Митрополит Варсонофий: биография, службы и духовный путь

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Судаков Анатолий Владимирович)

Дата рождения: 3 июня 1955 г.Дата хиротонии: 8 февраля 1991 г.Дата пострига: 30 марта 1978 г.День ангела: 24 апреля

Страна: Россия Биография:

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

Родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи.

В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии.

В ноябре 1975 г. после демобилизации из армии устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил).

В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного.

В 1982-1986 гг. обучался в Московской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона.

Во время обучения в Московских духовных школах каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где не раз сослужил митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.

После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.

С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. — настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления.

В 1987 г. возведен в сан архимандрита.

В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.

Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия.

8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск.

В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа.

Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии.

В 2009-2013 гг. — председатель Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

С 27 июля 2009 г. — секретарь Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 142) утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии.

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода — возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.

С мая по октябрь 2011 г. временно управлял новообразованной Ардатовской епархией.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 103) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Октябрьского р-на г. Саранска Республики Мордовия.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 8) назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 4) освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. (журнал № 70) освобожден от обязанностей секретаря Межсоборного присутствия.

1979 г. — Московская духовная семинария.

1986 г. — Московская духовная академия. Кандидат богословия.

Научные труды, публикации:

Книги:

Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 тт.

  • т.1. Возвращение из забытия. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. — Саранск, 1995.
  • т.2. Увещание к духовному исправлению. Послания, проповеди, поучения. — Саранск, 1995.
  • т.3. Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX — начале ХХ вв. — Саранск, 1995.
  • т.4. Убеждение в истине. Проповеди. — Саранск, 1995.
  • т.5. Уроки благодатной жизни. Проповеди. — Саранск, 1996.

Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998.

Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999.

Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004-2005.

Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006.

Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного. / Сост. и пред. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998.

Статьи и послания:

Рождественское послание Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского. // Саранские епархиальные ведомости (далее — Сар. ЕВ), 1992-2006.

Пасхальное послание Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского. // Сар. ЕВ, 1993-2006.

Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. // Сар. ЕВ, 1999, № 2, с. 3-7.

Приветственное пасхальное послание Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. // Сар. ЕВ, 2000, № 4, с. 16.

Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II по случаю 10-летнего Патриаршего служения. // Сар. ЕВ, 2000, № 6, с. 3.

Приветственный адрес Высокопреосвященнейшему Серафиму, архиепископу Пензенскому и Кузнецкому. // Сар. ЕВ, 1999, № 10, с. 3-5.

Послание ректору Саранского православного духовного училища священнику Александру Пелину. // Сар. ЕВ, 1999, № 10, с.9.

Иисус Христос — наша жизнь и надежда. Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 7, с. 8-27.

Доклад на Епархиальном собрании 8 ноября 1996 г. // Сар. ЕВ, 1996, № 3-10, с. 6-15.

Обращение к предпринимателям епископа Варсонофия, председателя Мордовского республиканского комитета российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса А.Е. Иутина и членов Епархиального совета. // Сар. ЕВ, 1993, № 6, с. 5-7.

Обращение ко всем верным чадам Православной Церкви Мордовии (о лжеучениях и сектах, распространяющихся по Мордовии). // Сар. ЕВ, 1995, № 4, с. 13-17.

Памяти архимандрита Модеста. Некролог. Слово епископа Варсонофия, сказанное на погребении архимандрита Модеста (Кожевникова), в схиме Михаила. // Сар. ЕВ, 1997, № 3, с. 22-24.

Письмо к председателю Государственного собрания Республики Мордовия Н.И. Меркушкину о возвращении епархии церковных зданий. // Сар. ЕВ, 1995, № 1-2, с. 11-16.

Послание по случаю 100-летия храма Казанской иконы Божией Матери, что в с. Маколово Чамзинского района Республики Мордовия. // Сар. ЕВ, 1997, № 11-12, с. 3-5.

Послание клиру и пастве Саранской епархии по случаю канонизации первого святого на мордовской земле — старца Феодора Санаксарского. // Сар. ЕВ, 1999, № 8, с. 10-13.

Послание клиру и пастве Саранской епархии по случаю канонизации монаха Филарета (Кулакова), земли Ичалковской чудотворца. // Сар. ЕВ, 1999, № 9, с. 9-13.

Приветствие епископа Саранского и Мордовского Варсонофия при встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре 3 августа 1993 г. // Сар. ЕВ, 1993, № 10-11, с. 6-7.

Приветствие участникам Сретенских чтений. // Сар. ЕВ, 1994, № 2, с. 8.

Приветствие участникам выставки «Живи, икона!» 9 апреля 1997 г. // Сар. ЕВ, 1997, № 4-5, с. 11-13.

Приветствие участникам конференции, посвященной памяти священника А.И. Масловского. // Сар. ЕВ, 1998, № 11-12, с. 6-9.

Приветственное слово к участникам конференции «Преподобный Серафим и духовная жизнь народов Поволжья». // Сар. ЕВ, 1993, № 10-11, с. 20-21.

Привественное слово участникам IV Сретенских образовательных чтений. // Сар. ЕВ, 1999, № 3, с. 7-10.

Саранской епархии — 5 лет. Слово епископа Саранского и Мордовского Варсонофия на торжественном акте. // Сар. ЕВ, 1996, № 2 (спецвып.), с. 1-4.

Слово, произнесенное на вечере, посвященном 600-летию со дня блаженной кончины преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. // Сар. ЕВ, 1992, № 7, с. 5-10.

Слово на празднике «День Победы» 9 мая 1993 г. // Сар. ЕВ, 1993, № 5, с. 6-7.

Слово на III Сретенских образовательных чтениях 19 февраля 1998 г. // Сар. ЕВ, 1998, № 3-4, с. 19-22.

Слово по случаю 1-го выпуска Саранского духовного училища. // Сар. ЕВ, 1997, № 7, с. 7-9.

Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях «Пушкин и Православие». // Сар. ЕВ, 1999, № 7, с. 26-32.

В неделю святых жен мироносиц. Проповедь. // Сар. ЕВ, 1999, № 4, с. 19-22.

Второе посещение удела Божией Матери. // Сар. ЕВ, 1996, № 11-12, с. 17-45.

Выступление на Епархиальном совете 14 декабря 1999 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 2, с. 15-21.

Домашняя молитва. // Сар. ЕВ, 2000, № 2, с. 42-44.

«Монастыри — это опора для людей»: Беседа с епископом Саранским и Мордовским Варсонофием, священноархимандритом Санаксарского монастыря. / Интьервью Огудиной Н. // Сар. ЕВ, 1999, № 8, с. 22-28.

«Мы — не задворки мировой цивилизации». Интервью с епископом Варсонофием. // Сар. ЕВ, 1998, № 1-2, с. 21-23.

