Храм Воскресения Словущего: адрес и история церкви, описание, святыни и праздники

Храмы Воскресения Словущего

Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

Москва, Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Фото: Олег Гусаров / Соборы.Ru. Постобработка: Православие.Ru В Москве существует несколько храмов, освященных в честь этого праздника. Один из них находится в Брюсовом переулке между Тверской и Б.Никитской улицами (бывшая ул. Неждановой). Замечательная красно-белая церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке была построена в первой половине XVII века, однако упоминается здесь еще в 1548 году во времена Ивана Грозного. Придел во имя пророка Елисея построен в 1620 году в память встречи царем Михаилом Федоровичем свого отца, патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

Название на Успенском вражке связано с тем, что, во-первых, раньше в глубокой древности в старину здесь проходил глубокий овраг, который здесь оставил свои следы и поныне, а во-вторых, раньше здесь стояла деревянная Успенская церковь, давшая старинное название всей этой местности и самому оврагу. Считается, что Успенский вражек – древнейшее урочище (местность) в Белом Городе.

А сам переулок назван в честь любимца Екатерины Великой, московского генерал-губернатора Якова Александровича Брюса. Знаменитый «колдун» и «чернокнижник» петровской эпохи Яков Вилимович Брюс приходился дальним родственником екатерининскому вельможе, но к названию переулка он никакого отношения не имеет.

Это одна из немногих церквей, не закрывавшаяся в советское время, и поэтому в ней сохранился старинный интерьер.

У левого клироса в богато украшенном киоте находится икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Божия Матерь изображена с непокрытой главой – символ того, что она отдала свой покров для спасения грешников. После революции эта икона была передана в Воскресенский храм из церкви Рождества Христова, что в Палашах близ Тверской улицы. Туда ее принес один благочестивый прихожанин. Он был вдовцом и один воспитывал дочерей, неустанно молясь об их благополучии. Его молитвы были услышаны, и однажды во сне ему было сказано передать икону в Рождественский храм, что он не замедлил исполнить. Во время войны 1812 года храм был разграблен, а чудотворная икона разбита на части и брошена, но стараниями художников была восстановлена.

В 1912 году перед этой иконой венчались Сергей Эфрон с Мариной Цветаевой.

Другая, менее известная, но когда-то легендарная в Москве церковь, освященная по этому празднику, была закрыта в советское время и полуразрушена, в таком виде пребывая до сих пор. Только осведомленный о ней человек может отличить ее от обычного городского сооружения, просто находящегося в плохом состоянии. А между тем история этой старинной московской церкви богатейшая – окутанная множеством мистических преданий, она связана с царской фамилией в России.

Церковь Воскресения Словущего в Барашах. Фото: voskresbarashi.orthodoxy.ru Церковь Воскресения Словущего в Барашах находится на улице Покровка (дом № 26). Сама местность Бараши была связана с деятельностью государевых слуг. Еще в 1410 году здесь появилась Барашевская слобода, где селились бараши – так назывались слуги великих князей, а потом и царей, возившие за ними в походы шатры и ставившие их в поле для высочайшего отдыха. А для этого требовалось определенное мастерство. Деятельность их называлась Шатерной службой. В Барашевской слободе находились казенные склады, где хранились материалы для изготовления шатров и сами шатры.

Воскресенская церковь здесь известна с 1620 года. То здание, руины которого дожили до нашего времени, было возведено в 1734 году предположительно архитектором И.Мордвиновым.

До 1934 года купол высокой церковной колокольни был украшен золоченой императорской короной, выточенной из чистого дерева. Много красивых легенд было связано с ней. Говорили, что когда-то в этой церкви венчались влюбленные брат и сестра, не подозревавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна, и опустились на церковный купол. Так провидение предотвратило кровосмешение.

Другое московское предание связывает эту церковь и ее необычный купол с именем императрицы Елизаветы Петровны. И со стоящим неподалеку на правой стороне Покровки дворцом в бело-голубых тонах (дом №22), который часто называют московским Зимним дворцом в миниатюре.

Редчайший в Москве гражданский памятник стиля елизаветинского барокко, «дом-комод», как говорят о нем москвичи, был построен в конце 1760 – начале 1770 гг. неизвестным мастером школы В.Растрелли (раньше авторство приписывали самому мастеру).

Старинное предание гласит, что этот дом императрица Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому, и в этом же доме они справляли свадьбу. А венчание происходило в соседней Воскресенской церкви. И ходила в Москве легенда, что на куполе церкви находился настоящий брачный венец императрицы Елизаветы.

По другой версии, Елизавета обвенчалась с Разумовским в подмосковном селе Перово, а в Воскресенской церкви служила потом благодарственный молебен. В воспоминание об этом царском молебне и поместили корону на церковном куполе. Может быть, корона появилась здесь в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо этой церкви в Кремль.

