Казанский монастырь в Ярославле: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Толгский монастырь в Ярославле: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Ярославский Толгский женский монастырь – удивительное и необычное место. В свое время он стал первым женским монастырем в России, восстановленным еще во времена Советского Союза.
Здесь хранится множество ценных святынь, его архитектура завораживает, а история создания монастыря – так же, как и множество чудес, происходивших здесь за времена его существования, – наталкивают на мысль, что это действительно Место Силы.
Если вы хотите узнать больше о достопримечательностях и святынях Свято-Введенского Толгского женского монастыря в Ярославле, мой рассказ поможет вам в этом.

Где находится Толгский монастырь

Как добраться (из Москвы, Ярославля)?

  • С помощью ж/д транспорта. Из Москвы с Ярославского вокзала (находится вблизи ст. м. «Комсомольская») ежедневно идут поезда по направлению к Ярославлю: №104Я, 102Я, 230Я, 264Я, 016М, 376Я, 080М, 070Ч, 224Ч, 034Я, 208З, 248Я. От ж/д вокзала в Ярославле вы можете сесть на маршрутное такси №93Г и доехать на нем до ост. «ул. Железнодорожная с. Толгоболь». Либо вы можете сесть на троллейбус №1, доехать до ост. «Красная площадь», здесь пересесть на автобус №21, 34, 21к или на маршрутное такси №93 и доехать до ост. «ул. Железнодорожная с. Толгоболь». Отсюда вам остается пройти 2 км пешком до монастырских ворот.

Особенности посещения монастыря

Толгский монастырь в Ярославле работает с раннего утра до позднего вечера, часы его работы для посетителей – с 5:00 до 23:00.

Расписание богослужений в Толгском монастыре

  • В будние дни утреннее богослужение начинается в 6:00, а если накануне была простая служба, то в 5:30.
  • В утреннее богослужение входят: утренние молитвы, полунощница и Акафист.
  • Затем в 7:00 читается Божественная Литургия.
  • Вечернее богослужение начинается в 16:00 (летом на час позже).
  • По воскресеньям утренние молитвы, полунощница и акафист читаются в 7:00.
  • В 8:00 проводят Божественную Литургию.
  • Вечернее богослужение начинается в 16:00 (летом в 17:00), как и в будние дни.
  • Исповедь совершается каждый день после Полунощницы.

Где можно остановиться рядом с монастырем?

На территории монастыря действуют паломнические корпуса, где приезжие могут остановиться в уютных 1-2-3-5-7-9-12-местных комнатах.

История Толгского монастыря

  • Монастырь был основан в 1314 году как мужской Ростовским епископом Прохором при удивительных обстоятельствах.

Достопримечательности монастыря

На монастырской территории располагаются два основных храма – Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм и Крестовоздвиженская церковь. Оба строения относятся к XVII веку. Это очень красивые здания со своеобразной архитектурой и богатым праздничным внутренним убранством. Во Введенском храме частично сохранились росписи XVII века.
Также обращают на себя внимание старинные и толстые крепостные стены, которые не раз спасали монастырь от вражеских набегов.
Другие интересные строения:

  • Церковь Спаса Нерукотворного;
  • Церковь Николая Чудотворца;
  • Часовня Трифона;
  • Часовня Пресвятой Богородицы;
  • Часовня Александра Невского.

Святыни монастыря

Женский монастырь в Ярославской области обязан своим существованием знаменитой чудотворной Толгской иконе. Именно она и является главной монастырской святыней.
С иконой связано много чудес. Само ее появление было необыкновенным, а за время пребывания в монастыре произошло еще несколько удивительных историй:

  • Икона невероятным образом уцелела при пожарах;
  • Несколько раз мироточила;
  • Воскресила мертвого ребенка;
  • Исцелила Ивана Грозного от болезни ног;
  • Спасла Ярославль от засухи.
  • Частица Ризы Иисуса Христа и Ризы Пресв. Богородицы;
  • Мощи свт. Игнатия Брянчанинова;
  • Мощи основателя Трифона;
  • Частица гвоздя, которым распяли Иисуса Христа;
  • Частица Туринскй плащаницы;
  • Частица Хитона Крестителя Иоанна;
  • Частицы мощей двенадцати апостолов, свтт. Николая Чудотворца, Григория Богослова и Спиридона Тримифунтского (вместе с его башмачком), вмч. Варвары и др.;
  • Иконы с частицами мощей свтт. Питирима Тамбовского, Феодосия Черниговского, мч. Иоанна Воина и Никиты, блаж. матроны Московской и др.

Фото Толгского монастыря в Ярославле

Монастырь в окружении старинных крепостных стен.

Главный монастырский храм.

А это внутри него – часть росписей принадлежит еще к XVII веку!

Недавно монастырь отпраздновал свое 700-летие!

Знаменитая Толгская икона Божьей Матери.

Кедровая роща в монастыре только начинает восстанавливаться после упадка Советских времен.

Казанский женский монастырь г. Ярославля Епархиальный женский монастырь

История

Основанию Казанского монастыря предшествовало необычайное явление чудотворной Ярославской Казанской Божией Матери. В августе 1588 г. она была привезена из города Казани в Романов. А в 1609 г., во время Смуты, при разорении г. Романова поляками, икона, украшенная драгоценностями в благодарность за чудесные исцеления, была вывезена польским поручиком в Ярославль, где у него икону выкупил ярославский купец.

С 30 апреля 1609 г. поляки осадили город. В то тяжелое время в чудесном видении сама Матерь Божия явила свое заступничество в повелении построить горожанам храм в честь этой Ее чудотворной Казанской иконы и тогда Она будет им Ярославлю «твердыня и стена паче всякия ограды». Через некоторое время интервенты сняли осаду и отступили. Ярославцы в тот же год построили храм для чудотворной иконы, а рядом- келии для 72 монахинь сожженного поляками Рождественского монастыря, что положило начало основания в Ярославле Казанской обители.