На Афонской горе. // Сар. ЕВ, 1999, № 1, с. 11-21 (см. также: Изв. Мордо-вии, 1999, 17, 24 марта).

На торжествах в Пскове. // Сар. ЕВ, 1994, № 8-10, с. 7-9.

О любви к ближним и врагам. Проповедь. // Сар. ЕВ, 2000, № 5, с. 16-19.

О посте. Проповедь. // Сар. ЕВ, 1999, № 3, с. 35-38.

Паломничество на Кипр и Ближний Восток. // Сар. ЕВ, 1999, № 11, с. 7-37 (см. также: Изв. Мордовии, 1999, 12, 14, 15 октября).

Паломничество к святыням Италии. // Сар. ЕВ, 1998, № 8-10, с. 8-20 (см. также: Изв. Мордовии, 1999, 17, 24 февраля).

Паломничество на святую гору Афон. // Сар. ЕВ, 1993, № 10-11, с. 25-47.

Пасха среди лета! // Сар. ЕВ, 1991, 26 ноября (спецвып.).

Поездка в Псковскую епархию. // Сар. ЕВ, 1999, № 6, с. 8-11.

Празднование Владимирской иконы Божией Матери. Проповедь. // Сар. ЕВ, 2000, № 6, с. 37-41.

Преподобный Сергий Радонежский и его обитель. Проповедь. // Сар. ЕВ, 1999, № 10, с. 15-18.

40 мучеников Севастийских. Проповедь. // Сар. ЕВ, 2000, № 3, с. 29-31.

Слово на обеде в гостинице 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, С. 63.

Слово в Иоанно-Богословском соборе 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 64.

Вступительное слово перед началом Торжественного акта, посвященного 2000-летию Рождества Христова 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 65.

Доклад Торжественном акте 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 66-75.

Заключительное слово на Торжественном акте 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 76.

Слово в Иоанно-Богословском монастыре. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 77.

Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 78-79.

Слово на праздничном обеде в Архиерейских покоях. // Сар. ЕВ, 200, № 9, с. 80.

Слово на приеме у главы Республики Мордовия. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 82.

Во благо и спасение. Интервью. // Мордовия — 7 дней, 1997, 27 марта.

Епископ Варсонофий: «В Мордовии нет почвы для лютеранства». Интервью. // Сов. Мордовия, 1992, 28 июля.

Епископ Варсонофий: «Не надо требовать покаяния только от России». Интервью. // Изв. Мордовии, 2000, 6 января.

Епископ Варсонофий: «В юбилейном году мы должны как следует потрудиться…». Интервью. // Изв. Мордовии, 2000, 1 марта.

Епископ Варсонофий подарит колокол тому, кто сможет его поднять. // Столица С, 1999, 16 апреля.

Во благо и спасение. Интервью. // Мордовия — 7 дней, 1997, 27 марта, спецвыпуск приложения «Вестник СБ», № 4.

«Мы должны взяться за руки…». Интервью. // Изв. Мордовии, 1997, 11 ноября.

Начался Великий пост. Интервью. // Веч. Саранск, 1998, 5 марта.

Таинство. Беседа с епископом Варсонофием. // Изв. Мордовии, 1995, 4 февраля.

Алексий II согласен с канонизацией адмирала Ушакова: На вопросы «Столицы С» отвечает епископ Саранский и Мордовский Варсонофий. // Столица С, 2000, 3 августа. Лит.: Преосвященнейший Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Биография. — В кн.: Саранская епархия. — Саранск, 1996.

  • 2008 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2012 г. — орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2015 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • 2017 г. — орден прп. Саввы Освященного (Александрийская Православная Церковь);
  • 2019 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
  • медаль прп. Сергия Радонежского II-III ст.;
  • медаль св. кн. Владимира III ст.

ВАРСОНОФИЙ (СУДАКОВ)

Митрополит Варсонофий (Судаков)

Варсонофий (Судаков) (род. 1955), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, глава Санкт-Петербургской митрополии, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, председатель Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви Межсоборного присутствия, член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия, член Высшего Церковного Совета РПЦ

В миру Судаков Анатолий Владимирович, родился 3 июня 1955 года в селе Малиновке Аркадакского района Саратовской области в многодетной крестьянской семье. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой, отличающейся особой набожностью.

В 1972 году окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в своём селе почтальоном и на кирпичном заводе.

Осенью 1973 года был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама.

В ноябре 1975 года, после демобилизации из армии, устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор города Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест, в схиме Михаил. Отец Модест своим жизненным примером, своей судьбой и своим наставническим словом определил дальнейший выбор Анатолия в церковном служении — монашеский.

В 1976 году подал прошение в Московскую духовную семинарию и успешно закончил её за три года (вместо четырёх) в 1979 году. Уже в семинарии окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 года был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.

30 марта 1978 года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с наречением имени в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром был рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 года им же — в сан иеромонаха, а в 1982 году возведён в сан игумена.

Находясь на послушании в Троице-Сергиевой Лавре, имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным). Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (Станкевич); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий (Саввин); благочинный архимандрит Марк (Петровцы). Они в значительной степени определяли и влияли на его жизненный путь.

В Лавре нёс послушание с 1978 по 1982 год в должности помощника ризничего, а с 1982 по 1986 год — в должности помощника благочинного.

С 1982 по 1986 год учился в Московской духовной академии, защитил диссертацию на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Темой научного исследования стал Афон.

После окончания академии по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима был направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.

С 15 сентября 1986 по 15 июня 1988 года – настоятель Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области.

В 1987 году возведён в сан архимандрита.

С 15 июня 1988 по 7 февраля 1991 года – настоятель Успенского собора города Пензы, секретарь Пензенского епархиального управления. Его духовным наставником и учителем жизни в эти годы был архиепископ Пензенский и Саранский Серафим (Тихонов).

В 1988 и 1990 году был участником Поместных соборов Русской Православной Церкви.

29-31 января 1991 года, постановлением Священного Синода, по рекомендации архиепископа Пензенского и Саранского Серафима, определено быть епископом новообразованной Саранской епархии.

8 февраля того же года хиротонисан во епископа Саранского и Мордовского. Хиротонию в Московском Богоявленском кафедральном соборе возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексием II.

15 февраля того же года прибыл в Саранск.

С 3 июля по 28 декабря 2000 года временно управлял Пензенской епархией [1].

Архиепископ Варсонофий (Судаков)

22 февраля 2001 года возведён в сан архиепископа.

31 марта 2009 года назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. 25 декабря того же года утверждён в должности управляющего делами Московской Патриархии.

27 июля 2009 года вошёл в состав членов и президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 года – председатель Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви, член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия [2].

1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [3] по должности.

6 октября 2011 года назначен главой Мордовской митрополии.

