Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Катерлезский монастырь св. Георгия

Катерлезская киновия наименее известна среди крымских обителей, возникших в середине XIX в. Она была расположена примерно в 4 км от г. Керчи. Епископ Гермоген писал, что основанием к открытию киновии послужила местная легенда о «чудесном» обретении в источнике иконы св. Георгия 1 . Ф.В. Ливанов упоминает о легенде, рассказанной Авксентием Митилино и братьями Дмитрием и Федором Кацыко 2 , о том, что на горе, где позже была построена церковь, являлся образ св. Георгия Победоносца, а на камне остался отпечаток копыта коня святого. Автор «Путеводителя по Крыму» упоминает о том, что местные жители ежегодно 23 апреля совершали крестный ход к этому месту 3 . Архиепископ Иннокентий, посетив Керчь в 1856 г., предложил возвести на горе церковь во имя св. Георгия 4 .

Первая часовня была построена в 1852 г. на средства Н. Джанибекова и Ф. Созонова, однако во время Крымской войны она была разорена 5 . В 1857 г. новый храм также был возведен на пожертвования состоятельных горожан. Церковь, освященная 23 апреля того же года, имела деревянный купол и пристроенную в 1862 г. колокольню. По ходатайству архиепископа, уже после его смерти Святейший Синод 12 января 1859 г. принял решение об открытии здесь заштатной общежительной киновии. Можно предположить, что Иннокентий, обращаясь в Синод, руководствовался не столько легендами, сколько необходимостью устроить монастыри в различных регионах Крыма, где в период византийского владычества находились очаги христианства, подтвердив тем самым преемственность традиций православия. Согласно «Житиям» святых, именно отсюда начал проповедовать еще в I в. апостол Андрей, якобы посетивший впоследствии Киев. Не останавливаясь вновь на историческом анализе источников, необходимо отметить лишь одно: с точки зрения церковной истории было бы несправедливо обойти вниманием древний Пантикапей (или Керчь).

В киновии длительное время функционировала лишь одна церковь, которая вполне удовлетворяла потребности небольшого числа иноков. Только 22 октября 1898 г. был построен храм с отоплением в честь св. Антония и Феодосия. В церквах хранились мощи восьми православных святых. С 1859 по 1869 г. на пожертвованные средства, в первую очередь купца И.Е. Салатича, были сооружены три братских корпуса. К одному из них в 1859 г. пристроили трапезную с кухней. В 1871 г. на пожертвования почетной гражданки города А. Аверкиевой в монастыре были возведены каменная гостиница и ряд хозяйственных пристроек. С 1889 по 1893 гг. монастырские постройки пополнились трапезной, просфорной, кухней, баней, новым помещением для богомольцев, мастерскими и кузницей 6 .


Катерлезский монастырь св. Георгия (гравюра начала XX в.)

История сохранила имена настоятелей монастыря: иеромонаха Михаила, архимандрита Петра и игумена Филофея. Последним управлял мужской киновией игумен Сергий. В первые годы в обители проживало два старца, а впоследствии численность братии не превышала 4-6 человек 7 . По отчетам 1877 г., в Катерлезской киновии числилось уже 10 человек, в том числе монашествующих, включая и игумена, — 6, на испытании — 4 8 . К концу XIX в. число братии выросло и составило 24 человека, в том числе: игумен, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 монаха и 16 послушников 9 . Однако нетрезвый образ жизни некоторых иноков и нарушение важнейших обетов послужили основанием к преобразованию в 1900 г. мужской обители в женскую 10 . Настоятельницей женского монастыря была назначена игуменья Леонида, прибывшая из Московского Страстного монастыря. Численность обитателей монастыря сразу увеличилась. В 1912 г. в Катерлезской киновии насчитывалось 5 монахинь, 3 послушницы и 80 женщин (88 человек).

Керченским градоначальством для обеспечения киновии было выделено 10,5 десятин земли. Часть земли была пожертвована помещиком К.А. Хамарито. Вся же земельная собственность, едва наполовину пригодная к обработке, составляла к 1887 г. 21 десятину 11 . Основной доход братия получала от платы за требы, пожертвований, кружечных и иных сборов. Например, в первом полугодии 1878 г. монастырь получил только пожертвований от частных лиц на сумму 381 руб. и утвари на сумму 76 руб. 35 коп. 12 Еще одной статьей дохода являлись ежегодные проценты с 6 205 руб. неприкосновенного капитала. Основную часть этой суммы составляли банковские билеты на 5000 руб., пожертвованные еще архиепископом Иннокентием.

В первые годы после превращения обители в женскую также возникли проблемы с дисциплиной и благочестием. Это видно из архивных документов и резолюций архиепископа 13 . Инокини, вероятно, не отличались и особым трудолюбием. Так, в резолюции благочинного от 14 августа 1909 г. в ответ на просьбу выдать киновии сборную книжку было сказано: «Прежде, чем им производить сборы на содержание обители, нужно самой обители остепениться, одуматься, исправиться. Нужно взяться за работу: рукоделие, обработку земли, за садовничество и огородничество. Обитель до сего времени умела лишь собирать. Для каковой цели высылала из монастыря целый полк послушниц. Оттого то послушницы не знакомы совершенно с духовной жизнью, дерзки, грубы и злоязычны» 14 . К 1912 г. в монастыре установился порядок, поднялся авторитет обители. Даже доходы к этому времени увеличились и составляли наличными и ценными бумагами 8094 руб. 15


Средневековый храм Предтечи. Керчь

20 февраля 1921 г. Катерлезский монастырь был закрыт, и на его базе создан детский дом. Следом было ликвидировано и его подворье в Керчи. Храм некоторое время использовался местными прихожанами, но уже в 1923 г. также был закрыт. После ликвидации детского дома в 1924 г. все постройки монастыря были разобраны на стройматериалы.

