Крестовоздвиженская церковь в Ливадии: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии

Всего в нескольких километрах от Ялты находится одно из самых известных в Крыму мест: курортный поселок Ливадия. Каждый год его посещают тысячи людей с целью увидеть Ливадийский дворец – летнюю резиденцию русских царей. В ходе экскурсии посетителям обязательно показывают дворцовую церковь, в которой молились три поколения императоров: Александр II, Александр III и Николай II.

В 1860 году Удельное ведомство купило усадьбу графа Л.С. Потоцкого для строительства здесь дворца. Император Александр II подарил Ливадию своей жене императрице Марии Федоровне, которая болела чахоткой и должна была ежегодно лечиться на юге. Придворному архитектору Ипполиту Монигетти (1819-1878) поручили построить здесь целый архитектурный комплекс: два дворца, служебные помещения, оранжереи, бассейны и, конечно же, дворцовую церковь. Церковь была переделана архитектором в 1864 году из костела, поэтому ее алтарь ориентирован не на восток, как у всех православных церквей, а на юг.

Проектируя церковь, архитектор обратился к византийскому стилю, который был широко распространен в аналогичных постройках середины и второй половины XIX века. Источником его вдохновения была также архитектура грузинских церквей. Храм небольшой, ведь он был рассчитан только на императорскую семью и ближайшее окружение (он даже был соединен с кабинетом Александра II). В плане здание представляет собой крест, вытянутый с севера на юг. Восточная стена прорезана арочными окнами — спаренными и тройными.

Изящная церковь, украшенная внутри резьбой по дереву, цветными стеклами витражей, восхищала уютностью и благолепием. С большим мастерством из инкерманского камня, из которого построена вся церковь, был выполнен сложный орнаментальный фриз, завершающий стены, и рельефное обрамление окон. В мае 1863 года Монигетти было предписано: “Вместо глухого окна на алтарной стене церкви сделать рельефный крест”.

По словам современников, церковь пленяла “грацией и изящной простотой”. Первоначально крыша ее завершалась цилиндрическим барабаном, покрытым рельефным орнаментом и увенчанным конической чешуеобразной кровлей с крестом. Это особенно роднило Ливадийскую церковь с грузинскими постройками. Позже, с устройством на крыше светового фонаря, церковь в какой-то степени утратила цельность художественного образа.

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии (Ливадийская церковь)

Интерьер церкви создавался также в византийском стиле художником Изелло по рисункам Монигетти. Иконы для храма написал известный художник академик Алексей Егорович Бейдеман. В июле 1862 года Бейдеман составляет смету “на написание образов для предполагаемой во дворце Ливадии церкви”, затем он расписывает стены всего храма многофигурными композициями и изображениями святых. В ноябре 1863 года дается распоряжение – заказать Бейдеману изготовление хоругвей. Как отмечалось в документах того времени, все росписи Бейдемана были выполнены “вполне художественно и изящно”. За свою работу он был награжден орденом Святого Станислава 2-ой степени.

Особым украшением церкви стал иконостас из белого мрамора. Царские врата и алтарные двери были сделаны из резной бронзы. По обе стороны от иконостаса располагались два ореховых аналоя: один был занят храмовой иконой, другой – древним образом с частями святых мощей, он был украшен драгоценными камнями. Этот образ — дар Романовым от грузинских царей. Перед иконостасом стояли красивые серебряные подсвечники.

Свод церкви был выкрашен в голубой цвет и усеян золотыми звездами, что символизировало верхнее небо. С середины свода спускалась небольшая люстра. Маленькая дверца вела из церкви в ризницу, а оттуда в кабинет императора Александра III.

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии

В сентябре 1863 года все работы в церкви, как внутри, так и извне, полностью окончены. На акварели австрийского художника Рудольфа Альта, побывавшего в Ливадии в этот год, церковь изображена уже построенной.

С 1864 по 1866 гг. осуществлялась внутренняя отделка храма, освящение которого состоялось 23 августа 1866 года. В 1870 году для царских врат Ливадийской церкви были куплены два образа в золоченых ризах и 25 икон.

Старинная открытка с изображением Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца

По желанию императрицы Марии Александровны церковь была освящена в честь одного из наиболее почитаемых праздников Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Историки церкви так описывают это событие.

Византийский император Константин, в благодарность Богу за согласие Церкви, установившееся на I Вселенском Соборе, пожелал построить храм на Голгофе. Мать Константина Елена в 326 году отправилась в Иерусалим на поиски креста Господня. По указанию одного старого иудея крест был найден, но с ним и другие два креста. Чтобы найти именно тот, на котором был распят Иисус Христос, все кресты принесли к одру больной женщины. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, а от прикосновения третьего креста больная чудесно исцелилась. Затем этот крест возложили на умирающего, и тот воскрес. К кресту стеклось такое количество народа, что для того, чтобы все могли увидеть его, патриарх стал на возвышенном месте и воздвигал честный крест, показывая его, и весь народ в радостном восторге взывал: «Господи, помилуй!». На месте, где был найден крест Господен, построили храм, и в дни его освящения был установлен праздник Воздвижения Честнейшего и Животворящего Креста Господня. Этот праздник церковь отмечает 27 сентября.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рядом с храмом по проекту Д.И. Гримма построили звонницу, ее украшает орнамент, который вырезал из камня талантливый мастер крестьянин Орловской губернии Т.А. Костиков. Во время правления Александра III тут же поставили мраморную колонну из крепости Рущук на Дунае.

Эта колонна была установлена возле дворца в 1879 году в память о русско-турецкой кампании 1877-1878 годов, когда Россия воевала за освобождение Болгарии от турецкого ига.

Дождевая влага попала в храм через прохудившуюся крышу и испортила главную икону «Воздвижение Честного Креста». Было решено заменить ее мозаикой, материалом более прочным, чем краски, и долго сохраняющим яркие цвета. Выполнить эту работу поручили фирме А. Сальвиати. Академик А.Н. Попов сделал для Сальвиати точную копию иконы на картоне. Работы были выполнены в срок в 1888 году. Эта мозаичная икона сохранилась до наших дней.

