Иркутская епархия: храмы, церкви и монастыри, священники, история

ИРКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ

Иркутский Знаменский собор, 19 февраля 2011 г. Фотография Артема Родионова, с сайта sobory.ru

Иркутская и Ангарская епархия Иркутской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 664001, г. Иркутск, ул. Ангарская, 14
  • Тел.: (8-3952) 778-126 (управляющий); 778-730 (канцелярия); 778-481 (дежурный), факс: 778-341 (управляющий); 777-586 (бухгалтерия)
  • Официальный сайт: http://iemp.ru
  • Каноническая территория: Иркутский, Аларский, Ангарский, Баяндаевский, Боханский, Жигаловский, Заларинский, Качугский, Нукутский, Ольхонский, Осинский, Слюдянский, Усольский, Усть-Удинский, Черемховский, Шелеховский, Эхирит-Булагатский р-ны и прилегающие городские округа Иркутской обл.
  • Кафедральные соборы: Знаменский в г. Иркутске, Троицкий в г. Ангарске
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    В Сибири, после её присоединения к России, первой появляется Тобольская епархия в 1620 году и территория Иркутского края входит в её состав. Иркутская епархия была учреждена в декабре 1706 года [1] как викариатство Тобольской митрополии.

    Под управление викарного епископа передавалось южное Прибайкалье и Забайкалье (Даурская десятина), за исключением двух более богатых – Селенгинского Троицкого и Усть-Киренского Троицкого монастырей и приграничных с Китаем территорий, что составляло 42 церкви и 4 монастыря: Иркутский Вознесенский мужской, Иркутский Знаменский женский, Посольский Спасо-Преображенский мужской, Нерчинский Успенский мужской [2].

    Реально административные функции исполняли местоблюстители, назначавшиеся из настоятелей Иркутского Вознесенского монастыря – Мисаил (Трусов), Антоний (Платковский), позднее иркутский протоиерей П. Г. Шульгин.

    Самостоятельная Иркутская епархия образована 15 января 1727 года. Ее первым главой стал Иннокентий (Кульчицкий), именовавшийся епископом Иркутским и Нерчинским.

    Святитель Иннокентий (Кульчицкий) во время пребывания на Иркутской кафедре положил начало просвещению края, привез в Иркутск первую частную библиотеку, развил целенаправленную миссионерскую деятельность, упорядочил церковно-административное устройство. На кафедре впоследствии служил святитель-миссионер Софроний (Кристалевский). Представители духовенства Иркутской епархии также активно занимались научной работой, этнографическими и лингвистическими исследованиями, переводами.

    Первоначально границы новой епархии совпадали с границами викариатства и только в 1731 года последовало решение о передаче в ее состав Киренского, Якутского духовных правлений, Забайкалья и Дальнего Востока. Размежевание сибирских епархий завершилось в 1733 году. В 1796 году к территории епархии добавились Аляска и Алеутские острова, а в 1798 году был проведен очередной пересмотр границ Иркутской епархии, в состав которой включили часть приходов Енисейского края.

    В декабре 1840 года из епархии была выделена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, которой 26 июня 1852 года была переподчинена Якутия. 28 января 1894 года было создано Читинское викариатство и 12 марта того же года выделено в самостоятельную епархию. Так, к началу XX века Иркутская епархия входит в границы схожие с современными.

    После революции 1917 года под нажимом богоборческой власти закрываются духовные заведения сибирских и дальневосточных земель. В 1920 году были закрыты Иркутская духовная семинария и духовные училища. 24 января 1921 года в Вознесенском монастыре были вскрыты мощи свт. Иннокентия Иркутского, затем они были отправлены в музей Народного комиссариата здравоохранения в Москве. В 1921-1922 годы проводилось изъятие церковных ценностей, начались массовое закрытие церквей и распространение в крае инспирированного властями раскола обновленчества. В 1928 году на территории Иркутской епархии имелось 120 православных приходов, 68 приходов были обновленческими. Была существенно ограничена деятельность монастырей, окончательно закрытых к началу 30-х годов. Многие представители духовенства подверглись арестам. В 1922 году был арестован и приговорен к расстрелу Иркутский архиеп. Анатолий (Каменский), приговор не был приведен в исполнение. Пытаясь препятствовать разрушению епархиального управления, священноначалие учреждало новые церковные структуры. Так, в 1924 году было открыто Нижнеудинское викариатство, просуществовавшее до лета 1929 года. В 1931 году указом обновленческого синода была образована Восточно-Сибирская митрополия с центром в Иркутске. В ее состав вошли Иркутская, Киренская, Читинская, Сретенская, Канская, Красноярская, Верхнеудинская, Якутская обновленческие епархии, однако развития эта структура не имела и скоро прекратила существование [3].

    Местные епархии также упраздняются, а их территория вновь входит в Иркутскую, по большей части в 1930-х годах. Саму Иркутскую епархию постигает та же участь, но ненадолго – в 1943 году она была восстановлена. Между 1945 и 1949 годами независимое существование имела Хабаровская епархия для Дальнего Востока, но после этого Иркутские владыки приняли управление над вдовствующей Дальневосточной кафедрой. До конца советского периода Иркутская епархия простиралась до самых восточных пределов России.

    19 июля 1988 года Хабаровская кафедра на территории Дальнего Востока вновь обособилась. 23 февраля 1993 года из ведения Иркутской кафедры была также выделена самостоятельная Якутская епархия, 21 апреля 1994 года – Читинская епархия. С того времени Иркутская епархия вошла в границы Иркутской области.

    5 октября 2011 года из состава Иркутской епархии были выделены две части Иркутской области, на территории которых были образованы самостоятельные епархии – Братская и Саянская [4]. В ведении Иркутской кафедры были оставлены Иркутский, Аларский, Ангарский, Баяндаевский, Боханский, Жигаловский, Заларинский, Качугский, Нукутский, Ольхонский, Осинский, Слюдянский, Усольский, Усть-Удинский, Черемховский, Шелеховский и Эхирит-Булагатский районы, а также прилегающие городские округа, на юге Иркутской области. 6 октября 2011 года в пределах Иркутской области была образована Иркутская митрополия, включающая в себя Братскую, Иркутскую и Саянскую епархии. Главой митрополии определено быть Иркутскому архиерею [5].

