Кизилташский мужский монастырь в Судаке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

История Кизилташского мужского монастыря

Кизилташский мужской монастырь был основан в 1856 году, в 1950 году здания монастыря были взорваны, а рядом был создан арсенал для хранения ядерных боеголовок. Возрождение Кизилташского монастыря началось в 1997 году.

Предыстория

Предание гласит, что именно здесь в средние века находилась летняя резиденция архиепископа Стефана Сурожского. Достоверно неизвестно, где она располагалась, но места эти издавна были заселены. Людей привлекали плодородные земли, мягкий климат и источники чистой воды. В средние века здесь располагались десятки поселений, позже, в конце IX— начале X веков, во время нашествия печенегов, жизнь в них замерла. В XIII веке Крым стал провинцией Золотой Орды с наместником в Солхате (ныне Старый Крым). Он отдал Отузскую долину в распоряжение венецианцам. В Кизилташской долине археологи нашли бронзовый сосуд в форме водолея, скорее всего, итальянской работы, сделанный в X–XIV веках, множество остатков керамической посуды VIII–XI веков. В горах обнаружили древнюю дорогу, ведущую из долины в сторону Старого Крыма, мимо армянского монастыря Сурб-Хач. О ее древности говорят глубокие колеи, оставленные колесами повозок в скальной породе. В 1365 году хозяевами этих мест становятся генуэзцы, недалеко от Кизилташа, на месте нынешней Щебетовки находилось генуэзское поселение. Спустя сто лет Крымское ханство подчинилось турецкому султану, и поселения генуэзцев постепенно прекратили свое существование. На их местах возникли небольшие татарские деревушки. О христианских святынях долгое время не вспоминали.

Во время своего путешествия по Крыму в 1837 году П. Кеппен описал пещеру в Кизилташской скале близ деревни Отуз, которая привлекала к себе богомольцев. В конце пещеры лежал обломок беломраморной плиты, на которой был лик какого-то святого. К сожалению, восточный Крым мало исследован археологами, и уже не удастся узнать, какой святой был изображен на плите. Очевидно, эта пещера с источником святого Стефана была в средневековье церковью. До наших дней сохранились остатки фундамента из необработанного камня на известковом растворе.

Источник же считался целебным у народов разного вероисповедания. В 1825 году здесь явилась икона Божией Матери. У источника в пещере некоторое время жила болгарская девушка Константина. Когда в Кизилташе остановились два странствующих богомольца, она перешла в урочище Топлы, где позже был основан Троице-Параскевиевский женский монастырь, приняла постриг и была наречена Параскевой.

В начале 1850 года в Кизилташ пришли два странника — Андроник, бывший крепостной крестьянин из Калужской губернии, и Пантелеймон, отставной вахмистр. Они построили себе скромное жилище и глинобитный молитвенный дом, в котором стали совершать Богослужения. В 1853 году Кизилташ посетил архиепископ Иннокентий, осмотрел его и благословил Андроника и Пантелеймона на устройство киновии. К владыке Иннокентию обратились именитые и состоятельные граждане Феодосии и Судака с просьбой об открытии в Кизилташе киновии. Архиепископ и сам горячо желал, чтобы на крымской земле восстанавливались и создавались обители. Он не оставлял без внимания и заботы Кизилташ, по его личной просьбе надворная советница Екатерина Виноградова пожертвовала киновии три десятины земли с лесом. Однако Крымская война и кончина владыки отложили начатое Богоугодное дело.

Создание монастыря

В 1856 году решением Святейшего Синода в Кизилташе создается мужской общежительный монастырь. Первым настоятелем вновь образованной киновии стал игумен Арсений, перешедший из Свято-Георгиевского монастыря. Под его руководством собрались 11 монахов, которые и начали обустройство обители, построили небольшой домик и четыре землянки. Небольшую церковку, устроенную первыми насельниками, отец Арсений освятил во имя святого Стефана Сурожского.

Судьба первых поселенцев киновии сложилась по-разному. Андроник в 1857 году уехал на Афон, о его жизни не сохранилось более подробных сведений. А Пантелеймон остался в Кизилташском монастыре, принял постриг с именем Пахомия и прожил здесь 25 лет. За два года до кончины постригся в схиму и умер в 1874 году, за три дня предсказав свою смерть.

По-настоящему обитель начала строиться с приходом иеромонаха Парфения, переведенного также из Балаклавского Георгиевского монастыря. Он встал во главе Кизилташской киновии в 1859 году и был ее настоятелем до своей трагической гибели в 1866 году.

После смерти игумена Парфения в киновию был назначен новый настоятель игумен Николай (в миру Иван Левченко), который управлял ею более 20 лет. Он сказался достойным преемником Парфения. Благодаря его деловым качествам обитель окрепла. В 1870 году была построена каменная церковь с колокольней, крытая железом. Ее освятили в 1871 году во имя Успения Божией Матери. Правда, она не отапливалась, поэтому службу в ней проводили только летом. Над Царскими вратами установили икону Богоматери, найденную в источнике. На месте первой глинобитной церкви построили в 1885 году второй, зимний храм во имя святого Стефана Сурожского. При нем была ризница, келья для пономаря, с северной стороны пристроили кельи для послушников. Не сразу, но обитель обустраивалась и хорошела. На территории монастыря построили: каменный дом для настоятеля, трапезную с кухней и просфорной, гостиницу для богомольцев в шесть номеров, пять братских флигелей с отдельными кельями, мастерскую и хозяйственные постройки. На вершинах окрестных гор установили огромные кресты, указывающие путь паломникам.

Кизилташская киновия не получала государственных средств и содержалась на деньги, заработанные собственным трудом. Монастырь постепенно, из года в год, расширял свои земельные владения. 157 десятин он приобрел у помещика Кашкадамова на деньги архиепископа Иннокентия, завещанные монастырю. Часть земли монахи расчистили от леса и разбили сад, огороды, завели сенокос. Всего в распоряжении монастыря было 227 десятин земли.

