Храм Владимирской Божией Матери: история и описание, адрес, праздники и святыни

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Успенский собор во Владимире

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира по праву признан одним из наиболее значимых храмов в городе, который уже давно является обязательной частью любой экскурсионной программы. Само святилище было возведено во время правления князя Андрея Боголюбского в середине 12-го века, дабы стать в будущем главным Божьим храмом государства. Согласно сохранившимся летописям для его создания из всех земель, а также с романского Запада были приглашены талантливейшие мастера. А вот узнать более подробно, что представляет собой святилище, когда проводятся богослужения и как к нему добраться можно из нашей статьи.

Описание Успенского собора Владимира

Следует отметить, что храм является пятиглавым, трехапсидным пятизальным крестово-купольным из белого тесанного камня и совмещает в себе несколько периодов строительства. Изначальное его шестистолпное, трехапсидное, трехнефное ядро, которое создавалось в 1158-1160 гг. было дополнено в 1185-1189 гг. открывающимися внутрь святилища двухъярусными галереями, образовавшими дополнительные два зала.

Планировочная же структура храма стала представлять собой квадрат благодаря образованным галереям всеволодовой постройки включающую в себя прямоугольное старинное ядро, при этом как у новой постройки, так и у древнего святилища площадь является приблизительно равной друг другу.

Храм имел всего три притвора, а цоколь внешне выглядел как обычный непрофилированный отлив. Пересечения стен было выполнено с аркатурным-колончатым поясом, с поребриком над ним. Между колоннами простенки отделаны фресками, а молельню украшал зооантропоморфный скульптурный декор. Через лестничную башню, примыкающую у северной стены святилища к западному пряслу возможно было подняться к хорам храма.

Суровость же глади стен расположенным с внешней стороны немного оживляется благодаря рельефам, которые частично были выполнены в период новой обстройки молельни и перенесены со стен святилища Андрея Боголюбского. В древней части храма с юго-западной стороны располагаются фигуры Артемия и Авраамия, причем фигуры, находящиеся на заиконостасных столпах, были расписаны лишь в 1189 г.

Святыни

А вот среди особенностей и представленных в храме святынь можно выделить наиболее примечательные: фрески, мощи, иконы.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

Следует заметить, что росписи храма были расчищены только в 1918 г., при этом обнаружилось что они сильно пострадали от побелки и безграмотной реставрации. Поэтому сами фрески до наших дней дошли лишь частично сохранившимися, а большая часть из них навсегда останется утерянной (к примеру, в северо-западной части молельни, в куполе, на парусах, алтаре и не только).

Те, части росписей, которые были расчищены относятся к фрагментам действительно величественной композиции «Страшного суда», служащая украшением прилегающих столбов и западных сводов южного и центрального нефов.

Мощи святых в Успенском соборе Владимира

Здесь почивают мощами нетленными, как владимирские богоугодники, так чудотворцы всего русского государства, к которым относятся:

  • благоверный праведник князь муромский Глеб (день памяти 20 числа в июне месяце/июль месяц 3-го числа);
  • Андрей Боголюбский – великий благочестивый князь, память которого приходится на 4/17 число в июле месяце;
  • Георгий (проводится день памяти церковью 4/17 числа последнего зимнего месяца) – великий князь, который своим праведным образом жизни был удостоен канонизации.

Также в молельни находится части святых мощей св. богоугодника великого князя Владимирского Невского Александра, равноапостольного праведного князя Владимира. Примечательным является то, что в представленном Божьем храме в расположенном в галерее некрополи хранятся свыше 40 мощей святых праведников.

Иконы Успенского собора Владимира

К особо чтимым чудотворным ликам, представленных в Божьем храме следует отнести:

  • образ Царицы Небесной «Боголюбская»,
  • образ Пресвятой Богородицы «Владимирская»,
  • икона «Максимовская»,
  • божественный образ святителя Авраамия Болгарского с частицами его мощей,
  • лик Апостола Симона.

Православный храм Владимирской епархии пребывает в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Православной Русской Церкви. В 1992г. был внесен в качестве памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Расписание богослужений Успенского собора во Владимире

Представленная святыня открыта для посещений ежедневно с 07:00-20:00, кроме понедельника. Экскурсии же проводятся в период с 13:00-16:45, однако следует помнить, что во время посещения храма запрещено брать с собой собак, курить и разговаривать по мобильному телефону.

Службы проводятся как в самом храме, так и в часовне возведенной в честь привезенной афонской чудотворной иконы «Достойно Есть» Божией Матери, которая располагается под колокольней. Часовня работает с 10:00-18:00, а богослужения в ней проводятся в следующем порядке:

  • с понедельника по субботу в 11:00;
  • в воскресенье в 12:00.

Проводят молебен с произнесением Акафиста, а также совершается освящение воды. Попасть в часовню можно со стороны Площади Соборной.