При перестройке дворца в 1910-1911 годах архитектор Н.П. Краснов сохранил здание церкви, внеся незначительные изменения. Он увеличил придел, устроив здесь вход. Прежний вход выводил в полуоткрытую галерею, соединяющую храм с дворцом, Краснов превратил эту галерею в полностью закрытую. Портал храма украсила мозаичная икона «Архангела Гавриила». Ее выполнили в мастерской профессора П.П. Чистякова. Он же расписал новый притвор, среди икон была икона Божией Матери Федоровская.

Ливадийский Крестовоздвиженский храм был домовой церковью, здесь молились члены царской семьи. Эта церковь стала также своеобразным хранилищем святынь, поднесенных в дар царской семье. В одном из документов Крымского архива “Об иконах, уступленных князьями грузинскими Императорскому Величеству”, перечисляются древнейшие реликвии грузинских царей, подаренные Александру II. Среди них: “образ Иверской Божьей Матери, греческого письма X века, присланный императором Маврикием”, “частицы Животворящего Древа, собранные в XII царицей Тамарой в золотой ковчег с мощами св. Равноапостольной Нины, отвоеванные царем Ираклием в хана Ага Магомета в XVIII в. после памятного разорения Тифлиса и заключенные им в золотой ковчег с рубинами, бирюзой и жемчугом” и многое другое. Рядом с бережно сохраняемыми реликвиями — простая иконка на липовой доске, подаренная обычной крестьянкой царю на новоселье в Ливадии.

В Ливадийском храме совершались важные события как для царской семьи, так и для всей России. В 1894 году в старом дворце умер Александр III. Панихида по почившему государю и присяга нового русского императора Николая II состоялись в дворцовом храме. Здесь же святой праведный Иоанн Кронштадский миропомазал невесту Николая принцессу Алису Гессенскую, она стала православной благоверной княгиней Александрой Федоровной. При этом обряде присутствовали самые близкие люди, среди которых была сестра будущей императрицы Елизавета Федоровна. Им обеим суждено было закончить свой жизненный путь в грозном 1918 году.

Сам Николай II и его мать императрица Мария Федоровна собирались провести обряд венчания сразу же после миропомазания. Но этому воспротивились родственники. Они считали, что брак императора — акт государственного значения и должен осуществиться в столице со всей присущей этому событию торжественностью. А будь Николай II настойчивей, в скромной ливадийской церкви появилась бы новая русская императрица Александра Федоровна.

Император Николай II с императрицей Александрой Федоровной

В 1887 году росписи Бейдемана были заменены мозаикой, выполненной итальянцем Сальвиатти.

Тогда же рядом с церковью была построена звонница из того же инкерманского камня по рисунку профессора Д. Гримма, который стремился создать единый архитектурный ансамбль: простые четкие линии звонницы перекликаются с архитектурными формами церкви, а внутренние объемы для размещения колоколов повторяют очертания спаренных оконных проемов церкви. Как показывают архивные документы, на кладку звонницы ушло 128 каменных блоков, которые плотно подгонялись один к другому крестьянином из Орловской губернии Трифоном Агафоновым Костиковым. В свидетельстве, выданном ему, отмечалось, что “произведены все работы. согласно плану и рисункам, с выделкой всех орнаментов, с полным знанием дела и вполне добросовестно, что и удостоверяется подписью с приложением казенной печати “Ливадия”.

Около звонницы в 80-х годах была установлена небольшая круглая колонна из светло-серого мрамора с надписью на арабском и турецком языках, в которой воспевается “его величество шах султан – победитель”. Предполагается, что эта колонна была высечена в честь турецкого султана Махмуда II и попала в Ливадию в качестве трофея после русско-турецкой войны в 1877-78 гг.

Колонна в честь турецкого султана

После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В последние советские годы здесь была сварочная мастерская. Только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий.

Алтарь из мозаики в Ливадийской церкви уберегли от налетевших атеистов очень просто и остроумно – закрыли его деревянным щитом да так и продержали, под видом ремонта, пока не утихли страсти. Не сохранились в церкви иконостас и мраморная облицовка стен, вместо нее панели расписали масляной краской под серый мрамор. Только мозаичное панно на сюжет Воздвижения Креста Господня сияло немеркнущим светом, который вселял надежду, что храм оживет и украсится заново. Так оно и случилось.

Внутреннее убранство церкви

В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения. Конечно, возрождение храма шло медленно: иконостас сначала был фанерным, затем появился дубовый аналой, на котором воспроизвели резьбу мраморного обрамления старинных дверей. Слева и справа от отреставрированного алтаря встали резные дубовые киоты для главных икон: Божией Матери «Державная» и Святого Иоанна Кронштадского.

Печально глядят со стен церкви святые лики, будто скорбят о мученической смерти Александра II, для семьи которого она строилась, о безвременной кончине в Ливадии его сына Александра III, об изуверском убиении в большевистских подвалах почти всех Романовых.

Адрес: п. Ливадия, Дворцовый комплекс, Крестовоздвиженская церковь.

Телефон: (0654) 31-07-20.

Сайт храма: http://livadia.in.ua (новости приходской жизни — в соответствующем разделе сайта — http://livadia.in.ua/news/)

Проезд: автобусом № 11 до остановки «Ливадия», от остановки «Спартак» добираться маршрутным такси № 5 до Ливадии.

Крым: православные святыни: путеводитель. — Сост. Е.М. Литвинова. — Симферополь: “РуБин”, 2003.

Лозбень Н., Пальчикова А. Ливадия. Очерк-путеводитель. — Симферополь: СОНАТ, 2007.

Тарасенко Д. Н. Южный берег Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.

Крестовоздвиженская церковь (Ливадия)

Крестовоздвиженская Церковь в Ливадии — это дворцовая церковь при Ливадийском дворце, которая по желанию императрицы Марии Александровны была освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Читайте также:  Благовещенский собор Московского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Содержание

История

Крестовоздвиженская Церковь в Ливадии — это дворцовая церковь при Ливадийском дворце, которая по желанию императрицы Марии Александровны была освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Построенная при Александре II, она была задумана как сокровищница и хранилище религиозных реликвий Российского императорского дома; была заложена 8 (21) сентября 1862 г. и строилась по проекту профессора архитектуры И. А. Монигетти.

В годы царствования императора Александра III рядом с церковью возвели изящную звонницу на 6 колоколов, своими формами воспроизводящую храм в миниатюре. Одновременно венецианский мастер А. Сальвиати перевел запрестольный образ в смальтовую мозаику.