Примечания

1. Гермоген, епископ. Таврическая епархия. — С. 497.

2. Катерлезский Свято-Георгиевский общежительный женский монастырь. — М., 1900. — С. 4-5.

3. Ливанов Ф.В. Путеводитель по Крыму с историческим описанием достопримечательностей Крыма. — С. 17.

4. Катерлезский Свято-Георгиевский общежительный женский монастырь. — М., 1900. — С. 6-7; Маркевич А.И. Несколько слов о деятельности в Тавриде Иннокентия Архиепископа Херсонского и Таврического. — С. 54.

5. Катерлезский Свято-Георгиевский общежительный женский монастырь. — С. 7.

8. ГААРК. — Ф. 138. — Оп. 1. — Д. 3. — Л. 85.

9. Катунин Ю.А. Из истории христианства в Крыму. — С. 74.

10. Указ (из Св. Синода) об обращении Катерлезской Свято-Георгиевской мужской киновии в женский того же наименования общежительный монастырь // ТЕВ. — 1900. — № 7. — С. 454-456.

11. Высочайшее соизволение на укрепление недвижимого имущества за Катерлезским Георгиевским монастырем // ТЕВ. — 1909. — № 16. — С. 250; №27. — С. 415.

12. ГААРК. — Ф. 138. — Оп. 1. — Д. 3. — Л. 91.

Георгиевский монастырь Святого Георгия Победоносца, Севастополь, мыс Фиолент. История, фото, адрес, как добраться

Георгиевский монастырь в Севастополе находится на скале, занимая мыс Фиолент. Это не просто красивый архитектурный комплекс, но и важный с исторической точки зрения объект.

Мужской монастырь Святого Георгия Победоносца сегодня

Георгиевский монастырь в Севастополе, мыс Фиолент, получил свое название в честь почитаемого греками святого Георгия Победоносца. Его житие полно различных трактовок и позднейших дополнений к основной истории. Согласно общепринятой версии, Георгий был одним из любимых воинов римского императора Диоклетиана и тайным христианином.

Во время гонений императора он сам объявил себя христианином и претерпел величайшие мучения, в конце которых был убит отсечением головы. Одним из самых известных чудес святого является его победа над драконом или змием, которого он победил, пронзив копьем. Эта история является посмертным чудом святого.

Святой Георгий почитается как покровитель воинов, охотников и земледельцев, к нему обращаются в молитвах об урожае и исцелении от различных болезней.

Сегодня Георгиевский монастырь является одним из памятников архитектуры, а также имеет важное духовное и светское значение. Он является знаковым местом для Черноморского флота, на территории монастыря проходят важнейшие церемонии.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Георгиевский монастырь в Севастополе, мыс Фиолент, принадлежит неизвестному архитектору. Первые здания монастыря были построены из дикого камня, и сохранились неизменными до сих пор, подвергаясь незначительным позднейшим реставрациям. Монастырь включает в себя большое количество зданий разных лет постройки.

На центральном плато расположена колокольня, здание библиотеки, часовни и несколько памятников. На террасе находятся храмы св. Георгия и храм Рождества Христова, братские корпусы, здание трапезной, часовни и источник.

В окрестностях монастыря так же находятся лестница к Яшмовому пляжу, монастырский некрополь и Георгиевская скала в море. Все это составляет общий архитектурный ансамбль. Внешне монастырь не имеет особых архитектурных излишеств: он достаточно строгий и построен в стиле классицизма.

История строительства

Согласно легендам, свое начало монастырь берет в 891 г., когда корабль крымских мореплавателей попал в бурю у мыса Фиолент. Гибель была неизбежна, но когда моряки начали молиться святому Георгию, буря утихла. В скале они обнаружили нерукотворную икону святого, и в благодарность за спасение воздвигли на горе крест. Сейчас эта скала называется Георгиевской.

Рядом на побережье моряками был основан монастырь на месте бывшего здесь ранее старинного языческого храма. Георгиевский монастырь в Севастополе, мыс Фиолент и побережье, которое он занимал, были удачным выбором для создания монастыря. Его отстраненность от основных стратегических мест позволяла монастырю процветать.

В средние века монастырь не закрывался и был едва ли не единственным христианским монастырем на всем полуострове, который сохранял свою автономность и православную веру. О существовании христианского монастыря впервые упоминается в 1578 г., где он описывается богатой обителью.

В 1794 г. Крым стал принадлежать к землям Российской империи, из-за чего греческие насельники решили покинуть монастырь, так как теперь тот подлежал не патриархату Константинополя, но был подвластен Русской церкви. Монастырь перешел в подчинение Синоду. В XIX в. монастырь приобрел название «флотского» и стал резиденцией для духовников Черноморского флота.

Тогда же в нем начались масштабные перестройки: вместо старого здания собора в 1811 г. был построен новый, на территории монастыря были достроены новые келейные помещения, монастырская трапезная.

