Иосифо-Волоцкий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Иосифо-волоцкий монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Иосифо-Волоцкий монастырь, расположенный неподалеку от села Теряево Волоколамского района, является одной из древнейших обителей Подмосковья. Здесь и сегодня хранятся мощи его основателя, Иосифа Волоцкого, а также чудотворная икона Волоколамской Божьей матери. Впрочем, привлекает обитель не только паломников, но и ценителей древнерусской архитектуры. Во дворе этого монастыря похоронен Малюта Скуратов.

Где искать Иосифо-Волоцкий монастырь – адрес, телефон

Иосифо-Волоцкий монастырь – как доехать

  • электричкой следует доехать до станции Волоколамск или станции Чисмена (от Москвы-Рижской);
  • от станции метро Тушинской ходят автобусы до Волоколамска. В обоих случаях далее следует сесть на автобус то Теряево.
  • Автомобилем из столицы необходимо ехать по Ново-Рижскому шоссе. На девяносто восьмом километре поверните направо, к станции Чисмена, проезжайте железнодорожный переезд и продолжайте движение около 22 км. На перекрестке поверните налево, а еще через 2,3 км, на перекрестке в Теряево, сверните направо, проехав около километра. На всем пути вы сможете ориентироваться по указателям.

Посещение и режим работы

Богослужения в этом монастыре проходят ежедневно, поэтому паломники могут присутствовать на них круглогодично.

Посетить монастырь стоит в день основания (14 июня), когда раку с мощами святого Иосифа переносят в верхний собор, 22 сентября – в день преставления святого (в монастырском дворе угощают выпечкой и чаем после праздничного богослужения), в день обретения мощей, 31 октября – после службы и Крестного хода мощи переносят в нижний храм.
Также в монастыре можно побывать на экскурсии, узнав больше об истории этой обители.

Расписание служб в Иосифо-Волоцком монастыре

Если вы решили отправиться в Теряево, чтобы побывать в Иосифо-Волоцком монастыре, учтите: из-за реставрационных работ расписание богослуженийможет изменяться и переноситься.

День неделиСлужбаВремя
Понедельник-пятницаБратский молебен, монашеское правило, литургия6.30
ПятницаВечерня, утреня17.00
Суббота, воскресеньеМонашеское правило, литургия
Вечерня, утреня
7.30

Где можно остановиться

  • Если вы хотите совершить паломничество в эту обитель, обратите внимание: при монастыре работает гостиница. В ней имеются одно-, двух- и трехместные номера, а также общие номера. Заселение в нее начинается в 8.00, а заканчивается в 22.00.

Иосифо-Волоцкий монастырь – история обители

  • Основатель этого монастыря, преподобный Иосиф, после смерти своего учителя стал настоятелем обители под Боровском, но из-за разногласий с братией сначала отправился в странствия – посмотреть на уставы других монастырей, а позже вернулся на родину, ближе к Волоколамску. Здесь он решил основать свой монастырь, заручившись поддержкой местного князя, Бориса Васильевича. Когда Иосиф искал место для обители, разыгралась страшная буря, повалившая лес, а среди чистого неба прогремели громовые раскаты. На месте будущей обители был водружен крест, а позже, в июне 1479 года, заложена и возведена деревянная церковь. Братия обитала в скиту неподалеку, где Иосиф сам вырыл колодец.
  • Постепенно Иосифо-Волоцкий мужской монастырь расстраивался: местные меценаты выделяли ему средства, земли. Здесь основали детский приют, в голодные времена кормили голодающих.
    После смерти святого в обители начали происходить чудеса, а братия продолжала разрастаться. Постепенно обитель стала одним из центров просветительства: здесь писали и переписывали книги.
    В монастырь был сослан в заточение преподобный Максим Грек, где он провел около шести лет в Германовой башне.
  • Этой обители покровительствовал Иван Грозный, который регулярно приезжал сюда, выделял средства, принимал у себя игуменов. В Смутное время обитель осаждали поляки, войска Болотникова.
    Постепенно встал вопрос о перестройке обители, возведении каменных строений. Первым был Свято-Успенский собор, который возвели в 1484; после этого и другие здания Иосифо-Волоцкого монастыря стали перестраивать из камня.
  • В середине семнадцатого века монастырский ансамбль вновь изменили по плану зодчего Ивана Неверова, что дает возможность назвать обитель одним из первых авторских ансамблей в России.
  • На территории монастыря погребен Малюта Скуратов, который возглавлял опричников, теща Пушкина Наталья Гончарова, князья, митрополиты. Здесь же хранятся мощи святого Иосифа.
  • В советское время монастырь закрыли, здесь была школа, детский дом, кинозал. В годы Великой Отечественной здесь расположились советские, а позже – немецкие войска.
  • Возродилась обитель в 1989 году, а через десять лет получила статус ставропигиальной.

Иосифо-Волоцкий монастырь – фото

  • Успенский Собор – настоящее украшение монастырского ансамбля.
  • В Германовой башне предположительно был заточен Максим Грек.
  • Великолепный монастырский ансамбль привлекает внимание издалека.
  • На подворье обители чувствуется дух времени, а в душе разливается покой.

Видео Иосифо-Волоцкого монастыря

За свою длительную историю Иосифо-Волоцкий монастырь пережил многое, но обитель не утратила своей святости. Сегодня сюда приезжают паломники помолиться, приложиться к мощам или к чудотворной иконе Волоколамской Божьей матери.

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь под Волоколамском

Красивый и торжественный, сверкающий белыми стенами и золотыми куполами, мощный, как крепость, — Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь под Волоколамском считается одной из важнейших святынь Подмосковья. Сюда можно приехать как самим, так и с экскурсионной либо паломнической группой.

Монастырю уже 540 лет, он был основан преподобным Иосифом Волоцким, общественным и церковным деятелем, писателем, богословом, в 1479 году. Главный собор, Успенский, построен в 17 веке, украшен великолепными изразцами и расписан мастерами палехской школы. В Германовой башне монастыря когда-то хранилась одна из богатейших русских библиотек, книги переписывались иноками вручную.

Обитель связана с именами Ивана Грозного и Бориса Годунова, Малюты Скуратова и Василия Шуйского, Михаила Горбачева и Сергея Бондарчука.

При монастыре есть чайная, где продают вкусные молочные продукты и мед, и церковный магазин. Паломники могут переночевать в гостинице.

Адрес: Волоколамский р-н, с. Теряево

Координаты: 56.172094, 36.099257

Режим работы: 9:00-20:00 (летом), 10:00-16:00 (зимой)

Официальный сайт: iosif-vm.ru

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Иосифо-Волоцкий монастырь был основан 1 июня 1479 года. Основатель обители, преподобный Иосиф Волоцкий, родом из этих мест — из села Язвище (сейчас около него проходит Новорижское шоссе, не доезжая Волоколамска). Вместе с семью сподвижниками он построил здесь первую часовню и кельи.

