Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани: история и адрес, описание, святыни и праздники

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань)

Координаты: N46 20.94 E48 3.51.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань) основал в 1688 году на собственные средства митрополит Савватий.

Каменный храм в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна располагался за чертой города. Вполне возможно, что на этом месте до каменной постройки уже стояла деревянная церковь с таким же названием. Поэтому ее строительство можно отнести к более раннему периоду.

Мужской монастырь в Астрахани был обнесен деревянными стенами с четырьмя угловыми башенками. В 1697 году над святыми вратами построили каменную монастырскую колокольню, а рядом с церковью возвели деревянные кельи для монахов и настоятелей.

Мужской монастырь Иоанна Предтечи (или Ивановский, как его называли в народе) имел не только духовное значение, он же был крепостью на пригородных рубежах Астрахани. Именно в таких целях использовали обитель правительственные войска фельдмаршала Шереметьева, которые прибыли для подавления восстания стрельцов и горожан в 1706 году.

В 1723 году астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь упразднили и обратили в лазарет. Но через четыре года его восстановили.

В стенах Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Астрахани было четыре церкви: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи и церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 г.)

Вместо деревянных Сретенского и Рождество-Иоанно-Предтеченского соборов в 1895 году в Астрахани начали строить новый трехпрестольный храм. Через четыре года его освятили в честь Сретения Господня и дополнили двумя пристройками: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Боковые приделы освятили позже, потому что строительная комиссия из-за технических ошибок не сразу приняла постройки.

Храм Сретения Господня оказался единственным из всех монастырских построек, сохранившихся в период советской власти. Его здание использовали под склад «Заготзерно». Сам астраханский мужской монастырь Иоанна Предтечи закрыли в 20-е годы. Немного погодя снесли церковь Иоанна Воина и шатровую колокольню.

Работы по восстановлению Сретенского монастырского храма начали в 1989 году. В этот раз его освятили в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а боковые пристройки — в честь святителя Тихона Задонского и Иверской иконы Божией Матери. Однако в своем звании Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Астрахани восстановили только в 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия.

После этого проделали большую работу по воссозданию первоначального вида монастыря Иоанна Предтечи в Астрахани. Сретенский храм был в аварийном состоянии. Не уцелело ничего из внутреннего убранства собора. Требовался основательный ремонт крыши и куполов, новые окна, двери и входная лестница, восстановление позолоты крестов на главах.

В самом Иоанно-Предтеченском храме Астрахани заново сделали роспись в академическом стиле. Также иконы академического письма поместили на специально изготовленные иконостасы под мореный дуб. Полы выложили новой белоснежной плиткой.

В 1993–1994 годах вместо разобранной монастырской колокольни рядом с церковью в честь Иоанна Предтечи построили временную звонницу.

Первоначальный облик до наших дней сохранил только Сретенский храм, который переименовали в Иоанно-Предтеченский храм Астрахани. Само здание выполнено в форме креста в древнерусском стиле. Украшено пятью главами, которые располагаются на двух рядах из кокошников, опоясывающих храм со всех сторон. Три пристройки выполнены в форме прямоугольника с полукруглым верхом. Центральная пристройка отличается от остальных: перед входом есть особый притвор, который украшен шатровым верхом с луковичкой и крестом на вершине. Внутри храм не слишком вместителен, потому что изначально предназначался только для братии мужского монастыря Иоанна Предтечи.

Соборный Иоанно-Предтеченский храм Астрахани своим архитектурным решением схож с другим местным храмом, разрушенным в советское время, — Ново-Иерусалимским.

Из святынь монастыря можно выделить древний образ Иверской иконы Божией Матери. Астраханцы почитают эту икону, о чем можно судить по многочисленным привесам из драгоценных металлов. В Иоанно-Предтеченском храме в Астрахани хранят иконы Святителя Тихона, Патриарха Московского и Преподобного Максима Грека с частицами мощей этих святых.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань) открыт и находится на улице Магнитогорская, 9.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань)

Иоанно-Предтеченский монастырь — мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви в городе Астрахань.

Содержание

История

Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум (рукав Волги). Монастырь был обнесен деревянными стенами с четырьмя угловыми башенками. В 1697 году над святыми вратами построили каменную монастырскую колокольню, а рядом с церковью возвели деревянные кельи для монахов и настоятелей. Мужской монастырь Иоанна Предтечи (или Ивановский, как его называли в народе) имел не только духовное значение, он же был крепостью на пригородных рубежах Астрахани. Именно в таких целях использовали обитель правительственные войска фельдмаршала Шереметьева, которые прибыли для подавления восстания стрельцов и горожан в 1706 году. В стенах Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Астрахани было четыре церкви: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи и церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 г.)

Вместо деревянных Сретенского и Рождество-Иоанно-Предтеченского соборов в 1895 году в Астрахани начали строить новый трехпрестольный храм. Через четыре года его освятили в честь Сретения Господня и дополнили двумя пристройками: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Боковые приделы освятили позже, потому что строительная комиссия из-за технических ошибок не сразу приняла постройки.

В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1884 года существовала церковно-приходская школа. В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов, 5 послушников.

В 1919 году монастырь был закрыт. Постройки были заняты под жилье и хозяйственные нужды. В 1940 году колокольня и надвратный храм во имя Иоанна Воина были разобраны.

Работы по восстановлению Сретенского монастырского храма начали в 1989 году. В этот раз его освятили в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а боковые пристройки — в честь святителя Тихона Задонского и Иверской иконы Божией Матери. Само здание выполнено в форме креста в древнерусском стиле. Украшено пятью главами, которые располагаются на двух рядах из кокошников, опоясывающих храм со всех сторон. Три пристройки выполнены в форме прямоугольника с полукруглым верхом. Центральная пристройка отличается от остальных: перед входом есть особый притвор, который украшен шатровым верхом с луковичкой и крестом на вершине. Внутри храм не слишком вместителен, потому что изначально предназначался только для братии мужского монастыря Иоанна Предтечи.

