Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос: история и адрес монастыря

Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос)

Монастырь Иоанна Богослова основан на месте где, находясь в ссылке, проповедовал апостол и где он получил «Откровение». Монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческое название — Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου.

Содержание

История

Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.

Местом постройки монастыря был выбран холм с руинами храма Артемиды. Один из блоков её храма был использован в качестве престола для монастырского кафоликона во имя апостола Иоанна, украшенного фресками (самыми ранние датированы XII веком). Христодул стал первым игуменом основанного им монастыря и начал его строительство, продолжавшиеся 19 лет. Монастырь построен как крепость с бастионами и башнями. Вокруг него за годы строительство образовался небольшой посёлок с пастбищами, положивший начало городу Хора. Монастырь регулярно подвергался пиратским набегам. Христодул покинул его и вернулся на Кос, где скончался около 1111 года. Несмотря на это монастырь продолжил своё существование, позднее в него перенесли мощи Христодула, хранящиеся в часовне его имени. В период своего рассвета монастырь имел владения вне Патмоса — на Крите, Косе, Наксосе, в Смирне, на Закинфе. В XIII веке остров Патмос перешёл под власть Никейской империи, но уже императоры Феодор II Ласкарис и Михаил VIII Палеолог подтвердили все имущественные права права монастыря на Патмос (хрисовул Михаила VIII сохранился в монастырской библиотеке).

После 1453 года Патмос, как и другие греческие острова, попал под власть турок и выплачивал дань турецкому султану. В этот период монастырь продолжал действовать. В 1647 году монахи посетили Россию и преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу «дивный и чудный камень с изображением Богородицы, выпавший из рук ангела в то время, когда евангелист Иоанн писал своё Евангелие». Данная реликвия вместе с частицей мощей святого Лазаря была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1770—1774 годы остров Патмос был занят русским флотом под руководством адмиралов Алексея и Фёдора Орловых. Кинжал одного из них хранится в монастырском музее.

Современное состояние

В 1999 году монастырь был включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время в монастыре проживает около 40 монахов, богослужение совершается раз в сутки с 3 до 6 часов утра.

Пещера Апокалипсиса

Рядом с монастырём расположена пещера, почитаемая как место где апостол Иоанн Богослов около 67 года получил своё «Откровение», записанное его учеником Прохором. Ряд следов на её стенах связывают с пребыванием в ней апостола: углубление куда он клал свою голову, каменный аналой за которым писал Прохор и т. п. В пещере устроена церковь с двумя приделами: один сама пещера Откровения, а второй просторный придел во имя святой Анны. Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.

Библиотека монастыря

Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.

В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.

Святые

Святыни

  • цепи ап. Иоанна Богослова
  • часть главы ап. от 70-и Филиппа
  • часть главы ап. Фомы
  • глава сщмч. Антипы Пергамского
  • мощи прп. Христодула Никейского
  • мощи прп. Макария Патмосского
  • мощи прмч. Пахомия Русского
  • 3 креста с частицами Честного Древа
  • частица мощей бесср. Космы
  • частица мощей вмч. Феодора Стратилата,
  • частица мощей вмч. Пантелеимона
  • частица мощей вмч. Иакова Персянина
  • частица мощей прмч. Стефана Нового
  • обувь прп. Христодула

Видео

Храм апостола Иоанна богослова на острове Патмос

Храм апостола Иоанна богослова — расположен на острове Патмос в селе с. Чемал.

Туристский район: Нижняя Катунь и Чемальский район

Как проехать

После того, как вы въезжаете в с. Чемал, проехав 4 км по главной улице Пчёлкина, сворачиваете по асфальтовой дороге вправо и поднимаетесь в гору. Чуть больше 1 км вы двигаетесь по ней прямо по горе Бешпек, а потом дорога сворачивает направо. Ещё около 600 м и вы приедете на площадку для стоянки автомашин. Оставив машину на площадке, вы спускаетесь около 450 м по тропинке прямо к мосту на остров Патмос.

Топонимика

«Патмос», скала на Катуни получила в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился святой апостол Иоанн Богослов – тот самый, который написал последнюю книгу Нового Завета – “Апокалипсис”. Как гласят местные легенды, с середины XIX века на катунском острове искали уединения монахи, соорудившие там небольшую келью. В том числе и Иоанн, мирское имя которого забыто.

История храма

Это особое место на Алтае. С ним связано предание, что евангелисту Иоанну Богослову в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой, один – в Средиземном море, другой – далеко от него, в алтайской глубинке. Любопытно, что название острова – Патмос – в Средиземноморье и на Алтае совпадает. Остров Патмос на Катуни – небольшой каменный остров, до которого добраться ранее можно было только на лодке по бурным водам.