    Исторические названия

    • Иркутская и Нерчинская (декабрь 1706 – ?)
    • Иркутская, Нерчинская и Якутская (31 мая 1816 – 26 июня 1852)
    • Иркутская и Нерчинская (26 июня 1852 – 12 марта 1894)
    • Иркутская и Верхоленская (с 12 марта 1894)
    • Иркутская и Читинская (1943 – 21 апреля 1994)
    • Иркутская и Ангарская (c 21 апреля 1994)

    Статистика

    • 1912 – церквей – 278, часовен – 176; монастырей – 6 (1 женский); духовная семинария, 1 духовное училище, 1 епархиальное женское училище, женское училище духовного ведомства, 184 церковные школы; богадельни – при каждой приходской церкви
    • 1 января 1958[6] – 18 зарегистрированных храмов и молитвенных домов
    • 2004 – 149 приходов; 112 священнослужителей (98 священников, 14 диаконов) [7].
    • август 2011 – 118 храмов, 172 штатных клирика (в т.ч. священников – 157, диаконов – 15). Действуют богословско-катехизаторские курсы, 3 православные гимназии, 41 воскресная школа и 11 православных библиотек

    Архипастыри

    • Свт. Иннокентий (Кульчицкий) (15 января 1727 – 26 ноября 1731)
    • Иннокентий (Неронович) (25 ноября 1732 – 26 июля 1747)
    • Свт. Софроний (Кристалевский) (18 апреля 1753 – 30 марта 1771)
    • Михаил (Миткевич) (5 декабря 1772 – 1 августа 1789)
    • Вениамин (Багрянский) (9 декабря 1789 – 8 июня 1814)
    • Михаил (Бурдуков) (18 сентября 1814 – 5 июня 1830)
    • Ириней (Нестерович) Серб (26 июля 1830 – 18 мая 1831) [10]
    • Свт. Мелетий (Леонтович) (18 июня 1831 – 22 июня 1835)
    • Иннокентий (Александров) (22 июля 1835 – 23 апреля 1838)
    • Нил (Исакович) (23 апреля 1838 – 24 декабря 1853)
    • Афанасий (Соколов) (24 декабря 1853 – 3 ноября 1856)
    • Евсевий (Орлинский) (3 ноября 1856 – 29 августа 1860)
    • Парфений (Попов) (13 сентября 1860 – 21 января 1873) [11]
    • Вениамин (Благонравов) (31 марта 1873 – 2 февраля 1892)
      • Макарий (Дарский) (февраль – март 1892) в/у, еп. Селенгинский
    • Тихон (Троицкий-Донебин) (28 марта 1892 – 29 июня 1911) [12]
    • Серафим (Мещеряков) (25 июля 1911 – 11 декабря 1915)
    • Иоанн (Смирнов) (21 января 1916 – 16 декабря 1918)
      • Зосима (Сидоровский) (20 декабря 1918 – 1919) в/у, еп. Киренский
    • Иаков (Пятницкий) (29 мая – 12 июля 1920)
    • Анатолий (Каменский) (12 июля 1920 – май 1922, 1923 – 1 февраля 1924) [13]
      • Иоанн (Братолюбов) (10 июля 1924 – 4 августа 1924) в/у, еп. Березовский
    • Гурий (Степанов) (февраль 1924 – 10 декабря 1925)
      • Ираклий (Попов) (1925 – 1926) в/у, еп. Киренский
      • Даниил (Шерстенников) (18 ноября 1926 – ок. мая 1927) в/у, еп. Охотский
      • Киприан (Комаровский) (28 сентября 1927 – 7 мая 1929) в/у, еп. Ниженеудинский
      • Варсонофий (Лузин) (7 мая 1929 – 8 июля 1930) в/у, еп. Спасский
    • Дионисий (Прозоровский) (8 июля 1930 – 16 июня 1933)
    • Павел (Павловский) (24 июня 1933 – сентябрь 1937) [14]
    • Филипп (Ставицкий) (ноябрь – декабрь 1943) [15]
      • Варфоломей (Городцов) (26 февраля 1943 – 3 июня 1948) в/у, архиеп. Новосибирский
    • Ювеналий (Килин) (3 июня 1948 – 21 февраля 1949)
    • Палладий (Шерстенников) (21 февраля 1949 – 20 февраля 1958)
    • Вениамин (Новицкий) (21 февраля 1958 – 31 мая 1973)
    • Владимир (Котляров) (31 мая 1973 – 17 апреля 1975)
    • Серапион (Фадеев) (17 апреля 1975 – 24 апреля 1980)
    • Мефодий (Немцов) (27 апреля 1980 – 16 июля 1982)
    • Ювеналий (Тарасов) (16 июля 1982 – 26 декабря 1984)
    • Хризостом (Мартишкин) (26 декабря 1984 – 26 января 1990)
    • Вадим (Лазебный) (4 февраля 1990 – 26 декабря 2019)
    • Максимилиан (Клюев) (с 26 декабря 2019)

    Викарные епархии

    География благочиний

    • 1-е и 2-е Иркутские городские:
      • г. Иркутск
    • 1-е Иркутское районное
    • 2-е Иркутское районное
    • Ангарское
    • Верхоленское
    • Усольское
    • Усть-Ордынское
    • Черемховское

    Монастыри

    Ранее подчинённые епархии

    Епархиальные отделы

    • по благотворительности и милосердию
    • по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
    • по пастырскому окормлению заключенных
    • по катехизации и религиозному образованию
    • по образованию в общеобразовательных школах и ВУЗах
    • по реставрации, строительству и архитектурному надзору
    • миссионерский
    • по связям с общественностью
    • по правовому сотрудничеству
    • по борьбе с наркоманией и алкоголизмом
    • по делам молодежи

    Учебные заведения

    • епархиальное училище
    • 2 православные гимназии в Иркутске и Братске
    • 8 православных школ
    • воскресные школы при большинстве приходов

    Средства массовой информации

    • приходские газеты Верую, Иркутск; Усть-Илимский ковчег; Братск православный; Православный вестник Байкальска
    • телепередача Беседы о религии (ИТТРК).