Современная история монастыря

В 1992 году — началось восстановление обители. В 1995 году монастырь окончательно передан Церкви. 22 февраля 1995 г. указом Патриарха Алексия II монастырь получил официальный статус. Первым наместником 24 апреля 1995 г. был назначен иеромонах Иосиф (в миру Александр Станиславович Марьян, р.1967).

Первыми насельниками восстанавливающегося монастыря стали иеромонах Нил (Бедняков) и иеромонах Нестор (Небеснов), присланные из Успенского собора. Отец Нил вспоминал: «Ютились мы поначалу в бывшей просфорне, где зимой замерзала вода и не было никаких удобств. Выживали благодаря старушкам, которые подкармливали нас. Мыться ходили в расположенную неподалеку баню. Ночью было небезопасно выйти во двор: территория, заросшая сорняками, не имела ограды».

Из-за тяжелой болезни о.Иосифа послушание наместника 10 октября 1996 г. было передано иеромонаху Филиппу (Трещёву).

В 1996 г. в монастыре впервые после его возрождения был совершен монашеский постриг.

С назначением 28 декабря 2000 г. наместником монастыря иеромонаха Петра (Барбашова) процесс возрождения обители стал более интенсивным. Обнеся территорию монастыря металлической оградой, братия смогла избавиться от пьяниц, облюбовавших окрестности храма.

В 2001 году началось строительство бани и братского корпуса в восточной части обители. Новый братский корпус – двухэтажный, на первом этаже расположились трапезная, лекционный зал, столярная мастерская и гараж, а на втором – кельи.

В 2002 году монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. Тогда же был возвращён игуменский двухэтажный корпус.

В 2003 году завершилась реконструкция и капитальный ремонт игуменского корпуса и размещение в нем классов воскресной школы, хорового класса, ризной и библиотеки.

В 2004 году основан скит-подворье в селе Николо-Комаровка Камызякского района и освящение в нём домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 2005 году были обновлены купола монастырского храма. Братия монастыря взяла на попечение церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы близ Иоанно-Предтеченского монастыря на улице Грузинской. В этом храме была возобновлена служба по праздникам и воскресным дням.

В 2006 году началась реставрации фасада монастырского храма и росписей в нём. Заложен фундамент пристройки к храму, для выноса свечных ящиков и увеличения площади церкви.

В 2007 году построена и вынесена за пределы территории монастыря по согласованию с властями города трансформаторная подстанция (ТП), снесено прежнее здание ТП и опор электропередачи.

В 2008 году были заменены всех окон монастырского храма, старый кирпич заменён на новый, сделана зачистка стен, двуцветная покраска церкви и, наконец, снятие лесов. Восстановление лесов вокруг игуменского корпуса для реставрации фасада здания. Впервые за десятилетия совершено венчание в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В сентябре 2009 года при монастыре создан Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Боголепъ».

20 октября 2009 года архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой (Карпухиным) освящен великим чином монастырский храм во имя Усекновения честной главы Иоанна Предтечи.

Летом 2010 г. в монастырском храме состоялся первый постриг в великую схиму. Схимонах Митрофан стал первым и на тот момент единственным схимником на территории Астраханской и Енотаевской епархии.

В 2013 году после полутора десятков лет переговоров с властями области и города об отселении жильцов из двух корпусов — бывших братских келий — эти строения были возвращены монастырю, что дало возможность воссоздать историческую целостность монастыря в завершённом виде.

Скит в Николо-Комаровке

В 2005 г. образовано монастырское подворье-скит близ с. Комаровка Камызякского района Астраханской области, на котором ведётся основная часть монастырского хозяйства. Скит в настоящее время находится в стадии становления, там проводятся строительные и хозяйственные работы – возводятся дворовые постройки, насаждается большой виноградник, строится цех, в котором будут наполовину заниматься переработкой винограда и возделыванием вина, а вторая половина цеха будет отведена под переработку молочной продукции. В скиту свой скотный двор, разделенный на загоны и вольеры – кролики, коровы, бычки, козы, птица, а также – три лошади: две молодых кобылы и жеребец. Имеется сад, огород и многое другое. Большая часть продукции реализуется, доход направляется на уставные нужды обители.

Недалеко от скита установлен поклонный крест. Судьба этого креста удивительна – ранее он был водружен на Пречистенской колокольне Успенского кафедрального собора. Но после того, как был установлен с помощью вертолетов новый крест, который находится там в настоящее время, – то по указанию Владыки Ионы, Архиепископа Астраханского, снятый крест был установлен на холме в с. Комаровка. Крест этот установлен не случайно, с этим местом связана грустная история о гибели храма в период гонений на церковь в советский период истории России. Практически возле нынешнего положения Креста ранее находился Храм Святителя Николая Чудотворца, однако он был закрыт в 1936 году, а в 1952 году его полностью разобрали – вплоть до фундамента, – о чем свидетельствует глубокий котлован, по сей день напоминающий о месте бесчинства воинствующих богоборцев.

Святыни

  • Почитаемая икона Иверской Божией Матери, в 1997г. приобретенная иеромонахом Филипом (Трищевым), по молитвам к этому образу стали исполняться прошения и с 1998 г. стало совершатся еженедельное чтение акафиста.
  • Икона Максима Грека с частицей его мощей. Новописанная икона, история ее начинается с открытия монастыря в 1995 г.
  • Икона Святителя Тихона Московского с частицей его мощей, Новописанная икона, история ее начинается с открытия монастыря в 1995 г.
Читайте также:  Свято-Никольская церковь в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Престольные праздники

Как добраться

Проезд: от железнодорожного вокзала пешком – (20 мин.), троллейбус, автобус, маршрутное такси (любой номер, идущий мимо цирка). Остановка «Цирк». Далее – золотые купола подскажут вам дорогу.

Из аэропорта: троллейбус №3, маршрутное такси №5, 89, остановка «Цирк».

Из центра города от пл. «Октябрьская» или речного вокзала: на автобусе или на любом общественном транспорте, идущем до цирка или на «Большие Исады» (огромный продовольственный рынок г. Астрахани).

