Монастыри Армении: действующие мужские и женские, описания и история

Монастыри Армении

Монастырь Армянской Апостольской Церкви Татев назван по имени села, рядом с которым находится.

Этчмиадзинский монастырь находится в городе Эчмиадзин, в Армавирской области Армении.

Монастырь Гндеванк, построенный в 936 году, является одним из древнейших монастырей, сохранившихся в Армении.

Монастырь Агарцин расположен в Тавушской области Армении, в покрытой лесами долине Иджеванского хребта.

Монастырь Одзун в Алаверди был построен в эпоху раннего средневековья, и это именно то место, где можно увидеть каменную кладку V века, а также советский серп и молот.

Эчмиадзинский монастырь – духовный центр армян, один из крупнейших храмовых комплексов ААЦ.

Нораванк был построен в XIII веке и состоит из часовни св.

Монастырь Айраванк, основанный в IX веке, находится в селе Айраванк, в Армении.

Монастырь Севанаванк находится в Армении, на полуострове Севан.

Монастырский комплекс Ахпат принадлежит к числу выдающихся произведений средневековой Армении, художественные достоинства которого выходят за рамки национальной культуры.

Монастырский комплекс Гегард находится вблизи Еревана.

Достопримечательности Армении

Топ достопримечательностей (34)

Озеро Парз – небольшое озеро, расположенное в Тавушской области на высоте 1334 м над уровнем моря. Озеро раскинулось в Дилижанском парке в неглубокой долине среди лесов. Общая длина озера, имеющего продолговатое очертание, составляет 385 м, ширина – примерно 85 м, а глубина – свыше 5 м.

Монастырь Кечарис – ансамбль древних зданий и классический образец средневекового армянского архитектурного искусства, расположенный на северо-западе курортного городка Цахкадзор, на склоне Памбакского хребта.

Храм Звартноц – ярчайший памятник армянского зодчества средних веков, расположенный в 5 км от Эчмиадзина и примерно в 10 км на запад от города Еревана. Этот величественный храм был возведен еще в VII ст.

Музей Эребуни в Ереване – это один из наиболее интересных музеев города. Расположенный на склоне холма Арин-Берд, музей был открыт в 1968 г. в честь 2750-й годовщины основания Еревана. Свое название музей получил от имени города-крепости, останки которой были закреплены за территорией музея.

Церковь Святой Рипсиме – это один из наиболее ярких образцов религиозной архитектуры Армении эпохи раннего средневековья. Церковь в 618 г. основал Комитас Ахцеци на месте ранее располагавшегося здесь мавзолея IV ст.

Голубая мечеть в Ереване была построена 1766 году по приказу тюркского хана Эриванского ханства Гусейнали-хана Каджара. Эриванское ханство было основано в 1604 году и входило в состав Персии. Столицей его был город Эривань (ныне – Ереван), который был населен, в основном, тюрками.

Монумент «Мать-Армения», расположенный в самом центре города Еревана в парке Победы, – это символ победы и мужества армянского народа. Когда-то одна из центральных улиц города носила название – проспект Сталина.

Монастырь Севанаванк, расположенный примерно в 6 км от города Севана, на полуострове Севан – одна из религиозных достопримечательностей этого региона. В VIII ст. несколько монахов, обосновавшись на острове, начали возводить свои церкви.

Кафедральный собор Святого Григория Просветителя – самый большой храм, расположенный на территории Еревана. Наряду с кафедральным собором Самеба в Тбилиси он считается самым крупным в Закавказье. Собор Св.

Церковь Святой Гаяне, расположенная в городе Вагаршапат, – часть Эчмиадзинского монастыря. Она была построена в 630-641 годах Католикосом Езром именно на том месте, где армянский царь-язычник Трдат III приказал подвергнуть мучениям и убить настоятельницу дев-христианок Гаяне, бежавшую из Рима от императора Диоклетиана.

Монастырь Гошаванк – это средневековый монастырский комплекс XII-XIII ст. Он расположен в 20 км восточнее города Дилижана, в селе Гош, среди деревенских домов и бурных горных рек. Монастырь был основан выдающимся общественным деятелем, богословом и священником Мхитаряном Гошем при содействии князя Ивана Закаряна.

Гора Арагац – это самая высокая гора Армении, являющаяся замечательным памятником природы. Гора Арагац представляет собой одинокий потухший вулкан. Центральная возвышенность горы охватывает площадь около 820 кв.

Монастырь Хор Вирап располагается на холме примерно в 40 км от Еревана и в полукилометре от республиканской границы, поблизости деревни Покр Веди Араратского марза. В древние времена на этом месте размещалась одна из столиц Армении – исторический город Арташат, возведенный царем Арташесом I около 180 г.

Монастырь Агарцин в Дилижане – это одна из главных исторических архитектурных достопримечательностей не только города, но и всей Армении. Монастырь располагается в 18 км от Дилижана в верховье реки Агарцин среди зеленых горных лесов.

Национальная картинная галерея Армении – это главный музей изобразительного искусства страны. Галерея находится в Ереване на площади Республики и является частью музейного комплекса. Картинная галерея размещается на верхних этажах здания, два нижних этажа здания отведено для Национального исторического музея Армении.

Одной из главных достопримечательностей столицы Армении является мемориальный комплекс Цицернакаберд. Расположенный на юго-восточном холме одноименного парка, возвышающегося над ущельем речки Раздан, мемориал был построен в память жертв геноцида 1915 г.