    Церковно-общественные организации

    • отделение Всероссийского православного молодежного движения
    • братство православных следопытов
    • молодежная студенческая община прихода прп. Сергия Радонежского при Иркутском техническом университете

    Использованные материалы

    • БД ПСТГУ Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955 гг.):
      • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox. -EU
    • Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата:
      • http://patriarhia.ru/db/text/31122.html
    • Страница сайта Русское Православие:
      • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_1260
    • Страница сайта Иерархия церквей:
      • http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-irkutsk.html
    • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:
      • http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/bib/Titles59.htm
    • Крючкова Т. А., игум. Максимилиан (Клюев), Павлова О. А., Смолина И. В., “Иркутская и Ангарская епархия” // Православная энциклопедия, т. 26, с. 492-512:
      • http://www.pravenc.ru/text/674055.html (материал использован частично)
    • Жалсараев А. Д., “Иркутское и Нерченское викариатство” // Православная энциклопедия,т. 26, с. 527-528:
      • http://www.pravenc.ru/text/674065.html (материал использован частично)
    • Иркутская епархия в XVIII – начале ХХ века : учебное пособие / А. В. Дулов [и др.] ; науч. ред. : А. В. Дулов, А. П. Санников. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013:
      • http://hist.isu.ru/ru/science/docs/2016/snnikov_dulov.pdf (материал использован частично)
    • Санников А. П., Первые архиереи Иркутской епархии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение», 2013. № 2 (11), ч. 1. с. 314-320:
      • http://cyberleninka.ru/article/n/pervye-arhierei-irkutskoy-eparhii.pdf (материал использован частично)

    [1] По Строеву – в 1707 году.

    [2] Санников А. П. Иркутское викариатство: попытка обустройства церковных дел на восточных окраинах России в первой четверти XVIII в. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 3. М., 2013. с. 510

    [3] Иркутская и Ангарская епархия 1917-1990 // Православная энциклопедия, т. 26, с. 492-512, http://www.pravenc.ru/text/674055.html

    [4] Журнал № 106 заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/1639858.html

    [5] Журнал № 132 заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/1639858.html

    [6] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

    [8] Дулов А.В., Санников А.П., Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале ХХ веков, Иркутский государственный университет, 1.3. Монастыри Восточной Сибири, Глава 2. Часть 2.1. Изменения в церковном управлении, http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/church/1_3.html

    [9] Дулов А.В., Санников А.П., Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале ХХ веков, Иркутский государственный университет, Глава 1. Часть 2.1. Изменения в церковном управлении, http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/church/2_1.html

    [10] По другим данным – до 27 июля 1831

    [11] По Православной Богословской Энциклопедии вторая дата иная: 31 января 1873.

    [12] По другим данным первая дата иная: 23 мая 1892.

    [13] После освобождения (второй период правления) проживал в Омске.

    [14] По другим данным вторая дата иная: 24 ноября 1937.

    Иркутская область

    Содержание

    Православие в Иркутской области

    Первым этапом проникновения православия в Сибирь стал поход дружины Ермака и последовавшее затем строительство первых сибирских городов. Летописец, говоря о походе Ермака в Сибирь и появлении там христианства, называл “костелами” мусульманские мечети:

    “И посла их Бог очистити место, где быти святыне, и победити бусурманского царя Кучюма, и разорити богомерзкие и нечестивые их капища и костелы. И от казаков поставишася грады и святыя Божия церкви воздвигошася и благочестие просияша. Отпаде вся бесовская служба и костелы, и требища идольская вся разорися и сокрушися и боговидение всадися. ”

    Это прямое указание летописца на главную цель похода — очищение сибирской земли от “богомерзостей”. И нет речи о расширении Руси и присоединении к ней территории соседнего государства. О “прирастании России Сибирью” будет заявлено много позже. Летописец же воспринимает деяние дружины Ермака именно как подготовку сибирской земли к приходу туда православия. Следовательно, деяния дружины Ермака необходимо воспринимать не только как подвиг воинский, но и духовный, нравственный. В летописях, описывающих этот поход, имеются слабые намеки на присутствие в войске монахов, священников, походной часовни и пр.

    Ко следующему этапу вышеназванного процесса можно отнести учреждение Сибирской епархии с размещением архиерейской кафедры в Тобольске и назначение на нее (8 сентября 1620 г.) первого архиепископа — Киприана (Старорусенина). Этому предшествовало открытие во вновь основанных сибирских городах православных храмов и монастырей при их подчинении в разное время епископам Казанской, Ростовской или Вологодской епархий. Иркутская епархия: создание, миссионерство и рост территории

    В Восточной Сибири первая церковь была воздвигнута в 30-е г. XVII в. в Якутске. В последующие десятилетия церкви строятся в Верхоленске, Киренске, Илимске, Братске, Нерчинске, Албазине и др. В Иркутске, будущем центре епархии, первую церковь (Спасскую) построили в начале 70-х гг. XVII в. Вскоре была построена церковь Богоявления. В начале XVIII в. в городе насчитывалось уже 7 православных храмов, всего на территории будущей епархии было около 40 церквей. Во второй половине XVII в. в Восточной Сибири основываются первые монастыри. В 1662 г. под руководством старца Иосифа началось строительство самого первого из них – Якутского Спасского. Через год началось строительство Киренского Троицкого монастыря. В 1672 г. недалеко от Иркутска старец Герасим основал крупнейший впоследствии в Восточной Сибири Иркутский Вознесенский монастырь. В 1693 году началось строительство единственного женского монастыря на территории Восточной Сибири – Иркутского Знаменского.

    Населённые пункты

    Святыни Иркутской области

    В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

    Монастыри Иркутской области

    Знаменский монастырь (Иркутск)

    Женский монастырь, расположенный в Правобережном округе города Иркутска у слияния рек Ангары и Ушаковки. Один из старейших монастырей Сибири.

    Монастырь основан в 1689 году на правом берегу Ангары. Первые постройки были деревянными, и к 1727 году срубленная в 1693 году Соборная Знаменская церковь пришла в ветхость. В 1762 году было отстроено каменное здание монастыря. Приделы и прочие объекты достраивались в течение нескольких лет.

    В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. С приходом в Иркутск Власти Советов, в распоряжении местной епархии остаётся только здание церкви, а монастырь закрывается. В религиозных помещениях размещают отделы гидроавиаторов: в устье Ушаковки с 1928 года располагается иркутский гидропорт.

    С 1991 года в Знаменской церкви вновь покоятся мощи святителя Иннокентия Кульчицкого, а 27 августа 1994 года в монастыре был возрождён чин монашеского пострига. В настоящее время, на территории монастыря находится епархиальное управление Иркутской митрополии.

    В Знаменском монастыре покоятся святые Мощи Святителя Иннокентия Иркутского, небесного покровителя Сибири.

    Храмы Иркутской области

    Свято-Троицкий кафедральный собор (Ангарск)

    Благовещенский кафедральный собор (Саянск)

    Кафедральный собор Рождества Христова (Братск)

    Храм Казанской иконы Божией Матери (Усть-Куда)

    Свято-Никольский храм (Тулун)

    Где остановиться

    Детский летний православный краеведческий лагерь Иркутской епархии «Роднички»

    Действует с 2000.

