Хутынский монастырь в Новгороде: история и адрес, описание, список послушниц, святые и святыни

Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

История

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь Новгородской епархии был основан в середине XII века. Его основатель – преподобный Варлаам Хутынский (†1192 г.) – почитается, наряду с преподобным Антонием Римлянином, отцом иночествующих в пределах Новгородских.

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам . Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).

Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Монастырь возобновлен как женский решением Священного Синода от 20 апреля 1994 г. Его настаятельницей стала монахиня, ныне игумения Алексия (Симдянкина).

Настоятельница

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Новый Спасо-Преображенский собор возводился в начале XVI века. Архимандрит Макарий (Миролюбов), автор обстоятельного «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», изданного в 1860-е годы, указывает: «Собор сей был построен монастырскою казною из камня и кирпича, квадратным, с четырьмя столбами внутри, с пятью главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток». В 1515 году его освятили.

Образцом для нового соборного храма послужил Успенский собор Московского Кремля. В XVI веке на Руси возводили довольно много подобных храмов. В Новгороде, незадолго до этого приведенном Москвой к повиновению, строительство «типично-московского» храма имело еще и политический характер. Со всем тем, нельзя сказать, будто Спасо-Преображенский собор вовсе лишен новгородских черт. Искусствовед и археолог М.К. Каргер (1903-1976) совершенно справедливо отмечает, что существование новгородской архитектурной школы «не закончилось с падением политической независимости Новгорода». Еще раньше на это указывал архимандрит Макарий: «Судя по тому, – писал он, – что Спасо-Преображенский собор в Хутынском монастыре строился тогда, как Новгород находился под московскою державою и даже под управлением московского митрополита, надлежит принять, что он строен по образцу московских храмов. Но, с другой стороны, в архитектуре собора нет таких особенностей, коими он отличался бы от древних новгородских церквей, кроме разве того, что он построен без хор и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной». «По описи 1642 года, – продолжает архимандрит Макарий, – собор был о пяти главах, обитых дубовою чешуею. На большой главе крест был деревянный, обитый медью золоченою, с яблоком также медным позолоченным, а на прочих главах кресты были железные. Вход в соборную церковь был с трех сторон. С западной стороны двери створчатые, обитые белым железом; с северной стороны двери были створчатые дощатые, обитые с одной стороны черным, а с другой внутренней белым железом, и при них дверцы были деревянные решеткою».

В 1646 году к Спасо-Преображенскому собору пристроили два придела – Иоанно-Богословский с севера (впоследствии был переосвящен во имя Архенгела Гавриила по просьбе вдовы Г.Р. Державина) и Покровский с юга. С запада была сооружена новая паперть, а главы собора вместо «дубовой чешуи» покрыли белым железом.

В следующем столетии храм подвергался незначительным изменениям. В 1712-37 годах, при архимандрите Вениамине, был обновлен иконостас. В 1799-1802 годах в соборе настелили новый пол («путиловскою плитою», как указывает архимандрит Макарий) и растесали окна. В 1835 году сочли нужным до основания разобрать Покровский придел. Возобновлен и украшен он был на средства Д.А. Державиной, вдовы поэта.

Впервые церковь во имя прп. Варлаама появилась в Хутынском монастыре в XIV веке, то есть еще до начала общецерковного почитания преподобного. Она была мала и не имела трапезной. В 1552 году, при игумене Гурии, вместо нее построили новый, более обширный храм с просторной трапезой. Предполагается, что такой храм потребовался при введении в монастыре общежительного устава, согласно которому иноки должны были обедать вместе в определенное время и воздерживаться от вкушения пищи в кельях. Трапезные палаты строились обыкновенно на подклетах, где располагалась кухня. Необходимой принадлежностью монастырской трапезной была церковь. В описи 1642 года о церкови прп. Варлаама говорится: «Церковь каменная во имя преподобного Варлаама чудотворца с трапезою. На церкви глава обита чешуею дубовою; крест на главе железной по краям призолочен. А церковь крыта тесом полатками».

С архитектурной точки зрения храм представляет собой вытянутый вверх куб с тремя алтарными апсидами в толще стены и одной главкой. Внутри храм разделен на два этажа. Церковь — бесстолпная, и это важно отметить, потому что подобные трапезные церкви были вообще обычны для новгородских монастырей . Покрытие храма первоначально было позакомарным, но закомары впоследствии скрыли под четырехскатной кровлей. Помещение трапезной примыкает к храму с запада. Оно обширнее, чем сама церковь. Своды трапезной палаты опираются на два восьмигранных столба (а не на один, как это бывало чаще всего).

XX век не пощадил церковь преподобного Варлаама. К 1990-м годам, когда в монастыре вновь затеплилась монашеская жизнь, она подошла в полуразрушенном состоянии.Сейчас и храм, и трапезная восстановлены полностью.

Истории монастырей

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь.

Адрес Варлаамо-Хутынского монастыря: 173011, Новгородская область, Новгородский район, пос. Хутынь.
Телефон Варлаамо-Хутынского монастыря: (8162) 74-96-02.
План Варлаамо-Хутынского монастыря.
Как проехать к Варлаамо-Хутынскому монастырю:
В отличие от многих других русских монастырей, Хутынская обитель вполне доступна с точки зрения общественного транспорта. Добраться до Новгорода не должно составить труда. А уж до Хутыни с новгородского автовокзала (ул. Октябрьская, д. 1, рядом с железнодорожным вокзалом) довольно регулярно ходит автобус № 121.
На автомобиле из центра Новгорода нужно ехать по Большой Московской улице до пересечения с улицей Державина. Здесь повернуть направо и следовать до указателя на Хутынь (поворот налево). Через некоторое время будет развилка. Вам нужно налево, на Монастырскую улицу. Она-то и выведет вас к обители. Богослужения в Варлаамо-Хутынском монастыре.
Ежедневные богослужения : общая утренняя молитва, полунощница, акафист соответствующего дня, часы, литургия (06:30) (по окончании обедни служатся молебны в храме, в часовне преподобного Варлаама, у его колодца), вечернее богослужение (18:00). В воскресные дни по вечерам читается акафист перед мощами преподобного Варлаама.
Особые дни и праздники в монастыре связаны, прежде всего, с прп. Варлаамом. Память его празднуется 19 ноября по новому стилю и в первую пятницу Петрова поста. Престольный праздник обители — Преображение Господне (19 августа по новому стилю).

