Курганская епархия: храмы и монастыри, святыни и священники

Курганская область

Курга́нская о́бласть — субъект Российской Федерации, расположенный в южной части Западно-Сибирской равнины. Входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр – город Курган.

Содержание

Православие в Курганской области

Распространение христианства в Сибири и, в частности, на территории современной Курганской области началось одновременно с присоединением ее к России, с походов Ермака, который имел в своих отрядах подвижную часовню с иконами и священнослужителей. С постепенным освоением Сибири увеличивалось количество русских поселенцев.

Заселение Сибири одновременно совершалось и в христианском отношении через сооружение часовен, церквей и монастырей. Там, где русские ставили острог или укрепление, – они строили церковь, а там, где основывали город, – возводили еще и монастырь. Одними из первых на территории Зауралья были основаны Успенский Далматовский монастырь (1644 г.), Рафаиловский монастырь (1651г.) и заимка Устюжского монастыря (1668 г.) на р. Исеть; Богоявленская церковь г. Катайска (1660-1670-е гг.), храм Святой Троицы в селе Маслянское (1700г.), Флоро-Лавровская церковь в крепости Белоярской (1711 г.), Кирилловская церковь в селе Кислянском (1721 г.), Богоявленский храм с. Усть-Миасское (1728 г.), церкви в селах Черемуховском и Усть-Суерском (1733 г.).

С 1620 г. в Сибири была учреждена особая епархия с кафедрой в г. Тобольске, который с 1590 г. был назначен вместо Тюмени главным городом Сибири. Здешние иерархи сначала именовались Сибирскими и Тобольскими, а с 1721г. (после учреждения в Иркутске отдельной епархии) Тобольскими и Сибирскими. В 1782 г. после реформы местного управления Тобольская губерния была разделена на уезды, среди которых был и Курганский. Курган получил статус уездного города. В соответствии с этим была преобразована и церковно-административная система; появляется Курганский духовный заказ.

К началу XIX века территория современной Курганской области входила в состав трех епархий: Тобольской, Оренбургской и Пермской, которые соответствовали Тобольской, Оренбургской и Пермской губерниям и Курганскому, Челябинскому и Шадринскому уездам. До середины XIX века население нашего региона было, в основном, православного вероисповедания. Но с 1863 г. после подавления восстания в Польше, в Зауралье резко возросло число ссыльных поляков, появились немцы, евреи, люди других национальностей, которые создавали свои религиозные общины.

В 1885 г. Шадринский уезд Пермской епархии отошел ко вновь образованной Екатеринбургской епархии. С 1923 года территория современной Курганской области вошла в состав Екатеринбургской епархии, из которой была выделена решением Священного Синода 23 февраля 1993 года.

За три с половиной века существования православия на территории Курганской области были построено свыше 140 храмов.

Населённые пункты

Святыни Курганской области

Александро-Невский кафедральный собор (Курган): икона Божией Матери «Целительница». Богоявленский храм: «Иверская» икона Божией Матери.

С. ЧИМЕЕВО, Белозерского района. Свято-Казанский Чимеевский монастырь: «Чимеевская-Казанская» икона Божией Матери.

ДАЛМАТОВО. Далматовский Свято-Успенский монастырь: преп. Далмат Исетский (Пермский) (XVII в.).

С. БОРОВСКОЕ, Катайского района. Похвалы Богородицы женский монастырь: сщмч. Аркадий Боровский (ХХ в.).

П. МИШКИНО. Троицкий храм: «Порт-Артурская» икона Божией Матери.

П. КУРТАМЫШ. Петропавловский храм: икона Божией Матери «Знамение-Абалацкая».

С. УТЯТСКОЕ, Притобольского района. Богоявленский храм: икона свт. Николая.

Монастыри Курганской области

Боровский женский монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы

Адрес: Курганская обл., Катайский р-н, с. Боровское

Дата основания: 1992

Женский монастырь основан при бывшей приходской Никольской церкви села Боровского. Устройство обители начато в 1992, официально получен статус монастыря в 2000. Расположен в пяти км от города Катайска – одного из районных центров Курганской области. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.

Далматовский Успенский мужской монастырь

Адрес: Курганская обл., Далматовский р-н, г. Далматово, ул. Советская, 194

Дата основания: 1644

Мужской монастырь, основанный в 1644 старцем Далматом, к 1-й пол. XVIII в. один из крупнейших монастырей Зауралья, большинство построек отстроено в камне, сооружена крепостная стена с башнями и кельи. С XVIII в. при монастыре существовала “славяно-российская школа”, с 1816 – духовное училище. В 1922 преобразован в музей-монастырь, в 1930 окончательно закрыт. С 1945 занят заводом молочного машиностроения “Старт”, часть построек сломана. Вновь открыт в 1992.

Казанский Чимеевский мужской монастырь

Адрес: Курганская обл., Белозерский р-н, д. Чимеево

Дата основания: 2002

17 июля 2002 по решению св. Синода Казанский приход преобразован в Казанский Чимеевский монастырь.

В монастыре хранится чудотворная Чимеевская икона Богоматери.

Храмы Курганской области

Спасо-Преображенский собор (Шадринск)

Православный собор Курганской и Шадринской епархии Русской православной церкви, первая каменная постройка города Шадринска.

Собор заложен в 1771 году с благословения епископа Тобольского Варлаама. Строительством руководил настоятель Успенского Далматовского монастыря игумен Адам Аркудинский. Строительство собора велось в два этапа: конец XVIII века — строятся здания храмов, в 1820—1821 годы — колокольня.

С 1929 по 1970 годы собор претерпел значительные изменения: были разрушены колокольня, порталы и главного и боковых входов, ограждение и часовни собора. В то же время наружные стены боковых пристроев и притвора были надстроены до уровня карниза трапезной, вследствие чего изменялась и конструкция крыши входной группы собора.

Адрес: Курганская область, г. Шадринск, пер.Пионерский, 4

Храм Флора и Лавра (Белоярское)

В 1771 г. в с. Белоярское была построена деревянная церковь (в настоящее время здесь расположена усадьба Завьялова Сергея Павловича). Но простояла она не долго – сгорела. На сходке, жителями села было принято решение о строительстве новой кирпичной церкви. Чтобы собрать необходимые средства, обратились к жителям окрестных сёл и деревень: Косулино, Куликово, Пивкино, Красноярка и Чесноки. Почтенные старцы съездили в с. Карачелку, где в то время велось строительство церкви. Со строителями договорились, что по завершению строительства они приедут в с Белоярское и построят там церковь. Вот почему эти церкви так похожи.