В 1853 г., во время Крымской войны, монастырь на 2 года заняли войска Англии и Франции, но сам монастырь не был местом военных действий и никак не пострадал: монахам было запрещено выходить за пределы монастыря, но им поставляли еду и все необходимое. В 1891 г. прошло масштабное празднование 1 000-летия, в честь которого монастырь был дополнительно благоустроен и отремонтирован.

Читайте также:  Храм Николая на Трех Горах: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

В 1914 г. началась Первая мировая война. В помещениях монастыря оборудовали лазарет, где оказывали всю необходимую медицинскую помощь пострадавшим. События красного террора в Крыму повлекли за собой национализацию монастыря и лишение его всего имущества.

В 1922 г. монастырь был закрыт как духовное учреждение, но сохранил статус общины верующих. Здания храма и постройки принадлежали общине, а сам монастырь был разграблен с изъятием церковных ценностей в 1922 г., был разрушен мраморный крест на Георгиевской скале.

В 1927 г. произошло масштабное землетрясение, превратившее храм в аварийные руины. Из-за этого в скором времени он был полностью разобран, место под храм переоборудовали в танцевальную площадку. Через 2 года весь монастырь был закрыт, монахи были расселены, основные здания монастыря были переданы советской организации содействия обороне, и в них был обустроен санаторий.

Помещение Рождественского храма было отписано под распоряжение Севастопольского музея. На территории монастыря в разные годы находились военные курсы флота, офицерские курсы, после войны здесь размещалась воинская часть. В 1991 г. монастырь вернули православной церкви. На Георгиевской скале был установлен новый металлический крест.

В 1993 г. возрожденная обитель была зарегистрирована заново, и уже в 1994 г. официально открыта. В 1995 г. в присутствии окружных владык было отслужено первое богослужение. Монастырь возвращал себе все отобранные полномочия: вскоре в нем снова освящались флаги Черноморского флота.

В 2005 г. на территории был установлен памятник апостолу Андрею. В 2000 г. началось восстановление разрушенного храма св. Георгия Победоносца, завершенное в 2009 г.

Внутреннее убранство

Внутри главный храм монастыря представляет собой великолепный образец храмовой архитектуры. Главный собор полностью расписан: внутри центрального купола изображен Христос, ангелы и святые.

Храм украшен иконами каноничной росписи, основной цвет – синий, символизирующий небо и небесный Иерусалим, храм полностью покрыт живописью и геометрическими орнаментами. Внутри храма установлен трехъярусный иконостас из темного дерева. Храм может вместить внутри около 500 человек.

Святыни и мощи

Главной святыней Георгиевского монастыря почитается копия иконы великомученика Георгия, по преданию явленной на скале тем самым мореплавателем.

За древностью иконы нельзя точно предположить, это ли та самая икона, но некоторые исследователи высказывают допущение, что именно этот список является копией с древнего оригинала в преданиях. Этот образ первое время хранился в доме настоятеля, затем был передан на хранение в монастырь.

Духовенство, наставники

Настоятелем монастыря является архимандрит Виссарион (Клановец), одновременно являющийся духовником обители. Под его руководством проходили основные восстановительные работы на территории.

Престольные праздники

Главным храмом монастыря является храм святого Георгия, память которому совершается 6 мая во всех православных церквях. Дополнительно в традиции Русской православной церкви память святого празднуется и 9 декабря, что известно на Руси как «Егорий Осенний» или «Юрьев день». Престольный праздник храма Рождества Христова отмечается 7 января.

Интересные факты про монастырь

Георгиевский монастырь в Севастополе в 1820 г. посетил А. С. Пушкин. В его честь здесь установлена памятная табличка и беседка, а само путешествие на мыс Фиолент отражено в дневниках и стихах того времени. Помимо него в монастыре побывали такие известные люди как А. Чехов, И. Бунин, А. Грибоедов.

Вид на монастырь впечатлил известного русского мариниста И. Айвазовского на создание картины с видом монастыря.

В монастыре хранятся древние богослужебные книги, такие как «Часовник», датируемый 1795 г., а так же альбом фотокарточек 1893 г., с помощью которого можно увидеть монастырь таким, каким он был во время празднования своего тысячелетия.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Адрес монастыря: Севастополь, Балаклавский район. Удобнее всего добраться до монастыря с помощью автобусных пересадок. Нужный автобус № 3 ходит по маршруту от остановки «Пятый километр Балаклавского шоссе» до необходимой остановки перед монастырем с названием «Георгиевский монастырь». От автовокзалов Севастополя так же можно дождаться любой маршрутки на Фиолент, которые следуют каждые 30 мин.

Помимо монастыря, на мысе Фиолент так же можно посетить заповедник «Херсонес исторический», Севастопольскую бухту и крепость, памятник затопленным кораблям и Севастопольский аквариум.

Режим работы для посетителей

Территория монастыря открыта для прохода с 6:00 до 22:00 ежедневно. Помимо возможности посетить близлежащую территорию, так же можно попасть на богослужение.

понедельник – пятница7:00 – молебен

8:00 – Божественная Литургия

16:00 – вечернее богослужение

суббота7:00 – молебен

8:00 – Божественная Литургия

16:00 – Всенощное бдение

воскресенье8:00 – молебен

8:30 – Божественная Литургия

16:00 – вечернее богослужение с акафистом

Информация для паломников

Попасть в монастырь можно как при индивидуальном посещении, так и в путешествии по Фиоленту, рассчитанном на несколько дней. Таким есть, например, экскурсия «Древнегреческий Севастополь», рассчитанная на путешествие по мысу длиной в 3 дня. Монастырь является действующим, поэтому в нем соблюдаются некоторые правила.