Сначала все было деревянным, но уже в 1785 году появился первый каменный храм. Братия монастыря быстро выросла до 400 человек, обители покровительствовали знатные московские семьи. А она защищала подступы к столице: в начале 17 века поляки почти год осаждали хорошо укрепленный монастырь.

В монастыре собрали богатейшую библиотеку, рукописи из нее до сих пор исследуют историки и филологи.

Обитель всегда была близка власти — Москва совсем рядом. Сюда ссылали политических заключенных, в том числе высокопоставленных (как царь Василий Шуйский), а также впавших в немилость священнослужителей — в монастырской темнице сидел митрополит Московский Даниил, не по своей воле провел семь лет в этих стенах преподобный Максим Грек.

После революции и до 1981 года в монастыре располагался детский дом. Во время Великой Отечественной войны была разрушена 76-метровая колокольня. С 1981 по 1989 год здесь был историко-архитектурный музей-заповедник.

В 1989 году обитель передали Русской Православной Церкви.

Интересные факты

  • Монастырские пруды — рукотворные, первый из них был вырыт еще в 15 веке. На берегах прудов живут птицы, занесенные в Красную книгу.
  • Самая высокая башня монастырской стены — Северная, или Кузнечная: 4 метра 41 сантиметр. А толщина стен 2 метра 48 сантиметров.
  • Интерьеры Успенского собора расписывали маслом мастера из Палеха в начале 20 века, до этого на стенах была роспись «в итальянской манере». Видимо, поэтому они выглядят такими нарядными, в них много золотой краски в сочетании с красным и синим цветом.
  • Изразцы в отделке Успенского собора и башен фотографируют все туристы. Что такое изразец? По сути, керамическая плитка для отделки стен и и печей, которая была очень популярна на Руси. Монастырские изразцы покрыты «муравой» — прозрачной зеленой глазурью.

Что посмотреть на территории монастыря

Богоявленская церковь

Здание трапезной было пристроено к Богоявленской церкви лишь в 16 веке.
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru


Древнейшая церковь в монастыре, построенная в 1504 году. Больше 500 лет назад!

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Собор возводился трижды — сначала деревянный, затем из камня и наконец величественный белокаменный.
Фото: Игорь ГОРШКОВ, lori.ru

Пятиглавый собор в центре архитектурного ансамбля часто сравнивают с Успенским собором Московского Кремля. Сохранился резной иконостас 17-18 веков с золочеными рамами для каждой иконы, огромные красивые изразцы. Это третий собор: первый был деревянным, второй каменным, богато украшенным, с иконами кисти Андрея Рублева, а в конце 17 века возвели нынешний, еще больше, богаче и наряднее.

Монастырские стены

Территорию монастыря опоясывает широкая крепостная стена. Не упустите возможности прогуляться по ней!
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru

Прогуляйтесь вдоль монастырских стен с семью башнями, украшенными изумрудного цвета изразцами, которые так и хочется назвать крепостными — вид у них внушительный. И это не иллюзия, монастырь действительно выполнял роль крепости. И бойницы в стенах, стоящих с 17 века, — не случайность. Внутри стен есть проходы, куда можно добраться по лестницам внутри башен.

Какие святыни хранятся

  • Мощи преподобного Иосифа. Мощи обретены лишь в 2001 году — во время археологических раскопок на месте предполагаемого захоронения основателя обители. Нашли их 31 октября, этот день отмечается как один из монастырских праздников.
  • Вериги, которые Иосиф носил при жизни. Идентификацию святых мощей проводили специалисты Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ. Они же увидели вмятины на ключицах: это следы тяжелых металлических вериг, состоящих из цепей, крестов и пластин, которые монах носил под одеждой. Вес вериг 15 кг. Сейчас они хранятся в киоте у раки со святыми мощами.
  • Современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери. Подлинник иконы прислал в монастырь в 1572 году Малюта Скуратов, главный опричник Ивана Грозного. Рядом с Богоматерью на ней изображены святые митрополиты московские Петр и Иона. Чудесами икона прославилась с первых дней своего появления в монастыре. В 1954 году ее вывезли из обители и отреставрировали, сейчас она хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Современный список был написан в 2007 году, его освящали в музее и прикладывали к чудотворному образу XVI века.

Монастырь в культуре и искусстве

В монастыре под Волоколамском жил известный богослов — игумен Иосиф, автор книги «Просветитель», один из лучших толкователей библии и продолжатель церковной традиции. Благодаря ему слава о монастыре как центре просвещения привлекала сюда десятки лет мыслителей, богословов и почитателей словесности. Об этом говорит и тот факт, что в Германовой башне монастыря когда-то находилась одна из богатейших русских библиотек, книги переписывались иноками вручную. Здесь был заложен Музей библии.

Под крышей монастыря писал свои иконы Андрей Рублев. Богатая культурная традиция нашла отражение и в архитектуре Иосифо-Волоцкого монастыря. Туристы со всей страны приезжают сюда, чтобы посмотреть на знаменитые монастырские изразцы, покрытые «муравой» — прозрачной зеленой глазурью. Она так отличается от традиционной церковной своей глянцевостью и яркостью, что ни один турист не может удержаться от желания ее потрогать.

Фрагмент картины А. Андрюшина «Иосифо-Волоцкий монастырь, май, после грозы» (2019)/Репродукция

Величественными видами местных церквей любовались художники. У Арсения Андрюшина и Анны Ягужинской есть серия работ, посвященных Иосифо-Волоцкому монастырю в разное время года.

На территории монастыря были захоронены Скурат Бельский и его сын Малюта Скуратов, а также представители известных дворянских фамилий – Шаховских, Голицыных, Муравьевых. Даже теща Пушкина, помещица Наталья Гончарова. Она много лет была прихожанкой местного храма.

«Отметилась» святыня и в большом кино. На территории монастыря режиссер Сергей Бондарчук снимал «Пожар Москвы» — одну из серий знаменитой киноэпопеи «Война и мир». Многие жители Волоколамского района участвовали в массовке и вспоминают, как в перерыве между съемками артисты играли с местными мальчишками в футбол. Особенно любил погонять мяч Вячеслав Тихонов, исполнитель роли Андрея Болконского.

Расписание служб

6:30Начало Братского молебна у мощей преподобного Иосифа, монашеское правило и Божественная литургия
7:30Монашеское правило, молебен и Божественная литургия (по субботам, воскресеньям и церковным праздникам)
17:00Вечернее богослужение. По воскресеньям читается акафист преподобному Иосифу

Чайная открыта с понедельника по пятницу с 10:00 до 16:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 16:00.

