Казанский монастырь в Вышнем Волочеке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек Епархиальный женский монастырь

История

Привезенный в конце XVI в. вышневолоцкими купцами список с Казанской иконы Богоматери, ставшей местночтимой святыней, был поставлен в загородной часовне у источника, вблизи городского кладбища. Рядом с этим местом в 1870 г. на средства благотворителей, при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина была приобретена для создания женской общины свободная земля площадью 80 на 60 сажен. 1 января 1871 года прибыла в Вышний Волочек для устроения общины монахиня Досифея (Александра Васильевна Салтыкова). Вскоре к ней начали приходить первые сестры, которых собралось около 30 человек. Первоначальная жизнь сестер новой обители была крайне тяжелой. Средств не было даже на пропитание. Дни и ночи сестры, а особенно матушка Досифея, вопияла к Царице Небесной об устроении монастыря. В 8/21 июля 1872 г. Казанская община (24 сестры) с больницей на 8 человек была утверждена Синодом, князь А.С. Путятин ходатайствовал об утверждении настоятельницей общины монахини Досифеи.

К тому времени его же усилиями здесь был построен двухэтажный корпус (низ каменный, верх деревянный), в котором устроили больницу, и три деревянных флигеля. Местные жители, в особенности мужская часть населения противилась устроению на указанном месте женского монастыря. 31 июля 1872 года служился пожар. Сестры обители горячо молились Царице Небесной, со слезами читали Псалтирь, пожар был потушен. В 1873 г. в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу. В конце 1870-х – 1880-е гг. развернулось каменное строительство на средства благотворителей, из которых крупнейшими были князь А.С. Путятин, петербургский статский советник Е.Н. Сивохин и московский купец Г.Г. Германов. В 1877 – 1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор. 20 июля 1880 года на оконченный снаружи Казанский Собор были поставлены 19 крестов, самый большой из которых 320 кг. В тот день собравшиеся в келии матушки Досифеи благодетели согласились строить большой каменный корпус, Богу содействующу.

14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь. 14 января 1882 года матушка Досифея была возведена в сан игумении. В это время здесь имелось 13 каменных и деревянных корпусов, в которых помимо келий размещались больница, иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. В начале 1880-х гг. часовню 1852 г., в которой находился местночтимый Казанский образ Богоматери, перестроили в загородную церковь монастыря. Рядом сохранялась деревянная часовня XVIII в. Над водным источником возвели сень. В 1883 – 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни – А.С. Каминский. В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая Боголюбская икона, называемая иначе Андрониковой, которую Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря. В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня. В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом пророка Илии и вмч. Пантелеимона, освящённым в 1890 г. К концу 19 века обитель имела уже более 700 сестер и была вполне благоустроена. В это время матушка Досифея и казначеня обители монахиня Макария просили у архиепископа Тверского Димитрия разрешения на постройку теплого храма с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Андронниковская». План и чертежи были выполнены московским архитектором Н.П. Марковым. С 15-17 сентября 1901 года состоялось освящение храма и его престолов. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей. В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. В начале XX в. строился каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом.

Монастырское кладбище располагалось справа от собора. Ограда представляла собой деревянные прясла, укрепленные на каменных столбах. Внутри монастыря был разбит сад. На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало более 700 сестер, сестринский хор насчитывал сто человек. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа. Монастырь основал три киновии: Спировскую и Пятница-Бор, впоследствии имевшие самостоятельный статус монастырей, Кашаровскую киновию, имелось подворье в честь «Казанской» Матери Божией в Санкт-Петербурге. Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, великие князья, неоднократно приезжал Иоанн Кронштадтский (канонизирован в 1990 г.), который являлся великим молитвенником и благодетелем обители и являлся большим утешением для сестер монастыря.

В 1919 г. монастырю было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время были снесены церковь и часовня за пределами монастыря, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Позже на территории Казанского монастыря размещалась воинская часть. Монастырское кладбище превращено в плац, вырублен сад.

В 1991 г. согласно ходатайству митрополита Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. был открыт женский монастырь для возрождения в нем монашеской жизни, начались реставрационные работы.

Построена часовня на месте захоронения блаженных стариц Любушки и схимонахини Марии. Монастырь расположен на восточной окраине города. Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре монастырской территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась надкладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны.

В монастыре упокоились две блаженные старицы. Блаженная Любушка Лазарева, взявшая на себя подвиг странничества Христа ради. Подвизалась на Петербургской земле, почила о Господе в стенах Казанского монастыря 11 сентября 1997 года. Блаженная старица схимонахиня Мария (Матукасова) пронесла подвиг юродства Христа ради на Самарской земле, в конце жизни была пострижена в великую схиму в Оптиной пустыни. Неожиданно со словами “поеду к Любушке” схимонахиня Мария отправилась в г. Вышний Волочек в Казанский монастырь. Приехала в обитель 3 января 2000 года, а 14 января 2000 г. преставилась ко Господу.

Указом Высокопреосященнейшего Владыки Виктора, митрополита Тверского и Кашинского от 26 декабря 2016 года и.о. настоятельницы обители назначена монахиня Феофилакта (Левенкова). 1 апреля 2017 года матушка возведена в сан игумении митрополитом Тверским и Кашинским Виктором на основании постановления Священного Синода (Журнал № 21 от 9 марта 2017 года).

Казанский монастырь

Фото и описание

Казанский монастырь стоит на восточной окраине города Вышний Волочек. Монастырь основали из существовавшей ранее (с 1872 г.) женской общины 1881 г. Община была основана на деньги князя Путятина.