Из других районов города: любым видом транспорта, который идёт до остановок «Цирк» или «Большие Исады».

Адрес: 414004, г. Астрахань, ул. Магнитогорская, 9.

Расписание богослужений

Богослужение в монастырском храме:

Всенощное бдение — 17:00;

Божественная Литургия (поздняя) — 7:30.

В праздничные дни — в 8.30.

Начало исповеди — 7.30. После Литургии служатся требы.

Ранняя Литургия (начало в 6:30) проходит во Введенском храме по воскресным дням и двунадесятым праздникам. Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы во время всенощного бдения проходит крестный ход от стен обители до Введенской церкви.

В понедельник в 17:30 акафист Иоанну Предтече, Крестителю Господню.

В пятницу в 18:30 — акафист Иверской иконе Божией Матери (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани: история и адрес, описание, святыни и праздники

Святейший Патриарх Кирилл

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

В Издательском Совете пройдет семинар для кураторов выставки-форума «Радость Слова»

Круглый стол, посвященный общественным инициативам по сохранению наследия Великой Победы, состоится в рамках VIII Рождественских парламентских встреч

Храм Покрова Божией Матери г. Астрахань
Мощи, частицы мощей:

Величайшая святыня Астраханской епархии мощевик, который был принесен в дар собору в 6/19 декабря 1955 году епископом Сергием(Лариным)
Включает в себя:
Частицы:

  • Честного Древа Креста Господня
  • Тернового Венца
  • Ризы Пресвятой Богородицы

Мощи:

  • Апостола Андрея Первозванного
  • Апостола Фомы
  • Апостола Варфоломея (Нафанаила)
  • Апостола и Евангелиста Марка
  • Апостола Павла
  • Св. Иоанна Предтеча
  • Свт. Николая Чудотворца
  • Святителя Василия Великого
  • Святителя Иоанна Златоуста
  • Святителя Григория Богослова
  • Архидиакона Стефана
  • Великомученика Святителя Пантелеимона
  • Великомученика Феодора Тирона
  • Великомученика Феодора Стратилата
  • Великомученицы Екатерины
  • Великомученика Георгия Победоносца
  • Преподобного Сергия Радонежского
  • Преподобного Ефрема Сирина
  • Преподобной Марии Египетской
  • Преподобного Александра Свирского
  • Равноапостольного Царя Константина
  • Равноапостольного Князя Владимира
  • Блгов. Князя Даниила Московского
  • Свт. Андрея Критского
  • Свт. Афанасия Великого
  • Св. Ионы Митрополита Московского
  • Св. Петра Митрополита Московского
  • Св. Василия Блаженного
  • Сщмч. Дионисия Ареопагита
  • Прав. Лазаря Четверодневного

Особо чтимые иконы:

  • Икона священномученика Иосифа со вставленной частицей его власяницы. Написана монахиней Агнией (Стародубцевой) в 50х годах 20 века. По заказу архиепископа Филиппа (Ставицкого)
  • Икона Преподобного Сергия Радонежского. Обновлена, с частицей мощей. Подарена в 1949 году, Святейшем Патриархом Московским и всея Руси Алексием I, посетившим Астрахань.
  • Иверская икона Божией Матери. По углам этой иконы вставлены частицы мощей : святого апостола Андрея Первозванного, святителя Афанасия, Патриарха Александрийского, Священномученика Фоки и преподобного Нила Афонского. Написана на святой горе Афон. Передана в дар храму из Воскресенско-Мироносицкой обители.
  • Покрова Пресвятой Богородицы. Обновлена. По преданию, эта древняя икона попала в храм в честь Донской иконы Божией Матери из Покрово-Болдинского монастыря после его закрытия. Летопись монастыря сообщает, что икона Покрова Пресвятой Богородицы является чудотворной. Была передана в собор в 1939 году после разрушения Донской церкви.
  • Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы возле которой еженедельно читается акафист, Эта икона написана по благословению архиепископа Филиппа, известной иконописицей монахиней Агнией (Стародубцевой) в начале 50-ых годов.
  • Икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона написана по благословению архиепископа Филиппа, известной иконописицей монахиней Агнией (Стародубцевой) в начале 50-ых годов.
  • Федоровская икона Божией Матери. Особо чтимая икона, покровительница семьи.
  • Икона Матроны Московской с частичкой её мощей.

Особо почитаемые священные предметы (реликвии):
Под левым пределом в стене храма находится могила почитаемого верующими архиепископа Филиппа (Ставицкого), в храме храниться гробница, скуфейка и посох блаженного архиепископа Филиппа.

Архиерейское подворье храма Святого Князя Владимира г. Астрахань
Особо чтимые иконы:

  • Икона Блаженной Матроны Московской, пожертвованная прихожанкой, которая молилась Матроне о даровании чада, в тот же год у них родилась девочка.
  • «Спас на Водах» «Никола на Водах». Подарена адмиралом Масориным ( особо чтится моряками.)
  • Икона Святителя Луки Крымского с частицей мощей
  • Икона преподобных Амфилохия и Иова Почаевских, привезенная с Почаевской Лавры с частицей мощей.

Монастырь Иоанна Предтечи г. Астрахань
Особо чтимые иконы:

  • Почитаемая икона Иверской Божией Матери, в 1997г. приобретенная иеромонахом Филипом (Трищевым), по молитвам к этому образу стали исполняться прошения и с 1998 г. стало совершатся еженедельное чтение акафиста.
  • Икона Максима Грека с частицей его мощей. Новописанная икона, история ее начинается с открытия монастыря в 1995 г.
  • Икона Святителя Тихона Московского с частицей его мощей, Новописанная икона, история ее начинается с открытия монастыря в 1995 г.