Как добраться к храму

Владимирский Божий храм находится по адресу: ул. Большая Московская д. № 56, г. Владимир.

Добраться же до него можно несколькими способами:

  • рейсовым или же транзитным автобусом, отправляющимся из Москвы;
  • на личном авто;
  • также можно доехать до Владимира на поезде, идущем с Ярославского или Курского ж/д вокзалов.

Историческая справка

Собор в честь иконы Владимирской Богоматери один из старейших в городе на Неве. Построенный во второй трети XVIII века, он находится в самом центре, близ Невского проспекта на Владимирской площади.

Тогда граница Санкт-Петербурга проходила по реке Фонтанке. Въезд в город находился у моста на Невской «першпективе». Здесь были шлагбаум и застава, называемые Аничковыми. Эта местность носила название – Московское предместье.

В петровские времена строительство велось лишь вдоль «першпективной дороги» и Фонтанки – остальная территория долгое время пустовала. Постоянное поселение в Московском предместье возникло лишь в 1737 году. После опустошительных пожаров 11 августа 1736 и 24 июня 1737 года, когда тысячи людей оказались без крова, правительство императрицы Анны Иоанновны предприняло решительные меры для урегулирования городской застройки, обеспечения людей жильем и предотвращения новых пожаров. Высочайшим указом придворным служащим было выделено место для строительства собственных домов за Аничковой заставой.

Внутри слобод предусматривалось устроить площадь с церковью, но к постройке храма приступили лишь в 1745 году. Инициатива строительства принадлежала начальнику Придворных слобод (так стали именовать район, в который пересели придворных, конюшенных и дворцовых служителей), управляющему кабинетом ее императорского величества барону Ивану Антоновичу Черкасову.

Первая церковь была выстроена из дерева и имела один купол. 25 августа 1747 года преосвященный Феодосий (Янковский) совершил торжественное освящение храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. На следующий день, 26 августа (8 сентября по новому стилю), в храмовый праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, на литургии присутствовала императрица Елизавета Петровна, пожертвовавшая на благоустройство храма 300 рублей. Деревянная церковь с примыкавшей к ней с запада трехъярусной колокольней простояла в Придворных слободах 23 года.

В 1756 году прихожане подали прошение о строительстве нового каменного храма, так как старая церковь обветшала. Разрешение было получено. Священник Иоанн Кириков принялся за сбор пожертвований. К 1760 году была собрана достаточная сумма и был готов проект новой церкви. По мнению многих исследователей, автором проекта был Пьетро Антонио Трезини. Строительство каменного храма велось долго – 15 лет и завершилось в царствование императрицы Екатерины II.

8 ноября 1768 году архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким) был освящен нижний храм, а верхний 9 апреля 1783 года освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров).

Настоятель храма священник Иоанн Кириков не дожил до этого события, в октябре 1770 года он был злодейски убит в собственном доме, расположенном вблизи церкви. Грабители, рассчитывавшие найти у него большие суммы, ведь на строительство храма жертвовали немалые деньги не только жители Петербурга, но и Москвы, обнаружили в доме у иерея лишь 40 копеек. Отец Иоанн был бессребреником.

Его погребли близ церкви. К 230-летию храма, в 1998 году, на его могиле был поставлен крест из белого мрамора и восстановлена плита с надписью: «Строитель Владимирской церкви священник Иоанн Кириков, убитый злодеями в ночь на 20-е число октября 1770 года». По традиции, при совершении крестного хода в престольные праздники на могиле совершается панихида.

Внутреннее убранство каменного храма уже в первые годы его постройки поражало своим великолепием. До наших дней не сохранились ни иконы, ни утварь, ни богослужебные книги. Первоначальный, изготовленный для Владимирской церкви во времена Екатерины II иконостас, в 1809–1810 годы был повернут лицевой стороной к алтарю, а на его месте воздвигнут другой, переданный из церкви Воскресения словущего Аничкова дворца. Выполненный по рисунку Ф. Растрелли в 1748 году, это единственный дошедший до нас и сохранившийся почти полностью иконостас мастера. Иконы для него написали И. Я. Вишняков, И. И. Бельский, А. П. Антропов. Первоначально было 30 икон, но до наших дней уцелели 24. Золоченая резьба тоже имеет утраты.

Пространство высокого зала верхней церкви разделено на три предела четырьмя массивными восьмигранными пилонами. Иконостасы в боковых пределах – поздние, середине XIX века, но они также выполнены в барочном стиле.

В 1886 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» был освящен северный придел храма, а в 1872-м – южный во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Жизнь Владимирской церкви была связана с именами выдающихся деятелей русской культуры. Прихожанами храма были Федор Михайлович Достоевский, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Иванович Куприн, Лев Николаевич Гумилев и многие другие.