Монастырь Нораванк, располагается неподалеку от города Ехегнадзор, что в 120 км от Еревана, в глубоком ущелье реки Арпа среди огромных отвесных скал. Монастырь был основан еще ХII ст. В период правления князей Орбелянов монастырь являлся крупным религиозным центром.

Мегалитический комплекс Зорац-Карер (еще одно название – Караундж) – известный доисторический комплекс, расположенный в Республике Армении, в Сюникском марзе, у города Сисиан, на левом берегу ущелья реки Дар.

Гора Хуступ – это самая высокая вершина хребта Хуступ-Катари. Она располагается на Южном Кавказе, в южной части республики Армении, в области Сюник, южнее города Капан. Возле горы протекает река Вачаган.

Вулкан Аждаак – высшая точка Гагемского хребта. Его высота – 3597 метров над уровнем моря. Аждаак представляет собой усеченный конус с кратером потухшего вулкана, где находится чистейшее горное озеро, глубина которого достигает 90 метров.

Монастыри и храмы Армении

Ее называют «музеем под открытым небом» и считают первой христианской страной в мире. Греки и римляне оставили яркий след в ее архитектуре. Здесь можно найти тысячи религиозных сооружений и древних артефактов, расположенных среди живописных ландшафтов. Хотя Армения – азиатская страна, знакомство с нею невозможно без посещения великолепных монастырей. Возраст большинства датируется тысячами лет, а находятся они в отдаленных ущельях, в горах, на вершинах, в пещерах. Некоторые даже частично вырезаны в скале и каменных утесах. Туристов здесь мало, а природа вокруг восхитительная.

Представляем вам подборку лучших сакральных мест Армении, обязательных для посещения. Кстати, мы тоже каждый раз заглядываем сюда в путешествиях по этой гостеприимной стране.

Храм Гарни

Монументальный языческий пантеон эпохи эллинизма среди зеленых гор выглядит просто невероятно! Он является одной из старейших достопримечательностей страны. Сам Гарни, сооруженный в I веке, был разрушен вместе с оборонительными стенами в результате сильнейшего землетрясения 1679 года. В 1949 году его буквально собрали по кусочкам. Так что мы сейчас видим не копию, а именно реконструкцию оригинала. Посвящен Митре, божеству Солнца, популярному на Ближнем Востоке.

Гарни был построен на месте урартского храма. Он повторяет размеры последнего (5,05 х 7,98 м) и представляет собой греко-римский перипетос. Во внутреннее святилище ведут девять широких ступеней. Арабская надпись у главного портала в молитвенный зал сообщает о захвате крепости и преобразовании в мечеть. Крышу поддерживают 24 колонны: по 6 с фронтальных сторон и по 8 сбоку.

Что посмотреть в Гарни

Кроме самого пантеона, на прилегающей территории расположены не менее интересные и уникальные объекты древности: одноименная крепость, хачкары, гарнизон, основополагающий камень, руины церквей Святого Сиона и Маштоц Айрапет, летний дворец, клинописная надпись короля Аргишти I и королевские бани.

Отдельно отметим каньон р. Азат – чудо природы с потрясающими отвесными склонами, которые будто сложены из гигантских базальтовых призм. Каньон рядом с храмом называется “Симфония в камне” и чтобы его увидеть, надо просто спуститься к реке.

Стоимость посещения и время работы

В последнюю субботу каждого месяца посещение бесплатное ;). В остальное время стоимость 1200 драм (около 2,5 $ ) днем и 1500 драм (3,1 $ ) вечером. Экскурсия на русском/английском – 2500 драм (5,2 $ ).

Г рафик работы:

Вторник – пятница: 9.00 – 22.00 (с мая по ноябрь) и 9.00 – 17.30 (с декабря по апрель)

Воскресенье: 9.00 – 15.00

Как добраться в Гарни

Из Еревана можно доехать на автобусе за полчаса и 0,5 $ . На автовокзале на улице Гая (за салоном Mersedes) следует искать маршруты 266 и 284. Также в Армении достаточно доступное такси и за приемлемую сумму водитель отвезет вас туда и обратно. Но мы настоятельно рекомендуем совместить посещение Гарни с находящимся недалеко Гегардом.

Пещерный монастырь Гегард

Независимо от того, насколько человеку близки религия и религиозные убеждения, священные места никогда не перестанут удивлять и привлекать внимание. Ярким тому примером является Гегард. Он очень любим и посещаем в Армении. Известно, что Герард основан на особенной земле. Еще в дохристианский период здесь проводились ритуалы возле священных источников. Один из источников, кстати, сохранился до сих пор.

Легенда гласит, что монастырь Айриванк, или Пещерный, основали в IV в. , когда христианство было принято как государственная религия. Такое название он получил из-за того, что сначала монахи жили в близлежащих пещерах, используя их как кельи. Хотя Айриванк датируется XIII в. , надписи, найденные в округе, относятся к 1160-м годам. В конце XIII века Пещерный монастырь был важнейшим местом паломничества.

Но причина, по которой мы сейчас знаем и ценим Пещерный монастырь, безусловно кроется в одной-единственной реликвии, в нем хранящейся.

Копье Судьбы в Армении

Именно в этом месте веками береглось легендарное Копье Судьбы, или Лонгина. В Библии сказано, что римский солдат Лонгин пронзил им Иисуса, распятого на кресте. Поскольку жест был проявлением высшего милосердия, орудию приписываются мощные положительные свойства. К примеру, считается, что полководец, владеющий им, никогда не потерпит поражение в войне.