19 марта 2014 года переведён на Санкт-Петербургскую и Ладожскую кафедру и назначен главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии [5]. Оставался управляющим делами Патриархии до 26 февраля 2019 года, когда был освобождён с выражением сердечной благодарности за понесенные труды [6].

Труды

  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 т.
    • т.1. Возвращение из забытия. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. — Саранск, 1995, 248 с.;
    • т.2. Увещание к духовному исправлению. Послания, проповеди, поучения. — Саранск, 1995, 228 с.;
    • т.3. Афон в жизни Русской Православной церкви в XIX — начале ХХ вв. — Саранск, 1995, 176 с.;
    • т.4. Убеждение в истине. Проповеди. — Саранск, 1995, 200 с.;
    • т.5. Уроки благодатной жизни. Проповеди. — Саранск, 1996, 216 с.
  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998, 240 с.
  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999, 374 с.
  • Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004 – 2005 гг., 324 с.
  • Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006 гг., 324 с.
  • Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного. /Составл. и предисл. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998, 308 с.

Также является автором многочисленных статей и посланий.

Награды

  • памятная патриаршая панагия (2000, от Патриарха Алексия II)
  • памятная патриаршая панагия (24 апреля 2013, от Патриарха Кирилла в честь дня тезоименитства и 35-летия служения в священном сане) [7]
  • патриаршая грамота
  • медаль прп. Сергия Радонежского 1-й, 2-й и 3-й степени
  • орден равноап. кн. Владимира III степени
  • орден блгв.кн. Даниила Московского II степени (2008)
  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (2012) [8]

Светские:

  • почётная грамота Республики Мордовия
  • Российский государственный орден Дружбы (2002)
  • медаль «300 лет Российскому Флоту»
  • медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения»
  • орден “За заслуги” 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси) [9]

Использованные материалы

[1] “Пензу посетил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии”, 4 августа 2014, http://penzaeparhia.ru/news/1086

[2] “Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)”, официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, – http://www.patriarchia.ru/db/text/1052102.html

[3] ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года – http://www.patriarchia.ru/db/text/1434630.html

[4] Журнал № 103, журналы заседания Священного Синода от 4 октября 2012 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/2507811.html

[5] “Журнал № 8”, Журналы заседания Священного Синода от 19 марта 2014 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/3609112.html

[6] “Управляющим делами Московской Патриархии назначен митрополит Тверской и Кашинский Савва”, официальный сайт Русской Православной Церкви, 26 февраля 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5379431.html

[7] Патриаршее поздравление митрополиту Саранскому Варсонофию с 35-летием служения в священном сане: http://www.patriarchia.ru/db/text/2927589.html

[8] На официальном сайте Саранской епархии указан орден 3-й степени.

Митрополит Варсонофий. О работе, службах и служении

Важнейшие вопросы служения Церкви, приходской работы, пастырства затронул в докладе на епархиальном собрании митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии. Как помогать нуждающимся? С какими словами можно обратиться к молодым? Почему современные СМИ и соцсети − не только миссионерское, но и минное поле? Что в первую очередь ценят люди в священнике?

Тяжкий груз расслабленности

«Перефразируя известные слова Тертуллиана, можно сказать: душа русского человека по природе христианка. И это подтверждается стойкостью в стоянии за веру массы людей в эпоху гонений XX века в России», − напоминает митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. Достаточно упомянуть, что проведенная в самый разгар репрессий, в 1937 году, перепись населения показала удивительную картину: верующими себя назвали более половины населения страны. Да и во время празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, несмотря на семидесятилетнее насаждение государством атеистической идеологии, миллионы советских людей робко назвали себя верующими в Бога.

Заложенная в купели Крещения духовная основа показала свою жизнеспособность в самых критических ситуациях. Но теперь главное − чтобы в благоприятное время она не была погребена под тяжелым грузом духовной расслабленности, культа денег и потребления – этого плена, ошибочно понимаемого как свобода выбора. Но об этой подмене почти две тысячи лет назад сказал апостол Павел: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была к угождению плоти» (Гал. 5. 13). Владыка Варсонофий напомнил, что задача духовенства – обратить внимание людей на эти тяжелые кандалы, помочь сбросить их и стать действительно свободными в Господе, «призвавшим нас – по слову апостола Петра – из тьмы в чудный Свой Свет» (1Пет. 2. 9).

Время «штучной» работы

Понятно, что ещё много трудов предстоит совершить для воцерковления общества, и особенно молодого поколения. «Мы стоим только в самом начале долгого и нелегкого пути, − констатировал архипастырь. − Наш труд должен уподобляться работе искусного реставратора, осторожно снимающего временные слои с ценной, но потемневшей картины до первоначального изображения. Это долгая скрупулезная работа, от которой не удастся нам уйти, если хотим увидеть плоды своего служения и оправдать своё пастырство перед Господом».

Время «оптового» отношения безвозвратно ушло в прошлое, теперь должна быть индивидуальная работа с каждым человеком, с каждой личностью, подчеркнул глава Мордовской митрополии.

Поддержать православную инициативу

В докладе на епархиальном собрании митрополит Варсонофий упомянул о том, что сейчас Церковь, как и общественные организации, имеет уникальную возможность создавать церковные проекты и получать под их реализацию финансирование. Это стало возможным благодаря грантовому конкурсу «Православная инициатива». По словам Святейшего Патриарха, теперь любой талантливый замысел получил поддержку для выхода на новую ступень развития.

Но поддержку могут получить только правильно оформленные проекты, и нельзя не признать, что многие заявки от приходов нуждаются в доработках. Помогут в этом, например семинары для региональных координаторов конкурса «Православная инициатива».

Повышение квалификации» духовенства

Очень значительная часть ответственности за выполнение сложной и ответственной миссии по просвещению людей лежит на священнослужителях. В связи с этим митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий затронул вопрос повышения духовенством уровня своего образования.

Порой можно услышать о том, что в Церкви нет курсов повышения квалификации для священников: врачи, учителя, юристы, политики, имеют возможность повышать уровень своих знаний, а у священников такой возможности нет. Складывается впечатление, после семинарии процесс образования завершился. Однако это неверное впечатление. Например, в Саранской епархии курсы повышения квалификации для клириков есть проводятся достаточно регулярно на базе Саранского духовного училища. В апреле состоялся Межъепархиальный пастырский семинар, посвященный истории и современной практике совершения молитвословий и поста. Повышению образовательного уровня духовенства и церковных работников служит также приглашение известных в Церкви специалистов − историков, литургистов, богословов, патрологов и других – прочесть лекции в епархиях.

В связи со стремительными изменениями в подходах к вопросам технологии, биоэтики, семейных отношений, а также распространением бытового оккультизма, теософии, искусственного внедрения в сознание людей понятия множественности истин высокая богословская квалификация священника чрезвычайно необходима. Поэтому, уверен архипастырь, тематические семинары для духовенства должны проходить чаще.

