Казанский собор в Курске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Расписание

Расписание богослужений на январь

1 января

среда

Мч. Вонифатия, прп. Илии Муромца

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Полиелей

2 января

четверг

Предпразднство Рождества Христова

Прав. Иоанна Кронштадского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

3 января пятница

Свт. Петра, митр. Московского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

4 января суббота

Вмч. Анастасии Узорешительницы

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

5 января

воскресенье

Неделя 29-я по Пятидесятнице

пред Рождеством Христовым, святых отец

10-ти мчч. иже в Крите

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

6 января понедельник

Навечерие Рождества Христова

(Рождественский сочельник)

Прмц. Евгении

8:30 Царские часы, Божественная литургия 18.00 Всенощное бдение 23:00 Ночное богослужение

7 января вторник

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

8 января

среда

Собор Пресвятой Богородицы

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Акафист

9 января

четверг

Ап. первомч. и архид. Стефана

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

10 января пятница

Мчч. 20 000 в Никомидии пострадавших

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

11 января

суббота

Мч. 14000 млад., от Ирода в Вифлееме убиенных

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

12 января

воскресенье

Неделя 30-я по Пятидесятнице

по Рождестве Христовом

Прав. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

13 января понедельник

Отдание праздника Рождества Христова

Прп. Мелании Римляныни

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

14 января вторник

Обрезание Господне

Свт. Василия Великого

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Полиелей

15 января

среда

Предпразднство Богоявления

прп. Серафима Саровского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Акафист

16 января

четверг

Прор. Малахии

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

17 января пятница

Собор 70-ти апостолов

9.00 Царские часы 18.00 Вечернее богослужение

18 января суббота

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского

9.30 Божественная литургия. Великая вечерня. Великое освящение воды

18.00 Всенощное бдение

19 января

воскресенье

Неделя 31-я по Пятидесятнице

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия. Великое освящение воды

18.00 Вечернее богослужение

20 января понедельник

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

21 января вторник

Прпп. Георгия Хозевита и Емилиана, исп.

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

22 января

среда

Свт. Филиппа, митр. Московского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Акафист

23 января

четверг

Свт. Григория Нисского; прп. Павла Обнорского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

24 января пятница

Прп. Феодосия Великого; прп. Михаила Клопского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Полиелей

25 января

суббота

Мц. Татианы

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

26 января

воскресенье

Неделя 32-я по Пятидесятнице

по Богоявлении

Мчч. Ермила и Стратоника

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Полиелей

27 января понедельник

Отдание праздника Богоявления

Равноап. Нины, просветительницы Грузии

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

28 января вторник

Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

29 января

среда

Поклонение честным веригам ап. Петра

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Акафист

30 января

четверг

Прп. Антония Великого

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

31 января пятница

Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепп. Александрийских

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

Расписание богослужений на февраль

1 февраля

суббота

Прп. Макария Великого, свт. Марка архиеп. Эфеского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

2 февраля

воскресенье

Неделя 33-я по Пятидесятнице

Прп. Евфимия Великого

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Акафист

3 февраля

понедельник

Прп. Максима Грека, прп. Максима Исповедника

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

4 февраля

вторник

Ап. Тимофея, прмч. Анастасия Персянина

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

5 февраля

среда

Сщмч. Климента, еп. Анкирского, мч. Агафангела

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Полиелей

6 февраля

четверг

Блж. Ксении Петербургской

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Полиелей

7 февраля

пятница

Свт. Григория Богослова;

иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Полиелей

8 февраля

суббота

Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

9 февраля

воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Акафист

10 февраля понедельник

Прп. Ефрема Сирина

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

11 февраля

вторник

Сщмч Игнатия Богоносца

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

12 февраля

среда

Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Акафист

13 февраля

четверг

Бессребреников мчч. Кира и Иоанна

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

14 февраля пятница

Предпразднство Сретения Господня

Мч. Трифона

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

15 февраля

суббота

Сретение Господне

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

16 февраля

воскресенье

Неделя о блудном сыне

Попразднство Сретения Господня

Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Акафист

17 февраля понедельник

Прп. Исидора Пелусиотского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

18 февраля

вторник

Мц. Агафии, свт. Феодосия Чернигоского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

19 февраля

среда

Прп. Вукола, еп. Смирнского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Акафист

20 февраля

четверг

Прп. Парфения, еп. Лампсакийского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

