Крестобогородский храм в Ярославле: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать

Крестобогородский храм

История села Крестобогородского началась в 1655 году, когда ростовский митрополит Иона Сысоевич водрузил здесь, «у врат града Ярославля, для его сохранения», крест в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 году. Место это, с древних времен носившее название Поклонная гора, — высшая географическая точка при въезде в Ярославль, и, как писал Н. Г. Первухин, «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов». Выбор владыки не был случаен, продолжает Нил Григорьевич, «ибо для золотого века допетровской Руси красота и религия были нераздельны и прекрасное венчалось крестом»

Крест владыки Ионы находился сначала в деревянной часовне, рядом с которой поселились несколько семей из деревень Ильцино, Михайловское и из прихода церкви Николы в Меленках. В 1677 году вблизи от часовни крестьянами Спасского монастыря была построена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Эти земли принадлежали Спасскому монастырю, который оснастил новый храм богослужебными книгами, иконами, утварью. Из монастыря были принесены иконы Смоленской Богоматери и Положения Ризы Богоматери, из Николо-Мельницкой церкви — икона Николая Чудотворца (они и ныне находятся в храме). В честь креста и Богородичного образа село получило название Крестобогородского, или Крест.

В 1760 году прихожане на свои средства соорудили стена в стену с часовней каменную церковь, весь материал на ее строительство пожертвовал владелец Ярославской Малой мануфактуры Дмитрий Максимович Затрапезнов. Главный престол в летнем храме посвятили Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии он был переименован во имя Филиппа, митрополита Московского (возможно, в память о том, что в 1652 году через эту местность будущий Патриарх Никон сопровождал мощи святителя из Соловецкого монастыря в Москву). Освящал новую церковь 3 декабря митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) — в храме бережно хранится антиминс от святителя.

В 1762 году священник деревянной церкви села Сидоркова Ярославского уезда обратился к преосвященному за благословением на строительство деревянного храма взамен сгоревшего в прошлом году. Владыка ответил, что вскоре после подачи прошения явился в духовное ведомство церковный староста означенной церкви, крестьянин Иван Алексеев. Он сказал, что договорился «с священником и приходскими людьми, чтоб имеющуюся в селе Богородском [что у Креста] излишнюю деревянную церковь (вместо коей в том селе Богородском построена вновь каменная церковь, а та деревянная по прошению того села Богородского священника с приходскими людьми совсем упразднена и ничего в ней кроме одних стен нет), взять им в то село Сидорково за надлежащую плату». Митрополит Арсений распорядился разобрать деревянный Крестобогодский храм и перевезти его в указанное село. (Церковь простояла на новом месте недолго — в 1788 году была заменена каменной.) Данный документ дает нам дополнительные сведения — каменный храм в селе Крест был возведен не на месте деревянного, а рядом с ним.

В 1806 году архиепископ Ярославский Антоний, страдавший тучностью, каждый день ходил к кресту молиться; в память о его ежедневной молитве в церкви была поставлена икона Антония Римлянина, дошедшая до наших дней. В благодарность за избавление от болезни владыка благословил и отчасти профинансировал строительство в 1811 году вместо часовни у северного фасада здания теплой церкви Животворящего Креста Господня.

В 1817 известный ярославский резчик Гаврила Столарев с сыном Кузьмой сделал для нового храма иконостас, престол и жертвенник. В заключенном с ними договоре имелось замечание: «чтоб в каждом месте для иконы были бы деки к написанию изображениев, кроме Спасителевой и Богоматери икон, кои должны быть подле царских врат» (сообщено А.И.Шемякиным). Росписи главного храма и приделов выполнены после 1825 года под наблюдением местного священника Андрея Смирнова, который и сам являлся хорошим художником. В 1831 он преподнес императору Николаю I написанное им на стекле изображение креста Ионы Сысоевича, за что ему были пожалованы золотые, украшенные драгоценными камнями часы.

Главная святыня храма — «натуральной» величины живописный крест митрополита Ионы, по сторонам от которого — иконы с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоаном Богословом и Логином Сотником (по мнению искусствоведа Т. Е. Казакевич, исполнение боковых икон можно отнести к 1760 году — времени окончания строительства зимнего храма). На кресте надпись: «Да не найдут к тому сюда на люди его [града Ярославля] паки тлетворных ветров беды и да будет сие святое изображение от нас Богу, Всевышнему Отцу светов, во благодарение и во славу Господа нашего Иисуса Христа, яко силою Животворящего Креста сего, заступлением Пресвятой Богородицы и молитв ради св. чудотворцев Феодора и чад его), Давида и Константина, и Василия и Константина, скоро тогда в стране нашей смертоносная язва утишися и преста и елие благоденство и тишина наста». Поток «благочестивых граждан» к чтимой святыне был настолько велик, что возникла необходимость его отрегулировать. В одном из номеров Ярославских Епархиальных Ведомостей за 1884 помещено объявление местного священника Валентина Орлова, в котором богомольцы приглашались в Крестобогородский храм на литургию по пятницам в утренние часы, а в летнее время — ежедневно с пяти до восьми часов вечера «вход ко Кресту Господню может быть отверзт для приходящих поклонников без малейшего замедления».

В 1989-1994 годах на средства прихода и областного бюджета святыня отреставрирована под руководством А. Н. Клячиной и В. И. Васина. В нижнюю часть креста, восстановленную в ходе работ, в настоящее время вставлено множество современного изготовления ковчежцев с частицами мощей святых.

Из святынь, обретенных в последние годы, можно указать выполненную недавно для главного иконостаса икону «Положение ризы Богоматери во Влахерне» с частицей ризы Богоматери. Незадолго до ухода на покой митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд) вложил в Ризоположенскую церковь свой серебряный напрестольный крест.

На Поклонной горе ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского устроило первый привал перед походом на Москву, здесь собирались богомольцы в праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонную неделю. До Крестобогородского села горожане с крестным ходом каждый год провожали чудотворные ростовские иконы Богоматери Владимирской и Тихвинской.

Жители Ярославля в утреннее и вечернее время, чаще летом, приходили в селение Крест любоваться восхитительным видом — отсюда хорошо просматривались 35 деревень и 13 сел. Как отмечал один из любителей прекрасного, «особенно красивым кажется отсюда Ярославль в начале дня; при утреннем солнечном свете он блистал яркими огнями от множества позлащенных глав. Удивительный пейзаж никого не оставлял равнодушным и создавал особое настроение. И кажется, совсем не случайно на одном из местных колоколов была отлита надпись: «услышав призывной звук, раздающийся в круге небесном, спешите во храм, но с неожесточенными сердцами».

Благодаря географическому положению села Крест, находившегося на Московской дороге при въезде в Ярославль, храм посещали не только обычные паломники и туристы, но и первые духовные и светские лица страны как прошлого, так и современности.

