Иеромонах Роман Матюшин: биография отца, творчество, православные песни и стихи

Биография и творчество иеромонаха Романа (Матюшина)

В начале девяностых у многих на слуху были слова песен: «Встанем пред Царицею Небесною», «Наброшу мантию свою», «Радость моя, наступает пора покаянная».

В те времена, когда православные храмы только открывались, были очень популярны магнитофонные кассеты с этими песнями. Некоторые даже не знали, что их написал иеромонах Роман, но задушевные строки быстро западали в душу. Кто же такой — автор этих шедевров, где он сейчас?

Детство Романа

Слушая глубокие и проникновенные песни о. Романа, невольно можно предположить, что автор жил несколько веков назад. Настолько далеки тексты от современного суетного уклада жизни. Но поэт и исполнитель своих песен живет в наше время, продолжает творить свои шедевры.

Происхождение и рождение

Иеромонах Роман Матюшин родился в 1954 г., его биография началась в Брянской области, в небольшом селе под названием Рябчевск. В миру его имя было — Александр Иванович. Мальчик с детства тянулся к вере, даже в те тяжелые времена. Конечно, православное исповедование в те годы жестоко преследовалось. Но, несмотря на это, родители сумели воспитать детей своих в вере в Истинного Бога.

Семья

Родители будущего монаха были простыми крестьянами. В семье, кроме Саши, было еще две дочери. Отец воевал на фронте во время войны, мама трудилась в селе. Когда родился Александр, были нелегкие послевоенные времена: голод, разруха, безверие. Мама, Зоя Николаевна работала сельской учительницей. Тайком он доставала иконы, молилась, давала приложиться к ним своим детям и прятала обратно. В те безбожные времена за почитание икон, посещение храма могли уволить с работы.

Такое же наказание ждало родителей, которые окрестили детей в Церкви . Поэтому мама ездила в Брянскую церковь, подальше от дома, где ее никто не знал. Там она крестила своих детей в храме, потом возила их на Причастие. Дома она часто читала детям Святое Евангелие. Именно благодаря стараниям матери, дети стали глубоко верующими людьми.

Школьное обучение

Саша рос умным мальчиком, серьезным, отличающимся от остальных сверстников. Он хорошо учился, любил читать книги , в основном классику, слушать музыку. Мальчик также посещал музыкальную школу, где учился играть на фортепиано, гитаре и петь. У него с детства был хороший музыкальный слух и голос.

Мальчик был разносторонне развитым, одновременно с занятиями музыкой Саша обучался каратэ. И, конечно, Александр часто молился, вера его крепла, но ее приходилось скрывать от других. Уже в школьные годы мальчик стал думать о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу.

Принятие Святого Крещения

Когда дети достигли сознательного возраста, но еще до поступления в школу, мама отвезла их в Брянск. Там она окрестила их в храме, сделать это пришлось тайком, чтобы на ее работе не узнали. Александр вспоминал, что после принятия Святого Крещения у него на душе было очень светлое чувство. Именно тогда он познал любовь Творца и потянулся к Нему всем сердцем.

Юношеские годы и молодость

Пора юности обычно у многих — время первой любви, первых свиданий. Но Александр решил, что земные радости чужды его душе. Он, подобно святым отцам, горел любовью к Богу. Юноша писал стихи с детства, и они постепенно стали приобретать духовную тематику.

Уже в школьные годы Саша написал такие строки:”Хочу быть схимником”. Это значит, что еще в детстве он думал о том, как хорошо было бы принять монашество. Согласитесь, немногие школьники хотели бы стать монахами , а тем более схимниками. Ведь это — серьезный шаг отречения от всех земных радостей, полное посвящение себя Богу. Видимо, Сам Господь призывал этого мальчика к Себе с самого начала его жизни.

Студенческие времена

После того, как школьные экзамены были позади, Александр стал перед выбором дальнейшего пути. Для начала он захотел получить высшее образование и специальность. Поскольку Саша любил литературу, то решил поступить на филологический факультет Калмыцкого университета.

Учился он хорошо, однако когда пришло время сдачи выпускных экзаменов, молодой человек отказался от них и покинул стены университета, так и не получив диплом. Затем он стал зарабатывать на жизнь, работая в самых разных отраслях: плотником, грузчиком, рабочим на заводе, учителем музыки в школе, руководителем Дома культуры. Но все эти занятия его не удовлетворяли, душа стремилась к своему высокому предназначению.

Монашеский постриг

И вот в возрасте 26 лет Александр уходит из мира и поступает в Свято-Духов монастырь в Литве. В те времена Литва еще входила в состав Советского Союза, поэтому беспрепятственно можно было посещать монастыри, которые там находились. Трудно сказать, почему его выбор пал именно на этот монастырь, ведь в России есть много духовных обителей.

Через год Александр решил перейти в Псково-Печерский монастырь, где три года он трудился простым послушником.

В 1983 году произошло важнейшее событие в жизни Александра: он постригся в монашество с именем Роман.

После этого он жил и молился в монастыре (кстати, в это же время там подвизался не менее известный старец Иоанн Крестьянкин.) Затем о. Роман служил в храмах Псковской епархии. Когда открылась Киево-Печерская лавра, он отправился туда, где был подстрижен в иеромонахи в 1985 г.

Зрелый возраст

В 1994 г. архиерей благословил отца Романа поселиться в скиту Ветрово, который находится в Псковской епархии недалеко от деревни Боровик. Там батюшка продолжал писать свои произведения по благословению старца Николая Гурьянова, а также митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна.

Мама о.Романа тоже приняла монашество с именем Зосима.

В 2013 году о. Роман Матюшин взял благословение на затвор. Проживает он сейчас в том же скиту Ветрово, на острове, до которого добраться можно только по воде. Отец Роман продолжает заниматься творчеством одновременно с монашеским деланием.

Он был не раз награжден за свои поэтические труды:

  1. Литературной премией им.Святого Александра Невского в 2012 г.
  2. Золотой медалью им. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу» в 2015 г.
  3. Поэтической премией «Богородица Троеручица» в 2015 г.

Но, разумеется, о. Роман пишет свои произведения не ради наград, а по особому внушению Божию.

Творческая деятельность иеромонаха

Несомненно, сочинительский талант дан о. Роману свыше. Его произведения легко запоминаются и находят отклик в сердце любого человека, даже далекого от Церкви. Причиной того являются темы, которые, что называется, «трогают за живое». Батюшка не стесняется обнажать перед слушателями и читателями свою душу, свои сокровенные мысли. К тому же слова о. Романа заставляют задуматься о настоящем состоянии своей души, о своей загробной участи. Это говорит о таланте автора пробуждать сердца людей.

Кроме духовных песен и песнопений, благодаря которым собственно и прославился иеромонах Роман, он пишет еще прозу , стихотворения .

Песни и песнопения

Этот жанр о. Роман освоил благодаря благословению старца Николая Гурьянова. Как известно, о. Николай сам прекрасно сочинял песни и стихи и пел их своим духовным чадам. Некоторые говорят, что не подобает монахам сочинять песни, потому что эта деятельность отвлекает их от основного занятия — молитвы за весь мир. Но как можно противиться дару Божьему, к тому же, если это творчество помогает людям прозреть и начать свое восхождение к Творцу?!