Часть выращенных фруктов и овощей в урожайные годы удавалось продавать. В монастыре также разводили скот, около 35 голов, и выращивали карпов в искусственном пруду. Доходы приносила продажа свечей, церковных книг, икон, а также кошельковый и кружечный сборы. Половину доходов составляли проценты от банковских вкладов и пожертвования.

Богомольцы часто посещали киновию, расположенную в красивейшем месте Крыма. Их привлекали также целебные источники монастыря. К источнику святого Стефана в пещере вела дубовая лестница. У пещеры был устроен стеклянный павильон, где установили иконы святого Стефана Сурожского и святого Николая Чудотворца. Недалеко от монастыря из-под земли бил еще один источник, его вода содержала серу, здесь постепенно отложились лечебные грязи, которые также привлекали людей, страдающих разными недугами.

В начале XX века собиратель крымских легенд Н. Маркс записал сказание «Грибы отца Самсония». Отец Самсонии жил в киновии в 60-х годах XIX века. Эпизод с грибами, украшенный впоследствии легендарными подробностями, имел место в действительности.

В 1893 году семидесятилетний отец Николай передал управление киновией вновь назначенному настоятелю иеромонаху Митрофану. А 13 мая 1894 года игуменом Кизилташской киновии был назначен иеромонах и духовник Киево-Печерской Лавры отец Илия. Благодаря его заботам обитель еще более окрепла, пристроили еще несколько келий и флигелей, большое трехэтажное здание с подвалом. Расчистили серный источник, соорудив над ним деревянный сруб и устроив неподалеку пруд для стока воды, в нем можно было купаться.

Число братьев, населявших обитель, первоначально небольшое, постепенно увеличилось, в 1894 году в обители жили 65 монахов и послушников. Возросло и поголовье скота — в то время не было машин, поэтому все тягловые работывыполняли на лошадях или волах. А пастбищ и сенокосов уже не хватало, поэтому игумен Илия обратился к владыке Мартиниану с просьбой наделить Кизилташскую киновию участком земли в 300 десятин. Но не только для хозяйственных нужд хотел использовать землю кизилташский настоятель, он намеревался устроить начальную церковную школу на 25 мальчиков-сирот, чтобы обучать их грамоте, Закону Божию, ремеслам и церковному пению. Однако владыка Мартиниан посчитал, что имеющейся земли достаточно для существования киновии, поэтому школа не была открыта. Игумен Илия все же расширил монастырские угодья, приобретя за личные средства 70 десятин леса.

Кизилташская киновия достигла прочного материального благосостояния, но внутренняя атмосфера в обители, отношения между монахами порой осложнялись спорами и недовольством друг другом. Причиной тому, возможно, послужило то, что в монастырь переводили иноков, изгнанных за неповиновение из других мест, они пережидали, пока истечет срок их наказания, и не желали жить, сообразуясь с уставом киновии. Раздоры между братией, которая разделилась на два враждующих лагеря, тяжким бременем легла на душу настоятеля. Однако общая беда — начало Первой мировой войны — примирила всех, монахи и послушники объединились в трудное для страны время. Они оказывали помощь фронту лекарствами, перевязочным материалом, собирали подарки для солдат.

Монастырь в годы советский власти

После установления советской власти монахи и послушники монастыря организовали трудовую общину и обратились в комиссию по отделению церкви от государства при Феодосийском Ревкоме с просьбой передать им имущество Успенской и Серафимовской церквей для совершения Богослужений. В 1921 году общине были переданы церкви, расположенные на территории монастыря. Однако сам монастырь в советских документах именовался уже «бывшим».

В том же 1921 году в Кизилташской киновии создали детскую трудовую колонию. Монахам предложили руководить в ней сельскохозяйственными работами. 5 октября 1923 года Крымский центральный исполнительный комитет крестьянских, красноармейских и военморских депутатов в Симферополе принял решение о ликвидации Кизилташского монастыря, во всех его церквах прекратили Богослужения. Верующие из сел Коктебель, Отузы, Изюмовка, Карагоада неоднократно обращались с просьбой передать им церкви Кизилташской обители, но всякий раз получали отказ.

В 1924 году вместо детской колонии в монастыре образовали трудовую колонию имени Калинина. Здание церкви переоборудовали под клуб. Но работа в колонии не ладилась: отношения между ее членами были сложными, часто вспыхивали ссоры, трудились из рук вон плохо. В результате этих неурядиц колонию ликвидировали и вместо нее в 1927 году создали новую сельскохозяйственную артель. Успенская церковь стала общежитием для членов артели, со всех храмов снесли купола. Отец Софроний (Дубинин), руководивший монастырем до его закрытия, был сослан в Чернигов, где и умер в 1928 году.

В годы Великой Отечественной войны в монастыре располагалась база партизанского отряда. В ходе боев на территории монастыря здания практически не пострадали. Это дало возможность использовать их вновь министерством обороны в качестве санатория.

В 1950 году здания монастыря были взорваны и в Кизилташе был создан арсенал для хранения ядерных боеголовок для кораблей Черноморского флота. Вся эта территория стала закрытой и строго охраняемой, монастырь оказался недоступен для верующих, археологов, исследователей и просто туристов. В 1992 году, после распада СНГ, ядерный запас вывезли, но воинская часть Вооруженных Сил Украины осталась.

Однако Бог не оставил этого места, осияв его однажды Своей благодатью. Доказательством тому — чудесное спасение маленькой девочки, потерявшейся в лесу.