История с царским бракосочетанием имела продолжение в московской молве. После смерти Елизаветы граф Разумовский по-прежнему жил во дворце на Покровке. В год коронации Екатерины II канцлер Бестужев очень добивался ее брака с Григорием Орловым. Он написал прошение императрице, чтобы она «избрала себе супруга» и стал собирать под ним подписи. Екатерина была склонна к этому браку, но решила сначала узаконить графа Разумовского как мужа своей тетки Елизаветы и посмотреть, как отнесется к этому общество.

Тогда граф Воронцов был послан из Петербурга в Москву к престарелому Разумовскому на Покровку с указом Екатерины о пожаловании ему титула императорского высочества. Прочитав указ в своей мраморной спальне, Разумовский достал из роскошного ларца бумаги, обернутые в розовый атлас, поцеловал их и бросил в огонь камина. Посыльному же сказал, что он был только недостойным рабом Елизаветы, незаслуженно осыпанным столь великими милостями, и что больше никаких свидетельств о браке с Елизаветой, «которого не было», у него не осталось. Посему в царской милости причисления его к императорской фамилии никакой нужды нет. Молодой Екатерине этот поступок послужил хорошим уроком дворцового этикета, и от мысли о браке с Орловым она отказалась.

Эта легенда была опровергнута историками. Дворец на Покровке был построен после смерти Елизаветы, и Разумовский здесь никогда не жил. В историю Москвы он вошел как дом Апраксиных-Трубецких. (У последних, кстати, в доме давали уроки танцев и здесь мальчиком учился бальным танцам А.С.Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Федора Тютчева, жившего неподалеку, в Армянском переулке – они даже встречались здесь в детстве и вместе играли, хотя разница в возрасте у них уже была значительная.)

Однако в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и дворцом. Если этот дом и церковь были связаны подземным ходом, значит они были как-то связаны и на земле. К тому же говорили, что этот ход продолжается и ведет к самой Меньшиковой башне в Мясники. Кто мог прорыть такой ход и связать между собой такие места?

А совсем неподалеку от покровского дома в Ивановском монастыре томилась в заточении таинственная инокиня Досифея. Она жила в полном затворе, даже в церковь ее водили по ночам, и богослужение совершалось для нее одной, в запертом храме. На самом деле под именем Досифеи скрывали княжну Тараканову, которую считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского. В 1810 году она умерла, и похоронили ее в Новоспасском монастыре – фамильной усыпальнице Романовых, что только подтвердило догадки о ее высочайшем происхождении. Впрочем, эту историю многие ученые также относят к области легенд и мифов, которые, тем не менее, как-то связаны между собой.

Достоверная история храма продолжается в советское время. В сентябре 1923 года в храмовый праздник Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) здесь служил патриарх Тихон. Он был уже настолько болен, что на службу его вели под руки, и просили прихожан не подходить к нему под благословение в связи с его самочувствием.

Буквально за несколько минут до приезда патриарха специально подосланный сюда отряд комсомольской молодежи в целях антирелигиозной борьбы попытался сорвать службу. Несколько голосов вразнобой запели какие-то «безбожные песни», как вспоминали очевидцы. Однако они не рассчитали время, и сорвать патриаршее богослужение не удалось.

В 1929 году церковь закрыли. А в начале 30-х годов сбросили с купола знаменитую корону и отвезли ее в антирелигиозный музей, открытый в Страстном монастыре, откуда она пропала. Во время строительных работ около церкви в земле обнаружили несколько человеческих черепов. Ими мальчишки стали играть в футбол, и никто их не останавливал, вспоминали старожилы.

Церковь была полуразрушена и получила облик обычного гражданского сооружения. В изуродованном здании разместились государственные учреждения.

Чем примечателен Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского в московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке Воскресенская церковь