Магазин работает с 10:00 до 17:00, без выходных.

Монастырская гостиница — с 8:00 до 22:00, без выходных.

Заказать экскурсии можно с 11:00 до 16:30. В воскресенье и в дни церковных праздников экскурсии проводятся после литургии, в 11:30-12:00. Однодневная экскурсия из Москвы с посещением монастыря стоит 1500-1900 рублей.

Экспертное мнение

Татьяна Бабурова, директор музея «Волоколамская земля»:

«Монастырь спасли дети»

— В советские годы монахи не жили в монастыре, здесь создали приют для детей, оставшихся без семьи. И вот представьте: ребята, вооружившись кистями и ведрами с краской, замазывали зеленой и голубой краской прекрасные росписи Иосифо-Волоцкой обители. Однако оказалось, что дети таким образом сохранили лики святых: они остались под слоем краски и дошли до наших дней.

В 1941 году немцы захватили монастырь и оторвали иконостас в храме: его вид поражал красотой любого. Ценность была бы потеряна, если не детдомовский мальчишка Вася Костиков. Его эвакуировали вместе со всеми, когда пришли немцы, но он сбежал, вернулся в родное Теряево и стал героем. Вася увидел у врагов ящик, в который они погрузили иконостас, и заменил его похожим ящиком, только с хламом.

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

История

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь вблизи Волока Ламского (ныне – город Волоколамск Московской области) основан великим русским святым преподобным Иосифом Волоцким в 1479 г. Преподобный Иосиф (1439-1515), будучи человеком неравнодушным к проблемам и трудностям мира, был твёрдо убеждён, что монастыри должны быть центрами просвещения и благотворительности. Монастырь помогал окрестным жителям во время бедствий и неурожаев, содержал богадельню и приют для сирот.

При преподобном Иосифе монастырь стал крупнейшим центром культуры Древней Руси. Здесь собирались и переписывались книги, библиотека монастыря не знала себе равных.

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в с.Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушел со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 в. в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих».

Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сохранив для Московской Руси православную веру, не допустив расколов и разногласий, преподобный Иосиф содействовал укреплению, в том числе и территориальной целостности, нашей страны и географическому расширению России».

Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Черный, Кассиан Босой, Фотий. Насельниками монастыря были архиепископы Казанские Гурий и Герман.

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сложившийся в ХУ-ХУП веках, сохранивший свою цельность. Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооруженная в 1504 году, в которой в 1-й половине ХVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Уникальная колокольня XV-XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками, изящная Петропавловская церковь на богато декорированных Святых вратах, прекрасный, большого объема Успенский собор на высоком белокаменным подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружен великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1909 году палехскими мастерами. На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала ХХ века.

В 1572 году явила себя чудом попринесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.

Мощи преподобного Иосифа Волоцкого были обретены в месте его погребения под стеной Успенского собора в 2001 году — Божиим промыслом 31 октября, во время всенощного бдения под день его памяти.

Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь. Возглавлял обитель до ноября 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (+ 4.11.2003 г.).

В 2004 году наместником монастыря назначен игумен Сергий (Воронков). В 2012 году Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумен Сергий удостоен сана архимандрита.

В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. Подходят к завершению работы по реставрации древнейшего памятника – храма Богоявления с Трапезной палатой (нач. ХУ в.). Особое внимание уделяется реставрации Успенского собора, где 27 сентября 2015 г. праздничное богослужение в честь 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В первые же годы монастырь столкнулся с немалыми трудностями. Кризисная ситуация в стране, конечно, сказывалась на жизни и быте насельников монастыря. Помещений, пригодных для проживания и совершения богослужений практически не было. Значительные средства требовались на ремонт и реставрацию. Одновременно в монастырь потянулись и местные сельские жители, оказавшиеся без зарплат и пенсий. Им необходимо было помогать. Первый игумен монастыря митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим поставил задачу – постараться прокормить себя своими руками. Таким образом, уже в начале 90-х годов были заложены основы хозяйственной деятельности обители. Были устроены огороды с теплицами, ферма, курятник, посажены плодовые деревья и кустарники, заведена пасека. В одной из башен оборудовали свечное производство. Организовали швейную мастерскую, обеспечивающую внутренние потребности монастыря, столярную мастерскую. В настоящее время на монастырской ферме около 15 коров. Молоко перерабатывает молочный цех, где делают кефир, сметану, масло, творог, сыр, полностью обеспечивая потребности насельников монастыря. Пасека имеет около 30 ульев. Меда хватает и для нужд братии, и для продажи. На огородах выращивается картофель, морковь, лук, чеснок, свекла, капуста, кабачки, тыква, огурцы, помидоры, перец, зелень. Фруктовый сад ежегодно дает большой урожай яблок и груш, ягод. Грибами монастырь снабжают богатые окрестные леса. Не забывает монастырь и о паломниках. В трапезной для них готовят разнообразную выпечку, делают квас и сбитень. В монастырском скиту налажена выпечка хлеба.

Как это было и раньше, насельники монастыря сочетают молитву с трудами. Монастырское обширное хозяйство требует к себе много внимания, поэтому не все насельники имеют возможность для посещения богослужений. Хотелось бы, чтобы было более благоприятное, не в ущерб духовной жизни, сочетание трудовых обязанностей и молитвы. Всегда в монастыре желанны трудолюбивые люди, готовые к послушанию и любящие молитву.

Наместник

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Оформление восточного фасада церкви Петра и Павла характерно для конца XVII в. Алтарная часть имеет две апсиды, поскольку примыкает к крепостной стене, но воспринимается как симметричная постройка: кажется, что ещё одна апсида с парным изразцовым столбом скрыта от глаз. В этом сказалось стремление к ясной симметрии с укрупнённым центральным звеном и органическое приспособление к общей нерегулярности постройки. В декоративном убранстве также сочетаются регулярные и нерегулярные черты, разнообразные архитектурные формы и виды декора: фигурные украшения из кирпича штучного набора чередуются с муравлеными и ценинными изразцами. Особенно выделяется в этой композиции круглый столб, разделяющий апсиды.

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены “хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами, рельефно выделенными тимпанами. Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. Композиционно выделены вертикали, восьмигранные барабаны уподоблялись столпу звонницы, стоявшей рядом с собором. Общая вертикальная устремлённость отчётливо просматривается и снаружи, и внутри храма. В это время зодчие стремятся увеличить вместимость и освещённость храма. В связи с этим появляется обилие окон большого размера. Они обрамлены наличниками с “разорванными” фронтонами. Многоцветные изразцовые пояса помещены на стенах храма в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Эти пояса подчёркивают горизонтальные тяги, делящие фасад на ярусы. Во фризе, завершающем стены собора, расположен пояс “павлинье око”, а из отдельных изразцов этого фриза сложены пояса, размещённые посредине фасада, на барабанах и на крыльце западного входа. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Эти клейма разделены изразцовыми колонками с тонким изящным орнаментальным рисунком по белому, жёлтому, зелёному фону. Изразцы галерей объёмны и выглядят как небольшие рельефные вставки.

Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.

В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Иосифо-Волоцкий, или Волоколамский ставропигиальный мужской монастырь

Иосифо-Волоцкий монастырь (Волоколамский) — древняя православная обитель, привлекающая туристов и паломников со всей страны. За шесть веков существования он пережил много плохого и хорошего. Основан он был в Смутные времена (XV век), и поэтому все здания окружают мощные и неприступные, как у крепости, стены.

Основание монастыря

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь начинает свою историю с 1479 года. Именно тогда преподобный Иосиф начал работы по основанию обители. Создана она была во имя Успения Божией Матери. Относился к Новгородской епархии. Профинансировал строительство князь Борис Васильевич, правивший с 1462 по 1494 год.

Когда Волоцкий князь умер, на престол взошел его наследник — Федор Борисович, который конфликтовал с Иосифом. Иосиф был хорошо знаком с Государем всея Руси Василием Ивановичем и митрополитом всея Руси Симоном. Именно к ним он и обратился, для того чтобы перевести монастырь в состав Московской епархии. Но это решение не поддерживал архиепископ Великоновгородский и Псковский Серапион.

Первый каменный собор был построен в самом начале. В настоящее время на его месте располагается соборный храм во имя Успения Божией Матери. Стиль возведенного здания — московское барокко.

Когда был основан монастырь, в нем появилась церковь, которая простояла ровно семь лет, после чего была заменена каменным собором. Росписью занимался популярный в то время живописец по имени Дионисий. Еще через четыре года возле собора появилась восьмигранная колокольня, которая послужила затем прообразом колокольни Ивана Великого в столице. В нижнем ярусе был расположен храм Смоленской Одигитрии. Почти все сохранившиеся постройки были созданы в XVI—XVII вв.

В 1543 году игуменом монастыря стал Гурий. В его обязанности входило руководство братией, чем он занимался в течение девяти лет. Именно в то время принял постриг будущий архиепископ Казанский и Свияжский — Герман. После того как Иван Грозный в 1552 году завоевал Казань и учредил там архиерейскую кафедру, Гурий перешел туда и стал архиепископом.

В XVI веке монастырь был очень популярен. Его посещали и цари, и простолюдины. Кроме того, здесь держали в заключении врагов страны и еретиков. Там отбывали наказание:

  • Духовные и политические деятели.
  • Писатели и переводчики.
  • Князья.
  • Деятели старообрядчества и многие другие.

Смутные времена

В Смутное время страной правил Василий Иванович Шуйский, а монастырь был на его стороне. В 1606 году обитель осадил предводитель восстания Иван Исаевич Болотников. Через три года сюда пришли поляки. В 1610 году обитель удалось занять воинам полковника Рожинского, соратнику Лжедмитрия II. Сражаясь с противниками, Рожинский крайне неудачно приземлился на бок, в который он незадолго до этого был ранен. В результате швы разошлись, и спустя пару дней он умер.

Командование перешло к ротмистру Руцкому, который выбил из монастыря русско-шведское войско под руководством воеводы Валуева и генерала Горна.

Когда князь Дмитрий Шуйский потерпел поражение в битве под Клушином 24 июня 1610 года и в Москве произошло восстание, Василий Шуйский потерял трон. Это произошло 17 июля, когда часть боярства и дворянства насильно постригли в монахи. Причем Василий Иоаннович отказался произносить монашеские обеты. Он был отправлен в Иосифо-Волоцкий мужской монастырь.

Братья Василия Шуйского были отправлены в крепость Белую. В сентябре того же года князя и его братьев передали польскому полководцу Жолкевскому, который победил русско-шведскую армию при Клушине.

В период русско-польской войны в монастыре держали под стражей воинов Речи Посполитой. Во время сражений с Наполеоном там находились пленные французы. Долгое время в Волоколамском монастыре Иосифа Волоцкого обучались поповские сыновья.

В соборе Успения Пресвятой Богородицы покоятся мощи святого Иосифа. Кроме того, в монастыре находятся захоронения других известных людей:

  • Князя Ивана Борисовича Рузского.
  • Федора Борисовича Волоцкого.
  • Митрополита Даниила.
  • Новгородского архиепископа Феодосия.
  • Помощника Ивана Грозного — Малюты Скуратова.
  • Тещи Александра Сергеевича Пушкина — Натальи Ивановны Гончаровой.

Помимо захоронений, в монастыре находилась огромная по тем временам библиотека, где, кроме книг, хранились различных грамоты, рукописи, акты и прочие документы старых времен. Еще там находились очень редкие предметы.

Весной 1858 года в губерниях, находящихся в центральном округе, произошли крестьянские волнения, так ходили слухи о проведении Крестьянской реформы. Еще через год пошла волна трезвенных волнений — крестьяне и мещане не соглашались с откупной системой. Непосредственно возле Иосифо-Волоколамского монастыря большая толпа людей разнесла заведения, где подавались горячительные напитки. Крестьян собралось около 3 тысяч человек.

До отречения от своего престола Николая II на территории монастыря проводили ярмарки Калеевской волости. После того как произошла Октябрьская революция, монастырь переделали в коммуну. Так поступали со всеми монастырскими и помещичьими землями. Председателем трудового братства был назначен иеромонах Пафнутий. Обитель проголосовала за него единогласно.

Через пять лет коммуна была распущена, а монастырь закрыли. Все грамоты, книги, письменности и документы были распределены по следующим местам:

  • Российский государственный архив древних актов.
  • Государственный исторический музей.
  • Российская государственная библиотека.
  • Институт российской истории РАН.

После того как монастырь закрыли, в зданиях поселили детей из детского дома. Братский корпус определили под Детгородкоскую школу. В соборе появился кинозал, за которым были спрятаны все иконы.

Стоит отметить, что территория монастыря всегда был разной. До 30-х годов прошлого столетия он был в составе Буйгородской волости, после — на землях Волоколамского района. Сейчас он находится близ села Теряевское.

Великая Отечественная война

В самом начале Великой Отечественной войны почти всех детей эвакуировали, некоторые детдомовцы погибли во время путешествия. Когда в 1941 году группа армий «Центр» пошла завоевывать Москву, на их пути стал советский Западный фронт. Осенью 1941 года Волоколамское направление играло большую роль в обороне столицы. Задача сохранить его выпала на долю 16-й армии, которой руководил Герой Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. Сам монастырь был занят воинами Красной Армии.