Хутынский монастырь, переживший на протяжении своей многовековой истории взлеты и падения, прославился чудесами, происходившими при мощах его основателя, преподобного Варлаама. Пожалуй, самым поразительным из этих чудес стало возрождение обители в самом конце XX века.

Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 году. Летописец сообщает: «В лето 6700 постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь».

Судя по всему, основатель монастыря преподобный Варлаам, означенный в летописи как «Варлам чернец», подвизался на Хутыни довольно долго, прежде чем здесь появился храм. Место это, удаленное на несколько верст от Новгорода, было в те времена довольно мрачным. Берега Волхова, обильно поросшие лесом, внушали новгородцам суеверные страхи. Говорили, будто эти леса находятся во власти нечистой силы. И название-то свое сей новгородский «пригород» получил соответствующее — Хутынь, то есть «худое место». Но преподобный Варлаам не убоялся дурной молвы о Хутыни и решил поселиться именно здесь, в глухом лесу, обнадеженный бывшим ему знамением — ярким лучом света, исходившим из самой непроходимой чащи. В память об этом и первая церковь Хутынского монастыря была освящена в честь Преображения Господня («видев знамение лучи Божественныя, и того ради церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»).

Будучи в миру богатым человеком, прп. Варлаам немало средств потратил на устроение Хутынской обители. Историк Церкви А. В. Карташев указывает, что преподобный «завещал построенному им монастырю два села с холопами, несколько пожень и ловель рыбных и гоголиных». Так была заложена основа будущего благосостояния Хутынской обители. Основу ее духовного процветания также заложил преподобный Варлаам, воспитав целую плеяду выдающихся подвижников.

Преподобный Варлаам скончался в 1192 году, буквально через полгода после освящения Спасо-Преображенского храма. Погребал его архиепископ, что свидетельствует о том уважении, которым пользовался хутынский игумен в Новгороде. По его смерти Хутынский монастырь отнюдь не пришел в упадок. Напротив, стараниями учеников подвижника он все более украшался и укреплялся. По-видимому, внешней красотой своей обитель была обязана вкладам состоятельных новгородцев, чрезвычайно чтивших прп. Варлаама. К сожалению, документальных сведений о раннем периоде существования монастыря имеется крайне мало, и поэтому сложно говорить о тех приобретениях и постройках, которые тогда предпринимались (тем более что ни одно из древнейших зданий, не исключая и Спасо-Преображенского храма, не сохранилось). Непросто обрисовать и жизнь первых насельников Хутынского монастыря с точки зрения монашеского устава.

Надо полагать, что прп. Варлаам, будучи человеком «книжным», воспринявшим христианские традиции Византии во всей их полноте, дал своим ученикам общежительный устав. Впрочем, это не более чем догадки; самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников.

Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 году к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 году в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием, — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама.

Читайте также:  Воскресенский собор в Тутаеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

С этого времени преподобный становится, наравне с прп. Сергием Радонежским, одним из самых известных на Руси святых. И хотя Хутынский монастырь утратил после присоединения Новгорода к Москве часть своих имений, он оставался в числе богатейших в епархии, уступая в этом отношении только Юрьеву монастырю. При Василии III, весьма почитавшем прп. Варлаама (перед смертью великий князь принял схиму с именем Варлаам), наступила эпоха наивысшего расцвета монастыря. В 1532 году он получил от Василия III так называемую «несудимую грамоту», согласно которой в духовных делах хутынского игумена мог судить только архиепископ Новгородский, а в недуховных — лишь сам великий князь. Тогда же обитель была освобождена от пошлин на соляные варницы. Великие князья и цари, а также знатнейшие бояре делали вклады в Хутынский монастырь.

К XV—XVI столетиям относится обширное каменное строительство в обители. Именно тогда было принято решение разобрать древний Спасо-Преображенский собор, сооруженный еще при прп. Варлааме Хутынском, «за ветхостию». Основной причиной этого все же, надо думать, стала не ветхость здания (каменные церкви в Новгороде строили даже не на века, а на тысячелетия), а его несоответствие тому важному статусу, который приобрел Хутынский монастырь в это время. Старый собор, по сохранившимся описаниям, был довольно скромен.

Новый, выстроенный на прежнем месте, поражает и сегодня своим величием.

В 1540 году Хутынский монастырь пострадал от пожара. В летописи указано, что пожар начался в Спасо-Преображенском соборе, «у Чудотворцева гроба». «И погореша, — повествует летописец, — иконы со всем узорочьем до Царских дверей». Тогда это не составило большого бедствия для монастыря, ибо все его материальные нужды находили живейший отклик в среде знати, и вскоре Спасо-Преображенский собор стал еще краше, чем раньше.

Спустя несколько десятилетий, в 1611 году, Варлаамиевой обители пришлось пережить куда более тяжкое испытание — нашествие шведов под предводительством Якоба Делагарди. Несмотря на то, что захватчики выбрали Хутынский монастырь в качестве штаб-квартиры, они вели себя здесь довольно бесцеремонно. Историки прежних веков прямо называют их действия «ограблением». С одной только раки преподобного Варлаама Хутынского шведы сняли несколько килограммов серебра.

Но и после шведского разорения монастырь не обеднел. Архимандрит Макарий в своем «Археологическом описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», составленном «в память тысячелетия России», отмечает: «Всеэти бедствия. незначительны в сравнении с теми вкладами, которыми он (монастырь) был обогащаем».

