Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Основание Кирилло-Афанасьевского монастыря

Когда появился в Ярославле Кирило-Афанасьевский монастырь? Большинство ярославских историков считают, что это произошло в 1615 году. Правда есть документальные свидетельства существования монастыря в XVI веке. В любом случае, монастырь упоминается в связи с историей, которая произошла в Ярославле в 1612 году.

Существует «Сказание о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских», которое повествует о том, что в 1612 году случилась в Ярославле смертоносная язва, и многие люди умерли. И тогда обратились жители к «бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье» с просьбой учинить крестный ход с иконой Толгской богоматери. Но во сне протопопу Илье явился Спас и повелел вознести вместе с прочими икону, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ монастыря святителей Афанасия и Кирилла. Но когда Илья проснулся и нашел в часовне икону, не увидел он на ней ни пылинки. Засомневался протопоп Илья, но когда он уснул, опять явился Спас и повелел ему «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что Илья и сделал с великим рвением. При этом совершилось чудо исцеления слепого. Так была обретена чудотворная икона Спаса Нерукотворного. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить во имя этой иконы церковь, срубив и освятив ее в один день, обыденную. После этого события болезнь прекратилась.

Здесь монастырь упоминается, как уже существующий. Но есть сведения, что в 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин обратился к ростовскому митрополиту Кириллу за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Как бы там ни было, в 1615 году монастырь уже существовал.

Дальнейшая история

Кирилло-Афанасьевский монастырь управлялся игуменами. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1619 года, значилось: «в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено».

Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь. Собор во имя патриархов Кирилла и Афанасия — бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом.

Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки. Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1696—1705), затем в XVIII веке построили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении на этом месте чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Башни тогда завершались шпилями с фигурами ангелов с трубами.

В XIX веке появились каменные двухэтажные настоятельские покои с трапезной палатой, две братские кельи.

Кирилло-Афанасьевский монастырь никогда не был ни крупным, ни богатым. В XVIII-XIX веках в нем проживало всего семь монахов и один белец. Афанасьевская обитель была причислена к заштатным указом императрицы Екатерины II 1764 года. В 1857 году Кирилло-Афанасьевский монастырь был возведен в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов.

Каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из ярославского кафедрального Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Строения Кирилло-Афанасьевского монастыря сильно пострадали во время восстания 1918 года. В 1925 году монастырь закрыли, в его строениях разместились производственные мастерские, жили люди.

В 2007 году Кирилло-Афанасьевского монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. С 2009 года это действующий мужской монастырь.

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

Ярославский Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была примерно в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Видимо именно по этой причине монастырь и получил свое название в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, ревностных борцов за чистоту Православия. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители было обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

Настоятельство монастыря. Первый настоятель.

Настоятельство в монастыре пережило четыре, неодинаковых по времени и форме периода:

а) с самого основания монастыря до учреждения Духовных штатов, т.е. до 1764 г. настоятели обители были игумены;

б) с учреждения духовных штатов до конца 1857-го года монастырь числится заштатным, и настоятели его именовались строителями;

в) по указу Священного Синода от 10-го декабря 1857-го г., монастырь был возведен в степень третьего класса, и настоятели стали носить сан Архимандритов;

г) с 1895-го года настоятелями обители состоят Преосвященные викарии.

Первый настоятель – игумен Симон, он упоминается в 1623 году.

Дальнейшее развитие монастыря

Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма.

Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX века: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 годах — на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви.

В послереволюционные годы при монастыре была зарегистрирована приходская община, которая упоминается в последний раз в 1923 году. В феврале 1925 года монастырь закрыли.

В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Были разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи были закрашены краской.

Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь.

Собор Афанасия и Кирилла.

Каменный собор во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских был построен взамен деревянного в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия. Придел был увенчан колокольней.

Собор во имя патриархов Афанасия и Кирилла — бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом.

Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. Около 1825 года выполнили новый иконостас. В 1831 году теплый придел был “распространен и по местам украшен живописью” росписи исполнил живописец Тимофей Медведев.

В 1903 и 1907 годах на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы; в 1912 году на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

На начало XXI века сохранились фрагменты фресок XVII века, по большей части закрытые слоями штукатурки.

Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки.

Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1612—1705)

Церковь Спаса Нерукотворного (Спасо-Пробоинская) была основана в 1612 году, в 1614 году Спасо-Пробоинский храм сгорел, сгорел и следующий в 1658 году, сгорел и третий в 1670 году. Каменный храм Спаса Нерукотворного был построен старанием земского старосты Ивана Мякушкина в 1696-1705 годах.

Спасо-Пробоинский храм неоднократно подвергался переделкам: в 1831–1832 годах у его западного фасада соорудили теплую трапезу, а в ней устроили церковь, сохранившую посвящение придела — Павла Фивейского и Иоанна Кущника; шатровую колокольню заменили новой, трехъярусной по проекту архитектора П. Я. Панькова.

В 1873 году теплый и холодный храмы были соединены в одну теплую церковь, а придел, бывший в трапезе, перенесли в алтарь настоящего храма, на левую его сторону.

В 1909–1911 церковь вновь подверглась значительным изменениям: к трапезной части с южной стороны пристроили по проекту архитектора А. А. Никифорова еще один придел, освященный во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского.

В обоих приделах иконостасы сооружены в древнерусском стиле. Пол во всей церкви и приделах положен новый из метлахских плит. Десять глав, заново вызолочены червонным золотом.

Частица мощей святителя Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце.

В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году.

Среди святынь, которые хранились в храме в честь образа Спаса Нерукотворного, можно назвать антиминс, преподанный во время освящения каменного храма святителем Димитрием, митрополитом Ростовским в 1705 году.

28 января 2012 года, накануне Престольного праздника святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, была принесена частица святых мощей святителя Афанасия, одного из покровителей святой обители.

В 2006 году по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, храм святителей Афанасия и Кирилла стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Под руководством администрации семинарии в храме стали вести восстановительные работы. После долгих месяцев упорного труда придел, освященный в честь святителя Алексия, митр. Московского, стал пригоден для богослужения.

В мае 2007 года два храма и другие постройки бывшей обители были переданы Ярославской епархии. Первую службу в возрожденном храме 31 января 2008 года возглавил архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный).

31 марта 2009 года синодальным решением монастырь был возрождён. В 2010 году были отремонтированы кровля и укреплён фасад собора, было закончено строительство ограды с башнями. Летом того года, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

О правилах монастыря.

Распорядок дня обители:

6.00 – Утреннее правило. Полунощница.

16.00 -17.00 – Отдых.

17.00 – Вечернее богослужение.

19.30 – Повечерье. Вечернее правило.

События современной истории

28.01. 2012 года в Кирилло-Афанасиевский монастырь прибыл ковчег с мощами свт. Афанасия Великого.

06.06.2012 года 400 – летие обретения иконы Спаса Нерукотворного Образа и основания Спасо-Пробоинского храма в городе Ярославле.

04.05.2015 года Принесение десницы великомученика Георгия Победоносца в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь.

29.08.2015 г. Празднование 400-летия Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря.

Кирилло-Афанасьевский монастырь.

Летопись Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря во граде Ярославле.

Кирилло-Афанасиевский монастырь получил свое наименование в честь святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была примерно в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Видимо именно по этой причине монастырь и получил свое название в честь святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских, ревностных борцов за чистоту Православия. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители было обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

Читайте также:  Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

Существует «Сказание о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских», которое повествует о том, что «еще до воцарения Михаила Федоровича без мала за год» в часовне рядом с деревянной церковью Афанасия и Кирилла была обретена чудотворная икона Спаса Нерукотворного, «и вот сия-то часовня, как киот прославленной святыни и чудотворений, послужила впоследствии к устроению монастыря». В конце марта 1612 года для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с князем Димитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие люди умерли. И тогда обратились жители к «бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье» с просьбой учинить крестный ход с иконой Толгской богоматери. Но во сне протопопу Илье явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ монастыря святителей Афанасия и Кирилла. Но когда Илья проснулся и нашел в часовне икону, не увидел он на ней ни пылинки. Засомневался протопоп Илья, но когда он уснул, опять явился Господь и повелел ему «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем всем людям, собравшимся на соборной площади. Во время Крестного хода произошло первое чудо — исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда Крестный ход поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить в честь этой иконы церковь, срубив и освятив ее в один день, – «обыденную». После этого события моровое поветрие в городе прекратилось.

