Мирожский монастырь: история и адрес, фрески, описание, настоятели и святыни

Мирожский монастырь: история и адрес, фрески, описание, настоятели и святыни

Одна из древнейших в России обителей, Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова «мрежи», «сети», т.к. издавна около монастыря были рыбные ловли. Археологические находки медных вещей показывают, что уже в бронзовом веке на этом месте находилось поселение одного из славянских племен кривичей, образовавших впоследствии громадную Российскую империю. Существует предание, что первое заселение Пскова было именно здесь и здесь же останавливалась когда-то равноапостольная княгиня Ольга.

Расположение этого места таково, что отделенный от крепостных стен Пскова рекою Великой, монастырь был со всех сторон открыт для частых в древние времена вражеских набегов. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары неприятеля.

Фундаментом для монастыря служит известковая скала, едва прикрытая тонким слоем земли. Таким образом алтарная часть Стефановскго храма представляет собой как бы нос корабля, устремленного в безконечность. Постройка монастыря была благословлена святителем Нифонтом, епископом псковским и новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Испытывая глубокую скорбь оттого, что вера Христова зачастую уживается в человеке с языческими верованиями, святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. При практически полном отсутствии грамотности среди населения раннего и позднего средневековья, изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета, полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений. И это благословение святителя Нифонта на просветительскую миссию, данное Мирожскому монастырю при его основании, действенно до сих пор.

Стиль фресок, по определению специалистов, является иератическим (священным), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все фрески представляют собой копии с лучших греческих образцов Первым игуменом монастыря стал преподобный Авраамий, который и почил в день празднования главной монастырской иконы Божией Матери «Мирожская», 7 октября по новому стилю.

Более, чем в течение шести веков, Псков и вместе с ним, а вернее даже в первую очередь – Мирожский монастырь, подвергались нападениям западных врагов. Ни одно из бедствий, пронесшихся над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители. При каждом нападении она подвергалась разграблению или была истребляема пожаром, а нередко служила даже лагерем для неприятелей. В 1299 году немецкие рыцари разорили городские посады и убили мирожского игумена Василия, многих монахов и защитников монастыря. Василий Мирожский вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук меченосцев в то же время, является местночтимым святым. День памяти святых Василия и Авраамия Мирожских поминается 17 марта по н.с.. В 1323 году монастырь вновь подвергся нападению немцев. А во время осады города польскими войсками короля Стефана Батория в 1581 году он служил местом размещения вражеской артиллерии. Мирожский монастырь визуально находится напротив того участка крепостной стены на противоположном берегу Великой, где поляки предприняли решительный штурм города. Это место, где поляки пробили брешь в стене, впоследствии было названно “у Пролома”. Сюда были брошены все силы врага, и только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

При всем открытом положении для неприятелей монастырь никогда не был укреплен. И после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения сохранила не только свои стены, но даже древние, практически современные основанию храма фресковые изображения, которые и теперь поражают своей яркостью и живостью красок.

Итак, в силу неспокойных исторических условий обитель не могла в полной мере служить прибежищем для искавших уединенной и созерцательной жизни иноков. Возможно, Господь определил монастырю быть источником евангельской проповеди и духовным форпостом для охранения православных пределов. Мирожский монастырь явился подлинным центром духовного и культурного просвещения псковской земли, где в те далекие времена еще сильны были языческие верования. С начала основания в обители существовала иконописная школа, в которой сформировались традиции псковской иконы. Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий – впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников – духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители. В прежние времена Мирожская обитель была достаточно многолюдною, она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим Елиазаровский и четвертым Великопустынский). Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.

История явления чудотворной Мирожской иконы Божией Матери

На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину чудотворную икону Божией Матери. Ее называли Мирожская Оранта, поскольку при написании был использован древний византийский чин «Оранта», то есть моление. В последствии на иконе были добавлены изображения благоверного псковского князя Довмонта, в святом крещении Тимофея, и его супруги Марии, в монашеском постриге Марфы. Это дополнение стало знаком любви и благодарности псковичей этим праведникам за их служение Богу и людям. В ХYI веке Мирожская икона прославилась чудесным слезоточением, а затем исцелением горожан от смертельного поветрия. Согласно преданию, царь Иоанн IY увез икону с собой, а в монастыре был оставлен список с Мирожской Оранты.

В рукописном сборнике, хранившемся монастырской библиотеке, записано сказание, составленное в лето 7103 (1595), т.е. спустя 28 лет после совершившегося от иконы чуда. Приводим его изложение современным языком: «В славном и Богом хранимом граде Пскове есть монастырь между двух рек: большой рекой Великой и малой – Мирожей. В том монастыре соборная церковь во имя святого Преображения, свершившегося на горе Фавор, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и другая церковь – святого первомученика Стефана. В боголепном храме Преображения Господня была икона Матери Божией, местный образ Пречистой Богородицы. На той иконе с молитвою написан слева благоверный князь Домант псковский, нареченный во святом крещении Тимофеем, а на другой стороне от образа Матери Господней – княгиня Мария, супруга того князя Доманта, внучка великого князя Александра Ярославича Невского. От того пречистого образа Матери Господней, заступницы роду христианскому, показались таинственные чудеса: с обоих глаз Пречистой потекли слезы, как струи. О чудо.

Игумен честной той обители Мирожской со всеми монахами того монастыря, где стояла многочудная икона, тотчас пошли в город возвещать священникам собора Святой Троицы, а также князю, посадникам и со всем народом, взяв честные кресты и святые иконы, со свечами и фимиамом, радуясь душою, пришли в обитель Спасова Преображения, взяли чудотворную икону Матери Господа, Владыки нашего Иисуса Христа, и сразу понесли ее в богоспасаемый град Псков, распевая духовные песни Богородице. Радуясь духом, люди прыгали перед образом Матери Господней, как в древности перед киотом завета Господня, и восторженно восклицали «Господи, помилуй!», видя, как свыше показано нам предивное знамение. И поставили ее в соборной церкви Святой Живоначальной Троицы возле алтаря у южных дверей. С того времени начались многие и разные исцеления, бывшие с людьми, приходящими с верою к образу Матери Господа».

Чудо от иконы совершилось во время большого мора, бывшего в Пскове в 1567 году. С тех пор сочинена ей особенная служба, изложенная в Московской сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году. Празднование в честь этой иконы ежегодно совершается 24 сентября ст. ст.

