Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове: история и адрес монастыря, храмы и постройки

История Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь – это действующий православный мужской монастырь, расположенный на берегу Сиверского озера в Вологодской области. Вся история Кирилло-Белозерского монастыря неразрывно связана с важными событиями в Русском государстве. Он был крупнейшим религиозным и культурно-экономическим центром Русского севера, местом политической ссылки и центром паломничества, а до XVII века имел важное стратегическое значение.

При Кирилле Белозерском монастырь называли Домом Пресвятой Богородицы, а после его смерти – Домом Пресвятой Богородицы и чудотворца Кирилла. Обитель никогда и никем не была осквернена: ни татарами, ни литовцами, ни поляками, ни немцами. Во время польско-литовского нашествия на нее трижды нападали, осаждали и пытались взять приступом, но проникнуть за крепостные стены захватчикам не удалось.

Все храмы и сооружения пережили и трудное советское время, когда шла борьба с религией. Большинство икон также дошло до наших дней.

Белозерская обитель – это город с мощнейшими крепостными стенами и башнями, с огромной территорией, площадь которой – самая большая в Европе. Чтобы обойти ее во время крестного хода, у монахов уходит полтора часа.

Из истории

Кирилл Белозерский (в миру имел имя Козьма) принадлежал к знатному московскому боярскому роду Вельяминовых. Когда ему было 30 лет, он пришел в московский Симонов монастырь, основателем которого был ученик и племянник Сергия Радонежского – архимандрит Феодор.

Козьма был пострижен в монашество с именем Кирилл. В обители он работал у раскаленной печи на монастырской кухне, затем ему поручили переписывать книги, а когда архимандрит Феодор получил ростовскую кафедру епископа, преподобному Кириллу был доверен этот важный пост. Однако, из-за недоброжелательства некоторых иноков Кирилл уже через год отказался от власти. Всего он пробыл в обители Симона около 30 лет.

Основание Кирилло-Белозерского монастыря

В это время в Симонов монастырь из северного Белозерского края прибыл постриженик этой же обители старец Ферапонт. Впечатлённый его рассказами преподобный Кирилл решил покинуть обитель и отправился жить в далекий северный край.

Так, в возрасте 60 лет он пришел в Белозерье и поселился в том месте, где речка Свияга впадает в Сиверское озеро. Здесь, на склоне крутого холма, он устроил себе хижину, построил часовню и в одиночестве стал жить в лесной глуши.

Весть о его подвижнической жизни стала известна не только в окрестных поселениях, но и в Москве. Вскоре иноки из других обителей, а также миряне, искавшие пути спасения, стали приходить в Белозерский край.

В новой обители были установлены очень строгие аскетические порядки: у иноков не было ничего личного, все было общее, в кельях были только рукомойник и книги. Послушники общались между собой только на темы Священного Писания, вино в обители не держалось, а уличенные в питии вина безжалостно изгонялись.

Не смотря на строгий устав и необходимость постоянно преодолевать трудности, число иноков в обители постоянно увеличивалось.

Про старца Кирилла складывали легенды:

  • По одной из них однажды своей пламенной молитвой он остановил на озере бурю и, тем самым, спас от гибели монахов-рыболовов
  • В неурожайные года хлеб в монашеских амбарах чудесным образом не уменьшался и монахи делились им с голодающими крестьянами.

Первый храм здесь был поставлен в 1397 году, это была деревянная церковь Успения.

Преподобный Кирилл Белозерский управлял обителью в течение 30 лет и, не смотря на суровые условия жизни, умер в 1427 году в возрасте 90 лет, а через 21 год после смерти он был причислен к лику святых.

Развитие и процветание обители после смерти Кирилла

Преподобный Кирилл наладил монастырскую жизнь так, что и после его смерти обитель продолжала расти и увеличивать свое влияние в государственном масштабе. Особый авторитет и уважение она приобрела после событий 1446 года:

В первой половине XV века в Москве шла упорная борьба за власть. В 1445 году, когда на престоле находился Василий II, князь Дмитрий Шемяка, совершил государственный переворот и заставил экс-князя целовать крест и дать клятву перед крестом, что он не будет больше претендовать на престол. Кроме того, он ослепил Василия II и сослал его в Вологду.

Вскоре Василий Темный (так его стали называть за слепоту) отправился в Кириллов монастырь, настоятель которого освободил его от “крестного целования” и благословил к возвращению на княжение.

В феврале 1446 года Василию II удалось возвратиться в Москву и занять престол, в связи с чем он проникся любовью и уважением к обители и щедро отблагодарил ее.

Дмитрий Шемяка бежал в Великий Новгород, где через несколько лет, в 1453 году был отравлен и погиб.

Со временем иноки обители стали отходить от заветов ее основателя относительно строгой, подвижнической жизни. Часто, вступая в братию, богатые миряне делали большие вклады, на которые настоятели покупали большие земельные участки.

Часть монахов выступала против такой предприимчивости и в знак протеста покидала обитель. Более того, в конце XV века возникло движение заволжских старцев-нестяжателей, идеи которых поддерживал и Нил Сорский. Однако, в результате, восторжествовало направление, выступившее за сильную и богатую церковь.

Московские правители уделяли монастырю большое внимание. Так, в 1528 году князь Василий III с княгиней Еленой Глинской молились здесь о даровании им наследника, а их родившийся сын, ставший царем Иваном Грозным, считал себя обязанным монастырю своим рождением. Как и его отец, он делал большие вклады на развитие обители.

Надо отметить, что перед смертью и Василий III, и Иван Грозный были пострижениками обители.

На средства Василия III и его сыновей Ивана и Федора в монастыре было построено несколько храмов.

Со второй половины XVI века обитель владела огромными земельными угодьями, соляными и рыбными промыслами, также имела собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, и Вологде, Ярославле и других городах. Монастырь бурно застраивается, скоро превращается в городок и по числу храмов превосходит даже Троице-Сергиеву обитель.

Структурно он включает в себя Большой Успенский и Малый Ивановский монастыри, а также Новый город.