Крестобогородская церковь входит в число пяти храмов Ярославля, в которых не прекращалось богослужение все годы советской власти. Но в ее истории был период, когда над ней нависла реальная угроза закрытия. На заседании исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся, проходившего 15 июня 1966 года было принято решение «Об организации въезда в город Ярославль в районе с. Крест» (напомним, что тогда в этой части города велось активное строительство поселка при Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем заводе). Этим решением одобрялся снос Крестобогородской церкви, которая мешала устройству автомобильной дороги. Но Министерство культуры РСФСР отклонило представление облисполкома в связи с тем, что включает «данное здание в число памятников, подлежащих охране государством, а религиозное общество является активным и церковь поддерживает масса верующих». Возможно, свою роль сыграло письмо в министерство, написанное известным искусствоведом Верой Григорьевной Брюсовой в защиту церкви от сноса.

Недаром в циркуляре министерства говорилось о приходской общине, а это были преимущественно немолодые, много пережившие женщины. Возглавляемые старостой, Екатериной Васильевной Шишаковой (позднее она приняла постриг с именем Евгения), они в короткий срок собрали сотни подписей, пытались пробиться в кабинеты высоких должностных лиц как в Ярославле, так и в Москве. Отстаивая свой храм, прихожане писали письма в разные инстанции. В одном из таких посланий говорилось: «Мы, люди нашего поколения, прожили нелегкую жизнь. Большинство из нас отдавали себя Родине без остатка в тяжелые годы, большинство из нас прежде времени потеряли здоровье. А сколько среди нас матерей, которые отдали Родине своих детей, а жен и сестер, которые потеряли в войну своих мужей и братьев, воспоминание и скорбь о которых только и смягчается во время пребывания нашего в храме».

Не желая мириться с существованием действующей церкви на главном въезде в город, областные власти в 1968 году предложили другое решение — выпрямить дорогу так, чтобы храм остался в стороне и устроить в нем музей («со всем культовым имуществом»), а приход перевести в церковь Параскевы Пятницы на Тутовой горе. Но община н с этим была несогласна: «Пятницкий храм на протяжении десятков лет используется под склад. Внутри ничего нет, что относится к храму: стенная живопись изуродована и забелена известью, колокольня разрушена, купола снесены, находится она на расстоянии 7 или 8 км от нашего храма». Это был, пожалуй, один из самых драматичных периодов борьбы за церковь: советские власти оказывали давление не только на прихожан, но и на митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна. Сохранилось письмо владыки, в котором он убеждал приходской совет прекратить сопротивление и согласиться на предложение властей: «взять новый храм необходимо, в противном случае богослужения в общине прекратятся; Ярославль потеряет одну церковь, и грех этой утраты будет лежать на старосте церкви и ее исполнительном органе».

Когда уже велась подготовительная работа к началу реставрации Пятнице-Туговской церкви, в Москве было принято постановление о продолжении богослужений в Крестобогородском храме (определенная роль в таком разрешении конфликта принадлежала, по его собственному признанию, Александру Николаевичу Яковлеву, а также Вере Григорьевне Брюсовой).

Сейчас, спустя несколько десятилетий, можно утверждать, что только благодаря невероятным усилиям приходской общины, твердости духа простых русских женщин мы обязаны спасению этой церкви.

Ризоположенский храм находится в ведении Русской Православной Церкви. Последние два десятилетия в нем осуществляются реставрационные, строительные, восстановительные работы: по инициативе и при активном участии настоятеля, митрофорного протоиерея Владимира Пчелкина сделаны новые полы и отопление, к зимнему храму пристроена паперть, внутри он заново расписан московским художником Юрием Ильичем Африным. В 2008 году на приходскую колокольню был поднят 200-пудовый колокол — один из самых больших из современных в Ярославле.

Священномученик Димитрий Смирнов.

В революционное время в Крестовоздвиженском храме служил протоиерей Димитрий Смирнов, причисленный к лику новомучеников и исповедников.

Он родился в семье священника Троицкой церкви Норского посада. Образование получил в Ярославской духовной семинарии, после окончания которой занимал должность преподавателя в училище при Норской прядильной мануфактуре. Здесь он встретился со своей будущей супругой, бедной девушкой, работавшей на фабрике с двенадцати лет – Елизаветой Яковлевной Чирковой. Родителей, поначалу противившихся такому браку из сословных соображений, Димитрий смог убедить дать благословение.

В 1894 году Димитрий был рукоположен в священный сан и назначен настоятелем храма села Пестово Ярославского уезда. На месте своего служения отец Димитрий положил много сил в устроении Пестовской школы, где был заведующим и учителем, доведя ее состояние до одной из образцовых в губернии. В 1902 году был назначен на место своего отца в Троицкую церковь Норского посада. Здесь бтюшка снова соединял пастырскую деятельность с учительской. Особым деянием отца Димитрия было строительство приписной к его приходу церкви святителя Николая Чудотворца в деревне Курилово, начатое еще его отцом. Здесь же он заведовал и церковно-приходской школой.

В 1915 году отец Димитрий переведен в Крестовоздвиженский храм города Ярославля. С 1918 года являлся личным секретарем митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела. В время проведения кампании по изъятию церковных ценностей в апреле 1922 годабатюшка был арестован. Комиссия по изъятию обнаружила утаенную старостой драгоценную ризу с чтимой иконы великомученика Димитрия. Настоятеля и еще нескольких человек арестовали. Отец Димитрий был осужден на три года тюремного заключения. Впоследствии срок был сокращен наполовину.

В 1927 году последовал новый арест за «распространение в частных беседах, на собраниях и с церковного амвона провокационных слухов в связи с китайской революцией и разрывом дипломатических отношений с Англией». За недостаточностью компрометирующего материала дело было закрыто.

В 1930 году отец Димитрий получил пять лет концлагеря по обвинению в помощи ссыльным священнослужителям, причастность к чему он отрицал. Срок отбывал на лесоповале в Вятской области, а затем в Каргополе.

После освобождения в 1934 году бтюшка не имел права жительства в больших городах. Вместе с супругой проживал в Некаузском районе, в селе Брагино под Ярославлем, наконец в селе Хопылево, близ родины адмирала Федора Ушакова, где ими был куплен дом. Здесь немолодой уже и изнуренный ссылкой священнослужитель занимался частным хозяйством, разводил кур.

В 1938 году отец Димитрий был обвинен в антисоветской деятельности, как участник группы священнослужителей Феодоровского собора, и снова арестован. Приговором была ссылка в Казахстан. Тм он был снова заключен в тюрьму. Семье сообщили, что он скончался в тюрьме 26 июня 1940 года.

Протоиерей Димитрий Александрович Смирнов причислен к лику святых Русской православной Церкви 17 июля 2001 года решением Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Празднование его памяти совершается: 13 (26) июня — в день праведной кончины.