На самом деле в мире существует еще два Копья Судьбы: в Вене (в музее Габсбургов) и в Ватикане. Все три вместе с армянским признаны оригинальными (заверенная копия есть в Кракове). Историки пока не пришли к единому мнению, которая из реликвий убила Христа, но их ценность и роль в европейской истории несомненны. Например, венское когда-то принадлежало Карлу Великому и он свято верил, что непобедим. Позже юный Гитлер, бывший крайне суеверным человеком, часами рассматривал артефакт в витрине музея, мечтая им завладеть. Ему это удалось и нацисты спрятали добычу в Альпах. Под конец Второй Мировой американские солдаты нашли тайник, и спустя всего два часа Гитлер покончил с собой. Пускай мы не знаем, которое из Копий Судьбы настоящее, но все они безусловно оставили яркий отпечаток всюду, где побывали.

Вокруг армянского выстроились прекрасные архитектурные ансамбли. Айриванк был переименован в Гехардаванк, что означает Монастырь Копья (гегард – копье на армянском языке). Согласно легенде, здесь хранился также кусок Ноевого ковчега. Позднее реликвии перевезли в Эчмиадзин, где их можно увидеть и поныне.

Что посмотреть в Гегарде

Пещерные кельи, расположенные над главным входом;

Главная церковь Катогике;

Скальная ризница Гавит со сталактитами внутри, обрамляющими куполообразный потолок;

Авазан – полностью высеченная в скале церковь со священным родником внутри;

Пещерная церковь Богоматери с глубокими рельефами на стенах;

Часовня Св. Георгия, также полностью вырублена в скале.

Христианские церкви Армении отличаются аскетизмом. Полумрак, тишина и древние каменные стены вокруг создают особенное ощущение спокойствия. Посещать такие места надо неспешно и вдумчиво.

Как добраться в Герард

Из Еревана прямых рейсов нет. Надо садиться на маршрутку до Гарни (с автовокзала на ул. Гая, № 255 и 266). Выходите возле поворота на Герард. Отсюда можно нанять местного таксиста или поймать автобус/попутку до ближайшей деревни (с. Гохт) и дальше пройтись пешком (около 4 км). Живописная местность сделает прогулку приятной. Кстати, в Гохт ездят попутки из Гарни. Очень удобно посещать эти достопримечательности за день. Такси из столицы через два храма + Авуц Тар (80 км) обойдется в 20-25 $ , но не забывайте торговаться! 😉

Читайте также:  Никольский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Монастырский комплекс Авуц Тар

Он расположен на левом берегу каньона Азата между Гарни и Герардом. Когда-то считался одним из основных религиозных и культурных центров средневековья. Этот грозный монастырь в горах, окруженный стенами II века, наполовину разрушен.

До Авуц Тара можно за час дойти пешком от села Гохт.

Севанаванк

В Армении огромное количество обителей богов. Многие из них похожи друг на друга. Но каждая находится в таком невероятном месте, что там хочется задержаться подольше и насладится моментом. На берегу самого большого на Кавказе озера Севан есть еще один древний монастырь – Севанаванк. Он состоит из двух церквей и лежит на полуострове Севан. Архитектура обеих церквей почти одинакова – они сделаны из черного камня в виде креста. Вход украшен десятками хачкарков. Хачкары – это каменные стелы в виде креста. Их можно обнаружить на всей территории Армении, но, несмотря на свою похожесть, каждый имеет свой собственный стиль и значение.

Согласно древней надписи, монастырь на озере был основан армянской принцессой Мариам в 874 году н. э. В память о муже Мариам пообещала построить 30 церквей, и Севанаванк был в их числе.

Возле Севанаванка есть скамейки, где туристы могут насладиться потрясающим видом на Севан. В умиротворяющей обстановке Вы понаблюдаете за капризным цветом Севана, который меняется в зависимости от погоды и времени суток.

Важно отметить, что дрес-код Севанаванка запрещает вход в купальнике, короткой юбке и т. д. Ноги и плечи должны быть прикрыты надлежащим образом.

Как добраться до Севанаванка

Из Еревана до озера Севан ехать чуть больше часа на общественном транспорте. Нужная маршрутка – № 317. Она стартует с Северного автовокзала и довезет до селения возле озера Севан. Оттуда придется взять местного водителя или ловить попутку. Можно арендовать в Ереване автомобиль или взять такси.

Эчмиадзин

Это, пожалуй, самый культовый регион для армян и для христианства в целом. Историки расходятся во мнениях, но с большой вероятностью именно тут построен первый в мире христианский собор. Он был возведен в ту легендарную эпоху, когда Армения приняла Христианство в IV веке н. э. По легенде, Григорию Просветителю было видение, в котором Иисус Христос лично указал место, где надлежало построить собор, получивший затем название «Сошествие Единородного». Как и все древние храмы, Эчмиадзин прошел огромное количество реставраций от деревянной базилики до монументального каменного собора. И по сей день монастырский комплекс в Эчмиадзине является резиденцией Католикоса. Здесь собраны ценнейшие христианские артефакты народа: Копье Судьбы, мощи многих святых, часть тернового венца. Кроме главного кафедрального собора в Эчмиадзинском комплексе представлены другие старинные храмы – Рипсиме и Гаянэ.

Собор действующий и его дверь открыта каждому. Рекомендуется взять экскурсию, чтобы разобраться во всех нюансах этого религиозного центра мирового значения.

Как добраться в Эчмиадзинский храм

Из столицы до города Вагаршапат на маршрутке ехать полчаса. Такси туда и обратно дает возможность одновременно посетить Звартноц, до которого всего 5 км от Эчмиадзина.