Храм апостола Андрея Первозванного г. Астрахани
Мощи, частицы мощей:

  • Икона апостола Андрея Первозванного с частицей мощей
  • Икона святителя Иосифа митрополита Астраханского с частицей его власяницы

Особо чтимые иконы:

  • Образ Иерусалимской Божьей Матери освященной на Гробе Господнем
  • Образ Иверской иконы Божьей Матери освященной на святой горе Афон в монастыре Иверон.
  • Репродукция Туринской Плащаницы
  • Бахчисарайский образ Божьей матери освященной в кельи прп. Варлаама Хутынского
  • Икона блаженного Павла Таганрогского
  • Икона святителя Митрофана Воронежского
  • Луганская икона Божьей Матери

Особо почитаемые священные предметы (реликвии):

  • Частица Маврийского дуба
  • Частица епитрахили праведного Иоанна Кронштадского
  • Обувь святителя Феодосия Астраханского
  • Терновый Венец освященный в монастыре вмч. Екатерины
  • Ковчег с частицами земли и камней со многих святых мест

Храм св. Иоанна Златоуста г. Астрахани
Мощи, частицы мощей:

  • Срачица сщмч. Иосифа, митрополита Астраханского. Подушечка со вшитой частицей власяницы, в которой жгли священномученика Иосифа. Сохранена насельницами бывшего женского Благовещенского монастыря г. Астрахани. В храм передана в 1944 г.
  • Частичка св. мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского.
  • Частичка мощей преподобного Максима Грека (без мощевиков)

Особо чтимые иконы:

  • Икона Божией Матери в иконостасе Иерусалимская на доске. Передана в храм архиепископом Филиппом в 1946 г.
  • Вел. муч. Иоанна Сочавского

Успенский кафедральный собор Астраханского кремля
Мощи, частицы мощей:

  • Рака с мощами свт. Феодосия архиеп. Астраханского. Скончался в 18/31 декабря 1607 г. Погребен в на южной стороне старого собора в 1617. В 1708 мощи перезахоронили в нижнем храме нового собора. 30 марта 2002 г. был прославлен в лике святых. Мощи из крипты перенесены в храм и положены в раку.
  • Рака с мощами сщмч. Иосифа митр. Астраханского. Во время восстания Разина в 1671 г. принял мученическую кончину. Погребен в старом соборе. В 1708 мощи перезахоронили в нижнем храме нового собора. В 1918 г. на Поместном соборе причислен к лику святых. Мощи из крипты перенесены в храм и положены в раку.
  • Рака с мощами свт. Герасима еп. Астраханского. Скончался в 1980 г. Погребен в нижнем храме Успенского собора. В 2002 г. прославлен в лике святых
  • Мощевик с частицей мощей сщмч. Фаддея архиеп. Астраханского Был расстрелян в 1937 г. Причислен к лику святых в 1997г. Частица мощей была подарена Астраханской епархии с пребыванием в Успенском кафедральном соборе Архиепископом Тверским Виктором в мае 2012 г.
  • Рака с мощами сщмч. Иллариона архиеп. Верейского. Скончался в 1929 г. Прославлен в лике святых на Архиерейском соборе в 1999г. Частица мощей была передана в Успенский собор игуменом Тихоном (Шевкуновым), наместником Сретенского монастыря в декабре 2013 г.

Особо чтимые иконы:

  • Икона с частицами мощей Оптинских старцев. Частица мощей привезена в 2000 г. из Оптиной Пустыни.
  • Икона с частицей мощей преп. Максима Грека. Частица мощей привезена из Троице-Сергиевой Лавры в 2001 г.

Особо почитаемые священные предметы (реликвии):
Палица сщмч. Иосифа митр. Астраханского.
Предана Астраханской Епархии на хранение Астраханским Музеем -Заповедником в 1995 г.

Храм Казанской иконы Божией Матери г. Астрахани
Мощи, частицы мощей:
Ковчежец с частицами мощей:

  • Св.Луки Крымского
  • сщмчч.Красноуфимских: Льва; .Алексия; Александры;
  • прп. Зосимы Уфимской
  • прп. Феодора Санаксарского
  • муч. мл. Вифлеемских
  • бл. Косьмы Верхотурского
  • свт.Иннокентия Иркутского

Вышеуказанные частицы мощей выделены из монастыря св. Царств.
страстотерпцев (на Ганиной Яме) в 2008 г.

  • Частица мощей сщмч. Иосифа митр. Астраханского
  • Частица мощей сщмч. Фаддея, привезена из Твери
  • Частица мощей прп. Иоанна Многострад., привезена из Киево-Печерской лавры
  • 13 частиц мощей Оптинских старцев. Привезена из Оптиной пустыни.
  • Частица мощей свт. Иоанна С-Франциск. Выделена из С-Франциск. Епархии в 2014 г.
  • Частица мощей прп. Александра Свирского из Алекс-Свирского монастыря
  • Частица мощей блаж. Любви Рязанск. из Николо-Ямского храма г. Рязани
  • Частица мощей прп. Феодосия Кавказского из Покровского собора г. Минводы
  • Частицы мощей из Зосимовой пустыни выделены в 2015 г.: прп. Зосимы Владимир; прп. Германа Зосимов; прп. Алексия Зосимов.

Особо чтимые иконы:

  • Храмовая Казанская икона в бисерной ризе 1,7×2м. Нерукотворный образ Спасителя в бисерной ризе.1,7×1 м.
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» в бисерной ризе 1,7×1м.
  • Икона Божией Матери «Умиление»
  • Икона Божией Матери «Избавительница от бед»
  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Казанская икона, написана на Афоне для Казанского храма в 1998 г.
  • Икона сщмч. Иосифа, митр. Астраханского с частицей мощей
  • Икона сщмч.Фаддея Тверского, с ч. мощей
  • Икона прп. Иоанна Многострадального с ч. мощей
  • Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» с прп. Оптин. старцами с ч. мощей
  • Икона св.Иоанна С-Франциск. с ч.мощей
  • Икона прп. Александра Свирского с ч. мощей
  • Икона блаж. Любови Рязанской с ч. мощей
  • Икона прп. Феодосия Кавказского с ч. мощей

Особо почитаемые священные предметы (реликвии):

  • Частица дуба Мамврийского. Привезена со Св.Земли в 2000 г. Камень от гроба Господня. Привезен со Св. Земли в 2000 г.
  • Камень от горы Голгофы. Привезен со Св.Земли в 2000 г.
  • Частица покрывала осв. на Туринской плащанице
  • Часть лозы св.Симеона мироточивого Афонского
  • Камень со св. горы Афон
  • Земля с места явления Пресв. Троицы прп. Александру Свирскому
  • Камень с г. Синай, с места «Неопалимой купины» привезен в 2000 г.

Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани: история и адрес, описание, святыни и праздники

Монастыри – это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим.
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов

Монастыри. Само это слово полно какой-то притягательной силы. С незапамятных времен они пользуются особой любовью на Руси. В них душа православного верующего искала и находила поддержку, успокоение и религиозное воодушевление. Монастыри начали строиться в России в XI веке, а к 1914 году их насчитывалось 1025. Многие монастыри ведут свою летопись не одно столетие. Наш монастырь – не исключение. Его трехсот двадцатилетняя история – это перипетии судеб его храмов, построек, его братии, игуменов, старцев и истории Астрахани, а подчас и всей России.

В начале 17 века Астрахань уже была одним из крупных городов русского государства, население которого постоянно росло за счет прилива переселенцев из Центральной России и притока иноземцев. К концу 17 века Астрахань состояла из трех укрепленных районов: Кремля, Белого и Земляного городов. Земляной город представлял собой ряд слобод, расположенных по южному берегу реки Кутума и берегам реки Криуши, защищенных деревянно-земляными укреплениями. За пределами Земляного города к югу от впадавшей Кутум речки Луковки и был основан наш монастырь. Стоял он на небольшом пригорке урочища Красный бугор. Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, когда его строитель старец Александр и братия обратились к митрополиту с просьбой разрешить им построить каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Из этого можно сделать вывод, что сам монастырь уже существовал в то время, т.е. был основан несколько раньше.

Читайте также:  Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Однако это строительство затянулось на девять лет из-за разразившейся летом 1692 года эпидемии чумы. После её окончания из всей монастырской братии в живых остались только два иеромонаха, остальные все скончались, в том числе и старец Александр.

В 1697 году строительство было завершено. Вместе с храмом была построена двухъярусная монастырская колокольня над святыми вратами при западном входе в обитель. Всё пространство монастыря, имеющее форму квадрата, было обнесено первоначально деревянными стенами, а по всем четырём углам были установлены небольшие башенки. Рядом с храмом были построены деревянные настоятельские и братские кельи.

Весной 1706 года, когда Астрахань была захвачена мятежными стрельцами, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметьевым. В монастырских стенах делались бойницы для отражения неприятеля. Когда фельдмаршал 12 марта прибыл в обитель, мятежники открыли стрельбу и пошли на штурм монастыря. Но царские войска отбили штурм.

В 20-х годах XVIII столетия между преемником митрополита Сампсона, епископом Иоакимом и астраханским губернатором Волынским, покровительствовавшим католикам-капуцинам, возник конфликт. Волынский добился перевода епископа из Астрахани и начал преследовать его сторонников. Настоятель монастыря архимандрит Иоасаф был схвачен и заключён в темницу, где Волынский под пытками вымогал у него казну и ценности монастыря. Настоятелю удалось спастись бегством. В 1723 году, пытаясь скрыть следы своих бесчинств, Волынский добился закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря и учреждения в его стенах гарнизонного госпиталя. В обители не осталось ни одного монаха, однако богослужения не прекратились: их совершал белый священник. Сначала к нему на помощь присылали двух иеромонахов из Спасского монастыря, а потом прислали и второго белого священника.

Все это продолжалось до 1727 года, когда после настойчивых требований астраханского епископа Варлаама (Леницкого) монастырь был возвращён в епархиальное ведомство.

При новом настоятеле монастыря архимандрите Иларионе с 1727 по 1730 год были выстроены: каменная ограда и двухэтажный настоятельский корпус. В 1737 году при архимандрите Аркадии в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь Святого Мученика Иоанна Воина.

В 1756 году при архимандрите Аароне стараниями надворного советника Фёдора Львовича Черкесова в монастыре была построена малая каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

В 1780 году каменную келейную церковь во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радосте», в которой едва помещалось 20 человек, перенесли и присоединили к Сретенской в виде придела, который был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1895 году вследствие сильного обветшания Сретенский и Рождество-Иоанно-Предтеченский храмы были разобраны, а на их месте заложен новый трёхпрестольный храм в честь Сретения Господня с приделами: правый – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а левый – в честь Святителя Тихона Задонского. В 1899 году было окончено его строительство, и 25 июля того же года храм был освящён Астраханским епископом Сергием (Серафимовым). Боковые приделы были освящёны не сразу, так как из-за несоблюдения некоторых технических требований они не были приняты строительной комиссией. Только 13 сентября 1909 года в день воспоминания освящения храма Воскресения в Иерусалиме был освящён правый придел Сретенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В следующем году, 13 августа, был освящён и левый придел в честь Святителя Тихона Задонского.

Вместе с разборкой двух древних храмов: Сретенского и Рождества Иоанно-Предтеченского в 1895 году в Иоанно-Предтеченском монастыре были перестроены все деревянные братские кельи, шедшие вдоль северной стороны. Вместо них были построены каменные кельи и примыкающая к ним братская трапеза, а также и другие монастырские службы: баня (в северо-восточном углу), погреба, кладовые (тянущиеся вдоль восточной стены), дом для монастырской прислуги (у южной стены) и располагавшиеся рядом каретная с конюшней. В 1895 году старый настоятельский дом был разобран, и выстроен новый каменный двухэтажный настоятельский дом. В его верхнем этаже помещались кельи для настоятеля, а в нижнем – церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства монастыря.

В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов и 5 послушников. В 1919 году сам монастырь был закрыт, однако храмы продолжали действовать до 1929 года. Закрытые Иоанно-Предтеченский монастырский собор и колокольня с церковью Иона Воина тут же были снесены. Третий из монастырских храмов в честь Сретения Господня был предоставлен местной обновленческой общине, но в начале тридцатых годов и его закрыли. В течение многих лет Сретенский храм использовался как складское помещение реализационной базой «Заготзерно». Сретенский храм был возвращен Православной Церкви в 1989 году и освящен в честь Усекновения Главы Святого Пророка Иоанна Предтечи. Сейчас он выполняет роль соборной монастырской церкви.