В 1642 году была составлена опись строений и имущества Хутынского монастыря. Именно по ней, в основном, судят о его состоянии в это время. Согласно описи, в обители — кроме каменных храмов (Спасо-Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского) — имелись две каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келейных корпусов, поваренная изба, ограда и хозяйственный двор. Спустя несколько лет появились здесь также архимандричьи кельи, возведенные по обеим сторонам надвратной Ильинской церкви, а к югу от собора вырос новый братский корпус.

Много внимания уделял Хутынскому монастырю Патриарх Никон в бытность свою митрополитом Новгородским. Он даже пытался затеять здесь типографию, памятуя об особой приверженности иноков этой обители к книжной премудрости (в XIII— XVI веках книжное собрание Варлаамиева монастыря было богатейшим среди монастырских библиотек Новгородчины, а здешние монахи традиционно считались лучшими переписчиками). Типографский проект Никона «почти провалился». Лишь одна книга, переведенная с греческого «Диоптра жизни человеческой», вышла из Хутынской типографии.

Новгородцы очень любили Хутынскую обитель. Два главных здешних праздника всегда проходили при большом стечении народа. В день памяти прп. Варлаама (6 ноября по старому стилю) всех приходивших, согласно завещанию святого, оделяли ломтями монастырского хлеба и медными деньгами — к большой радости местных нищих, подходивших за «милостыней прп. Варлаама» по два и по три раза. Летом же, в первую пятницу Петрова поста, в воспоминание чудесно предсказанного преподобным снега и мороза (об этом читайте в разделе «Чудеса»), устраивался крестный ход из новгородского Софийского собора в Хутынский монастырь. Неизвестно, когда именно установилась традиция совершать крестный ход, но уже с XVII века он превратился в настоящее торжество, в котором участвовал чуть не весь город. Часть богомольцев приходила в обитель накануне вечером, другая же, вместе с архиереем, приплывала в самый день праздника на стругах по Волхову. Особым почитанием горожан пользовалось и то место в Новгороде, где, по преданию, родился преподобный Варлаам. В 1645 году хутынские монахи выстроили здесь деревянную часовню. Ею, собственно, и завершился второй этап активной строительной деятельности монастыря (если принять за первый этап начальное устройство обители прп. Варлаамом).

Во второй трети XVIII столетия монастырь смог живо почувствовать на себе перемены, происходившие в общественной и религиозной жизни. Хотя он и оставался богатейшим землевладельцем (принадлежали ему также 5500 крестьян), но ряды его иноков стали стремительно редеть. Так, в 1723 году в нем подвизались пятьдесят восемь насельников, а спустя пятнадцать лет — всего двадцать.

В 1764 году Хутынский монастырь был одной из немногих обителей, причисленных после екатерининской церковной реформы к первому классу. По штату здесь могли жить 32 насельника, не считая настоятеля. Таким образом, положение обители не было поколеблено. Хотя, конечно, без прежних обширных земельных угодий монахи в первое время чувствовали себя обделенными. Но жаловаться не приходилось — в других монастырях дело обстояло еще хуже. Хутынская обитель, где находилась одна из главных святынь Новгорода, мощи прп. Варлаама, оказалась счастливее прочих. Екатерина II даже соизволила посетить ее. Умная государыня, она понимала, что новгородцы осудят ее, если она, будучи в Новгороде, не поклонится мощам святого.

С конца XVIII века, после пожара 1787 года, в монастыре вновь развернулось строительство. На новые масштабные здания средств уже не хватало, поэтому ограничились переделкой (хотя и весьма существенной) старых. Была отремонтирована Всехсвятская больничная церковь, перестроен Варлаамиевский храм, возведена колокольня над южными воротами монастыря. Тогда же заново расписали Спасо-Преображенский собор.

В XIX столетии обитель прп. Варлаама являлась одной из самых процветающих в Новгородской губернии. Ей принадлежали две пожни, луга на левом берегу Волхова, три мельницы, две соляные варницы (в Старой Руссе), рыбные ловли, подворье на Буяновской улице в Новгороде. В 1880 году при монастыре открылась церковно-приходская школа. По состоянию на начало XX столетия в монастыре насчитывалось двадцать шесть насельников.

Веками строившаяся жизнь монастыря рухнула в одночасье. В 1919 году решением III губернского съезда советов Хутынский монастырь был упразднен, а в 1920 году окончательно закрыт. При закрытии из обители изъяли ценностей почти на 17000 рублей. Десятерых престарелых иноков приписали при этом к Спасо-Преображенскому и Варлаамиевскому храмам, обращенным в приходские, а остальных поставили на учет на бирже труда. В начале 1930-х годов последовало изгнание старцев-монахов, живших в монастыре «на птичьих правах». Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло военное ведомство. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области. Затем здания достались психиатрической лечебнице.

Монахи же, переселившись из обители в деревню Хутынь, жили, насколько это было возможно, прежней жизнью — в частности, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось довольно много людей. Долго «сходить с рук» это инокам не могло. В 1932 году их всех арестовали. Наказание оказалось скромным — «всего» три года ссылки. Но это было только начало крестного пути. Дальнейшая участь большинства «участников антисоветской подпольной группы» неясна. Достоверно известен лишь год и обстоятельства смерти одного из них — иеромонаха Виталия (Летенкова). Его расстреляли в 1937 году.

Сам монастырь в последующие годы оказался на грани полного разрушения. Справедливости ради стоит сказать, что виной тому в данном случае была не советская власть, а Великая Отечественная война. Бомбежки и артобстрелы причинили очень сильный ущерб древним строениям.