За период с 1610 по 1918 г. Казанским монастырем управляли 29 игумений. О первых настоятельницах известны только их имена- Таисия и Евдокия (Гразновская)

В 1649 г. на месте деревянной церкви возведена перва

я каменная постройка — пятиглавая Казанская церковь с шатровой двухъярусной колокольней над папертью и дополнительными престолами: свщмчч. Климента, Папы Римского и Петра Александрийского и прп. Параскевы Сербской. До 1701 г., кроме Казанской церкви, была построена надвратная двух- шатровая каменная церковь Иоанна Предтечи. Территория монастыря с 80 деревянными келиями- избами обнесена была деревянной оградой. Позже — невысокой каменной оградой с угловыми башнями.

В 1764 г. монастырь причислен к разряду третьеклассных. С 1802 г. в обители введен общежительный устав. Екатериной II в. 1770 г. пожалованы монастырю 500 руб. на построение сестринских келий. Новая каменная ограда устроена в 1810гг., в – общая трапезная с келиями игумении (позже — игуменский корпус). В 1815 г. построены двухэтажные келейные корпуса вдоль северной стены ограды. В 1820 — 28гг. построена зимняя с четырехъярусной колокольней церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

На месте снесенной за ветхостью старой Казанской церкви в «на сумму доброхотных дателей» по проекту возведен Казанский собор в стиле позднего классицизма и расписан Т. Медведевым и его артелью.

В 1856 г. построены келейные корпуса у восточной и южной ограды. В – Сретенская домовая игуменская церковь на средства игумении Феофании из рода потомственных дворян Гулевичей (брат ее , герой войны, был дружен с Тургеневым).
В обители в 1856 г. проживало 167 насельниц, в 1881 г. — 232, в 1909 г. — 381. Славился монастырь дивным клиросным пением, золотошвейным и иконописным мастерством, выпечкой просфор. В заволжской части г. Ярославля, на монастырской земле, в устроены богадельня для 15 стариц, Тихвинская церковь и сестринское кладбище.

8 июля 1892 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери Архиепископу Ионафану в Казанском соборе сослужил протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев, всеми почитаемый праведный Иоанн Кронштадтский. Из царственнных особ обитель посещали при строительстве собора в 1840е гг.царь Николай I, Александр II(будучи еще цесаревичем).

С начала XIX века монастырь славился школой иконописного и золотошвейного мастерства, церковным пением, а так же выпечкой просфор. В 1901 г. монастырь удостоился благодарности Великой княгини Елизаветы Федоровны за подаренную ей хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного, выполненную в монастырской золотошвейной мастерской, получавшей высокие награды в Париже и Москве.

1910 г., в дни празднования Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавил Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин), с 1917 г. по 1922 г.- Патриарх всея Руси, прославлен как святитель земли Русской.
21 октября 1916 г., всенощное бдение с литией и величанием Божией Матери и 22 октября Божественную литургию совершал Архиепископ Агафангел (Преображенский), с 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский.

После событий белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь упразднен, все имущество изъято, монахини направлены в Толгский монастырь до его закрытия. Некоторые из сестер были репрессированы. Чудотворная икона 11 октября 1925 г. похищена. С 1919 г. по 1922 г. на территории обители — концентрационный лагерь. Частично разрушеные колокольня и два келейных корпуса в 1918 г., в результате артобстрела во время мятежа, снесены в В соборе с 1920 по 1928 г.г. склад икон и иконостасов, а с 1927 г. здесь устроено железобетонное перекрытие на столбах на высоте 9 метров для деревянных в 5 ярусов стеллажей архивохранилища. В Покровском храме- с 1948 г. планетарий.
Все, и традиции и владения, с закрытием монастыря в 1918 г. после подавления в городе белогвардейского восстания были утрачены. К началу возрождения обители монастырский квартал оказался наполовину застроен жилыми домами, колокольня снесена. Храмы хотя и не разрушены, но обезглавлены и приспособлены.
Все последующие годы с 1928 г. в Казанском соборе размещался архив Ярославской области. В Покровском храме- с 1948 г. планетарий.

1 августа 1998 г., спустя 80 лет с момента закрытия монастыря, началось возрождение древней Казанской обители. Тогда в Казанском соборе еще находился архив. Сестры ютились в подклете, рядом с небольшим храмом, устроенном в качестве приходского с 1997 г. И только в 2001 г., когда собор был полностью передан обители и подремонтирован, первую литургию на летнюю Казанскую, 21 июля возглавил архиепископ Михей (Хархаров).

К обители с 2007 г. в Казанский собор преобразился- разобрано бетонное перекрытие, устроен гранитный пол, стены под роспись, заменены окна и в 2009 г.освящен престол.
В 2003 г. на территории монастыря установлен деревянный (в 2013 заменен на гранитный) крест в память о всех пострадавших в кровавых событиях подавления восстания 1918 г. Тогда в течении нескольких дней город был обстрелян из дальнобойных орудий, непрерывные залпы которых прекратились 21 июля, в день Казанской иконы. Здесь, после упразднения обители, в годы находился концлагерь, отбывали наказание поддержавшие «мятеж», были и допросы и расстрелы. У креста ежегодно служится панихида.

С 1999 до 2006 г. по частям полностью возвращен северный келейный корпус с угловой башней. В 2006 г. обители передан бывш. настоятельский корпус с домовой Сретенской церковью, где уже с 1 сентября разместилась Ярославская православная гимназия имени Игнатия Брянчанинова.