Местные люди именуют каменный остров кто Макарьевским, а кто Патмосом. Макарьевским – потому что он имеет прямое отношение сразу к двум алтайским священнослужителям, причисленным в 2000 году к лику местночтимых святых – Макарию Глухареву(Михаил Яковлевич Глухарев) [1792 – 18(30).05.1847] и Макарию Невскому [1(13).10.1835 – 16.02.1926]. Они служили здесь в разное время. Первый был причастен к открытию Чемальского стана Алтайской духовной миссии, второй прожил здесь 15 лет.

Первый Чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола – евангелиста Иоанна Богослова на берегу реки Катунь. С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии. Напротив стана находился скалистый островок, который местные миссионеры назвали Патмос, избрали его местом уединенной молитвы.

В 1855 г. томский архиепископ Парфений, обозревая епархию, прибыл в Чемал, где, отслужив молебен в миссионерском храме, переправился на остров Патмос.

Патмос был освящён епископом Парфением 9 августа 1855 года. Об этом свидетельствовала собственноручная надпись архиерея на камне: «1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфея, освящён остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна”. Вскоре усилиями прихожан Чемальского храма надпись, сделанная епископом Парфением, была увековечена в чугуне.

В 1867 году в стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский Михаил Андреевич), в последствии ставшим Митрополитом Московским и Коломенским.

В Чемале святитель Макарий мог отдохнуть и душой и телом, уединяясь на своем островке, который так и называли Владыкин Патмос. “Владыка – душа Храм на о. Патмос в 20-е годы Чемальской общины, ее защитник и хранитель, молитвенник за нее перед Богом. Тут некогда он начинал служение, и дорогое ему место стало обителью всех скорбящих радости. Там, где ранее дико камлали камы, звучат теперь колокола, и Катунь вторит не диким завываниям, а чистым голосам детей, собранных в одну дружную семью”, – писала А.И. Макарова-Мирская. Сам Святитель писал своей духовной дочери: “Находясь сейчас в Чемальской общине, отдыхаю на свободе. Добрые сестры не дают мне ни скучать, ни хворать. Среди величественных гор, соснового леса, на берегу быстротечной реки Катуни душа и тело чувствуют себя слишком удовлетворенными после городской жизни – шумной, пыльной, душной и утомительной. »

С течением времени Иоанно-Богословская церковь стала мала. В 1875 г. был построен новый просторный храм, освященный во имя святителя Николая. В 1895 г. храм был заново освящен как молитвенный дом в честь иконы Всех Скорбящих Радость. Благодаря стараниям священников-миссионеров на месте, где когда-то стоял первый миссионерский стан и храм Иоанна Богослова, был образован детский приют. Вокруг приюта начала складываться женская община.

Находясь во главе Томской епархии, епископ Макарий проявлял особую заботу и о приюте, и об общине. Он направлял сюда пожертвования, заботился об оборудовании приютской школы.

В 1914 году в Чемале была построена новая церковь иконы Божьей Матери “Всех скорбящих Радость”, а старую перебрали, заменили нижние венцы и установили на выровненную площадку на скале.

Освящение храма было совершено епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) также 9 августа 1915 года, ровно через 60 лет после первого освящения. Храм был освящен (как и в первый раз) во имя святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова.

К этому событию на остров со стороны территории общины-приюта был смонтирован пешеходный мост с опорой на лиственничных укосинах.

Читайте также:  Церковь Митрофана Воронежского в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1916 году, накануне трагических событий, святитель Макарий в последний раз посещает Алтай. В Чемале он пробыл месяц, с 7 июля по 7 августа. В течение месяца он, по свидетельствам современников, ежедневно уединялся на Патмос на два-три часа…

По его словам, «нет на Земле места, где бы он так хорошо слышал Господа, а он его». На Архиерейском Соборе в 2000 г. святитель Макарий был причислен к лику святых.

Храм на острове, по разным сведениям, был разрушен в конце 1920-го или в начале 1930 годов. Возможно, это произошло в 30-х годах прошлого века, и спалил храм один из отдыхающих Чемальского санатория, увлекавшийся рисованием. Очевидцы трагедии так рассказывали: “Закончил писать картину, вошел в храм, спичкой чиркнул. Сухому дереву много ли надо”. Нечто похожее твердят туристам и старожилы: живописцу, нарисовавшему островной храм, настолько понравилась собственная работа, что он приревновал холст к реальному пейзажу. И чтобы храм остался только на его картине, художник поджёг его, а головешки сбросил в Катунь.