Реставрационные работы начались в монастыре лишь в 1976 году, но еще в 1991 году, когда обитель передали Церкви, она представляла собой печальное зрелище. Первые насельницы, появившиеся здесь в 1994 году (а монастырь восстанавливается как женский), говорили, что почти не верили в возрождение монастыря. И тем не менее — возрождение состоялось.

Летопись Варлаамо-Хутынского монастыря

1192 г. Основание монастыря прп. Варлаамом Хутынским. Освящение каменной Преображенской церкви. 6 ноября — кончина прп. Варлаама Хутынского.

1440 г. (или 1452 г. ) Освидетельствование мощей преподобного Варлаама.

1460 г. Посещение монастыря великим князем Василием II Темным. Чудо исцеления княжеского постельничего Георгия.

1471 г. Посещение обители великим князем Иоанном III. Чудо исхождения огня из гроба святого.

1505 г. Явление преподобного Варлаама пономарю Тарасию.

1515 г. Освящение нового Спасо-Преображенского собора, построенного на месте прежнего храма.

1532 г. Монастырь получает несудимую грамоту от великого князя Василия III.

1540 г. Обитель пострадала от большого пожара.

1587 г. В Хутынский монастырь присылают под стражей митрополита Московского Дионисия.

1608 г. Учреждение архимандрии в Хутынском монастыре.

1611 г. Шведы захватывают Хутынский монастырь.

1651 г. В типографии Хутынской обители, устроенной митрополитом Новгородским Никоном (будущим Патриархом), печатается первая и единственная книга — «Диоптра жизни человеческой».

1764 г. Причисление монастыря к первому классу.

1787 г. После очередного пожара в монастыре развертывается новое строительство; многие здания подвергаются реконструкции.

1816 г. В обители похоронен великий русский поэт Г. Р. Державин.

1919 г. Монастырь упразднен по распоряжению III губернского съезда Советов.

1932 г. Арест последних монахов, остававшихся в Хутыни.

1976 г. Начало реставрационных работ в Хутынском монастыре.

1991 г. Передача обители Новгородской епархии.

1993 г. Возобновление Хутынского монастыря как женской обители.

1994 г. В монастыре появляются первые насельницы.

Журнал «Православные монастыри. Путешествие по святым местам» издательского дома «Де Агостини» № 14, 2009 год.

Варлаамо-Хутынский монастырь, Великий Новгород. Расписание богослужений, фото, адрес, сайт

Варлаамо-Хутынский женский монастырь является местом паломничества к чудотворным мощам и активного посещения туристов. Это одна из главных достопримечательностей северо-западной части России, где покоится прах Гавриила Державина, известного русского поэта и государственного деятеля XVIII столетия.

Адрес Варлаамо-Хутынский монастыря

Варлаамо-Хутынский монастырь находится в Новгородской области в деревне Хутынь на Монастырской улице, 59.

Как добраться

Обитель расположена совсем недалеко от города Великий Новгород, где нужно сесть на регулярный рейсовый автобус № 121, который отправляется с городской автостанции 5 раз в день с 6-30 до 18-45 ч. Интервал движения около 3 ч. Время в пути занимает не более 25 мин. Стоимость проезда — 50 руб.

На личном автомобиле из центра города необходимо выехать на большую Московскую улицу и проехать до перекрестка с улицей Державина, затем сделать поворот направо и продолжить движение до нужного указателя, где следует повернуть налево и ехать до развилки, а затем по левой дороге до самого места назначения.

Можно вбить в навигатор для построения оптимального маршрута следующие координаты: 58.587600°N 31.394000°E.

История храма

Варлаамо-Хутынский монастырь ведет свою историю с XII столетия, когда чернецом Валаамом на заросшем дремучем лесом берегу реки Волхов, пользовавшемся у народа дурной славой месте, срубил себе уединенную келью по божественному указанию, сошедшему ему в виде яркого луча света. В память об этом событии построенная здесь деревянная церковь была освящена Преображенской.

К строгому подвижнику начали стекаться люди за помощью и молитвой, многие из которых остались с ним навсегда. Святой тайно носил тяжелые вериги и вел очень строгую постническую жизнь. Господь прославил своего угодника прижизненным даром прозорливости, чудотворения и воскрешения мертвых.

Позднее вместо обветшавшей церкви Варлаамом был заложен новый уже каменный храм. Вскоре после этого святой подвижник скончался, и был погребен братией у его стен. При прощании с телом подвижника случились многочисленные чудесные исцеления тяжелобольных со всей округи.

Но и позднее над его могилой долгое время продолжали совершаться исцеления и чудеса:

  • произошло прозрение слепого;
  • воскрес утонувший паломник;
  • было предсказание мора и пожара;
  • случилось наказание игумену монастыря за отказ в странноприимстве.

После смерти преподобного, его ученики продолжили его дело, и обитель росла и процветала. Из его стен вышло много святых и подвижников земли русской. Состоятельные новгородцы и приезжие почитатели Святого неустанно жертвовали на благоустройство монастыря.

Среди именитых благотворителей и посетителей можно особенно выделить следующих:

  • Василия II с сыновьями;
  • Ивана III;
  • Дмитрия Пожарского;
  • Василия Шуйского;
  • Василия III;
  • Петра I;
  • Екатерину II.
Читайте также:  Московский Преображенский храм в Тушино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Варлаамо-Хутынский монастырь посещала сама Екатерина Великая.

Наивысший расцвет пришелся со Смутных времен до периода XVIII столетия, когда обитель превратилась в одну из богатейших на северной земле. Здесь очень любил бывать Гавриил Державин, который завещал щедрые дары на помин своей души и просил себе здесь места упокоения.

Это было исполнено женой почившего, когда гроб с телом великого русского поэта и общественного деятеля был доставлен по реке Волхов от его имения в Званках. Могила поэта и его супруги была перенесена из стен обители в Новгород связи с разорением и запустением монастыря в середине прошлого века, но к 250-летнему юбилею останки вновь возвращены и перезахоронены в стенах обители.