Ответ ясен — народу нужны такие песни! Простым людям, вверженным в каждодневную суету мирских дел, трудно иногда понять сложные творения святых, даже прочесть книгу их трудов часто бывает некогда. А песни можно слушать в дороге, за домашними делами и отдыхом.

Песни — самый популярный и доступный вид творчества, который помогает достучаться до ожесточенных сердец современных людей. Мотив песен о. Романа прост, легко запоминается, слова задушевны и понятны. Не секрет, что у многих во время прослушивания на глазах появляются слезы, а некоторые даже стали постоянными прихожанами храмов. И все это — результат прослушивания песен о. Романа. И как результат — популярность и народное признание автора.

Но, разумеется, он к этому совсем не стремится. Находясь сейчас в затворе, он огражден от внешнего мира, общения с людьми. Но батюшка все равно продолжает писать, даже не подозревая, какова сейчас реакция читателей и слушателей его стихов и песен.

В трудные девяностые годы, когда распалось огромное государство, и рухнул привычный общественный строй, песни о. Романа были для многих душ подспорьем и утешением. Вот что сказал про творчество о. Романа (Матюшина) известный писатель В. Распутин:

Сказать, что это молитвенный и аскетический голос — значит указать только на одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слезы ее обретения.

У о. Романа — приятный голос, хороший слух, песни свои он исполняет с артистизмом под аккомпанемент гитары. Тихая музыка, проникновенные слова его песен успокаивают нервы, это — бардовский стиль исполнения. За короткое время он выпустил более десятка дисков с записями своих песен. Это было в основном в 90-х годах.

Самыми популярными из его песен являются:

  • «Радость моя, наступает пора покаянная»;
  • «Если тебя неудача постигла» («Осенью мягкой»);
  • «Наброшу мантию свою» («Аллилуйя»);
  • «Теплится лампада, свет свечи веселый»;
  • «Станем пред Царицею Небесною»;
  • «Господи, помилуй»;
  • «Покаяние»;
  • «Иерусалим, Иерусалим» и др.

Позже иеромонах Роман перестал исполнять и записывать собственные песни, предоставив это право известным артистам.

Очень многим исполнителям его произведения оказались по душе. Песни о. Романа первой стала исполнять известная певица Жанна Бичевская. Как известно, в начале своей карьеры она исполняла фолк-музыку, но позже перешла на песни религиозной тематики.

Жанна записала три диска песен отца Романа:

  1. «Жанна Бичевская поет песни иеромонаха Романа» (1997).
  2. «Имени Твоему, Господи» (1998).
  3. «Белая ночь» (2005).

У певицы прекрасный голос, проникновенное исполнение, благодаря этому песни в ее исполнении иногда получались даже лучше, чем в исполнении самого автора. Поэтому они стали пользоваться большой популярностью.

Кроме нее песни о. Романа исполняли другие артисты:

  • Евгения Смольянинова;
  • Олег Погудин;
  • Елена Ваенга;
  • Сергей Безруков;
  • Ирина Скорик и др.

Чем же так нравятся людям песни иеромонаха Романа? Прежде всего, у батюшки удивительный поэтический талант. Стихи его высоко профессиональны, наполнены глубоким смыслом, прекрасно перекладываются на музыку.

Тексты удивительно проникновенные, говорят о духовности автора. Их невозможно прослушать и остаться равнодушным. В них многие находят утешение, соответствие собственным мыслям и переживаниям.

Стихотворения

Батюшка писал стихи с детства, начинал он свое творчество с лирики, подражая во многом Сергею Есенину. Его стихотворения печатались в местных газетах. Затем его творчество приобрело духовное содержание.

В 90-х годах о. Роман (по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго) издал несколько сборников духовных стихов:

  • «Стихи покаянные»;
  • «Благословен идущий к Богу»;
  • «Земля святая»;
  • «А жатвы много»;
  • «Избранное. Стихи и духовные песнопения»;
  • «Благословен молитвословья час».

В начале нового века батюшка выпустил еще более двух десятков сборников.

Самыми популярными из них стали:

  • «Русский куколь»;
  • «Внимая Божьему веленью»;
  • «Радоваться Небу»;
  • «Пою Богу моему»;
  • «Созвездие Креста»;
  • «Светел дом» и др.

Стихи, вошедшие в эти сборники, поразили многих своим глубоким смыслом и душевностью. Некоторые даже стали перекладывать их на музыку и исполнять. Например, известный актер Сергей Безруков решил отправиться в скит, чтобы взять на это благословение у автора. Батюшка тогда был болен и никого к себе не впускал, но с помощью записок он дал благословение на исполнение своих песен.

В 2015 г. вышла книга стихов батюшки на болгарском языке с переводом на русский. Она называлась «Яблоки детства». Также он издал книгу на сербском языке «Осиновая роща». Последний сборник свежих стихов о. Романа был выпущен в этом году и назывался «Святорусье». Она адресована детям, прекрасные иллюстрации к ней написала художница Наталья Назарова.

Проза

Кроме стихов иеромонах Роман пишет прозу. Самой известной книгой его стала книга очерков и рассказов «Там моя Сербия». Автор написал ее после посещения этой земли. Батюшка был потрясен многострадальной историей Сербии. Это запало ему в душу, и так родилась книга.

Она была издана в 1999 году. В книге повествование чередуется со стихами автора, которые передают особое его состояние, впечатления от увиденного. Книга очень трогательна, не оставляет читателей равнодушными. Автор часто восклицает: «Сколько же можно страдать Сербии?! Ее все время бомбят. ».

Об отце Романе хорошо написал митрополит Тихон Шевкунов в своей книге «Несвятые святые».

О. Роман продолжает писать свои произведения во славу Божию и для вразумления многих. В последнее время о. Роман стал подписываться фамилией «Правдин», которая досталась ему от его бабушки. Да даст ему Господь многая лета и силы для продолжения своего важного дела.

Видео о песнях Романа

В данном видеоролике можно послушать популярные песни из альбома иеромонаха Романа в исполнении автора.

В этом интересном видеоролике о. Роман поет свою песню «Родина».

Одинокий путь иеромонаха Романа Матюшина

Дмитрий Андреев, Елена Сапаева
2 марта 2010 г. Источник: Православие и современность

На книжных полках многих приходских библиотек по соседству с нетронутым глянцем легко найти потрепанные поэтические сборники с надписью на корешке: «Иеромонах Роман (Матюшин)». С его песнями-молитвами, негромко, «не публично» звучащими с кассет, сроднились многие из тех, кто в трудные 90-е искал свой путь к Богу. На вопрос, чем вам дороги эти стихи, его почитатели нередко пожимают плечами: сложно сказать. Но едва ли не каждый второй при этом задумчиво произносит: «Я бы очень хотел с ним встретиться…».

В его скиту Ветрово живет огромный пушистый кот Барсик, на полках по периметру стен ; библиотека из сотен книг. Недалеко от кельи ; деревянная церковь в русском стиле. И ни единой души на несколько километров вокруг. Без лодки, без местного проводника сюда не добраться.