Новый храм

В конце 1980-х годов в Чемал приехал фотограф Виктор Николаевич Павлов, чтобы снять сюжеты для задуманной им книги “Православие Сибири и Дальнего Востока: на рубеже веков и тысячелетий”. Привычно принялся изучать тему, и был поражён тем, что в небольшом курортном посёлке в начале XX века было аж три храма и две православных общины: для прихожан и монашек местного скита. Такого не было, кажется, ни в одном сибирском селе. А когда местный краевед за чаепитием показал Павлову старую фотографию с изображением церкви, вознесённой на вершину острова, так заинтересовался историей этого места, что стал расспрашивать старожилов, работал в архивах Новосибирска и Барнаула.

И неожиданно для себя понял: его место – здесь, в Чемале, а главная жизненная цель – возродить необычный храм над бурлящими водами Катуни.

Павлов привлёк московского архитектора, под наблюдением которого по благословению епископа плотники лесхоза сработали кедровый сруб.

Проблемы возникали ежедневно, а Павлов частенько бывал в отъездах. Вроде бы землю оформил, закупил стройматериалы, оставил деньги доверенному человеку, определил объём работ, но возвратится из Москвы через неделю-другую, а тут – хуже, чем до отъезда. К тому же кроме организационных проблем появились финансовые: накопления съедала инфляция. Приходилось брать взаймы, в долг.

Почти никто всерьёз не верил, что у него что-то получится. В том числе родственники, друзья. Да и самого Павлова подчас посещали мысли о тщетности усилий.

Промаявшись так три года, он понял, что для того чтобы завершить задуманное, необходимо жить в Чемале. Наконец, и его жена Гаянэ, инженер-конструктор микроэлектроники, решилась на переезд. Продали квартиру в центре Москвы, обстановку, собственную фотостудию с современнейшей аппаратурой и переехали на Алтай.

Деньги потратили на строительство храма. Сами сначала жили во времянке. Потом соорудили деревянный дом на берегу Катуни, напротив острова.

Поначалу в нём ещё не было окон, крыши, мебели. Всю зиму 1994-1995 годов они изнутри конопатили дыры.

Долго ломал голову Виктор Павлов, советовался со специалистами, как строить мост к острову. Знал, что прежде здесь был деревянный настил оригинальной конструкции, покоящийся на лиственничных сваях. Но и он, как рассказывали старожилы, не выдержал водной стихии. Однажды во время сильной бури плывущее по Катуни огромное дерево с корнями взломало опоры.

Летом в лодке плавал, зимой по льду ходил – думал соорудить конструкцию на опорах, но однажды весной увидел, как двинулся толстенный лёд, и понял, что он просто срежет сваи. Нужно делать подвесной. И размещать мост надо будет в другом месте – не с восточной, а с южной стороны острова – там позже появится монашеский скит.

С трудом нашёл человека, который проектировал и строил подвесные мосты. И тот спроектировал мост. Да ещё и порекомендовал людей, которые знали, где добыть тросы, как их правильно натянуть, соорудить настил.

В 1998 году за 50 дней три человека прокинули мост с берега к острову. Для Чемала это было событием! Народ валом повалил на остров, где ещё только предстояло возвести деревянный храм.

В 1999 году на пасхальную седмицу освятили место под будущий духовный дом. Когда Павлов ставил на этом месте новый храм, обнаружил на острове головёшки. Но вновь закопал их – незачем ворошить старое.

И начали доставлять на остров бревна сруба, ставить их на паклю. Но возвести стены – это ещё не воздвигнуть православную обитель. Нужны иконы, каноническая церковная утварь, многое другое.

По просьбе родителей всё это закупали в Москве дочь с зятем. Присылали, привозили сами. В итоге к осени 2000 года храм был обустроен, обрёл иконостас, светильники, иконы. Приехали монахи и в присутствии прихожан провели малое водосвятие и крестный ход.

Освящение храма во имя апостола Иоанна Богослова тогдашний владыка Барнаульский и Алтайский Антоний наметил на Святки, 10 января 2001 года. Но сразу после Рождества установились морозы под 40 градусов.

Нашлись доброхоты, которые предлагали отложить священнодейство до прихода тепла. На что владыка отрезал: «Пусть будет хоть под пятьдесят, всё равно храм освятим!» И словно по промыслу божьему в ночь на 10 января морозы ослабели до пяти градусов. Епископ проводил торжественный молебен вместе с семнадцатью священниками и десятками прихожан.

Тогда же Виктор Павлов принял решение подарить храм Барнаульской и Алтайской епархии. Епископ Антоний издал документ о его передаче Знаменскому женскому монастырю в Барнауле.

В Чемале, на берегу Катуни, открыли монашеский скит, куда приехали настоятельница, инокини. Как и сто лет назад, над островом вновь зазвучали медный звон и истовые молитвы.

За труды по восстановлению храма и усердные миссионерские заботы Виктор Павлов награждён орденом Серафима Саровского третьей степени и медалью Святителя Иннокентия, митрополита Московского.

