Ипатьевский монастырь в Костроме: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Ипатьевский монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – один из древнейших в нашей стране и среди значительных и известных обителей занимает одно из первых мест. Считается, что основан монастырь был в честь Пресвятой Троицы в 14 веке, а имя свое получил в честь святителя Ипатия епископа Гангрского.

История Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря

Есть красивая легенда о том, что монастырь сей был основан татарским мурзой, которого звали Чет и дал этот Чет начало рода Годуновых. А было дело так – плыл себе татарский мурза в Москву по реке да по Волге. А плыл за тем, чтобы православие принять. Плыл, плыл, да заболел дорогой мурза. И сильно заболел. И является ему то ли во сне, то ли в беспамятстве Богоматерь и велит построить монастырь и название ему дать по имени мученика Ипатия. Поправился мурза и до Москвы доехал. В первопрестольной он крестился и стал именоваться Захарием. И самое время пришло наказ Богоматери выполнить. Основал тот Захарий монастырь близ города Кострома, и сам там и поселился. Говорят, что и похоронен и он, и сын его в стенах основанного ими монастыря.

Однако, историки сомневаются в правдивости этой легенды. Существует мнение, что Захарий был, но был он богатым горожанином и христианином, а монастырь якобы основан князем Василием Квашней, но не как монастырь, а как крепость на границе города, чтобы обороняться от врагов. Как бы там не было – монастырь существовал уже в 14 веке и уже тогда он был под попечительством рода Годуновых, которые не жалели средств на его развитие. Благодаря щедрым вложениям Годуновых, к концу 16 века монастырь играл уже весьма значимую роль в жизни Русского государства.

Тяжелые времена пережил монастырь в годы Смуты. С октября 1608 по сентябрь 1609 года он был в руках сторонников Лжедмитрия Второго. А с 1612 года в его кельях жил совсем молодой Миша Романов со своей матерью. Отсюда в марте 1613 года он и отправился на царствование. С тех пор каждый следующий Романов, вступая на престол, посещал данную обитель и делал ей щедрые пожертвования.

Во время первой мировой войны здесь располагался лазарет. После революции в стенах монастыря размещались и рабочий поселок, и стадион, и антирелигиозный музей. Со звонницы были сброшены колокола, был разрушен Рождественский собор, уничтожено монастырское кладбище. С 60-х годов 19 столетия началось восстановление и реставрация Ипатьевского монастыря, и сейчас здесь располагается действующий мужской монастырь.

Архитектурный ансамбль

Первые постройки Ипатьевского монастыря были деревянными. Со второй половины 16 века боярами Годуновыми начали возводиться каменные сооружения, среди которых первым строится Троицкий собор с приделом апостола Ипатия, затем храм Рождества Богородицы. Вокруг монастыря выросли каменные стены, по углам которых были оборудованы башни, над Святыми воротами был возведен храм святого Феодора Стратилата и Ирины. В начале 17 века в центре монастыря была установлена звонница.

Первый каменный Троицкий собор был разрушен во время случайного взрыва пороха, а дошедшее до нас строение Свято-Троицкого собора относится к середине 17 века. Это необыкновенной красоты пятикупольное сооружение на высоком подклете с галереями и с богато оформленным ажурным крыльцом являет собой яркий образец московского зодчества.

Круто изогнутые закомары и купола придают постройке пластическую выразительность. Сохранились три металлические двери, выполненные с применением «золотой наводки». Особенный интерес неизменно вызывают фрески работы иконописца Гурия Никитина, которыми расписаны своды, стены, столбы и барабаны храма. В конце 18 века в соборе был сооружен великолепный пятиярусный позолоченный иконостас с колоннами сквозной резьбы.

Одно из почетных мест в иконостасе занимает точная копия знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери, привезенная в Кострому в 1613 году. А в подклети собора сохранились фамильные погребения рода Годуновых, где покоится прах и родителей Бориса Годунова.

Слева от собора находится Наместничий корпус (XVI – XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Справа от Троицкого собора располагается историко-архитектурный памятник 16 века – Палаты бояр Романовых, в которых и жила инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова-Романова) со своим сыном Михаилом. Тогда здесь были только кельи, но во второй половине 19 века здание было перестроено. К нему добавилось выступающее далеко вперед крыльцо с килевидным навесом.

