Киевский Софийский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Софийский собор в Киеве

Святые места в разных городах издавна притягивают к себе путешественников из других населенных пунктов и стран. Одним из самых известных украинских религиозных сооружений является Софийский собор в самом центре столицы.

История Софии Киевской

Пожалуй, все постройки, существующие несколько столетий, являются предметами спора у ученых по поводу точной даты их возведения. Так, известно, что основоположником храма Софии Киевской стал Ярослав Мудрый, но только в каком году – 1017 либо 1037 – доподлинно неизвестно. Предполагается, что строительные работы велись на протяжении двух десятков лет.
В те времена Софийский собор стал главным митрополичьим храмовым комплексом всей Киевской Руси, ключевым государственным центром культуры. Тут проводились приемы высокопоставленных гостей, церемонии принятия престола и прочие знаменательные мероприятия.
К сожалению, церковь за годы своего существования пережила много тяжелых времен. Пожалуй, самым опустошающим событием стало нападение Хана Батыя, после которого большее количество построек Киева превратилось в руины. Конечно, Софийский собор не был уничтожен, но он утратил былую красоту и величие.
На протяжении нескольких веков святыня подвергалась атакам польских феодалов, крымских татар и других завоевателей. И только в XVII веке Петр Могила взялся за ее реставрацию, учредив там мужской монастырь. А еще через столетие здесь стартовало большое строительство из камня: незадолго до этого масштабный пожар уничтожил постройки из дерева.

Архитектура Софийского собора

С самого начала здание было пирамидальным. По центру возвышался большой купол, а вокруг располагалось еще двенадцать меньших по ступенчатому типу. Хоры собора были настолько просторными, что именно здесь организовывалось главное помещение для митрополии Киева – большая библиотека, казна с канцелярией и место для приема гостей. Когда проводились богослужения, князь со своей свитой также находились тут.
Очень богатым здесь было внутреннее оформление. Мозаика украшала главный алтарь и купол. Галереи и прочие составляющие были разукрашены фресками. Настенные изображения отлично воспринимались в сочетании с полами из мозаики, а перед алтарем стояла мраморная преграда с резными орнаментами. В те времена многие посетители могли оставлять на стенах всевозможные граффити. Как и во всех религиозных сооружениях, в Софийском соборе большинство фресок сделано в библейской тематике. Касается это поздних, а ранние отображают и мирские сюжеты. Среди них соревнования на колесницах, изображения дрессировщиков и жонглеров, мимов и музыкантов, портретов из семейства Великого князя Ярослава. Живопись тех годов, когда комплекс был возведен, гласит об играх в Константинополе, посвященных княгине Ольге. Три-четыре столетия назад, когда проводились значительные работы по реставрации, внешний облик сооружения заметно изменился. Так, надстроили наружные галереи, достроили новые пределы с куполами – теперь их насчитывается 19. Соборное здание было укреплено опорами по всему периметру, заделано штукатуркой и побелено.

Некрополь в Софии Киевской

На территории собора на протяжении девяти веков происходили захоронения княжеских особ и митрополитов. Так, здесь было погребено пятеро князей, а гроб Ярослава Мудрого из мрамора до сих пор хранится, но в 2009 г. научная экспертиза подтвердила, что в нем нет останков великого князя.
Софийский собор является местом пристанища многих церковных деятелей и великомучеников. Под ним находятся подземные помещения, которые до сегодня так и не были полностью исследованы и изучены. Существует предположение, что там находилось легендарное собрание книг князя Ярослава.

Чем интересен Софийский собор сегодня

Сегодня на территории собора, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, можно увидеть сам храм, колокольню, трапезную, башню, хлебопекарню, дом митрополита и братский корпус. У посетителей наибольшей популярностью пользуются храм и колокольня.
Чтобы ознакомиться со священным местом, можно как походить здесь и самостоятельно, так и нанять индивидуального экскурсовода. Правда, фотографировать и снимать внутри не разрешается, поэтому все увиденное откладывается только в памяти гостей.

Согласно статистике, ежегодно Софийский Собор в Киеве посещают миллионы людей, поскольку каждый человек, побывав здесь, может воочию увидеть архитектурный памятник возрастом около тысячи лет!

Софийский собор в Киеве

Адрес: ул. Владимирская, 24

Время работы: с 10:00 до 17:00, в среду до 16:30, выходной – четверг

Как добраться до Софиевского собора: доехать на метро до ст. Золотые ворота, спуститься по ул. Владимирской до Софиевской площади; доехать до ст. метро Майдан Незалежности, пройти вниз по ул. Софиевской 2 квартала до Софиевской площади

Собор Святой Софии расположен в центре Киева. Это основное культовое сооружение Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого (1019—1054 гг), именно под его стенами собиралось Киевское вече. Хотя, последние исследования показали, что собор может быть несколько старше (1011 г.), и основателем его мог быть креститель Киевской Руси князь Владимир. Софиевский собор стал первым украинским памятником архитектуры, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения этго храма очень запутана и не до конца ясна. Его называют Софийским собором и Софиевским собором. Также нет единого мнения в вопросе даты строительства храма. По одной версии, строительство Софийского собора было начато Владимиром I Святославичем, по второй – церковь была построена при его сыне, Ярославе Мудром, приблизительно в период 1020-1037 годах. “Новгородская первая летопись” гласит, что Софийский собор был заложен Ярославом Мудрым в 1017 году. В то же время, “Повесть временных лет” рассказывает о том, как Ярослав заложил церковь святой Софии в 1037 году. Возможно, возведение собора велось в два этапа, но достоверно то, что в 1051 году в нем уже был первый киевский митрополит (до этого времени митрополиты выбирались в Византии из греков), хиротонисан Илларион.

Общепринятая версия гласит о том, что Софиевский собор в Киеве был построен в честь главного храма греческой церкви Константинопольского собора – Богоматери-Оранте, олицетворением которой была София (в переводе – премудрая). Место для храма было выбрано символичное – именно здесь в 1036 году в битве с печенегами киевляне одержали победу, а в 1037 году Ярослав Мудрый заложил собор одноименный с великим Константинопольским Софийским собором.

Оценивая технические приемы, использовавшиеся при строительстве Софиевского собора, а также некоторые архитектурные особенности, можно предположить, что строительством занимались греки, прибывшие из Константинополя. В здании храма отчетливо проступают традиции византийского зодчества, но с некоторыми нюансами.

На византийскую архитектурную школу указывают и две лестничные башни, ведущие на хоры и гульбище – так называлась плоская кровля храма. Во время богослужений на хорах располагался великий князь с семьей и приближенными особами. Когда богослужений в храме не было, возможно, на хорах князь принимал послов, решал различные государственные вопросы. На хорах также хранилось собрание книг, принадлежавшее Софийскому собору. Вначале у храма Софии было 13 глав, сейчас их 19.

