Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Информация

Когда проходишь или проезжаешь по Лиговскому проспекту, взгляд обязательно останавливается на стройном силуэте высокой колокольни Крестовоздвиженского казачьего собора. История собора восходит к первым годам существования Петербурга. Собор назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге, состоящие в Санкт-Петербургском казачьем землячестве “Невская станица” .

О храмах

В комплекс прихода Крестовоздвиженского казачьего собора входят три храма:

Церковь Кирилла и Мефодия (расположена в колокольне)

Богослужения совершаются в церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери, церковь открыта для посещения прихожанами только во время проведения богослужений, в остальное время открыт Крестовоздвиженский собор (с 9.00 до 20.00).

Храм свв. равноапп. Кирилла и Мефодия в колокольне закрыт на зимний период.

Время работы часовни на Лиговском проспекте с 10.00 до 19.00 (обед с 14 до 15).

В ограде собора находится Лавка “Дон”, где можно приобрести мёд, лечебные травы и настойки
донского казака, фитотерапевта Александра Александровича Алифанова, продукцию кубанского
монастыря св. равноап. Марии Магдалины.
Телефон Лавки “Дон”: 920-17-92. Время работы: ежедневно, с 10.00 до 19.00.

Колокольня и
Крестовоздвиженский собор

Церковь Тихвинской иконы
Божией Матери

Божественные Литургии совершаются по воскресениям, средам, четвергам, пятницам и субботам (дни необходимо уточнять, т.к. из-за праздников возможны изменения – см. расписание). Начало Божественной Литургии в 10.00, исповедь – в 9.00. Накануне в 17.00 проходят вечерние богослужения, совершается исповедь.

Молебны и акафисты

По средам в 17.00 служится молебен Всем святым,

по четвергам в 17.00 – акафист перед иконой Тихвинской Божией Матери,

по пятницам в 17.00 служится акафист свв. Царственным Страстотерпцам,

по воскресным дням после Литургии – св. прав. Иоанну Русскому с молитвой о защите детей.

Во время постов акафист заменяется молебном.

Настоятель прихода Крестовоздвиженского казачьего собора с 1991 года протоиерей Владимир Сергиенко. Священство: протоиерей Константин Аугустайтис, протоиерей Валентин Декалов, иерей Георгий Яковлев, иерей Кирилл Шпакович, протодиакон Андрей Сорокин.

Настоятель протоиерей
Владимир Сергиенко

Протоиерей
Константин Аугустайтис

Протоиерей
Валентин Декалов

Иерей
Георгий Яковлев

Иерей
Кирилл Шпакович

Протодиакон
Андрей Сорокин

« Школа духовной жизни »

По пятницам в 19.00 в учебном классе (слева от храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери) проводятся беседы о духовной жизни с настоятелем Крестовоздвиженского казачьего собора протоиереем Владимиром Сергиенко.

Занятия строятся по принципу “вопрос-ответ”, поэтому можно заранее подготовить волнующие Вас вопросы.

Таинство Святого Крещения

Крещение совершается полным чином, с погружением. Крещение совершается безвозмездно. Желающие принять Святое Крещение и крестные (если крестят младенца) должны пройти занятия по катехизации – обучение основам православной веры (катехизатор – Дмитрий Александрович Кривошеев). Занятия проходят по воскресным дням в 15.00 в учебном классе (слева от Тихвинского храма). О дате и времени совершения Таинства со священником договариваются индивидуально после прохождения занятий.

Экскурсии

Для групп могут быть организованы экскурсии по храмам Прихода, возможна организация трапезы для паломников. Телефон для связи:+7.909.591-83-01 Анна (секретарь прихода).

При приходе действует паломническая служба “Сретение” – однодневные и многодневные поездки по святым местам России и зарубежья. Запись в поездки по телефону +7 (921) 954-23-07. Расписание поездок и описание маршрутов на сайте паломнической службы “Сретение”

Часовня на Расстанной улице

Священник прихода прот. Константин является настоятелем Часовни во имя Архистратига Божия Михаила, расположенной на Расстанной улице. Также священники прихода совершают воскресные и праздничные богослужения в храме Рождества Богородицы в дер. Войтолово.

