Храм Веры, Надежды, Любови и Софии: история и описание, адрес, праздники и святыни

Храм Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии

Официальный сайт прихода Храма Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии во Внуково

История храма

Дорогие братья и сестры!

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в районе Внуково, на улице Рассказовская близ дома № 20 начаты работы по возведению православного храма в честь глубоко почитаемых всеми верующими людьми святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Данное место расположено на берегу небольшой речушки Ликовы. Ширится святой богоспасаемый град Москва! Но прежде, чем поблизости возвысятся современные жилые комплексы, здесь будет воздвигнут храм Божий, который станет благословением места сего, символом церковной жизни района, средоточием духовной жизни людей, в нем проживающих. Недаром благочестивые предки наши, основывая поселения в новых, еще необжитых местах, старались в первую очередь поставить храм и таким образом освятить место будущего жительства своего и своих потомков. Храм Божий – это небо на земле, это место где незримо пребывает Господь, где святится весь человек, где молитва наша горячее и скорее досягаема до Бога.

Чтобы поскорее организовать литургическую жизнь общины, сразу было принято решение собрать небольшой храм-часовню из деревянного бруса.

Основной каменный храм, решено проектировать и строить в древне византийском стиле. Считаем весьма интересной и важной задачей осуществить строительство в Москве храма с традиционной византийской архитектурой и эстетикой, к тому же по старинной технологии строительства, с помощь которой не построен ни один храм в нашей столице. Ведь культурно-религиозная парадигма нашей страны, как известно, берет истоки именно в Древней Византии и Греции.

Название храма в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии было избрано неслучайно, но промыслительно. Ведь добродетели, заключенные в смысле имен этих мучениц составляют всю полноту христианства. Их подвиг стояния в вере, был явлен роду человеческому много веков назад для укрепления в вере всех последующих поколений христиан. Да укрепит сей подвиг и нас, христиан современных.

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Она и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 — 138), и тот повелел доставить их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью своею предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде — 10 и Любови — 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц претерпеть мучения во Имя Небесного Жениха до конца. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Наконец, они были обезглавлены. Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила их останки в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город, где похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года почивают на северо-востоке Франции в Эльзасе, в церкви Эшо.

День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии празднуется Православной Церковью 30 сентября, в этот день будет светло праздноваться и престольный праздник будущего нашего храма. И еще один смысл заложен в подвиге сих мучениц – в горячей истинной любви матери к своим дочерям. Пусть же каждый год, особенно же в день престольного праздника, наш храм будет наполнен младенцами и отроками, приводимыми благочестивыми родителями к неиссякаемому источнику благодати – Господу и Спасу нашему Иисусу Христу.

Благословение Господне да пребудет со всеми вами!
Настоятель храма иерей Димитрий Бованенко

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Вартемяги)

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в поселке Вартемяги является подворьем Иоанновского ставропигиального женского монастыря.

Содержание

История

Издалека сверкает золотыми крестами снежно-голубая церковь, привлекая внимание путников. Немногим более 10 лет назад на этом месте стояли одни развалины, напоминая о существовавшем здесь когда-то храме.

Село Вартемяги имеет достаточно древнюю историю и показано как безымянный хутор уже на шведских картах XVII века. В переводе с финского языка «Вартемяги» значит «сторожевая гора».

В 1618 году была учреждена Выборгская епархия, в состав которой вошла вся южная Ингерманландия, включая Вартемяги.

Петр I в награду за взятие Выборга подарил обширные земельные угодья к северу от Санкт-Петербурга генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину.

Земли, примыкавшие к угодьям Апраксина с востока, включая Парголову мызу и Вартемяги, в 1726 году были пожертвованы императрицей Екатериной I коменданту Выборга, полковнику Ивану Максимовичу Шувалову, а после его смерти они отошли его сыновьям Петру (1711-1762) и Александру (1710-1771). Сюда впоследствии были переселены крестьяне из Вологодской, Ярославской, Пензенской и Рязанской губерний, где также располагались имения Шуваловых.