Архитектурный ансамбль Мирожского монастыря

Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.

Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:

СОБОР СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ сер. XII века. Древнейший монастырский храм – центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, – всемирно известное достояние культуры. Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И.Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем. Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в 1887 г. под руководством В.В.Суслова, в XXвеке – А.И.Анисимова, Д.Е.Брягина, Г.В.Алферовой, В.Д. Сарабьянова).

СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (XVII в.) Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота. В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом. Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.

КОЛОКОЛЬНЯ, БРАТСКИЙ КОРПУС (к XVII – XIXвв.) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ (XVIII – XIX вв.) Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.

НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС (XVIII – XIX вв.) Располагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.

Современная жизнь монастыря

В 20-х годах ХХ столетия монастырь был упразднен новой властью и все монастырское имущество, включая церковные святыни, были изъяты. Мирожская икона Божией Матери, чаша архиепископа Нифонта были помещены в Псковский музей-заповедник.

В 1994 году Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолуцкий совместно с областной администрации приняли соглашение по вопросу передачи храма Первомученика Стефана, братского корпуса и дома Настоятеля Псковской Епархии.

Это событие стало началом возрождения монашеской жизни в древнейшей обители. Много трудов было положено на восстановление монастыря. Важно было не только начать богослужение в переданном монастырю храме, но и наладить монастырский быт, а также возродить традиционно существующую в монастыре иконописную мастерскую. Через три года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, 15 августа 1997 года Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу и благословил на труды иконописцев из числа монашеской братии.

В настоящее время богослужения проводятся по воскресным дням и двунадесятым праздникам. По воскресеньям в 17 часов служится молебен с акафистом перед иконой Мирожской Божией Матери. Утреннее и вечернее правила настоятель с братией совершают также в храме первомученика Стефана. Насельники монастыря, трудящиеся во славу Божию (трудники), работают в столярной мастерской, в котельной, обучаются и помогают иконописцам в подготовке досок и левкаса и других работах, изготавливают сувениры с тематикой Мирожского монастыря, трудятся в монастырской библиотеке, выполняют ремонт помещений и другие послушания.

Мирожский монастырь

В Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря находятся уникальные фрески, в которых описано повествование Нового Завета и библейских учений. Великое псковское чудо необходимо увидеть собственными глазами.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь был основан во второй половине XII века архиепископом Новгородским и Псковским Нифонтом. Обитель раскинулась недалеко от слияния р. Великая и р. Мирожка. Главной монастырской святыней считается Спасо-Преображенский собор, в котором находятся уникальные фрески. На рисунках воплощены новозаветные и библейские сюжеты, аналогов которым нет нигде в мире. Это – великое здешнее чудо, увидеть которое стремятся посетители из множества уголков света.

Вся история монастыря – настоящая череда несчастий. Обитель захватывали, разоряли и закрывали. Последнее великое бедствие – это попытка полной ликвидации обители Советской властью в 1924 г. Службы здесь прекратились на долгих 70 лет. И лишь 15 августа 1997 г. архиепископ Псковский и Великолукский заново освятил монастырь, дав ему благословение на работу.

Спасо-Преображенский собор – древнейший из местных храмов. Он возводился в 1153 г. от Рождества Христова с участием основателя монастыря, архиепископа Нифонта.

Священнослужитель был греком по рождению, потому для строительства пригласил именно византийских зодчих. Их мастерство славилось далеко за пределы Византии в течение многих веков. Рукам именно этих мастеров принадлежат чудесные храмовые фрески, покрывшие все поверхности от пола до потолков.

Росписи производят ошеломляющее впечатление на увидевших их впервые. Однако при всей древности фресок, открыты они были около полутора веков назад. До этого времени уникальные украшения скрывались под толстым слоем побелки и красок. Отреставрированная роспись находится в удивительной сохранности. Она напоминает собой оригинальные мозаичные узоры храмов Сицилии XII века. Фрески – уникальный памятник искусства, аналогов которому в мире нет.

Сюжеты, воплощенные в храмовой росписи, разнообразны. Однако особой популярностью пользуется расположенная в северном секторе свода фреска «Оплакивание Христа». Наряду с ней – «Чудеса Христа». В рисунках воплощены воины Сергий и Вакх, святые целители Пантелеймон, Иоанн и Кир, мученики Ромул и Евдокий. Также здесь можно увидеть изображения святых Апексима, Аифала и Иосифа, а также преподобного Евфросина и Никона. Сопроводительные надписи выполнены по-гречески и расшифрованы лишь отчасти.

Пространство купола занято композицией «Вознесение», а алтарный свод – изображением «Преображение». «Спас на престоле» располагается на центральной апсиде, восточный свод занимает «Сретение», западный – «Крещение». Красивейшей из здешних фресок считается «Благовещенье». Вся роспись признана всемирным наследием под покровительством ЮНЕСКО.

Читайте также:  Пафнутьев-Боровский монастырь: история, как попасть и добраться, отец, святыни и настоятели, престольные праздники

Монастырский комплекс слагается из многочисленных построек, среди которых дом настоятеля, колокольня и монашеский корпус. В наши дни Спасо-Преображенский собор функционирует в качестве музея, и службы здесь не проходят. Здание и двор храма наполняются прихожанами лишь раз в году – на Преображение Господне. Все мероприятия этого дня заранее согласовываются с отделом культуры. Важной особенностью храма – музея является то, что он открывается для посетителей только в хорошую сухую погоду. Это обусловлено тем, чтобы не нанести вред ценным древним фрескам, плохо переносящим атмосферную влажность.

Достопримечательностью Мирожского монастыря является местная мастерская иконописи. Это уникальных цех, где можно собственными глазами наблюдать за процессом написания и реставрации икон. Также разрешается оформить персональный заказ. Очень интересна здешняя школа иконописцев. Совсем недавно в ученики стали принимать детей, появился специализированный детский класс. А результат труда местных мастеров можно увидеть в храмовой подклети.

Частью монастырского комплекса является Стефановская церковь. Она располагается на территории обители. Окончание строительства храма относится к 1406 году. Главной его достопримечательностью является уникальный иконостас, исполненный фресками.