Духовенство:

Телефоны: (4852) 44-84-25 — настоятель иерей Александр Пчелкин,
(4852) 44-95-90 — канцелярия;
(4852) 44-32-23 — свечной ящик

Читайте также:  Монастырь святой Екатерины: святыни и иконы, история и описание, как добраться

Крестобогородский храм в Ярославле: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать

История села Крестобогородского началась в 1655 году, когда ростовский митрополит Иона Сысоевич водрузил здесь, «у врат града Ярославля, для его сохранения», крест в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 году. Место это, с древних времен носившее название Поклонная гора, — высшая географическая точка при въезде в Ярославль, и, как писал Н. Г. Первухин, «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов». Выбор владыки не был случаен, продолжает Нил Григорьевич, «ибо для золотого века допетровской Руси красота и религия были нераздельны и прекрасное венчалось крестом»

Крест владыки Ионы находился сначала в деревянной часовне, рядом с которой поселились несколько семей из деревень Ильцино, Михайловское и из прихода церкви Николы в Меленках. В 1677 году вблизи от часовни крестьянами Спасского монастыря была построена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Эти земли принадлежали Спасскому монастырю, который оснастил новый храм богослужебными книгами, иконами, утварью. Из монастыря были принесены иконы Смоленской Богоматери и Положения Ризы Богоматери, из Николо-Мельницкой церкви — икона Николая Чудотворца (они и ныне находятся в храме). В честь креста и Богородичного образа село получило название Крестобогородского, или Крест.

В 1760 году прихожане на свои средства соорудили стена в стену с часовней каменную церковь, весь материал на ее строительство пожертвовал владелец Ярославской Малой мануфактуры Дмитрий Максимович Затрапезнов. Главный престол в летнем храме посвятили Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии он был переименован во имя Филиппа, митрополита Московского (возможно, в память о том, что в 1652 году через эту местность будущий Патриарх Никон сопровождал мощи святителя из Соловецкого монастыря в Москву). Освящал новую церковь 3 декабря митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) — в храме бережно хранится антиминс от святителя.

В 1762 году священник деревянной церкви села Сидоркова Ярославского уезда обратился к преосвященному за благословением на строительство деревянного храма взамен сгоревшего в прошлом году. Владыка ответил, что вскоре после подачи прошения явился в духовное ведомство церковный староста означенной церкви, крестьянин Иван Алексеев. Он сказал, что договорился «с священником и приходскими людьми, чтоб имеющуюся в селе Богородском [что у Креста] излишнюю деревянную церковь (вместо коей в том селе Богородском построена вновь каменная церковь, а та деревянная по прошению того села Богородского священника с приходскими людьми совсем упразднена и ничего в ней кроме одних стен нет), взять им в то село Сидорково за надлежащую плату». Митрополит Арсений распорядился разобрать деревянный Крестобогодский храм и перевезти его в указанное село. (Церковь простояла на новом месте недолго — в 1788 году была заменена каменной.) Данный документ дает нам дополнительные сведения — каменный храм в селе Крест был возведен не на месте деревянного, а рядом с ним.

В 1806 году архиепископ Ярославский Антоний, страдавший тучностью, каждый день ходил к кресту молиться; в память о его ежедневной молитве в церкви была поставлена икона Антония Римлянина, дошедшая до наших дней. В благодарность за избавление от болезни владыка благословил и отчасти профинансировал строительство в 1811 году вместо часовни у северного фасада здания теплой церкви Животворящего Креста Господня.

В 1817 известный ярославский резчик Гаврила Столарев с сыном Кузьмой сделал для нового храма иконостас, престол и жертвенник. В заключенном с ними договоре имелось замечание: «чтоб в каждом месте для иконы были бы деки к написанию изображениев, кроме Спасителевой и Богоматери икон, кои должны быть подле царских врат» (сообщено А.И.Шемякиным). Росписи главного храма и приделов выполнены после 1825 года под наблюдением местного священника Андрея Смирнова, который и сам являлся хорошим художником. В 1831 он преподнес императору Николаю I написанное им на стекле изображение креста Ионы Сысоевича, за что ему были пожалованы золотые, украшенные драгоценными камнями часы.

Главная святыня храма — «натуральной» величины живописный крест митрополита Ионы, по сторонам от которого — иконы с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоаном Богословом и Логином Сотником (по мнению искусствоведа Т. Е. Казакевич, исполнение боковых икон можно отнести к 1760 году — времени окончания строительства зимнего храма). На кресте надпись: «Да не найдут к тому сюда на люди его [града Ярославля] паки тлетворных ветров беды и да будет сие святое изображение от нас Богу, Всевышнему Отцу светов, во благодарение и во славу Господа нашего Иисуса Христа, яко силою Животворящего Креста сего, заступлением Пресвятой Богородицы и молитв ради св. чудотворцев Феодора и чад его), Давида и Константина, и Василия и Константина, скоро тогда в стране нашей смертоносная язва утишися и преста и елие благоденство и тишина наста». Поток «благочестивых граждан» к чтимой святыне был настолько велик, что возникла необходимость его отрегулировать. В одном из номеров Ярославских Епархиальных Ведомостей за 1884 помещено объявление местного священника Валентина Орлова, в котором богомольцы приглашались в Крестобогородский храм на литургию по пятницам в утренние часы, а в летнее время — ежедневно с пяти до восьми часов вечера «вход ко Кресту Господню может быть отверзт для приходящих поклонников без малейшего замедления».

В 1989-1994 годах на средства прихода и областного бюджета святыня отреставрирована под руководством А. Н. Клячиной и В. И. Васина. В нижнюю часть креста, восстановленную в ходе работ, в настоящее время вставлено множество современного изготовления ковчежцев с частицами мощей святых.

Из святынь, обретенных в последние годы, можно указать выполненную недавно для главного иконостаса икону «Положение ризы Богоматери во Влахерне» с частицей ризы Богоматери. Незадолго до ухода на покой митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд) вложил в Ризоположенскую церковь свой серебряный напрестольный крест.

На Поклонной горе ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского устроило первый привал перед походом на Москву, здесь собирались богомольцы в праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонную неделю. До Крестобогородского села горожане с крестным ходом каждый год провожали чудотворные ростовские иконы Богоматери Владимирской и Тихвинской.

Жители Ярославля в утреннее и вечернее время, чаще летом, приходили в селение Крест любоваться восхитительным видом — отсюда хорошо просматривались 35 деревень и 13 сел. Как отмечал один из любителей прекрасного, «особенно красивым кажется отсюда Ярославль в начале дня; при утреннем солнечном свете он блистал яркими огнями от множества позлащенных глав. Удивительный пейзаж никого не оставлял равнодушным и создавал особое настроение. И кажется, совсем не случайно на одном из местных колоколов была отлита надпись: «услышав призывной звук, раздающийся в круге небесном, спешите во храм, но с неожесточенными сердцами».