21 февраля пятница

Отдание праздника Сретения Господня

Вмч. Феодора Стратилата

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Парастас

22 февраля

суббота

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Мч. Никифора, свт. Иннокентия, еп. Иркутского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

23 февраля

воскресенье

Неделя мясопустная;

о Страшном суде

Сщмч Харалампия; благ. кн. Анны Новгородской

Заговенье на мясо

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Акафист

24 февраля понедельник

Сщмч. Власия, еп. Севастийского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Полиелей

25 февраля

вторник

Иверской иконы Божией Матери; свт. Алексия митр. Московского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

26 февраля

среда

Прп. Мартиниана; прпп. Зои и Фотинии

10.00 Часы, изобразительные, вечерня 18.00 Вечернее богослужение

27 февраля

четверг

Прп. Авксентия; равноап. Кирилла, учителя Словенского

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Вечернее богослужение

28 февраля пятница

Ап. от 70-ти Онисима

10.00 Часы, изобразительные, вечерня 18.00 Вечернее богослужение

29 февраля

суббота

Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших

Мчч. Памфила пресвитера и иже с ним пострадавших

7.00 Ранняя литургия 10.00 Поздняя литургия 18.00 Всенощное бдение

Сергиево-Казанский собор Курск

Содержание:

Сергиево-Казанский собор Курска всегда столь поражал воображение горожан, что вокруг его строительства сложилось немало легенд и преданий. Православные храмы Курска.

Строительство Казанского собора Курска

Сергиево-Казанский собор в Курске построен на месте деревянной приходской церквушки. О ней известно, что она имела посвящение преподобному Сергию Радонежскому и сгорела в первой половине XVIII века. И опять же, как это часто бывало, расчищая пепелище, прихожане нашли чудом уцелевшую икону. В нашем случае — Казанский образ Божией Матери. Что удивительно, побывав в огне, он остался совершенно невредимым. Поэтому и решили куряне возродить церковь на старом месте — на сей раз в камне. Нижний, будничный, храм предполагалось посвятить — в память о старой церкви — преподобному Сергию Радонежскому, а верхний — праздничный — обретенной Казанской иконе Божией Матери.

Строительство Казанского собора в Курске началось в 1752 году. Подряд на строительство взял на себя купец Исидор Мошнин, однако храм он достроить не успел — преставился, оставив заботы о храме жене Агафье. Агафья Фотиевна была женщиной набожной, стройку она продолжила и лично контролировала. Нередко во время своих инспекций она брала с собой сына Прохора. Придя вместе с семилетним мальчиком в очередной раз, Агафья поднялась с ним на колокольню. А дальше произошло следующее: отрок Прохор упал с колокольни прямо на кирпичи и строительный мусор. Мать в ужасе побежала вниз, не рассчитывая увидеть сына в живых, но случилось чудо: мальчик остался цел и невредим.

Пройдут годы, и купеческий сын Прохор Мошнин прославится под именем преподобного Серафима Саровского — великого русского святого. На месте его падения у стен курского Казанского собора земляки установят памятник, а в самом храме ему посвятят придел.

Нижнюю церковь освятили через десять лет, а еще через пятнадцать — верхнюю. Иконостас собора – почти 20-метровое трехъярусное творение, поражает великолепием.

Легенда о Растрелли

Тот факт, что Сергиево-Казанский собор строился в стиле «елизаветинского барокко», необыкновенно популярном в середине XVIII века, породил ошибочное мнение, что курский храм возводил сам знаменитый Бартоломео Растрелли. Действительно, многие архитектурные приемы, использованные при создании этой церкви, характерны для творений великого зодчего, однако сам архитектор, ведший реестр собственных произведений, курский храм в их число никогда не вносил.

Читайте также:  Уфимская епархия: храмы и монастыри, духовенство, святые и священники

История Сергиево-Казанского собора Курска

На фото: Дореволюционный вид Сергиево-Казанского собора. Он остался практически неизменным.

До наших дней Сергиево-Казанский собор Курска дошел без существенных изменений. Серьезных перестроек не велось, а в советские годы в здании действовал музей. В целом — почти все так, как тогда, когда с колокольни упал мальчик Прохор. Вот только само место падения выглядит теперь иначе.