“Крест для укрепления сил”

В канун Недели Крестопоклонной, 10 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение на приходе Крестовоздвиженского казачьего собора. Богослужение проходило в приписном храме Тихвинской иконы Божией Матери.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Владимир Сергиенко с клиром и другие священнослужители.

Был совершен чин выноса Креста.

Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

“Проходит день за днем, и вот, мы приблизились к середине Великого поста. Цель поста – очищение души от греховных привычек, страстей, и с помощью Божией у нас это получается, – сказал владыка. – Для подкрепления наших сил душевных и телесных Святая Церковь на эту седмицу выносит Животворящий Крест Господень, чтобы мы взирали на Господа, который оставил Небо по любви к роду человеческому, пришел на землю и здесь претерпел страшные страдания ради нас”.

“Господь любит нас, ждет нашего покаяния, и когда мы каемся, прощает нас, – продолжил архипастырь. – Он уже на Кресте показал силу прощения и ввел одного человека в рай – вы помните, благоразумный разбойник первым вошел в Царствие Небесное. И точно так же любого кающегося Он прощает и вводит в Свое Царство. Господь ждет от нас, чтобы мы не были рабами греха, а были Его сыновьями и дочерьми, называли Его не владыкой, а Отцом. Такими Он хочет видеть нас. Мы должны спросить себя: любим мы Господа или нет? Как это узнать? Если исполняем заповеди Божии, боремся с грехами, значит, любим. Если любим ближнего, то любим Бога”.

“Господь простирает нам с Креста руки и говорит: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11:28). Никто не даст нам покоя, кроме Господа. Царь Давид, находясь в скорбях, ни к кому не мог обращаться – только в Боге находила душа его упокоение. И мы должны в горячей молитве к Богу искать мир и покой душам нашим. Господь пошлет нам утешение в скорбях, укрепит нас и наших близких – нет человека, у которого бы не было скорбей. Если мы уже преодолели скорби, поможем тем, кто еще не преодолел, и потихоньку с помощью добрых дел будем приближаться к Царствию Божию”, – завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву и вручил ему букет цветов, рассказав, что 25 лет назад, на Крестопоклонную Неделю, был установлен крест на храм. В нем находится частичка Мамврийского дуба.

Верующим раздали крестики, привезенные владыкой из Иерусалима.

Крестовоздвиженский собор был освящен в 1749 году, в середине XIX века перестроен и расширен по проекту Егора Диммерта. Вновь был освящен 15 декабря 1851 года. В советское время закрыт. В 1991-м казачьей общине передан храм святых Кирилла и Мефодия в колокольне (восстановлен), в 1993 году – храм Тихвинской иконы Божией Матери (восстановлен, совершаются регулярные богослужения), в 1996 году – Крестовоздвиженский собор (идут реставрационные работы).

Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге

Содержание:

Первая церковь-предшественница Крестовоздвиженского собора в Санкт-Петербурге появилась вскоре после основания города. На реке Лиге, тогда Черной, стали селиться ямщики, им понадобился храм. Так здесь выросла деревянная Предтеченская церковь. В середине XIX века на этом месте был освящен Крестовоздвиженский собор, перестроенный из старого каменного храма.

История строительства Крестовоздвиженского собора в Санкт-Петербурге

В 1710-х годах представители ямщиков, селившихся тогда в Петербурге вдоль нынешнего Лиговского проспекта, обратились с просьбой возвести для них церковь и вскоре, при местном кладбище, вырос деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Прошло десять лет, и Предтеченская церковь сгорела. На ее месте «по неминуемой нужде» поставили купленный на охтинских заводах старый деревянный храм. Однако вскоре выяснилось, что храм настолько ветхий, что проводить службы в нем опасно.

Новую церковь, на сей раз с двумя приделами, решили строить в камне и освятить во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Приделы посвящались Иоанну Предтече и святителю Николаю Чудотворцу. Строительство пришлось весьма кстати, поскольку приход стремительно разрастался, вокруг ямской слободы теперь селились представители и других профессий. В том числе военные — казаки.

Старую же церковь, пришедшую в полную негодность, позже заменили теплой каменной в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На месте кладбища разбили садик, названный в память о некогда стоявшей здесь церкви Предтеченским. От прежних захоронений сохранилась лишь одна могила — придворного портного.