Благодаря географическому положению села Крест, находившегося на Московской дороге при въезде в Ярославль, храм посещали не только обычные паломники и туристы, но и первые духовные и светские лица страны как прошлого, так и современности.

Крестобогородская церковь входит в число пяти храмов Ярославля, в которых не прекращалось богослужение все годы советской власти. Но в ее истории был период, когда над ней нависла реальная угроза закрытия. На заседании исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся, проходившего 15 июня 1966 года было принято решение «Об организации въезда в город Ярославль в районе с. Крест» (напомним, что тогда в этой части города велось активное строительство поселка при Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем заводе). Этим решением одобрялся снос Крестобогородской церкви, которая мешала устройству автомобильной дороги. Но Министерство культуры РСФСР отклонило представление облисполкома в связи с тем, что включает «данное здание в число памятников, подлежащих охране государством, а религиозное общество является активным и церковь поддерживает масса верующих». Возможно, свою роль сыграло письмо в министерство, написанное известным искусствоведом Верой Григорьевной Брюсовой в защиту церкви от сноса.

Недаром в циркуляре министерства говорилось о приходской общине, а это были преимущественно немолодые, много пережившие женщины. Возглавляемые старостой, Екатериной Васильевной Шишаковой (позднее она приняла постриг с именем Евгения), они в короткий срок собрали сотни подписей, пытались пробиться в кабинеты высоких должностных лиц как в Ярославле, так и в Москве. Отстаивая свой храм, прихожане писали письма в разные инстанции. В одном из таких посланий говорилось: «Мы, люди нашего поколения, прожили нелегкую жизнь. Большинство из нас отдавали себя Родине без остатка в тяжелые годы, большинство из нас прежде времени потеряли здоровье. А сколько среди нас матерей, которые отдали Родине своих детей, а жен и сестер, которые потеряли в войну своих мужей и братьев, воспоминание и скорбь о которых только и смягчается во время пребывания нашего в храме».

Не желая мириться с существованием действующей церкви на главном въезде в город, областные власти в 1968 году предложили другое решение — выпрямить дорогу так, чтобы храм остался в стороне и устроить в нем музей («со всем культовым имуществом»), а приход перевести в церковь Параскевы Пятницы на Тутовой горе. Но община н с этим была несогласна: «Пятницкий храм на протяжении десятков лет используется под склад. Внутри ничего нет, что относится к храму: стенная живопись изуродована и забелена известью, колокольня разрушена, купола снесены, находится она на расстоянии 7 или 8 км от нашего храма». Это был, пожалуй, один из самых драматичных периодов борьбы за церковь: советские власти оказывали давление не только на прихожан, но и на митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна. Сохранилось письмо владыки, в котором он убеждал приходской совет прекратить сопротивление и согласиться на предложение властей: «взять новый храм необходимо, в противном случае богослужения в общине прекратятся; Ярославль потеряет одну церковь, и грех этой утраты будет лежать на старосте церкви и ее исполнительном органе».

Когда уже велась подготовительная работа к началу реставрации Пятнице-Туговской церкви, в Москве было принято постановление о продолжении богослужений в Крестобогородском храме (определенная роль в таком разрешении конфликта принадлежала, по его собственному признанию, Александру Николаевичу Яковлеву, а также Вере Григорьевне Брюсовой).

Сейчас, спустя несколько десятилетий, можно утверждать, что только благодаря невероятным усилиям приходской общины, твердости духа простых русских женщин мы обязаны спасению этой церкви.

Ризоположенский храм находится в ведении Русской Православной Церкви. Последние два десятилетия в нем осуществляются реставрационные, строительные, восстановительные работы: по инициативе и при активном участии настоятеля, митрофорного протоиерея Владимира Пчелкина сделаны новые полы и отопление, к зимнему храму пристроена паперть, внутри он заново расписан московским художником Юрием Ильичем Африным. В 2008 году на приходскую колокольню был поднят 200-пудовый колокол — один из самых больших из современных в Ярославле.

Крестобогородская церковь

Фото и описание

Крестобогородский храм располагался в селе Крестобогородском, история которого началась с того момента, когда в 1655 г., когда митрополит ростовский Иона Сысоевич установил здесь крест в честь памяти об избавлении Ярославля от моровой язвы 1654 г. Этот крест сначала располагался в деревянной часовне. В 1677 г. рядом с часовней крестьяне из Спасского монастыря построили деревянную церковь Положения Ризы Богоматери. Спасский монастырь, на территории которого находилась церковь, оснастил новый храм иконами, богослужебными книгами, утварью.

В 1760 г. прихожане стена в стену с часовней поставили каменную церковь (материал на строительство был пожертвован владельцем Ярославской Малой мануфактуры Д.М. Затрапезновым). Главный престол в холодном храме был посвящен Положению Ризы Богоматери, а зимний придел посвятили Николаю Чудотворцу, который потом был переименован в честь митрополита московского Филиппа.

В 1762 г. священник церкви села Сидорково обратился за благословением на возведение храма вместо сгоревшего в прошлом году. По распоряжению митрополита Арсения деревянный Крестобогородский храм перевезли в это село. На новом месте церковь простояла недолго — в 1788 г. ее заменили каменной.

В 1806 г. ярославский архиепископ Антоний, который страдал тучностью, ежедневно ходил молиться к кресту; в память об этой усердной молитве в церкви поставили икону Антония Римлянина, которая сохранилась до наших дней. Владыка в благодарность за избавление от недуга благословил и выделил часть средств на строительство в 1811 г. у северного фасада здания вместо часовни зимней церкви Животворящего Креста Господня. В 1817 г. ярославский резчик Гаврила Столарев выполнил для нового храма престол, иконостас и жертвенник. Росписи были выполнены после 1825 г. под руководством священника Андрея Смирнова.

Главной святыней храма является живописный крест Ионы Сысоевича «натуральной» величины, по сторонам от которого расположены иконы с Богоматерью, Иоаном Богословом, Марией Магдалиной, Логином Сотником. В 1989-1994 гг. на средства областного бюджета и прихода святыня была отреставрирована. В нижнюю часть креста вставили множество ковчежцев с частицами мощей разных святых.

Благодаря расположению села Крест на Московской дороге, прямо у въезда в Ярославль, этот храм посещали как обычные туристы и паломники, так и первые светские и духовные лица государства.

Здесь, на Поклонной горе, ополчение Минина и Пожарского устроило свой первый привал перед тем, как идти на Москву, здесь в праздник Воздвижения и в Крестопоклонную неделю всегда собирались богомольцы. До села Крестобогородского с крестным ходом провожали ростовские чудотворные иконы Богоматери Тихвинской и Владимирской.