Петр Иванович Шувалов к концу своей жизни был одним из богатейших людей России: он сосредоточил в своих руках все северные и каспийские рыбные промыслы, Горноблагодатские заводы, табачные и винные откупа и имел около 400, 000 рублей годового дохода. Его сын Андрей (1744-1789) после восшествия на престол Екатерины II стал членом ее кружка, игравшего большую роль в придворной жизни. Он женился на Екатерины Петровне Салтыковой (1743-1816), дочери героя Семилетней войны фельдмаршала графа П. С. Салтыкова. В 1782 году граф Андрей Петрович был назначен сенатором, управлял шпалернот кавалерии и член Государственного совета, а в 1874-1879 – чрезвычайный и полномочный посол России в Великобритании. Именно он способствовал изменению условий Сан-Стефанского мирного договора в выгодную для России сторону.

В Вартемягах им был учрежден родильный дом с яслями, чайная; участвовал также граф в строительстве школы при церкви Св. Софии и организации церковного кладбища. Но значительно большую роль в истории храма Св. мученицы Софии в Вартемягах сыграл младший брат Павел Андреевич. Окончив пажеский корпус, он был назначен адъютантом великого князя Николая Николаевича старшего. Как и его брат, Павел Андреевич принимал участие в Крымской войне 1853-1856 годов и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов; в 1885-1894 был чрезвычайным и полномочным посланником России в Германской империи, а позже – Варшавским генерал-губернатором. Он был женат первым браком на княгине Ольге Эсперовне Белосельской-Белозерской (1838-1869), родившей ему шестерых детей – пять дочерей и одного сына Павла; а вторым браком – на родной правнучке императора Александра I, внучке его сына Эммануила, Марии Александровне Комаровой, и имел от этого брака еще двух дочерей и сына Александра.

Именно граф Павел Андреевич и его жена Ольга Эсперовна Шуваловы стали в 1860 году главными попечителями церкви в Вартемягах. В 1861 году графиня Ольга Эсперовна открыла при церкви школу, которую Павел Андреевич содержал на свои средства.

По желанию графини старый иконостас в храме был заменен новым. Местные иконы Спасителя и Божией Матери были написаны самой Ольгой Эсперовной. Иконостас был выкрашен белой краской, а иконы на полотне расположены были в три ряда. Антиминс был освящен митрополитом Исидором 15 декабря 1877 года.

После своей кончины в 1869 году графиня Ольга Эсперовна была похоронена в храме св. мц. Софии, в его северо-западной стороне. Ее гробница из белого мрамора имела вид часовни с четырьмя арками. В куполе часовни располагался крест, ниже пола церкви имелось углубление, обшитое мраморными досками. Над гробницей располагался большой мраморный крест с позолоченным венком. Северная и западная части арки над могилой имели зеркальные стекла, а вокруг них была размещена оранжерея со свежей зеленью и цветами. Вход к могиле располагался в восточной арке. В южной закрытой арке были поставлены иконы Божией Матери, Спасителя, апостола Павла и княгини Ольги. Могила была отделена от церкви бронзовой решеткой. При входе над аркой на мраморной доске находилась надпись: «не бойся, токмо веруй и спасена будешь», а вокруг арки – евангельские изречения: «если любите Меня, соблюдите мои заповеди и я умолю Отца и дасть вамъ другаго Утешителя, да пребудетъ съ вами во веки» (Иоанн 14, 16, 16); с правой стороны располагалась надпись: «воля пославшего Мя отца есть да та, чтобы изъ того, что Онъ мне далъ, ничего не погубит, но все то воскресить въ последнiй день» (Иоанн, 6, 39); с левой стороны располагалась надпись: «воля пославшего Мя есть та, чтобы всякiй видящiй Сына и верующiй въ Него, имелъ жизнь вечную, и Я воскрешу его въ последний день» (Иоанна, 6, 40). Против гробницы на стене располагалась икона Марии Магдалины. Могила была устроена скульпторами Мадерни и Руджио.