Посещающим монастырь нельзя входить на территорию в пляжной или открытой одежде, коротких штанах, женщинам необходим головной убор. При необходимости закрытую одежду можно взять на самой территории монастыря при входе. Посещение самого храма без соответствующего внешнего вида нежелательно.

При желании в монастыре можно получить благословение на труд: трудничество предполагает различные послушания на территории монастыря.

В монастыре нет доступной гостиницы для паломников, но есть несколько отелей в относительной близости. Самым комфортным можно считать отель «Украина», расположенный в Севастополе, в самом центре города. Отель предлагает комфортные номера, оборудованные всем необходимым. Гостиница «Дельфин» находится ближе к заповеднику и предлагает современные номера с выходом на террасу.

Третий отель «Рейкарц Севастополь» принадлежит бельгийской сети отелей и находится на удалении от центра города и близко к пляжу. Отель представляет стандартные номера, а так же отличается высокой организацией различных деловых встреч и конференций.

В монастырском храме можно заказать церковные требы, такие как молебны, сорокоусты и чтение неусыпной псалтири. Также в церковных лавках можно приобрести иконы, свечи, лампадки, книги, домашние иконостасы, купить монастырскую выпечку, одежду. На территории монастыря работают несколько кафе, и есть источник питьевой воды, которую нельзя пить сырой.

Монастырь святого Георгия на мысе Фиолент это замечательное место для экскурсий, совмещающее в себе как посещение церковной архитектуры в Севастополе, так и прекрасные виды моря.

Автор: Катя Волкова

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Георгиевском монастыре Севастополь

Георгиевский монастырь Севастополь, Фиолент, обзор:

Георгиевский монастырь

Георгиевский монастырь, Фиолент.

Географические координаты Свято — Георгиевского монастыря в Балаклаве на карте Крыма GPS N 44.505715 E 33.510023

Адрес Свято — Георгиевского монастыря: г. Севастополь, мыс Фиолент, а/я 80. Телефон для справок +7 8692 54-21-27.
Свято-Георгиевский монастырь в Крыму, один из самых посещаемых и известных монастырей Крымского полуострова. Датой основания монастыря принято считать 891 год, хотя достоверно эта информация так и не подтверждена.

По легенде, в конце девятого века, в районе мыса Фиолент, тонет рыбацкое судно во время шторма. Моряки, утратив всякую надежду, взмолились Святому Георгию Победоносцу о спасении. Ответом на их молитвы, на одной из скал, возле мыса, появился Святой и буря стихла. Моряки, добравшись до этой скалы, на месте явления, нашли икону Георгия Победоносца. С тех пор на этой скале возвышается крест, а напротив этого места, на самой вершине мыса Фиолент, появился храм Георгия Победоносца.

По мнению большинства ученых и историков Крыма, место для возведения храма, было выбрано весьма не случайно. По преданиям, еще в 5-том веке до нашей эры, в этих местах находился Храм Девы или Дианы, описанный Еврипидом в произведении «Ифигения в Тавриде». Тавридой, в ту пору, называли Крым, а местных жителей-таврами. В справочниках по Крыму всегда упоминался Храм Девы, не говоря уже о исторических документах и трактатах. Даже в русской классике можно найти об этом упоминание: «Здесь видел я баснословные развалины храма Дианы» 1820 год, А.С. Пушкин.

В свое время храм Георгия Победоносца посетили Айвазовский, Бунин, Чехов, Голицын, Толстой, русские цари: Александр первый, Александр второй, Александр третий, Николай первый, Николай второй, с членами своей семьи и множеством придворных,генералов и адмиралов.
В 1475 году, Крым захватила Османская империя и большинство православных храмов полуострова было либо уничтожено или перестроена под мечеть, но Свято — Георгиевский монастырь такая судьба миновала. Монастырь худо — бедно, но продолжал богослужение.

В 1922 году, храм закрывает советская власть, имущество храма изымают, а помещения используются под склады, библиотеки и на месте церковного двора строится танцевальная площадка.
В 1993 году, 6- мая, прошла первая служба в Храме, а уже в 1996 году начались регулярные службы и реконструкция, и возведение новых помещений. Сегодня Храм Георгия Победоносца в Балаклаве открыт для всех верующих и прихожан.

Как добраться до Свято — Георгиевского монастыря в Крыму.

Проще всего добраться до Свято — Георгиевского монастыря из Севастополя. Для этого выезжаем на Комышовое шоссе и двигаемся в сторону Ялты, до пересечения с ул. Хрусталева. На пересечении поворачивает направо или в сторону моря и движемся 6,1 км до Фиолентовского шоссе. На шоссе поворачиваете по указателю на монастырь, или на съезде поворот направо, 2,4 км и Вы у цели.
В районе Севастополя, также рекомендуем посетить Владимирский собор в Херсонесе Таврическом, с него началось крещение Руси и Инкерманский пещерный монастырь. Его основал ученик апостола Петра, Святой Климент (4-й папа Римский).

Свято-Георгиевский монастырь на карте Крыма

Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь

Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь основан в 1857 году на месте явления местному пастуху святого великомученика Георгия.

