Колокольня Ивана Великого: история и архитектор, высота и архитектура, как выглядит и где находится

История и архитектура колокольни Ивана Великого в Москве: интересные факты

Колокольня Ивана Великого занимает особое место в списке шедевров мирового и русского зодчества и считается одним из главных украшений Москвы.

Ее история полна мистических тайн, которые исследователи не могут разгадать и по сей день.

История колокольни

История Ивановского столпа напрямую связана со становлением российского государства.

Церковь Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Лествичник был византийским богословом, автором учения о духовном возрождении и трактата «Лествица». Именно в честь этого святого по приказу московского князя Ивана Калиты в 1329 году была воздвигнута церковь.

Есть версия, что храм построили согласно обету, который дал Калита перед походом московской дружины на Псков. Удача сопутствовала Ивану Даниловичу, и он сдержал обет.

Так всего за три месяца появилась церковь Иоанна Лествичника . Она имела форму восьмиугольника с полуколоннами по углам.

Внутреннее крестообразное пространство храма Иоанна Лествичника без учета помещения алтаря имело небольшие размеры — всего пять на пять метров.

Церковь Иоанна Лествичника в Московском кремле простояла более 170 лет, была разобрана в 1505 году, но заняла свое место в истории как первая известная исследователям каменная церковь под звоном, первая столпообразная церковь-колокольня и первый храм, построенный между двумя соборами.

Возведение и основание колокольни

Храм Ивана Великого не испытывал недостатка в талантливых архитекторах. Поэтому ответить на вопрос, кто его построил, достаточно сложно.

Когда в начале шестнадцатого века старый храм был демонтирован, на восточной стороне возвели новую церковь. В честь кого она названа? Имя храму дал Иван III.

Строительством руководил итальянский зодчий Бон Фрязин. Свой шедевр он завершил в 1508 году.

Постройка не имела аналогов по прочности благодаря уникальному фундаменту и революционным по тем временам способам строительства.

Автором следующего проекта, изменившего облик храма в 1540 году, был также итальянец — Петрок Малой. Им была построена прямоугольная звонница на северной стороне здания.

В 1600 году при Борисе Годунове теперь уже русский зодчий Федор Конь надстроил третий ярус колокольни. В ысота колокольни Ивана Великого в Москве — 81 метр.

Существует столичная легенда о запрете на строительство колоколен выше звонницы Ивана III. До 1860 года, когда был возведен Храм Христа Спасителя, колокольня оставалась самым высоким зданием Москвы.

Историческая судьба

Храму довелось пройти через множество испытаний.

Смутные времена, нашествия чужеземных завоевателей и политические амбиции отечественных атеистов не раз ставили под угрозу само существования столпа Ивана III:

  1. Лжедмитрий собирался устроить там костел для польских подданных Марины Мнишек.
  2. Наполеон приказал взорвать Кремль. Это решение стало роковым. Взрывы превратили в руины Успенскую звонницу и Филаретову пристройку, сорвали крест с купола колокольни, привели к образованию трещины на третьем ярусе. Однако сама колокольня выстояла. Уже 12 декабря 1813 года вновь запели звоны столпа Ивана III, приглашая москвичей на церковную службу.
  3. Есть легенда, повествующая о том, что в 1950-е или 1960-е годы кто-то попытался нарушить запрет на звон колоколов, после чего их языки приковали.
  4. Советские вожди заставили звонницу умолкнуть на семьдесят пять лет.

Лишь на Пасху 1992 года колокола зазвучали вновь.

Успенская звонница и Филаретовская пристройка

В 1624 году зодчий Огурцов создал Филаретову пристройку, названную в честь патриарха Филарета.

Архитектором шатра пристройки стал англичанин Талер, работавший в годы правления Алексея Михайловича.

К концу XVII века звонница стала одним из символов Москвы.

С колокольни открывался великолепный вид на прилегающею местность, а приближение войск неприятеля можно было увидеть за 30 (!) километров.

Здание Успенской звонарни, пристроенное к северной грани колокольни, было возведено в 1815 году на фундаменте разрушенной в 1812 году старой постройки ХVI века.

Эти сооружения стали неотъемлемой частью колокольни.

Послевоенная реставрация

Масштабным реконструкциям колокольни всегда что-то мешало: войны и послевоенные разрухи, недостаток финансовых средств, споры архитекторов. Тем не менее, Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французами, были вновь отстроены в 1819 году.

Первая серьезная реставрация прошла в 2005 году.

Мастера произвели полное переоборудование и приспособили древнее сооружения к музейной эксплуатации, а фасады и наружные интерьеры колокольни подготовили к музейному показу.

Современное положение

В наши дни архитектурный объект используется как по своему прямому назначению, так и в качестве музейной экспозиции.

Сегодня на первом этаже Успенской звонницы организуются выставки музея «Московский Кремль», других российских и зарубежных музейных собраний.

Для полноты картины посетителям демонстрируют видеопроекцию реконструкции собора, используя для этого беленые стены колокольни.

Периодически все проекции выключаются, остается только подсветка, и посетители получают возможность осмотреть сохранившиеся интерьеры колокольни.

Условно этот музей можно разделить на три экспозиции: сама колокольня или ее части, выделенные светом, сохранившиеся фрагменты кремлевских построек и виртуальные экспонаты.

На верхнем ярусе колокольни открыта смотровая площадка.

Посетители могут подняться на нее в теплое время года, преодолев путь в 329 ступеней.

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

Действующие колокола

Изготовленные русскими и иностранными мастерами, колокола располагаются на всех трех ярусах колокольни.