В монастыре хранилась греческая икона с поясным изображением Богоматери без младенца. Эта святыня была сначала домашней иконой Андроника III Палеолога. Потом он пожертвовал ее Монемвасийской обители в Греции. Когда на эту обитель напали турки в 1821 г., настоятель Агапий перенес святую икону в Патрас. После того, как Агапий скончался, икона по завещанию его досталась русскому генеральному консулу, его родственнику, Власопуло Н.И., а его сын в 1839 г. пожертвововал икону Николаю I. В Петербурге икона хранилась в Зимнем дворце вплоть до 1868 г., а потом в Троицком соборе. Именно оттуда 1 мая 1977 г. икону перенесли в Казанский монастырь.

В ансамбль Казанского монастыря входят: Казанский собор, церковь Сирина и Неонилы, Андрониковская церковь, часовня над могилой блаженной старицы Любушки Сусанинской, церковь Боголюбской иконы Божией Матери, Надкладезная часовня, кельи, трапезная, хозяйственные постройки.

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери был построен по проекту московского архитектора Каминского А.С. в 1877 – 1882 гг. Это был летний собор, архитектура которого повторяет в целом другую постройку этого архитектор – Пантелеймоновскую часовню в Москве на Никольской улице. Здание стоит на гранитном цоколе, выполнено из кирпича и оштукатурено. Оно имеет центрическую композицию. На усложненное скругленными выступами лестниц крещатое основание архитектор поставил массивную купольную ротонду, завершаемую главой, которую окружают четырнадцать башенок и малые главки. Белокаменный, кирпичный и штукатурный декор представлен зубчатыми, аркатурно-колончатыми поясами, стрельчатыми, килевидными и многолопастными кокошниками. В крупные арочные ниши внизу вписаны трехчастные проемы. Опирание ротонды – на угловые пилоны, арки и паруса. Ветви креста перекрываются коробовыми сводами.

Зимний собор Андрониковской иконы Божией Матери был возведен по проекту архитектора Маркова Н.П. в 1897 – 1901 гг. Храм примыкает к фрагменту больничного корпуса со звонницей и воротами. Андрониковский собор выполнен в манере “тоновской” архитектуры и представляет собой типичный образец крестовокупольной пятиглавой церкви с центральной световой главой. Здание – кирпичное, стоит на гранитном высоком цоколе, стены побелены, детали окрашены охрой. Шестистолпный храм завершается барабанами-восьмериками, которые несут тяжелые золоченые маковицы. С восточной стороны к храму примыкает низкая апсида, а с западной – объем, в котором расположены гранитные лестницы на хоры. Боковые фасады завершаются массивными ложными закомарами. В низу ризалиты обработаны филенками с крестами, а в верху – аркатурно-колончатыми поясами, где окна и ниши чередуются. Центральный барабан, опирающийся на подпружные арки и четыре столба и внутри имеет круглое сечение. Ветви креста перекрываются коробовыми сводами. Глухие барабаны установлены на сводах угловых компартиментов. На сводах и стенах сохранились остатки орнаментов и сюжетных композиций. Хоры храма ограждены чугунными ажурными балясинами. Под притвором располагается усыпальница.

В 1883 – 1888 гг. на собственные средства Ефрем и Неонила Сивохины построили в монастыре колокольню с храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы с часами. Предположительно, автором проекта колокольни был А.С. Каминский. Здание храма представляет собой оштукатуренное кирпичное сооружение, стоящее на гранитном цоколе, которое состоит из нижнего двухэтажного четверика со скругленными углами и проездной аркой, несущего на себе два яруса звона и восьмерика, который заканчивается золоченым куполом. Фасады основания колокольни обработаны широкими арками со вписанными в них узкими трехчастными окнами на втором этаже. Ярусы звона обнесены укрепленными на тумбах гульбищами с решетками. Углы – рустованные. Второй этаж обработан крестами и филенками. Под куполом располагаются килевидные кокошники. С северной стороны колокольни находится усыпальница Сивохиных, а с южной – лестница в расположенную на втором этаже церковь. Центральное помещение храма Ефрема и Неонилы перекрывается крестовым сводом, а остальные – коробовыми. В алтарь ведут два узких прохода.

С западной стороны к Андрониковскому собору примыкает старый двухэтажный больничный корпус. Далее – южные ворота, над ними сохранилась звонница с киотом с шатровой башенкой и трёхлопастным завершением. В 1873 году в этом больничном корпусе освятили домовой храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, а над южными воротами, примыкающими к нему была устроена звонница.

Читайте также:  Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани: история и адрес, описание, святыни и праздники

Рядом с Казанским собором находится могила бложенной старицы Любушки, над которой в 1999 г. была установлена и освящена часовня в честь Веры, Надежды, Любви и Софии. Здесь также похоронена и другая старица из Оптиной пустыни, М.И. Матукасова.

С северной стороны от колокольни расположен двухэтажный больничный корпус. Нижний этаж – кирпичный, верхний – деревянный, обшитый тесом.

В 1889 г. была построена часовня над монастырским источником. Она – небольшая, восьмигранная в плане, над колодцем завершается куполом с высоким подъёмом.

После революции монастырь закрыли, его храмы использовал под склады. Позднее на территории монастыря находилась воинская часть. В 1984 г. из монастыря украли его главную святыню – древнюю икону Андрониковской Богоматери. Возрождение монастыря началось в 1992 г.

Вышневолоцкий Казанский женский монастырь

Казанский монастырь — православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке в Красном Городке на восточной окраине города. Основан в 1872 г. Первоначально здесь существовала женская община, основанная на средства кн. Путятина в 1872 г. Позднее она была обращена в монастырь.