Храм Воскресения Словущего Интерьер храма Воскресения. Икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского из храма Воскресения Словущего Ковчег с мощами св. Спиридона Тримифунтского находится в центре большой иконы с левой и правой сторон которой расположены частицы мощей других святых. Икона чудотворная. С ней связано много удивительных историй. Вот одна из них. Как то раз одна работница храма пришла помолиться перед иконой св. Спиридона. Неожиданно во время молитвы плотно закрытый (и находящийся под стеклом) ковчег с мощами святого сам собою отворился. На чудо сбежались посмотреть все молящиеся. Позвали батюшку и спросили, что с этим делать? Батюшка сказал, пусть тот, кто открыл дверцу, её и закроет. Каково же было всеобщее удивление, когда та же самая работница храма помолилась ещё раз, и дверца закрылась. Красным кругом на иконе обозначен ковчег с мощами св. Спиридона Тримифунтского Видео История храма Воскресения Словущего на Успенском ВражкеПервое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в 1629 году. На ее месте в 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня. С 1620 года рядом с церковью находился храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 году и был возобновлен как придел к храму Воскресения Словущего в 1820 году. Во второй половине XIX века были растесаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году верхние ярусы колокольни заменили новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик. В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме были проведены реставрационные работы. Происхождение названияВ XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, “урочище”) получило наименование “Успенского вражка” (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом “Белом городе” Москвы.Посвящен же храм празднику Воскресения Словущего.Что означает «Воскресение словущее»? «Воскресение словущее» — простонародное название дня, посвященного воспоминанию обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, воздвигнутого на Голгофе равноапостольной царицей Еленой, которая очистила и обновила это святое, но оскверненное место (после разорения Иерусалима император Адриан устроил на Голгофе языческое капище, посвященное богине Венере). Храм был освящен 13 сентября 335 года (по юлианскому календарю). Этот праздник в народе называют «Воскресение словущее», так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) «воскресением». То есть этот праздник лишь слывет, называется Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения – Пасхи СвятыниИкона Божией Матери “Взыскание погибших” (написана в 1802 году, перенесена из снесенного в 1930 годах Храма Рождества Христова в Палашах);образ святого Спиридона, епископа Тримифунтского. ПриделыВоскресения Словущего (главный), Пророка Елисея (южный),Николай Чудотворца (северный). Интересные фактыПеред иконой “Взыскание погибших” венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон.Икона “Взыскание погибших” попала в храм после революции, из церкви Рождества Христова, что в Палашах. Туда же, по легенде, ее принес прихожанин, который, будучи вдовцом, один воспитывал дочерей и постоянно молился об их благополучии. Когда его молитвы были услышаны и судьба детей была устроена, он передал икону в храм. Адрес храма:
Читайте также:  Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Еще одна церковь в самом центре города, в шаге от Тверской улицы — храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Наверное, это один из самых знаменитых храмов Москвы, и вот по каким причинам.

Храм с частицей мощей Спиридона Тримифунтского

Для многих верующих храм в Брюсовом переулке — это прежде всего место, где можно поклониться образу и частице мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

Народ полон суеверий, и одно из них гласит: святитель Спиридон помогает в квартирных вопросах.

Это такое немного обмирщенное знание о великом святом, который действительно считается заступником сирых и убогих, и помогает в действительно безвыходных ситуациях.

Отчасти, именно из-за мощей святителя Спиридона Тримифунтского эта церковь в Брюсовом переулке полна народу — и в будни, и в выходные, во время служб и без них. Храм даже иногда по незнанию называют храмом Спиридона Тримифунтского в Брюсовом. Представляете?

Храм, который не закрывался в советское время

Храм в Брюсовом переулке — один из немногих, который оставался открытым в советские времена. Википедия пишет, что за него «просили» актеры и музыканты, что жили неподалеку.

Поэтому для тех, кто ходил в советское время в Церковь, это место, — Брюсов переулок и небольшой храм в нем, — дороги, как память.

Храм рядом с Тверской улицей

Храм Воскресения Словущего расположен в удивительно тихом для центра города месте. Еще 100 метров — и будет Тверская улица с толпой туристов и легионом машин. Но по самому Брюсовому переулку, — мимо храма, — автомобили ездят редко, а на площади перед входом в церковь — еще реже.

Это вообще удивительное свойство городов, когда в шаге от центральных улиц оказываешься вдруг в противоположном мире — неспешном и тихом. В данном случае: видишь ту Москву, которой не только восхищаешься или гордишься, но которую любишь.

Храм Воскресения Словущего: как добраться

Ближе всего до этой церкви дойти будет от метро «Охотный Ряд»: это пять минут пешком.

(Чуть дольше, если идти от Пушкинской площади и станций «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская».)

Если идти от метро «Охотный ряд», то — по левой стороне Тверской улицы из центра. Вскоре — после Телеграфа и «Макдональдса» — в сталинском доме будет гигантская арка. Нужно в нее: это и есть Брюсов переулок.

Храм с мощами Спиридона Тримифунтского в Москве, историческая справка

Первое упоминание о церкви было еще в 1548 г. Она была изготовлена из дерева, однако в 1629 г. была уничтожена пожаром. В 1634 г. на этом же самом месте была возведена новая церковь из камня, которая существует и по сей день. На протяжении почти нескольких веков она простояла без каких-либо изменений, и уже в период с 1816-1820 гг. были проведены строительные работы по перестройке колокольни и трапезной.