В архиве Пермской епархии (куда якобы обращался Григорий Дмитриевич Чепелев) есть сведения о строительстве церкви в 1771 году, но эта дата строительства деревянной церкви. Это произошло потому, что кирпичную церковь назвали как и деревянную – Флора – Лавровская, в память о Святых Флоре и Лавре, покровителях скота, точнее коневодства. Икона Св. Флора и Лавра, написанная в конце 15 века, хранится в Третьяковской галерее, в Москве. Написана она мастерами Новгородской школы. Эта школа одна из блестящих «страниц» в истории мировой живописи.

Адрес: 641027, Курганская область, Щучанский р-он, с. Белоярское

Телефон: +7 (35244) 2-89-15

Храм Рождества Христова (Частоозерье)

Самостоятельный приход в деревне Частоозерской появился в 1823 году с назначением 15 октября этого года штата священно- и церковнослужителей, а церковные документы заведены с 1824 года. Состав Частоозерского прихода в первые годы существования неизвестен.

Возведение каменной церкви с колокольней в селе Частоозерском было начато, очевидно, в середине 1820-х годов и велось тщанием прихожан. Основные строительные работы были завершены к 1830 году, а окончательная отделка храма была окончена к 1832 году, когда он был снаружи оштукатурен.

Престол в церкви был устроен один и освящен во имя Рождества Христа Спасителя. Между 1895 и 1912 годами в храме был устроен второй престол – в честь Успения Божией Матери.

Адрес: 641570, Курганская область, с. Частоозерье, ул. Октябрьская, 138

Телефон: 8 (35230) 2-11-70

Где остановиться

Дом паломника при Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре

Может принять до 80 человек. Срок проживания до 7 дней. Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00 ч. Групповые заявки паломников с организацией питания и ночлега принимаются за 2 недели по телефону +7 352-52-3-17-06.

Адрес: Россия, Курганская область, г. Далматово, ул. Советская, 194

Телефон: +7 (35252) 3-17-71

Гостиница для паломников при Свято-Казанском Чимеевском мужском монастыре с. Чимеево

Принимает паломников на срок от одного до трех дней (дольше только по благословению настоятеля). Может принять до 30 человек. Паломники могут приезжать группами и по одиночке, но заранее предупредив по телефону о своем приезде. При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность (паспорт, военный билет и др.). Монастырь также принимает трудников.

Адрес: Россия, 641354, Курганская область, Белозерский р-н, с. Чимеево

Телефоны: +7 (35232) 2-84-46, (+7 35232) 2-84-91

Странноприимный дом при Свято-Николаевском храме г. Шадринск

Принимает паломников и путешествующих. Рассчитан на 30 человек. Проживание бесплатное. При обращении необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт, военный билет и т.п.).

Адрес: Россия, 641800, Курганская область, г. Шадринск, ул. Пионерская, 42

Телефоны: +7 (35253) 6-49-47

Православная смена детского лагеря “Аврора” Кетовский район

Действует с 2007. Проводится в июле. Продолжительность смены 21 день. Может принять до 40 детей. Путевка бесплатная. Обращаться в епархиальный отдел религиозного образования.

Адрес: Россия, Курганская область, Кетовский р-н

Телефоны: +7 (3522) 42-18-18

Свято-Троицкий православный детский палаточный лагерь с. Колташово

Действует с 2007. Проводится в июле. Продолжительность смены 21 день. Принимает детей от 10 до 16 лет. Может принять до 100 человек. Стоимость путевки 3000 рублей. Обращаться в отдел по делам молодежи Курганской епархии.

Адрес: Россия, Курганская область, Кетовский р-н, с. Колташово

Телефоны: +7 (912) 978-70-87

Храм Святого Духа

Храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

Видео




КУРГАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Курганский Александро-Невский собор

Курганская и Белозерская епархия Курганской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 640000, г. Курган, ул. Володарского, 42
  • Тел./факс: (3522) 42-18-18
  • Официальный сайт: http://kurganvera.ru/
  • Каноническая территория: ГО Курган, Белозерский, Варгашинский, Кетовский, Лебяжьевский, Макушинский район, Мокроусовский, Петуховский, Половинский, Притобольный, Частоозерский р-ны Курганской обл.
  • Кафедральные соборы: Богоявленский и Александро-Невский в г. Кургане
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Самостоятельная Курганская епархия была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22-23 февраля [1] 1993 года, будучи выделена из состава Екатеринбургской в пределах Курганской области.

    5 мая 2015 года из состава епархии была выделена самостоятельная Шадринская епархия, после чего в ведении Курганской кафедры остались городской округ Курган, а также Белозерский, Варгашинский, Кетовский, Лебяжьевский, Макушинский район, Мокроусовский, Петуховский, Половинский, Притобольный, Частоозерский районы Курганской области. Одновременно Курганская епархия была определена центром новоучрежденной Курганской митрополии [2].

    Исторические названия

    • Курганская (викарная, упом. 1924 – упом. 1950)
    • Курганская и Шадринская (22-23 февраля 1993 – 5 мая 2015)
    • Курганская и Белозерская (с 5 мая 2015)

    Статистика

    • ок. 2004 – 74 прихода, 84 священнослужителя (74 священника; 10 диаконов), 40 воскресных школ [3]
    • декабрь 2011 – 100 приходов (из них 26 без регистрации юридического лица), 91 священнослужитель (78 священников; 13 диаконов), 21 монашествующий (8 мантийных монахов; 9 мантийных монахинь; 4 схимонахини) [4]
    • 26 декабря 2014 – 103 прихода (из них 26 без регистрации юридического лица); 4 монастыря; 1архиерейское подворье; 85 священников и 16 диаконов, мантийных монахов – 22 (включая несущих служение на приходах епархии), рясофорных – 8, мантийных монахинь – 14 (включая 4-х схимниц), рясофорных – 29 человек [5]