В этом храме в 1894 г. святой праведный Иоанн Кронштадтский совершил отпевание почившего Царя — Миротворца Александра III. Здесь принёс присягу на верность Российском Престолу последний русский самодержец Николай II, и приняла Святое Православие его невеста — принцесса Алиса Гессенская, нареченная Александрою Феодоровной.

В 1910–1911 годах архитектор Н. П. Краснов на месте старого возвел новый Большой Императорский дворец. Согласно воле Высочайшего заказчика, императора Николая II, церковь сохранили, но было решено расширить ее западный придел, по-новому устроить вход в храм, украсив паперть византийской колоннадой. Художник А. И. Славцов отреставрировал старую роспись и заново расписал стены пристроечной части. По его рисунку профессор П. А. Чистяков создал надвратную мозаичную икону «Ангел Господень».

После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В те времена только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий.

Не сохранились в церкви иконостас и мраморная облицовка стен, вместо нее панели расписали масляной краской под серый мрамор. Только мозаичное панно на сюжет Воздвижения Креста Господня сияло немеркнущим светом, который вселял надежду, что храм оживет и украсится заново. Так оно и случилось. В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения.

Описание

Церковь сооружена в византийском стиле. Это одноэтажное каменное здание, квадратное в плане, однокупольное. Стены прорезаны глубокими арочными окнами, где имеются в два ряда 13 люкарн византийского стиля. Богатство отделки подчеркивалось роскошным иконостасом из белоснежного резного мрамора, литыми бронзовыми вратами, паникадилом и дверными решетками, дорогими коврами, сотканными в Париже. В центре купола, на голубом с золотыми звездами своде, выделялся монограф Иисуса Христа. На стенах было написано около 30 образов святых, особо почитаемых в царской семье, позднее их стало более 50; среди них выделялись три больших панно: «Воздвижение Честного Креста», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Тайная Вечеря». В храме хранились бесценные священные реликвии, поднесенные в дар царской семье потомками грузинских царей и гостями из далекой Палестины, среди них частицы мощей из Симеона Столпника, Св. Великомученика Георгия Победоносца, Св. Равноапостольной Нины.

Престольные праздники

Местонахождение

Адрес: Крым, Ялта, п. Ливадия, Дворцовый комплекс, тел. 31-07-20.

Проезд общественным транспортом:

• Маршрут №11 Автовокзал – Ливадия

• Маршрут № 27 Ялта – Алупка до остановки «санаторий «Пограничник»

• Маршрут № 5 Массандра – Ливадия (до остановки “Ливадийский дворец”)

• Маршрут № 32 Ялтинский вещевой рынок – Алупка (до остановки “Санаторий “Пограничник”)

• Маршрут № 47 Ялтинский вещевой рынок – Кореиз (до остановки “Санаторий “Пограничник”)

Где остановиться

  • Гостиница “Ялта-Интурист”

Общая информация: 16-этажный гостиничный комплекс “Ялта-Интурист” – крупнейший курортный центр черноморского побережья Крыма, который расположен в живописном Массандровском парке Ялты, в 200 м от берега Черного моря. На территории разбит террасный парк с экзотическими растениями, аллеями, площадками и фонтанами. “Ялта-Интурист” имеет конференц-залы, комнаты для переговоров, рабочие офисные помещения, выставочное оборудование, а также в гостиничный комплекс входят: 3 бассейна с подогреваемой морской водой (олимпийский (50 м, 8 дорожек), олимпийский прыжковый и детский бассейны), собственный галечный пляж на 3000 мест, 3 теннисных корта, 2 сауны, тренажерный зал, спотривные площадки, сферический кинотеатр “Circularium”, детский клуб, дискотека, 16 расторанов и др.

Номера: Номера различных категорий: “стандарт”, “стандарт улучшенный”, “полулюкс-студио”, “полулюкс”, “люкс”. В каждом номере есть: двуспальная или 2 односпальные кровати), беспроводный интернет Wi-Fi, телефон с междугородней и международной связью, кондиционер, рабочая зона с дополнительным освещением, телевизор с жидкокристаллическим экраном, кабельное телевидение, мини-холодильник с морозильной камерой, санузел (туалет, душевая кабинка или ванна, туалетные принадлежности, полотенца), мини-сейф. С балкона любого номера открывается превосходная панорама на море, горы и Ялту.

Адрес: г. Ялта, ул. Дражинского, 50

Телефоны: +38 (0654) 27-02-60, (0654) 27-02-70

Общая информация: Отель “Крымский” расположен в историческом уголке Ялты, на Поликуровском холме, выше колокольни Иоанна Златоуста. Из окон открывается вид на Набережную города и церковь святого Александра Невского, на Аврорину скалу мыса Ай – Тодор и находящийся на ней замок “Ласточкино гнездо”. Их северного крыла отеля открывается вид на главную гряду Крымских гор, включая знаменитые зубцы Ай-Петри. 15 минут прогулки через Массандровский парк приведут к пляжу дома отдыха “Актер” и к пляжу гостиничного комплекса “Ялта-Интурист”.

Номера: 56 комфортабельных номеров, из которых: 40 двухместных номеров категории “стандарт”, 12 одноместных “стандартов” с большой двуспальной кроватью, 2 улучшенных двухместных “стандарта” и 2 номера категории “люкс-студио”.

Адрес: г. Ялта, ул. Бассейная, 20

Телефоны: +38 (0654) 23-12-09, 23-12-11

Чем интересна церковь Крестовоздвижения в Ливадии?

Крестовоздвиженская дворцовая церковь в Ливадии возведена при императоре Александре II в 1863 г. – в имении, которое для него приобрел граф Л.С. Потоцкий. Она являлась домовым храмом и местом, предназначенным для хранения реликвий дома Романовых. Здесь государи возносили свои молитвы к Богу. Освящена святыня в честь праздника Воздвижения – по желанию Марии Александровны, жены Александра II.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Крестовоздвиженский храм на карте?

Он расположен в южной части поселка, рядом с Ливадийским дворцово-парковым ансамблем. Рядом вы обнаружите фонтан Ливадия, памятник Рущукская колонна, Выставочный зал, монумент Александру III (в парке).