Неподалеку от церкви располагалась богомольня пророка Елисея, которая была построена в 1620 г. как память о встрече государем Михаилом Федоровичем отца своего Патриарха Филарета, вернувшегося из плена польского. Но в 1812 г. во время пожара молельня выгорела дотла и была восстановлена спустя 8 лет в качестве придела церкви Воскресения Словущего.

Во второй половине 19 века окна богомольни были растесаны и в последствии получили килевидное штукатурное обрамление, выполненное в русском стиле. Верхние же ярусы колокольни в 1897 г. были заменены новыми с псевдоклассической формой, после чего сооружение приняло нынешний облик.В 1930-м году церковь хотели закрыть, однако за счет большого количества просьб, поступивших не только от простых людей, но также и от довольно известных артистов, проживавших неподалеку от него на Неждановой улице, богомольня осталась открытой, но купола ее все же были сняты.

Работы по реставрации в молельни проводились в период с 1963-1964 гг., в 1979-м, а также на протяжении 4-х лет с 1982 по 1986 гг.

Д Е К А Б Р Ь 2019 г.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.

Мученика Платона (302 или 306 г.)

Неделя 25-я по Пятидесятнице.

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Неделя 26-я по Пятидесятнице.

Пророка Аввакума (VII-VI вв. до Р.Х.)

Неделя 27-я по Пятидесятнице.

Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке: описание, история и расписание богослужений

В Брюсовом переулке – одном из уютных уголков Старой Москвы – находится церковь, носящая удивительное название, смысл которого понятен далеко не всем – Воскресение Словущего. Тем не менее объясняется оно весьма просто: именно так на церковно-славянском языке звучит выражение «Славящаяся Воскресной». Посвящена она великому событию в истории христианства – освящению равноапостольными Анной и Константином Иерусалимского храма Воскресения Христова, состоявшемуся в 325 году на месте крестных мук Спасителя. Обратимся мысленно к ее истории.

Деревянная предшественница нынешнего храма

Первое упоминание об этом храме относится к середине XVI века. В то время он представлял собой небольшую деревянную церковку, освященную в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова, и построенную на Успенском Вражке – так назывался овраг, вблизи которого еще с незапамятных времен стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Ее изображение можно увидеть на Петровом плане Москвы, датированном 1596-1598 гг.

Деревянная церковь – предшественница нынешнего храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, – простояла до 1629 года, после чего закончила свою жизнь в огне большого московского пожара – традиционного бедствия тех давних времен. Вместе с ней сгорели и все остальные находившиеся в этом районе постройки, включая дома горожан.

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Церковь, прославляющая великий праздник

По поводу названия церкви, построенной в Брюсовом переулке, о котором уже шла речь выше, добавим одну подробность. Дело в том, что в связи с важностью освящения в 325 году храма, возведенного в Иерусалиме на месте Воскресения Христова, только он получил право именоваться этим событием. Остальные же все (в том числе и наш московский), именуются лишь «Словущими», то есть «прославляющими». Кроме того, важно отметить, что все они посвящены не самому этому важнейшему событию, а лишь празднику, отмечаемому в его честь.

В годы богоборческого режима

Московским старожилам известно, что в течение всех десятилетий тотального атеизма, ставшего за годы советской власти важным аспектом государственной политики, и связанной с ним антирелигиозной борьбы церковь Воскресения Словущего входила в число тех немногих храмов, что не прекращали свою деятельность. Не менялось в Брюсовом переулке и расписание богослужений, поскольку весь их годовой и суточный цикл совершался в соответствии с церковными канонами.

У многих вызывает удивление, что в столице коммунистического государства, буквально в двух шагах от Кремля, где заседало его правительство, все эти годы действовала церковь, которая, в соответствии с пропагандистскими клише того времени, являлась не чем иным, как «очагом мракобесия». Невольно возникает вопрос: что сберегло от разрушения храм в Брюсовом переулке, когда многие московские святыни были варварски взорваны или переоборудованы для хозяйственных нужд?

Чье заступничество спасло храм?

Этому из ряда вон выходящему для тех лет факту едва ли найдется какое-то однозначное объяснение. Чаще всего его связывают с тем, что в Брюсовом переулке традиционно селились многие выдающиеся деятели советской науки, культуры и искусства, большинство которых лояльно относились к религии. Именно их заступничество и помогло сберечь от разрушения этот выдающийся памятник русского храмового зодчества.

Есть основания полагать, что особая заслуга в этом благородном деле принадлежит выдающемуся отечественному режиссеру и актеру – К. С. Станиславскому, который также проживал долгие годы недалеко от храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (портрет приведен выше). Его авторитет в правительственных кругах был столь велик, что нередко влиял на решение самых важных вопросов. Но таково мнение историков города, основная же масса верующих видит в сохранении храма заступничество Небесных Сил.