Читайте также:  Храм Смоленской Божией Матери в Санкт-Петербург: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В мирском пространстве об отце Романе говорят и пишут разное ; от героических легенд до пошлых небылиц. Возможно, это неизбежное следствие того, что о его сегодняшнем дне практически ничего не известно. Впрочем, ничего особенного и не происходит, священник-поэт по-прежнему служит, трудится, пишет новые стихи и продолжает свой монашеский подвиг. Восемь лет он молчал — потерял голос, был «нем», но не глух ни к общественным событиям, ни к человеческому горю. Его сегодняшнее творчество — стихотворная публицистика, наполненная болью о мире, все больше погружающемся в «одноклеточное» существование. Однако и в этих стихах виден «лирический герой» — монах и философ, о котором мы пока так мало знаем.

; На Ваше мировоззрение, творчество повлияли какие-то сильные впечатления детства и юности? Хотелось бы узнать немного о том времени, когда Вы еще не были ни монахом, ни поэтом.

; Вера была во мне с ранних лет, но укреплялась в молодости. Мать преподавала в школе, а, приходя домой, доставала потайной чемодан, вынимала оттуда иконы и молилась. Когда я заболел, она стала читать мне Евангелие. Оно было на русском языке, с прекрасными иллюстрациями. Из всего Евангелия я запомнил Христа и Иуду. И душа приняла Христа ; сразу, поскольку еще не знала грехов.

Но что такое вера без Церкви… Жизнь без исповеди, умножение страстей, когда ты без покаяния, без благодати варишься в собственном соку. В студенческом возрасте я стал искать смысл жизни вне церковных стен. К кому бы ни обращался тогда, первый вопрос задавал такой: для чего вы живете? В поисках ответа хотелось прочесть Библию. Но священник, к которому я пришел с этим, дал мне только «Журнал Московской Патриархии»…

Самый трагикомичный момент ; я подошел к преподавателю философии и спросил: «В чем смысл человеческого бытия?». А он ответил: «Да брось ты об этом думать. Живи, как растение». Это меня убило. Ведь так сказал тот, кто, кажется, уж точно должен был ответить студенту, для чего нужно жить. Человек — не растение. Даже кошка выше растения. Получается, что он мне и собачьей жизни не предложил.

Я подумал: ладно, пусть так. И занялся арифметикой: представил себе весы. На одну чашу я кладу свою временную жизнь, на другую — вечную. Допустим, я проживу здесь восемьдесят лет. Хотя, для ровного счета, возьмем шестьдесят. Треть жизни мы спим ; вычтем ее. Ближе к старости начинаются костыли, аптеки, больницы… Остается всего два десятка продуктивных лет, из которых, может быть, наберется один счастливый год. Неужели этот год, да пусть даже десять лет, может заменить вечность? Даже если бы в ней ничего не было, если бы… И вообще, почему ты должен радоваться одному счастливому мигу, а потом ты умрешь и станешь удобрением. Был ли ты хорошим или плохим, нет разницы — ведь ты же удобрение. Меня поразил этот вывод, и следующая мысль была: «Господи, помоги! Сохрани от такого жуткого самоуничтожения, от пути в никуда». Я понял, что невозможно, проводя жизнь без Бога, стать человеком.

; Тогда к Вам и пришло решение оставить мир и связать свою жизнь с Церковью?

; Еще будучи школьником, я полюбил Божию красоту природы. Мог часами смотреть на холмы, на разлив Десны, на звезды. Хотелось жить так, чтобы никогда с этой красотой не расставаться. И в предпоследнем классе школы я сказал, что поеду поступать в семинарию. Но мать попросила: сынок, дай мне хотя бы до пенсии доработать. Ведь в случае поступления ее бы просто выгнали, лишили учительского места. Пришлось поступать в университет, на филфак.

Но «искра» ; осталась, никуда не исчезла. Однажды, уже студентом, как-то попал на сакман. Это такая «точка» в степи: домик чабана, вокруг на десять-пятнадцать километров никого нет, только стада овец. И вот, в уединении, среди полыни вдруг родились такие строки:

Я хочу стать схимником, высохшим скелетом,
Быть длинноволосым, типа чернеца,
И в озерной глади видеть не поэта,
А лицо бродяги-мудреца.

Мне было восемнадцать или девятнадцать лет. Я ничего не знал ни о жизни в монастырях, ни того, где они находятся. Тогда никто ничего не говорил, не объяснял ; и вдруг мысли о монашестве. Это был призыв, Господь стучал в сердце. И вот этот звук ; глас Божий ; стал слышен среди тишины и коснулся души.

Монашество я принял позже. Не мог оставить мать, сестра работала на Севере. После университета трудился в разных местах, пел в доме культуры. Было такое состояние, когда тобой довольны все, и ты всем доволен, но отдаешь себя и ничего не приобретаешь. Люди расходятся, остаешься один на один с аппаратурой, и начинается встреча с собой. Вдруг понимаешь, насколько ты нищ. Страшный момент… Почувствовал, что задыхаюсь, хотя меня никто не считал ни унылым, ни грустным. А в какой-то момент понял: дальше так жить не могу. Мать была к тому времени устроена (впоследствии приняла монашеский постриг), и я ушел в монастырь.

; Как поэт, как человек творческий Вы сформировались, уже будучи иеромонахом?

; У меня были мирские стихи и песни. Первые тетрадочки ; самое детство, потом в десятом классе очень много писал. Были рассказы, несколько повестей, одна сатира… Все это уничтожил. И слава Богу. Ведь это было творчество нецерковного человека ; что оно могло дать.

Еще до перестройки, в восьмидесятые годы, принес свои сборники, прозу и поэзию, в Брянское издательство. Решил прийти в литературу «огородами» ; не через газеты и журналы, а как автор книг. Мне пообещали: посмотрим, приезжайте через месяц. И в следующую встречу, с уважением таким, говорят: издадим, только нужен «паровоз» ; стихотворение о Ленине и партии. Очень хотелось иметь свой сборник, но на сделку с совестью пойти… Если бы я исполнил тогда их просьбу, то был бы не знаю кем. И носился бы потом с этим сборничком: смотрите, какой я великий! Потом был бы второй сборник, третий ; а понятий-то духовных нет. Только бы тщеславие росло. Милость Божия, что я боялся сфальшивить — и Господь сохранил от этого пути.

Помню, как уже в монастыре открыл одну из духовных книг — это была «Невидимая брань» Никодима Святогорца. И был так потрясен, что чуть не заплакал. Читал и думал: вот что мне надо было в юности! А нас в университете кормили Боккаччо и ему подобными «шедеврами». Не хочу оценивать свою поэзию. Но если поэтическое слово коснулось сердец слушающих или читающих и привело в храм Божий, то это и есть высшее предназначение поэзии. Тот, кто ходит перед людьми, а не перед Богом, еще не состоялся как личность: он не имеет опоры, ведь опора ; один Господь.

; Более десяти лет Вы пребываете совершенно один, в настоящей глуши, в скиту. Там легче пишется?

; По состоянию здоровья я ушел за штат, по благословению архиерея и старца ; в скит Ветрово. Сначала по болезни, а потом так и остался. Работаю там, пишу иконы, хотя не считаюсь иконописцем, только учусь. Меня всегда влекло уединение, в котором по-другому воспринимаешь красоту. Слышишь пение соловьев, разбойничий свист скворцов, крики журавлей. Не можешь надышаться ароматом цветущих лип. Не устаешь удивляться красоте белых лилий. А как прекрасен заснеженный лес! В любое время природа славит Бога.