Возрождение обители

Новый период в истории Кизилташского монастыря святого Стефана Сурожского начался в 1997 году. Но еще раньше, в 1995 году, в Кизилташ был направлен офицером-священником отец Николай Демьянюк. Позже это святое место посетил владыка Лазарь. Поразившись красоте природы и израненной внешности некогда известного крымского монастыря, он добился, чтобы военные передали Симферопольской и Крымской епархии небольшой земельный участок, где некогда располагались монастырские постройки. 15 апреля 1997 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил: благословить открытие Кизилташского мужского монастыря, утвердить его наместником иерея Николая Демьянюка. В декабре 1998 года отец Николай принял монашеский постриг с именем Никон.

Читайте также:  Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Игумен Никон (Демьянюк) рассказывает:

— Чудно, но как только подписали документы на монастырь, здесь появилась пара орлов. Теперь они живут тут, мы к ним уже привыкли. А когда на вершину скалы подняли тяжелые дубовые кресты, боялись, что их не удастся закрепить, и очень обрадовались, когда увидели маленькую расщелину в скале. Предполагали ее углубить и, вставив основание креста, забетонировать. Но вопреки ожиданиям, будучи только представленным для примерки, основание креста скала как бы ухватила сама и втянула крест в себя. Необходимо было немножко развернуть крест, но никто не смог этого сделать. Крест сросся со скалой и стал единым целым. Невероятно, но факт, очевидцев было много.

Началось трудное и долгое возрождение христианской обители, которое не завершено еще. Сначала восстановили пещеру с источником святого Стефана Сурожского. Но монастырь, как известно, начинается с храма, новый храм, перестроенный из бывшей северной караульной казармы, освятили в честь Киево-Печерских Святых, родоначальников монашества на Руси. В нем можно поклониться многим частицам святых мощей. Когда их зимой 1998 года везли в Крым, замироточили мощи святителя Иннокентия Херсонского и Таврического, преподобного Гавриила Афонского и Георгия Победоносца. Здесь же можно узнать об истории монастыря, благодаря точно воссозданному макету представить каким он был когда-то.

В монастыре есть уже братский корпус, трапезная, домик настоятеля, библиотека и небольшие хозяйственные постройки.

В 2007 году Кизилташскому монастырю исполнилось 150 лет. В этот юбилейный год на старом каменном фундаменте прежнего храма святителя Стефана Сурожского началось возведение нового. Этот храм, срубленный из дерева, виден уже из всей долины, первый и пока что единственный в Крыму.

Кизилташский монастырь

В эти выходные мы решили посетить Кизилташский монастырь. Расположен монастырь в горах. Из Симферополя мы выехали по направлению в Судак и, немного не доезжая до города, повернули налево в горы в поселок Краснокаменка. Далее живописная асфальтированная дорога по лесу.
Кстати, в Кизилташском монастыре нам сказали, что совсем недалеко расположен монастырь Сурб-Хач, есть пеший маршрут по лесным дорогам. Мы даже туристов встретили, которые утром вышли со Старого Крыма, приблизительное расстояние – 17 км.

Припарковались мы у воинской части (сам поселок Краснокаменка – это поселок военных, воинская часть, полигон для стрельб, кинологи, полиция), дальше – горные тропинки.

На тропе монахи установили напоминание о правилах поведения в монастыре. Честно признаюсь: правила монастыря я нарушила, длинной юбки на мне не было, платочка не было, были джинсы и капюшон.

Самое запоминающееся на тропе к монастырю – запах можжевельника. Пейзаж немного напоминает Новый свет

Спелые ягоды можжевельника, прекрасная пряность к мясным блюдам

Вчера был дождь, земля немного раскисла, вот так выглядела тропа к монастырю св. Серафима Саровского, дата основания которого – 1852 год

Вокруг тропы много запрещающих табличек и колючей проволоки

Интересные цвета природы: зеленый можжевельник, рыжий – листья граба, серый – ветви дуба и белый – туман. В этом пейзаже органично смотрится обитель монахов – Кизилташский монастырь

Читала, что название села Краснокаменка происходит от красных скал. На горизонте должны быть видны скалы красного цвета, но горы укутывал туман, ничего мы не видели

В селе Краснокаменка были расположены военные объекты и оно носило названия: известно как Предприятие абонентский ящик 105, Симферополь-32, абонентский ящик 99, Феодосия-13, в/ч 42615, в/ч 62047, в/ч А-2015,в/ч 4125(Тигр). Воинская часть сегодня действующая, многое отремонтировано. Как и по всему Крыму, тут также отключают электричество, работал генератор.

Тропа хорошо протоптана, много скамеек для отдыха и указатели не дают сбиться с пути

Прямо – воинская часть, направо – монастырь.

Деревья обвиты плющом

Февраль, пора цветения подснежников

По преданию в XIII столетии в Кизилташском урочище располагалась летняя резиденция архиепископа Сурожского.

Вход в монастырь

Датой основания монастыря считается 1856 год. В этом году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий основал в урочище Кизилташский мужской монастырь. Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года» в урочище духовного владения Кизил-Таш при источнике числилось 2 жителя в 1 дворе и православная киновия. Но в этом месте и ранее жили люди

Во время своего путешествия по Крыму в 1837 году П. Кеппен писал: «Есть в скале Кизилташской пещера глубиною на 17 шагов, которая привлекает к себе богомольцев. В конце оной на столе, заменяющем алтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты величиною вершков в пять, на коем иссечен лик какого-то святого, судя по венцу, окружающему главу»

Нас приветливо встретил послушник монастыря и провел по территории, рассказывая легенды о далеком прошлом и быль о настоящем
Мы поднимаемся к святому источнику. И слушаем первую легенду о том, что еще в первом веке нашей эры люди поклонялись этому источнику.

