Карповская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Карповская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Так, в революционное лихолетье многие богатыри пали в неравной схватке или попали в плен, превратившись кто в склад, кто в пекарню. Многие, но не все! Три нижегородских храма чудом уцелели и остаются в строю по сей день. Среди них – Высоковская соборная церковь Живоначальной Троицы, действующая почти два века и самая любимая нижегородцами.

Резиденция нижегородских владык

Село Высоково, основанное в XIV столетии на землях древнего Печерского монастыря, приобрело особую известность в конце XVII века, во время правления первого Нижегородского митрополита Филарета, устроившего в нем свою летнюю резиденцию. С тех пор в Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки, в том числе Питирим (1719–1738), Дамаскин (1783–1794), Макарий (1879–1885). И каждый из владык стремится вложить в ризницу достойные дары.

В 1801 году в Нижний Новгород поступил указ Синода о строительстве вместо обветшавших или сгоревших храмов исключительно каменных зданий, и обязательно по проектам дипломированных архитекторов. В силу того что церкви села Высоково к тому времени имели многие повреждения, правящий архиерей епископ Вениамин (1798–1811) решил выстроить новый каменный трехпрестольный храм.

Планы фасадов здания он заказал губернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому. В 1815 году храм был освящен нижегородским архиепископом Моисеем (Близнецовым-Платоновым).

Почти два века высоковский храм был не только заметным памятником истории, но и центром духовной жизни Нижнего Новгорода. Богослужение, лишь ненадолго прерванное в разгар сталинских репрессий, возобновилось через два с половиной месяца после закрытия храма, на 40-й день войны, и с тех пор ведется постоянно. А старинный Свято-Троицкий храм остается одним из самых любимых нижегородцами.

Монашеская община

В советское время православных монастырей практически не было. Правящие архиереи иногда постригали в монашество пожилых женщин, которые несли послушание в приходских храмах. И в конце 70-х – начале 80-х годов в Горьком появляется «нелегальная» православная женская монашеская община.

Ее духовником был пожилой заштатный священник – отец Петр Мовчан, повидавший на своем веку и лагерь, и ссылку, и гонения. Народ стремился к нему за советом и благословением. В его доме часто собирались верующие женщины, чтобы читать акафисты, поучения, душеполезные книги. По его совету некоторые приняли постриг.

Со временем желание принять монашество появилось и у других сестер. Многие из них трудились в храмах, а по вечерам посещали любимого батюшку. Для принявших постриг был составлен определенный устав, принято молитвенное правило, установлены сугубый пост, ношение монашеской одежды и воздержание от мирских сообществ.

Сестры общины занимались не только молитвенным деланием и служением при храмах. В ситуации крайнего духовного голода они тайно распространяли православную литературу – в основном молитвословы и псалтири, привезенные из Москвы, где их тайно печатали.

Сегодня, когда Церковь имеет иные возможности, может показаться, что это служение было не столь значительным. В действительности это был подвиг, посильный далеко не всем, а сам факт появления такой общины свидетельствовал о крепости духа, который так и не удалось сломить гонителям Церкви.

Сестры-просфорницы

В маленьком домике на приходской территории, который в народе именуется просфорной, вот уже три десятка лет живут и трудятся две схимонахини: матушки Евдокия и Валентина. А недавно в помощь матушке Евдокии, которой без малого 90 лет, взяли еще одну «молодую» 75-летнюю монахиню Елену. Именно эти три женщины, подвизаясь в чистоте и молитве, пекут святой хлеб для нескольких храмов.

Все они пришли в Церковь в советское время, когда проще и безопаснее было держаться от нее подальше. Первую из них, матушку Евдокию из Починковского района, привез в Горький сын ухаживать за больным священником.

Отец Петр Мовчан долго присматривался к Евдокии, а потом благословил ее принять монашество. Однако в начале 70-х в монастыре никто не решился ее постричь. Тогда Евдокия отправилась в Липецк, к иеромонаху Александру (схиархимандриту Кириллу), где и «получила монашество на дому». Вместе с отцом Петром монахиня Евдокия ездила в Троицкий соборный храм, где он исповедовал прихожан.

Некоторые женщины тоже выразили желание принять монашество, приходили к отцу Петру, и он их благословлял. Так, естественным образом, при Троицком храме возрастала монашеская община.

Рассматривая старинные фотографии, которые бережно хранятся у матушкии Евдокии, можно увидеть, какая большая и сплоченная получилась община у отца Петра. Некоторые женщины, не побоявшиеся взять на себя особенно строгие обеты, позднее были даже пострижены в схиму, и среди них – матушки Евдокия и Валентина.

Сейчас практически вся община вместе со своим духовником отошла ко Господу, но первая монахиня, Евдокия, по-прежнему продолжает служить Богу и Церкви молитвою и трудом, выпекая просфоры с матушками Валентиной и Еленой.

Трепетное отношение к своему послушанию у сестер складывалось годами. В те далекие 70-е немногие умели это делать, а храм был переполнен людьми и каждому прихожанину надо было дать просфору.

«А научили нас печь просфорки наши батюшки: отец Евгений и отец Феодор. Мы узнали, что во время учебы в семинарии у них было послушание в просфорной, и попросили научить, как правильно выполнять эту богоугодную работу», – говорит матушка Евдокия.