Процесс творчества необъясним. Читаешь Псалтирь и вдруг видишь поэтическую строку «темна вода во облацех воздушных» ; это же такой образ! И я его, конечно, включил в одно из своих стихотворений.

Темна вода во облацех воздушных,
Черна вода моих прошедших дней.

Разные бывают состояния. Не пишу, когда не пишется. Быть ремесленником ; зачем? Если во мне что-то начинает звучать, стараюсь эту тему раскрыть, оформить в стихи. Если ничего не звучит, лучше пойду почитаю, потружусь.

Работая над стихами, держу под рукой старославянскую Библию и словарь Даля. Это такая гармония… Откройте словарь, почитайте хотя бы о масти лошадей: вороной, пегий, саврасый… Сколько забытых слов! Учим детей чирикать по-иностранному и забываем наш величайший язык.

Стихов у меня сейчас, изданных ; более тысячи. Но большинство из них не могу прочесть наизусть. Просто не запоминаю — зачем. Дай Бог нам, монахам, не забыть имя Божие — это самое главное. А стихи — это только путь к Церкви. Понимаете — путь, а не самоцель. Цель — Христос.

; Ваш последний на данный момент сборник, вышедший небольшим тиражом в прошлом году, включает много гражданских, злободневных стихов. И называется «Одинокий путь». Кажется, Вы действительно во многом одиноки. Почему так? Это доля «пророка в своем отечестве»?

; Пророк ; это тот, кто говорит по воле Божией, и именно то, что Господь хочет сказать людям. А есть просто трезвый взгляд на происходящее. Если вижу, что ребенок ползет к горячему утюгу, не нужно быть пророком, чтобы сказать, что он обожжется. Если мы видим, куда все устремились, да еще с нарастающей скоростью — необязательно быть пророком, чтобы понять, куда придем.

Иногда стихи приходят после молитвы. Это как передышка для души, перед тем как нырнуть в окружающий мир. Иные пишутся на злобу дня. Возможно, их и не стоит называть поэзией в полном смысле слова — трудно на поэтическом языке говорить о нашей современности. Но как патриот не могу молчать. Хотя и «получаю» порой за это ; и слева, и справа. Стихотворения, выражающие гражданскую позицию, не всех устраивают. У меня есть неизданная книга, называется «Ратные стихи». И пока нет издательства, которое согласилось бы их напечатать. Слишком ратные, говорят. Но монах, христианин — это воин Христов. Мне больно за свое Отечество, за свой народ ; не кривлю душой, потому и касаюсь этих тем.

Невозможно угодить всем. У Достоевского есть такие слова: «Мое направление, за которое не дают чинов». Кому-то нужно говорить, невзирая на лица, чины, не идя на компромиссы с совестью.

Беседовали Дмитрий Андреев, Елена Сапаева

Иеромонах Роман (в миру — Александр Иванович Матюшин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчевск Трубчевского района Брянской области. Учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета. В 1983 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре. В 1985 году рукоположен во иеромонаха. С 1994 года живет и служит в скиту Ветрово (Псковская епархия). Автор духовных стихов и песен, член Союза писателей России. В период с 1991 по 2008 год вышло в свет пять его поэтических сборников, а также песенные альбомы — «Все истинное, вечное — не здесь», «Вся Россия стала полем Куликовым», «Души моей святыня» и др.

Иеромонаху Роману (Матюшину) — 60!

16 ноября 2014 года иеромонаху Роману (Матюшину) — замечательному священнику, монаху и поэту — исполняется 60 лет. В его жизни эти три служения связаны неразрывно. Стихотворный дар открылся в нем с юности, и уже в одном из своих ранних стихотворений он писал о том, что хотел бы стать монахом. Более 30 лет назад его мечта сбылась.

Последние 20 лет иеромонах Роман подвизается в глухом скиту Ветрово на Псковщине, молится, служит Литургию, пишет иконы, не оставляя при этом и поэзию. Его стихи и песни, настраивающие читателей на молитвенный и покаянный лад, воспевающие величие Творца и красоту созданного Им мира, могут быть не только лиричными, но и хлесткими — правда, лишь тогда, когда дело заходит об отстаивании православной веры и нападках на горячо любимую им Родину. Стихи и песни иеромонаха Романа не только вошли в поэтическую сокровищницу русской поэзии последних 30 лет, но и привели в Церковь множество людей.

Наместник, братия и прихожане Сретенского монастыря, преподаватели и учащиеся Сретенской духовной семинарии, редакция и читатели портала Православие.Ru от всего сердца поздравляют дорогого батюшку с юбилеем! Мы желаем отцу Роману всесильной помощи Божией, любви и дальнейшего умножения того дара, которым так щедро наградил его Господь!

В день 60-летия отца Романа мы предлагаем своим читателям отрывок из книги «“Несвятые святые” и другие рассказы», посвящённый отцу Роману, а также небольшую подборку стихотворений батюшки и песен в его исполнении.

Инок Александр
(главка из «Несвятых святых»)

. Еще одним жителем приходского домика в Лосицах был инок Александр. Студент Брянского педагогического института, он, несколько лет назад придя к вере, оставил все и пошел странником по России. Александр оказался в Псково-Печерском монастыре, но через два года примкнул к группе монахов, восставших против наместника, и снова ушел странствовать. В конце концов его приютил у себя на приходе отец Рафаил.

Тогда Александру было двадцать восемь лет. На костяшках рук — грубые мозоли, следы многолетних занятий карате. Мы любили гулять по полям и лесам и делали себе для прогулок легкие посошки из орешника. У всех они были кривоватые, и только посох Александра был идеально прямой, выкрашенный в черный цвет. Как-то на привале я решил поближе рассмотреть эту красивую вещицу, но, к своему удивлению, еле-еле смог ее поднять. Посох оказался тяжеленным стальным ломом. На вопрос, зачем Александру такое грозное оружие, инок ответил, что этот посох дает ему возможность хоть немного поддерживать физическую форму.

Отец Александр был молчалив и все свободное время уделял чтению творений древних святых отцов. Спал он в отдельной каморке, отгороженной горбылем. Жилище свое Александр запирал на ключ, что было немного странно, поскольку изба отца Рафаила закрывалась чисто символически — на щеколду. Однажды я мыл в доме полы, а Александр вышел куда-то, оставив свою каморку открытой. Я не выдержал и заглянул туда. В каморке на полу стоял сколоченный из грубых досок гроб. От неожиданности я так перепугался, что как ошпаренный выскочил из его убежища.

Читайте также:  Ирина Денисова: биография монахини, хор и песни, личная жизнь

Переведя дух, я поинтересовался у Ильи Даниловича, что это означает. Тот со своей печи ответил, что в этом гробу инок Александр спит, потому что монах всегда должен помнить о смерти. Так, оказывается, поступали многие подвижники.

Несмотря на столь суровый образ жизни, Александр сочинял по-настоящему талантливые стихи и музыку к ним. Получались песни, теперь хорошо известные, разошедшиеся на дисках и кассетах, опубликованные в многочисленных сборниках с предисловиями наших самых известных писателей. Инок Александр давно уже пострижен в монашество с именем Роман — в честь древнего святого византийского поэта Романа Сладкопевца.

