Иверский монастырь в Самаре: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы

Иверский монастырь, Самара: описание

На живописном крутом берегу Волги находится главная самарская достопримечательность – Иверский женский монастырь. Три года назад (в 2014-м) эта обитель отметила двадцатилетие с того момента, как она, разрушенная и упраздненная советской властью, была возвращена РПЦ. Её приняла на баланс Самарская епархия. Обитель вновь обрела статус монастыря.

История женской общины

В 1850 году жители Самары обратились с прошением к Федотию – епископу Симбирскому – об открытии в городе женской общины. На тот момент 38 женщин пожелали посвятить свою жизнь служению Богу. Община была названа Иверской согласно воле Е. И. Марихиной – елабужской купчихи, которая пожертвовала ей фамильную икону Иверской Божией Матери в драгоценном золотом окладе.

Иверская женская община была основана в 1850 году, но официально утверждена указом императора в 1855 году.

История Иверского монастыря (Самара)

Александр II в середине июня 1860 года утвердил решение Святейшего Синода о преобразовании женской общины в Самаре в монастырь. За этим последовало разрешение на постриг в мантию двадцати сестер и настоятельницы. Одна из них была духовного сословия, две – дворянки, четверо представляли купеческое сословие, две –крестьянское, а остальные – мещанское. Возраст сестер был от 40 до 60 лет.

Монашеский постриг состоялся 21 августа, а спустя неделю, 28 августа произошла и церемония открытия монастыря, на которой присутствовали представители духовенства Самары, городские чиновники и многочисленные гости из числа простых горожан. Настоятельницей монастыря стала Мария Янова, которая в иночестве была наречена Маргаритой. Она получила сан игуменьи.

Монастырские угодья

В феврале 1861 года в соответствии с постановлением правительства, Иверский монастырь (Самара) получил просимые настоятельницей луга, а также разрешение на рыбную ловлю. Эти угодья находились совсем рядом с Самарой и прежде принадлежали Спасо-Преображенскому женскому монастырю, поэтому Иверская обитель считалась наследницей упраздненного монастыря.

Прошение о выделении монастырю мукомольной мельницы, которое поддержал епископ Феофил, не было удовлетворено. Разочарованный отказом правительства голова Самары вместе с одним из постоянных жертвователей обители купцом В. Буреевым передали монастырю арендованный у города на девяносто девять лет участок земли, примыкавший к монастырским лугам.

На этом участке был высажен фруктовый сад с вишнями и яблонями, здесь развели огромный малинник, стали выращивать овощи: картофель, огурцы, капусту. Сюда же свозили скошенное сено. Для удобства ведения подсобного хозяйства на участке был построен хутор, в котором постоянно проживало пятнадцать сестер, а также наемные работники.

При монастыре было два кладбища, на которых были похоронены священнослужители, родовые дворяне и известные в городе люди. До наших дней сохранилась только могила П. В. Алабина – городского головы.

Самарское знамя

В 1876 году по эскизам художника Н. Е. Симакова монахини вышили знамя. Одну сторону полотнища в центре украшал золотом вышитый византийский крест с изображением Кирилла и Мефодия, другую – образ Иверской Божией Матери, тоже в византийском кресте.

С этим знаменем в конце апреля 1877 года самарцы провожали ополченцев, которые отправлялись в Болгарию для помощи в освобождении от турецкого ига. Под этим стягом в июне 1877 года храбро сражалась болгарская дружина под Стара Загорой. Во время кровопролитного боя пять знаменосцев сменяли друг друга. Сломанное, но не поверженное знамя было вынесено с поля боя, а сразу после освобождения Болгарии оно заняло почетное место в софийском музее русско-болгарской дружбы.

Интересно, что в 1981 году болгары изготовили точную копию этого полотнища и передали его Самаре.

Монастырь в XX веке

К началу прошлого века Иверский женский монастырь представлял собой крупный архитектурный ансамбль, который постоянно расширялся. В 1901 году на территории обители появился трапезный храм, хотя на территории к тому времени уже было три храма, двадцать два жилых корпуса, монастырская школа, корпуса настоятельницы и мастерские.

Большие площади были отведены под хозяйственные постройки: квасоварня, прачечная, просфорная, два каретника, баня, три амбара, три погреба и т. д. В монастыре большое внимание уделялось благоустройству территории: все свободное пространство, занимали палисадники, клумбы с цветами, различные кустарники.

Обитель при советской власти

Как и большинство культовых сооружений нашей страны, Иверский женский монастырь в 1919 году был закрыт, а на его территории была зарегистрирована община верующих, которой были переданы храмы монастыря. Здесь начала работу швейная артель. Практически все жилые корпуса были отданы под квартиры для рабочих заводов «Металлист» и «Водосвет».

Монахиням было позволено проживать в сохранившихся зданиях до 1929 года, но при условии внесения квартплаты наравне с другими горожанами.

Изъятие ценностей

Весной 1922 года самарский губисполком издал распоряжение, согласно которому из монастыря были изъяты все ценности. Это были драгоценные ризы главных икон монастыря (Иерусалимской и Иверской), большой ковчег, напрестольный крест, серебряный потир, десять икон, серебряные лампады и многие другие ценные и святые для монастыря вещи.

В 1925 году прекратила свою деятельность и швейная артель, в жилые корпуса были заселены работниками Самарской ГРЭС и Жигулевского пивоваренного завода, которые находились неподалеку. Таким образом, руководство города сформировало «рабочий городок». В том же году закрыли Иверский храм, а через год разобрали и деревянный придел Иерусалимского храма.

Та же участь постигла и остальные три церкви монастыря, но это произошло в 1929 году. В 1930-м были разобраны ограда, колокольня, большинство хозяйственных построек разорено и фактически уничтожено монастырское кладбище. Чудом уцелела могила Петра Алабина, и в 1987 году ее объявили памятником истории. Оставшиеся постройки были переданы различным организациям.

Возрождение обители

В начале декабря 1991 года община Иверского монастыря была официально зарегистрирована. Самарская епархия, точнее, ее администрация, поддерживаемая различными общественными организациями, областным и городским советом народных депутатов добились передачи РПЦ в феврале 1992 года сохранившихся монастырских строений, в том числе и Иерусалимского храма.

В марте 1992 года в соответствии с постановлением главы администрации Самары Иверский храм Божией Матери, дом игуменьи, трапезный храм, мастерские и некрополь были объявлены памятниками истории и культуры конца XIX века. Уже осенью 1992 года Иверский храм стал местом проведения регулярных богослужений.

В августе 1994 года патриарх Алексий II издал указ, согласно которому возрождающуюся обитель возглавила игуменья Иоанна (в миру Людмила Ильинична Капитанцева). Когда ей было 24 года, она приняла монашеский сан в Красногорском женском монастыре, откуда была переведена в Самару. В то время в обители проживало 12 насельниц.

Иверский монастырь (Самара) в прошлом и в наши дни

Монастырь был построен на крутом берегу Волги и занимал почти семь десятин земли. Высокая выбеленная каменная стена с башнями в виде часовен по углам окружала его со всех сторон. По территории обители проходила дорога от Святых до выездных ворот. Она делила территорию на две части — большая находилась на вершине холма, меньшая — у его подножья.