В начале XIX века при Крестовоздвиженской церкви возводят колокольню. Это была постройка высотой почти 60 метров, соединенная колоннадами с двумя часовнями. В нишах колокольни стояли скульптуры апостолов Петра и Павла. Верхнюю и нижнюю ее части тоже украшали изображения апостолов.

Со временем и Крестовоздвиженская, и Тихвинская церкви потребовали серьезного ремонта. Долго и мучительно решался вопрос, либо сносить старые храмы и строить один новый, либо перестроить их.

Пригласили архитектора Е. И. Диммерта. Тот, после обследования храма, подтвердил, что его основные несущие конструкции вполне прочны и простоят еще долго. В 1848 году Диммерт приступил к перестройке Крестовоздвиженской церкви.

Работы производились стремительно. В 1851 году мастера уже вовсю занимались внутренней отделкой церкви. 2 декабря 1851 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский) совершил освящение Крестовоздвиженского собора.

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга история

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга со времени своего основания и до революционных перипетий славился своей активной благотворительной деятельностью, при храме действовала богадельня, выплачивались пособия беднякам, действовала школа и детский приют. Состоятельные горожане охотно жертвовали средства на благотворительные дела собора.

Собор после революции

По сравнению со многими другими храмами, можно сказать, что Крестовоздвиженский казачий собор в советскую эпоху функционировал долго. Если Тихвинскую церковь закрыли в 1932 году (в ней организовали школу, а потом мастерские радиотехнического техникума), то в Крестовоздвиженском соборе службы продолжались до 1938 года. Но и до него дошел черед — после закрытия храма его переоборудовали под фильмохранилище.

Годы войны поспособствовали разрушению храмового комплекса. В храмы попадали снаряды, а в помещениях церкви складывали тела умерших ленинградцев.

Читайте также:  Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В результате, когда во второй половине 1940-х годов заговорили о возможности возобновления в Крестовоздвиженском храме богослужебной жизни, пришли к выводу, что для этого потребуется провести капитальный ремонт, стоимость которого превышала десять миллионов рублей. Разумеется, в послевоенные годы это было совершенно нереальное предприятие.

Возрождение прихода

В 1990-е годы фактически руины храмов Крестовоздвиженского соборного комплекса начали возвращать верующим. Приход, состоящий главным образом из петербургского казачества, энергично взялся за восстановление церквей: новый титановый крест на колокольне появился уже спустя три недели после того, как казаки пришли в родной собор.

В 1993 году возобновились богослужения в Тихвинском храме — несмотря на страшные раны, нанесенные ему в годы атеистической вакханалии: предыдущие «хозяева» заасфальтировали пол, дабы он выдерживал вес тяжелых станков, алтарь переоборудовали под раздевалку, а притвор — под баню.

Крестовоздвиженская церковь получила статус собора в 2000 году и в наши дни стала своего рода «цеховым» храмом, объединяя людей не просто но конкретному месту проживания, а но их принадлежности к славному казачеству. При соборе действуют Крестовоздвиженское казачье братство и Сестричество в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

У алтарной стены Крестовоздвиженской церкви Санкт-Петербурга

В 2002 году у алтарной стены Крестовоздвиженской церкви установили бронзовый бюст императора-мученика Николая II, в 2013 году рядом с ним появился бюст цесаревича Алексея Николаевича, атамана всех казачьих войск. У подножия гранитного постамента с бюстом последнего российского императора заложены капсулы с землей из тех районов, где издавна селились казаки.

В мае 2014 года эту мемориальную композицию пополнил еще один памятник — святой царице-мученице Александре Федоровне. Все памятники выполнены скульптором Сергеем Алиповым, талантливым мастером, уроженцем Мариуполя, получившим известность благодаря своим скульптурным портретам поэтов, писателей и ученых.

Архитектура Крестовоздвиженского собора Питербурга

Воспринимать Крестовоздвиженский собор вне его окружения, как минимум — без великолепной колокольни с ее изысканной ордерностью, выверенными пропорциями, типично «питерским» шпилем и запоминающейся колоннадой, — не то чтобы не имеет смысла, но весьма непросто. Архитектору Диммерту удалось очень органично вписать позднейшую постройку в уже существующую среду, создать по-настоящему целостный ансамбль, выстроить единый образ, сыграв на контрастах.