Гуляя по палатам, вы можете ознакомиться с интересной музейной экспозицией, рассказывающей об истории рода Романовых, увидеть печи, оформленные изразцовыми плитками, древние иконы, фрагменты фресок и многие уникальные предметы быта того периода.

Расположенные рядом с этим зданием ворота ведут на территорию Нового города – эта пристройка 1642-43 гг. На месте, откуда Михаил Романов отправился на царство, возведена башня с воротами. Ее шатровая крыша покрыта зеленой черепицей. Эта башня стала въездом на территорию монастыря с западной стороны.

Сзади Троицкого собора стоит воссозданный к 400-летию династии Романовых, взамен взорванного в 30-е годы, храм Рождества Богородицы.

Погуляв по территории Ипатьевского монастыря, на обратном пути можно купить сувениры, которые продаются под его стенами в многочисленных палатках.

История Ипатьевского монастыря

За полвека до Куликовской битвы.

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.

Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет. Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.

Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.

Годуновы в судьбе монастыря.

После исцеления Чет крестился с именем Захария. Вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего окружения. В пятом поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впоследствии принимают разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых родов Сабуровых и Годуновых. Все они, начиная с Захарии, отличались глубокой набожностью, приезжали сюда доживать свой век, желая быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые из них приняли здесь монашеский постриг. Завещали похоронить себя на монастырском кладбище практически все потомки Захарии. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько поколений предков Бориса и Ирины: их родители — Фёдор Иванович Годунов и его супруга Стефанида Ивановна (в инокинях Сандулея), их дед Иван Григорьевич Годунов и его супруга (нам известно только её иноческое имя Агриппина), их прадед Григорий Иванович Годунов (в иночестве Герасим) и другие. В монастыре был погребён и Дмитрий Иванович Годунов, постельничий Ивана Грозного, столь много сделавший для карьеры своего племянника Бориса при царском дворе. Если бы Борис Годунов не стал царем, его бы тоже похоронили здесь, рядом с отцом и матерью.

Со временем на территории монастыря образовались три усыпальницы, где находилось 52 захоронения. Ныне частично сохранилась только одна из трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны. Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества.

Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.)

В XIV и XV веках Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеупомянутой Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: «. на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок».

Читайте также:  Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Каменные стены, согласно летописи, были возведены в 1586 году по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясавшие территорию так называемого Старого города, имели протяженность 243 сажени ( 518 метров ) и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот: с южной, западной и северной стороны и двое ворот со стороны реки Костромы — Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину около полутора метров, а позднее, в XVII веке, были надстроены до 3 метров . Первоначальная высота стен была на 2 метра ниже современной и достигала 7 метров .

Ипатьевский монастырь — характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны. Главное боевое значение имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В Водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом — галереей боевого хода. Так монастырь стал крепостью на подступах к городу на старой Ярославской дороге.

Дмитрий Годунов внёс огромный вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.

Д. И. Годунов заказывал много рукописей. Несколько весьма ценных рукописных книг он передал Ипатьевскому монастырю, в храмы Московского Кремля и церкви других го родов и монастырей. Рукописи украшались миниатюрами, одевались в богатые серебряные и позолоченные оклады, большинство из них изготовлялось в царских мастерских.

Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно на писано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Среди них — сложная композиция «Родословное древо Иисуса Христа», включающая библейских «предков Христа» в медальонах и «Рождество Христово».

Годуновы жертвовали в Ипатьевский монастырь ценные сосуды из серебра, украшенные чеканкой или гравированными изображениями и орнаментом: водосвятные чаши, панихидные блюда. Предметы церковной утвари: массивный потир, дискос, копие и лжица — сделаны из золота и украшены чеканными изображениями. На одном из потиров есть надпись: «Лета 7107 (1599) при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси дал сей потир в дом Пречистые и Живоначальные Троицы в Ыпацкой монастырь золотые сосуды патырь, звездицу, три блюдца, лжицу, копейцо. Дал конюшей и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей в вечный благ».
Время смут и испытаний.

С наступлением Смутного времени для Ипатьевской обители начались трудные дни. В 1608 году монастырь I был оккупирован одним из отрядов самозванца Лжедмитрия II, но прибывшее из Галича народное ополчение организовало правильную и успешную осаду крепости. При этом вокруг стен был вырыт осадный ров.

Летом 1609 года отряд самозванца был выбит из монастыря. Во время штурма была взорвана стена. От взрыва значительно пострадали обе надвратные церкви и Троицкий собор.