    Проходит в переоборудованном лагере с. Голуметь Черемховского района.

    Проводятся 4 смены по 18 дней каждая. Всего в лагере отдыхают до 300 детей прихожан храмов Иркутской епархии, от 8 до 17 лет.

    Ежегодно третья часть путевок предоставляется бесплатно детям из малообеспеченных семей.

    Адрес: Россия, 664001, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ангарская, д. 14

    Телефоны: +7 (3952) 77-81-26

    Детский лагерь при храме св. блж. Ксении Петербургской г. Иркутск

    Действует с 2006.

    Выездной лагерь располагается в 100 километрах от Иркутска, на территории бывшей туристической базе.

    Рассчитан на 50 человек. С детьми младше 12 лет на отдых могут приехать родители.

    Лагерь проходит с июня по август. Время пребывания не ограниченно, пополнение осуществляется каждую неделю.

    Бесплатно приглашаются дети из домов-интернатов и детских домов Иркутска в сопровождении воспитателей.

    Адрес: Россия, 664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Советская, д. 57

    Телефоны: +7 (3952) 53-20-50

    За пребывание в лагере детей прихожан храма родители вносят посильную плату.

    Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.

    Иркутская епархия Русской Православной Церкви

    В наше время Иркутская и Ангарская епархия русской Православной церкви включает монастыри и приходы на территории Иркутской области. Вместе с Братской и Саянской епархиями, тоже находящимися на территории этого округа, она является частью Иркутской метрополии.

    Проникновение православия в Сибирь

    История создания этой епархии очень интересна — как ни одно другое подразделение РПЦ, меняла она свои границы. Первой в Сибири, после присоединения ее к России, образовалась Тобольская епархия. Было это в 1620 году. Иркутский край входил в нее, но ввиду своей обширности в 1706 году он выделяется в условную церковно-административную единицу епархии под названием «викариатство», а уже в 1721 году появляется самостоятельная Иркутская епархия. И это было положительным явлением, как для края, так и для России в целом.

    В насаждении религии в новых местах всегда очень большую роль играли миссионеры. Первым святителем стал Иннокентий Кульчицкий, который был настоящим подвижником — он привез с собой первую частную библиотеку, активно вел просветительскую работу. Кроме того, он упорядочил церковно-административную структуру. Его начинания достойно продолжил святитель Сафроний, который тоже вел активную миссионерскую деятельность. Кроме того, епархия была богата представителями духовенства, которые вели научную деятельность и занимались переводами, а также исследованиями в области этнографии, лингвистики.

    Формирование епархии

    Сибирь огромна, Иркутская епархия постоянно прирастала территориями, в которое необходимо было нести «слово божье». Так, в 1731 году она включает в себя Якутию, а скоро всю территорию Сибири и огромные просторы Дальнего Востока, принадлежащие России.

    Дальше — больше. Аляска и Алеутские острова в 1796 году входят в состав Иркутской епархии. Естественно, что удержать эти бесконечные территории под одним началом трудно, ведь в эти времена площадь епархии равнялась половине всей необъятной России.

    В 1840 году начался обратный процесс. Первыми выделились в самостоятельные Курильская, Камчатская и Алеутская епархии. К последней в 1856 году отошла Якутия. Затем в 1894 году образовывается Читинское викариатство, которое в этом же году становится самостоятельной церковно-административной территориальной единицей. Таким образом, Иркутская епархия к началу XX века имела границы, схожие с нынешними.

    Годы безверия

    Но вот началась эра атеизма, громадные административные единицы православной церкви стали просто упраздняться, а храмы и монастыри — подвергаться разграблению и уничтожению. На сибирской земле и пространстве Дальнего Востока не осталось ни одного духовного заведения. С 1917 года по 1930 Иркутская епархия, которую не закрыли, поглощает земли упраздненных структур, и ее размеры опять достигают дальневосточных берегов. Однако под нажимом богоборческих настроений власти закрывают и эту епархию, правда, не надолго — уже в 1943 году она восстанавливается. До последних лет советской власти Иркутская православная епархия простиралась до берегов Тихого океана.

    Новые времена

    Наступает Перестройка, православная церковь начинает свое эпохальное возрождение. Идет процесс воскрешения всего упраздненного и уничтоженного. В 1988 году восстанавливается и обосабливается Хабаровская кафедра, в 1993 становится самостоятельной Якутская епархия, в 1994 — Читинская. Опять наступил момент, когда совпали границы Иркутской области и, собственно, епархии. Впрочем, уже 05.10.2011 выходят из ее состава и обретают самостоятельность епархии Саянская и Братская. А 6 октября в границах Иркутской области образовывается метрополия, главой которой становится иркутский архиерей.

    Славные имена

    За время своей истории Иркутская епархия Русской православной церкви дала трех архиереев, которые прославились праведной жизнью и пастырской деятельность, то есть святителей. Ими были:

    • первый епископ Иннокентий Кульчицкий (1727-1731);
    • Сафроний Кристаллевский (1754-1771);
    • митрополит Московский и Коломенский Иннокентий Вениаминов (1868-1879).

    До 1917 года число архиереев, управляющих Иркутской епархией, составило 17. Их подвижническая деятельность преобразила край. Стараниями церкви была организована и включена в активный образовательный процесс сеть учреждений образовательного характера. К середине XIX века в епархии насчитывалось более 35 школ церковно-приходского типа и пять училищ духовного образования, непосредственно в Иркутской губернии — 14.

    Миссионерская деятельность

    К началу XX века здесь действовали 2 семинарии и женское училище, а количество школ достигло 229. Требования, предъявляемые к священникам, все время повышались, уровень их подготовки рос, и уже к началу XX века многие из них имели высшее образование. Конечно, для христианизации коренного населения применялись и пряник и кнут, но и миссионерская деятельность давала положительные результаты. Первая книга вышла под названием «Сокращенный катехизис», ее основным ключевым моментом было издание на якутском языке (1819), чуть позднее для населения русской Аляски и «новокрещенных бурятов» были выпущены на их языках основные богослужебные тексты.

    Даже после значительного сокращения территорий епархии Иркутск оставался крупнейшим религиозным центром. В епархии было много храмов и монастырей. В этой связи нельзя не упомянуть одну из старейших обителей Сибири, основанную в конце 17 века на правой стороне Ангары. Ею стал монастырь, посвященный Знамению Матери Божьей, тем более что сейчас на его территории расположено управление епархии Иркутской митрополии.