Вторая легенда. В этой пещере прятался от непогоды пастух-мусульманин. Я не стала уточнять подробности легенды: подъем к пещере довольно крутой, по рассказам тут были густые кусты и деревянная лестница. Возникает вопрос: пастух прятался от непогоды, а где было стадо? Он оставил овец у подножия под дождем или снегом, а сам пережидал в пещере? В пещере пастух переждал непогоду и увидел икону Божьей Матери в водах источника. Икона пастуху не была нужна, и он отдал ее (не продал, как бывает в других легендах) кому-то в долине. Икону перенесли в церковь святителя Стефана и до закрытия монастыря в 1923 году, она была в монастыре. Где сейчас, уничтожена или у кого-то хранится – неизвестно.

И третья легенда. А может правда? У источника в пещере некоторое время жила девушка болгарка Константина. Когда в Кизилташе остановились два странствующих богомольца, она перешла в урочище Топлы, где позже был основан Троице-Параскевиевский женский монастырь. Там Константина приняла постриг и была наречена Параскевой.

К сожалению, вход в пещеру закрыт, святую воду не испили, размер форточки немного больше диаметра объектива)))

А тем временем на дорогу опустился туман

Но святую воду мы все-таки испили.
Колодец со святой водой, металлическая кружка

Часовня над колодцем

В монастыре расчистили от кустарников и мусора сохранившиеся камни фундамента монастырских стен и храма. В 1950 году по приказу Л. Берия все постройки монастыря были взорваны, в скалах были проложены тоннели и на территории монастыря расположился ядерный арсенал Черноморского флота.

Еще полуразрушенные стены древнего храма. Ранее на территории Кизилташского монастыря было устроено 7 террас, было три храма: на одной из террас храм в честь святителя Стефана Сурожского, внизу у пруда храм в честь Успения Божией Матери и храм в честь преподобного Серафима Саровского. В монастыре насчитывалось 30 каменных зданий, было около 100 человек братии. Монастырь имел 227 га земли, огромное хозяйство, виноградники, сады, производили кирпич отличного качества. В монастырском пруду разводили карасей и раков. В качестве холодильников-погребов служили большие каменные колодцы.

Кизилташский монастырь, развалины

Несколько старых изображений Кизилташского монастыря

Ниже современное фото: храм во имя св. Серафима Саровского построен в мае 2008 года на месте, где была часовня во имя св. Серафима Саровского, и освящен в 2010 году. Довольно редкое явление для Крыма – архитектура с использованием дерева. По крайней мере я не помню других деревянных построек в Республике.

Последние годы развития Кизилташского монастыря тесно связаны с Николаем Демьянюком. С 28 июля 1995 года в воинской части рядом с Кизилташским монастырем служил офицером-священником Николай Демьянюк, проходивший послушание в 1 бригаде морской пехоты Украины. Кроме духовно-нравственного воспитания военнослужащих ему было поручено решение вопросов землеотвода для возрождения Кизилташского монастыря.

15 апреля 1997 года Священный Синод постановил: «благословить открытие монастыря, наместником его утвердить иерея Николая Демьянюка с пострижением его в монахи»

Затем священник Николай принимает монашеский постриг с именем Никон .

В мае 2000 года по согласованию с командованием воинской части 2327 началось строительство первых братских корпусов.

В 2002 году иеромонах Никон возведен в сан игумена.

04 ноября 2015 года настоятель монастыря игумен отец Никон Демьянюк трагически погиб у горы Клементьева (авария на легкомоторном самолете Cessna 336)

Несколько туманных фото прилегающих территорий к монастырю

И еще одна легенда Кизилташского монастыря. Очень популярная в Крыму. По крайней мере я знаю три места с названием “пещера Алима”. Легендарный разбойник Алим – это крымский татарин, который как Робин Гуд грабил богатых и отдавал бедным.

Несколько фото пещеры Алима

А тут следы кирпичной кладки. Место монаха-схимника

Мы направляемся к выходу из монастыря, желаем дальнейшего развития и процветания этой обители

Вокруг уже первые признаки весны.

Вдали за кустами вход в тонель, там ранее хранили ядерное оружие.

Монастырский кот. Красавец

И еще несколько фотозарисовок:

Продолжаю удивляться необычному соседству: воинская часть и монастырь.

Стадион в воинской части

И колючая проволока вдоль тропы

Надеюсь, соседство не помешает развитию))) И также вместе рядом будут и монастырь, и военные в таком необычном месте как Кизилташ

Кизилташский монастырь — православная обитель около Феодосии

Кизилташский монастырь в Крыму построен там, где, как полагают многие исследователи, в VII-VIII вв. была древняя обитель и резиденция архиепископа Стефана Сурожского, причисленного впоследствии к лику святителей. Местечко это, известное немеркнущей ни зимой, ни летом, яркой и одухотворенной, эстетической красотой, что уже само по себе навевает чувство покоя и умиротворения, кажется, проникает в самые глубины подсознания.

Здесь располагается известный во всем мире грот с чудодейственным источником – почитаемые православной церковью святые места, где по приданию любил молиться Преподобный Стефан Сурожский. С монастырского же подворья открывается потрясающий вид на Кизилташскую долину, лежащую внизу. Глядя на все это, сразу становится понятно, почему, начиная с глубокой древности, именно здесь селились монахи.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится монастырь Святого Стефана на карте Крыма?

Он расположен в 18 км к северо-востоку от Судака, недалеко от Коктебеля (в 20 км к юго-западу), высоко на склонах Крымских гор, возвышаясь над ущельем Кизилташ на 400-метровой высоте, к северу от села Краснокаменка.

Читайте также:  Борисоглебский монастырь в Торжке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Предыстория и история существования святыни

Сейчас доподлинно неизвестно, был ли в действительности тут монастырь во времена С. Сурожского – никаких косвенных доказательств этому нет, несмотря на многочисленные археологические раскопки. Но то, что здесь была армянская обитель и церковь Пресвятой Богородицы в начале XIV ст. ни у кого не вызывает сомнений: археологи нашли остатки этих сооружений, а сейчас продолжаются работы.