Немало бедствий пришлось пережить обители за свою долгую историю. Были страшные опустошительные пожары, завоевание шведами, закрытие обители и размещение в ее стенах психоневрологической лечебницы в советское время, разрушение от бомбежки и артобстрелов в годы Великой Отечественной войны и период запустения.

В 1976 году в монастырских зданиях начались реставрационные работы, в 90-е годы обитель передана церкви, и вскоре здесь появляются первые насельницы. Сегодня женский монастырь представляет собой величественное зрелище, здания полностью восстановлены, в стенах храмов совершаются регулярные богослужения.

Архитектор и внешняя отделка монастыря

Спасо-Преображенский собор был возведен взамен обветшавшего в начале XVI столетия. Белокаменное 5-главое здание в плане имеет квадратную форму с 3 полукружиями на восток и 4 внутренними массивными столбами опорами. Впоследствии храм подвергся небольшой перестройке, которая привела к замене кровли на 4-скатную взамен бывшей позакомарной крыши.

Вокруг здания выстроили низкие закрытые галереи, были достроены новые пределы Богородицы и Иоанна Богослова, а с запада появилась новая паперть.

Фасад здания украшают пилястры с ордерными формами. Оконные проемы нижнего яруса оформлены арками, верхних этажей вписаны в прямоугольные ниши. Средний ярус декорирован нишами-киотами с треугольным завершением. На углах здания можно увидеть своеобразное декоративное украшение с небольшими кокошниками.

Мощное шатровое крыльцо с подвесными арками на 4 столбах с декоративными изразцами украшает главный портал храма.

Архитектурный ансамбль монастыря

Северо-западнее главного храма обители находится одноглавая бесстолпная церковь Варлаама Хутынского с обширной трапезой, возведенная в середине XVI века. Строение квадратное в плане, внешне вытянуто вверх, с 3 апсидами. Внутри здание поделено на 2 этажа. В подклети находилась кухня.

Трапезная в западной части представляет собой просторное светлое помещение с 2 восьмигранными столбами и сводчатыми потолками. Напротив входа Преображенского храма, над южными воротами в обитель возвышается церковь с колокольней, выполненная в барочном стиле в виде триумфальной арки. Нижние этажи звонницы массивны и имеют одинаковую величину, декорированы колоннами.

На фоне такого основания завершение колокольного яруса смотрится довольно скудно. Архитектором строения выступил Д.В. Ухтомский. На 2 этаже сегодня находится церковь Новомучеников и исповедников Российских. Сестринский корпус являет собой 2-этажное здание с домовым храмом, освященным в честь святого римского папы Льва.

На территории монастыря есть горка, которую наносил сам преподобный, сооружая пещерную келью. Сегодня на ее вершине установлена деревянная часовня. Над колодцем, вырытым еще самим Варлаамом, сегодня установлена сень. Все монастырские постройки с фруктовым садом обнесены белокаменной оградой.

Внутреннее убранство

Интерьер Преображенского храма восстановлен в традициях XVI века, с открытой аркой алтарного проема и тябловым иконостасом. Стены храма украшены с помощью плоских пилястр, которые служат визуальными опорами для арок бокового нефа. Угловые пилястры имеют сдвоенную форму, создавая четкий ритм и целостность интерьера. Карнизом под окнами стены разделены по высоте.

Купол светлый с узкими повышенными подпружными арками создает ощущения легкости и простора. Весь интерьер очень легких и воздушный. Интересной особенностью является ведущая из проема в алтарной части до купола каменная лестница, назначение которой однозначно не установлено.

Святыни и мощи

Главной святыней обители является серебряная рака над нетленными мощами Преподобного. Сюда приезжали поклониться многие царственные особы. Поток паломников не уменьшается и в настоящее время. На монастырском кладбище нашли упокоение многие архиепископы и митрополиты Новгородской земли.

Особо почитается Святая горка с часовней, поставленной над местом пещерной кельи Святого. Предание гласит, что эту землю преподобный наносил ладонями. Вокруг горки принято проходить босиком, совершая внутреннюю молитву. По свидетельству многочисленных паломников просимое всегда исполняется, а по молитвам Святого даруется особое исцеление при различных ножных болезнях и головной боли.

Наставники

За свою долгую историю обитель сменила огромное число наставников, многие из которых были прославлены в лике святых.

Особо отмечены православной церковью:

  • Преподобный игумен Антоний Дымский, который был назначен руководить обителью Святым Варлаамом.
  • Святитель Антоний Псковский и Новгородский.

Сегодня настоятельницей обители является монахиня Алексия Симдянкина.

Расписание служб, режим работы

Монастырь открыт для паломников и прихожан каждый день с 6 до 21-30 ч. Все желающие могут посетить ежедневные церковные богослужения, которые в Варлаамо-Хутынском храме начинаются по следующему расписанию.

Расписание:

  • Божественная литургия в будние дни служится с 7 ч.
  • Вечернее богослужение начинается в будние дни в 18 ч.
  • Всенощное бдение служится накануне праздничных и воскресных дней с 17 ч.
  • Воскресная литургия проходит с 10 ч.
  • Исповедь совершается перед началом утренней службы в 6-30 и 8-30.

После обедни в 12 ч. служится еженедельный молебен святому Варлааму. В субботние дни после утренней службы по предварительной договоренности совершается таинство крещения.

Правила посещения монастыря

При посещении монастыря необходимо соблюдать следующие общепринятые для православных правила:

  • На паломнике должен быть надет нательный крестик.
  • Перед входом в обитель нужно женщине покрыть платком, а мужчине обнажить голову, осенить себя 3-кратным крестным знамением и совершить поклон.
  • Рекомендуется убавить или выключить звук мобильного телефона.
  • На территории монастыря не принято громко разговаривать, смеяться, бегать и шуметь.
  • Необходимо иметь соответствующий обстановке внешний вид. Нельзя входить в монастырь в шортах и майках, спортивном костюме.
  • Нельзя мешать верующим молиться, толкаться и отвлекать вопросами во время богослужения.
  • Свечи святым принято покупать и ставить до или после службы.
  • В период богослужения нежелательно ходить по храму и прикладываться к иконам.
  • Проживающие в обители паломники должны исполнять устав и распорядок жизни монастыря.

