Казанский монастырь в Тамбове: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Казанский мужской монастырь города Тамбова Епархиальный мужской монастырь

История

Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново.

Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века.

По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом.

Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века.

Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре.

Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

С конца XVIII века на территории монастыря стал складываться некрополь. Здесь, под сенью монастырских храмов, нашли свое упокоение многие известные представители Тамбовского края: духовенство, военачальники, меценаты, ученые.

Вторая монастырская церковь во имя Иоанна Предтечи — зимняя — заложена в 1794 году, но строительство ее протянулось до 1821 года. Многоярусная колокольня монастыря, отстроенная в 1848 году, была разрушена в советские годы.

Уже в конце XVIII века монастырь был окружен каменной стеной с металлическими решетками. Строительство стены полностью завершилось к началу XIX века. В начале XX столетия в юго-западную часть монастырской стены включалось двухэтажное здание консистории, а также архиерейский дом, братский корпус, здание архива.

Казанский мужской монастырь был закрыт 19 октября 1918 года «в связи с фактом выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Во время гражданской войны после Антоновского крестьянского восстания в Казанском монастыре советской властью был устроен лагерь, в котором велись допросы и расстрелы участников восстания. В это же время под предлогом обветшания сооружения была разрушена величественная колокольня. Кирпичи и щебень были использованы на строительство клуба в пригороде (ныне город Котовск), а колокола как памятники истории и культуры переданы Главнауке. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года при архиепископе Евгении (Ждане). В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память погибших в годы гражданской войны.

В 2003 году в монастыре епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием была освящена часовня, воздвигнутая над могилой архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения (Ждана) (+ 11 октября 2002 года), много потрудившегося на ниве духовного возрождения Тамбовской епархии.

С 2002 года священно-архимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря.

В 2014 году, во время своего первосвятительского визита в Тамбов, Святейший Патриарх Кирилл освятил новопостроенную колокольню.

Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство в селе Воронцовка.

Казанский мужской монастырь

Казанский мужской монастырь г. Тамбова основан во второй половине XVII столетия. В настоящее время в комплекс зданий Казанского мужского монастыря входят: 3 храма, 2 часовни, Тамбовская духовная семинария, административное здание, хозяйственные постройки.

Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т. к. он отапливаемый.

Летний каменный храм, построенный в 1796 г., освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Семинарский домовый храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Освящен в 2005 году епископом Феодосием.

Одна часовня построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории.
Вторая часовня построена по благословению епископа Феодосия в 2003 году над могилой архиепископа Евгения (Ждана).

В монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек.

Казанский мужской монастырь был основан на окраине Тамбова иеромонахом Иосифом. «Царю и Государю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, бьет челом нищий твой богомолец Танбова города новой пустыни старец Иосиф» – так начиналась просительная челобитная, оставившая скудные свидетельства о начале Казанской обители. Первые упоминания о нем относятся к 1677 году. С 1758 года монастырь становится резиденцией Тамбовских епископов. Обитель неоднократно перестраивалась. Каменный однопрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построен в 1796 году епископом Феофилом (Раевым).

Закрытие монастыря произошло в октябре 1918 года. Всего к 1917 г в Казанском монастыре проживало 11 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 10 монахов и 20 послушников. Как и другие монастыри епархии официальное решение о закрытии монастыря было принято в 1918 г. в соответствии с общим декретом. В 1920 г весь монастырский комплекс был передан губЧК. Свидетельством недолгого владения монастырем ЧК стало разрушение в 1923 г. монастырского кладбища, на котором были погребены многие известные люди Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины известный врач Э. Икавитц и многие другие).

Тяжело сложилась судьба монахов Казанского монастыря тех лет. Об одном из них иеромонахе Серафиме (Гагарине) сохранились сведения в Тамбовском облархиве. До 1917 г. он нес послушание на Хуторе трех лощин. Когда в 1917 г. хутор отобрали власти, о. Серафим вернулся в монастырь. Но и здесь прожил недолго, монастырь закрыли в 1918 г. Отец Серафим стал служить в Кафедральном соборе. Покидая монастырь взял с собой самое дорогое для верующего человека: крест и Евангелие, которые принадлежали ему лично. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. иеромонах Серафим не стал отдавать крест и евангелие врагам церкви, и за это был обвинен в краже, в 1923 г. привлечен к суду. Как истинный монах он не стал оправдываться и признал возводимую на него вину.
После 1945 в них размещались часть государственного архива и учебно-производственный комбинат. В результате произошли значительные утраты росписи стен, полностью утрачен иконостас, возведено межэтажное железобетонное перекрытие, устроена бетонная лестница, отопление отсутствовало, помещения подогревались «буржуйками».