В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился к ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона.

Некоторые источники замечают, что Кирилло-Афанасиевский монастырь существовал уже в XVI веке, поскольку под 1570 годом упоминается его игумен Вассиан. Исследователь полагал, что в 1615 году монастырь не возник, а был возобновлен.

Как бы там ни было, в 1615 году монастырь уже существовал и управлялся игуменами.

Царь Михаил Федорович весьма благосклонно относился к обители, которая была основана вскоре после его восхождения на престол. Монастырь получил во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1619 года, значилось: «в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено».

Обитель была наделена и другими льготами: с монастырских вотчин «никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела», монастырские крестьяне освобождались также от суда «опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным», право суда оставалось только за государем и за игуменом «с братьею». Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину «придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды».

По второй грамоте, от 7 мая 1623 года, обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и «пустыньку», где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и «пение уставити». В 1627 году царю Михаилу Федоровичу была отправлена челобитная старца Варфоломея — строителя Афанасьевской обители — о том, что из монастырских людей двоих насильно взяли в целовальники «на кабаки». Напомним, служба таможенных целовальников не оплачивалась и по сути являлась обременительной повинностью. В ответ на челобитную пришла царская грамота, по которой впредь монастырских людей «в целовальники имать не велели».

Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары. В древней летописи существует запись, что в 1658 году «монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре». Она свидетельствует о несомненной связи обители с обретенным в часовне образом Спасителя.

Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его Алексию, митрополиту Московскому.

Территория монастыря была не большой и обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны, с других сторон ограду монастыря заменяли «надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская». По парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, еще в XVIII веке соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память о важном событии — обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. В 1764 году в Афанасьевский монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой; в 1773 — игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной иконы Югской Богоматери в Углич, Рыбную слободу и Мологу. Указом императрицы Екатерины II от 31 марта 1764 года Афанасьевская обитель была причислена к заштатным: «ни в каком классе не состоит, но имеется… в числе оставленных на свое содержание монастырей».

25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, после которого был составлен перечень причиненного ущерба. От огня пострадали оба храма игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда.

«Всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб.» сообщается в данном перечне.

Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви св. святителей Афанасия и Кирилла, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным.

В 1820-1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: «в связи с северной стеной» были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; «в связи с восточной оградой» — две братские кельи; около 1825 года для церкви Афанасия и Кирилла выполнили новый иконостас; в 1831 — теплый храм был «распространен и по местам украшен живописью», росписи в нем исполнил живописец Тимофей Медведев. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

12 декабря 1857 года император Александр Николаевич утвердил определение Святейшего Синода о возведении Афанасиевского монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. С 1895 года Афанасиевский монастырь стал резиденцией викарного епископа Ярославской епархии

Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма.

Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт.

Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX века: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 — на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви; в 1912 — на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

Каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из ярославского кафедрального Успенского собора в монастырь совершался крестный ход.

Обитель была широко известна среди православных христиан, поэтому ее храмы были постоянно наполнены молящимися.

Драгоценным сокровищем обители, достойным «благочестивого чествования», являлась частица мощей Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце. В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году.

Среди святынь, которые хранились в храме в честь образа Спаса Нерукотворного, можно назвать антиминс, преподанный во время освящения каменного храма святителем Димитрием, митрополитом Ростовским в 1705 году

Особо почитался Образ Нерукотворного Спаса, остававшийся невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь. Икону находили на пепелище не тронутую пламенем. А уничтожили икону люди уже в советское время. В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 году, в феврале 1925 монастырь закрыли, часть «ветхого культового имущества» передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди.

Многое пришло в неузнаваемый вид, разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи закрашены краской, от былого величия ничего не осталось.

С тех пор и до недавнего времени территория этого святого места была практически отхожим местом. В 2006 году по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, храм святителей Кирилла и Афанасия стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Когда в храмы пришли семинаристы, они нашли их в ужасающем состоянии: окна и двери были выбиты, всюду громоздились груды мусора.

Под руководством администрации Семинарии в храме стали вести восстановительные работы. После долгих месяцев упорного труда придел, освященный в честь святителя Алексия, митр. Московского, стал пригоден для богослужения.