Но он трудился не за награды. Исполнял скромную должность эконома при ските. И преподавал вместе с женой в созданной ими воскресной школе.

Немало времени пришлось потратить на борьбу с бюрократическими препонами по оформлению в аренду земли, прилегающей к скиту.

Сегодня Чемал превратился в самое посещаемое и доходное место в Барнаульской и Алтайской епархии. В летние месяцы здесь ежедневно бывают сотни человек, а в выходные – и того больше. В храме на острове исполняют все церковные требы. Недаром же именно сюда стремятся молодожёны для венчания, чтобы скрепить духовными узами свой брак.

Монашки и местные прихожане утверждают, что в храме обновилась деревянная икона Божьей Матери. Будто бы Виктор Павлов намеревался отдать ее на реставрацию, но она стала самовосстанавливаться. Проявились лик, прежде размытые одеяния, цвета. Словно кто-то рисовал икону. Еще говорят, что она слышит. То есть у нее можно просить о сокровенном.

Есть здесь и рукотворное чудо. Называется оно «билами». Билы – предшественники церковных колоколов. Они представляют из себя металлические пластины, различные по размеру. Когда по ним ударяют специальными колотушечками, над Чемалом долго плывут необыкновенные звуки.

При некотором воображении посетители храма могут различить абрис Божьей Матери с нимбом над головой и ребёнком на руках.

Это видение открывается при взгляде на небольшую скалу, возвышающуюся на острове Патмос. Образ Богородицы разглядела настоятельница женского скита Надежда, после чего его высекла в камне бывшая альпинистка и скульптор, а ныне монахиня барнаульского Знаменского монастыря Фелофея.

Это её руками изготовлена настенная величественная икона «Молитва Спасителя об Иерусалиме» в монастыре. А для Чемальского скита она по благословению епископа написала большую настенную икону святой великомученицы княгини Елизаветы.

Украшением островного храма являются также иконы “апостола Алтая” святителя Макария Невского, который позже являлся митрополитом Московским и Коломенским, а также святого евангелиста Иоанна Богослова.

Последние два года Виктор Николаевич жил идеей создания монастырского подворья рядом со скитом. да и сделано было немало, правительством республики Алтай по его прошению было выделено под эти цели земельный участок около 9 га, который был передан Барнаульской епархии (вообще все, что восстанавливал Виктор Николаевич в Чемале передавалось Барнаульской епархии), был освящен и заложен крест под строительство нового большого храма, рядом с часовней, Николаю Чудотворцу.

Для осуществления своих идей Виктор Николаевичем в 2010 году создается Благотворительный Фонд имени Святителя Макария, главной целью которого было строительство храма и восстановление монастырского подворья, которое существовало на этой земле во времена Алтайской Православной Миссии в конце 19 века. В фонде он был директором.

7 ноября 2011 – Павлову Виктору Николаевичу должно было быть 74, но, к сожалению, именно должно. 21 августа он скоропостижно скончался.

По истине не стало очень замечательного человека.

Похоронен он был рядом с часовней Святителю Макарию (рядом со скитом). Панихиду отслужил епископ Барнаульский и Алтайский Максим, также на похоронах были представители правительства республики Алтай и сельской администрации, много простых людей.

Сейчас дело Виктора Николаевича продолжает его супруга Гайане (Галина) Степановна. Она стала директором фонда.

А Храм на острове Патмос сегодня является действующим. В нем наблюдается постепенное обновление старых икон. Это свидетельство того, что это место действительно связано с небесами, как говорят христиане.

Пройти в храм может всякий желающий по подвесному мосту. Перед мостом, на правом берегу Катуни, расположена духовная лавка. По мосту через Катунь нужно проходить без спешки, не раскачивая мост. В храм нужно входить в виде, не оскверняющие чувства верующих. Шорты и майки здесь неуместны. Женщины должны быть в головном уборе.

P.S. Павлов Виктор Николаевич (7.11.1937, Москва – 21.08.2011, Чемал, Алтай), фотохудожник, член Союза Журналистов, эконом Иоанно-Богословского скита, строитель Иоанно-Богословского храма на острове Патмос в селе Чемал. Фотографировать начал в 1959 г., а в 1967г. пришел в фотожурналистику, много учился и в 1970 г. был принят штатным фотокорреспондентом в Союз журналистов СССР, но уже через два года ушел на “вольные хлебы”, т.е. работал по договорам до выхода на пенсию в 1997 г. Первый раз приехал в Сибирь по заданию редакции в начале 1973 г.