Храм Бдящих Ангелов – Звартноц

В далеком 652 году на территории современной Армении был построен великолепный трехъярусный храм Звартноц. К сожалению, до наших дней дожили лишь его развалины, но даже они впечатляют красотой, изяществом линий и невероятной мистической атмосферой. В основании здания был круг, в который вписали крест. Историки считают, что Звартноц напоминал ступенчатую круглую пирамиду. Интересно, что в такой своеобразной геометрии отображена языческая дохристианская символика. В 10 столетии во время землетрясения Звартноц был разрушен и до 20 века оставался погребенным.

Сейчас частично восстановлен первый ярус и эти руины находятся под охраной ЮНЕСКО. По преданию в древние времена здесь хранились мощи Святого Григория Просветителя.

Многие отмечают особую ауру этого места, каменные развалины представляются чем-то бóльшим, нежели очередная туристическая достопримечательность.

С ереванского автовокзала подходят все маршруты, следующие по направлению к Вагаршапату. Остановка возле ворот с орлом наверху. Вход и фото в Звартноце платные.

Обязательно посетите эти потрясающие места, проникнутые духом истории и мистики. Пещерные и скальные монастыри, величественные храмы в горах и на берегах хрустальных озер, панорамы Арарата и неподдельное радушие жителей сделают путешествие незабываемым. Или присоединяйтесь к нашим захватывающим приключенческим треккингам в Армении, и мы покажем Вам все самое лучшее, что есть в этой уникальной стране!

♥ Понравилась статья? Ставьте лайк и мы напишем еще! 😉

Действующий монастырь Ахпат — Армения

Ахпат — Հաղպատ — действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь — значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности.

Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь расположен на небольшом плато, окруженном ущельями. Основан в 976 году при Ашоте III Милостивом. В основании монастыря значительную роль сыграла царица Хосровануш. В X—XIII веках был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья.

Со 2-й пол. XII века Ахпат становится духовно-религиозным центром Лорийского царства. Сюда из соседнего Санаина была перенесена усыпальница царского рода лорийских Багратидов — Кюрикидов.

В 1081 году в Ахпате был рукоположен в католикоса армянский епископ Анийский и Ширакский Барсег, что свидетельствует о всеармянском важном значении монастыря. С конца XI века Лори (Ташир-Дзорагет), как и вся Армения, подвергается набегам турок-сельджуков, в 1105 году монастыри Ахпат и Санаин были разграблены эмиром Кзылом, а в 1118 году царство пало.

Территория Ташир-Дзорагета была освобождена от сельджуков и присоединена к Грузии Давидом Строителем. Со 2-й пол. XII века Ахпат принадлежал армянским княжеским родам Арцруни, затем Захарян.

В XV—XVII веков влияние рода Закарянов ослабло, отныне в монастыре пребывали владыки («парон-теры»), совмещавшие княжескую, а также духовную власть. На протяжении XVII—XVIII веков по причине частых нападений лезгин предстоятели Ахпата вынужденно находились в Тифлисе.

Во второй половине XVIII век несколько лет в монастыре жил знаменитый поэт Саят-Нова. В позднее средневековье уделы Армянской Церкви на территории Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалу и Касаха, кроме Санаинского, подчинялись архиепископу Ахпата.

В 1822—1826 годах из-за обострения русско-иранских отношений из Эчмиадзина в Ахпат переехал Католикос Епрем I. После присоединения Восточной Армении к России монастырь стал духовным центром Сомхита и Касаха с обширными угодьями, деревнями и т. д..

В начале XX столетия Ахпат опустел, лишаясь большей части своих владений. Вновь открыт при католикосе Вазгене I, в настоящее время является действующим монастырём.

Церковь Сурб Ншан (Св. Знамения, 972—991гг., 1016г.) с притвором (1185г., 1209г.), древнейшая сохранившаяся постройка монастыря, основана царицей Хосровануш, женой армянского царя Ашота III Багратуни. Считается, что руководителем строительства церкви Сурб Ншан был архитектор Трдат.

Интерьер храма представляет собой величественный купольный зал. Сохранились фрагменты росписи начала XIII века в алтаре, росписи содержат армянские и грузинские надписи.

На восточном фасаде помещено скульптурное изображение сыновей Ашота — Смбата и Кюрике, держащих в руках модель храма. Головной убор Кюрике похож на митру, а чалма Смбата, является арабской регалией, показывающей его право на трон как сюзерена.

В 1313 году была создана по указанию видного политического деятеля, парона Садуна роспись северной стены. Тогда же на южной стене был исполнен портрет сына Садуна Хутлубуги. В преддверии церкви Сурб Ншан находится жаматун (притвор), построенный в 1185 году и служивший усыпальницей Кюрикянов.

В 1223 году монастырский комплекс Ахпата по приказу Иванэ Захаряна был обнесён крепостными стенами с башнями. В него вошли:

• церковь Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя), построенная в1005 году и затем перестроенная в 1211 году,

• небольшая купольная церковь Сурб Аствацацин или Хатунашен, построенная в 1025 году,

• гавит Амазаспа — просторный зал с 4 колоннами, самый большой среди подобных в Армении, построен в 1257 году,

• усыпальница рода Уканянц с часовнями, увенчанными хачкарами, среди которых по исполнению выделяется Аменапркич (Всеспаситель, 1273 год),

• книгохранилище середины XI века, затем перестроенное в 1258—1262 года,
• трапезная середины XIII века.

Отдельно стоящая трехъярусная колокольня (1245) с семигранной ротондой-звонницей послужила образцом для поздних колоколен, например в Карсе.