В мае 2007г два храма и другие постройки были переданы Ярославской епархии. Первая служба в возрожденном храме 31 января 2008г проходила архиерейским чином – ее возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. С этого срока начался отсчёт новый жизни обители.

С 2009 года решением Святейшего Синода, это действующий мужской монастырь. Богослужения ведутся здесь по монастырскому уставу.

Теперь можно увидеть и главный храм монастыря — церковь Кирилла и Афанасия. Много лет она стояла закрытой. На стенах проглядывают фрагменты фресок 17 века, в основном, плотно закрытые слоями штукатурки. Реставрация этого храма еще в планах, в 2010 году удалось отремонтировать только кровлю и укрепить фасад. Закончено строительство ограды с башнями. Еще летом, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

Читайте также:  Храм Преображения Господня в Долгопрудном: описание и адрес церкви, история, праздники, как добраться

29 января 2011 г в Кирилло-Афанасьевском монастыре состоялась торжественная встреча иконы Нерукотворного Спаса (список с древнего чудотворного образа), возвращенной из Троицкого храма поселка Смоленское. Настоятель и прихожане этого храма передали икону Спасителя с надеждой на духовное возрождение обители.

Для встречи иконы в Святых вратах обители собралось большое количество ярославцев.

Прошли годы, и в святую обитель вновь возвращается икона Спасителя — чудотворный список с древней святыни. Знаменательно что, что событие это произошло накануне Престольного праздника — св. святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских. Это явный знак милости Божией не только к монастырю, но и к древнему городу Ярославлю.

28 января 2012 года, накануне Престольного праздника святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, была принесена частица святых мощей святителя Афанасия, одного из покровителей святой обители.

Духовенство:

Иеромонах Никодим (Федоров) – исполняющий обязанности настоятеля Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря г. Ярославля

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь

Афанасьевский мужской монастырь – православный монастырь в Ярославле. Основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период смутного времени. В 1925 году закрыт, в 2005 возвращен Церкви. В монастыре ведутся восстановительные работы, действует трапезная.

Содержание

История

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Причина постройки храма в честь именно этих святых была обусловлена тем, что они ревностно защищали христианство от ересей, война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма. В это же время царь Михаил Фёдорович приписал обители ряд угодий, что обеспечило монастырь материально.

XVII- начало XX века.

В 1691—1702 гг. на месте деревянных церквей были построены каменные храмы, существующие и поныне. Тогда же возвели келейный корпус и каменные стены (высота стен — 5 метров, ширина — 1 метр), чтобы оградить монастырь, стоящий в центре многолюдного города, от мирской суеты. Стены также сохранились до сих пор.

В Спасо-Пробоинской церкви главный придел был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части – во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части – во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника. В 1911 году пристроен южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В храме святых Кирилла и Афанасия теплый придел был освящен в честь святителя Алексия, митр. Московского. Среди почитамемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиеп. Александрийского, в серебряном ковчежце, образ св. Алексия, митр. Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митр. Димитрием Ростовским.

Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии. Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии. В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств.

В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики.

В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария. Усилиями ректора семинарии, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, к 2010 году удалось расчистить обитель и отреставрировать придел святителя Алексия, митр. Московского в Кирилло-Афанасиевском храме. С этого времени в приделе регулярно проходят богослужения, в обязательном порядке посещаемые семинаристами. Однако, до полного восстановления монастыря еще далеко.

В июне 2010 году, прямо во время богослужения, рухнула северная стена монастыря, причем рядом с ней находилась группа рабочих. Никто не пострадал.

С сентября 2010 года наместником обители является игумен Феодор, настоятель Богоявленского храма Ярославля. 29 января 2011 года в монастырь была возвращена чтимая икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в нем до революции.

Современное состояние

В настоящее время монастырь активно восстанавливается.

Богослужения в монасыре совершаются каждый день.

С августа 2015 года при Кирилло-Афанасиевском мужском монастыре работает “Монастырская трапезная”. Посещая трапезную можно не только познакомиться с традициями русской кухни, но и узнать об особенностях православного устава. В монастыре возрождают не только стены, но и древние монастырские рецепты.

Располагается трапезная под Спасо-Пробоинским храмом. В меню представлены разнообразные блюда. Многие из них готовятся сугубо по рецептам Кирилло-Афанасиевского монастыря. Также в трапезной можно отведать монастырскую выпечку, чай, кофе и сладости, а также монастырский квас.