В Большом Успенском монастыре расположены основные монастырские строения. Это Успенский собор, построенный в 1497 году, и церковь преподобного Кирилла Белозерского, церкви преподобного князя Владимира и святого Епифания Кипрского, Трапезная палата и Колокольня, церковь Архангела Гавриила и другие храмы.

Среди построек Малого Ивановского монастыря можно выделить церкви Гавриила и Иоанна Предтечи, надвратные церкви Преображения и Ивана Лествичника.

К началу XVII века обители принадлежало 11 сел и 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей.

Кирилло-Белозерский монастырь как место заточения

Как и многие другие северные монастыри, обитель использовалась как место ссылки неугодных представителей знати. Особенно много высокопоставленных людей сюда было сослано в период царствования Ивана Грозного. Некоторые из них сами укрывались здесь по своей воле. В этот период особенно заметен отход от прежней строгой монашеской жизни. Часто находившиеся в заточении аристократы не утруждали себя чтением молитв, не держали пост, а в кельях устраивали целые пиры.

Среди сосланных в обитель был приближенный Ивана III боярин Василий Косой-Патрикеев, московский митрополит Иоасаф Скопицин и священник московского Благовещенского собора Сильвестр.

В 1534 году здесь был заточен полководец Иван Воротынский, а также его сыновья военноначальники Владимир и Михаил Воротынские, которые погибли в стенах обители. Сюда был сослан князь Иван Петрович Шуйский, умерший насильственной смертью, а в XVII веке здесь был заточен патриарх Никон.

Центр культурной жизни

На первых этапах своего существования Кирилло-Белозерский монастырь имел важное значение для развития необжитых районов Русского севера и для просвещении этого края.

В обители собирались и переписывались книги, работала книгописная мастерская, оставившая богатое наследство – это летописные своды и послания, полемические произведения и другие памятники древнерусской литературы.

Здесь создавались церковные песнопения, иконы и предметы церковного убранства, обитель была центром культурной жизни в самом широком его понимании.

Обитель в период польско-литовской оккупации

К 1601 году оба монастыря были обнесены каменными стенами с восемью башнями, причем стены Успенского монастыря имели два яруса бойниц, а Ивановского – один. Внутри стен находились девять каменных церквей, колокольня и различные хозяйственные постройки.

Кроме того, в 1610 году было завершено строительство дополнительной каменной стены – Острога, которая защитила наиболее уязвимый участок обители на стыке стен двух монастырей.

Построенная крепость в 1612-1617 годах благополучно выдержала несколько наступлений польско-литовских интервентов.

Первый раз польско-литовские отряды напали на обитель в августе 1612 года, затем предпринимались попытки захватить крепость в декабре того же года. В последующем они несколько раз подходили к стенам крепости, но увидев ее готовность к обороне, не решались предпринять штурм.

Почти шесть лет крепость находилась в осаде и все это время польско-литовские интервенты грабили и сжигали монастырские деревни, расположенные вокруг, убивали крестьян. Обитель терпела большие убытки, не хватало денег и продовольствия, а население монастырских сел к 1617 году сократилось на 90%.

Осада крепости прекратилась только в 1618 году.

Строительство новых укреплений

В 30-х годах XVII века стены крепости, пострадавшие во время боев, вновь укрепляются, а в 1653 году по указу и на средства царя Алексея Михайловича начинается строительство грандиозной стены.

Царь хотел создать в северных краях сильную крепость, в которой можно было бы укрыться от врагов во время войн и в период внутренних волнений.

С весны 1653 года начались строительные работы, продолжавшиеся около тридцати лет. Возведенные укрепления, ставшие вторым кольцом оборонительных сооружений, по своей величине не имеют равных в России. Высота башен составляет более 50 метров, длина стен – два километра триста метров, по их галереям можно свободно проехать на четверке лошадей.

Вместе с тем, построенные укрепления не использовались для защиты обители.

Упадок монастыря

Закат монастыря начался при Петре Первом, когда в России появились северные порты и торговля через Архангельск значительно сократилась. Кроме того, крепость утратила свое фортификационное значение.

При Петре Первом деньги на монастырские постройки не выделялись, а рабочие руки больше были нужны на строительстве Санкт-Петербурга.

В 1864 году Екатерина II отобрала у обители крестьян и угодья, а вскоре, по ее указу, монастырская слобода была преобразована в город Кириллов.

С приходом Советской власти в 1918 году был расстрелян настоятель монастыря, епископ Кирилловский Варсонофий.

В 1924 году обитель была закрыта, а на ее территории был создан краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Возрождение

В 1997 году, в год 600-летия основания монастыря был подписан договор между музеем и Вологодским епархиальным управлением, в соответствии с которым на территории Малого Иоанновского монастыря возобновлялась монашеская жизнь. Более чем через 70-лет в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского совершилась Божественная литургия, а 29 декабря 1998 года Малый Иоанновский монастырь был передан Церкви.

С 1998 года Кирилло-Белозерский монастырь признан особо ценным объектом культурного наследия народов России.

Кирилло-Белозерский монастырь

  • Кирилло-Белозерский монастырь – один из крупнейших монастырей России, в XV–XVII веках – центр духовной жизни Русского Севера. Территория монастыря сформирована из Успенского, Ивановского монастырей и крепости Новый город.
Читайте также:  Свято-Димитриевское училище сестер милосердия: условия и адрес

Монастырь основан на берегу Сиверского озера около 1397 года Кириллом Белозерским, монахом московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского.

  • Первое каменное сооружение монастыря – Успенский собор, возведенный в 1497 году. Сохранившийся иконостас собора (около 1497 г.) является уникальным памятником древнерусской иконописи и самым крупным комплексом одновременных икон, дошедших до нашего времени.

Неизменное благоволение со стороны московских государей, бояр и князей немало способствовало экономической стабильности монастыря. Уже хрестоматийными стали перечисления обильных вкладов царя Иоанна Грозного, щедрые пожертвования от князей и бояр Старицких, Шереметевых, Телятевских, Воротынских, Одоевских и других. Монастырское благосостояние приобретало зримые формы в сооружении храмов, келий, служебных построек и крепостных стен.