Содержание

История

По местной легенде, в конце восемнадцатого века на горе Святого Георгия в поселке Катерлез одному греческому пастуху несколько раз являлось видение всадника на белом коне. Однажды он пригласил поглядеть на чудо знакомых старцев, которые также стали свидетелями явления на вершине горы красивого стройного юноши и белого скакуна. Согласно преданиям, образ всадника рассеялся, стоило им подойти ближе. На вершине горы был найден камень с отпечатками человеческих стоп и копыт лошади, также, по преданию, была найдена икона Святого Великомученика Георгия. Дважды икону переносили в один из старейших храмов Крыма — Церковь Святого Иоанна Предтечи в Керчи, но она чудным образом снова оказывалась на вершине горы. Проблему решил священник храма. Он пообещал, что на этом месте будет воздвигнут монастырь, а до тех пор ежегодно в День памяти Великомученика Георгия, 23 апреля, икону надлежало крестным ходом приносить на место явления.

Архиепископ Иннокентий (Борисов), возглавивший в 1848 году Херсонскую и Таврическую епархию, однажды посетил селение вместе с керченским градоначальником князем Херхеулидзе и предложил построить на этом месте часовню в честь Святого Георгия. Строителями были выбраны почетные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Сазонов.

Война России с Англией помешала утвердиться на святой горе православной святыне. Керчь оккупировали иностранные войска и возведенную часовню использовали в военных целях, превратив в конюшню. Только после заключения мирного договора вновь встал вопрос о возрождении разоренной часовни и, по ходатайству Преосвященного Иннокентия, устроения монастыря. Проектные работы взял на себя керченский архитектор Василий Гущин.

К апрелю достроили церковь, а чуть позже — монашескую келью. Тогда же в монастыре стали проводить первые богослужения.

В 1859 году керченский купец Иван Салатич возвел на территории монастыря одноэтажное каменное здание, ставшее впоследствии основным жилищем для послушников Григория Григорьева и Антония Петренко. Появились трапезная, кухня, подсобные помещения, конюшня. В течение нескольких лет число монахов обители возросло до двадцати четырёх. В 1862 году построили колокольню, а также двухэтажный дом настоятелей.

Позднее были устроены каменные ворота, рядом с главным храмом появилась церковь в честь Печерских угодников Феодосия и Антония, куда были привезены частички мощей многих Великих святых. Преемником Филофея стал отец Сергий.

В 1900 году епископ Таврический Николай постановил монастырь сделать женским, а на его основе учредить Епархиальный «Вдовый дом».

В годы Первой мировой войны за монастырскими стенами пребывало отделение № 4 Керченского временного городского лазарета для раненых и больных солдат и офицеров Русской армии, а также школа для девочек-беженок.

В период Гражданской войны на земле монастыря обосновались летчики Русской армии генерала Врангеля. В Катерлезе базировались Первый и Третий белогвардейские авиаотряды.

20 февраля 1921 года Керченский уездный комитет постановил ликвидировать Катерлезский монастырь, а имущество передать детскому приюту, который получил монастырскую прописку. Монахиням разрешили остаться, но при непременном отказе от монашества: им разрешили работать, ухаживать за садом, виноградником. Всех женщин, кто не был готов расстаться со своим обетом, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.

В 1923 году обитель была закрыт, как действующая на территории детского заведения. Однако с закрытием Георгиевской церкви был упразднен и сам детский дом. Жители поселка неоднократно обращались в КрымЦИК с просьбой передать им храм, но безрезультатно.

К 1928 году от монастыря остались одни развалины. Камни, из которых монастырь был сложен, пошли на частное строительство, а также на постройку школы и других муниципальных учреждений. КрымЦИК на запрос Исполнительного комитета РСФСР объяснили этот разгром тем, что местное население могло разграбить закрытую церковь, а потому её пришлось разобрать. При этом уточнялось, что сделано это было по частной инициативе председателя Керченского райисполкома Лбова.

Камень со следами человеческих стоп несколько раз пытались уничтожить взрывчаткой. До сегодняшнего дня сохранился лишь фрагмент камня с одним из отпечатков.

В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.

В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.

Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны.

Современное состояние

По состоянию на июнь 2013 года в монастыре служат всего три монахини, однако местные жители оказывают большую помощь киновии, берут на себя большую часть хлопот по хозяйству и кухне.

Продолжается восстановление монастыря. В епархии планируют построить на месте явления святого Георгия церковь, новую монашескую келью, а также помещения для паломников, гостевой дом.

Престольные праздники

Видео

Как добраться

Проезд: Из Симферополя:

  • автобус маршрутом Симферополь-Керчь, далее на пригородном маршруте №62 Керчь-ойково, до остановки «Монастырь»
  • электричка сообщением Симферополь–Керчь, далее на пригородном маршруте №62 Керчь-Войково, до остановки «Монастырь»

Адрес: Крым, Керчь, с. Войково, ул. Степная

Катерлезский Свято-Георгиевский общинный женский монастырь в Керчи: описываем досконально

ГЛАВНАЯ

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать Вас на сайте Свято-Георгиевского женского монастыря.

Наш сайт рассказывает о современной жизни монастыря, повествует историю создания, предание о том, как являлся Святой Великомученик Георгий на горе, Вы сможете увидеть фотографию остатка камня, с оставшимся отпечатком после явления. Наш монастырь не избежал годы лихолетий и был закрыт, а затем разрушен до основания одним из первых на территории Крыма.