Бои в области Можайской линии обороны были очень упорными, но, к сожалению, бойцам Западного фронта не удалось удержать наступление четвертой немецкой армии и четвертой танковой группы. Красной армии пришлось отступать к Москве.

Руководство приказало инженерным войскам сконструировать заграждения, направленные против танков и пехоты врага, установить мины и фугасы, сделать все возможное для затруднения передвижения противника. В итоге удалось разрушить большой участок дорог и шоссе, около трех сотен мостов. Потрачено было 640 фугасных снарядов, более 100 тыс. тонн взрывчатого вещества, расставлено десятки тысяч различных мин.

Когда Красная армия отступала, солдатам приказывали разрушать различные постройки, с которых открывался широкий обзор. Собственно, так и поступили с колокольней Смоленской Одигитрии, построенной в 1495 году. В хорошую погоду с нее имелась возможность разглядеть Москву. Армии Гитлера удалось захватить Теряево, монастырь и все близлежащие деревни к октябрю.

Однако уже 6 декабря начался первый этап наступательной операции Советских войск, в ходе которой был освобожден Иосифо-Волоцкий монастырь. В этой масштабной операции участвовало 200 тыс. солдат, из них 88 тыс. погибло.

После того как его освободили, туда вернулся детский дом. Были проведены реставрационные работы, но уникальную колокольню так и не восстановили.

Современная жизнь

Возвращение монастыря РПЦ случилось 15 мая 1989 года. Статус ставропигиального был получен в 1999 году. Первым настоятелем после возвращения был митрополит Питирим. Он стоял во главе до зимы 2003 года.

12 июня 2003 года в монастыре были вскрыты мощи Иосифа Волоцкого, которые были положены в раку Успенского собора. Вскрытием могилы занимались археологи, которые затем передали мощи на исследование. Исследовали мощи судмедэксперты, доктора наук и прочие научные сотрудники.

Еще через год в монастырь были доставлены вериги все того же Иосифа Волоцкого, хранившиеся до этого в государственном бюджетном учреждении культуры «Новый Иерусалим», а еще ранее — в «Волоколамском кремле». Святой носил их под одеждой. Сейчас вериги доступны на территории Успенского собора, им можно поклоняться у южной стены.

Через два дня после получения вериг Иосифо-Волоколамский монастырь посетил патриарх Алексий II. Он провел Божественную литургию.

В июне 2009 года возле монастыря построили памятник преподобному Иосифу, материал изготовления — бронза и камень. Работой занимался скульптор Сергей Исаков.

Еще в 1954 году из монастыря была вывезена Волоколамская икона Божией матери и передана в Центральный музей древнерусской культуры. В 2007 году в обитель была доставлена икона, написанная по образу и подобию оригинальной. Создал ее иконописец С. И. Фомин.

Способы добраться

Адрес обители: с. Теряево, р-н Волоколамский, Московская область. На собственном транспорте можно доехать до обители по Новорижскому шоссе, где на 98-м километре нужно повернуть направо по направлению к станции «Чисмена». Когда будет преодолен железнодорожный переезд, нужно будет ехать в село Теряево. Впрочем, заблудиться будет трудно, так как везде стоят указатели «Иосифо-Волоцкий монастырь».

На общественном транспорте добраться еще легче — возле метро «Тушинская» ходит автобус до города Волоколамска и электричка до станции «Чисмена». В городе или на станции нужно сделать пересадку и ехать до села.

В самом монастыре есть небольшое кафе, работающее по выходным и большим церковным праздникам. Там продается чай, кофе, молочные напитки, выпечка, горячего обеда, к сожалению, нет. Проводятся экскурсии, заказывать которые нужно заранее. Если сроки прибытия передвигаются, то нужно обязательно отправить сообщение в Паломнический центр. Если люди приедут без предварительного уведомления, то им могут отказать в экскурсии.

Транспорт нельзя оставлять непосредственно у стен обители, его нужно припарковать на специально отведенных участках. Существует определенный дресс-код: запрещены короткие юбки, шорты, открытые плечи. В холодное время года рекомендуется одеваться как можно теплее, ведь в Волоколамском районе прохладнее, чем в Москве.

Каждую группу посетителей должен сопровождать гид Паломнического центра. За каждого взрослого человека придется заплатить по 100 рублей, пенсионеры, школьники и студенты платят по 50 рублей. Если в группе меньше 10 человек, то нужно внести 1 тыс. рублей. Если есть какие-либо финансовые затруднения, то можно обговорить цену.

У монастыря есть подворье в Москве. В частности, там расположен храм князя Александра Невского, Владимира Киевского и другие.

По всем вопросам можно обращаться по телефону: +7 985 779 5565, также у монастыря есть официальный сайт, который находится по адресу: iosif-vm. ru. Там можно найти расписание службы и другую информацию о богослужении. Кроме того, краткую информацию о монастыре можно найти на Википедии.

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Иосифо-Волоцкий монастырь. Русская крепость. И первая тюрьма для инакомыслящих.

Русские крепости – одна из самых любимых целей моих путешествий. Какие бы они ни были, они всегда интересны и красивы, будь то просто крепости, внешние крепостные стены городов, или укрепленные монастыри. В маленьких провинциальных городах России их сохранилось довольно много, потому что города не снесли их, расширяя зону застройки. И находятся они часто в стороне от оживленных дорог, поэтому большинству россиян остаются плохо известными. Вот и путешествуем мы по России, выезжая на выходные из Петербурга, изучаем, а потом другим рассказываем.

Идея посетить три монастыря-крепости на севере Подмосковья у меня возникла давно, месяца три назад, когда я обнаружил, что три старинных города – Волоколамск, Звенигород и Истра – расположены относительно недалеко друг от друга, а вместе с ними – и три крепости-монастыря. Собрался с силами, провел агитацию среди путешественников, набрал группу, и собрались мы в путь. Первым на нашем пути был Иосиф-Волоцкий монастырь, что стоит недалеко от Волоколамска, и первая часть моего рассказа будет посвящена именно ему

Итак, мы выехали из Петербурга в 23.00. Ехали не спеша, с тремя остановками на заправках, и в селе Теряево оказались около 10 утра. Именно здесь расположен этот монастырь-крепость, в 20 километрах от города Волоколамска.