Авторство рисунков принадлежит архимандриту Зинону, в наши дни проживающему в дер. Гверстонь, недалеко от Печор. Кисти этого мастера принадлежат иконостасы Троице-Сергиевой Лавры, Троицкого собора. Также архимандрит Зинон выполнил роспись церкви Параскевы Пятницы во Владимирской обл., Даниловского монастыря и многих других российских и зарубежных святых мест.

Среди церковных сокровищ – чудотворная «Оранта Мирожская». А также икона Пантелеймона целителя (19 в.), «Тихвинская Божия матерь», икона Николая Чудотворца. В местной раке хранятся части мощей святых со всего мира.

В наши дни на территории храма проводится экспозиция образцов современного иконописного искусства. Здесь оборудована церковная лавка, продается выпечка мед и сбитень.

Территория монастыря превращена в уютный зеленый уголок: шумит парк, расставлены скамейки, обустроены пешеходные дорожки, по озеру плавают лодки.

Решив посетить псковскую землю, непременно стоит поклониться Мирожскому монастырю и наполниться его святой благодатью.

МИРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Мирожский монастырь. Вид с востока, из-за р. Великой

Псковский Мирожский мужской монастырь в честь Преображения Господня Псковской епархии

  • Адрес: Россия, 180002, г. Псков, Мирожская набережная, 2
  • Тел./факс: 8 (8112) 57-64-03, 8 (8112) 60-07-86
  • Официальный сайт: http://mirozhsky-monastery.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Расположен на ближнем Завеличье, мысу, на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи.

    Этот монастырь, древнейший во Пскове, был первым семенем монашества, перенесенным на псковскую почву из Киева. Вероятно был основан незадолго до 1156 года, в княжение Святополка Мстиславича, родного брата святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, святителем Нифонтом Новгородским и преподобным Авраамием. В 1155-1156 годах святителем Нифонтом была устроена здесь церковь в честь Преображения Господня. По преданию, Нифонт сам ходил по городу с посохом и чашей в руках для сбора пожертвований на строительство этого храма. На чаше преподобного Нифонта была надпись: “Святой епископ Нифонт. будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрой со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде. во Псков и созда. церковь Преображения Господня, и обитель преславную украси, и братию собра, и игумена постави”. Преображенский собор был полностью расписан спустя два года после завершения строительства первоклассными греческими мастерами, приглашенными епископом Нифонтом.

    Обитель скоро сделалась значительным центром книжности – здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись. Здесь было переписано и сохранено для потомков “Слово о полку Игореве”. В обители существовала иконописная мастерская, было колокололитейное производство.

    Так как монастырь находился вне городских стен в последующие века он часто подвергался разорению и служил для постоя вражеских войск. Так, 4 марта 1299 года монастырь подвергся разрушительному нашествию ливонских рыцарей-крестоносцев. Тогда погиб игумен обители преподобномученик Василий и другие монахи, а также укрывавшиеся женщины и дети.

    Впоследствии монастырь был вновь благоустроен. В 1404 году, на месте более древней церкви, был воздвигнут надвратный храм святого архидиакона Стефана.

    С XVI века монастырь был одним из богатейших среди обителей Пскова: он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В начале века насельником обители был преподобномученик Корнилий, будущий игумен Псково-Печерский. В обители находилась чудотворная Мирожская икона Божией Матери, прославившаяся чудесным знамением 24 сентября 1567 года. После этого царь Иоанн Грозный увез чудотворную икону в Москву, а в монастыре оставил список с неё – большую икону, называемую “Великая Панагия” [1].

    В ходе Ливонской войны, во время осады Пскова польскими войсками в 1581-1582 годах монастырь был занят неприятелем. На колокольне были установлены вражеские пушки, из которых по городу стреляли калеными ядрами.

    С 1589 года, со времени учреждения Псковской епархии, обителью вместо игуменов стали управлять архимандриты. С древних времён каждый брат монастыря жил в особой келье и исполнял возлагаемое на него послушание.

    Синодальный период

    Согласно изданным в 1764 году монастырским штатам Мирожский монастырь был отнесён к третьему классу, в нём было вновь положено игуменское настоятельство. Послушание каждого монаха определялось его должностью: казначей, ключник, чашник, просфорник и т. д., но при этом каждый монах по прежнему располагал своими средствами и имел отдельную трапезу. Лишь в конце XVIII века в обязанность всей братии монастыря вменена общая трапеза, а по кельям стали питаться только больные монахи. 16 мая 1780 года, находясь в Пскове, императрица Екатерина II повелела отпустить в Мирожский монастырь 150 рублей. Вскоре, в 1789 году, был построен новый двухэтажный келейный корпус. С 1798 года, по указу императора Павла I, монастырём снова управляли архимандриты. В 1799-1805 годах вокруг монастыря была построена каменная ограда, сузившая территорию обители.

    В 1800 году монастырь подвергся сильному наводнению. Впоследствии для настоятеля был построен новый деревянный дом. В 1820 году братский корпус и Стефановский храм были соединены. С 1850 по 1864 год монастырь был приписан к архиерейскому дому и управлялся архиерейскими наместниками, но затем обителью стали вновь управлять архимандриты.

    В 1858 году, при ремонте собора, были обнаружены древние фрески XII века, которые к 1893 году были полностью раскрыты. В 1879 году к братскому корпусу была пристроена колокольня. По повелению императора-страстотерпца Николая II от 6 августа 1897 года Святейшим Синодом была учреждена особая строительная комиссия под руководством М. П. Боткина. Комиссия поручила псковскому архитектору Н. М. Нестурху провести работы по укреплению стен храма, а реставрация фресок была поручена суздальским живописцам под руководством Н. М. Сафонова. 27 августа 1902 года состоялось освящение собора после реставрации.

    Закрытие и восстановление

    8 июня 1920 года отделом управления Псковского уездно-городского исполкома был составлен акт передачи Мирожского монастыря религиозному обществу. 28 мая 1924 года монастырь закрыт решением Псковского губисполкома “ввиду передачи Мирожского монастыря экскурсионной станции и закрепления его за губоно” (губернский отдел народного образования). Святыни и ценности обители были изъяты. Некоторые из них оказались в Псковском музее-заповеднике – здесь был помещен чтимый первый список Мирожской иконы, а также деревянная чаша святителя Нифонта с которой он просил подаяние на строительство монастыря. 28 мая 1935 года было принято решение о передаче бывшего монастыря музею.