Особого размаха монастырское строительство достигло в XVI столетии, в течение которого было возведено семь храмов из одиннадцати, отстроенных за всю историю существования монастыря.

  • Если сооружение первых храмов – Успенского собора и церкви Введения с огромной Трапезной палатой – диктовалось внутренними монастырскими потребностями, то в последующее время строительство храмов монастыря нередко приурочивалось к свершившимся памятным событиям. В 1528 году таким событием стала поездка на богомолье в Кириллов монастырь великого князя Василия III с женой Еленой, во время которой великокняжеская чета молилась о даровании им наследника. После рождения сына, будущего царя Ивана Грозного, родители пожертвовали тысячу рублей на строительство двух храмов, которые возвели в 1531–1534 годах.

  • Одна из ярчайших страниц отечественной истории – шестилетняя осада и защита кирилловской крепости от польско-литовских интервентов в 1612-1618 годах.

    Стены и башни Нового города (XVII в.) – образец русской средневековой военной архитектуры. Длина стен новой крепости – 732 метра, высота – почти 11 метров, ширина – 7 метров. Стены Нового города образовали в плане три стороны огромного четырехугольника. По его углам располагаются четыре граненые башни: Вологодская, Московская, Белозерская и Кузнечная. Среди русских средневековых башен кирилловские были одними из самых мощных по устройству.

  • Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря входила в число богатейших книгохранилищ Руси. В конце XV века здесь был составлен один из первых книжных каталогов, включавший 212 названий, среди которых знаменитые «Задонщина» и «Повесть об Александре Македонском». К середине XVII века количество книг в монастырской библиотеке уже приблизилось к двум тысячам.

  • Кирилло-Белозерский монастырь стал местом постижения заветов иноческого существования и пострижения многих основателей северных монастырей: Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевемского, Игнатия Ломского.

    С конца XV века монастырь становится и местом ссылки. Самый известный его узник — шестой русский патриарх Никон.

    В октябре 1924 года Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт и на его территории создан музей.

    В 1958 году на территорию Кирилло-Белозерского монастыря были перевезены церковь Ризоположения из села Бородава (1485 г.) и ветряная мельница-столбовка XIX века из деревни Горка на реке Шексне: они оказались в зоне затопления при реконструкции Волго-Балтийского водного пути.

    Церковь Ризоположения – это один из древнейших сохранившихся и точно датированных образцов русского деревянного зодчества. Наиболее интересная часть иконостаса храма ‒ иконы XV‒XVI веков ‒ находятся в собрании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

    В 1997 году часть территории обители, Малый Ивановский монастырь, передана епархии для возобновления монашеской жизни.

    Схема Кирилло-Белозерского монастыря

    I. Большой Успенский монастырь

    II. Малый Ивановский монастырь

    1. Успенский собор (1497 г.) с северной папертью (конец XVI в.) и западной пристройкой (1791 г.)

    2. Церковь Владимира (придел Успенского собора, 1554 г.)

    3. Церковь Епифания Кипрского (придел Успенского собора, 1645 г.)

    4. Церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора, 1781-1784 гг.)

    5. Церковь Архангела Гавриила (1531-1534 гг.)

    6. Колокольня (1757-1761 гг.)

    7. Трапезная палата с церковью Введения (1519 г.)

    8. Церковь Преображения над Водяными воротами (1595 г.)

    9. Церковь Евфимия Великого с папертью (1646 г.)

    10. Церковь Иоанна Лествичника (1569-1572 гг.) над Святыми вратами (1523 г.)

    11. Церковь Иоанна Предтечи (1531-1534 гг.)

    12. Церковь Сергия Радонежского (1560-1594 гг.)

    13. Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 г.)

    14. Часовня Казанской иконы Божией Матери (I пол. XIX в.)

    Другие постройки монастыря

    15. Деревянная часовня Кирилла с каменной сенью (XVIII в.)

    16. Каменная сень над крестом, стоящим над первоначальной кельей Кирилла (XVII-XVIII вв.)

    17. Усыпальница купцов Симоновых (кон. XIX в.)

    18. Стены Успенского монастыря (около 1591 г.)

    19. Стены Ивановского монастыря (около 1599-1600 гг.)

    20. Свиточная башня (около 1591 г.)

    21. Хлебенная башня (1621-1668 гг.)

    22. Поваренная башня (1621-1668 гг., 1761 г.)

    23. Мереженная (Черная) башня (около 1591 г.)

    24. Грановитая башня (около 1591 г.)

    25. Глухая (Котельная) башня (1599-1600 гг.)

    26. Рыболовецкая палатка (около 1591 г.)

    27. Стены Нового города (1653-1669, 1675-1680 гг.)

    28. Белозерская башня (1667-1669 гг.)

    29. Косая башня (1662 г.)

    30. Московская (Ферапонтовская) башня (1660 г.)

    31. Казанская башня (1658-1659 гг.)

    32. Вологодская башня (1656 г.)

    33. Кузнечная башня (1675-1680 гг.)

    34. Троицкие ворота (1663-1667 гг.)

    35. Архимандричьи кельи (XVII-XIX вв.)

    36. Казённая палата, Сушило (XVI-XVII вв.)

    37. Братские кельи (XVII-XIX вв.)

    38. Священнические кельи (XVII в.)

    39. Монастырский архив (XVII в.)

    40. Большие больничные палаты (1643-1644 гг.)

    41. Духовное училище (XVII в.)

    42. Домик Келаря (последняя четверть XVII в.)

    43. Поваренные (Уксусные) кельи (1680-1685 гг.)

    44. Поварня (XVI-XVII вв.)

    45. Малая больничная палата (1732 г.)

    46. Ветряная мельница из деревни Горка (XIX в.)

    47. Фундамент Солодеженной палаты (1570-е гг.)

    48. Караульные палаты при Казанской башне (около 1658-1659 гг.)

    49. Караульные палаты при Косой башне (1662 г.)

    50. Жилые кельи с чуланами (тюрьма, 1663-1667 гг.)