Современная история монастыря началась с 1992 года, когда настоятелем церкви стал отец Василий (Ценько). Первому настоятелю монастыря пришлось начинать почти с нуля. Сам храм был в ужасном опустошении. Отсутствовала элементарная инфраструктура монастыря, не хватало помощников. И наш монастырь едва ли был бы сейчас полностью восстановлен, если бы не наши благодетели. Сначала были поставлены купола из оцинкованного железа. Вокруг храма был залит бетон, построены новая колокольня, котельная, склады. В храме была произведена роспись стен. В 1993 году монастырь был готов к службе, в нем начала проводиться Литургия, и в храм потянулись люди.

Первоначально церковь существовала как приход, но благодаря усилиям отца Василия, 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Следующие наместники отец Иосиф (Марьян) и отец Филипп (Трещев) занимались в основном благотворительной деятельностью, помогая малоимущим и голодающим. Устройство обители еще надлежало привести в крепкий вид. В это время в жизни монастыря произошло очень важное событие: на пожертвованные деньги был установлен центральный иконостас из резного дерева, который требовалось еще отделать и установить в нем иконы.

Восстановительные работы возобновились в начале 2001 года, когда наместником монастыря стал иеромонах Петр (Барбашов). Было построено временное ограждение территории монастыря, позволившее избавиться от любителей выпивки, облюбовавших многочисленные его строения и закутки. За два года была восстановлена вся инфраструктура монастыря: были построены новая баня, двухэтажный братский корпус, который разместил в своих стенах не только кельи для монахов и послушников, но и новую трапезную, столярку, гараж и лекционный зал. Новый каменный забор заменил временное ограждение территории монастыря. За 2004-2005 годы был произведен капитальный ремонт в двухэтажном игуменском корпусе и в одноэтажном братском корпусе. Эти здания были переданы монастырю в связи с приездом в Астрахань Святейшего Патриарха Алексия Второго в октябре 2002 года.

Большое внимание также наместник Петр уделил украшению храма. За небольшой период времени взамен старых, сделанных из фанеры боковых иконостасов были установлены новые резные, был построен подвесной клирос, значительно увеличивший свободное пространство в храме. В декабре 2006 года над храмом засияли золотые купола, ставшие украшением не только монастыря, но и всей Астрахани.

Заботясь о восстановлении монастыря, отец Петр не забывает о главном предназначении Церкви – спасении людей. После многих десятилетий атеизма русскому народу приходится искать пути возвращения в Церковь. Выросло не одно поколение людей, у которых отсутствуют элементарные знания о Православии. Поэтому монастырская братия начала с раздачи листовок, разъясняющих основные положения христианства и наиболее актуальных тем для прихожан. На телевидении вышел цикл передач «Фома», в которых игумен Петр отвечал на актуальные вопросы телезрителей. Отец Антоний регулярно проводит миссионерские беседы с населением. Иеромонах Нестор ведет курсы «Евангельские чтения». В СМИ публикуются статьи об истории и сегодняшнем дне монастыря, в ВУЗах и общественных организациях проводятся лекции. Братия монастыря посещает детские дома – интернаты, дом престарелых, нуждающихся и малоимущих. В нашем монастыре есть православная библиотека, основная часть фондов которой – это книги, подаренные горожанами. Она открыта для всех желающих.

Сам монастырь всегда открыт для общения с людьми. Иеромонахи обители ведут еженедельные миссионерские беседы по изучению и толкованию Нового Завета, встречаются с молодежью. При монастыре действует воскресная школа, насчитывающая около 200 детей, имеется хоровая студия. Братский хор монастыря «Скимен» стал лауреатом Всероссийского конкурса хорового пения и даже выпустил свой диск. Детский хор мальчиков «Воскресение» неоднократно становился победителем различных городских конкурсов. «Время собирать камни» и «время говорить» наступило. Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Монастырь постепенно возвращает свое былое значение в жизни города. Все больше людей, в том числе молодежь и молодые семьи, приходят в храм на службу, оказывают бескорыстную помощь монастырю в решении его насущных проблем.

Как известно, наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного. И мы смеем надеяться, что наша обитель вносит в это богоугодное дело свою лепту.

Монастыри – это духовные оплоты Православия, и у Православия в России, безусловно, есть будущее. Мы верим, что оно перестанет ассоциироваться у людей только с куличами и крещенской водой, но станет для каждого человека проводником в жизнь вечную, которую он обретет верою в Господа нашего Иисуса Христа и исполнением евангельских Заповедей.

Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

Однако это строительство затянулось на девять лет из-за разразившейся летом 1692 года эпидемии чумы. После её окончания из всей монастырской братии в живых остались только два иеромонаха, остальные все скончались, в том числе и старец Александр.

В 1697 году строительство было завершено. Вместе с храмом была построена двухъярусная монастырская колокольня над святыми вратами при западном входе в обитель. Всё пространство монастыря, имеющее форму квадрата, было обнесено первоначально деревянными стенами, а по всем четырём углам были установлены небольшие башенки. Рядом с храмом были построены деревянные настоятельские и братские кельи.

Весной 1706 года, когда Астрахань была захвачена мятежными стрельцами, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметьевым. В монастырских стенах делались бойницы для отражения неприятеля. Когда фельдмаршал 12 марта прибыл в обитель, мятежники открыли стрельбу и пошли на штурм монастыря. Но царские войска отбили штурм.