В XI—XV веках широкую известность в Армении приобрели скрипторий и школа, основанные в Ахпате в X веке первым настоятелем монастыря — известным переписчиком вардапетом Симеоном.

Выдающиеся деятели армянской науки и культуры Ованнес Имастасер, Самуел Анеци, Еремия Андзревик, Давид Кобайреци, Ованес Ерзнкаци и др. преподавали здесь грамматику, риторику, философию, богословие, музыку и проч.

В монастыре рукописи не только создавались, но и реставрировались, велась текстологическая работа, в частности исследовались Псалмы и «Огласительные и тайноводственные поучения» Кирилла I Иерусалимского. Ахпат славился своей школой миниатюристов, здесь был создан знаменитый памятник миниатюры «Ахпатское евангелие» (1211 год).

В XI веке при монастыре возле церкви Сурб Ншан была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием армянских средневековых рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни.

В Ахпате хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в настоящее время в Матенадаране). Среди утраченных рукописей особую ценность представлял «Котук» (предания монастыря Ахпат), упоминается список Библии 951 года. В 1931 году из Ахпата в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, прочие считаются утраченными.

За оградой монастыря — небольшая часовня тринадцатого века, великолепно архитектурно оформленный родник (XIII век).

Памятники Ахпата отличают компактность, суровая строгость форм, изящество немногочисленных декоративных деталей, остроумие решений пространства, конструкций.

Монастырь Ахпат

Гавит Амазаспа Гавит Амазаспа Интерьер церкви Сурб Ншан Интерьер церкви Сурб Ншан Интерьер церкви Сурб Ншан Колокольня 1245 года Рельефные изображения ктиторов – царей Смбата и Кюрикэ (Гургена) Церковь Сурб Ншан План комплекса Ахпат

Армянские монахини: редкая порода

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник – Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны – Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции – участие в службе приняли. четыре монахини.

Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине, – обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.

Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.

Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.

Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность – здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. “Все мы – дети Бога без различия пола и возраста”, – сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.

Читайте также:  Греческая православная церковь: чем отличается от русской, патриарх и святые

Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает “мученик за веру”, является “черным монахом” и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. “Уход из мира – дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь”, – сказал он.

Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.

“Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу – он это осознал”, – сказал отец Мартирос.

“Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь – это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя”.

Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей – 56.

С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. “Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату – 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II”, – сказала она.

Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом – вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.

“Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке, чем можем”, – говорит сестра Аида.

“Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы – четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно – с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой “церковной цензуры” на просмотр передач нет – просто мы сами выбираем, что нам больше подходит”.

Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. “Да, у нас здесь все свое”, – сказал он.

Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят – все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. “Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия”, – сказал отец Мартирос.

В миру о монахинях думают по-разному.

30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. “Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны – это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу”, – сказала она IWPR.

С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. “Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, – удивляется он. – Я бы не хотел для своих родных такой участи”. По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.

Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. “Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом – создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри”.

Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. “Я бы с радостью ушла в монастырь – не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения – но я думаю, что права”, – говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.

По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. “Что мы видим в жизни – пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше – лучше было бы для всех нас”.

Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.

“Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно – мы будем только рады. А если нет – придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы, может быть, свободнее других граждан Армении”, – сказала сестра Аида.

Опубликовано 26 сентября 2004 года

evakroterion

evakroterion

Недалеко от Еревана, в 20 км к северу, на краю глубокого каньона, прорезанного рекой Касах, стоят древние армянские монастыри – Сагмосаванк и Ованаванк. Расстояние между ними около 5 км, стоят они на одной трассе, поэтому легкодотупны для туристов. Эти монастыри дают возможность ощутить всю мощь и древность армянской архитектуры без особых затрат времени и денег. Скажу от себя, что обители ущелья реки Касах произвели на меня сильное впечатление, наверно самое сильное за время моего путешествия по Армении, особенно монастырь Ованаванк, и это несмотря на их высокую туристичность. Возможно так получилось из-за того, что я посетил их в вечернее время, когда людей там было немного, а лучи садящегося солнца придали древним строениям особую таинственность.

Стоит также признать, что попал я туда весьма нетривиальным способом – не из Еревана, а спускаясь с вершины вулкана Арагац. После осмотра замка Амберд меня согласился спустить вниз гид на автобусе с немецкими туристами, кстати, это был единственный случай, когда меня подвез экскурсионный транспорт, как правило, гиды тургрупп стараются не распылять свое время на каких-то левых попутчиков. Экскурсовод-армянин, даже озаботился тем, как меня лучше подвезти, и без какого-либо намека на деньги.

Каньон реки Касах.

Итак, первым на моем пути был монастырь Сагмосаванк.
Старейший храм монастыря – Сурб Сион (Святой Сион) был возведен местным армянским аристократом Ваче Вачутяном в 1215 г. Это было время последнего “золотого века” в истории Армении, когда большая часть Армянского нагорья вошла в состав Грузинского царства при царице Тамаре. Армяно-грузинские войска в 1203 г. дошли на юге до сирийского города Алеппо. В те годы расцвело строительство храмов и монастырей по всей Армении.

Великий спасалар Закарэ, главнокомандующий Грузинского царства, дал власть над здешними землям своему вассалу Ваче Вачутяну и назначил его ишханц ишханом – князем князей. И повел строить монастыри и замки по всей округе. Вачутян возвел монастыри – Тегер, Сагмосаванк, Ованаванк и многие другие.