    51. Каменная ограда вдоль главной аллеи (I пол. XIX в.)

    52. Фрагмент Кузнечной палатки (около 1591 г.)

    53. Святые врата Ивановского монастыря (заложены) (1599-1600 гг.)

    История Кирилло-Белозерского монастыря

    Основателем Кирилло-Белозерского монастыря является Козьма Вельяминов, монах, а затем архимандрит московского Симонова монастыря, принявший в монашестве имя Кирилл. В 1397 году, проделав трудный и долгий путь, прибыл преподобный Кирилл в Белозерский край, чтобы основать тут монастырскую обитель. По преданию, место постройки указала Кириллу в чудесном знамении сама Богородица, и во время своего похода по Белозерью он узнал это место – холм над гладью Сиверского озера. Здесь обосновался преподобный Кирилл со своим соратником, монахом Ферапонтом, выкопав в склонах холма землянку, которая стала предшественницей будущего монастыря. Через год Ферапонт ушел на поиски нового места для собственной обители, а к Кириллу присоединились несколько местных жителей и монахов из Симонова монастыря. Основатель Кирилло-Белозерского монастыря прожил долгую жизнь, на момент его смерти в 1427 году в обители, которая состояла уже из нескольких деревянных храмов, келий и хозяйственных строений, проживало свыше 50 человек.

    В конце 15 века началась перестройка устаревших деревянных сооружений монастыря, первым каменным зданием на его территории стал Успенский собор. Позже, благодаря огромным вкладам московских правителей и видных бояр, в монастыре было построено еще несколько каменных храмов, а монастырские владения прирастали все новыми и новыми землями. В целом на всем этапе существования монастыря было построено 11 храмов, из которых почти половину (5 храмов) построили именно в 16 веке. В 1528 году Кирилло-Белозерский монастырь посетили Великий князь Василий III и его жена Елена Глинская, которые прибыли на богомолье в надежде на рождение наследника. После появления на свет их сына, позднее вошедшего в историю под именем Ивана Грозного, великокняжеская чета одарила монастырь щедрым пожертвованием на строительство двух храмов – церкви Архангела Гавриила и церкви Иоанна Предтечи. Сам царь Иван Грозный также благоволил Кирилло-Белозерскому монастырю, которому за годы своей жизни пожертвовал колоссальную по тем временам сумму – около 30 тысяч рублей.

    В середине 16 века, даже после большого пожара, Кирилло-Белозерский монастырь являлся наиболее крупным комплексом каменных строений на Русском Севере, а по своим земельным угодьям он уступал лишь московской Троицо-Сергиевой лавре. Игумены Кирилло-Белозерского монастыря имели большой авторитет в решении государственных и церковных вопросов, многие игумены со временем становились епископами различных епархий по всей стране. На протяжении нескольких веков в монастыре кропотливо собиралась ценная библиотека, а также существовали собственные мастерские – книгописная и иконописная. Во время правления Бориса Годунова была сделана опись монастыря, который на тот момент имел уже 9 каменных храмов, несколько колоколен и хозяйственных строений. Кроме каменных зданий на территории монастыря были деревянные монашеские кельи и жилые дворы ремесленников. Вокруг монастыря простирались мощные стены с восьмью башнями, которые вскоре стали надежной защитой от интервентов в годы Смуты.

    Наиболее тяжелым периодом для монастыря оказалась осада, начавшаяся в 1612 году, когда польско-литовские отряды были выбиты из Москвы и двинулись на север. Им удалось захватить Вологду и Белозерск, но Кириллов с его укрепленным монастырем оказался для интервентов серьезным препятствием. Защитникам Кирилло-Белозерского монастыря пришлось полагаться целиком на свои силы, столица была слишком далеко и сама истощена тяжелейшими войнами Смутного времени. В августе и декабре 1612 года монастырь был безрезультатно атакован отрядом полковника Песоцкого, после чего попытки захватить богатый монастырь предпринимались различными отрядами и полуразбойничьими ватагами регулярно, вплоть до 1618 года. И хотя Кирилло-Белозерский монастырь успешно отбивал все атаки, разорение монастырского хозяйства оказалось неизбежным – за несколько лет значительно оскудела казна, были сожжены и разграблены окрестные села, принадлежавшие монастырю, население этих сел массово покидало Белозерье. Восстановление прежнего уклада жизни произошло только в 1630-х годах, когда на заброшенные земли стали возвращаться крестьяне, получившие от государства ряд льгот по уплате земельного оброка.

    В годы правления Алексея Михайловича Романова, ознаменовавшиеся внутренними беспорядками из-за ряда непопулярных реформ, на укрепление Кирилло-Белозерского монастыря из государственной казны были выделены немалые средства. И действительно эта северная обитель выступала в сложные периоды не только в качестве монастыря, но и как серьезная крепость, а также как политическая тюрьма. Во время Соляного бунта за стенами Кирилло-Белозерского монастыря от разъяренного народа по приказу Алексея Михайловича укрылся боярин Борис Морозов, наставник молодого царя, а в 1676 году в монастырь был отправлен отбывать ссылку бывший любимец царя патриарх Никон, попавший в опалу и лишенный своего сана. Во второй половине 17 века Кирилло-Белозерский монастырь, окруженный новой мощной стеной, был значительным военно-оборонительным сооружением, защитой торговых путей в Европу и весомым аргументом в спорах со Швецией за обладание Балтийским побережьем.

    В начале 18 века, когда Россия наконец-то получила выход к Балтийскому морю, северные крепости утратили былую важность. Укрепленный Кирилло-Белозерский монастырь также оказался в стороне от государственных интересов, к тому же для воплощения огромных замыслов Петра I по царскому приказу из монастыря то и дело отзывались каменщики, плотники и другие ремесленники. Церковные реформы Петра I, а затем и Екатерины II, стали причиной упадка экономического могущества Кирилло-Белозерского монастыря, который постепенно ветшал и разрушался. В 1770-х годах на территории бывшей монастырской слободы был образован город Кириллов, а укрепленные сооружения монастыря стали использовать в качестве городской и уездной тюрьмы. Изыскивая средства на необходимые ремонты, настоятель монастыря сдавал в аренду часть зданий и подклетов башен, кроме этого ряд зданий был отдан для размещения казначейства и духовного училища. Только в конце 19 века, когда общество стало проявлять интерес к древностям и архитектурным памятникам, о культурно-исторической значимости Кирилло-Белозерского монастыря заговорили всерьез.