Юный царь Михаил Романов.

История Святой Руси хранит для будущих поколений уроки тяжких невзгод и потрясающих триумфов. Русский народ в своей истории был ведом Богом то путем славы и величия во времена всеобщего стремления к благочестию и чистоте духовной, то по тернистому пути испытаний за великие грехи наши. Но как только православный народ возносил покаянные молитвы, Русь возвращалась на путь благоденствия. Так было и во время Смуты начала XVII века, по слову Пушкина, «величественной драмы, начавшейся в Угличе и закончившейся в Ипатьевском монастыре».

После нескольких лет войн и раздоров пришло время единения и все общего национального согласия. В феврале 1612 года Кострома напутствовала нижегородское народное ополчение, которое двигалось в Москву для окончательного освобождения от польского засилья.

Вскоре в Москве собирается Земский Собор, который «яко едиными усты» избирает на русский престол шестнадцатилетнего Михаила Романова. 21 февраля 1613 года Собор присягнул православному царю. Сам избранник в это время пребывал в своей костромской вотчине – селе Домнине.

Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху. В это же самое время поляки, узнав об избрании Михаила, решили захватить его. Но русский крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой своей жизни спас юного царя – надежду России.

14 марта, на двенадцатый день своего движения от Москвы, посольство торжественным шествием с правого берега по льду Волги направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из духовенства и мирян двигалась из Костромы. Обе процессии были встречены у стен монастыря Михаилом и его матерью, инокиней Марфой. Был воскресный день, колокольные звоны всех костромских церквей оглашали это историческое событие. Послы преподнесли избраннику грамоты. Однако юный избранник, памятуя о недавних интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. И только после шестичасового увещеванья послы убедили Михаила отринуть сомнения, принять решение Собора и положиться на «праведные и непостижимые судьбы Божий». Представ пред чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, Михаил Романов был благословлен на царство.

Ипатьевский монастырь

Возникновение монастыря. Годуновы в судьбе монастыря

Религиозный памятник. Точное время основания Ипатьевского монастыря неизвестно. Впервые он упоминается в 1435 году, традиционно считается, что его основал в 1330 году татарский мурза Чет. Академик С. Б. Весе­ловский полагал, что Ипатьевский монастырь возник, в конце 13 века. На протяжении ряда веков Ипатьевский монастырь покровительствовал род бояр Годуновых, по­читавших Чета своим предком. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько десятков представителей этого рода, включая отца, деда, пра­деда и т. д. царя Б.Ф. Годунова.

До середины 16 века все строения Ипатьевского монастыря были деревянными. Во второй половине 16 — начале 17 вв. в нем, в основном на средства Д.И. и Б.Ф. Годуновых, возвели большое количество ка­менных строений. Около 1559 года был построен каменный Троицкий собор с приделом апостола и священномученика Ипатия, а около 1564 года, — каменный шатровый храм Рождества Богородицы с приделом святого Иоанна Златоуста. В 1566-1590 гг. вокруг Ипатьевского монастыря выстроили каменные стены с пятью башнями, в 1595-1597 гг. над выходящими на устье реки Костромы Святыми воротами возвели двухшатровый храм святого Феодора Стратилата и Ирины.

Династия Романовых

В 1601-1604 гг. в центре Ипатьевского монастыря, была выстроена столпо­образная звонница. Значительную роль Ипатьевскому монастырю было суждено сыграть в эпоху Смутного времени. В 1609 году его захватил отряд сторонников Лжедмитрия II («тушинского вора»). Нарродное ополчение несколько месяцев вело его осаду, завершившуюся полной победой над тушинцами.

14 марта 1613 году в Ипатьевском монастыре прибыло из Москвы посольство Земского собора, сообщившее находившему в Ипатьевском монастыре М.Ф. Романову об избрании его царем. С этого времени и вплоть до 1917 года, Ипатьевский монастырь находился под покровительством династии Романовых.

В 1619 году, совершая паломничество на реку Унжу, М.Ф. Романов вновь посетил Ипатьевский монастырь. В 1649 году в резуль­тате взрыва пороха, хранившегося в подклете, был разрушен Троицкий собор, взамен которого к 1652 году возвели новый собор с приделом преподобного Михаила Малеинз (в 1685 году собор был расписан артелью костромских живописцев во главе с Г. Ни­китиным и С. Савиным). В 1642-4645 гг. к Ипатьевскому монастырю пристроили «Новый город» с двумя угловыми и одной воротной («Зеленой») башнями.

