является местом особого поминовения усопших в блокаду.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Соборы и Храмы

Краткое описание

В дельте реки Невы на Васильевском острове уже более 250 лет возвышается Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Православный храм с 90-х годов XX века — гордость и достояние подворья Оптина Пустынь. В истории церкви были периоды бедности, разрушения, гонений, даже закрытия, но сейчас это центр религиоведения, церковных искусств, православного образования, богословия и иконописи.

История

История храма тесно переплелась с подворьями монастырей, которые располагались с ним на одной территории. Подворье — это филиал загородного монастыря. Оно было нужно для того, чтобы священники и старцы останавливались в Петербурге во время поездок.

В 1721 году, по указу Петра I, на месте храма было основано архиерейское подворье для высших церковных органов управления. Постройки принадлежали Свято-Троицкому Сергиеву монастырю.

В середине XVIII века монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив после себя домовую церковь Рождества Христова. С 1756 году здание никто не купил, в течение 10 лет сдавалось в аренду.

В 1766 году Екатерина II издала указ о передаче построек Псковскому Архиерейскому дому для устройства нового подворья. Осуществлять контроль из Пскова была сложно, поэтому в 1872 году здания опять были выставлено на продажу.

С 1856 по 1874 годы хозяйственное управление подворья осуществлял Святейший Синод

В 1875 году старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской лавре и называться Киевским. Включало в себя землю, церковь Рождества Христова, несколько служебных зданий и склад.

К 80-м годам XIX века постройки и церковь подворья находились в полуразрушенном состоянии. В помещениях теснились монахи и киевские архиереи. Мирские люди платили за жилье в этом месте арендную плату. Это негативно влияло на статус Киево-Печерской лавры. Внутреннее и внешнее пространства церковных строений было организовано не гармонично. В 1879 году архитектор П. И. Шестов возвел на территории одноэтажный флигель под названием «Зеленый дом». Но Рождественская церковь не вмещала всех желающих.

С 1891 года митрополит Иоанникий ходатайствует о масштабной перестройке подворья и своей резиденции

В 1894 году перед архитекторами была поставлена серьезная задача — представить Киево-Печерскую лавру в виде нового храма на Невской набережной, вместо устаревшего подворья. Конкурс выиграл Василий Антонович Косякова. Автор подобных проектов стремился соединить в архитектуре духовность и творчество.

В 1894—1895 годах на Васильевской острове появился новый комплекс зданий, в который входили:

  • Успенский храм
  • двухэтажный корпус Митрополита
  • флигели для братии
  • дом причта
  • служебные постройки: конюшни, каретник, кладовые
  • сады

Жители Петербурга проявляли большой интерес к стройке. Люди ждали открытия, чтобы посетить храм и услышать традиционные хоровые распевы, о которых много говорилось в прессе.

Планировка жилых корпусов и церкви были тщательно продумана таким образом, чтобы шумная жизнь столицы не проходила сквозь ворота храма

18 декабря 1897 года освящен главный придел храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, 19 декабря — боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских. К 1900 году строительство успешно завершилось, храм получился красивым и просторным.

Государственный переворот 1917 года означал конец мирной жизни Киево-Печерского подворья и привычного уклада ее обители. 29 сентября 1926 года закрыли Киево-Печерскую лавру. Подворье продолжило своё существование самостоятельно. Власти открыто заявляли о том, что хотят ликвидировать Успенскую церковь. С 1930 года членов монашеской братии стали осуждать за контрреволюционную деятельность, арестовывать и отправлять в Соловецкий лагерь и ссылку в Казахстан.

В 1934 году храм закрыли официально. На территории организовали физкультурный зал. Из церкви вывезли иконы, иконостас и многое другое церковное оснащение.

Во время Великой Отечественной войны помещения церкви перестроили под склад Ленинградского военного порта. Наблюдательный пункт противовоздушной обороны был скрыт за куполом храма. В церковном подвале оборудовали бомбоубежище, а сад использовали как зенитный расчет.

В 1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Сырость и влага уничтожили дорогую метлахскою плитку и живопись, стены стали крошиться и разрушаться.

После катка в Успенском храме были бани, потом в здании выращивали цветы. К концу 1980-х годов комплекс бывшего подворья был занят различными организациями и коммунальными квартирами.

Еще до революции монастырские власти ходатайствовали, чтобы открыть в столице монастырь Оптина Пустынь. Только в 1991 году наместник монастыря архимандрит Евлогий добился разрешения у властей города. Храм Русской Православной церкви передан Введенскому ставропигиальному мужскому монастырю Оптина Пустынь.