Читайте также:  Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

После кончины еще совсем молодой графини Павел Андреевич осуществил ремонт, перестройку и расширение в храме. А вскоре в 1873 году в юго-западной стороне церкви были погребены строитель храм граф Андрей Петрович Шувалов и его жена Текла Игнатьевна. На полу были расположены две мраморные плиты с рельефными и мраморными крестами; над могилами висел образ св. Андрея Первозванного в полотне, в позолоченной раме, работы художника Плешанова. Могила была окружена бронзовой позолоченной решеткой.

Причт церкви состоял из священника и дьячка. Священниками в церкви были Константин Быстров (1840-1849); Матвей Аннинский (1849-1854); Иоанн Никольский (1855-1860); Федор Боголюбский (в 1860 году); Павел Федоров (1860-1866); Николай Иванов (с 1866 по вторую половину 1904 года, почти 40 лет); В. Иконников (1904-1917). Диаконом перед 1917 годом служил отец Михаил Балаба, псаломщиком – Михаил Орлов, а позже – Анатолий Молчанов.

Причт размещался в двух деревянных домах, построенных на земле графов Шуваловых; при церкви находилось 36 десятин собственно церковной земли; в 1870 году дома для причта также были обращены в церковную собственность и перестроены.

При церкви находилось кладбище, отделенное от церковной горы оврагом.

В приходе действовало еще две земских лютеранских школы в 8 верстах от церкви, на которые также отпускались пожертвования графом Павлом Андреевичем Шуваловым.

После отъезда графа Павла Андреевича в 1894 году в Варшаву, куда он был назначен губернатором, опеку над церковью и приходом взял на себя его старший сын граф Павел Павлович Шувалов (1859-1905) и его супруга графиня Александра Илларионовна, урожденная графиня Воронцова-Дашкова (1869-1959), дочь министра Императорского двора графа И. И. Воронцова-Дашкова, впоследствии наместника России на Кавказе.

В 1905 году граф Павел Павлович был убит в Москве, и все заботы о церкви и приходе взяла на себя графиня А. И. Шувалова, последняя владелица Вартемяг перед революцией.

В первые послереволюционные годы церковь Св. Софии продолжала действовать, однако в апреле 1922 года в церкви была произведена конфискация церковных ценностей. Церковь несколько раз закрывали в конце 20-х годов, и окончательно она была закрыта в 1932 году. В 1960 году была произведена попытка разрушить церковное здание. Как рассказывают местные жители, к церкви подъехал трактор, колонны портиков церкви были оплетены металлическими тросами, и их пытались свалить. Часть колонн рухнула, но церковь все же устояла. В таком заброшенном и полуразрушенном виде она достояла до 1991 года.

В 1991 году церковь Св. мученицы Софии была передана Вартемягской религиозной православной общине.

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с приобретением монастырем земельного участка в поселки Вартемяги храм был передан 27 января 1993 года в ведение Иоанновского ставропигиального женского монастыря.

К этому времени церковь представляла собой печальное зрелище. От нее остались практически одни развалины. В храме отсутствовала крыша. Были утрачены четыре купола, завершение колокольни, два портика главного и северного входов.

Внутри храма отсутствовало напольное перекрытие в центральной части здания, хоры, лестница, лестница, ведущая из подвального помещения на колокольню. Все внутреннее убранство было полностью утрачено. Казалось, что храм восстановить невозможно.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с Божией помощью и молитвенным предстательством Святого Праведного о.Иоанна Кронштадтского, настоятельница Иоанновского монастыря игуменья Серафима с помощницами приступили к возрождению разрушенного храма. Невозможно перечислить и описать все трудности, с которыми пришлось столкнуться сестрам монастыря.