Содержание

История

Основан при загородной часовне (1852), где хранился местночтимый список с Казанской иконы Божией Матери (кон. XVI в.). Устроительницей В. м. стала мон. рыбинского Софийского мон-ря Досифея (Салтыкова Александра Васильевна), духовная дочь старцев прп. Адриана Югского и Петра Томаницкого. В авг. 1866 г. послушница А. Салтыкова, приехав в Вышний Волочёк, молилась в Казанском соборе перед чудотворным образом, к-рый в это время был доставлен крестным ходом из часовни. По преданию, встретивший Салтыкову местный блж. Иванушка Саввинский предсказал основание обители: «Я бегу к Казанской иконе – монастырь строить». 18 авг. 1866 г. в Гефсиманском скиту Салтыкова получила благословение Московского свт. Филарета (Дроздова) на основание В. м. 19 нояб. того же года в Софийском мон-ре Салтыкова была пострижена в иночество с именем Досифея (14 июня 1868 – в монашество).

На средства благотворителей при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства кн. А. С. Путятина инокиня Досифея приобрела землю (80´ 60 сажен) близ Казанской часовни для создания обители. Но причт Казанского собора и городское духовенство препятствовали основанию В. м., предполагая, что чудотворный Казанский образ отойдет обители. Путятин ходатайствовал перед архиеп. Тверским св. Филофеем (Успенским) (8 авг. 1870 и 11 февр. 1871) и имп. Марией Александровной об устроении жен. общины с бесплатной больницей под началом мон. Досифеи. Указом Синода 20 окт. 1872 г. Казанская жен. община была открыта в подчинении благочинного мон-рей Антония, архим. новоторжского во имя св. князей Бориса и Глеба мон-ря. В общине проживало 24 сестры из С.-Петербурга, Владимирской, Тверской и Ярославской губерний. Исповедоваться насельницам полагалось в Столпенской Николаевской пуст. в 10 верстах от Вышнего Волочка.

По воспоминаниям игум. Теребенской пуст. Феофана, в нояб. 1868 г. на месте В. м. стоял деревянный крест, забор и небольшая изба, в к-рой жили первые насельницы. К 1872 г. на средства Путятина были построены 2 двухэтажных корпуса с 10 кельями, больница, трапезная, кухня, просфорня, 2 деревянных дома, баня, хозяйственные службы. 8 авг. 1873 г. архим. Антоний освятил в келейном корпусе домовую ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. К нач. 1881 г. в общине были открыты больница, иконописная школа, ковровая и башмачная мастерские, в 10 корпусах проживало более 260 сестер. 14 нояб. 1881 г. Казанская община была преобразована в общежительный мон-рь с возведением мон. Досифеи (1 янв. 1882) в сан игумении. 9 марта 1882 г. неск. сестер приняли монашеский постриг.

Основной благотворитель В. м. Путятин после кончины в дек. 1882 г. был похоронен на монастырском кладбище. В списке попечителей обители, поданном 23 июня 1885 г. игум. Досифеей Тверскому архиеп. Савве (Тихомирову), упомянуты купцы Н. В. Салтыков (пожертвовал 25 тыс. р.), М. И. Пожарский (10 тыс. р.), П. Н. Николаев (9 тыс. р.), А. Ф. Платонов (9 тыс. р.), В. И. Кожевников (5 тыс. р.), купчихи А. А. Попова (пожертвовала 25 тыс. р.), П. И. Андреева (12 тыс. р.), А. Е. Гагарина (4 тыс. р.), почетные граждане И. И. Стахиев (10 тыс. р.) и М. Д. Иванова (3 тыс. р.). В. м. посещали св. прав. Иоанн Кронштадтский, имп. Александр III, вел. кн. Константин Константинович, вел. кн. Владимир Александрович.

В кон. 70-80-х гг. в В. м. велось каменное строительство на средства купцов Е. Н. Сивохина и Г. Г. Германова. По проекту архит. А. С. Каминского был построен холодный Казанский собор, освященный 8 авг. 1882 г. архиеп. Тверским Саввой (Тихомировым). С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский) пожаловал облачения и книги. В соборе хранились икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Афоне, образ прп. Серафима Саровского с частицей его мантии, частица камня от Гроба Господня, переданная в мае 1890 г. Иерусалимским Патриархом Никодимом I, ковчег с частицами мощей святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, вмч. Пантелеимона, мучеников Ермолая и Игнатия, мучениц Фотинии, Евфимии. На средства купца В. А. Китайцева Казанская часовня была перестроена в загородную церковь мон-ря и освящена в июне 1880 г. еп. Саввой (Тихомировым). Слева от царских врат в позолоченном киоте с сенью находилась чудотворная Казанская икона. В 1883-1887 гг. была построена колокольня, на 2-м этаже к-рой 28 янв. 1888 г. еп. Саввой освящена ц. во имя прп. Ефрема Сирина и мц. Неонилы. Впосл. Сивохины были похоронены в усыпальнице под храмом. В храме находились написанные на Афоне иконы «Отрада и Утешение», вмч. Георгия и вмч. Пантелеимона. В 2-этажном больничном корпусе 27 мая 1890 г. был освящен храм во имя прор. Илии и вмч. Пантелеимона.