Престольные праздники

Варлаамо-Хутынский монастырь особенно торжественно проводит церковные богослужения в дни престольных праздников:

ДатаПраздник
19 августаДень Преображения Господа
14 октябряПокрова Пресвятой Богородицы
19 ноября и 28 июняПамять преподобного Варлаама

В начале Петровского поста в пятницу принято совершать крестный ход в память о чудесном событии, заранее предсказанном преподобным, когда летом выпал снег, спасший урожай хлеба от нашествия вредителей.

Интересные факты про монастырь

Древнейшим новгородским официальным документом XII века является пергаментная грамота о вкладе Варлаама земель в имущество монастыря, сегодня хранится в государственном музее Новгорода. В ризнице монастыря долгое время хранились опаленная алтарная дверь и личный жезл царя Ивана III, с которыми связано удивительное событие.

При поклонении святым нетленным мощам царь стал донимать игумена монастыря, чтобы вскрыли раку святого для всеобщего открытого поклонения. Когда игумен уступил царским просьбам, и начали выкапывать могилу, из нее вышел мощный столб огня, опаливший церковные стены и деревянную дверь.

Иван Васильевич с ужасом выбежал из здания, но огонь продолжал его преследовать, вырываясь из земли при каждом ударе трости. Царь кинул свой посох и со страхом уехал из монастыря. Перед самым закрытием монастыря в нем был чтецом и пел на клиросе широко известный впоследствии Павел Груздев. Патриарх Алексий I был архиепископом Хутынским.

Информация для посетителей

В монастырской лавке можно приобрести экологически чистые продукты: молоко, творог, яйца, соленья и мед. Также продается свежий хлеб и очень вкусная выпечка. В церковной лавке можно купить религиозную литературу, сувенирную продукцию, свечи. Также можно заказать молебен, сделать пожертвование и подать записки на проскомидию о поминовении живых и усопших или на неусыпаемую псалтирь.

В святом источнике на территории монастыря можно умыться и набрать воды с собой. В паломнической службе обители по предварительной телефонной заявке предоставляется бесплатный ночлег всем желающим помолиться и потрудиться в монастыре. Телефон паломнического отдела 8-162-74-96-02.

Также можно остановиться в монастырской гостинице, которая предлагает 2 и 4-местные номера. Стоимость проживания от 300 руб. в сутки с человека. Забронировать место заранее можно по номеру телефона +7-921-201-56-41.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь всегда с радостью принимает посетителей и паломников со всех концов страны, предлагая не только молитвенно поучаствовать в жизни обители, но и насладиться щедрыми дарами своего богатого хозяйства.

Видео о Варлаамо-Хутынском монастыре

Варлаамо-Хутынский монастырь Великий Новгород:

Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде: история и описание

Краткая история с основания до закрытия

В середине 14 века на самом возвышенном месте Нижнего Новгорода у стен кремля был основан Зачатьевский женский монастырь. Основательницей была Анастасия Ивановна, супруга князя Суздальского и Нижегородского Андрея Константиновича, которая почитается как благоверная княгиня Феодора.

Название символизировало жертву Богу с просьбой о ниспослании Анастасии, а в иночестве Василисе, потомства. Долгое время княгиня тщетно пыталась зачать ребенка, но после кончины мужа, приняла схиму, и последние 4 года прожила в созданной ею же общине под именем Феодора.

В 1478 года здесь содержали знаменитую Марфу посадницу, в рамках операции по борьбе с сепаратизмом Ивана Великого ее насильно постригли в монахини.

Многие здания в русском средневековье от дороговизны камня строились деревянными, и настоящей бедой для них были частые пожары. Сильные пожары постигли Зачатьевскую обитель и рубленные храмовые постройки в конце 17 – начале 18 веков. В 1743 году огонь уничтожил практически все постройки. В связи с этим нижегородский епископ Димитрий временно переселил послушниц в женскую общину Происхождения Честных древ Креста Господня, созданный в 1612 году. В начале 1716 году рядом была возведена каменная церковь Воздвижения, и монастырь переименовали в Крестовоздвиженский.

После секуляризационной реформы в 1764 году к Крестовоздвиженскому был присоединен монастырь Воскресенский, также периодически выгоравший дотла.

В 1812 году от государства религиозная община получил новую территорию вблизи кладбища и церкви. На новом фундаменте возвели перевезенный в разобранном состоянии монастырский храм, и заложили фундамент под строительство большого собора. Более 8 лет продолжалось строительство и, наконец, в 1823 году собор с пятью куполами принял первых прихожан.

Архитектура собора напоминает Казанский в Санкт-Петербурге, основание выполнено в форме креста. Два боковых придела были освящены именами Похвалы Пресвятой Богородицы и святого епископа Иннокентия (Кульчинского).

В первой половине 19 века дом Господень поражал своим великолепием. Ограда в виде правильного прямоугольника по периметру имела маленькие башенки, а за нею возвышалась звонница высотой 34 метра. На территории были построены келейные для насельниц, училище для бездомных девочек, которые жили полностью за счет заведения. В училище они обучались грамоте и рукоделию.

Помимо служений Господу послушницы занимались ремеслами, делали оклады для оконных рам, и шили церковную одежду, о качестве и красоте которой знали во всех уголках империи.

В 1848 году монастырский комплекс реконструировали, значительно расширив территорию, разбили сад.