    Архипастыри

    • Михаил (Расковалов) (3 апреля 1993 – 11 августа 2008)
      • Феофилакт (Курьянов) (11 августа – 6 октября 2008) в/у, еп. Магнитогорский
    • Константин (Горянов) (6 октября 2008 – 5 мая 2015)
    • Иосиф (Балабанов) (5 мая 2015 – 30 августа 2019)
    • Даниил (Доровских) (с 30 августа 2019)

    Викарные епархии

    География благочиний

    • Центральное – г. Курган
    • Восточное (Макушинский, Петуховский, Частоозерский р-ны)
      • г. Макушино, с. Большое Каменное, г. Петухово, с. Частоозерье
    • Западное (Кетовский и Белозерский р-ны)
      • с. Белозерское, с. Кетово, д. Мендерское, с. Першино
    • Северное (Варгашинский, Лебяжьевский, Мокроусовский р-ны)
      • п. Варгаши, с. Елошное, п. Лебяжье, с. Лисье, с. Лопатки, с. Мокроусово
    • Южное (Притобольный и Половинский р-ны)

    Монастыри

    Ранее подчиненные епархии

    Епархиальные отделы

    • миссионерский
    • религиозного образования и катехизации
    • по взаимодействию с Вооруженными Силами
    • по взаимодействию с правоохранительными органами
    • по работе с молодежью
    • по работе с ИТУ
    • социальной диаконии и благотворительности

    Учебные заведения

    • Курганская православная школа блгв. вел. кн. Александра Невского
    • Курганский православный класс в МОУ СОШ № 29
    • Курганское духовное училище (недейств.)

    Средства массовой информации

    • Православная газета, ежемесячное официальное издание епархии
    • Православные разделы светских изданиях

    Использованные материалы

    [2] Журнал № 7 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/4067545.html

    [4] Страница официального сайта Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/31248.html

    [5] “Отчетный доклад управляющего Курганской и Шадринской епархией архиепископа Константина на епархиальном собрании 26 декабря 2014 г.”, официальный сайт Курганской епархии – http://www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&. 157

    [6] На епархии не был. Назначение отменено.

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

    В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

    Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

    Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Курганская епархия

    Первоначально территория современной Курганской епархии находилась в ведомстве Тобольской епархии. С 1923 г. она вошла в состав Свердловской (Екатеринбургской) епархии, из которой была выделена решением Священного Синода от 23 февраля 1993 г. как самостоятельная Курганская и Шадринская епархия.

    Курганская епархия имела в начале февраля 1993 г. 37 приходов. Она была разделена на три благочиния: Шадринское, Куртамышское и Курганское. Первым ее правящим архиереем 3 апреля 1993 г. был назначен епископ Михаил (Расковалов).

    Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. (журнал № 7) из состава епархии выделена Шадринская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Курганский и Белозерский». Курганская епархия включена в состав Курганской митрополии.

    Епархия сегодня
    (по состоянию на декабрь 2011 года)

    Благочиния и благочинные

    • Курганское городское — протоиерей Николай Чирков
    • Восточное — протоиерей Георгий Красников
    • Западное — протоиерей Алексий Фасола
    • Северное — протоиерей Михаил Тихонов
    • Центральное — протоиерей Сергий Еремеев
    • Шадринское городское — протоиерей Василий Семенов
    • Южное — протоиерей Александр Тимушев

    Кафедральный собор: св. блгв. кн. Александра Невского в г. Кургане.

    Монастыри

    • Казанский Чимеевский
      641354, Курганская область, Белозерский район, сел. Чимеево; тел.: (35232) 2-84-46, 2-84-91
      наместник — игумен Серафим (Дмитриев)

    Количество приходов — 100, из них 26 действуют без регистрации юридического лица.

    Количество клириков:

    • священников — 78;
    • диаконов — 13;
    • мантийных монахов — 8;
    • мантийных монахинь — 9;
    • схимонахинь — 4.

    Средства массовой информации

    • официальный сайт Курганской епархии
    • «Православная газета» (ежемесячное официальное издание епархии)
    • епархиальный канал на видеохостинге YouTube

    Православные разделы существуют в ряде светских изданий: ежемесячная страница «Православие» (в газете «Далматовский вестник»); страница «Благовест» (в газете «Сельская новь»; выходит один раз в два месяца) и др.

    Учебные заведения

    • православная школа во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского
      640000, г. Курган, ул. М. Горького, 79; тел.: (3522) 46-59-67, 42-14-51
    • православный класс в МОУ СОШ № 29
      г. Курган, ул. С. Васильева, 7

    Социальное служение

    При епархиальном управлении образованы общества:

    Святыни Богоявленского собора г. Кургана

    — Чудотворная явленная «Утятская» икона святителя Николая, архиепископа Мир-Ликийского, чудотворца (1749 г.).

    Николай Чудотворец особо любим и почитаем нашим народом. Живший 16 веков назад Святитель совершил не только многочисленные чудеса, но отличался необычайным милосердием, помогал всем нуждающимся и сам искал тех, кто нуждался в помощи. Не зря в народе его с любовью называют Угодником, Заступником, Чудотворцем. Многочисленные храмы стоят в России и возводятся новые в честь Святителя Николая, не счесть и икон с ликом Святого, которые есть в каждом храме и в каждой православной семье. Но особенно дороги нам те иконы великого Святителя, которые по его молитвам Господь прославил дарованием чудес и благодатной помощи людям. Такой бесценной святыней и является Чудотворный Утятский образ Святителя Николая.

    Это одна из главных и почитаемых святынь не только Зауралья, но и всего Урала и Сибири. 7 (20 по новому стилю) мая 1749 года, за день до весеннего приходского праздника в честь Святителя Николая, неизвестно откуда он был принесен в Утятскую слободу водою речки Серебрянки, одного из рукавов Тобола. Во время весеннего половодья местная жительница со звучным именем Синклитикия, а в просторечье Секлетея, пришла на Серебрянку чистить рыбу. Почти у самого берега она увидела на воде широкую темную доску, потянулась за ней, но доска отплыла. Пытаясь взять её, женщина вошла в воду, но доска снова отплыла от нее на несколько сажен. Секлетея вышла из воды и, почувствовав на себе взгляд, оглянулась. Из воды, из-под речного песка и тины на нее смотрели… глаза! Тогда Секлетея бросилась в село и объявила об этом священникам и народу. Доску взяли из воды и, омыв, увидели образ Святителя Николая, который представляет собою житийную икону размером 109 Х 92 см., в центре расположено погрудное изображение Угодника Божия, а по краям помещено 18 сюжетов из его жития. С тех пор икона хранилась в местном храме. Огромное почитание этого образа связано с многочисленными исцелениями и получением благодатной помощи молящимися.