Погода была совершенно ужасной – холод, ледяной ветер, временами кидающий снег в лицо. Но раз приехали, надо идти и осматривать исторический памятник. По традиции, начинаем обход крепостных стен снаружи. Перед нами первая из башен. Башни внушительные, не декоративные

Идем дальше. Смотрим следующую башню

Монастырь был основан в 1479 году. Первоначально подчинялся Новгородской епархии. Но в те годы Новгород стремительно терял свой статус – московский князь Иван Третий провел против него военный завоевательный поход, казнил боярскую верхушку, лишил независимости республику. Все это быстро понял Иосиф, и когда сын Ивана Третьего Василий уже замахнулся и на Псковскую республику, и стало ясно, что Москва – это новый центр силы, Иосиф Волоцкий предал свою епархию, и попросил принять его с монастырем в московскую. Однако иначе и быть не могло: Москве нужна была сильная крепость на границах, тем более что тут рядом начиналась территория Литовского княжества. Сам Иосиф так захотел, или ему намекнули, чтоб его монастырь подчинился Москве, став ее по сути военной базой – уже не известно, но у Москвы появилась еще одна пограничная крепость, в дополнение к тем крепостям-монастырям, что настроили до этого ученики Сергия Радонежского

Иосиф-Волоцкий монастырь – место крайне мрачное, как и его основатель. Святой Иосиф Волоцкий,, основатель монастыря, был организатором первых массовых репрессий в России, первых преследований инакомыслящих. По сути, это был глава нашего варианта инквизиции, причем пожестче, чем было во многих странах Европы. Он мог бы вполне соперничать с испанским Торквемадой, жившим примерно в те же годы. У нас принято его почитать за то, что он “помог избежать раскола в православии”. Ну как помог, при этом не уточняют, а методы были самыми зверскими – кого-то сжигали на костре, кого-то пытали или морили голодом до смерти, в самом гуманном случае – запирали в башне того самого монастыря, который он основал, и держали там долгие годы.

В основном его противники были такие же православные, расходившиеся с ним по принципиальному вопросу: они считали, что церковь не должна давать деньги в долг под проценты, чем занимался Иосиф Волоцкий, а также считали, что монахи должны жить скромно, обеспечивать себя своим трудом, а не накапливать богатства, как Иосиф Волоцкий и его сторонники, прозванные позже “иосифлянами”. За такие естественые для христиана мысли люди становились смертельными врагами влиятельному игумену, и он начинал жесточайшее политическое преследование противников. Так оказались узниками его монастыря-крепости Вассиан Косой, вольнодумец княжеского происхождения, посмевший возражать против хапужничества и ростовщичества иосифлян (был заточен в башне и доведен истязаниями до смерти), Максим Грек, греческий публицист, критиковавший нравы русских монахов, и многие другие.

Как это ни смешно, Иосиф Волоцкий во времена Ивана Грозного, еще одного мучителя, был канонизирован (нашел себе Иван Грозный родственную душу среди православных деятелей!), а при патриархе Кирилле в 2009 году – стал почитаться как покровитель предпринимателей. Палач и барыга – дважды уважаемый человек в русском православии.

Монастырь был и крепостью, и местом заточения узников

Возле стены нас облаяла стая местных собачек, большинство из которых были щенки, а остальные – жалкие дворняги, которые сами нас боялись, но им надо было погавкать, чтоб заработать у хозяина корм. Одна из них спозировала мне на фоне башни крепости. Когда мы пошли в их сторону, они расступились и ушли.

Башни монастыря не только очень мощные, но и представляют собой произведение искусства.

Дальше стена монастыря выгибается по форме пруда. Значит, пруд такой же древний, как и эти стены. Возможно, раньше тут было озеро или река, а прудом все это стало позже. Иначе трудно понять, почему было не выровнять местность, засыпав часть пруда, чтоб стена была прямой

В Смутное время крепость выдержала несколько штурмов польских войск. Во время одного из них полякам все же удалось на короткое время занять крепость, но после они были выбиты русско-шведским войском, которое под командованием полководцев Скопина-Шуйского и Делагарди очень успешно очищало Россию от поляков – до тех пор, пока царь Василий Шуйский не обманул шведов с жалованьем за службу, а Скопин-Шуйский не был им отравлен. Но в тот момент никто еще об этом не знал, поляки были повержены, а монастырю в честь того события подарили пушки, которые мы потом увидим внутри

А потом произошло событие, которое еще больше бросило тень на историю этого места. Бездарный царь Василий Шуйский был свергнут боярами, которые были в ужасе от наступающих толп войска Лжедмитрия Второго. Они предпочли договориться с поляками, которые были союзниками Лжедмитрия, так как уж лучше поляки, чем войска из разбойников, всякой голытьбы, агрессивного простонародья. По сути, Москва объявила войну своему же народу, призвав на помощь иностранцев. Бояр можно понять – крестьянско-казачья орда творила много ужасов, но и поляки сюда пришли худшего сорта – тоже искатели приключений, грабители, мародеры, всякий сброд. Семибоярщина надеялась, что править Россией будет приглашенный из Польши королевич Владислав. А с ним уже придет нормальное польское войско – и наведет порядок, выгнав и польские отряды разных полевых командиров, и крестьянские банды. Василий Шуйский был отправлен в заточение в этот же самый монастырь, который только что сражался под его знаменами

Заставить царя уйти от власти можно было двумя способами. Убить, как сделали Шуйские, и другие бояре, с Федором Годуновым и Лжедмитрием Первым, которых они предали. Или постричь в монахи, что выглядело снаружи более пристойно. Шуйского насильно сделали монахом, хотя он кричал и сопротивлялся. И монах оказался в монастыре в качестве узника, но официально – был частью братии

А когда появились поляки, другие монахи взяли – и выдали им Шуйского, переодев в мирские одежды. Типа, не брат он нам.

В польском плену Василий Шуйский и его брат Дмитрий быстро умерли, скорее всего они были отравлены. Печально, что монастырь стал одним из участников тех кровавых и жутких событий, ввязавшись в политическую игру гражданской войны

Недалеко от входа в монастырь памятный камень в честь 200-летия победы над Наполеоном

Входим внутрь монастыря через надвратную церковь

Здесь много табличек с информацией об архитектурных памятниках монастыря, в том числе и об этой церкви

Похожие есть много где, например в Валдайском монастыре. Такая церковь одновременно являлась и башней крепости, защищавшей ворота

У входа стоит ледяная скульптура

Интересное дерево здесь растет: листва с него не опадает!

Видна вдали мощная крепостная стена

Успенский собор, 1682 года постройки

В то время соборы часто строили в таком стиле

Трапезная 1504 года постройки – самое древнее строение монастыря. Это здание помнит самого Иосифа Волоцкого

Она же издалека

Вид с другой стороны

И еще с одной стороны

Те самые пушки, установленные тут в память о победе над поляками

Крепостная стена. Одна из наших путешественниц на нее залезла и погуляла, но я к сожалению в это время ел вкусные булочки в местном кафе (но они и правда очень вкусные, меня можно понять!)