16 августа 1991 года Казанский храм был возвращен верующим, а в 2007 году храм был полностью отреставрирован.

Разработан проект реставрации Казанского храма, в соответствии с которым проводились работы по реставрации внешнего архитектурно-художественного облика и внутреннего убранства храма. Несмотря на высокую сложность и краткие сроки, совместными усилиями профессиональных реставраторов запланированные восстановительные работы были выполнены качественно и в полном объеме. Демонтировано железобетонное перекрытие с лестничными маршами, удалены перегородки, стены очищены от сажи и копоти, открыты оконные проемы. Произведены обширные реставрационные работы.

Так как церковь не отапливалась, возникла угроза утраты уникальной внутренней росписи. Подключение храма к городским тепловым сетям и выполнение работ по прокладке внешней теплотрассы к храму обеспечило соблюдение определенного температурно-влажностного режима, необходимого для сохранения росписи.Роспись Казанского храма уникальна, выполнена в технике фрески по известково-песчаной штукатурке. По своему стилю и применяемым живописным приемам она характерна для конца XVIII века. Данная монохромная техника называется «гризайль» от фр. gris – «серый». Это – живопись различными оттенками одного цвета, обычно серого ил коричневого.

При раскрытии первоначального красочного слоя росписи Казанского храма установлено, изначально фрески имели терракотово-голубой цвет. В дальнейшем фрески подверглись более позднему обновлению, изменив цвет на серо-охристый. Со временем из-за химических изменений пигмента и загрязнений живопись приобрела легкий фиолетовый отлив.

Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года при архиепископе Евгении (Ждане). В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память погибших в годы гражданской войны.

Возобновление монашеской жизни началось с 2002 года при священно-архимандрите монастыря епископе Тамбовском и Мичуринском Феодосии (Васневе). 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря. К сожалению, братия монастыря по-прежнему немногочисленна.

К 2014 году восстановлен основной архитектурный облик Казанского мужского монастыря.

30 августа 2014 года в рамках Первосвятительского визита в Тамбовскую митрополию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Его Святейшеством была освящена воссозданная колокольня Казанской обители.

Святыни: в Казанском мужском монастыре находятся ковчег с частицей мощей праведного воина Феодора Ушакова, икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского.

Расписание богослужений: богослужения в Казанском мужском монастыре проводятся ежедневно.

Начало Божественной литургии в будние дни 7:10, в воскресные и праздничные дни в 7:30.

Начало вечернего богослужения в 17:00.

Ежедневно совершается панихида по усопшим в 16:15.

Каждую среду проводятся огласительные беседы перед совершением Церковных Таинств в 17:00.

Спасо-Преображенский Собор, Тамбов. История, фото, адрес, богослужения

Спасо-Преображенский собор, расположенный в Тамбове, – главная православная святыня Тамбовской земли. У него долгая и сложная история, характеризующая отношение общества к церкви на протяжении нескольких веков. Сюда приезжают верующие и туристы, чтобы увидеть необычность архитектурных решений, приложиться к мощам святых и испить воды из святого источника.

Происхождение названия и его значение

Этот храм был первым сделанным из камня храмом в городе. Он унаследовал свое название от небольшой церкви, на месте которой был возведен и которая называлась Спасо-Преображенской. Эта церковь была деревянной и заложена в то же время, когда строилась крепость Тамбов (первая половина XVII в.).

Весной 1636 г. было начато строительство деревянного дома-храма в 2 этажа, который возвели на берегу реки Цны в рекордно короткие сроки – меньше чем за 100 дней.

Мокий Поздняков был священником, который, будучи первым настоятелем церкви, освятил ее в великий праздник Преображения Господня (6 августа 1636 г.). В этот день отмечают событие, произошедшее с Иисусом на горе, когда преобразился его лик перед тремя учениками как доказательство славы Учителя.

Читайте также:  Храм Параскевы Пятницы в Бутово: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

Спасо-Преображенский собор получил свое название в честь этого события, став сооружением, объединившим всех верующих Тамбова, и духовным символом города.

История Спасо-Преображенского Собора

Идея построить на месте деревянной церквушки каменный храм возникла у назначенного в Тамбов епископа Питирима. Строительство собора началось, согласно разным источникам, в 1693 или 1694 г. и проходило под его непосредственным руководством.

После смерти Питирима (1698 г.) возведение церкви было остановлено из-за отсутствия денег на долгих 40 лет. Питирим был похоронен в склепе, находящемся в южной части собора. В 1738 г. над первым этажом был возведен второй, его сделали из дерева, что приводило в ужас всех, кто видел это строение. Постепенно церковь пришла в запустение, и в конце XVIII в. являла собой жалкое зрелище.

Тогда купец Матвей Бородин принял решение отстроить храм за свои средства. В 1809 г. началось строительство каменного храма. Колокольня также обветшала и нуждалась в ремонте. По настоянию епископа Феофила (в миру – Раева) Тамбовская Духовная консистория начала сбор средств с соборян на строительство новой колокольни.

И через 2 года был заложен первый камень для сооружения нового здания. К 1812 г. (согласно другим источникам – к 1817 г.) недалеко от собора красовалась трехъярусная колокольня из камня, оснащенная палаткой и фонарем. Высота ее составляла 42,5 м. В это время в церкви кипело строительство.

В результате были проведены такие преобразования:

  • второй этаж был возведен из камня;
  • появилась железная крыша;
  • были покрашены стены и купола;
  • поштукатурены своды;
  • настелены полы;
  • вставлены новые оконные рамы;
  • построена лестница между этажами;
  • сделан 3-ярусный иконостас, покрытый позолотой и украшенный резными узорами.

В 1817 г. завершилось строительство колокольни. Купола были украшением этого сооружения, один из них весил около 8000 кг. В последующие годы построили паперть, примыкавшую к храму, установили купола, покрытые позолотой и звездами.

С 1846 г. обязанности по благоустройству церкви взял на себя староста Гавриил Казаков. Устаревший и потерявший приличный вид иконостас был заменен на новый, а внутренний декор был сделан с учетом моды того времени. В то время стены стали украшать фресками, мотивы которых взяты из сюжетов Ветхого и Нового Заветов. С тех пор строительство на долгое время приостановилось.

В начале ХХ в. в соборе правил митрополит Кирилл. Его службы посещали члены императорской семьи, сам император Николай II приезжал сюда в 1904 и 1914 гг. Здесь была княгиня Елизавета Федоровна и священник Иоанн Кронштадский.

После революции 1917 г. и до конца ХХ века собор был в упадке:

1919Вскрытие мощей Питирима
1922Изъятие ценностей, в том числе золото и бриллианты
1930Закрытие храма, снесение колокольни

Передача здания краеведческому музею

Перепланировка интерьера

Фрески на стенах собора были затерты, внутренние перегородки демонтированы. Часть духовенства подверглась гонениям и репрессиям.

Период возрождения начался в 1989 г. по настоянию верующих. В течение 2 лет служба велась внизу, а второй этаж оставался в распоряжении музея.

В конце лета 1991 г. Спасо-Преображенский собор власти отдали верующим. Такое решение принял местный депутатский совет. Через 2 года главный купол собора был украшен крестом, а архиепископ Евгений освятил престол, находящийся в нижней части собора.

В этом же, 1993 г., на свое прежнее место были возвращены основные святыни – мощи покровителя земли тамбовской святого Питирима и его фелонь. С этого же времени кафедральный собор стал числиться за Тамбовской епархией. Это торжественное событие произошло, когда Тамбов посетил Патриарх Алексий II.

Силами верующих были проведены ремонтные работы, в соборе был установлен иконостас, а на куполе – крест. Освящение первого этажа обновленного собора было сделано 6 августа 1993 г. В этот день все верующие отмечают большой праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Тогда же провели первую после долгих лет забвения литургию.

А 10 августа мощи святого Питирима были возвращены из заказников. Постепенно 2 этаж освободился, и здесь установили иконостас. Его сделали мастера-иконописцы из Санкт-Петербурга. Фрески также были восстановлены. Спасо-Преображенский собор (Тамбов) получил официальный статус религиозной общины 16 марта 1994 г.

В августе 2002 г. его снова посетил Алексий II, который 10 августа провел всенощное бдение. Это особенный день для верующих, когда поминают покровителя святого Питирима. В честь него была проведена Божественная литургия, а верующие совершили крестный ход. От Патриарха собор получил в дар аналойный образ Преображения Господня.

В 2007 г. был установлен новый крест. Тогда же был покрыт позолотой купол, храм покрасили в светло-зеленый цвет, и он приобрел надлежащий вид. В 2011 г. по старинным изображениям была восстановлена колокольня собора. 18 мая этого же года в соборе был крестный ход, а восстановленный на колокольне крест был освящен.

Современный статус Спасо-Преображенского Собора

Сегодня Спасо-Преображенский кафедральный собор – главный духовный центр города и одна из его достопримечательностей. Колокольня, которую отстроили в 2011 г., является архитектурным украшением не только собора, но и главной площади города, на которой она находится.

Спасо-Преображенский Собор, Тамбов, наши дни. Вид сверху.

Власти города ценят этот памятник архитектуры и истории и чтят имена святых, которые с ним связаны: здесь же, на Соборной площади, в 2014 г. был установлен памятник святителю Питириму. Так горожане отметили 100-летие его канонизации. Спасо-Преображенский собор (Тамбов) сегодня имеет статус кафедрального.

Архитектура Спасо-Преображенского Собора

Преобразование собора продолжалось в течение всего периода его существования. Его возводили, беря за основу Смоленский Успенский собор.

Их объединяют такие черты:

  1. У них 2 этажа.
  2. Последние этажи у них двухсветовые.
  3. Окна второго света имели круглую форму.
  4. Практически одинаковая цветовая гамма.

Спасо-Преображенский собор относится к такому архитектурному типу, который был характерен для стран Востока в период с V по VIII в. У него цилиндрические своды, расположенные крестообразно. Сегодня храм представляет собой соединение барокко и классицизма XVIII в.

В этом состоит его уникальность. При достройке собора были сохранены древние стены и колонны, установленные у входов. Они являются составной частью купольной ротонды.

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского Собора

Посещающие собор обращают внимание на его внутреннее убранство, поскольку при его оформлении были использованы традиции зодчества давних времен. Украшают храм 6 столпов, причем на верхнем этаже они представляют собой колонны. Алтарь расположен близко к центру, за ней скрывается пара столпов, установленных в восточной части.

Алтарная часть несколько отступает от них, при этом создается впечатление, что она имеет гораздо большие размеры, чем это может показаться снаружи. Оформление верхней части собора отличается торжественностью и изысканностью. Если паперть имеет низкий потолок, то основная часть помещения кажется достаточно просторной. Потолки здесь выше на 3 – 4 м.

Ощущение большого пространства исходит и от световой ротонды. Цветовая гамма интерьера – светло-охристая. Благодаря освещению и простору все предметы кажутся невесомыми. Иконостас здесь необычный для традиционных в России стен с иконами. Он сделан по западному типу: алтарная преграда имеет небольшую высоту, а второй ярус икон и второй ряд окон расположены на одном уровне.

Стены храма, лестница и притвор покрыты фресками, которые описывают этапы деятельности Питирима. Фрески выполнены в академическом стиле, характерном для начала ХХ в. Потолки покрыты красивой росписью. Нижний храм более камерный. Его внутреннее убранство отличается отсутствием росписей на стенах и потолке, они покрыты побелкой. Иконы находятся в простенках.

Алтарь с престолом размещен в части собора, напоминающей узкий коридор. Он со всех сторон ограничен столпами, а завершен одним рядом икон. Нижний храм привлекает всех верующих тем, что там установлена рака с покоящимися мощами святого Питирима.

Святыни Спасо-Преображенского Собора

Спасо-Преображенский Собор (Тамбов) – место паломничества верующих и одна из главных достопримечательностей, которая своим величием и сочетанием разных архитектурных стилей привлекает внимание многочисленных туристов. Сюда приезжают, чтобы увидеть святыни, которые горожане бережно хранят.

Верующие стремятся увидеть и приложиться к мощам Питирима, бережно содержащимся в нижнем храме. Этого святого особо почитают в Тамбове и считают заступником города и окрестностей. Здесь же хранится его фелонь. Она является уникальной, поскольку имеет свою историю.

Ее возраст – более 3 веков, сшита она из китайской парчи. Об этом свидетельствуют шестиконечные звезды и изображения драконов. Ее в свое время Питириму подарил царь Алексей Михайлович.

До революции здесь хранились и другие святыни. Среди них – чудотворные списки некоторых икон: Казанской иконы Божьей Матери и Смоленской иконы Богородицы. Кроме того, храм гордился наличием иконы Распятия Святителя, на которой был изображен Иисус Христос, перед которым стояли Богоматерь и ученик Христа — Иоанн Богослов. Эту икону писал сам Питирим.

Здесь хранится список Казанской иконы Божьей Матери. Он уникален тем, что перед ним паства проводила всенощные бдения и молилась о скорейшем выздоровлении больного епископа Питирима. Во время усердной искренней молитвы многих людей, преклонявших перед ней колени, из глаз изображенной Богородицы внезапно потекли слезы.

Это чудо свершилось в 1695 г. С тех пор к этой чудотворной иконе приезжают люди и молятся о здоровье. Известны многие случаи исцеления.

Сегодня в часовне, находящейся на территории собора, установлена памятная фигура Питирима, возле которой есть святой источник. Вода, считающаяся целебной, льется прямо из рук святого.

На втором этаже собора есть уникальная фреска, на которой изображено снятие Иисуса Христа с креста. Она написана так, что, глядя на нее с разных ракурсов, можно заметить, что фигуры на ней как будто движутся. Со временем многие святыни были утеряны безвозвратно. В их числе редкие иконы, в том числе и распятый Христос, и икона Казанской Божьей Матери.

Интересные факты и легенды

Люди во все времена верили, что церковь – это символ их защиты, дарованной небесами. Поэтому строительство церкви в Тамбове было решено вести с южной стороны города, где часто нападали татары. Согласно легенде, которую передают из уст в уста и сегодня, когда-то давно было явление Божьей Матери. Именно она велела горожанам построить святую обитель на этом месте.

Тамбов – это город, который на протяжении своей долгой истории искал пути отражения натиска врагов и способов обезопасить себя. Для этих целей были, судя по преданиям, вырыты тайные подземные ходы. Их строили не только под светскими зданиями, но и под духовными структурами.

Поскольку центральным сооружением в городе, бывшим средоточием коммуникаций, долгое время оставался Спасо-Преображенский кафедральный собор, под ним также было вырыто много подземных ходов. Его подвалы соединялись с другими церквями, в частности со Знаменской и Троицкой, а также с рекой Студенец и женским монастырем.

Доказательством этому служат сохранившиеся кое-где часть разветвленной системы проходов под землей, на которые и сегодня постоянно натыкаются строители. На сегодня есть точные сведения о тайном ходе, начинавшемся в подвалах собора (раньше в этом здании размещалась церковно-приходская школа) и доходившем до берега реки.

Долгие годы существовали эти подземелья. Когда пришла советская власть, их продолжали строить, но функции этих ходов были уже другие. В период холодной войны здесь были оборудованы бомбоубежища на случай большой катастрофы. Сейчас эти объекты имеют статус закрытых.

Еще один интересный факт. Религиозные здания Советы использовали для своих целей. Например, в годы советской власти в куполе собора действовал планетарий.

Адрес, как добраться до Собора

Спасо-Преображенский собор (Тамбов) находится по адресу: г. Тамбов, пл. Соборная, 4. Доехать туда по городу можно на автобусе (№ 1, 18, 32, 35) или на маршрутном такси (№ 31а и 114п) до остановки «Парк культуры».

Храм открыт для прихожан с 7.00 утра до 19.00 вечера.

В Тамбов из Москвы ежедневно ходит поезд. С меньшим комфортом и с меньшими затратами к собору можно доехать на автобусе. Желающие могут воспользоваться услугами аэрофлота, рейсы до Тамбова – ежедневно в вечернее время. К Тамбову ведут автомобильные дороги М5 (до Рязани), затем – Р-22 и Р-1126.

Расписание богослужений

Желающие побывать на богослужении могут сделать это в любой день. В обычные дни Божественная литургия начинается в 7.30 утра, а в воскресенье или праздники священник проводит 2 литургии. Время их начала – 7.00 и 9.00. Верующие могут посетить вечернюю службу в 17.00. Это расписание не меняется уже в течение нескольких лет.

Спасо-Преображенский собор (Тамбов) бережно хранит свою многовековую историю. При нем был открыт музей истории Тамбовской епархии. Его открытие состоялось в 2004 г., когда отмечалась вторая годовщина смерти архиепископа Евгения – настоятеля этого собора.

Верующие и обычные туристы, приезжая сюда, познают много интересного и могут не только помолиться, но и полюбоваться красотами внутреннего убранства собора и прилежащей территории.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Спасо-Преображенском Соборе, Тамбов

Тамбов. Спасо-Преображенский собор:

Казанский Тамбовский мужской монастырь

Казанский Богородичный монастырь — мужской монастырь Тамбовской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Тамбове.

Основан около 1670 года старцем Иосифом с южной стороны города Тамбова. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых.

Содержание

История

Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново.

Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века.

По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом.

Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века.

Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре.

Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

С конца XVIII века на территории монастыря стал складываться некрополь. Здесь, под сенью монастырских храмов, нашли свое упокоение многие известные представители Тамбовского края: духовенство, военачальники, меценаты, ученые.

Вторая монастырская церковь во имя Иоанна Предтечи — зимняя — заложена в 1794 году, но строительство ее протянулось до 1821 года. Многоярусная колокольня монастыря, отстроенная в 1848 году, до наших дней не сохранилась.

Уже в конце XVIII века монастырь был окружен каменной стеной с металлическими решетками. Строительство стены полностью завершилось к началу XIX века. В начале XX столетия в юго-западную часть монастырской стены включалось двухэтажное здание консистории, а также архиерейский дом, братский корпус, здание архива.

Казанский мужской монастырь был закрыт 19 октября 1918 года «в связи с фактом выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Во время гражданской войны после Антоновского крестьянского восстания в Казанском монастыре советской властью был устроен лагерь, в котором велись допросы и расстрелы участников восстания. В это же время под предлогом обветшания сооружения была разрушена величественная колокольня. Кирпичи и щебень были использованы на строительство клуба в пригороде (ныне город Котовск), а колокола как памятники истории и культуры переданы Главнауке. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года при архиепископе Евгении (Ждане). В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память погибших в годы гражданской войны.

Современное состояние

В 2003 году в монастыре епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием была освящена часовня, воздвигнутая над могилой архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения (Ждана) (+ 11 октября 2002 года), много потрудившегося на ниве духовного возрождения Тамбовской епархии.

С 2002 года священно-архимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря. Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство в селе Воронцовка.

В августе 2014 года в ходе двухдневного визита в Тамбов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник епископу Питириму, основателю Вознесенского монастыря, колокольню Казанского монастыря.

В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек.

Колокольня Казанского собора – третья по высоте в России. Пятиярусная красно-белая колокольня достигает в высоту 99,6 метров.

Храмы

Собор Казанской иконы Божией Матери

Была заложена как летняя церковь в 1791 году, освящена в 1796 году епископом Феофилом (Раевым). Построена по образцу Успенского собора Саровского монастыря. В этой церкви в 1811 году епископ Феофил и был погребён. На южной стене сохранилась плита с эпитафией над его могилой.

По преданию, здесь же был рукоположён в иеромонахи прп. Серафим Саровский (1793 г.).

Реставрация храма была завершена к празднованию 325-летия Тамбовской епархии – к августу 2007 г.

5 августа 2007 г. епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил его великое освящение.

Церковь Иоанна Предтечи

Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т. к. он отапливаемый.

Домовая церковь Кирилла и Мефодия

Семинарский домовый храм. Освящен в 2005 году.

Часовня в память о всех погребенных на монастырской территории

Построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории.

Часовня над могилой архиепископа Евгения (Ждана)

Построена по благословению епископа Феодосия в 2003 году над могилой архиепископа Евгения (Ждана).

Святыни

На территории монастыря располагается памятник архитектуры — летний Казанский собор (1791г.), строился мастерами Саровского монастыря. Архитектурный облик собора повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни. Внутри собора сохранилось захоронение современника Г.Р. Державина – епископа Феофила (Раева, 1737-1811), который в этом монастыре 2 сентября 1793 г. рукоположил в сан иеромонаха преподобного Серафима Саровского.

Казанский женский монастырь в городе Рязань: история и описание

Там, где Лыбедь и Трубеж соединяют свои воды воедино, расположился Рязанский кремль и Казанский женский монастырь. Как гласит предание, именно в этом благословенном месте состоялось явление чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.

История монастыря

Такие места притягивают к себе огромное количество значимых событий. Данная обитель не стала исключением, хоть и хотелось ее жительницам лишь покоя.

Дореволюционная история

Обитель для женщин, ищущих покоя и возможности служения Господу Богу, основана на холме, омываемом двумя реками, в 16-м столетии. Примерно через 2 столетия им пришлось сменить свое место жительства. В 1786 году монастырь перенесли поближе к въезду в городские ворота Рязани со стороны Владимирского гужевого тракта, где на территории современной улицы Затинной уже возвышалась Вознесенская церковь. Здесь он и остается поныне.

В самом монастыре много раз происходили изменения. Некоторые из них активно влияли не только на внешний вид монастыря, но и на суть служения послушниц.

Одной из таких перемен в работе обители стало формирование общины и больничного крыла. Целью данного новшества стала защита старых и немощных сестер. Именно так в 1861 г игуменья Екатерина позаботилась о тех, кто уже не мог этого делать самостоятельно.

Через 2 года монастырскими делами стала заведовать новая игуменья, Евгения. Она не оставила обитель без поддержки и защиты, вдохнув в нее новую жизнь. В период правления в этом маленьком закрытом мирке монастырь вновь обрел свое сияние.

Игуменья была женщиной, которая умела смотреть в будущее. В 1868 году, получив помощь от известного в то время банкира, занимающегося меценатством, Сергея Афанасьевича Живаго, она создала небольшое училище для девочек. Четыре класса обучения давали им основы большинства необходимых на то время знаний, при этом стали одним из основных очагов образования в данной местности.

Обветшавшую Вознесенскую церковь заменили на новый соборный храм, именованный в честь иконы Казанской Божьей Матери, имеющий приделы священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Создано это великолепие было с помощью финансирования проекта Никанором Петровичем Суворовым и других жителей губернии, желающих помочь монахиням в их обустройстве. Освящение нового собора было произведено архиепископом Алексием (Ржаницыным) 16 августа 1870.

На этом изменения в монастыре не остановились. Еще до конца этого же года территория обогатилась надвратной церковью, именованной в честь великомученицы Варвары. Верхнюю часть строения украсила колокольня.

Монастырь рос и развивался неуклонно. Послушницы служили Богу и людям, принимали в свои ряды всех желающих утешения в Божьем Слове. Уже в 1872 году обитель была признана первоклассной. Территория включала в себя не только вышеназванные храмы, церкви, но и еще 40 зданий, которые использовались для разных нужд. Кроме хозяйственных построек, здесь были:

  • библиотека-читальня;
  • завод по изготовлению церковных свечей;
  • пекарня.

На территории расположилось также и кладбище. Хоронить тут разрешалось не только усопших служительниц, но и горожан, которые имели особые заслуги перед людьми и церковью.

Как и любой другой монастырь, обитель окружала изготовленная из гранитных камней ограда, для прохода в которую были сооружены крепкие ворота в двух местах: одни смотрели на восток, другие – на запад. Гостям, посещающим монастырь на праздники, жить в пустых монашеских кельях необходимости не было. Они могли воспользоваться специальной монастырской гостиницей, расположенной неподалеку.

Часть продуктов питания, используемых монахинями в ежедневном рационе, послушницы выращивали сами. Для этого у них имелся свой огород, раскинувшийся на 2,5 гектара за территорией монастырского двора.

Количество послушниц и монахинь в обители регулярно менялось. В разные годы их было то больше, то меньше. К концу 1917 года здесь насчитывалось около 400 посвятивших себя Богу женщин.

Закрытие монастыря

Когда пришла революция, многим монастырям пришлось закрыться. Не миновала беда и Рязанскую обитель. 1917 год стал началом разорения благого места. К 1919 году монастырь в Рязани ликвидировали, монахинь изгнали, а все ценное, что смогли найти, реквизировали для новой власти. Теперь место для служения Богу превратилось в концентрационный лагерь для «врагов народа» и первых жертв нового режима. Высокая каменная ограда, которая давала ощущение защищенности многим девушкам и женщинам, бежавшим к Богу от несправедливости мира, изменила свое предназначение. На этот период она стала символом тоски и ненависти тех, кого привозили сюда для принудительных работ. Некоторые здания, которые были получше, заняли комендант лагеря и сотрудники системы. Другие стали жильем для охраны.

В таком качестве монастырь воспринимался тоже не очень долго, всего лишь до 1923 года. Именно в этот период (20 февраля) лагерь расформировали, при этом изменили направление деятельности в монастыре. Теперь тут обосновался красноармейский клуб. Великолепные картины, росписи на стенах были закрашены. Их заменили низкопробными картинками большевистского направления с соответствующими лозунгами. Потом сюда привезли беспризорников. Чтобы данное предприятие было не совсем убыточным, детей заставили шить обмундирование для военных, назвав все это дело швейным цехом.

Башни и стены монастыря в Рязани были подвержены вандализму. Камни из кладки вынимали «на нужды горсовхоза». С тех пор до наших дней дожили лишь одна башня и отрезок стены, расположенной на углу улиц Затинная и Вознесенская. Некоторые здания перешли в статус жилых домов. Они были отданы под квартиры (в том числе и надвратная церковь). Со временем эти территории были подвержены перестройкам и приватизации.

Некрополь монастыря, где покоились многие известные рязанцы (граф М.Д. Бутурлин, губернатор П.С. Кожин и другие) подвергся разграблению и разрушению.

Строения на территории монастыря также стали местом, где расположился губернский рязанский архив, переехав сюда в 1924 году.

Новомученицы Ольга и Евдокия

Монастырь стал местом, которое смогло помочь душам многих людей очиститься и достичь многих высот. Некоторые из женщин, выросших здесь, пострадали за веру, став мученицами нового поколения.

На протяжении 10 лет в Казанском женском монастыре проживала Архипова Евдокия Сергеевна, которая была послушницей Евдокией. Здесь же 12 лет провела послушница Ольга, в миру именуемая Жильцовой Ольгой Георгиевной. Когда монастырь подвергся разорению, эти две чистые души отправились домой, в село Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии. Здесь они не отреклись от веры, а продолжали молиться и нести службу. Послушница Евдокия при этом была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной на территории села. Но недолго они смогли радоваться жизни и возносить славу Господу в тихой глуши под Рязанью.

1938 год стал для послушниц Рязани последним. Февральским днем они были арестованы по доносу одного из местных жителей. Им было предъявлено обвинение в конспиративном совещании, подкрепленное двумя лжесвидетельствами. Девушек не стали слушать, при этом никакие слова не повлияли на суровую тройку НКВД, вынесшую им приговор 8 марта. Так, 14 марта на полигоне Бутово в том же году оборвались жизни послушниц под звуки расстрела.

Когда пришло время реабилитаций в 1950-х годах, дело послушниц подняли и пересмотрели. 27 июля 1957 года их имена были реабилитированы.

30 июля 2003 года Священный Синод определил послушниц Евдокию и Ольгу в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Их день памяти приходится на 14 марта и на четвертую субботу после Пасхи, когда проводится праздник Собора Бутовских новомучеников.

Возрождение

Все плохое когда-то заканчивается. Это также показала и история Казанского собора монастыря Рязанской Епархии. Здания, которые раньше принадлежали обители, снова вернулись к служению Богу 16 декабря 2005 года.

4 ноября 2006 года люди имели возможность впервые собраться на проведение первого молебна в Казанском соборе перед иконой Божьей Матери «Казанская».

Не отложил монастырь и просветительскую деятельность. На его территории в 2007 году было открыто Рязанское епархиальное духовное училище для девушек, которое преобразовалось из Школы регентов-псаломщиков при Рязанской православной духовной семинарии.

Решением Священного Синода настоятельницей Казанского женского монастыря была назначена монахиня Анна, в миру носящая фамилию Сычугова.

Современные архитекторы постарались восстановить ту славу и красоту монастыря, которая была потеряна за годы разрухи. Но многое осталось еще с тех лет. Здесь можно наткнуться на надгробия, установленные в местах, где покоятся наиболее значимые деятели обители. Старинные здания по возможности восстановлены, с каждым годом проводятся новые работы.

Люди не оставили обитель в одиночестве. Все новые послушницы приходят сюда, укрываясь от мира. Те, кто имеет возможность, помогают финансово. Пройдет совсем немного времени, и Казанский монастырь для женщин снова станет жемчужиной России, сияющей не только внешней красотой, но и душевным наполнением, качеством душ, посещающих это место.

Святыни монастыря

Обитель снова становится богатым на духовные сокровища. Здесь собраны особые святыни, поклониться которым приезжает огромное количество паломников. К ним относятся:

  • чудотворная икона Казанская Богоматери
  • Икона в честь Петра и Февронии
  • Икона Скоропослушница
  • Ковчеги с мощами святого апостола Симона Кананита и Анны Срезневской

Каждая из этих святынь имеет свою историю, свою силу.

Адрес и как добраться

Для тех, кто желает поклониться святыням Казанского женского монастыря Рязанской епархии, существует возможность посещения города и непосредственно обители практически в любой день.

Расположен он в Рязани по улице Фурманова, 56.

Тем, кто обосновался в городе, при этом желает посетить служение, достаточно воспользоваться общественным транспортом. Это и недорого, и удобно. Сюда идут троллейбусы №10 и №3, а также автобус №18. Выходить надо на остановке «Площадь Свободы».

Монастырский собор работает каждый день:

  • В будни служба начинается в 7 часов утра, а в праздники начало переносится на 8 часов.
  • Вечерняя служба проходит в 5 часов вечера.

Казанский монастырь в Тамбове: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Дата

Время богослужения

Читайте также:  Знаменский монастырь в Иркутске: история и адрес, телефон, описание, святыни и праздники
Ссылка на основную публикацию