Умолкшие, и вновь ожившие колокола

Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

Святыни храма

Как и большинство российских храмов, церковь Воскресения Словущего имеет свои уникальные святыни, слава которых разошлась по всему православному миру. Прежде всего, это чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского, во дни своей земной жизни (270-348) прославившегося благотворительной деятельностью.

После причисления к лику святых, состоявшегося через два века после его блаженной кончины, он традиционно считается покровителем всех бедных и обездоленных. Существует поверье, что адресованные к нему молитвы помогают снискать заступничество Божьей Матери и обрести душевные силы во всех жизненных испытаниях.

Еще одной храмовой святыней является богородичная икона «Взыскание погибших», написанная в XVIII веке и получившая известность многими явленными через нее чудесами. В старинных церковных книгах имеется немало записей, свидетельствующих об исцелениях больных, совершившихся по вознесенным перед ней молитвам. Благодаря этим чудесам храм в Брюсовом переулке на протяжении многих веков являлся местом массового паломничества не только москвичей, но и богомольцев, приезжавших из самых отдаленных районов страны.

Архитектурные особенности храма

Здание церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в основе конструкции которой лежит безстолпный одноглавый четверик, представляет собой постройку, весьма типичную для храмовой архитектуры XVII века. Характерной особенностью ее стен являются закомары – венчающие их полукруглые декоративные завершения. Общий стиль эпохи дополняют вертикальные выступы стен − угловые пилястры, украшенные полуколоннами.

О том, что возводил здание опытный и незаурядный мастер (имя которого осталось неизвестным), свидетельствуют многие детали архитектурного убранства. Невольно привлекают к себе взгляд скромные, но при этом, весьма искусно выполненные наличники окон, идущий по профилю здания карниз, барабанчик главы и многие другие элементы оформления храма в Брюсовом переулке.

Расписание богослужений

В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

История храма

История храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе тесно связана с древнейшей из московских обителей — Свято-Даниловым монастырем, основанным в 1270–1280 годах святым благоверным князем Даниилом Александровичем — первым из московских князей. Строительство Даниловского монастыря началось с возведения деревянного храма во имя небесного покровителя князя — преподобного Даниила Столпника.

Для обеспечения ежедневных нужд обители около нее было размещено несколько крестьянских дворов, из которых впоследствии образовалась Даниловская слобода. Сам князь Даниил в конце своей жизни принял монашеский постриг в устроенном им монастыре, и здесь же был погребен в 1303 году. Могила его прославилась многими чудесами и исцелениями.

В 1330 году, после строительства в Кремле церкви Спаса Преображения, князь Иван Калита переселил к ней иноков Данилова монастыря. С уходом большинства монахов монастырь стал чахнуть, наступила пора забвения и запустения. В Степенной книге XVI века это описывается так:

«Мнозем же летом прешедшим и монастырь Даниловский оскуде. яко ни следу монастыря познаватися, токмо едина церковь оста во имя святого Даниила Столпника, и прозвася место оно сельцо Даниловское, монастыря же ни слуху ни бяши, аки не бысть».

Храм Даниила Столпника, ранее принадлежавший монастырю, стал приходским. Вокруг него образовалось сельское кладбище. Предание повествует о чудесном явлении похороненного здесь Даниила Александровича (его могила была потеряна) Ивану IV Грозному, после чего монастырь был восстановлен в 1560 г., но не на своём прежнем месте, а в 500 м. севернее. На древнем кладбище в это время находилась деревянная приходская церковь. Согласно летописному указанию 1627–1628 годов, за монастырем была:

«Слобода, что исстари слыло село Даниловское, а в ней церковь преподобного Данила Столпника, деревянная, клетцки (т.е. на фундаменте из положенных одно на другое брёвен в виде клетки), строение монастырское и приходных людей, а у церкви (поп, церковный дьячек, проскурница) … келья, а в ней живут нищие питаются от церкви Божией, да в слободе ж крестьян … (16 дворов 21 мужского пола) … да в тои же слободе бобылеи … (12 дворов 12 мужского пола)».

В 1699 году на месте обветшавшей церкви преподобного Даниила Столпника на средства прихожанина Федора Васильева был сооружён новый храм — предшественник существующего. Его фундамент, найденный во время археологических раскопок 1989 года, сохранился в подклете ныне существующей церкви.

В 1722 году в храме уже не значился престол святого Даниила Столпника, а главный престол был освящен в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). Данное название содержало в себе идею торжества обновления святых мест, почитаемых христианами. Три остальных придела были освящены в честь святителя Николая Чудотворца, пророка Илии и святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

И. Н. Рыбников Церковь Воскресения Христова, 1882 г. Вид на храм с Москвы- реки. Начало ХХ в.