Их проведение можно приурочить в том числе к обсуждению документов Межсоборного присутствия. «Этот совещательный орган готовит решения наиболее важных вопросов жизни Русской Православной Церкви, − напомнил правящий архиерей. − У нас существуют малоизученные темы, которые требуют уточнений, разработки, создания концепций и т.д. Межсоборное присутствие предлагает проекты документов на всеобщее обсуждение». В числе последних тем, ставших с подачи Межсоборного присутствия предметом обсуждения в Церкви, − подготовка ко Святому Причащению, упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных), христианское погребение усопших.

Благие дела – крупица за крупицей

Крайне важной работой в социальной сфере является помощь малообеспеченным и многодетным семьям, и в этом благом деле принимают участие многие приходы.

Митрополит Варсонофий упомянул об опыте Казанского храма Саранска, который взял под свой патронаж около двадцати многодетных и малообеспеченных семей. В дни праздников и годовщин им вручаются продуктовые наборы, ценные подарки. Этот же приход устроил в День знаний 1 сентября благотворительную акцию по сбору в школу детей из семей с небольшим достатком.

«Такие поступки формируют верное представление о Церкви и находят сильную поддержку в обществе, − подчеркнул иерарх. − Добрые дела наших приходов, бережно собранные по крупицам, составляют немалую корзину большой социальной работы Саранской епархии. Не всегда для этого нужны материальные средства и специальные условия. Каждый приход епархии, каждый священник, каждый верующий должен заниматься социальным служением».

Нестандартно и креативно

Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий уверен: работа с молодежью − самой активной частью населения − требует нестандартных подходов, креативности и деятельного участия со стороны священника и верующих, иначе может произойти обратная реакция. «Упустив ситуацию, мы можем потерять для Церкви и Отечества нравственно здоровых граждан, патриотов своей страны, членов Церкви Христовой», − подчеркнул он.

Одной из удачных, на его взгляд, попыток нестандартного подхода к молодежи было проведение в вузах и средних специальных учебных заведениях Саранска кинолектория «Под солнцем». Московский кинорежиссер в целом ряде интересных и познавательных фильмов осветил духовные проблемы современного общества: наркоманию, аборты, нравственную распущенность и многое другое. По отзывам, студенты после сеансов проявили неподдельный интерес к рассмотренным темам, приняв активное участие в их обсуждении с режиссером и сотрудниками Миссионерского отдела.

«В этом году мы практически достроили комплекс уникального детского лагеря «Солнечная Мордовия» при Иоанно-Богословском Макаровском монастыре, − рассказал также владыка. − Это один из немногих православных лагерей с круглогодичным режимом работы. Он находится в живописном месте и состоит из новых коттеджей, административного центра, игровых зон, хозяйственных помещений. С июля лагерь начал свою работу. Уверен, отдых в этом замечательном месте будет интересным и познавательным, а самое главное, − духовно полезным». Походные лагеря в этом году также организовал ряд приходов епархии.

Еще один способ познакомить детей и подростков с Православием – преподавание в школах предмета «Основы православной культуры». В нынешнем году этот предмет на альтернативной основе выбрали 76 процентов учащихся четвертых классов, что на 4 процента больше в сравнении с прошлым годом. И это неслучайно, уверен митрополит Варсонофий: «Активная неформальная работа с детьми, а также разъяснительная работа с родителями при свободе выбора даёт такие объективные результаты».

Информация – дело не только профессионалов

Сейчас стремительно развивается сфера электронных средств массовой информации. Благодаря интернету и развитию цифровых технологий каждый из человек может быть журналистом, и многие эту возможность активно используют: естественное для человека любопытство вместе с фотокамерой телефона помогают наполнить актуальной информацией социальные сети и средства массовой информации (в том числе епархиальные). «Сейчас скорость передачи информации очень большая, и будет грехом не использовать эту площадку для проповеди и размещения информации о церковных событиях на местах», − подчеркнул правящий архиерей, напомнив, что главное в СМИ сейчас – это скорость подачи информации. Сайт является, в первую очередь, новостным ресурсом, а уже после − архивным источником.

Батюшки в соцсетях

Еще один аспект информационного присутствия Церкви в информационном пространстве – социальние сети и участие в них священнослужителей. Как отметил глава Мордовской митрополии, многие проводят там миссионерскую работу, формируют положительный образ духовенства, свидетельствуют о вере, и это заслуживает всяческого одобрения.

Вместе с тем нельзя не отметить сложности и даже опасности, связанные с работой в этой специфической среде. Так, даже в атмосфере повышенной эмоциональности, свойственной интернет-сообществу, православным христианам, особенно же священникам, нужно уметь оставаться благоразумными и действовать, помня слова апостола Павла: «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Еф. 4. 29).

Владыка привел мнение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Мы должны противопоставить негативу в интернете позитив и, в первую очередь, позитив не вульгарный, не оскорбительный, а интеллектуальный, творческий, созидательный, духовный».

Одним из вариантов созидательной работы в социальных сетях является размещение объявлений о нуждающихся в помощи людях, в том числе детях с тяжелыми заболеваниями. Еще один потенциально важный аспект информационной деятельности Церкви – размещение в сети видеороликов, вещание интернет-радио.

Однако все эти информационные проспекты не могут быть самоцелью, но должны иметь исключительно духовно-просветительский характер, предостерег митрополит Варсонофий, сказав: «Наша цель – спасение людей! Наши задачи – совершенствование людей! Наши методы – «быть всем для всех чтобы спасти хотя бы некоторых» (1Кор. 9. 29)».

Образ священника в современном мире

Глава Мордовской митрополии особо остановился на том, каким должен быть священник, чтоб достойно нести в современном мире пастырское служение, быть назидательным примером духовной жизни и верности Богу.

«Проповедуя людям, священник имеет дело с высшей духовной сферой. Он как бы посредник между миром земным и миром горним. Поэтому пастырю очень опасно увлекаться мирской жизнью, красивой, яркой, притягательной, но противоположной духу. В таком случае священник становится духовно беднее, все его устремления будут направляться на комфортное обустройство в этом мире как последнем пристанище в его бытии. Такой священник, сойдя с безопасного церковного пути на дорогу светскую, полную коварных неожиданностей, может легко оступиться и потерпеть фиаско», − подчеркнул митрополит Варсонофий. Он напомнил, что таковы особенности психологии человека: одежда, поведение, быт должны соответствовать духовному восприятию действительности.

Об этом же – и слова святителя Феофана Затворника, писавшего: «Кто живет духовно, того и одежда, и походка, и слова, и дела, и вообще всё приносит пользу слышащим».