    В ходе боевых действий в годы Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский собор получил разрушения и повреждения. Снарядом, попавшим в западную стену собора, была повреждена фресковая роспись, в арке западного портала нарушена кладка. Кровля собора была также значительно повреждена, разрушена часть окна в барабане главы. В послевоенные годы фрески собора, Стефановская церковь и келейный корпус реставрировались. 12 июня 1956 года у стен бывшего монастыря был организован пляж.

    Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году. В то время архиепископ Псковский Евсевий (Саввин) совместно с областной администрации приняли соглашение по вопросу передачи храма Первомученика Стефана, братского корпуса и дома настоятеля Псковской епархии с целью устройства здесь мужского монастыря и иконописной школы. Первые иноки нового времени пришли сюда из Псково-Печерского монастыря. Постепенно силами братии монастырь, приведенный в советское время в состояние разрухи, стал возрождаться. 15 августа 1997 года была открыта иконописная школа, которую воглавил отец Алипий из Псково-Печерской обители.

    Братия постепенно облагораживала запущенную обитель. Так, в 2007 году были проведены ремонтные работы монастырских зданий, стен и колокольни; подготовлены помещения для производства свечей и выставки икон. На конец 2000-х годов действовала иконописная и воскресная школы, малый свечной завод (с 2008 года), ежедневно в монастыре кормят паломников и малоимущих. По инициативе губернатора Псковской области Андрея Турчака, после его визита в обитель, в августе 2009 года был создан попечительский совет монастыря.

    Всё время с 1994 года Псковская епархия арендовала у Псковского музея-заповедника монастырскую территорию, Стефановский храм с братским корпусом и настоятельским домом. Наконец, 6 мая 2010 года собственник монастырского ансамбля ТУ Росимущества в Псковской области и монастырь подписали договор о безвозмездном пользовании комплексом зданий и территории [2].

    В апреле 2011 года монастырь подвергся сильному затоплению.

    Статистика

    • 1764 – по штатам в монастыре положено быть игумену, 4 иеромонахам, 2 иеродьяконам, 4 послушникам, 1 подьячему, 8 служителям [3]
    • 1798 – игумен, 3 иеромонаха, 1 вдовый священник, 2 иеродьякона, 1 пономарь, 1 ключник, 1 чашник, 1 просфорник [3]
    • 1868 – 2 иеромонаха, 1 иеродьякон, 1 священник, 2 послушника [3]
    • 2007 – 6 насельников, 1 трудник [4]
    • 2008 – 4 насельника, 1 послушник [5]

    Храмы, архитектура

    Преображенский собор Мирожского монастыря. Фото Ярослава Блажина 5 января 2010 г.

    Преображенский собор

    Собор был построен в 1155-1156 годах, что делает его старейшим в России храмом посвященным Преображению Господню, первым каменным храмом Пскова и единственной в городе церковью византийского стиля. Мощный крестово-купольный храм с одним куполом на обширном световом барабане имеет пониженные боковые апсиды с западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении Климентовской церкви в Старой Ладоге и Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря. Реставрация собора, включавшая работы по укреплению стен, была проведена в 1897-1902 годах.

    Уникальная роспись собора – наиболее полно (не менее чем на 80%) сохранившийся образец росписи русских церквей домонгольского периода. Фрески были выполнены греческими мастерами сразу после возведения храма. Крупномасштабные композиции – “Деисус”, “Вознесение Господне”, “Рождество Христово”, “Успение Пресвятой Богородицы”, “Сретение Господне”, “Богоявление”, “Воскрешение Лазаря”, “Распятие Господне”, “Снятие с креста”, “Воскресение Христово”, “Сошествие Св. Духа на апостолов” украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты при ремонте в 1858 году. По ходатайству Псковского археологического общества Императорская Академия художеств отпустила 10000 рублей на предварительные изыскания и обещала ежегодно отпускать такую же сумму на дальнейшую реставрацию храма. Исследование фресок было проведено в 1889-1893 годах академиком В. В. Сусловым. В ходе реставрации 1897-1902 годов под руководством Н. М. Сафонова несохранившиеся части фресок были дописаны в старом стиле. В советский период фрески собора были реставрированы в 1927-1947 и в 1973-1977 годах А. И. Анисимовым, Д. Е. Брагиным и Г. В. Алфёровым.

    На 2009 год собор находился в ведении Псковского музея-заповедника и был открыт лишь как музей, в сухую погоду, за плату. Молебен здесь служился раз в году.

    Стефановский храм Мирожского монастыря

    Храм первомученика Стефана

    Церковь во имя святого архидиакона Стефана была построена в 1404 году на севере от главного храма обители, на месте более древней церкви. Представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые врата. В архитектуре заметны московские черты.

    После пожаров и разрушений церковь несколько раз перестраивалась (в частности, в 1564 году) и нынешняя церковь датируется концом XVII-началом XVIII веков. Стефановская церковь была реставрирована в 1977 году по проекту В. А. Лебедевой. В 1996 году закрытый ранее храм был восстановлен и вновь стал действующим. Очередной косметический ремонт храма был проведён в 2008 году [6].

    В храме необычный каменный иконостас-темплон созданный архимандритом Зиноном (Теодором).

    Звонница

    С западной стороны собора в XV-XVI веках была пристроена двухъярусная звонница. Когда-то на ней висели восемь колоколов, древнейший из них датировался 1520 годом. С надписями были три колокола, на одном из них надписи были на шведском языке.

    Братский корпус с колокольней

    К Стефановской церкви примыкает построенный в 1789 году двухэтажный братский корпус. Корпус был воздвигнут на месте древних настоятельских келий. Вначале на первом этаже были кельи настоятеля, второй этаж оставался незанятым. В 1800 году во время наводнения вода на первом этаже здания поднялась до потолка, и настоятельские кельи оказались непригодными для жилья. Впоследствии на первом этаже устроили кухню и трапезную, а на втором разместили братские кельи. В 1820 году корпус и Стефановскую церковь соединили. Колокольня была построена в 1879 году. В 1947-1949 годах Г. Е. Гедике была проведена фрагментарная реставрация корпуса, а в 1972-1982 годах были проведены исследование и реставрация по проекту В. А. Лебедевой.

    Прочие постройки

    Сохраняются также деревянный на каменной подклети настоятельский корпус XV-XIX веков, каменная монастырская ограда 1799-1805 годов, а также банька начала XIX века.