Зодчий блестяще решил головоломку. Подумать толь ко: собор середины XIX века должен был имитировать постройку середины

XVIII века и при этом сочетаться с колокольней рубежа XVIII—XIX веков. Прошла ведь целая архитектурная эпоха! Одно неверное движение — и на ансамбль неизбежна легла бы печать дурновкусия. Но Диммерт, проанализировав архитектурные приемы середины предшествующего столетия, остановил свой выбор на элементах даже не елизаветинского, а «аннинского» барокко (в кавычках потому, что выделение этого более строгого и простого по сравнению с елизаветинским барокко стиля достаточно условно).

Стилизация архитектору вполне удалась. Крестообразный план церкви, в отличие от плана храма-«корабля», более соответствовал эстетике как барокко, так и вошедшего в моду в то время русско-византийского стиля; украшение стен пилястрами с замысловатыми капителями подчеркнуло стилевую преемственность по отношению ко второй четверти XVIII века, и этот эффект был усилен выразительным пятиглавием с намеком на криво-линейность куполов. На самом деле купола — простые восьмигранные, чуть вытянутые в вертикальной проекции; Диммерт визуально усложнил их силуэт при помощи фигурных люкарн (у центального купола — четыре по сторонам света, у боковых — целых восемь, на каждую грань!) и барочных «ярусных» главок сложного профиля.

Характерное для Петербурга, стилистически близкое местной архитектурной среде сомкнутое барочное пятиглавие выразительно контрастирует с 60-метровой колокольней, своим шпилем напоминающей о других петербургских градостроительных ориентирах — Петропавловском соборе и Адмиралтействе. Указанный контраст не вызывает отторжения: храм и колокольня — это, если можно так выразиться, архитектурная диалектика, единство и борьба противоположностей, объединенных единым эстетическим началом. В колокольне устроена церковь; третий храм ансамбля — Тихвинский — несмотря на свой немаленький размах в горизонтальной плоскости, за счет своей подчеркнутой «распластанности» смотрится в ансамбле элементом подчиненным, даже служебным.

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга богослужения контакты как добраться расположение на карте

В комплекс Крестовоздвиженского казачьего собора входят три храма: собор Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (последняя — в колокольне).

Богослужения в Крестовоздвиженском соборе Санкт-Петербурга

Богослужения совершаются в Тихвинском храме, который открыт для посещения только во время проведения богослужений; в остальное время открыты храм Кирилла и Мефодия (с 9:00 до 19:00, обед с 13:00 до 14:00) и часовня на Литовском проспекте (с 9:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00).

Божественные литургии совершаются по воскресеньям, четвергам и субботам. Начало — в 10:00 часов. Накануне в 17:00 проходят вечерние богослужения.

Расписание богослужений советуем уточнять на сайте Крестовоздвиженского собора.

Контакты

  • Адрес: 191119, Россия, Санкт-Петербург, Литовский проспект, 128
  • Телефон: +7 (812) 572-40-63
  • Сайт: www.krest-sobor.ru

Как добраться самостоятельно к церкви:

Направляясь в Крестовоздвиженский собор, ехать следует до станций метро «Литовский проспект» или «Обводный канал», откуда до храма можно пройтись и пешком. А можно воспользоваться автобусом или трамваем — у собора есть остановка автобусов №№3 и 74 и трамваев №№ 25 и 44.

Крестовоздвиженский (казачий) собор

Когда проходишь или проезжаешь по Лиговскому проспекту, взгляд обязательно останавливается на стройном силуэте высокой колокольни Крестовоздвиженского казачьего собора. Собор назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге.

История возникновения собора

История собора давняя и славная – она восходит к первым годам существования Санкт-Петербурга . В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями.

По прошению жителей слободы и по благословению архимандрита Феодосия в 1718 году Василием Федотовым, Петром Кусовым с товарищами была построена церковь. Освящена она в 1719 году наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом во имя праздника рождества Иоанна Предтечи.

Церковь была построена в стиле петровской архитектуры: вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Первоначально колокольни при церкви не было. Деревянная ярусная колокольня была построена в 1723 году. Четыре колокола весом 19 пудов были взяты с пушечного двора. Колокола были из тех, которые по указу Петра I вывозили из монастырей для литья из них пушек.