Новый этап в жизни Ипатьевского монастыря начался в 1744 году, когда при образовании Костромской епархии по указу императрицы Ели­заветы Петровны II, костромской монастырь стал официальной резиденцией кост­ромских архиереев. С 1744 по 1834-гг. Троицкий собор Ипатьевского монастыря являлся кафедральным собором епархии.

В 1768 году, в подклете Троицкого собора устроили Лазаревскую церковь, ставшую архи­ерейской усыпальницей (в ней было погребено три архиерея; епископ Дамаскин (Аскаронский, 1769 г.), епископ Виталий (Щепотов, 1846 г.), епископ Александр (Кульчинский, 1888 г.).

Осенью 1747 года в Ипатьевском монастыре Костромы была открыта Костромская духовная се­минария (находилась здесь до 1750 г.). Со второй половины 18 века пос­ле полуторавекового перерыва Ипатьевский монастырь вновь становится тради­ционным местом паломничества русских царей. В 1767 году его посе­тила императрица Екатерина II, в 1834 г. император, Николай I, последующие три императора посещали Ипатьевский монастырь по два раза (наслед­ником и царем): Александр II — в 1837 и 1858 гг., Александр III — в 1866 и 1881 гг., Николай II в 1881 и 1913 гг.

На начало 20 века в Ипатьевском монастыре находились: Троицкий собор (летний) и зимний собор Рождества Богородицы (храм 16 века разобран в 60-е гг, 18 века, и взамен него построен новый, освященный в 1764 году, в свою очередь, и этот храм разобрали, а в 1860-1864 гг.. построили новый, третий по счету каменный собор на этом месте). Над выходящим на устье р. Костромы зданием Архиерейского кор­пуса, где с 1745 году жили епархиальные архиереи (а с 1866 г. и викарные архиереи), высился шатер церкви святых Хрисанфа и Дарии, освященной в 1869 г. Вокруг соборов находилось старинное кладбище, на котором покоились представители многих костромских дворянских родов.

Трехсотлетие Дома Романовых

19 мая 1913 г. Ипатьевский монастырь, стал одним из центров торжеств в связи с 300-летием династии Романовых, его посетил император Николай II (к этому событию в Романовских палатах был открыт музей Церковно-исторического общества). В 1914 г. вскоре после начала 1-й мировой войны в Ипатьевском монастыре был открыт лазарет для раненых имени царевича Алексея.

Читайте также:  Храм Рождества Богородицы на Сенях: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Советская власть

Ипатьевский монастырь в Костроме был закрыт в 1919 году. В бывшем монастыре, устроили рабочий поселок, вскоре получивший название «Текстильщица». В 1924 году в Новом городе Ипатьевсокого монастыря открылся стадион ОДУС. В 1927 году в Рождественском соборе был размещен Антирелигиозный музей. В начале 1930-х гг. Рождественский собор был разрушен, со звон­ницы сброшены колокола, уничтожено монастырское кладби­ще. В 1946 г. в Костромской монастыре открылся филиал областного краеведческого музея. В 1958 г. постановлением, правительства РСФСР в Ипатьевском монастыре был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В начале 1960-х гг, из монастыря были выселены проживающие в нем люди, проведены боль­шие реставрационные работы. В это же время природно-исторической среде, в которой находился Ипатьевской монастырь был нанесен огромный урон: в связи с подъемом уровня Волги из-за строительства Горьковс­кой ГЭС ушла под воду «стрелка» — красивейший мыс у впаде­ния в Волгу реки Костромы. Возле стен костромского монастыря прошла многокилометровая дамба, исказившая исторический облик его ближайших окрестностей.

Возрождение Ипатьевского монастыря

Возрождение Ипатьевского монастыря, как другой православной святы­ни началось 25 ноября 1989 года, когда в Троицком соборе еписко­пом Александром (Могилевым) была проведена первая за многие десятилетий служба. В октябре 1991 года была воссоздана монашес­кая община монастыря. 8 мая 1993 года Ипатьевский монастырь посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, подписав здесь соглашение о совмест­ном с музеем использовании монастыря. В 1994 году распоряжением правительства России Костромской епархии передана часть Ипатьевского монастыря. 25 июля 1994 года, в связи с празднованием 250-летия Кост­ромской епархии патриарх Алексий II вновь посетил костромской монастырь. 19 июня 1998 года монастырь в Костроме посетил президент России Б.Н. Ельцин — это было первое после 1913 г, посещение Ипатьевского монастыря главой российского государства.