    После революции Явленная Чудотворная икона Святителя Николая, как и многие святыни нашего Отечества, понесла немало страданий. В 1922 году храм разорили и закрыли. Над чудотворной иконой надругались – прицельно стреляли в глаза Святителя из духового ружья. Искромсали на части великолепную серебряную ризу Святителя, от которой до наших дней сохранилось две части, свидетельствующие о той любви и почитании, которые питали к образу наши благочестивые предки. Сама икона чудом избегла уничтожения. Когда закрывали храм, председатель сельсовета тайно под покровом ночи передал Чудотворную икону, чтобы сохранить ее, верующим супругам. В сентябре 1960 года они попытались перенести образ в действующую Свято-Духовскую церковь поселка Рябково г. Кургана, но ее отобрали уполномоченные сельсовета. Спустя годы образ Святителя Николая был найден на полке в амбаре сельсовета и передан в краеведческий музей села Утятское. В 1989 году музей был ограблен. Небольшие иконы похитили, а большую и тяжелую Чудотворную икону не смогли вынести и снова кощунственно надругались над ней, — острым предметом повредили красочный слой образа Святителя. После этого случая икону передали в Свято-Духовскую церковь поселка Смолино, а 2007 году перенесли в Богоявленский храм села Утятское.

    В 2015 году было принято решение о неотложной научной реставрации Утятского Чудотворного образа святителя Николая. Детальный осмотр древней иконы показал, что образ выполнен в XVII веке. Темперная живопись высокой художественной работы. Средник иконы был записан масляной довольно примитивной живописью в конце XIX века. Как показали рентгеновские исследования, под этой записью хорошо сохранился первоначальный великолепный лик Святителя древнего письма и более крупного размера. В целом образ находился в тяжелом состоянии, — на нем было много утрат и повреждений красочного слоя, имелись осыпи, стал рыхлым левкас, что со временем грозило полной утратой изображения. Образ перенес кощунственные издевательства. Многочисленные следы от пуль духового оружия говорят о том, что икону прицельно расстреливали, целясь в глаза Святителя. Интересно отметить, что в глаза Святителя на его древнем, находившемся под поздней записью изображении, не попала ни одна пуля!

    Реставрационные работы проводились в помещении при Курганском епархиальном управлении прибывшим из Москвы опытным специалистом-реставратором С. Н. Артемьевой. Была укреплена, промыта и покрыта специальным защитным составом доска иконы, укреплены красочный слой и левкас, удалены многочисленные гвоздики, образ расчищен от загрязнений, сняты поздние записи, удалена сильно потемневшая от времени олифа, подведен левкас в выбоинах, сделаны тонировки в местах многочисленных утрат красочного слоя, восстановлена утраченная позолота, воспроизведены утраченные надписи, образ покрыт специальными защитными слоями. В результате успешно проведенных реставрационных работ Чудотворная икона предстала взорам молящихся в том историческом виде, в котором она некогда явилась нашим благочестивым предкам более двух с половиной веков назад. 21 мая 2016 года образ помещен в Богоявленском соборе г. Кургана. Древний лик Святителя открыт взорам наших современников.

    Для хранения Чудотворного образа изготовлены специальный резной киот и киот-ковчег, который призван защитить древнюю святыню от внешних воздействий.

    — Чудотворная явленная икона Божией Матери «Одигитрия» Югская (1615 г.).

    Явление чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия (Путеводительница) Югская произошло в Псково-Печерском монастыре в 1615 году схимонаху Дорофею. Святой образ прославился многочисленными чудесами и знамениями милости Божией к людям. Некогда Матерь Божия обещала преподобному Дорофею даровать спокойное, мирное и благоденственное житие. Об этих же дарованиях ныне молятся Божией Матери пред перед Ее чудотворной иконой, сохранившейся до наших дней.

    Каждое воскресенье в 17:00 совершается молебен с акафистом со всем городским духовенством, возглавляет богослужение Митрополит Курганский и Белозерский Иосиф.

    — Чтимая икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» (XVII век).

    Это самая древняя в России икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Написана она в XVII веке и находилась в с. Большое Ивановское, вотчине стольника Н. И. Боборыкина. Образ пользовался у прихожан особым почитанием и считался чудотворным. Еще в глубокую старину он был украшен сохранившимися до нашего времени чеканной высеребряной ризой с серебряными венцами. В храме, где находился образ, служил священник Александр Никольский, отец священномученика Андроника, архиепископа Пермского. Несомненно, что святитель постоянно изливал пред образом свои молитвы. Перед иконой «Неувядаемый Цвет» верующие молятся о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, о вразумлении при выборе будущего супруга, о том, чтобы обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга.

    — Курганская копия чудотворной Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение».

    Написана в Тобольске в 1860-х годах, освящена в Абалацком монастыре. Происходит из взорванного в 1957 году Троицкого собора г. Кургана. Реставрирована в 2015 г.

    — В храме хранится несколько икон, написанных и освященных на Святой Горе Афон в середине XIX – начале XX века:

    — два списка Иверской иконы Божией Матери;

    — икона Божией Матери «Достойно есть»;

    — икона Божией Матери «Отрада и Утешение»;

    — образ Великомученика и Целителя Пантелеимона.

    В соборе также хранится много замечательных икон:

    — Список Боголюбского образа Пресвятой Богородицы XVII века;

    Казанская икона Пресвятой Богородицы XIX века, которой в годы гонений на Церковь нанесли множество ножевых ранений;

    — Икона великомученицы Параскевы Пятницы, написанная по заказу воинов, вернувшихся невредимыми с Первой мировой войны 1914-1916 годов. На обороте иконы помещены имена и фамилии этих воинов;

    — Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова академического письма XIX века, храмовый образ Иоанно-Богословской домовой церкви Курганского духовного училища (ныне здание правительства области);

    — Две иконы святителя Николая и праведного Симеона Верхотурского XIX века, написанные в иконописной мастерской Верхотурского монастыря; одна из них с частицей мощей праведного Симеона;

    — Древняя икона святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца, XVII века;

    — Икона преподобного Павла Фивейского, принадлежавшая известному старцу архимандриту Павлу (Груздеву; +1996 г.)

    Югская икона Божией Матери с 16 клеймами чудес, созданная ярославскими мастерами в память 400-летия явления чудотворного образа в 2015 г.;

    — Уникальный образ преподобного Сергия Радонежского с миниатюрными сценами жития, написанный в 2014 г. ярославскими мастерами в память 700-летия со дня рождения Преподобного;

    — В соборе находится точная копия главной святыни Зауралья чудотворной Казанской-Чимеевской иконы Божией Матери;

    — Список чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», подающей благодать исцелений от пьянства и наркомании.

    В алтаре Богоявленского собора хранятся и износятся для поклонения:

    — Ковчег-реликварий с Шипом Тернового Венца Спасителя.

    — Ковчег-реликварий с частью Животворящего Древа Креста Господня.

    — Ковчег-реликварий с частицей Ризы Живоносной Христовой.

    — Ковчег с частями мощей святых преподобномучеников Афонских Евфимия (+1814), Игнатия (+1814) и Акакия (+1816).

    — Ковчег с частицами мощей: мучеников Трифона, Вонифатия, Иустина, Иннокентия, Виталия, Феликса, Германа, Хрисанфа, Зиновия; мученицы Неониллы; преподобномученика Евстратия Киево-Печерского; благоверной великой княгини Евдокии Московской.

    — Святой мученицы Валентины.

    — Священноисповедника Леонтия, архимандрита Михайловского.

    — Ковчег с частью главы священномученика Николая (Любомудрова; +1918);

    — Реликварий с частицей мощей святой мученицы царицы Александры (+303 г.);

    — Ковчежец с частью честной главы мученика младенца Иоанна (Чеполосова), Угличского (+1663).

    В витринах-мощевиках, расположенных в интерьере собора, хранятся ковчеги с мощами:

    1. (рядом с чудотворным Утятским образом свт. Николая, на левой стороне притвора):

    — Святителя Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского;

    — Святителя Спиридона, еп. Тримифунтского;

    — Св. великомученика и целителя Пантелеимона;

    — Св. великомученика Георгия Победоносца.

    2. (рядом с Казанской-Чимеевской иконой Божией Матери, на правой стороне притвора):

    — Святых мучеников Адриана и Наталии;

    — Святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских;

    — Св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских;

    — Св. мучеников Трифона и Флора и Лавра.

    3. (справа перед главным иконостасом):

    — Ковчег с частями честных глав мучеников Келестина, Магна Кизичесского, Иустина, мучениц Афанасии Канопской (+31 янв. 311 г.) и Христины (+24 ил. ок. 300 г.), преподобной Доды игумении (+24 апр., VII век).

    — Ковчег с большой частью святых мощей мученика Викентия диакона, Сарагосского (+304 год).

    — Ковчег с частями мощей мучениц Елены Испанской (+13 авг. 304 г.), Виктории (Ники, +258 г.) Карфагенской, Феофилы девы, Никомидийской, +28 дек. 302 г.), Регины девы, Галльской, +7 сент. 286 г.).

    — Ковчег с большой частью мощей преподобного Илариона Троекуровского.

    — Ковчег с большой частью мощей преподобного Саввы Стромынского.

    — Ковчег с большой частью мощей святого праведного Василия Павловопосадского.

    4. (слева перед главным иконостасом):

    — Ковчег с большой частью мощей десницы (кистью правой руки) святителя Феодосия исповедника, епископа Коломенского.

    — Ковчег с кистью руки святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского.

    — Ковчег с 12 частицами святых мощей преподобных отцов и старцев Оптинских: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Амвросия, Анатолия I, Исаакия I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия II, Нектария.

    — Ковчег с частицами мощей: Виленских мучеников; мучеников Грузинских; святителей Мелетия Рязанского и Иоанна Шанхайского; священномученика Романа (Медведя); преподобноисповедника Леонтия, архимандрита Михайловского; преподобной и благоверной княгини Анны Кашинской; преподобных Иосифа Волоцкого и Феодора Санаксарского; праведного воина Феодора Ушакова; праведного Феодора Томского; блаженного Алексия Елнатского.

    — Ковчег, в который вставлены три старинных ковчежца, с частицами Покрова (Мафория), Ризы (Хитона) и Пояса Пресвятой Богородицы;

    — Ковчег с частицами мощей угодников Божиих, имеющих благодатную силу от Бога в исцелении наших телесных болезней и духовных немощей: Великомученика Димитрия Солунского; апостола Варфоломея; мучеников бессребреников Космы и Дамиана; мученика Вонифатия; святителей Василия Великого и Модеста Иерусалимского; священномученика Киприана и мученицы Иустины.

    5. (в левом приделе во имя святителя Николая):

    — Ковчег с мощами честной главы святой Великомученицы Варвары (+ ок. 306 г.).

    — Ковчег с главой святого мученика Валерия Свессионского, Гальского (+287 г.).

    — Ковчег с частью главы святого мученика Виктора-воина (+ ок. 290 г.).

    — Ковчег с частями мощей: свщмуч. Иринея, еп Лионского; свщмуч. архидиакона Лаврентия; муч. Кирина Римского; муч. Вонифатия Тарсийского; муч. Христофора Ликийского; препмуч. Сирения Сермийского (+307); преп. Иоанна Лествичника; преп. Пелагии Палестинской; преп. Филофея пресвитера, Вифинского; преп. Аристоклия Афонского, старца Московского.

    — Ковчег с мощами новомучеников Российских: священномучеников: Владимира, митрополита Киевского (+1918); Фаддея, архиепископа Тверского (+1937); Илариона, архиепископа Верейского (+1929); пресвитеров Александра Смирнова и Феодора Ремизова (+1918); священноисповедников: Афанасия (Сахарова;+1962), епископа Ковровского; Сергия архимандрита (Серебрянского; +1948); Александра архимандрита Санаксарского (+1961).

    — Ковчег с мощами исповедников Российских: преподобноисповедника Георгия (Лаврова; +1932), архимандрита Даниловского; Георгия Седова (+1960), Романово-Борисоглебского; преподобноисповедницы Параскевы Дмитровской (Матиешиной; +1953).

    Ковчег с частицами мощей: апостола Варнавы; равноапостольной Марии Магдалины; преподобных Отцов в лавре св. Саввы в 614 г. убиенных; преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского; святителя Филарета, митрополита Московского; святителя Иннокентия, митрополита Московского; преподобного Варнавы Гефсиманского; блаженной Любови Рязанской.

    — Ковчег с частями мощей праведного Симеона Верхотурского; преподобного Далмата Исетского; священномученика Аркадия, пресвитера Боровского.

    Ковчег с частицами мощей: апостола Андрея Первозванного; великомученика и целителя Пантелеимона; мученика Иоанна Воина; преподобных Евфимия Суздальского, Макария Калязинского, Арсения Коневского, Саввы Сторожевского, Геннадия Любимоградского.

    — Гробница с мощами святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (+1090 г.).

    — Ковчег с частями мучеников первых веков христианства: Симфориана Римского (память 18 декабря; +ок. 287 г.); Прова Аназарвского (память 12 октября; +304 г.); Дисидерия чтеца, Путеольского (память 21 апреля; +ок. 305 г.); Кандида Трапезундского (память 21 января; III–IV вв.); Иуста Римского (память 14 июля; I век); Короната Кесарийского, Вифинского (память 17 августа; +249 г.).

    6. (в правом приделе в честь Иверской иконы Божией Матери):

    — Ковчег (в виде храма) с частями мощей святых благоверных князей Феодора Смоленского (+1299 г.) и чад его, Давида (+1321 г.) и Константина, Ярославских чудотворцев.

    — Ковчег с частями мощей священномученика Константина, пресвитера Богородского, и иже с ним пострадавших (+1918г).

    Иконы с частицами мощей: святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца; св. равноапостольной княгини Ольги; св. княгини Людмилы Чешской; преподобного Саввы Освященного; преподобного Никиты Столпника Переславского.

    Курганская епархия: храмы и монастыри, святыни и священники

    По данным Курганской и Шадринской епархии (на декабрь 2011 года): 1.Курганское городское благочиние: 10 действующих храмов, 4 строящихся храма, 2 часовни. 2. Шадринское городское благочиние: 3 действующих храма, 1 строящийся храм, 3 молебные комнаты. 3. Центральное благочиние: 9 действующих храмов, 8 строящихся храмов, 16 молитвенных домов, 14 недействующих каменных храмов дореволюционной постройки. 4. Северное благочиние: 16 действующих храмов, 6 молитвенных домов, 1 часовня. 5.Западное благочиние: 13 действующих храмов, 1 строящийся храм, 4 молитвенных дома, 1 часовня. 6. Южное благочиние: 5 храмов, 1 молитвенный дом. 7. Восточное благочиние: 8 действующих храмов, 4 строящихся храма, 5 молитвенных домов, 1 недействующий храм (восстанавливается).

    Восемь храмов Курганской области являются памятниками культовой архитектуры федеральной категории охраны: 1. Комплекс Свято-Успенского Далматовского монастыря (г. Далматово); 2. Спасо-Преображенский собор (г. Шадринск); 3. Николаевская церковь (г. Далматово); 4. Церковь Покрова (с. Першинское Далматовского района); 5. Церковь Иоанна Предтечи (с. Широковское Далматовского района); 6. Церковь Трех Святителей (с. Карачельское Шумихинского района); 7.Церковь Флора и Лавра (с. Белоярское Щучанского района); 8. Никольская церковь (с. Таловка Юргамышского района). /ПРИЛОЖЕНИЕ 8/

    Большинство церквей, являющихся объектами культурного наследия Курганской области, заложены в конце XVIII – начале XIX веков. Многие из них, особенно памятники федерального значения, считаются выдающимися образцами таких архитектурных стилей как барокко (в том числе сибирское, «украинское») и классицизм. К сожалению, к настоящему времени многие элементы строений утрачены, сами здания находятся в полуразрушенном состоянии. [28]

    Духовенство

    В Курганской и Шадринской епархии 94 священнослужителя: 79 священников и 15 диаконов (на начало июня 2012 года). По этому показателю Курганская область находится на 4 месте в УрФО после Свердловской (более 350 священников), Челябинской (более 150) и Тюменской (около 100 священников) областей, опережая северные автономные округа ХМАО и ЯНАО. [30]

    Максимальное количество священников отмечается в кафедральных городах и монастырях: в г. Кургане – 21 священник (главный кафедральный город, областной центр, место нахождения епархиального управления и архиерейского подворья, самый населенный город с максимальным количеством приходов), в г. Шадринске – 6, в Кетовском районе – 7, в Катайском – 6, в Белозерском – 5. При этом в Чимеевском монастыре – 4, Далматовском и Боровском – по 3 священника. Минимальное количество священников отмечается в Альменевском и Сафакулевском районах, которые не имеют своих священников (т.е. собственных настоятелей в их приходах). Также в пределах других районов области отмечается наличие приходов без своего настоятеля (т.е. священники являются настоятелями нескольких храмов одновременно). В Каргапольском районе – 4 прихода, в Притобольном, Шумихинском и Юргамышском районах – по 2 прихода, в Далматовском, Кетовском, Макушинском, Половинском, Шадринском, Щучанском районах и в городе Кургане – по 1 приходу. В то же время в области есть приходы, в которых служат более 1 священника: в Кафедральном Соборе Александра Невского в г. Кургане – 6, в Богоявленском храме г. Кургана – 4, в Архиерейском подворье в пос. Смолино и во всех храмах г. Шадринска – по 2 священника. Диакона служат в 9 приходах Курганской области: в Кафедральном Соборе св. благ. кн. Александра Невского г. Кургана (3 диакона), Богоявленском храме г. Кургана (2) и по 1 в Далматовском и Чимеевском монастырях, Спасо-Преображенском и Никольском храмах г. Шадринска, с. Введенское (Кетовского района), с. Боровлянское (Притобольного района) и в пос. Смолино г. Кургана. [26]