К 1905 году на территории монастыря находилось двадцать два корпуса. Часть строений были каменными, два корпуса – деревянными, обложенными кирпичом. Остальные помещения были построены из дерева на каменных фундаментах и снаружи обшиты тесом. Здания преимущественно окрашивались в коричневые и желтые цвета и были крыты железом.

Корпуса находились и в верхней, и в нижней части обители, причем довольно симметрично. Иверский женский монастырь имел свою школу, странноприимный дом, больницу. Был здесь и водопровод, который подавал воду в сооружения обители, а также в дом священнослужителей, располагавшийся на пересечении улиц Саратовской и Александровской.

Монастырю принадлежало 1130 десятин земли. Из них 835 отводились под пахоту, 150 — занимали луга, 120 десятин, расположенных на правом берегу Волги, занимали лес и известковая каменоломня, еще 23 десятины были отведены под фруктовые сады. В начале XX века обитель имела в своем хозяйстве 25 лошадей для выезда и работы, 60 овец, 40 голов рогатого скота.

С началом возрождения обители, Иверский монастырь (Самара) получил во владение землю, площадью менее одного гектара (0,79 га), что составило около 10% от когда-то принадлежавших ей угодий. Но постепенно владения монастыря расширялись, в итоге составив около половины первоначальных, но большая часть бывшей территории обители сегодня занимают жилые дома.

Взамен ранее утраченной собственности монастырю была передана в 1995 году территория трудового лагеря, который располагался в 40 км от Самары (Волжский район). Здесь был построен храм во имя Святого Духа и создано подворье монастыря. Сегодня в обители работают иконописная и золотошвейные мастерские, возрождающие традиции мастериц древности, огромная библиотека для прихожан.

К началу XXI века в возрождающемся монастыре проживало уже шестьдесят пять насельниц, среди них – десять монахинь, три схимонахини, тридцать послушниц и двадцать две инокини. Восемь человек проживало в богадельне монастыря.

Храм Иверский

Первым храмом в монастыре стала деревянная теплая трехпрестольная церковь, которая была освящена 24 апреля 1855 года Евсевием – первым самарским епископом. Строительными работами руководил архитектор Фирсов. Храм был построен на высоком каменном фундаменте, имел продолговатую форму. Его обшили тесом и покрыли железом. В храме было 13 окон, но несмотря на это, он казался довольно темным, так как с двух стороны был затенен холмами.

В церкви был двухъярусный иконостас, с вызолоченной резьбой на белом фоне. Его создали на средства Василия Головачева – купца из Самары. Иверская икона находилась от царских врат с левой стороны, а Иерусалимская икона – за левым клиросом.

Каменный храм

Теплый деревянный храм к началу восьмидесятых годов XIX века заметно обветшал, да и размером он был невелик. По этой причине в 1882 году был заложен первый камень в фундамент нового храма. Его проект разработал самарский архитектор П. А. Иностранцев в сотрудничестве с архиепископом Серафимом. Архитектор контролировал строительство до своей кончины в 1886 году, а затем его сменил архитектор Т. С. Хилинский.

Трапезный храм

Иверский монастырь (Самара) в 1900 году отмечал свое пятидесятилетие, и осенью этого года Феофания (настоятельница) обратилась с прошением к епископу Гурию о разрешении строительства нового трапезного храма к юбилею монастыря. Новый храм был заложен в 1901 году. На том месте, где предполагалось строительство престола, был установлен крест из дерева, в фундамент апсиды были уложены святые мощи, прикрытые медной доской с высеченной на ней датой закладки.

Строительные работы велись по проекту архитектора Т. С. Хилинского. На нижнем этаже церкви находилась квасоварня, пекарня, а также могильные склепы, на верхнем располагался трапезный храм с престолом. Освящение его состоялось в конце сентября 1903 года. Сохранившийся придел от предыдущего храма во имя великомученицы Варвары и царицы Елены и в новом остался приделом.

В 1925 году, после закрытия храма, в нем размещался клуб водников, затем Дом науки. С 1992 года он был открыт вновь и стал первым в возрождающемся монастыре.

Святыни монастыря

Следующие святыни хранит в своих храмах Иверский монастырь (Самара): иконы Иерусалимской Божией Матери в серебряном позолоченном окладе; Божией Матери Иверской с изумрудами и алмазами; Божией Матери Троеручицы в серебряной ризе, которая написана на кипарисовой доске афонскими иноками.

В июне 2000 года по благословению Сергия – архиепископа Сызранского и Самарского – в обитель были перевезены мощи чагринского старца протоиерея Александра Юнгерова, который был причислен к лику святых. За годы возрождения обитель разрослась и расцвела. В наши дни монастырь снова стал духовным центром Самары.

Как добраться?

Найти главную достопримечательность города несложно. Иверский монастырь (Самара, адрес: Волжский проспект, 1) можно посетить, если от станции метро «Алабинская» пересесть в автобус № 11 и проехать до остановки «Иверский монастырь». С железнодорожного вокзала можно добраться до достопримечательности на маршрутном такси (остановка «Улица Фрунзе»). И еще один совет: в дни церковных праздников, необходимо предварительно узнать расписание богослужений, которые проводятся в обители. Телефон Иверского монастыря (Самара) можно узнать на официальном сайте.

История Самарского женского иверского монастыря

Самарский Иверский женский монастырь был заложен в 1850 году, первоначально как община сестер милосердия, а через десять лет в 1860 году указом Святейшего Синода переименован в монастырь. Его территория — семь десятин условно пригодной для строительства земли — была частью пожертвована самарским обществом, а частью куплена. В 40-х годах 19 века у Самарцев возникла мысль о необходимости устроить в Самаре, бедной церквами, женскую обитель примерно на 100 сестер. Вначале думали устроить обитель на улице Мечетной, но потом, когда купчиха Евдокия Синягина, чиновницы Сухова и Тимашева и мещанин Назаров пожертвовали для проектируемой обители свои домовые места, решили монастырь там и построить. Затем стали собирать денежные приношения на построение обители, как посредством открытой по сему поводу подписки, так и в двух нарочно построенных часовнях: одной на городском базаре, а другой — на месте, предназначенном под обитель.

В декабре 1850 года была окончена часовня, вокруг нее желающие посвятить себя монашескому житию построили 8 келий. Образовавшейся таким образом общине в 1852 году был дан свой священник и вскоре была выбрана первая настоятельница общины, девица Мария Янова. 14 апреля 1855 года в общине был освящен преосвященным Евсевием небольшой храм. После этого будущая обитель начала быстро обстраиваться, так что 13 июля 1857 года в ней был освящен уже другой небольшой храм, в нижнем этаже первого во имя Иерусалимской Божией Матери, а 17 сентября 1858 года заложен обширный каменный храм во имя Сретения Господня. А 21 августа 1860 года община была переименована в женский общежительный монастырь. Обитель стала как бы отдельным городком: на ее территории было десять жилых корпусов, деревянных на каменных фундаментах, и один каменный все большею частью 2-этажные, 4 деревянных флигеля, два каретника, 4 амбара, конюшня — все деревянные, каменная баня и прачечная, каменные погреба с погребицами, под одною крышею с квасною; большой колодец; прекрасный цветник; кладбище, занимающее 100 саж. длины и 60 ширины, обсаженное кустами и деревьями и хорошо содержимое.