1 мая 1897 г. на месте разобранной домовой церкви архиеп. Тверской Димитрий (Самбикин) в сослужении прав. Иоанна Кронштадтского заложил теплый 3-престольный храм, главный придел к-рого был освящен 15 сент. 1901 г. в честь Андрониковой иконы Божией Матери. 17 сент. были освящены левый придел во имя святителей Григория Армянского, Иннокентия Иркутского, прп. Иоанна Рильского и вмч. Димитрия Солунского и правый придел во имя Всех святых. 5-главый Андрониковский собор, построенный по проекту московского архит. Н. П. Маркова, примкнул к полуразвалившемуся больничному корпусу с воротами и звонницей. В соборе находилась святыня В. м.- Андроникова икона Божией Матери, приобретенная для мон-ря Сивохиным и перенесенная 1 мая 1885 г. из С.-Петербурга. Указом Синода с 1 мая 1887 г. в В. м. совершалось ежегодное празднование иконе.

К нач. XX в. в обители находились 2-этажный деревянный игуменский корпус, 3-этажный каменный корпус для именитых гостей, соединявшийся с колокольней, больничный корпус с богадельней, 18 двухэтажных корпусов, 2 гостиницы, школа, 11 деревянных домов. За оградой были расположены 4 дома для священников, 2-этажная гостиница, 2 странноприимных дома, хозяйственные дворы, сады и огороды. В. м. был самой крупной жен. обителью Тверской епархии, в нем проживало до 700 сестер, служили 5 священников и диакон, в т. ч. иерей М. В. Беневоленский, отец сщмч. Димитрия Беневоленского. В 1906 г. настоятельницей стала игум. Досифея II, в 1914 г.- игум. Амвросия. Среди подвижниц В. м. известны схим. Пелагея (Ɨ 1884), по молитвам к-рой совершались исцеления; ученицы старцев Адриана Югского и Петра Томаницкого монахини Макария (Короткова) и Мария (Анисимова). Действовали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские, приют для девочек, школа грамоты, преобразованная в 1914 г. в церковноприходскую. В годы первой мировой войны мон-рь продал пустошь Стойково и на вырученные деньги устроил лазарет для раненых. В 1914 г. послушницы В. м. трудились в Царскосельской общине сестер милосердия.

В. м. владел 505 дес. земли, в т. ч. пустошами Брилино, Дворищи, Зуево, Икатиха, Кадчицы, Климово, Кувшиниха, Котиха, Манушкино, Свинище и др. В год сестры собирали 100 четв. ржи на 600 р., 100 четв. овса на 300 р., 12 четв. ячменя на 60 р., 4 тыс. пудов сена на 800 р., овощей на 100 р. В хозяйстве имелось 25 коров и 15 лошадей. В 30 верстах от В. м. на пожалованных Путятиным 270 дес. земли была построена Спировская киновия с деревянными кельями, домовой Успенской ц., освященной 25 марта 1878 г. еп. Тверским Евсевием (Ильинским), и Смоленским храмом, освященным 15 мая 1911 г. Старшей над сестрами была мон. Мария (Анисимова). В 5 верстах от В. м. на пожертвованных купцом Пожарским 36 дес. земли была устроена Кашаровская киновия с домовым Никольским храмом, освященным 17 февр. 1885 г. В 10 км от ст. Мста Рыбинско-Бологовской железной дороги в 1902 г. была основана 3-я киновия с храмом во имя вмц. Параскевы Пятницы, преобразованная 7 июля 1907 г. в самостоятельную жен. общину. 30 нояб. 1908 г. в С.-Петербурге открылось подворье с Казанским храмом (освящен 30 нояб. 1912). В февр. 1907 г. к В. м. была приписана жен. община.

В 1918 г. приют В. м. был обращен в детский дом «Коммуна», где трудились инокини. В 1922-1925 гг. постройки В. м. были переданы Тверской стрелковой дивизии и др. воинским частям. Казанская церковь-часовня, деревянные корпуса и ограда были разрушены, главы соборов снесены, на месте кладбища устроен воинский плац, вырублен сад. В Казанском соборе находился склад, колокольня переоборудована под водонапорную башню, С.-Петербургское подворье в кон. 20-х гг. перестроено под общежитие. Ок. 1925 г. часть изгнанных из В. м. сестер переселились в Спировскую и Кашаровскую киновии, объединившись в сельскохозяйственную артель, впосл. упраздненную. Насельница Спировской киновии мон. Евдокия (Ершова) была арестована и 18 июня 1931 г. приговорена к 3 годам ИТЛ, насельница С.-Петербургского подворья мон. Раиса (Васильева) арестована 17 апр. 1932 г. и приговорена к 3 годам ИТЛ.

Современное состояние

Решением Свящ. Синода 29 янв. 1991 г. В. м. был возобновлен, и. о. настоятельницы назначена игум. Феодора (Пилипчук). Первоначально службы совершались в домовой ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского, освященной в одном из корпусов. К 2005 г. вновь построены и восстановлены Казанский, Андрониковский храмы, колокольня с Ефремовской ц., трапезный и больничный корпуса, 5 деревянных домов, дом причта за оградой. В часовне-усыпальнице во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии похоронены блж. Л. И. Лазарева († 11 сент. 1997) и схим. Мария (Матукасова; † 14 янв. 2000). Почитается список с Андрониковой иконы, выполненный в монастырской мастерской

За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине городе Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны.

Читайте также:  Московская Казанская церковь в Коломенском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Доступ посторонних лиц в монастырь ограничен. Монастырь открыт только в воскресные дни на время Богослужения. В монастыре скитский устав, монашеское правило, чтение неусыпающей Псалтири, нелегкий физический труд, который обеспечивает пропитание сестрам.