    Настоятели

    Игумены

    • Прп. Авраамий Мирожский (ок. 1156 – 24 сентября 1158)
    • Исидор (1269)
    • Прмч. Василий Мирожский (+ 4 марта 1299)
    • Карп (упом. 1404)
    • Григорий (1521)

    Архимандриты

    • Митрофан (1589)
    • Герман (кон. XVI)
    • Геннадий (1617 – 1720)
    • Герасим (1623)
    • Александр (1630)
    • Онуфрий (в декабре 1630)
    • Макарий (в декабре 1636)
    • Арсений (1641)
    • Иона (1648)
    • Митрофан (? – 1650)
    • Афанасий (1662 – 1670)
    • Никандр (1673 – 1677)
    • Герасим (8 февраля 1684 – 1691)
    • Корнилий (1691 – 1699)
    • Аарон (1702 – 1713)
    • Киприан
    • Маркелл (1719 – 1720)
    • Герасим (1736 – 1744)
    • Иоасаф (Лисянский) (1755 – 1761)
    • Иоанникий (1762 – 1763)
    • Иринарх (1763 – 1768)

    Игумены

    • Стефан (1768 – 1774)
    • Варлаам (Головин) (1774 – 1775)
    • Иустин (Трипольский) (20 июля 1774 – 4 сентября 1784)
    • Адриан (1784 – 1786)
    • Венедикт I (1786 – 1792)
    • Иcaия (1792 – 1796)
    • Венедикт II (Постников) (1796 – 1800)

    Архимандриты

    • Иаков (1800 – 1805)
    • Арсений (1806 – 1818)
    • Петр (Лавров) (1818 – 1825)
      • Анатолий, Василий, Мелхиседек, иеромм. и/о
    • Афанасий I (31 мая 1826 – март 1827)
    • Афанасий II (Соколов) (3 апреля 1827 – 28 августа 1828/1830)
      • Виталий, Афанасий, иеромм. (1828 – 1830)
    • Спиридон (Грацианов) (26 ноября 1830 – 12 ноября 1833)
    • Владимир, Иннокентий, иеромм.
    • Афанасий I, 2-й раз (1834 – 1837)
      • Иннокентий, иером.
    • Митрофан (1838 – 1845)
    • Нифонт (1846 – 1851)
    • Псковские архипастыри (1851 – 1864)
    • Виталий (Вертоградов) (22 февраля 1864 – 10 января 1865)
    • Николай (Трусковский) (11 января 1865 – 186?)
      • Тихон (упом. 1869 [7]) иером. и/д
    • Гавриил (упом. 1872 – упом. 1875 [8])
    • Алексий (упом. 1876 [9])
    • Серафим (упом. 1877- упом. 1883 [10]) игум.
    • Михаил (Цвинев) (упом. 1885 – 24 мая 1886 [11])
    • Павел (упом. 1888 – упом. 1889 [12]) игум.
      • Порфирий (упом. 1891 – упом. 1895 [13]) иером., и/д
    • Николай (упом. 1899 – упом. 1902)
    • Иннокентий (Кременский) (1903 – 1904)
    • Амвросий (Смирнов) (1906 – 1911)
    • Досифей (упом. 1913 – упом. 1914 [14]) игум.
    • Иннокентий (Селезнев)

    Наместники

    • Зинон (Теодор) (1994 – 1996 [15])
    • Марк (упом. 2005 [16] – 6 октября 2007) иером.
    • Николай (Биличенко) (6 октября 2007 [17] – 2017) игум.
    • Серафим (Козулин) (упом. 12 ноября 2017 [18])

    Святыни

    • Список Мирожской иконы Божией Матери (1998 года письма)
    • Мощи игуменов обители прп. Авраамия (под спудом соборного храма) и прмч. Василия
    • Древние иконы: св. Александра Свирского, свт. Николая и св. Нифонта

    См. также

      “Мирожский Спасо-Преображенский мужской монастырь”, архив Псковской области, 3 октября 2017:

        http://i-nventory.ru/index.php? >

      Использованные материалы

      [1] Сохранилась до наших дней в областном историко-архитектурном музее.

      [3] “История Псковской епархии. Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь”, 23 июня 2010, http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_ >

      [7] Памятная книжка Псковской губернии на 1869 и 1970 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1869, с. 51; 1870, с. 45.

      [8] Памятная книжка Псковской губернии на 1872, 1874, 1875 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1872, с. 54; 1874, с. 79; с. 46.

      [9] Памятная книжка Псковской губернии на 1876 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1876, с. 49.

      [10] Памятная книжка Псковской губернии на 1877, 1879, 1880, 1881, 1882, 1883 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1877, с. 51; 1879, с. 52; 1880, с. 54; 1881, с. 55; 1882, с. 30; 1883, с. 29.

      [11] Памятная книжка Псковской губернии на 1886 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1886, с. 62. и Провинциальный некрополь. Мироновъ – Модестова, сайт “Исток”, http://is-tok.ru/publ/nekropol/nekropol/provincialnyj_nekrop. 279

      [12] Памятная книжка Псковской губернии на 1888, 1889 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1888, с. 64; 1889, с. 44.

      [13] Памятная книжка Псковской губернии на 1891, 1893, 1895 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1891, с.19; 1893, с. 19; 1895, с. 19

      [14] Памятная книжка Псковской губернии на 1913-14 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1913-14, с. 108.

      Мирожский монастырь: история и адрес, фрески, описание, настоятели и святыни

      Древний монастырь, некогда центр просвящения и хранитель христианских ценностей и искусств. Среди достопримечательностей Пскова известен благодаря уникальным, сохранившимся домонгольским фрескам.

      30 апреля Отзывы: 0

      Спасо-Преображенский Мирожский монастырь насчитывает в своей истории уже больше восьми веков. Долгие времена он был центром культурной и духовной жизни Пскова, светом просвещения, хранителем христианских традиций.

      История монастыря

      Точная дата монастыря не известна, равно как и имя его создателя. Историками принято считать основателем монастыря святителя Псковского и Новгородского епископа Нифонта, жившего в 12 веке. Существует легенда, что для сбора денег на постройку храма святитель самолично обходил купеческие дома с расписной чашей. Правда это, или нет, не где-то в середине 12 века был построен Спасо-Преображенский собор, давший начало монастырю.

