Космо-Дамиановский мужской монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники,

Космо-Дамиановский мужской монастырь

Места, где расположен монастырь, благодаря горному хребту и густым лесам, всегда были труднодоступными. В XVIII веке – это были охотничьи угодья императора Александра III. Его охотничий домик стоял неподалеку. Сейчас – это территория Крымского заповедника.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

История монастыря

Начало сооружения монастыря связано со святым источником святых мучеников Космы и Дамиана. Историки считают, что в средние века рядом с источником был христианский храм, но впоследствии был разрушен после изгнания христиан в XVIII веке. Даже фундамент храма не сохранился, источник же остался, и люди, не зависимо от национальности и вероисповедания, приходили к нему и исцелялись. Так как Таврида в те времена была мусульманской, источник местные жители называли Савлух-Су, что означает “живая вода”.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Жили святые мученики Косма и Дамиан в Римской империи, в III веке. Родители их были христианами, но кроме воспитания в вере, дали детям хорошее образование. Более всех наук полюбили братья врачевание. И с юности они решили лечить людей бесплатно, исполняя заповедь Божию. За это Господь дал им особую благодать: братья могли исцелять одним своим прикосновением, и многих обратили в христианство.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

После смерти родителей, все наследство свое, они раздали нищим – за это их стали называть бессеребрениками. Слава их росла и достигла императора, но он устрашенный наказанием Божиим, отпустил святых братьев, не причинив им зла. Погибли святые мученики от руки своего учителя, который, по зависти к их славе, решил убить их. Заманив в горы, собирать лечебные травы, он побил их камнями, а тела бросил в реку. Святые мощи их хранятся в Риме. Такова официальная версия церкви.

p, blockquote 4,0,1,0,0 –>

Но местные жители считали, что все это произошло недалеко от реки Альма, которая начинается от водного источника Савлух-Су и, что братья похоронены вблизи источника. Официального подтверждения нет, но захватывали же Алушту генуэзцы, переименовав в Алустон. Возможно, посещали эти горы и святые братья.
Христиане продолжали чтить это место и, традиционно, 14 июля туда собирались паломники для молитвы и купания. Священниками служились молебны. Строений в то время не было. Первое простое деревянное здание для богомольцев было построено только вначале XIX века.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Разрешение на открытие мужского монастыря у святого источника Космы и Дамиана было подписано 4 мая 1850г, но само основание было отложено до 1856г – помешала Крымская война.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Первую церковь построили только в 1857 году – она была деревянной. Монахи рубили лес и строили церковь без посторонней помощи. Многие строительные материалы приносили на своих плечах, так как проезд из-за плохой дороги был невозможен. Монастырь рос и развивался под начальством своего настоятеля отца Макария, был даже удостоен посещения царских особ – императора Александра III и его семьи, в октябре 1880г. Но после смерти настоятеля, из-за частой смены руководства, пришел в упадок и в августе 1899г был преобразован в женский. В 1911 г, уже женский монастырь святых Космы и Дамиана, посетил следующий император Николай II. В 1913г, в празднование 300-летней годовщины династии Романовых, была обновлена часовня у святого источника.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

При Советской власти монастырь был национализирован, затем в 1924г окончательно закрыт и передан в ведение Крымского государственного заповедника. Над часовней нависла угроза – ее хотели разобрать на строительный материал. Спасло здание письмо работников музея к наркому просвещения Луначарскому. Чудом она уцелела и в Великую Отечественную войну, когда все остальные здания монастыря и дом императора были разрушены.

p, blockquote 8,1,0,0,0 –>

Современные паломники и туристы видят ту же часовню, которая реставрировалась в 1913г, по распоряжению царя-мученика Николая.
Восстановление обители, снова как мужской, было начато в 1994 г. Первый молебен был отслужен 14 июля .

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Святыня монастыря

Главная святыня монастыря – икона Космы и Дамиана. Когда была написана икона, не упоминается, но точно известна дата положения в нее частиц мощей святых – 1 июля 1862.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Привезены частицы мощей в Россию в 19 веке. Известный арабский священник-миссионер Спиридон Саруф благословил перед отъездом на учебу в Медико-хирургическую академию России сына Георгия, и дал ему частицы мощей. Отец уповал на помощь святых в судьбе своего сына, во время пребывания в чужой стране, а так же, на особое покровительство и помощь, при изучении врачебного искусства.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Будучи уже в Санкт-Петербурге, Георгий Саруф уделил частицы от частиц мощей семье Президента Академии П.А. Дубовицкого, в которой он часто бывал и был окружен вниманием и заботой. Впоследствии жена доктора Дубовицкого передала их Инкерманскому монастырю, а его настоятель – епископу Таврическому Алексию. И, наконец, епископ Алексий положил частицы в икону святых в Космо-Дамиановском монастыре. Перед иконой, до самого закрытия монастыря, горела неугасимая лампада.

p, blockquote 12,0,0,1,0 –>

Как и сам монастырь, икона имеет свою непростую историю. Изначально она считалась бесследно исчезнувшей при ликвидации, но вновь вернулась в монастырь в 1996г. Все это время икона хранилась у благочестивой женщины, которая передала ее, когда обитель начала восстанавливаться.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Целебный источник Савлух-Су

Кроме своего названия “живая вода”, вода этого источника с древности считалась целебной. Это подтвердили и научные исследования наших дней. В состав воды, по исследованиям Одесского НИИ курортологии, входят калий магний марганец и серебро, очень редко встречающееся в природных родниках.
Расположен монастырь на запад от Алушты, в 10 км, в Крымском заповеднике, проезжать надо через пропускной пункт.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Открыт для массового посещения в день празднования святых – один день в году – 14 июля.
Проезд для частных машин ограничен, для посещения необходимо разрешение Управления Крымского природного заповедника в г.Алушта.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Лучше всего добираться на туристических автобусах с организованной экскурсией.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Адрес: Россия, Республика Крым, городской округ Алушта, Р-34