Читайте также:  Собор Александра Невского в Петрозаводске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Фильм «Алтайская повесть» российского православного режиссера Сергея Роженцева о Викторе Николаевиче Павлове был награжден Патриаршей грамотой, которую вручил Его Святейшество Алексий II на международном благотворительном кинофестивале «Лучезарный Ангел» (г.Москва, 2007), дипломом XVI Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой Витязь» (г.Пятигорск 2007 год), почетным Дипломом 1 Всероссийского фестиваля духовного кино «Десять заповедей» (г.Тамбов 2007 год), призом зрительских симпатий и медаль Память России фестиваля «Бородинская осень» (г.Можайск, 2008 год).

Е. Гаврилов, 13 января 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!

Женский Монастырь на острове Патмос

Алтайский край славится необычайной дикой природой, в которой высокие обрывы горных холмов спускаются к бурным речкам. Туристы здесь могут восхищаться неповторимыми природными красотами и старинными монастырями, разбросанными по местным глубинкам. Одним из таких исторических мест является Женский монастырь острова Патмос.

История возникновения монастыря

Монастырь располагается в районе селища Чемал, прямо над рекой Катунь. Он возвышается над высоким скалистым обрывом, здесь очень крутые берега, есть всего лишь одна пологая тропинка для спуска.

Остров Патмос имеет своего тезку в далекой Греции. В XIX-ом веке в этой местности Алтая жили монахи отшельники, построившие небольшую часовню, которую освятил сибирский епископ Порфирий. Часовню позже назвали по имени святого Иоанна Богослова, который по преданию жил на греческом острове Патмос. Поэтому в алтайских горах появился аналог средиземноморского островка, получивший такое же название – Патмос.

В прошлом столетии храм из села Чемал перенесли непосредственно на остров Патмос, там был основан монашеский скит, место проживания нескольких десятков послушников. В лихие двадцатые годы прошлого века храм был уничтожен, вновь отстроить его удалось лишь после 2000 года.

Затем храм передали Барнаульскому женскому монастырю, и по нынешнее время женский скит проводит службы и принимает верующих. Монашки живут в кельях, расположенных с другой стороны реки, к монастырю они добираются по тоненькому подвесному мосту. Этот мостик уникально вписывается в окружающие пейзажи, не нарушая величественную картину дикой природы.

Чем знамениты остров и женский скит

Храм посещают ежегодно сотни туристов, возле него на скале они могут увидеть высеченный облик Божьей Матери с младенцем на руках. В нише скалы можно посмотреть икону с изображенным на ней сюжетом из Библии, когда волхвы поклонялись маленькому Христу в пещере Вифлеема.

Местные жители не перестают удивляться чудесам, происходящим вокруг монастыря. На глазах монахинь стала обновляться старинная икона Божьей Матери. Её принесли в это святое место в очень плохом состоянии, икона подлежала реставрации, но неожиданно она сама начала обретать былые краски и дышать непередаваемой энергетикой.

На соседней иконке появляются периодически капельки влаги, она мироточит в этом святом месте. Люди приходят к ней, чтобы попросить исполнить их самые заветные желания.

Посетители могут увидеть на острове ещё одно необыкновенное чудо – биллы. Так называются металлические пластины, которые были первыми церковными колоколами. Когда по биллам бьют специальными колотушками, по округе разносятся уникальные мелодичные звуки, как будто созданные самой природой и освященные небом.

Туризм

Красоты горного ущелья, окружающего остров Патмос, вводят туристов в состояние некоего величественного оцепенения перед силой, которая неподвластна человеку. Подвесной мостик, который ведет к самому женскому монастырю достоин особенного внимания.

Вы идете на огромной высоте над бурлящими потоками дикой речки Катунь, словно зависая между небом и землей. На этом мосту запрещено находиться одновременно более 8-ми посетителям, при этом продвигаться нужно медленно, чтобы не раскачать сооружение. Когда-то давно добраться сюда можно было лишь вплавь на небольшой лодчонке прямо по своенравным потокам Катуни.

Несмотря на то, что уединение монахинь постоянно нарушается любопытными гостями, здесь добродушно встречают всех желающих. Возле мостика находится духовная лавка, посетители должны помнить, что головной убор и скромная одежда будут неизменным условием посещения этого святого места. Каждый человек может приехать к Женскому монастырю острова Патмос, чтобы прикоснуться краешком души к великому и вечному, что существует под нашим небом.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Патмос, остров апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Патмос – это первый порт, куда заходят паромы, идущие на Родос. На Патмос можно приплыть на пароме из Пирея, с островов северной и восточной части Эгейского моря, из Кавалы, с Киклад, Родоса и других островов Додеканеса.

Протяжённость береговой линии около 63 километров; высочайшая точка Патмоса — 269 метров над уровнем моря. Остров скалист и практически безлесен.