Так московский семинарский опыт спас положение в горьковском Троицком соборе, потому что после объяснений батюшек дело наконец стало спориться, а просфорки матушек-схимонахинь и доныне радуют прихожан своим вкусом и качеством.

Храмовые святыни

«Наш храм расположен в старом, намоленном месте, на землях древнего монастыря. Он хранит святыни, которые дороги сердцу каждого христианина, – рассказывает клирик Троицкого собора диакон Георгий Казнин. Прежде всего это пуреховский крест – распятие, по преданию, привезенное из Соловецкого монастыря. Изначально эта святыня находилась в Пурехе, но когда после революции храмы стали закрываться, она была перевезена в Высоковскую церковь. Надо отметить, что жители села Пурех до сих пор частые гости в нашем храме. Они приезжают сюда приложиться к кресту и получают по своей вере исцеления».

40 лет вместе с храмом
В 1969 году в Троицкий храм, бывший тогда кафедральным собором города Горького, пришел служить отец Владимир Романов. А тремя годами позже, после окончания Московской духовной семинарии, прибыл еще один клирик – отец Евгений Варварский. На диаконское служение его благословил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Флавиан. С этого времени и до сегодняшнего дня вся жизнь обоих священнослужителей неразрывно связана со служением в соборной церкви Живоначальной Троицы.

«В советское время, когда религия была запрещена, в городе остались только три действующие церкви (кроме нашей, Карповская и Старопечерская), – рассказывает протоиерей Евгений. Всегда было очень много народа и, соответственно, выполнялось много треб. В выходные дни мы крестили по 150 человек, на буднях – поменьше. Только причастников каждый день было не меньше сотни, а в праздники их число доходило до тысячи. И только в 1990-е годы, когда стали открываться другие храмы, нагрузка стала снижаться».

Отец Евгений пришел служить в Церковь уже в зрелом возрасте: во диаконы его рукоположили в 37 лет. А до этого у него за плечами обычная рабочая и семейная жизнь, заочная учеба в институте иностранных языков.

«Раньше я иногда посещал Карповскую церковь, поскольку жил на Автозаводе, и был знаком с некоторыми священниками, но прямого напутствия поступать в семинарию мне никто не давал, – говорит отец Евгений. Такое желание появилось как-то само собой, и я был очень рад. Оставил прежнюю работу, институт: началась новая жизнь. В миру ничто без воли Божией не случается. Видимо, Господь благословил меня пойти по стезе деда (уже позднее я узнал, что мой дед, Александр Варварский, был священнослужителем и умер в заключении)».

По словам отца Евгения, в последние годы приход значительно помолодел, все больше храм посещают молодые семьи. С особой теплотой отзывается отец Евгений о маленьких прихожанах – учащихся воскресной школы, где он духовник, и об их наставниках: «Все преподаватели (11 человек) – наши прихожанки, у всех – высшее образование. Коллектив очень дружный. Ребятишкам от 4 до 14 лет. Очень стараются, на конкурсах занимают призовые места. Да и нам занятия с ними – только в радость: интересно, приятно воспитывать детей».

Оба протоиерея, прослужившие бок о бок несколько десятилетий, чрезвычайно гордятся историей своего собора, построенного и освященного в 1815 году в честь победы над Наполеоном.

«Строила церковь местная община под руководством иерея Феодора, который похоронен на кладбище рядом с храмом как строитель, фамилия на памятнике не указана, – сообщает отец Евгений. Наш собор не был разграблен как будто его хранили для нас. Любой храм несет благодать человеку, тем паче посвященный Святой Троице. Поэтому на Руси так много Свято-Троицких храмов и монастырей».

настоятель Троицкой церкви, митрофорный протоиерей:

Благодаря тому что наш соборный храм закрывался лишь на непродолжительное время, приходу в полной мере удалось сохранить свои традиции, передаваемые из поколения в поколение, духовную преемственность. Очень важно, что уже несколько десятилетий служат здесь старейшие клирики епархии – протоиереи Евгений Варварский и Владимир Романов. Это имеет огромное значение для духовного руководства и окормления прихожан.
Наш храм построен в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Что значит построить храм в честь победы? Это значит сохранить во всех последующих поколениях благодарную память о тех воинах, которые защищали свою Родину. Храм – это видимый знак постоянной сугубой молитвы за них.

Ольга КОВАЛЬ, преподаватель воскресной школы:

В Троицкую церковь я пришла, когда училась на 3-м курсе Нижегородской государственной консерватории. 10 лет пела на клиросе, хотя сначала не понимала смысла служб, не знала церковно-славянский язык. Но постепенно стала укрепляться в вере и пришло понимание того, что мы делаем. Храм стал для меня родным: здесь я венчалась, крестила детей.
Теперь я преподаю церковное пение в воскресной школе. Уже три года подряд наш хор является лауреатом детского епархиального фестиваля «Пасха красная», но самое главное – настоятель благословил детей по выходным петь на литургии, и дети очень стараются.

Карповская церковь в Нижнем Новгороде

Православная Спасо-Преображенская церковь в Карповке

Карповская церковь — это православная Спасо-Преображенская церковь в Нижнем Новгороде.

Спасо-Преображенская церковь построена в 1817 году в селе Карповка на месте сгоревшего деревянного храма. Ныне территория Карповки входит в состав Ленинского района Нижнего Новгорода.

Храм построен по проекту архитектора Ивана Ивановича Межецкого и перестроено по проекту Роберта Яковлевича Килевейна.

Читайте также:  Святая гора Афон: где находится и как добраться, история и значение, старцы и монастыри

История храма

Первая церковь в селе Карповка построена в 1722 году по велению нижегородского епископа Питирима. Несколько раз церковь горела, после очередного пожара нижегородский епископ Моисей (1811 – 1825) предложил жителям села выстроить каменный храм, тем более что правительственным предписанием от 6 февраля 1801 года требовалось строить только каменные церкви взамен сгоревших деревянных.

Церковь была построена по проекту губернского архитектора Ивана Ивановича Межецкого в стиле классицизма и освящена в 1817 году в честь Преображения Господня.

В 1838 году при храме была открыта приходская школа.

Так как население села росло и церковь не могла вместить всех желающих, во второй половине 19-го века по проекту архитектора Роберта Яковлевича Килевейна храм был расширен: над трапезной был сооружён второй этаж, храм стал пятикупольным.

В начале XX века были заново расписаны интерьеры храма — по рисункам М. В. Нестерова и В.М Васнецова.

В советское время храм не был закрыт и долгое время был единственным действующим храмом города.

В 1941 году Карповская церковь была закрыта за неуплату налогов, однако уже 14 апреля 1943 года была возвращена православной общине.

Во время войны в ночь с 13 на 14 июня 1943 года в храм попал снаряд вражеской авиации, в результате чего погибло 5 прихожан, а здание церкви серьёзно пострадало.

19 июля 1944 года церковь была вновь открыта после капитального ремонта.

Престолы

  • Главный престол в честь Преображения Господня;
  • Придел в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
  • 19 августа – Преображение Господне;
  • 19 декабря, 22 мая – память свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Святыни храма

  • Плащаница Христа Спасителя – датируется первой половиной XVIII века, прошита золотом.
  • Икона «Преображение Господне» – в икону вмонтирован камень со святой горы Фавор,
  • Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица» (список)
  • Икона Святых Жен Мироносиц
  • Животворящий крест Господний XVIII века
  • Ковчег с частицами святых мощей: Блгв. кн. Глеба Владимирского, Блгв. кн. Георгия Владимирского, Свт. Иоанна
  • Златоустого, Блгв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских, Мч. Хозевитского, убиенного Сарацинами.

Иконы Божией Матери:

  • «Казанская»;
  • «Почаевская»;
  • «Неопалимая Купина»;
  • «Всех Скорбящих Радость»;
  • «Владимирская»;
  • «Иверская»;
  • «Тихвинская»;
  • «Знамение»;
  • «Троеручица»;
  • «Покров Пресвятой Богородицы».

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно.

В будние дни

  • 8:00 – Божественная литургия, лития
  • 16:00 – вечернее богослужение

В воскресные дни и двунадесятые праздники

  • 6:00 – ранняя Божественная литургия
  • 8:30 – поздняя Божественная литургия
  • 16:00 – вечернее богослужение

Где находится и как доехать, телефон, время работы, сайт

Адрес: Нижний Новгород, Суздальская улица, 58

Телефон: +7 831 410-95-35

Время работы: ежедневно 7:00–19:00

Карповская церковь в Нижнем Новгороде на карте

GPS координаты: 56.25623, 43.93386

Храм в честь Преображения Господня (Карповка)

Престол

  • Главный – в честь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (19 августа).
  • Придел – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (22 мая, 19 декабря).

Святыни:

  • Ковчег с частицами мощей святителя Иоанна Златоустого, благоверных князей Владимирских Глеба и Георгия, благоверных князей Петра и Февронии Муромских, мученика Хозевитского, убиенного сарацинами, преподобных Нила Столобенского и Феодора Санаксарского, преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Моисея, Иллариона, Амвросия, Анатолия (Зерцалова), Исаакия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова), Нектария.
  • Животворящий Крест Господень конца XVIII века.
  • Чтимые иконы Божией Матери: «Неупиваемая Чаша», «Всецарица», «Иерусалимская», «Иверская», «Троеручица».
  • Чтимые иконы: Господа Вседержителя, святого преподобного Серафима Саровского, святых жен-мироносиц, святителя Луки Войно-Ясенецкого с частицей мощей.

История

Место, на котором расположена церковь, достаточно древнее. Еще в XIV столетии в Стрелицком стане Заочья была основана заимка Карповка, в своем названии сохранившая имя первопоселенца – бортника Карпа.

В XVI веке деревня Карповка значилась в числе старых государевых бортных весей Нижегородского края. Деревянный храм здесь повелел построить нижегородский епископ Питирим (1719–1738) в 1722 году.

В первые годы начала XIX века в селе Карповка (в настоящее время — территория Ленинского района города Нижнего Новгорода) произошло несколько пожаров. Огнем были уничтожены и деревянные Спасо-Преображенская и Никольская церкви. Прихожане хотели сразу же срубить новый деревянный храм и обратились за разрешением в духовную консисторию, но Нижегородский епископ Моисей (1811–1825) предложил им выстроить более величественный и пожаростойкий кирпичный храм, тем более что правительственным предписанием от 6 февраля 1801 года запрещалось строить деревянную церковь на месте сгоревшей.

Прихожане стали собирать деньги и постепенно готовить кирпич, белый камень и известь для строительства будущего храма. С просьбой о разработке планов-фасадов обратились к губернскому архитектору Ивану Межецкому. Иван Иванович фасады церкви спроектировал в формах классицизма: молельный зал открывался вовнутрь в высокий световой барабан с небольшой фигурной главкой, увенчанной золоченым кованым крестом. Северный и южный входы в храм украшали по четыре пилястры, увенчанные треугольными фронтонами. Стены разбивались горизонтальными бороздками дождчатого руста. Окна храма получили рельефные обрамления, а фасады – декоративные ниши в виде овалов, вписанных в прямоугольники.

Изначальный облик до нашего времени сохранила лишь колокольня. Она представляет собой суживающуюся кверху композицию из четверика и двух восьмериков. Вход в колокольню украшает декоративная килевидная арка. Первый ярус колокольни завершает треугольный фронтон. Карниз отмечен резным декоративным поясом, а тимпан — аркой приподнятого. Боковые части второго яруса оформлены группами из трех приставных колонн, которые увенчаны фронтонами. База и капитель выполнены в тосканском стиле. Центральные части второго яруса украшены арками приподнятого типа с импостами и замковым камнем. Проемы арок закрыты фресками с изображениями Святой Троицы, Преображения и Вознесения Господня. Третий ярус колокольни прорезан восемью арками приподнятого типа. Купол увенчан стройным шпилем, напоминающим завершение самых крупных монументальных сооружений Петербурга эпохи Петра Великого — Адмиралтейства и Петропавловского собора.

Карповской церкви, как и всем зданиям, построенным Иваном Межецким, были присущи простота и строгость форм, сдержанность в применении декоративных элементов и деталей. В Карповской церкви Межецкому удалось воплотить лучшие традиции русской архитектуры.

Строительство церкви завершилось к 1817 году, и тогда же епископ Моисей торжественно освятил ее в честь Преображения Господня.

Храм стал поистине духовным центром обширной округи, так как в то время она относилась ко второму благочинническому округу Балахнинского уезда Нижегородской епархии. В 1838 году при храме открыли приходскую школу, где обучение местных детей вели два наставника: учили грамоте и арифметическому счету, священной истории и Закону Божию.

Численность населения прихода возрастала. В престольные праздники храм, несмотря на внушительные размеры, уже не мог вместить всех желающих, поэтому в 1861 году над трапезной было решено возвести второй этаж, куда и перенести приделы. Дополнительные приделы позволили бы совершать богослужение дважды и трижды в день и принимать больше прихожан.

Разработка проекта кардинальной перестройки церкви в Карповке была поручена архитектору Роберту Килевейну (1825–1895). Роберт Яковлевич изучал деревянное народное зодчество, особенно его интересовала глухая резьба. Под влиянием своего увлечения он привнес в проект перестройки Карповского храма элементы деревянного народного зодчества.

2 июня 1868 года проект Килевейна был утвержден строительным отделением губернского правления. Планировалось сохранить однокупольное завершение молельного зала и лишь надстроить над сводами трапезной второй этаж в высоту кровли главного четверика. Но в процессе строительства первоначальный проект претерпел значительные изменения. Над сомкнутым сводом молельного зала вместо одного купола возвели пять. Купола покрыли железом, окрасили зеленой масляной краской. Окна второго этажа трапезной получили рельефные наличники с треугольными фронтончиками, поднимающимися над карнизом кровли. Снаружи храм был оштукатурен, декоративные элементы выбелены.

В начале XX века интерьеры храма были заново расписаны по рисункам Нестерова и Васнецова.

После революции 1917 года Карповская церковь оставалось одной из немногих незакрытых церквей Нижнего Новгорода. Она действовала до 1941 года, когда ее закрыли за неуплату налога райфинотделу города. К этому времени на территории города не оставалось ни одного действующего храма.

Во время Великой Отечественной войны советская власть несколько смягчила свою позицию по отношению к Церкви. По всей стране стали открываться церкви. 14 апреля 1943 года горисполком передал храм в Карповке церковной общине. Был назначен священник, совершено три богослужения: 11, 12 и 13 июня. Но в ночь с 13 на 14 июня произошел налет вражеской авиации. Погибли пять человек из общины, пострадало здание церкви.

19 июля 1944 года после капитального ремонта Карповская церковь была вновь открыта. В приходе числилось 2000 прихожан. Богослужения не прекращались даже в период неверия, гонения православных христиан и Великой Отечественной войны.

Карповская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Каменная трехпрестольная церковь Святой Живоначальной Троицы в Копосове была освящена в 1803 году, а до этого в селе стояла ветхая Троицкая церковь, заложенная на этом месте в середине XIV века преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Преподобный Сергий шел из Лавры в Нижний Новгород мирить Нижегородских князей и остановился в Копосове (тогда Лихареве) на отдых. По преданию, в то время свирепствовала чума, и Игумен земли Русской отслужил молебен об избавлении от напасти и освятил источники, вода которых исцеляла больных. В честь этого события в селе была поставлена часовня, а потом и деревянная Сергиевская церковь.
Новый каменный храм имел три престола: центральный – во имя Святой Живоначальной Троицы, правый – во имя преподобного Сергия Радонежского и левый в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Это старейший храм Сормова. Он знаменит своей интереснейшей историей, восходящей к XIV веку, а также своими клириками – мучениками и исповедниками XX столетия – священниками Александром Фоминским и Владимиром Постниковым; диаконами Николаем Мельниковым и Николаем Цветаевым, отдавшим свои жизни за веру и Церковь в страшном 1937 году.
Ровно через 70 лет после закрытия храма, в январе 2008 года, церковь Святой Живоначальной Троицы была возвращена Нижегородской епархии. Сегодня в храме регулярно совершаются богослужения, работает воскресная школа , продолжаются восстановительные работы. В Троице-Сергиевской церкви начиналась работа над просветительским проектом «Сормовская слобода», целью которого является духовно-нравственное оздоровление общества через приобщение сормовичей к богатому культурно-историческому и духовно-нравственному наследию нашей Нижегородской земли.

Адрес: г. Нижний Новгород, ул. КИМа, д.77
Ближайшая остановка общественного транспорта: Копосово
Телефоны: 273-95-62; 273-93-77

История

Основанная игуменом земли Русской

В 1365 году преподобный Сергий по благословению митрополита Московского и всея Руси Алексия посетил Нижний Новгород, чтобы примирить нижегородских князей Бориса и Дмитрия Константиновичей и вернуть Нижегородский престол князю Дмитрию.
Преподобный отправился в тяжелый и опасный путь. В то время на Руси свирепствовала чума. «По дороге Сергий видел немало мертвых, опустошенных чумой деревень. – писал исследователь Николай Борисов. – Ветер доносил оттуда запах смрада: в избах разлагались трупы, хоронить которые было некому. Особые отряды, сжигавшие зачумленные деревни, не успевали справляться со своей страшной работой».

Читайте также:  Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Церковное предание повествует о том, что по пути в Нижний Новгород преподобный Сергий основал небольшой деревянный храм в д. Лихарёво находящейся недалеко от Нижнего Новгорода в Балахнинских приделах (ныне поселок Копосово Сормовского района г. Н.Новгорода). На окраине деревни обреталось несколько источников с чистой питьевой водой. Игумен вполне мог освятить для исцеления больных эти Лихарёвские источники, а в память об этом событии поставить часовню или небольшой (обыденный) храм. Впоследствии в память о святом основателе этот храм именовали Троице-Сергиевой церковью, а Лихарёвские, (Копосовские) источники – Сергиевскими.
Примирив Нижегородских князей посредством неслыханной суровости – затворением всех городских храмов,- Преподобный отправился обратно в Лавру водным путём. Но и по сей день в лугах за Троицким храмом существуют небольшие озера, отмеченные на картах местности. Это говорит о том, что святые источники не исчезли, а пока находятся под спудом до времени.

На пути Нижегородского ополчения

В XVII веке Лихарёво стало вотчиной боярских детей Копоса и Щетины Хабаршиковых. Отсюда происходит современное название села – Копосово. Оно принадлежало Козинской волости Балахнинского уезда. А с 1547 года по 1764 год Копосово и его храм принадлежали Троице-Сергиевой Лавре!
Во Смутное время XVII века на подступах к Нижнему Новгороду – около селений Копосово и Большое Козино, нижегородцы разгромили сторонников Лжедмитрия. А в 1612 году, когда Нижний Новгород стал духовным и военным центром по формированию народного ополчения под руководством Минина и Пожарского, ополченцы по пути на Москву по старой Балахнинской дороге совершили в Троице-Сергиевской Копосовской церкви напутственный молебен, приняв благословение Божие на свой подвиг в защиту Родины.

Стройка, перестройка и пристройки

При Екатерине II в 1764 г. село Копосово вошло состав Нижегородской губернии, а Троицкий храм – в состав Нижегородской епархии. К концу XVIIIв. старое здание церкви обветшало и в 1797 году на средства прихожан началось строительство нового каменного храма. Легенда говорит, что во время возведения стен проезжал мимо по делам в Балахну нижегородец Иван Белкин, кирпичник высшего разряда. Остановился, посмотрел и указал мужикам: «Неверно ставите, может упасть…». Строители не обратили внимания на замечание мастера, и на следующий же день стройка рухнула. Пришлось начинать все снова.

В 1803 году новую церковь освятил архиепископ Нижегородский Вениамин (Краснопевков). В 1877 году к церкви пристроили новый фасад и колокольню высотой 44 м. В храме устроили отопление. После этого церковь повторно освятил Епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев). По обычаю того времени церкви были отведены пахотные и сенокосные земли, кладбище, дома священников.

Клир и мир

Первым настоятелем нового Троицкого храма стал священник Матфей Семенов, служивший еще в старой деревянной церкви. В 1783-1793 гг служение в церкви нес выпускник Нижегородской духовной семинарии священник Петр Иосифович Рубинский. С 1808 г. настоятелем Троицкой церкви поставлен о. Андрей Петров из Архангельской церкви села Большое Козино. В Копосове он прослужил 30 лет. В 1829-1833 гг. вторым священником в храме служил о. Иоанн Колосовский, затем-священник Павел Орлов.
К концу XIX в. Троицкая церковь входила во II благочиннический округ Нижегородской епархии. Настоятелем храма был священник П.А. Орнатский. Служили также второй священник, И.П. Орлов, диакон К.Ф. Левский, первый псаломщик М.А. Розанов, второй псаломщик Я.И. Богородский. При Троицкой церкви действовала церковно-приходская школа. В 1916 году приход состоял из 2434 мужчин и 2501 женщин, всего около пяти тысяч человек.

Мученики и исповедники Троицкой церкви

Вскоре после революции, 29 декабря 1918 года, община Троицкой церкви вынуждена была заключить соглашение на пользование храмом с Сормовским Советом. Это означало, что отныне всё имущество церкви принадлежит новой власти. В 1933 году с храма сняли кресты, колокола утопили в близлежащем озере. Прихожане под страхом ареста прятали в своих домах иконы, книги и другую церковную утварь, так как было распоряжение властей топить святыми образами печи в поселковом клубе.
При Советской власти в Троицкой церкви служили священники: Иоанн Орлов, Петр Орнатский, Константин Петров, Иоанн Делекторский, Павел Фиалковский. Последним настоятелем был священник Владимир Постников.
Согласно материалам следственного дела по клиру Троицкой церкви от 1937 г., по «делу церковно-фашистской, шпионо-террористической организации» митрополита Феофана (Тулякова) были арестованы священники Владимир Постников и Александр Фоминский; диаконы – Николай Мельников и Николай Цветаев; председатель церковного совета, рабочий-слесарь Сормовского завода Николай Кириллов». Священнослужители были обвинены в контрреволюционной агитации и приговорены заседаниями Особой Тройки при УНКВД по Горьковской области от 17 сентября к расстрелу. 4 октября 1937 г. священники Александр Фоминский и Владимир Постников, а так же диаконы Николай Мельников и Николай Цветаев были расстреляны в Горьковской тюрьме. Николай Кириллов был приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.

«Мерзость запустения» на святом месте


21 августа 1938 г. комиссия райсовета, осмотрев Троицкую церковь, обнаружила «ряд серьезных конструкционно-технических дефектов», устранение которых потребовало 950 тыс. рублей в ценах 1938 г. Осуществить такие расходы Троицкому приходу было тогда не под силу, о чем церковный совет известил Сормовский райисполком соответствующим заявлением от 28 сентября 1938 г. Власти этого только и ждали. Уже 22 ноября 1938 г. президиум Сормовского райсовета принял решение церковь закрыть, а её здание передать завкому завода «Красное Сормово» под клуб.

В 1946 году в здании храма разместился цинковальный завод, выпускавший оцинкованную посуду, тазы, ванны, кровельные листы. Цинкование считается одним из самых вредных химических производств. В алтарной части храма стояли ванны с серной кислотой и расплавленным цинком. Изделия предварительно опускали в серную кислоту, а затем в расплавленный цинк. Ванны часто прогорали и тогда все их содержимое вытекало в церковные подвалы.
Но и этого безбожникам было мало. В 60-е годы снесли колокольню. Затем сломали правую опорную стену храма и его своды, надстроили второй этаж. Разрушили главный Троицкий алтарь, пристроив вместо него дополнительные цеховые помещения. В результате всех этих варварств церковь потеряла свой исторический вид. И хотя здание храма сохранилось до наших дней, уже никто не мог узнать в этом строении одну из красивейших церквей Нижегородского края.

Возрождение


В 1992 году здание Троицкой церкви было приватизировано и продано. В конце 90-х начале 2000-х годов церковные помещения занимало частное предприятие ООО «Прайд» по промышленному производству кресел для автомобилей.
Двенадцатого июля 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил первый молебен в поруганном храме. И уже в январе 2008 года церковь Святой Живоначальной Троицы была возвращена Нижегородской Епархии. Это великое для верующих событие произошло ровно через 70 лет после закрытия храма. Но рабочие завода продолжали растаскивать все, что не успели унести руководители: окна, двери, трубы отопления и провода. Священнику, назначенному ответственным за процесс передачи, лично приходилось отбирать награбленное людьми имущество и охранять его от расхитителей.
Несмотря на то, что храм не отапливался, уже с января 2008 года в нем еженедельно совершались водосвятные молебны, на которых все верующие молились Святой Живоначальной Троице и преподобному Сергию Радонежскому о восстановлении этого исторического и духовного памятника. Для богослужения был приспособлен правый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. 8 февраля 2009 года в церкви состоялась первая Божественная Литургия, а 8 октября 2010 года, в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, на крышу церкви подняли и установили купол и крест.
Троице-Сергиевская церковь стала первой экспериментальной площадкой для продвижения просветительского проекта «Сормовская слобода», целью которого является духовно-нравственное оздоровление общества через приобщение сормовичей к богатому культурно-историческому и духовно-нравственному наследию нашей Нижегородской земли.
В рамках этого проекта в 2015 году не только храм был полностью восстановлен, но создан целый комплекс с домом причта, часовней и купальнями на месте источников, которые когда-то освящал сам преподобный Сергий. 30 июля 2015 года митрополит Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ, в сослужении викарных епископов и множества народа, совершил чин Великого освящения главного Троицкого престола храма.
– Мы переживаем большое радостное событие – возрождение из пепла славного древнего храма Святой Живоначальной Троицы здесь, в богоспасаемом селе Копосове, в древнем городе Нижнем Новгороде. – Сказал, обращаясь к пастве, митрополит ГЕОРГИЙ в своем архипастырском слове. – Некогда сам преподобный Сергий Радонежский пришел на эти благословенные места и освятил источники, срубил часовню. Преподобный Сергий уберег наш город не только от моровой язвы, но и от междоусобной брани. Сегодня, возрождая молитву на этом святом месте, просим преподобного Сергия и впредь нас не оставлять своим благословением и ходатайством перед Господом.
5 августа того же года Управляющий Нижегородской митрополией освятил на территории Троицкого храма часовню в честь преподобного Сергия Радонежского.

Фоторепортаж из возрождённого храма здесь.

Протоиерей Алексий Горин, кандидат философских наук «Посещение преподобным Сергием Радонежским Нижнего Новгорода и история Копосовской Троице-Сергиевой церкви»

Е. Голубинский «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра»

Н.С. Борисов «Сергий Радонежский»

Николичева, К.А. «Долгая дорога к храму», Красный Сормович. – 2011. – 18-24 марта (№ 10).

Финюкова, М. «Памятник культуры – городу, храм – верующим», Красный Сормович. – 2011. – 1 июня (№ 60).

Карповская церковь

Материал из Энциклопедия Нижнего Новгорода

Народные герои одобряют эту статью
Поэтому рекомендуют продолжать текст в том же духе

Спасо-Преображенская церковь (Карповка) — крупный нижегородский православный храм, входящий в Благочиннический округ I Нижегородской Епархии РПЦ.

Содержание

Убранство Карповской церкви [ править ]

Престол [ править ]

Главный – в честь Преображения Господня; Придел – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

19 августа – Преображение Господне; 19 декабря, 22 мая – память свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Иконы [ править ]

Иконы Божией Матери:

  • «Казанская»;
  • «Почаевская»;
  • «Неопалимая Купина»;
  • «Всех Скорбящих Радость»;
  • «Владимирская»;
  • «Иверская»;
  • «Тихвинская»;
  • «Знамение»;
  • «Троеручица»;
  • «Покров Пресвятой Богородицы».

Происхождение [ править ]

Спасо-Преображенская церковь когда-то была приходским храмом села Карповка, которое располагалось вдоль дороги на Нижегородскую Макарьевскую ярмарку. В XX веке храм вошел в черту города.

Здание церкви построено по проекту архитектора Ивана Ивановича Межецкого и перестроено по проекту Роберта Яковлевича Килевейна. Нынешнее здание церкви освящено в 1817 году.

История в деталях [ править ]

Место, на котором впоследствии расположилась церковь, достаточно древнее. Еще в XIV столетии в Стрелицком стане Заочья была основана заимка Карповка, в своем названии сохранившая имя первопоселенца – бортника Карпа. В XVI веке деревня Карповка значилась в числе старых государевых бортных весей Нижегородского края.

Читайте также:  Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Деревянный храм повелел построить нижегородский епископ Питирим (1719 – 1738) в 1722 году. Несколько раз деревянная Карповская церковь горела, и нижегородский епископ Моисей (1811 – 1825) предложил жителям села выстроить более величественный каменный храм.

Он был построен по проекту губернского архитектора Ивана Ивановича Межецкого в начале XIX столетия в стиле классицизма. Новая церковь была освящена в 1817 году нижегородским епископом Моисеем в честь Преображения Господня.

В 1838 году при храме открыли приходскую школу, где обучение местной детворы вели сразу два наставника. Они учили грамоте и арифметическому счету, священной истории и Закону Божию.

Во второй половине XIX века Карповская церковь была перестроена архитектором Робертом Яковлевичем Килевейном из-за того, что храм был единственным на всю округу и в престольные праздники не мог вместить всех желающих.

В процессе строительства храм был изменен: вместо однокупольного он стал пятикупольным, окна второго этажа трапезной получили рельефные наличники с треугольными фронтончиками, поднявшимися над карнизом кровли.

В начале XX века церковь была расписана масляными красками. Роспись сохранилась до наших дней. В советское время храм был действующим. Просветительская деятельность

Имеется воскресная школа.

Расписание богослужений [ править ]

Ежедневно в 7.30 – литургия, по воскресным и праздничным дням в 5.30 – ранняя литургия, в 8.30 – поздняя литургия, вечернее богослужение – в 16.00.

Контакты [ править ]

Адрес [ править ]

  • 603058, г. Нижний Новгород, Ленинский р-н, ул. Суздальская, д. 58.

Проезд общественным транспортом до остановки «Карповская церковь».

Церкви Нижнего Новгорода. Православные храмы.

Краткая информация, контактные данные, адреса и телефоны нижегородских православных церквей.

Нижегородская епархия существует с 1672 года, учреждена в составе Нижнего Новгорода, Алатыря, Курмыша и Ядрина с определенными селениями. Правящему архиерею епархии был дан титул “Митрополит Нижегородский и Алатырский”. С 1719 года во главе епархии стоял епископ, а с 1991 года – снова митрополит.

До революции в Нижнем Новгороде насчитывалось 52 церкви и 4 собора, в настоящее время сохранилось около 30 православных храмов. Из тридцати домовых церквей сохранилось около десяти.

  • Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор, построен в 1822 году по проекту Августина Бетанкура, автор фасадов храма — Огюст Монферран.
  • Собор Александра Невского на Стрелке (Новоярмарочный), построен по проекту Льва Даля в 1856—1880 годах на слиянии рек Оки и Волги.
  • Недавно восстановленная Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Рождественская) на Торгу (1676—1683), находится рядом с Ивановской башней Кремля (башня названа в честь церкви). В советский период церковь была переделана под жилой дом.
  • Приходские церкви Жен-Мироносиц (1649) и Ильи Пророка в Започаинье (1656).
  • Пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Ильинской горе (1672).
  • Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Красном кладбище (1914—1916), создана по проекту архитектора Владимира Покровского и стала последней церковью в городе, построенной перед октябрьским переворотом. Кафедральный собор Нижегородской и Владимирской епархии Русской православной старообрядческой церкви.
  • Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1660), перенесена в Нижний Новгород из сельской местности и располагается в музее архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья на Щёлоковском хуторе.
  • Храм Всемилостивого Спаса (1899—1903) построен в память о чудесном спасении семьи императора Александра III при крушении поезда на Курско-Харьковской железной дороге.
  • Спасо-Преображенская церковь (Карповка) построена в 1817 году.

Символика и устройство христианского храма (церкви)

Традиционно христианские храмы в плане имеют крест – символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) – символ вечности, квадрат (четверик) – символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) – символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию.[2] Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток[3]. Однако существуют исключения, когда литургический восток может не соответствовать географическому (например, Церковь мученика Иулиана Тарсийского в Пушкине (алтарь обращён на юг), Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Тверской обл. (д.Николо-Рожок) (алтарь обращён на север)). Не возводились православные храмы, алтарной частью обращённой на запад. В других случаях ориентированность по сторонам света могла объясняться территориальными условиями. Кровля храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы могут иметь:

1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;

2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);

3 купола — Святая Троица;

5 куполов — Христос и четыре евангелиста;

7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;

9 куполов — девять чинов ангельских;

13 куполов — Христос и 12 апостолов.

24 купола – 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;

25 куполов – 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;

33 купола – возраст Христа, в котором его распяли.

В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с “вытягиванием” формы купола возникло пространство между сводом и куполом. В православном храме выделяют три части: притвор, основной объём храма – кафоликон (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Алтарь – место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Самое важное место в алтаре — престол в форме четырёхугольного стола, имеет две одежды: нижнюю из белого полотна (срачица) и верхнюю парчовую (индития). Символическое значение престола – как места, где невидимо пребывает Господь. На престоле находится антиминс – главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. Связано это с тем, что в первые века христианства служба (литургия) совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Антиминс хранится в чехле (илитон). Возле восточной стены в алтаре находится “горнее место” – возвышенное седалище, предназначенное для архиерея и синтрон – дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря, симметрично его продольной оси. К XIV-XV вв. стационарный синтрон вовсе исчезает. Вместо него при архиерейском богослужении устанавливают переносное кресло без спинок и ручек.

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда – иконостас. На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):

  • местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);
  • праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) – эти два ряда могут меняться местами;
  • пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);
  • праотеческий (иконы ветхозаветных святых).

Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм – изображение Благовещения и четырёх евангелистов.

  • Слева от царских врат – икона Богородицы, справа – Христа.
  • Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).
  • На дьяконских дверях – обычно архангелы или святые, связанный с силовыми структурами.
  • Над царскими вратами – “Тайная вечеря”, выше (на той же вертикали) – “Спас в силах” или “Спас на престоле” деисусного чина, справа от Него – Иоанн Предтеча, слева – Богородица. Особенность икон из Деисуса – фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостасы бывают павильонного типа (храм Христа Спасителя в Москве), тябловые (были распространены в XV—XVII в.в.) и каркасные (появляются с началом строительства барочных храмов). Иконостас – символ небесной Церкви, предстоящей с земною. Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой. Цвет катапетасмы бывает различным – тёмный в трагические дни, на праздничные богослужения – золотой, голубой, алый. Пространство между катапетасмой и престолом не должен пересекать никто, кроме священнослужителей. Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение – солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней – 1, 3 или 5. Символическое значение солеи – приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико – в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь. Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса. У восточной пары столбов кафоликона может располагаться царское место – у южной стены для правителя, у северной – для духовного лица.

Другими структурными частями православного храма являются:

  • Основное пространство храма (кафоликон) – область земного пребывания людей, место общения с Богом.
  • Трапезная (необязательно), как второй (тёплый) храм – символ помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря. Трапезная устраивалась по ширине апсиды.
  • Притвор (предхрамие) – символ греховной земли.
  • Пристройки в виде галереи, дополнительные храмы, посвящённые отдельным святым – символ града небесного Иерусалима.
  • Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.

Следует отличать колокольню от звонницы – сооружения для подвески колоколов, не имеющего башнеобразной внешности.

Храм, церковь – самый распространённый вид культового сооружения в православии и в отличие от часовни имеет алтарь с престолом. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него. Нередко колокольня “вырастает” из трапезной. Во втором ярусе колокольни может располагаться маленький храм (темничка). В более поздние времена, когда возводились тёплые церкви в подклете устраивалась печь для обогрева всего здания. Территория вокруг храма обязательно благоустраивалась, производилось ограждение участка, посадка деревьев (в том числе плодовых), например, круговая обсадка, образующая своеобразную беседку. Такой садик имел также символическое значение райского сада.

Церкви в Нижнем Новгороде – Нижегородский район

Собор Архангела Михаила в Нижегородском кремле

Благочиннический округ
II Нижегородский

Ссылка на основную публикацию