    Обширный ремонт, необходимый для спасения старинного монастыря, был намечен на 1914 год, но начавшаяся Первая мировая война помешала планам. После Октябрьской революции 1917 года местный исполком национализировал монастырское имущество, в том числе ценную церковную утварь. Последний архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Варсонофий пытался помешать разграблению, но был арестован и через несколько месяцев расстрелян. Окончательно советская власть упразднила монастырь в 1924 году, после чего на его территории был создан музей-заповедник. Вместе с этим начались длительные восстановительные работы, направленные на сохранение существующих зданий. После Второй мировой войны работы были продолжены, а в 1970-х годах реставраторы уже принялись за реконструкцию ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря. В 1997 году часть территории монастыря была возвращена в управление Вологодской епархии, а в следующем году в старинной обители вновь началось монашеское служение. В наши дни музей-заповедник соседствует с действующим монастырем.

    Кирилло-Белозерский музей

    Церковь Кирилла Белозерского

    1782-85 годы

    Церковь Кирилла Белозерского

    Адрес:Россия. Вологодская обл., г. Кириллов
    Место:Кирилло-Белозерский музей
    Время создания:1782-85 годы
    Материал:Кирпич
    Категория:Архитектурные памятники

    Церковь преподобного Кирилла Белозерского была впервые возведена в 1585-1587 годах над захоронением основателя монастыря. Возведение церкви связано с возмущением, высказанном Иваном IV в известном послании в 1573 году в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Козьме с братией: «А вы се над Воротынским церковь есть поставили! Ино над Воротынским церковь, а над чудотворцем нет, Воротынский в церкви, а чудотворец за церковью». Однако и после получения послания кирилловские старцы не спешили со строительством каменного храма и заложили его спустя двенадцать лет, уже после смерти Грозного. ­­­Церковь, построенная над ракой преподобного Кирилла в XVI веке – единственное каменное сооружение, которое не сохранилось до нашего времени. Храм простоял около 200 лет и был разобран «за ветхостью». Церковь Кирилла была заново сооружена в 1781-1784 годах. Новое здание Кирилловской церкви выполнено в формах, характерных для позднего барокко. Снаружи здание воспринимается как высокая, завершенная восьмериком церковь с более низкой и широкой трапезной, однако, в действительности это не так. То, что снаружи представляется церковью, не имеет внутри единого объема и разделено на три этажа, в нижнем из которых размещался алтарь, а в двух верхних – монастырская ризница. Церковь находилась в западном, более широком объеме и представляла собой сравнительно высокий двусветный сводчатый зал без светового барабана. В северной стене в глубокой арочной нише помещалась рака преподобного Кирилла.

    В 1828 году церковь переделали в теплую, тогда же был сделан подвесной потолок, расширены нижние окна, разобраны наличники. Следствием переделок храма явилась утрата его внутреннего убранства, включавшего богатый иконостас, драгоценные предметы и шитые изделия.

    В настоящее время церковь отреставрирована. В 1997 году храм преподобного Кирилла Белозерского был передан православной религиозной организации «Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь» для богослужений. В 2010 году музей передал в безвозмездное пользование монастырю 29 копий икон иконостаса Успенского собора, которые размещены в иконостасе церкви преподобного Кирилла.

    Кирилл Белозерский

    Преподобный Кирилл – самый знаменитый из учеников и последователей Сергия Радонежского. Основанный им Кирилло-Белозерский монастырь стал главным духовным центром всей северной Руси.

    О жизни преподобного Кирилла повествует Житие, написанное известным агиографом Пахомием Логофетом в XV веке. Логофет сообщает, что «Козьма (таково мирское имя преподобного) лишился родителей в юном возрасте и воспитывался в доме своего сановного родственника – Тимофея Васильевича Вельяминова, служившего окольничим при великом московском князе Дмитрии Донском»[1]. В возрасте 30 лет Козьма постригся в монахи и получил имя Кирилл. Местом иноческого воспитания преподобного Кирилла стал московский Симонов монастырь, основанный племянником Сергия Радонежского преподобным Феодором. Раздоры братии, глубоко чуждые его представлениям о монашеской жизни, а также нарушение монастырского устава побудили преподобного покинуть Симонов монастырь, «уединиться от мира ради безмолвия»[2]. Как повествует житие святого, место для уединения было указано преподобному Кириллу в видении в одну из ночей, когда он молился Богоматери. Во время молитвы он услышал: «Кирилле, изыди отсюда и иди на Белоозеро, там тебе уготовано место, где ты можешь спастись». Голос этот сопровождался ярким светом, проникавшим в окно кельи. Жестом правой руки Богородица указывает на север, туда, где Кириллу суждено будет основать свою обитель. Кирилл прибыл на Белоозеро с монахом Ферапонтом, который знал эти места, так как неоднократно бывал здесь по делам вотчины Симонова монастыря. Преподобный Кирилл пришёл на берег Сиверского озера в возрасте 60 лет и скончался на 90 году жизни. Обладая значительным жизненным опытом, преподобный Кирилл Белозерский сумел поставить свой монастырь как крепкое и быстро развивающееся хозяйство, что предопределило его дальнейшее процветание. В 1427 году в обители подвизалось около 50 монахов. Владения монастыря постоянно пополнялись земельными, лесными, речными и озёрными угодьями, которые давали зерно, рыбу и строительный лес. Кирилл уже в первые годы пребывания здесь приобретает земли. Сохранился ряд купчих грамот, подписанных самим Кириллом. Ещё при жизни он прославился многими чудесами и вскоре после кончины был канонизирован. День памяти святого – 22 июня. Мощи покоятся «под спудом» в храме преподобного Кирилла Белозерского.