На протяжении своего существования, Софиевский собор подвергался неоднократным разрушительным нападениям и разграблениям. В 1169 году значительный вред Софийскому собору нанес Андрей Боголюбский, князь Суздальский, в ходе нападения на Киев. В 1180 году, во время пожара храм чуть не сгорел до основания. Когда в 1240 году в Киеве свирепствовали воины хана Батыя, Софиевский собор был разграблен. В 1497 году Софиевский собор был тоже разграблен, но уже крымскими татарами. В течение 16 века храм приходил в упадок, возрождать святыню начали только в 17 веке. В частности, большой вклад в восстановление Софийского собора сделал гетман Ивана Мазепа в 1688 году.

До наших дней дошли записи рассказов иностранных путешественников о соборе, датируемые 16 и 17 веками, но наибольшую ценность представляют рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, сделанные в 1651 году во время его визита в Киев.

Внутри собор Софии Киевской меньше пострадал от времени и вандализма, чем снаружи. До наших дней дошла часть самых ранних мозаик и росписей, выполненных византийскими живописцами. На стенах Софиевского собора, как и на стенах Михайловского, были обнаружены граффити – нацарапанные надписи, рассказывающие о государственных деятелях и политических событиях. Таких граффити в соборе около 300. Благодаря самым ранним надписям ученые смогли уточнить период, в который была выполнена внутренняя отделка храма. Первоначально в соборе было 640 кв.м. мозаики. Сегодня посетители Софиевского собора имеют возможность увидеть 260 кв.м. мозаики и 3 000 кв.м. фресок. Самые известные мозаики собора – это Богоматерь-Оранта (Нерушимая стена) и купольная мозаика Христос-Пантократор. Мозаичные работы выполнялись преимущественно смальтой (сплав стекла, солей и окислов металлов), но иногда в мозаиках встречаются и фрагменты, выполненные из натурального камня. Кусочки смальты размером, приблизительно 1х1 см, вдавливались прямо в свежую штукатурку. Очень богата палитра мозаик Софийского собора, в нее входит более 170 оттенков.

Фрески собора сохранились не так хорошо, как мозаичные украшения. Железные плиты, которыми выложен пол Софиевского собора, содержат изображение мусульманской символики – полумесяца. Изначально полы были мозаичными в центре храма, а в боковых нефах, в усыпальнице и на хорах – керамическими. Фрагменты мозаичных и керамических полов в некоторых местах уцелели и дошли до наших дней. В 17 веке состоялось первое из известных поновлений фресок Софийского собора. Работы по поновлению производились клеевыми красками. В начале 18 века все стены в соборе были оштукатурены, побелены, а поверх слоя штукатурки наносилась масляная роспись. В 19 веке древние фрески вновь раскрыли и поновили маслом, стараясь сохранить их первоначальный вид. В тех местах, где фрески оказались слишком повреждены, была наложена штукатурка и добавлена роспись.

Софийский собор был также местом захоронения легендарных киевских князей. Здесь находится резной саркофаг с останками Ярослава Мудрого, погребенного в 1054 году. Здесь же покоится сын Ярослава Мудрого Всеволод, сыновья Всеволода Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.

Самыми главными ценностями и святынями храма было распятие, которое царица Ольга привезла из Константинополя, а также “Шапка Мономаха” – царственный венец, подаренный Владимиру Мономаху византийским императором. Здесь же хранились руки святой великомученицы Варвары и челюсть князя Владимира – крестителя Руси.

В 20 веке над Софиевским собором, как и над многими другими памятниками христианской культуры, нависла угроза уничтожения. В начале 30-х годов было принято решение о разрушении храма, и его могла постигнуть участь Михайловского собора. Спасло храм вмешательство Франции. Дело в том, что королева Анна, жена короля Франции Генриха I, была дочерью Ярослава Мудрого, который основал Софиевский собор, и Франция об этом помнила. Опасаясь международного скандала, советское руководство приняло решение о создании в 1934 году Софийского музея-заповедника.

После того, как Софийский собор и прилегающие к нему строения стали музеем-заповедником, здесь начали проводиться грандиозные исследовательские и реставрационные работы. Мозаики очистили, а с фресок удалили поздние слои масляных красок, укрепили штукатурку и роспись. В местах, где фрески 11 века были утрачены, можно увидеть росписи 17, 18 и 19 веков. В нынешнем виде длина Софиевского собора без галерей составляет 29,5 м., ширина — 29,3 м., если учитывать размеры с галереями: 41,7 м. и 54,6 м. Высота до вершины главного купола 28,6 м., величина подкупольного квадрата 7,6 м.

В прошлом на территории собора и в самом соборе находилось около 100 захоронений. До наших дней сохранились захоронения Ярослава Мудрого и его жены Ирины. Все прочие захоронения, среди которых было и захоронение Владимира Мономаха, были утрачены. Саркофаг великого князя Ярослава Мудрого вскрывали четыре раза: в 1936, 1939, 19964 и в сентябре 2009 года.

Собор Святой Софии входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является государственным музеем-заповедником. По этой причине его запрещено передавать какой бы то ни было религиозной организации, а также проводить богослужения. Исключением из этого правила является День независимости Украины (24 августа), когда в Софиевском соборе представители различных религиозных конфессий совершают совместное богослужение об Украине.

Легенды и мифы:

Самая известная мозаика Софиевского собора – Богматерь-Оранта, которую еще называют “Нерушимая стена”. В Киеве существует поверье, гласящее: пока стоит Оранта, до тех пор стоит и Киев.

1017-1037 г. – строительство Софийского собора

1169 году суздальский князь Андрей Боголюбский нападает на Киев и приносит существенный вред храму

1180 г. – храм Софии едва уцелел во время большого пожара

1240 г. – Софийский собор был разграблен воинами хана Батыя

1497 г. – собор разграблен крымскими татарами

16 в. – собор неоднократно подвергался разрушениям и нападениям, в этот же период в соборе прекратились богослужения

1596 г. – собор перешел в руки униатов после заключения Брестской унии

17 в. – в храме по инициативе митрополита Петра Могилы производятся большие работы по обновлению

1633-1640 г. – итальянец Октавиано Манчини проводит большие реставрационные работы в Софийском соборе

17-19 в. – ведутся реставрационные работы

1934 г. – Софиевский собор приобретает статус музея-заповедника

Софийский собор (Киев)

Софийский собор – Кафедральный храм Киевской митрополии начиная с XI в., одна из наиболее известных святынь Руси. Всемирноизвестный шедевр средневековой христианской культуры и искусства.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.

Содержание

Замысел соорудить в Киеве “церковь святой Софии, митрополию”, по свидетельству митрополита Илариона, принадлежал еще Владимиру Святославичу, но осуществить его довелось уже Ярославу Мудрому. Дата основания собора свыше полутора столетий является предметом научной дискуссии. Учитывая все исторические обстоятельства, наиболее вероятными годами строительства следует считать 1032—37 гг. — ровно через 500 лет после Софии Константинопольской, которая была символическим образцом для киевского храма.