В 1730 году церковь сгорела практически дотла. В 1731 году на месте сгоревшей была поставлена часовня, купленная и привезённая с охтинских заводов. 25 февраля 1731 г. протопоп Петропавловского собора Петр Григорьев освятил престол, и часовня стала церковью. Через три года в ней появился Никольский придел, которым с 1743 г. пользовался лейб-гвардии Кирасирский полк.

Строительство каменной Крестовоздвиженской церкви

Будучи построена из старых материалов, церковь просуществовала недолго: кровля стала течь, стены обветшали. В 1740 году причт и прихожане Иоаннопредтеченский церкви обратились к св. Синоду с просьбой о разрешении постройки новой церкви, каменной во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, “понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается”.

Автор проекта церкви неизвестен. Строительство велось под руководством архитектора И. Шумахера. Храм был трёхпридельный: главный предел освящён архиепископом Феодосием 24 июня 1748 года во имя Воздвижения Креста Господня, северный (левый) во имя Святителя Николая, западный (правый) – во имя св. Иоанна Предтечи. Одноэтажный каменный храм был холодным (т.е. не отапливаемым). В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня.

Строительство храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери

Причт обратился с новой просьбой к Св. Синоду: вместо старой деревянной церкви, которая теперь стояла без употребления, построить тёплую зимнюю церковь. Прошение было удовлетворено. Постройка производилась на средства петербургского купца И. Ильина Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В плане Тихвинская церковь напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. 14 декабря 1768 года новая церковь, украшенная небольшим куполом, была освящена. На свои средства купец Иван Ильич Меньшой позже устроил в ней дополнительный придел – во имя свт. Иоанна Златоуста (освящен 18 февраля 1800 г.). В 1861 году в ней был освящен придел святого блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Царя Александра II, Освободителя.

Колокольня Крестовоздвиженского собора

В 1804 году архитектором Постниковым (1766 – 1830) был создан проект надвратной колокольни. Постройка колокольни была завершена в 1812 году. В композицию органично вошли две невысокие часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн. В нишах колокольни помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла. Колокольня имеет около 28 сажень высоты (около 60 м). Ее верхняя часть украшена восьмью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя – четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 году. Ярусом звона был третий ярус колокольни, в котором размещалось двенадцать колоколов. В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом Иваном Ильичом Шигалёвым в память о скончавшейся супруге под сводами колокольни была устроена церковь святых равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских. Проект этой церкви создал архитектор Л. Бульери. Освящен храм был 2 февраля 1878 года митрополитом Исидором. В эту церковь вела каменная лестница, насчитывающая до второго яруса 40 ступеней. Крестовоздвиженская колокольня – одна из красивейших колоколен Петербурга – важнейшая градостроительная доминанта района. В годы строительства колокольни была установлена и ограда протяженностью 610 м.

Читайте также:  Иларион Алфеев - биография священника, личная жизнь, где служит, труды и книги

Перестройка храмов

Крестовоздвиженская и Тихвинская церкви простояли почти сто лет, и наконец, стали нуждаться в ремонте. Предполагалась радикальная перестройка храма. Архитектор В. Морган составил проект, напоминавший Исаакиевский собор (к тому времени ещё недостроенный). Проект был выполнен в традициях греческой архитектуры, согласно со стилем существовавшей колокольни. Церковь была рассчитана на 2500 человек.

Но многолюдный район не мог надолго остаться без храма на время перестройки церквей. Потому было решено сначала расширить небольшую Тихвинскую церковь, а затем уже переходить к радикальной перестройке Крестовоздвиженской. В июне 1844 года приделы Предтеченский и Никольский были перенесены из Крестовоздвиженской в Тихвинскую церковь и освящены 24-го числа того же месяца. Тихвинская церковь теперь была окружена каменным прямоугольником так, что в обе стороны она стала шире на 4 сажени (около 8,5 м), длина ее увеличилась на длину паперти, к ней пристроены были ризница и сторожка, в продольных стенах образовались широкие арки.

После окончания перестройки Тихвинской церкви выяснилось, что средств на проект Моргана не хватает. Строительная комиссия исходатайствовала разрешение строить новую Крестовоздвиженскую церковь по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.