    [1] Иванова Г.О. История Кирилло-Белозерского монастыря. – М.: Северный паломник, 2002, с. 5.

    [2] Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские / Под ред. Г.М. Прохорова. – Спб.: Глаголь, 1994, с. 73.

    Кирилло-Белозерский монастырь

    Адрес: Россия, Вологодская область, город Кириллов
    Дата основания: 1397 год
    Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Евфимия Великого, церковь Иоанна Лествичника, церковь Иоанна Предтечи, церковь Кирилла Белозерского, церковь Спаса Преображения
    Координаты: 59°51’26.8″N 38°22’02.9″E
    Объект культурного наследия Российской Федерации

    Краткая история

    Как видно из названия, основателем данного архитектурного сокровища является старец Кирилл. На тот момент мужчине было уже около 60 лет. Достаточно почтенный возраст, особенно для Руси XIV века. Ферапонт, преподобный из Симонова монастыря, из того самого, откуда пришел и сам Кирилл, был опорой и поддержкой для старца во всех его раздумьях, мыслях и начинаниях.

    Кирилло-Белозерский монастырь с высоты птичьего полёта

    Место, где сейчас располагается монастырь, в годы основания было совершенно не обустроенным и пустым, да и вообще леса, густые и не проходимые, окружали Вологду на много километров.

    Постепенно это превратилось в почитаемое и любимое место для монахов, которые пытались найти уединение в пустынном месте, ведь это исторически сложившаяся традиция. Она берет свои истоки от святых отцов, которые проводили свое бытие в пустынях, вдалеке от людей и греха.

    Вид на Кирилло-Белозерский монастырь

    Происходило это все в тот момент, когда монашество только начало зарождаться. Но местность была привораживающей и ослепляющей своей красотой: берег Сиверского озера, тишина и спокойствие. Из многих источников стало известно, что именно это место видел старец с горы в своем видении, где к нему якобы пришла Богородица.

    Жизнь духовного центра Северной части Руси была очень насыщенной на события. Но ничего не смогло сломить мощи и силы прекрасного сооружения. Да, были и нашествия, и попытки захвата врагами – поляками и литовцами, но это не помешало просуществовать величественному святому объекту целых 700 лет!

    Вид на монастырь с противоположного берега Сиверского озера

    Многие цари, князья, различные правители лично посещали Кирилло- Белозерский монастырь с разнообразными побуждениями: раскаяние, просьба о появлении здоровых наследников, победа в войне и так далее. Здесь побывали Петр I, Александр I, Иоанн Васильевич Грозный. Безусловно, все это оставило отпечаток на развитии святыни. Денежные средства на ее становление выделялись в немалом объеме, благодаря чему появлялись новые соборы. Многие церкви сохранились и до нашего времени.

    Достопримечательности Кирилло-Белозерского монастыря

    Кирилло- Белозерский монастырь – это настоящее сокровище России. Он является самым большим по площади не только в нашей стране, но и по всей Европе. Практически все постройки святыни по отдельности являются памятниками архитектуры и художественного дела, даже стены, которые окружают этот мужской монастырь.

    Вид на Кузнечную башню

    Фундаментальным основанием подворья является Успенский собор – самая первая постройка, которая была возведена из дерева еще при жизни старца Кирилла. Но, к великому сожалению, церковь исчезла в результате пожара 1497 года. Здесь же был воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы из камня.

    Прохор Ростовский – важное лицо в истории возведения построек монастыря. Именно ему во многом принадлежит заслуга возведения прекрасного Успенского собора. Под его началом трудились 20 человек, не жалея сил и времени. Успенский Собор открыл череду каменных построек, он был в этом плане одним из первых в северной части Руси. За основное направление возведения церкви архитекторами были взяты московские традиции знаменитых по всей стране памятников и зданий. Внутреннему содержимому церкви была присуща ступенчатость, которая очень выразительно была подчеркнута зодчими снаружи.

    Монастырские стены, Глухая (Котельная) башня, Свиточная башня

    В XVII в. на монастырском подворье появилась деревянная церковь, чествующая Казанскую икону Божией Матери. Новенькая деревянная постройка предназначалась только для сбора пожертвований от всех желающих. Первые отклики о данном сооружении специалисты обнаружили в документах 1668 года как о составляющей части монастыря.

    Альтернативой старого деревянного здания стала каменная церковь, воздвигнутая в 1700 году. Историки считают, что с этого момента данный храм вошел в общину монахов в качестве первого приходского собора. Однако в 1776 году церковь перешла в собственность недавно появившегося города Кириллов.

    Ферапонтовская (Московская) башня

    В середине XIX века данное здание было преобразовано и расширено, ведь оно играло чрезвычайно значимую роль в жизни населения: тут проводились различные обряды, недоступные для выполнения в условиях храма. Кроме того, здесь же находилась и главная площадь города, на которой устраивались ярмарки. Даже в XX веке, после разрушения части церкви, тут все так же шумели базары, оживленно проходила торговля.

    Трапезная палата монастыря была сооружена в 1519 году. Это огромное помещение квадратной формы с большим общим столом. Здесь же обосновалась церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Позднее обеим постройкам пришлось пережить многочисленные преобразования и реконструкции.

    Казанская башня со Святыми воротами

    В середине XVI века подворье монастыря украсила церковь во имя архангела Гавриила – полная противоположность Успенского собора в плане архитектурного оформления. Непривычный итальянский стиль был присущ новому зданию.

    Церковь святого равноапостольного князя Владимира также была построена в середине XVI столетия. Расположилась она к северу от Успенского собора. Многие обращали внимание, что церковь князя Владимира внешне очень походит на соседний упомянутый собор, но намного меньше размером. Церковь была обустроена в качестве придела над могилой Владимира Ивановича Воротынского. С годами она превратилась в усыпальницу всех поколений князя.

    Внутренний двор монастыря

    Стены и башни – защитники монастырского подворья

    Общая длина всех стен, которые окружают мужской монастырь, составляет 2 километра. Стены монастыря долгое время не поддавался атакам, которых, кстати говоря, за все время существования святыни было совсем не мало. Крепость духовного комплекса была одной из самых мощных не только на севере, но и по всей стране.