Согласно древней церковной традиции, Софию Киевскую заложил митрополит Иоанн, а освятил его преемник Феопемпт. Неизвестные зодчие были представителями столичной константинопольской школы архитектуры. Храм посвящен Софии — Премудрости Божьей. Это одна из сложнейших абстрактных категорий христианского богословия, имеющая много толкований. По апостолу Павлу, Софии символически отвечает ипостась Христа — воплощенного Слова Божьего. Лишь позднее, когда распространилось отождествление Софии с Божьей Матерью, храмовый праздник киевского собора перенесли на 8 (21) сентября — день Рождества Богородицы. Художественный образ Софийского собора должен был воплотить многогранный смысл, вложенный в этот символ. Этим объясняются его грандиозные размеры и чрезвычайно усложненная структура. Вообще, интерьер Софии воспроизводит средневековую модель Вселенной, а внешний вид — образ Града Божьего — Небесного Иерусалима.

Подобно другим храмам, София была местом захоронения выдающихся личностей, преимущественно состоятельных. Некрополь Софийского собора начал складываться с середины XI в. Основатель храма еще при жизни повелел оборудовать для себя усыпальницу в северной галерее. Саркофаг Ярослава Мудрого доныне сохраняется в соборе. По летописи, в Софии известны еще четыре захоронения князей — потомков Ярослава, а также захоронения многих киевских митрополитов.

В домонгольское время Софийский собор был дважды разграблен. Впервые это сделали войска Андрея Боголюбского и его союзников в 1169 г., а во второй раз — дружины Рюрика Ростиславича в 1203 г. Храм также пострадал от большого пожара 1180 г.

Читайте также:  Спасо-Преображенский собор в Тольятти: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Наибольший урон София и Софийское подворье понесли во время монгольского нашествия 1240 г., а также татарских набегов 1416 и1482 гг. Однако храм не был разрушен и продолжал действовать. Уже в 1273 г. митрополит Кирилл созвал здесь поместный собор Русской церкви. И хотя после 1300 г. киевские митрополиты все реже посещали свою опустошенную резиденцию, определенные реставрационные работы время от времени проводились. В частности, в 1376—78 гг. ремонт Софии осуществил митрополит Киприан, а около 1577 г. — наместник митрополита Богуш Гулькевич-Глебовский.

Несмотря на эти усилия, храм постепенно приходил в упадок. Это происходило преимущественно из-за равнодушия и корыстолюбия чиновников митрополита. В конце XVI в. св. София представляла собой настолько печальное зрелище, что это вызвало возмущение даже у католического епископа Иосифа Верещинского. В 1608 г. Софийским собором завладели униаты, продолжившие хищения на продажу строительных материалов, в частности кровли. Остальное довершили дожди и ветры.

2 июля 1633 г. новоизбранный православный митрополит Петр Могила освободил Софийский собор из-под власти униатов и основал при нем монастырь. Капитальная реставрация храма начата в 1634 г., но при жизни Могилы она так и не была завершена. В частности, западная галерея оставалась полуразрушенной. В 1637—38 гг. работами руководил архитектор-итальянец Октавиано Манчини. Очевидно, именно он придал фасадам собора ренессансный характер, известный нам по рисунку Абрагама ван Вестерфельда 1651 г. В это же время сооружен новый резной иконостас и два придела алтаря в наружных галереях.

С 1688 г. митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский на пожертвования московских царей начал новую, более значительную по объему, перестройку св.Софии. В это время были сооружены вторые этажи над наружными галереями, шесть новых куполов и восемь фронтонов в стиле барокко, скрывшие за собой первоначальные малые купола. Работами руководил подмастерье каменных дел Савва Яковлев. Они были завершены к 1695 г., о чем свидетельствует изображение на плане Ушакова.

Только что отстроенный собор был сильно поврежден пожаром 1697 г. и нуждался в новой реставрации. В 1699—1706 гг. ее осуществил митрополит Варлаам Ясинский на средства гетмана Ивана Мазепы. Именно в это время были забелены древние мозаики и фрески, разобраны остатки западной галереи и западная тройная аркада с частью хоров, здание со всех сторон укреплено мощными контрфорсами.

В 1718—24 гг. выполнена новая барочная стенопись, в 1739—47 гг. митрополит Рафаил Заборовский осуществил очередную реставрацию собора, а в 1747—54 гг. сооружен трехъярусный иконостас, нижний ярус которого сохранился доныне. В начале XIX в. собор имел 17 престолов.

Начало научному изучению Софии Киевской положила книга митрополита Евгения Болховитинова “Описание Киево-Софийского собора”, изданная в 1825 г. Однако настоящей сенсацией стало случайное открытие древних фресок в 1843 г. На протяжении 1843—53 гг., одновременно с варварским “обновлением” стенописи, архитектор Павел Спарро осуществлял основательный ремонт храма, во время которого заменена крыша, пол вымощен чугунными плитами и снят верхний ярус иконостаса, мешавший видеть мозаики алтаря.

Во время последней реконструкции, проведенной в 1882—89 гг. под руководством Владимира Николаева, разобрана часть барочных фронтонов и открыты древние малые купола. Растесано крестообразное окно в центре западного фасада, а на месте западной галереи сооружен ныне существующий нартекс в псевдовизантийском стиле. Тогда же под полом собора утроены каналы калориферного отопления и снят еще один ярус иконостаса.

В октябре 1921 г. в Софийском храме состоялся собор, на котором объявлено создании Украинской Автокефальной Православной Церкви. Святая София принадлежала УАПЦ до ее ликвидации в 1930 г. В 1934 г. в соборе прекращена служба Божья и образован Государственный архитектурно-исторический заповедник “Софийский музей”. Деятельность заповедника началась с вандализма: на протяжении 1935—37 гг. разобраны и большей частью сожжены восемь барочных иконостасов боковых алтарей работы украинских мастеров XVII—XVIII вв. Исчезли также серебряные позолоченные царские врата 1747 г. из главного иконостаса. Вместе с тем, создание заповедника впервые позволило проводить исследования и реставрации памятника на действительно научной базе.

По свидетельству бывшего заведующего Софийского заповедника Алексея Повстенко, в сентябре 1941 г. советские военные предприняли попытку заминировать храм, но она, к счастью, оказалась неудачной. В послевоенные годы Софийский собор регулярно реставрируется и исследуется. В его помещениях поддерживается микроклимат, благоприятный для сохранения бесценных произведений средневекового искусства.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Киевский Софийский собор был одной из крупнейших построек своего времени. Общая ширина храма — 54,6 м, длина — 41,7 м, высота до зенита центрального купола — 28,6 м. Собор имеет пять нефов, завершенных на востоке апсидами, увенчан 13-ю куполами, образующими пирамидальный силуэт, и окружен с трех сторон двумя рядами открытых галерей, из которых внутренний имеет два яруса. Долгое время считалось, что галереи пристроены к собору позднее, но исследованиями последнего времени доказано, что они связаны с ним единым замыслом и возникли одновременно. Только крестильня, встроенная в западную галерею, относится к середине XII в.

Пространственное решение центрального ядра — крестово-купольное. С трех сторон его окружают чрезвычайно просторные хоры, открывающиеся внутрь храма тройными аркадами. Очевидно, хоры предназначались не только для пребывания там княжеской семьи во время богослужения, но и для размещения основных учреждений Киевской митрополии — палаты для торжественных событий, библиотеки со скрипторием (мастерской для изготовления рукописных книг), канцелярии, сокровищницы. Для подъема на хоры в западную галерею встроены две башни с винтовыми лестницами.