За прошедший год как отмечается в отчете благочинного монастырей и подворий, в монастыре был проведен мелкий ремонт в помещениях некоторых зданий, также отштукатурены и побелены 2 здания снаружи. На месте старого фундамента из разобранных старых бревен и кирпича был построен скотный двор с молочной кухней, прачечной, погребом. Был отремонтирован деревянный забот, который летом подожгли неизвестные. Была пробурена скважина и проведена вода в трапезную и на скотный двор.

В монастыре проживает 11 насельниц: 1 игумения, 1 монахиня. 2 инокини, 5 послушниц.

Никакой общественной деятельности монастырь не ведет. Годовые отчеты с момента возрождения монашеской жизни означенного монастыря со стороны и.о. игумении никогда не представляются. (Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)

В монастыре, по последним данным, проживает 11 насельниц: 1 игумения, 1 монахиня, 2 инокини, 7 послушниц. Временно исполняет обязанности настоятельницы монастыря игумения Феодора (Пилипчук Надежда Ивановна).

Храмы

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери

Собор в честь иконы Божией Матери Боголюбская (Андрониковская)

Храм во имя св. Сирина и св. мц. Неонилы под колокольней

Часовня (построена в 1990-е годы)

Святыни

Главной святыней монастыря была икона Андрониковой Божией Матери древнего греческого письма (украдена из церкви в 1984 г.).

Престольные праздники

Собор Иконы Божией Матери Боголюбская (Андрониковская), 1897 г. постройки

Колокольня, в которой расположен храм Ефрема Сирина и Неонилы Мученицы.jpg

Собор Иконы Божией Матери Казанская, 1877-1882 годов постройки

Видео

Как добраться

Проехать к монастырю можно от Центра города Вышний Волочек на автобусе №10. Время поездки – 10 минут. Остановка “Казанский монастырь” расположена на окраине города.

171110, Тверская область, г. Вышний Волочек, Красный городок

Паломнику

Доступ посторонних лиц в монастырь ограничен. Монастырь открыт только в воскресные дни на время Богослужения. В монастыре скитский устав, монашеское правило, чтение неусыпающей Псалтири, нелегкий физический труд, который обеспечивает пропитание сестрам.

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.

Вышний Волочек

Информация о г. В.Волочке и Вышневолоцком районе

Информация о г. В.Волочке и Вышневолоцком районе

Монастыри Вышнего Волочка

Территория нынешнего Вышневолоцкого района расположена в междуречье рек Тверца и Мста, что обуславливало наличие торговых путей и большего количества проезжих и местных жителей. Здесь издавна селились люди, Это стало одной из основных причин возникновении на территории Вышневолоцкого района монастырей как мужских, так и женских. Много малых монастырей было упразднено по указу Екатерины Второй в 18 веке, о некоторых монастырях остались только упоминания в летописях, а об их точном местоположении споры ведутся до сих пор.

На территории нынешнего Вышневолоцкого района было два крупных монастыря:

Казанский женский монастырь;
Николо-Столпенский мужской монастырь.

Казанский женский монастырь

До наших дней сохранился Казанский женский монастырь, который расположен на восточной окраине города на старо-Бежецком тракте.

История монастыря восходит к середине 18 века, тогда близ селения Вышний Волочек на месте чудесного обретения иконы Казанской Божией Матери была поставлена небольшая деревянная часовня. 20 октября 1872 года Высочайше утверждается Казанская женская община, которая через 9 лет переименовывается в Казанский женский монастырь, впоследствии ставшим одним из крупнейших в России женским монастырем. В нем неоднократно отправлял службу знаменитый проповедник России 19-20 веков отец Иоанн Кронштадтский.

В Вышневолоцком Казанском монастыре имеется один из красивейших в России Казанских соборов.

Стоит в монастыре и единственный в России храм Андрониковской иконы Божией Матери.

Также там находятся и две часовни: одна над святым источником, а во второй похоронены Блаженная Любушка и схимонахиня Мария. Поклониться останкам двух стариц приезжают паломники со всех концов России.

Монастырь просуществовал до 1922 года, когда в помещениях монастыря была расположена воинская часть. В советское время в помещениях церквей монастыря были организованы различные складские помещения войсковой части, а колокольня была превращена в водонапорную башню. На месте монастырского кладбища был расположен плац, а надгробные плиты использовались в фундамент гарнизонного Дома культуры или укладывались в мостовую.

Возрождение монастыря началось в 1991 году, стали вестись большие реставрационно-восстановительные работы. Деньги на восстановление святыни, в те сложные для россиян годы, собирали всем миром. В настоящее время восстановлены облики всех храмов монастыря и золотые купола церквей видны издалека, но реставрация храмов, особенно их внутренний интерьер связаны с большими трудностями. Нужны большие средства, нужны строители и реставраторы, поэтому восстановлены только внешний вид храмов монастыря.

Службы ведутся в колокольной церкви, но монастырь живет и с каждым годом в монастыре проживает все больше монахинь и послушниц. Проехать к монастырю можно от Центра города Вышний Волочек на автобусе №10. Время поездки — 10 минут. Остановка «Казанский монастырь» расположена на окраине города.

Николо-Столпенский мужской монастырь

Николо-Столпенский монастырь возник в 16 веке на начале волока из р. Тверцы в р. Цну, через который Господин Великий Новгород торговал с южными и юго-восточными княжествами Древней Руси.

К концу 19 века в монастыре были каменные здания: теплая однопрестольная церковь Святителя Николая; храм Покрова Пресвятой Богородицы с тремя престолами.