Косьмо-Дамиановский монастырь

Косьмо-Дамиановский монастырь

Косьмо-Дамиановский монастырь находится в труднодоступном горном ущелье, расположенном в двадцати километрах от Алушты. Телефон для справок монастыря +7 (978) 815-87-96

Географические координаты Косьмо-Дамиановского монастыря на карте Крыма GPS N 44.6654 E 34.2693

В III веке в Риме жили два брата – Косьмо и Дамиан. Они были очень увлечены врачебным делом, которому и посвятили всю свою жизнь. У Косьмо и Дамиана был учитель, который как мог передавал им свои знания и опыт. Да и сами братья не упускали возможность узнать что-то новое о врачевании. Тысячи больных и уже отчаявшихся людей обращались к ним за помощью, причём Косьмо и Дамиан никогда и никому в ней не отказывали. Их даже стали называть бессеребрениками за то, что они не брали платы за свою работу. Более того, получив наследство от родителей, Косьмо и Дамиан всё раздали нуждающимся.

Методы лечения братьев были основаны на вере в Иисуса Христа, поэтому Косьмо и Дамиан были неугодны Карину – императору языческих взглядов. Легенда гласит, что однажды Карин послал за братьями, чтобы потом их казнить. Но Косьмо и Дамиан не только нашли слова, чтобы уговорить императора поверить в Господа и силы Христа, но и излечили его недуг.

Существует мнение, что последние годы своей жизни Косьмо и Дамиан провели в Тавриде, в районе горного массива Чатыр-Даг. Братья были убиты своим же учителем, который позавидовал их славе, и здесь же похоронены. Говорят, что на их могиле выросли два дуба, очень похожих друг на друга, и возник источник с целебной водой Савлух-Су.

В 20-х годах ⅩⅠⅩ века здесь был построен дом для паломников, деньги на строительство которого дала Софья Потоцкая. А уже в середине того же столетия было принято решение построить на этом месте мужской монастырь под названием Косьмо-Дамиановский.

Сорок три года Косьмо-Дамиановский монастырь оставался мужским, а в 1899 году он стал женским. Монахи разошлись по разным крымским монастырям, а первой настоятельницей Косьмо-Дамиановского монастыря стала Варсонофия, переведённая сюда из Топловского. При ней здесь были отреставрированы церковь, часовня и другие здания. Были построены гостиница, амбар, новые кельи и хлебопекарня.

Во времена Великой Отечественной Войны Косьмо-Дамиановский монастырь был сильно повреждён. Его территория была передана государственному заповеднику, а монастырь перестал быть действующим. Только в 1992 году деятельность Косьмо-Дамиановского монастыря возобновилась, причём он снова стал мужским.
Надо отметить, что источник Савлух-Су действительно является лечебным. Ещё в 90-е годы ⅩⅩ века вода из него была взята для проведения исследований. Было обнаружено, что кроме основных микроэлементов она содержит ионы серебра. Поэтому вода из Савлух-Су внесена в Справочник минеральных лечебно-столовых вод.

Косьмо-Дамиановский монастырь на карте Крыма

Космо-Дамиановский монастырь — самое религиозное место в окрестностях Алушты

Высоко в горах Крыма, в лесной теснине, находится весьма примечательное место – Космо-Дамиановский мужской монастырь. Попасть сюда непросто – хотя бы потому, что обитель расположена на территории Крымского природного заповедника, да и нет здесь традиционных храмов или других крупных церковных сооружений. Но в один из летних дней небольшая лужайка перед комплексом наполняется сотнями людей и машин. Почему так происходит? Какова история этого святого места?

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится мужская обитель в Крыму?

Космо-Дамиановский монастырь в Крыму территориально относится к Алуштинскому городскому совету. Дорога к нему весьма непростая, но очень живописная. Озера Бам и Краснорайское, река Улу-Узень, Изобильненское водохранилище, перевал Кебит-Богаз – это и многое другое можно увидеть по пути следования.

Обитель на карте Крыма

Монастырь у источника: сложная история становления

«Биография» мужского монастыря интересна и сложна. Здесь, в малодоступном месте возле хребта Конек, что примыкает к величественному массиву Чатыр-Даг, с незапамятных времен существовал мощный родник с целебной водой, известный среди местного населения как Савлух-Су (здоровая вода). Еще с дотатарских, византийских дней народные предания связывали его со святыми Космой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными в далекую Тавриду. Якобы последние годы жизни святители, прославившиеся врачеванием, доживали именно здесь, в ските под Чатыр-Дагом.

Имеются также сведения, не подтвержденные научными доказательствами, что в Средние века у источника уже был небольшой храм, но он исчез, как и многие другие, когда христианское население «выдавливалось» с полуострова. Не исчез только источник! Слава о его целебных свойствах не умирала в народе и всегда 14 июля, в день святых Космы и Дамиана, сюда стекались люди с окрестных районов, причем и христиане, и татары.

В середине XIX века архиепископ Иннокентий дал указание обустроить возле Савлух-Су небольшую обитель, но помешала начавшаяся Крымская война. И только по ее окончании, в 1857 г., монастырь начал строиться. Его первым настоятелем на долгие годы стал игумен Макарий. При нем обитель отстроилась, появилось два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания.