Существующий храм сооружён в 1834–1837 годах на средства состоятельного местного жителя, владельца Даниловской мануфактуры, почётного гражданина Москвы Ивана Назарьевича Рыбникова.

Церковь Воскресения Словущего построена архитектором Ф. М. Шестаковым и выдержана в стилистике позднего ампира: массивный куб основного храма, украшенный с севера и с юга шестиколонными ионическими портиками с фронтонами, увенчанный куполом со световой ротондой, продолжается на запад крупной трапезной и трёхъярусной колокольней над главным входом. Помимо трёх приделов из старой церкви, в трапезной был добавлен четвёртый — во имя святителя Иоанна Златоуста. С юго-запада от храма сохранился небольшой одноэтажный дом причта.

Храм был освящен в 1837 году. В соответствии с резолюцией святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, от 12 июня 1845 года на церковной земле потомственными гражданами Николаем и Павлом Рыбниковыми были устроены женская богадельня на двенадцать человек и церковно-приходская школа.

В 1872 году по инициативе настоятеля храма священника Василия Смирнова и по благословению, святителя Филарета храм был утеплен посредством устроения в его подвале духовых печей.

После революции 1917 года Воскресенский храм продолжал действовать, сюда перешли оставшиеся на свободе монахи Даниловского монастыря после его закрытия в 1930 году. Сюда же была перенесена рака с мощами преподобного Даниила Московского.

Но в 1932 году богослужения прекратились и здесь. Большинство служивших священнослужителей были арестованы и подверглись репрессиям, многие расстреляны. Двое из них — архимандрит Серафим (Щёлоков) и игумен Сергий (Чернов) впоследствии прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Закрытие самого храма последовало в 1933 г. Утварь была разграблена, пропали святые мощи преподобного Даниила.

В дальнейшем здание занимали различные производственные учреждения, дольше всего — Московское объединение по выпуску зонтов. Интерьеры церкви оказались полностью уничтожены, снаружи утрачены главы с крестами.

В 1983 году комплекс Данилова монастыря был возвращен Патриархии, но храм по-прежнему оставался занятым фабрикой. Формально переданный верующим в 1985 году, Воскресенский храм вновь стал действующим лишь в 1989 году, когда малым чином был освящен придел во имя святителя Николая. К моменту передачи храма в 1988 г. более половины фресок не подлежали восстановлению или были уничтожены.

Заботами многолетнего настоятеля протоиерея Геннадия Бороздина после продолжительных реставрационных работ, завершённых в 1998 году, церкви был возвращён исторический облик: восстановлены завершения, разобраны поздние перегородки и перекрытия, воссозданы росписи и ампирный иконостас.

Великое освящение храма было совершено Святейшим Патриархом Алексием II 14 августа 1998 г. в праздник происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Святейший Патриарх в сослужении архиепископов Солнечногорского Сергия и Истринского Арсения совершил в храме Воскресения Словущего чин освящения центрального Воскресенского алтаря, а также боковых приделов во имя святителя Иоанна Златоуста и Святителя и чудотворца Николая. В память об этом событии Святейший Патриарх передал в дар храму икону святителя Питирима Тамбовского.

Из слова Святейшего Патриарха Алексия II в день освящения храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе:

«Мне вспоминается 1986 год, когда я был председателем Комиссии по принятию реставрационных работ и строительства на территории Свято-Данилова монастыря. Монастырь был передан Церкви в 1983 году, и к 1986 году он уже приобретал свой современный вид, а здесь, в храме Воскресения Словущего, располагался завод по производству зонтов. На нашу просьбу разрешить провести работы по восстановлению исторического внешнего облика храма директор завода ответил, что этот вопрос обсуждался на партийном собрании и по идеологическим причинам завод не может работать под крестами. Тогда я сказал директору: „Как же в Московском Кремле, осененном крестами кремлевских соборов, проходят съезды партии?“. Через неделю было дано согласие и мы начали устанавливать кресты и облагораживать внешний вид храма. В 1987 году завод выехал и освободил помещение храма. Вся живопись, все внутреннее убранство храма было утрачено. И вот, через десять лет, храму возвращены прежние благолепие и красота».

Новости

1 февраля 2020 года в приходе храма Воскресения Словущего прошёл музыкально-поэтический вечер

11 января 2020 года в приходе храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе прошла Рождественская и новогодняя ёлка

7 и 8 января 2020 года священнослужители и прихожане храма Воскресения Словущего посетили пациентов ГКБ № 4

Объявления

Детская хоровая студия «Воскресение» при храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе объявляет прием детей возрастом от 5 до 15 лет. Занятия студии проходят два раза в неделю: по четвергам — в 16:30, и по субботам — в 14:30.