Строительство началось в апреле 1848 года. Постройка 1848-1851 годов включает в себя фрагменты церкви 1740-х годов (часть стен в западном отделе и часть фундамента). Строительство шло очень быстрыми темпами, однако архитектор не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти. К декабрю 1851 года работы по отделке интерьера были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась надпись: “В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года Высокопреосвященным Никанором Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским “. 1 июня 1852 года был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня – Николая Чудотворца.

Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой апсидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра. Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трех нефах находились алтари, храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится предел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева – придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном – во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Фасад церкви выдержан в характере архитектуры времен Анны Иоанновны.

Крестовоздвиженский собор в XIX веке

Шли годы. Город рос, окраина перестала быть окраиной, и приход храма становился все более многочисленным. В храме молились жители Лиговой стороны, в том числе и казаки, служившие в столичных Лейб-Гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие в ту пору собственного храма (казармы этих полков располагались вдоль Обводного канала). Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службой в Крестовоздвиженской или Тихвинской церквях.

Кроме часов ен в ограде, храму принадлежали еще две: первая – в ампирном стиле на Лиговке, около Расстанной улицы, выстроенная в 1893-1894 гг. по проекту В. Ф. Пруссака купцом Н. Алексеевым – в память спасения Цесаревича в Отсу, перед которой в Егорьев день кропили святой водой ямщицких лошадей, и вторая – в 2-х верстах, около железной дороги, куда 25 июня шел крестный ход. Ее возвели в 1895-1896 гг. крестьяне Ямской слободы – в благодарение Господу за спасение Императора Александра III в Борках.

В 1843-1854 гг. настоятелем церкви был протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов, духовный писатель и проповедник, издатель журнала «Духовная беседа», а с 1883 – прот. Владимир Григорьевич Гуляев, видный пастырь и законоучитель, занимавший это место более 30 лет, до самой революции.

В 1875 году при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным.Общество создало и опекало три благотворительных заведения, располагавшихся в церковных зданиях по адресам: Лиговский пр., 124–126 и Павлоградский пер. 2 (построены епархиальным архитектором Г. И. Карповым в 1865 г.; надстроены в 1888). В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.

Особенною чертою в деятельности Общества за все время его существования являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась воскресная школа для взрослых, в 1909 — кружок для детей прихожан.

Крестовоздвиженский собор в XX веке

В феврале 1932 г. Тихвинская церковь была закрыта и отдана под школу; с 40‑х годов в ее помещении располагались производственные мастерские радиотехнического техникума № 2. С 1924 года по июль 1938 года собор относился к Патриаршей Церкви.

Существовал “Наказ депутатам Ленсовета XIV созыва” о закрытии и сносе церкви в 1938 году, однако, он утверждён не был. Позже ленинградское отделение объединения “Союзкинопрокат” ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви. Здание было передано Союзкинопрокату под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий. По имеющимся сведениям, в 1937-1938 гг. были расстреляны пятеро из священнослужителей Крестовоздвиженского храма.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери закрыта 22 апреля 1932 года, передана под школу.
Церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия закрыта в 1938 году.

Во время войны церковь пострадала от попадания артиллерийских снарядов. В суровую зиму 1941-1942 гг. в храм свозили умерших блокадников, лишь весной они были захоронены на Волковском кладбище.

История возрождения прихода

Возрождение храмов началось с возвращения их Русской Православной Церкви. В 1991 году Митрополит Санкт – Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко.

Уже через три недели после передачи колокольни Церкви на ней был воздвигнут четырехметровый титановый крест.

Первый молебен в небольшом храме свв. Кирилла и Мефодия состоялся 24 мая 1991 года.

Состояние церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери в документах оценивалось как руины. Храм был варварски изуродован: перегорожен на два этажа, купол и крест были снесены. Внутри помещались мастерские с тяжелыми токарными, деревообрабатывающими станками, пол был залит асфальтом. В алтаре – раздевалка для рабочих, в притворе – баня, всё загажено и закурено. Снаружи он выглядел как большой сарай с облупленной штукатуркой. Казаки, несмотря на весь ужас поругания храма, взялись за дело.