    Знаменская обитель

    В некрополе монастыря похоронены известные люди, например, княгиня Екатерина Трубецкая и ее дети — Софья, Владимир и Никита. Рядом с обителью был расстрелян Колчак. В 2004 году здесь был установлен монумент во славу этого великого правителя и адмирала. У подножия стены, смотрящей на юг, в 2015 году произведено захоронение писателя Валентина Распутина. На протяжении всех лет жизни монастыря славу ему приносили монахини-золотошвейки и белошвейки, их мастерство было известно и ценилось даже в обеих российских столицах.

    Черты современности

    Церковь не застыла в своем развитии и даже использует все достижения науки и техники. Свои сайты имеют все церковно-административные территориальные единицы, в том числе и Иркутская епархия. Региональный православный портал, вмещающий в себя множество единонапрвленных целевых сайтов, объединенных общей великой духовной мыслью, словом и доменным именем, несет в себе исчерпывающую информацию об Иркутскрй епархии, ее истории и сегодняшнем дне. Абсолютно все новости находятся в широком доступе.

    Tourist information centre

    История Иркутска и православие неразрывно связаны. Первые отряды казаков, в 17 веке пришедшие в край, несли православные святыни с собой: иконы, хоругви, на груди крестики, молитвенники. И сразу же строили часовни, позднее храмы, сначала деревянные, затем каменные. Сегодня в Иркутске насчитывается более 40 приходов, храмов и часовен.

    После революции все храмы были конфискованы: многие были разрушены или перестроены до неузнаваемости – в них разместились рабочие общежития, клубы, музеи; в других некоторое время позволялось служить. В трудные для страны годы Великой Отечественной войны для восстановления народного духа советская власть возвратила некоторые храмы в Иркутске: Крестовоздвиженский — в 1943 году, Михаило-Архангельский – в 1944 году, Знаменский – 1945 год. После гонения на церковь вновь продолжились.

    В 90-е годы люди в массовом порядке начали креститься. Пожертвования верующих шли на восстановление, постройку новых церквей; стали открываться часовни, храмы в больницах, воинских казармах.

    Собор Богоявления в Иркутске

    Собор во имя Богоявления Господня — православный храм, являющийся вторым старейшим каменным зданием Иркутска, а также объектом культурного наследия РФ. Собор расположен в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары.

    Иркутский Богоявленский собор со времени своего основания в 1693 г. играл важную роль в духовной жизни города. Построенный у стен острога — в самом сердце города — он на протяжении XVIII-XIX веков был кафедральным, т.е. главным храмом местной епархии. В его стенах отмечались все наиболее важные церковные и исторические события края.

    Харлампиевская церковь в Иркутске

    Харлампиевская церковь — особое место на карте Иркутска. Не только потому, что долгое время она была самой большой в городе: именно здесь традиционно получали благословение моряки, уходящие в плаванье. Еще в позапрошлом веке прихожане храма, представители крупнейших торговых династий Иркутска, организовывали и финансировали проведение морских исследовательских экспедиций на Камчатку, Курильские и Алеутские острова. Прихожанином Харлампиевской церкви был великий русский мореплаватель Григорий Шелихов, а океанограф, полярный исследователь и впоследствии верховный правитель России Александр Колчак сочетался здесь браком.

    Морская тема прослеживается в архитектурном решении храма: белоснежные стены, летящий силуэт, общий абрис сооружения, напоминающий корабль. Барочные украшения и рамочные наличники, декорированные ориентальным узором, придают строению своеобразие и изысканность.

    Троицкая церковь в Иркутске

    Свято-Троицкий храм является примером сибирского барокко» в Иркутске. Стиль барокко, родившись в европейских странах в XVII веке, отличался чрезвычайно эффектным и эмоционально впечатляющим оформлением. В Россию он пришел в конце XVII столетия. Но в Сибири подвергся влиянию культуры коренных жителей региона.

    От других архитектурных памятников своего времени Троицкий храм отличается необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами с широким восьмериком, получившим распространение на территории Иркутской области в середине XVIII века. С момента своего строительства храм не подвергался существенным перестройкам, это редкий случай для архитектурного памятника Иркутска.

    Польский костел в Иркутске

    В историческом месте Иркутска, там, где расположились Спасская церковь и Богоявленский собор, был построен Польский костел, одно из красивейших зданий города. Конечно, нет ничего удивительного в том, что Иркутск, в котором имелось большое количество церковных храмов практически всех конфессий, приютил у себя римско-католический храм. Уже в 1815 году в губернии и самом Иркутске насчитывалось 238 католиков, а в 1820 году был учрежден самостоятельный Иркутский римско-католический приют.

    Современники отмечали великолепное внутреннее убранство храма, ажурные арки, кафедру резного дерева, лакированные лавки, прекрасный звук фисгармонии, выписанной из Америки в 1896 году. Высокая готическая башня над зданием костела, длинный каменный забор с металлическими решетками с одной стороны и каменное основание с ажурными чугунными решетками с другой создавали своего рода проспект, который вел к двум самым старым культовым постройкам Иркутска — Спасской церкви и Богоявленскому собору. В 1978 году в нем установили великолепный орган, и в настоящее время он используется как концертный зал органной музыки.

    Иркутская Синагога

    Говоря о еврейской синагоге и истории ее создания, нельзя не коснуться истории еврейской общины в Иркутске. Эпоха зарождения этой общины и ее первоначального развития относится к 60-80-м годам XIX столетия и связана с именем купца Якова Савельевича Домбровского, которому в 1859 г. было разрешено поселиться в Иркутске. Вскоре по приезде в город он нашел дом специально под молельню, и все евреи стали собираться здесь, т.к. постоянной молельни тогда не было.

    Здание первой синагоги в Иркутске было заложено в 1878 году. Строилась она на деньги, пожертвованные будущими прихожанами синагоги и евреями. Синагога представляла собой Т-образное строение. К огромному сожалению, здание просуществовало совсем немного. Успели провести всего одну службу – молебен благодарности Александру II, после чего здесь случился огромный пожар, уничтоживший Иркутскую синагогу в 1882 году. К концу этого же года ее удалось восстановить на пожертвования.

    Спасская церковь в Иркутске

    Спасский храм – это сердце Иркутска, его первая святыня и первый памятник. Этот храм выдержал на своем веку многое: пожары, землетрясения, долгие годы забвения и разрухи. Спасская церковь была заложена в 1706 году. Из старой деревянной в новую церковь переносят хоругвь с образом Спаса. С ней, по преданию, пришёл отряд казаков ставить иркутский острог. Перенесли сюда и царский подарок – икону в дорогой ризе, пожалованную Петром I.