История появления и становления

Возведение велось на протяжении четырех лет. Проект для строительства сделал архитектор И.А. Монигетти, который состоял на службе в Министерстве Императорского двора и прекрасно знал вкус Его Величества, императора. Для создания был выбран византийский стиль. Церковь небольшая, одноэтажная, имеющая форму вытянутого креста и возвышается над ней один маленький купол.

В центре, под купольной конструкцией, большое паникадило, свод выкрашен в голубой цвет и украшен золотыми звездами. На восточной стороне стену прорезают окна арочной формы с резными наличниками. Стеновые поверхности храма украшены росписями с ликами святых, которых почитали самодержцы Земель Русских. Особо выделялись, обрамленные орнаментом изображения праздников Крестовоздвижения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы и «Тайная Вечеря».

Написанием икон для собора занимался художник, академик Императорской Академии художеств А.Е. Бейдеман. Он написал 36 образов. За отлично выполненную работу Александр II наградил его орденом Св. Станислава второй степени. Стоит отметить красоту резного иконостаса, для изготовления которого специально завезли белый мрамор из Италии. К сожалению, до сегодня он не сохранился.

Значимые события

Именно здесь, в Ливадии, в Крестовоздвиженской церкви, происходили такие великие для России исторические события, как

  • в 1894 г. осуществлялось отпевание Александра III, которое совершил святой Иоанн Кронштадтский;
  • принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (невеста Николая II) приняла здесь православие и при миропомазании наречена Александрой Федоровной;
  • принятие присяги на верность Российскому престолу последним самодержцем Николаем II.

Возрождение и обновление Церкви Крестовоздвижения

Николай II в 1910 г. решил немного расширить церковь. В это время строился Ливадийский дворец, сооружением которого занимался главный архитектор Ялты Н.П. Краснов. На него было возложено наблюдение за всеми строительными операциями, происходящими в дворцовом комплексе и прилегающим к нему постройкам. Западный придел расширили и устроили по-другому вход: изначально Крестовоздвиженский храм соединялся с дворцом галереей, которая после перестройки стала закрытой.

Паперть тоже изменилась, ее украсили колонами в византийском стиле. Внутри произвели реставрационные работы, обновили росписи на стенах, а новую пристроенную часть расписал художник А.И. Славцов. Над вратами П.П. Чистяков (по эскизу Славцова) написал образ «Ангел Господень».

Важная достопримечательность Ливадийской церкви – рукописная икона Воздвижения Креста Господня – была подпорчена проникшей влагой, как следствие, решено заказать на предприятии итальянского мозаичиста Антонио Сальвиати мозаику. Она сохранилась в отличном состоянии до сегодня.

К реликвиям домового храма, которые были привезены в дар Александру II, относятся:

  • икона Божьей Матери «Иверская» (подарок императора Маврикия);
  • ковчег с частицами Животворящего Креста и святой и равноапостольной Нины;
  • частички мощей свт. Георгия Победоносца и преп. Симеона Столпника.

Сохранилась также икона, написанная на доске из липы, которую одна крестьянка подарила царю в честь его новоселья во дворце.

«Тяжелое» время

Во времена советской власти, когда шла антирелигиозная пропаганда и ликвидация церковного имущества, в Ливадийском дворце был организован санаторий для крестьян. Крестовоздвиженскую церковь в это время закрыли, ценности вывезли. Мраморный иконостас – здешнее украшение – не удалось сохранить. Его благолепие, к сожалению, можно увидеть только на фото. Для укрытия от поругания атеистами алтарь закрыли деревянным щитом. Благодаря этому он остался в прежнем виде. Порадует пришедших и целый мозаичный образчик «Ангел Господень» над входом, изображение Крестовоздвижения.

Возрождение храма в Ливадии

Воссоздание его началось 1991 г. Реставрация шла медленно, на восстановление требовались средства и рабочие руки. Со временем фанерный иконостас заменили новым, вырезанным из дуба. Убранство расписали обычной масляной краской «под мрамор». В церкви ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения, молебны с чтением акафиста и освящением воды.

Как добраться (доехать)?

Проехать до храма Крестовоздвижения нетрудно – отзывы это подтверждают. Если выбран городской транспорт, то ваша остановка – «Ливадия», после чего пройдите пару сот метров на юг, к дворцу. Здесь останавливается несколько маршрутов, соединяющих автовокзал Ялты с Алупкой и Симеизом.

На машине подъехать к сакральному месту можно таким образом:

Контакты и расписание

  • Адрес: улица Батурина, 44а, Ливадия, Ялта, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.467423, 34.143632.
  • Телефон: 8-3654-31-07-20.
  • Официальный сайт: http://livadiadom.ru/
  • Расписание богослужений: см. на http://livadiadom.ru/?cat=14

В п. Ливадия Крестовоздвиженский храм – место, которое хранит память о царской семье. Сюда приезжают туристы и паломники из разных стран мира. Здесь можно отдохнуть и «окунуться» в дух того времени, когда у нас была монархия. В заключение предлагаем короткое видео об описанной достопримечательности Ялты, приятного просмотра!


Крестовоздвиженская церковь в Ливадии

опубликовано: октябрь 2017

Задний двор Белого дворца в Ливадии – настоящее средоточие достопримечательностей этого уникального дворцово-паркового комплекса. Здесь и Итальянский дворик, и трофейная колонна, и звонница, и фонтанчик с арабской вязью, но особенно выделяется среди них стройная белоснежная красавица – Крестовоздвиженская церковь. Выполненная, на первый взгляд, как единое целое с дворцом, она, тем не менее, старше его на полвека. И ещё более удивительно, что её не разлучили с громадиной Белого дворца в советскую эпоху. Для туристов площадка перед церковью и двор, образованный её галереей и стенами дворца – самый интересная часть всего комплекса – в высокий сезон здесь не протолкнуться. Крестовоздвиженская церковь продолжает притягивать как глаза, так и души.