Читайте также:  Храм Иоанна Предтечи в Ивановском: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Но жить здесь было очень непросто. Вокруг – крутые склоны и густой лес, свободной земли практически не было. Каждое маленькое достижение давалось с большим трудом. Все держалось на воле Макария, а после его ухода из жизни (могила настоятеля находится на территории обители) здесь начался упадок. В последний год XIX столетия церковные власти распустили мужскую братию и открыли тут женскую обитель. Долгое время она славилась тем, что здесь находились на перевоспитании малолетние преступницы.

Дальнейшая судьба Космо-Дамиановского монастыря

Начало XX века ознаменовалось его расцветом, но теперь уже женского. В 1911 г. здесь побывал царь Николай со своей семьей. Надо сказать, что члены царской семьи оказывались тут и раньше, еще при Александре. По велению самодержца, монастырскому комплексу выделили большие средства, а главное – провели сюда шоссе, названное Романовским. Оно шло мимо обители – из Алушты в Ялту. Николай надеялся, что воды источника излечат от болезни его сына. Тогда же приняли решение создать в окрестностях заповедные места для царской охоты, ставшие основой нынешнего Крымского горнолесного заповедника.

На территории этой монастырской достопримечательности Алушты пребывали в те времена две выдающиеся для верующих людей иконы — Божией Матери Иерусалимской и Святых Космы и Дамиана. Во вторую были вмонтированы части мощей святителей. В годы советской власти Космо-Дамиановский монастырь в Алуште закрыли, монашек постепенно изгнали. Огромный урон обители принесла война с фашистами. Немцы, опасаясь действия партизан, уничтожили и взорвали все без исключения здания, находящиеся на ее территории. Осталась только каменная часовня возле самого источника, сейчас это единственное сооружение, уцелевшее здесь с XIX века.

Чем привлекает обитель туристов и верующих?

Возрождение Космо-Дамиановского монастыря в Крыму началось только в 90-е гг. XX века. Дело усложнялось тем, что бывшие его земли стали частью заповедника, а воду из источника бизнесмены продавали на пляжах крымских курортов. Хозяйственные споры завершились тем, что подворье обители постановили соорудить в поселке Партенит.

Комплекс из двух храмов и хозяйственных построек до сих пор находится в стадии строительства. А вот чудом нашедшаяся икона с мощами святых пребывает сейчас в горной части обители – в часовне возле источника. За ней ухаживают несколько монахов, постоянно здесь живущих.

Как добраться (доехать) из Алушты и Ялты?

Добраться до Космо-Дамиановского монастыря из Алушты можно по трассе «P34», двигаясь на запад:

Чтобы доехать до обители из Ялты, двигаться нужно по той же дороге, только на северо-восток:

Туристу на заметку

  • Адрес: Крымский природный заповедник, Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты:44°39′53″N (44.664706), 34°16′10″E (34.269502).
  • Телефон: +7 (36560) 50-440.
  • Официальный сайт: http://www.kdm-ark.net

В Космо-Дамиановский монастырь в Алуште, к Савлух-Су, даже сейчас непросто попасть, ведь вокруг заповедные земли. Исключением является 14 июля – когда кордоны на дороге открыты всем желающим. В этот день, как и много лет назад, полянка возле родника заполнена людьми, все прилегающие участки заняты палатками и автомобилями. Несмотря на все перипетии жизни, родник по-прежнему привлекает к себе паломников, возле него церковные чины служат торжественную Литургию!

Космо-Дамиановский мужской монастырь: чем он привлекает?

Крым привлекает туристов не только своим морем, пляжами и горами, но также и другими достопримечательностями. Они делятся на несколько категорий, и многим путешественникам хочется посмотреть на религиозные объекты полуострова. Одним из них является такая достопримечательность как Космо-Дамиановский мужской монастырь, расположенный высоко в горах.

Чем привлекает Космо-Дамиановский монастырь?

Так как монастырь находится на территории природного заповедника, можно с уверенностью сказать, что пейзажи здесь не просто красивые, но даже замечательные, есть на что посмотреть. Это хотя и горы, но они покрыты лесами. Здесь приятно прогуливаться, дышать чистым свежим воздухом. Но все же основная особенность монастыря — это святой источник, который называется Савлух-Су. Ведь вода в нем считается целебной, она может помочь в оздоровлении организма. В переводе Савлух-Су означает «здоровая вода».

Но не стоит забывать того, что по дороге сюда можно увидеть несколько прекрасных природных достопримечательностей. Например, речь идет про перевал Кебит-Богаз, а также Изобильненское водохранилище. По дороге из Алушты путешественников порадуют своим видом и такие озера как Бам и Краснорайское.

История появления монастыря в Алуште

Монастырь Космы и Дамиана возле Алушты считается не очень старым, он появился только в средине XIX столетия. Его основателем считается архиепископ Иннокентий. Тогда успели построить только небольшой скит, так как началась Крымская война. И уже когда она закончилась, в начале 1857 года начали строить здесь монастырь.

Вначале настоятелем здесь был игумен Макарий. Он позаботился о том, чтобы рядом было построено два храма, а потом и часовня. Не забыли и про хозяйственные постройки, а также и притвор для гостей. Ведь сюда каждый год прибывало очень много паломников, которых нужно было где-то принимать. Особенно это касалось 14 июля, так как этот день считался самым святым, когда родник давал свою целительную влагу.