Главным местом поломничества на остраве Патмос является монастырь Иоанна Богослова , основанный святым Христодулом в 1088 году. Моностырь содержит богатое собрание рукописей, описание которого издано монахом Саккелионом в Афинах . В настоящее время в монастыре проживает около 40 монахов, богослужение совершается раз в сутки с 3 до 6 часов утра.

Монастырская библиотека с более 3000 книг, многие из которых — исключительной редкости, 900 кодексов и 1300 рукописей, среди которых — золотая булла императора Алексея I Комнина.

С террас монастыря видно почти весь Патмос и прилегающие острова.

Пещера расположена ниже современного уровня дороги, и к ней ведёт крутая лестница. Непосредственно над входом в пещеру сделана надпись: « Это место, производящее неизгладимое впечатление, не что иное как дом Бога; это — дверь на Небеса ».

Близ алтарной преграды на правой стороне есть небольшая впадина или выбоина в пещере, образовавшаяся, как утверждает то же Предание, от падения замертво святого апостола… Грот Апокалипсиса сохранился в своем настоящем виде со II века.
Ряд следов на стенах пещеры связывают с пребыванием в ней апостола: углубление, куда он клал свою голову, каменный аналой, за которым писал Прохор.

Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.

— Я много лет живу на Патмосе , — говорит Виолетта Сколину, гид острова, — именно здесь, в святой пещере, перед иконой Апокалипсиса нахожу душевный покой. Что бы ни произошло в моей жизни — хорошее или плохое — я прихожу сюда, чтобы поблагодарить Бога за все!

В середине ХХ века на остров прибыла одна семья из Афин. Эти люди были исполнены желанием просить святого Иоанна излечить их глухонемую дочь. Войдя в пещеру и приблизившись к иконостасу, родители упали на колени, а дочь начала отталкивать их, давая понять, что они наступают на гробницу святого. После этого случилось чудо — девочка заговорила и стала слышать, а на том месте, перед иконостасом, по сей день стоит медная ограда.

Отец Исидор — священник и учитель духовной школы — служит литургии в Святой пещере. Многие из местных жителей предпочитают проводить обряд крещения именно здесь, считая, что «одно из самых святых мест — это грот Апокалипсиса, и, живя здесь и зная историю этого места, невозможно поступить иначе».

На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей . Почти каждый житель острова по воскресеньям ходит в церковь. Это как долг, который нужно исполнить, и это то, чему учили родители. Даже маленькие дети, уютно сидящие на руках у своих родителей, тихо слушают литургию. Местный житель Янис Симандирис, отец четырех детей, не пропускает воскресных служб. Каждое утро он со всей семьей идет в храм.

— Я очень люблю это место — Патмос. Ведь именно здесь Иоанну Богослову было суждено увидеть подобного Сыну Человеческому и услышать Бога, а после этого удостоить Патмос названия «второй Иерусалим », — говорит Янис. — Но мне как местному жителю обидно, что многие живущие здесь абсолютно не знают своей истории. А ведь она одна из самых богатых. У меня таверна недалеко от монастыря Иоанна Богослова, и я часто вижу паломников, которые едут издалека, чтобы только пройти по святому острову, а ведь есть местные, которые никогда не были в Апокалипсисе. Обидно. Я всегда с восхищением смотрю на русских паломников, их видно издалека: женщины всегда с покрытой головой, держатся все вместе и никогда не кричат. Я не был в России, но думаю, что эти люди — пример вашего духовного развития, образец того, как почитают в России Церковь и святые места. Счастья вам!

До недавнего времени Патмос считался островом для любителей спокойного отдыха. Сегодня этого о нем никак не скажешь. Каждый турист найдет здесь все, что душе пожелается: живописные таверны, центры с греческой музыкой, кафе, бары. Здесь регулярно устраиваются народные гуляния. Одним словом, Патмос – остров на любой вкус!

Остров Патмос

Патмос – одно из главных святых мест Христианского мира. Если Иерусалим –это начало Евангелия, то Патмос его завершение. Две тысячи лет стремятся на него паломники, чтобы попасть в Пещеру Откровения, где любимый ученик Спасителя апостол любви Иоанн Богослов получил Откровение и записал его в книгу, которую сегодня весь мир называет «Апокалипсис» .