История Крестовоздвиженской церкви в Ливадии

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии – свидетель первого Ливадийского дворцового комплекса. То, что сейчас видят туристы в бывшей летней царской резиденции – творение архитектора Н.П.Краснова – зодческое чудо, построенное для императора Николая II и его семьи. Первый ливадийский комплекс строился для его деда, Александра II, который купил огромное имение в солнечной Ливадии у графа Потоцкого. Императрица Мария Александровна болела чахоткой, которая в итоге и свела её в могилу, крымский воздух ей был настойчиво показан врачами, поэтому новый дворец император подарил своей жене. К тому же Александр II жил на две семьи, а со временем – чаще и охотнее со своей фавориткой Екатериной Михайловной Долгоруковой, поэтому для царя было вполне удобно держать супругу на расстоянии. Такие неблагополучные обстоятельства привели к тому, что Мария Александровна стала владелицей крупнейшего крымского императорского владения.

Читайте также:  Покровский мужской монастырь в Харькове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Несмотря на то, что и Александру II, и императрице Ливадия очень понравилась, было очевидно, что многое придется перестраивать в соответствии с высоким положением новых хозяев. Перестройка была поручена архитектору двора Ипполиту Антоновичу Монигетти. Дом Потоцкого был перестроен в Большой дворец, для великих князей был построен дворец Малый, для духовных нужд возведена Крестовоздвиженская церковь в качестве домовой. Именно это здание сохранилось до наших дней с некоторыми изменениями. Домовая церковь Романовых была построена в стиле, в котором слились отголоски грузинской и византийской зодческих школ. Возводить Крестовоздвиженскую церковь начали в 1861 году, к 1863 само здание уже было построено, но из-за задержки поставки мрамора из Италии завершение работ пришлось отложить.

Крестовоздвиженская церковь является типичным крестово-купольным храмом, вытянутым с запада на восток, но эта ориентация не строгая, здание храма несколько развернуто вокруг своей воображаемой оси. Старый барабан купола не сохранился, новый же намного меньше предшественника.

Интерьер церкви создавал художник Изелло, иконы было поручено нарисовать Александру Егоровичу Бейдеману, который нарисовал тридцать шесть образов для храма. Художник отметил талант Монигетти в ярком завершении каждой детали новой Крестовоздвиженской церкви. Бейдеману пришлось долго ждать, пока прибудет итальянский мрамор, что задерживало сдачу объекта. Но вот мрамор прибыл, и в новом храме появился тонкой работы мраморный иконостас. Свое имя – Крестовоздвиженская церковь – храм получил по настоянию Марии Александровны, здесь прямая отсылка к легенде об обретении матерью византийского императора Константина Еленой креста, на котором был распят Иисус.

Крестовоздвиженская церковь Ливадийского дворца была открыта 23 августа 1866 года, причем работы по внутренней отделке шли более двух лет. В итоге интерьер храма действительно поражал своим убранством и талантом воплощения замысла архитектора.

Мозаичная икона «Воздвижение Честного Креста» была выполнена венецианской фирмой Антонио Сальвиати. Мозаика должна была заменить испорченную просочившейся дождевой влагой рукописную икону, работу А.Е. Бейдемана. Выполненная в 1888 году для Крестовоздвиженской церкви великолепная мозаичная икона сохранилась до наших дней. Также в конце восьмидесятых годов была проведена реставрация внутренней росписи храма. Утварь и иконы Крестовоздвиженской церкви были дорогими, как это и подобало домовой церкви императорской семьи. Некоторые реликвии – чтимые в Грузии иконы и мощи – были присланы грузинскими князьями в дар императору. Самая известная из них – икона Иверской Божьей Матери X века.

Перестройка Ливадийского дворцового комплекса, в том числе и Большого дворца, соединенного с храмом, вынудила архитектора Н.П.Краснова внести некоторые изменения. Объем западного придела увеличили примерно вдвое. Раньше храм с дворцом соединялся полуоткрытой галереей, теперь же галерею сделали полностью закрытой. Над входом в Крестовоздвиженскую церковь появилась икона с изображением Архангела Гавриила.

Мозаика над входом в Крестовоздвиженскую церковьКрестовоздвиженская церковь в Ливадии, западный фасад

Это изображение также можно увидеть в наши дни. Нужно отметить, что на огромной строительной площадке одиноко стояла лишь Крестовоздвиженская церковь, Большой дворец был разобран.

Стоит привести несколько строк из «Путеводителя по Крыму» Григория Москвича, посвященных Крестовоздвиженской церкви:

«Дворцовая церковь в честь воздвижения Честнаго Креста сооружена в строго византийском стиле. Образа писаны художником Байдеманом, и вся церковь, очень небольшая, расписана внутри фресками, живо напоминающими древние византийские храмы. Иконостас церкви из белаго мрамора, царския врата и боковыя алтарныя двери резныя бронзовыя. Массивные серебряные подсвечники стоят пред иконостасом.
Обращаем внимание осматривающих церковь на следы, вытертые погонами Императоров Александра II и Александра III в ковре, которым обита правая сторона у иконостаса. Верхнии след принадлежит Императору Александру II, нижний – Императору Александру III».

Крестовоздвиженская церковь видела важнейшие в истории Российской империи церемонии. Здесь проходила панихида по умершему в Большом Ливадийском дворце в 1894 году императору Александру III. Здесь же 2 ноября того же года крестилась жена его сына, нового императора Николая II, Алиса Гессен-Дармштадская, ставшая с того времени императрицей Александрой Фёдоровной. Обряд провел широко известный в то время Иоанн Кронштадтский. В Крестовоздвиженской церкви новый император присягнул на верность Российскому престолу. Могла ливадийская церковь увидеть и венчание, однако несмотря на просьбу нового императора тут же и провести необходимый обряд, родственники отговорили Николая II от этого шага, указав на то, что Большая церковь Зимнего дворца для этой церемонии подходит больше.

Звонница, столб и фонтан возле Крестовоздвиженской церкви

Небольшую Крестовоздвиженскую церковь не предполагалось достраивать колокольней, но маленькую оригинальной формы звонницу на шесть колоколов всё же поставили. Проект звонницы принадлежит архитектору Д.И. Гримму. Декоративное оформление выполнил талантливый крестьянин Т.А. Костиков, который вытесал оригинальные орнаменты по инкерманскому камню с большим искусством. В наше время у храма и звонницы похожие купола, выполненные в византийском стиле. На звоннице сейчас висят три небольших колокола, два на нижнем уровне, один – на верхнем, тогда как до революции их было шесть.