Самые массивные и басовитые — на галерее первого яруса, а легкие и мелодичные — наверху:

  1. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действуют три колокола.
  2. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — Успенский. Он украшен портретами императора Александра I и его семейства, изображениями Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, митрополитов Петра и Алексия и композицией «Успение Божией Матери». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,3 метра, составляет 1,75 тонны, а сам колокол весит около 65 тонн 320 килограммов. Успенский колокол считается лучшим по тону и звуку.
  3. Колокол Ревун массой 32 тонны 760 кг изготовлен по указу царя Михаила Романова в 1622 году мастером Андреем Чоховым, автором Царь-пушки.
  4. Великопостный, или Семисотный колокол весит 13 тонн 71 кг и расположен на Филаретовой пристройке.
  5. Древнейший из колоколов — Медведь. Он назван так за мощный голос и низкое звучание.
  6. Колокол Лебедь получил название за звон, похожий на лебединый крик.
  7. Новгородский колокол впервые отлит при Иване IV для Софийского собора Новгорода. Затем был перевезен в Москву. Рядом находятся колокола Широкий, Слободской и Ростовский.
  8. На втором ярусе звонницы расположены Корсунский колокол, Немчин Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый и Второй безымянный колокола.
  9. Третий ярус образуют колокола меньшего размера.

Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.

Возможности посещения колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В музее, расположенном внутри Успенской звонницы, собраны старинные артефакты, иллюстрирующие архитектурную историю Кремля.

В этой коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек.

В выставочном зале размещаются передвижные экспозиции.

Стоимость билета в 2018 году — 250 рублей.

Значение здания

Время не щадит никого и ничего. Уходят люди. Ветшают и разрушаются здания. Трескаются и утрачивают чистоту звука колокола.

Однако столп Ивана Великого стал исключением из правила.

Его колокола не раз пытались заставить умолкнуть, а саму церковь разрушали.

Она выстояла под напором времени и человеческой ненависти, став объектом поклонения для детей и взрослых.

И сегодня во время служб в кремлевских соборах разносятся над Москвой голоса этих колоколов, которые, словно люди, имеют собственные имена. Гордо возвышается над мирской суетой златоглавый храм, доказывая всем нам, что истинное искусство неотделимо от веры, а вместе они способны творить чудеса.

Видео о прошлом и настоящем колокольни

В этом видео вы можете ознакомиться с прошлым и настоящим знаменитого объекта.

Иван Великий

Ансамбль, ошибочно называемый колокольней

С этим местом связано сразу две топонимических ошибки. Во-первых, это не колокольня, а ансамбль из колокольни, церкви и Филаретовской пристройки. Во-вторых, правильное название звонницы — Иван Великий. Она служила и дозорной вышкой, и пожарной каланчей, и украшением столицы. И некоторое время в Москве даже был запрет на строительство зданий выше Ивана Великого.

Колокольню «Иван Великий» строили постепенно. В 1329 году Иван Калита в честь рождения сына заложил церковь Иоанна Лествичника «под колоколами».

Затем в 1505 архитектор Бон Фрязин построил на месте обветшавшей церкви восьмигранную колокольню по типу итальянской кампанилы. Она предназначалась одновременно для трех соборов (Успенского, Архангельского и Благовещенского), так как у них не было своих звонниц. Колокольня Ивана Великого с церковью Иоанна Лествичника стала самой высокой частью ансамбля. Но тогда она была на ярус ниже, чем сейчас. Лишь через столетие, при Борисе Годунове, высота Ивана Великого достигла 81 метра.

Тогда под куполом появилась надпись: Изволением святыя Троицы, повелением великого господаря и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого господаря царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий Храм совершен и позлащен во второе лето господарства их . Лжедмитрий I ее уничтожил, но при Петре I надпись восстановили.

До строительства храма Христа Спасителя Иван Великий оставался самым высоким зданием в Москве. Колокольня неизменно удивляла иностранных гостей.

В XVI-XVII веках к Ивановской колокольне пристроили Успенскую церковь-звонницу, а в 1624 году — Филаретовскую пристройку с шатровым завершением.

На колокольне Иван Великий 22 колокола весом от 123 кг до 7 тонн — такой «роскошью» не может похвастаться ни одна московская церковь.

Колокола распределяются по ярусам. Большинство из них имеет собственные имена — Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин, Реут, Вседневный, Воскресный, Семисотенный. А в центре звонницы размещается самый главный и самый большой в России Успенский колокол, весом 65,5 тонны. Весь комплект называют «Ивановской колокольной фамилией».

Звук колокола зависел не только от массы, но и от состава. Секрет сплава знал далеко не каждый мастер, и чаще всего пропорции меди, серебра и золота в сплаве устанавливали по наитию. Московские колокольные заводы в XIX веке были лучшими в России и получали заказы даже из-за границы. Большинство заводов находилось на Балканах — за Сухаревой башней (современные Балканские переулки).

Читайте также:  Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

Распускаемый при отливке колокола слух должен был отвлечь внимание недоброжелателей от колокола. Хозяева колокольных заводов верили в это, поэтому платили хороший гонорар изобретателям слухов. Если получался хороший колокол, слух опровергали: это на таком-то заводе колокол лили — звонкий получился. Если была неудача, в выдумке не признавались. Так появлялись легенды.

Один из «колокольных» рассказов гласил, что в церкви на Покровке венчал священник жениха с невестой. А когда повел их вокруг аналоя, с голов сорвались брачные венцы и опустились на кресты на главах церкви и колокольни. Оказалось, что жених и невеста — родные брат и сестра. Их разлучили в детстве, и, когда они случайно встретились, приняли родственное влечение за любовь. Но провидение остановило беззаконный брак.
Люди со всей Москвы съезжались на Покровку. Действительно, купола церкви Воскресения украшают золоченые венцы. Но никому в голову не приходило, что венцы украшают церковь уже почти 100 лет, а размеры их так велики, что самые рослые новобрачные могут разместиться в венце, как в беседке. Позже в Москве появилась легенда, что венцы на церкви Воскресения поставила императрица Елизавета после тайного венчания с Разумовским.

А однажды вся Москва обсуждала происшествие накануне Николина дня 19 декабря. В тот день у генерал-губернатора был бал, но в разгар танцев ударил колокол на Иване Великом. В тот же миг в зале погасли люстры и канделябры, лопнули струны на музыкальных инструментах, выпали стекла из окон, и повеяло леденящим холодом. Гости бросились к дверям, но они не открывались. Наутро в бальной зале нашли трупы замерзших и раздавленных. Погиб и сам хозяин дома — генерал-губернатор. И хотя газеты объявили, что генерал-губернатор жив, слухи о замерзших еще долго ходили по городу.

Московская полиция иногда добиралась до источника слухов. У заводчиков брали подписки не распускать слухи при отливке колоколов, но они продолжали придумывать новые нелепости. А в словаре Даля появилась поговорка Лить колокола — сочинять и распускать вздорные вести .

Колокольный звон в Кремле запретили в 1918 году. Лишь один раз, в 1921, этот запрет нарушили.

Затем Иван Великий замолк на 71 год, и только в 1992 на Христово Воскресение с главной московской колокольни раздался благовест. Тогда звонили лишь 5 колоколов второго яруса («Корсунский», «Немчин» и три зазвонных колокола). На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии.

Известно, что Иван Великий в старой Москве был еще и главной дозорной сигнальной башней. Оттуда хорошо просматривались окрестности города на расстоянии 30-40 км. Сейчас в колокольне музей, а на вершине — смотровая площадка. Но придется преодолеть 329 ступеней, что не всем под силу.

Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка

Престолы: главный — прп. Иоанна Лествичника — в нижнем ярусе Ивановского столпа; придел свт. Николая Чудотворца — в Филаретовской звоннице. История: в центре Московского Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI в. – колокольня Ивана Великого.

Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Верхний восьмигранник завершается рядом кокошников, в которых на синем фоне сверкают позолоченные звезды. Затем поднимается цилиндрическая часть столпа с ложными окнами, закрашенными черной краской. Выше идет трехъярусная надпись, выполненная по синему фону позолоченными буквами славянской вязью. Надпись, поярусно разделенная белокаменными витыми валиками, гласит: «Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Русии храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)».

Колокольня завершается позолоченным куполом. Столп колокольни сложен из кирпича, а цоколь и фундамент – из белого камня. По некоторым предположениям, фундамент уходит глубоко в землю и якобы находится на уровне дна Москвы-реки. Внутри столпа в стене первого яруса устроена каменная лестница в 83 ступени. Во втором ярусе она переходит в винтовую и имеет 149 ступеней. В третьем ярусе металлическая лестница в 97 ступеней ведет по внутренней стене до купола. Таким образом, всего в лестнице 329 ступеней. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX вв. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Колокольня Ивана Великого была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. Здание Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни Ивана Великого, было возведено в 1814-1815 гг. архитекторами Д.И.Жилярди, Л.Руска и И.В.Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки ХVI в.

О предшествующей постройке известно, что она возводилась в 1532-1539 гг. мастером Петроком Малым как церковь Воскресения Христова со звонницей и завершена была в 1543-1552 гг. уже после отъезда зодчего из Москвы. С 1555 г. церковь стала именоваться Рождественской по престолу Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже “Кремленаград” начала 1600-х годов. В течение ХVII в. церковь была преобразована в звонницу, получившей название Успенской. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 г. примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника «иже под колоколы». В 1505 г. эту церковь разобрали и в 1508 г. заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 гг. зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом «Вознесения». В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 г. высокую каменную лестницу.

При Борисе Годунове в 1600 г. столп Ивана Великого надстроили и увенчали позолоченным куполом с надписью. Высота его стала 81 м. В 1624 г. с северной стороны звонницы возвели так называемую Филаретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром. В 1812 г. отступавшие из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 г. их восстановил архитектор Д. Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX в. В центре звонницы помещается самый большой колокол весом 4 тысячи пудов, отлитый мастерами Завьяловым и Русиновым в XIX в. Другой колокол весом 1 200 пудов отлит Андреем Чеховым в 1622 г. В Филаретовской пристройке висит колокол весом 798 пудов, отлитый в XVIII в. Иваном Моториным. Всего на колокольне Ивана Великого и звоннице 21 колокол. На третьем ярусе звонницы расположена церковь Николая Гастунского, перенесенная сюда в XIX в. с Ивановской площади.

Происхождение названия колокольни Ивана Великого научно пока не установлено. Принято связывать это название не только с церковью Иоанна Лествичника, но и с именами великих князей, боровшихся за объединение страны, свержение татарского ига и возвышение Русского государства, – Ивана Калиты, Ивана III, Ивана IV. По типу «Ивана Великого» в древней Руси было построено много столпообразных храмов. Своим величием колокольня как бы олицетворяла мощь централизованного Русского государства. Площадь, расположенная к востоку от колокольни, именовалась в старину Ивановской. Здесь наказывали за всякие проступки, находились судный и казенный приказы, с крылец которых подьячие выкликали приказы о наказании батогами виновных и оглашали царские грамоты. В настоящее время на первом этаже Успенской звонницы действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля является центром архитектурного ансамбля Соборной площади. Звонница образует единую композицию вместе с Филаретовской пристройкой и церковью. До начала 20 в. башня являлась самым высоким зданием в столице. Сооружение выполняло ряд важных функций. Его использовали как дозорную вышку и пожарную каланчу. В настоящее время колокольня является туристическим объектом.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 29 февраля:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT2000guruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров в Турцию от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод — AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для Android и IOS

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

Церковь святого Иоанна Лествичника

Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.

Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».

История строительства Колокольни

Для руководства постройкой, невиданного на Руси по высоте сооружения, были приглашены иностранные зодчие. Проект возглавил выходец с Аппенинского полуострова, архитектор Бон Фрязин. Работы продолжались 3 года (1505-1508 гг.). Чтобы обеспечить надежное крепление башни, Фрязин распорядился вбить в ее основание дубовые сваи. Древесина дуба под воздействием грунтовых вод приобретает колоссальную прочность и надежно удерживает все строение. При этом глубина фундамента составляет не более 4,3-4,5 метров.

Кроме того, архитектор умело использовал и другие способы стабилизации сооружения:

  • металлические скрепы внутри стен из кирпича;
  • добавление яиц в связывающий раствор;
  • толстые стены нижнего яруса (до 5 м).

Изначально план предусматривал создание 2-ярусного здания. Однако в 1532 г. архитектурный ансамбль решили расширить, за счет Воскресенской церкви и колокольни. Ведение строительных работ было поручено итальянцу Петру Франческо Анибале, известному на Руси под прозванием Петрок Малой Фрязин. Он дополнил башню третьим ярусом, на котором установили гигантский колокол весом ок. 1,5 т. У великана было собственное имя «Благовестник». Для подъема внутри стен проделали лестницу.

Полная высота башни составила 81 м. Она приобрела стратегическое значение, поскольку с верхней площадки далеко просматривались окрестности столицы (на расстояние 30-40 км). Чтобы обзор не закрывался, по повелению Бориса Годунова, было запрещено возводить в Москве здания превышающие колокольню Ивана Великого. Верхнюю декоративную надстройку опоясали золоченые буквы. Надпись гласит о том, что работы по благоустройству храма велись согласно приказу Бориса Годунова и его сына Федора.

Первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович, распорядился переделать Воскресенскую церковь в Успенскую звонницу. К храму также пристроили флигель, который стали называть по имени патриарха Филарета.

Читайте также:  Задонский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В завершенном варианте архитектурный ансамбль объединяет 3 части:

  • 8-гранную башнеобразную колокольню
  • церковь со звонницей в псковско-новгородском стиле
  • флигель с шатровым навершием

Несмотря на свою высоту, колокольня визуально кажется легкой и стройной. Подобный эффект достигается за счет постепенного сужения ярусов. Верхняя часть завершается округлым барабаном, над которым возвышается луковичный позолоченный купол. В качестве декоративных архитектурных элементов выступают каменные кокошники с псевдооконными проемами.

При постройке здания использовались разные строительные материалы:

  • белый обтесанный камень – фундамент и цоколь
  • красный кирпич — основная часть сооружения

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

После взятия российской столицы наполеоновскими войсками, в колокольне разместилась штаб-квартира генерала Лористона. При отступлении, французы заминировали и взорвали Кремль. Полностью разрушенными оказались Филаретовская пристройка и Успенская звонница. Колокольня осталась стоять на месте, но по верхнему ярусу прошла огромная трещина.

Позолоченный крест на вершине купола Ивана Великого, москвичи считали символом царской власти. Потому Бонапарт приказал снять его. Когда французские солдаты выяснили, что в основе изделия медный сплав, а не драгоценные металлы, то бросили остатки у стен Успенского собора. На месте свергнутого креста был воздвигнут новый, выполненный из железа и покрытый позолоченными медными пластинами. Его верхнюю перекладину украсила надпись «Царь Славы».

Послевоенные восстановительные работы возглавил швейцарский архитектор Доменико Жилярди. Он руководствовался проектом, составленным зодчим Луиджи Руски. При ремонте использовали белый облицовочный камень, на вершине звонниц видоизменили декор. Главным новшеством стала перестановка купола Успенской звонницы в западную часть крыши.

Колокольня во время Великой Отечественной войны

Сразу после начала военных действий летом 1941 года в здании был организован командный пункт для воинского отделения, расположенного на территории Кремля. Он действовал с июня по сентябрь 1941 г. Для налаживания бесперебойного сообщения внутри Царь — Колокола, у подножия звонницы, был оборудован узел связи.

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

В начале 21 в. для реконструкции архитектурного ансамбля были задействованы специалисты компании «Реставратор-М». В ходе проведения работ они обнаружили фрагменты старинного пола (18 в.). По его образцу было положено новое покрытие.

Метод фрагментарной реставрации использовался также для сбережения подлинного вида внутристенной лестницы, дверного проема, декоративных элементов (розетки, карнизы, импосты) внутри помещения. Проведенные работы позволили оставить в неприкосновенности и продемонстрировать посетителям оригинальные образцы древнерусского зодчества.

О колоколах

В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.

Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:

  • медь
  • олово
  • серебро
  • золото

Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.

Успенский колокол

Авторами Праздничного или Успенского колокола являются русские мастера Завьялов и Русинов. Набат характеризуется сильным чистым звучанием. Это самый мощный колокол на звоннице. Его масса 65 320 кг.

Колокол Ревун

Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.

Семисотный колокол

Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.

Другие колокола

В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:

  • зазвонные – дискант
  • красные
  • благовестные – бас

Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:

  1. На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
  2. На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
  3. На верхнем – Безымянные (3 шт.).

После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.

Музеи колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В нем собраны старинные артефакты, с помощью которых наглядно представлена история обустройства Московского Кремля. В музейной коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек на территории столичного детинца.

Выставочный зал служит местом для размещения передвижных экспозиций. Здесь демонстрировались подборки на темы:

  • «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле»
  • «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля»
  • «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I»
  • «Индия. Драгоценности, покорившие мир»

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО – ком­плекс со­ору­же­ний на Со­бор­ной площади Мо­с­ков­ско­го Крем­ля.

Вклю­ча­ет в се­бя стол­по­об­раз­ный храм-ко­ло­коль­ню Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, звон­ни­цы (Боль­шую, или Ус­пен­скую, и Фи­ла­ре­то­ву). Древ­ние на­зва­ния («Иван Ве­ли­кий», «Ива­нов столп»), ут­вер­див­шие­ся, оче­вид­но, с XVI века, свя­заны с име­нем преподобного Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка и с не­обыч­ной вы­со­той со­ору­же­ния (81 м): столп ко­ло­коль­ни дол­гое вре­мя ос­та­вал­ся са­мой вы­со­кой по­строй­кой на Ру­си.

Ста­рей­шим зве­ном ком­плек­са бы­ла ка­мен­ная церкви Иоан­на Ле­ст­вич­ни­ка «иже под ко­ло­ко­лы», по­стро­ен­ная при великом князе вла­ди­мир­ском Ива­не I Да­ни­ло­ви­че Ка­ли­те (1329 год), – од­на из пер­вых ко­ло­ко­лен в русской ар­хи­тек­ту­ре; ни­ка­ких све­де­ний о её об­ли­ке не со­хра­ни­лось. В 1505-1508 годах со­ору­же­на но­вая 2-ярус­ная ко­ло­коль­ня с хра­мом в ниж­нем яру­се (ру­ково­дил строи­тель­ст­вом Бон Фря­зин); около 1600 года над­стро­ен ещё один ярус. Столп ко­ло­коль­ни сло­жен из боль­ше­мер­но­го кир­пи­ча, цо­коль и фун­да­мент – из бе­лого кам­ня. Ниж­ний ярус пред­став­ля­ет со­бой в пла­не 8-гран­ник с по­лу­круг­лы­ми ни­ша­ми (три для ал­та­ря, дья­кон­ни­ка и жерт­вен­ни­ка, а так­же ещё две – в северных и южных гра­нях). В верх­них час­тях 1-го и 2-го яру­сов, а так­же в ниж­ней час­ти 3-го раз­ме­ще­ны пло­щад­ки для ко­ло­ко­лов с от­кры­ты­ми ар­ка­ми зво­на. Фа­сад­ный де­кор пер­вых двух яру­сов ла­ко­ни­чен и со­дер­жит ха­рак­тер­ные для по­стро­ек вре­ме­ни великого князя мо­с­ков­ско­го Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча «италь­я­низ­мы»: ре­нес­санс­ные про­фи­ли, ло­пат­ки и кар­ни­зы, ро­ман­ские ар­ка­тур­ные и зуб­ча­тые поя­ски. 3-й ярус де­ко­ри­ро­ван бо­га­че – ки­ле­вид­ны­ми и тре­уголь­ны­ми на­лич­ни­ка­ми; ок­на име­ют на­лич­ни­ки с тре­уголь­ны­ми очель­я­ми. Под ку­по­лом на­хо­дит­ся рас­по­ло­жен­ная в 3 яру­са зо­ло­чё­ная над­пись о за­вер­шении хра­ма в 1600 году.

В 1532-1543 годах Пет­рок Ма­лый при­стро­ил с се­ве­ра к стол­пу хра­ма-ко­ло­коль­ни боль­шой пря­мо­уголь­ный объ­ём звон­ни­цы (пред­по­ла­га­лось, что это бу­дет Вос­кре­сен­ская церковь), в ниж­ней час­ти ко­то­рой был уст­ро­ен храм Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (позд­нее уп­разд­нён), а в верх­ней на­хо­ди­лись пло­щад­ки для ко­ло­ко­лов. Де­ко­ра­тив­ное оформ­ле­ние фа­са­дов звон­ни­цы так­же при­об­ре­ло ре­нес­санс­ные чер­ты. Пря­мо­уголь­ный объ­ём ниж­ней час­ти, не­су­щий гла­ву на вы­со­ком ба­ра­ба­не, пер­во­на­чаль­но имел над ар­ка­ми зво­на яру­сы ко­кош­ни­ков. Со сто­ро­ны Со­бор­ной пл. к звон­ни­це при­мы­ка­ло крыль­цо, за­ме­нён­ное в конце XVIII века ко­лон­ным пор­ти­ком по про­ек­ту М.Ф. Ка­за­ко­ва. С се­ве­ра к пет­ро­ков­ской церк­ви в 1624 году при­сое­ди­не­на пря­мо­уголь­ная в пла­не Фи­ла­ре­то­ва при­строй­ка (звон­ни­ца; ар­хи­тек­то­ры Джон Та­лер, Ба­жен Огур­цов), по­лу­чив­шая назв. по име­ни за­каз­чи­ка – па­три­ар­ха Фи­ла­ре­та; она за­вер­ша­ет­ся не­боль­шим 8-гран­ным шат­ром с ба­шен­ка­ми по уг­лам.

Во вре­мя Отечественной вой­ны 1812 года Ус­пен­ская звон­ни­ца и Фи­ла­ре­то­ва при­строй­ка были взо­рва­ны фран­цу­за­ми. Вос­соз­да­ние в 1814-1819 годах (ар­хи­тек­то­ры Д.И. Жи­ляр­ди, О.И. Бо­ве по про­ек­ту И.В. Его­то­ва и Л. Рус­ка) но­си­ло при­бли­зи­тель­ный ха­рак­тер. В де­кор вве­ли клас­си­ци­стические и нео­го­тические де­та­ли. Во 2-й ярус Ус­пен­ской звон­ни­цы в 1817 году пе­ре­не­сли пре­стол раз­ру­шен­но­го со­бо­ра Ни­ко­лы Гос­тун­ско­го, сто­яв­ше­го на Ива­нов­ской площади. В цен­траль­ном её про­ёме по­мес­ти­ли Ус­пен­ский ко­ло­кол (мас­са около 62,5 тонн), от­ли­тый в 1817 году мас­те­ром Я. За­вья­ло­вым. В 1849-1852 годах ком­плекс колокольни Ивана Великого рес­тав­ри­ро­вал­ся по про­ек­ту К.А. То­на, со сто­ро­ны Со­бор­ной площади вза­мен пор­ти­ка бы­ла вос­соз­да­на га­ле­рея с крыль­цом, ве­ду­щим ко 2-му яру­су звон­ни­цы. По­сле 1917 года хра­мы Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка и Ни­ко­лы Гос­тун­ско­го за­кры­ты, а многие ко­ло­ко­ла сня­ты. По­ме­ще­ния ис­поль­зо­ва­лись как фон­ды Мо­с­ков­ско­го Крем­ля му­зе­ев. В 2006 году в звон­ни­це от­крыт вы­ста­воч­ный зал; с конца 2008 года в по­ме­ще­нии ко­ло­коль­ни экс­по­ни­ру­ют­ся ар­хитектурные де­та­ли и эле­мен­ты де­ко­ра сне­сён­ных и пе­ре­стро­ен­ных хра­мов Мос­ков­ско­го Крем­ля. Ком­плекс ко­ло­коль­ни яв­ля­ет­ся важ­ней­шей до­ми­нан­той ан­самб­ля Мо­с­ков­ско­го Крем­ля и вме­сте с дру­ги­ми его па­мят­ни­ка­ми вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Иллюстрации:

Комп­лекс Ко­ло­коль­ни Ива­на Ве­ли­ко­го в Мос­ков­ском Крем­ле. Спра­ва – цер­ковь-звон­ни­ца Иоан­на Лест­вич­ни­ка (1505–08, ар­хи­тек­тор Бон Фря­зин; над­строе­на ок. 1600). В цент­ре – Ус­пен­ская звон­ни­ца (1532–43, ар­хи­тек­тор Пет­рок Ма­лый), сле­ва – Фи­ла­ре­то­ва при­строй­ка (1624, ар­хи­тек­то­ры Джон Та­лер, Ба­жен Огур­цов; обе по­строй­ки вос­соз­да­ны в 1814–19). Фото А.И. Нагаева.

Колокольня Иван Великий

Контактная информация

История строительства колокольни

Самую высокую часть Кремля занимает Соборная площадь – важный исторический центр столицы России, привлекательная для москвичей и многочисленных гостей города множеством памятников древнерусского зодчества, архитектурной доминантой которой является колокольня «Иван Великий». Состоящая из трех восьмигранных столпов, поставленных друг на друга и сужающихся кверху, с открытыми галереями, в арочных проемах которых расположены разного размера колокола, украшенная кокошниками, узкими ложными окнами в верхней ее части, резной трехъярусной надписью и золотистой главой с крестом; в XVI столетии она считалась самой высокой постройкой Москвы.

На месте будущей колокольни в 1329 году московский князь Иоанн I Данилович Калита выстроил церковь «под колокола», освященную во имя святого Иоанна Лествичника – небесного покровителя недавно родившегося княжича. Как свидетельствуют результаты раскопок, проведенных на рубеже XIX–XX столетий, изначально Иоанновский храм имел вид восьмигранника, крестообразного внутри и с арками под колокола, проделанными во втором ярусе.

В начале XVI столетия потомок Иоанна Калиты – московский князь Иоанн III Васильевич занялся обустройством Кремля, для чего выписал из Италии группу архитекторов, заданием которых стала масштабная реконструкция существующих и возведение новых зданий. Церковь Иоанна Лествичника «под колокола» разобрали до основания, и немного далее к востоку от нее итальянский зодчий, настоящее имя которого неизвестно, а по документам XVI века записанного как Бон Фрязин, в 1505 году начал строительство трехъярусной колокольни, первый ярус которой заняла церковь во имя Иоанна Лествичника. Свое название церковь получила в память о Иване III, умершем осенью 1505 года. Первый и второй ярусы колокольни имели форму вытянутых столпов в форме восьмигранников с открытыми галереями для звонниц, третий ярус, завершавшийся небольшой главкой, имел одну небольшую галерею звонниц для малых колоколов. Для укрепления столпа колокольни зодчий заложил в стены первого яруса металлические балки, а в раствор добавлял яичный желток. Строение Бона Фрязина не отличалось архитектурными изысками. Единственной отделкой стал ряд декоративных арок, опирающихся на колонны, которыми итальянец украсил первый ярус колокольни. Работы были завершены в 1508 году и без малого тридцать лет колокольня Ивана Великого возвышалась над главной площадью Кремля, не отягощенная никакими пристройками.

Читайте также:  Храм Покрова Богородицы в Покровском-Стрешневе: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

В 1532 году другому зодчему-итальянцу – Петроку Малому было поручено возведение звонницы для новых колоколов, в том числе для огромного колокола «Благовест», вес которого превышал тысячу пудов. Прямоугольную звонницу с церковью Вознесения Господня решено было пристраивать с северной стороны колокольни Ивана Великого. Завершилось строительство в 1543 году, уже после того, как Петрок Малый покинул пределы Московии. В 1552 году московские зодчие пристроили к звоннице наружную лестницу, чтобы можно было попасть в Вознесенскую церковь, располагавшуюся на третьем ярусе звонницы. Правда, в годы царствования императора Павла I лестницу разобрали, но уже в 1852 году в древнерусском стиле ее воссоздал архитектор Константин Тон.

В 1555 году храм Вознесения переосвятили в Рождественский по устроенному в нем престолу Рождества Христова. В середине XVII столетия звонницу стали именовать Успенской по названию находящегося в ней самого большого колокола – Успенского. В 1817 году церковь снова сменила название и стала храмом святого Николы Гостунского, перенесенным в звонницу после сноса Никольского храма. До революционных событий 1917 года в нижнем этаже Успенской звонницы жили звонари и сторожа. В настоящее время в этих помещениях устроены выставочные залы музеев Кремля.

Кстати, в XVI–XVII столетиях на площади у колокольни «Иван Великий», названной Ивановской, располагались здания государственных учреждений – приказных палат и контор – аналогов современных министерств. Именно на Ивановской площади приказчики громко зачитывали населению указы и распоряжения государя, откуда и пошло выражение «кричать во всю Ивановскую». Вплоть до середины XVII столетия возле колокольни Ивана Великого размещались Ивановские палатки – модель древнерусской нотариальной конторы, в которых писцы за определенную плату составляли челобитные. Ивановская площадь также служила местом публичных наказаний плетьми за воровство, обман или взяточничество. К слову, ворам на шею вешали украденные продукты и оставляли в таком позорном виде на некоторое время в назидание горожанам.

В 1598 году на Московский трон взошел новый правитель – Борис Годунов. По его замыслу, дабы упрочить и увековечить зарождающуюся новую династию русских царей – Годуновых, в 1600 году к колокольне Ивана Великого пристроили полноценный третий ярус, бывший до этого небольшой открытой галереей. Работы проводились под руководством русского архитектора Семена Федоровича Коня. После реконструкции колокольня превратилась в самое высокое здание Москвы. С 81-метровой высоты открывался отличный вид на город и окрестности с дальностью обозрения до 30 километров вокруг. Зодчий Семен Конь украсил основание главы трехъярусной, разделенной витыми белокаменными валиками надписью, гласящей, что во второй год правления династии Годуновых возведен и освящен храм-колокольня. Основание барабана позолоченного купола опоясал ряд килевидных декоративных закомар, соединивший его с восьмигранным третьим ярусом. В народе колокольня получила название «Годунова столпа». Надпись, сделанная по указу царя Бориса, очень смущала взошедшего на престол Михаила Федоровича Романова, род которого в свое время был у Годунова в опале, поэтому по распоряжению нового государя ее уничтожили, и только в годы царствования Петра I восстановили.

Величественное зрелище представляла колокольня Ивана Великого для жителей и иностранных гостей города – на фундаменте, покоящемся на свайном основании в форме восьмигранника и уходящем вглубь всего на пять метров, возвышался кирпичный столп на цоколе из белого камня, устремленный ввысь, арочные проемы для колоколов которого, надпись огромными золотыми буквами на синем фоне под основанием барабана, позолоченная глава – все это производило неизгладимое впечатление. Чтобы звонари могли быстро добраться до колоколов, расположенных на всех трех ярусах колокольни, в стенах строения были устроены лестницы. В первом ярусе – каменная с 83 ступенями; во втором – винтовая со 149 ступенями; в третьем – 97-ступенчатая металлическая лестница, ведущая до самого купола. А все горожане, желающие насладиться великолепными видами Москвы, должны были преодолеть в общей сложности 329 ступеней. Свое значение самого высокого здания Кремля колокольня Ивана Великого утратила в 1883 году, когда по проекту архитектора Константина Тона был возведен храм Христа Спасителя.

В 1624 году по распоряжению патриарха Московского Филарета русским архитектором Баженом Огурцовым к северной стене звонницы была пристроена еще одна колокольня с шатровым завершением, получившая название Филаретовской пристройки. Она завершила общий композиционный вид колокольни Ивана Великого.

В середине XVIII столетия рядом с Ивановской колокольней находилась пристройка, в которой располагалось губернское казначейство и палатка для хранения разной церковной утвари Успенского собора. Второй ярус колокольни использовали для размещения бочек с водой для фонтанов, действующих в дни больших праздников.

До 1807 года колокольня «Иван Великий» выполняла и функцию пожарной каланчи, в ее верхнем ярусе находилась смотровая площадка с часовыми для быстрого выявления очагов возгораний в городе.

Осенью 1812 года наполеоновская армия, вошедшая в Москву, занялась грабежом. В числе прочих зданий Кремля пострадала и колокольня, в нижнем ярусе которой располагался штаб генерала Жака Лористона и телеграф. Наполеон, поверивший народной легенде, будто крест на колокольне сделан из чистого золота, приказал снять его. Веревки, удерживающие тяжелый крест, не выдержали и лопнули. Он с грохотом упал и стало понятно, что кроме позолоты, покрывающей медные пластины, ничего ценного в нем нет. Уже в следующем, 1813 году на колокольню водрузили новый крест, состоящий из железных полос, покрытых медными листами с позолотой, на верхней перекладине которого выгравированы слова «Царь Славы». При отступлении французы заложили бочки с порохом под колокольню Ивана Великого и ее пристройки – звонницу и Филаретовскую пристройку. Уничтоженные взрывами пристройки в 1814–1815 годах по проекту архитекторов-реставраторов Ивана Еготова и Луиджи Руска восстановила группа московских мастеров под руководством русского архитектора швейцарского происхождения Дементия (Доменико) Жилярди. В 1890-х годах архитектор Сергей Родионов провел реставрацию уникального памятника XVI столетия.

В 1913 году колокольню «Иван Великий» иллюминировали только входившими в обиход электрическими лампочками. Три с половиной тысячи «маленьких солнц» опоясали колокольню, Успенскую звонницу и Филаретовскую пристройку от основания до купола. Яркий блестящий свет, исходивший от засветившихся зданий, не мог оставить равнодушными жителей столицы. После такого грандиозного светового представления многие москвичи стали подавать прошения на имя генерал-губернатора об освещении своих домов. А первой московской улицей с установленными на ней электрическими фонарями стала Тверская.