Попадая на остров сразу ощущаешь особый покой, умиротворённость, как-бы остановку течения времени. Во втором веке, во времена Римского владычества остров стал местом ссылки. При императоре Домициане на Патмос сослали святого Иоанна Богослова. Здесь он провёл два года. За это время трудами святого Иоанна почти всё население острова приняло христианство. После объявления христианства государственной религией на Патмосе была построена базилика в честь святого апостола Иоанна. Со временем возводится здесь великое множество церквей и храмов. Но из-за неоднократных набегов арабских пиратов жители покинули остров, и все храмы, включая базилику Иаонна Богослова, пришли в запустение. Для возрождения острова Господь избрал инока из Малой Азии по имени Христодул. К тому времени он имел уже богатый духовный опыт, как настоятель монастырей в Малой Азии, а также на других близлежащих островах. В 1088 году отец Христодул обратился к Византийскому императору Алексию I Комнину с планом возрождения монашества на островах. В том же году он получил от императора в собственность заброшенный и необитаемый остров Патмос. Монастырь, возведённый по проекту святого Христодула, построенный на месте, где в четвёртом веке стояла базилика святого Иоанна Богослова, и в наши дни возвышается на вершине холма. Некоторое время монахам приходилось мужественно отражать набеги пиратов, а с тринадцатого века и вплоть до 1522 года (когда турки завоевали остров) Патмос достиг своего расцвета. В 1659 году остров был разграблен венецианцами, позже он сильно пострадал от чумы. Под властью турок остров находился до 1912 года и окончательно присоединился к Греции в 1948 году.

Читайте также:  Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Сегодня монастырь на острове Патмос выглядит так же как и в XI веке. В монастыре пребывают мощи святого Христодула, глава апостола Фомы, мощи святого Антипы, святого Тита, святого Тимофея, святого Фёдора Стратилата и многих других.

Сама пещера, в которой апостол диктовал книгу Откровения, находится на склоне холма в маленьком Монастыре Апокалипсиса. Во времена апостола эта пещера была открытой. Закрыл её, построив здесь храм, тот же святой Христодул. Место, где отдыхал святой Иоанн и опирался рукой, когда хотел подняться с земли, огорожено. На том выступе, где ученик Прохор записывал под диктовку текст Апокалипсиса, лежит Евангелие. Скала на своде пещеры разделена на три части, что знаменует Святую Троицу.
Небольшой храм-часовня в честь Иоанна Богослова стоит недалеко от порта, на месте, где Апостол Любви крестил первых христиан острова.

В 1607 году святым Парфением был основан на острове монастырь в честь Богородицы «Живоносный Источник». Святой Парфений, в миру был моряком, а затем принял монашество, посвятил себя Богу и стал Игуменом монастыря святого Иоанна Богослова. Сегодня в монастыре живёт всего несколько монахинь. Несколько лет тому назад один русский паломник, побывав в монастыре, решил помочь монахиням. Он на свои средства восстановил старые кельи, пожелав остаться неизвестным. В монастыре всё дышит древностью и умиротворением.

В 1954 году в монастырском храме произошло чудо. Со стены исчезла фреска. Через несколько дней она опять появилась, но встала не совсем на своё место. О чем свидетельствует третий глаз, появившийся на лике Пресвятой Богородицы. Через какое-то время в монастырь приехала из Америки паломница, гречанка по происхождению, и рассказала, что с ней произошло. В те дни, когда Образ Богородицы исчез со стены храма, она лежала тяжело больная и молилась.

К ней явилась Богородица, после чего больная выздоровела. Спустя много лет эта женщина приехала на остров Патмос и посетила монастырь. Увидев настенную фреску с ликом Богородицы, она вскрикнула. И рассказала сестрам монастыря историю своего исцеления, узнав в этой фреске образ в котором явилась ей Пресвятая Дева. Сопоставив даты, сестры поняли, что Матерь Божия явилась этой женщине именно в те дни, когда со стены исчезала фреска. До сих пор живы свидетели этого замечательного события.

Недалеко от монастыря «Живоносный источник», если пройти по средневековым узким улочкам, можно увидеть небольшой храм, который хранит чудотворную икону Богородицы Дьясозуса «Спасительница», по преданию писанную самим апостолом Лукой.

Остров Патмос – это сокровищница, хранящая силу Любви Божией, которой был преисполнен апостол Любви святой Иоанн Богослов, и духовную силу пророчеств, которым надлежит сбыться при последних днях мира.

Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос

Достопримечательнности Греции —
монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос

Практически не осталось сведений о первых веках существования скалистого необитаемого острова. Несколько слов о Патмосе можно найти в произведениях древнего писателя историка Фукидида. Намного позже географ Стравон в своем произведении „Мировое путешествие“, написанном в 530 году до н. э., упоминает Патмос. Но в существовании этого места как бывшего населенным еще до нашей эры можно убедиться и по развалинам древнего Акрополя в районе Кастелли на Патмосе и по надписям, найденным там и датируемым IV веком до н. э.

Сегодня Акрополь на Патмосе — это несколько сохранившихся древних камней. Здесь запрещены какие-либо раскопки, но местные жители, живущие неподалеку, свидетельствуют о том, что по ночам видят там огни. По-видимому, кому-то из приезжих не дают покоя легенды о древних сокровищах.