Одним из первых храмов и стал Сурб Сион, построенный князем Ваче и его женой Мамахатун. Затем в 1235 г. была сооружена церковь Сурб Аствацацин (Св.Богоматери), пристроенная к главному храму, наверно в это же время пристроили большой гавит – притвор, и в 1255 г. возвели книгохранилище -матенадаран.
На фото, большое квадратное сооружение спереди – притвор, башенка справа – книгохранилище и глава сзади – церковь Сурб Сион.

Портал гавита-притвора оформлен в ощутимо “восточном” стиле, чувствуется влияние мусульманской архитектуры Средней Азии Ирана.

Массовое строительство притворов началось в Армении с 12 века, видимо, под влиянием мусульманской архитектуры, которую принесли сельджуки. Ближайший аналог гавита-притвора – это, видимо, многоколонный зал мечети. Хотя конструктивно многие гавиты напоминают деревянные дома Закавказья, типа грузинских дарбази. Армяне, имея богатый опыт каменного строительства, доработали колонные залы мечетей сообразно своему вкусу.

Крыша гавита со световым окном в центре.

Суровый аскетизм армянских церквей создает впечатление невероятной древности сооружений. Этот хачкар в гавите Сагмосаванка напоминает какой-то древний языческий алтарь.

Но в большинстве случаев возраст храмов в Армении не только кажется, но и присутствует во всей своей реальности, ведь даже церковь начала 13 века здесь будет считаться относительно “молодой”. Существует множество армянских церквей 10, 7 и даже 5 веков. Часто это простые однонефные базилики, как, например, старейшее христианское сооружение 5 века в Ованнаванке, куда мы скоро отправимся. А сколько таких базилик разбросано по всем армянским городкам и деревням, я был сильно удивлен такой невероятной плотности строительства и главное сохранности древних церквей. Пусть многие из них дошли не в лучшем виде, но, так или иначе, они сохранились – почти в каждой армянской деревне есть храм старше 13 века!

В алтарной апсиде матенадарана стоит икона Пресвятой Богородицы, т.е. фактически хранилище совмещало функции церкви и библиотеки. В связи с этим, есть некоторая непонятность, что считать церковью Сурб Аствацацин, возведенной в 1235 году, видимо это небольшая часовня, которая была закрыта во время моего посещения.
Стоит вспомнить, что библиотека в средневековом понимании, это место, где хранится хоть десяток книг. Мы привыкли, что книги стоят на полках тысячами, а в древности одна рукописная книга могла стоить больше всего монастыря. Поэтому, пара десятков книг – это уже огромное собрание, для которого строили отдельное помещение.

Фрески в библиотеке.

Боковой вход в притвор и фасад библиотеки.

Фасад богато украшен сотнями крестов-хачкаров. Некоторые из них выглядят схематично, эти кресты вырезали паломники, видимо в честь своего посещения обители, или каких-то важных событий.

Сагмосаванк был возведен не на пустом месте, еще в 1 тыс. до н.э. здесь располагалась видимо урартская крепость, хотя точной информации о ней я не нашел, но табличка на кладке из крупных валунов там висела.
Правда, крепостные стены здесь, что древние, что средневековые, выступают из земли лишь частично, понять, что там к чему, очень сложно.

Зато в следующем монастыре – Ованаванке, с фортификацией дела обстоят намного лучше. Первый раз, в Армении, я увидел остатки серьезной оборонительной системы именно в там. Я отправился в Ованаванк, поймав попутку, идущую в сторону Еревана. Ехать там совсем мало, от одного монастыря до другого около 5 км по прямой.

Ущелье реки Касах и монастырь Ованаванк вдали.

Монастырь Ованнаванк находится в деревне Оганаван, также рядом с ущельем реки Касах.
Его тоже возвел ишханц ишханов Ваче Вачутян рядом с более древним храмом – базиликой Сурб Карапет (Св.Иоанна Крестителя), основание которой связывают с именем Григория Просветителя – легендарного крестителя Армении. А до прихода христиан на этом месте существовал языческий храм.
Главную церковь монастыря Катогике построили почти одновременно с Сагмосаванком – в 1217 году. В 1248 – 1250 гг. к храму пристроили гавит, и наверно в это же время комплекс окружили крепостными стенами.

Хотя, с укреплениями монастыря не так все просто, судя по циклопической кладке, стены много старше 13 века, тем более, известно, что первую церковь христиане возвели на месте какого-то языческого храма. Возможно, что укрепления принадлежали еще этому капищу.

Фортификация монастыря сохранилась не полностью, но общий план крепости прослеживается хорошо, кое-где стены сохранились до 5 м. в высоту.
Сейчас все входят и въезжают в монастырь через участок разрушенной крепостной стены. Но раньше вход осуществлялся через парадные ворота, которые защищались двумя массивными круглыми башнями.
Почему-то на многих планах монастыря рисуют только одну башню у ворот, хотя отчетливо видно, что их две, также они хорошо видны на гугл-картах. Чем вызвано сие, мне неведомо)

Читайте также:  Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Циклопические стены Ованаванка.

Но, пока, отвлечемся от стен монастыря, надо признаться я убил на Ованаванк тьму кадров, поэтому этот пост стал у меня рекордным по числу фотографий)

Храмы здесь, также, как в Сагмосаванке, соединены вместе. Спереди виден огромный притвор, а сам собор Св. Катогике стоит за ним, слева находится древняя базилика 5 века, здесь ее не видно.

Люди расходятся после вечерней молитвы.

Огромное окно гавита.

Церкви Ованаванка стоят близко к краю ущелья, буквально нависая над ним.