Крестобогородская церковь является одной из 5 ярославских церквей, в которых все годы советской власти не прекращались богослужения, но в 1966 г. угроза закрытия нависла и над ней. Тогда было решено снести Крестобогородскую церковь для строительства автомобильной дороги в Ярославль. Но представление облисполкома о сносе было отклонено Министерством культуры РСФСР.

Но, не желая мириться с этим, в 1968 г. областные власти предложили спрямить дорогу таким образом, чтобы храм остался стоять в стороне и открыть в нем музей, приход же перевести в храм Параскевы Пятницы на Тутовой горе. Община была с этим не согласна. Ведь церковь Параскевы Пятницы находилась в полуразрушенном состоянии. Когда шли активные подготовительные работы к началу реставрации Пятницкой церкви, в Москве приняли решение продолжить богослужения в Крестобогородском храме (благодаря определенным усилиям Александра Николаевича Яковлева и Веры Григорьевны Брюсовой).

Читайте также:  Марфо-Мариинская обитель: история и адрес, сестры, праздники, как добраться

Церковь обязана своим спасением только благодаря твердости духа русских женщин и неимоверным усилиям приходской общины.

Храм находится в ведении Русской Православной церкви. Последние двадцать лет в нем ведутся строительные, восстановительные, реставрационные работы. Инициатива принадлежит настоятелю, митрофорному протоиерею Владимиру Пчелкину. При его активном участии сделано новое отопление и полы, к зимнему храму пристроили паперть, внутри его заново расписал московский художник Юрий Ильич Африн. В 2008 г. на приходскую колокольню подняли 200-пудовый колокол, который является одним из самых больших из современных ярославских колоколов.

Крестобогородский храм г. Ярославля

Официальный приходской сайт

Крестобогородский храм г. Ярославля

Контактная информация

  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Престольные праздники:
    • Ризоположения – Июль 15 [по н.с.]
    • митр. Ионы Московского – Апрель 13 [по н.с.] (день преставления), Июнь 9 [по н.с.] (перенесение мощей), Июнь 28 [по н.с.]
  • Святыни: лавная святыня храма — «натуральной» величины живописный крест митрополита Ионы, по сторонам от которого — иконы с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоаном Богословом и Логином Сотником. На кресте надпись: «Да не найдут к тому сюда на люди его [града Ярославля] паки тлетворных ветров беды и да будет сие святое изображение от нас Богу, Всевышнему Отцу светов, во благодарение и во славу Господа нашего Иисуса Христа, яко силою Животворящего Креста сего, заступлением Пресвятой Богородицы и молитв ради св. чудотворцев Феодора и чад его), Давида и Константина, и Василия и Константина, скоро тогда в стране нашей смертоносная язва утишися и преста и елие благоденство и тишина наста».
    В нижнюю часть креста, восстановленную в ходе работ в 1994 г., в настоящее время вставлено множество современного изготовления ковчежцев с частицами мощей святых.
  • Краткая историческая справка: История села Крестобогородского началась в 1655 году, когда ростовский митрополит Иона Сысоевич водрузил здесь, «у врат града Ярославля, для его сохранения», крест в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 году. Место это, с древних времен носившее название Поклонная гора, — высшая географическая точка при въезде в Ярославль, и, как писал Н. Г. Первухин, «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов». Выбор владыки не был случаен, продолжает Нил Григорьевич, «ибо для золотого века допетровской Руси красота и религия были нераздельны и прекрасное венчалось крестом»

    Крест владыки Ионы находился сначала в деревянной часовне, рядом с которой поселились несколько семей из деревень Ильцино, Михайловское и из прихода церкви Николы в Меленках. В 1677 году вблизи от часовни крестьянами Спасского монастыря была построена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Эти земли принадлежали Спасскому монастырю, который оснастил новый храм богослужебными книгами, иконами, утварью. Из монастыря были принесены иконы Смоленской Богоматери и Положения Ризы Богоматери, из Николо-Мельницкой церкви — икона Николая Чудотворца (они и ныне находятся в храме). В честь креста и Богородичного образа село получило название Крестобогородского, или Крест.

    В 1760 году прихожане на свои средства соорудили стена в стену с часовней каменную церковь, весь материал на ее строительство пожертвовал владелец Ярославской Малой мануфактуры Дмитрий Максимович Затрапезнов. Главный престол в летнем храме посвятили Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии он был переименован во имя Филиппа, митрополита Московского (возможно, в память о том, что в 1652 году через эту местность будущий Патриарх Никон сопровождал мощи святителя из Соловецкого монастыря в Москву). Освящал новую церковь 3 декабря митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) — в храме бережно хранится антиминс от святителя.

    В 1762 году священник деревянной церкви села Сидоркова Ярославского уезда обратился к преосвященному за благословением на строительство деревянного храма взамен сгоревшего в прошлом году. Владыка ответил, что вскоре после подачи прошения явился в духовное ведомство церковный староста означенной церкви, крестьянин Иван Алексеев. Он сказал, что договорился «с священником и приходскими людьми, чтоб имеющуюся в селе Богородском [что у Креста] излишнюю деревянную церковь (вместо коей в том селе Богородском построена вновь каменная церковь, а та деревянная по прошению того села Богородского священника с приходскими людьми совсем упразднена и ничего в ней кроме одних стен нет), взять им в то село Сидорково за надлежащую плату». Митрополит Арсений распорядился разобрать деревянный Крестобогодский храм и перевезти его в указанное село. (Церковь простояла на новом месте недолго — в 1788 году была заменена каменной.) Данный документ дает нам дополнительные сведения — каменный храм в селе Крест был возведен не на месте деревянного, а рядом с ним.

    В 1806 году архиепископ Ярославский Антоний, страдавший тучностью, каждый день ходил к кресту молиться; в память о его ежедневной молитве в церкви была поставлена икона Антония Римлянина, дошедшая до наших дней. В благодарность за избавление от болезни владыка благословил и отчасти профинансировал строительство в 1811 году вместо часовни у северного фасада здания теплой церкви Животворящего Креста Господня.

    Храм никогда не закрывался. Последние два десятилетия в нем осуществляются реставрационные, строительные, восстановительные работы: по инициативе и при активном участии настоятеля, митрофорного протоиерея Владимира Пчелкина(+ 2009) сделаны новые полы и отопление, к зимнему храму пристроена паперть, внутри он заново расписан московским художником Юрием Ильичем Африным. В 2008 году на приходскую колокольню был поднят 200-пудовый колокол — один из самых больших из современных в Ярославле.

Крестобогородская церковь (Ярославль)

Крестобогородская церковь (Церковь Ризоположения в Крестах) — православная церковь в Ярославле, находящаяся на Московском проспекте, в микрорайоне Кресты.

Содержание

История

В середине XVII века к городу подступало страшное бедствие Средневековья — эпидемия чумы. Чтобы спасти жителей города, ярославское духовенство направилось к южной границе Ярославля, где молитвами пыталось остановить болезнь. Неизлечимая болезнь отступила.