Работа на занятиях включает в себя освоение обихода церковного пения, вокально-хоровых навыков, сольфеджио, хоровых произведений русских и зарубежных композиторов и народной музыки. Хор студии регулярно участвует в богослужениях и концертах.
Оплата — 1500 руб. в месяц.

В нашем храме:
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам — Утреня и Литургия в 8.30, по великим праздникам — Литургия в 9.00,накануне — Всенощное бдение в 17.00.

Каждую субботу в 16.00 служится Вечерня с акафистом.

Таинство Крещения совершается каждый день по будням в 10.00, по воскресным и праздничным дням в 12.00.

В храме устроена купель для крещения взрослых (баптистерий).

Катехизаторские беседы для лиц, желающих принять Таинство Крещения, а также для родителей детей и крестных проходят по субботам в 12:00 и по воскресеньям в 13:00 в приделе святых апостолов Петра и Павла.

Таинство Венчания совершается (кроме постов) по будням (понедельник, среда, пятница) в 12.00, по воскресным и праздничным дням в 13.00.

Беседы для готовящихся вступить в церковный брак проводятся по субботам в 14.00 по предварительной записи.

Беседы проводит клирик храма протоиерей Сергий Звонарёв.

Панихида служится каждый день: по будням — в 11.00, по воскресным и праздничным дням — сразу после окончания Литургии.

Заказные молебны совершаются в дни богослужений.

Храм Воскресения Словущего: адрес и история церкви, описание, святыни и праздники

Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.

В настоящее время особо почитаемыми святынями нашего храма являются: пребывающая у левого клироса чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», чтимый образ с мощами Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, образ Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, образ Пресвятой Богородицы «Страстная», образ с мощами преподобного Саввы Сторожевского и мн. другие.

Дивный образ Божией Матери «Взыскание погибших» пользуется особой любовью москвичей, и его нередко называют «жемчужиной верующей Москвы». Для многих чудотворная икона служит последним прибежищем в горе и отчаянии: перед ней молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а по старинному московскому обычаю перед иконой молятся о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. И всем Царица Небесная ниспосылает помощь и заступление. Об этом говорят многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы. Известно, что 27 января 1912 перед образом Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Перед образом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Взыскание погибших» каждое воскресение в 18:00 в нашем храме по окончании вечерни служится молебен с акафистом, но см.расписание богослужений.

К редким московским святыням относится чудотворная икона Святителя Спиридона Тримифунтского, пребывающая в главной части храма, справа, рядом с образом Спаса Нерукотворного. Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя. Святого считают помощником бедных и обездоленных, и существует поверье, что человеку, оставшемуся без денег, по молитвам к святителю, уже на следующий день будет послана неожиданная помощь. Вспоминая его великие благодеяния людям, в том числе и занимавшихся торговлей, многим думается, что Святитель вправе именоваться покровителем людей бизнеса, но тех, которые стараются вести свои дела честно. Святитель прославился также, как покровитель жилищ, особенно в тех случаях, когда возникает опасность потери имущества. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. На нашем сайте мы публикуем свидетельства наших прихожан о благодатной помощи святителя в разделе «Из писем прихожан».

Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому в нашем храме совершается по вторникам по окончании вечерни в 18:00, но см.расписание богослужений.

Из других особо чтимых святынь можно отметить образ св. пророка Божия Елисея и образ св. Илии-пророка с житийными клеймами – древние иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела.

Св.мч. Иустин Философ

Эти иконы перешли в наш храм в XIX веке из несуществующей теперь Елисеевской церкви, а святому мученику Иустину, одному из древнейших христианских писателей (II век) был некогда посвящен и один из престолов храма Воскресения.

В нашем храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, а также преподобного Саввы Сторожевского и благоверной княгини Анны Кашинской с частицей их святых мощей.

Храм Воскресения Словущего: адрес и история церкви, описание, святыни и праздники

Наиболее почитаемой святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» (размещена в главном приделе, в киоте с левой стороны от амвона).

Такое именование Богородицы впервые появилось в древней повести «О покаянии Феофила, эконома церковного», известной на Руси с XVII века: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресвятая Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию.

Московский образ Взыскания погибших, находящийся в нашем храме, датируется 1802 годом. По преданию, владелец иконы неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству, но взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь его наладилась, дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж. А благодарный отец передал святыню в храм Рождества Христова в Палашах. К чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Во время разорения французами Москвы в 1812 году икона была разбита на три части и выброшена, а после ее обретения восстановлена стараниями художника Т.Г. Мягкова. В 1815 году в Рождественской церкви по ходатайству прихожан был устроен придел в честь Взыскания погибших, где икона находилась до закрытия храма в 1929 году (церковь была разрушена в 1935–1937 годах, теперь на этом месте школа – Малый Палашовский переулок, дом 3). Затем образ перенесли на короткое время в церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной улице. Но и она была закрыта в 1930 году, а в 1935-м разобрана на кирпич (теперь здесь также школа – Малая Бронная, дом 7). Икона Царицы Небесной была доставлена в церковь Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Большой Никитской, которая тоже не избежала закрытия в 1937 году (вновь открылась в 1992 году), после чего святыня была перенесена в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке.