Восточный фасад Катогике. В течении одного вечера собор несколько раз менял окраску – когда я только приехал, он имел желтоватый оттенок, потом стал розовым, а под конец серым.

К сожалению, Ованаванк сильно пострадал после землетрясения 1919 года, вся верхняя часть собора, включаю главу, были разрушены. Восстановили его только в 1970-1990 гг. Так что, все, что мы сейчас здесь видим, это новодел.

Гавит Ованаванка отстроил Курд Вачутян – сын Ваче, следующий владелец этих земель.

Строительство монастыря описал Закарий Канакерци (1626-1699 гг.) – дьякон Ованаванка, он стал послушником в 13 лет и всю свою жизнь отдал монастырю. В своей “Хронике” он изложил всю историю Ованнаванка.
Выдержки из “Хроники” Закария Канакареци.
О строительстве гавита монастыря:
“Ишхан Курд, получив повеление это, тотчас собрал всех каменотесов и в 699 (1250) году начал пристраивать с западной стороны Катулике великолепный и дорогостоящий притвор из черного камня с девятью оглавиями на четырех столпах и другими украшениями и удивительными крестообразными окнами. А на кровле двенадцать столпов, а на столпах маковка, обрамленная карнизом. На верхушке маковки подножие креста, с железным крестом в рост человека. Между столпами подвешен колокол [для] заутрени.”

Световое окно притвора Ованаванка самое большое в Армении.

Все стены притвора и собора покрыты памятными надписями, они рассказывают о дарах храму.
Надписи Ованнаванка по “Хронике” Закария Канакареци:

Надпись на северной стене притвора:
“В 699 (1250) г. в правление Шахиншаха, сына великого Закария, я, Курд, сын Вачэ, и жена моя Хоришах, дочь Марцпана и Мамкан, снискав, благодаря Богу, милости чужеземного войска стрелков, посвятили себя армянским церквам. Из любви к Богу вновь приобщились к [обители] Святого Карапета и принялись строить этот великолепный дом и, затратив большие средства, завершили его. И служители святые назначили служить в год двадцать обеден: десять мне, Курду, и десять – Хоришах. Пока мы живы, десять Вачэ и десять Мамахатун, а после нашей смерти – нам, начиная с Нового воскресения, и пусть неуклонно исполняют. Кто нарушит, ответит за наши грехи. Исполнителей нашего завещания да благословит Господь. Аминь.”

На южной стене храма:
“В 732 (1283) г. волею добродетельного Господа я, ишхан Хасан, сын ишханац ишхана Курда и матери [моей] Хоришах, из рода Мамиконянц, внук великого Вачэ, и моя благочестивая супруга Арусхатун из рода Укананц, преждевременно покинув сей мир, во цвете лет отдали [Богу] свои души. “

На западной стене храма:
“В 1088 (1639) г. волею Святого Духа я, ереванец Аваг, сын Агабаба, и супруга моя Дастагул приобщились [к Святой обители]. “

На южной стене притвора:
“В 1033 (1584) г. я, Довлат-бек, внук Махлута, купил на благоприобретенные мои средства немного земли и передал ее храму Святого Карапета на память обо мне. “

Интересны армянские имена – Курд, может намекать на курдское происхождение, Хасан – арабское имя, популярное и у турок, Арусхатун, Мамахатун – хатун (госпожа) тюркский женский титул, “сын Агабаба” – ага -турецкий титул: или военный, или символ зажиточности, Баба – персидское слово, означающее – святой, как правило, так называли суфийских шейхов, Довлат-бек, Довлат, Давлат – арабское имя, популярное у татар, бек – тюркский аристократический титул.
И при этом, все эти люди были христианами, так как жертвовали дары монастырю. Территория Армении лежала в центре всех путей – и торговых, и военных, поэтому население здесь было очень смешанным, что лишний раз доказывают исследования армянских генетиков о родстве турок и армян.

Главный портал – вход в собор, украшенный хачкарами.

Изображение над входом – Иисус Христос и разумные, и неразумные девы из Евангелия Матфея 25:1-13. Правда, почему-то все девы с бородами, причем и разумные, что слева, со свечками, и неразумные, что справа)
Объяснение сей причуде простое – в армянском языке слово дева не имеет рода, поэтому резчик изобразил здесь мужчин.

Каменные кресты – хачкары, Ованаванка имеют уже богатую орнаментику, характерную для 13 века. Как я писал выше, хачкары вырезались по случаю разных событий – похорон, дарений, побед, паломничеств – всего известно до 50 событий, по поводу которых вырезались эти каменные кресты.

Несмотря на то, что хачкар является чисто армянским символом, их резьба может отображать орнаментальную стилистику наверно со всего мира, тут и какие-то азиатские узоры, и византийские, и даже что-то скандинавское.

Хачкар с головой Христа.

Купол Катогике – главного собора Ованнаванка.

Древнейшая базилика – Сурб Карапет. Какое-то сооружение существовало здесь и в 4 в., но эту базилику, скорее всего, возвели в 5-6 вв., известно, что 553 г. ее деревянную крышу заменили каменными сводами.
Больше всего мне там понравились полы – абсолютно затертые, продавленные плиты, все на разном уровне – именно так должен выглядеть пол, которому больше 1500 лет.

Считается, что в церкви Сурб Карапет хранится часть мощей Св. Иоанна Крестителя.

В армянских церквях, мне кажется, присутствует какой-то дух от древних персидских храмов огня – он создается от созерцания железных столов со свечами и старых закопченных стен. Кажется, что именно огонь является здесь основой культа, учитывая аскетичность обстановки вокруг, отсутствие ярких фресок, фактически, при входе в подобную церковь, первое, что производит впечатление – это полутьма и горящие огни.