София Киевская представляет собой совершенный образец синтеза искусств. Стенопись и декоративное убранство составляют неделимое целое с архитектурой храма. В киевском соборе применено несвойственное Византии объединение в одном интерьере мозаик с фресками. При этом мозаичные изображения покрывают только важнейшие части храма — главный алтарь и центральный купол, остальной интерьер оформлен фресковой стенописью. Остатки фресок обнаружены также на фасадах — в нишах и на столбах галерей.

Пол в алтаре и центральной части (хоросе) был выложен шиферными плитами, инкрустированными мозаикой, в других частях — керамическими плитками. Многие элементы оформления были вырезаны из привозного греческого мрамора. Мраморными были пороги и колонны, низкая предалтарная ограда-темплон и сень-киворий над престолом. Шиферные парапеты ограды хоров покрыты резными орнаментами.

Выдающимся историческим источником является комплекс надписей-граффити, нацарапанных на стенах собора его посетителями в течение столетий. Среди них встречаются автографы известных исторических деятелей средневековой Руси.

  • В Софийском соборе Киева под сводом горнего места есть мозаичное изображение Богородицы, получившее наименование «Нерушимая стена». Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками, стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται· βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ. — Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра.» (Пс. 45:6). Своё название икона получила вероятно из-за того, что в продолжение более 800 лет именно стена с этой мозаикой никогда не подвергалась разрушению, в отличие от остальной части собора. В честь иконы в 2001 году был основан женский монастырь в городе Апшеронске.
  • Икона Богородицы София – Премудрость Божия (Киевская). Эта ико­на, за­им­ство­ван­ная из церк­ви Юс­ти­ни­а­на в Ви­зан­тии, изо­бра­жа­ет со­еди­не­ние Церк­ви Небес­ной и зем­ной через во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Адрес: Украина, Киев, ул. Владимирская, 24 (ст. метро “Золотые ворота”)

Телефон: +38 (044) 278-62-62, 278-61-52

Как добраться до Софийского собора в Киеве:

1) Доехать на метро до станции «Золотые ворота», спуститься до Софиевской площади по ул. Владимирской.

2) Доехать до станции метро «Майдан Незалежности», пройти вниз 2 квартала по ул. Софиевской до Софиевской площади.

Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения.

Однако София Киевская, как и прежде, привлекает нескончаемый поток паломников и туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.

Время работы собора: 10:00 – 17.30 (Ср. – до 16:30)

Выходной день: четверг

История храма

Первое упоминание в летописи

Храм Софии Премудрости Божией находится на правом южном берегу Москвы-реки напротив исторического центра Москвы – Кремля, в местности, заключенной между основным руслом Москвы-реки и ее прежним руслом, или старицей, превратившейся со временем в цепь небольших водоемов и болотец, получивших общее название “Болота”. Этот уникальный храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, – ближе к Дому на Набережной.

Bпервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Пожар уничтожил и Софийский храм.

Указ Ивана III о сносе церквей напротив Кремля

B связи с указом Ивана III 1496 г. о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля: «Того же лета рекою Москвою против города и повеле на тех местех чинити сад», в Заречье запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома. А на освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники, который был разбит уже в 1495 году.

Oколо Государева Сада возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь.

Пожар 1812 года

Hезадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и “прихожан учением своим отлучил многих”. Вследствие этого “запустошения церквей” его сослали из Москвы.
B пожар 1812 г. Софийская церковь пострадала незначительно. В ведомости о состоянии московских храмов после нашествия неприятеля было сказано, что на Софийской церкви «крыша от пожара в некоторых местах обвалилась, иконостасы и в них святые иконы целы, в настоящей (в главной церкви) престол и одежда целы, антиминс же похищен. В приделе престол и антиминс цел, а срачицы и одежды нет. … Книги для священнослужения находятся в целости, но некоторые из них частью изорваны».

Уже 11 декабря 1812 года, меньше, чем через 2 месяца после изгнания французов, был освящен Андреевский придел храма. В этом приделе, как и во всех действующих храмах Москвы, 15 декабря 1812 г. прошел благодарственный молебен за победы, одержанные над войском «двунадесяти язык».

После устройства в 1830-х гг. каменной набережной, именно по имени находившейся здесь храма Софии, она была названа Софийской.

Строительство новой колокольни

В марте 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С. Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха.

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой.

Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г.

Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.

В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва – третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни – храма Софии Константинопольской».

Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия – Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада – Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

Сооружение колокольни приходится на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. В этих условиях сооружение Софийского ансамбля представляется как материальное выражение моления о будущих победах и уверенности в обретении былого могущества. Дополнительное звучание этой теме придавало географическое расположение Софийского храма. Если храм Христа Спасителя, находившийся к западу от Кремля, являлся памятником в борьбе с западным нашествием, то положение Софийского храма к югу от Кремля географически совпадало с направлением на Черное море.

К сожалению, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок, возможности же расширения участка были исчерпаны. В результате от строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.

Наводнение 1908 года

14 апреля 1908 г. храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров.

В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около 1 метра. Были испорчены иконостасы в главном храме и приделах, в ризнице были опрокинуты шкафы и подмочены облачения. На главном престоле был снесен на пол серебряный ковчег со святыми дарами.

На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ.

Послереволюционные годы

О судьбе храма впервые послереволюционные годы известно мало. В 1918 г. новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27000 рублей.
В 1922 г. была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.

Читайте также:  Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

По поводу возникших при изъятии эксцессов Святейший Патриарх Тихон писал: «И посему горестью исполни-лось сердце наше, когда до слуха нашегодостигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять о требованиях от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при Святом Причащении, не могущие по канонам иметь употребления не священного, подлежали выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе».
Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято двадцать штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами.

  1. Из церкви Взыскания Погибших ценностей весом 12 фунтов 74 золотника
  2. Святой Софии – 9 пудов 38 фунтов 56 золотников.

Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 г. все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.

Митрополит Уральский Тихон (Оболенский)

Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию.

Одним из выдающихся людей, имевших отношение к храму Софии Премудрости Божией, был митрополит Уральский Тихон (Оболенский).

В клировой ведомости за 1915 год содержится первое упоминание о сближении с Софийским храмом архиепископа Тихона Уральского: «за последние время Высокопреосвященный Тихон Уральский посещает храм очень часто, почти каждые воскресные и праздничные дни».

Будучи епископом Уральским и Николаевским владыка Тихон принимал участие в Соборе 1917-1918 гг. А с 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к патриарху Тихону. В 1923 г. он вошел с состав Священного Синода при Святейшем патриархе Тихоне.

В феврале 1925 года не задолго до своей кончины Святейший Патриарх Тихон служил литургию в Софийском храме.

12 апреля 1925 г. митрополит Тихон был одним из подписавших акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), а 14 апреля 1925 года митрополит Тихон вместе с митрополитом Петром Полянским нанес визит в газету «Известия» для передачи завещания патриарха Тихона для публикации.

Скончался митрополит Тихон в мае 1926 года и был похоронен в храме Софии Премудрости Божией.