Просуществовала обитель до 1923 года, когда монахи были разогнаны, имущество разграблено. В дальнейшем разграбление монастыря продолжалось: выдирались решетки из окон храма, снимались остатки полов. Сегодня от великолепного монастыря остались руины Никольского храма, фрагменты каменной ограды, да два жилых каменных дома. В помещениях монастыря в разное время находились и клуб, и магазин, и аптека.

С 2009 года в монастыре опять проходят службы в отремонтированных помещениях. Расположен бывший монастырь в пос. Белый Омут в 10 км. к востоку от г. Вышний Волочек, туда от торговых рядов ходит несколько раз в день автобус 10-го маршрута.

Вышний Волочек. Казанский монастырь

Казанский монастырь в Вышнем Волочке (Россия, Тверская область, г. Вышний Волочек, Красный городок)

Как добраться? На автомобиле из центра Вышнего Волочка нужно выбраться на его восточную окраину. Проедем 4-5 кварталов по ул. Сиверсова, которая удаляясь к периферии, переходит в ул. Володарского. Уже вскоре покажутся золотые купола обители, еще недавно занятой под хлебопекарное производство.

Начало обители положила скромная часовня, в которой находился список с Казанской иконы Божией Матери, привезенный вышневолоцкими купцами в XVI в. из Казани. Вскоре рядом с этим местом для строительства пустыни был приобретен земельный участок. Первыми строениями стали больница и три флигеля для сестер. Основное строительство развернулось в 1870—1880-х гг. Производство каменных работ финансировали два представителя купечаства Е.Н. Сивохин и Г.Г. Германов.
Казанский монастырь обладает сооружениями высокого художественного уровня, жемчужиной комплекса, его смысловым и художественным средоточием стал летний Казанский собор арх. А.С. Каминского (1877—1882).

Описание Казанского монастыря в Вышнем Волочке

Храмы и постройки: Казанский собор, собор Андрониковой иконы Божией Матери, колокольня, настоятельский корпус, часовня, келейные корпуса, больничные корпуса, трапезная, гостиница

Крестообразная в плане постройка несет большую световую ротонду с главкой, окруженную 14-ю ажурными башенками и главками. Поражает богатое, но несколько дробное фасадное убранство, отразившее эклектичные веяния.
Другой собор, с посвящением иконе Андрониковой Божьей Матери — представитель «тоновского» направлении в архитектуре. В отличие от Казанского он обладает массивным объемом и крупно исполненным декором. Высотной доминантой служит хорошо спропорционированная колокольня, ранее стоявшая в линии ограды.
Сегодня монастырь возвращен РПЦ и является действующим.

Описание из С.В. Булгакова:

Казанский монастырь, общежительный, в городе Вышнем Волочке. Основан в 1881 году из существовавшей с 1872 года женской общины. Здесь находится греческая икона, представляющая собою поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. Эта святая икона сначала была домашней святыней императора Андроника III Палеолога, затем пожертвована им Монемвасийской обители в Морее (в Греции); при нападении турок на эту обитель во время вторжения их в 1821 году в Грецию, святая икона была перенесена настоятелем Агапием в город Патрас; после смерти Агапия она, по его завещанию, досталась его родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Власопуло, сын которого в 1839 году пожертвовал ее императору Николаю I; в Санкт-Петербурге святая икона до 1868 года хранилась а Зимнем Дворце, а до 1877 года в Троицком соборе на Петербургской стороне, откуда 1 мая 1877 года она и была перенесена в Казанский монастырь. Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской).
С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995.

В Волочёк, к Казанской!

Новый год можно встретить по-разному. Лично я, устав от предлагаемого Москвой давно уже неоригинального свето-шумового однообразия, обильно сдобренного идиотским, но всепобеждающим шоппингом, решил провести дни Рождественского предпразднества на своей малой Родине. Город Вышний Волочёк хорошо знаком всем, кто хотя бы раз совершил культовое «путешествие из Петербурга в Москву». Одной из достопримечательностей этого небольшого провинциального городка со своим довольно вполне симпатичным лицом, является Вышневолоцкий Казанский женский монастырь. Списался, созвонился, получил заочное благословение игуменьи Софии – и в путь!

Благое начало

Он основан в 1872 году как женская община на месте неоднократного явления иконы Казанской Божией Матери на святом источнике. По мнению некоторых краеведов, именно в этих заболоченных местах берёт своё основание Тверца – одна из рек, образующих Вышневолоцкий водный бассейн. На этот фактор обратил внимание царь Петр при сооружении прославивших городок систему каналов, которые по плану царя реформатора должны были связать Петербург с Европейской Россией. Сегодня место обретения иконы отмечено памятным Крестом, который находится за стенами обители, по другую сторону дороги, ведущий к бывшему Никольскому Бело-Омутовскому (Столпенскому) мужскому монастырю.

двойной клик – редактировать изображение

Землю бедной общинке пожертвовал уездный предводитель дворянства князь А.С. Путятин, а деньги – купчиха А.Е. Гагарина, помещица М.И. Анисимова и другие благотворители, а 9 лет спустя община, которую возглавила игумения Досифея (Салтыкова), получила статус монастыря. Немалую роль в этом сыграл Всероссийский пастырь – ныне прославленный в лике святых Иоанн Кронштадтский, который неоднократно посещал Волочёк и общину, жертвуя на неё немалые суммы. Именно его тщанием был построен и освещен в 1901 году единственный в мире храм Андрониковской иконы Божией Матери, в который и была поставлена древняя Византийская святыня, принадлежавшая когда-то императору Андронику и написанная по преданию апостолом Лукой. Её специально для монастыря выкупил у владельцев другой благотворитель обители, статский советник, питерский купец Е.Н. Сивохин, происходивший из крепостных крестьян. Его же тщанием был построен и храм с колокольней святых Ефрема Сирина и мученицы Неониллы – (небесных покровителей семьи Сивохиных), где сегодня проходят монастырские службы, а в подклете чудом сохранилась их усыпальница.