С 1 сентября 2007 г. в части бывшего келейного корпуса устроена регентская школа Ярославской семинарии.

В 2011 г. монастырю возвращен второй северный келейный корпус по ул. Первомайской д. 21. В новом корпусе, полностью восстановленном с 2012 по 2016гг. кроме келий и трапезной для сестер, отдельно от них размещаются имеющие доступ с улицы Первомайской монастырский музей, кафе «Монастырский чай+», а также небольшая паломническая гостиница с трапезной, социальная, миссионерская и катихизическая службы обители, воскресная группа для детей и взрослых. После строительства нового планетария в 2011 г. возвращен обители Покровский зимний храм, который к своему в 2013 г. восстановлен и действует.

В 2012 г. передана обители и бывшая монастырская богадельня за Волгой (точнее то что от нее осталось после пожара 2009 г.) Каждое лето здесь проводятся молебны и субботники. Очень нуждаемся в помощи, в средствах, в людях.

В настоящее время в обители подвизаются более 20 сестер. В отличие от мирской жизни, жизнь иноческая — иная. Она собирает, создает нового человека, воссоздает образ Божий. День начинается, продолжается и кончается молитвой, которая в ночи уже освещает новый день.
В монастыре созданы все условия для исполнения молитвенного правила: и келия на одного человека, и труды по силам, и на службах успеваешь побывать, если не на неотложном послушании, и правило общее совместное. Монашеское правило- Полунощница с помянником, Повечерие с тремя канонами,- совершается вместе всеми сестрами. Вечерние и утренние молитвы, а также келейное правило остается для каждого индивидуальными.

Много в монастыре разных послушаний. Сестры, как и раньше пекут просфоры для более чем 40 храмов не только Ярославля, но и за его пределами, занимаются рукоделием, а так же воссоздают традиции монашеского клиросного пения. Пожилым монахиням доверяется чтение сестринского сорокоуста, псалтири и акафистов перед Казанской иконой и мощами святителя Агафангела, библиотечное дело, рукоделие. Послушание в храме, за свечным ящиком, на трапезе, в просфорной, в гостинице, несут сестры помоложе, но с житейским опытом. А вот в золотошвейной, в ризнице, в швейной, в реставрационной, в саду — только те, кому дано, у кого есть способности к швейному делу, к реставрации икон и киотов, к возделыванию сада. Так же чтение и пение на клиросе, не каждый может понести при всем желании — у нет слуха, имеет плохое зрение или не имеет голоса. Поэтому певчим сестрам здесь пригождается музыкальное образование, которое так любят родители давать своим детям, порой вопреки их желанию.

Читайте также:  Владимирский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Богослужебный устав надо знать всем, как и основы Православия. Поэтому для сестер проводятся занятия по литургике, патрологии, катихизации, догматике.

Духовник обители митрофорный протоиерей Василий Лищенюк внимателен к духовным вопросам и проблемам сестер, помогает в них разобраться и их разрешить.

Игумения Екатерина (Гаева Наталья Николаевна.1963 г.р.) в монастыре с 1999 г., в постриге с 2003 г., настоятельница обители с 2006 г., имеет только светское образование (высшее , а так же среденее музыкальное), которое, промыслительно, в общем немало ей помогает в нелегком послушании. Но самое главное для настоятельницы- возрождение и спасение душ сестер обители, ее духовных детей. Это невозможно без постоянного личного общения с каждой из них, которое возможно только при взаимном доверии. Ведь бывает, даже если и имеешь житейский опыт с мира, даже если имеешь образование, в монастыре проходишь «с нуля» школу взаимопонимания, терпения, перенесения трудностей, снисхождения друг к другу, где особенно трудно дается послушание, смирение и постоянное отсечение своей воли, что святыми отцами приравнивается к бескровному мученичеству.

В обители служится самая ранняя Божественная литургия в городе. С 6 часов можно уже пр идти на полунощницу, потом часы и Литургию, исповедоваться и причаститься. А после службы можно спешить и на работу. Когда мы были еще в миру, то о том и не мечтали. Теперь все для верующих посильно.
Часто приходят в обитель люди невоцерковленные, нуждающиеся в подсказке. Для них при монастыре действуют катехизаторские курсы, священник может ответить на вопросы, сестры — терпеливо выслушать, утешить и подсказать.

О святынях монастыря:
Казанская икона Божией Матери

В конце августа 1998 г., сразу после открытия обители, архиепископ Михей передал чудом уцелевший поздний список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами в монастырской иконописной мастерской в 1888 г. в дар монастырскому священнику, о. Иоанну Крылову, сохраненный его родственниками и завещанный только монастырю. Как бывало и прежде, на этом списке сохранилась та особая благодать утраченной святыни, ставшая источником многочисленных чудес и исцелений по молитвам к Царице Небесной.

Этот дивный образ в наше время прославился многочисленными чудесными исцелениями (даже неизлечимых болезней) и помощи всем страждущим, приходящим к иконе с верою, что Матерь Божия их не оставит. Один из первых — случай чудесного исцеления больного, который находился в коме. По мнению врачей, исцеление было маловероятно, карточка с историей болезни была закрыта, даже намечали освобождение больничной койки. Супруга больного, будучи маловоцерковленной, по простоте душевной купила масла от Ярославской Казанской чудотворной иконы, чтобы всего больного помазать, «освятить» его, (хуже не будет). На следующий день после помазания маслом больной встал. После выписки он сам пришел в храм и заказал благодарственный молебен Божией Матери.
С первых случаев чудесной помощи в благодарность Целительнице Казанскому Ее образу приносится множество золотых крестиков и украшений. Из них в 2010 году выполнен новый золотой, ювелирной работы, оклад (прежний за ветхостью сохранен как музейный экспонат) и в 2013 г. жемчужная с драгоценными камнями риза. Поток приношений в благодарность Матери Божией за чудесную помощь через Ее икону не оскудевает.

Ежедневно перед чудотворным образом сестры читают акафист за всех уповающих на помощь Пресвятой Богородицы.

За все это время с 1998 г. по усердным молитвам перед Ярославской Казанской иконой Божией Матери получают исцеления тяжко больные, в бездетных семьях рождаются долгожданные дети, мир и понимание воцаряются между ранее враждовавшими. О всех чудесах от святыни монастыря ведется запись.
Промыслительно и возобновление древнего крестного хода с новой чудотворной Ярославской Казанской иконой Божией Матери, впервые за долгие годы прошедшего со 2 по 14 июля 2002 г. до города Тутаева (). В нем участвовало в общей сложности 48 священников и 5100 мирян, пройдено пешим ходом 104 км, автомобильным транспортом — 100 км, 31 населенный пункт, отслужено 13 литургий, 53 молебна. Зафиксировано несколько случаев исцеления и помощи, полученных от Матери Божией через Ее чудотворный образ. В 2012 г. крестный ход продлен до г. Рыбинска.

Мощи святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника.

2 ноября 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в. Казанский монастырь переданы мощи святого Агафангела (Преображенского). Александр Лаврентьевич Преображенский родился в 1854 г.р. в семье сельского священника, в 1885 г. после смерти жены и сына принял монашеский постриг с именем Агафангел, с 1886 г. возведен в сан игумена, в 1888 г. назначен ректором Иркутской Духовной семинарии. В 1889 г. состоялась хиротония архимандрита Агафангела во епископа, викария Иркутского. В 1893 он назначен епископом Тобольским и Сибирским. В 1897 г. переведен на Рижскую кафедру. В 1910 архиепископ Агафангел возглавил Литовскую епархию, а в 1914 г.- Ярославскую, сменив архиепископа Тихона, будущего Патриарха, с которым давно был дружен. С 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел в будучи назначеным Патриаршим Местоблюститем, совершил исповеднический подвиг в годы гонений. Святитель Агафангел в 1922 г., не имя возможности выехать из Ярославля, обратился ко всем верующим страны с посланием о сохранении русской православной церкви, о непоколебимости ее устава и догматов с апостольских времен и о несостоятельности «обновленцев». За что незамедлительно был арестован и сослан в Нарымский край, д. Колпашево, где отбывал вместе с ссыльными уголовниками. В 1926 г. Митрополит Агафангел был освобожден по состоянию здоровья и вновь возглавил Ярославскую кафедру, ради мира церковного отказавшись от прав Местоблюстителя в пользу митрополита Сергия (Старогородцева) в то время законно управлявшего Церковью. Он хотел уберечь, сохранить на глазах разрушавшийся мир церковный. Даже не разделяя позиции, не принимая поли¬тики митрополита Сергия, митрополит Агафангел до конца жизни старался послу¬жить делу церковного единения. Но его здоровье было подорвано ссылкой. 14 октября святитель прикровенно предупредил о своей кончине «У меня на этих днях будет юбилей, нужно приготовиться… будет много священников и посторонних». 16 октября 1928 г. митрополит Агафангел мирно отошел ко Господу. Погребли митрополита Агафангела лишь на седьмой день в склепе у церковной стены на ярославском Леон¬тьевском кладбище. Лицо его было, как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.
На могиле святителя Агафан¬гела в богоборческие годы тайно собирались его почитатели, слышавшие о нем, нуждавщиеся в помощи: студенты — перед экзаменами, больные — перед операцией, регулярно ставили свечи, расчищали от мусора надгробие в оставленном без присмотра склепе. 12 ноября 1998 г. мощи святителя были обретены по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Мощи Святителя Агафангела в настоящее время почивают в Казанском соборе, в беломраморной раке, устроенной внучатым племянником родственницы святителя, источают тонкое благоухание, являются одной из главных монастырских святынь, признаны чудотворными- ведется запись чудесных исцелений болезней позвоночника, суставов, кожных и онкологических заболеваний. Часто получают помощь по молитвам Святителю в решении семейных проблем, в трудном деле, в устройстве на работу, но особенно, в учебе- неоднократны свидетельства явной помощи святого во время экзаменов. Перед мощами ежедневно читается акафист, совершаются молебны, на мощах освящаются святыни, собирается из лампад масло.
Особенно в монастыре почитается память новомучеников и исповедников Российских. В дни памяти святителя Агафангела, возглавляющего собор новомученников, в обители служат архиереи, собирается духовенство епархии. В такие дни много причастников, много молящихся.
В 2016 г. празднование Ярославской епархии проходило в День обретения мощей святителя Агафангела — 12 ноября 2016 г.
Множество паломников молитвенно припадают к раке предстателя и ходатая о нас пред Богом и почитают память верного хранителя Православия и единства Православной Церкви в России в богоборческие годы.

Казанский женский монастырь

Казанский женский монастырь, находящийся в центральной исторической городской части считается одной из интересных достопримечательностей Ярославля.

Вход в Казанский монастырь, фото со стороны улицы Трефолова

Его образование напрямую связано с иконописным образом Казанской Богоматери, обретенным во второй половине 16 столетия. Эта икона считается спасительницей Ярославля в период польско-литовского нашествия. Её же несли воины Народного ополчения в походе на Москву. С образом и явлениями Казанской Богородицы связано множество легендарных историй, так или иначе повествующих о возведении храма, ей посвященного, вокруг которого образовалась со временем женская обитель.

История образования монастыря

Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной на казанском пепелище 1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.

Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову, который приобрел ее список и привез его в город Романов (ныне Тутаев) в 1588 году. Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.

Икона Казанской Богоматери

В начале 17 века, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный поляками Ярославль. Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходском Храме Похвалы Богоматери.

Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.

Церковь Рождества Христова

После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходит в 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называется Ярославская-Казанская. А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.

А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.

История существования обители

Дальнейшее существование монастыря, получившего название Казанского, развивалось традиционно. Монахини вели немудреное хозяйство и проводили много времени в молитвах. Ежегодно монастырем организовывался пеший крестный ход с несением иконы Богоматери от стен монастыря к городу Романову, а с 19 века верующие стали ходить в Рыбинск. Росло число монахинь, многие из которых выделялись иконописным и золотошвейным мастерством, также обитель славилась церковным песнопением.

С 17 до середины 18 века монастырь существовал, согласно царским грамотам, на таможенные отчисления. При Екатерине Второй он был переведен на казенное довольствие. Общежительной обитель стала в начале 19 века, а до этого каждая сестра жила на свои средства. Но основными материальными вливаниями были дары состоятельных православных граждан и русских государей. За весь период дореволюционного существования монастыря его возглавляли 29 игумений.

Вид Казанского женского монастыря, фотография 19 века

Постепенно на монастырской территории появлялись новые храмы и прочие сооружения. К 1649 году деревянную Казанскую церковь перестраивают в кирпиче. Однако работы над ее приделами, стеновая роспись и т.д. продолжались еще долгое время. Сам храм освящен в 1673 году, а стены расписали к 80-м гг., при митрополите Ионе Сысоевиче. Еще через четыре года сооружается каменная трапезная с теплым приделом. Её вход украшается шатровой колокольней.

Кроме главной Казанской церкви практически все остальные монастырские строения долго еще оставались в деревянном виде, поэтому случившийся в 1658 году «великий пожар» нанес обители внушительные разорения. Но монастырь постепенно отстраивается заново.

Великий пожар 1658 года в Ярославле

К середине 18 века территория Казанского монастыря уже имеет каменную ограду. Над входными воротами располагался Храм Иоанна Предтеча. В конце 18 столетия начал функционировать теплый храм Спаса Нерукотворного.

В начале 19 столетия деревянные келейные корпуса были заменены на каменные. В каменном виде сооружаются и покои настоятельницы. Перестраиваются монастырские стены, по углам которых возводятся башни. В 20-е гг. 19 века появляется также теплая зимняя Церковь Покрова Богородицы. Примыкающие к храму Святые ворота оформляются 60-метровым четырехъярусным строением Колокольни, на которой устанавливается 10 колоколов.

В 1835-45 гг. под руководством губернского архитектора П.Панькова вместо прежнего Казанского храма строится новый Казанский собор (архитектор А.Мельников), существующий и поныне. Новое сооружение, украшенное колоннами и полуколоннами, было возведено в стиле поздней классики, что было весьма популярно в то время. Главы имели 8-угольные башенные формы. Внутри храм был оборудован трехъярусным резным иконостасом, который также был снабжен колоннами. Стены храма были расписаны артелью местных художников.

Читайте также:  Николо-Малицкий монастырь в Твери: история и адрес монастыря, архитектурные

Казанский собор – фото главного храма Казанской женской обители

Во второй половине 19 века покои игуменьи были дополнены одноглавой домовой Церковью Сретения Господня.

К началу 20 столетия монастырская территория занимала целый квартал, находящийся между сегодняшними улицами Трефолева и Первомайской, северо-восточнее нынешней Площади Волкова. При монастыре жило около трехсот монахинь и послушниц, а церковно-приходская школа имела более 60 учащихся.

Обитель владела многочисленными земельными участками и строениями в самом городе и в его окрестностях, мукомольными мельницами и т.д. На заволжской монастырской территории находилось кладбище с богадельней и Храм Тихвинской богоматери. Постоянно благоустраивалась и основная монастырская территория.

После подавления Ярославского антибольшевистского восстания, в городе установилась советская власть. Монастырь как православная организация упраздняется. Оставшихся монахинь переводят в Толгский монастырь. А в бывших мирных обительских стенах размещается концлагерь для политических «врагов народа», затем здание собора использовалось под городской архив, а остальные сооружения под жилой фонд и прочие нужды. В Покровском храме, например, была размещена библиотека, а затем городской Планетарий.

Планетарий в здании Покровского храма. Советский период

Бывшие монастырские строения переделывались под Дом крестьянина и складские помещения, под казармы и учебные заведения. Монастырскую красавицу колокольню и часовню снесли.

Покровская церковь еще недолго продолжала действовать в качестве приходского храма, поэтому туда были перенесены основные монастырские святые иконы – Спас Нерукотворный, Казанская Богоматерь и Троеручница. Но все-таки закрыли и Покровскую церковь. Тогда все святые образы перевозятся в Крестовоздвиженскую церковь, но к 30-м годам и она ликвидируется. Дальнейшая судьба монастырских икон неизвестна. От Ярославской-Казанской Богородицы осталась рамка, увидеть которую туристы могут в Древнерусском отделе Художественного музея.

Казанский монастырь без крестов в советские годы

В 20 столетии с начала 90-х началось поэтапное возвращение монастырских строений Ярославской епархии. Переселялись жильцы, вывозилось архивохранилище, начиналась реставрация и прочее-прочее…

В 1998 году строения и территорию Казанского женского монастыря возвращают верующим. Главной обительской святыней становится один из списков Ярославской-Казанской Богоматери, написанный местными иконописными мастерицами в досоветский период. С началом 21 столетия главный монастырский храм – Казанский собор – начал проводить регулярные службы.