С самого начала обитель не располагала средствами, необходимыми для осуществления такого колоссального объема ремонтно-восстановительных работ. Много раз во время успешного хода дел вдруг появлялось какое-нибудь препятствие, которое, казалось, должно было остановить надолго ведение работ. Но «сила Божия в немощи совершается». Появлялись люди, находились материалы, необходимые для дальнейшего продолжения строительства. И эта неожиданная помощь, как проявление особенной милости Божией, укрепляла сестер в несении ими трудов по восстановлению храма.

Личное участие Его Святейшества, неоднократные посещения им подворья во время пребывания в Санкт-Петербурге привлекли сердца многих людей, которым дорого культурное и духовное наследие нашего Отечества, к делу возрождения храма. 9 июля 1996 года в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил освящение храма и в нем стали регулярно совершаться богослужения. В 2007-2008 годах весь храм был внутри покрыт росписями. За годы, прошедшие со дня освящения храма, были проведены большие работы также и по благоустройству всей прилегающей территории, бывшей графской усадьбы. Налаживается монастырское подсобное хозяйство.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5

Проезд: от станции метро «проспект Просвещения» авт.433 или маршрутным такси до п. Вартемяги

Телефон: (812) -718-17-60

Паломнику

Богослужения совершаются каждые субботу и воскресение.

Божественная Литургия в субботу в 8-30, в воскресение и праздничные дни в 9-00.

Вечернее богослужение в 17-00.

Видео


Святыни Франции, Германии. Литургия в Страсбурге, у мощей мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Краткая информация о поездке:

Стоимость поездки включает:

  • Питание: Завтрак
  • Проживание: отель 3*, в 2-х местных номерах
  • Экскурсии: Экскурсионное сопровождение православным гидом
  • Транспорт: Транспортное обслуживание на автобусе туристического класса

Дополнительно оплачивается:

  • мед. страховка и оформление визы
  • одноместное размещение 170 евро
  • ужины 160 евро
  • чаевые водителю и гиду 15 евро
  • городской налог в отелях 1,5 евро за ночь
  • экскурсионные рации и наушники 2,5 евро в день

Стоимость программы

с 29 сентября по 06 октября

Подробнее о программе

по телефону +7 (499) 391-51-94

Ближайшие даты:

  • Сентябрь/октябрь — с 29 сентября по 06 октября

Расписание поездки

1-й день

Прибытие в Кельн (или Дюссельдорф).

Тематическая экскурсия по Кельну: «Западная Римская империя и варвары на примере Аттилы и св. Урсулы – небесной покровительницы Кельна». Посещение Кельнского собора, молебен у мощей св. Волхвов. Прогулка по историческому центру города.

Переезд на ночлег в отель около Трира, в районе живописной Мозельской долины.

2-й день

30 сентября — Праздничная Божественная Литургия.

Завтрак. Переезд в Эшо (70 км).

Праздничная Божественная Литургия. Паломничество к мощам святой мученицы Софии в аббатство св. Муч. Трофима. В этом аббатстве до французской революции находились мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Молебен перед ковчегом и частицей мощей мученицы Софии. Экскурсионный день в Страсбурге. Осмотр кафедрального собора. Из-за цвета нежно розового песчаника местные жители называют этот великолепный готический храм «Розовым Ангелом Страсбурга» Осмотр романских и готических церквей города: храм Св. Фомы и Св. Этьенна, Крытых мостов.

Свободное время в квартале Petit France — «Маленькая Франция», Страсбургский суд и Европарламент.

Возвращение в отель около Трира. Ночлег.

3-й день

Завтрак.
Посещение термального источника и курортного комплекса Бад — Бертрих; Входной билет оплачивается дополнительно (по желанию) 18 евро.
Возвращение в отель около Трира. Ночлег.

4-й день

Паломничество в кафедральный собор, построенный на месте личного дома св. Царицы Елены.