Монастырь жил на добровольные подаяния, доходами со своих имений, а главное, трудами рук своих обитательниц… К началу 20 века комплекс Иверского женского монастыря представлял собой значительный для Самары архитектурный ансамбль, красивые сооружения которого активно формировали внешние и внутренние панорамы города. На территории монастыря были храмы:
– деревянный на каменном фундаменте, теплый трехпрестольный: главный — во имя Иверской Божией Матери (1855), второй — во имя равноапостольной царицы Елены и Св. великомученицы Варвары (устроен Алабиным в 1877 году), третий — во имя Иерусалимской Божией Матери (1857);
– Каменный холодный трехпрестольный: главный — во имя Сретения Господня (1869), второй — во имя Св. апостолов Петра и Павла (1867), третий — во имя Преп. Сергия Радонежского (1896);
– каменный на втором этаже отдельно стоящей у монастырских ворот колокольни высотой 37 саженей во имя Святителя и Чудотворца Николая (1882);
– теплый каменный во имя Иверской Божией Матери (начат в 1882, окончен в 1888 году), в нем придел во имя Архангела Михаила;
– трапезный храм, построенный в 1908 году.
Внутри монастыря было четыре каменных двухэтажных и 13 деревянных корпусов, в которых размещались помещения для монашествующих, училище, открытое в сентябре 1889 года, контора, дом игуменьи и другие. Монастырь был обнесен каменной оградой в 4 аршина высотой и 3/4 шириной, в которой было четверо ворот. Вне монастыря располагалась каменная двухэтажная больница (ныне дом по ул. Молодогвардейской, 204), дома священнослужителей. На кладбище, где “хоронились и миряне за особую плату”, было несколько сот захоронений.
Среди покоящихся на кладбище были:
– П. В. Алабин с женой, сыном, дочерьми;
– А. А. Щербачев, архитектор-градостроитель Самары;
– И. П. Голев, генерал, Герой обороны Севастополя в Крымскую войну;
– Л. С. Кугушев, князь;
– внуки декабриста Анненкова;
– граф Н. А. Толстой (отец писателя А. Н. Толстого) и многие другие видные общественные деятели.

Читайте также:  Марфо-Мариинская обитель: история и адрес, сестры, праздники, как добраться

В настоящее время из всех захоронений сохранилась лишь могила П. В. Алабина и его жены В. В. Алабиной. На надгробном памятнике сохранилась надпись: “1824—1896 гг. Петр Владимирович Алабин. Действительный статский советник, воин и летописец четырех войн — 1849, 1853, 1877, 1878, всецело посвятивший свою деятельность с достоинством и честью на пользу государству, земству и городу, основавший общину сестер милосердия, устроивший водопровод, памятник Александру II и библиотеку, способствовавший скорейшему окончанию собора и много другого сделавший. Вечная память, мой незабвенный, благородный, неутомимый труженик”. В 1876 году в Иверском женском монастыре было изготовлено знаменитое “Самарское знамя”, сделавшее Самару известной всему миру и которому в Болгарии поставлен гранитный памятник. Самарское знамя было изготовлено и вышито монахинями по эскизам художника Н. Е. Симакова. Сшитое из двух полотнищ, шелковое, трехцветное российское знамя вобрало в себя много символов: на одной стороне в центре вышитого золотом византийского креста были Кирилл и Мефодий — болгарские и славянские просветители; на другой стороне также в золотом кресте — образ Иверской Божией Матери. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых было написано: “Да воскреснет Бог и расточатся врази его”, на другой — “Болгарскому народу. Город Самара. 1876 год”.
При вручении этого знамени 18 мая 1877 года 3-ей болгарской дружине П. В. Алабин подчеркнул, что знамя прислано болгарам от лица всей русской земли. 19 июня 1877 года под Старой Загорой болгарская дружина билась под знаменем. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства. Копия знамени была изготовлена в Болгарии и подарена городу Самаре в 1981 году. Сейчас она находится в Самарском краеведческом музее им. П. В. Алабина. В 1989 году Самарским отделением Союза архитекторов России по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Иоанна был проведен конкурс на проект восстановления комплекса Иверского женского монастыря. В нем приняли участие архитекторы Самары, Москвы, Саратова. В проекте, получившем высшую оценку жюри, предполагалось восстановление “былой роскоши” комплекса путем укрепления, реставрации сохранившихся строений, строительства утраченных и разборки “не монастырских” строений, появившихся после 1925 года — времени закрытия монастыря. Программа реализации замысла была рассчитана на 10 лет. В проекте В. Самогорова, В. Пастушенко, Л. Пастушенко четырехэтажные “обкомовские” дома, появившиеся в 40—50-х годах, превращались в современный гостиничный комплекс при монастыре, внутри него восстанавливалась верхняя часть пятикупольного храма.
В проекте И. Постникова, В. Савосина, А. Логинова предусматривалось размещение в строящемся на территории монастыря — русско-болгарского центра духовного братства. Основным принципом проекта также являлось максимальное сохранение существующих построек и максимальное восстановление утраченных. Предусматривалось создание мемориальной зоны с музеем (на месте монастырского кладбища), восстановление колокольни, создание музея монастыря. Разрушение ансамбля монастыря началось с 1925 года, когда было принято решение о закрытии монастыря и создании на его территории “рабочего городка” для рабочих Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС. В 1925 году была закрыта церковь Иверской Божией Матери, в 1929 году еще три храма. В 1930 году горсовет принял постановление “О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты”. В 30-х годах были разобраны колокольня и пятикупольный храм, другие строения, снята ограда монастыря. При строительстве четырехэтажных “обкомовских” домов основная часть территории кладбища была засыпана землей, склепы священнослужителей вскрыты и осуществлено их “перезахоронение”. Недалеко от могилы П. В. Алабина, на месте склепа князя Л. С. Кугушева был устроен уличный туалет и мусоросборник.
Возрождение Иверской обители началось с регистрации Общины Иверского монастыря 6 декабря 1991 года. Усилиями Самарского Епархиального Управления, общественных организаций, верующих, Самарской городской и областной администраций, городского и областного Советов народных депутатов Общине были переданы Трапезный храм, дом игуменьи, здание бывшей “Ремесленной” и другие строения, принадлежавшие различным организациям. С 29 октября 1992 года в отселенном к тому времени первом этаже одиннадцатого корпуса в приспособленном для богослужений помещении начались регулярные богослужения священником Евгением Зеленцовым.

Газета “Свет Рождества”

Православное Заволжье

Сайт Покровского храма г. Покровска (Энгельса)

Сайт Андреевского благочиния

Сайт храма в честь Казанской иконы
Божией Матери р.п. Александров Гай

Православная инициатива

ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ. САМАРСКИЙ ИВЕРСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Планируя деловую поездку в г. Самару, настоятель нашего храма Рождества Христова отец Николай предложил нам, работникам храма, посетить Иверский женский монастырь.

Ранним ноябрьским утром мы садимся в машину и отправляемся в путь. Чтобы скоротать время с пользой для души, отец Николай ставит нам диск с песнопениями Всенощного богослужения и Божественной литургии в исполнении мужского хора Саратовской духовной семинарии. На протяжении всего пути мы будем слушать историю духовного подвига царской семьи Николая II, историю жизни и мученичества великой княгини Елизаветы Федоровны, рассказы о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце Иоанне Кронштадтском…

Самара встречает нас легким морозцем, шапками снега на деревьях, заснеженными улочками. Подъезжаем к Самарскому Иверскому женскому монастырю, живописно расположенному на склоне крутого волжского берега. Поднимаемся по ступенькам к главному монастырскому храму в честь иконы Божией Матери «Иверская».