      Как и многие монастыри в то время, Мирожский монастырь служил крепостью, в которой не только монахи, но и миряне могли спрятаться за крепкими стенами от постоянных набегов врагов. С этими кровавыми страницами истории связан почитаемый в монастыре святой Василий, настоятель, убитый в 1299 году немецкими завоевателями.

      В отличие от того же Псковско-Печероского монастыря, прибежища аскетов и отшельников, Мирожский, напротив, жил насыщенной и деятельной жизнью. Что не удивительно, ведь он находится всего в 20 минутах ходьбы от Псковского Крома. Для города он стал центром культурной и образовательной деятельности, хранящим православные традиции и развивающим православные искусства.

      Именно здесь вели псковскую летопись, монастырь обладал богатой библиотекой, имел крупную мастерскую переписчиков (здесь был переписано и сохранено «Слово о полку Игореве») и иконописную мастерскую, создававшую прекрасные иконы. Также Мирожская обитель была одной из самых богатых на псковской земле, занимая почти всю пойму реки Мирожи, имела большое хозяйство с мельницами, кузнями, хозяйственными дворами.

      После революции монастырь был упразднен и не работал вплоть до 1994 года. Сейчас там живут монахи, и работает иконописная мастерская.

      Храмы монастыря

      Собор Спаса Преображения

      Это уникальный в своем роде памятник архитектуры. Во-первых, это крестово-купольный с одной главой храм с нетипичной для древнерусского искусства архитектурой. В основание его плана лежит равноконечный крест, так что внешне храм смотрелся крестообразным – это больше походит на византийские традиции.

      Но самая большая ценность собора – это сохранившаяся практически полностью еще домонгольская фресковая роспись. Она отличается высоким художественным качеством, тщательно продуманной иконографической концепцией: все росписи связаны между собой одной темой Искупительной жертвы Бога-Сына и соединения в Нем человеческой и божественной природы. Стиль росписи не имеет аналогов в России того времени, и напоминает скорее византийские мозаики того же 12 века.

      Не иначе как божественным провидением можно объяснить то, что роспись дошла до наших дней почти в полном объеме. Фрески дважды закрашивали, благодаря чему они сохранились на протяжении веков.

      Сегодня Спасо-Преображенский храм не используется для богослужений и является музеем.

      Храм Апостола и Первомученика Стефана

      Стефановская церковь построена в 12 веке на месте старой, известной еще с 1402 года церкви. Это надвратный трапезный храм, очень нарядный и светлый, декорированный белеными кирпичными карнизами и орнаментальными поясами. Храмовый иконостас выполнен фресковой роспись архимандрита Зенона, одного из самых известных современных иконописцев, а среди почитаемых святынь – чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта.

      Храм является действующим, и здесь не только регулярно проводят богослужения, но также здесь работает иконописная мастерская, тем, кто задумал отпуск в Пскове, может также понравится предлагаемая паломникам монастырская трапеза.

      Экскурсии

      Один день на границе прошлого и настоящего: экскурсия в Псков из Санкт-Петербурга

      Псков – настоящая сокровищница русской истории, чьи богатства доступны всем желающим, стоит только воспользоваться .

      Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

      Спа́со-Преображенский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся За́величье.

      Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, № 1327).

      Содержание

      История

      Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.

      Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера. Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).

      В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.

      В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.

      По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX в. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.

      Монастырь упразднен в XX в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом Настоятеля был передан Псковской Епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними он был снят (см. статью). В 1997 году Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу.

      01 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование.

      В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова.

      Здания

      Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX вв.), братских келий (XVII—XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).

      Собор Спаса Преображения

      Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

      Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.

      В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.

      Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в определенные праздничные дни.

      Храм Апостола и Первомученика Стефана

      Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более древней, 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В храме проходят регулярные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона. Кроме того, в храме находится список 1998 года с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта, явленная чудесным образом в 1198 году. Более древний список с иконы – 1583 года, находится в Псковском государственном музее-заповеднике. Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св. горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света. При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские иконописцы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы. В монастырском корпусе имеется трапезная.

      Святые

      В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

      Святыни

      В монастыре находится оригинал иконы Пресвятой Богородицы “Мирожская”. Яв­ле­ние ее про­изо­шло в 1198 го­ду. По­чти че­ты­ре сто­ле­тия спу­стя, в 1567 го­ду, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия, в го­ро­де Пско­ве, во вре­мя сви­реп­ство­вав­ше­го мо­ро­во­го по­вет­рия, от этой ико­ны, как гла­сит пре­да­ние, «та­ин­ство со­вер­ши­ся Гос­по­жи Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии чест­на­го Ее зна­ме­ния: от пре­чи­с­та­го об­ра­за ико­ны сле­зы из обою очию, яко струя, те­ча­ху, и мно­га бла­го­да­ре­ния и цель­бы бы­ва­ху че­ло­ве­ком от об­ра­за Ма­те­ре Гос­под­ня». То­гда из Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря ико­ну пе­ре­нес­ли, «. по­ста­ви­ша ю в со­бор­ной церк­ви свя­тыя Жи­во­на­чаль­ныя Тро­и­цы воз­ле ал­та­ря. чест­но, и от то­го вре­ме­ни на­ча­ша мно­га и раз­лич­на ис­це­ле­ния че­ло­ве­ком быв­ши. ». С тех пор в па­мять мно­го­чис­лен­ных бла­го­де­я­ний Бо­го­ма­те­ри, яв­лен­ных через Ее свя­той об­раз, бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь Ми­рож­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри 24 сен­тяб­ря.

      Престольные праздники

      Видео


      Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря

      Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря

      г. Псков, Мирожская наб., д. 2

      Историческая справка

      Мирожский монастырь один из самих древних памятников архитектуры, древнерусской монументальной живописи и культуры Пскова.

      С монастырем связывают один из первых летописных центров псковской вечевой республики (ХII-ХIV в.в.), по предположениям некоторых исследователей здесь был переписан протооригинал Мусин-Пушкинского списка “Слова о полку Игореве” и был создан ряд произведений древнерусской литературы (один из древнейших – “Послание Есифа к детям” конца XIII века).