Ворота на территорию Казанского женского монастыря

Сегодня эта женская обитель живет обычной христианской жизнью. При ней организованы учебные заведения – регентская школа и православная гимназия им. Св. И.Брянчанинова. Возобновлена традиция летнего Тутаевского крестного хода с несением иконописного образа Казанской Богородицы через Тутаев и другие населенные поволжские пункты в Рыбинск. Все вернулось на круги своя.

Тутаевский крестный ход 2018 года

Достопримечательности Казанского монастыря

Основной достопримечательностью монастыря является, конечно же, Казанский собор, сооруженной к концу первой половины 19 века. Массивное, сооруженное по правилам позднего классицизма, здание снабжено портиками с колоннами, которые окружают основной храмовый четверик. Над основным объемом вознеслось пять луковично-восьмигранных главок, покоящихся на световых барабанах. Главный придел собора освящен в честь иконы Казанской Богоматери.

Интерьер Казанского собора

Теплая одноглавая Покровская церковь с двумя приделами, находящаяся с восточной стороны собора, является сооружением первой половины 19 века. Один ее придел посвящен Иоанну Предтечи, а другой Николаю Чудотворцу.

Покровский храм в Казанской женской обители сегодня

Сретенский храм, сооруженный во второй половине 19 столетия в качестве домового игуменьей монастыря Феофанией и на ее деньги, ныне используется православной гимназией.

Поклонный крест на фоне Сретенского храма

В память о жертвах красного террора 1918 года на монастырской территории в 2003 году устанавливается деревянный памятный знак в виде Поклонного креста. В 2008 году он был переустановлен в гранитном виде.

МОНАСТЫРЬ КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ в Ярославле

История Ярославского Казанского женского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани.

Согласно « Сказанию о явлении Казанской иконы Богородицы в Тетюшах и о построении Казанского девичьего монастыря в Ярославле», в 1588 году житель г. Романова ( ныне левобережный Тутаев) Герасим находился по торговым делам в селе Тетюши близ Казани, где попал под влияние местных жителей, ведших беспутную жизнь. Однажды на волжском берегу Герасим был повержен молнией из неожиданно появившихся туч. В результате у него отнялась правая рука. Тут же Герасим услышал голос, повелевший ему идти в Казань и рассказать там живущим, что если они не прекратят бесчинства, то в наказание им будет послан великий голод. Опомнившись от страха, Герасим увидел в той стороне, откуда исходил голос, в необыкновенном свете Пресвятую Деву Богородицу.

Однако Герасим не решился сразу выполнить Её волю. В следующую ночь Богородица вновь явилась Герасиму, и на утро он отправился к епископу Казани и передал ему пророчество. В третью ночь Герасим получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке в Казани Ея икону, принести икону в Романов и построить в честь неё храм. Купив икону в указанном месте ( это был список с Казанской иконы, явленной в 1579 году), Герасим сразу исцелился. Вскоре он принёс икону в Романов, где её поместили в Никольский храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. Но романовцы не выполнили завет Богородицы и храм в честь иконы не построили.

20 лет спустя, в марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, ярославцы стали просить Любского продать святыню. Он сначала отказывался, но затем отдал икону бесплатно.

Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, чтобы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей в благодарность об избавлении от захватчиков в 1610 году вблизи городского Земляного вала « в меньшем остроге» первая деревянная Казанская церковь была построена. Перед освящением храма торжественно была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разрушенного польскими интервентами в 1609 году женского монастыря Рождества Богородицы, находившегося в Ярославле у стен Спасского монастыря. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы.

Второе, каменное здание Казанской церкви было построено на месте разобранной деревянной в 1649 году. В 1672 году был освещен придел святой Параскевы Сербской в алтаре, а в 1673 году был освещена сама церковь. В 1680 году интерьер храма был украшен стенной росписью. В 1684 году храм получил каменную трапезную с шатровой колокольней над входом. В трапезной был устроен теплый придел святых Климента Папы Римского и Петра Александрийского.

Будучи в основном деревянным, монастырь сильно пострадал во время большого городского пожара 11 июня 1658 года. В 1766 году монастырь был обнесен каменной стеной с надвратной церковью Иоанна Предтечи. В 1797 году при соборе была освящена теплая церковь во имя Нерукотворного образа Спаса.

К началу XIX века постройки монастыря постепенно приходили в ветхость. В 1808 — 1817 годах были выстроены несколько каменных келейных корпусов вместо деревянных, и настоятальские покои. В 1818 году сооружена новая монастырская стена с 4 башнями по углам и тремя воротами. В 1820 — 1828 годах был построен теплый одноглавый храм Покрова Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и четырехъярусной колокольней над восточными воротами. В третьем ярусе колокольни было размещено 10 колоколов. Стенная живопись в Покровском храме была выполнена художником Т. Медведевым.

В начале 1830-х встал вопрос о разборке пришедшей в ветхость каменной Казанской церкви и строительстве на её месте нового собора. В 1835 — 1838 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова был построен, а в 1845 году освящен третий соборный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. За ходом работ было поручено наблюдать губернскому архитектору . При постройке нового здания собора был использован кирпич от разборки теплой церкви упраздненного в 1828 году Борисоглебского прихода. Массивное здание собора решено в позднеклассических формах. Колонны и полуколонны украшают не только входы в храм и простенки между окнами, но и главы, имеющие форму восьмиугольных башен. Собор был расписан в 1840 году артелью Т. Медведева и имел трехъярусный резной иконостас с колоннами.

В 1878 — 1881 годах при покоях игуменьи была сооружена одноглавая домовая церковь во имя Сретения Господня.