У нас есть еще немного времени до начала экскурсии. Входим в храм, робко осматриваемся, потрясенные красотой его убранства. Вскоре нас встречает матушка Нафанаила и предлагает пройти в соседнее здание трапезного храма Иерусалимской иконы Божией Матери. Мы слушаем рассказ монахини о трагической истории знаменитого монастыря.

Краткая история монастыря

Самарский Иверский женский монастырь был центром духовной жизни дореволюционной Самары. Граждане Самары в январе 1850 г. вышли с прошением к епископу Симбирскому Феодотию.об открытии в Самаре женской общины. Общину назвали Иверской по желанию елабужской купчихи Екатерины Марихиной, пожертвовавшей в обитель фамильную икону Божией Матери “Иверская” в драгоценной золотой ризе.

Переименование общины в Самарский Иверский женский монастырь произошло в 1860 г. Первая игумения монастыря Маргарита (в миру Мария Янова) прослужила около 25 лет. В обители была открыта сеть мастерских: золотошвейная, иконописная, чеканная, белошвейная, ковровая, священнослужительских одежд и облачений, переплетная, башмачная и др. На доходы от этих мастерских и на частные пожертвования жил и развивался монастырь. При игумении Маргарите был отстроен и освящен первый храм обители – деревянный, во имя Иверской иконы Божией Матери, был заложен и частично отстроен Сретенский храм. В 1883 г. она скончалась в возрасте 78 лет и была похоронена в Сретенском храме.

С 1874 г. начальницей в монастыре становится игумения Антонина. Благодаря ее стараниям в монастыре был заложен каменный теплый храм во имя Иверской иконы Божией Матери, в 1888 г. храм был освящен и начались службы. В 1879 г. была выстроена двухэтажная больница для обители, в 1889 г. открылась церковноприходская школа и приют для девочек-сирот. В 1877 г. игумения Антонина, будучи отличной золотошвейкой, лично принимала участие в шитье Самарского знамени, созданного по инициативе губернатора П.В. Алабина. Под этим знаменем русские и болгары сражались за независимость Болгарии от турецкого ига, оно стало символом единства славянских народов.

Умерла игумения Антонина в 1892 г. от чахотки. Место на посту настоятельницы заняла монахиня Феофания. 27 июля 1894 года Самару и монастырь посетил Иоанн Кронштадтский. Он совершил водосвятный молебен в обители.

В 1908 г. монахиню Феофанию отстранили от должности и назначили игумению Серафиму, которая возглавляла монастырь вплоть до революционных событий 1917 г. К этому времени монастырский комплекс включал в себя четыре храма:

Каменный холодный трехпрестольный в честь Успения Божией Матери (до 1902 г. – Сретенский) имел крестообразную форму, был увенчан куполом с пятью грушеобразными главами.

Каменный теплый храм, в честь Иверской иконы Божией Матери с приделом во имя Архангела Михаила.

Каменный храм при колокольне во имя святителя и Чудотворца Николая – величественная колокольня с надвратной церковью во имя святителя Чудотворца Николая.

Каменный двухэтажный трапезный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

В 1900 г. деревянный храм в честь Иверской иконы Божией Матери был разрушен и на его месте воздвигнут каменный двухэтажный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Храм построили и освятили в 1903 году. В его нижнем этаже размещались пекарня, квасная, а также склепы для могил, а в верхнем – трапезный храм с престолом в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи и святителя Феодосия Черниговского.

Предание. Рассказывают, что в конце XIX века в монастыре жила престарелая мать Сусанна, которая с кружкой для пожертвований обходила весь город и выпрашивала что-нибудь для монастыря. Над ней порой насмехались, но она ничуть не смущалась, только говорила шутникам: «Спаси тебя, Христос», забирала свое и уходила. Говорят, что на собранные ею деньги была выстроена колокольня, которая стояла в конце теперешней улицы Фрунзе.

К 1917 г. в обители проживало до 400 насельниц в возрасте от 10 до 100 лет. При монастыре имелись два кладбища, на которых были захоронены священнослужители, многие родовые дворяне и известные в Самаре люди (уцелела только могила губернатора П.В. Алабина).

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. К началу 30-х гг. был взорван Успенский собор и разрушены колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище разорено, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Предание. Рассказывают, что последние сёстры монастыря были погружены на старую баржу, которую затем затопили на Волге.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда созданному монастырскому приходу православной церкви были переданы сохранившиеся храмы и часть сохранившихся зданий. Были восстановлены и отреставрированы монастырские храмы, на прежнем месте восстановлена монастырская колокольня с сохранением облика XIX века, построен новый храм-часовня в честь Царственных Страстотерпцев, проведены охранно-спасательные работы в монастырском некрополе. В настоящее время в монастыре действуют библиотека для прихожан, золотошвейная и иконописная мастерские.

«Жемчужиной Самарской земли» назвал обитель Святейший Патриарх Алексий II, посетивший епархию в октябре 1999 года. С 2001 года в монастыре хранятся мощи местночтимого святого Александра Чагринского.

С Божией помощью Иверская обитель вновь становится украшением города, его молитвенным утверждением и покровом. В монастыре подвизается более 60 сестер. Богослужения совершаются ежедневно. Круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтырь с поминовением живых и умерших. По средам совершается соборный акафист Иверской иконе Божией Матери.

Настоятельница монастыря – игумения Иоанна (Капитанцева).

После трогательного рассказа об истории монастыря наша экскурсия продолжается в храме Иверской иконы Божией Матери.

Престолы: Иверской иконы Божией Матери, Михаила Архангела.

Первое, на что обращает наше внимание матушка Нафанаила – это удивительной красоты роспись стен, колонн, сводов, потолка с ликами Спасителя, Святой Троицы, с изображением явления Иверской иконы Божией Матери, Успения Богородицы, с фигурами египетских монахов-отшельников, столпников, воинства Христова, известных святых и мучеников. В самом деле, рассматривать эти росписи можно неустанно. Да и атмосфера в храме такая благостная, хочется просто молча созерцать, прикладываться к святыням …

Монахиня Нафанаила подводит нас к главной монастырской святыне – раке с мощами праведного Александра Чагринского и начинает рассказ об удивительном праведнике, священнике, который много лет прослужил и на нашей балаковской земле.

Житие праведного Александра Чагринского

Протоиерей Александр Юнгеров родился в 1821 году в селе Аблязове Пензенской губернии. Его отец Стефан Игнатьевич получил священнический сан и был направлен в село Юнгеровку, отсюда их необычная фамилия. Умер он в 1831 году неожиданно, но в обстоятельствах его смерти усматривается милость Божия. Во время свадебного застолья отцу Стефану поднесли угощенье, от которого он занемог насмерть, но через сутки ожил и сообщил, что Господь дал ему время для покаяния и прощания с близкими и заберет к Себе вновь через шесть недель. Отвечал, что был в загробном мире, видел места райского блаженства и адских мучений. Были показаны также уготованные его родным и различным известным ему людям будущие посмертные судьбы, но не велено о том рассказывать, чтобы не внести смуту в народ. Как и было предопределено, отец Стефан проболел шесть недель, в течение которых исповедался, причастился, соборовался, а к концу срока созвал родных, простился с ними и тихо скончался.