Читайте также:  Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

В период расцвета монастыря, в конце ХIХ века в его штате числились до 500 монахинь, не считая послушниц. Её посещали члены Императорской фамилии. У обители имелись свои сенокосы, угодья, пасека, сады. В монастыре так же писались иконы, был организован приют для девочек сирот. На начало ХХ века тут было построено 14 жилых корпусов, имелась своя мельница, об­ширный скотный двор и служебные постройки.

И конечно храмы, которых было пять. Помимо двух названных, это освященный в 1880 году великолепный Казанский собор, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским. По мнению специалистов – это один из красивейших храмов России, где и хранилась явленная на источнике святыня. Так же имелся больничный храм пророка Ильи и вмч. Пантелеимона и домовая церковь в честь иконы Божией Матери Боголюбской с двумя приделами: святого Григория – просветителя Армении и Всех Святых. Уже после прославления в лике святых Кронштадтского пастыря, в старом игуменском корпусе был освящен шестой храм – в его честь.

двойной клик – редактировать изображение

Военно-революционный парадокс

После октябрьского переворота, монастырь не избежал разорения и поругания святынь, хотя его насельницы демонстрировали лояльность новой власти. Так, весной 1919 года, когда в городе начался голод, монахини передали продовольственному комитету города 200 пудов квашеной капусты и 75 пудов муки, чем спасли многих горожан от смерти. В фонд помощи голодающим в 1922 году Казан­ский монастырь передал 658 тысяч рублей. Однако, это не спасло его от окончательного закрытия. Сначала там устроили детскую коммуну, а с сентября 1922 года на территории монастыря разместилась воинская часть и монахинь просто выставили за ворота.

Новые «хозяева» вели себя, как варвары. Великолепный Казанский собор со снятыми куполами и крестами сначала использовали под клуб, а потом во­обще превратили в мусоросборник. Храм Андрониковской иконы стал складом. Колокольню Ефремовской церкви исполь­зовали, как водонапорную башню. Несколько десятков лет потоки воды текли по стенам, разрушая здание. В итоге она была доведена до аварийного состояния. Сады были вырублены, на месте монастырского кладбища устроен плац, а могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику. Воинствующее безбожие торжествовало, но одержать победу, несмотря на все усилия не могло.

двойной клик – редактировать изображение

Спустя 2 года хозяева снова поменялись, в монастыре разместился 144-й стрелковый полк, получивший наименование «Вышневолоцкий». Интересную информацию о судьбе и некоторых командирах этой части, история которых удивительным образом переплелась с Казанским монастырем, можно узнать в местном краеведческом музее. Известно, что с 1928 по 1931 годы этим полком командовал будущий маршал Советского Союза А.М. Василевский, сын священника. О его вкладе в Победу и роль в Великой Отечественной войне известно много, а в разрушении монастыря? Ничего, но мы можем предположить, что кощунства творились не при нём.

Вот что он писал он сам об этом периоде в своих воспоминаниях: «Мне нравился русский городок с его старинными каналами и шлюзами, садами и бульварами. Здесь работалось хорошо. Я старался передать командирам подразделений и красноармейцам все из того, что знал сам, что успел приобрести и осмыслить за 17 лет военной службы, из которых 12 лет в славных рядах РККА, а всего тогда мне было 35 лет. 144-й полк стал мне близким и родным…». Известно, что в 1930 году, во время инспекторской дивизионной проверки, полк занял первое место в соединении.

В конце 30-х воинская часть была передислоцирована на западные рубежи, и в июне 1941-го года полк принял участие в приграничных боях, понеся большие потери. Однако, Боевое знамя части в руки врагу не попало и значит по всем канонам 144-й Вышневолоцкий стрелковый полк не считался уничтоженным. Спустя двадцать лет после войны в лесу под Брестом было найдено полуистлевшее полковое знамя, которое сегодня хранится в городском музее. Вот такой героизм вперемешку со святотатством. Как это объяснить логически? По-моему никак, остаётся лишь со смирением принять как факт из нашей необъятной и порой логически не объяснимой истории, в которой добро так тесно переплелось со злом. Но твёрдо верить, что последнее слово всё равно будет за Богом.

После ухода 144-го стрелкового полка в монастыре сменилось ещё несколько воинских частей. Последней, вплоть до передачи территории бывшей обители Церкви в 1992 году, здесь дислоцировался учебный полк ВВС, где готовили младших авиационных специалистов. К тому времени задор воинствующих безбожников давно выдохся, сменившись разочарованием и пораженческим пессимизмом строителей светлого будущего. А монастырю в результате неудачного эксперимента был нанесён, казалось, непоправимый ущерб.

Помимо искалеченных зданий и обезглавленных храмов, печальна оказалась судьба и обоих святынь чудотворных икон Божией Матери. Сначала они были перенесены в храм Вышнего Волочка, а оттуда в городской музей. Когда же верующим был возвращён Богоявленский собор – единственный храм, действовавший тогда в Вышнем Волочке, то туда были переданы и обе иконы. Но в 1984 году одна из них – Анд­рониковская была украдена и её место пребывания до сих пор неизвестно. К утешению сестер в апреле 2019 года в обитель вернулся чтимый список Андрониковой иконы Божией Матери, выполненный в иконописной мастерской Казанского монастыря в конце 1880-х годов ХIX века. Образ в течение столетия сохранялся в дворянской семье Ярцевых, пережив в советской России годы лихолетья, и после отшествия к Богу последней представительницы этого рода, ее доверенное лицо передало святой образ в Казанский монастырь.