1917 год стал роковым для Крестовоздвиженской общины, как впрочем, и для всей Русской Православной Церкви. Один из первых декретов Советской власти был указ об отделении церкви от государства, а уже в 1918 году храм был переоборудован в трудовой лагерь, в котором содержались представители вражеских для новой власти классов.

В 1927 году на территории поместили военный городок, а обитательниц окончательно выселили. Во времена правления Хрущева был уничтожен Казанский храм. В строениях в разное время размещались амбары, склады, бритвенный завод, завод гальванического оборудования имени Я.М. Свердлова.

Восстановление и современная жизнь

В 1995 году православной общественности удалось добиться возврата зданий Церкви и восстановить Крестовоздвиженскую обитель. За 4 года работ святому месту был предан изначальный вид. Целая наука была для монахинь отчистить своды зданий от масляной копоти. Игуменья говорит, что с появлением в обители иконы Иверской Божией Матери реконструкция и восстановления стали спориться, и продвигаться быстрее. Усилиями нижегородских подвижниц, с Божьей помощью и при покровительстве Богородицы это место вновь стало пристанищем алчущих Царствия Небесного.

В настоящее время действует воскресная школа, открыт пункт оказания первой медицинской помощи, ежедневно проходят богослужения.

Святыни обители

В стенах Крестовоздвиженской церкви хранится множество святынь, близких сердцу любого православного христианина.

Прежде всего, ковчег с частицей мощей Святого Апостола Андрея Первозванного, святыня с частицей дерева Животворящего креста – подарок митрополита Георгия.

Читайте также:  Успенский собор в Ярославле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и мощи

Среди икон здесь особенно почитаемые и ценные: Казанская Божьей Матери, «Вратарница» или Иверская Божией Матери – заступницы всех монашествующих, икона содержащая мощи великомученика Георгия Победоносца.

Адрес и как добраться

Адрес: город Н. Новгород, Окский съезд, 2Б. Телефон: 8 (831) 4337685.

На общественном транспорте нужно доехать до остановки «Площадь Лядова»:

  • Трамвай: 18;
  • Автобус: 1, 2, 12, 26, 27, 28, 30, 40, 43, 51, 64, 68;
  • Троллейбус: 31.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь

Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц.

Содержание

История

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).

Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Современное состояние

С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). В монастыре проживает около 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.

Духовник обители — игумен Макарий (Шамсутдинов). По словам одной из паломниц: «Самое неизгладимое впечатление на меня произвел батюшка — игумен Макарий. В суетном мире, в котором мы живем, каждый раз поражаюсь, встречая таких удивительных людей. Я бы сравнила отношение отца Макария к другим людям с добротой и любовью Христа. Рядом с таким человеком начинаешь чувствовать в себе свет. Как ребенок учишься по-новому любить людей, и за это я ему благодарна. Образ его светящейся улыбки я буду нести с собой по жизни». По словам другой паломницы: «Он имеет от Господа дар любви и утешения. Сколько бы ни приехало паломников, для каждого у него найдется улыбка и доброе слово, на горочке каждого помажет маслицем после молебна, каждому уготовано ведро воды из колодца, причем независимо от погоды и времени года. Паломники в шутку зовут о. Макария гидромонахом». К о. Макарию едут за духовным советом и помощью люди из многих городов России, исповедь он принимает перед началом Литургии.

15 главных монастырей Новгородской области

Монастыри Новгородкой области – неотъемлемая часть культурных ценностей России. В большинстве своем они являются функционирующими. Православные паломники стремятся сюда, чтобы поклониться святыням в виде исцеляющих икон, древних фресок, мощей праведников. Мужские и женские действующие монастыри находятся как в черте города, так и за его пределами.

Туристы с интересом знакомятся с культовыми стародавними строениями. Интерес вызывают история их создания, впечатляющие фасады и интерьеры построек. На просторных территориях обителей размещаются церковные сооружения с главным собором. Здесь проводятся торжественные литургии в дни православных празднеств, а также таинства венчания и крещения.

Монастыри Великого Новгорода и Новгородской области

Самые известные действующие православные мужские и женские обители. Святые места, список, фото с названиями и описанием!

1. Свято-Юрьев монастырь

Появилось деревянное здание монастыря в 1030 году. Возвели его в честь Георгия Победоносца, но в древнерусском языке была принята упрощенная форма этого имени – Юрий. Потому монастырь стали называть Юрьевым. Одна из древнейших церковных построек в России через 100 лет стараниями строителей превратилась в каменную. С тех пор обитель почти сохраняет свой облик и завораживает гармоничностью пропорций и величием.

Адрес: г. Великий Новгород, Юрьевское шоссе, 10

2. Свято-Духов монастырь

Мужской монастырь в Боровичах. Его появление датируется 1162-м годом. Сначала обитель возвели из дерева. В середине XIV века она расширилась за счет каменного храма Святого Духа, позднее на территории появились и другие культовые здания. С послереволюционных 20-х годов XX века монастырский комплекс числился недействующим. В наше время его строениями являются и церкви – Троицы, Святого Духа.

Адрес: г. Боровичи, ул. А. Невского, 6

3. Валдайский Иверский монастырь

Мужской монастырь построили на Сельвицком острове Валдайского озера в 1653 году. Распорядился его возвести патриарх Никон. Его Святейшество и заложил первый камень в основание лавры. Ее центром стал Успенский собор, где сохранилась икона Иверской Богоматери. Прародителя для потомков сберегли иконостас, массивные дубовые двери в изразцах. Над их созданием трудились мастера, строившие Новоиерусалимский монастырь.

Адрес: Валдайское озеро, остров Сельвицкий

4. Николо-Вяжищский монастырь

Женская обитель – ставропигиальная. Ее появление в XIV веке благословили священник Пимен и иноки Игнатий, Галактион, Ефросин. В 1411 году в обители выстроили храм на том месте, где верующим предстал Николай Чудотворец. Сегодня в духовной колыбели преподобного Евфимия II, архиепископа Новгородского, сохранились многие святости. Это его захоронение и частицы останков – Николая Чудотворца, праведника Антония Римлянина Новгородского и благословенной Матроны Московской.