Храм восстал из руин при значительной материальной поддержке благотворителя Ю.Л. Петрова. Были разобраны перекрытия, выполнен капитальный ремонт, воздвигнут купол. В деревянный крест, венчающий купол, была вложена и частица Мамврийского дуба, под которым праотцу Аврааму явилась Святая Троица.

Крестовоздвиженский (казачий) собор

Аудиогид

Фотографии

Сгорая, превращался в камень. Из ветхости – в величественный храм

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII , так и XIX столетия.

Петр І , позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками. Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось – украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и сохранившись до наших дней.

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр. В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно, главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг. ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены. Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей, и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

«Транспортные» параллели

Довольно интересным фактом является «транспортная» преемственность здешних мест. Если вспомнить, что во времена Великого Петра окрестности вокруг собора населяли «короли дорог» ямщики, то почему-то абсолютно не удивляет сегодняшнее расположение тут современного автовокзала. А Крестовоздвиженский собор находится на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала – транспортных магистралей Северной Пальмиры .

Символ верности казачества России

Скульптор Сергей Алипов ко дню рождения Николая ІІ создал проект памятника императору. Бронзовый бюст Его Величества установили в 2002 году у алтарной стены Крестовоздвиженского собора. А у подножия памятника – капсулы с землей из российских регионов, где проживают казаки – своеобразный символ верности казачества Отечеству. В свое время на Обводном канале стоял лейб-гвардии К азачий полк, в составе которого служил царевич Алексей, а шефствовал над ним сам Николай ІІ.

Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Просмотреть увеличенную карту
3D панорама собора, автор: Ротанов Игорь

Кладбищенский каменный храм.

Памятник истории и культуры, находящийся под охраной государства.

Заложен 16 июля 1848 года. Построен на средства петрозаводского купца Евдокима Григорьевича Пименова.

В XVIII веке на месте собора на Троицком кладбище находилась деревянная часовня, которая была разобрана в 1800 году. В 1801 году была построена церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В 1847 году церковь разобрали по причине ветхости, и в июле 1848 года на том же месте по благословению архиепископа Венедикта был заложен фундамент нового храма.

Строительством руководил губернский архитектор В. В. Тухтаров. Храм сооружался на средства горожан, основным жертвователем на строительство собора был купец 1-й гильдии, меценат Марк Пименов.

29 декабря 1852 года храм был освящён архиепископом Олонецким и Петрозаводским Аркадием.

В 1858 году купец П. В. Аврамов, бывший церковный староста, на собственные средства устроил второй Святой престол в честь Вознесения Господня, в 1868 году на средства П. В. Аврамова по обеим сторонам паперти были пристроены каменные отделения для архива и ризницы.

В 1896 году при храме была открыта церковно-приходская школа.

С 1924 года до второй половины 1930-х годов в храме служили обновленцы: обновленческий епископ Александр (Надеждин) перенёс в храм свою кафедру, после чего он стал именоваться «собором». В конце 1930-х гг., после ареста духовенства храма (настоятель протоиерей Иоанн Павлов арестован 8 декабря 1937 и расстрелян 27 декабря), богослужения в нём несколько лет совершалось мирским чином. Официально закрыт летом 1941 года. Богослужения в храме возобновились во время оккупации Петрозаводска (1941—1944), после освобождения города в 1944 году храм был закреплён за верующими как «фактически действующий».

В период 1930—1980-е годов был одним из двух действующих храмов города.

После восстановления самостоятельной епархии с 1990 по 2000 год в храме, который сохранил с 1920-х годов статус собора, располагалась кафедра епископа Олонецкого и Петрозаводского (с 1996 Петрозаводского и Карельского) Мануила.

В 2006—2007 годах проведены работы по реставрации храма.

С августа 2018 года по благословению митрополита Константина его секретарь священник Константин Павлюченко занимается полностью работами по реставрации Крестовоздвиженского собора, по настоящее время с помощью Божией уже проделана огромная работа.

Отмыты и очищены от старой краски и штукатурки все стены собора, такая же работа была произведена в куполе храма, с этой целью на высоте 12 метров был сооружен настил-пол из балок и досок. На все стены нанесен бетоноконтакт, ротбант и финишная шпаклевка. Стены покрашены краской в два, в некоторых местах в три слоя. Использовано было почти 600 литров краски. Была определена цветовая гамма храма соответственно канонам церкви.