Тогда же, в Лосицах, он сочинял и пел свои песни по вечерам под гитару. Если, конечно, разрешал отец Рафаил, который, хотя и считал это занятие совсем не монашеским, но послушать Александра все же иногда любил.

Вот одна из этих песен.

Уже вечер, друзья, уже вечер,
И луна свою лампу зажгла.
Так оставим же праздные речи,
Оторвемся на миг от стола.

Белой скатертью стол застелили,
Понаставили яств и вино,
Целый день веселились и пили.
И никто не взглянул за окно.

За окном никакого ненастья,
Листопад не шуршит в этот час,
Словно душу осеннюю настежь
Отворила природа для нас.

И, быть может, не стану пророчить,
Где-то путник в нелегком пути,
Но под светлую исповедь ночи
Он надеется все же дойти.

Благодати исполнены кущи,
Пруд заросший туманом кадит.
Мир тебе, одиноко идущий,
И тому, кто тебя приютит.

Так давайте ж подымем бокалы,
Своим бытом простым дорожа,
Чтоб его теплотой обласкала
Сердобольная чья-то душа.

Кто же ты, неизвестный прохожий,
Далеко ль путь-дорога лежит
Почему так меня растревожил
Твой блаженный, задумчивый вид.

В твоем сердце молитва святая
Разгоняет душевную тьму.
Может, скоро и я, все оставив,
Помолясь, посох в руки возьму.

И, крестами себя пообвесив,
Побреду неизвестно куда,
Заходя в близлежащие веси,
Стороной обходя города.

Мы записывали эти песни на магнитофон, а потом я привез их в Москву. Как-то, много позже, меня направили с поручением к патриарху Пимену, в его резиденцию в Чистом переулке. Там, ожидая в прихожей, я с удивлением услышал из покоев патриарха запись песен отца Романа. Патриарх Пимен сам был прекрасным певцом и поэтому мог ценить настоящее церковное творчество.

Избранные стихотворения и песни
иеромонаха Романа

Что ты спишь, восстань, душе моя.

Что ты спишь, восстань, душе моя!
Иль самой себя не вынести?
Так открой Псалтырь Давидову
И покайся Судии:
«Боже, Боже мой, помилуй мя
По велицей Твоей милости!
И по множеству щедрот очисть
Беззаконие мое!»

Вспомнил жизнь свою прошедшую,
Нерожденным позавидовал.
Отойдите, воды бурные.
Убегай, душе, от злых.
Дай же, Господи, душе моей
Покаяние Давидово,
По молитвам Богородицы,
По молитвам всем святых.

Открываю книгу старую,
Покрываю плечи мантией,
И словами покаянными
Пред иконами молюсь:
«В беззакониях зачался я,
Во грехах рожден я матерью.
Окропиши мя, очищуся,
Паче снега убелюсь!»

Велика ты, скорбь Давидова,
Велико и утешение.
Ты покаялся пред Господом —
И тебя Господь простил.
Сердце чисто сотвори во мне,
Боже моего спасения!
Отврати лице от грех моих,
От мене не отврати.

Станем пред Царицею Небесною

Станем пред Царицею Небесною
В скорби неутешные своей.
Радуйся, Невесто Неневестная,
Радуйтесь, молящиеся Ей.

Радуйся, нам радость Подающая,
Верных благодатью осияй.
Никого еще к Тебе грядущего
Не отвергла, Радосте моя.

Радуйся, Земле обетования,
Слышишь, как Тебе народ поет.
Радуйся, погибшим всем Взыскание,
Радуйся, Взыскание мое.

Радуйся, Владычице Державная,
Церковь Православная, взыграй,
Радуйся, Надеждо православная,
Не остави мой погибший край.

Слушая акафистное пение,
Вспомнил, чем дышал и как я жил,
Радуйся, души моей Спасение,
Да не получу, что заслужил.

Чем Тебя я, Госпоже, порадую,
Видишь, как изъязвлена душа?
Странно ли, что я отвержен Правдою,
Коль всю жизнь неправдою дышал!

Гибельные тропы поздно понял я.
Кайся ж, о душе, себя виня!
Ждет меня утроба преисподняя,
Если Ты не вымолишь меня.

Бьется осужденное в груди моей.
Вот я пред Тобою весь стою.
Радуйся, Звездо Незаходимая,
Просветиши Сыном тьму мою.

Будь благословенна, Милосердная,
Даже если мне гореть в огне.
Радуйся, Заступнице Усердная,
За Свои молитвы обо мне.

Пост с молитвой сердце отогреет

Пост с молитвой сердце отогреет.
Над землею колокольный звон.
Преподобне отче наш Андрее,
Горько читаю твой святой канон.

Что, душе, откуда плакать станем
О прошедших окаянных днях?
Возопий и сердцем и устами:
«Боже, помилуй, не отринь меня!»

О, Адаме, первый человече,
Пал в раю и плакал без конца.
Плачь, душе, и ты стоишь далече
От своего Владыки и Творца.

О, душе, доколе окаянна?
Уподобясь Еве, впала в грех.
Принеси же ныне покаянье
Господу Богу и Владыке всех.

Был изгнан достойно из Эдема
За одну лишь заповедь Адам.
О, душе, с тобою будем где мы,
Все преступая многие года?

О, душе, на что твоя надежда?
Пост и плачь оружием возьми.
Облеклась в раздранные одежды,
В те, что исткал советом древний змий.

О, душе, конец уж недалече,
Воспряни, при дверях Судия.
Нам с тобою оправдаться нечем,
Что ж ты мятешься, о душе моя?

Надо мной опять сомкнулись воды,
Жизнь проходит, как кадильный дым.
Был Иосиф братиею продан,
Ты же, душе, продалася злым.

Устрелен стрелой прелюбодейства,
Пал Давид, но покаяньем встал.
Ты ж, душе, жила лукаво с детства,
Делала злое, позабыв Христа.

О, душе, душе моя, восстани,
Близ конец, и не имеешь слез.
Воззови и сердцем и устами,
Да пощадит тя Иисус Христос !

Припаду к Нескверной Голубице,
Весь в грехах к Пречистой припаду:
«Не оставь, Всепетая Царице,
Зришь нашу скобрь и нашу беду».

О, Андрее, отче преблаженне,
Пастырь Критский, я тебе пою.
Да избегнут новых прегрешений
Чтущии верно память твою.

24 марта 1987 г.

Иерусалим

Иерусалим, Иерусалим,
Светлая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Он к тебе пришёл — Богочеловек, —
Исцеляя кротостью уст.
Не признав Христа — Господа отверг,
Потому твой дом пуст.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Иерусалим, не познал свой час,
Чая паче Истины ложь,
Коль Царя царей тернием венчал,
Так кого ж теперь ждёшь?

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Ночь зажгла огни, шум затих почти,
В ожиданье дремлют холмы.
Он к тебе грядёт, он уже в пути,
Богоборный князь тьмы.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Иерусалим, Город городов,
Колыбель былых слав,
Припади к Христу, Он принять готов,
Не помянет язв, зла.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

23 ноября 1992 г., Печоры

Гора Голгофа

Гора Голгофа. Вижу три креста.
Замри, душе, доколе окаянна?!
А посреди — распятого Христа.
У ног — Святая Дева с Иоанном.

И тот, что слева, над Христом глумясь,
В своих неправдах Бога обвиняя,
Сказал, с богоубийцами сроднясь:
«Коль Ты — Христос, спаси Себя и наю».

Но тот, что справа, запретил ему:
«Или твоя душа Творца не знает?
За наше зло нам мало этих мук,
А Этот же, скажи, за что страдает?»

О бывший тать, о нынешний святой,
Все зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждушего Богом.

О ты, который с Господом терпел,
О, покаяньем вырванный из ада.
Одна лишь правда ожила в тебе,
Что полон был ты всяческой неправды.

И в этот миг, последний крестный миг,
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мир,
Ввела под своды райского чертога.

О, Боже мой, Распятый как злодей,
Тебе, Тебе с Отцем и Духом Слава!
Своим Крестом Ты разделил людей
На тех, кто слева, и на тех, кто справа.

Гора Голгофа, Пасхи Колыбель,
Шепчу одно неверными устами:
«Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?»

О, Мати Света, не остави нас!
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.

25 декабря 1987 г. с. Родовое

Что, Адам, сидишь ты против Рая

Что, Адам, сидишь ты против Рая
Птицей, обреченною в сетях?
И, на место чудное взирая,
Руки простираешь, как дитя.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Птицы забились в гнезда,
Мир в этот миг не дышал.
Плачь же, пока не поздно
Вместе с Адамом, душа.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Все живое, тем словам внимая,
Плакало, Адам, вместе с тобой.
О, душе, унылая и злая,
Если б ты постигла эту боль.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Ныне на что надеюсь ?
Весь уж в геенне горю !
На небо взирать не смею,
Только Адаму вторю.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Ангеле хранитель, не отрини,
Что склоняешь скорбную главу?
Иль меня Господь из Книги жизни
Вычеркнул, как сорную траву?
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Слезы, струясь потоком,
Смойте всю скверну с меня!
Не был в аду потопа,
Видно, рожден для огня !
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Ликует Рим в языческом весельи

Ликует Рим в языческом весельи,
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителей Распятого Христа.

Патриции, изяществом блистая,
Не драли горло в непотребном «бис»,
Не тыкали в страдающих перстами,
Достойно опускали пальцы вниз.

Наверное, большое наслажденье
Испытывал народ от этих встреч.
И тех, кто обречен на усеченье,
Согласно знаку поядает меч.

О, воины, почто забыта слава:
Вчера — герои, нынче — палачи.
Всех потешая зрелищем кровавым,
О беззащитных тупите мечи.

И вновь ведут на новое мученье
Того, кто стар, и кто кричаще юн.
И всех приговоренных на съеденье
По одному бросают ко зверью.

Но тихий отрок, сам идя на муки,
Перекрестился, слыша грозный рык,
Прижал к груди крестообразно руки,
На небо поднял просветленный лик.

И царь зверей, подняв завесу пыли,
Раскинулся, рыча у детских ног.
И точно гром трибуны возгласили:
«Велик и славен Христианский Бог!»

Блаженны вы, невинные страдальцы,
Молитесь Богу день и ночь за нас.
Наверняка опущенные пальцы
Готовит нам уже грядущий час.

Святая Русь, Расеюшка, Расея,
Сидишь над вавилонскою рекой,
А впереди застенки колизеев,
До них осталось нам подать рукой.

Когда, душе, придет пора мучений
И призовет тебя Господь на крест,
Любители кровавых развлечений,
Благословляю ваш безмолвный жест.

Да укрепит тебя, душе, Всевышний,
Когда настанет наш с тобою срок,
Одно бы только нам тогда услышать:
«Велик и славен Христианский Бог!»

Ликует Рим в языческом весельи,
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителей Воскресшего Христа.

17 июля 1987 г., Печоры

Без Бога нация — толпа

Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, — жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

8 августа 1990 г., п. Кярово

Раскрою я псалтирь Святую

Раскрою я Псалтирь Святую,
Свечой лампаду затеплю,
Наброшу мантию худую,
С Давидом вместе воспою:

«Господи, Господь наш,
Яко чудно Имя Твое».

В окно глядит не наглядится
В морозном ободе луна.
На пожелтелые страницы
Вливает чистый свет она.

Царю Царей, Одежда нищих,
Ты миру дал на помощь Мать.
Ее, Взыскание погибших,
Быть может и меня взыскать.

Душа подстреленною птицей
Как жизнь, впивает словеса
И воском от свечи струится
В ладонь горячая слеза.

На каждой славе бью поклоны
За тех, кто друг и недруг мне,
А на душе светло, покойно,
Как этой ночью при луне.

Никто молитвы не отымет,
Лишь только зазвучит Псалтирь.
Горит крестами золотыми
Псково-Печерский монастырь.

Екклесиаст

Земля от света повернет во тьму,
И ветер северный меняется на южный.
Я ничего с собою не возьму,
И потому мне ничего не нужно.

Что было прежде, будет и потом,
Что было сотворенным — сотворится.
Сегодня смех, веселья полон дом,
А завтра всплачет тот, кто веселится.

В моря из рек текут потоки вод,
Чтоб облаками возвратиться в реки.
Приходит род, и вновь проходит род,
И только Ты господствуешь во веки.

Восходит солнце и зайдет опять,
Чтоб воссиять по-новому над тьмою.
Мне ничего не страшно потерять,
Будь только Ты, Царю царей, со мною.

Всему под небесами свой черед,
Своя пора и время всякой вещи.
Блажен, кто эту истину поймет,
Но преблаженнее обретший Вечность.

Людская память — вешняя вода,
Она умрет, как город осажденный.
Блажен, кто никого не осуждал,
Но преблажен за Правду осужденный.

Безумию под солнцем нет конца.
И мир на Бога возвеличил слово.
Восстала тварь на своего Творца,
И это тоже на земле не ново.

Нечестию живущих нет границ,
И люди жить и умирать устали.
О, семя любодеев и блудниц,
Когда б вы знали на Кого восстали!

Не возноситесь, Судия воздаст,
И это будет бедствие из бедствий.
Святы твои слова, Екклесиаст,
«Все, что без Бога — суета суетствий!»

Но верю я, что Истина Сама
Во век восторжествует над землею.
И будет свет, и посрамится тьма,
И сокрушится всяк, творящий злое!

Иеромонах Роман Матюшин — биография

Иеромонах Роман Матюшин — значимая фигура как для православной церкви в России, так и для отечественной поэзии в целом, член Союза писателей.

Он также является замечательным исполнителем, и тем временем, когда батюшка в силу возраста не смог и дальше представлять публике собственные сочинения, за него этим стали заниматься популярные исполнители российской эстрады (Сергей Безруков, Елена Ваенга), а знаменитый писатель, один из самых выдающихся представителей деревенской прозы В. Распутин однажды признался, что сочинения иеромонаха Романа Матюшина его сильно поразили.

Читайте также:  Спасо-Елеазаровский монастырь: история и адрес, настоятельница и игуменья, описание, святыни

Биография батюшки Романа Матюшина

Будущий батюшка появился на свет холодным ноябрьским днем, 16 числа 1954 года. Колыбелью его стало село Рябчёвск Трубчевского района в Брянске. Маленький Александр Иванович (мирское имя монаха) был сыном педагога, преподающей естественные науки — Зои Николаевны и участника Второй мировой войны Ивана Константиновича. Помимо мальчика у Матюшиных было ещё двое детей — Тамара и Света.