При монастыре действует музей.

Храмы

Святыни

  • Икона Нерукотворного Спаса
  • Частица мощей святителя Афанасия, архиепископа Александрийского

Престольные праздники

  • Храм святителей Кирилла и Афанасия (31 января)
  • Спасо-Пробоинский храм (29 августа)

Литургия в Cпасо-Пробоинском храме

Богослужение в Афанасьевском монастыре

Крестный ход к Афанасьевскому монастырю

Видео



Как добраться

Адрес: г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17

До Ярославля можно добраться самолетом, поездом или автобусом.

Далее от площади Ярославль-Главный можно добраться на автобусах №76, №8, или маршрутках №45, №81.

Паломнику

Афанасьевский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

ЯРОСЛАВСКИЙ КИРИЛЛО-АФАНАСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото нач. XXI в.

Ярославский мужской монастырь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских Ярославской епархии

  • Адрес: Россия, 150000, г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17
  • Тел.: +7 (8452) 73-04-14
  • Официальный сайт: http://мужской-кирилло-афанасиевский-монастырь.рф/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Основание

    Древнейшее упоминание о монастыре говорит об игумене обители Вассиане под 1570 годом. Однако, других свидетельств о существовании монастыря до 1615 года нет. Основание – или возобновление – обители в том году связано с чудесным событием смутного времени [1].

    В конце марта 1612 года для сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие умерли. Жители обратились к “бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье” с просьбой учинить крестный ход с Толгской иконой Богоматери. Но протопопу Илье во сне явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ деревянной церкви во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. Когда отец Илья проснулся и нашел в часовне икону, он не увидел на ней ни пылинки. Он засомневался, но когда он уснул, ему опять явился Господь и повелел ему “без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии,” что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем всем людям, собравшимся на соборной площади. Во время крестного хода произошло чудо – исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда крестный ход поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить в честь этой иконы обыденную церковь. После этого события моровое поветрие в городе прекратилось.

    В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке “других усердных ревнителей святого дела” обратился к Ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к устроению обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Монастырь открылся в том же году и с того времени управлялся игуменами.

    В XVII веке

    Царь Михаил Феодорович благосклонно относился к обители и дал ей во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В государевой грамоте от 1619 года, значилось:

    Вдобавок с монастырских вотчин “никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела,” монастырские крестьяне освобождались также от суда “опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным,” право суда оставалось только за государем и за игуменом “с братьею.” Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину “придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды.”

    По второй грамоте, от 7 мая 1623 года, обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и “пустыньку,” где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и “пение уставити.”

    В ответ на челобитную 1627 года царь вдобавок даровал грамоту по которой впредь монастырских людей “в целовальники имать не велели.”

    Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары. Так, летописная запись говорит что в 1658 году “монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре.”

    Первую каменную церковь обители во имя святителей Афанасия и Кирилла возвели в 1664 году. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия.

    Территория монастыря была небольшой, обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны. С других сторон ограду монастыря заменяли “надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская.”

    Синодальный период

    В XVIII веке по парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

    При секуляризационной реформе в 1764 году, указом императрицы от 31 марта, обитель была причислена к заштатным. В том же году в монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой.

    25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, в котором от огня пострадали оба храма, игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда монастыря. А “всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб.”

    В 1773 году игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной Югской иконы Богоматери в Углич, Рыбную слободу (ныне Рыбинск) и Мологу.

    В 1820-1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: “в связи с северной стеной” были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; “в связи с восточной оградой” – две братские кельи; подновления коснулись и главного храма обители. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

    12 декабря 1857 года император утвердил синодальное определение о возведении монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма. Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт. Его родичи и потомки продолжили покровительствовать обители.

    Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото ок. кон. XIX-нач. XX вв.

    С 1895 года монастырь стал резиденцией викарного епископа Угличского.

    Вновь монастырь подвергался перестройкам на рубеже веков: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в начале XX века проводились работы в соборной церкви.

    По сложившемуся к концу синодального периода обычаю каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из кафедрального Ярославского Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Обитель была широко известна, ее храмы были постоянно наполнены молящимися.