В приходе храма жили многие известные деятели русской культуры. Недалеко от храма, на Свечном переулке в доме № 5, снимали квартиру родители А. С. Пушкина – Сергей Львович и Надежда Осиповна. По возвращении из Михайловского в 1826 году у них останавливался Александр Сергеевич. На ул. Марата (быв. Грязной) снимала квартиру семья Павлищевых. Николай Иванович Павлищев был мужем Ольги Львовны Пушкиной – сестры поэта. У них в доме последние свои месяцы прожила няня Александра Сергеевича – Арина Родионовна. Ее отпевали во Владимирской церкви. Здесь же отпели и друга поэта – Антона Антоновича Дельвига, проживавшего последние годы близ Владимирской площади.

Храм был закрыт в 1932 году и его помещения были отданы под книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки для размещения в нем ее филиала — Антирелигиозной библиотеки, а затем еще и строительному тресту. После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище книг Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году Ленпромкомбинату Физкультпромснаба под трикотажное производство.

В августе 1989 года после 60-летнего отчуждения и запустения Собор Владимирской иконы Божией Матери решением Ленгорисполкома был передан ленинградской Епархии. Способствовали возвращению собора и видные светские петербуржцы – учёный, историк и писатель, русский патриот Л. Н. Гумилев и почетный гражданин Санкт-Петербурга Д. С. Лихачев, один из предков которого был старостой храма.

7 апреля 1990 года, на Благовещение, было совершено освящение храма Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), который стал настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери. Тогда же ключарем храма был назначен митрофорный протоиерей Владимир Фоменко. Продолжая установленную традицию, последующими настоятелями храма были митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), а с 1996 года по настоящее настоятелем Собора является Его Высокопреосвященство митрополит Владимир (Котляров). Приходской штат духовенства состоит из пяти священников и четырех диаконов.


С августа 1991 года и по сегодня председателем Приходского совета является Иван Сергеевич Раевский.

В настоящее время ведутся проектные и реставрационные работы по воссозданию иконостасов верхнего и нижнего храмов, а также украшению собора предметами церковного декоративно-прикладного искусства.

Главными святынями храма являются икона Владимирской иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная св. прав. Иоанном Кронштадтским, а также образ Серафима Саровского с частицей его святых мощей.

История иконы Владимирской Божьей Матери: великая защитница Русских земель

История иконы Владимирской Божьей Матери восходит ко времени, когда Дева Мария еще пребывала на Земле. Предание рассказывает, что древний образ написал сам святой апостол и евангелист Лука. Изображение Богородицы было сделано на доске стола, за которым в свое время совершали трапезы все члены Святого Семейства: Дева Мария, ее супруг Иосиф Обручник и младенец Иисус. Этот факт делает икону особенной, святыней, к которой притрагивался сам Спаситель. 450 лет образ оставался в Иерусалиме, после чего его перенесли в Царьград (Константинополь).

Древняя икона Богородицы на Киевской Руси

В XII столетии святая икона впервые попала на Русь благодаря константинопольскому патриарху Луке Хризоверху. Он даровал драгоценную христианскую реликвию (вместе с другой богородичной иконой, известной под именем «Пирогощая») киевскому князю Юрию Долгорукому. Икона Пречистой Девы была передана Вышгородскому девичьему монастырю, расположенному недалеко от столицы Киевской Руси. Слава о чудесах, творимых святым ликом, быстро распространились на много километров вокруг. В монастырь приходило большое количество паломников, чтобы взглянуть на древнюю христианскую святыню, просить ее о милости, помощи и защите. Просьбы совершались, а слава образа приумножалась.

Владимирская икона Божией Матери

Когда-то вышгородские земли принадлежали княгине Ольге, признанной по смерти святой равноапостольной. Юрий Долгорукий вручил (1155 год) этот удел своему сыну Андрею (Боголюбскому). Но молодой князь не пожелал оставаться в Вышгороде, поэтому, забрав из монастыря ценный светлый лик Богородицы, и ничего не сообщив отцу, отправился в Суздальскую землю, которая была для него родной. Даже находясь в дороге, Андрей со своими спутниками молились образу Богоматери, прося ее благословения.

По прибытии во Владимир-на-Клязьме князь был встречен жителями с воодушевлением, большой радостью. Далее путники направились в Ростов, но случилось удивительное – их кони вдруг встали, ничто не могло заставить их идти далее. Коней сменили свежими, но все оставалось как прежде. После слезных коленопреклоненных молитв иконе Пречистой Девы перед Андреем явилась сама Богородица, держащая в руке свиток. Владычица велела установить образ во Владимире, а на этом месте (где явилась) возвести божий храм с монастырем. Посвятить же обитель следовало Рождеству Богородицы. Богопослушный князь выполнил все наказы. А в первую очередь поставил образ Царицы Небесной, где было наказано. С тех пор (1160 года) святая икона Божьей Матери стала именоваться Владимирской.