    Двухъярусное здание Спасской церкви с высоким кубообразным бесстолпным четвериком, с примыкающими к нему на одном уровне трапезной и апсидой восходит к типу раннего посадского храма. Увенчанную золотым шпилем колокольню пристроили в 1758-1762 годах. На месте колокольни прежде была паперть; от неё отходила в обе стороны галерея-гульбище, опоясывающая здание на уровне второго яруса. Теперь порталы второго этажа “висят” в воздухе. В начале XIX века Спасская церковь была расписана, причём не только внутри, но и снаружи.

    Владимирская церковь в Иркутске

    Владимирская церковь по своей архитектуре стоит несколько особняком в ряду произведений сибирского барокко. Прежде всего, она выделяется необычной объемной композицией с монументальным пятиглавым храмом, напоминающем зодчество древней Руси. Четырехсветный храм завершался двухъярусным малым восьмериком под восьмилотковым покрытием и более мелкими восьмериками над углами четверика.

    В декоре отразилось влияние местных художественных традиций. В фасадной композиции преобладают вертикальные членения, что значительно отличает пластику данной постройки от убранства других храмов сибирского барокко. На углах храма и трапезной лопатки заполнены исконно сибирскими заглубленными рельефными панно крестообразной и прямоугольной формы.

    Знаменский монастырь в Иркутске

    Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 г. митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары. Главным строителем — оpганизатоpом и pаспоpядителем всех строительных работ — был иркутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской.

    Знаменский монастырь был мощным очагом духовной культуры. В своем внутреннем управлении он следовал уставу, принятому в общежительных российских монастырях, по которому главная забота настоятельницы была «в сестрах своих укрепить веpу в Бога, согреть сердце их любовию к Богу и ближнему и укpепить их в подвигах иноческого жития». Постоянно при монастыре проживало несколько так называемых «эпитимийцев», т.е. отлученных по разным причинам от Церкви женщин. Они назначались на самые трудные монастырские работы и всегда имели перед собой пример высокого нравственного поведения монахинь, что давало им возможность встать на путь духовного совершенствования, очищения от грехов.

    Иркутская соборная мечеть

    Мечеть в Иркутске появилась в 1897 году по инициативе братьев Заидуиллы и Шайхуллы Шафигуллиных. Из своего имущества они пожертвовали под строительство мечети городскую усадьбу и постройки на Саломатовской (сейчас улице К.Либкнехта). Летом этого же года мечеть была открыта, и с минарета впервые в Иркутске муэдзин прочитал Азан, призывая мусульман к молитве.

    Но небольшое деревянное здание не могло удовлетворить нужды мусульман Иркутска. Поэтому сразу же начался добровольный сбор пожертвований и средств на строительство большого каменного здания. К 1905 году строительство нового здания мечети было окончено, и Иркутск украсился выразительной архитектурной постройкой с высоко возвышающимся минаретом. По оценкам восхищенных путешественников и к гордости иркутских мусульман, иркутская мечеть признавалась одной из лучших в России.

    Церковь во имя иконы Казанской божьей матери в Иркутске

    Объемно-пространственная композиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Объем церкви, в целом компактный, расчленен на ряд соподчиненных объемов, сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненным куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами.

    В Казанской церкви в привычную логику построения культового сооружения привнесены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще большее усложнение объемной композиции придает расположение по диагоналям ядра дополнительных башенок, завершенных шатрами. Декор фасадов обилен и выполнен в сложных формах “стилевой” архитектуры конца XIX в. Казанская церковь является вертикальной доминантой среди окружающей ее малоэтажной застройки и поэтому сохранила свое значение в планировке города, зрительно связывая отдельные его районы.

    Покровская церковь в Иркутске

    Покровская церковь в Иркутске была перестроена из каменного жилого дома. Здание для храма подарил местный купец и помещик Е. Лычагов. Дом был почти полностью переоборудован: с восточной стороны была пристроена апсида, с западной появилась ярусная колокольня и паперть. Главный придел был освящен в середине 19 века в честь Покрова Божией Матери, а небольшой придел под колокольней – во имя святого мученика Ермолая.

    Интересно, что Покровская церковь построена частично из кирпича и частично из дерева. Деревянные элементы сохранились в стенах паперти и возле апсиды святого Ермолая. Они заштукатурены и побелены под камень, поэтому отличить их практически невозможно. Сам храм в целом выдержан в стиле провинциального классицизма с декоративными элементами барокко. Сегодня церковь находится в разрушенном состоянии.

    Спасо-Преображенская церковь в Иркутске

    Строительство Спасо-Преображенской церкви началось в конце XVIII века. Возведение осуществлялось на средства сибирских торговцев Стефана Игнатьева и Ивана Сухих. Освящение нового храма состоялось в 1811 г. В середине XIX века вокруг храмового комплекса возвели ограду из камня с чугунными решетками. Также старую деревянную крышу заменили на металлическую.

    В течение десятилетия с 1845 г. церковные помещения стали местом жительства для семей декабристов С. Г. Волконского и С. П. Трубецкого. В Спасо-Преображенском храме венчались дочери Волконского и Кюхельбекера. В нем проводили отпевание П. Муханова и Н. Панова.

    Князе-Владимирская церковь в Иркутске

    Этот православный мужской монастырь является архитектурным памятником местного значения. Основали храм в 1888 году, поводом явился 900-летняя годовщина крещения Руси князем Владимиром. Строительство велось на деньги купца Литвинцева. Народ называл церковь «белой» или в честь благодетеля-мецената «литвинцевской».

    За годы Русско-японской войны (1904-1905) в храме базировался госпиталь Красного креста. При монастыре организовали после мужскую благодельню, церковно-учительскую семинарию и школу (опять же мужскую). Обитель продержалась до 1922, а после упразднилась, после чего территорию монастыря заняли кавалерийский полк НКВД, детдом и лаборатория геологического управления. Лишь в конце 90-х прошлого века строения монастыря передали в ведомство Иркутской епархии, что позволило возродить обитель.

    Крестовоздвиженская церковь в Иркутске

    К середине XVIII Иркутск стал настолько богатым городом, что по праву оспаривал у Тобольска звание сибирской столицы. В городе даже возникла местная архитектурная школа, разрабатывавшая одно из направлений сибирского барокко. А венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала иркутская Крестовоздвиженская церковь. Городская летопись относит начало строительства здания к маю 1747 года.