В куполе храма написан 4-х метровый Крест Господень и эксапостиларий второго гласа Животворящему Кресту Господню.

Произведена работа по демонтажу старой и монтажу новой системы отопления в соборе. Также смонтирован тепловой узел учета. Установлены по всему храму новые чугунные батареи. Над входной дверью установлена система тепловой защиты, работающая от отопления. Дополнительно устранены ряд неполадок в отопительной системе.

Произведена работа по исследованию пола собора с помощью георадара ОКО-2. Изготовлены во Владимирской области новые деревянные окна с системой автоматического открытия в куполе храма.

Проделана большая работа по замене всей электрики в соборе на новую.

Произведен монтаж новейшей системы противопожарной, а также охраной системы собора.

Проводиться огромная работа по реставрации всех икон храма. Часть икон уже отреставрирована и заняла свое место в алтаре собора. Отреставрирована и старинная Голгофа с Предстоящими Богородицей и ап. Иоанном.

Отремонтирован притвор храма, изготовлена из массива сосны и установлена новая входная дверь в собор, над дверью изготовлен витраж Креста Господня. По всему собору постелен новый линолеум, пол отремонтирован. Отремонтированы и старинные перила в соборе (произведено частичное изготовление новых кованных элементов). Ведется работа по ремонту паникадил. Установлено два новых паникадила. Со стороны алтаря отреставрирован иконостас храма. Отреставрированы царские и отремонтированы три диаконских двери.

Для собора приобретён новый престол, жертвенник с приставкой, водосвятный бак на 300 литров, а также новая мебель.

В день Рождества Христова в соборе произошло чудо – заблагоухали мощи прп. Елисея Сумского.

Отреставрирован иконостас. Изготовлена большая часть киотов для икон, установлены новые плинтуса, отремонтированы паникадила и отреставрированы иконы. Сейчас продолжается наружные работы – ремонт и покраска стен и куполов собора.

17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Чин великого освящения архиерейским чином храма и первую после освящения Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска.

Собор полностью отреставрирован снаружи летом 2019 года, покрашена крыши и купола. На куполах появилось 120 золотых звезд.

Осенью 2019 года ведется работа по благоустройству территории – произведена вырубка 35 деревьев возле собора, ведаться работы по замене теплотрассы проложенной еще в 80-х годах прошлого столетия. Ведутся работы по укладке брусчатки на всей придворовой территории.

Престолы храма: в честь Животворящего Креста Господня, Вознесения Господня, прп. Антония Римлянина.

Главные святыни храма: иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Тихвинская», «Казанская», «Троеручица»; иконы прп. Антония Римлянина, вмц. Варвары, вмц. Екатерины, свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей; мощи прп. Елисея Сумского, Соловецкого чудотворца. Изъятые из Никольской церкви с. Сумпосад в июле 1929 года, они долгое время хранились в фондах Карельского государственного краеведческого музея. 26 июня 1990 года святые мощи преп. Елисея Сумского были переданы Крестовоздвиженскому собору.

Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Петрозаводский и Олонецкий Венедикт, который благословил возведение храма, но почил до завершения строительства (7 декабря 1850 г.). В храме похоронен 29 ноября (ст. ст.) 1865 г. тайный советник Константин Иванович Арсеньев – один из воспитателей (с 1828 по 1837 гг.) наследника престола, будущего императора Александра II.

Богослужения: ежедневно вечернее – 18.00, Литургия – 9.00; в воскресные и праздничные дни Литургия – 7.00 и 10.00.
Крещение совершается ежедневно в 11.00, по воскресеньям – в 12.00

Огласительные беседы перед Крещением проводятся по средам и пятницам в 18.00, по субботам в 16.00:

По средам, пятницам и воскресеньям в 18.00 совершаются акафисты (пред иконами Пресвятой Богородицы, свт. Николаю Чудотворцу, прп. Александру Свирскому, вмч. Пантелеимону, прп. Антонию Римлянину, прп. Сергию Радонежскому, блж. Фаддею Петрозаводскому).

Адрес: 185005 г. Петрозаводск, ул. Волховская, 1
Тел.: (8142) 57-64-59

Читайте также:  Воскресенский собор в Арзамасе: история и адрес, описание, святыни
Ссылка на основную публикацию