В 1981 году от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако сама святыня чудесным образом сохранилась. Образ написан маслом в стиле западноевропейской живописи. На полях изображены небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант, апостол Филипп, праведная Анна, святитель Николай Мирликийский, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина. Богородица на иконе изображена без Своего покрова, который Она отдала для спасения грешника, показав тем самым, что готова для спасения человеческой души отдать все – ведь в древние времена женщине появляться с непокрытой головой было зазорно.

С утра до вечера к чудотворной иконе стремятся молящиеся, приезжающие порой и издалека. Перед образом Божией Матери молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а также – по старинному московскому обычаю – о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. О том, сколь многим Царица Небесная посылает помощь и заступление, свидетельствуют многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы.

По воскресным вечерам (кроме времени Великого Поста и периода от Пасхи до праздника Троицы) перед чудотворною иконою служится акафист.

К редким московским святыням относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного).

Перед ним тоже всегда можно встретить богомольцев. Святителя Спиридона, жившего на Кипре в IV веке, почитают помощником бедных и обездоленных, надеждой лишенных крова. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях.

Акафист святителю Спиридону совершается по вечерам во вторник.

Древнейшая икона нашего храма – образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он также содержит частицу святых мощей милостивого угодника Божия, архиепископа Мирликийского Николая. Акафистное пение перед этой святыней совершается после вечерни по четвергам.

Из других особо чтимых святынь можно отметить образы пророка Елисея с житийными клеймами древней иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела. Эти иконы перешли в наш храм в XIX веке из несуществующей теперь Елисеевской церкви, а святому мученику Иустину, одному из древнейших христианских писателей (II век) был некогда посвящен и один из престолов храма Воскресения.

В нашем храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, преподобного Саввы Сторожевского, благоверной княгини Анны Кашинской с частицею ее святых мощей.

Читайте также:  Церковь Николая Угодника в Хамовниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию
1 декабря, воскресенье7:40Молебено.Вадим
8:00ИсповедьВсе
9:00Литургия
2 декабря, понедельникСвятителя Филарета, митрополита Московского (1867 г.)8:00Исповедьо.Сергий
9:00Литургия
3 декабря, вторникслужба в больничном храмео.Димитрий
17:00Всенощное бдениеВсе
4 декабря, средаВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ8:00ИсповедьВсе
9:00Литургия
6 декабря, пятницаБлаговерного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). Святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского (1703 г.)8:00Исповедьо.Вадим
9:00Литургия
и служба в больничном храмео.Сергий
7 декабря, субботаВеликомученицы Екатерины (305-313 гг.)8:00Исповедьо.Сергий
9:00Литургия
17:00Всенощное бдениеВсе
8 декабря, воскресенье7:40Молебено.Сергий
8:00ИсповедьВсе
9:00Литургия
10 декабря, вторникИконы Божией Матери, именуемой «Знамение»8:00Исповедьо.Вадим
9:00Литургия
и служба в больничном храмео.Димитрий
11 декабря, средаСвященномученика митрополита Серафима (1937 г.)8:00Исповедьо.Сергий
9:00Литургия
12 декабря, четвергслужба в больничном храмео.Сергий
13 декабря, пятницаАпостола Андрея Первозванного (62 г.)8:00Исповедьо.Сергий
9:00Литургия
АКАФИСТ в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»17:00Вечерня. Утреня
14 декабря, субботаПророка Наума (VII до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.)8:00Исповедьо.Вадим
9:00Литургия
Панихида
17:00Всенощное бдениеВсе
15 декабря, воскресенье7:40Молебено.Вадим
8:00ИсповедьВсе
9:00Литургия
17 декабря, вторникВеликомученицы Варвары и мученицы Иулиании (ок. 306 г.). Преподобного Иоанна Дамаскина (776 г.). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1504г.)8:00Исповедьо.Вадим
9:00Литургия
и служба в больничном храмео.Димитрий
18 декабря, среда17:00Всенощное бдениеВсе
19 декабря, четвергСвятителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (ок. 345 г.)8:00ИсповедьВсе
9:00Литургия
20 декабря, пятницаслужба в больничном храмео.Сергий
21 декабря, субботаПреподобия Патапия (VII в.)8:00Исповедьо.Сергий
9:00Литургия
Панихида
17:00Всенощное бдениеВсе
22 декабря, воскресенье