Есть так же сведения о существовании тут храма Иоанна Предтечи, но это ничем не подтверждается. После 1475 г. комплекс, как и другие монастыри Крыма, был разрушен турками, захватившими все земли Крыма. Спустя 350 лет, в 1825 г., прятавшийся от дождя пастух нашел в гроте плавающую в источнике икону с ликом Девы Марии. Все это сочли чудом и вскоре сюда потянулись тысячи паломников, а в 1837 г. в пещерной полости возникла часовня.

Становление монастыря

В 1851 г. двое паломников построили рядом небольшой скит с часовней – они и стали его первыми иноками. Побывавший здесь в 1853 г. владыка Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, тогда же освятил местность и благословил на основание мужского монастыря имени свт. Стефана Сурожского. К 1856 г. тут появилась небольшая церквушка с ветхим домом священника и четыре землянки, где проживали 11 монахов. Первым игуменом стал иеромонах Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря Арсений, утвержденный Крымской епархией.

Кизилташский мужской монастырь, бывший первое время лишь убогим скитом, совершенно преобразился при преемнике Арсения – отце Парфении. Он стал тут главным в 1858 г. Стараниями этого удивительного человека с необычной и трагической судьбой было построено большинство монастырских зданий, причем в их возведении он принимал непосредственное участие – и как архитектор, и как каменщик и столяр. Так появилась два сакральных объекта: деревянный, имени Святого Стефана Сурожского, и каменный с колокольней, во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Правда, до завершения строительства последнего в 1885 г. Парфений не дожил – он был убит тремя татарами в 1866 г. в целях мести. Тело его, чтобы скрыть следы преступления, убийцы сожгли в глухом ущелье, но на их беду нашелся случайный свидетель, рассказавший обо всем полиции. На месте убийства впоследствии поставили мемориальный памятник, а игумена Парфения в 2000 г. канонизировали.

Уничтожение сакрального комплекса

Постройка монастыря закончилась к началу прошлого века, а слава о нем разнеслась по всей империи – в 1906 г. тут даже побывала царская семья. К большому сожалению, оценить сооружения того времени сейчас можно лишь по старым фото – единственному свидетельству его прежнего величия.

С приходом советской власти в 1920 г. все круто изменилось, Стефано-Сурожский монастырь закрыли в 1923 г., на церквях разрушили все купола, а постройки приспособили под детскую трудовую колонию.

Позже она была преобразована в сельскохозяйственную артель, а потом – в Дом отдыха. В 1951 г. в Кизилташе расположилась база Черноморского флота, где наладили производство ядерных боеголовок с последующим их хранением, для чего прорыли многочисленные тоннели в горе, а все строения, в связи с этим, попросту взорвали и сравняли с землей.

Чем сегодня интересен мужской Стефано-Сурожский монастырь?

Начиная с 2000 г., по решению Священного Синода, началось возведение нового монастыря на месте прежнего. В течение нескольких лет построили храм им. Святого Стефана Сурожского (Серафима Саровского), церковь Киево-Печерских святителей, кельи для монахов и послушников. Несмотря на старания советских властей, до сегодня сохранились, пожалуй, главные святыни этой достопримечательности Крыма – Пещеру-грот, где и сейчас можно увидеть росписи 1837 г., и Священный источник.

Кизилташский монастырь открыт для посещения в любые дни. Конечно, это уже совсем иная обитель – от прежней здесь осталось немногое. Но все равно она однозначно заслуживает внимания, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы паломников и туристов, побывавших в нем в последнее время.

Все желающие могут осмотреть Святой грот и Разбойничью пещеру, находящуюся неподалеку, восстановленные могилы с надгробиями конца XIX и начала XX вв. Здесь хранятся мощи Георгия Победоносца, Стефана Сурожского, игумена Парфения, Иннокентия Херсонского и Таврического и Преподобного Гавриила Афонского. Чудесно обретенная икона Богородицы, бывшая главной тутошней святыней, исчезла в 1920-х гг. и где теперь неизвестно.

Как добраться (доехать)?

Попасть в Кизилташский монастырь Святого Стефана Сурожского можно только с пересадкой – он раскинулся вдали от оживленных дорог. Из Феодосии или Коктебеля сначала нужно доехать до поселка Щебетовка, а оттуда автобусом до села Краснокаменка. Монастырь обнаруживается к северу, за воинской частью, вдоль тропы, ведущей к нему, установлены указатели.

Если же добираться на собственном или арендованном автомобиле, то ваш маршрут из Судака будет такой:

Полезная информация

  • Адрес: улица Крымская, Краснокаменка, Феодосия, Крым, Россия
  • Координаты GPS: 44.934147, 35.073459.
  • Телефоны:
  • Официальный сайт: http://kiziltash.org/
  • Расписание богослужений: смотрите на оф. сайте.

Посещение мужского Свято-Стефано-Сурожского монастыря оставит яркий, незабываемый след в душе каждого, кто бы к нему не отправился. Окруженный лесом, утопающий в зелени на фоне красных скал, он обладает невероятной притягательной силой. Благодаря же сказочно красивым пейзажам Кизилташская обитель является излюбленным уголком для посещения тысяч людей. Впрочем, не в этом одном кроется ее популярность – она буквально пропитана святостью, излучающейся тут буквально всем. В заключение предлагаем видео-обозрение достопримечательности, приятного просмотра!


Кизилташский монастырь и его тайны

Кизилташский монастырь и события, которые произошли вблизи него до сих пор будоражат умы многих людей. Название горного хребта Кизил-Таш в переводе с крымскотатарского означает «Красный камень» и дано по цвету слагающих его камней.