В 1655 году ростовский митрополит Иона Сысоевич поставил «у врат града Ярославля, для его сохранения», трёхметровый крест (Распятие с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником) в память об избавлении города от неизлечимой болезни.

Место это с древних времён носило название Поклонная гора, здесь находилась самая высокая точка при въезде в Ярославль. Как писал этнограф, фольклорист и археолог Николай[уточнить], «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов».

Позже на этом месте была построена деревянная часовня. В 1677 году рядом с часовней крестьянами Спасского монастыря была построена и освящена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Возле неё в конце столетия возникли два села. Потом они объединились в крупную деревню, названную Крестобогородской (или просто Кресты). Позже в обиходе ярославцы так же стали называть церковь.

В 1760 году (по другим данным, в 1738 — возможно, это год начала строительства) на средства богатейшего ярославского купца Дмитрия Затрапезнова была построена ныне существующая каменная Крестобогородская церковь. Главный престол в летнем храме был посвящён Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии переименован во имя Филиппа, митрополита Московского. Часовня, в которой находился крест 1655 года, в 1760 года также стала каменной — она примкнула к северному фасаду летнего храма. В 1817 году к часовне с востока пристроили алтарь, а с запада — трапезную, и она была превращена в третий придел храма, освящённый в честь Животворящего Креста.

В советское время Крестобогородская церковь никогда не была закрыта, и в ней продолжались богослужения. В 1989—1994 годах на средства прихода и областного бюджета церковь была отреставрирована, с запада к храму во всю его ширину пристроена паперть.

Современное состояние

Территория прихода Крестобогородского храма довольно обширна, в нее входят два окраинных спальных района города Ярославля. Большое количество верующих посещает храмовые богослужения, а также получает духовные наставления у приходских священнослужителей.

В сложившейся ситуации отрыва наших сограждан от духовных традиций русского народа, вследствие атеистической пропаганды во времена безбожной власти, представляется необходимой просветительская деятельность на православных приходах.

В сложившейся ситуации отрыва наших сограждан от духовных традиций русского народа, вследствие атеистической пропаганды во времена безбожной власти, представляется необходимой просветительская деятельность на православных приходах.

Здание, в котором ныне располагается церковно-просветительский центр, было построено во второй половине XIX века для церковно-приходской школы. После отнятия его у Церкви советской властью в здании располагалась юношеская библиотека. В середине 90-х годов XX столетия здание было возвращено законному владельцу – местному православному приходу.

Протоиерей Владимир Пчелкин, имевший замысел об открытии церковно-просветительского центра, осознавая недостаток помещений в переданном здании, принял решение о его реконструкции. На протяжении более десяти лет под неусыпным взором настоятеля продолжались строительные работы. Были сооружены пристройки к историческому зданию и мансардный этаж.

Протоиерей Владимир, будучи искренним пастырем и духовным отцом для прихожан, радел об их возрастании во Христе. Он положил многие труды для открытия церковно-просветительского центра. Господь не судил ему увидеть при земной жизни увенчание успехом его стараний. Любимый многими пастырь отошел ко Господу в сентябре 2009 года, за год до освящения центра.

Труды по благоустройству здания продолжил новый настоятель храма иерей Александр Пчелкин, который еще, будучи помощником настоятеля, работал над этим проектом.

Церковно-просветительский центр Крестобогородского храма был открыт 3 октября 2010 года. Освящение здания и молебен перед началом занятий совершил Высокопреосвященнейший Кирилл Архиепископ Ярославский и Ростовский в день празднования 355-летия поставления Животворящего Креста на Поклонной горе города Ярославля и 250-летия освящения каменного Крестобогородского храма.

В рамках центра осуществляется ряд проектов. В их числе церковно-приходская школа для детей, курсы катехизации, ознакомительные беседы перед Таинством Святого Крещения, а также сотрудничество с общественными организациями. Целью деятельности церковно-просветительского центра является вовлечение детей и юношества, прихожан храма и жителей города к полнокровной и благодатной церковной жизни.

Перед Таинством Святого Крещения с родителями младенца, или сознательным взрослым ребенком или взрослым человеком проводятся две обязательные ознакомительные беседы, имеющие целью подготовку к осознанному принятию таинства. В беседах участвуют желающие принять Крещение взрослые и подростки с 14 лет, а также родители и восприемники (крестные) детей. Беседы проводятся по вторникам и четвергам (по выбору слушателей) в 18.30 и непосредственно перед совершением Крещения, которое совершается по пятницам, субботам и воскресеньям. Предварительную беседу проводит катехизатор, а перед совершением Таинства – совершающий его священник.

Курсы были открыты в октябре 2010 года. Их цель – духовное просвещение сотрудников и прихожан храма, получение ими знаний по основным предметам церковной науки. Срок обучения – 2 года.

Читаются лекции по следующим дисциплинам:

Катехизис это наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для его правильного служения Богу и спасения души. Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25). Курс катехизиса представляет собой основные положения богословия Православной Церкви.

Христианская этика является раскрытием православного вероучения касательно нравственности, аскетического духовного делания в личной и общественной жизни христианина. Объясняются такие основополагающие моменты духовной жизни как соблюдение заповедей, молитва, пост, стяжание добродетелей, борьба с искушениями и страстями, взаимоотношение в семье и обществе.Христианская этика является раскрытием православного вероучения касательно нравственности, аскетического духовного делания в личной и общественной жизни христианина. Объясняются такие основополагающие моменты духовной жизни как соблюдение заповедей, молитва, пост, стяжание добродетелей, борьба с искушениями и страстями, взаимоотношение в семье и обществе.

История Церкви раскрывает исторический путь Церкви Христовой с первых веков ее существования до наших дней. В курс входит Общая церковная история, история Православных поместных Церквей и Русской Православной Церкви.

Литургическое предание – предмет, включающий в себя изучение православного богослужения и его истории. Цель предмета – осознанное участие в богослужении.

Ветхий завет – изучение книг Ветхого Завета Священного Писания.

Новый завет – изучение книг Нового Завета Священного Писания.

Школа открыта в октябре 2010 года. Цель школы – приобщение к полнокровной церковной жизни детей и юношества.

Закон Божий. В рамках предмета раскрываются православное вероучение, традиции и праздники Православной Церкви. Так же изучается Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Музыкальные занятия имеют целью приобщение учеников к традиции богослужебного пения. Разучиваются детские песни христианского и светского содержания, проводятся занятия по вокалу.

Святыни

  • Животворящий Крест Господень

История церкви Ризоположения теснейшим образом связана с ее главной святыней – Крестом Господним, водруженным митрополитом Ростовским Ионой в 1655 г. на Поклонной горе близ Ярославля в память об избавлении города от страшного бедствия — моровой язвы 1654 г.