Через четыре года (1164) отправился русский князь Андрей Боголюбский с войском походом на волжских булгар. А перед самой битвой как следует исповедался, принял причастие. И, став на колени, произнес слова, ставшие пророческими, что тот человек, который уповает на Владимирскую Матушку, будет охраняем святым заступничеством и не погибнет. Спустя столетия каждый раз надежным непробиваемым щитом становилась сила иконы, чтобы защитить православных детей своих, разворачивала вражеские войска от русских городов, поселив страх и неуверенность в сердца неприятельские. После князя каждый воин приложился к чудотворному лику, моля о заступничестве и поддержке. Враг был повержен.

Многие славные победы даровала Владимирская икона русским людям над врагами Отечества. Благодаря ее благодатному заступничеству Москва избежала разрушающих татарских нападений: хана Едигея (1408 год), Мазовши, ногайского царевича (1451 год), а также его отца, хана Седи-Ахмета (1459 год).

Владимирская икона Божией Матери на охране Москвы

Грозные тучи сгустились над Русскими землями 1395 года, когда близко у границ собрались полчища известного всему миру среднеазиатского завоевателя свирепого Тимура. За его плечами уже были покоренные Персия, Хорезм, страны Закавказья. Европейцы звали его Тамерланом, а русские люди – Темир-Аксаком, что в переводе означало «Железный Хромой». Прозвище появилось неслучайно – полководец действительно стал хромым после тяжелого ранения в бедро. Вступив на русскую территорию, Тимур беспощадно грабил, разрушал христианские селения, подбираясь к Москве.

Читайте также:  Спасо-Влахернский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Навстречу грозному неприятелю из столицы к берегам реки Оки вышло войско во главе с Василием I Дмитриевичем. Но тяжкие думы сдавливали сердце князя, рать была слаба, а это не прибавляло уверенности в благополучном исходе будущего сражения. Только настоящее чудо могло спасти русичей. И оно свершилось.

Митрополит Киприан обратился к высшей помощи – заступничеству Пресвятой Богородицы. Доверенные люди доставили из города Владимир в Москву святую чудотворную икону Владимирской Небесной Царицы. Уже 26 августа 1395 года горожане со славящими молитвами, песнопениями встретили древнюю реликвию у стен столицы. Отовсюду слышались призывные возгласы к Божией Матери. Люди просили спасти их дома, Русскую землю и православную веру. Торжественный крестный ход со Спасительницей направился в Московский Кремль, образ поместили в Успенском храме, отслужили молебен. И в тот самый момент, когда Владимирская икона Девы Марии вошла в Москву, войска Тимура отступили.

Летопись, описывая события тех давних лет, рассказывает, что Темир-Аксак встал большим лагерем и оставался там две недели. Но, когда образ Матери Иисуса прибыл в Москву, непривычные до тех пор ужас и страх заполонили его сознание. Согласно старым записям, храбрый полководец узрел видение – с большой горы прямо на него шли старцы-святители с сияющими золотыми жезлами. Над ними парила сверкающая женщина с тысячами воинов. Вся эта блестящая рать неумолимо надвигалась, заполоняя все вокруг.

Недобрые предчувствия заставили Тимура собрать свое войско, чтобы немедля вернуться восвояси. Так милостью Господа и Его Матери Марии случилось великое чудо, спасшее Москву. Получив радостное известие, князь, священники, монахи, воины, все москвичи возблагодарили Богородицу за ее скорую помощь, заступничество. В месте встречи иконы возвели церковь и монашескую обитель. Установили церковное празднование этого чудесного события на день 26 августа (по старому стилю – 8 сентября). Имя ему стало Сретение (встреча Владимирского образа Божьей Матери). А новая монашеская обитель стала называться Сретенской.

Неспокойные времена снова вернулись в 1408 году. Покорить Русь, наказать за свободолюбие, заставить платить дань отправился представитель Золотой Орды эмир Едигей. Ничто не предвещало беды, поэтому Москва не готовилась к нападению. Вражеская армия быстро добралась до стен столицы тогда, когда князя с семьей в ней не было. Управлением города занимался родной дядя Василия I Дмитриевича – Владимир Андреевич Храбрый.

Уже 1 декабря войска Едигея окружили Москву. Но Владимир Андреевич был опытным военачальником, поэтому правильно организованная оборона не позволила Едигею идти на штурм городских стен. Враги кинулись разорять близлежащие к Москве города – Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород, Ростов, Переяславль, другие. Москвичи же неустанно молились перед Владимирским образом Богородицы, чтобы та не отступилась от них, не отдала врагам на поругание. И Царица Небесная снова проявила великую милость. Едигей получив известие о непорядках в Золотой Орде, срочно изменил свои планы. 20 декабря он взял выкуп 3 тысячи рублей, а затем отступил. По воле Господа и Пречистой Девы Марии Русской земле удалось избежать скорби, разрушений, гибели.