Молебен у Хитона Господа и Честной Главой святой Равноапостольной царицы Елены.
Посещение сокровищницы Трирского кафедрального собора. Молебен перед святынями: Гвозь Страстей Господних, ковчег с сандалией апостола Андрея Первозванного, Часть Животворящего Креста, часть цепи которой был скован апостол Петр в Риме, часть мощей св. апостола Петра (вход платный 1,5 евро).
Тематическая экскурсия по Триру «Город Августа в стране Треверов – от язычества к христианству»: рассказ о Римской цивилизации, христианской проповеди с ее феноменом мучеников как свидетелей о Христе (молебен перед мощами мчч. Фивейского легиона), об эдикте св. равноапостольного Константина Великого, известным в истории как Миланский, об археологических изысканий святой равноапостольной царицы Елены. Места в Трире связанные со св. Афанасием Великим, Св. Павлином, св. затворником Симеоном Трирским.
Экскурсия по городу: Римские ворота Марса (Porta Nigra), церковь св. Павлина, где хранятся мощи мчч. Фивейского легиона, тронный зал императора Константина Великого.
Римские императорские термы, римский мост, римские ворота, средневековые ворота, еврейская улочка (средневековое гетто), «Дом трех волхвов» периода императора Фридриха Гогенштауфена, городская ратуша и Рыночная площадь.
Посещение монастыря св. Матфия.
Молебен у честных мощей святого апостола (от семидесяти). Его мощи были привезены в Трир, в одно время с Хитоном Господа, по указу святой равноапостольной царицы Елены.
Переезд в Люксембург. 1,5 часовая обзорная экскурсия по городу.
Возвращение в отель. Ночлег.

5-й день

Завтрак. Ранний выезд в Париж.

Посещение храма св. Александра Невского — кафедрального собора русской эмиграции.

Читайте также:  Софийский собор в Полоцке: история и описание, адрес,строительство и архитектура, праздники и святыни

Свободное время на обед.

Посещение собора святой Марии Магдалины. Молебен. В этой церкви любят венчаться парижские аристократы. Св. Марию Магдалину парижане почитают покровительницей браков, несмотря на то, что сама святая никогда не была замужем. Рассказ об истории почитания во Франции святой Марии Магдалины.

Вечерняя обзорная экскурсия по городу: Лувр, дворец Гарнье, площадь Согласия, дом Инвалидов, площадь Трокадеро.

6-й день

Завтрак. Выезд в Шартр (90 км.).

Молебен у Плата Пресвятой Богородицы. По преданию, именно в этом плате Пречистая Дева была в ночь Рождества Богомладенца Христа. Осмотр первого во Франции готического собора, посвященного Божией Матери с уникальными витражами XII века. Витраж «Божия Матерь прекрасного окна».

Возвращение в Париж. Экскурсия по городу: осмотр площади Согласия, сада Тюильри, Елисейских полей, Триумфальной арки. Свободное время. Желающие могут покататься на кораблике по Сене. Завершает день прогулка по Елисейским полям.

Ночлег в Париже.

7-й день

Экскурсия: Гревская площадь, мэрия, Пантеон и Сорбонна. Молебен у мощей св. равноапостольной царицы Елены.

Кафедральный собор Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери. Свободное время.

Свято-Троицкий кафедральный собор (Корсунская епархия МП).

Тематическая экскурсия «Сакральное сердце Парижа». Продолжение экскурсии по городу: башня св. Иакова, замок Филиппа Красивого.

В 17:00 трансфер на ночлег около Кельна.

8-й день

Трансфер в аэропорт. Вылет.

Консультация по программе

У Вас есть вопросы? Смело задавайте, и мы с радостью ответим Вам в ближайшее время.

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Дата праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.

В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.

Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.

Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!

Димитриос Пелекасис. Святая София и ее дочери Надежда, Вера и Любовь

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры:

26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.

Дни Ангела для Надежды:

14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.

День Ангела для Любови:

Дни Ангела для Софии:

28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Кондак мучениц

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.

Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

Читайте также:  Успенский монастырь в Красноярске: история и адрес, описание, святыни

В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге

Вера, Надежда, Любовь и мать их София 2020: вселенские бабьи именины

На Руси этот праздник иначе называли еще вселенскими бабьими именинами. Бабьими потому, что день ангела одновременно справляют женщины сразу четырех имён. Вселенскими – потому что эти имена были очень популярны на Руси, чуть ли не каждая вторая была названа в честь одной их этих святых, поэтому когда справлялись именины, «гудели» всей деревней.

Хотя праздник был установлен церковью, конечно же, по совсем другой причине. Вера, Надежда, Любовь и мать их София почитаются как мученицы, их жизнь закончилась трагически. И произошло это во втором веке в Римской империи.

История праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2020

София, чье имя в переводе с греческого означает «мудрость», была благочестивой христианкой. И своих дочерей она назвала в честь главных христианских добродетелей: Веры, Надежды, Любови.

В то время в Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны властей, и о юных христианках стало известно императору Адриану (тому самому, который велел возвести Вал Адриана длиной 117 километров, и который обожествил своего юного любовника, утонувшего в реке).

Император потребовал, чтобы Вера, Надежда и Любовь отреклись от Христа и принесли жертву языческим богам. Но девушки проявили стойкость несмотря на свой юный возраст.

Их подвергли страшным пыткам, а после казнили на глазах у матери.

Самой старшей из них, Вере, было на тот момент всего 12 лет. Надежде только 10 лет, а младшей, Любови, девять. София похоронила дочерей у Аппиевой дороги и умерла на их могиле три дня спустя.

Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2019: традиции и обычаи

Это может показаться странным, но на Руси со вселенскими бабьими именинами поздравляли всех женщин без исключения, не только тех, кто носил имена Веры, Надежды, Любови и Софии. Можно сказать, это был этакий средневековый Международный женский день.

Гулянья по случаю этого праздника длились три дня.

Сами женщины в это время жаловались на свою тяжелую бабью долю, изливали душу подругам, а потом. вновь принимались за свои домашние обязанности и готовили праздничные угощения (а куда деваться?).

В православной церкви по случаю этого праздника поста нет. В храмах читается:

  • Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  • Кондак мучениц
  • Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
  • Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Кстати, необычный случай, связанный с этим праздником, произошел в Твери. В начале 90-х Ирина Лутай ждала мальчиков – но на свет неожиданно для всех появились дочки (см. фото выше). Когда Ирина немного пришла в себя, то поняла, что это – судьба, ведь родились сразу три девочки, и родились они 27 сентября, накануне дня почитания святых Веры, Надежды и Любови.

Так девочек и назвали. А через год, как раз в праздник 30 сентября, окрестили с этими именами.

Батюшка был в сильнейшем изумлении – ведь надо же так, три девчушки и родились рядом с такой датой.

Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2020: где почитаются святые

С почитанием этих святых связан храм святого Трофима в Эшо, недалеко от Страсбурга во Франции. Сюда в 777 году из Рима были перенесены мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Монастырь в Эшо с тех пор стал называться аббатством святой Софии. А сама деревня Эшо возле аббатства стала разросшейся “гостиницей” для паломников, которые в великом множестве приходили в эти места в средневековье.

В 1792 году, после Французской революции, монастырь был закрыт, здания распроданы с аукциона, а святые мощи уничтожены революционерами. Однако в конце XIX века началось восстановление храма, а в 1938 году из Рима в Эшо были привезены две новые частицы мощей святой Софии. С тех пор в Эшо ежегодно день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается с большим размахом.

Мученицы Вера, Надежда и Любовь и матерь их София. Православный календарь на 30 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

30 сентября (17 сентября по «старому стилю», церковному юлианскому календарю). Понедельник 16-й седмицы по Пятидесятнице (шестнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 19 поимённо известных угодников Божиих и двух святынь. Далее коротко расскажем о них.