Отец Александр Андреев

В 1923 г. по представлению Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев. Благодаря его выдающимся личным качествам Софийский храм стал одним из центров духовной жизни в Москве.

14 сентября 1923 г. управляющий Московской епархией архиепископ Илларион (Троицкий) поручил о. Александру Андрееву «временное исполнение пасторских обязанностей при Московском храме Святой Софии, что в Средних Набережных Садовниках – впредь до избрания приходом». Такое избрание состоялось чуть позже, и с этих пор дальнейшее служение о. Александра неразрывно связанно с Софийским приходом.

Сестричество

На новом месте проповеднический и организаторский талант о. Александра развернулся во всю ширь.

Здесь возникло сестричество. В сестричество входило около тридцати женщин, не посвященных в монашество, но глубоко верующих, в храме было налажено народное пение. Целью создания сестричества была помощь бедным и нищим, а также работы по храму для поддержания его убранства и церковного благолепия. Официального написанного устава в сестричестве не было. Жизнь сестер по предписанию о. Александра строилась на трех основаниях: молитве, бедности и делах милосердия. Одним из первых послушаний сестер стало устройство горячих обедов для многочисленных нищих. По воскресным и праздничным дням в столовой храма на средства прихожан и сестричества устраивались обеды, на которые собиралось от сорока до восьмидесяти нуждающихся. Перед обедами о. Александр обязательно служил молебен, а по окончании, как правило, говорил проповедь, призывая к истинно христианскому образу жизни. Сестры никогда не собирали денежных пожертвований на обеды, так как прихожане, видя высокую благородную цель их деятельности, сами приносили пожертвования.

Отцом Александром были устроены жилые помещения для сестер.

Обновление и переустройство храма

В 1924-1925гг. отец Александр предпринял обширный комплекс работ по обновлению и переустройству храма.

Из церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове были перенесены главный иконостас и иконостас Никольского придела, которые были установлены в Софийском храме.

Одновременно в конце 1928 г. отец Александр пригласил для росписи храма известного церковного художника графа Владимира Алексеевича Комаровского. В. А. Комаровский был не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописания, одним из основателей общества “Русская икона” и членом редакционного совета одноименного сборника. Его заботило воспитание хорошего вкуса и понимания в деле иконописного убранства храмов.

Комаровский работал над росписями целыми днями, а иногда и ночами. Отдыхал тут же, в небольшой ризнице храма, размещавшейся под колокольней.

В храме Софии Комаровский изобразил над средней аркой сюжет «О Тебе радуется всякая тварь», а на столбах под аркою, ангелов в стиле Андрея Рублева. В трапезной штукатурка была вся сбита и заменена новой. Сам батюшка работал целыми днями, часто даже спал на лесах.

Наконец ремонт был закончен – хотя, к сожалению, и не все удалось осуществить, что предполагалось. Богослужение во время ремонта, тем не менее, в храме не прерывалось. И, самое удивительное, постоянно чувствовалась прочная непрерывная связь между алтарем и молящимися.

Арест о.Александра

25 марта 1929 года о. Александр был арестован и привлечен к ответственности по ст. 58 п. 10 за то, что, «являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества». Кроме того, он обвинялся в том, что «молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания». Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования «для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов».

10 мая 1929 года священник Александр Андреев был приговорен к трем годам высылки в Казахстан. С 1929 по 1932 годы он находился как высыльный поселенец в г. Каркаралинске Семипалатинской области.

Так как по окончании ссылки о. Александр был лишен права проживания в Москве и некоторых других крупных городах, то он прибыл в Рязань. Отец Александр Андреев был арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме г. Москвы.

Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года протоиерей Александр Александрович Андреев «за участие в контрреволюционной группе» был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.

Союз безбожников и клуб

После ссылки настоятеля закрыли и сам храм. Его занял Союз безбожников.

Следующее постановление о закрытии храма для занятия под клуб расположенного неподалеку завода «Красный Факел» Президиум Мособлисполкома вынес в декабре 1931 г.
Вокруг судьбы храма развернулась настоящая драма, подоплека которой, к сожалению, не известна. На своем заседании 19 февраля 1932 г. Комиссия по вопросам культов при ВЦИКе вновь отменила это решение, постановив оставить церковь в пользовании верующих.

Однако 16 июня 1932 г. Комиссия вновь вернулась к этому вопросу и утвердила решение Президиума о ликвидации церкви «При условии предоставлении заводом «Красный Факел» в Облисполком плана переоборудования, сведений о наличии средств и строительных материалов». Через месяц это решение Комиссии было утверждено ВЦИКом, и Софийский храм разделил печальную судьбу многих московских храмов. С церкви были сняты кресты, вывезено убранства интерьера и колокола, икона Владимирской Божией Матери была передана Третьяковской галерее. Никаких сведений о дальнейшей судьбе убранства храма неизвестно.

Лаборатория термомеханической обработки

После клуба завода «Красный Факел» помещение храма в середине 1940 г. было переоборудовано под жилье и разделено междуэтажными перекрытиями и перегородками.
Внутри храма работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960-1980–е года в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой».

60-е годы

В 1960 г. здания храма и колокольни постановлением Совета Министров РСФСР были поставлены на охрану как памятники архитектуры.

В 1965 году М.Л. Богоявленский записывал: «Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами обвалилась, некоторые кирпичи выскочили, в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е годы реставрировалась».

Реставрационные работы

В 1972 г. было проведено исследования живописи храма. В 1974 г. начались реставрационные работы.

Сами росписи, покрытые слоями побелки, долгие годы считались утраченными. Но в начале 2000 г. реставраторам удалось расчистить росписи свода и несколько фрагментов на стенах, и им открылась поистине прекрасная картина.

В заключении эксперта, сделанном по просьбе нынешнего настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина и прихожан храма, говорится: “Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства XX века и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения”.

Возобновление богослужений

В 1992 г. здание храма и колокольня по распоряжению Правительства Москвы были переданы Русской Православной Церкви. Крайне тяжелое состояние полученных зданий не позволило сразу же возобновить богослужение. Лишь в декабре 1994 года начались службы в подколокольном храме «Взыскания погибших».

11 апреля 2004 года, На Пасху, в стенах храма Софии Премудрости Божией прошла Литургия – первая с тех мрачных времен запустения.

В 2013 году произведена реставрация внешнего вида здания колокольни “Взыскание погибших” организацией ООО РСК “Возрождение”.

В настоящее время проводятся реставрационные работы внутри колокольни. Богослужения в ней приостановлены до окончания реставрационных работ.

Киевский Софийский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Современное здание храма было построено в 1722 году.

Отдельно стоящая колокольня возведена в 1868 году. Архитектор Н.И. Козловский.

Главный престол освящен в честь Софии Премудрости Божией, боковые приделы – апостола Андрея Первозванного и святителя Николая Мирликийского.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.

Последний настоятель храма протоиерей Александр Александрович Андреев претерпел мученическую кончину в 1937 году. После закрытия в храме обосновался «Союз безбожников».

В 1976-1983 годах храм реставрировался.

В 1994 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию, а в 1995 году приходу было передано бывшее здание храма.