Новое великое чудо Владимирская икона Божией Матери даровала Русской земле 1480 года. Поход татарского хана Ахмата на Москву начался в июне. Орде нужна была дань, а независимый народ отказывался ее платить. С 23 июня перед святым Владимирским образом совершались денные и нощные молебны о спасении и защите Руси от врагов. Великий князь Иван III Васильевич собрал войско и выступил навстречу войску орды. Когда Ахмат приблизился к реке Оке, увидел, что переправы уже заняты московитами, которыми командовали сын великого князя и воеводы. Тогда ордынцы направились к Угре (левому притоку Оки), собираясь преодолеть реку там. Но русские успели занять выгодные позиции (возле Калуги). Так попытки татар переправиться через реку потерпели неудачи. 26 октября стало холодно, поверхность Угры покрылась слоем льда. Это приближало битву.

Москва не могла жить спокойно, православные истово молили Великую Защитницу, преклоняясь перед Владимирским богородичным образом. И вот, 9 октября татарские войска стали отходить в сторону степи. А 11 ноября (1480 года) ушел хан Ахмат. Летопись сообщает, что татары с Угры уходили босыми, нагими, совершенно ободранными. История свидетельствует, что, даже не дойдя до Орды, Ахмата убили. Стояние на Угре стало тяжелым уроком для врагов, который положил конец посяганиям ордынского ига на Русь.

Православные люди связали такое славное избавление со святым вмешательством Божьей Матери через молитвы Владимирской иконе. А историческому месту стояния войск на реке Угрь дали название «пояс Богородицы». Великий князь вместе со всеми превозносил хвалы Господу и Приснодеве за чудо спасения от орды Ахмата. Этой же зимой был установлен еще один церковный праздник, величающий Владимирскую Заступницу за спасение Москвы от Ахмата – второе Сретенье 23 июня (по старому стилю 6 июля).

Еще одним значимым событием, связанным с вмешательством Владимирского образа Божьей Матери, которое осталось светлой датой в церковном календаре РПЦ стало избавление от крымского хана Мухаммед-Гирея. 1521 года летом в Москву принесли сообщение, что Мухаммед-Гирей с большим войском быстро приближается к границе Руси. Князь Василий III послал войско, чтобы остановить врагов. Но у Оки воины были разбиты. Захватчики беспощадно разоряли и палии Московские и Коломенские селения, монастыри. А людей убивали либо забирали в плен. Летописные записи сообщают, что сам Мухаммед-Гирей стал лагерем возле правого притока Москвы-реки – Северки. А войско разбрелось по окрестностям в поисках наживы.

Москвичи в это время сидели в осажденном городе. Великому князю удалось выбраться, чтобы заняться сбором нового войска. Окаянный Мухаммед-Гирей ушел, не дожидаясь защитников, но территория вокруг столицы была практически полностью разорена, не осталось ни дома, ни живой души. Несмотря на большие потери, православные возблагодарили Всемилостивую Заступницу за сохранение сердца страны – Москвы.

Свидетельства очевидцев

Все время, сколько продолжалась осада столицы, московский митрополит Варлаам со всеми православными молился, чтобы уберечь город и избежать гибели и плена. Разные письменные источники сохранили до наших дней свидетельства о чудесах, которые происходили в то время.

Так, одна престарелая монахиня имела удивительное видение. Женщина узрела, как Кремль стали покидать святители с Владимирским образом Богородицы. Они также взяли с собой церковные святыни, намоленные иконы, как будто хотели наказать жителей города за их грехи. Но возле выхода за территорию Кремля скорбная процессия была остановлена преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским. Они умолили святых угодников остаться, чтобы совершить большой молебен во имя спасения Русской столицы. После пламенной молитвы Господу и Богородице о прощении всех согрешивших и божественной защиты Москвы от недругов святители снова вернулись в Кремль вместе со святой Владимирской иконой.

Похожее видение возникло и перед московским святым, блаженным Василием. Он поведал, что заступничеством Божией Матери, молитвами святых город Москва будет спасен. То же видели еще три праведные женщины, о чем рассказали пономарю. Русский народ рассудил, что святое заступничество московских преподобных Варлаама и Сергия остановило потерю благодати, а молитвы Владимирскому лику Пречистой Богородицы были услышаны. Заступничеством Господа Иисуса и Девы Марии татары бежали, а Москва спасена. Со временем, увековечивая память о божественном избавлении столицы от Мухаммед-Гирея, установили праздник-чествование главной православной русской святыни в день 21 мая (по старому стилю 3 июня).

Это только краткое описание наиболее значимых в истории страны чудес от старинной реликвии. До настоящего времени Владимирская икона Богородицы – главная, наиболее древняя общерусская святыня, самый чтимый образ из всех, которые есть в России. Хранится христианская реликвия в особенных бережных условиях в храме-музее Святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Церковь существует при Государственной Третьяковской галерее. К иконе приходят с экскурсиями и проводятся церковные службы.

Владимирская икона имеет множество списков, хранимых различными церквями и монастырями. Большая часть изводов прославились и почитаются прихожанами, паломниками как чудотворные.