Казанскому монастырю принадлежала часовня на бывшей Семеновской ( ныне Красная) площади в Ярославле. Другая часовня была устроена в северо-восточной башне монастырской стены. Еще одна часовня находилась с 1869 году в Рыбинске на принадлежащей монастырю земле.

В XVII веке содержание монастыря осуществлялось за счет доходов от сбора таможенных пошлин в Ярославле ( грамота царя Алексея Михайловича 1659 г., грамоты Иоанна и Петра Алексеевичей 1685 г. и 1687 г.). В 1764 году монастырь был причислен к третьему штатному классу. На его содержание из казны выделялось 240 руб. 48 коп. в год.

Монастырь занимал квартал, образованный улицами Казанская ( ныне Первомайская), Варваринская ( ныне Трефолева) и Театральной площадью ( ныне Волкова). В начале XX века в 8 каменных и 1 деревянном корпусах проживало более 300 насельниц. Казенным содержанием были обеспечены 40 иноческих вакансий, а также игуменья и двое диаконов. На содержание монастыря и жалование настоятельнице с сестрами и священнослужителями ярославское казначейство выплачивало 337 руб. 42 коп. в год. В монастыре действовали иконописная, а также золотошвейная мастерская, работы которой были отмечены дипломом Высшей награды Министерства Финансов за участие в Парижской выставке 1900 года. При монастыре была организована церковно-приходская школа, где в 1910 году обучались 63 ученицы.

Казанскому монастырю принадлежали приобретенные и пожертвованные земли и дома в Ярославле и Ярославском уезде, мукомольная мельница на реке Лахость, сдававшаяся в аренду, а также дом в Рыбинске. На монастырской земле за Волгой в 1891 — 1894 годах была выстроена церковь Тихвинской Богоматери, при которой находилось кладбище. При церкви была устроена богадельня.

С 1610 по 1918 г. управляли обителью, сменяя друг друга, 29 игумений. В монастыре в 1856 г. проживало 167 насельниц, в 1881 г. — 232, в 1909 г. — 381. С 1859 г. штат увеличен до 30 монашеских вакансий, с 1893 г. — до 40. С начала XIX в. монастырь славился школой иконописного и золотошвейного мастерства, имевшей дипломы высшей степени, церковным пением большого монашеского хора ( до 200 чел.), а также выпечкой разнообразных просфор.

В мае 1837 г. посетил обитель цесаревич Александр Николаевич — будущий император Александр II. 8 июля 1892 г. в соборе Ярославского Казанского монастыря сослужил Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, святой праведный Иоанн Крондштадтский. 7−8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавлял, будучи архиепископом Ярославским и Ростовским, святитель Тихон ( с 1917 по 1922 гг. Патриарх всея Руси). В 1916 г. 21 и 22 октября в Казанском соборе служил святитель Агафангел, архиепископ Ярославский и Ростовский ( с 1922 по 1926 гг. — патриарший местоблюститель).

После событий белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь был упразднен, все имущество изъято, монахини отправлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. В 1919—1922 гг. на территории обители был устроен концентрационный лагерь. В 1928 г. в Казанском соборе на высоте 9 м. сооружено железобетонное перекрытие для 2-го этажа и размещен Государственный архив Ярославской области. Покровский храм в 1930-е гг. переоборудован под библиотеку, а в 1948 г. под планетарий.

В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был вновь открыт, настоятельницей определена монахиня Толгского Свято-Введенского женского монастыря Михаила. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет.

В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. Основные работы были проведены при поддержке ОАО « Ярославский технический углерод» и его генерального директора ( впоследствии — председателя совета директоров) Вадима Юрьевича Орлова. Роспись алтаря Казанского собора выполнили ярославские художники Сериков Александр Николаевич, Кирильчев Михаил Анатольевич и Смирнов Алексей Васильевич эта их работа отмечена областной премией за достижения в области культуры им. Александра Опекушина.

Читайте также:  Тихон Шевкунов: биография архимандрита, книги и публикации, здоровье, где сейчас служит

К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Работы по его восстановлению также проводились с помощью .

На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. 21 июля 2003 года на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен деревянный памятный поклонный крест « Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова». В 2008 году деревянный крест был заменён гранитным. В 2019 году открыт музей истории монастыря.

Местночтимые святыни обители — чудотворный список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в иконописной — золотошвейной мастерской монастыря до 1918 г., и мощи Свт. Агафангела ( 27 сент. 1854 — 16 окт. 1928), митрополита Ярославского и Ростовского, Патриаршего Местоблюстителя, священноисповедника российского.

С июля 2006 года настоятельница Казанского монастыря г. Ярославля игумения Екатерина ( Гаева).

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Казанский монастырь в Ярославле: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Дата

Время богослужения

Собор Казанской иконы Божией Матери

Его первые постройки и стены делали из дерева. А первую кирпичную церковь построили лишь в 1649 году. Сделано это было стараниями монастырского священника Ермила Михайлова и с благословения митрополита Ростова – Варлаама. Однако спустя 9 лет во время огромного пожара, прокатившегося по всему городу, дотла сгорели все деревянные строения, а каменный храм сильно повредился. И его пришлось отстраивать заново. Главный придел храма освятили в честь знаменитой Казанской иконы, а престол в приделе посвятили преподобной Параскеве Сербской. Уже при митрополите Ионе Сысоевиче внутренние помещения церкви расписали, а в 1817 году эту роспись подновили.

О женской обители были наслышаны в Москве, и она имела покровительство у царя. В жалованной грамоте, подписанной государем Алексеем Михайловичем, дается распоряжение установить содержание на каждую старицу, проживающею в обители, в размере одного рубля в год. Известно, что в 1659 году, вскоре после пожара, в монастыре проживали 112 монахинь, а спустя полвека – 132. Каждая из них жила своими средствами, то есть изначально обитель не была, как принято тогда было говорить, общежительной. Устав, регламентирующий совместную собственность, был принят монахинями лишь в 1802 году.