Когда речь заходит о святых обитателях этих мест, мы ждём тайн и чудес традиционно, даже не предполагая их научного объяснения. Но здесь тайна настоящая. Уютную долину у подножия горного хребта Кизил-Таш, по дороге из Судака в Щебетовку, первые монахи облюбовали ещё во времена иконоборчества. По преданию, в средние века здесь располагалась летняя резиденция архиепископа Стефана Сурожского. Местность эта очень мало изучена археологами, но остатки керамической посуды 8-9 веков, бронзовые предметы 10-14 веков находят в этом урочище даже простые туристы.

Сказывали, что в 1825 году пастух-татарин нашел в пещере древнюю икону Божьей Матери в серебряной ризе. Весть об этом разнеслась среди православных, и сюда устремились паломники. А вскоре монахи Андроник и Пантелеймон построили крохотную глинобитную церквушку. В 1856 году, после посещения Кизилташской обители архиепископом Иннокентием (Борисовым), здесь начал создаваться монастырь. Из Свято-Георгиевского монастыря сюда переселились 11 монахов, настоятелем стал игумен Арсений. По-настоящему расцвела эта отдаленная обитель, когда в ней поселился иеромонах Парфений.

Игумена называли «кизилташским Петром Великим в рясе», ему доверяли наблюдать за ведением дел в окрестных имениях, с ним советовались, его мнением дорожили. Человек принципиальный и честный, он бесстрашно разоблачал злоупотребления и подлог местных управляющих имениями, что и стоило Парфению жизни. Обозленные на священника, лишившиеся должностей управляющие объединились и 22 августа 1866 года убили игумена.

Принявший обитель игумен Николай оказался достойным преемником; его стараниями монастырь разросся и окреп. Здесь появились новая церковь и кельи для послушников, каменный дом для настоятеля, трапезная, мастерская, искусственный пруд для выращивания карпов. Путь в монастырь паломникам указывали большие кресты, установленные на вершинах окрестных гор.

На территории монастыря было два целебных родника, они привлекали богомольцев и страждущих. В древней пещере пробивался освященный иконой источник Святого Стефана Сурожского, а вокруг другого, серного источника Святого Николая Чудотворца, постепенно накопились лечебные грязи, исцелявшие многие недуги.

Советская власть монастырь закрыла, но до 1923 года монахи служили в церквях, продолжали работать в садах, на полях и виноградниках. Затем в кельях разместили сначала детскую трудовую колонию, потом сельскохозяйственную артель, а церковь переделали в клуб. Рядом после Великой Отечественной войны построили строжайше засекреченный военный городок. Там, в огромных подземных тоннелях, хранились ядерные боеголовки для субмарин Черноморского флота. После распада Союза ядерное оружие вывезли, но городок остался.

Настоятель монастыря отец Никон договорился с военным начальством, чтобы разрешили установить над обителью, на вершине горы Сандык, большой металлический крест. Наметили подходящую трещину, прихватили цемент для фиксации. Крест занесли и с большим трудом вправили в глубокую, чуть косоватую расселину. Он и встал немного криво, но так прочно, что ни вынуть, ни покачнуть, а бетон вообще не понадобился. Потом на другой скале поставили ещё один крест, уже ровно. Дальнейшие события нераздельно переплетены с легендами и различных масштабов слухами. Можно поверить, а можно улыбнуться, восприняв этот рассказ как невинную зарисовку.

В день воздвижения того первого креста резко менялась погода; у многих заболели головы. Более того, нечто странное происходило в магнитной сфере земли. Времена были смутные, перестроечные, кое-кто держал в доме оружие. В одной из алуштинских квартир в этот день сама собою взорвалась граната, разворотило остекленную лоджию. Никто, к счастью, не пострадал. Потом мы узнали из новостей, что в Херсонской области взлетели на воздух склады боеприпасов… В Кизилташском монастыре пространство вокруг креста странно засветилось: многие специально пришли, чтобы увидеть это свечение, а люди глубоко верующие усмотрели в этом чудо, небесный знак. Всё правильно! Значит, Богу было угодно, чтобы монастырю дали возможность существовать, несмотря на присутствие рядом воинской части.

Легко назвать чудом любое необъяснимое явление: чудо не нуждается в доказательствах. Однако были и попытки научно истолковать эту природную аномалию. Для этого как раз очень нужны доказательства, но их нет, так что мы вольны поразмыслить над интересной гипотезой, принять её или отвергнуть. Свечение вокруг креста уподоблялось в тот день северному сиянию с его разноцветными полосами. Откуда же оно в Крыму?

Как известно из научных статей, в конце 20 века американские ученые изобрели и построили на Аляске особую установку, с помощью которой можно действовать подобно солнечным протуберанцам, активизируя атмосферу (точнее, тропосферу) в той или иной части земного шара. При этом над любым районом земли можно искусственно создать напряжение в тысячи раз большее, чем то, которое возникает под действием солнечных протуберанцев. В природе (но не в наших широтах) такая активация проявляется именно как северное сияние. Но вот искусственное возбуждение атомов тропосферы как раз и может отозваться радужным сиянием над металлами. А ещё одно способно вызвать такое неожиданное и необъяснимое явление, как управляемый взрыв. Что если в этот день досужие американцы решили заняться югом Украины? И круглые сутки боролись, так сказать, за мир, проводя бескровное уничтожение наших складов с боеприпасами?

Сегодняшний Кизилташ — невидимый с моря военный городок, в нём живут военнослужащие с семьями. Военный объект и теперь охраняется очень строго.