      Первые летописные упоминания о монастыре относятся к середине ХII столетия. I-я и IV-я Новгородские летописи сообщая под 1156 г. о кончине новгородского архиепископа Нифонта перечисляют его последние деяния, в том числе: – “. а в Пскове св. Спаса церковь зда каменну”.

      В житие Нифонта сообщается о том, что архиепископ наделил монастырь землями. Можно предположить, что Нифонт и приказал расписать собор фресками (летописных сообщений о росписи собора до нашего времени не дошло).

      История монастыря, который не был никогда укреплен и жестоко страдал от вражеских набегов, богата кровавыми событиями. Уже под 1299 г. Псковские летописи сообщают о набеге немецких рыцарей на Псков и смерти игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа.

      С именем Иосифа исследователь Л.А. Творогов связывает “Послание Есифа к детям” и считает его возможным заказчиком псковского списка “Слова о полку Игореве”.

      В 1404 г. летопись сообщает, о построении Карпом Стефановской церкви, которая выстроена заново (или перестроена) в камне в 1546 г. Святые ворота относятся к тому же времени. В ХV-ХVI в.в. В ансамбле монастыря, кроме собора и Стефановской церкви, существовали еще какие-то постройки.

      Летопись сообщает под 1463, 1471, 1474 гг. о расквартировании стрельцов московского войска (до 100 человек), в стенах Мирожского монастыря. В ХVII в. появляются кельи, видимо, деревянные, на каменных подклетах дошедшие до наших дней.

      В экономическом отношении монастырь переживал спады и подъемы, связанные с войнами. Сильно подорвали благосостояние монастыря осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 г. и шведами в 1615 г.

      Некогда богатый монастырь к концу ХVIII в. приходит в постепенный упадок. Сохранилось подробное описание ансамбля на 1766 г. Кроме Преображенского собора, покрытого тогда тесом, в нем рассказывается о всех остальных многочисленных постройках и службах монастыря.

      Из каменных зданий существует лишь Стефановская церковь (также крытая обветшавшим тесом). 2 настоятельские кельи (одна на каменном “погребе”), братские кельи на 8 “апартаментов”, амбары – “магазеины”, мельница, конюшна, каретная, пивоварня, кузница, бойня, солодежня – все постройки деревянные, пришли в ветхость и нуждаются в ремонте.

      Однако перечисление построек, садов, огородов монастыря, прудов для “посажения ценной рыбы”, говорит о том, что еще в первой половине ХVIII в. монастырь жил полнокровной, самостоятельной жизнью. В 1789 г. выстроено было здание Братского корпуса.

      В 70-х годах XIX столетия между Братским корпусом и Стефановской церковью встраивается колокольня. После Великой Октябрьской революции в 1922 г. монастырь прекратил свою деятельность, памятники архитектуры стали объектом музейного показа. В настоящее время ансамбль находится в стадии исследования и реставрации.

      Спасо-Преображенский собор недолго простоял в своем первоначальном виде. Позакомарное покрытие в условиях Пскова вызывало скопление снега и воды в пазухах и, как следствие, протечки и намокание кладки. Поэтому очень скоро собор получил пощипцовую тесовую кровлю.

      Однако, и в таком состоянии (с низкими угловыми помещениями) собор простоял очень недолго. Не позднее XIII в. были надстроены палатки над угловыми помещениями.

      Позднейшие переделки еще больше исказили облик здания. Шестнадцатискатное покрытие было сменено на восьмискатное, глава вместо шлемовидной стала луковичной. Точной даты пристройки притвора не сохранилось, но по характеру кладки, можно датировать его ХV-ХVI в.в.

      Звонница была пристроена к собору еще позднее. Вероятно, к этому времени фрески собора были уже забелены. В течение ХVII-XIX в.в., собор неоднократно переделывался и ремонтировался. В документах конца ХVIII в. кровля его описывается четырехскатной, тесовой.

      Только в 1877 г. Спасо-Преображенский собор покрыли железом. С западной стороны была пристроена (ныне уничтоженная) деревянная паперть на кирпичных столбах. Неоднократно ремонтировался сменивший фресковую живопись иконостас (сам иконостас, ныне утраченный, относился к XVI в.). В 1858 г. в соборе были обнаружены древние фрески.

      О переделке теплой Стефановской церкви, пока не проведено ее тщательное исследование, можно говорить только приблизительно. Первоначально вход в нее был, очевидно, с запада, а сама церковь была 2-этажной. Но описанию конца ХVIII в. она имеет тесовую кровлю, главу крытую деревянной чешуею.

      В 1786 г. отпускаются средства на ее ремонт. В начале XIX столетия к Стефановской церкви пристроили деревянную паперть. Все здание было отремонтировано и крыто железом (купол был еще ранее обит железом) в 1878 г.

      В конце XIX в. в храме была устроена библиотека, в связи с чем были подрублены пяты сводов церкви и между притвором и приделом пробиты арки.

      Братский корпус стал перестраиваться после первого же наводнения, затопившего его первый этаж. В первом этаже размещались настоятельские кельи. После наводнения 1800 г. настоятельские кельи перевели во флигель напротив собора, а в первом этаже сделали трапезную, кухню и 2 кладовые.

      Братские кельи переведены во 2-й этаж. В связи со строительством колокольни в 70-х годах XIX столетия двусветная часть центра братского корпуса была сломана и корпус был подведен под одну кровлю. В связи с приспособлением корпуса под жилье, помещения корпуса в 1945 г. разделили перегородками на мелкие помещения.

      Колокольня встроенная между Братским корпусом и Стефановской церковью снаружи практически не потеряла первоначального облика, интерьер колокольни потерял свою первоначальную отделку. В 1887 г. Спасо-Преображенский собор было предложено осмотреть академику архитектуры З.В. Суслову, которой ходатайствовал перед Академией художеств о его реставрации.

      С 1887 г. по 1893 г. Суслов провел исследование собора, раскрыл все фрески, с которых в 1893 г. художники Блазнов и Фомин под руководством Суслова сняли кальки и несколько цветных выкрасок.

      В том же году Академия художеств прекратила ассигнования на реставрацию и работы были остановлены. В 1897 г. по ходатайству монастырских властей Николай II приказал “возобновить” собор из монастырских средств. Собор отремонтировали, сделали бетонное основание с каналами для отвода полых вод.

      В 1899-1903 г.г. группой палехских иконописцев под руководством Н.М. Сафонова фрески были зачищены, промыты и прописаны заново клеевыми красками.