В 2004 году в стенах Ипатьевского монастыря был возрожден Церковный историко-археологический музей Костромской епархии. В 2005 году Костромская епархия вступила законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы. 23 марта 2005 года Президент России Владимир Владимирович Путин, в ходе своего рабочего визита в Кострому, посетив Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.

Святыни Ипатьевского монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Экскурсия по Ипатьевскому монастырю

1.Троицкий собор
2.Звонница. Колокольня
3.Палаты бояр Романовых
4.Архиерейский корпус
5.Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
6.Наместничий корпус
7.Братский корпус
8.Кельи над погребами
9.Свечной корпус
10.Северные (Екатерининские ворота)
11.Кузнечная башня
12.Пороховая башня
13.Водяная башня
14.Воскобойная башня
15.Квасная башня
16.Вотчинная контора
17.Зеленая башня
18.Юго-западная башня
19.Северо-западная башня
20.Западные ворота
21.Мемориальная колонна
22. Обруб
23.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
24.Усыпальница бояр Годуновых
25.Засенье

Месторасположение:

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1.
Телефон приёмной: (4942) 37-22-41
Паломнический отдел (экскурсии): (4942) 31-25-89
Режим работы: с 10.00 до 17.00
Стоимость посещения: 100 руб./чел – взрослый, 70 руб./чел – детский, 100 руб. – фотосъёмка

Как доехать: автобус № 14, маршрутное такси № 4, № 8, № 11, № 14, № 38 до остановки «Ипатьевская слобода».

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Основатель: татарский мурза Чет
Время основания: около 1330 года (впервые упомянут в летописи в 1432 году)

– Основатель монастыря – родоначальник рода Годуновых и Сабуровых, бежавший из Золотой Орды к Ивану Калите;
– В годы Смуты за стенами монастыря скрывался от интервентов молодой боярин Михаил Романов вместе со своей матерью инокиней Марфой. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря Михаила Федоровича призвали на царство;
– При Романовых монастырь имел привилегированное положение, члены императорской фамилии почитали его как свою семейную святыню;
– В XVII веке в монастыре хранился список Ипатьевской летописи – одного из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси, в 1809 году она была найдена в Библиотеке Академии Наук историком Николаем Карамзиным;
– В 1649 году произошел взрыв в пороховом погребе, Троицкий собор и его святыни были практически полностью уничтожены. На месте утраченного собора был возведен новый, уступавший размерами предыдущему;
– В 1685 году новый собор был расписан уникальными по сюжету и исполнению фресками артелью мастеров под руководством Гурия Никитина;
– В 1767 году к визиту Екатерины II в Кострому были устроены Екатерининские ворота, ставшие главным входом в монастырь;
– В 1839 году на монастырской площади была установлена колонна в память о событиях и людях, оставивших след в истории обители;
– Период 1837-1863 годов отмечен масштабной реконструкций монастыря под руководством архитектора К.А. Тона – был заново оформлен фасад монастыря, спроектирована шатровая церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарьи над Святыми воротами (со стороны р. Костромы), был возведен храм Рождества Пресвятой Богородицы, соединенный с Троицкий собором, были реконструированы Палаты бояр Романовых и возведена “царская лестница”;
– Во время празднования 300-летия Дома Романовых в мае 1913 года в монастырь приезжал император Николай II, монарх жил за его стенами в специально построенном деревянном доме;
– В 1919 году монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В постройках монастыря были устроены общежития для рабочих-текстильщиков, детский приют и военные казармы. В 1934 году был уничтожен храм Рождества Пресвятой Богородицы;
– Общежития были расселены к середине 1950-х годов, проводились реставрационные работы;
– В 1958 году в монастыре был открыт Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник;
– В 1989 году состоялось первое со времен закрытия монастыря богослужение, в 2005 году обитель была полностью возвращена Епархии.

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря:
– Троицкий собор (1650-1652 годы);
– Звонница (1603-1605 годы);
– Архиерейский корпус (XVIII век) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (середина XIX века);
– Палаты бояр Романовых (XVI век);
– Наместничий корпус (XVI век);
– Братский корпус (XVIII век);
– Кельи над погребами (XVI-XVIII века);
– Трапезный корпус (XVI-XVII века);
– Свечной корпус (XIX век);
– Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI-XVII века);
– Стены и башни Нового города (XVII век).