С 1995 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.

Иконы святителя Николая Мирликийского и святителя Спиридона Тримифунтского с мощами.

Ежедневно с 8.00 – Утреня и Литургия.
В Воскресение – ранняя Литургия в 7.00, поздняя Литургия в 10.00.
В двунадесятые и великие праздники, выпадающие на будни – ранняя Литургия в 7.00, поздняя Литургия в 9.00.
Накануне воскресных и праздничных дней – Всенощное бдение в 17 час.

протоиерей Владимир Анатольевич ВОЛГИН, настоятель.
Родился 1 февраля 1949 года.
Образование: Московская Духовная Академия.
2 декабря 1979 года рукоположен в сан диакона.
9 декабря 1979 года рукоположен в сан пресвитера.
28 февраля 1996 года назначен и.о. настоятеля храма.
иерей Василий БАКУЛИН, штатный клирик прихода храма.
иерей Константин Сергеевич КУВШИННИКОВ, штатный клирик прихода храма.
Родился 20 апреля 1972 года.
Образование: Московский Государственный Университет, Московская Духовная Семинария.
23 апреля 2000 года рукоположен в сан диакона.
21 января 2007 года рукоположен в сан пресвитера.
иерей Игорь Станиславович СПАРТЕСНЫЙ, штатный клирик прихода храма.
Родился 25 ноября 1970 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
12 июля 2006 года рукоположен в сан диакона.
6 мая 2010 года рукоположен в сан пресвитера.
иерей Дмитрий Дмитриевич ДАНИЛОВ, штатный клирик прихода храма.
Родился 24 февраля 1978 года.
Образование: МГТУ им. Н.Э.Баумана, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
20 апреля 2006 года рукоположен в сан диакона.
диакон Геннадий Иванович СОРОКА, штатный клирик прихода храма.
Родился 24 декабря 1970 года.
Образование: Донецкий политехнический институт, Московская Духовная Семинария.
4 декабря 2001 года рукоположен в сан диакона.
диакон Сергей Николаевич САЛЬНИКОВ, штатный клирик прихода храма.
Родился 6 апреля 1973 года.
Образование: Киевский Международный Университет Гражданской Авиации, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
7 мая 2006 года рукоположен в сан диакона
диакон Иоанн Геннадьевич ГРУЗИНОВ, штатный клирик прихода храма.

Проезд до ст. метро “Новокузнецкая”, далее пешком по ул. Пятницкая в сторону центра до гостиницы «Балчуг». Выйдя на Раушскую набережную, повернуть налево, пройти под Большим Москворецким мостом и идти по Софийской набережной до д.32. Войти под арку колокольни во двор.

Проезд до ст. метро «Третьяковская», далее пешком по ул. Большая Ордынка в сторону центра, перейти через отводной канал по Малому Москворецкому мосту, выйти на Софийскую набережную, повернуть налево и идти до д.32. Войти под арку колокольни во двор.

Проезд до ст. метро «Охотный ряд», выход к Красной площади, пройти через Красную площадь мимо Васильевского спуска, перейти по Большому Москворецкому мосту на другую сторону Москвы-реки, далее направо по Софийской набережной до д.32. Войти под арку колокольни во двор.

2012 © Центральное Викариатство города Москвы

КИЕВСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР

Киевский Софийский собор

Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главный храм киевских митрополитов. Собор, выстроенный преимущественно из плинфы, большой (37 Х 55 м) пятинефный с 5 апсидами 13-главый крестово-купольный храм, со ступенчатым построением основных сводов. Окружен с 3 сторон двухъярусными галереями. В галереи с запада встроены 2 башни, лестницы которых ведут на просторные хоры.

    На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Строительство собора

    София Киевская в XI в. Реконструкция.

    Киевский Софийский собор был построен великим князем Ярославом Мудрым. Точное время его строительства неизвестно. Софийский храм, упоминаемый германским хронистом Титмаром Мерзебургским под 1018 г., скорее всего был деревянной постройкой, которая сгорела во время междоусобной войны Святополка Окаянного с Ярославом. Высказывалось предположение, что первый Софийский храм в Киеве был возведен еще во времена св. Ольги, но четких подтверждений этой версии не существует. Строительство храма осуществлялось скорее всего в 1030-х гг., предположительно в 1037 г., и, вероятно, было связано с приездом в Киев из Константинополя митрополита-грека Феопемпта – первого в ряду Предстоятелей Русского Церкви, упоминаемых Нестором Летописцем в “Повести Временных Лет”. Строили собор скорее всего греческие мастера, прибывшие вместе с митрополитом. Некоторыми исследователями высказывалось предположение, что строительство Софии Киевской было связано с восстановлением юрисдикции Константинопольского Патриархата над Русской Церковью (гипотеза Приселкова-Карташева) в период правления Ярослава Мудрого: Десятинная церковь, бывшая главным храмом Руси при св. Владимире, таким образом уступала место Софийскому собору, который отныне становился кафедральным храмом митрополитов-греков. Однако в конце своей жизни Ярослав рассорился с Византией и даже воевал с греками, что отразилось на положении Русской Церкви. В 1051 г. был поставлен первый митрополит русского происхождения – Иларион. В связи с его интронизацией Софийский собор впервые упомянут как вполне законченный и освященный храм.

    Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение (в XVII в. были добавлены еще 6 глав). Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкаюшие к западному фасаду. На стенах Софии Киевской сохранилось множество граффити – настенных надписей. Древнейшая из датированных граффити относится к 1052 г. – к этому времени в храме были завершены отделочные работы: он был богато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. Несмотря на значительные утраты, часть этого убранства сохранилась до наших дней. Среди священных изображений Софии Киевской наиболее известны мозаичная икона Божией Матери “Нерушимая Стена”, украшающая алтарную абсиду, а также икона Благовещения, расположенная на столпах восточной арки. По своим размерам (55х37 м) и богатству убранства Софийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. И размах, с которым был построен главный храм недавно крещеной Руси, и его посвящение не столько подражали Софии Константинопольской, сколько соперничали с ней. Построенный Ярославом Мудрым Софийский собор стал местом погребения самого великого князя и многих его потомков. Мраморный саркофаг с останками Ярослава доныне стоит под сводами Софии Киевской. В кафедральном митрополичьем храме были также погребены и многие Предстоятели Русской Церкви времени Киевской Руси.

    Нашествие Батыя и упадок собора

    Впервые храм серьезно пострадал в 1240 г. при разграблении Киева ордами Батыя. Монголо-татары нанесли Софии Киевской серьезный урон. Собор не только лишился своей драгоценной утвари, но и был частично разрушен. Особенно пострадали галереи и западная часть храма. Тем не менее и после Батыева погрома Софийский собор продолжал считаться кафедральным храмом русских митрополитов. Несмотря на разрушения в нем продолжали совершать богослужения. Но постепенно он приходил во все большее запустение, как и весь Киев. Митрополит Кирилл III, возглавивший Русскую Церковь после Батыева нашествия, мало жил в своем кафедральном граде – почти вся его жизнь прошла в разъездах по епархиям, в которых первосвятитель восстанавливал церковную жизнь после монголо-татарского разорения. Тем не менее великий первоиерарх, скончавшийся в Переславле-Залесском, все же был погребен в Софии Киевской. Около 1299 г. преемник Кирилла – св. митрополит Максим – окончательно оставляет разоренный и пришедший в упадок Киев и переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, под защиту князей Северо-Восточной Руси. Однако и сам Максим, и его преемники продолжают сохранять титул митрополита Киевского и всея Руси, а Софийский собор – статус кафедрального митрополичьего собора. И все же Предстоятели Русской Церкви редко посещают его, и древний собор продолжает ветшать. Частые и опустошительные набеги татар и литовцев еще более ускоряют его разрушение.