Пастырь должен быть верным Богу и доверять Ему, как праведный Авраам, − без предварительных условий, поскольку Господь все разрешит лучшим образом для спасения души. «Главное для нас – будущая жизнь со Христом, − отметил иерарх. − Верность – это проявление любви к Богу, стояние за Него в критических ситуациях. Верными свидетелями, выражаясь лексикой святого апостола Иоанна Богослова, являются пострадавшие за Христа мученики. Это предельная степень верности. Мы также должны к ней стремиться».

А еще пастырю нужно быть примером чистоты внутренней и внешней − это качество, будучи обычно более других оценивается людьми и показывает, насколько человек достоин нести священническое служение. По слову владыки Варсонофия, «оно как бы свидетельство от внешних, которые видят в священнике служителя неба, отрешенного от всего земного».

Архипастырь напомнил, что неслучайно каноны предъявляют высокие требования к носителю священного сана: «Чистота – это способность, находясь в мире греха, не смешиваться с ним. Как можно быть в мире и оставаться не от мира? Конечно, сложно быть в пучине грязи и оставаться кристально чистым. Для этого должна быть надежная прививка в виде регулярной молитвы, поста, исполнения заповедей Господних».

Биография Высокопреосвященнейшего ВАРСОНОФИЯ, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, управляющего делами Московской Патриархии

Дата рождения: 3 июня 1955 г.

Дата архиерейской хиротонии: 8 февраля 1991 г.

Дата пострига: 30 марта 1978 г.

День ангела: 24 апреля

Митрополит Варсонофий (Судаков Анатолий Владимирович) родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи.

В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии.

В ноябре 1975 г. после демобилизации из армии устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил).

В 1976-1979 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же – в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного.

В 1982-1986 гг. обучался в Московской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона.

После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.

С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. – настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления.

В 1987 г. возведен в сан архимандрита.

В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.

Решением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви 29 января 1991 года из состава Пензенской епархии в границах Мордовской ССР была выделена новая епархия – Саранская и Мордовская. Постановлением Священного Синода от 30 января 1991 года епископом Саранским и Мордовским определено быть архимандриту Варсонофию, клирику Пензенской епархии.
В феврале 2001 г. епископ Варсонофий возведен в сан архиепископа.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии.

В 2009-2013 гг. – председатель Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 142) утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии.

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии – постоянным членом Священного Синода – возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.

С 22 марта 2011 г. – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

С мая по октябрь 2011 г. временно управлял новообразованной Ардатовской епархией.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 103) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Октябрьского р-на г. Саранска Республики Мордовия.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 8) назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии.

Научные труды, публикации:

Книги:

Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 тт.

  • т.1. Возвращение из забытия. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. — Саранск, 1995.
  • т.2. Увещание к духовному исправлению. Послания, проповеди, поучения. — Саранск, 1995.
  • т.3. Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX — начале ХХ вв. — Саранск, 1995.
  • т.4. Убеждение в истине. Проповеди. — Саранск, 1995.
  • т.5. Уроки благодатной жизни. Проповеди. — Саранск, 1996.

Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998.

Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999.

Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004-2005.

Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006.

Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного. / Сост. и пред. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998.

Статьи и послания:

Рождественское послание Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского. // Саранские епархиальные ведомости (далее — Сар. ЕВ), 1992-2006.

Пасхальное послание Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского. // Сар. ЕВ, 1993-2006.

Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. // Сар. ЕВ, 1999, № 2, с. 3-7.

Приветственное пасхальное послание Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. // Сар. ЕВ, 2000, № 4, с. 16.

Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II по случаю 10-летнего Патриаршего служения. // Сар. ЕВ, 2000, № 6, с. 3.

Приветственный адрес Высокопреосвященнейшему Серафиму, архиепископу Пензенскому и Кузнецкому. // Сар. ЕВ, 1999, № 10, с. 3-5.

Послание ректору Саранского православного духовного училища священнику Александру Пелину. // Сар. ЕВ, 1999, № 10, с.9.

Иисус Христос — наша жизнь и надежда. Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 7, с. 8-27.

Доклад на Епархиальном собрании 8 ноября 1996 г. // Сар. ЕВ, 1996, № 3-10, с. 6-15.

Обращение к предпринимателям епископа Варсонофия, председателя Мордовского республиканского комитета российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса А.Е. Иутина и членов Епархиального совета. // Сар. ЕВ, 1993, № 6, с. 5-7.

Обращение ко всем верным чадам Православной Церкви Мордовии (о лжеучениях и сектах, распространяющихся по Мордовии). // Сар. ЕВ, 1995, № 4, с. 13-17.

Памяти архимандрита Модеста. Некролог. Слово епископа Варсонофия, сказанное на погребении архимандрита Модеста (Кожевникова), в схиме Михаила. // Сар. ЕВ, 1997, № 3, с. 22-24.

Письмо к председателю Государственного собрания Республики Мордовия Н.И. Меркушкину о возвращении епархии церковных зданий. // Сар. ЕВ, 1995, № 1-2, с. 11-16.

Послание по случаю 100-летия храма Казанской иконы Божией Матери, что в с. Маколово Чамзинского района Республики Мордовия. // Сар. ЕВ, 1997, № 11-12, с. 3-5.

Послание клиру и пастве Саранской епархии по случаю канонизации первого святого на мордовской земле — старца Феодора Санаксарского. // Сар. ЕВ, 1999, № 8, с. 10-13.

Послание клиру и пастве Саранской епархии по случаю канонизации монаха Филарета (Кулакова), земли Ичалковской чудотворца. // Сар. ЕВ, 1999, № 9, с. 9-13.

Приветствие епископа Саранского и Мордовского Варсонофия при встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре 3 августа 1993 г. // Сар. ЕВ, 1993, № 10-11, с. 6-7.

Приветствие участникам Сретенских чтений. // Сар. ЕВ, 1994, № 2, с. 8.

Приветствие участникам выставки «Живи, икона!» 9 апреля 1997 г. // Сар. ЕВ, 1997, № 4-5, с. 11-13.

Приветствие участникам конференции, посвященной памяти священника А.И. Масловского. // Сар. ЕВ, 1998, № 11-12, с. 6-9.

Приветственное слово к участникам конференции «Преподобный Серафим и духовная жизнь народов Поволжья». // Сар. ЕВ, 1993, № 10-11, с. 20-21.

Привественное слово участникам IV Сретенских образовательных чтений. // Сар. ЕВ, 1999, № 3, с. 7-10.

Саранской епархии — 5 лет. Слово епископа Саранского и Мордовского Варсонофия на торжественном акте. // Сар. ЕВ, 1996, № 2 (спецвып.), с. 1-4.

Слово, произнесенное на вечере, посвященном 600-летию со дня блаженной кончины преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. // Сар. ЕВ, 1992, № 7, с. 5-10.

Слово на празднике «День Победы» 9 мая 1993 г. // Сар. ЕВ, 1993, № 5, с. 6-7.