Мученицы Вера, Надежда и Любовь и матерь их София. Одни из самых почитаемых древних святых — христианские страдалицы II века. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трёх христианских добродетелей, она воспитывала их в любви ко Господу.

Об этом было донесено императору-язычнику Адриану, повелевшему юным отроковицам (Вере было 12, Надежде — 10, а Любови — 9 лет) принести жертву Артемиде, но святые девы были непреклонны. За это их подвергли жесточайшим пыткам и обезглавили. А святая София, видевшая мучения дочерей, на третий день после их смерти сама предала душу Господу.

Подробнее об этих великих святых страдалицах, принявших мученические венцы за Христа и Его Церковь, а также об одном из московских храмов, посвящённых их памяти, вы можете узнать из нашего материала «Верить, надеяться и любить», опубликованном на страницах Царьграда.

Мученица Феодотия Никейская. Святая страдалица, принявшая мученическую кончину за верность христианству в III столетии в период жестоких антихристианских гонений императора-язычника Александра Севера, царствовавшего в Римской империи в 222-235 годах.

Сама святая Феодотия была уроженкой Каппадокии, но пострадала в городе Никее, поэтому её именуют Феодотией Никейской. Правитель Каппадокии, язычник Симвликий, попытался заставить мученицу отречься от Христа, но даже пытки не помогли ему в этом. Чудесным образом раны святой Феодотии быстро исцелялись. И даже пламя печи, в которую бросили страдалицу, повредило только её мучителям.

В итоге Симвликий отправил Феодотию в Никею, где она также продемонстрировала множество чудес истинной веры, прежде чем её обезглавили. Это произошло около 230 года от Рождества Христова.

Мученица Агафоклия. Эта святая, точное время мученического подвига которой нам неизвестно, была рабыней-христианкой одной ревностной язычницы по имени Павлина. Много лет святая Агафоклия претерпевала гонения, избиения и даже пытки от хозяйки, которая ломала рабыне рёбра, отрезала ей язык, морила голодом и в итоге заключила в темницу. Но страдалица не уступала требованию поклониться идолам. Наконец обезумевшая от ненависти Павлина убила мученицу Агафоклию.

Мученики Пелий, Нил, епископы Египетские, пресвитер Зинон, Патермуфий, Илия и другие мученики числом 151. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в период антихристианских гонений императора-язычника Максимиана Галерия, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. Погибшие в основном были египтянами, хотя среди них были и палестинские христиане. Всех их, числом 156 человек, захватил в плен языческий правитель Палестины Фирмилиан. Страдальцам выкололи глаза, подрезали жилы на ногах, а также подвергли многим другим страшным истязаниям. Большинство мучеников, около 100 человек, мучители обезглавили, а остальных сожгли.

Мученики Пелий, Нил, епископы Египетские, пресвитер Зинон, Патермуфий, Илия и другие мученики числом 151. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Иоаким, патриарх Александрийский. Известный греческий святой, аскет и подвижник, возглавлявший Александрийскую Церковь около 80 лет вплоть до своей блаженной кончины в 1567 году от Рождества Христова в возрасте 119 лет. Благочестие святителя Иоакима признавали даже турки-иноверцы, захватившие земли Александрийской Церкви. По молитвам святого совершалось немало чудес, которыми опровергал и хулителей христианства из числа мусульман. Одним из таких чудес стало то, что святитель Иоаким силой молитвы сдвинул гору.

Преподобномученики Павел (Моисеев), Феодосий (Соболев), архимандриты, Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков), иеромонахи (1918). Преподобномученица Ирина (Фролова) (1931). Мученик Иоанн Коротков (1941). Преподобномученица Александра (Хворостянникова), послушница (1943). Православные священнослужители, монашествующие и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

День Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери. Чудотворные образы Пресвятой Богородицы, явленные соответственно в Константинополе и в русских землях (на берегах реки Унжи преподобному Макарию Унженскому, чудотворцу).

Поздравляем всех православных христиан с днём этих святынь и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Ссылка на основную публикацию