Как и многие острова Эгейского и Ионического морей, находящиеся на пути из Италии в Грецию и Турцию, по мере развития мореплавания Патмос становился все более привлекательным для каждой из этих стран. Бухта Скала, закрытая в то время от обозрения с моря, была прекрасным убежищем для пиратских судов и турецких галер. Поэтому не удивительно, что с V по XI век Патмос опустел и стал необитаемым.

Строитель монастыря

В конце XI века на остров прибывает пустынник Христодул. Вынужденный покинуть свою обитель из-за турецких набегов, он странствовал по священным местам Востока, связанным с земной жизнью Христа. Именно так он прибыл на Патмос. Решив, что остров своей безлюдностью и небольшими размерами — всего шестнадцать километров в длину и не более десяти в ширину — идеален для отшельничества, он отплыл в Константинополь, чтобы просить императора Алексия Комниноса разрешить там постройку монастыря. И 11 апреля 1088 года указ был подписан императором и передан в руки святого Христодула. Кстати, эта драгоценная реликвия — дарственная на остров с золотой печатью и перевязью — до сих пор хранится в прекрасном состоянии в музее монастыря. Именно с этого момента и начинается монастырская история Патмоса.

Святой Христодул, являясь игуменом и правителем острова, установил законы, по которым было запрещено селиться мирским людям на острове. Исключение было сделано лишь для мужчин-строителей. Но вопреки этому через три года игумен уже принимал рабочих, прибывших со своими семьями. Монахам же строго запрещалось посещать эти дома, а кто не соблюдал эти правила — подвергались епитимии. Девятнадцать лет шло строительство обители и ее стен. После завершения работ мирянам официально было разрешено селиться вокруг монастыря, чтобы при пиратских набегах они могли скрываться за стенами крепости обители.

Селений становилось все больше, пастбища и огороды все чаще появлялись на местной земле, давая островитянам возможность работать и богатеть. В бухту заходили пиратские корабли, нарушая покой местных жителей и нападая на монастырь. Монахи прятались в лесах. К концу жизни игумен, не имея больше здесь покоя, покинул Патмос и отбыл на остров Кос, где и скончался. Мощи святого Христодула по сей день хранятся в храме монастыря на Патмосе и являются предметом почитания для туристов и паломников.

Плоды послушания

После 1453 года по всей Греции существовала Оттоманская колонизация. Несмотря на это, многие острова смогли сохранить свою независимость, в том числе и Патмос, но местные жители обязаны были признать турецкое господство, а также много лет выплачивать дань султану. С 1770 по 1774 годы русский флот под руководством адмиралов Алексея и Федора Орловых заняли территорию Патмоса. В музее монастыря до сих пор хранится кинжал одного из братьев.

Каждый из завоевателей Патмоса: итальянцы, турки, русские, немцы — оставили после себя следы. Даже само название, которое изначально было „Патнос“, менялось: Пальмоза, Патмоза, Патинос, и со временем осталось название „Патмос“. Менялись архитектура, привычки и обычаи местного населения, некоторые жители острова до сих пор прекрасно общаются на итальянском языке, который они вынуждены были учить во время Второй мировой войны, когда Патмос оккупировали итальянцы. Менялась и сама природа.

В 1088 году Николай Цанци, придворный нотарий императора Алексия Комниноса и описатель Кикладских островов, прибыл на Патмос по приказу императора. В своей описи, которая также хранится в библиотеке монастыря на Патмосе, пишет: „Патмос я нашел совершенно пустынным, необитаемым, покрытым терновником и другими сорными травами, неприступным, по местам безводным и совершенно сухим, потому что на всем острове не было найдено живой воды или текущей, за исключением весьма немногих колодцев…“ С мая по сентябрь из-за полного отсутствия дождей земля на острове раскаляется жгучим солнцем. Здесь вы не найдете никаких водоемов, которые бы могли напоить деревца.

В середине ХХ века отец Амфилохий, духовник богословской школы при монастыре святого Иоанна Богослова, привез саженцы сосен с соседнего, богатого зеленью острова Кос. Семинаристы ухаживали за саженцами, поливали их, нося воду ведрами. Именно таким образом отец Амфилохий учил их выращивать доброе в своей душе и не уставал повторять, что вырастить дерево — значит умножить надежду и жизнь, стать сотрудником Божиим в преображении мира.

Труды не пропали даром, и сегодня роскошный парк из нескольких тысяч сосен украшает Патмос. Их больше не надо поливать, они сами удерживают влагу. А путники, преодолевая крутой подъем в монастырь, имеют возможность укрыться от жары и отдохнуть в роще, даже не подозревая, что прекрасные деревья — плоды послушания.

Ссылка на основную публикацию