До 1833 года Сергиево-Казанский храм оставался обычным, приходским. В кафедральный собор он превратился только после того, как архиерейскую кафедру решили перенести из Белгорода в Курск. Примерно в то же время несколько изменился внешний вид церкви — с западной стороны к колокольне пристроили лестничную клетку.

Начало XX века

В жизни любого храма рано или поздно встает вопрос о реставрации. Так, необходимость некоторых восстановительных работ в Сергиево-Казанском соборе назрела к началу XX столетия. Тогда заново настелили полы, отделали под мрамор арки в нижнем храме. В основном же собор до наших дней сохранил свой первоначальный вид. Все реставрационные работы касались покраски крыш и стен, а также восстановления скульптурного орнамента на фасадах.

После революции 1917 года службы в Сергиево-Казанском соборе прекратились. Но судьба храма сложилась в богоборческую эпоху довольно благополучно — разумеется, на фоне общего антирелигиозного шабаша. Сначала в верхнем храме действовала картинная галерея, а внизу — художественная мастерская. Затем в бывшей церкви открыли музей религии и атеизма. Как ни странно это может прозвучать, подобные заведения были для храмов в советские годы своего рода палочкой-выручалочкой. Под их защитой сохранялось не только само храмовое здание, но и его интерьеры. Кроме того, превратив храм в музей, большевики начинали свозить в него реликвии из других окрестных церквей, превращая их в экспонаты и тем самым спасая от гибели.

Переосвящение храма

В разных источниках содержится различная информация о дате переосвящения храмов Сергиево-Казанского собора. По одной из версий, это произошло после реставрации Горностаева, по другой — событие было приурочено к открытию храма уже ближе к середине XX века. Как бы то ни было, в какой-то момент верхняя и нижняя церкви поменяли свои посвящения. Нижнюю освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, а верхнюю — во имя преподобного Сергия Радонежского.

Память преподобного

Ныне в соборе буквально все дышит памятью о святом Серафиме Саровском. Мемориальная доска сообщает, что «в этом храме молился Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский». Ее установили к столетию канонизации святого, в 2003 году. А на другой год, отмечая двухсотпятидесятилетие рождения великого подвижника, в ограде собора поставили посвященную ему часовню. Три года назад, специально ко дню памяти преподобного Серафима Саровского, в приделе, освященном в его честь, полностью обновили иконостас.

Особо чтут верующие место падения отрока Прохора Мошнина с колокольни. Еще относительно недавно оно было окружено цветником. Позже его вымостили каменными плитами и установили здесь памятную доску с изображением святого и напоминанием о том, что произошло на этом месте в 1761 году.

Надо сказать, это не всем понравилось — критики говорили о том, что, когда в старину хотели особо отметить какое-либо место, его старались оставить его нетронутым. Некоторые приводили в пример петербургский храм Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), который стоит возле того места, где был убит император Александр II: мол, сохранили же там участок набережной канала с решетками и булыжниками. А с другой стороны — любая память лучше, чем забвение.

Архитектура Сергиево-Казанского собора Курска

Архитектурно курский Сергиево-Казанский собор выстроен в стиле Елизаветинское барокко. В плане он имеет традиционную композицию, это «корабль» с запада на восток: колокольня — трапезная — основной храм — алтарь. Длина его (около 33 метров) по проекту почти ровно вдвое превышала ширину, что придавало геометрическую «правильность» сооружению. Появление в XIX веке большой пристройки разрушило эту строгую пропорцию.

Двухэтажное тело храма кажется слишком массивным в тесной оградке; формы напоминают скорее светский дворец, чем собор: несколько почти равновеликих четвериков, поставленных друг на друга. Чтобы не утяжелять их и без того «сундуковатые» формы, зодчий ограничился минимально допустимым для барокко набором декора: трехчастное деление стен пилястрами сложного ордера, изящный лепной орнамент, обрамляющий оконные проемы. Для каждого светового яруса — свой.

Скромное оформление фасадов позволило «отыграться» на завершении храма. Мощный верхний четверик переходит в восьмигранный свод, каждая грань украшена массивной люкарной с колонками, перекликающимися с колоннами, которые украшают верхние ярусы колокольни. Купол венчают опять же четырехгранный, со «стесанными» углами световой фонарь и затейливая «растреллиевская» главка. Завершение колокольни чуть строже, но гармония соблюдена идеально.

Западная пристройка у колокольни, этакий гипертрофированный портик, — помесь классицизма и «как бы барокко» — появилась в 1830-е годы. Она нарушила целостный облик здания. Пристройка диссонирует с завершением храма, при этом неожиданным образом «пришлась ко двору» его нижней части, образовав своего рода последовательное ступенчатое нисхождение разновеликих объемов: тело храма — трапезная. и вот эта самая пристройка. Диагональное тяготение книзу в значительной мере «остановило» вертикальный «взлет» колокольни. Немудрено, что колокольню упрекали в излишней грузности. Мысленно отчеркнем пристройку, представим храм в первоначальных формах. Надо полагать, и грузности поубавится, и пропорции станут живее, динамичнее, раскованнее. Что ни говори, а осторожнее надо быть с пристройками.

Сергиево-Казанский собор Курска богослужения контакты как добраться расположение на карте

Сергиево-Казанский собор Курска богослужения

Богослужения в Сергиево-Казанском соборе совершаются ежедневно: в будние дни — утром в 7:30, вечером в 17:00; в воскресные дни — утром в 8:00, вечером в 17:00. При храме действует воскресная школа. Занятия проводятся по воскресеньям с 12:00 до 16:00.

Контакты:

  • Адрес: 305000, Россия, г. Курск, ул. М. Горького, 2
  • Телефон: +7 (4712) 51-38-49, 51-38-80
  • Сайт: www.ser-kaz-sob.orthodoxy.ru

Как добраться самостоятельно к Казанскому собору:

Поезда через Курск идут, как и следовало ожидать, с Курского вокзала Москвы. Есть и фирменной поезд «Москва — Курск», называется он «Соловей». Время в пути — семь-восемь часов.

Можно воспользоваться автобусным сообщением. Автобусы отходят от московских автостанций «Новоясеневская» (в Курске проездом) или «Теплый Стан» (до самого города). Время в пути — около 9 часов.

На автомобиле из Москвы нужно следовать по федеральной трассе Мг «Крым» через Тулу и Орел. Расстояние —530 километров.

Казанский собор в Курске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

К урский Сергиево-Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества 2-ой половины XVIII века.

В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем – сведений не имеется при соборе. Нет так же на построение оного храма ни плана, ни фасада. В этой же “Летописи” отмечается: “Неизвестно за давностью, с какого именно времени и сколько лет, но несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя Сергия Радонежского”.

Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столб со крестом на верху, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности, на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная, и во время пожара сгорела до основания.

Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповрежденную огнем. Это было признано за чудесное действие Промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, но двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя прп. Сергия, а в верхнем этаже – храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Горленко) дал благословение и лично сам освятил место построения храма. В “Летописи”, составленной И. Лащенковым находим сведения о подрядчике: “Помощником строителя храма купца Первышева был так же курский купец Исидор Мошнин”. Когда последний, не окончив работу, скончался в 1762 г., то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина. Однажды Агафия, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима Саровского, вместе с ним зашла на самый верх строящейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех, Прохор стоял живым и невредимым.

В память этого события в нижнем храме собора устроен предел во имя прп. Серафима, а на месте его падения установлен памятник с иконой преподобного и неугасимой лампадой. Сюда приходят и приезжают поклониться и приложиться святому образу не только жители Курской области, но и всей России, Украины, Белоруссии и из-за рубежа.

Освящение храмов собора было в разное время. Нижний храм во имя прп. Сергия был освящен преосвященным Иоасафом (Миткевичем), епископом Белгородским в 1762 г., и верхний храм в честь Казанской иконы Божий Матери – преосвященным Аггеем (Килисовским) в 1778 г.Считается, что шестнадцатилетний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был занят изготовлением и установлением иконостаса. Имя автора иконостаса – загадка.

Заполняющий по ширине всю алтарную преграду и высотой около 20 м., весь вызолоченный иконостас представляет великолепное сочетание вычурности, изящности и богатства.

После реолюции Сергиево-Казанский собор продолжал функционировать. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года из храма было произведено изъятие 122 предметов общим весом 12 пудов 17 фунтов и 48 золотников, среди которых 29 риз с больших икон, 32 ризы с малых икон, 2 нитки жемчуга с плащаницы количеством 140 зёрен, один небольшой листик с алмазами с неё же.

Читайте также:  Храм Рождества Христова в Старом Осколе: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

19 января 1933 года президиум Курского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил расторгнуть договор с Сергиевской религиозной общиной от 1 февраля 1932 года об аренде церковных зданий. В этом же году властями было принято решение уничтожить собор, однако усилиями курских художников П.К. Лихина и Г.А. Шуклина здание удалось сохранить.

Храм был закрыт в 1934 году. С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала новообразованная Областная картинная галерея, открытая 12 сентября 1935 года, для создания которой из художественного отдела краеведческого музея было выделено около двухсот экспонатов (произведения западноевропейской и русской живописи, а также картины курских художников), а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 году туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен, а уцелевшее имущество антирелигиозного музея в ноябре 1941 года было перевезено в краеведческий музей. Наиболее ценные из неэвакуированных в Уфу экспонатов картинной галереи были замурованы сотрудниками в стене соборного подвала, однако тайник был обнаружен и вскрыт немецко-фашистскими захватчиками, часть картин вывезена в Германию. В канун Рождества 1942 года оккупационные власти разрешили открыть собор для богослужений. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался.

Сергиево-Казанский собор (Курск)

Сергиево-Казанский собор построен в 1752—1778 годах в стиле елизаветинского барокко на месте сгоревшей до основания в 1751 году одноэтажной церкви во имя Сергия Радонежского. Собор связан с памятью преподобного Серафима Саровского, родитель которого, купец Мошнин, участвовал в постройке храма.

Содержание

История

Сергиево-Казанский кафедральный собор (г. Курск, ул. Горького, 27), построен в 1752-1778 гг. в стиле барокко. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 г. храм стал кафедральным собором. Без преувеличения является жемчужиной курской архитектуры, выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества II половины XVIII века, духовным центром и оплотом Православия на курской земле на протяжении трех столетий.

Собор связан с памятью преподобного Серафима Саровского, родитель которого, купец Мошнин, участвовал в постройке храма. Семилетний Прохор Мошнин (будущий прп. Серафим Саровский) упал с деревянных лесов, окружавших строящуюся колокольню, но остался жив и невредим. Теперь на месте падения мальчика установлен памятный знак.

До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 году во время пожара сгоревшая до основания. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери, совершенно не повреждённую огнём. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен был быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины ХVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Однако нет сомнения, что авторство собора принадлежит школе В. Растрелли.

Собор, разделяющийся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора – двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола – четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляется синяя глава купола, усыпанная золотыми звёздами и увенчанная золотым крестом. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Святитель Иоасаф Белгородский) дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма.

Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, одним из основных дарителей выступил курский купец Карп Ефремович Первышев. Подрядчиком стал курский купец Исидор Иванович Мошнин — отец Прохора Мошнина (Преподобного Серафима Саровского). После смерти Исидора Мошнина в 1762 г. обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия, под надзором которой в 1778 году строительство было окончено. Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского был освящен в 1762 г., а верхний храм в честь Казанской иконы Божией Матери – в 1778 г. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 г. храм стал кафедральным собором. Изначально, чтобы попасть в верхний храм, нужно было подняться по двум наружным чугунным лестницам, однако в связи с этими неудобствами в 1837 году по проекту «городового» архитектора Грознова к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир, несколько изменившая стилевое единство здания.

Храм был закрыт в 1934 г. С 1935 г. до Великой Отечественной войны второй этаж занимала областная картинная галерея, а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 г. туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался.

Современное состояние

Описание

Стройный, лёгкий, богато украшенный храм в стиле барокко с ребристыми куполами, разорванными фронтонами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков. Собор представляет собой в плане прямоугольник около 16 метров в ширину и около 33 метров в длину с пятигранной алтарной апсидой. Условно всё здание собора можно разделить на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор.

Алтарный пятигранный выступ (апсида) представляет собой прямоугольник со скошенными северо-восточным и юго-восточным углами и с небольшой дугой в середине. Размеры алтарного выступа нижней церкви: длина 3,5 м, ширина 7,8 м, верхней церкви — соответственно 5,9 м и 9,3 м.

Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим с помощью распалубок восьмигранный купол (восьмерик) с восемью окнами-люкарнами. В центре купола — фонарь на четыре окна, с которого вверх устремляется глава купола, увенчанная золотым крестом. Стены основного объёма собора и алтарного выступа разделены по горизонтали карнизами. Фасады собора характеризуются довольно скромной лепной отделкой: на стенах каждого этажа сдвоенные пилястры завершаются капителями сложного ордера (второй этаж) или изысканными картушами (первый этаж), картуши такого же рисунка помещены над четырьмя окнами фонаря главного корпуса; наличники окон каждого этажа имеют различный рисунок и украшены лепными головками херувимов, что придаёт собору особую праздничность. Купола окрашены в синий цвет с позолоченными звёздами, что также усиливает впечатление богатства и праздничности.

Толщина стен трапезной нижнего храма 1,8 м, а верхнего — 1,4 м; в главной части нижнего храма толщина стен составляет 2,3 м, а во втором этаже — 1,75 м. Большая толщина стен главной части обусловлена тем, что на них опирается как бы третий этаж (второй свет), на котором покоятся восьмерик и фонарь с главой.

Колокольня, имеющая три яруса и высоту 46 метров, располагается в западной части здания, будучи связанной с собственно храмом двухэтажной трапезной. В качестве постамента для колокольни служит притвор нижнего храма, равный по высоте первому этажу собора. Толщина стен постамента колокольни (притвора нижнего храма) велика: наружной — 3,9 м, внутренней — 3,29 м, это обусловлено тем, что эта кирпичная кладка несёт на себе массу всей колокольни собора. Первым ярусом колокольни одновременно является притвор верхнего храма, отсюда (с уровня второго этажа) в северной стене колокольни устроена лестница, ведущая на колокольню. Второй и третий ярусы колокольни украшены колоннами ионического ордера, которые придают ей стройность и торжественность. Купол-восьмерик завершает колокольню и несёт четырёхсветный фонарь, который, в свою очередь, увенчан главой.

С западной стороны к колокольне пристроена выполненная в стиле классицизма лестничная клетка, фасад которой украшен шестью высокими колоннами ионического ордера.

Деятельность прихода

При храме действует воскресная школа. Время проведения занятий – воскресенье с 12-00 до 16-00.

Святыни

В Сергиево-Казанском соборе находится икона Сергия Радонежского с мощами святого и частица мощей преподобного Серафима Саровского.

В верхнем храме хранится рака с мощами более 40 святых, в том числе Марии Магдалины, апостолов Андрея Первозванного, Матфея, Иакова, брата Господня; пророка Даниила, праведных Лазаря, Анны, Прокопия, великомученицы Варвары, Алексия, человека Божьего; благоверных князей Александра Невского, Георгия Владимирского, Владимира Киевского, преподобного Зосимы Соловецкого, Иоанна Воина.

До нашего времени также сохранилось напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе чеканной работы, напечатанное в годы правления императора Петра I и патриаршества Адриана. Это Евангелие имеет высоту 60 см, ширину 40 см и весит 16 кг.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 305000, г.Курск, ул. М. Горького, 27

Телефон: (4712) 51-38-49, 51-38-80

Паломнику

Богослужения совершаются ежедневно: в будние дни – утром в 7-30, вечером в 17-00; в воскресные дни – утром в 8-00, вечером в 17-00.

Видео


Источники

Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода и живоносных

источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей.

Святых источников в обители несколько:

Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году.

Источник свт. Николая Чудотворца,

Источник прп. Серафима Саровского,

Источник «Казанской» иконы Божьей Матери,

Источник великомученика Пантелеимона,

Источник прп. Серафима Саровского (подворье).

Также есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике свт. Николая Чудотворца.

Частицы мощей

Среди бесценных духовных сокровищ русской культуры, которые хранят святые обители, особое место занимают святыни. В летнее время в монастырь из Знаменского монастыря г. Курска Крестным ходом приносится список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. В монастыре находится старый список с чудотворной иконы, написанный приблизительно в XIX веке на святой горе Афон. С ним совершаются Крестные ходы вокруг Собора Рождества Пресвятой Богородицы под воскресные службы и в дни бденных святых. В Казанском храме находятся икона Божией Матери «Избавительница» написанная в 1863 г. на святой горе Афон, икона свт. Николая (середина XIX в.) и икона Божией Матери «Скоропослушница» (конец XIX в.), которая в дни празднования выносится из алтаря для богослужений и поклонения верующих. В храме Рождества Пресвятой Богородицы находится икона преподобного Серафима Саровского с частицей святых мощей.

Читайте также:  Храм Трех Святителей в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В монастыре в Соборном храме находится один большой мощевик с мощами преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев и два мощевика с мощами святителей, преподобных, праведных и мучеников.

Крестный ход

Возрождена традиция совершения Крестных ходов в девятую пятницы по Пасхе. Список или чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная приносится на летнее время из Знаменского монастыря г. Курска.

Вновь став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь привлекает тысячи паломников из ближнего и дальнего зарубежья.

Икона Божьей Матери “Знамение”

На Курской или Коренной чудотворной Иконе Богоматерь изображена стоящею в молитвенном положении с воздетыми дланьми и с пресвятым на лоне Младенцем. Иконы с таким изображением Божией Матери у греков назывались деисусами (молениями), а у нас именуются Знаменскими, от слова – „знамение” или чудо. Впервые Знаменскою названа Богородичная Икона в Новгороде от совершенного ею чуда в 1169 году. Множество чудес, совершенных пресвятою Богородицей чрез Курскую Икону, тоже послужило основанием к наименованию её Знаменской. Доска, на которой изображена Богоматерь, представляет собою небольшой квадрат в длину и ширину по 3 и 1/2 вершка, вставленный в таковой же формы деревянный оклад. На последнем, как выше сказано, по велению царя Фёдора Иоанновича помещены изображения: сверху иконы – Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, а по сторонам его – пророков, со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями. Лики всех пророков обращены к изображению Богоматери и предвечного Младенца. Царь и пророк Соломон изображен на правой стороне иконы держащим в правой руке свиток с изречением: „премудрость созда себе дом “. За ним в нисходящем порядке изображены пророки: Даниил, в левой руке коего свиток с изречением: „аз видех гору каменную”, Иеремия со свитком в левой руке, на котором написано: се дние грядут, глаголет Господь. и пр. Илия со свитком в обеих руках, на коем изречение – „ревнуя поревновах о Господе”. На левой стороне Иконы, в таком же нисходящем порядке, изображены: царь и пророк Давид со свитком в левой руке и изречением на нем: „воскресни. Господи. в покой Твой”, пророк Моисей со свитком в обеих руках и надписанием: „аз видех купину огненную”; пророк Исайя со свитком в правой руке и изречением – се Дева во чреве примет ; судия Гедеон со свитком в левой руке, на коем написано – „сниде яко дождь на руно”. Ряд пророческих ликов на Иконе внизу заключается изображением пророка Аввакума, с надписью на свитке в обеих его руках – „Бог от юга приидет“. Так как на Иконе Знамения изображено величайшее в мире событие – Воплощение Сына Божия (Эммануила во чреве Богоматери), предсказанное вышепоименованными пророками, то посему и они изображены на ней со свитками и мессианскими изречениями. Все изображения на Иконе окаймлены драгоценной из жемчуга ризой и жемчужным окладом. Свободные от изображений поля сего оклада покрыты бархатом, с вышитыми на нем золотыми цветами и небольших разводов травами. Богатство украшений на Иконе увеличивается разноцветными камнями, придающими ей большую художественную красоту и редкое благолепие.

Топ-10: уникальные храмы города Курска

В Курске более 40 православных храмов и часовен. Каждый из них – со своей историей и архитектурой, двух одинаковых точно не найти. Но даже один факт может сделать каждый из них по-настоящему уникальным. Будь то имена погибших солдат вместо фресок на стенах или детская площадка во внутреннем дворике. А еще из подборки Sekunda.media вы узнаете, в какой церкви раньше была баня, и где служит самый медийный настоятель.

1. Знаменский собор

Этот храм является визитной карточкой города. Едва ли можно назвать святыню, встречающуюся на открытках, магнитах и прочей памятной полиграфии чаще. Сюда ежегодно привозят для поклонения главную святыню региона – Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение». С 1957 года она находится в США, а у нас «гостит» только во время традиционного крестного хода. Знаменскому собору около 200 лет, он является памятником архитектуры федерального значения.

2. Сергиево-Казанский собор

Еще один архитектурный памятник федерального значения в Курске – Сергиево-Казанский собор. Именно здесь в конце XVIII века люди впервые увидели чудо, каких немало потом будет в жизни преподобного Серафима Саровского. Тогда он еще был еще 7-летним мальчиком Прохором Мошниным. Вместе с матерью, следящей за строительством храма, он поднялся на самый верх колокольни и упал оттуда. И выжил, не получив даже серьезных травм. Сейчас на этом месте – памятник с изображением преподобного.