Великая святыня Церкви: Владимирская икона Божьей Матери

В истории и политике Русского средневековья для нынешнего, современного человека, существует немало парадоксов. Действительно: мы живём в обществе с сильным секулярным сознанием. Когда представить себе мир, где даже жестокий, по-своему коварный, политик может быть одновременно человеком целиком церковным, верующим, даже достигшим святости — почти невозможно.

Но это для Средневековья парадокс из серии “очевидное – невероятное”. Тогда как раз так и было: верующий и не мыслящий себя без Бога, молящийся, раздающий милостыню, кающийся… и одновременно политически беспощадный, опасный для оппонента, властитель.

Это для Средневековья чуть ли не аксиома. Над которой поднимались немногие, среди коих – Владимир, Борис и Глеб, быть может, ещё Федор Иоаннович… И история, связанная с великой святыней, Владимирской иконой Божией Матери, тоже из числа характерных средневековых. А было так. В момент обострения борьбы между русскими городами и княжествами, потомок святого Владимира святой благоверный князь Андрей Юрьевич, в народе прозванный Боголюбским, разорил Киев. И в 1169 году силой вывез из опального города икону Богородицы. Он отправился с нею в сторону Владимира-на-Клязьме, в далекую северо-восточную часть Руси, где стремился укрепить собственную столицу большого и независимого княжества.

Был ли этот поступок проявлением политической дальновидности или же являлся следствием личной пламенной веры – можно спорить. В те времена практически никакой человек не мыслил мира без Бога, поэтому часто трудно для Средневековья отделить деяния политические от дел веры. Кроме того, церковное Предание сохранило образ иного князя Андрея – молитвенника, святого. И дошедшие до нас потрясающие храмы, построенные по его воле (вместе с открытиями археологов) подтверждают его высокое личное благочестие и особую ревность к вере.

По воле Божией, образ, первоначально похищенный у киевлян, очень скоро явился святыней не только княжеского дома, но и всего государства, которое создавал Андрей. И в этом качестве он “вернулся” и в Киев, и в каждый православный город. Образ стал достоянием православных церковных людей по всей земле. Сейчас святыня эта находится в Москве, в Третьяковской галерее. Речь идет, конечно же, о Владимирской иконе Божьей Матери.

Создание известнейшей из дошедших до нас русских икон обычно связывают с именем евангелиста Луки. Он обладал талантом художника и еще при жизни Девы Марии написал несколько Ее портретов. По преданию икона Владимирской Божией Матери была написана именно апостолом Лукой в первом веке от Рождества Христова: по желанию современников апостол изобразил лик Богоматери с Младенцем на руках, причем сделал это на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Точных подтверждений этому нет, и Церковь не настаивает на буквальной достоверности такого предания, однако и не отвергает его. Существует большое число копий, которые веками переписывались безымянными мастерами из поколения в поколение. Одной из таких икон. возможно, и является и Владимирский образ.

Он был подарен киевлянам Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом как благословение русскому стольному граду. После своего прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в Вышгороде – одном из северных пригородов Киева. Большинство исследователей полагает, что Вышгородскую реликвию создали византийские мастера, но есть вполне обоснованное допущение, что она может иметь и чисто русское происхождение, а написал ее преподобный Алипий Печерский, известный киевский иконописец XI – XII столетий. Как бы там ни было, уже с самого начала своего существования святое изображение Богородицы особо почиталось русичами, практически сразу сделавшись национальной святыней.

«Киевский период» истории Владимирской иконы совпал со временем княжения Юрия Долгорукого – личности одиозной и противоречивой. Этот человек, по сути, начал активную колонизацию тех земель, которые лежали к северо-востоку от нынешнего Курска. Собственно, процессы овладения славянами новых территорий протекали и много ранее, но именно Юрий поставил дело на государственный уровень. И если до него обживаемые дебри северо-восточных лесов были практически ничейными, то примерно при этом князе осваиваемые пространства стали мыслиться уже государственной собственностью – то есть собственностью князя и его клана. Так постепенно, в противовес сложившимся вечевым порядкам Киева, Новгорода, Смоленска и Галича, утверждались самодержавные тенденции Суздаля, Ростова и Владимира. Единая некогда Русь входила в период раздробленности и несходности различных политических традиций.

Материал по теме

Владимирская икона Божией Матери (Инфографика)

Владимирская икона Божией Матери – один из наиболее лиричных типов иконографий Богородицы. В трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Для Боголюбского такой желанной реликвией была Вышгородская икона – вместе с нею он как бы увозил из Киева его славу, величие, мощь и историю. Переносом образа Богородицы во Владимир Андрей, по сути, объявлял Север наследником древнего стольного града.