Читайте также:  Свято-Михайловский собор в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Кизилташский монастырь на видео


СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ ХРАМ ГОРОД СУДАК (ПОДВОРЬЕ КИЗИЛТАШСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ)

Адрес храма: Россия, 298000, Республика Крым, г. Судак,
ул. Ленина, д. 27.
тел.факс (36566) 3-47-50
моб. +79788977046
e-mail: pokrov314@gmail.com
http://kiziltash.org

История Покровского храма началась 7 января 1819 г. В этот день Феодосийскому земскому суду предъявили план будущей церкви и подряд на её строительство. К слову, закладка нового храма была необходимостью, поскольку в те годы в Судаке был только один православный собор, да и тот находился вдалеке от жилого района. Новый храм строился исключительно на пожертвования прихожан, власть средства не выделяла. Значительный вклад в строительство Покровского храма внесли такие известные люди как граф И.П. Капнист, подполковник И.Ф. Жмелев, светлейший князь М.С. Воронцов, князь Д.В. Нарышкин, Таврический губернатор А.И. Казначеев.

Принято считать, что торжественная закладка Покровской церкви состоялась 20 сентября 1819 года. Об этом событии сообщала надпись на мраморной плите, вмонтированной в западную стену храма над входной дверью: «Во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Сооружен сей храм от воплощения Бога Слова в 1819 году, сентября 20 дня.» К сожалению, до наших дней эта памятная плита не сохранилась.

На самом деле закладка первого камня храма произошла в другой день. В рапорте протоиерея Василия Чернявского 1 октября 1819 года заложена по указу от Екатеринославской духовной консистории Покровская церковь в Судаке.

Первым священником судакской церкви Покрова стал отец Тарасий Дмитриевич Дмитриев, назначенный настоятелем храма с 27 декабря 1819 года, грек по происхождению. Он умер в 1847 году и похоронен с северной стороны от алтаря. Из назначенных в Судакский приход священников можно выделить таких известных как священник Валентин Томкевич (назначен 17 мая 1899 года) — являлся действительным членом Одесского общества истории и древностей и таврической ученой архивной комиссии. . Его стараниями было создано Покровское церковное братство в Судаке, открыта школа грамотности, преобразованная позднее в церковноприходскую школу. К тому же он был известным историком-краеведом, дружил с Л.С. Голицыным. Также в 1891 году был назначен священник Иоанн Полканов, который был известен как талантливый проповедник, его педагогические способности неднократно были отмечены светскими и духовными властями. Был отмечен множеством наград. В трагические годы войн, революции а начала красного террора в 1913 году настоятелем Покровского храма был священник Сергий Николаевич Зернов.

В последние годы в храме служил священномученик Иоанн Александрович Блюмович (1888-1938 гг.) В 1935 году о. Иоанн приехал в Судак и служил в Покровском храме. Был расстрелян 13 апреля 1938 г. по обвинению в руководстве «фашистской шпионской группой, которая одновременно ведет религиозную пропаганду».

Покровский храм был освящен в 1829 году. Тогда он выглядел не так, как сегодня. В основании он имел форму равноконечного греческого креста, посредине, на стройном восьмигранном барабане, возвышался большой купол. Четыре продольные части здания, примыкающие к середине храма, были перекрыты полукруглыми сводами, опиравшимися на вертикальные опоры.

В июне 1829 года начали подготовку к возведению колокольни. Проект колокольни разработал известный и талантливый зодчий И.Ф. Колодин. Судакскую звонницу решено было возводить в четыре яруса, отдельно стоящей от храма. Начался сбор средств. Значительный вклад внес попечитель Покровской церкви подполковник И.Ф. Жмелев, более двух тысяч ассигнациями собрали жители Судака.

Когда возвели первый ярус, деньги закончились, и строительство замерло более чем на десять лет. Как ни старались судакские жители, деньги на достройку колокольни они получили лишь в 1841 году. Завершилось строительство колокольни (высота более 30 метров) в начале 1843 года. В 1926 году колокольню варварски взорвали.

Храм в Судаке не однажды посещали представители императорской семьи. В 1868 году здесь побывала императрица Мария Александровна с дочерью Марией, сыном, будущим императором Александром III, и его супругой Марией Федоровной. В 1912 году император Николай II по дороге в Новый Свет сделал остановку в Судаке и посетил церковь. Сопровождавший его князь Л.С. Голицын обратил внимание царя на ветхость храма, пострадавшего при землетрясении 29 сентября 1869 года, и государь выделил деньги на ремонт.

Вплоть до 1936 г. в Покровском храме проходили богослужения, венчались, отмечались православные праздники, пока не пришло распоряжение об уничтожении святыни, на месте которой предполагалось построить Дом пионеров. Начало Великой Отечественной войны помешало исполниться этим планам, и на время немецкой оккупации Крыма собор даже возобновил службы. После окончания войны частично из-за отсутствия священника, частично по другим причинам храм Покрова Пресвятой Богородицы прикрыли вновь. Вспомнили о нём в 1962 году в связи с прошлой идеей об открытии Дома пионеров, которую всё-таки воплотили в жизнь. Ещё позднее в 80-е годы православном соборе Судака на несколько лет расположились ремонтные мастерские.

Преобразования церкви в клубное помещение и другие учреждения не могли не сказаться самым пагубным образом на внешнем и внутреннем облике храма: был разобран купол, утрачены иконостас и вся церковная утварь, искажена апсида, прорублены окна на уровне второго яруса, нарушена планировка храма.

Возвращение к жизни храма Покрова Пресвятой Богородицы началось в 1990-е гг. усердием митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. Стараниями бывшегонастоятеля Свято-Покровского храма и наместника Кизилташской обители — игумена Никона (Демьянюка) храм полностью расписали и сделали резной иконостас, при храме открыли библиотеку, видеотеку, читальный зал, видеозал, церковную лавку. В начале 2005 года начались строительные работы по воссозданию колокольни. За основу был взят отвергнутый когда-то проект архитектора Колодина. И снова потянулись в храм верующие, и снова зазвонили колокола. В 1996 г. художник И. Сахаров украсил внутреннее убранство церкви изображениями крымских святых. В Православном просветительском центре проводятся беседы со взрослыми, занятия с детьми в воскресной школе и кружках декоративно-прикладного искусства.