Звонница Крестовоздвиженской церкви в Ливадии

При императоре Александре III в 1879 году возле звонницы Крестовоздвиженской церкви была установлена колонна из мрамора. Колонна как ценный трофей была вывезена из болгарской крепости Рущук во время русско-турецкой войны 1878-79 гг., которую вел отец императора. Колонна украшена арабской вязью.

Турецкий столб у звонницы Крестовоздвиженской церкви

Тут же можно увидеть ещё одну знаковую достопримечательность Ливадии – оригинальный фонтан «Ливадия». Его имя начертано прямо по центру композиции, правда, прочитать его могут лишь те, кто знаком с арабским языком. В центре прямоугольной мраморной плиты, украшенной богато арабской вязью, установлен бронзовый кран в виде головы животного, вода же ниспадает в мраморный же поддон. Фонтан «Ливадия» был установлен возле Крестовоздвиженской церкви в 1863 году.

Фонтан «Ливадия» в арабском стиле возле Крестовоздвиженской церкви

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии в наше время

После ухода войск Врангеля из Крыма в конце 1920 года Ливадийский дворцово-парковый комплекс был национализирован и быстро пришел в упадок. Некоторое время здесь был санаторий, Крестовоздвиженская церковь прогнозируемо была закрыта. Благодаря высокому статусу дворца даже в советскую эпоху красивую церковь разобрать не решились, хотя внутренняя обстановка была беспощадно уничтожена. Осталось лишь мозаичное панно архангела Михаила над входом. Не тронули и звонницу. Здание Крестовоздвиженской церкви использовалось как склад, мастерская, некоторое время здесь работал клуб и музей.

Ливадийская Крестовоздвиженская церковь и звонницаПамятная табличка на стенах Крестовоздвиженской церкви

После открытия Крестовоздвиженской церкви в 1991 году стал вопрос о реконструкции здания. Великолепный белого мрамора иконостас не сохранился, как не осталось и намека на мраморные детали интерьера. Сегодняшний турист уже видит Крестовоздвиженскую церковь во всем великолепии. Она органично гармонирует с Белым дворцом, на первый взгляд, являясь одним целым с ним. Стены, прорезанные узкими длинными арочными окнами, в яркий солнечный день ослепляют своей белизной.

Окна Крестовоздвиженской церкви в Ливадии

Северную часть храма с дворцом соединяет крытый переход, украшенный окнами, западная галерея в виде византийской аркады закрыта только сверху, крыша покоится на двух рядах колонн. Переход и галерея вместе со стенами Белого дворца образуют тихий, украшенный цветущими буйно клумбами, дворик.

Внутренний дворик
Крестовоздвиженской церкви
Под колоннадой
Крестовоздвиженской церкви

На восточном алтарном фасаде Крестовоздвиженской церкви, не имеющем окон, можно увидеть барельефное изображение креста с надписью, гласящей, что это храм в честь Животворящего креста был возведен в 1863 году.

Барельеф на стене Крестовоздвиженской церкви в честь возведения храма в 1863 году

В одном из углов галереи, за колонной, незаметно притаилась вырезанная на стене рельефная композиция «Афинская школа», повторяющая знаменитую фреску Рафаэля из Ватикана.

Восточный фасад Крестовоздвиженской церкви
Барельеф под колоннадой Крестовоздвиженской церкви

Как добраться до Крестовоздвиженской церкви в Ливадии

Началом маршрута к Крестовоздвиженской церкви будет остановка «Больница» на трассе Ялта-Севастополь. Ориентир – большой каменный крест. Отсюда вниз вьется весьма замусоренная асфальтированная дорога, которая приведёт вас к первому хирургическому корпусу Ялтинской городской больницы. Далее вы пройдете через весь больничный городок в северном направлении мимо дома милосердия святой Варвары и больничной церкви в честь иконы Божьей Матери «Всецарица», по пути встретятся две остановки «Магазин» и «Ялтинская больница».

Дом милосердия
им. великомученицы Варвары в Ливадии
Ливадийская больничная церковь

Дорога через территорию больницы со временем вольется в Старое севастопольское шоссе, по которому продолжаем двигаться на север. Нужно найти соединение севастопольского шоссе и улицы Батурина, по которой вы начнете путь в обратную сторону, на юг. По пути встретится несколько интересной архитектуры старинных домов и остановка «Ливадийский дворец».

Идём дальше, сначала слева покажется огромный белый корпус санатория «Ливадия», потом ворота в Ливадийский дворцово-парковый комплекс. Белый дворец сразу бросится в глаза. Обходим его главный фасад с южной стороны – и вот Крестовоздвиженская церковь во всём своём великолепии.

Колоннада Крестовоздвиженской церкви
на фоне Белого дворца в Ливадии

Из Ялты можно приехать на любом автобусе, следующем в Ливадию (например, №5 или №11), и выйти на одной из вышеперечисленных остановок. Можно из Ялты прийти пешком по нижней дороге и подняться к дворцу и церкви через Ливадийский парк.

Если же вы идёте из Гаспры по Солнечной тропе, то конечной точкой вашего маршрута будет столб, у которого тропа заканчивается, а это как раз чуть ниже бывшего дворца Фредерикса.

Проход между Крестовоздвиженской церковью и корпусом барона Фредерикса

Поднимайтесь к этому зданию, которое ныне является корпусом санатория «Ливадия», и идите по направлению к Белому дворцу, таким образом, вы не пропустите Крестовоздвиженскую церковь.

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии

На территории прилегающей к Большому Ливадийскому дворцу расположена Крестовоздвиженская церковь в Ливадии которая сама по себе интересна как паломникам, так и простым туристам.

Храм с особым статусом

На экскурсии посетители знакомятся с возведенной на территории дворца Крестовоздвиженской домовой церковью. На рубеже XIX-XX веков перед иконами этого храма возносили свои молитвы богу царственные особы и лично три русских царя: проводник широкомасштабных реформ Александр II, его преемник Царь-Миротворец Александр II, и последний из российских монархов Николай II.

Важным историческим фактом является то, что самодержец Всероссийский короновался именно в этом намоленном храме. Будучи невестой императора, в Крестовоздвиженской дворцовой церкви в Ливадии в начале ноября 1894 года приняла православие молодая принцесса Алиса Гессенская, став царицей Александрой Федоровной.