    В XIV в. большая часть западно-русских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Литовские государи – Гедимин и его потомки – стремятся разделить прежде единую Русскую Церковь и создать отдельную Литовско-Русскую митрополию, дабы их православные подданные (а они составляли тогда более 90% от всего населения Литовского княжества) не зависели от митрополитов Киевских и всея Руси, переселившихся со времени св. Петра и св. Феогноста в Москву. Иногда Литовским князьям удавалось добиться поставления отдельного митрополита для Литвы, который в таком случае мог поселиться в Киеве, при Софийском соборе. Так, при Ольгерде в болгарском Тырнове был в нарушение канонов поставлен на митрополию Литовской Руси Феодорит, пытавшийся утвердиться в Киеве, но не слишком в том преуспевший. София Киевская какое-то время служила митрополией и для других ставленников Ольгерда – Романа и Киприана. Однако к возрождению Софийского собора эти кратковременные эпизоды не привели. Когда в первой четверти XV в. великий князь Литовский Витовт вновь вознамерился поставить митрополита для Литовской Руси, его ставленник – Григорий (Цамблак) – поселился не в разоренном и опасном Киеве, а в Новогрудке, неподалеку от столичной Вильны.

    В дальнейшем, после того, как стало окончательным разделение единой Русской Церкви на две митрополии – автокефальную Московскую и Киево-Литовскую (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), Софийский собор продолжает лишь формально считаться главным храмом последней. Митрополиты Киевские лишь изредка наведываются сюда из Новогрудка и Вильны. Храм по-прежнему продолжает страдать от набегов крымских татар. Так, он был разграблен крымчаками в 1497 г. Тогда же татарами был убит митрополит Киевский св. Макарий, который ехал в Киев, чтобы привести в порядок разоренный кафедральный собор [1].

    Захват собора униатами

    Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что, по словам современника, некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли. Вероятно, в эти же годы в Софии Киевской прекращаются богослужения. Иначе трудно понять, как собор смогли захватить униаты, хотя лишь на короткое время. Это произошло после заключения в 1596 г. Брестской унии. Власть польского короля в Киеве была не слишком сильна, и православные сумели здесь организовать решительное сопротивление унии, насаждаемой Сигизмундом III. Православные киевляне отразили попытки католиков захватить Киево-Печерскую Лавру и другие киевские храмы. Однако немногочисленные изменники Православия сумели утвердиться в заброшенном Софийском храме и удерживали его около трех десятилетий. Правда, распорядились они православной святыней весьма своеобразно. Сохранилось сообщение о том, что в 1605 г. униатский поп Филипп, управлявший Софийским собором, “каменье тесаное на столбах и сходах разным людям пораспродавал”. В результате хозяйничанья католиков полностью рухнула западная галерея собора.

    Возвращение собора православным и долгожданное восстановление

    Ставший в 1633 г. православным митрополитом Киевским св. Петр (Могила) уже в самом начале своей деятельности добился у короля Владислава IV разрешения отобрать разоренный и поруганный Софийский собор у униатов и заняться, наконец, его восстановлением. Митрополит Петр привлек к восстановлению Софии Киевской итальянского архитектора Октавиано Манчини.

    Тогда же были забелены его древние мозаики и фрески. К открытию фресок было приступлено по высочайшему повелению лишь в 1848 г. Работа эта велась без должной осторожности, и открываемые фрески немедленно и весьма грубо реставрировались. В 1885 году А. Праховым были открыты мозаики в куполе и на внутренней стороне триумфальной арки.

    Петр (Могила) вновь сделал Софийский собор кафедрой митрополитов Киевских и Галицких – этот статус храм сохранял вплоть до начала XX столетия. Тогда же при Софийском соборе был учрежден небольшой мужской монастырь. К сожалению, несмотря на то, что при Петре (Могиле) в соборе были проведены гигантские восстановительные работы, митрополит так и не успел их завершить до своей кончины – западная часть собора продолжала оставаться в руинах. Окончательно собор был возрожден только в конце XVII в., после того, как Киевская митрополия вновь вошла в состав Московского Патриархата при патриархе Иоакиме и митрополите Киевском Гедеоне. В возобновлении храма принимали участие не только малороссийские зодчие, но и московские мастера, почерк которых угадывается в форме некоторых наличников собора. В целом же Софийский собор в это время приобретает черты, свойственные памятникам украинского барокко – храм получает грушевидной формы главы, его стены украшаются лепниной.

    В течение XVIII – XIX вв. продолжаются строительные работы в Софийском монастыре. Собор украсился новым роскошным иконостасом из позолоченного дерева, рядом с ним были выстроены высокая колокольня, теплая зимняя церковь (т.н. “Малая София”), здания митрополичьих покоев и монашеских келий. В последний раз переделки затронули Софию Киевскую в 1882 г., когда был перестроен западный фасад собора. В течение Синодального периода (XVIII – нач. XX вв.) Софийский собор продолжал оставаться кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких. Многие из них были погребены в соборе. В Софии Киевской совершались архиерейские хиротонии: в частности, здесь был рукоположен во епископа св. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский.

    В Софийском соборе похоронены митрополиты: в 1824 году – Серапион (Александровский), в 1837 году – Евгений (Болховитинов).

    Революция. Собор в руках у раскольников

    Драматические перемены в судьбе собора наступили после Октябрьского переворота 1917 г. На Софийский храм, воспринимавшийся в качестве символа Киевской Руси, начинают претендовать приверженцы автокефалистского раскола, который окончательно оформился в 1921 г., когда была образована т.н. “Украинская автокефальная православная церковь” (УАПЦ). Ее “первоиерархом” раскольники избрали запрещенного в служении за раскольническую деятельность протоиерея Василия Липкивского. Однако Патриарший Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) и другие епископы православных епархий Украины категорически отказались участвовать в проводимом в Киеве при поддержке большевиков лжесоборе раскольников-автокефалистов, и рукоположить епископов для УАПЦ. В результате приверженцы раскола приняли беспрецедентное решение – в нарушение канонов совершить “рукоположение” Липкивского “соборно”, то есть с участием священников, диаконов и мирян, а не епископов, как требуют каноны Православной Церкви. Кощунственная “хиротония” раскольничьего лжемитрополита была совершена в Софийском соборе, который со времен средневековья не видел подобного бесчинства. Позднее Липкивский “рукоположил” других лжеархиереев УАПЦ. За противные канонам “хиротонии” раскольников-липкивцев в народе прозвали “самосвятами”. К сожалению, именно эти деятели, совместившие в своем учении националистические и обновленческие идеи, захватили в свои руки величайшую святыню Православной Руси – Софийский собор.