5. Николо-Косинский монастырь

Основан монастырь как мужской в XIII веке при содействии монахов Константина и Космы. Тогда возвели деревянную лавру. Храмы в камне, разоренные в Смутное время, восстановлены в 1620-х годах, а в 1764-м обращены в приход. Женская богадельня создана в 1885-м, в 1896-м появился женский монастырь. Закрытый в 1920-м и пострадавший в ВОВ комплекс сегодня радует восстановленной церковью во имя святителя Николая.

6. Михайло-Клопский монастырь

Местоположение мужского монастыря – прибрежье реки Веряжи. Впервые лавра упоминается в 1408 году, что связывается с первым приходом в нее св. Михаила Клопского. Спустя 4 года на монастырской территории возведена деревянная Троицкая церковь на Клопске, через пятилетие – каменная. В 1569 году храм по велению Ивана IV Грозного разобрали, вместо него появился большой собор. В перестроенном виде он и сохранился до наших дней.

7. Варлаамо-Хутынский монастырь

Монастырь появился благодаря св. Варлааму Хутынскому в XII веке на «худом месте». Но власть злых сил исчезла после молитв праведника. Сначала была построена церковь Спаса Преображения. В XVI–XIX веках возник архитектурный комплекс со святой горкой с часовней имени блаженного, святым колодцем. В Преображенском соборе упокоены мощи св. Варлаама, в притворе апостола Иоанна Богослова похоронен Г. Р. Державин – русский поэт.

8. Свято-Троицкий Никандров монастырь

Основал в XVII веке пустынь преподобный Никандр Городноезерский. Когда церковь Всемилостивого Спаса сгорела, вместо нее построили часовню. По указу царицы Екатерины II монастырь упразднили, каменный храм построили в 20-е годы XIX века. Его в 1831 году освятили во имя Святой Троицы. При большевиках храм пришел в запустение. Восстанавливали монастырь уже в XXI веке, а с лета 2002 года в храме стали проводиться литургии.

Адрес: с. Никандрово

9. Антониево-Леохновский монастырь

Стоит лавра на реке Волхов с 1106 года благодаря преподобному Антонию и епископам Никите и Нифонту. Возведенный каменный собор в 1125 году расписали фресками. В XVII веке монастырь разорили шведы, а приступили к его восстановлению в 1630 году. Тогда же сюда перенесли останки св. Антония. В 1788 году церковное строение сгорело, вместо него возвели новый храм. После 1917 года монастырь закрыли, восстановили только в 1991 году.

Адрес: д. Леохново

10. Перынский скит

Пустынь в долине Перынь назвали по имени бога Перуна, в честь которого в прошлом здесь возвели языческое святилище. В 995 году на этом месте построили деревянный православный храм. Его в летописи 1386 года упоминали, как сожженный. Каменную церковь Рождества Богородицы возвели в XIII веке из известняка и тонкого кирпича. Основанный позднее монастырь в 1611 году разорили шведы. Сохранилось до наших дней высокое церковное сооружение.

Недействующие монастыри

Памятники церковной архитектуры – заброшенные и восстанавливаемые монастыри.

11. Зверин-Покровский монастырь

Впервые монастырскую деревянную церковь Покрова упомянули в летописи в 1148 года, когда ее уже уничтожила молния. Появившиеся впоследствии строения Зверина монастыря в 1721 году закрыли, но спустя 6 лет восстановили. В XVIII веке этот и Николо-Бельский монастыри объединились. В 1899 году обитель пополнилась Покровским собором. С приходом большевиков монастырь закрыли. Возвратили верующим собор в 1989 году.

Адрес: г. Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, 18

12. Деревяницкий монастырь

Название исходит от реки Деревянки, где стоит монастырь. Первое его упоминание в летописях – в 1335 год, когда построили в камне храм Воскресения Христова в камне по распоряжению св. Моисея. Под конец XVII века перестроенное церковное строение разрушилось, вместо него появился Воскресенский собор. Позднее территория монастыря украсилась выложенной камнем церковью Успения Богородицы.

Адрес: г. Великий Новгород, ул. Восточная, 3

13. Старорусский Спасо-Преображенский монастырь

Лавру создал в 1192 году игумен Мартирий. Спустя 6 лет построенный деревянный собор Спаса Преображения сгорел, новый в камне отстроили в 1442 году. Его иконостас, в 5 ярусов, – в византийском стиле. Украсила храмовый интерьера чудотворная икона Божией Матери. В монастыре хранятся части святых мощей 50-ти угодников. На монастырской территории до 1630 году возвели церкви – Рождества Христова и Сретения Господня.

Адрес: г. Старая Русса, Монастырская площадь, 1

14. Десятинный монастырь

Монастырь входит в когорту старейших в Новгороде. Основание пустыни относят к началу XIV века, когда поставили церковь св. Богородицы. В 1397 году возвели храм Рождества Богородицы, а в 1413 году – церковь Иоанна Предтечи (она в камне). Поступательно в обители появлялись кельи-стены из камня, крипта, трапезница. В 1809 году возвели звонницу в камне, перестроили в 1903 году. И сегодня она увенчивает монастырский ансамбль.

Адрес: г. Великий Новгород, Десятинный монастырь, 3

15. Рдейский Успенский монастырь

Поначалу на полуострове Рдейского озера существовал Преображенский мужской монастырь. В него входили и обители –Троицкая и Николо-Хвоинская. Монастырь упразднили в 1764 году, в 1886 году учредили женскую общину, превращенную в пустынь в 1893 году. В советский период ее закрыли. Сегодня в монастырском Успенском соборе частично сохранился уникальный иконостас из белого мрамора с витиеватой резьбой.

Ссылка на основную публикацию