Как и весь архитектурный комплекс, храм был возведен в эпоху правления Александра II на землях графа Потоцкого, приобретенных специально для строительства резиденции. Проект был заказан Ипполиту Антоновичу Монигетти – профессору архитектуры, работавшему по заказам царской фамилии. Южная резиденция самодержцев Всероссийских в солнечной Ливадии состояла из двух дворцов и храма. Также здесь были построены необходимые служебные помещения, сооружен бассейн и обустроена большая оранжерея.

Знаменитая Крестовоздвиженская церковь в Ливадии возводилась не только как храм Божий: она должна была принять под свои своды религиозные реликвии царской фамилии, которые подносились в дар царской чете и Российскому императорскому дому.

Богатое убранство Крестовоздвиженской церкви

Архитектура Крестовоздвиженской домовой церкви Ливадии соответствует византийскому стилю. Это одноэтажное строение из камня, квадратное по периметру. Особое величие придают большие арочные окна. Иконостас высечен из прекрасного резного мрамора, ослепляющего своей белизной. Богатство отделки подчеркивают литые тяжелые бронзовые ворота и фигурные дверные решетки.

В период правления Александра III по соседству с храмом была возведена изящная (на шесть колоколов) звонница. Благодаря орнаменту, искусно вырезанному из камня художником-самоучкой, уроженцем Орловской губернии крестьянином Костиковым, она выглядит почти воздушной. По форме звонница – это дворцовый храм в миниатюре. Приблизительно в это же время усилиями известного итальянского мастера из Венеции Антонио Сальвиати роскошный запрестольный образ стал мозаичным.

По воле последнего русского монарха в начале XX века старое дворцовое здание было снесено. Проект нового большого императорского дворца был доверен опытному архитектору Н.П. Краснову. Крестовоздвиженскую домовую церковь сохранили. Правда, с небольшими изменениями. Они коснулись расширения её западного придела. Кроме того было принято решение перестроить вход в православную церковь посредством возведения византийской колоннады для украшения паперти. Расписывал новые стены и восстанавливал старую роспись художник Андрей Славцов.

В переломные моменты истории

В советскую эпоху в бывшей резиденции царей находились помещения санатория для крестьян. Храм, как культовое сооружение, был закрыт. В его стенах в разное время находился музей, клуб и даже склад. Богослужения в Крестовоздвиженской церкви в Ливадии были возобновлены после распада СССР.

Сегодня тысячи туристов стремятся посетить эту церковь с особой историей. Не упустите возможность и вы!

Расписание

Кассы Ливадийского Дворца работают без выходных и перерывов.

Понедельник 10.00 – 17.00
Вторник 10.00 – 17.00
Среда 10.00 – 17.00
Четверг 10.00 – 17.00
Пятница 10.00 – 17.00
Суббота 10.00 – 17.00
Воскресенье 10.00 – 17.00

Расписание богослужений уточняйте заранее.

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Преодолев несколько километров от Ялты, можно прийти в наиболее известное Крымское место – поселок Ливадию. Ежегодно огромное количество гостей Южного Берега Крыма посещают этот курортный поселок, дабы поглядеть бывшую летнюю резиденцию царей – Ливадийский дворец. Рядом с дворцом видна церковь, помолиться в которую приходило три поколения Русских императоров: Александр Второй, Александр Третий и Николай Второй.

1860 году. удельное ведомство покупает у графа Л. С. Потоцкого усадьбу, чтобы на этом месте выстроить дворец для Русского Императора. Александр Второй дарит Ливадию своей супруге Марии Федоровне, болевшей чахоткой и нуждавшейся в ежегодном лечении на юге.

Ливадийская Крестовоздвиженская церковь на фото

Ливадийская Крестовоздвиженская церковь

Ливадийская Крестовоздвиженская церковь

По указу царя придворный архитектор Ипполит Монигетти начинает строить в этом месте большой архитектурный комплекс с двумя дворцами, служебными помещениями, оранжереями, бассейном и церковью. В 1864 году зодчий переделал церковь из костела, в котором алтарь ориентирован на юг, а не на восток, как положено в православных храмах.

Архитектор спроектировал церковь в византийском стиле, который был весьма популярен в аналогичных сооружениях в середине и второй половине 19 века. Вдохновился архитектор грузинскими церквями. Храм вышел небольшой, поскольку ориентировался на то, что помолиться в его стены будут приходить члены императорской семьи и самое близкое окружение царя. В церковь имелся отдельный вход из кабинета Александра Второго. План здания представляет собой немного вытянутый с севера к югу крест. В восточной стене имеются спаренные и тройные арочные оконные проемы.

Изящную церковь внутри украшает резьба по дереву и цветными витражами оконных стекол. Уютная и благолепная церковь мастерски сложена из инкерманского камня. Также этот камень использован для сложного орнаментального фриза, завершающего стены, и для рельефного оформления окон. В мае 1863 года архитектор получил указание глухое окно на алтарной стене заменить рельефным крестом.

Современники отмечали, что церковь отличалась грацией и изяществом.

В первоначальном проекте крышу должен был венчать цилиндрический барабан, крытый рельефным орнаментом, а венчала все коническая чешуеобразная кровля с крестом. Эти особенности максимально роднили Ливадийскую церковь и грузинские культовые постройки. Позднее на крыше церкви был устроен световой фонарь. Тогда же храм утратил свой цельный художественный образ.

Церковный интерьер создавался тоже в византийском духе. По эскизам Монигетти убранство храма выполнил художник Изелло. Иконы были написаны известным художником академиком А. Е. Бейдеманом. Летом 1862 года Бейдеман составил смету по предполагаемым для Ливадийской церкви иконам. Затем он выполняет роспись стен. Со всех сторон на прихожан были обращены Лики Святых в окружении многофигурных композиций. В ноябре 1863 года Бейдеману заказывают хоругви. Все поручения художник выполнил изящно и художественно, за что был удостоен ордена Святого Станислава 2-й степени.

Особенно красив беломраморный иконостас. Из резной бронзы сделаны алтарные двери и Царские врата. С обеих сторон иконостаса расположены два аналоя из ореха. На одном установлена храмовая икона, на другой – древний образ с частицами святых мощей и украшенный драгоценными камнями. Этот образ Романовым подарил грузинский царь. Перед иконостасом свечи горели в красивых серебряных подсвечниках.