Богатые дары из Москвы и состоятельных семей Ярославля позволяли монастырю реконструировать территорию, закупать дорогую богослужебную утварь и ремонтировать здания. Но до 60-х годов XVIII века большая часть строений в монастыре оставались деревянными.

Жизнь монашеской обители год за годом протекала в традиционных занятиях. Ее насельницы вели хозяйство и молились. Каждый год проходил собиравший много народу крестный ход, на котором несли чудотворный образ Казанской Богоматери. Вначале верующие доходили до города Романова, а с начала XIX века – уже до Рыбинска. Настоятельниц по традиции хоронили под алтарем главного собора обители, в простых монахинь с 1770 года стали погребать вне монастырских стен, выделив для их могил место на погосте, который принадлежал Толгскому монастырю. Это было сделано по указу, подписанному царицей Екатериной II.

С 1770-х по 1850-е годы в обители произошли большие строительные работы. Большая часть средств на них выделила Екатерина II. За несколько лет старые деревянные и обветшавшие каменные постройки, включая стену, заменили новыми. Из кирпича были возведены новые храмы, один трехэтажный и два двухэтажные корпуса для монахинь, а также монастырская стена с башнями по углам. Всеми строительными работами руководили настоятельница монастыря Маргарита (Смагина) и ярославский губернский архитектор Петр Яковлевич Паньков.

Церковь Сретения Господня

В середине 30-х годов XIX века полностью перестроили, а в 1845 году освятили главный храм монастыря. Перед этим церковь расписала артель мастеров под руководством знаменитого изографа Тимофея Медведева, а ярославские резчики изготовили для нее позолоченный трехярусный иконостас.

Обитель занимала целый городской квартал, ограниченный с разных сторон Варваринской и Казанской улицами, а также Театральной площадью. Монастырь постоянно благоустраивали. Поэтому к началу XX века на его территории стояли 10 корпусов для монахинь (9 каменных и 1 деревянный), в которых проживали 300 монахинь. Жалование для настоятельниц, насельниц и священнослужителей выплачивалось городским казначейством. По сохранившимся документам известно, что на протяжении всей истории в монастырь приходили как отдельные инокини, так и целые группы монахинь из Преображенского храма города Романова и упраздненной Троицкой обители Ярославской епархии.

При монастыре существовали мастерская по изготовлению икон и золотошвейное производство. Причем качество работ вышивальщиц было очень высоким. Сделанные ими вещи выставляли на Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1900 году, и эти изделия были отмечены специальными наградами. Кроме того, монастырь славился большим в две сотни человек церковным хором и церковно-приходской школой.

В 1910 году обитель торжественно и пышно отметила 300 лет своей истории. Главные церковные службы в юбилейном году проводились архиепископом Ярославля и Ростова Тихоном, который впоследствии стал российским патриархом.

Советское время стало для обители тяжелым испытанием. После того, как в Ярославле произошло белогвардейское восстание против новой власти (1918 г.), ее упразднили. Во время ожесточенных городских боев сильно пострадали все монастырские здания, особенно колокольня и три храма. А келейные корпуса сгорели во время начавшегося пожара. Потом все ценное монастырское имущество, включая Казанскую икону, конфисковали, а монахинь с игуменьей Феодотией отправили в Толгский монастырь.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

До 1922 года в монастыре работал концентрационный лагерь. Через 6 лет в соборной церкви разместили областной архив. Потом помещения занимало множество разных контор и учреждений – казарма, Дом крестьянина, коммунальные квартиры склады икон и утвари, конфискованные из других ярославских храмов, городская библиотека, планетарий и колледж. При этом внутренние помещения храмов постоянно перестраивались. К большому сожалению, не обошлось и без утрат. В 20-30 годы прошлого века снесли колокольню и три часовни.

В 1997 году началась передача зданий верующим, и Казанский собор стал поначалу приходским храмом. Спустя год женская обитель была вновь открыта, ей передали корпуса для монахинь и Сретенскую церковь. Через несколько лет верующие возобновили традицию проведения крестных ходов с образом Казанской Богоматери до города Тутаева (бывший Романов). В Казанском храме провели большие реставрационные работы, и в 2007 году он предстал в своей первозданной красоте. Рядом с этим собором поставили красивую деревянную звонницу.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Главный храм монастыря – Казанский собор был возведен архитектором и ректором Императорской академии художеств Авраамом Ивановичем Мельниковым с 1835 по 1845 год. Массивное здание построено в традициях позднего классицизма. Согласно им, к четверику с трех сторон пристроены строгие портики с колонами. А основной объем завершают пять световых барабанов с крупными луковичными главками. При соборе в 1828 году построили высокую колокольню, которая была снесена в годы советской власти.

Теплый Покровский храм возведен в 1820-1830 гг. Известно, что камни в его основание были заложены настоятельницей обители Маргаритой и архиепископом Авраамием при большом стечение верующих в день проведения крестного хода. Храм имеет два придела.

Сретенская церковь построена в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века на деньги игуменьи обители Феофании и в прежние времена служила домовым храмом для настоятельниц обители. А сейчас является домовым храмом для православной гимназии.

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

Как добраться до Казанского монастыря

Монастырь находится на улице Первомайской, 19А или на улице Трефолева, 20, так как он занимает территорию между двумя этими улицами.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, территория обители находится справа по ходу в 0,8 км от моста.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Казанского монастыря составляет 3,4 км. Их можно пройти пешком, а также проехать на автобусе или такси.

Ссылка на основную публикацию