    Удачное размещение храма на возвышении, у пересечения главных улиц города, обеспечивает цельное восприятие памятника среди сохранившейся деревянной застройки. Даже сейчас церковь остается одной из главных доминант центра города. Объемная композиция отличается оригинальным решением с размещением двух приделов в широкой трапезной. В наружных формах это отразилось в живописной компоновке венчающих восьмериков приделов, носящих подчиненный характер по отношению к главному храму.

    Входо-Иерусалимская церковь в Иркутске

    Храм был заложен 11 сентября 1793 года. Строительство его закончилось в 1795 году. Это была небольшая каменная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим. К середине XIX века церковь значительно обветшала и частично была разрушена землетрясением.

    В настоящее время церковь представляет собой одноэтажную постройку, перекрытую общей для всех объемов кровлей. Утрата венчающих частей храма и колокольни изменили ее облик до неузнаваемости. Первоначальная объемно-пространственная композиция была очень выразительна благодаря контрастному сочетанию массивного храма, увенчанного восьми лотковым куполом, и стройной ярусной колокольни. Построение церкви и ее отдельных частей было необычно для культовой архитектуры Иркутска и явилось отголоском общерусского развития классицизма.

    Details triplex Last Updated: 26 December 2018 Hits: 1350

    Иркутская митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

    Ведущей конфессией в Иркутской области, как и в целом по России, является Русская Православная Церковь (РПЦ, 75% верующего населения). Иркутская митрополия РПЦ, возглавляемая с 1990 г. митрополитом Иркутским и Ангарским владыкой Вадимом, имеет около 180 приходов на территории региона, которые окормляют 150 священнослужителей (2011 г.). Иркутская митрополия объединяет Братскую, Иркутскую и Саянскую епархии. Образована постановлением Священного синода от 6 октября 2011 г. Иркутская епархия, на основе которой была учреждена митрополия, создана в 1729 г. из части Тобольской епархии.

    В Иркутске существуют Знаменский женский монас­тырь (в предместье Марата) и Князе-Владимирский монастырь мужской монастырь на Каштаковской горе предместья Рабочее. Большинство ста­рых православных церквей построены в середине – во второй половине XIX в. Они спроектированы на высоком профес­сиональном уровне и являются памятниками истории и культуры федерального и местного значения. Прежде всего, это Знаменский Кафедральный собор (службы возобновлены в 1945 г.; там расположена резиденция архиепископа) и иркутская Крестовоздвиженская це­рковь (службы возобновлены в 1944 г.).

    Во всех рай­онах области РПЦ ведется активная благотворите­льная деятельность – в больницах, детских домах, мес­тах заключения. Священнослужители епархии участ­вуют в духовно-патриотической деятельности. Активно действует и общественная организация «Иркутский Кремль» (издается и одноименный альманах), которую курирует настоятель Михаило-Архангельской (Харлампиевской) церкви протоиерей Евгений Старцев. На ее базе существуют поисковые отряды «Восточный рубеж» и «Витязи». На ТК «АИСТ» транслируется православная телепередача «Ковчег». Совместно Иркутской епархией и приходом Архан­гела Михаила (в Ново-Ленино) издается православная газета «Верую». В Братске приходом храма Преподобного Андрея Рублева выпускается газета «Братск Православный».

    Адрес: 664001, г. Иркутск, ул. Ангарская, 14

    Тел.: (3952) 778-730, 777-586, факс: 778-341

    Митрополит ВАДИМ

    Митрополит ВАДИМ

    (Лазебный Владимир Анатольевич)

    Митрополит Иркутский и Ангарский, глава Иркутской митрополии Русской Православной Церкви, временно управляющий Саянской епархией

    Родился 14 октября 1954 г. в г. Губкине Белгородской области, в семье рабочего.

    В 1972–1977 гг. учился в Одесской духовной семинарии.

    В 1974–1976 гг. служил в Советской Армии.

    В 1977–1981 гг. учился в Московской духовной академии, окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Реформа духовного образования в Римско-Католической Церкви в свете решений II Ватиканского Собора».

    В 1978 г. архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом (Мартишкиным) рукоположен в сан диакона. В 1979 г. ректором МДА и архиепископом Владимиром (Сабоданом) пострижен в монашество. В 1980 г. архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом (Мартишкиным) рукоположен во иеромонаха.

    С мая 1978 по октябрь 1981 гг. – референт, затем зав. канцелярией Отдела внешнецерковных сношений.

    В 1981 г. направлен в распоряжение архиепископа Курского и Белгородского Хризостома (Мартишкина).

    С октября 1981 по август 1984 гг. – клирик Всехсвятского храма г. Курска.

    В августе 1984 г. назначен настоятелем Александро-Невского храма г. Старый Оскол Белгородской области и благочинным храмов Староосколького округа.

    С февраля по октябрь 1985 г. – секретарь Иркутского епархиального управления (перешел вслед за архиепископом Хризостомом (Мартишкиным)).

    С ноября 1985 по июль 1988 гг. – настоятель Никольского храма г. Владивостока благочинный храмов Приморского округа.

    Возведен в сан игумена в 1987 г. и архимандрита – в 1988 г.

    С июля 1988 по январь 1990 гг. – настоятель Крестовоздвиженского храма г. Иркутска, секретарь Иркутского епархиального управления и благочинный храмов Иркутского округа.

    Определением св. Синода 25 января 1990 г. назначен епископом Иркутским и Читинским.

    4 февраля 1990 г. в Богоявленском патриаршем соборе в Москве состоялась хиротония.

    С 29 января по 25 мая 1991 г. – временно управляющий вновь образованной Магаданской и Камчатской епархией. С 31 января по 27 декабря 1991 г. – временно управляющий Хабаровской епархией.

    Указом от 25 февраля 2000 г. Святейшого Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан архиепископа. С 9 мая по 1 августа 2010 гг. временно управлял Якутской и Ленской епархией.

    6 октября 2011 г. назначен главой новообразованной Иркутской митрополии и временно управляющим Саянской епархией, выделенной из состава Иркутской епархии. 8 октября возведен в сан митрополита.

    Иркутская епархия: храмы, церкви и монастыри, священники, история

    Первым просветителем Урала по праву считается сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского святитель Стефан Пермский. Прекрасно зная местный язык, он силою убеждения в короткое время обратил в Православие большое число язычников. Итогом этих трудов стало учреждение в 1383 г. Великопермской епархии, что дало возможность расширить миссионерскую деятельность и продолжить освоение и Зауралья. В состав Великопермской епархии вошли тогда все осваиваемые земли к востоку от Перми, Урал, Зауралье, Сибирь. Таким образом, и вся территория будущей Екатеринбургской епархии.