Стены весьма надежные и мощные. После ужасов Смутного времени все монастыри укреплялись по полной программе. Тем более, что они были тогда сосредоточением богатств, центрами экономической жизни

Самая мощная башня крепости называется Германова. Когда-то в ней были ворота, через которые заезжали в крепость. Поэтому она и построена такой мощной – чтоб защищать вход.

Пишут, что в ней часто содержали политических узников

Территория монастыря-крепости довольно большая. Под защитой крепостных стен были не только церкви и монахи, но и их огороды, хозяйственные и жилые строения

Братский корпус, построенный в 1915 году, незадолго до революции, которая надолго уничтожила духовную жизнь в России

Один из монахов (или монахинь) монастыря недоволен, что я пришел в обитель без сосиски.

Но другой (или другая?) согласен мурлыкать и бесплатно

В Успенском соборе зимой открыт только нижний храм, верхний открывают лишь летом. Вход в нижний храм идет через эти арки

В туалете (он, кстати, бесплатный, в отличие от Новоиерусалимского монастыря) в каждом помещении наряженная елка. Вот эта страсть к красоте и облагораживанию пространства вокруг себя, даже в туалете, вызывает уважение!

У входа стоит памятник Иосифу Волоцкому. Началась метель, и сфотографировать его четко не удалось

Лично мне не по себе от того, что такие люди провозглашаются святыми.

Наше групповое фото у стен русской крепости. Несмотря на мрачную историю, это место очень красивое и интересное. И оно – памятник той суровой и жестокой эпохи, в которую возникло. И это образец умения русских мастеров строить красиво, мощно и надежно

Иосифо-Волоцкий монастырь

Ио́сифово-Во́лоцкий монасты́рь, или Ио́сифо-Волокола́мский Успе́нский монасты́рь, — православный мужской ставропигиальный общежительный монастырь. Расположен в селе Теряево Волоколамского района Московской области России в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска.

Содержание

История

Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Принадлежал Новгородской епархии. Средства на постройку монастыря дал князь Борис Васильевич Волоцкий (1449—1494). После смерти Бориса Васильевича князем стал его сын Фёдор Борисович, с которым у Иосифа возникли разногласия. В феврале 1507 года Иосиф, лично знакомый с Великим князем Василием III, обратился к нему и к митрополиту Московскому Симону с просьбой о переходе монастыря в Московскую епархию. Это вылилось в конфликт с архиепископом Новгородским и Псковским Серапионом.

В XV веке был построен Первый каменный собор. На его месте сейчас находится соборный храм во имя Успения Божией Матери (1688—1696 годы), выстроенный в стиле московского барокко.

В год основания монастыря в нём появилась первая деревянная церковь, которую уже в 1486 году сменил каменный собор. Его расписывал выдающийся русский живописец того времени Дионисий. В 1490 году рядом с собором была сооружена восьмигранная колокольня — прообраз колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В её нижнем ярусе находился храм Смоленской Одигитрии (1495 год).

Основные сохранившиеся постройки относятся к XVI—XVII векам. Из других сооружений: Трапезная палата с церковью Богоявления (1504 год), надвратная церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1679 год), скит с храмом Всех Святых (1856—1860 годы). Над созданием изразцовых украшений работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Солотчинском монастырях.

В 1543 году игуменом обители стал Гурий. Он управлял братией в течение девяти лет, при нём в монастыре принял постриг святитель Герман. После покорения Казани в 1552 году и учреждения там архиерейской кафедры, Гурий по жребию был избран на неё архиепископом.

В XVI веке монастырь приобрёл особую известность. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков.

В монастыре были заточены многие знаменитые в истории личности: инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой), Максим Грек, царь Василий Иванович Шуйский, еретики Матвей Башкин и Василий Курицын; здесь провёл свои последние годы видный деятель раскола Герасим (Фирсов) [1] .

Смутное время

В Смутное время Иосифо-Волоцкий монастырь поддерживал правительство Василия Шуйского. В 1606 году монастырь был осаждён войсками Болотникова.

В 1609—1610 годах монастырь был осаждён польскими отрядами. В 1610 году монастырь занял отряд полковника Рожинского, сподвижника Лжедмитрия II — «тушинского вора». В марте 1610 года в монастыре случилась небольшая стычка поляков с монастырскими служками и крестьянами. Отбиваясь от них, Рожинский неудачно упал на простреленный под Москвой бок. Раны открылись, и спустя несколько дней неудачливый авантюрист умер. Его отряд, оставшийся под началом ротмистра Руцкого, выбили из монастыря русско-шведские войска во главе с воеводой Валуевым и генералом Горном. В память об этом событии монастырю были оставлены пушки, отбитые у поляков, из которых в праздничные дни производился салют.

Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином от армии Сигизмунда 24 июня ( 4 июля ) 1610 и восстание в Москве привели к падению Василия Шуйского. 17 (27) июля 1610 частью боярства, столичного и провинциального дворянства (см. Семибоярщина) Василий IV Иоаннович был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи, причём отказался сам произносить монашеские обеты. Бояре отправили бывшего царя в Иосифо-Волоцкий монастырь, где он какое-то время содержался под стражей в Германовой башне, а его братьев — в крепость Белую, откуда удобнее было переправить их в Польшу.

В сентябре 1610 Василий Шуйский был выдан (не как монах, а в мирской одежде) польскому гетману Жолкевскому, который вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана в октябре под Смоленск, а позднее в Польшу.

Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года — пленные французы. С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников.

В монастыре покоятся мощи преподобного Иосифа; также погребены князья Иоанн и Феодор Борисовичи Волоцкие; митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным; архиепископ Новгородский Феодосий; глава опричников Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский); помещица села Ярополец Н. И. Гончарова (тёща А. С. Пушкина).

Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.

В феврале-марте 1858 года в центральных губерниях в связи со слухами о «воле» начались крестьянские волнения. Весной 1859 года начались трезвенные волнения — массовый протест в 1858—1859 годах податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку. Так, 31 мая 1859 года в Волоколамском уезде Московской губернии трёхтысячная толпа разгромила питейные заведения на ярмарке близ Иосифо-Волоколамского монастыря.

1895 год — настоятель архимандрит Сергий.

1903 год — настоятель архимандрит Геронтий, казначей и эконом — иеромонах Ираклий.

1907 год — настоятель архимандрит Нифонт, казначей — иеромонах Ираклий, исполняющий должность эконома — иеродиакон Мелетий, благочинный монастыря — иеромонах Павел. Число братии — 65 монахов.

1908 год — те же, но казначей — иеромонах Пафнутий.

До 1917 года монастырь был местом проведения ярмарок Калеевской волости Волоколамского уезда.