3. Вознесенский храм

Храм, расположенный в районе улицы Запольной – единственный в Курске, который фактически не закрывался с момента освящения (конец XIX века) и до настоящего времени. Ведь все мы знаем, какая участь постигла церковные здания после революции: одни помещения использовали не по назначению, а прочие и вовсе разрушали. В 1940 году, узнав, что Вознесенский храм хотят закрыть, местное население с вилами в руках окружило его, не дав это сделать.

4. Храм Ахтырской иконы Божией Матери

Другим церковным зданиям повезло меньше. В советское время во многих из них размещались склады и конюшни, в других располагались школы и дома культуры. А в храме, что находится в Ахтырском переулке Курска, соорудили … баню. В подвальном помещении церкви, предположительно, 1760 года строения, были оборудованы парилка и бассейн. Вода сливалась под полы – не удивительно, что в результате сырости образовался грибок на стенах. Поэтому, когда в 1997 году здание передали Курской епархии, вид его был удручающим. Сейчас реставрационные работы в нем продолжаются.

5. Воскресенско-Ильинский храм

Примерно такого же возраста (около 250 лет) – церковь, расположенная в самом центре города. Советские годы лишили ее части помещений за счет строительства Дома книги, из-за внушительных габаритов которого храм с улицы Ленина практически не видно. Но вот в 1995 году рядом построили здание банка со стеклянными фасадами, в которых теперь, как в зеркале, отражается храм-красавец. Отчего его хорошо видно со всех сторон. Эта «картинка в картинке» уже успела стать визитной карточкой не только кредитной организации, но и города.

6. Всехсвятский храм,

Храм святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

В самом начале улицы Энгельса располагается церковь, построенная в 1819 году в честь Всех Святых. Несмотря на почтенный возраст, церковь, можно сказать, идет в ногу со временем. Ведь на ее территории расположена детская площадка. Похожую можно увидеть и во внутреннем дворе относительно нового храма в Северо-западном микрорайоне Курска. И это гениально! Пока взрослые приобщаются к Богу, утомленные долгими службами дети могут покачаться на качелях и покататься с горки.

7. Храм святых Царственных Страстотерпцев

А бывает так, что храм делает уникальным не его архитектура и интересная история, а человек, который в нем служит. Храм святых Царственных Страстотерпцев достаточно молодой, как и его настоятель Олег Чебанов. Многодетный отец, обладатель многочисленных званий и наград и просто любимец курских журналистов, отец Олег всегда доступно, а иногда и с юмором, рассказывает о тонкостях жизни православного человека. Пример тому – детская телепрограмма «Купелька», которую он ведет на телеканале «Союз». О том, что протоиерей Чебанов – личность медийная, говорят и его многочисленные интервью и выступления в СМИ.

8. Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Кстати, в начале своего пути служения богу отец Олег работал клириком храма при Курском государственном университете. По сути это была специально оборудованная комната в главном корпусе. Со временем КГУ обзавелся собственным храмом, который был назван в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. В Курске вы не найдете другой вуз с собственной церковью во внутреннем дворе. Эскиз храма принадлежит руке известного скульптора Вячеслава Клыкова, который, к сожалению, не дожил до освещения строения в 2008 году.

9. Храм великомученика Георгия Победоносца

В том же году архиепископ Герман осветил еще один храм, ставший частью мемориального комплекса «Курская дуга». Поэтому не случайно на стенах церкви высечены имена 7000 воинов, павших в Курской битве. Приход получил имя святого великомученика Георгия Победоносца. Несмотря на военно-патриотическое оформление храма, службы, венчания, крестины и другие православные церемонии здесь проходят, как и везде, согласно традициям.

10. Часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

И завершает наш список уникальных храмов Курска вовсе и не храм, а часовня. Но, несмотря на свои малые размеры и достаточно молодой возраст (ей всего семнадцатый год), она не менее почитаемая курянами, чем выше названные соборы. Вот уж куда, действительно, не зарастет народная тропа. Потому что икона, в честь которой построена часовня, помогает людям избавиться от алкоголизма и наркомании. Поговаривают, что регулярные визиты в часовню уже многим помогли избавиться от пагубной привычки.

Ссылка на основную публикацию