    В 1620 г. царь Михаил Романов, «по совещании с родителем своим» – Патриархом Филаретом учредил Сибирскую епархию с кафедрой в Тобольске. Огромная Великопермская епархия была ограничена с востока по Уральскому хребту. Все что находилось за водоразделом, в азиатской части континента, а значит и большая часть территории будущей Екатеринбургской епархии, вошло в состав Сибирской епархии. В итоге, в течение почти 180 лет церковью на Среднем Урале управляли Сибирские иерархи.

    С появлением нового административного деления – устроения губерний – стало меняться и внутрицерковное управление. 16 октября 1799 г. указом императора Павла I учреждена самостоятельная Пермская епархия с кафедрой в Перми. Территория епархии совпадала с территорией Пермской губернии. В течение следующих 85 лет церковью на Среднем Урале управляли Пермские иерархи. В 1799 – 1833 гг. они носили титул Пермских и Екатеринбургских, в 1833 – 1885 гг. – Пермских и Верхотурских.

    Все эти годы в Зауральской части Пермской губернии быстро росло число населенных мест, а, следовательно, и число церквей, что затрудняло управление приходами. 25 декабря 1833 г. при епископе Аркадии (Федорове) состоялось учреждение Екатеринбургского викариатства. Викарий получил титул епископа Екатеринбургского.

    За 51 год существования викариатства сменилось 12 викарных епископов. В эти годы шло бурное церковное строительство. К 1885 г. количество церквей в Пермской епархии достигло 827.

    Управление обширной епархией становилось все более обременительным для одного самостоятельного епископа, жившего в Перми. В связи с этим Синод доложил императору Александру III, что «по обширности Пермской епархии и по значительной численности в ней православного населения, храмов Божиих и служащего при них духовенства неизбежно встречаются большие неудобства и затруднения в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий против раскола», поэтому взамен Екатеринбургского викариатства предлагалось образовать самостоятельную епархию. В состав ее предполагалось передать из Пермской все уезды, находящиеся за Уральскими горами, а именно:

    Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский.

    11 февраля (29 января по старому стилю) 1885 г., в день святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских и Усть-Вымских, доклад Синода был высочайше утвержден. Викарный епископ Нафанаил (Леандров) стал первым самостоятельным Екатеринбургским архиереем. Это был первый случай в России, когда в одной губернии имелись две самостоятельные епархии.

    В 1917 г., общее количество приходов равнялось 504 (465 православных и 39 единоверческих). Все приходы объединялись в 31 благочиннический округ, из которых три являлись единоверческими. Земельная собственность церквей в 1917 г. превышала 32 303 гектара. В епархии имелось 14 монастырей (3 мужских и 11 женских) и две женские общины, объединенных в два благочиннических монастырских округа. Количество насельников составляло 455 монашествующих и 2709 послушников. При монастырях и общинах имелось 12 церковно-приходских школ с 715 учениками. Земельная собственность монастырей в 1917 г. составляла 3 890 гектаров.

    15 июля 1919 г. из состава Пермской губернии выделилась Екатеринбургская губерния. Она практически соответствовала территории Екатеринбургской епархии.

    В результате последовавших гонений от богоборческой власти почти все епархиальные структуры были уничтожены. К началу Великой Отечественной войны в епархии действовало всего 12 православных приходов. Все они непосредственно подчинялись Москве. Митрополит Сергий (Страгородский) управлял приходами через областного благочинного протоиерея Николая Адриановского в Свердловске.

    Только в 1943 г. была восстановлена Свердловская епархия. Ее границы включали территорию Свердловской и Курганской областей.

    В конце 1984 г. на кафедру был назначен аpхиепископ Мелхиседек (Лебедев). На годы его правления пришлось начало церковного возрождения епархии. В 1988 г. было открыто 6 приходов и возвращено 4 храма. В январе 1988 г. был повсеместно разрешен колокольный звон, запрещенный в 1960-е гг. Были отменены правила предъявления паспорта при оформлении обрядов. Количество крещений в 1988 г., по сравнению с предыдущим годом, увеличилось в 3 раза и составило 17 000.

    В 1991 г. Екатеринбургу было возвращено его историческое имя, после чего и епархия вновь стала Екатеринбургской. Знаменательной вехой в истории епархии стало возвращение мощей праведного Симеона Верхотурского. 24 сентября 1992 г. мощи праведного Симеона были торжественно перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. В этом же году состоялось обретение мощей блаженного Космы Верхотурского.

    В 1994 г. Екатеринбургскую епархию возглавил епископ Никон (Миронов). В том же году в Екатеринбурге был преобразован в мужской монастырь приход Спасской церкви в поселке Елизавет и восстановлен женский Ново-Тихвинский монастырь. 9 июля 1994 г. состоялось

    торжественное перенесение Тихвинской иконы Богородицы из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в возрожденную обитель. Появились новые монастыри в Алапаевске, Туринске и Кpаснотуpьинске. С 1994 г. стала выходить епархиальная «Православная газета».

    В 1999 г. Правящим Архиереем Екатеринбургской епархии назначен Высокопреосвященный Архиепископ Викентий (Морарь).

    В 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, первым из Патриархов, посетил Екатеринбургскую епархию. Он побывал в монастырях Верхотурья и Алапаевска, освятил Свято-Троицкий кафедральный собор в Екатеринбурге, благословил устроение мужского монастыря во имя Царственных Страстотерпцев, заложил два храма в Нижнем Тагиле, которые ныне уже возведены.

    В 2010 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил епархию, освятив нижний придел Храма-памятника на крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших. Он побывал в монастырях Новомучеников Российских Алапаевска и Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма, а также в Ново-Тихвинском в Екатеринбурге. Святейший Патриарх встретился с молодежью Уральского Федерального округа, а также с рабочими на предприятии УГМК в Верхней Пышме.

    В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла установлен праздник собора Екатеринбургских святых.

    В июле 2011 года Правящим Архиереем Екатеринбургской епархии назначен Высокопреосвященный архиепископ (ныне – митрополит) Кирилл (Наконечный). На территории области решением Священного Синода создано две новые епархии – Нижнетагильская и Каменская, объединенные в октябре того же года с Екатеринбургской в Екатеринбургскую митрополию.

    В 2013 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил епархию, побывав в монастыре Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, где заложил храм, в Храме-на-Крови, храме «Большой Златоуст». Центральным событием визита стало великое освящение отреставрированного Александро-Невского монастырского собора в Екатеринбурге.

    Читайте также:  Церковь-маяк Николая Чудотворца в Малореченском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
    Ссылка на основную публикацию