Моровая язва, очевидно бубонная чума, бушевала в центральной России в 1654 году. Многие жители городов и весей погибли от этой болезни. Она надвигалась к границам Ярославля с московской стороны. Благочестивые горожане и жители пригородов стали усердно взывать к Господу о помощи. Они совершали крестные ходы вокруг ярославских пределов. Вседержитель внял молитвам. Моровая язва не вошла в город, хотя многие окрестности от нее сильно пострадали. В благодарность Богу о чудесном избавлении и в напоминание о нем грядущим поколениям по сложившейся традиции был поставлен поклонный крест.

  • Икона Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене, Мати» (Оплакивание Христа)

Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета».

Эта икона участвовала в Богослужении только один раз в год, на Страстную седмицу, ее выкладывали на аналой чаще всего в Cтрастную пятницу. Это образ стойкости Христа перед уготованными Ему муками. Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»

  • Икона Митрополита Филиппа Московского

Митрополит Филипп II (в миру — Фёдор Степанович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением опричных злодейств царя Ивана Грозного.

До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 октября (по юлианскому календарю).

Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги Варвары. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.

По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 4, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена.

  • Икона Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Божия Матерь перед блаженным успением подарила одну из Своих одежд (ризу) благочестивой девице-еврейке и завещала ей перед кончиной передать также девице. С того времени честная Риза Пресвятой Богородицы хранилась в роду этой девицы, передаваясь из поколения в поколение.

Во времена византийского императора Льва I Великого (457—474) и святого Геннадия, Патриарха Константинопольского (+471; память 3 августа), приближенные императора братья Галвин и Кандид обнаружили честную Ризу в доме престарелой еврейки.

Братья, совершая паломничество в Святую Землю, посетили Назарет и остановились на ночлег в небольшом селении рядом с городом. В доме, где они ночевали, паломники обратили внимание на зажженные свечи и исходивший фимиам. Хозяйка объяснила им, что хранит великую святыню, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Вскоре ковчег со святыней был перевезен в Константинополь.

Во Влахерне (предместье Константинополя на берегу моря, у корабельной пристани) был воздвигнут новый храм в честь Божией Матери. 2 июля 458 года святитель Геннадий торжественно перенес честную Ризу во Влахернский храм и положил ее в новом ковчеге на престоле.

18 июня 860 года русский флот Киевского князя Аскольда осадил Константинополь с моря. Святой Патриарх Фотий (+891; память 6 февраля) призвал паству слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Божией Матери. Опасаясь поругания святынь, хранившихся в прибрежном Влахернском храме, все их, в том числе и Ризу Богоматери, перенесли в Константинополь. Честная Риза была с крестным ходом обнесена вокруг города. С упованием на заступничество Божией Матери край Ризы погрузили в воды Босфора, а затем святую Ризу положили в храме Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью усмирила воинственность русских воинов. 25 июня был заключен мирный договор. 2 июля чудотворную Ризу Божией Матери вновь положили во Влахернском храме.

Престольные праздники

Как добраться

Крестобогородский храм расположен в самом конце Московского проспекта, фактически на въезде в Ярославль со стороны Москвы.

Адрес: Россия, г. Ярославль, Московский проспект 161

  • автобусом — 33, 41а
  • троллейбусом — 9
  • маршрутное такси — 36, 47, 71, 73, 75, 76, 104, 157т

Телефоны для справок:

  • (4852) 44-84-25 — настоятель иерей Александр Пчелкин,
  • (4852) 44-01-99 — канцелярия;
  • (4852) 44-32-23 — свечной ящик

Паломнику

Видео


Храмы Золотого кольца: Церковь Богоявления в Ярославле

Проезжая по Московскому шоссе, можно увидеть невероятное чудо – церковь Богоявления в Ярославле. В России есть храмы, которые поражают своим величием и красотой. Одним из них является ярославская святыня. Эта церковь похожа на драгоценную радужную шкатулку. Невозможно без восторга рассматривать разноцветье ее украшений. Сооружение настолько завораживает, что нельзя оторвать глаз.

История церкви

Ярославская обитель ведет свою историю с глубокой древности. Еще до татаро-монгольского нашествия на этом месте жили простые люди. Здесь протекает речка Которосль, в водах которой крестили язычников. На этой земле верующим людям являлся Господь. С тех пор эти места называют Богоявленской слободой. Первые упоминания о деревянной церквушке встречаются в рукописях XI века.

Возведение и основание

В начале XVI века царь Василий III передал эти земли Спасо-Преображенскому монастырю. Здесь был построен деревянный Богоявленский храм и конюшня. В 1684 году ярославский купец Алексей Зубчанинов начал строить каменную церковь.

Это был знаменитый в своих кругах человек:

  • входил в гостиную сотню (привилегированная часть купечества);
  • успешно торговал дорогой кожей;
  • владел 24 лавками.

Его предки направляли щедрые пожертвования Спасо-Преображенскому монастырю.

В роду Зубчаниновых были:

Имя Алексея Зубчанинова внесено в летопись храма, его тело было похоронено на территории монастыря.

Церковь строили и освящали по частям:

  1. В 1686 году был построен и освящен придел Дмитрия Прилуцкого. Это была зимняя теплая церковь.
  2. В 2000 году придел был переосвящен в честь ярославских чудотворцев князей Василия и Константина.
  3. В 1693 году построили главный престол, посвященный празднику Богоявления.
  4. В 1697 году появился придел в воспоминание Страшного Суда.

Храм расписали ярославские мастера во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым.

Историческая судьба

Храм Богоявления в Ярославле всегда был церковью для обычных людей. Приход составлял около 200 человек. Жили в основном за счет пожертвований.

Средств хватало на:

  • содержание здания;
  • ремонт;
  • приобретение церковной утвари.

В 1830 году в приделе Дмитрия Прилуцкого на своде образовались трещины.

В итоге храм перестроили:

  1. В приделе сделали новое перекрытие.
  2. Заложили проход из центрального храма и сделали новое крыльцо.
  3. Над алтарем возвели главку.
  4. Заложили дверь между храмом и колокольней. В колокольню сделали отдельный вход с улицы.
  5. Церковь была обнесена оградой из кирпича.

В 1886 году благодаря купцу В.Я. Кузнецову были проведены общий ремонт и украшение церковных помещений. 1918 год стал тяжелым для храма. В те времена произошел белогвардейский бунт.

По причине частых обстрелов храм значительно пострадал:

  • большим разрушениям подверглись южная и западная стены;
  • были разбиты кокошники;
  • сгорела кровля;
  • снарядами были пробиты главы;
  • южный придел сильно выгорел.

Времена были трудные и ремонта храм не дождался. Церковные службы в нем, не смотря ни на что, продолжались. В 1926 году церковь передали музею, а богослужения здесь проводились до мая 1927 года. Несколько лет здание стояло без крыши, с дырами в стенах.