Началась реставрация храма. Восстановление здания потребовало больших материальных, людский и технических ресурсов. Были организованы реставрационные работы в административно-хозяйственных частях подворья. Вместе с реставрацией начал возрождаться уклад жизни монахов. Подворье стало вести работы по социальному служению и благотворительности.

С ноября 2013 года Настоятелем Оптинского подворья в Санкт-Петербурге назначен игумен Арсений

Архитектура

Церковь Успения Пресвятой Богородицы имеет высокую архитектурную ценность. В здании нет поддерживающих колонн. За счет перекрещивания бетонных арок, поддерживающих массивный главный барабан, образовалось большое внутреннее пространство. Это была новаторская идея архитектора В. А. Косякова. Новая технология на сезон сократила время стройки и улучшало акустические свойства внутри. Архитектор при строительстве Успенского храма не экономил на материалах. Получился отличный результат.

Вместимость церкви — до 2 000 человек. Построена из кирпичей и бетонной смеси. Было использовано 14 сортов облицовочного кирпича. Нижний ярус покрыт серым гранитом, верхний — песчаником. Русский художник-мозаичист В. А. Фролов вместе с учениками исполнил в мастерской наружные мозаики. Гладкие части 5 куполов закрыты листами из алюминия.

Храм выполнен в псевдорусском архитектурном стиле, распространенном в XIX-XX веках. Русско-византийское направление объединяет элементы европейской культуры и архитектуры и народные творческие мотивы.

Внутреннее убранство храма

Архитектор смог достичь удивительного сочетания монументального собора и уюта домовой церкви. В. А. Косякову удалось гармонично вписать здание в панораму Васильевского острова.

Стены церкви изначально расписаны московскими мастерами. В Советский период, когда здание храма использовалось не по назначению, росписи замазывали штукатуркой, белили стены, закрашивали масляной краской в несколько слоев. Холод и влага ускорили разрушение. После возвращения Успенского храма церкви, реставрацию начали проводить, используя фото из архивов и аналогичные росписи живописцев дореволюционного времени. Этим занимались группы реставраторов и 80 выпускников Санкт-Петербургского государственный академического института имени И. Е. Репина. В 2013 году работы были окончены.

Внутренняя роспись купола изображает Христа с херувимами и серафимами. Под барабаном размещены композиции о деяниях Спасителя.

Тема центрального алтаря — Успение Пречистой Девы, северного — Архангелы и русские святые, южного — Спас Эммануил. В алтаре расположен мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

В Успенской церкви находятся:

  • иконы с мощами Оптинский старцев, целителей и святых
  • рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца
  • частица Животворящего Креста
  • икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г.
  • иконы Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Храм Сегодня

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — это не только духовный, но и просветительский центр. При подворье работают:

  • воскресная школа
  • гимназия
  • институт религиоведения и церковных искусств с двумя отделениями: богословским и церковных искусств
  • иконописная школа
  • реабилитационный центр «Диалог», который помогает людям, пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций и ведет профилактическую работу по предотвращению вовлечения в секты
  • золотошвейная мастерская «Урбус»
  • мужской хор «Оптина Пустынь» — настоящая гордость храма, сопровождает службы в традициях старинных монастырских распевов
  • паломнический центр, который организует экскурсии по территории храма и по святым местам г. Санкт-Петербурга; проводит много встреч, концертов и дискуссий
  • гостиница
  • кафе

Расписание богослужений в 2019 году

Вся актуальная информация о работе Церкви Успения Пресвятой Богородицы представлена на официальном сайте «Оптинское подворье в Санкт-Петербурге».

Режим работы 2019

На Подворье в храме Успения Пресвятой Богородицы богослужения совершаются ежедневно:

  • Литургия начинается в 9:00
  • Вечерняя молитва — в 17:00

Подробный распорядок на официальном сайте spb.optina.ru.

Где находится

Адрес

Васильевский остров, набережная Лейтенанта Шмидта, дом 27/2

Метро

Как добраться

От станции метро идти направо по 7-й линии до набережной Шмидта, потом еще раз направо. Пешком около 18 мин.

  • автобусы: № 1, № 7, №128, №151
  • маршрутное такси: №359, №309
  • трамвай: № 37, №63
  • троллейбус: № 10, № 11

Интересные факты

  • В 1875 году земля тогда еще Псковского подворья вместе с постройками продана Киево-Печерской лавре за 86 000 рублей
  • В 1922 г. из помещения Успенского храма похитили сосуд для освящения вина, кресты и Священные книги. Братию обвинили в несанкционированном хранении имущества
  • Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоял в любительском хоре Подворья. Там познакомился с будущей женой Раисой Владимировной Кучиной. В 1933 году Михаила Гундяева вместе с 42 прихожанами обвинили в подготовке убийства Сталина и арестовали.
  • 15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы. Этот церковный обряд называют «обновлением» храма: здание становится святым, местом особого присутствия Божия на земле.
  • В звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг
  • Подворье и Успенская церковь — объект культурного наследия федерального значения

Храм Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург, Васильевский остров

Содержание:

Успенский собор – Оптинское подворье в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге, на набережной имени лейтенанта Шмидта отражается в невских водах красивый и величественный храм Успения Пресвятой Богородицы – архитектурная жемчужина Васильевского острова и всей Северной Пальмиры. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт-Петербурга стоит на земле, которая с древних времен являлась монастырским подворьем, сразу Псково-Печерского Успенского монастыря, а позже Киево-Печерской лавры.

Храм Успения Богородицы – великолепная церковь – украшение представительств сразу нескольких русских монастырей, с 90-х годов XX века стала гордостью и достоянием подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Счастливо пережив трудные времена, храм Успения Пресвятой Богородицы преобразился в подлинный духовный центр религиоведения и церковных искусств, православного образования, богословия и иконописи.

Сегодня в храме проходит ежедневное уставное богослужение, возрождаются давние традиции монашеской жизни, воссоздан прежний архитектурный ансамбль подворья ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.

Читайте также:  Успенский собор в Ярославле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и мощи

Успенский храм подворья ныне – место активной просветительной, социальной и благотворительной работы, социального служения многих людей доброй воли.

Подлинная гордость храма и подворья – мужской хор «Оптина Пустынь», сопровождающий службы в традициях старинных монастырских распевов, в составе хора – профессионалы, выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Прошлое и современность тесно переплелись в судьбе этого удивительного островка духовной жизни на большом Васильевском острове. История делается сегодня, и ее великий свидетель – храм Успения Пресвятой Богородицы.

Строительство Успенского храма на Васильевском острове

Годом основания подворья официально считается 1721 год, предшественницей же будущего Успенского храма стала небольшая деревянная домовая церковь Рождества Христова, размещавшаяся на втором этаже здания подворья.

Однако с течением времени маленькая домовая церковь подворья становится все более тесной для богослужений и нуждается в глобальной перестройке. Особенно это было заметно в дни больших церковных праздников. Поэтому с 1891 года началась работа по обновлению подворья лавры.

Важнейшим ее этапом стал конкурс 1894 года, который был организован в кругу именитых российских архитекторов для строительства целого комплекса новых зданий будущего храма, посвященного Успению Пресвятой Богородицы и преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Было представлено немало заявок, победил в конкурсе проект гражданского инженера и известного зодчего Василия Антоновича Косякова.

Автор проектов церкви Милующей Божией Матери на Большом проспекте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и грандиозного Морского собора в Кронштадте стремился развивать в отечественной архитектуре национальные черты, базирующиеся на опыте духовно близкой нам Византии, творчески и самобытно переработанном.

На сей раз перед зодчим была поставлена еще более серьезная задача: сделать порядком обветшавшее и морально устаревшее подворье достойным представительством Киево-Печерской лавры и подлинным духовным центром на берегах Невы.

Храм Успения Пресвятой Богородицы – Киево-Печерская лавра в миниатюре

В 1894 году на подворье начался демонтаж старых построек для расчистки места под будущий большой храм. Публикации в прессе подогревали и без того большой интерес к стройке, и жители Петербурга предвкушали тот день, когда на Васильевском острове можно будет посетить «лавру в миниатюре» и воочию услышать ее легендарные и традиционные хоровые распевы.

Наконец здания подворья были заново отстроены, а сам храм Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских получился красивым и просторным. Выдержанный в канонах псевдорусского стиля, отныне он мог вместить до двух тысяч верующих. Облик нового храма имел схожие черты с известной мемориальной церковью в Борках, возведенной на месте крушения поезда Александра III.

18 декабря 1897 года, когда были подняты кресты на купола, провели освящение алтаря и хор. На следующий день освятили и боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских. А к 1900 году строительство храма Успения Пресвятой Богородицы и всех новых зданий подворья успешно завершилось.

Отныне в храме всегда было многолюдно. В помещении сформировалась великолепная акустика, позволявшая расслышать во время службы каждое слово священника. В холодное время года эффективная система обогрева притвора не давала мерзнуть молящимся, стоявшим в последних рядах. Службы совершали монахи Киево-Печерской лавры, и послушать их приходило немало богомольцев со всех окрестностей и из других приходов.

История Храма Успения Пресвятой Богородицы

К началу XX века подворье имело храмовый комплекс построек с отдельными входами для прихожан, церковной братии и митрополита. Кроме того, с начала Первой мировой войны в подвалах Успенской церкви хранились фонды большой библиотеки митрополита Владимира (Богоявленского), утраченной в годы советской власти.

Успенский храм в советское время

Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в Князь-Владимирский собор.

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.

Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

Реставрация и возрождение

Только в 1991 году здание Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возвратили Русской православной церкви в качестве подворья Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Восстановление здания потребовало больших затрат, технических и людских ресурсов, огромного напряжения сил. За дело взялись все, кто мечтал вновь увидеть Успенский храм в первозданном виде и во всем его великолепии. Восстанавливались полы и росписи на стенах, вывозились горы строительного мусора. В 1998-м главный купол здания обрел крест, а в 2005-м купол был позолочен. К 2003 году по архивным фото восстановили иконостас. И лишь спустя 10 лет завершилась реставрация настенных росписей.

15 сентября 2013 года произошло великое событие – чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни на Васильевском острове.

Сегодня весь комплекс подворья – объект культурного наследия федерального значения.

Подворье Оптиной Пустыни, храм Успения Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург, июль 2011 – Православные храмы края, страны и мира — ЖЖ

дек. 4, 2012

09:02 am – Подворье Оптиной Пустыни, храм Успения Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург, июль 2011

Подворье Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь было основано в июне 1991 года на месте, которое исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 годы здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), с 1766 по 1875 годы – Псковского Архиерейского дома, с 1875 по 1933 годы – Киево-Печерской Лавры.
Киево-Печерское подворье было построено по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова. В 1885 году был заложен храм во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Её Успения, и святых преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Строительные работы были завершены в 1900 году. На берегах Невы было выстроено единое сооружение из четырёх сомкнутых квадратом зданий, над которыми доминировала Успенская церковь. Её окружали двухэтажные здания Митрополичьих покоев и флигелей, в которых находились кельи монахов, а также служебные и хозяйственные помещения.

В ночь с 22 на 23 августа 1930 года прошёл первый арест братии. К 1932 году Киево-Печерское подворье перестало существовать, превратившись в приход Успенской церкви. Приход составили верные прихожане храма, 43 человека из которых были арестованы в 1933 году. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец будущего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В январе 1935 года Успенский храм был закрыт и превращён в склад.

В 1961 году в церкви состоялось торжественное открытие первого в Ленинграде катка с искусственным льдом, который арендовали все спортивные общества того времени. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду в Успенской церкви тренировались фигуристы Л. Белоусова и О. Протопопов, впоследствии олимпийские чемпионы и неоднократные призёры чемпионатов Европы и мира.

Показательные выступления Л. Белоусовой и О. Протопопова на открытии катка, 1961 год:

Каток действовал до 1991 года, хотя со временем стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания, которое постепенно ветшало. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.

В октябре 1993 года в южном приделе храма во имя святых преподобных Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских стали совершаться богослужения. Была сформирована архитектурно-реставрационная группа, возглавляемая выпускниками Санкт-Петербургской Академии Художеств Ярославом Штеренбергом и Геннадием Журавлёвым. Сегодня эта группа насчитывает до 80 специалистов, трудящихся над восстановлением живописи храма. Реставраторы укрепляли и расчищали красочный слой, восполняли утраты живописи и позолоты. Были выполнены работы в центральном алтаре, в куполе храма, в архитектурном пространстве под барабаном, на парусах восстановлены образы четырёх Евангелистов. Восстановлены и отреставрированы боковые алтари – северный и южный.

В мастерской Л.С. Солодкова, заслуженного художника России, изготовлен позолоченный иконостас из фарфора, установка которого началась в июне 2011 года. Одновременно с реставрацией храма идёт восстановление помещений подворья. Коммунальные квартиры выкупаются и расселяются. После перепланировки и ремонта они используются под кельи, аудитории института, мастерские, служебные помещения.
Деятельность Успенского подворья направлена на сохранение традиций русской культуры и расширения православного образования. На подворье созданы: православный институт религиоведения и церковных искусств, воскресная школа для детей и взрослых, общедоступная церковная библиотека, мужской церковный хор, золотошвейные и швейная мастерские, книжный магазин с широким ассортиментом духовной литературы.
Источник информации и изображения 1961 года.

9 июля 2011 года, суббота.

Панорамный вид на подворье и Успенский храм с Английской набережной.

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Санкт-Петербург (подворье Оптиной пустыни)

26 святынь

Св. мощи прп. Амвросия Оптинского (Гренкова)

Святые мощи преподобного Амвросия Оптинского доступны для поклонения в церкови Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Введенской Оптиной пустыни, в Санкт-Петербурге. Частица мощей преподобного Амвросия, старца Оптинского находится в раке внутри храма.

Учение Церкви о молитвенном призывании святых

Святой VII Вселенский Никейский Собор, состоявшийся в царствование императора Константина и Ирины против иконоборцев, в заключении 6 своего деяния, сказал:

«Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве
Пренепорочныя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, такожде святых ангел
и всех святых почитающе и святыя их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем,
тако бо совершени явимся на всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает слава, держава и поклонение, купно Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Святой Карфагенский поместный собор в 46 правиле говорит: «Страсти святых мученик,
в память их, достойно есть почитать».

«Мы призываем святых, – говорится в «Православном исповедании Восточной Церкви»,
– в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких-либо, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему.
Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою;
но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они (во время своей земной жизни) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне,
но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует.
Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших,
чтобы испрашивали нам, братьям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом».

Читайте также:  Храм Покрова Богородицы в Филях: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Св. мощи прп. Нектария Оптинского (Беляева)

Святые мощи преподобного Нектария Оптинского доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

Также в храме пребывают икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных.

Живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта трудами братии и сотрудников Подворья.

Список частиц мощей:
святые мощи Преподобного Амвросия Оптинского
Святые мощи преподобного Льва Оптинского
Святые мощи преподобного Анатолия (Потапова) II Оптинского, Младшего
Святые мощи преподобного Макария Оптинского
Святые мощи Рафаила (Шейченко) (1891 – 1957), иеромонаха, преподобноисповедника
Святые мощи преподобного Нектария Оптинского
Святые мощи прп. Исаакия (Антимонова) Оптинского
Святые мощи преподобного Моисея Оптинского
Святые мощи преподобного Антония Оптинского
Святые мощи преподобного Варсонофия Оптинского
Прп. Анатолия I Оптинского (1894)
Прп. Иосифа Оптинского (1911)
Прп. Илариона Оптинского

Св. мощи прп. Анатолия II Оптинского (Потапова), Младшего

Святые мощи преподобного Анатолия (Потапова) II Оптинского, Младшего доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

Также в храме пребывают икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных.

Живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта трудами братии и сотрудников Подворья.

Список частиц мощей:
святые мощи Преподобного Амвросия Оптинского
Святые мощи преподобного Льва Оптинского
Святые мощи преподобного Анатолия (Потапова) II Оптинского, Младшего
Святые мощи преподобного Макария Оптинского
Святые мощи Рафаила (Шейченко) (1891 – 1957), иеромонаха, преподобноисповедника
Святые мощи преподобного Нектария Оптинского
Святые мощи прп. Исаакия (Антимонова) Оптинского
Святые мощи преподобного Моисея Оптинского
Святые мощи преподобного Антония Оптинского
Святые мощи преподобного Варсонофия Оптинского
Прп. Анатолия I Оптинского (1894)
Прп. Иосифа Оптинского (1911)
Прп. Илариона Оптинского

День памяти Собора Оптинских старцев: 24 октября.

Св. мощи прп. Иосифа Оптинского (Литовкина)

Святые мощи преподобного Иосифа Оптинского (Литовкина) доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

Также в храме пребывают икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных.

Живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта трудами братии и сотрудников Подворья.

Список частиц мощей:
святые мощи Преподобного Амвросия Оптинского
Святые мощи преподобного Льва Оптинского
Святые мощи преподобного Анатолия (Потапова) II Оптинского, Младшего
Святые мощи преподобного Макария Оптинского
Святые мощи Рафаила (Шейченко) (1891 – 1957), иеромонаха, преподобноисповедника
Святые мощи преподобного Нектария Оптинского
Святые мощи прп. Исаакия (Антимонова) Оптинского
Святые мощи преподобного Моисея Оптинского
Святые мощи преподобного Антония Оптинского
Святые мощи преподобного Варсонофия Оптинского
Прп. Анатолия I Оптинского (1894)
Прп. Иосифа Оптинского (1911)
Прп. Илариона Оптинского

День памяти Собора Оптинских старцев: 24 октября.

Икона Божией Матери “Скоропослушница”

В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», который написан в 2009 году на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар (из надписи на иконе), одной из древнейших обителей полуострова. Это точный список с чудотворной иконы монастыря, которая входит в число первых десяти самых почитаемых святынь Афона.

В нашем храме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» расположен справа от амвона. Этот образ особенно почитается прихожанами храма, горожанами и паломниками.

Икона вмч. и целителя Пантелеимона

В храме Успения Пресвятой Богородицы г. Санкт-Петербург (подворье Оптиной пустыни) находится икона афонского письма с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона (III-IV). Икона святого расположена в храме слева от амвона.

На иконе имеется надпись: «Сiя святая икона написана и освящена на АфонѢ въ Русскомъ Св.-Пантелеимоновомъ монастырѢ».

Св. мощи исп. Рафаила (Шейченко), иером.

Святые мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко) доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

Также в храме пребывают икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных.

Живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта трудами братии и сотрудников Подворья.

Список частиц мощей:
святые мощи Преподобного Амвросия Оптинского
Святые мощи преподобного Льва Оптинского
Святые мощи преподобного Анатолия (Потапова) II Оптинского, Младшего
Святые мощи преподобного Макария Оптинского
Святые мощи Рафаила (Шейченко) (1891 – 1957), иеромонаха, преподобноисповедника
Святые мощи преподобного Нектария Оптинского
Святые мощи прп. Исаакия (Антимонова) Оптинского
Святые мощи преподобного Моисея Оптинского
Святые мощи преподобного Антония Оптинского
Святые мощи преподобного Варсонофия Оптинского
Прп. Анатолия I Оптинского (1894)
Прп. Иосифа Оптинского (1911)
Прп. Илариона Оптинского

День памяти Собора Оптинских старцев: 24 октября.

Св. мощи прп. Варсонофия Оптинского (Плиханкова)

Святые мощи преподобного Варсонофия Оптинского (Плиханкова) доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

Также в храме пребывают икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона. В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных.

Живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта трудами братии и сотрудников Подворья.

Список частиц мощей:
святые мощи Преподобного Амвросия Оптинского
Святые мощи преподобного Льва Оптинского
Святые мощи преподобного Анатолия (Потапова) II Оптинского, Младшего
Святые мощи преподобного Макария Оптинского
Святые мощи Рафаила (Шейченко) (1891 – 1957), иеромонаха, преподобноисповедника
Святые мощи преподобного Нектария Оптинского
Святые мощи прп. Исаакия (Антимонова) Оптинского
Святые мощи преподобного Моисея Оптинского
Святые мощи преподобного Антония Оптинского
Святые мощи преподобного Варсонофия Оптинского
Прп. Анатолия I Оптинского (1894)
Прп. Иосифа Оптинского (1911)
Прп. Илариона Оптинского

День памяти Собора Оптинских старцев: 24 октября.

Св. мощи прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Святые мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, святые мощи Апостола Андрея Первозванного, апостола Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), святые мощи Великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.

Св. мощи ап. Андрея Первозванного

Святые мощи апостола Андрея Первозванного доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами древа Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы,
Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, святые мощи Апостола Андрея Первозванного, апостола Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), святые мощи Великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.

Св. мощи ап. Иакова Зеведеева

Святые мощи апостола Иакова Заведеева доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами древа Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы,
Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, святые мощи Апостола Андрея Первозванного, апостола Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), святые мощи Великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.

Св. мощи свт. Лазаря Четверодневного, Китийского, друга Божия, еп.

Святые мощи Святого Лазаря Четверодневного доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами древа Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы,
Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, святые мощи Апостола Андрея Первозванного, апостола Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), святые мощи Великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.

Св. мощи сщмч. Игнатия Богоносца

Святые мощи священномученика Игнатия Богоносца доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами древа Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы,
Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, святые мощи Апостола Андрея Первозванного, апостола Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), святые мощи Великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.

Св. мощи свт. сщмч. Дионисия Ареопагита еп. Афинского, ап. от 70-ти

Святые мощи священномученика Дионисия Ареопагита доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами древа Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы,
Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, святые мощи Апостола Андрея Первозванного, апостола Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), святые мощи Великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.

Св. мощи свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца

Святые мощи святителя Николая Чудотворца доступны для поклонения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами древа Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы,
Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, святые мощи Апостола Андрея Первозванного, апостола Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), святые мощи Великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.

Ссылка на основную публикацию