    Первоначально стены, окружающие святыню, были сделаны из дерева. Но пожар привел к уничтожению ограждения. В середине XVI века началось строительство Святых ворот. Это и положило начало сооружению каменной крепости, которая прекрасно защищала пустынь на протяжении нескольких столетий.

    Церковь Евфимия Великого

    Завершение строительства ограждений закончилось уже в XVII веке. Но столь немалые временные затраты оправдались. Для того времени стены монастыря были сделаны очень качественно, достигали 5 метров в высоту и прослужили долгое время. По углам стены были сооружены 4 башни. Только одна из них сохранилась до наших дней благодаря колоссальным стараниям специалистов.

    Новый город начали возводить в середине XVII века. Основной целью построения этой составляющей монастыря стала возможность соединения всех сооружений, окружающих подворье, в единое целое.

    Церковь Спаса Преображения

    Архитекторами были применены самые новейшие методы и технологии в строительстве. Благодаря этому новая крепость Кирилловского монастыря стала одной из самых мощных в России. Толщина стен нового ограждения достигла 7 метров, высота – 11. Не удивительно, что крепость Нового города была высокопрочной и крепкой, с такими-то параметрами и с 6 башнями. Стена, которая окружала комплекс соборов и церквей со стороны озера, не была подвергнута изменениям. Архитекторы просто присоединили ее к новым ограждениям. Испытать новую крепость в бою необходимости не было.

    Кириллов монастырь: значимость для современных верующих

    Великий мужской монастырь – ценный музей и исторический памятник, находится в Вологодской области. Несколько столетий данный объект был центром духовной и культурной стороны Руси, но затем он пришел в упадок. И лишь в 1924 году властями было по-настоящему обращено внимание на такую важную составляющую жизни русского человека.

    Слева направо: Церковь Кирилла Белозерского, собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Владимира равноапостольного, церковь святого Епифания Кипрского

    В конце XX века «Северная Лавра» была включена в Государственный перечень особо ценных объектов культурного наследия народов нашей родины. В тот же период было принято решение о передаче части этого замечательного мужского монастыря Вологодскому епархиальному управлению (в честь юбилея основания святыни).

    Современный Кириллов – небольшой провинциальный городок, в котором жизнь идет своим чередом, тихо и спокойно. Пустынь на берегу Сиверского озера отлично вписывается в природную обстановку. Здесь царит удовлетворение и спокойствие. Конечно, в наше время пустынь функционирует практически исключительно как музей. Принимают посетителей только Сергиевский и Кирилловский монастыри.

    Церковь Иоанна Лествичника

    Каждый год здесь проходит крестный ход. Случается это осенью, 15 сентября. Только для того, чтобы полностью обойти стены, которые окружают «Северную Лавру», паломникам необходимо не менее часа времени. Можно представить, как широко раскинулась эта мужская обитель – вдалеке от города, шума, проблем и духоты. Наверное, отдаленность от мирских сует и привлекает многочисленное количество желающих посетить этот замечательный музей, хотя состояние дорог и количество гостиниц в небольшом городке оставляют желать лучшего. Особенно остро трудности с устройством на проживание чувствуются в теплый период года, ведь очень много людей хотят увидеть красивые сооружения, помолиться, побыть наедине с собой и своими мыслями. Именно это придает некоторую особенность и романтику поездкам на святую землю.

    Стоит отметить, что на территории Вологды практически каждый год проходит определенное количество мероприятий, связанных с духовной жизнью страны. К примеру, с 15 июня 2002 года ежегодно открывается научно-практическая конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): духовное наследие и современность».

    Кирилло-белозерский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

    Кирилло-Белозерский монастырь славится не только благодаря своим святыням и духовному подвижничеству, но и обладает огромной культурной и исторической ценностью. Даже не знаю, что завораживает тут в первую очередь – особая атмосфера или же красота и великолепие старинных средневековых построек, превосходно сохранившиеся архитектурные ансамбли храмов и крепостей.
    Побывать здесь действительно стоит, и, дабы рассеять ваши сомнения на этот счет, хочу рассказать подробнее о достопримечательностях и святынях Кирилло-Белозерского монастыря – одного из самых крупных и старинных монастырей России.

    Где находится Кирилло-Белозерский монастырь?

    Как можно доехать в Кирилло-Белозерский монастырь

    Самолетом. Вы можете долететь до Вологды, отсюда – с помощью другого транспорта добраться до Кирилло-Белозерского монастыря.
    Автомобилем

    • От Вологды по трассе Вологда-Медвежьегорск проехать 130 км до Кириллова.
    • От Череповца через Волго-Балт 120 км по новому мосту у д. Иванов Бор.
    • От Белозерска по понтонной переправе у д. Вогнема.

    Автобусом. Из Вологды либо Череповца (подробную информацию о расписании автобусов можно узнать по телефону автовокзала).
    Ж/д транспортом

    • Из Москвы от Ярославского вокзала ходят поезда на Вологду (в пути – около 8 часов).
    • Из Санкт-Петербурга путешествие поездом займет около 12 часов.

    Водным транспортом. Летом из Москвы и Санкт-Петербурга регулярно отправляется теплоход до с. Горицы. Отсюда – автобусом.

    Особенности посещения монастыря

    Двери монастыря открыты для паломников и туристов ежедневно. Вы можете приехать для осмотра достопримечательностей, молитв либо заказать познавательную экскурсию по территории монастыря.

    Расписание богослужений в монастыре

    Богослужения происходят в храмах монастыря ежедневно, первые молитвы читаются с 7:00 в будние дни и с 8:00 в выходные. Последние – в 17:00.

    Где можно остановиться рядом с монастырем?

    • Возможно размещение паломников в Странноприимном доме монастыря (для групп до 6 человек).
    • Также действует много частных гостиниц и коттеджей в Кириллове и его окрестностях, рассчитанных на разный уровень комфорта и материальных возможностей.