В данный момент идет восстановление монастыря, Вы сможете оказывать посильную помощь, мы с радостью и любовью принимаем паломников, тех кто хочет потрудиться во Славу Божию!

При невозможности приехать, Вы сможете увидеть ход восстановления в разделе новости.

Оказать помощь путем внесения пожертвований или заказа треб через интернет.

В разделе о настоятельнице, Вы всегда сможете задать вопрос матушке.

На территории монастыря действует храм во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. По субботам, воскресеньям и праздникам проводятся Богослужения. Храни Всех Вас Господь!

Уцелевшие исторические виды монастыря

Как добраться

На автомобиле

Смотрите GPS координаты выше.

От автовокзала Керчи

Автобусы 62, 69. До села Войково.

История монастыря

История этого крымского храма берет свое начало в XIX столетии. Предание утверждает, что местный чабан (пастух), ежедневно поднимавшийся на гору для молитвенных песнопений, узрел молодого воина, который изящно восседал на белом жеребце. Очевидец не мог сдвинуться с места, пока образ не растворился, он чрезвычайно испугался происшествия и не сказал о нем никому ни слова. Однако видение повторилось спустя один год, но чабан все равно не стал об этом рассказывать.

  • Только на третий раз пастух, восходя на тоже место, пригласил старцев, чтобы они подтвердили чудесное явление. Мудрецы приметили юношу, стоявшего на камне, а молодой жеребец находился с хозяином рядом. Когда присутствующие перебороли страх и начали приближаться, видение исчезло. Подойдя к камню, старцы разглядели отпечатки ног святого юноши. Рядом они обнаружили полотно с изображением преподобного Георгия Победоносца.
  • С этого момента гора, где возникало сошествие небесного юноши на белоснежном коне, стало особенно почитаться местными жителями. Н. Джанбеков и Ф. Сазонов построили здесь на свои деньги небольшую часовню, которая посещалась истинными богомольцами. Вскоре возникла традиция ежегодно, 23 апреля, совершать крестный ход на вершину горы с иконой святого Георгия.
  • Полотно с изображением Победоносца исчезло из храма Иоанна Предтечи и появилось на том месте, где было обнаружено. Священнослужители вскоре совершили молебен и дали обет возвести здесь каменную церковь, в которой найдет покой икона преподобного. Храм воздвигли в 1857 на средства прихожан и богатого помещика В. Гущина, а 23 апреля его освятили во славу великомученика Георгия.
  • Икону Георгия Победоносца, найденную на Святой горе, торжественно перенесли в новоявленный монастырь. Вместе с ней здесь обосновался и тот самый камень с отпечатками ног преподобного Победоносца. Через девять лет рядом с главным строением воздвигли небольшую колокольню.

Место явления Георгия Победоносца

  • Архиепископ Иннокентий отправил запрос Священному Синоду, где говорилось о желании соорудить здесь монастырь. Таким образом, святитель стремился укрепить православие на территории крымского полуострова. Керчь, как удаленный город от центра, нуждался в подобной инициативе и имел достаточное значение для христианской общины. Именно здесь начинал свою проповедническую деятельность апостол А. Первозванный, а также строились первые крымские храмы.
  • В 1849 г. после смерти Иннокентия Синод дал разрешение на возведение монастыря, который, однако, не получал обеспечения от государства и выживал собственными усилиями. Эта киновия (церковная община) обладала 20 десятинами земли, которую пожертвовал керченский помещик К. Хамарито. К несчастью, большая часть угодий не была пригодна для обработки, поэтому доходы складывались из пожертвований, платных обрядов и процентов от капитала, созданного при основании.
  • На заметку! Наименование «Катерлез» происходит из татарского языка и означает на русском «всадник на коне». В обители хранится камень, на который, по преданию летописей и свидетельству немногих людей, опускался преподобный Георгий Победоносец.

    На материале видны отпечатки ног святого, а также копыт животного, принадлежащего чудотворцу и защитнику христианства. Монахи утверждают, что остатки этого камня и по сей день творят божественные исцеления.

    О чудесах в православии:

    Святая гора почитается не только христианскими верующими, но и татарами Козской долины. В одной из легенд Крыма говориться, что в день памяти преподобного Георгия Победоносца коренное население поднимается на вершину и возжигает поминальные свечи.

    Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь с. Войково

    ПАТРИАРХИЯ.РУ

    Новости

    В Нижегородской митрополии прошли торжества в честь преподобной Олимпиады Арзамасской

    19-20 августа в городе Арзамасе Нижегородской области прошли торжества в честь преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской. Праздничные богослужения возглавили митрополит Нижегородский Георгий, митрополит Саранский Зиновий, епископ Балахнинский Илия, епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Лысковский Силуан, епископ Ардатовский Вениамин и епископ Муромский Нил.

    Видео

    Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Соловецкий монастырь

    20 августа Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. В канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Троицком соборе обители.

    ИКОНЫ И ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ

    С Рождеством Христовым , дорогие!

    Дальнейшая судьба обители

    Братия была малочисленна, но настоятель Михаил и два почтенных старца исправно служили утрени и вечерни. В литургии им помогал карантинный солдат по имени Флор. Через 11 лет честного управления отца Михаила возвели в чин архимандрита и перевели в бахчисарайский скит.

    Новым настоятелем назначили иеромонаха Петра, который первым делом приобрел парчовое одеяние для братии и заказал святую икону Воскресения Спасителя. Вскоре на территории появились одноэтажные дома для монахов. После кончины Петра делами монастыря заведовал отец Филофей.