      Часть сюжетов была раскрыта в 1927-29 г.г. группой реставраторов под руководством А.И. Анисимова, в настоящее время бригада художников-реставраторов ВСНРПМ под руководством Д.Е. Брягина проводит работы по полному раскрытию древней живописи от записей.

      С 1861 г. собор Мирожского монастыря привлекал к себе внимание многих историков древнерусского искусства, таких как М.В. Толстой, И.И. Василев, А.М. Павлинов. С 1886 г. по 1902 г. проводились частичные архитектурные реставрации памятника.

      Больше других вложил в дело исследования собора в эти годы академик В.В. Суслов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. сгорела луковичная глава собора и кровли на четверике, апсидах и притворе.

      В 1946 г. покрытия собора и глава были восстановлены в формах 1902 г. Архитектурные исследования собора 1947-1948 г.г. были проведены архитектором-реставратором Алферовой Г.В. Исследования Романова К.К. хранятся в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге.

      Основные архитектурные особенности

      Ансамбль Мирожского монастыря находится на левобережном мысу, омываемом с востока рекой Великой, с севера и запада – рекой Мирожкой, впадающей в Великую. Окруженный невысокой оградой, он занимает площадь около 1.6 га.

      Доминирующее положение в центре ансамбля занимает Спасо-Преображенский собор, выходящий апсидами на р. Великую.

      С запада от собора расположены бывшие настоятельские кельи, сохранившие древний (ХVII в.) подклет. На северной границе монастыря возвышается веками формировавшийся объем, состоящий из трех разновременных сооружений – Стефановской церкви, братского корпуса и колокольни. В юго-западной части территории расположен плодовый сад.

      Второй вход в монастырь сохранился с южной стороны. Длина ограды монастыря около 400 м. Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию Стефановская церковь – надвратные, Святые ворота, расположенные в первом ее этаже издавна служили главным входом в монастырь.

      Вход в монастырь с южной стороны. Святые ворота – главный вход в монастырь

      Южнее Спасо-Преображенского собора находятся бывшие кельи монастыря (ныне жилой дом), стоящий на подклете XVII в.

      Фото: февраль 1972 год

      Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию из древнего четверика и более позднего притвора (ХVI в.) увенчанного в северной части звонницей.

      Основной объем – крестообразная в плане постройка, пространство между концами которой с востока застроено низкими боковыми апсидами, а с запада – небольшими древними помещениями в один свет, с более поздними надстройками, (высота концов креста равнялась 10 м, а высота боковых пристроек 5 м).

      Стефановская надвратная церковь, братский корпус и колокольня представляют собой единый объем, состоящий из различных по высоте и архитектурным формам зданий, создающих гармоничное по силуэту сооружение.

      Стефановская церковь в настоящий момент делится на 3 этажа, в древности была двухэтажной. Первый этаж – трехчастный в плане – на западе Святые ворота с несимметрично расположенными столбами, с востока два прямоугольных помещения перекрытых цилиндрическими сводами с распалубками. Оконные проемы подклета обращены на юг.

      Вход в подклет также с юга. 2-й этаж состоит из основного объема храма и притвора. Апсидная часть четверика снаружи трехчастная, однако дьяконник и жертвенник изнутри выражены слабо развитыми нишами. 2 столба четверика скрыты в поздней перегородке.

      Притвор храма также разделен поздними перегородками, перекрыт притвор цилиндрическим сводом с распалубками. Перекрытие основного объема четверика – крестовый свод находится в объеме третьего этажа и завершается световым барабаном.

      На барабане глава в форме луковицы. Колокольня четырехъярусная, в 1-м ярусе застроенные ныне ворота. 2-ой ярус представляет собой небольшое помещение, через которое попадали из братского корпуса в Стефановскую церковь, на 4-м ярусе открытом с четырех сторон висели колокола.

      Братский корпус двухэтажный, хотя имел первоначально во втором этаже повышенную двусветную часть и симметричную композицию.

      Перекрытия братского корпуса и колокольни – плоские. 2 поздних пристройки к югу от всего объема здания – двухэтажные, не представляют интереса.

      Декор здания разностилен: московские формы наличников и украшений Стефановской церкви, типичная для XIX в. классическая ордерная схема колокольни с рустоваными пилястрами в первом этаже.

      Архитектурный декор братского корпуса очень скромен – это наличники 2-го этажа, карнизы украшенные сухариками, междуэтажная тяга.

      Основным материалом стен всего объема является известняковая плита.Колокольня и братский корпус построены с применением кирпича в отделке деталей. Все здания обмазаны и побелены.

      Общие сведения

      Ансамбль Мирожского монастыря самый древний и уже по одному этому самый бесценный памятник псковской культуры. Спасо-Преображенский собор является единственной хорошо сохранившейся постройкой архиепископа Нифонта на Руси.

      Прообразом собора послужили византийские провинциальные крестовые постройки. Кроме того, архитектура его своими корнями – приемами композиции, техникой кладки, тесно связана с каменным строительством Киева и Новгорода, предшествующего периода.

      Собор отличается строгостью лаконичностью, характерной для культовых построек XI-ХII в.в. В архитектурных формах собора были заложены элементы дальнейшего развития культовых построек Пскова. Простота объемов, асимметрия в их расположении, живописная лепка стенных плоскостей – вот призмы, которыми будут пользоваться псковские зодчие еще на протяжении четырех столетий.

      Схема территории ансамбля на современной карте

      Предметы особой охраны

      Земельный участок, сформированный по адресу г. Псков, Мирожская наб., д. 2, не соответствует существовавшему ранее монастырскому землевладению. Межевание произведено исходя из сложившейся в конце XX – начале XXI веков градостроительной ситуации.

      В связи с этим предлагаемые к установлению на основании архивных, библиографических, иконографических, фотографических и графических источников XVIII-XX в.в. границы территории памятника не совпадают с границами земельного участка, сформированного в 2009 году.

      Границы территории объекта культурного наследия «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря», ХII-XVII в.в., расположенного по адресу: г. Псков, Мирожская наб., д. 2, зафиксированы поворотными точками, имеющими координаты, которые даны в местной системе координат.

      Читайте также:  Тихон Шевкунов: биография архимандрита, книги и публикации, здоровье, где сейчас служит
Ссылка на основную публикацию