Слово на III Сретенских образовательных чтениях 19 февраля 1998 г. // Сар. ЕВ, 1998, № 3-4, с. 19-22.

Слово по случаю 1-го выпуска Саранского духовного училища. // Сар. ЕВ, 1997, № 7, с. 7-9.

Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях «Пушкин и Православие». // Сар. ЕВ, 1999, № 7, с. 26-32.

В неделю святых жен мироносиц. Проповедь. // Сар. ЕВ, 1999, № 4, с. 19-22.

Второе посещение удела Божией Матери. // Сар. ЕВ, 1996, № 11-12, с. 17-45.

Выступление на Епархиальном совете 14 декабря 1999 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 2, с. 15-21.

Домашняя молитва. // Сар. ЕВ, 2000, № 2, с. 42-44.

«Монастыри — это опора для людей»: Беседа с епископом Саранским и Мордовским Варсонофием, священноархимандритом Санаксарского монастыря. / Интьервью Огудиной Н. // Сар. ЕВ, 1999, № 8, с. 22-28.

«Мы — не задворки мировой цивилизации». Интервью с епископом Варсонофием. // Сар. ЕВ, 1998, № 1-2, с. 21-23.

На Афонской горе. // Сар. ЕВ, 1999, № 1, с. 11-21 (см. также: Изв. Мордо-вии, 1999, 17, 24 марта).

На торжествах в Пскове. // Сар. ЕВ, 1994, № 8-10, с. 7-9.

О любви к ближним и врагам. Проповедь. // Сар. ЕВ, 2000, № 5, с. 16-19.

О посте. Проповедь. // Сар. ЕВ, 1999, № 3, с. 35-38.

Паломничество на Кипр и Ближний Восток. // Сар. ЕВ, 1999, № 11, с. 7-37 (см. также: Изв. Мордовии, 1999, 12, 14, 15 октября).

Паломничество к святыням Италии. // Сар. ЕВ, 1998, № 8-10, с. 8-20 (см. также: Изв. Мордовии, 1999, 17, 24 февраля).

Паломничество на святую гору Афон. // Сар. ЕВ, 1993, № 10-11, с. 25-47.

Пасха среди лета! // Сар. ЕВ, 1991, 26 ноября (спецвып.).

Поездка в Псковскую епархию. // Сар. ЕВ, 1999, № 6, с. 8-11.

Празднование Владимирской иконы Божией Матери. Проповедь. // Сар. ЕВ, 2000, № 6, с. 37-41.

Преподобный Сергий Радонежский и его обитель. Проповедь. // Сар. ЕВ, 1999, № 10, с. 15-18.

40 мучеников Севастийских. Проповедь. // Сар. ЕВ, 2000, № 3, с. 29-31.

Слово на обеде в гостинице 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, С. 63.

Слово в Иоанно-Богословском соборе 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 64.

Вступительное слово перед началом Торжественного акта, посвященного 2000-летию Рождества Христова 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 65.

Доклад Торжественном акте 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 66-75.

Заключительное слово на Торжественном акте 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 76.

Слово в Иоанно-Богословском монастыре. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 77.

Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 78-79.

Слово на праздничном обеде в Архиерейских покоях. // Сар. ЕВ, 200, № 9, с. 80.

Слово на приеме у главы Республики Мордовия. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 82.

Во благо и спасение. Интервью. // Мордовия — 7 дней, 1997, 27 марта.

Епископ Варсонофий: «В Мордовии нет почвы для лютеранства». Интервью. // Сов. Мордовия, 1992, 28 июля.

Епископ Варсонофий: «Не надо требовать покаяния только от России». Интервью. // Изв. Мордовии, 2000, 6 января.

Епископ Варсонофий: «В юбилейном году мы должны как следует потрудиться…». Интервью. // Изв. Мордовии, 2000, 1 марта.

Епископ Варсонофий подарит колокол тому, кто сможет его поднять. // Столица С, 1999, 16 апреля.

Во благо и спасение. Интервью. // Мордовия — 7 дней, 1997, 27 марта, спецвыпуск приложения «Вестник СБ», № 4.

«Мы должны взяться за руки…». Интервью. // Изв. Мордовии, 1997, 11 ноября.

Начался Великий пост. Интервью. // Веч. Саранск, 1998, 5 марта.

Таинство. Беседа с епископом Варсонофием. // Изв. Мордовии, 1995, 4 февраля.

Алексий II согласен с канонизацией адмирала Ушакова: На вопросы «Столицы С» отвечает епископ Саранский и Мордовский Варсонофий. // Столица С, 2000, 3 августа. Лит.: Преосвященнейший Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Биография. — В кн.: Саранская епархия. — Саранск, 1996.

Награды:

Церковные:

1980 медаль преп. Сергия Радонежского 1 степени

1981 орден преп. Сергия Радонежского 3 степени

1988 орден св. кн. Владимира 3 ст

2001 орден преп. Сергия Радонежского 2 степени

2005 орден преп. Серафима Саровского 2 степени

2008 орден св. блг. кн. Даниила Московского 3 степени

2012 орден преп. Сергия Радонежского 1 степени

Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Официальный приходской сайт

Страница архиерея

Mитрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий

Статус: Действующий Дата рождения: 03.06.1955 День тезоименитства: Апрель 24 Постриг совершен: 30.03.1978 наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) Диаконская хиротония: 27.04.1978 архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) Иерейская хиротония: 26.11.1978 архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) Архиерейская хиротония: 08.02.1991 хиротонисан в Москве во епископа новообразованной Саранской епархии (выделена 29 января 1991 года из Пензенской епархии) Светское образование В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу Духовное образование 1979 г. — Московская духовная семинария.

1986 г. — Московская духовная академия. Кандидат богословия.

Контакты

Места служения

Награды

Биография

Родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи.

В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии.

В ноябре 1975 г. после демобилизации из армии устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил).

В 1976-1979 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного.

В 1982-1986 гг. обучался в Московской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона.

Во время обучения в Московских духовных школах каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где не раз сослужил митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.

После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.

С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. — настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления.

В 1987 г. возведен в сан архимандрита.

В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.

Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия.

8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск.

В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа.

Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии.

В 2009-2013 гг. — председатель Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 142) утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии.

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода — возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

С мая по октябрь 2011 г. временно управлял новообразованной Ардатовской епархией.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 103) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Октябрьского р-на г. Саранска Республики Мордовия.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 8) назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии.
Образование:

Митрополит Санкт–Петербургский Варсонофий: нужно понять и не соблазняться

Варсонофий, митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский и управляющий делами Московской патриархии, о церковном бизнесе, “мерседесах” иерархов, моде на обвинения в сатанизме и о том, что в городе должно быть в 3 раза больше храмов.

Как бы вы сформулировали свою — как митрополита — задачу–максимум? Например, сколько новых храмов должно появиться через 5 лет в Петербурге?

Прямая линия с патриархом Кириллом пройдет в России 3 сентября

— Задача архиерея — быть пастырем для народа Божия в том месте, куда его Господь поставил.

Сейчас в Петербурге имеется более 200 храмов, значительная часть которых расположена в историческом центре, что, конечно, недостаточно для такого многонаселенного города. Тем более если учитывать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поставившего перед архиереями задачу, чтобы один храм был хотя бы на 10 тыс. человек. По этому показателю Северная столица находится в аутсайдерах.

Если в нашем городе проживает около 5 млн человек, то, соответственно, храмов должно быть в три раза больше. Верующих людей, конечно, большинство, но, к сожалению, у многих имеются определенные стереотипы, соблазны, искушения, которые мешают в полной мере развиться этому чувству. Ведь не секрет, что верующие люди имеют более серьезную мотивацию для того, чтобы стремиться быть добропорядочными гражданами Отечества. Они понимают: что здесь посеешь, то там, в будущей жизни, и пожнешь. Если общество будет верующим, то и жизнь наша будет меняться к лучшему, уменьшатся зло и пороки.

А где более благополучная ситуация: в Мордовии, откуда вы перебрались в Петербург, или здесь?

— По количеству храмов, конечно, в Мордовии. Там люди религиозные не только по внутреннему состоянию, но и на практике. Почти все причащаются. На 800 тыс. человек населения 400 храмов.

В Петербурге храмы надо возвращать церкви. Это будет не только исторически справедливо, но и добродетельно, поскольку согласно православному вероучению и канонам не может храмовое здание занимать светское учреждение.

Но бывает, что некоторые люди выступают против строительства или возвращения храма. Как же так? Храм — ведь это жилище Бога.

Зачем петербургские бизнесмены строят и восстанавливают храмы

Критики православия часто говорят о “мерседесах” иерархов. Как вы относитесь к рассуждениям о богатстве церкви?

— К сожалению, определенная часть нашего общества, в том числе в медийной сфере, формируя образ церкви, уделяет внимание определенным моментам, которым априори ставят отрицательный знак. А социальную, культурно–просветительскую деятельность церкви старается попросту не замечать.

Судить о богатстве церкви по тем или иным автомобилям ее представителей, я считаю, большое заблуждение. Все зависит от экономического положения того места, где служит священнослужитель. В таких больших городах, как Москва или Петербург, общий уровень жизни людей на порядок выше, чем, например, в Саранске или в Ульяновске. Есть обеспеченные люди, которые стараются поддержать не только храмы в должном порядке, но и священнослужителей. Хотя в этом вопросе они иногда перегибают палку. Дело, конечно, не в машинах и богатстве. Тех, кто об этом говорит и пишет, больше волнуют не те или иные частности, а Божия правда, которую возвещают священники и которая находит отклик в сердцах многих людей. Не принимая эту правду, такие “борцы” придумывают различные способы борьбы. Они подвергают Божию правду сомнению, дискредитируя ее глашатаев.

Конечно, есть отдельные священники, жизнь которых несколько расходится с тем, чего от них ожидают люди, но ведь не должен человек воспринимать это естественное несовершенство отдельных личностей как несовершенство церкви и проповедуемого ею учения. Это нужно понять и не соблазняться.

Официальный представитель РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин заявил недавно: “Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. ” Представители церкви поддерживают эту позицию? Ведь фактически это означает радость по поводу того, что твоих сограждан будут убивать?

— Отец Всеволод — яркий проповедник, и, я думаю, важно не столько разбирать отдельные фразы, сколько в комплексе видеть нить его размышлений и взаимосвязи символов. В противном случае все рассыпается на странные формулировки. Ваш вопрос и цитата — яркое тому подтверждение. И в таком варианте она не самая удачная в отношении реальных проблем. А проблема–то ведь существует.

К чему может привести пресыщение? К деградации социального порядка, к развращению нравов и выхолащиванию божественных ценностей. Библейская история назидает: как только общество становилось пресыщенным, застоявшимся, как только материальное возвышается над духовным, наступают беды и войны — как последствие. Через страдания и боль, через слезы и терзания человек оживает. Конечно, это не может не огорчать ни меня, ни вас, ни любого другого, ведь люди не созданы для греха. Господь создал нас для счастья, но своими грехами мы отодвигаем его от себя. И нередко завоевываем право быть счастливыми в невечернем дне Царствия Божия, к сожалению, в дни потрясений — личных или общих.

Верующие иногда говорят: “Господь забыл меня, Он не дает мне испытаний”. Нет испытаний — ты оставлен Богом. Есть испытания — ты жив. Живо твое сердце. Значит, ты открыт для мира и его познания. Вот такая христианская мудрость.

Известно, что на Западе наибольшего успеха достигают бизнесмены, опирающиеся на протестантскую этику. Православная этика может в этом плане конкурировать с западной?

— До революции в России сложилась — если можно так выразиться — своя этика. Корневым слоем ее были купцы. Набожные, истовые, колоритные герои своего времени. У них все было подчинено определенному укладу, для многих из них — сформированному вокруг Бога и церкви. Сколько храмов ими построено, о милосердии их до сих пор ходят легенды. Они строили богадельни, были странноприимны…

Не вижу смысла конкурировать с разными традициями. Но нам, безусловно, важно поддерживать национальные устои. И в среде православных предпринимателей современной России необходимо распространять примеры наших дореволюционных сограждан. Личные примеры, знакомство с людьми, личностями прошлого помогают нам корректировать свою жизнь, выстраивать ее в правильном ключе, не заблудиться в многообразии знаний.

В России народ искал и ищет прежде всего Царства Небесного. И у наших купцов крепкий дом, стабильная зажиточность были производными от устремлений к Богу и соблюдения заповедей Его. И все им Господь прилагал. Сегодня во главу общественной жизни, предпринимательских инициатив нам следует также ставить Бога. Тогда остальное приложится по мере необходимости.

В России церковь формально отделена от государства, фактически разницы все меньше и меньше… Всегда ли это приносит пользу?

— Если вы говорите о том, что ряд политиков регулярно посещают богослужения и участвуют в церковных таинствах, то что в этом плохого? Господь ждет каждого из нас вне зависимости от занимаемых должностей. Или, если человек поставлен на чиновничью должность, он должен отрекаться от Христа ради того, чтобы люди не говорили о сращивании церкви и государства?

С государственными органами у нас идет конструктивное взаимодействие по очень многим сферам общественной жизни.

Церковь — это народ, как когда–то сказал Святейший Патриарх Кирилл. Невозможно окормлять народ только в храмах, а как только богослужение завершилось, перестать заботиться о ближних. Мы активно развиваем социальную, просветительскую, образовательную, молодежную сферы деятельности, потому что повсюду наша паства. И, конечно, мы не можем работать автономно от государства и законов, им издаваемых.

При этом мы считаем себя вправе выносить суждения в отношении каких–либо государственных инициатив, если они касаются нравственных вопросов, традиционных ценностей и в конечном счете влияют на исход человеческой истории. Вот почему предстоятель Русской православной церкви, выступая в Госдуме, призвал вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования. Аборт — это убийство человека. Так почему же христиане должны оплачивать это беззаконие? И тут мы активно критикуем позицию тех, кто поддерживает истребление детей в утробе матери.

Государство поддерживает РПЦ. И не секрет, что некоторые застройщики и девелоперы включают в свои проекты небольшие церкви и часовни, чтобы проект было легче согласовать в инстанциях. Это не вредит церкви?

— Мне кажется, вы смешиваете совершенно разные понятия. Строительство в новых кварталах храмов и поддержка некоторых инициатив церкви государством — вещи не взаимосвязанные. Более того, выделение участка земли под храм — дело довольно дорогостоящее, ведь с этого участка застройщик не сможет вернуть средства, как, например, со строительства магазина или автомойки. Нет взаимосвязи и с согласованием в инстанциях. По опыту знаю, что получить земельный участок под строительство храма очень непросто.

Застройщики и девелоперы закладывают храмы возле новых жилых комплексов, если сами верят в Бога и ходят в церковь. Они пытаются таким образом исполнить заповедь Христа о необходимости просвещения светом Евангелия всех окружающих нас людей. Господь дал им возможность ставить дома и районы. Вот они в рамках своей деятельности стараются помочь современным людям найти берег надежды и спасения. Какая же в этом конъюнктура?

Разве что духовная, способствующая преображению нашего общества, его духовному возрастанию. К выгоде и наживе все это не имеет никакого отношения, поэтому не может вредить церкви.

Как вы относитесь к церковному и околоцерковному бизнесу? Не стоит ли некоторых современных торговцев изгнать из храма?

— За околоцерковный бизнес отвечать не буду, поскольку по этому вопросу нужны некоторые пояснения, а о церковном расскажу.

К сожалению, в современном мире существует тенденция все переводить в материальный эквивалент, и часто в неадекватной форме и степени. Например, как объективно оценить с материальной точки зрения выдающиеся произведения искусства, памятники исторического и культурного наследия? Очевидно, что сделать это невозможно. В определенной степени можно назвать стоимость шедевра, исходя из стоимости материала, времени исполнения, известности автора и т. д. Но назвать объективную денежную стоимость таких шедевров, как “Троица” преподобного Андрея Рублева или Исаакиевского собора, с точки зрения их духовного и культурного значения невозможно.

Так же невозможно назвать стоимость пастырского душепопечения, священнодействий, религиозных предметов, крестиков, икон, свечей, символизирующих божественное присутствие в человеческой жизни. С материальной точки зрения все это можно лишь субъективно оценить, исходя из стоимости тех же материалов, работы, затраченного времени и т. д. Жертва на храм имеет вид товарно–денежных отношений, но суть от этого не меняется. Называть это бизнесом можно с большой долей условности. Поэтому нужно четко понимать различие между реализацией церковных предметов, фиксированное или нефиксированное пожертвование, и реальным бизнесом церковным, когда структурами выпускается та или иная продукция (продукты сельского хозяйства, сувениры) или оказываются те или иные услуги (экскурсии, музыкальные концерты) на рыночной основе. Вырученные средства идут на развитие социальной, просветительской и иной деятельности церкви, а также на оплату бытовых потребностей (ремонт, коммунальные платежи, заработная плата). Что же может быть отрицательного в так называемом церковном бизнесе?

Чья деловая активность, креативность или безответственность в наибольшей степени вредят Русской православной церкви?

— Как и 2 тыс. лет назад, делу Божиему, которое осуществляет церковь Христова, вредит сознательная злая воля человека, направленная против промысла Божия о спасении людей. Две тысячи лет назад были люди, отвергавшие христианскую религию, в лице римских властей, язычников, распространявших ложные слухи о христианах, якобы убивавших младенцев для последующего причащения, о других грехах.

Сейчас есть группы с таким же воинственным секулярным характером, которые всеми силами стараются препятствовать укреплению веры в сердцах людей. У каждой из таких групп свои цели. Одни делают так из–за поверхностного представления о роли религии в жизни общества, другие — из меркантильных соображений выгоды.

В этой связи задача всякого порядочного человека в условиях, когда на него обрушиваются негативные информационные потоки, состоит в том, чтобы не дать этим силам оказать пагубное влияние на свое сознание, ум, сердце. Важно сохранять способность самостоятельно делать выбор. Не отдавать свою свободу в руки тех, кто хочет ею воспользоваться. Потому что свобода — это дар Божий, который отличает человека от всех других существ.

Недавно епископ Выборгский и Приозерский Игнатий вместе с экс–пилотом “Формулы–1” Виталием Петровым принял участие в епархиальных молодежных соревнованиях по картингу. Все ли средства хороши в деле привлечения людей в церковь?

— Апостол Павел в своем послании к коринфянам говорит о том, что он для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. И делал это он для того, чтобы стать соучастником благовестия о Воскресении Христовом и спасении людей от вечной смерти.

Мы живем в такое время, когда наша паства не только сидит в офисах у компьютеров или обрабатывает землю в поле. Чем только люди сегодня не занимаются, каких только увлечений у них нет! Так неужели же мы, пастыри, должны только на амвоне стоять и ждать, пока кто–то забежит в храм свечку поставить? Нет, нам следует выходить за пределы храмов. Идти туда, где люди живут. И если молодежи сегодня интересны машины и гонки, так почему же не побывать вместе с ними на соревнованиях? Не вижу ничего плохого в том, что епархия и сама соревнования устраивает. Мы же не считаем, что машина — зловредный инструмент.

Главное — чем бы мы ни занимались в своей профессии и в своем отдыхе, важно Бога не забыть.

Некоторые публичные персоны, которые громко говорят о своем православии, сейчас позволяют себе высказывания типа: “В нее вселился сатана”, “Он выступает как орудие дьявола”… Как вы советуете к этому относиться?

— Темные силы — это объективная реальность нашей жизни, но по каждому поводу приводить указанные метафоры, конечно, не следует. Данная риторика демонстрирует не только известную черту характера человека, так произносящего, но выдает в нем неофита, того, кто еще находится в процессе воцерковления. Поэтому отношение к таким людям должно быть христианским — любовь и терпение. Даст Бог — человек возрастет до более правильного понимания своей веры.

Читайте также:  Храм Преображения Господня в Люберцах: описание и адрес церкви, история, праздники, как добраться
Ссылка на основную публикацию