Раскрашенный голубой краской церковный свод усеивали золотые звезды, что являлось символом верхнего неба. Посередине свода висела небольшая люстра. Через маленькую дверцу из церкви можно было попасть в ризницу, а из нее в кабинет Александра Третьего.

В сентябре 1863 году заканчиваются все внутренние и наружные работы. В это можно убедиться по акварели Рудольфа Альта. Это австрийский художник побывал в том году в Ливадии и изобразил церковь уже построенной.

С 1864 по 1866 году в храме ведется внутренняя отделка. Императрица пожелала, чтобы освящение церкви состоялось в честь одного из наиболее почитаемых Церковью праздников Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 23 августа 1866 года состоялось освящение храма. В 1870 году для Ливадийской церкви приобретаются 25 икон и два образа в золоченых ризах для Царских врат.

Через несколько лет возле храма появилась звонница. Построил ее Д. И. Гримм, а орнамент вырезал из камня крестьянин Т. А. Костиков – талантливый мастер из Орловской губернии. По желанию Александра Третьего рядом с церковью появилась мраморная колонна. Ее доставили из Дунайской крепости Рущук, а установили возле царского дворца в 1879 году. Это напоминание о русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в которой Русская армия помогала братскому болгарскому народу в освобождении от турецкого ига.

Сквозь прорехи в крыше дождь и ветер проникали в храм. Была испорчена главная икона «Воздвижение Честного Креста». Дабы в дальнейшем избежать подобных бед, было принято решение заменить ее материалом прочнее красок – мозаикой, которая способно долго сохранять яркие и насыщенные цвета. Для выполнения этой работы наняли сотрудников известной фирмы А. Сальвиати. Академиком А. Н. Поповым была выполнена точная копия иконы на плотном картоне. С 1888 года, когда работа была выполнена, и по сей день, эту мозаичную икону можно видеть в Крестовоздвиженском храме Ливадии.

В 1910-1911 годах состоялась перестройка царского дворца. Архитектор Краснов, не нарушая целостности здания церкви, внес незначительные изменения. Увеличился предел, в котором появился вход, ведь ранее вход шел в полуоткрытую галерею, а оттуда во дворец. Краснов полностью закрыл галерею. В качестве украшения в портале храма появилась икона «Архангела Гавриила», выполненная из мозаики. Ее выполнили мастера профессора Чистякова. Сам Чистяков взялся расписывать новый притвор, что ему отлично удалось. Одной из икон стала икона Божией Матери Федоровской.

Ливадийская Крестовоздвиженская церковь была домовым храмом Русских царей, в которую помолиться приходили все члены императорской семьи. Это была уже не просто церковь, а своеобразное хранилище святынь, полученных в дар царской семьей. Заглянув в один из Крымских архивов, можно обнаружить прелюбопытный документ, в котором перечисляются реликвии, подаренные грузинскими царями Их Императорскому величеству Александру Второму. Список даров впечатляет: Император Маврикий подарил написанный в 10 веке греками образ Еверской Божией матери, частицы Животворящего Древа, золотой ковчег, украшенный бирюзой, рубинами и жемчугом, в котором находились мощи Святой Равноапостольной Нины, собранный в 12 веке царицей Тамарой, и отвоеванный царем Ираклием в 18 веке у хана Ага Магомета. И прочее, прочее, прочее… Среди чудесных даров бережно хранилась простая иконка, выполненная на липовой дощечке, и подаренная простой крестьянкой Императору в день новоселья в Ливадии.

Ливадийский храм стал местом, где происходили важные для царской семьи и для России события. Когда в 1894 году во дворце скончался Александр Третий, панихида по новопреставленному и присяга на верность новому Русскому Государю Николаю Второму состоялась во дворцовой церкви. Здесь же состоялось помазание невесты Николая принцессы Алисы Гессенской. Она стала православной княгиней Александрой Федоровной. При обряде, проводимом Святым праведным Иоанном Кронштадским, присутствовали наиболее близкие царской семье люди. Среди них была сестра Императрицы – Елизавета Федоровна. Обеим женщинам суждено было завершить свой земной путь в страшном 1918 году.

Николай Второй с матушкой Императрицей Марией Федоровной хотели провести венчание сразу после обряда миропомазания, но родственники воспротивились этому. Они считали, что вступление Императора в брак является актом государственным и поэтому должен проводиться в столице с присущей для такого события торжественностью. Если бы Николай Второй оказался немногим более настойчивым, то Ливадийская церковь стала бы свидетельницей появления новой Русской Императрицы Александры Федоровны.

Когда в Крым пришла Советская власть, в Ливадии был открыт санаторий для лечения крестьян. Церковь была закрыта на долгие годы, но само здание не пустовало – тут был клуб, затем склад, потом музейное помещение, а в последние годы существования Советского Союза тут работала сварочная мастерская. Только мозаичный лик Архангела Гавриила над входом, да стоящая рядышком звонница не давали забыть, что некогда тут располагался Дом Божий.

Мозаичный алтарь в Ливадийской церкви смогли уберечь от лютых атеистов просто и в то же время остроумно. Его все время прикрывал деревянный щит, создавая видимость ремонта. К сожалению, иконостас и мраморную облицовку стен сохранить не удалось. Вместо этого на панели нанесли слой масляной краски под видом серого мрамора. Только мозаичная картина, изображающая Воздвижение Креста Господня сияла немеркнущими красками. Это вселяло надежу в верующих. Они ждали и надеялись, что храм оживет заново. Все так и произошло.

Богослужения в Крестовоздвиженском храме возобновились в 1991 году. Возрождение церкви шло очень медленно. Иконостас поначалу был из фанеры, потом появился аналой из дуба с мраморной резьбой обрамления старинных дверей. После реставрации алтаря слева и справа разместились резные киоты из дуба. На них располагались главные иконы: Божия Матерь «Державная» и Святой Иоанн Кронштадский.

Будучи в Ливадийском храме стоит обратить внимание, что лики Святых со стен глядят печально, словно скорбят о мученических смертях правителей России. Об Александре Втором, для чьей семьи она строилась, о кончине его сына Александра Третьего, об убиенных в Екатеринбургских подвалах семьи Романовых…

Карта и GPS координаты Ливадийской Крестовоздвиженской церкви в Крыму
GPS – N 44 28.064 E 34 08.606

Читайте также:  Уваровская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели, святыни
Ссылка на основную публикацию