В тридцатые годы XX века советские власти признали церковь историческим памятником. Не смотря на это, в здании был оборудован гараж, что привело к еще более сильным разрушениям.

Восстановление и возрождение храма

Только в пятидесятых годах прошлого века храм начали восстанавливать. Речь не шла о возобновлении служб, но здание реставрировалось, постепенно приобретая первоначальный вид.

Результаты проведения работ:

  • восстановлена железная кровля;
  • приведены в порядок знаменитые изразцы;
  • отремонтированы луковичные главы;
  • восстановлена первоначальная форма сводов и окон.

Реставрационные работы продолжаются и в наши дни.

К 2000 году храм видоизменился:

  • полностью был отремонтирован и приспособлен для службы придел Дмитрия Прилуцкого;
  • железная кровля заменена медной;
  • починена кирпичная кладка.

Современное положение

Сейчас храм является действующей церковью и одновременно музеем. Здесь проводятся как богослужения, так и экскурсии. В обитель приезжают многочисленные паломники и туристы.

Церковь занимает одно из главных мест в архитектурном ансамбле Которосльной набережной — украшает панораму города со стороны московской дороги. Это доминанта одной из центральных городских площадей — Богоявленской, ограничивает ее с южной стороны.

Храм имеет три престола:

  • главный посвящен двунадесятому празднику Крещения Господня;
  • южный освящен во честь ярославских благоверных князей Константина и Василия;
  • северный — в память о страшном суде.

При церкви работает воскресная школа для взрослых. На занятиях изучаются священные писания, книги Нового Завета.

Среди прихожан ведется разъяснительная работа по подготовке к церковным таинствам:

Архитектура и убранство сооружения

Церковь Богоявления в Ярославле выглядит очень необычно.

Внешний вид

Здание имеет квадратную форму, построено без подклети (нижний хозяйственный этаж). Это первый в Ярославле храм, построенный по бесстолпной технологии, то есть внутри помещения нет опор. Это создает ощущение объема и невероятного простора.

Два ряда крупных кокошников служат основанием для глухих барабанов с изящными луковичными главами. Четырехскатная кровля. Галереи превращены в приделы. Церковь имеет 5 глав. Восьмигранная шатровая колокольня является частью галереи, но не связана со зданием храма.

В этом видео показана колокольня Богоявленского храма.

Декорирование фасадов

Церковь выглядит нарядно, приводя в восторг посетителей:

  1. Голубовато-зеленый мерцающий изразцовый пояс охватывает здание по периметру.
  2. Плитки украшают карнизы, барабаны.
  3. Вертикально расположенные гирлянды изразцов придают строению стройность, утонченность.
  4. Для украшения используется растительный орнамент.

Храм выделяется на городском фоне полихромными изразцами и своей нарядной отделкой фасадов.

Можно долго рассматривать все мелкие части декора:

Внутреннее оформление

Строение перекрыто обширным замкнутым сводом и потому потолок кажется еще более высоким. Девять огромных окон насыщают помещение солнечным светом. Пол выложен белым камнем. Воздушная грандиозность сооружения приводит посетителей в восторг.

Роспись фресок

Стены расписаны сплошным ковром фресок, которые:

  • рассказывают о жизни Христа;
  • описывают исцеления, воскрешения, проповеди;
  • иллюстрируют евангельские притчи.

Вокруг царит легкость и торжественность. Обстановка напоминает сказочный русский терем.

Здесь можно увидеть много евангельских сюжетов:

  • новозаветную Троицу;
  • воскресение Христа;
  • сошествие в ад и Вознесение;
  • изображения Девы Марии.

На фресках изображены также интерьеры, пейзажи, что делает живопись очень реалистичной.

В цветовой палитре росписей главенствуют 3 цвета:

Убранство создает впечатление праздничности, нарядности. Фрески отлично сохранились, их краски не утратили былой яркости.

Иконостас

Резной, золоченый иконостас в барочном стиле дополняет интерьер. Он имеет 6 ярусов, на самом верхнем размещены скульптурное изображение сцен распятия и фигуры ангелов. Считается, что иконы написаны художником Семеном Спиридоновичем Холмогорцем. Выполнен иконостас в XVII веке и никогда с той поры не менялся.

Святыни храма

Богоявленская церковь хранит старинные иконы с частицами мощей:

  1. Святого Николая Чудотворца, который покровительствует путешественникам и сиротам, считается защитником всех детей.
  2. Святого Нектария Эгинского. Греческий святой, епископ Александрийской православной церкви, митрополит Пентапольский. Почитается как чудотворец.
  3. Блаженной Матроны Московской. Считается, что святая творит чудеса и исцеляет даже неверующих людей, помогает решать житейские проблемы, укрепляет в страданиях.
  4. Мученика Вонифатия. Раннехристианский святой, открыто исповедовал христианство, отказывался приносить жертвы языческим богам, претерпел истязания и мучения.
  5. Великомученика Пантелеймона. Целитель и врач за веру был обезглавлен. К нему обращаются за исцелением от болезней.
  6. Благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Князья правили во времена монголо-татарского ига на Руси. Заботились о народе, восстанавливали храмы, не принимали участия в междоусобицах. Считается, что от их мощей происходят чудеса и исцеления.

Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» может исцелять от болезней, в том числе алкоголизма и наркомании.

Алтарь украшает деревянный напрестольный крест XVII века. Главное место в храме является символом Голгофы — места, где принесенный в жертву Христос своей кровью искупает человеческие грехи. На кресте изображен распятый Спаситель.

В храме хранились еще 2 святыни, которые до наших дней не дошли:

  • напрестольный крест с деталями Креста Господня и мощей святых;
  • глава Иоанна Предтечи на блюде, вырезанная из дерева.

Как проходят богослужения

В будни, а также дни церковных праздников:

  • исповедь проходит в 7.30;
  • часы — в 7.40;
  • литургия — с 8.00;
  • вечернее богослужение — с 17.00.

Храм могут посетить все желающие без исключения.

  • исповедь начинается в 8.30;
  • часы читаются с 8.40;
  • литургия — в 9.00
  • вечернее богослужение — 17.00

Музей работает каждый день, кроме понедельника и вторника с 9.00 до 16.00 часов.

Как добраться до церкви

  1. Из Москвы до Ярославля можно доехать на машине по федеральной трассе №8. В черте города ее называют Московским проспектом. Строение будет видно за мостом через реку Которосль с левой стороны.
  2. Можно воспользоваться поездом. Экспрессы идут 3 часа, обычные поезда — примерно 5-6 часов. В Ярославле от вокзала до церкви расстояние чуть более 2 км.
  3. Доехать на городском автобусе или маршрутке до площади Богоявления.

Видео о храме

Посмотрите видео, в котором показаны внешний вид и внутреннее убранство Богоявленского храма.

Читайте также:  Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию