Липецкая епархия: храмы и монастыри, святыни и священники

Храмы и монастыри Ельца

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец

В 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В., была опубликована замечательная книга «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец». Огромная работа по исследованию истории елецкой церковной жизни, которую провели авторы книги, финансировалась администрацией Липецкой области по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего НИКОНА, епископа Липецкого и Елецкого.

Однако книга поступила в свободную продажу в самом Ельце лишь в 2008 году, да и то в ограниченном количестве. Тираж издания составил всего 5000 экземпляров. Свой экземпляр я заказал и приобрёл в одном из интернет-магазинов Москвы в 2009 году за 1600 руб.

Книга продолжила многотонную серию исследований и публикаций, рассказывающих об истории православных храмов, монастырей и часовен, существовавших некогда и существующих сегодня на территории Липецкой области в пределах юрисдикции Липецкой и Елецкой епархии, а также о святынях, святых и подвижниках Липецкой земли. Данный том представляет собой научно-популярные очерки по истории всех приходских, домовых, кладбищенских и монастырских храмов и часовен, находившихся когда-либо на территории современного Ельца. В книге приводятся сведения о строительстве и дальнейшей судьбе храмов, их архитектурных особенностях и внутреннем убранстве, святынях и замечательных событиях в их истории, людях, строивших и украшавших елецкие храмы, прославивших их своей подвижнической жизнью, священно- и церковнослужителях елецких храмов.

Сведения об авторах:

КЛОКОВ Александр Юрьевич — председатель Липецкого областного краеведческого общества, член Общественной палаты Липецкой облас­ти, г. Липецк.

НАЙДЁНОВ Андрей Анатольевич — начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области, руководи­тель исторической секции Липецкого областного краеведческого обще­ства, секретарь Комиссии по канонизации святых Липецкой и Елецкой епархии, г. Липецк.

НОВОСЕЛЬЦЕВ Александр Васильевич — архитектор, член Союза архитекторов России, член Союза писателей России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, г. Елец.

В книге использованы документы и фотографии из фондов РГИА, РГАДА, ИИМК РАН, ГИМ, ГНИМА, ГАЛО, ГАОО, ЛОКМ, ЕКМ, базы данных «Новомученики и исповедники Российские» Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета (г. Москва), архива редакции журнала «Вестник церковной истории» (г. Москва), личных собраний авторов, а также В.А. Заусайлова, Р.А. Григорьевой, А.В. Окуневой, протоиереев В. Романова, П. Людаева и Н. Доненко, иерея С. Дорофеева, В.А. Душичкина, А.К Козявина, Л.А. Морева, Ю.М. Мигуновой, Н.А. Бутягиной, С.В. Кабанова.

Содержание:

Книга о храмах и монастырях Ельца стала достойным продолжением серии, издание которой было предпринято в прошлом году совместным трудом Липецкой и Елецкой епархии, администрации Липецкой области и общественного объединения — Липецкого областного краеведческого общества.

Елец — не только второй по численности населения и экономическому потенциалу населенный пункт Липецкого края. Это древнейший город на территории области, славные страницы прошлого которого уже навечно вписаны в историю всей нашей страны. Живописное местоположение, хорошо сохранившаяся планировочная структура города, большое количество памятников истории и культуры делают Елец настоящей жемчужиной в ряду культурного наследия Липецкой области. Это тем более актуально ввиду активного развития туристических возможностей региона и создания на территории города особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Елец».

Древний Елец с его десятками храмов и часовен, среди которых выделяются подлинные архитектурные шедевры — Вознесенский собор, Великокняжеская церковь, ансамбль Знаменского монастыря, — способен и должен стать подлинным центром туризма как культурного, так и паломнического. Руководством области делается многое для того, чтобы елецкие храмы и монастыри вновь обрели первозданный вид, поражавший своей красотой и очарованием всех гостей Ельца ещё в начале XX столетия.

Но, кроме «телесного» восстановления елецких святынь, перед всеми нами стоит ещё одна важнейшая задача. Речь идёт о всемерном содействии духовному возрождению наших земляков. Поэтому издание таких книг, как «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» — плод сотрудничества государства, церкви и общества, — будет служить еще одним основанием для возрождения национальной культуры и сохранения исторической памяти, без которых невозможно полноценное движение вперед.

О.П. Королёв, глава администрации Липецкой области

Благословенный град Елец. Воистину святые чувства вызывает в нас само упоминание этого древнейшего города, с полным правом считающегося одним из духовных центров Липецкой земли. Силуэты многочисленных храмов Божиих давно стали олицетворением самого Ельца, а вся его история буквально пронизана свидетельствами Промысла Божия и деяниями целого сонма святых угодников.

Предание относит основание Ельца на нынешнем месте благословению святителя Алексия, митрополита Московского, посетившего город в 1357 году по пути в Орду. Другой наш великий святитель — Тихон Задонский, искренне любивший Елец, пожалуй, более других городов, всё время пребывания на покое в Задонском Богородицком монастыре был утешителем и наставником для многих жителей Ельца. Сами же ельчане издревле славились своим благочестием и усердием к храмам Божиим, верностью устоям Православной Веры, кротостью и взаимным согласием. Всё это позволяло святителю Тихону называть Елец «Новым Сионом» и снова и снова по велению сердца приезжать к глубоко почитавшим его жителям и находить среди добродетельных елъчан духовное облегчение и успокоение. С Ельцом связаны своими жизнью и подвигами значительное количество святых и подвижников веры и благочестия. И все они так или иначе оставили свой светлый след в истории елецких храмов, монастырей и часовен, по числу которых в начале XX столетия «Новый Сион» способен был тягаться со многими губернскими городами России. Всё это и стало предметом нового исследования светских историков А.Ю. Клокова, А.Л. Найдёнова и А.В. Новосельцева.

Новая книга о святынях Ельца, продолжающая серию «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии», станет подлинной энциклопедией церковной истории второго кафедрального города нашей епархии.

Никон, епископ Липецкий и Елецкий

От авторов

Вторая книга серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» посвящена Ельцу — самому древнему и самому интересному в историческом и культурном отношении городу Липецкой области. Старинный купеческий Елец — город-форпост земли Русской на границе со степью, прославленный своими воинами и подвижниками, множеством церквей и монастырей — ныне является вторым кафедральным городом Липецкой епархии. Елец — один из главных центров Православия в нашем крае, средоточие многих направлений его духовной жизни. Познакомиться с его церковной историей, узнать и понять прошлое елецких храмов и монастырей, подвижничество их строителей, служителей и благотворителей — значит во многом познать саму историю церкви в нашем крае, глубину веры наших предков, которые, всем сердцем прославляя Господа и совершая духовные подвиги во славу Его, в то же время не жалели сил и средств на возведение и украшение всё новых и новых храмов Божиих. В этом авторы книги и видели свою главную задачу, желая дополнить, уточнить и по возможности развить труды своих предшественников.

История елецких святынь привлекала внимание многих исследователей ещё с середины XIX в. Тогда один из первых краеведов Ельца — городничий, а потом полицмейстер полковник Николай Александрович Ридингер в своей книге «Материалы для истории и статистики г. Ельца» (Орёл, 1865) посвятил им значительную часть своего труда.

Другой ельчанин — купец и краевед Егор Иванович Назаров опубликовал в «Трудах Орловской учёной архивной комиссии» ряд статей по истории некоторых городских церквей, а также Знаменского и Троицкого монастырей (Орёл, 1895).

Иеромонах Задонского Богородицкого монастыря Геронтий (Кургановский) в 1894 и 1895 гг. издал две книги, посвященные елецким монастырям, — «Историко-статистическое описание Елецкого Свято-Троицкого мужского третьеклассного монастыря» и «Историческое описание Елецкого Знаменского девичьего монастыря, что на Каменной горе», в которых подробно описал историю самих обителей, их храмы и достопримечательности, самых известных настоятелей и настоятельниц, подвижников.

Преподаватель Орловской духовной семинарии Гавриил Михайлович Пясецкий в книге «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей»
(Орёл, 1899) значительное место уделил церковному прошлому Ельца. А в первом томе «Исторического описания церквей, приходов и монастырей Орловской епархии», изданном Орловским церковным историко-археологическим обществом (Орёл, 1905), каждому храму Ельца посвящена отдельная статья, содержащая обширные исторические и статистические сведения. Последней крупной работой в изучении церковного прошлого Ельца до 1917 г. стало издание в 1911 г. елецкой газетой «Голос порядка» книги Алексея Константиновича Воскресенского «Город Елец в его настоящем и прошлом», в которой автор собрал всё самое важное и интересное из предыдущих изданий с добавлением сведений из клировых ведомостей елецких храмов за 1909 г. К сожалению, клировые ведомости не пережили катаклизмов XX столетия, что делает для нас книгу А.К. Воскресенского особенно ценной. Вышеперечисленные работы при всех своих недостатках, обусловленных опорой на «легендарную» историю Ельца и узкий круг исторических источников, обладают целым рядом несомненных достоинств.

В них приводятся документы, которые не дошли до нашего времени, или свидетельства непосредственных очевидцев многих событий в церковной истории Ельца.

Новым этапом в изучении елецких святынь стала работа над темой уже в наше время елецких архитекторов и краеведов Виктора Петровича Горлова и Александра Васильевича Новосельцева. Их книги «Вознесенский собор в Ельце» (Липецк, 1992), «Елец веками строился» (Липецк, 1993), «Храм иконы Елецкой Божией Матери» (Липецк, 1995) и «Великокняжеская церковь в Ельце» (Елец, 2005) во многом дополнили и уточнили историю целого ряда елецких храмов и монастырей, значительно облегчив задачу авторов настоящего издания.

Основными источниками для книги о храмах Ельца послужили материалы Российского государственного архива древних актов (г. Москва), Российского государственного исторического архива (г. С.-Петербург) и Государственного архива Липецкой области. К сожалению, архив Орловской духовной консистории почти полностью был уничтожен в советское время. Жалкие его остатки хранятся ныне в Государственном архиве Орловской области. Среди сохранившихся документов лишь единицы касаются Ельца. Больно осознавать, — какой огромный пласт бесценной информации о строительстве, освящении и благоукрашении елецких храмов, деятельности их священно- и церковнослужителей, церковных старост и благотворителей, каждодневной жизни приходов, торжественных и знаменательных моментах приходской жизни Ельца мы потеряли безвозвратно.

Серьезным подспорьем в работе над книгой, тем более ввиду отсутствия клировых ведомостей елецких церквей, послужили публикации «Орловских епархиальных ведомостей», выходивших с 1865 г. по 1918 г., а также выпуски «Трудов Орловской учёной архивной комиссии» и Орловского церковного историко-археологического общества, увидевшие свет в начале XX столетия. Интересные исторические и статистические сведения почерпнуты авторами из «памятных книжек» и адрес-календарей Орловской губернии за 1868-1917 гг. и «Справочной книжки по Орловской епархии на 1903 год», различных дореволюционных изданий, посвященных Орловской губернии и епархии, городу Ельцу. Бесценным источником по церковной жизни Ельца стали газеты 1900-1930-х гг., ранее недооценённые исследователями.

Послевоенный этап церковной истории Ельца представлен на основании архивохранилищ Орловско-Севской (1944-1954), Воронежско-Липецкой (1954-2003) и Липецкой и Елецкой (2003-2006) епархий, уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Орловской и Липецкой областям, частных собраний священнослужителей и прихожан елецких храмов, публикаций средств массовой информации, устных свидетельств непосредственных участников событий. Полный перечень использованных источников и литературы приведён в примечаниях в конце книги.

Как и в первом томе, в настоящем издании каждый из храмов Ельца представлен в отдельном очерке, помещённом в книге в зависимости от назначения храма в церковной жизни города и времени его создания. После соборных, приходских, домовых и кладбищенских церквей идут очерки о монастырях и часовнях Ельца. Очерки о храмах, которые были построены сравнительно в позднее время, но являются «наследниками» более древних церквей, расположены сразу же после статьи о своих предшественниках. В качестве приложения к истории каждого храма приведены насколько возможно полные списки его священно- и церковнослужителей с древнейших времен и до настоящего времени. К очеркам о елецких монастырях – соответственно списки настоятелей и настоятельниц этих обителей. Впервые приводится и наиболее полный список елецких епископов — викариев Орловской епархии.

Авторы осознают невозможность осветить всё и вся в истории храмов и монастырей Ельца в рамках одной книги и будут благодарны всем, кто поможет уточнить и дополнить опубликованные сведения.

Подготовка и издание данной книги в рамках задуманного авторами многотомной серии, посвященной истории храмов и монастырей, святым и подвижникам, церковной жизни и святыням Липецкого края, состоялось благодаря областной целевой программе «Развитие гражданского общества» и пониманию необходимости подобного проекта главой администрации Липецкой области Олегом Петровичем Королёвым и областным Советом депутатов во главе с его председателем Павлом Ивановичем Путалиным. С радостью говорим «Спаси Господи» нашему Владыке — Его Преосвященству, Преосвященнейшему Никону, епископу Липецкому и Елецкому — чьё благословение на продолжение труда служило нам огромной духовной поддержкой в работе над книгой. Вновь благодарим за помощь начальника управления по связям с общественностью администрации Липецкой области Анатолия Николаевича Ларина и его сотрудников — А.А. Быкова, Л.В. Назарову и Л.Ю. Лошкареву. А также секретаря Липецкой и Елецкой епархии, настоятеля Христорождественского кафедрального собора г. Липецка протоиерея Василия Бильчука.

Читайте также:  Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Авторы выражают признательность за бескорыстную помощь и предоставленные материалы протоиереям Василию Романову и Петру Людаеву, игумену Митрофану (Шкурину), протоиерею Владимиру Воробьёву (Свято-Тихоновский Православный гуманитарный университет, г. Москва), протоиерею Николаю Доненко (Крымская епархия Украинской Православной Церкви), иерею Сергию Дорофееву (Воронежская и Борисоглебская епархия), иерею Михаилу Жаркову (Орловская и Севская епархия), Александру Ивановичу Гамаюнову, Рените Андреевне Григорьевой, Владимиру Александровичу Заусайлову, Алексею Кузьмичу Козявину, Виктору Анатольевичу Ливцову, Николаю Николаевичу Валуйскому, Алевтине Витальевне Окуневой, Виктору Петровичу Горлову, Валерию Борисовичу Полякову, Юрию Ивановичу Чурилину, Вячеславу Александровичу Душичкину, Валентине Васильевне Титовой, Вадиму Владимировичу Дронову, специалистам Елецкого краеведческого музея, сотрудникам отделов МБА и справочно-библиографического Липецкой областной универсальной научной библиотеки, руководству ООО «НЕКС-инфо» (г. Липецк). Отдельное спасибо Виктору Анатольевичу Бешенову, оказавшему авторам значительную помощь в подготовке списка священно- и церковнослужителей елецких храмов.

Мы испытываем огромную благодарность нашим родным и близким, чьё участие и понимание немало способствовали созданию данной книги.

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

Реаниматологи для мертвых духом

Пастыри о новомучениках и нашем к ним отношении

Если мы не почитаем новомучеников, это еще не значит, что с ними что-то не так. Возможно, это мы мертвы настолько, что уже не чувствуем, насколько они – живы! Своим опытом почитания новомучеников и исповедников Церкви Русской и молитвы им делятся архипастыри и пастыри.

Давайте желать угодного Богу

Митрополит Липецкий и Задонский Арсений (Епифанов) – У каждого своя точка зрения, кто как подходит ко всему в жизни, в том числе и к почитанию святых. Если подходить чисто утилитарно, эгоцентрично, то, конечно, память новомучеников для таковых не представляет особого интереса. Может же и совесть заговорить. Это реанимация, и слава Богу, что мы можем к ней вот так опосредованно, через опыт новомучеников, через обращение к ним, прибегать.

Людям, конечно, всегда нужна реальная помощь. Но помощь в чем? Сказано у апостола: «Потому не получаете, что не просите», – молятся ли у нас сейчас новомученикам? И далее у апостола: «. просите и не получаете, потому что просите не на доброе» (Иак. 4, 3). А у новомучеников «не на доброе» что и просить действительно стыдно.

Сам я новомученикам молюсь. У меня и у самого много сродников костьми легло в Карлаге. Молиться новомученикам надо. Блаженной же Матронушке народ молится, пойдите в Покровский монастырь и посмотрите, что там творится. И новомученикам молитьcя надо. Может быть, тогда и желания наши о Господе исправятся.

Компас

Новомученики и исповедники Церкви Русской – это великая милость Божия нам, пример и указание пути в Царство Небесное

Митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай), наместник Новоспасского монастыря Москвы, управляющий делами Московской Патриархии:

– Господь нам не обещал сытой и комфортной жизни. Наоборот, Он говорил: «В мире скорбны будете» (Ин. 16, 33). Правда, для христианина великая радость и утешение – следующие за этими Его слова: «Но дерзайте, Я победил мир» (Ин. 16, 34). Без креста, как говорил один подвижник, не увидим мы Христа. Крест – это путь любого человека, живет ли он в эпоху открытых гонений или в наше время, подчас не менее трудное и неоднозначное.

Митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай) Сегодня бывает сложно сориентироваться, как следовать путем Христовым. Что касается нашего Отечества, то новомученики и исповедники Церкви Русской – это великая милость Божия нам, пример и указание пути в Царство Небесное. Другие народы сейчас этого лишены, что и отражается на их судьбах. А мы можем надеяться на то, что, воспринимая живо и действенно подвиг новомучеников, мы с пути в этой современной мгле не собьемся.

Сейчас для христианина такое блуждание – самая большая опасность. Если раньше все было четко – вот гонитель, а вот гонимый, – то сейчас все христианское общество, да и все человечество, охватывает антихристова тьма, смешение понятий, когда добро представляется злом, а зло добром, и нужен компас. Таковым для нас является подвиг новомучеников.

За наши христианские ценности мир распинает нас

Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов) Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов):

– За наши христианские ценности мир распинает нас. Трудно русскому человеку отстаивать Истину, когда со всех сторон – те, кто распинают Христа, восстают на Его исповедников. Как же нам не почитать новомучеников и исповедников Церкви Русской, не обращаться к ним, если у нас с ними, по сути, один и тот же крест – хранить веру православную!

Если молиться новомученикам, они становятся чудотворцами

Епископ Видновский Тихон (Недосекин), викарий Московской епархии, настоятель Свято-Екатерининского мужского монастыря (где при советской власти была одна из страшнейших тюрем НКВД Сухановка, «Дача пыток», как ее еще называли):

– Сейчас тоже много нападок на Церковь. Надо учиться у новомучеников стойкости в исповедании веры, перенимать устремленность от потакания плоти к жизни по духу. Разве смогли бы они не озлобиться и остаться с Богом в час кончины, если бы прихоти тела для них были важнее бессмертной души? Проникаясь всей глубиной их стояния за веру Христову, мы и сами духовно совершенствуемся и возрастаем. Из всего сонма новомучеников кто-то каждому из нас наиболее близок.

Епископ Видновский Тихон (Недосекин) Мы, например, в нашей обители особо почитаем наших, екатерининских новомучеников. Это священномученик Ярослав Савицкий и преподобномученик Иоасаф (Крымзин). Оба расстреляны на Бутовском полигоне примерно в одно и тоже время: отца Иоасафа арестовали 18 ноября 1937 года, приговорили к расстрелу 25 ноября, расстреляли 2 декабря; а следом, 27 ноября, арестовали отца Ярослава, приговорили к смерти 1 декабря и убили 8 декабря. Тогда просто действовал конвейер смерти. Отец Иоасаф был насельником Екатерининской обители, уже во дни революции 19 марта 1917 года его рукоположили в иеромонаха – это уже по тем временам было явное вступление на крестный путь. Отец Ярослав приехал из белорусского Гродно с гонимыми сестрами Красностокского женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, которым благословили поселиться в Екатерининской пустыни. Окормлял сестер, даже когда их общину советская власть упразднила, и сестры некоторое время жили как сельскохозяйственная трудовая коммуна. Потом и ее разогнали. Батюшка служил настоятелем в храме Святых мучеников Флора и Лавра села Ям Подольского района Московской области. Дом причта у прихода там отобрали, так что священник с семьей, где было трое детей, оказались на улице. Их приютила одна из прихожанок. Церковный народ любил пастыря, а вот от советской власти следовало много нападок и притеснений. В 1933-м году священника Подольский народный суд приговорил за покупку свечей к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение. Но вскоре ненавидящие духовенство активисты нашли, как расправиться с настоятелем. Им обоим с отцом Иоасафом были вменены не признанные ими абсурдные обвинения в ведении контрреволюционной деятельности.

Также мы почитаем священномученика Василия Озерецковского. Он был последним настоятелем Ивано-Теремецкой церкви Рождества Богородицы, где сейчас у нас устроено подворье. Батюшку расстреляли с той же скоростью вынесения и приведения в исполнение смертного приговора, по тому же обвинению, там же, на Бутовском полигоне, чуть ранее – 21 октября 1937 года. У батюшки остались сиротами 9 детей!

Мы постоянно молитвенно обращаемся к ним, и помощь приходит

Все эти нами почитаемые новомученики – это наши екатерининские чудотворцы. Мы постоянно молитвенно обращаемся к ним, и помощь приходит! В чем она выражается? В разрешении наших подчас, казалось бы, невероятно трудных жизненных обстоятельств. Мы же восстанавливали монастырь. Постоянно что-то требовалось, молились нашим новомученикам, и Господь по их ходатайству все посылал. За более чем четверть века возрождения нашей святой обители мы постоянно чувствовали их попечение.

Причем мы молимся новомученикам не только о спасении, но и просто в трудных жизненных ситуациях обращаемся. И реально видим помощь.

Наша ответственность

Епископ Сергиево-Посадский Парамон (Голубка) Епископ Сергиево-Посадский Парамон (Голубка), наместник Троице-Сергиевой лавры, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:

– В каждое время люди переживают свои трудности. У новомучеников и исповедников Церкви Русской крест был мученический, а у нас – подвижнический. При них храмы и монастыри разрушали, на наш век многие сподобились до самозабвения потрудиться над восстановлением святынь.

Наши предшественники выстаивали во Христе среди гонений, сейчас наш крестный путь пролегает среди соблазнов секулярного мира. Отсутствие физических расправ, расстрелов, видимых гонений не должно нас обольщать и погружать в бездействие расслабленного благодушия. Наш крест – бодрствовать и хранить то, ради чего наши новомученики и исповедники страдали и отдали жизнь.

Мы призваны сами быть настолько крепкими в вере, чтобы в той же огненной и чистой силе, в которой мы унаследовали веру православную у этих страдальцев, передать ее следующим поколениям русских людей.

Самое страшное гонение – когда нет гонений

Архимандрит Ианнуарий (Недачин) Архимандрит Ианнуарий (Недачин), правнук расстрелянного в 1918-м году священника, благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря, церковный историк:

– Как отметил один исследователь, атеистов в России в 1870-м году было больше, чем в 1970-м году. Парадокс, правда? Помните житие святителя Игнатия (Брянчанинова)? Он был офицер, знатного рода. Все офицеры должны были раз в году причащаться Великим постом. Когда он захотел подходить к Чаше почаще, целое следствие устроили: не сумасшедший ли он? У А. С. Хомякова – та же история. Захотел чаще причащаться – получил обструкцию со стороны всего окружения.

На Пасху 1916 года причастилось около 95% Российской армии, на Пасху 1917 года – менее 10%, потому что не было уже обязательности Причащения для того, чтобы служить в армии.

Так что до революции формально почти все были православными, а на поверку, когда настало время гонений, выяснилось, что по-настоящему верующих намного меньше.

А к концу ХХ века, наоборот, в Церкви были в основном те, для кого это составляло основу жизни.

Русская Голгофа XX столетия была дана для очищения

Надо полагать, Русская Голгофа XX столетия была дана для очищения. Во многом гонения послужили тому, чтобы те, кто верил, сделали свой окончательный выбор в пользу Царствия Божия, а те, кто формально принадлежал к Церкви, отпали от нее.

Желать таких испытаний, через которые прошли наши прадеды и деды, прабабушки и бабушки, – что, мол, если плохо веруем, то пусть и нам попустятся такие времена, – дерзость. Надо доверять Богу: Он лучше знает, что нам полезно, а что неполезно. Сказано: самое страшное гонение, когда нет гонений; не гонит мучитель, но гонит диавол. Сатана не отступает от человека, всеми способами пытаясь отвлечь от веры в Бога. Всегда находятся какие-то искушающие обстоятельства, чтобы человек не постился, не хранил целомудрие, не вел церковную жизнь, не поступал по заповедям, – это и есть отречение. Просто мы немощные, нам сейчас не дается великого креста, наш крест – быть верными в малом.

Истинные христиане – на кресте в любые времена

Епископ Николаевский Василий (Кулаков) – Сейчас, конечно, много сложностей и в церковной жизни, враг не бездействует. Сколько он разорял ниву Господню в предшествующие десятилетия безбожия. У многих людей сегодня какие-то неправильные представления о духовной жизни. Как у протестантов: кто во что горазд. Такие грамотеи просто ищут себе таких же духовно безграмотных единомышленников, чтобы сообща утвердиться в ложном мнении. То есть человек не Истину (ср. Ин. 14, 6) ищет, а таких же обманутых диаволом, как и он, и вместе они успокаиваются: уже ничего не ищут. Это типичное заблуждение современных людей.

Как нам сегодня вернуться к той чистоте и правде исповедания, в которой жили наши предки, когда Русь называлась святой, и потом, когда пришел час испытаний в XX веке? Ты не устоишь в Истине, если не живешь Евангелием, не очищаешь его каждодневным чтением свой ум. Раньше-то русские люди пребывали в Священном Предании. Весь их быт был пронизан почитанием Святой Троицы и Богоматери: традиции, обычаи, пословицы – все освящало мир. Крестьяне и безграмотными знали Священное Писание, хотя бы на службах в храме запоминали на слух. А мы? И читать умеем, и священные книги, в отличие от тех, кто застал гонения XX века, у нас сейчас есть. Читаем ли мы Евангелие каждый день? Живем ли им?

Читайте также:  Иркутская епархия: храмы, церкви и монастыри, священники, история

К сожалению, сегодня большинство даже приходящих на Исповедь Евангелие или не открывали, или только раз в жизни, чтобы закрыть. Живут, как говорится, по накатанной. Но без усилий только вниз катиться можно…

Христос распялся, чтобы мы унаследовали Рай. Крест, к которому всех привлек Господь, – не тягость, а единственное условие быть в этом мире со Христом, а значит, и в радости вечной: ощутить ее и поддерживать это пламя – это не сложно, это блаженство! Но это и подвиг – работы над своей душой, самоотречения в своем служении внутри семьи, общины, в обществе, в труде и помощи другим.

Суть подвига во все времена одна и та же

Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный) – Раньше первохристиане искали, как бы им пострадать за Христа, чтобы только сохранить веру, не отречься. Сейчас христиане, проникнувшиеся этим духом, ищут, кому бы помочь. Человек не может помогать другому, если он не возболезнует его скорбями, его печалями, не разделит с ним, чтобы облегчить, его боль, – а это и есть дух мученичества. В этом смысле служение милосердия соединяется с духом мученичества.

Святые отцы свидетельствуют, что и мученик, не имеющий милосердия, не ради Христа совершает свой подвиг. Он не сможет пострадать за Христа, претерпев все до конца. Известен случай, когда два брата поссорились. Одного из них повели на пытки, а другой спохватился: «Как же так, мой брат сейчас станет мучеником за Христа…» – побежал, упал перед ним на колени и стал испрашивать прощения. Но тот пренебрег его просьбой, и благодать отступила от него, так что даже, придя на место пыток, убоялся и отрекся. А тот, кто просил прощения, как раз и стал мучеником вместо него [1] . Жизнь динамична.

Иоанн Креститель, выйдя на проповедь, прежде всего призывает: «Покайтесь и обратитеся ко Господу, прямыми сделайте пути Ему» (Мф. 3, 3). Если обратиться к первоисточнику – пророку Исайе, далее читаем: «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40, 3–4). Толкователи так трактуют этот образ: «чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах наших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое… и таким образом делались достойными видеть [и являть] славу Господню и спасение Божие» [2] .

Новомученикам был дан экстренный подъем в Небо. Мы идем, возможно, более пологим путем, – но суть подвига одна и та же: с Богом ты или нет?

Наши страсти – это то, что нам мешает в служении Богу и ближнему; закрывает путь Богу в наше сердце и наш путь к ближнему. Если на Страшном Суде Господь Себя открывает в виде просящего, заключенного, болящего – нуждающегося в том, чтобы его посетили (ср. Мф. 25, 34–46), – путь нашего спасения и есть путь к таковым. Богоугождение и состоит в том, чтобы выпрямить эту дорогу, расчистив себя от греха. Простить, улыбнуться, умиротворить, помочь, поддержать кого-то, – хотя бы просто не держать зла, в этом тоже освобождение своей души и ближнего от уз и ран человеконенавистника, от глада Слова Божиего.

Новомученикам был дан экстренный подъем в Небо. Мы идем, возможно, более пологим путем, – но суть подвига одна и та же: с Богом ты или нет? Они палачей благословляли и молились о них, а нас мелочи озлобляют… Вот и повод просить новомучеников о заступничестве от врага незримого, о помощи в очищении, в исправлении души по Евангелию.

Липецкая область

Ли́пецкая о́бласть — субъект в составе Российской Федерации. Областной центр — город Липецк. Образована 6 января 1954 года из смежных районов Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Население — 1 156 221 чел. (2017).

Содержание

Православие в Липецкой области

С конца XIV века на липецкой земле строятся православные храмы и основываются первые монастыри.

В XVII-XVIII веках территория Липецкой области была подчинена Рязанской и Воронежской епархиям. С начала XIX столетия и до 1917 года церковная история отдельных частей Липецкого края связана с Тамбовской, Орловской, Рязанской, Тульской и Воронежской епархиями.

С липецкой землей связан духовный подвиг русских святых – святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, священномученика Уара (Шмарина), епископа Липецкого.

К началу XX столетия на территории Липецкой области, в современных границах, действовало более пятисот храмов.

В 1926 году была создана Липецкая епархия, первым правящим архиереем стал священномученик Уар (Шмарин). После его ареста и ссылки в 1935 году Липецкую кафедру возглавил епископ Александр (Торопов), расстрелянный в 1937 году по обвинению в организации и руководстве контрреволюционно-монархической группой. С этого времени Липецкая кафедра была упразднена, ее территория вошла в пределы Воронежской кафедры.

По решению Священного Синода от 7 мая 2003 года Воронежско-Липецкая епархия была разделена на две самостоятельных кафедры – Воронежскую и Липецкую. Решение о создании Липецкой и Елецкой епархии утвердил Архиерейский Собор РПЦ в октябре 2004 г. Временным управляющим Липецкой и Елецкой епархии был назначен епископ Задонский Никон (Васин Николай Иванович). 26 декабря того же года Указом Святейшего Патриарха Алексия IIназначен правящим архиереем.

За 10-летний период деятельности, к 2013 году, в Липецкой и Елецкой епархии численность духовенства увеличилась более чем в три раза (382 священнослужителя). Было открыто 97 приходов, 7 монастырей из 10 действующих, освящено 82 престола, построено 26 храмов, велось строительство 28 храмов, совершено 207 диаконских и 199 священ-нических хиротоний. Были возобновлены богослужения более чем в ста храмах, численность монашествующих в монастырях увеличилась в два раза.

Населённые пункты

Святыни Липецкой области

ЛИПЕЦК. Кафедральный Рождественский собор: «Липецкая-Страстная» икона Божией Матери.

ЗАДОНСК. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь: свт. Тихон Задонский (XVIII в.), гробница с частицами мощей неканонизированных задонских подвижников, «Владимирская» икона Божией Матери.

ЕЛЕЦ. Знаменский женский монастырь: Мелания Затворница (XIX в.) (чтимая могила около храма).

С. ТРОЕКУРОВО, Лебедянского района. Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь: преп. Иларион Затворник, Троекуровский (Тамбовский) (XIX в.), две «Владимирские» иконы Божией Матери.

Д. СЕЗЁНОВО, Лебедянского. Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь: преп. Серафима (XVIII в.) и Дария (XIX в.) Сезёновские и блаж. Иоанн Сезёновский (XIX в.).

П. РОЩИНСКИЙ, Чаплыгинского района. Раненбургская Петропавловская пустынь: «Тихвинская» икона Божией Матери.

Монастыри Липецкой области

Троекуровский Дмитриевский Илларионовский женский монастырь

Дата основания: 1871

Адрес: Липецкая обл., Лебедянский р-н, с. Троекурово

Женский монастырь. Возник у кельи, в которой с 1824 жил известный подвижник старец Илларион (И. М. Фомин, 1773/74-1853). Официально открыт как община в 1857, в 1871 получил статус монастыря. В кон. XIX в. полностью отстроен в камне (надвратная колокольня выстроена в 1907-1909), к нач. ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1923, окончательно ликвидирован в 1929-1930. Постройки переданы совхозу, частично сломаны. Вновь открыт в 2003.

Примечания: Деревянная келья старца Иллариона сохранялась в монастыре до советских лет.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Дата основания: нач. XVII в.

Адрес: Липецкая обл., Задонский р-н, г. Задонск

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь

Дата основания: 1867

Адрес: Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино

Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в кон. 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 – монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002.

Храмы Липецкой области

Церковь иконы Божией Матери “Знамение” (Вешаловка)

Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725—1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским.

Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737—1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов.

Адрес: 398505, Липецкая область, Липецкий район, с. Вешаловка

Проезд: Примерно 30 минут на машине от г. Липецк.

Церковь Димитрия Солунского (Берёзовка)

В 1891 году в Березовке построен храм Димитрия Солунского — в память о русских воинах павших на Куликовом поле. Её возвел на свои средства крупный предприниматель и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцев.

Проект церкви выполнил архитектор А. Н. Померанцев. Есть сведения, что расписывал храм В. М. Васнецов, а мозаики исполнял петербургский мастер В. А. Фролов. В церкви были созданы колонны в мавританском стиле. Металлическая конструкция кровли, хоры и лестницы сделаны по чертежам инженера В. Г. Шухова.

Сегодня живопись и мозаика не сохранилась, разрушена уникальная в области трехшатровая звонница храма. Дмитриевская церковь была до начала XXI века заброшена. В 2008 году началось её восстановление, в первую очередь намечено построить кровлю из патинированной меди.

Адрес:Село Берёзовка Данковского района Липецкой обл.

Проезд: От Данкова на северо-запад идет дорога на Куликово поле, проходящая через Березовку. Там на левой строне близ дороги стоит церковь Дмитрия Солунского

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Баловнево)

Построена в 1797—1823 годах. Автором проекта ряд исследователей считают В.И. Баженова (1738–1799). Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова.

Архитектор: В.И. Баженов

Адрес: с. Баловнево

Проезд: От Данкова около 20 км.

Где остановиться

Паломнический дом при Лебедянском Свято-Троицком женском монастыре

Действует с 2005.

Рассчитан на 25 мест. Принимает паломников, трудников. Обеспечивает горячим питанием.

Адрес: Россия, 399610, Липецкая область, г. Лебедянь, ул. Студенческая, д. 12

Социальная гостиница при Свято-Дмитровском Троекуровском Иларионовском женском монастыре

Действует с 2005.

Рассчитана на 20 мест. Принимает паломников, трудников. Обеспечивает горячим питанием.

Адрес: Россия, 399626, Липецкая область, Лебедянский район, с. Троекурово, ул. Советская, д.50

Телефоны: +7 (47466) 9-75-00

Социальная гостиница при Задонском Богородице-Тихоновском женском монастыре с. Тюнино

Действует с 2005.

Рассчитана на 20 мест. Принимает на ночлег паломников, трудников. Обеспечивает горячим питанием.

Адрес: Россия, 399220, Липецкая область, с. Тюнино

Телефон: +7 (47471) 2-17-78

Социальная гостиница при Благовещенском епархиальном женском монастыре с. Ожога

Действует с 16 июля 2005.

Рассчитана на 10 мест. Принимает паломников, трудников, людей в трудной жизненной ситуации.

Адрес: Россия, 399571, Липецкая область, Воловский район, с. Ожога

Телефоны: +7 (47473) 2-46-41

Социальная гостиница при Задонском Рождество-Богородицком епархиальном мужском монастыре

Действует с 1990.

Действует для паломников и нуждающихся в краткосрочном пристанище. Работает круглый год.

Адрес: Россия, 399200, Липецкая область, г. Задонск, ул. Комунны,14

Телефоны: +7 (47471) 2-10-54, +7 (47471)2-49-55

Факс: +7 (47471) 2-10-54

Православный семейный палаточный лагерь с. Конь-Колодезь

Действует с 2008.

Проект Православного духовного центра “Возрождение” г. Липецк

Работает одну летнюю смену, которая длится 14 дней. Родители организуют быт лагеря своими силами и отдыхают вместе с детьми. Лагерь находится на берегу р. Дон.

Адрес: Россия, 399281, Липецкая область, с. Конь-Колодезь, ул. Ленина

Часовня св. Татианы на территории храма преп. Сергия Радонежского

Храм преп. Серафима Саровского

Храм преп. Алексия, человека Божия

Храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших

Видео

ЛИПЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ

Липецкий Рождественский собор. Фото Томаса Карста, 2006 г.

Липецкая и Задонская епархия Липецкой митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 398020, г. Липецк, ул. Ленина, 34а
  • Тел.: (4742) 27-77-24 (канцелярия), 27-46-07 (Пресс-центр), 27-75-93 (бухгалтерия)
  • Официальный сайт: http://mitropolia-lip.ru/
  • Каноническая территория: Липецкий ГО; Воловский, Грязинский, Добринский, Добровский, Задонский, Липецкий, Тербунский, Усманский, Хлевенский р-ны Липецкой обл.
  • Кафедральный собор: Рождественский в г. Липецке
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Районы, составляющие территорию епархии, исторически относились к Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Орловской епархиям.

    Первым епископом Липецким (викарным в Тамбовской епархии) в 1926 году стал священномученик Уар (Шмарин) (+1938). До своего ареста (1935 год) он управлял приходами Липецкого, Боринского, Задонского, Нижне-Студенецкого, Краснинского, Лебедянского и Трубетчинского районов; таким образом, фактически владыка Уар стал основателем Липецкой епархии. После его ареста и ссылки в 1935 году Липецкую кафедру возглавил епископ Александр (Торопов), расстрелянный в 1937 году по обвинению в организации и руководстве контрреволюционно-монархической группой. С тех пор Липецк перестал быть центром епархии и вошёл в пределы Воронежской кафедры. Остальные районы Липецкой области по-прежнему находились под омофором Орловского, Тамбовского, Рязанского и Тульского архиереев.

    К началу Великой Отечественной войны в Липецке не действовал ни один храм, а духовенство было ликвидировано часто даже в физическом смысле слова. Лишь в тяжелые годы войны и послевоенного восстановления власть сочла возможным вернуть некоторые храмы верующим. Таковым в Липецке стал Рождественский храм бывшего села Студенки, открывший в 1943 году свои двери всем желающим вознести соборную молитву Господу о даровании победы нашему народу над захватчиками. В 1946 г. начались богослужения в кладбищенском храме Преображения Господня г. Липецка. И долгие годы только в этих двух храмах тысячи верующих из Липецка и окрестных районов могли помолиться и приобщиться Святых Таин. В нескольких городах и селах Липецкой области храмы были открыты сразу после войны, часть из них закрылись в 1950-е гг., часть продолжает действовать до сих пор. Хрущёвская “оттепель” принесла новые гонения на Церковь. Именно в это время в Липецке был уничтожен бывший Вознесенский собор, десятки других храмов в селах, приостановилось возвращение церквей верующим.

    Все послевоенное время церковная жизнь Липецкого края связана с Воронежской епархией [1]. И все эти годы на территории Липецкой области действовало лишь несколько храмов – в крупных городах или селах.