    Упразднение и запустение

    В послереволюционные годы при монастыре была зарегистрирована приходская община, которая упоминается в последний раз в 1923 году. В феврале 1925 монастырь закрыли. При этом часть “ветхого культового имущества” передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

    В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Были разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи были закрашены краской.

    Восстановление

    В 2006 году храм святителей Кирилла и Афанасия стал церковью возрожденной семинарии. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Когда сюда пришли семинаристы, они нашли храмы с выбитыми окнами и дверьми, заваленными грудами мусора. После нескольких месяцев труда Алексиевский придел стал вновь пригоден для богослужения.

    В мае 2007 года два храма и другие постройки бывшей обители были переданы Ярославской епархии. Первую службу в возрожденном храме 31 января 2008 года возглавил архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный).

    31 марта 2009 года синодальным решением монастырь был возрождён. В 2010 году были отремонтированы кровля и укреплён фасад собора, было закончено строительство ограды с башнями. Летом того года, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

    Собор Ярославского Кирилло-Афанасиевского монастыря. Фото нач. XXI в.

    Храмы, архитектура

    Кирилло-Афанасьевский собор

    Каменный собор во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских был построен взамен деревянного в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия. Придел был увенчан колокольней.

    Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. Около 1825 года выполнили новый иконостас. В 1831 году теплый придел был “распространен и по местам украшен живописью,” росписи исполнил живописец Тимофей Медведев.

    В 1903 и 1907 годах на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы; в 1912 году на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

    На начало XXI века сохранились фрагменты фресок XVII века, по большей части закрытые слоями штукатурки.

    Спасо-Пробоинский храм

    Деревянный храм в честь образа Спаса Нерукотворного на Пробойной улице не раз горел и восстанавливался.

    Настоятели

    • Вассиан (упом. 1570) .
    • Варфоломей (упом. 1627) строитель .
    • Николай (? – 1881)
    • Феодосий (Рождественский) (31 марта 1881 – 16 февраля 1886) .
    • Сергий (Воскресенский) (18 марта 1901 – 26 марта 1906)

      • Феодор (Казанов) (22 октября – 24 декабря 2010) и/о наместника
    • Феодор (Казанов) (24 декабря 2010 – 21 апреля 2011) наместник
  • Феодор (Казанов) (21 апреля 2011 – 27 декабря 2016)
  • Никодим (Федоров) (с 27 декабря 2016) иером.

Святыни

  • образ Нерукотворного Спаса – список с древней чудотворной иконы, возвращен в монастырь из Троицкого храма поселка Смоленского 29 января 2011 года
  • частица мощей свт. Афанасия Александрийского – принесена 28 января 2012 года

К концу синодального периода

  • чудотворный образ Нерукотворного Спаса – явлен в 1612 году, оставался невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь: икону находили на пепелище не тронутую пламенем. В советское время икона была уничтожена.
  • частица мощей свт. Кирилла Александрийского – сохранялась в ризнице в серебряном ковчежце
  • икона митр. Московского свт. Алексия – в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году; находилась в теплом Алексиевском приделе
  • антиминс свт. Димитрия Ростовского – преподан святителем Димитрием во время освящения каменного храма в 1705 году; находился в Спасской церкви

Использованные материалы

[1] Это событие изложено в “Сказании о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских“.

Кирилло-Афанасьевский монастырь

Фото и описание

Согласно трудам ярославских историков Афанасьевский монастырь был основан после 1612 г., в то время когда рядом с церковью Афанасия и Кирилла в часовне произошло обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Но существуют документальные свидетельства того, что этот монастырь существовал уже в 16 в. В 1615 г. Гавриил Мякушкин, земский староста, обратился к митрополиту ростовскому Кириллу с просьбой благословить основание обители на священном месте.

Существуют документальные сведения о том, что Афанасьевский монастырь управлялся игуменами. В первые годы своего существования он уже получил владения и привилегии по грамотам Михаила Федоровича. В первой грамоте, датируемой 1619 г., говорилось о том, что Афанасьевский монастырь освобождается от руги денежной и хлебной, на свечи, на вино, на ладан. Также монастырю выделялась место под мельницу на Романовской и Ярославской стороне. С леса и дров, которые монастырь вез по Волге, Мологе и Шексне для монастырского обихода пошлина не взималась. Монастырь также освобождался от постоя воевод, бояр, князей и ратных людей.