Но мужской монастырь просуществовал здесь не очень долго. Пока был жив игумен Макарий, все было хорошо, обитель процветала. Вся проблема заключалась в том, что вокруг монастыря не было свободных земель, его окружали только скалы и густые леса. И когда Макария не стало, монастырь быстро пришел в упадок, а к концу XIX столетия братия исчезла. И тогда церковным руководством было решено монастырь превратить под женскую обитель. Но обычно сюда ссылали малолетних преступниц. Здесь они должны были не только жить, но и перевоспитываться. В советское время монастырь закрыли, а в годы отечественной войны здания, кроме часовни, оказались разрушенными. К его восстановлению приступили только в 1994 году.

Трудные времена обители и ее расцвет

В начале XX столетия монастырь переживает настоящий расцвет, так как здесь в 1911 году побывал император Николай II. Необходимо отметить, что и император Александр сюда также приезжал, но эта обитель его не очень заинтересовала. А вот Николай II решил, что воды источника помогут вылечить его сына. По его указанию сюда провели шоссе, и с того времени оно называется «Романовским».

Но целительный родник — это только первый момент, который очень заинтересовал императорскую семью. Самодержец приказал выделить сюда крупную сумму денег. Так как вокруг находились густые леса, где водилось много разной дичи, то решено здесь периодически организовывать царскую охоту. Это способствовало возрождению славы монастыря.

Почему именно 14 июля двери заповедника открываются и сюда совершенно беспрепятственно пускают всех туристов и паломников? Все очень просто: это день двух святых. Речь идет про Косму и Дамиана, которые еще во времена Римской империи, в III столетии были сосланы в далекую Тавриду за проповедь Евангелия. Последние годы они доживали как раз здесь, построив небольшой скит. Они прославились своим врачеванием, и предание говорит, что после их смерти здесь появился родник, вода в котором способна исцелять от разных болезней. И во все столетия паломники старались попасть сюда как раз 14 июля.

Информация для посетителей

  • Адрес: Крымский природный заповедник, Алушта, Крым.
  • GPS координаты: 44°39′53″N (44.664706), 34°16′10″E (34.269502).
  • Тел.: +7 (36560) 50-440.
  • Официальный сайт: http://www.kdm-ark.net

Где находится монастырь и как добраться?

Эта мужская обитель находится недалеко от Алушты, всего в 25 км от города. Она находится на территории знаменитого не только на полуострове, но и на континентальной части страны Крымского заповедника.

Найти на карте

Добраться сюда не очень просто, потому что этот монастырь окружают леса и горы. Он расположен среди скал на высоте 1000 м над уровнем моря. Монастырь хотя и отличается своей скромностью, но все же выглядит очень красиво.

Добираться сюда ближе всего из Алушты. Для этого нужно просто выехать на трассу «P34», а дальше следует ехать только на запад. Монастырь находится в поселке Паренит. Но если ехать сюда не своей машиной, а общественным транспортом, тогда придется делать несколько пересадок. Вначале следует воспользоваться автобусом №109, дальше необходимо пересесть на троллейбус №55 и надо ехать до указанного поселка. А там уже пересаживаемся на маршрутку №1.

Из Симферополя в этом направлении ходит троллейбус №55. В поселке Партенит выходим и садимся на маршрутку №1. Ехать необходимо до остановки, которая называется «Парк Айвазовского». Если решено добираться к монастырю из Ялты, то надо выехать на трассу «P34». Вот только ехать уже придется на северо-восток.

Так как монастырь находится на территории заповедника, попасть сюда сложно, разве что с паломнической группой. Но в году один день бывает исключением, когда 14 июля попасть сюда может любой желающий. В заключение предлагаем вам посмотреть видео ролик об этом святом месте. Приятного просмотра!

Космо-Дамиановский мужской монастырь

На территории самого старого и обширного на полуострове Крымского природного заповедника, который простирается в самой высокой части Главной гряды Крымских гор, расположен Космо-Дамиановский мужской монастырь. Он является одной из самых известных крымских православных святынь, куда ежегодно в день памяти римских святых Космы и Дамиана 1 (14) июля приходят тысячи паломников со всех уголков полуострова.

Документальных подтверждений пребывания этих святых в Тавриде нет, однако согласно преданиям последние годы чудотворцы провели именно здесь, у подножия горы Чатырдаг в непосредственной близости от источника, который в настоящее время носит их имена. Братья-близнецы Косма и Дамиан жили во второй половине III века. Родившись в богатой римской семье, они получили хорошее образование, но больше всего им нравилась наука врачевания. За добрые дела и распространение Христовой веры они получили дар чудотворения. Братья могли исцелять больных животных и людей лишь молитвой и наложением рук. Помогая страждущим, чудотворцы делали это всегда бесплатно. Все наследство, которое они получили после смерти своих родителей, они раздали нищим и обездоленным, за что впоследствии их стали называть бессеребрянниками.

Молва о чудотворцах распространялась всё больше, однако это были страшные времена гонений христиан. В конце концов за свои проповеди они были арестованы и представлены на суд к императору-язычнику Кариану (по другим источникам – Диоклетиану). Согласно одной из легенд Косма и Дамиан исцелили его от болезни и поэтому были отпущены, но для того чтобы они и дальше не смущали людей, их сослали в Крым.

Именно здесь их нашел их бывший учитель, который был жестоким и завистливым человеком. Ему не давало покоя искусство исцеления братьев и слава его учеников, имена которых стали известны во всей империи. Придумав предлог, учитель заманил их в горы и убил. Среди местного населения существует верование, что святые похоронены немного выше целебного источника, в непосредственной близости возле двух одинаковых буковых деревьев, которые похожи друг на друга как братья-близнецы.

Читайте также:  Тульская епархия: приходы и церкви, святые, духовенство

Второе название родника, бьющего из скалы – Савлух-Су, с татарского языка переводится как «здоровая вода». Источник святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Домиана издавна славится хрустально прозрачной и вкусной, прохладной водой. Известно немало случаев чудесного исцеления после омовения в роднике или употребления воды из источника. Современные исследования, проведенные Одесским НИИ курортологии, показали, что помимо магния, калия, марганца в воде содержатся литий и весьма редко встречающийся в естественных источниках серебро.

К источнику, который с незапамятных времен славился целебными свойствами, приезжало огромное количество больных и страждущих независимо от их вероисповедания. Возможно, в средние века здесь был возведен храм, однако после выселения христиан в 1788 году, он бесследно исчез. Несмотря на это в день святых Космы и Дамиана у источника собирались христиане, священники служили молебны и освящали воду. Первая постройка в непосредственной близости от источника для богомольцев была возведена в 20-е годы XIX века на средства графини Софьи Потоцкой.

Во время своего путешествия по святым местам Крыма Космодамиановский источник посетил архиепископ Иннокентий. Он призвал православных жителей к восстановлению обители и памятника веры. Разрешение на открытие киновии было получено в 1853 году, однако Крымская война помешала обустройству обители.

Отец Макарий (в миру Михаил Пруцкий) стал первым настоятелем Космо-Дамиановского монастыря. Во времена войны он ухаживал за ранеными и больными в военных госпиталях, утешал, исповедовал и совершал церковные обряды над умершими. После того как война закончилась, именно ему было поручено возведение монастыря. Дело было весьма непростым. Киновия располагалась в глухом ущелье, высокий и густой лес окружал его со всех сторон. Из-за того что местность была не ровной, пришлось провести огромное количество земляных работ. Монахи собственноручно заготавливали лес для строительства обители, на своих плечах приносили необходимые строительные материалы. Так как монастырь не получал никаких денежных средств от государства, строительство велось на добровольные пожертвования богомольцев.

Первая небольшая деревянная церковь была построена в 1857 году. В 1870 году был построен большой храм с колокольней, а уже в 1874 началось строительство зимнего храма. Жизнь в монастыре была весьма трудной, так как, не получая средств от государства, монахи были вынуждены зарабатывать сами. Несмотря на это, постепенно количество монахов увеличивалось.

Много раз Космо-Дамиановский монастырь посещали царствующие особы и члены их семей, что значительно увеличивало количество паломников. После смерти игумена Макария, настоятели в киновии стали часто меняться и постепенно хозяйство монастыря пришло в упадок. В 1899 году было принято решение преобразовать мужской монастырь в женский. Несмотря на различные затруднения, дела в монастыре начали постепенно налаживаться. Было возведено большое количество новых зданий, отремонтированы старые. В обители появилась икона Божией Матери «Иерусалимская», которая была освящена на Афоне и сохранилась по сегодняшний день.

После установления на территории полуострова советской власти, всё имущество монастыря было национализировано. На территории бывшей киновии создали колонию инвалидов имени Калинина, которая просуществовала до 1924 года. В храме был открыт музей природы, в часовне с купальней обустроили инкубаторий для вывода мальков форели.

Во время Великой Отечественной войны были разрушены все здания бывшего монастыря, лишь часовня над святым источником чудом сохранилась. В 1994 году началось возрождение монастыря, было решено что он будет, как и ранее, мужским.

Сегодня посетить Космо-Дамиановский монастырь может каждый желающий, однако так как он расположен на территории заповедника, необходимо предварительно получить разрешение. Единственный день в году, когда посещение открыто всем желающим – 14 июля – день святых бессеребренников. Добраться до него достаточно просто, ведь монастырь расположен всего в 16 км от Алушты. С другой стороны заповедника дорога выходит в пос. Массандра возле Ялты. Это старая Романовская дорога. Можно получить пропуск на сквозной проезд, однако для этого необходимо взять с собой проводника.

История Косьмо-Дамиановского монастыря

В Крыму у подножия Чатырдага находится чаша центральной котловины Крымского заповедника, окруженная горами Черной, Большой и Малой Чучелью, и хребтом Конек. Здесь из скалы бьет святой источник, возле которого был основан Косьмо-Дамиановский монастырь.

История

Это было заповедное место для царских охот, для Императора Александра III здесь построили красивый охотничий домик. Он стоял посреди поляны в окружении гор, покрытых огромными буками, соснами и дубами, внизу шумела, образуя небольшой водопад, речка Альма, берущая свое начало у источника Савлух-Су («здоровая вода»). Его прохладная вкусная вода с древних времен считалась целебной и способной излечивать разные заболевания. Сюда приходили больные и страждущие, чтобы омыться в воде и получить исцеление. Предание связывает это место со святыми бессребрениками братьями Косьмой и Дамианом.

Документальных подтверждений о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Тавриде нет, но, согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножия Чатырдага, у источника, до сих пор носящего их имена. Возможно, в средние века христиане возвели у источника храм, но после выселения христиан в 1788 году все крымские церкви были брошены и многие бесследно исчезли. Однако на протяжении долгих лет люди разных национальностей и вероисповеданий приходили к целебному источнику, желая обрести здоровье. Ежегодно 1(14) июля здесь собирались христиане, священники освящали воду и служили молебны. Никаких строений в то время здесь не было. Только в 20-е годы XIX века на средства графини Софьи Потоцкой у источника построили сарай для богомольцев.

Архиепископ Иннокентий во время своего путешествия по святым местам Крыма посетил источник святых Косьмы и Дамиана, отсюда он поднялся на вершину Чатырдага. Святитель напомнил православным жителям, что необходимо восстанавливать обители и памятники веры.

Разрешение на открытие киновии было получено в 1853 году. Будущему монастырю от земель, принадлежащих казенной даче, отмежевали 4 десятины. Но обустройство обители остановилось почти не начавшись: помешала Крымская война. Недалеко от монастыря, в горах, построили укрепления из букового леса и камня. Строительство монастыря началось после войны, в 1857 году. Первым настоятелем стал игумен Макарий, который управлял обителью 20 лет.

Обустроить монастырь оказалось делом действительно нелегким. Киновия находилась в глухом ущелье, крутые склоны гор и высокий густой лес окружали его со всех сторон. Чтобы проложить дороги по неровной местности и подготовить площадку для строительства, необходимо было провести большие земляные работы. Монахи сами заготавливали лес для строительства, на своих плечах приносили строительные материалы: кирпич, стекло, инструменты, так как от трассы хорошей дороги к монастырю не существовало. Косьмо-Дамиановский монастырь не получал денежных средств от государства, поэтому строительство зданий велось на деньги от добровольных пожертвований богомольцев. В 1857 году построили первую деревянную, небольшую церковь во имя святых Косьмы и Дамиана по рисунку, сделанному архиепископом Иннокентием. Когда число братии возросло, на ее месте в 1870 году возвели новый большой храм с колокольней, который вмещал всех иноков монастыря и богомольцев. Однако зимой он не отапливался, поэтому в 1874 году начали строительство нового зимнего храма во имя Преображения Господня. Но его освящение состоялось только в 1878 году: все работы приостановили из-за болезни и смерти игумена Макария. Тяжелый труд и травма, полученная в Успенском скиту, ухудшили здоровье игумена. Он был доставлен в больницу при странноприимном доме Таранова-Белозерова в Симферополе, где и скончался 18 сентября 1878 года. Игумена Макария похоронили в притворе у западных дверей церкви Преображения Господня. Могилу окружили чугунной решеткой, а в 1880 году установили мраморную плиту. Благодаря неустанному труду игумена Макария создавался Косьмо-Дамиановский монастырь. При нем над источником выстроили каменную часовню с образами Христа Спасителя, Божией Матери и святых бессребреников Косьмы и Дамиана. В центре часовни находился святой источник, к которому приезжали больные люди, искавшие исцеления. Для омовения построили купальню — большой деревянный бассейн под железной крышей.

Постепенно на территории монастыря выросли три братских корпуса и один для настоятеля, две гостиницы для богомольцев, трапезная с кухней, баня и хозяйственные постройки.

В 1878 году севастопольский купец Григорий Петрович Порывай подарил монастырю 201 десятину пахотной земли в селе Григорьевке Перекопского уезда. Это было очень кстати, потому что земля вокруг киновии была мало пригодна для сельскохозяйственных работ, для того чтобы разбить огороды, монахам приходилось выравнивать участки земли и очищать их от леса. В Григорьевке построили два каменных дома и хозяйственные сооружения, вырыли артезианские колодцы. Там же находилась каменная церковь во имя Трех Святителей, приписанная к Косьмо-Дамиановской киновии.

Обитель гордилась особой святыней — иконой святых Косьмы и Дамиана с частицами их мощей. Сами мощи святых хранятся в Риме, а их частицы попали в Россию необыкновенным образом. Сын известного арабского священника-миссионера Спиридона Саруфа Георгий поступил в Meдико-хирургическую академию. Императрица Мария Александровна выделила средства на дорогу из Дамаска в Санкт-Петербург. Спиридон Саруф хранил у себя частицы мощей святых Косьмы и Дамиана, а перед отъездом сына благословил его и вручил драгоценную святыню. В России Георгий Саруф познакомился с семьей президента Академии, доктора П. А. Дубовицкого, которая заботилась о нем. Жена Дубовицкого, узнав об имеющейся у Саруфа святыне, просила уделить ей частицу. Через несколько лет М. А. Дубовицкая передала святые мощи настоятелю Инкерманского монастыря отцу Ефрему, а тот доставил их епископу Таврическому Алексию. 1 июля 1862 года епископ Алексий торжественно утвердил святые мощи в храмовую икону святых Косьмы и Дамиана. Икона находилась на особом месте в храме, возле клироса, перед ней горела неугасимая лампада.

Драгоценная святыня и целебный источник привлекали в обитель богомольцев, их пожертвования составляли часть доходов монастыря. Вообще жизнь в монастыре была трудной, не получая средств от государства, монахи зарабатывали сами упорным трудом. Киновия располагалась в теснине, окруженной горами, поэтому световой день был короче почти на четыре часа. Зима — особенно тяжелое время для монахов. Е. Марков так описывает жизнь Косьмо-Дамиановской киновии: «Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться, цел ли он».

Доходы монастырь получал от процентов банковских вкладов, платы за аренду земли, за проведенные обряды, от кошельковых и кружечных сборов и пожертвований, также монахи продавали изготовленные ими иконы, крестики, свечи. Стабильно получаемый доход позволял безбедно существовать небольшому числу монахов: в первые годы в монастыре жили 10 человек, постепенно их число увеличивалось, и в конце 80-х годов там проживало 50 насельников. Игумен Макарий принимал в монастырь всех желающих, но оставались в нем только самые трудолюбивые.

Читайте также:  Щигровская епархия: храмы и монастыри, духовенство, описание

Косьмо-Дамиановскую киновию не однажды посещали члены императорской семьи. В 1873 году здесь побывал наследник русского престола Великий князь Александр Александрович. В октябре 1880 года он вновь приехал сюда с супругой Государыней Цесаревной Марией Федоровной. Посещение киновии царствующими особами увеличивало и число паломников.

К сожалению, после смерти игумена Макария настоятели в киновии стали меняться очень часто. Сначала монастырь возглавил иеромонах Парфений, с 31 мая 1879 года его сменил иеромонах Василий, затем на этом посту побывали иеромонахи Павел и Серапион. Частая смена руководства, отсутствие единых требований привели к тому, что монахи стали лениться в исполнении своих обязанностей, и хозяйство монастыря стало приходить в упадок. Бедность и грязь отпугивали паломников, да и численность братии резко сократилась. Время шло, но в киновии ничего не менялось. К сожалению, благочинным Духовной консистории не удалось навести порядок. Летом 1899 года обитель посетил епископ Николай. Он принял решение преобразовать мужской монастырь в женский. Епископ Николай утверждал и поддерживал женское подвижничество, он считал, что обитель должна сохранять дух любви Христовой и нести ее в мир, при обителях с его помощью создавались больницы, школы, приюты.

1 августа 1899 года в последний раз братия монастыря отслужила обедню, в этот же день освятили новый иконостас. Монахи разошлись по другим монастырям Крыма. Старые монахи, вместе с отцом Макарием создававшие монастырь, расставались с ним со слезами на глазах, ведь все здесь было сделано их руками, в течение долгих лет обитель была их домом.

Первой настоятельницей женского Косьмо-Дамиановского монастыря стала монахиня Троице-Параскевиевской обители Варсонофия. Вместе с ней пришли 25 сестер. Временно для служения были оставлены иеромонах Гурий и иеродиакон Досифей. Затем их сменили иеромонах Инкерманского монастыря Климент и иеродиакон Корсунского монастыря Антюний.

Трудолюбие и дисциплину, заведенные в образцовом Троице-Параскевиевском монастыре, сестры перенесли в новую обитель. Несмотря на бедность, хозяйство стало постепенно налаживаться. Сделали капитальный ремонт зданий, привели в порядок территорию монастыря, построили каменные подпорные стены, укрепившие террасу, на которой стояла церковь, новые кельи, просфорную, хлебопекарню, мастерские, прачечные и другие хозяйственные постройки. Чистота и порядок, наведенные в обители, снова привлекли богомольцев. В праздник святых Косьмы и Дамиана обычно пустынный монастырь преображался. В путеводителе Г. Москвича так описывается это событие: «За день-два во всех направлениях к монастырю тянутся верующие христиане. Всевозможные экипажи, фаэтоны, линейки, мажары, дроги и верховые — группами и в одиночку спешат в монастырь. Над открытыми экипажами, линейками, дрогами от палящего солнца и ливней устраиваются заграждения в виде пестрых балдахинов. Чем ближе к монастырю, тем оживление становится заметнее. Вся прилегающая местность — сама дорога, полянки, склоны гор, наконец, самый двор монастыря представляют собою своеобразную ярмарку. У самых ворот ряд столиков и ларей служит для продажи всевозможных товаров, как — платки, ножницы, гребешки и прочее „на памятьˮ о Косьмо-Дамиановском монастыре. Тут же готовится кушанье, продаются чай, буза, фрукты, прохладные напитки и прочее.

Всего больше народу устремляется к источнику, над которым устроена небольшая часовня с большим образом святых Косьмы и Дамиана».

В обители появилась икона Божией Матери «Иерусалимская» с надписью на обороте: «Святая Афонская Гора — Земной удел Царицы Небесныя. 1907 года мая 18 дня. Сия святая икона Пресвятыя Богородицы — со многой благодатной в ней святыней — подобие видом и размером благодати причастной Афонской именуемыя «IЕРУСАЛИМСКIЯ» писана и освящена на Афоне и посылается в безмездный дар от имени беднейших Русских Святогорских Пустынножителей Высокопреподобнейшей Матушке Игумений Варсонофии со всеми о Христе Сестрами для Косьмо-Дамиановского женского монастыря близ Алушты в Крыму, во благословение от Святыя Горы Афонския — Земного Удела Царицы Небесныя всем тамо нынешнем и будущим монашествующим труждающимся, призреваемым и живущим и по всей Тавриде Православной в благодатную всем им помощь от всяких бед, зол и напастей от всех врагов видимых и невидимых. Всепреблагословенная, Всепренепорочная, Всепречистая Приснодева Владычица Богородица да приимет обитель и в ней монашествующих под Свое высокое небесное Матернее покровительство и вкупе с Праведными Родителями Своими да будет Многомощною Ходатаицею о всех пред Сыном Своим и Богом». Эта икона сохранилась до наших дней и сейчас находится в обители.

Монахини много трудились: в мастерских они шили церковное облачение, одежду, плели кружева, ткали ковры. Рядом с киновией разбили фруктовый сад и огороды. Доходы обители возросли, так, например, в 1912 году они составили 16 657 рублей.

В 1907 году в Симферополе на улице Госпитальной открылось подворье монастыря с одноэтажной церковью во имя Благовещенения Божией Матери. Это событие доставило сестрам большую радость. Им часто приходилось по делам бывать в Симферополе, но негде было остановиться. Теперь же, когда осенью перевозили урожай из Григорьевки в монастырь, подводы останавливались на отдых на подворье.

В 1911 году произошло еще одно знаменательное событие: 25 октября обитель посетил Император Николай II. Он молился у источника и пил святую воду.

В 1913 году в честь 300-летия дома Романовых отреставрировали часовню у источника. Тогда же создали «Заказник императорских охот», провели Романовское шоссе, соединившее через горы Алушту с Ялтой. В заказник из разных районов страны и из-за границы завезли редких животных. Тогда в горные леса Крыма впервые попали муфлоны. Десять животных прибыли с острова Корсика и три — из заповедника Аскания-Нова. Муфлоны хорошо акклиматизировались, они особенно полюбили места возле гор Черной и Большой Чучели.

В годы Первой мировой войны сестры оказывали материальную помощь фронту. Находясь в довольно глухом уголке Крыма, обитель не испытала серьезных потрясений, ее жизнь продолжалась обычным порядком.

Монастырь в годы советской власти

После установления советской власти все монастырское имущество и земли были национализированы. Проблемы в Косьмо-Дамиановской киновии начались в 1922 году. Сначала закрыли подворье в Симферополе, а церковь во имя Благовещения Божией Матери передали в бесплатное пользование группе верующих, но уже в 1923 году ее тоже закрыли и устроили склад церковного имущества.

Затем подошла очередь и самого монастыря. В том же 1923 году его решили закрыть, мотивируя следующим: «Монастырь, находясь в местности равноудаленной от всех населенных пунктов с христианским населением, религиозные потребности которых никогда не обслуживал, а исключительно служил для надобностей монахинь и послушниц. Массовые посещения монастыря имели место только однажды в год — 12–14 июля, причем посещавшие руководствовались не столько религиозными потребностями, сколько традиционными, основанными на старой легенде о целительной силе источника во дворе монастыря, хотя случаев исцеления не наблюдалось со дня основания монастыря».

Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет «О Крымском государственном заповеднике», которому решили передать монастырь со всеми постройками. На территории бывшей обители создали колонию инвалидов имени Калинина, существовавшую до 1924 года. В 1924 году церкви обители закрыли и передали Крымскому заповеднику, колокола с них сняли.

Сестры основали трудовую артель, сохранив монастырский образ жизни. В бывшей просфорной они устроили церковь. В июне 1924 года в обители с проверкой побывал работник НКСО Н. Вегнер, в своей докладной записке он сообщал: «Странное впечатление на меня произвел бывший монастырь, как будто и не было постановления о закрытии его и даже ликвидации… Инвалиды переведены, а вот монашки там остались, и как видно, и не думают оттуда уходить, ибо заповедник им отпустил земли для огорода и поляну засева огорода. Кроме того, хотя на одной из церквей и находится печать, но печать не установленного образца и ключи церковных дверей находятся у монашек. Но этого мало: монашки устроили новую церковь там. Для этого в бывшей просфорной они устроили престол, алтарь и т. д., происходят новые пострижения, рукоположения и т. п.».

Вновь созданный заповедник нуждался в рабочих руках, однако как ни выгодно оказалось соседство с трудолюбивыми монахинями, в 1928 году артель окончательно ликвидировали. Монахини покинули свою обитель и разбрелись кто куда. В том же году нависла угроза над часовней у источника. Алуштинский горисполком, которому она принадлежала, решил разобрать часовню на строительные материалы. Но на защиту памятника встали сотрудники заповедника, они обращались в разные инстанции, в том числе и к наркому просвещения А. В. Луначарскому, который прислал телеграмму: «Разборка бывшей часовни в госзаповеднике Алуштинским комза без разрешения Наркомпроса РСФСР недопустима. Просьба приостановить». Таким образом часовня была спасена.

В бывшем Косьмо-Дамиановском храме открыли музей природы, в Преображенской церкви — клуб Крымского заповедника, в часовне с купальней со временем устроили инкубаторий для вывода мальков форели.

Во время Великой Отечественной войны все здания бывшего монастыря и царский домик были разрушены. Уцелела лишь часовня над святым источником.

Возрождение

14 июля 1994 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил праздничную литургию в часовне над святым источником. Началось возрождение обители.

Но восстановление монастыря проходило сложно. Троим монахам, прибывшим отстраивать его, пришлось первое время жить в палатках, хотя в заповеднике стояли пустые домики. Что же произошло? Несмотря на то, что закон о возвращении территории и построек монастыря его владельцу уже был принят, разгорелся спор. Некоторые работники заповедника, ученые, журналисты решили, что хозяйственная деятельность монастыря нанесет вред заповедному месту, нарушит экологическое равновесие. Владыка Лазарь говорил: «Пусть не боится никто, что монахи, которые поселяются здесь, могут что-то осквернить. Никогда! Монахи только освящают. И запомните: места хватит всем».

Но в этом деле столкнулись интересы деловых людей, которые зарабатывали деньги на святой воде. Ежедневно несколько машин с водой из целебного источника прибывали на фабрику, там ее газировали и разливали в бутылки. Отдыхающие могли купить на набережной воду под названием «Савлух-Су» (монастырская)».

Однако верующие и просто порядочные люди хотели, чтобы святая целебная вода доставалась прежде всего тем, кто больше всего в ней нуждался, чтобы, подкрепленная молитвой, она несла исцеление не только телу, но и душе. Верующие Алушты посылали телеграммы Президенту Украины, в Верховный Совет Украины, Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины с просьбой помочь монахам в их нелегком деле и защитить их от угроз. Благодаря этим людям, благодаря мужеству и стойкости насельников существует ныне Косьмо-Дамиановская киновия — один из духовных центров Крыма.

А еще в монастыре произошло настоящее чудо. Икона с мощами святых Косьмы и Дамиана, которая, казалось, погибла при ликвидации монастыря, нашлась. Она долгие годы хранилась у одной женщины, которая передала ее клирику кафедрального Свято-Троицкого собора отцу Алексию Сахненко. 14 июля 1996 года икона вновь оказалась в монастыре.

Ссылка на основную публикацию