    История создания Кирилло-Белозерского монастыря

    • История монастыря началась в далеком 1397 году со строительства Успенского монастыря. Основали его монахи Ферапонт и Кирилл Белозерские.
    • Долгое время монастырь расстраивался, процветал и в XV веке стал крупнейшим хранилищем рукописей на территории России. Продолжая расширяться, к XVI веку монастырь достиг внушительных размеров и среди каменных строений уступал только Троице-Сергиевому монастырю.
    • В XVII веке монастырю удалось выстоять множество набегов. Успешно отбив все нападения, монастырь приобрел также статус важного фортификационного сооружения, здесь начали достраиваться крепостные стены и башни.
    • Как и многие другие церковные строения, монастырь пострадал после прихода советской власти, в 1918 г. большевики расстреляли наставника монастыря епископа Кирилловского Варсонофия.
    • В Советские времена монастырь сохранял свою ценность только как культурный и исторический объект, здесь начали развивать активную музейную деятельность. С 1997 года весь монастырский комплекс включен в Кирилло-Белозерский музей-заповедник.
    • В 1998 году здесь снова расцвела монашеская жизнь.

    Архитектурные и культурные достопримечательности монастыря

    Кирилло-Белозерский монастырь во многом привлекает туристов именно большим количеством архитектурных достопримечательностей.
    Очутившись здесь, кажется, что попал в маленький, но очень величественный и красивый средневековый город. На его территории вы увидите:

    • Успенский собор – одну из главных достопримечательностей Кирилло-Белозерского монастыря, которая является настоящим комплексом памятников культуры Древней Руси, построенных в течении многих веков;
    • Храм преп. Кирилла Белозерского – красивый кирпичный храм, который был построен над гробницей основателя Кирилла, предположительно в 1585-87 гг.;
    • Часовню с крестом преп. Кирилла, которая является памятником тому месту, откуда монастырь начал свою жизнь;
    • Церковь преп. Сергия Радонежского, находящуюся на территории Горнего монастыря, который тогда входил в Кирилло-Белозерский комплекс. Считается, она была построена в 1560 году на вклады Ивана Грозного и его сыновей;
    • Церковь Ризоположения – памятник деревянного зодчества России, который является самым старым из точно датированных. В 1957 году она была перевезена сюда из с. Бородава, а построена была в 1485 году;
    • Церковь Преображения Господня, знаменитую благодаря своим водяным вратам;
    • Церковь Усекновения Иоанна Предтечи, построенную в 1531-34 гг. при помощи вклада кн. Василия ІІІ;
    • Церковь преп. Иоанна Лествичника, сооруженную в 1569-72 гг. при помощи вклада сыновей Ивана Грозного;
    • Церковь преп. Евфимия Великого, построенную в 1653 году, которая является одной из первых больничных церквей на территории монастыря;
    • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, возведенную в 1519 году на месте бывшей деревянной трапезной;
    • Церковь Арх. Гавриила, построенную в 1531-34 гг. при помощи кн. Василия ІІІ ростовскими мастерами;
    • Хлебную башню, входящую в состав Старого города, которая была построена в XVII веке;
    • Стены Успенского монастыря, которыми был укреплен монастырь в конце XVI-XVII вв.;
    • Крепость Нового города, окружающую монастырь с 3 сторон, которая была построена на вклад царя Романова в конце XVII века;
    • Стены Ивановского монастыря, датируемые XVI-XVII вв.;
    • Свиточную башню, которая является самой высокой в Кирилло-Белозерском монастыре;
    • Поваренную башню, которая являлась частью стен Старого города;
    • Московскую башню – красивую, 16-гранную башню, самую высокую из башен Нового города;
    • Малую Мереженную башню, которая сохранилась только частично;
    • Кузнечную башню – многогранную, многоэтажную башню на берегу Сиверского озера;
    • Косую башню, которая являлась караульной;
    • Казанскую башню – необычную квадратную башню высотой 17 м;
    • Глухую башню, в которой некогда изготовляли свечи и котлы;
    • Вологодскую башню, которая была построена самая первая в Новом городе;
    • Большую Мереженную башню, строительство которой началось в 1667 году;
    • Архимандричьи кельи, построенные в 1647-48 гг.;
    • Трапезную палату, которая имела огромный общий зал;
    • Священнические кельи – одни из самых простых строений на территории монастыря;
    • Поварню – одно из самых значительных хозяйственных помещений;
    • Поваренные кельи, от которых в наше время осталась лишь одна палата;
    • Монашеские кельи, имеющие необычную и сложную планировку;
    • Здание монастырского архива, внутренняя планировка которого была немного изменена;
    • Малую больничную палату, построенную в 1730-е годы с помощью императрицы Анны;
    • Колокольню – одно из самых монументальных сооружений монастыря;
    • Казенную палату – одно из самых необычных зданий, которое постепенно достраивалось и увеличивалось соразмерно с ростом богатств монастыря;
    • Здание духовного училища, расположенное между крепостными стенами и церковью Евфимия;
    • Домик келаря – небольшой уцелевший 2-этажный домик, который является примером монастырских келий давних времен;
    • Большие больничные палаты, появившиеся здесь в 1643-44 гг.

    Святыни монастыря

    • Одной из главных монастырских святынь являются мощи преп. Кирилла, которые находятся в Храме, посвященном основателю Обители под спудом.
    • Также на территории монастыря находится часовня и крест, поставленные лично основателем, а в 6 км от монастырского комплекса, на горе Мауре, расположен поклонный крест.

    Фото и видео Кирилло-Белозерского монастыря

    Удобная схема монастырских владений.

    Одна из башен и прекрасно сохранившееся крепостные стены монастыря.

    Настоящий средневековый город, сохранившийся в центре России.

    Знаменитый иконостас в Успенском соборе монастыря.

    Красотой архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря хочется любоваться вновь и вновь. Тот, кто однажды побывал здесь и ощутил непередаваемую атмосферу святых мест, гармонично и величественно раскинувшихся на фоне красивейшей природы, никогда не забудет этого ощущения.

    Читайте также:  Болдинский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники
Ссылка на основную публикацию