    Закрытие и превращение в музей

    Однако деятельность раскольников-самосвятов продолжалось недолго. Поначалу большевистская власть покровительствовала им, надеясь с помощью липкивцев изнутри разрушить церковную жизнь на Украине. Но за раскольниками пошло ничтожно малое число православных верующих. Убедившись в неэффективности раскольничьей “церкви”, советская власть перестала поддерживать УАПЦ, и уже в начале 1930-х гг. она прекратила свое существование на территории советской Украины. В 1934 г. году Софийский собор был закрыт, а в 1935 г. древний храм был превращен в музей-заповедник. Участь Софии Киевской была все же более благополучной в сравнении с Михайловским Златоверхим монастырем и другими киевскими памятниками, уничтоженными в годы советской власти. В отличие от Успенского собора Киево-Печерской Лавры не пострадал Софийский храм и в годы Великой Отечественной войны. Правда, после закрытия София лишилась целого ряда ценных деталей своего убранства – были отправлены на переплавку массивные серебряные (весом 114 кг) Царские Врата главного иконостаса, уничтожены 8 иконостасов боковых приделов, разрушены надгробия Киевских митрополитов. В то же время советский период стал для Софийского собора временем интенсивных реставрационных работ, в ходе которых из-под позднейших записей были высвобождены драгоценные мозаики и фрески XI в., восстановлены фасады храма и других построек Софийского комплекса.

    Собор в постсоветское время

    Перемены в статусе храма наступили в конце т.н. “перестройки”. Власти Украины стали изредка разрешать совершение богослужений в Софийском соборе, который сохранял при этом статус государственного музея-заповедника и поныне остается таковым. В октябре 1990 г. здесь была совершена Божественная Литургия, которую возглавил Патриарх Алексий II. Во время богослужения Патриарх Алексий вручил митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету (Денисенко) грамоту о даровании Украинской Православной Церкви полной самостоятельности в управлении. В то же время в конце 80-х – начале 90-х гг. на Украине стали возрождаться националистические настроения. На их волне была вновь образована “Украинская автокефальная православная церковь”. Ее возглавил избранный в 1990 г. “патриархом Киевским” Мстислав (Скрыпник), для “интронизации” которого власти также предоставили Софийский собор. Вновь, как и в 20-30-х гг., в Софии кощунствовали раскольники. Однако украинские власти так и не решились передать Софийский собор раскольникам из УАПЦ или т.н. “Украинской православной церкви – Киевского патриархата” (образованной в 1992 г., после ухода в раскол бывшего митрополита Киевского Филарета). Но и канонической Украинской Православной Церкви, единственной правопреемнице той Церкви, которая существует со времен Крещения Руси, храм также не был возвращен. В дальнейшем Софийский собор еще неоднократно предоставлялся раскольникам для совершения “богослужений”. По инициативе президента Кучмы в нем также проводились “экуменические молебны”, в которых, как правило, принимали участие представители раскольничьих сообществ, различных протестантских деноминаций и даже исламских и иудейских общин. Священноначалие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата неизменно отказывается от участия в подобных мероприятиях, противоречащих канонам Православной Церкви. Впрочем, многострадальный собор в последние годы пережил и не такое – в его алтаре устроили свой шабаш приверженцы т.н. “Белого братства”, возглавительница которого – Марина Цвигун – пошла гораздо дальше, чем самозванный “патриарх Киевский” Филарет, провозгласив себя ни много ни мало, как живым воплощением Бога.

    Настоятели, ключари

    Библиография

    • Д. В. Айналов и Е. Редин. “Киево-Софийской собор”. Спб. 1889.
    • Гр. И. Толстой и Н. П. Кондаков. “Русские древности”, вып. IV. Спб. 1891.
    • Лазарев В. Н., Мозаика Софии Киевской, М., 1960; София Киевская. Материалы и исследования, К., 1973.

    Использованные материалы

    [1] Св. Макарий был погребен в Софийском соборе. Здесь же его мощи почивали после обретения вплоть до закрытия собора в 1934 г. Позднее они были перенесены в Киевский Князь-Владимирский собор, где находятся и в настоящее время “в плену” у раскольников-филаретовцев

    [2] Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – СПб., 1877. с.27.

    [3] Серебренников В. В., “Киевская академия с половины XVIII века до преобразования ее в 1819 году”, Киев, 1897, с. 48 – 49, http://books.google.com/books? >

    [4] Закревский Н. В., Описание Киева / Изд. Моск. археологич. об-во, т. 2. – М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890, http://books.google.com/books? , Киев, 1897, с. 53, http://books.google.com/books? >

    [5] Закревский Н. В., Описание Киева / Изд. Моск. археологич. об-во, т. 2. – М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890

    [6] Белик Жанна Григорьевна “Складывание научного подхода к реставрации древнерусской живописи и роль Пешехоновых в этом процессе”, Диссертация. канд. искусствоведения : 17.00.04 Москва, 2006, 265 с. http://www.dslib.net/muzee-vedenie/vozrozhdenie-drevnerusski. tml

    [7] Лебединцев П., прот., [некролог] (+ протоиерей Иоанн Михайлович Скворцов) // Киевские епархиальные ведомости, 1863, № 17( 2), с. 514; № 18 (2), с. 554.

    [8] “Распоряжения епархиального начальства”, Киевские епархиальные ведомости, 1863, № 16 (1), с. 146.

    [9] Языков Д.Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей. Вып. 10 [Русские писатели и писательницы, умершие в 1890 году] / [Соч.] Д.Д. Языкова. – М. : тип. А.И. Снегиревой, 1907, с. 66, http://books.e-heritage.ru/book/10078737

    [10] Некролог. Киевские епархиальные ведомости,1890, № 2, с. 47 и Рождественский А.А., Воспоминания о В.О. Ключевском, сноска 2, http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_1914_rozd_kluch.shtml

    [11] Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К – П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 426.

    [12] ЛЮБЛЮ АКАДЕМИЮ И ВСЕГДА БУДУ ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ИМЯ ЛЮБВИ К НЕЙ.» (ПИСЬМА ПРОФЕССОРА КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Д.И. БОГДАШЕВСКОГО к А.А. ДМИТРИЕВСКОМУ). Вестник ПСТГУ : История. История Русской Православной Церкви. 2013.Вып.5 (54). С.75-107 Сноска 72, http://pstgu.ru/download/1390568356.5Sukhova.pdf

    [13] Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том I. А – Й. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2014, с. 536.

    [16] Василий Анисимов, Огонь, который нельзя загасить: ЧАСТИЧНЫЙ СПИСОК ПОГИБШЕГО ДУХОВЕНСТВА г. КИЕВА 1931 год., http://archivorthodoxy.com/page-429.html

    [17] «Союзом боязни связуем…» (Письма протоиерея Василия Прилуцкого к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому (1908–1927 гг.)), Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(9). 2015, с. 142.

    Читайте также:  Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни
Ссылка на основную публикацию