В 20-х годах XVIII столетия между преемником митрополита Сампсона, епископом Иоакимом и астраханским губернатором Волынским, покровительствовавшим католикам-капуцинам, возник конфликт. Волынский добился перевода епископа из Астрахани и начал преследовать его сторонников. Настоятель монастыря архимандрит Иоасаф был схвачен и заключён в темницу, где Волынский под пытками вымогал у него казну и ценности монастыря. Настоятелю удалось спастись бегством. В 1723 году, пытаясь скрыть следы своих бесчинств, Волынский добился закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря и учреждения в его стенах гарнизонного госпиталя. В обители не осталось ни одного монаха, однако богослужения не прекратились: их совершал белый священник. Сначала к нему на помощь присылали двух иеромонахов из Спасского монастыря, а потом прислали и второго белого священника.

Читайте также:  Ипатьевский монастырь в Костроме: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Все это продолжалось до 1727 года, когда после настойчивых требований астраханского епископа Варлаама (Леницкого) монастырь был возвращён в епархиальное ведомство.

При новом настоятеле монастыря архимандрите Иларионе с 1727 по 1730 год были выстроены: каменная ограда и двухэтажный настоятельский корпус. В 1737 году при архимандрите Аркадии в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь Святого Мученика Иоанна Воина.

В 1756 году при архимандрите Аароне стараниями надворного советника Фёдора Львовича Черкесова в монастыре была построена малая каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

В 1780 году каменную келейную церковь во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радосте», в которой едва помещалось 20 человек, перенесли и присоединили к Сретенской в виде придела, который был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1895 году вследствие сильного обветшания Сретенский и Рождество-Иоанно-Предтеченский храмы были разобраны, а на их месте заложен новый трёхпрестольный храм в честь Сретения Господня с приделами: правый – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а левый – в честь Святителя Тихона Задонского. В 1899 году было окончено его строительство, и 25 июля того же года храм был освящён Астраханским епископом Сергием (Серафимовым). Боковые приделы были освящёны не сразу, так как из-за несоблюдения некоторых технических требований они не были приняты строительной комиссией. Только 13 сентября 1909 года в день воспоминания освящения храма Воскресения в Иерусалиме был освящён правый придел Сретенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В следующем году, 13 августа, был освящён и левый придел в честь Святителя Тихона Задонского.

Вместе с разборкой двух древних храмов: Сретенского и Рождества Иоанно-Предтеченского в 1895 году в Иоанно-Предтеченском монастыре были перестроены все деревянные братские кельи, шедшие вдоль северной стороны. Вместо них были построены каменные кельи и примыкающая к ним братская трапеза, а также и другие монастырские службы: баня (в северо-восточном углу), погреба, кладовые (тянущиеся вдоль восточной стены), дом для монастырской прислуги (у южной стены) и располагавшиеся рядом каретная с конюшней. В 1895 году старый настоятельский дом был разобран, и выстроен новый каменный двухэтажный настоятельский дом. В его верхнем этаже помещались кельи для настоятеля, а в нижнем – церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства монастыря.

В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов и 5 послушников. В 1919 году сам монастырь был закрыт, однако храмы продолжали действовать до 1929 года. Закрытые Иоанно-Предтеченский монастырский собор и колокольня с церковью Иона Воина тут же были снесены. Третий из монастырских храмов в честь Сретения Господня был предоставлен местной обновленческой общине, но в начале тридцатых годов и его закрыли. В течение многих лет Сретенский храм использовался как складское помещение реализационной базой «Заготзерно». Сретенский храм был возвращен Православной Церкви в 1989 году и освящен в честь Усекновения Главы Святого Пророка Иоанна Предтечи. Сейчас он выполняет роль соборной монастырской церкви.

Современная история монастыря началась с 1992 года, когда настоятелем церкви стал отец Василий (Ценько). Первому настоятелю монастыря пришлось начинать почти с нуля. Сам храм был в ужасном опустошении. Отсутствовала элементарная инфраструктура монастыря, не хватало помощников.Сначала были поставлены купола из оцинкованного железа. Вокруг храма был залит бетон, построены новая колокольня, котельная, склады. В храме была произведена роспись стен. В 1993 году монастырь был готов к службе, в нем начала проводиться Литургия, и в храм потянулись люди.

Первоначально церковь существовала как приход, но благодаря усилиям отца Василия, 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Следующие наместники отец Иосиф (Марьян) и отец Филипп (Трещев) занимались в основном благотворительной деятельностью, помогая малоимущим и голодающим. Устройство обители еще надлежало привести в крепкий вид. В это время в жизни монастыря произошло очень важное событие: на пожертвованные деньги был установлен центральный иконостас из резного дерева, который требовалось еще отделать и установить в нем иконы.

Восстановительные работы возобновились в начале 2001 года, когда наместником монастыря стал иеромонах Петр (Барбашов). Было построено временное ограждение территории монастыря, позволившее избавиться от любителей выпивки, облюбовавших многочисленные его строения и закутки. За два года была восстановлена вся инфраструктура монастыря: были построены новая баня, двухэтажный братский корпус, который разместил в своих стенах не только кельи для монахов и послушников, но и новую трапезную, столярку, гараж и лекционный зал. Новый каменный забор заменил временное ограждение территории монастыря. За 2004-2005 годы был произведен капитальный ремонт в двухэтажном игуменском корпусе и в одноэтажном братском корпусе. Эти здания были переданы монастырю в связи с приездом в Астрахань Святейшего Патриарха Алексия Второго в октябре 2002 года. В декабре 2006 года над храмом засияли золотые купола.

Братией монастыря регулярно проводятся миссионерские беседы с населением. Открыты курсы «Евангельские чтения». В СМИ публикуются статьи об истории и сегодняшнем дне монастыря, в ВУЗах и общественных организациях проводятся лекции. Братия монастыря посещает детские дома – интернаты, дом престарелых, нуждающихся и малоимущих. В монастыре есть православная библиотека, основная часть фондов которой – это книги, подаренные горожанами. Она открыта для всех желающих. При монастыре действует воскресная школа, насчитывающая около 200 детей, имеется хоровая студия. Братский хор монастыря «Скимен» стал лауреатом Всероссийского конкурса хорового пения.

Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани: история и адрес, описание, святыни и праздники

Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум.