Мать Сашеньки была истинно верующим человеком. Она тайно вынимала иконы из чемодана под кроватью, давала своим детям приложиться к ним и убирала обратно — в неспокойные послевоенные времена по-другому было нельзя. Маленькому сыну она читала Евангелие. Когда дети немного подросли, Зоя Николаевна, её сестра и малыши отправились в Брянск — принимать Святое Крещение. Ещё на этом этапе своей жизни Саша задумался о монашестве.

Александр Матюшин всегда был близок к литературе и творчеству, но жизнь заставила его пройти через множественные испытания, прежде чем она допустила творца к любимому ремеслу. После поступления на факультет филологии государственного университета в Калмыкии и его окончания, Саша работал на заводе, производящем силикатные материалы, грузчиком на пилораме, плотником.

Следующие профессии батюшки были иными, они словно бы вели будущего иеромонаха к его истинному предназначению. Александр Иванович устроился учителем музыки в школу, художественным руководителем во Дворце культуры. Тем не менее, даже работая в тяжелых условиях лесозаготовок он не смог отказаться от данного свыше дара и занимался творчеством — писал лирику, прозу, песни.

В 1980 году Александр твердо решил преподнести свою жизнь служению Богу и отправился на поступление в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, а через три года был пострижен в монахи уже в Псково-Печерском монастыре, взяв на себя честь носить имя Роман (в честь греческого святого Романа Сладкопевца). После двух лет неустанной службы получил сан иеромонаха.

Творчество – духовные стихи и песни

Александр начал писать поэзию ещё в лучшие годы своей молодости, и она даже тогда выделялась поэтической грамотностью и музыкальностью.

До 80-х годов двадцатого столетия творец являлся приверженцем есенинской лирики, но позже всё изменилось — он занялся написанием более одухотворенных стихов, больше подходящих его положению. Священнослужитель достиг внушительных высот на литературном поприще — он является носителем множества наград и держателем бесконечного количества премий.

В начале 90-х годов священнослужитель выпускает сборники лирики «Русский куколь» и «Внимая Божьему веленью» после получения на то разрешения от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Стихотворения оказались настолько красивыми, что их стали накладывать на музыку и исполнять знаменитейшие певцы отечественной эстрады, в числе которых особняком стоит удивительный Кубанский казачий хор.

Для этой цели некоторые знаменитости (например, Сергей Безруков) посещали скит монаха чтобы получить его личное позволение. Тем не менее, одной из удивительных особенностей затворника является то, что он не признает авторских прав.

Одним из самых крупных творений Романа является книга «Там моя Сербия», повествующая о поездке отшельника в охваченную войной страну в 1999 году и описывающая впечатления от увиденного там. Интересное произведение, которое обличает пороки власти и человеческие страдания, не должно оставаться без внимания ни в Сербии, о которой ведется повествование, ни в России.

Где живет и служит

Священник Роман Матюшин служил для прихожан в поселке Кярово города Каменец, а с началом функционирования Киево-Печерской лавры — в ней.

С 1994 года батюшка был благословлен на жизнь и службу в ските Ветрово, где и уединился от всех в 2003 году.

Заключение

Без таких священнослужителей, коим является герой этой статьи, без таких праведников, как говорится, не стоит село. В словах этого человека всегда была (и есть) одна только правда, одно лишь желание сделать этому миру лучше, привести людей к главной победе — победе над собой и духовной чистоте и красоте.

В своих интервью он всегда говорит, что православие — это не цель, а цель — это Бог, и он в этом, конечно, прав. Роман Матюшин-Правдин (так поэт стал подписываться с 2015 года) — человек, жизнь которого предоставлена не только Богу, но и людям, для которых он несет в этот мир красоту и благодать.

Иеромонах Роман (Матюшин)

Иеромонах Роман Матюшин
Иеромонах Роман (Матюшин)
* 16 ноября 1954 ( 1954-11-16 ) (65 лет), село Рябчёвск, Брянская область
монах, русский поэт, певец
vetrovo.ru

Иеромонах Роман (в миру́ — Алекса́ндр Ива́нович Матю́шин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск Трубчевского района Брянской области. Учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета. В 1983 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре. В 1985 году рукоположен во иеромонаха. С 1994 года живёт и служит в скиту Ветро́во (Псковская епархия). Автор духовных стихов и песен, член Союза писателей России.

Содержание

Стихотворения

Рассказы и статьи

  • Там моя Сербия! (иеромонах Роман), 1999
  • За равноправие! (иеромонах Роман), 2006
  • С того света (иеромонах Роман), 2010

Статьи и интервью о и. Романе

  • Беседа прихожанина Покровского храма г. Хельсинки А. Дудина с иеромонахом Романом (Матюшиным)
  • Иеромонах Роман. Одною долею с народом жить (Людмила Ильюнина)
  • Русская идея — это воцерковление (Интервью с иеромонахом Романом (Матюшиным))
  • Молчание иеромонаха Романа (Александр Калинин)
  • Вот уже шесть лет иеромонах Роман молчит (Александр Калинин)
  • «Одинокий путь» иеромонаха Романа (Матюшина)
  • О богоугодности — не нам судить! (Наталья Соболева), 2004
  • «Небо ничем внешним не заменить. » (Ольга Надпорожская)
  • Из бесед с иеромонахом Романом (2004 год)
  • Критика: «О ты, напоминающий о Боге, не умолкай!» (Наталья Сегень), 2002
  • Стихи о России иеромонаха Романа (Матюшина) (Людмила Ильюнина), 2004
  • Поэт в России — больше, чем поэт (Людмила Ильюнина), 2004
  • Иеромонах Роман — выдающееся явление русской духовной культуры (Наталья Лясковская)
  • Иеромонах Роман откликнулся на письма читателей «Столетия» (Наталья Лясковская)
  • Иеромонах Роман (Матюшин) продолжает отвечать на письма читателей «Столетия» (Наталья Лясковская)
  • Иеромонах Роман (Матюшин) продолжает отвечать на письма читателей «Столетия» 2
  • Скит иеромонаха Романа
  • Песенно-поэтическое творчество иеромонаха Романа (Матюшина): духовное содержание и образный строй (Илья Борисович Ничипоров)
  • Лучшая поэзия — молчание (Антон Жоголев)
  • «Не надо путать поэзию с публицистикой»: Иерей Александр Шумский о стихотворении иеромонаха Романа «Пора подмен»
  • ответ иеромонаха Романа отцу Александру
  • В Благовещенской церкви прошла встреча, посвященная иеромонаху Роману (Матюшину)
  • «В веянии тихого ветра» (Ольга Надпорожская)
  • «В веянии тихого ветра» (продолжение) (Ольга Надпорожская)
  • и. Роман о книге избранных стихов (видео), также можно Файл:И. Роман о книге избранных стихов.flv.

Издания

В суете никогда не создавалось ничего достойного, тем более — вечного. От суеты предостерегают нас многие стихотворные строки иеромонаха Романа. Суета — это и есть мельтешение во второстепенном, мелочном, принимаемом в каждую минуту бытия человека за нечто необходимое, или даже главное. Человек погружён в водоворот внешних событий, он куда-то спешит, а если отдыхает, то не заглядывает в себя, в свою душу, а опять распыляется вовне — в телевизор, в газетные строчки, в развлечения.