Святыни монастыря:
– Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери;
– Частица Ризы Господней;
– Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе);
– Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
– Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

При музее работает Церковный историко-археологический музей. Рядом с монастырем находится уникальный Музей деревянного зодчества.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Главная » По России » Ипатьевский монастырь в Костроме

В Костроме есть что посмотреть, но каждый приезжий стремится прежде всего увидеть именно это место — Ипатьевский монастырь. Место, где изменился ход русской истории, где закончилось Смутное время.

Ипатьевский монастырь

История Ипатьевского монастыря

По историческим данным, монастырь на стыке двух рек, Волги и Костромы, основал в 1275 году во время монголо-татарского нашествия князь Василий Квашня. Но церковная легенда предлагает более романтичный вариант его появления. В 1330-е годы татарский князь-мурза Чет во время поездки в Москву тяжело заболел. Во сне ему было видение Богородицы. Чет выздоровел, принял православную веру под именем Захария, а на месте своего ночлега заложил обитель.

Бояре Годуновы считали Чета своим прародителем, поэтому со второй половины 16-ого века монастырь находился под их особым попечением. Здесь помещалась их родовая усыпальница. При их поддержке действовала мастерская, выпускавшая рукописные книги с великолепной отделкой. Годуновы делали богатейшие вклады в монастырь. Иконы, гобелены, драгоценная посуда, ювелирные украшения – все это можно сейчас видеть на выставке в монастыре.

При таком высоком покровительстве обитель процветала. Она владела огромным количеством земель, сотнями селений.

Монастыри всегда строились как крепости, с расчетом на то, чтобы при необходимости принять под свою защиту мирных жителей и выдержать долгую осаду. Ипатьевский монастырь – не исключение. Он являлся важным оборонным пунктом на подступах к городу. В конце 16-ого века толщина его стен была 3 метра, высота – от 6 до 11 метров. Обитель окружали земляные валы и рвы. В башнях располагались пороховые склады и мощные орудия. В Водяной башне был устроен потайной проход к реке Костроме, чтобы брать воду во время осады.

В начале 17-ого века монастырь захватили сторонники Лжедмитрия II, «тушинского вора». После нескольких месяцев осады костромичи изгнали захватчиков.

Во время польско-литовского нашествия в монастыре жил вместе со своей матерью, монахиней Марфой, Михаил Федорович Романов. Романовы были древним боярским родом, и Земский Собор 1613 года, решая вопрос о кандидатуре нового царя, сделал выбор в пользу 16-летнего Михаила. Вскоре к нему прибыли посланники из Москвы с предложением стать царем. Началась 300-летняя история царской династии Романовых.

История словно отразилась в планировке обители. Ее территория делится на две части: в конце 16-ого века на средства Годуновых возведен Старый город, в 1640-е годы на средства Михаила Романова к нему пристроен Новый город. Последняя возведенная башня, названная Зеленой по цвету черепицы, построена в том месте, где останавливался крестный ход, провожая в Москву на царство юного Михаила.

Зелёная башня

Главное сооружение монастыря – пятиглавый Троицкий собор. Сначала это был деревянный храм, в котором проводились летние богослужения. По указанию Бориса Годунова в 1586 г. начал возводиться каменный собор. Через полвека случилось несчастье – взорвался порох в подвалах и храм обрушился. В 1650-е годы его отстроили заново. Иконописная артель Гурия Никитина украсила стены собора фресками. В середине 18-ого века появился великолепный позолоченный иконостас. В подклети собора находятся захоронения родителей царя Бориса.

Читайте также:  Переславский Феодоровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

пятиглавый Троицкий собор

Около собора расположена звонница. В 17-ом веке на ней висело 19 колоколов. Во времена Петра Первого часть их отправили на переплавку для нужд армии.

Звонница

В монастырский комплекс входят многочисленные башни, надвратная церковь Хрисанфа и Дарии, свечной корпус, архиерейский корпус, братский корпус, к которому примыкают «палаты бояр Романовых». Именно здесь находились монашеские кельи, которые занимали будущий царь Михаил и его мать. В 1839 году перед палатами была установлена памятная колонна в честь основания династии.

Палаты бояр Романовых

При Советской власти монастырь был закрыт, а его ценности вывезены в Москву. На территории размещались рабочие общежития, детский дом, военные казармы. В 1958 году монастырские помещения были освобождены для экспозиций историко-архитектурного музея.