После Октябрьской революции 1917 года монастырь был преобразован в «Иосифовскую сельскохозяйственную трудовую коммуну». Председателем коммуны монахи единогласно избрали своего казначея иеромонаха Пафнутия.

В 1922 году коммуна была ликвидирована, монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в Санкт-Петербурге — в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН.

До 1929 года монастырь территориально находился в Буйгородской волости Волоколамского уезда Московской губернии. После 1929 года монастырь находится на территории Волоколамского района Московской области. Ныне — территория Волоколамского городского округа.

После закрытия монастыря на его территории расположился детский дом, в братском корпусе разместилась Детгородковская средняя школа. Успенский собор был приспособлен под кинозал. Иконостас с древними иконами был загорожен киноэкраном.

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны основная часть детдомовцев была эвакуирована, многие дети погибли в пути.

30 сентября 1941 года группа армий «Центр» начала наступление на Москву (операция «Тайфун»). Им противостояли войска Западного фронта РККА. К середине октября 1941 года Волоколамское направление стало одним из важнейших. Его оборона была возложена на 16-ю армию генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского. Территория монастыря была занята войсками Красной армии.

Несмотря на упорное сопротивление советских войск, к концу октября 1941 года немецким войскам 4-й армии и 4-й танковой группы удалось сбить соединения Западного фронта с Можайской линии обороны практически на всём её протяжении и постепенно оттеснять их к Москве.

Согласно приказу Ставки Верховного главнокомандования от 17 ноября [2] оперативно-инженерной группе № 2 была поставлена задача создать противотанковые и противопехотные заграждения по основным направлениям: Теряева Слобода, Клин, Рогачево, Дмитров и Истра, Солнечногорск, Яхрома. Ей разрушено 183 км шоссе и дорог, взорвано и сожжено 310 мостов, протяженностью 4800 м, взорвано 640 фугасов, установлено 52 600 противотанковых мин, израсходовано 102 т взрывчатых веществ. При отступлении Красной армии была взорвана колокольня с находящимся в её нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 год), с которой в ясную погоду можно было увидеть Москву.

В конце октября части вермахта заняли и Теряево, и монастырь, и все окрестные деревни.

18 декабря 1941 года территория монастыря освобождена бойцами 84-й отдельной морской стрелковой бригады 1-й Ударной армии Западного фронта в ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции. После освобождения в монастырь вернулся детский дом.

Монастырь реставрировался, однако не полностью. До сих пор не восстановлена уникальная колокольня.

Возрождение. Современная жизнь

Возвращён Русской Православной Церкви 15 мая 1989 года; с 1999 года имеет статус ставропигиального. До ноября 2003 года настоятелем обители был митрополит Питирим (Нечаев).

12 июня 2003 года в Иосифо-Волоцком монастыре открыты мощи преподобного Иосифа Волоцкого и положены в раку в нижнем храме Успенского собора. Погребение вскрыто археологами Ю. А. Смирновым, М. В. Фроловым и П. Е. Русаковым на глубине 225 см — там, где по преданию похоронен преподобный Иосиф Волоцкий. Детальное медико-криминалистическое исследование мощей по благословению митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима провели: Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор В. Н. Звягин; судмедэксперты М. Е. Березовский, Н. В. Нарина, С. А. Аунапу; антрополог М. А. Григорьева и другие научные сотрудники.

12 июня 2004 года в Иосифо-Волоцкий монастырь переданы вериги преподобного Иосифа Волоцкого, которые до того хранились сначала в историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» в Истре, а затем — в музейно-выставочном комплексе «Волоколамский кремль». В настоящее время вериги находятся в Успенском соборе монастыря, у южной стены и доступны для поклонения.

14 июня 2004 года монастырь, отмечавший 525-летие со дня основания, посетил Патриарх Алексий II и совершил Божественную литургию в Успенском соборе [3] .

14 июня 2009 года около монастыря (с южной стороны) открыт памятник преподобному Иосифу — бронзовая скульптура в полный рост трехметровой высоты на двухметровом каменном постаменте. Скульптор — Сергей Исаков.

13 октября 2009 монастырь посетил Патриарх Кирилл и совершил Божественную литургию в Успенском соборе.

C декабря 2004 г. наместник монастыря — архимандрит Сергий (Воронков).

При монастыре действует гостиница на 120 человек.

16 июля 2015 года состоялось заседание Попечительского совета, возглавляемого Патриархом Кириллом, на котором был избран его Председателем губернатор Московской области А. Ю. Воробьёв [4] [5] .

2015-й год является годом 500-летия со дня преставления основателя монастыря — св. прп. Иосифа Волоцкого.

Подворье в Москве

Храм святого благоверного князя Александра Невского. Проектировщик — НИИПРОЕКТ. В стадии строительства. Вместе с тем в подклете храма богослужения начались с 2017 года. Проект храма исполнен в традициях псково-новгородской школы, с тремя этажами (подвалом, подклетом и основной частью храма), с гульбищем и звонницей. Вместимость — 500 человек.

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Действующий, вместимость 200—250 человек. Автор проекта — Сергий (Храмешин). Начало постройки — 2017 год, завершение — 2018 год, освящён в 2018 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископом Бронницким Парамоном (Голубкой).

Часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира Киевского.

Комплекс духовно-образовательного центра подворья Иосифо-Волоцкого монастыря в Москве

Находится в стадии проектирования и строительства.

Исторические здание подворья

Главное здание подворья находится на улице Ильинке. В настоящее время идёт возвращение здания в собственность монастыря, находящегося в пользовании Федерального казначейства Российской Федерации.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Биржевой площади (пересечение улицы Ильинки и Богоявленского переулка). Её часть (арки, фундамент, подклет, подвал) была обнаружена в результате проводимых раскопок в 2017 году. Церковь была сложена в 1550-х годах во время правления царя Ивана IV Грозного. По мнению московского искусствоведа Александра Иванова, «Церквей XVI века в принципе очень мало сохранилось в Москве, любое такое здание даже на уровне археологии — большая и ценная находка» [6] .

Благочинным подворья с 2017 года является ректор Славяно-греко-латинской академии Сергий (Храмешин) [7] .

Читайте также:  Борисоглебский монастырь в Торжке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности
Ссылка на основную публикацию
Монастырь
Иосифо-Волоцкий

Вид на монастырь через озеро
Страна Россия
СелоТеряево, Волоколамский район, Московская область
Конфессияправославие
ЕпархияМосковская
Типмужской
ОсновательИосиф Волоцкий
Дата основания1479 год
Реликвии и святынимощи и вериги преподобного Иосифа, Волоколамская икона Божией Матери
НаместникСергий (Воронков)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 501420391180006 (ЕГРОКН ). Объект № 5010026000 (БД Викигида)
Состояниедействует
Сайтiosif-vm.ru