    С конца 1980-х – начала 1990-х годов резко меняется отношение государства и, следовательно, местных органов власти к Православной Церкви. Липчанам удалось добиться возвращения Рождественского собора, затем последовало возрождение других церквей Липецка. Воссоздана разрушенная в 1930-х гг. часовня Петра и Павла, давно уже стоит вопрос о возрождении Вознесенского и Троицкого храмов. Восстанавливаются храмы в бывших пригородных селах, началось активное строительство новых. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь вновь стал центром духовной жизни, куда притекают многие православные верующие.

    По решению Священного Синода от 7 мая 2003 года самостоятельная Липецкая епархия была выделена из Воронежской в пределах Липецкой области.

    29 мая 2013 года из состава Липецкой епархии была выделена самостоятельная Елецкая епархия, после чего в ведении Липецкой кафедры остались Липецкий городской округ, а также Воловский, Грязинский, Добринский, Добровский, Задонский, Липецкий, Тербунский, Усманский и Хлевенский районы на юго-востоке Липецкой области. Одновременно Липецкая епархия была определена центром новоучрежденной Липецкой митрополии.

    Здание Липецкого епархиального управления. Фото с сайта Липецкой епархии

    Исторические названия

    • Липецкая (викарная, упом. 1926 – упом. 1936)
    • Липецкая и Елецкая (7 мая 2003 – 29 мая 2013)
    • Липецкая и Задонская (с 29 мая 2013)

    Статистика

    • ок. 2004 – при 56 храмах епархии действуют воскресные школы
    • ок. 2007 – 185 приходов и 8 монастырей; 247 священнослужителей (205 священников, 42 диакона) [2].
    • декабрь 2011 – 10 монастырей, 281 приход; 34 часовни и 316 храмов (в т.ч. приходских – 281; монастырских – 35); 365 штатных клириков (в т.ч. священников – 320; диаконов – 45); монашествующих (рясофор и мантия) – 421 (в т.ч.в священном сане – 88), из них: архимандритов – 6, игуменов – 17, иеромонахов – 46, иеродиаконов – 19 [2].

    Архипастыри

      • Никон (Васин) (7 мая 2003 – 26 декабря 2003) в/у, еп. Задонский
    • Никон (Васин) (26 декабря 2003 – 9 июля 2019)
    • Арсений (Епифанов) (с 9 июля 2019)

    Викарные епархии

    Карта Липецкой митрополии. Фото с сайта Липецкой и Задонской епархии.

    География благочиний

    • I Липецкое ( http://blagochinie48.ru/ ):
    • II Липецкое
      • г. Липецк, с. Воскресеновка
    • Грязинское:
      • г. Грязи
    • Добринское:
      • п. Добринка
    • Добровское:
      • с. Доброе
    • Задонское:
      • г. Задонск
    • Тербунское:
      • с. Тербуны
    • Усманское:
      • г. Усмань

    Монастыри

    Учебные заведения

    Епархиальные комиссии

    • по реставрации и строительству храмов
    • по религиозному образованию и катехизации
    • по миссионерской деятельности и пастырской работе среди молодежи
    • по социальному служению и благотворительности
    • по связям с медицинскими учреждениями
    • по пастырской работе в исправительных учреждениях
    • по взаимодействию с Вооруженными силами
    • по издательской деятельности и взаимодействию со СМИ
    • по канонизации святых

    Средства массовой информации

    Церковно-общественные организации

    • Православный духовно-просветительский центр “Возрождение”
    • Молодежный клуб “Экклезиаст,” г. Липецк, ул. 9 Января, 1а
    • Духовный центр “Преображение” при областной библиотеке

    Использованные материалы

    [1] с 1954 г. – Воронежско-Липецкой епархией

    Липецкая епархия: храмы и монастыри, святыни и священники

    • Рождество-Богородицкий епархиальный мужской монастырь, г. Задонск. Священноархимандрит — преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий. Святыни обители: св. мощи святителя Тихона Задонского, мощи местночтимых Задонских подвижников благочестия, святой источник.
    • Свято-Успенский епархиальный мужской монастырь, г. Липецк. Священноархимандрит — преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий. И. о. наместника — игумен Митрофан (Шкурин). Историческое название обители — Поройская пустынь, изв. с ХII века. Источник на месте явления местночтимой иконы Божией Матери «Живоносный Источник» известен с 1705 года.
    • Петропавловский епархиальный мужской монастырь Раненбургская пустынь, п. Рощинский Чаплыгинского р-на. Настоятель — иеромонах Тихон (Пронников). В обители находится местночтимая чудотворная Тихвинская икона Матери Божией; святой источник.
    • Свято-Димитриевский Иларионовский Троекуровский епархиальный женский монастырь, с. Троекурово Лебедянского р-на. Благочинная монахиня Георгия (Полукарова), духовник обители — архимандрит Иосиф (Пальчиков). Главная святыня обители — св. мощи преподобного Илариона Троекуровского.
    • Богородице-Тихоновский Тюнинский епархиальный женский монастырь, г. Задонск. Настоятельница монахиня Арсения (Семенова). Святой источник в Тюнинском монастыре был вырыт самим святителем Тихоном Задонским.
    • Свято-Тихоновский Преображенский епархиальный женский монастырь, г. Задонск. Настоятельница монахиня Зинона (Деева). Святыня монастыря — келья святителя Тихона; при обители находится источник святителя Тихона Задонского, наиболее почитаемый из источников Липецкой епархии.
    • Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь, г. Елец. Настоятельница монахиня Херувима (Гончарова). В обители почитаются место подвигов местночтимой подвижницы благочестия Мелании Затворницы и святой источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
    • Благовещенский епархиальный женский монастырь, с. Ожога Воловского р-на. Монашеская община при храме Благовещения в селе Ожога созидалась трудами старца схиархимандрита Серафима (в миру В. И. Мирчук, +11.01.2005) с 1978 года; монастырь зарегистрирован по решению Св. Синода от 16.06.2005. Настоятельница монахиня Серафима (Селитренникова).

    Учебные заведения

    • Елецкая православная гимназия свт. Тихона Задонского, г. Елец. Директор — протоиерей Василий Романов.
    • Православная гимназия в г. Липецке. Директор — протоиерей Геннадий Рязанцев.
    • При 56 храмах епархии действуют воскресные школы.
    • Православные объединения и организации:
    • Православный Духовно-Просветительский Центр «Возрождение», руководитель протоиерей Александр Зюзя. В рамках центра «Возрождение» действует клуб «Фома», руководитель — доцент ЛГПУ Н. Я. Безбородова.
    • Молодежный клуб «Экклезиаст», г. Липецк, ул. 9 Января, 1а. Руководитель — священник Димитрий Струев.
    • При Областной библиотеке действует Духовный Центр «Преображение»; от епархии деятельность Центра курирует заместитель руководителя ПДЦ «Возрождение» доцент ЛГПУ Е. Ю. Санкевич.