Стремление князя освятить свои начинания впоследствии отразились в летописных сказаниях. Например, существует предание, что еще в Вышгороде икона несколько раз была обретаема совсем не в том месте, где ее размещали до этого. Авторы сводов видят в этих чудесах знак свыше – Богородица словно сама говорила всем, что здесь Она оставаться не хочет, что Ее воля связана отныне не с Киевом, а с Владимиро-Суздальскими землями. Сейчас уже трудно отделить в этих сказаниях легенду от реального исторического факта. Бесспорно лишь одно – Владимирская икона действительно сыграла огромную роль в истории России.

Сначала она находилась в Боголюбове – предместье Владимира, где располагалась загородная княжеская резиденция. Но очень скоро ее перенесли в саму столицу и поместили в только что построенный Успенский собор, которым князь очень гордился и считал делом всей своей жизни. Храм стал постоянным местом пребывания образа. Ежедневно к нему приходили толпы людей, и многим из них по их горячим молитвам Пречистая Дева подавала исцеление и избавление от разных скорбей. Так продолжалось до самого татаро-монгольского нашествия 1238 года, когда практически все города Руси были разрушены и сожжены завоевателями. Но волей Божьей в дни страшного разорения икона не пострадала – существует легенда, что ворвавшиеся в собор ордынцы, сдирая со стен все блестящие и имеющие хоть какую-то ценность предметы, попросту побоялись трогать святыню. Они смотрели на лик Богоматери, и их объял невыразимый ужас, заставивший в спешке покинуть храм.

Читайте также:  Успенский монастырь в Красноярске: история и адрес, описание, святыни

Все годы чужеземного ига святой образ пребывал во Владимире. Но через столетие его на некоторое время принесли в Москву, которая уже стала практически неоспоримым лидером в регионе. Случилось это при набеге Тамерлана в 1395 году. Тогда жители столицы, сознавая нависшую над ними угрозу и понимая, что полчища завоевателей многократно превышают число русских ратников, пали духом, и ничто не могло изгнать тоску из их сердец. Тогда митрополит Киприан и приказал доставить в город из Владимира великую святыню – чтобы она воодушевила морально подавленных воинов. И свершилось чудо – Тамерлан отступил, так и не дав боя. Легенда гласит, что Богородица лично явилась ему во сне вместе со святыми, и это видение устрашило завоевателя. Он решил не рисковать и не иметь дело с духовными покровителями москвичей.

После этого случая икона стала почитаться еще больше, а день изгнания Тамерлана – 26 августа (8 сентября) – вошел в церковный календарь как праздничный. Кстати, с первым прибытием образа в Москву связана история основания Сретенского монастыря и Сретенского бульвара. В глубокой древности современная Сретенка была дальним пригородом столицы, и именно в этом месте – на Кучковом поле – духовенство встречало («сретало») крестный ход с Владимирской иконой. Позже в честь этой встречи и местность получила соответствующее название.

В Москве тогда лик Богородицы не остался – его вернули во Владимир, где он находился еще сто лет. Только в 1480 году икону Богородицы окончательно перенесли в Москву, которая уже окончательно закрепила за собой титул столицы всего северорусского государства. Повод, по которому был организован этот перенос был трагическим – на реке Угра, на восточных рубежах зарождавшейся России стояли два войска – Великого князя Ивана III и хана Ахмата. Они сошлись из-за очень важного вопроса – Москва отказалась признавать Орду своим хозяином. После долгих маневров армии встретились, но ни одна сторона не решалась начать сражение первой. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, русские направили в тыл врага диверсионную группу, и это заставило хана повернуть обратно, по сути, приняв условия москвичей. И пусть до конца XVII века Москва страдала от нашествий степняков, это были уже именно набеги, а не целенаправленные походы за данью. Россия после «стояния на Угре» перестала быть данником Орды.

Победу над Ахматом русские посвятили Богородице, которой неустанно молились перед пречистым Владимирским образом. И даже праздник дополнительный установили – 23 июня (6 июля). После избавления от ордынского ига Владимирский образ больше не покидал пределов Москвы. С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе Кремля слева от главных царских врат. Она стала поистине общенациональной реликвией, перед ней молились все российские святители и цари, ею благословляли в походы войска, она является свидетельницей самых драматических страниц истории.

Так, в 1521 году стотысячная орда во главе с Махмед Гиреем двинулась на Русь. Наши войска были разбиты, многие города – захвачены, а их жители либо перебиты, либо взяты в плен. Со дня на день москвичи готовились к худшему. Но даже в такое тяжелое время основной народной массе и боярам было не до подлинного покаяния – столица жила своим обычным ритмом. И вот, одна слепая инокиня увидела, как огромный крестный ход во главе с уже умершими московскими митрополитами, несущими Владимирскую икону, покидал Кремль. Женщине было открыто, что за грехи жителей столица лишается заступничества Богородицы. Можно представить, что чувствовала инокиня, увидев открывшуюся ей скорбную картину. Однако сподобилась она и утешения – далее женщина видела, как в Спасских воротах Кремля крестный ход остановили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они горячо молились перед иконой – долго и слезно.