В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1764 года — заштатный, необщежительный монастырь. Храм один, каменный, во имя Иоанна Предтечи (построен в 1697 году). В храме находилась особо чтимая икона Иоанна Предтечи.

С 1884 года существовала церковно-приходская школа. В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов, 5 послушников.

В 1919 году монастырь был закрыт. Постройки были заняты под жилье и хозяйственные нужды. В 1940 году колокольня и надвратный храм во имя Иоанна Воина были разобраны.

Современная история монастыря

С 1992 года началось восстановление обители, и в 1995 году монастырь был окончательно передан Церкви. Освящен храм во имя Усекновения Честной главы святого пророка Иоанна Предтечи с приделами в честь Иверской иконы Божией Матери и свт.Тихона Задонского. Восстановлены роспись, иконостас центрального придела, полы. В 2012 г. вышла книга Л. Г. Бухтояровой «Дорога длиною в три столетия», посвященная Иоанно-Предтеченскому монастырю. В ней были впервые собраны все имеющиеся исторические материалы о монастыре, его настоятелях и насельниках, его церквах и постройках за всю его трехвековую историю и сведения о его современной жизни. В книгу также были включены воспоминания священнослужителей и насельников о возрождении монастыря и об их собственном пути к Богу.

Хронология восстановления монастыря

  • 2001 г. – строительство бани и братского корпуса в восточной части обители.
  • 2002 г. – приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Возвращение игуменского двухэтажного корпуса историческому хозяину.
  • 2003 г.- реконструкция и капитальный ремонт игуменского корпуса и размещение в нем классов воскресной школы, хорового класса, ризной и библиотеки.
  • 2004 г. – основание скита-подворья в селе Николо-Комаровка Камызякского района и освящение в нем домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
  • 2005 г.- обновление куполов монастырского храма. Взятие на попечение братией монастыря храма Пресвятой Богородицы близ Иоанно-Предтеченского монастыря на ул. Грузинской. Возобновление службы в ней по праздникам и воскресным дням.
  • 2006 г. – начало реставрации фасада монастырского храма и росписей в нем. Закладка фундамента пристроя к храму, для выноса свечных ящиков и увеличения площади церкви.
  • 2007 г. – строительство и вынос за пределы территории монастыря по согласованию с властями города трансформаторной подстанции (ТП), снос прежнего здания ТП и опор электропередачи.
  • 2008 г. – обновление храма. Замена всех окон, вычинка старого кирпича, его замена на новый, зачистка стен, двуцветная покраска церкви и, наконец, снятие лесов. Восстановление лесов вокруг игуменского корпуса для реставрации фасада здания. Впервые за десятилетия совершено венчание в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На 2011 г. в монастыре 14 насельников: игумен (наместник) – 1, иеромонахи – 5, иеродиаконы – 2, монахи – 4, послушники – 2.

Острая необходимость для Иоанно-Предтеченской обители – возвращение ее исторических строений. Переговоры с властями области и города об отселении жильцов из этих строений идут полтора десятка лет. Наметились положительные сдвиги в решении этого вопроса. Передача этих строений позволит воссоздать историческую целостность монастыря в завершённом виде.

Просветительская деятельность

Воскресная школа монастыря, созданная в 2000 г., на сегодняшний день является самой большой в городе (около 200 учащихся от 5 до 14 лет). На базе воскресной школы c 2005 г. существуют хоровые коллективы мальчиков – «Воскресенье» и девочек – «Искорки», отмеченные наградами на различных конкурсах и фестивалях.

В 2009 г. при монастыре был создан Центр дополнительного образования детей и молодёжи «БОГОЛЕПЪ» для детей от 5 до 14 лет (Воскресная школа+Школа-студия хорового пения+Хореографический класс).

С 2003 г. монастырь возрождает традиции древних церковных распевов. При нем действует мужской хор «Скимен», победитель нескольких Всероссийских конкурсов. Выпущен компакт-диск хора «Престольный праздник».

С 2006 г. в монастыре проводятся катехизаторские беседы для взрослых. В настоящее время по понедельникам проводятся Евангельские беседы, по вторникам изучается история ранней Церкви по книге Деяний, по средам – беседы о вере и Церкви.

При монастыре работает крупнейшая в городе православная библиотека. Фонд постоянно пополняется новыми поступлениями, помимо книг, в библиотеке хорошая коллекция CD и DVD.

Скит в Николо-Комаровке

В 2005 г. образовано монастырское подворье-скит близ с. Комаровка Камызякского района Астраханской области, на котором ведётся основная часть монастырского хозяйства. Разводятся куры, индюшки, кролики, кроме этого – черви для рыбалки и биогумуса (органического удобрения), имеется 500 корней винограда, сад, огород и многое другое. Большая часть продукции реализуется, доход направляется на уставные нужды обители.

Богослужения

Богослужение в монастырском храме: вечернее – 16.30; Божественная литургия (поздняя) – 7.30. В праздничные дни – в 8.30. Начало исповеди – 7.30. После Литургии служатся требы.

Ранняя Литургия (начало в 6.30) проходит во Введенском храме по воскресным дням и двунадесятым праздникам. Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы во время всенощного бдения проходит крестный ход от стен обители до Введенской церкви.

Во вторник в 17.00 акафист Иоанну Предтече, Крестителю Господню. В пятницу в 18.00 – акафист Иверской иконе Божией Матери (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Святыни: особочтимые иконы — Иверская икона Божией Матери, свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси и преподобного Максима Грека с частицами мощей.

Монастырские праздники

  • 29 августа/11 сентября – Усекновение Главы Иоанна Предтечи
  • 21 ноября/4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы
  • 5/18 мая – праздник в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» – престольный праздник монастырского подворья. Домовая церковь скита освящена в честь этой иконы. На престольный праздник совершаются крестные ходы от скита к поклонному кресту, водружённому на бугре, обозначающему место будущей церкви.

Интересные факты

В народе Иоанно-Предтеченский монастырь нередко называют “церковь на Больших Исадах”, поскольку он расположен недалеко от крупного астраханского рынка “Большие Исады”.

Ссылка на основную публикацию