    Святыни

    К числу особых святынь можно отнести уникальные и чудотворные иконы и мощи святых, которые прославились на территории Курганской области. Пожалуй, главной святыней в области можно считать чудотворную Казанскую Чимеевскую икону Божией Матери, находящуюся в Свято-Казанском Чимеевском мужском монастыре в с. Чимеево Белозерского района. К числу других уникальных икон можно отнести: 1. Список чудотворной Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение» в Храме святых Апостолов Петра и Павла в г. Куртамыш; 2. Чудотворную икону свт. Николая Чудотворца в с. Утятское Притобольного района; 3. Мишкинский и Далматовский списки Порт-Артурской иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» (2 списка из четырех чудотворных исторических списков Порт-Артурской иконы, выполненных до 1917 г., находятся в Курганской области), находящиеся в Свято-Троицкой церкви р.п. Мишкино и в храме «Всех скорбящих радость» Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря; 4. «Шадринское чудо»: удвоенная на стекле икона Спаса Нерукотворного в Спасо-Преображенском храме г. Шадринска (во всей истории православной Церкви известно всего только около десяти подобных случаев); 5. Список иконы Пресвятой Богородицы «Целительница» в Кафедральном Соборе святого благоверного князя Александра Невского в г. Кургане (обновленная чудотворная икона); 6. Мощи сщмч. Аркадия Боровского в Монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы с. Боровское Катайского района (единственный святой общецерковного почитания в епархии), 7. Мощи прп. Далмата Исетского в Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре. /ПРИЛОЖЕНИЕ 9/

    Собор Самарских святых (память – 30 июля/12 августа)

    Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец.

    В 1354 году проплывая по Волге на пути в Золотую Орду, святитель Алексий остановился у впадения реки Самары в реку Волгу, где в уединенной келье проживал старец-схимник, имя которого неизвестно. Святитель предсказал, что на сем месте возникнет град великий, в котором просияет благочестие и град сей во веки разорен не будет. Святитель Алексий является небесным покровителем города Самары, в его память был освящен придел в первом Кафедральном соборе города Самары – Вознесенском, построена часовня на месте посещения святителя. День памяти святителя Алексия является Днем города Самары.

    Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.

    Родился 1 января 1848 года, в 1888 году рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1981-1892 гг. – епископ Самарский и Ставропольский. По прибытии на кафедру святитель столкнулся с эпидемией холеры и сильным неурожаем, повлекшим голод для многих людей. Святитель Владимир явился в тяжелую минуту нравственной опорой для страждущих. Им был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим, открыты бесплатные столовые. Владыка Владимир подавал личный пример в напутствовании умирающих, призывал свою паству к покаянию и милосердию. В 1892-1898 гг – экзарх Грузии, в 1898-1912гг – митрополит Московский и Коломенский, в 1912-1915 гг. – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, с 1915 г. – митрополит Киевский и Галицкий. 25 января 1918 года принял мученическую смерть от рук красноармейцев. Канонизирован Архиерейским собором 1992 года.

    Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский.

    Родился 17 апреля 1874 года. В 1896 году рукоположен в сан иеромонаха, 1902-1905 годах – ректор Самарской Духовной Семинарии. Священномученик Вениамин большое внимание уделял духовно-нравственному воспитанию семинаристов, установил обязательную череду при семинарском храме, во внеучебное время проводил пастырские беседы с учащимися. Большое внимание отец-ректор уделял паломническим поездкам семинаристов по святым местам, организовывал регулярные выезды в села губернии, где проводились катехизаторские чтения и семинаристы учились проведению проповедей и пастырскому окормлению населения. С 1905 года – ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. В 1910 году рукоположен во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 1917 митрополит Санкт-Петербургсий и Гдовский. 29 мая 1922 года арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. 13 августа 1922 года принял мученическую смерть за Христа. Канонизирован Архиерейским собором 1992 года.

    Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский.

    Родился 20 августа 1880 года. В 1913 году рукоположен во епископа Чистопольского, викария Казанской епархией и назначен ректором Казанской Духовной Академии. С 1922 г. – епископ, а с 1923 г. – архиепископ Самарский. Противодействовал обновленческому расколу, за что был арестован в 1923 году и сослан на 3 года в Туркмению. С 1928 года – архиепископ, а с 1932 года – митрополит Одесский. Арестован 8 августа 1936 года и приговорен к 5 годам заключения в концлагере. 23 января 1938 года умер от отека легкого и непосильной работы. Канонизирован Архиерейским собором Украинской Православной Церкви.

    Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский.

    Родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую Духовную Академию и в 1889 году был рукоположен в сан священника Всесвятской церкви города Вятки. В 1900 году, будучи инспектором Вятской Духовной семинарии, овдовел и принял монашеский постриг. В 1904 году рукоположен в епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 1912 года – епископ Вологодский. В 1921 году смещен с кафедры и находился в ссылке. В 1928-1933 годах – архиепископ Самарский. Активно противодействовал обновленческому расколу, совершал частные богослужения в городах и селах епархии, за которыми рукополагал в священный сан достойных кандидатов из числа грамотных крестьян. Стремясь сохранить монашество, совершал тайные постриги и оказывал помощь сосланным и гонимым. В 1933 году арестован и приговорен к трем годам заключения в лагере. В 1936 году вернулся в Самару, где организовал тайную семинарию для подготовки священнослужителей из числа интеллигенции, которая в документах НКВД именовалась “Институт научного тайного духовенства”. 29 ноября 1937 года арестован с группой самарских священников по обвинению контрреволюционной деятельности. Несмотря на пытки и истязания, виновным себя не признал. 30 декабря 1937 года тройкой УНКВД по Куйбышевской области, был приговорен к расстрелу. 14 января 1938 года принял мученическую смерть за Христа. Вместе с ним были расстреляны Самарские священники:

    священник Александр Иванов (1866-1938);

    священник Александр Органов (1873-1938);

    священник Василий Витевский (1873-1938);

    священник Вячеслав Инфантов (1883-1938);

    священник Иаков Алферов (1878-1938);

    священник Иоанн Смирнов (1873-1938);

    священник Иоанн Сульдин (1880-1938);

    священник Трофим Мячин (1888-1938).

    Все они были канонизированы Архиерейским Юбилейными собором 2000 года.

    Священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский

    (8.02.1862, Самара – 4.09.1937, близ Чимкента). Память 22 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

    Окончил СПб. Духовную академию со степенью кандидата богословия, 16 августа 1895 г. рукоположен во священника. В сане протоиерея служил в Самаре. Овдовел. 3 июня 1923 г. хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. В конце 1923 г. уклонился в обновленчество. В 1924 г. принес покаяние, назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии. С 16 сентября 1927 – епископ Малмыжский, викарий Сарапульской Ижевской епархии. В 1931 г. был на Енотаевской, Сызранской и Омской кафедрах. 11 августа 1933 г. стал архиепископом. 24 апреля 1935 г. – арест, приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. В г. Мирзоян помог организовать “староцерковную общину”. 15 мая 1937 г. – арест и заключение. На допросах вины не признал, показаний на других не дал. Расстрелян. Прославлен Архиер. Соб. РПЦ 2000 г.

    Священномученик Августин (Беляев Александр Александрович), архиепископ Калужский и Боровский.

    Родился в семье священника, окончил Казанскую духовную академию в 1911 г. В 1923 г. хиротонисан в епископа Ивано-Вознесенского.

    С 1 апреля 1930 г. епископ Сызранский. С начала своего служения на Сызранской кафедре еп. Августин пользовался огромным авторитетом среди верующих, объединил вокруг себя все духовенство, являясь заботливым отцом и мудрым архипастырем, что не понравилось местной власти, нашедшей повод для ареста архиерея. 21 февраля 1931 г. ОГПу арестовало преосвященного Августина и с ним 16 священников, 1 монаха и 39 мирян, обвинив их в антисоветской деятельности, в помощи находящимся в ссылке верующим, пропаганде монархических устоев Тихоновской церкви и в протесте против закрытия храмов. В обвинительном заключении роль епископа Августина характеризовалась следующим образом: с появлением на Сызранской кафедре епископа Августина церковная жизнь почувствовала в нем крепкую опору старых традиций. Приговорен к 3 годам заключения в Свирлаге, расстрелян 19 ноября 1937 года по приговору тройки УНКВД Потульской области. Канонизирован к общему церковному почитанию Арх. Собором 2000 г.

    Священномученник Константин Сухов.

    Родился в 1867 году. Служил в Христорождественском храме села Царевщина, затем в Спасо-Вознесенском соборе г. Бугуруслана, который тогда входил в Самарскую губернию. Был любим за горячую проповедь слова Божьего, за добрый и отзывчивый нрав, за неутомимую миссионерскую и просветительскую деятельность. Как представитель от духовенства в Земском собрании неустанно заботился о духовном и физическом здоровье народа, о его благополучии. В годы всенародной смуты смело выступал против злодеяний безбожной власти. 22 октября (по новому стилю) 1918 года был взят солдатами за Божественной Литургией и расстрелян недалеко от Спасо-Вознесенского собора.

    17 июля 2001 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

    Священномученик Нифонт (Выблов), иеромонах.

    Родился в 1882 в г. Ейске. В 1913 г. учился в миссионерской школе в с. Подлесное Хвалынского уезда Саратовской губернии. Пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха в г. Хвалынске. С 1925 по 1930 гг. служил в храме села Березовый хутор. 28 декабря 1930 г. был арестован и заключен в тюрьму г. Сызрань. Обвинение в свой адрес не признал. Скончался 30 августа 1931 г. в Сызранской тюрьме. Прославлен Арх. Собором 2000 г. Память празднуется 10 ноября.

    Мученик Александр Антонович Медем.

    (1870(7) ? – 1.04.1931, Сызрань). Память 10 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

    В 1928 г. арестован и сослан в Сызрань, где был духовным чадом сщмч. иером. Нифонта (Выблова).

    В декабре 1930 г. арестован по делу Сызранского еп. сщмч. Августина (Беляева). На допросах мч. Александр держался с большой выдержкой и достоинством, несмотря на тяжелую болезнь, никого не назвал.

    В начале 1931 г. скончался от туберкулеза в тюремной больнице. Прославлен Архиер. Соб. РПЦ 2000 г.

    Преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханков Павел Иванович).

    Прославлен в соборе Оптинских старцев, родился и провел детские годы в Самаре.

    Святой праведный Александр Чагринский.

    Протоиерей Александр Юнгеров родился в 1821 году, рукоположен в сан священника в 1842 году. С 1843-1881 гг. настоятель Свято-Троицкой Церкви с. Балаково. Был замечательным проповедником и вернул в лоно Церкви многих раскольников. Был известен строгой аскетической жизнью и имел дар слезной, сердечной молитвы. С 1881 года духовник Чагринского Покровского женского монастыря Самарской Губернии и за время служения в нем показал себя ревностным пастырем, утешавшим молитвой и наставлением сотни приходивших к нему людей. Имел от Господа дар чудотворения, известно более десяти чудесных исцелений в годы его жизни и в первые годы после смерти. Был хорошо известен св. прав. Иоанну Кронштадтскому, который благословлял самарских паломников по всем вопросам духовной жизни обращаться к протоиерею Александру Юнгерову. Старец скончался в 1910 году, над его могилой была устроена часовня, которую посещали многие паломники, обретая душевное и телесное исцеление.

    22 июня 2000 года состоялось обретение мощей старца и они были перенесены в Самарский Иверский женский монастырь. В 2001 году определением Священного Синода праведный Александр прославлен как местночтимый святой Самарской Епархии.

    Святой праведный Петр Чагринский.

    Благочестивый мирянин Петр Иванович Колпаков родился в 1856 году в селе Чагры Ставропольского уезда Самарской губернии. На протяжении своей жизни отличался глубокой верой подлинным христианским смирением. Вел аскетический образ жизни, не вкушая мяса и вина, соблюдая три постных дня в неделю. В свободное от сельских трудов время утешал скорбящих, проповедуя слово Божие, призывая к покаянию и благочестивой, воздержанной жизни. Был отмечен даром чудотворения. Когда начались гонения на Церковь, призывал людей стоять за Православную веру и укреплял малодушных. Старец Петр скончался в 1925 году.

    На основании народного почитания и многочисленных чудес совершенных по его молитвам в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была совершена его канонизация как местночтимого святого Самарской Епархии

    Читайте также:  Свято-Духов собор в Минске: история, описание и адрес храма, святыни и праздники
    Ссылка на основную публикацию