двойной клик – редактировать изображение

Возрождение следует

Бог, Сама Богородица не оставляет Свою обитель без утешения. Два года назад перед Андрониковским храмом появился памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому, сооружённый на деньги потомка давних благотворителей монастыря Сивохиных.

Но, пожалуй, главными святынями монастыря, к которым едут сегодня со всех концов страны паломники, стали могилки двух наших блаженных современниц: старицы и странницы Любушки Лазаревой и монахини Марии (Матукасовой). Над ними, тщанием бывшей игуменьи монастыря и ктиторов возведена часовня во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и мраморные надгробия.

Любушка, родившаяся в 1912 году, всю жизнь хранила Веру, вымаливая других. Большую часть своей тяжелой жизни она не имела своего жилья. Добровольно терпела холод и голод, мороз и дождь, ходила босая, полураздетая. Жила в лесу, на кладбищах. Иногда приходила на ночлег к верующим людям, а случалось, и к неверующим, чтобы помолиться и о них. Любушка обходила святые места России, большинство из которых было тогда в разорении и запустении, вымаливала у Господа милость, чтобы здесь вновь зазвонили колокола, затеплились свечи, начала приноситься Бескровная Жертва.

Перед своей смертью, последовавшей в 1997 году, она приехала в Казанский монастырь. Всем говорила, что это место благословлено Самой Богородицей и находится под Ее особым попечительством. «У вас здесь Сама Матерь Божия лампадки зажигает», – любила повторять блаженная.

Матушка Мария родилась в 1908 году в Самаре, рано осталась без отца, претерпела различные страдания за веру, подвергалась тюремному заключению. В послевоенные годы она взяла на себя подвиг юродства. Была очень кротка, терпелива, снисходительна к окружающим её людям и многим казалась просто доброй бабушкой. Всех поражало ее смирение. Обладая великим даром мудрости и прозорливостью, она почитала себя лишь немощной старушкой. Но несла великие подвиги, отмаливая людей и Отечество. Блаженная, юродствуя постоянно носила на себе очень тяжелые мешки с камнями и мусором, поясняя любопытным: «Грехи ваши ношу».

Ее часто видели полулежащей на ступенях храма. Хочешь поговорить – ложись рядом, смири гордыню. До вступления на путь юродства она очень любила чистоту. А теперь Христа ради терпела грязь, лежала на заплеванных ступенях, ела с собаками: сначала собаке даст куснуть, потом уже сама. Ее называли человеком большой тайны, и видел ту тайну лишь Господь, укреплявший её в её непостижимом для нас подвиге. Прошлое, настоящее, грядущее было раскрыто перед ней Самим Богом. Она могла назвать человека, которого видит в первые, по имени и отчеству, называла и фамилию. Прозорливая старица открывала людям волю Божию, умела осторожно обличить, утешить, взять на себя чужую боль. Душа её была необычайно чуткой к чужому горю.

Незадолго до смерти последовавшей 14 января 2000 года, она приняла постриг и, вместе со своей келейницей приехала в Вышневолоцкий Казанский монастырь. «Останусь с вами, – сказала она, – здесь все родное. Я приехала к Любушке…».

двойной клик – редактировать изображение

По местному преданию, в часовне, где всегда теплятся лампадки и одной из сестер или послушниц читается Псалтирь, оставлено место для еще одной – неизвестной пока миру блаженной, которая ляжет сюда почивать в ожидании недолгого после этого Второго пришествия Христова.

К моему удивлению вслед за мной в монастырь нагрянули необычные паломники из Москвы – волонтёры из «Реставроса» – молодёжной организации помогающей возрождать культовые объекты Русского Православия. По-видимому, для них торчать в столице 10 дней тоже было тяжким испытанием, и ребята во главе с руководителем проекта Константином Лобачёвым приехали по договоренности с игуменьей Софией помогать монастырю. Поселили их в соседних со мной кельях с печным отоплением, общей трапезной, где просто, но сытно кормят, рядом с великолепной баней….

Но начали волонтёры с того, что вооружившись шанцевым инструментом и тачками, занялись расчисткой подвалов Андрониковского собора, фундамент, стены и, особенно полы, которого из-за большой влажности пришли в аварийное состояние. «Вероятно, когда новые хозяева засыпали и забетонировали источники, подземные воды поменяли течение и нашли выход под стенами храма, – пояснил руководитель «Реставроса». – Наша задача не просто вынести скопившийся за десятилетия хлам и мусор в подклете собора, провести противоаварийные работы, но найти пути, откуда поступает вода, чтобы отвести её от основания храма». Вот так просто, благородно и по-русски!

двойной клик – редактировать изображение

Надо ли говорить, что уезжал я из обители умиротворённый и радостный, отдохнувшим душой (через день Причащался!) и телом (моим послушанием была заготовка дров для часовни), с твердой верою, что Россия и моя малая Родина обязательно возродятся. Вслед, конечно, за Казанским монастырем. Давайте этому поможем!

Пожертвования на восстановление и строительство Казанского женского монастыря г. Вышний Волочек можно перечислять по следующим реквизитам:

Получатель: РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ “КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)”

Банк: ПАО Сбербанк

ИНН получателя: 6908003504

Номер карты: 4276 6300 1556 6451
Получатель: игумения София (Сухова Екатерина Олеговна)

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите “Подписаться на канал”, чтобы читать “Завтра” в ленте “Яндекса”

Ссылка на основную публикацию