В сентябре того же года Александр был определен в Саратовское духовное училище, а через пять лет – в Саратовскую духовную семинарию. Александр Юнгеров был рукоположен во священника 20 октября 1842 года. До этого состоялась его женитьба на бедной сироте Елизавете Ивановне.

С июля 1843 года началось сорокалетнее служение о. Александра в Троицкой церкви села Балаково. О. Александр сам благоговейно, тщательно, согласно с церковным уставом совершал богослужения и того же требовал от притча, всегда сохранял сердечную приветливость ко всем людям.

Читайте также:  Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Трудами мудрого пастыря полураскольничий приход стал постепенно преображаться в православный. При нем в 1861 году была освящена новая каменная церковь, построенная из красного, “певучего” кирпича.

Сохранилось воспоминание о том, как по молитве о. Александра ожил почивший в Бозе усердный и добрый сельский плотник Мартемьян Фаддеич. С “дерзновенною верою” обратился батюшка к усопшему: “Мартемьян Фаддеич! Встань и исповедайся, так как тебе нужно исповедаться и проститься с родными“. Мертвый ожил, он был причащен, выслушал благодарственные молитвы и, получив напутственное благословение о. Александра, упокоился навечно.

Дом Юнгеровых, стараниями о. Александра и его супруги, Елизаветы Ивановны, славился своим страннолюбием – здесь находили приют многочисленные богомольцы. С почтением относились к о. Александру не только прихожане, но и окрестное духовенство, именно его избрали в своем благочинии духовником.

В 60-летнем возрасте о. Александр получил назначение в Чагринский Покровский женский монастырь, бедный и малоизвестный. В обители батюшка большое внимание уделял образованию учащихся в монастырской школе девиц и соседних крестьян. Постепенно народ стал интересоваться жизнью обители и посещать богослужения; увеличилось число его насельниц. Была построена новая теплая церковь. Многочисленные заботы, связанные с завершением строительства храма и с жизнью обители, потеря в течение одного года многих близких подорвали его здоровье, и в апреле 1893 года он был уволен за штат.

С этого времени началось его более широкое служение, сделавшее о. Александра известным далеко за пределами Чагринской обители и всей Самарской губернии. Господь прославил его на отдаленные места России даром чудотворений. Больные, отчаявшиеся в человеческой помощи, бесноватые, смущаемые и обуреваемые разными духовными помыслами и недоумениями, потекли к нему с разных концов православной России, они получали здесь духовное и телесное врачевание и со слезами благодарили Господа за свое исцеление.

1900 год старец встретил на болезненном одре. Сообщение о смерти его сына, иерея Василия (+1900), ухудшило состояние здоровья о. Александра. В декабре слег совсем и уже не вставал. Был несколько раз приобщен, соборован, а в день кончины, 22 декабря, прочитана над ним отходная и по желанию старца, высказанному прежде, пропет пасхальный канон. В минуту кончины всем была ясно заметна появившаяся на его лице светлая улыбка, которая сохранилась и по смерти до третьего дня.

Над могилой о. Александра в Чагринском монастыре была устроена часовня, которую посещали многие паломники, обретая душевное и телесное исцеление. 22 июня 2000 года состоялось обретение мощей старца, и они были перенесены в Самарский Иверский женский монастырь. В 2001 году определением Священного Синода праведный Александр прославлен как местночтимый святой Самарской епархии. Будучи современником святого отца Иоанна Кронштадского, отец Александр Чагринский в своей жизни явил подобный ему образ святости. Живя в миру, имея семью, подвижник стяжал великие плоды молитвы и чудотворения.

Местное празднование памяти святого совершается дважды в год:

в день его блаженной кончины – 4 января и в день обретения его мощей – 22 июня.

Монахиня Нафанаила поведала нам случаи чудесной помощи по молитвам праведного Александра. Впечатленные от всего услышанного, мы по очереди преклонили колени перед святыней, благоговейно приложились к мощам и, отойдя немного в сторону, попросили о душевной крепости и о своем сокровенном. Мы душевно поблагодарили нашего экскурсовода за внимание к нам, за рассказанные интересные факты из жизни монастыря. Так не хотелось уходить отсюда… Мы еще немного задержались в храме, приложились к святыням, посетили церковную лавку, подали требы. Что же, надо ехать домой.

Свято-Никольский женский монастырь

На нашем пути – г.Пугачев. Мы решили, что не стоит упускать возможность посетить и Свято-Никольский женский монастырь. Сюда 29 октября из Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря был доставлен ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца в сопровождении Епископа Тихона Егорьевского (Шевкунова).

Краткая история

Монастырь был основан В 1764 году сначала как старообрядческий мужской скит. Он располагался в живописном месте, в излучине реки Иргиз. В 1837 г. скит был обращен в единоверие и преобразован в Средне-Никольский мужской общежительный монастырь, а в 1843 года монастырь был преобразован в женский и передан в управление инокине Ефросинии (Ерёминой).

В монастыре имелись 2 церкви: Свято-Никольская деревянная с 14-ю главами и колокольней и Покровская деревянная одноглавая. Святынями монастыря считались пять Евангелий, напечатанных во время царствования Михаила Феодоровича.

Для размещения сестер и настоятельницы в монастыре имелось 11 зданий: 2 деревянных двухэтажных корпуса и 9 одноэтажных корпусов. В монастыре имелась больница на 5 человек, которая помещалась на первом этаже одного из двухэтажных корпусов. В 1891 году в монастыре было открыто училище, в котором обучались и дети из окрестных сел. В 1893 году в нем обучались 12 девочек, находившихся на полном содержании от обители.

Последней настоятельницей монастыря перед его закрытием в годы советской власти была игумения Августа (Афанасьева). При монастыре служили два священника и диакон.

После октябрьского переворота, в 1918 году, монастырь был закрыт. Все трудоспособные монахини были мобилизованы на различные работы, одни задействованы для борьбы с эпидемиями, другие трудилась на молочной ферме.

В 1929 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы был разобран. В 1930 году на территории обители и во всех ее уцелевших помещениях расположилась колхозная бригада. При колхозе, в одном из бывших монастырских зданий, был основан опорный пункт, названный «Международная Объединённая Помощь Революции». По аббревиатуре этих слов колхозное поселение на территории монастыря получило название Мопр.

В 1997 году началось восстановление Свято-Никольского храма. Приход во имя Святителя Николая Чудотворца был зарегистрирован в 1998 г. Сестры-насельницы принялись за восстановление храма и зданий монастыря. 28 декабря 2000 г. по благословению Патриарха и Синода при храме во имя Святителя Николая Чудотворца был учреждён Свято-Никольский женский монастырь.

Главный храм монастыря во имя святителя Николая, Архиепископа Мирликийского был освящён 20 сентября 2008 г. А 22 ноября 2014 года Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Великое освящение храма-часовни в честь Покрова Божией Матери.

Вот так неожиданно нам представилась возможность посетить Свято-Никольский женский монастырь и приложиться к ее святыне – мощам Николая Чудотворца.

Слава Богу за все!

Хочется как можно дольше сохранить эту благодать, которую мы получили во время посещения монастырей, от того, что смогли увидеть воочию и приложиться к церковным святыням!

Мы выражаем огромную благодарность нашему настоятелю, отцу Николаю, за поездку, за подаренную нам душевную радость!

Н.Молчанова, участница поездки

Иверский монастырь в Самаре: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы

1855 — Струковский сад выкуплен городом Самарой у поруч.

1970 — В Бобровке Кинельского района принято в эксплуат.

1975 — В Куйбышевском художественном музее открылась в.

Ещё события 13 Февраля

Сохранились предания о гибели иверских сестер. О том, как власти пообещали открыть монастырь, и около тридцати монахинь, поверив, пришли к родной обители. Их погрузили на старую баржу, вывезли по Волге за пустынный остров и потопили вместе с баржей. Впрочем, никаких документальных подтверждений этой истории не было найдено до сих пор.

Первые шаги обители

В конце 1850 г. была построена часовня с восемью кельями под ней и вокруг нее. В них обосновались первые насельницы. 12 марта 1855 г. император Николай I утвердил образование в Самаре женской общины под названием Иверская.

В том же году преосвященный Евсевий, первый епископ Самарский, освятил в обители небольшой деревянный на каменном фундаменте теплый храм во имя Иверской иконы Божией Матери. Храм строился около трех лет. Поставили его под горой, возвышающейся к востоку.

Обитель быстро росла и обустраивалась. К 1857 г. в подвале Иверского храма была устроена небольшая церковь для ранних литургий в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, были построены дома для священнослужителей, корпус для настоятельницы и три корпуса для сестер.

Со временем возникла необходимость в постройке вместительного храма с колокольней. Проект разработал губернский архитектор Маке. 17 сентября 1858 г. был заложен каменный трехпрестольный храм с пятью главами. Стены были отделаны под белый мрамор, поставлены многоярусные резные иконостасы. Это был самый высокий храм и первый в Самаре пример русско-византийского стиля. Главный престол освятили в честь Сретения Господня, боковые – в честь апостолов Петра и Павла, преподобного Сергия Радонежского.

В храмах обители хранились особо чтимые иконы: святой образ Иерусалимской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; Божией Матери “Иверская” в золотой ризе с алмазами и изумрудами; Божьей Матери “Троеручица” в серебряной позолоченной ризе, написанная афонскими иноками на кипарисовой доске.

Духовный центр города

21 августа 1860 г. Иверская община была переименована в женский общежительный монастырь, и настоятельница Маргарита возведена в сан игуменьи.

В 1879 г. на средства купчихи Прасковьи Шихобаловой выстроили деревянную на каменном фундаменте больницу. В конце 80-х гг. XIX века на территории монастыря был устроен водопровод.

В 1876 г. монахини по эскизам художника Н.Е.Симакова вышили Самарское знамя. На одной его стороне в центре вышитого золотом византийского креста изображены славянские просветители Кирилл и Мефодий, на другой – также в золотом кресте – образ Иверской Божией Матери.

К 1890 г. Иверский монастырь превратился в настоящий городок. В его границах вместе с храмами было десять жилых корпусов, четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня (все деревянные), каменная баня и прачечная, погреба. На территории монастыря был колодец, воду из которого позволяли брать и жителям Самары, в особенности весной и осенью, когда волжская вода становилась совершенно не пригодной для употребления. Иверская обитель стала духовным центром города.

В храмах обители хранились особо чтимые иконы: святой образ Иерусалимской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; Божией Матери “Иверская” в золотой ризе с алмазами и изумрудами; Божией Матери “Троеручица” в серебряной позолоченной ризе, написанная афонскими иноками на кипарисовой доске.

В 1876 г. монахини по эскизам художника Н.Е.Симакова вышили Самарское знамя. На одной его стороне в центре вышитого золотом византийского креста изображены славянские просветители Кирилл и Мефодий, на другой – также в золотом кресте – образ Иверской Божией Матери.

С этим знаменем 20 апреля 1877 г. Самара провожала ополченцев, отправлявшихся в Болгарию на помощь в борьбе за освобождение от турецкого ига. 19 июня 1877 г. под Стара Загорой болгарская дружина храбро билась под этим знаменем. Пять знаменосцев сменили друг друга. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства.

В 1981 г. в Болгарии была изготовлена и подарена Самаре копия этого знамени. Сейчас она хранится в областном историко-краеведческом музее имени П.В. Алабина.

Разгром и запустение

В начале XX века монастырь был окончательно сформирован. Располагаясь ярусами на волжском склоне, взметнув к небу маковки церквей, он придавал панораме города с Волги выразительность и красоту.

Обители принадлежало 150 десятин земли в тридцати верстах от Самары в Жигулевских горах, а также 150 десятин сенокосных угодий, две рыбных ловли, хутор, колодец, огород и сад в семи верстах от обители. В монастыре проживали около 500 насельниц, здесь были свои больница и библиотека, золотошвейная, ткацкая, ковровая, иконописная, переплетная мастерские.

После революции и установления советской власти началось разрушение монастыря. В 1925 г. было принято решение о закрытии обители и поселении там рабочих Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС. В 1930 г. после постановления горсовета “О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты” были разобраны колокольня, храмы, ликвидированы ограда и склепы монастырского кладбища. Строения были приспособлены под помещения различных организаций, а часть передана в жилой фонд. Недалеко от могилы П.В.Алабина на месте склепа князя Кугушева были устроены уличный туалет и мусоросборник. На семь десятилетий Иверский монастырь исчез с карты города.

Однако в памяти самарцев обитель жила. Чудом уцелела могила городского главы Петра Владимировича Алабина.

Сохранились предания о гибели иверских сестер. О том, как власти пообещали открыть монастырь, и около тридцати монахинь, поверив, пришли к родной обители. Их погрузили на старую баржу, вывезли по Волге за пустынный остров и потопили вместе с баржей. Впрочем, никаких документальных подтверждений этой истории не найдено до сих пор.

На круги своя

Возрождение монастыря началось в 1991 г., когда была зарегистрирована община Иверского монастыря. Возрождающейся обители было передано 0,79 га земли с сохранившимися постройками – трапезным храмом, домом игуменьи, зданием бывшей ремесленной мастерской и другими. 24 февраля 1993 г., в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил первое с 1928 г. торжественное архиерейское богослужение. Он подарил монастырю икону Иверской Божией Матери, ставшую главной святыней обители. С августа 1994 г. монастырь возглавляет игуменья Иоанна (Капитанцева).

За годы возрождения монастырь разросся и расцвел. Сегодня он вновь стал одним из духовных центров города. Возрождается золотошвейное искусство. У монастыря вновь есть загородные подворья.

22 июня 2000 г. по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия состоялось обретение мощей чагринского старца протоиерея Александра Юнгерова, причисленного к лику местночтимых святых. С этого времени мощи угодника почивают в Иверском монастыре в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

Иверский монастырь Самара

Один из самых известных монастырей Самары – Иверский женский монастырь. После того, как студеной зимой 1850 года самарские горожане отправили прошение о создании в городе женской общины, разрешение было вскоре получено. Государь тоже поддержал этот почин к вящей радости 38 местных жительниц, собравшихся постричься в монахини, после чего развернулось строительство святой обители.

Вскоре появилось и название – Иверский монастырь, им он обязан самарской купеческой благотворительнице Екатерине Ивановне Марихиной, которая пожертвовала ему свою фамильную икону Божией Матери «Иверская», оправленную в драгоценную золотую ризу, с условием, что здесь будут почитать эту икону и беречь как зеницу ока. В честь иконы и назвали обитель.

На пороге XX века в Ивернском монастыре в Самаре было уже вдесятеро больше сестер, нежели поначалу; к их услугам предоставили школу, больницу, различные мастерские, а быть похороненным на монастырском кладбище считалось среди именитых горожан большой честью.

Читайте также:  Храм Троицы в Хорошёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Именно золотошвейки монастыря в свое время вышили знаменитое Самарское знамя для болгарского ополчения своих земляков. Освященное в Вознесенском соборе, оно участвовало в кровопролитных боях и ныне хранится в одном из музеев Софии.

Иверский монастырь в советское время

Советская власть закрыла обитель и экспроприировала ее ценности. Верующие, впрочем, сумели сохранить монастырские храмы отчасти благодаря чиновничьей бюрократии, объединившись в религиозную общину, которую своевременно зарегистрировали. Однако теперь проживание в обители для ее монахинь стало платным: все жилые помещения были переоборудованы под коммунальное жилье, в которое расселили рабочих быстро строившихся промышленных предприятий. Сестрам пришлось платить за квартиры, а значит, искать источники пусть и малого, но дохода, такие, например, как работа в швейной артели.

Монастырь быстро разорялся, к тому же была взорвана его Успенская церковь – вторая в Самаре по величине. Немалый ущерб был нанесен колокольне и жилым корпусам, а кладбище с захоронениями почетных и уважаемых горожан было осквернено и разорено.

Восстанавливать обитель пришлось уже в наши дни.

Иверский монастырь в наше время

Самарцы нередко сравнивают свой Иверский монастырь с Московским Кремлем благодаря соседству храмов и колоритных голубых елей. Вот только жилые корпуса здесь слишком походят на фабричные, и это сходство усиливают соседи – постройки Жигулевского пивзавода и трубы Самарской ГРЭС.

Зато храмы обители прекрасны и величественны. Ее главный храм, Иверский, был и остается подлинным украшением монастыря, к тому же является его ветераном. Предтечей этой церкви была деревянная Казанская часовня, поставленная еще на заре существования святой обители.

В советское время храм пришел в запустение, от него остались, по сути, одни стены. Он был восстановлен в первозданном виде, что называется, всем миром, и освящен 26 октября 2008 года, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери.

Одна из величайших святынь храма – пребывающая в нем рака с мощами святого праведного Александра Чагринского, который традиционно считается небесным покровителем обители.

Единственный из монастырских храмов, сохранившийся полностью, – Иерусалимский, освященный в 1903 году. В его верхнем этаже некогда размещалась трапезная церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, внизу работали пекарня и квасная. Именно в трапезном храме архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил когда-то первое богослужение на территории вновь открытого Иверского монастыря. Этому событию предшествовала большая работа: в советские времена в храме размещались обувная фабрика, жилые квартиры и клуб со сценой в алтарной части.

Еще одна безусловная достопримечательность обители — устроенный в колокольне храм Святителя Николая.

Каменная звонница изначально достигала в высоту почти 30 саженей, что составляет около 64 метров. Под колокольней были оборудованы просторные Святые ворота для свободного проезда транспорта. Главное украшение всякой колокольни – ее звоны, и здесь они были ей под стать: голос колокола весом в 500 пудов был слышен далеко по округе. Над куполом возвышался 6,5-метровый вызолоченный крест.

Современники называли колокольню монастыря зримым маяком православия, сравнивая с огромной свечой, что озаряла всю Самару светом христианской веры. Ныне этот эффект еще более усиливает современная подсветка, эффектно подающая здание с любого ракурса обзора.

Строительству звонницы помогли меценаты: кто-то привез 100 тысяч кирпичей, а одна столичная купчиха пожертвовала 10 тысяч рублей на колокол и крест. Символ Самары, эта колокольня была взорвана в 1929 году, и округа погрузилась в молчание.

Новое здание выстроено в 2011 году, бронзовые звоны для нее отлили на Воронежском колоколо-литейном заводе. После безвременья поры воинствующего атеизма обитель вновь обрела былую звонницу – нынешняя колокольня построена в точном соответствии с обликом прежней.

По соседству с ней установлен поклонный крест, он посвящен памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей Словенских.

Путешествуем по России

Сайт для заядлых автопутешественников

Боковая колонка

Google translate
Популярные страницы
Новости сайта
Радио «ВЕРА»
Реклама на сайте
Свежие комментарии
  • Oleg к записи Астраханская рыбалка
  • Валерия к записи Каменный город
  • Ирина к записи Эльбрус
  • Lookel к записи Эльбрус
  • Ирина к записи Экскурсия на осетровую ферму
Случайный анекдот

Боковая колонка

Астраханская область

Самарская область

Ставропольский край

Калмыкия

Кабардино-Балкария

Карачаево-Черкесия

Пермский край

Реклама на сайте
Путешествуем по России

Иверский женский монастырь

Иверский женский монастырь — православный женский монастырь Самарской и Тольяттинской иепархии Русской православной церкви, действующий в городе Самаре.

В январе 1850 года горожане подали прошение симбирскому епископу Феодотию об открытии в Самаре женской общины в память об уничтоженном монастыре , указав, что уже 38 женщин желают посвятить себя иноческой жизни . Сообщалось, что в Самаре проживает довольно много различного рода сектантов и раскольников разного толка, и создание православной общины если и не искоренит сектантство, то значительно его ослабит . Феодотий переслал прошение в Святейший Синод, сопроводив его своим ходатайством с указанием необходимости, благовременности и пользы от открытия общины в Самаре . 27 сентября 1850 года, в день Воздвижения Креста Господня, епископ Симбирский Феодотий благословил место новой женской общины и ее насельниц иконой Иерусалимской Божией Матери. С первого же богослужения эта икона прославилась чудотворениями и стала особо почитаемой в Самаре. Община была посвящена Иверской иконе Божией Матери по желанию благотворительницы, пожертвовавшей обители свою семейную святыню.

Преобразование общины в монастырь

Наступило время для осуществления главного упования и надежды сестер обители, которые, вступив на путь иноческого жития, желали полного самоотречения в монашеском чине. 24 марта 1860 года Преосвященный Феофил вошел с представлением в Священный Синод о возведении Иверской общины в степень монастыря и о пострижении в монашество настоятельницы и других сестер общины. 6 июля 1860 года Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода о возведении Иверской женской общины в степень монастыря.

Благотворительность Иверского женского монастыря

В начале ХХ века в монастыре имелось несколько благоустроенных благотворительных учреждений. В церковно­приходской школе обучалось сто человек, причем некоторые приходили даже с далеких окраин, поскольку их родители ценили благотворное влияние примеров монашеской жизни, которые в святой обители они видели на каждом шагу, ведь начало каждого дела сопровождалось молитвой и крестным знамением, непрестанная сосредоточенность и серьезность проявлялись при исполнении послушаний, звучали тихие, скромные и поучительные речи и ко всем было ласковое отношение.

.Кроме детей­-школьниц, в монастыре жили девочки, которых родители отдавали на воспитание в кельи монахинь, и сиротки, которых монастырь обувал, одевал, питал и воспитывал.

Имелся странноприимный дом, в котором путешественник и ­богомольцы при готовом от обители отоплении, освещении, питании и уходе могли жить столько, сколько им потребуется для отдыха и для молитвы.

Богослужения совершались в трёх монастырских храмах, в которых хранились почитаемые в Самаре святыни: образ божией матери Иерусалимская и давший название монастырю образ божией матери Иверская. На монастырском кладбище было похоронено около тысячи человек, в том числе многие именитые горожане.

Монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль, во многом определявший вид Самары, особенно со стороны Волги . Большой вклад в дело развития Иверского женского монастыря внёс тогдашний губернатор Самарской губернии Пётр Владимирович Алабин.

Самарское знамя

При игумении Антонине сестры Иверского монастыря приняли участие в создании Самарского знамени для болгарского ополчения, под которым в жестоких боях за независимость болгарский народ обрел свою государственность.

Сбор пожертвований в пользу южных славян принял в России всенародный характер. Патриотическое желание помочь «особым образом» выразила жена гласного Самарской Думы Петра Владимировича Алабина – Варвара Васильевна. Она посоветовала мужу подарить восставшим боевое знамя, ведь пятьсот лет у болгар не было ни своего государства, ни государственных символов. За изготовление знамени по эскизу петербургского художника Н. Е. Симакова взялись золотошвейки самарского Иверского монастыря. Игумения Антонина и Варвара Васильевна Алабина лично принимали участие в его шитье.

Самарское знамя представляет собой широкое квадратное шелковое полотнище из трех горизонтальных полос: белой, пунцовой и синей. Посередине знамени с обеих сторон вышит золотом по черному фону четырехконечный крест. На одной его стороне – изображение славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, на другой – Иверский образ Божией Матери. Древко знамени, изготовленное в московском Чудовом монастыре в византийском стиле, венчалось копьевидным наконечником из червонного серебра.

Самарская депутация в составе городского Головы Ефима Тимофеевича Кожевникова и гласного городской Думы Петра Владимировича Алабина повезла знамя на пароходе «Вестник» в Сызрань, оттуда по железной дороге в Москву. Из Москвы знамя повезли через центральные губернии в Молдавию. Преодолев три тысячи километров, оно прибыло в Кишинев. Из Кишинева депутация проследовала в лагерь болгарских дружин в румынский город Плоешти, и повсюду народ приветствовал знамя! 6 мая 1877 года при большом стечении народа после молебна оно было вручено 3­й дружине болгарского ополчения.

В лагерь болгарских дружин под Плоешти прибыл главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич с сыном. После молебна началась торжественная набивка полотна знамени на древко. Привезенный молоток, которым прибивалось знамя, был передан на хранение в самарский Кафедральный собор как святыня.

Знамя, ставшее национальной святыней Болгарии, сначала оставалось в городе Радомире, где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софию, и находилось там до 1946 года. Сейчас Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии.

Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году. Одна из них находится в Центральном Военном Музее СССР, другая – в музее истории войск Приволжско-Уральского военного округа в Самаре. В 2006 году в Княжевском Покровском монастыре было вышито знамя для Национального музея военной истории Болгарии.

11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область еще одну копию знамени, которая была изготовлена известным болгарским художником – Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю.

При утверждении в 1998 году современного флага Самарской области за основу было взято Самарское знамя.

Годы забвения

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь — второй по величине храм Самары, на её месте были построены жилые дома. Также была разрушена колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище было разорено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Возрождение

Земная Церковь живет молитвами Небесной. Через семьдесят лет после того, как была разорена Иверская обитель, молитвами отошедших уже в мир иной иверских сестер тоненькой ниточкой наметилась прерванная преемственность. 6 декабря 1991 года была зарегистрирована община Иверского монастыря. 13 февраля 1992 года ей передали 0,79 га земли с Трапезным храмом, домом игумении и бывшей ремесленной мастерской. Первые Богослужения совершались в корпусе, над которым сейчас выстроена звонница. Там были коммунальные квартиры, и одну из них на первом этаже передали верующим.

В конце Рождественского поста 1992 года сестры, составившие Иверскую общинку, устроили «стояния» на пороге бывшего Иерусалимского храма, в котором в то время размещался Дом науки и техники. Эти «стояния», продолжавшиеся целую неделю, получили резонанс в прессе, и вскоре последовало решение мэра г. Самары О. Н. Сысуева о передаче здания трапезной Иерусалимской церкви общине.

24 февраля 1993 года, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил первое со времени закрытия монастыря Богослужение в Трапезном храме.

Тог­да же главной свя­тыней самарской обители стала подаренная Владыкой Иверская икона афонского письма, хранившаяся до этого в алтаре Покровского собора. Единственный сохранившийся до наших дней Иерусалимский храм стал местом проведения монастырских Богослужений в первые тринадцать лет. При игумении Иоанне здесь был установлен новый иконостас, иконы помещены в резные нарядные киоты, оформлены клиросы. Благолепно и молитвенно стало в церкви, освящение которой состоялось 5 января 1995 года, в канун праздника Рождества Христова. В храме ежедневно стали совершаться уставные Богослужения.

В 1995 году состоялось возвращение в ведение монастыря здания Иверского собора. Фактически от этого храма остались одни стены, так что были даже предложения построить его заново. Реставрационные работы начались с создания подпорной стены у основания крутого склона, обращенного к храму. После этого было произведено усиление фундамента и стен. Внутри церкви установили четыре колонны, поддерживающие барабан купола. К 2008 году строительные и отделочные работы были завершены. Установлен резной четырехъярусный иконостас храма с иконами, выполненными иконописцами из московского Новоспасского монастыря в классическом стиле. Их же трудами были сделаны росписи стен собора.

26 октября 2008 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней в сослужении многих священнослужителей Самарской епархии, при огромном стечении народа, совершили чин Великого освящения главного храма обители. Это радостное событие в жизни монастыря произошло ровно через 120 лет после первого освящения соборной церкви в 1888 году.

Самым заметным зданием в Иверской обители для всех жителей города и для туристов, которые на теплоходах проплывают по Волге, конечно же, можно считать 57-­метровую колокольню.

Это точная копия дореволюционной монастырской колокольни, которая долгое время являлась визитной карточкой города Самары. Как и до революции, над святыми вратами устроена церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.

Рядом с колокольней установлен поклонный Крест в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей Словенских.

Не случайно он стоит у самого входа в монастырь, ведь крест – это символ нашей веры и нашего спасения.

Так Иверский женский монастырь возвратился к жизни. Преобразилась его территория, обустроилась внутренняя жизнь. Сложился свой устав, постепенно накапливается опыт монастырского общежития, увеличилось число сестер с 12 до 70, стали совершаться первые монашеские постриги. Дух благочестия вернулся в обитель. Монастырь в своем ежедневном молитвенном труде во имя Господа стал надежным щитом городу. И сегодня, после десятилетий запустения и разрухи, здесь чувствуется дух того уюта и благолепия, который в дореволюционные годы был присущ всем женским обителям России.

При создании страницы использовались материалы сайта иверский.рф

Ссылка на основную публикацию