Небольшой фрагмент росписи стен. Честно говоря, не могу определить возраст, рисунок кажется совсем современным.

Ну, а теперь продолжим осмотр территории монастыря, которая еще раз доказывает, что Армения – страна камней, что-что, а с камнями тут все в порядке.
Некоторые валуны особенно внушают.

Честно говоря, я не ожидал такой мощи, тем более, что у большинства армянских монастырей укрепления сейчас вообще не просматриваются, чем это было вызвано непонятно, то ли их не было изначально, то ли их потом растаскивали в первую очередь, но огромные храмы в Аруче и Талине стоят сейчас совершенно открыто.
Что касается Ованаванка, то тут есть еще один интересный момент, дело в том, что в здешнем селе Оганаван есть еще одна подобная крепость, правда ее я так и не нашел из-за наступления темноты.
Надо сказать, что я с трудом нашел ее изображение даже в интернете, с информацией по крепости тоже туговато, кроме утверждения (непонятно на чем основанного), что ей якобы 4 тыс. лет, т.е. она еще доурартская.

Интересно, что рядом с циклопическими стенами крепости существовала еще одна древняя церковь, ее руины сохранились – это однонефная базилика 10-го века Григор Лусаворич. Ее фото тоже есть в посте уважаемого yaxontoviy Т.е. можно предположить существование еще одного монастыря с очень древними стенами рядом с Ованнаванком.

Циклопические стены этой крепости не уступают стенам монастыря. В связи с этим, возникает сразу несколько вопросов, во-первых, почему здесь скопилось так много крепостей, ведь учитывая малоразличимую древнюю цитадель в Сагмосаванке, это уже три существенных укрепления на 5 км. А второй вопрос, возможно отвечает на первый – можно ли предположить, что камни древней циклопической крепости в Оганаване пошли на строительство средневековых стен монастыря, благо здесь недалеко, около пары километров? Но скорее всего, что все три крепости существовали параллельно, тем более если известно, что монастырь строился на месте языческого храма, и как я писал выше, стены монастыря могут принадлежать еще этому капищу.

Стены Ованаванка сохранились на высоту 3 и более метров почти по всему периметру. Толщина стен тоже весьма значительна – 4 метра минимум. Первоначальная высота стен неизвестна, тем более их постоянно реконструировали до 17-18 вв., но можно предположить, что они были, как минимум, в два раза выше.

Снаружи стены имели нарядную облицовку, она сохранилась частично на башнях. Например, вот остатки башни у самого края обрыва, как не странно, здесь облицовка сохранилась, а сама башня исчезла.

Некоторые камни внушают настолько, что мне даже сложно предположить, для чего они использовались, тем более зная, что здесь стояли еще языческие строения.

Вся территория монастыря – это месиво из камней, тут нельзя сказать, что они просто лежат на поверхности, скорее вся земля ими просто пропитана.
Кое-где угадываются прямоугольники разрушенных построек, как здесь, что это были за постройки неизвестно.

В разрыве стен виднеется каменный памятный обелиск. Признаюсь честно, из-за его невероятной сохранности я решил, что обелиск относительно новый – 19 века, примерно. Оказалось, что я сильно ошибся – обелиск датируется 1311 годом!

По какому случаю его поставили, я так и не выяснил. Сейчас вокруг него пасутся коровы, стоит обелиск в некоем дворе, окруженном еще одной, внешней стеной.

Руины построек внутри крепостных стен монастыря.

Северная стена самая мощная, она лучше сохранилась, и как видно, ее сложили из самых больших камней. Некоторые камни здесь не уступают по размерам блокам, из которых сложили пирамиды в Гизе.

Самый высокий участок стены скрепили раствором видимо уже недавно, так как в других местах его присутствие не очень заметно.

Каньон реки Касах весьма глубок, в районе Ованаванка его высота более 100 метров.

Под монастырем существуют многочисленные пещеры, некоторые весьма внушительных размеров. Я не стал в них забираться из-за надвигающийся темноты. Пещеры, безусловно, как-то использовались монахами, и скорее, именно они дали основание для известной в здешних краях легенды о спасшихся от Тамерлана прихожан монастыря.

Легенда повествует, что когда Тамерлан напал на деревню Оганаван, настоятель Ованаванка испросил у завоевателя разрешение на последнюю молитву всему местному населению в соборе монастыря, на что был получен положительный ответ. В итоге, все прихожане вошли в церковь и закрыли двери храма, когда за ними направились воины Тамерлана – собор оказался пуст, все они исчезли, только было видно голубей, разлетающихся по округе. Настоятель поведал воинам, что господь превратил всех людей в птиц.

Возможно у легенды есть реальная основа, так как известно, что пещеры под монастырем весьма обширны, а главное соединяются с собором подземным ходом, ныне заложенным. Население Оганавана могло спуститься вниз, и оттуда, из пещер, запускать голубей.

Было это на самом деле, или нет, неизвестно, но виды Ованаванка со стороны ущелье впечатляющие.

Рядом с монастырем находится древнее кладбище, сплошь усеянное могильными камнями.

На кладбище есть какие-то постройки, это видимо руины часовни-мавзолея.

Камней здесь не меньше, чем в самом монастыре, также как и мусора – видимо сказывается частое посещение Ованаванка туристами.

Когда-то кладбище было огорожено каменным забором, он до сих пор выступает из земли.
Этой земле как никакой другой подходят слова древность и вечность..

Ссылка на основную публикацию