9 октября 2003 года иеромонах Роман затворился от мира. Ушёл в затвор не только ради спасения собственной души, но ради всех нас, верующих и неуверенно приближающихся к вере, ради России, которая не вернёт свою подлинность, если не станет дышать православием…»

…Земное слишком быстротечно, чтобы служить земному. Доколе богатиться нищетою? Употребите полученное на врачевание поражённого. Путеводите словом к Слову и образом к Образу! Возвращайте таланты душами Христу! Едините Божие с Богом! Да обретут ищущие, да испиют жаждущие! В этом и оправдание получения, и награда за возвращение. Большей награды не желает и моё недостоинство.

«Мир сердцу твоему, мой дорогой читатель! В наше тревожное, неутешительное время всеобщего развала, хаоса и грядущих бедствий, когда многие потеряли в себе не только образ Божий, но и человеческий облик — вспомни о вечности! Познай, что вне Христа — всё ложь, ибо Христос — Истина. …И да успокоится душа твоя, которая дороже всего мира. И если Господь коснётся тебя, помолись обо мне, чтобы призывающему покаяние не умереть без покаяния».

Альбомы

  • «Раскрою я Псалтырь святую» (2 LP, Русский Диск, R60 00117, 1991)
  • «Теплится лампада, свет свечи веселый» (LP, Петербургская студия грамзаписи, DDA 0002, 1993)
  • «Белый храм над рекою» (CD, Петербургская студия грамзаписи, 1994)
  • «Всё истинное, вечное — не здесь» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Вся Россия стала полем Куликовым» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Души моей Святыня» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Какая милость, что над нами Бог!» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Мгновенье жизни — Вечности предтеча» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Радость моя, наступает пора покаянная» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Всё моя молитва превозможет…» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004)
  • «Раскрою я Псалтирь святую» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004)
  • «Слава Богу, снова я один…» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004)

Сборники

Изданные книги со стихами. Для книг, содержание которых есть на сайте, имеется ссылка для перехода.

  • 1991 «Благословен идущий к Богу», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
  • 1991 «Камни святых алтарей», издательство: «Производственно-этнографический центр Псковского отделения Всероссийского фонда культуры», Псков, тираж — 100 т. э.
  • 1992 «Стихи покаянные», Новгород
  • 1992 «Земля святая», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
  • 1995 «Избранное. Стихи и духовные песнопения», Минск
  • 1995 «А жатвы много», Полоцк
  • 1997 «Благословен молитвословья час», Санкт-Петербург
  • 1997, 1998, 2000 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
  • 1999 «Русь святая зовёт», Ростов-на-Дону
  • 2001 «За церковью черёмуховый цвет…», Ростов-на-Дону
  • 2001 «Душа кричит без слов», Ростов-на-Дону
  • 2002 «Русский куколь», издательство Белорусского Экзархата
  • 2004 «Радоваться Небу», издательство Белорусского Экзархата
  • 2005 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
  • 2005 «Там моя Сербия: Путевые очерки и стихи», Санкт-Петербург
  • 2006 «Пред всеми душа виновата», издательство Белорусского Экзархата
  • 2008 «Одинокий путь», издательство Белорусского Экзархата
  • 2009 «И горько слово», издательство Белорусского Экзархата
  • 2010 «Пою Богу моему. Избранное», Санкт-Петербург
  • 2012 «Иеромонах Роман. Избранное. Стихотворения 1970—2008» — М.: Изд-во Сретенского монастыря
  • 2013 «Последний снег», издательство «Амфора»
  • 2013 «Созвездие Креста», издательство «Амфора»
  • 2014 «Чудный свет», издательство «Петроглиф»
  • 2017 «Надмірный Путь. Стихотворения», Санкт-Петербург: издательство «Пальмира»

Иеромонах Роман Матюшин: биография отца, творчество, православные песни и стихи

Семья Матюшиных, как и большинство сельских жителей тех лет, жила в послевоенной скудости. Зоя Николаевна была верующим человеком, но верила тайно – иначе в те годы было нельзя. Она доставала из-под кровати чемодан, вынимала оттуда иконы, давала детям приложиться – и убирала назад. Мама читала маленькому сыну Евангелие, а когда он стал постарше, отвезла вместе с сестрой в Брянск, где они приняли Святое Крещение.

В 1972 году Александр Матюшин поступил на филологический факультет Калмыцкого государственного университета. После университета был рабочим силикатного завода, грузчиком в лесу на пилораме, плотником, учителем музыки в школе, художественным руководителем во Дворце культуры – и одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни.

Еще в школьные годы Александр задумывался о монашестве и в 1983 году в Псково-Печерском монастыре принял постриг с именем Роман – в честь преподобного Романа Сладкопевца. Несколькими годами позже его мать, Зоя Николаевна, тоже была пострижена в монахини с именем Зосима. В 1985 году отец Роман был рукоположен в иеромонахи.

Став монахом, отец Роман по благословению старца Николая Гурьянова продолжал писать песни. Во второй половине восьмидесятых годов, когда в России стала возрождаться Церковь, песнопения иеромонаха Романа привели к Богу тысячи людей. «Помню, какое сильное впечатление произвели на меня песнопения иеромонаха Романа, когда я услышал их впервые, – написал Валентин Распутин. – Они навсегда вошли в то русское духовное и культурное “избранное”, в котором искал я утешения и возбуждения, когда требовалось в одиночестве от себя, от своего “я”, перейти к России». В 1991 году иеромонах Роман вступил в Союз писателей России.

С 1994 года иеромонах Роман в одиночестве живет в скиту Ветрово в Псковской области, служит в храме честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и домовой церкви святого Серафима Саровского.

В последние годы отец Роман перестал исполнять свои песнопения, но за него это делают известные российские певцы: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Евгения Смольянинова, Ирина Скорик, Сергей Безруков, Елена Ваенга. Иеромонах Роман по-прежнему пишет стихи и иногда – прозу: в 1999 году в Минске вышла его книга «Там моя Сербия!» с описанием посещения многострадальной Сербской земли.

В 2012 году иеромонах Роман получил Всероссийскую православную литературную премию имени святого благоверного князя Александра Невского – «За вклад в русскую поэзию». В 2015 году ему была присуждена одна из главных наград VI Славянского литературного форума «Золотой Витязь» – золотая медаль имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». В том же 2015 году отец Роман стал лауреатом светской православной поэтической премии «Богородица Троеручица», учрежденной фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго.

В России издано более двадцати поэтических сборников отца Романа. В 2013-2014 годах в Санкт-Петербурге, в издательствах «Амфора» и «Петроглиф», вышли три книги стихотворений иеромонаха Романа, наиболее полно отражающие его творчество в хронологической последовательности: «Созвездие Креста», «Последний снег» и «Чудный Свет». В 2015 году сборник «Яблони детства» был выпущен на болгарском языке с параллельным текстом на русском (издательство «Фабер», Велико Тырново). В настоящее время готовится сборник стихотворений иеромонаха Романа «Осиновая роща» на сербском языке, также с параллельным текстом на русском.

C 2015 года отец Роман стал подписываться «иеромонах Роман Матюшин-Правдин», добавив к фамилии отца фамилию бабушки.

Ссылка на основную публикацию