Первые постройки монастыря были деревянные, в 17 в. обитель неоднократно сгорала во время пожаров. Так, в 1658 г. монастырь полностью сгорел. Первая каменная церковь монастыря в честь Афанасия и Кирилла была построена в 1664 г. по благословению митрополита ростовского Ионы Сысоевича. По завершении строительства церковь была украшена росписями, выполненными московскими мастерами. При пожаре 1670 г. монастырь снова пострадал. В 1676 г. к соборной церкви с севера был пристроен зимний храм с колокольней, который был освящен в честь митрополиту Московского Алексия. В 1736 г. по просьбе игумена монастыря Ионы и по указу архиепископа Иоакима к Афанасьевскому монастырю приписали часовню, пристроенную к Знаменской или Власьевской башне, которая являлась въездными воротами в Земляной город. Сегодня она известна под именем Знаменской церкви.

Афанасьевский монастырь значительным никогда не был ни по богатству своих владений, ни по числу иноков: в 1717 г. здесь жило всего лишь семеро монахов да один белец; штат не увеличился и по данным 1802 г. Территория обители была совершенно небольшой, она ограничивалась каменной невысокой стеной лишь с востока и северо-востока. По другим сторонам в качестве ограды выступали монастырские надворные постройки обывательских домов, а также Спасо-Пробоинская церковь.

По восточному, парадному фасаду монастыря, который выходил на Пробойную улицу, в 18 в. возвели две каменные башни небольших размеров, одна из них выполняла роль Святых ворот, в другой располагалась часовня в честь важного события − обретении здесь чудотворной иконы. Башни заканчивались шпилями с фигурами трубящих ангелов.

25 июня 1768 г. в центр Ярославля в очередной раз произошел пожар. В перечне причиненного ущерба содержится, по сути, первое описание строений Афанасьевского монастыря. При проведении восстановительных работ была обновлена живопись храма Афанасия и Кирилла, первоначальный каменный иконостас заменили на деревянный.

В 1820–1830 гг. в обители были проведены крупномасштабные работы по его благоустройству: были возведены двухэтажные каменные настоятельские покои с трапезной палатой; были устроены две братские кельи; для церкви Афанасия и Кирилла в 1825 г. мещанин Константин Требников изготовил на свои средства новый иконостас, Александр Чарышников из Ярославля позолотил его; в 1831 г. теплый храм украсили живописью, росписи выполнил Тимофей Медведев. В то же время была перестроена одноярусная колокольня над папертью теплой церкви, монастырю из упраздненного Борисоглебского прихода был передан 115-пудовый колокол. Ансамбль колокольни монастыря составляли семь колоколов.

Очередным перестройкам Афанасьевский монастырь подвергся на рубеже 19-20 вв.: в 1897 г. были устроены каменные погреба, каретная, сарай, баня, конюшня; в 1903 и 1907 гг. проводились ремонтные работы в соборной церкви на средства, выделенные Ф.Е. Вахрамеевым; в 1912 г. была поновлена настенная живопись художником и реставратором М.И. Дикаревым на пожертвования А.И Вахромеева.

В 1764 г. по указу императрицы Екатерины II Афанасьевскую обитель причислили к заштатным. 12 декабря 1857 г. Афанасьевская обитель была возведена в степень третьеклассной, настоятели ее имели с этого времени сан архимандритов. С 1895 г. Афанасьевский монастырь получил статус резиденции викарного епископа ярославской епархии.

После революции при Афанасьевском монастыре была создана приходская община. В феврале 1925 г. монастырь был закрыт, часть его имущества была передана в храм Спаса на Городу и другие храмы. В 1930-х гг. по решению городских властей колокольня была разобрана, а в церкви Афанасия и Кирилла и других монастырских постройках разместились организации, производственные мастерские, братский корпус использовался под жилье.

В ноябре 2007 г. храм с оградой и башнями Святых ворот передали Русской Православной церкви. Когда Ярославская духовная семинария переехала в здания усадьбы Вахромеева по распоряжению владыки Кирилла монастырский храм стал семинарским. 31 января 2008 г. в приделе Алексия было совершено первое богослужение.

Читайте также:  Мужской монастырь святого Феодора Стратилата в Бахчисарае: история и адрес монастыря
Ссылка на основную публикацию