    Церковные СМИ (газеты)

    • Липецкие епархиальные ведомости;
    • Усмань Православная;
    • Православный Раненбург (г. Чаплыгин);
    • Лебедянская звонница;
    • Задонский благовестник;
    • Задонский паломник.
    • Добрый кормчий (пгт. Добринка)

    Ссылки

    • Липецкая и Елецкая епархия официальный сайт
    • Пожертвование на Добринский храм

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое “Липецкая епархия” в других словарях:

    Липецкая и Елецкая епархия — Русская православная церковь … Википедия

    ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ — Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Воронеже. 1791–1792 (колокольня), 1833–1841 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Воронеже. 1791–1792 (колокольня), 1833–1841 гг. Фотография. Кон.… … Православная энциклопедия

    Воронежская и Борисоглебская епархия — Русская православная церковь … Википедия

    Московская городская епархия — Епархия города Москвы Русская православная церковь … Википедия

    Нижегородская и Арзамасская епархия — Русская православная церковь … Википедия

    Московская епархия — Русская православная церковь … Википедия

    Петрозаводская и Карельская епархия — Русская православная церковь … Википедия

    Белгородская и Старооскольская епархия — Не следует путать с древней Белгородской епархией по названию города Белгород под Киевом (ныне село Белогородка) Белгородская и Старооскольская митрополия Русская православная церковь … Википедия

    Майкопская и Адыгейская епархия — Русская православная церковь Основная информация Страна Россия Площадь 7792 км² Численность населения … Википедия

    Харьковская и Богодуховская епархия — Украинская православная церковь (Московского патриархата) … Википедия

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

    В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

    Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

    Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

    Липецкая епархия

    Начало проповеди Православия в Липецком крае относят ко временам Древней Руси. В XVII-XVIII вв. эта территория в церковном отношении была подчинена Рязанской и Воронежской епархиям, затем вплоть до 1917 г. церковная история края связана с Тамбовской, Орловской, Рязанской, Тульской и Воронежской епархиями.

    В 1926 г. была создана Липецкая епархия.

    После расстрела в 1937 г. епископа Липецкого Александра (Торопова) г. Липецк вошел в пределы Воронежской кафедры. Остальные районы Липецкой области по-прежнему находились под омофором Орловского, Тамбовского, Рязанского и Тульского архиереев. Все послевоенное время церковная жизнь Липецкого края связана с Воронежской (с 1954 г. — Воронежско-Липецкой) епархией. По решению Священного Синода от 7 мая 2003 г. из нее были выделены самостоятельные Воронежская и Липецкая епархии. Решение о создании Липецкой епархии утвердил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в октябре 2004 г.

    Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 42) из состава епархии выделена Елецкая епархия. Правящему архиерею присвоен титул «Липецкий и Задонский». Липецкая епархия включена в состав Липецкой митрополии.

    Епархия сегодня
    (по состоянию на декабрь 2011 года)

    Благочиния и благочинные

    • I Липецкое — протоиерей Константин Гришин
    • II Липецкое — иерей Вячеслав Бондаренко
    • I Елецкое — протоиерей Василий Романов
    • II Елецкое — протоиерей Георгий Гостилин
    • Грязинское — протоиерей Алексей Богодеев
    • Данковское — архимандрит Герман (Ледин)
    • Лебедянское — протоиерей Игнатий Кондратюк
    • Тербунское — протоиерей Роман Максимчук
    • Усманское — протоиерей Олег Парахин
    • Чаплыгинское — протоиерей Стахий Солодков

    Монастыри

    • Задонский Рождества Богородицы
      Липецкая область, г. Задонск, ул. К. Маркса, 121 (юридический адрес); Липецкая область, г. Задонск, ул. Коммуны, 14 (почтовый адрес); тел.: (47471) 2-10-54, 2-49-55; факс: 2-10-54; сайт http://zadonsk-monastyr.ru/
      наместник — архиепископ Липецкий и Елецкий Никон; благочинный — игумен Трифон (Голубых)
    • Раненбургский Петропавловский
      399900, Липецкая область, Чаплыгинский район, пос. Рощинский; тел.: (47472) 3-53-52, +7910 351-37-46
      и.о. наместника — игумен Тихон (Пронников)
    • Свято-Успенский
      398000, г. Липецк, ул. Салтыкова-Щедрина; тел. (4742) 77-27-13
      и.о. наместника — игумен Митрофан (Шкурин)
    • Благовещенский
      Липецкая область, Воловский район, сел. Ожога; тел: (47473) 2-46-41 (дежурный), +7903 032-35-75 (настоятельница)
      настоятельница — игумения Серафима (Селитренникова)
    • Богородице-Тихоновский (Тюнина)
      Липецкая область, г. Задонск, сел. Тюнино (юридический адрес); тел. (47471) 2-17-78
      настоятельница — игумения Арсения (Семенова)
    • Знаменский
      Липецкая область, г. Елец, ул. Слободская, 2а (юридический адрес); тел. (47467) 2-95-85
      и.о. настоятельницы — монахиня Антония (Поликарпова)
    • Свято-Димитриевский Троекуровский Иларионовский
      399626, Липецкая область, Лебедянский район, сел. Троекурово, ул. Советская, 50; тел. (47466) 9-75-00
      и.о. настоятельницы — игумения Матрона (Брыксина)
    • Свято-Тихоновский Преображенский
      Липецкая область, г. Задонск; тел.: (47471) 2-46-88 (настоятельница), (47471) 2-45-77 (дежурный)
      настоятельница — игумения Зинона (Деева)
    • Свято-Троицкий
      399610, г. Лебедянь, ул. Студенческая, 12; тел. (4746) 5-36-77
      и.о. настоятельницы — игумения Гликерия (Соболева)
    • Сезёновский Иоанно-Казанский
      Липецкая область, Лебедянский район, сел. Сезёново
      настоятельница — монахиня Феофания (Проценко)

    Количество приходов — 281. В епархии 34 часовни и 316 храмов, в том числе:

    • приходских — 281;
    • монастырских — 35.
    • священников — 320;
    • диаконов — 45.

    Монашествующих (рясофор и мантия) — 421, в том числе в священном сане — 88. Из них:

    • архимандритов — 6;
    • игуменов — 17;
    • иеромонахов — 46;
    • иеродиаконов — 19.

    Учебные заведения

    • православная гимназия свт. Тихона Задонского
      г. Елец; тел.: (47467) 2-06-96, 4-40-85
      директор — протоиерей Василий Романов
    • православная гимназия прп. Амвросия Оптинского
      г. Липецк; тел. (4742) 43-58-30
      директор — протоиерей Геннадий Рязанцев

    Социальное служение

    Священнослужители епархии окормляют тюрьмы и детские колонии в Липецке, Ельце и Усмани, в трех из них построены православные храмы. Многие городские приходы содержат благотворительные столовые. Открыта молельная комната в областном центре «Анти-СПИД», освящен домовый храм в онкологическом диспансере.

    Читайте также:  Свято-Духов монастырь: история и адрес, описание, мощи и иконы, святыни и достопримечательности
Ссылка на основную публикацию