    • В 1984 г. в обители жило и трудилось уже 24 насельника, поэтому было решено возвести зимний храм, который освятили в честь печерских угодников Антония и Феодосия. Здесь хранились останки восьми прославленных святителей.
    • В середине XIX в обители соорудили три корпуса для братии, трапезную, кухню и бытовые постройки. Деньги для этого благого дела пожертвовали богатые жители города Керчь. Несколько лет спустя братия получила во владение баню, просфорную и мастерские.
    • Однако внутренняя жизнь не складывалась по канонам христианства, приходили жалобы на монахов. Внести рациональный порядок так и не удалось, поэтому мужчин здесь заменили женщинами.

    Игуменья Феодосия — настоятельница монастыря

  • Первой настоятельницей стала игуменья Леонида, пришедшая из Страстного монастыря в Москве. Обитель вела благонравную жизнь и смиренно исполняла божьи заповеди. Когда Леонида тяжело заболела, её место заняла Евдокия, неравнозначно относящаяся к сестрам и спровоцировавшая неурядицы.
  • Архимандрит Иаков стремился восстановить порядок, советовал работать на земле, заняться рукоделием, но наталкивался на грубость послушниц. Сестры не желали усердно трудиться и надеялись только на пожертвования.
  • Для изменения неприятной обстановки духовная консистория назначила новую настоятельницу по имени Ксения. Из монастыря исключили самых ярых нарушительниц спокойствия, и постепенно здесь наступил справедливый порядок. Поднялся авторитет обители, стало приходить больше смиренного народа.
  • Восстановление монастыря

    В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.

    В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.

    Матушка Акилина встречает крестный ход

    Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны.

    По состоянию на июнь 2013 года в монастыре служат всего три монахини, однако местные жители оказывают большую помощь киновии, берут на себя большую часть хлопот по хозяйству и кухне.

    Продолжается восстановление монастыря. В Епархии планируют построить на месте явления Святого Георгия церковь, новую монашескую келью, а также помещения для паломников, гостевой дом.

    В этом здании в начале 1990 гг. жили первые строители восстанавливающегося храма

    Тяжелые годы и период возрождения

    Большие проблемы у Катерлезского женского монастыря начались с приходом власти советов. Церковный комплекс первым из крымских храмов прекратил свою деятельность. В 1921 г. уездный совет постановил создать на этой территории трудовую колонию. Часть монахинь уехала в находящуюся рядом обитель, других заставили подписать отказные документы.

    На территории открыли детский дом, который ликвидировали вместе со всем церковным комплексом в 1924 г. Все здания были разобраны на строительные материалы. Уничтожили храмы, часовни и тот камень, на котором стоял Георгий Победоносец.

    Какие еще храмы есть на Крымской земле:

    Возрождение началось в 90-х годах, в двух малопригодных для жизни зданиях поселились послушницы под руководством настоятельницы Анилины. Монахини построили печи, запаслись материалами и стали расчищать место для восстановления обители. Вскоре возобновились крестные ходы с иконой святого Георгия, воздвигли часовню.

    Христиане надеются, что вскоре восстанет из праха и главный храм обители.

    Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь имеет красивейшую историю становления. Память о здешних событиях греет сердца праведных христиан, которые могут вдохновиться старинными достопримечательностями и духом святости. В настоящее время послушницы ведут упорные работы по восстановлению некогда грандиозного церковного комплекса.

    Видео о Катерлезском Свято-Георгиевском женском монастыре

    Интересные факты

    Катерлезский монастырь был первым монастырем, упраздненным революционной советской властью в Крыму.

    Святая гора также почитается и местным крымско-татарским населением. Собиратель легенд Крыма Никандр Маркс писал, что в День Святого Георгия татары Козской долины под Судаком приходили на гору Ке-терлез-Оба и зажигали на вершине поминальные свечи.

    Галерея

    Убранство церкви монастыря

    груды строительного камня перед храмом

    Сохранившийся фрагмент камня со следами стоп Святого Георгия и копыт его лошади

    Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

    Монастырь до Октябрьской революции

    Основан в 1857 году Архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым) в селе Катерлез (ныне село именуется Войково) на месте явления местному пастуху Святого Великомученика Георгия. В первые годы после Октябрьской революции монастырь был ликвидирован. В настоящее время обитель пытаются восстановить и заново отстроить. Первой настоятельницей восстанавливающегося монастыря стала матушка Акилина.

    История монастыря до Гражданской войны

    По местной легенде, в конце восемнадцатого века на горе Святого Георгия в поселке Катерлез одному греческому пастуху несколько раз являлось видение всадника на белом коне. Однажды он пригласил поглядеть на чудо знакомых старцев, которые также стали свидетелями явления на вершине горы красивого стройного юноши и белого скакуна. Согласно преданиям, образ всадника рассеялся, стоило им подойти ближе. На вершине горы был найден камень с отпечатками человеческих стоп и копыт лошади, также, по преданию, была найдена икона Святого Великомученика Георгия. Дважды икону переносили в один из старейших храмов Крыма — Церковь Святого Иоанна Предтечи в Керчи, но она чудным образом снова оказывалась на вершине горы. Проблему решил священник храма. Он пообещал, что на этом месте будет, воздвигнут монастырь, а до тех пор ежегодно в День памяти Великомученика Георгия, 23 апреля, икону надлежало крестным ходом приносить на место явления.

    Архиепископ Иннокентий (Борисов), возглавивший в 1848 году Херсонскую и Таврическую епархию, однажды посетил селение вместе с керченским градоначальником князем Херхеулидзе и предложил построить на этом месте часовню в честь Святого Георгия. Строителями были выбраны почетные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Сазонов.

    Война России с Англией помешала утвердиться на святой горе православной святыне. Керчь оккупировали иностранные войска и возведенную часовню использовали в военных целях, превратив в конюшню. Только после заключения мирного договора вновь встал вопрос о возрождении разоренной часовни и, по ходатайству Преосвященного Иннокентия, устроения монастыря. Проектные работы взял на себя керченский архитектор Василий Гущин.

    В феврале 1857 года руководителем строительства был назначен казначей Балаклавского Георгиевско го монастыря , иеромонах Михаил. К апрелю достроили церковь, а чуть позже — монашескую келью. Тогда же в монастыре стали проводить первые богослужения.

    Вид на монастырь

    В 1859 году керченский купец Иван Салатич возвел на территории монастыря одноэтажное каменное здание, ставшее впоследствии основным жилищем для послушников Григория Григорьева и Антония Петренко. Появились трапезная, кухня, подсобные помещения, конюшня. В течение нескольких лет число монахов обители возросло до двадцати четырёх.

    В 1862 году построили колокольню, а также двухэтажный дом настоятелей.

    Архимандрит Михаил прослужил в монастыре одиннадцать лет. В 1869 году его перевели в Бахчисарайский Успенский скит, а позже — в Балаклавский Георгиевский монастырь. Его сменил духовник Таврического Архиерейского дома иеромонах Петр (Амвросий Глебов), с которым связывают новое возрождение обители, завершение крупной очереди строительства и приобретение икон для церкви.

    Скончался отец Петр в сане архимандрита 29 ноября 1888 года. Новым настоятелем стал иеромонах Филофей, законоучитель Киевского Лаврского пещерного двухклассного духовного училища. Новый игумен попытался устроить жизнь в монастыре на манер Киевских обителей.

    При Филофее были устроены каменные ворота, рядом с главным храмом появилась церковь в честь Печерских угодников Феодосия и Антония, куда были привезены частички мощей многих Великих святых. Преемником Филофея стал отец Сергий.

    В 1900 году Епископ Таврический Николай постановил монастырь сделать женским, а на его основе учредить Епархиальный «Вдовый дом». Отца Сергия сменила монахиня Московского страстного монастыря Леонида. По одной из версий, в эти годы жизнь в монастыре претерпевала проблемы с дисциплиной.

    В годы Первой мировой войны за монастырскими стенами пребывало отделение № 4 Керченского временного городского лазарета для раненых и больных солдат и офицеров Русской армии, а также школа для девочек-беженок.

    Монастырь в период Гражданской войны и становления Советского Союза

    В период Гражданской войны на земле монастыря обосновались летчики Русской армии генерала Врангеля. В Катерлезе базировались Первый и Третий белогвардейские авиаотряды.

    20 февраля 1921 года Керченский уездный комитет постановил ликвидировать Катерлезский монастырь, а имущество передать детскому приюту, который получил монастырскую прописку. Монахиням разрешили остаться, но при непременном отказе от монашества: им разрешили работать, ухаживать за садом, виноградником. Всех женщин, кто не был готов расстаться со своим обетом, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.

    В 1923 году обитель была закрыта, как действующая на территории детского заведения. Однако с закрытием Георгиевской церкви был упразднен и сам детский дом. Жители поселка неоднократно обращались в Крым ЦИК с просьбой передать им храм, но безрезультатно.

    К 1928 году от монастыря остались одни развалины. Камни, из которых монастырь был сложен, пошли на частное строительство, а также на постройку школы и других муниципальных учреждений. Крым ЦИК на запрос Исполнительного комитета РСФСР объяснили этот разгром тем, что местное население могло разграбить закрытую церковь, а потому её пришлось разобрать. При этом уточнялось, что сделано это было по частной инициативе председателя Керченского райисполкома Лбова.

    Камень со следами человеческих стоп несколько раз пытались уничтожить взрывчаткой. До сегодняшнего дня сохранился лишь фрагмент камня с одним из отпечатков.

    Восстановление монастыря

    В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.

    В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Ла заря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.

    Матушка Акилина встречает крестный ход

    Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны.

    По состоянию на июнь 2013 года в монастыре служили всего три монахини, однако местные жители оказывают большую помощь киновии, берут на себя большую часть хлопот по хозяйству и кухне.

    Продолжается восстановление монастыря. В Епархии планируют построить на месте явления Святого Георгия церковь, новую монашескую келью, а также помещения для паломников, гостевой дом.

    В этом здании в начале 1990г. жили первые строители восстанавливающегося храма.

    Интересные факты

    Катерлезский монастырь был первым монастырем, упраздненным революционной советской властью в Крыму.

    Святая гора также почитается и местным крымско-татарским населением. Собиратель легенд Крыма Никандр Маркс писал, что в День Святого Георгия татары Козской долины под Судаком приходили на гору Кетерлез-Оба и зажигали на вершине поминальные свечи.

    Читайте также:  Церковь Рождества Христова в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, время и часы посещений
    Ссылка на основную публикацию