Материал по теме

Владимирская Икона и Третьяковская галерея

Была ли это та самая икона, к которой прикоснулся сам евангелист Лука, — вопрос веры

Пришел кровавый 1917 год, и спустя несколько месяцев после революции и захвата большевиками власти кремлевские святыни были конфискованы. Владимирскую икону вначале направили на реставрацию, затем она экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею. До 1989 года она находилась в самом здании музея, пока в 1989 году ее не поместили в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах.

Икона принадлежит к древнему типу изображений Богородицы, который называется «Елеуса», то есть «Умиление». Это самые нежные иконы Богородицы, на них Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он – к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог между собою, а молящийся становится как бы участником этого разговора Матери и Богомладенца.

К сожалению, икона почти утратила свой первоначальный вид – от древнего красочного слоя сохранились лишь фрагменты – лики Спасителя и Богородицы, а также элементы одежды. Остальное – более поздние дорисовки, выполненные уже владимиро-московскими мастерами после того, как изображение несколько раз страдало от пожаров. Но даже в таком виде Владимирская – пожалуй, самая красивая икона среди всех русских памятников. И не зря когда-то Андрей Боголюбский выбрал именно ее. Наверняка неким внутренним чутьем он понимал, что только эта святыня может стать настоящим духовным символом России, выражением ее внутреннего мира и ее многогранной души.

Другие статьи о Владимирской иконе Божией Матери читайте в специальной рубрике журнала “Фома”

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Московская церковь Владимирской иконы Божией Матери

И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж, ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной застройкой Никольской улицы.

Владимирская икона – главная православная и историческая святыня Москвы, а с ней – и всего государства Российского. По преданию, образ написал сам Евангелист Лука на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала всего лишь в начале XIV века – тогда ее прислали из Константинополя князю Мстиславу, который поместил ее в Вышгороде. Сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир и установил в новопостроенном Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие «великого хромого», икону впервые привезли в Москву, где она милостью Божией осталась на века и еще не раз чудесами своими спасала стольный град от врагов и даровала победы. Именно ей слезно молились русские осенью 1480 года, когда пало монголо-татарское иго, 240 лет терзавшее Русь, – после великого стояния на реке Угре хан Ахмет без боя и навсегда ушел от Москвы. А в 1521 году Владимирская икона спасла Москву от нашествия крымского хана Менгли-Гирея.

Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» – по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги…

И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь.

Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось.

Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая – в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой «бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода человеческого и Спасительнице Москвы.

Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому» статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами, жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной иконы был «легковесен».

А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.

В церкви был и другой образ Владимирской Богоматери, в серебряном окладе, – тот самый, которым патриарх Иоаким благословил царицу Нарышкину на венчании с царем Алексеем Михайловичем.

А в 1805 году у церкви появилась и новая часовня, в которую поместили список иконы в красивой серебряной ризе, устроенной на пожертвование богатого москвича. В том столетии уже существовал знаменитый «пролом» – новые проходные ворота китай-городской стены, проломанные ради удобства прохода на Никольскую улицу. Эти проломные ворота часто именовались «Владимирскими».

У «Пролома» был знаменитый развал московских букинистов (второй по величине после Сухаревки), где постоянно рылись «зашибленные книгой» страстные библиофилы в поисках раритетов. Одним из таких обитателей «Пролома» был историк и глава кадетов, профессор П.Н.Милюков, в бытность свою студентом Московского университета ежедневно приходивший сюда подержать старую и ценную книгу в руках – и пополнить свою домашнюю библиотеку.

Уже в советское время эта традиция счастливо продолжилась – словно в память о том развале «у Пролома» именно здесь построили популярный букинистический магазин «Книжная находка».

Но судьба московской церкви оказалась печальной – осенью 1932 года она была закрыта и передана под клуб милиции. А летом 1934 года она была снесена вместе со стеной Китай-города, и ровно в 400-летний юбилей этой московской крепости. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.

Владимирская икона Божией Матери: история происхождения

Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

Владимирская икона Божией Матери

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери[1].

Читайте также:  Спасо-Каменный монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Владимирская икона Божией Матери

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα — «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα — «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа «Умиление»: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится Его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником»[2]. Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии — «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом — Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу — пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений — жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона[3]. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (см.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики[4], то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057—1185)[5]. Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией»[6]. «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи — неплотные, очень прозрачные; главное — в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. Сложная и прозрачная система соотношения тонов — зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений — приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света»[7].

Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода — времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

  • Владимирская — Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Владимирская — Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
  • Владимирская — Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
  • Владимирская — Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
  • Владимирская — Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
  • Владимирская — Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. — СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

[2] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

[3] Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

[4] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

[5]. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

[6] Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

[7] Там же, с. 407-408.

Вы прочитали статью «Владимирская икона Божией Матери». Вам также может быть интересно:

Ссылка на основную публикацию