Покровская церковь является подворьем Кизилташского мужского монастыря святителя Стефана Сурожского, находящегося в 15-ти километрах от Судака.

Кизилташский монастырь Стефана Сурожского: как добраться

Среди живописной крымской местности, недалеко от Судака, высоко в горах расположен Кизилташский Стефановский монастырь. Этот мужской монастырь перенес множество сложных моментов в своей истории. Когда-то он был полностью уничтожен и со временем заново возрожден. Храм находится рядом с воинской частью и долгое время эта местность была засекреченной.

Местоположение на карте Крыма

Исторические события и факты

Мужской монастырь имеет очень давнюю, многовековую историю. Несколько столетий назад, в восьмом веке, на этой территории располагалась летняя резиденция сурожского архиепископа Стефана, который причислен к лику святых и является одним из покровителей Судака. В 1825 году, в пещере с горным источником, один человек нашел икону Божией Матери. Находку признали настоящим чудом, молва об этом быстро обошла всю округу. К гроту с родником начали массово приходить паломники. Люди свидетельствовали о чудодейственной и исцеляющей силе источника, который излечивал различные недуги.

В пещере образовалась часовня, рядом стали селится паломники. В 1853 году это место получает благословение на строительство монастыря. В 1856 году появляются первые монастырские строения во имя святого Стефана Сурожского. Изначально во владениях монастыря был ветхий дом и землянки, в которых проживало 11 священнослужителей.

Во время Крымской войны настоятелем храма был игумен Парфений. Он причащал раненых, отпевал убитых и был за это вознагражден наперсным крестом. К сожалению Парфения настигла трагическая смерть. Его расстреляли бандиты, и сожгли тело в узком ущелье. Благодаря случайному свидетелю, злоумышленников быстро отыскали и приговорили к смертной казни. Во время своей жизни отец Парфений построил на территории большинство монастырских зданий, принимал прямое участие в рабочем процессе.

Строительство монастыря было завершено в начале двадцатого века. Слава о священном месте с чудодейственным источником распространилась по всей империи. Не иссякал поток прихожан и паломников. В 1906 году мужской Кизилташский монастырь Стефана Сурожского посетила царская семья.

Макет монастыря.Таким он был до революции.

Приход советской власти сильно отразился на судьбе монастыря. В 1923 году его закрыли. На церквях разрушили все купола, в зданиях расположили артель, клуб, общежитие, конюшню. С 1930 года до начала войны, на территории находился дом отдыха для военнослужащих. После войны в 1951 году, в Кизилташе обосновалась база Черноморского флота. Здесь стали производить ядерные боеголовки. Для их хранения в горах было прорыто множество подземных туннелей, а все монастырские строения были уничтожены по приказу правительства. В 1992 году вывезли все боеголовки, но военная база до сих пор осталась. В 2000 году монастырь начали заново возрождать по решению Священного Синода.

Кизилташский Стефановский монастырь сегодня

Увидеть как выглядел монастырь до уничтожения советскими властями, можно только на исторических фотографиях, которые хранятся в стенах возрожденного храма. Кизилташский Стефановский монастырь окружен громадными красными скалами, горными холмами с величественными деревьями и реликтовыми растениями. На территории храма можно увидеть ливанский кедр, который остался от разрушенного монастырского парка. Очень величественно выглядит и развесистый дуб, которому исполнилось более 300 лет.

Восстановлена главная реликвия — пещера с целебным источником. Внутри нее сохранились наскальные росписи 1837 года. Отстроен новый современный храм и кельи для монахов. Благоустройство монастыря продолжается до сих пор. Кизилташский монастырь принимает прихожан в любые дни. Неподалеку от храма можно посмотреть священный грот, пещеру древних разбойников. На территории священного места хранятся мощи Георгия Победоносца, Стефана Сурожского, игумена Парфения и других святых. Настоятелем Кизилташского Стефановского монастыря служит отец Никон.

Информация для посетителей

  • Адрес: ул. Крымская, Краснокаменка, Феодосия, Крым
  • GPS Координаты: 44.934147, 35.073459.
  • Телефон: +7 978 897‑70-46, +7 36566 3‑47-50
  • Официальный сайт: http://kiziltash.org/
  • Расписание богослужений: ежедневно, 08:00–18:00

Как добраться

Монастырь расположен в горах, выше населенного пункта Краснокаменка. Добраться до этого священного места не так уж просто. Посетителям придется преодолеть определенную часть пути пешком, по узким горным тропам. При восхождении открывается потрясающий вид на местность. У ворот храма прихожан встречает священнослужитель и проводит на территорию.

Транспортом можно добраться только до урочища Кизилташ, далее нужно следовать пешком по тропе, которую проложили монахи. На собственном автомобиле быстрее всего доехать до поселка Краснокаменка и урочища можно из Судака. А с Феодосии каждые сорок минут в этом направлении ходит автобус, который отправляется от центрального рынка. Необходимо садиться на автобус «Феодосия — Урочище» и следовать до предпоследней остановки «Батальон». Далее будет не сложно отыскать тропу с указательными обозначениями, которая ведет к храму. Также можно посетить Кизилташский Стефановский монастырь в составе организованной экскурсионной группы, вместе с сопровождающими.

Маршрут, как добраться из Симферополя:

Посещение мужского Свято-Стефано-Сурожского не оставит вас равнодушным. На фоне величественной скалы, обитель утопающая в зелени, считается местом силы. В заключение, предлагаем вам посмотреть видео об этом христианском монастыре:

Ссылка на основную публикацию