В 1990-годы монастырь снова стал действующим, здесь появились первые монахи-насельники, начали проводиться богослужения.

К 400-летию дома Романовых в память о трагическом конце представителей династии рядом с монастырем была выстроена часовня «Царская Голгофа».

Часовня «Царская Голгофа»

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Ипатьевский монастырь (часть первая)

Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ. Ипатьевский монастырь (часть первая)

А. П. Боголюбов. Ипатьевский монастырь близ Костромы (1861 г.):

В России есть монастыри, как в Швейцарии есть горы, как в Финляндии есть озера, как в Италии есть вулканы. Наступает момент, когда и горы, и озера, и вулканы становятся уделом вашего сознания; все их непременно посещают, но никто больше их не описывает.
Пусть читатель успокоится; мы не станем утомлять его описанием всех монастырей, которые нам еще предстоит посетить, включая сюда и Ипатьевский.
Что касается дома Романовых, то это совсем другое дело; история обладает для нас такой притягательной силой, что мы не можем пройти мимо этого исторического места.
Он находился в Костроме, когда узнал о своем избрании. Семейный дом, где он находился тогда, сохранился и поныне; русские у которых он пользуется особым почтением, всегда советуют иностранцам на него посмотреть.
Что касается Сусанина (памятник ему стоял третьим пунктом в программе нашей вылазки в Кострому), то этот памятник, помимо всего прочего, является свидетельством признательности русских не только человеку из народа, но еще и крестьянину» (Из путевых записок Александра Дюма «От Парижа до Астрахани». 1858 г. // Губернский дом. 1993. №2. С.34-37).

Я не случайно начал свой рассказ об Ипатьевском монастыре с небольшого отрывка из путевого дневника А. Дюма. Ведь взгляд со стороны, оценка иностранца, всегда любопытна для аборигена.
Тем более, что Кострома вообще, и Ипатьевский монастырь в частности, какими их увидел знаменитый французский писатель в середине XIX века, несмотря на удивительную сохранность исторического центра этого города, все-таки существенно отличаются.

Для этого достаточно сравнить памятник Ивану Сусанину (впрочем, скорее памятник царю Михаилу Федоровичу, а потом уже Ивану Сусанину), о котором пишет А. Дюма, с современным монументом.

Вот старинная фотография памятника:

А это его современный вариант, установленный на Сусанинской площади в советские годы (ну как же можно было потерпеть, что бюст царя возвышается над коленопреклоненной фигурой крестьянина? Ведь как всем хорошо известно, что крестьянство – главный союзник пролетариата в борьбе за построение коммунистического общества!):

Впрочем, вернемся к Ипатьевскому монастыру, а об историческом центре Костромы обязательно будут несколько отдельных рассказов.

Ипатьевский монастырь расположен на стрелке Волги и реки Костромы. Можно полагать, что уже со времени своего основания он имел стратегическое значение как укрепленный пункт на подступах к городу. Архитектурный ансамбль монастыря-крепости складывался на протяжении нескольких веков – с XVI по XIX .

Самые лучшие виды на монастырь открываются с не так давно построенного моста через р. Кострому, весьма широкую (по моей визуальной оценке – около 400 метров) в своем устье.

Вот эти виды пасмурным утром (ну, не повезло с погодой, что тут поделаешь?):

А вот так выглядит архитектурный ансамбль монастыря ночью:

В летописных источниках первое упоминание о монастыре относится к 1435 году. Это было время жестоких княжеских междоусобиц внутри московского княжеского дома, известное в советской историографии как «феодальная война» (на мой взгляд, лучшее исследование этого времени принадлежит историку А. А. Зимину; см. его книгу «Витязь на распутье»).

Однако, если верить преданиям, монастырь возник на этом месте гораздо раньше – в XIV веке.
Существует легенда, что основал монастырь ордынский мурза Чет. В 1330 году он направлялся на службу к московскому князю Ивану Даниловичу Калите, недавно одержавшему победу в борьбе за ярлык на великое Владимирское княжение над тверскими князьями. По дороге мурза заболел. На месте будущего монастыря Чету явилась Богородица с апостолом Филиппом и священномученником Ипатием Гангрским. После этого события ордынский мурза принял православие, имя Захарий и основал на памятном месте монастырь, который был освящен в честь святого Ипатия.

Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету.
Икона XVI века:

Легенды, объясняющие возникновение того или иного монастыря «повелением свыше», – явление широко распространенное. По мнению С. Б. Веселовского, временем основания монастыря следует считать последнюю четверть XIII века.
Он полагает также, что версия о происхождении рода Годуновых от ордынского мурзы Чета появилась при составлении их родословца никак не раннее середины XVI века. Тем не менее, Годуновы верили в это предание (или очень хотели в него верить). Очень уж им хотелось иметь родоначальником человека княжеского происхождения, какого-нибудь чингизида, а не обычного провинциального русского дворянина, от которого, вероятнее всего и пошла династия. Их ведь постоянно попрекали в «худородстве», а по правилам местничества, чингизиды приравнивались к гедеминовичам (к примеру, к представителям таких родов как Милославские или Голицыны) и даже к рюриковичам (например, к князьям Шуйским). Кстати, потомками мурзы Чета считали себя не только Годуновы, но и другие знатные бояре – Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы и Шеины).

Во второй половине XVI века род Годуновых становится одним из самых богатых и могущественных. Дмитрий Годунов был постельничим при Иване Грозном, его племянники – Борис и Ирина Годуновы воспитывались при дворе царя. Ирина была выдана замуж за сына Ивана IV Федора, а в 1584 году стала царицей. Царский шурин Борис Годунов правил государством при не вполне дееспособном царе Федоре Иоанновиче, а после его смерти в 1598 году сам был избран царем Земским собором.

Годуновы, стремясь подчеркнуть древность и богатство своего рода, неустанно радели о благополучии Ипатьевского монастыря. Несколько поколений их рода даровали монастырю земли, делали вклады (не только деньги, но и ценные книги, золотую и серебряную утварь).

Дмитрий Годунов (на первом плане) в толпе бояр на патриаршем богослужении
(миниатюра Годуновской псалтыри 1594 г.):

Именно на средства Дмитрия Ивановича Годунова и его племянника Бориса Федоровича в 1585 – 1590-х годах были возведены крепостные стены монастыря.

Древние крепостные башни двух типов – круглые угловые и квадратные в плане – въездные и сегодня поражают своей мощью.

В XVIII веке монастырь утрачивает значение крепости, и в связи с приездом в Кострому императрицы Екатерины II сооружаются новые ворота – парадные и торжественные, с высоким фронтоном, на котором изображен вензель с именем императрицы (Екатерининские ворота):

То, что именно роду Годуновых Ипатьевский монастырь обязан своим процветанием на рубеже XVI – XVII веков свидетельствует экспозиция Церковного историко-археологического музея, расположенного на территории монастыря, в котором что не экспонат, то – вклад Годуновых.

Один из вкладов Дмитрия Ивановича Годунова:

Впрочем, об экспозиции этого музея я обязательно сделаю отдельный пост, как и о сооружениях Ипатьевского монастыря.

Но в заключение данной части, поскольку в ней речь шла о Годуновых, нельзя не упомянуть о том, что именно в Ипатьевском монастыре (в подклети западной галереи Троицкого собора) располагалась фамильная усыпальница этого рода. Из 97 представителей рода Годуновых в ней покоились 52, в том числе отец и мать царя Бориса Федоровича.
Но в правление Романовых, в середине XVIII века, по распоряжению местного духовенства могилы Годуновых перекопали, а останки сложили в общую могилу под Троицким собором.

К настоящему времени сохранились лишь несколько погребений:

Мне никогда не нравились Романовы, и я считаю, что выбор Земского собора 1613 года был наихудшим из всех возможных вариантов («Миша Романов умом слаб и нам поваден будет. »).

Но мстить Годуновым спустя более ста лет после того, как об этой династии мало кто уже и помнил? Это уже слишком!

Впрочем, История тоже умеет мстить: как всем известно, начавшаяся в Ипатьевском монастыре династия Романовых, позорно закончилась в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге (в те времена, когда Б. Н. Ельцин был главным коммунистом Свердловской области, Ипатьевский дом был снесен).

Вы думаете, это случайное совпадение?
А я думаю, что это «ответочка» её величества Истории!

В следующей части я предлагаю вам небольшую прогулку внутри крепостных стен Ипатьевского монастыря, несколько интерьеров Троицкого собора и подробный отчет об экспозиции Церковного историко-археологического музея.

Так что, продолжение следует.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Ссылка на основную публикацию