До смены власти в 1917 году в колокольню, вход в которую был одновременно и входом в церковь, мог войти любой желающий и полюбоваться великолепным видом на Москву с устроенных в среднем ярусе двух смотровых площадок.

Колокольня «Иван Великий» является колокольней для всех Кремлевских соборов – Архангельского, Успенского и Благовещенского, которые не имеют своих звонниц. Еще в XVIII столетии митрополитом Платоном был учрежден негласный порядок, согласно которому колокольный звон по Москве начинался только после первого удара большого Успенского колокола.

Общее количество колоколов, размещенных на колокольне Ивана Великого – 21, они разделяются на три диапазона звучания – басовые (благовестные), уровня человеческого голоса (красные) и высокие дискантные (зазвонные). Одновременное звучание всех колоколов называется перезвоном, трансформировавшееся со временем в слова «трезвон», «трезвонить».

Все колокола различаются по назначению и размерам. Самый большой колокол – праздничный, который благовестит только в дни самых больших церковных праздников или важных государственных событий. Таким колоколом является Успенский колокол весом более 65 тон, отлитый в 1817–1819 годах колокольным мастером Завьяловым и пушечным мастером Русиновым вместо разбитого в 1812 году колокола.

Кроме Успенского колокола в звоннице находятся еще два колокола – Реут, весом около 33 тон и Семисотный, ранее называвшийся Вседневным, весом около 14 тон. Интересный факт: у колокола Реут, отлитого в 1622 году мастером А. Чоховым по указу царя Михаила Федоровича, во время взрыва французами Филаретовской пристройки в 1812 году отбились уши, но их приделали так хорошо, что звучание его не изменилось даже на полтона.

Еще есть воскресные колокола, полиелейные, звучание которых приходится на апостольские и святительские праздники; вседневные и зазвонные. Колокола, отлитые в память о каком-либо важном событии или имеющие особенное звучание, носят собственные имена, такие как: Ревун, Татарин, Благовест, Вседневный, Воскресный, Корсунский и многие другие.

В первом ярусе колокольни «Иван Великий» расположены шесть колоколов: Лебедь, Медведь, Новгородский, Ростовский, Слободской и Широкий. История отливки некоторых из них дошла до наших дней.

  • Колокол Широкий, весом 4800 кг отлили в 1679 году колокольных дел мастера Яков и Василий Леонтьевы. Такое название колокол получил благодаря своим размерам – его двухметровый диаметр больше высоты, что для русских колоколов нехарактерно. Еще одной особенностью колокола является рельефная надпись, занимающая два ряда верхней части колокола, буквы которой отделены друг от друга точками. У Широкого очень мелодичное густое звучание, еще долго плывущее в воздухе после завершения звона.
  • Колокола Лебедь и Медведь перелиты мастером Семеном Можжухиным в 1775 году из старых. Лебедь был изначально отлит в 1532 году немцем Н. Оберакером и являлся благовестным колоколом Василия III, а Медведь получил жизнь в 1571 году благодаря мастеру И. Афанасьеву, отлившему его для Новгорода. Вес каждого из них чуть больше 7 тонн. При переливке колоколов Семен Можжухин оставил на них старые надписи с указанием года и мастеров, выполнивших их.
  • Колокол Новгородский, изначально отлитый как благовестный колокол новгородского Софийского собора в 1555 году, перелит в 1730 году мастером И. Моториным. Колокол украшен орнаментом с изображениями апостолов Петра и Павла, держащих в руках рукопись с видами Санкт-Петербургской Петропавловской крепости.
  • Слободской колокол, весом более 5 тонн перелит из старого в 1641 году.
  • Ростовский колокол, весом свыше 3 тонн изначально отливался мастером Ф. Андреевым для Белогостинского монастыря Ростовской губернии в 1687 году.

На втором ярусе колокольни подвешены девять колоколов, вес которых колеблется от полутонны до 3,5 тонн:

  • колокол Новый, ранее носивший название Успенского, отлит мастером Ф. Моториным в Москве в 1679 году;
  • колокол Немчин, получивший свое название благодаря западноевропейскому мастеру, отлившему его в 1550 году;
  • Безымянный колокол, название которого говорит само за себя;
  • Даниловский колокол, отлитый в 1678 году мастером Ф. Моториным получил свое название по изображенному на нем святому Даниилу Московскому с шестикрылыми серафимами;
  • колокол Глухой отлит мастерами А. Чоховым и И. Максимовым в 1621 году;
  • колокол Корсунский перелит из старого мастером Н. Ивановым в 1554 году;
  • колокол Мариинский с изображением святой Марии Египетской, отлит в 1668 году неизвестными мастерами на помин души бояр Морозовых.

Вместе с этими колоколами второй ярус украшают еще два малых колокола с чистым мелодичным звуком – «зазвонных», вес каждого из которых не превышает 200 кг.

В верхнем ярусе находятся три безымянных колокола, вес самого большого из них чуть больше тонны. Отлиты они в 1621, 1647 и 1687 годах.

Начало XX столетия принесло России много потрясений, одним из которых стал декрет рабоче-крестьянской власти об отделении церкви от государства. Закрывались храмы, репрессировались священнослужители. В 1918 году с колокольни Ивана Великого в последний раз прозвучал перезвон колоколов. И только в 1992 году, спустя 71 год безмолвия пять колоколов второго яруса снова зазвучали, благовестив Светлое Христово Воскресение. А через три года, в 1995 году в праздничном перезвоне звучали уже 20 колоколов Ивановской колокольни.

В настоящее время все пригодные для звона колокола используются в праздничных богослужениях соборов Кремля, и над Москвой, как и сотни лет назад, раздается малиновый перезвон колоколов главной колокольни России, получившей свое название – «Иван Великий», по праву.

Ссылка на основную публикацию