Московский Донской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

История

Сделать пожертвование

Расписание богослужений

Московский Донской монастырь был основан в 1593 году, в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал третий сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович.

В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой Богородицы крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ее в походную церковь, в стане русского войска. Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» – том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться – Малым. Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля. «Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.

В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.

Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названым – Большим. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.

В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей который начал свою работу еще в 1920 -е годы, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.

В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

Донской монастырь

Донской монастырь

Донской монастырь – ставропигиальный, то есть подчиняющийся непосредственно патриарху или Священному Синоду, мужской монастырь, который находится практически в самом центре Москвы. Купола соборов ещё в начале прошлого века возвышались над расположившимися вокруг низкими постройками и были видны издалека. Сейчас же обитель окружают современные многоэтажные дома. Однако старинные сооружения, поросшие мхом памятники на могилах кладбища и вековая липовая аллея погружают посетителей Донского монастыря в атмосферу далёких времён.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Донской монастырь

История Донского монастыря

К сожалению, до наших времён не дошли документы, которые точно определяют дату основания Донского монастыря. Летописные свидетельства позволяют предположить, что это был 1591 год, когда русские войска одержали победу на ханом Казы-Гиреем. Его армия, практически не встречая на своём пути сопротивления, подошла к Москве. На тот момент вокруг столицы существовала оборонительная система из форпостов в виде монастырей, которая представляла собой небольшие крепости. Лишь юго-западное направление оставалось незащищённым. Здесь, у села Котлы, развернули передвижную крепость – так называемый гуляй-город. В её походной церкви в тот момент хранилась Донская икона Божией Матери, которая, по легенде, покровительствовала русским воинам во время Куликовской битвы. И в этот раз русичам под предводительством Бориса Годунова удалось одержать победу, почти полностью разгромив внезапно отступившее войско хана.

Желая увековечить это событие, Годунов распорядился основать здесь монастырь, названный Донским в честь иконы. Изначально он представлял собой окружённый бревенчатым частоколом одноглавный собор. На заре XVII столетия обитель была разграблена поляками во главе с гетманом Ходкевичем и на протяжении длительного времени находилась в запустении. Впрочем, уже к 1700 году закончили впечатляющую своими масштабами перестройку монастыря. Екатерина Алексеевна из дворянского рода Милославских выделила средства на облагораживание религиозной обители. Её украсил и освящённый в 1698 году собор. В начале XVIII века территорию Донского монастыря окружила стена, увенчанная дюжиной башен. Её, в свою очередь, возвели на деньги дьяка Аверкия Кириллова. Со временем здесь построили и несколько храмов, духовную семинарию, покои архимандрита, кельи для монахов. Возведение объектов продолжалось вплоть до начала XX века.

С 1918 года обитель закрыли, но монахи продолжали жить в ней до конца 20-х годов. С 1929 года богослужения во всех храмах были прекращены. С 1934 года здесь функционировал Музей архитектуры. В этот период на территорию монастыря свозили уцелевшие фрагменты московских соборов и храмов, которые были разрушены во время антирелигиозной борьбы. В 1946 году в Малом соборе возобновили богослужения. В храме появилась печь для варки ароматического масла – мира. В 1991 году обитель перешла под эгиду Московского патриархата. Спустя год старейший собор Донского монастыря пережил большой пожар – результат вероломного поджога. Во время реставрационных работ обнаружили захоронение патриарха Тихона. Сейчас его мощи покоятся в Главном храме монастыря.

Архитектура

Донской монастырь представляет собой величественный архитектурный ансамбль в центре столицы. Окружающая его мощная узорчатая стена с навесными бойницами в её верхней части, четыре угловых и восемь фронтальных башен делают обитель похожей на древнерусскую крепость. Все крупные сооружения монастыря, не считая самого старого из них – Малого собора, были построены в короткий полувековой период начиная с 1686 года, когда было начато строительство Главного храма. Возможно, по этой причине во всём архитектурном ансамбле прослеживается общий замысел.

Стены Донского монастыря составляют правильный квадрат, в центре которого располагается Большой собор, что подчёркивает стремление к регулярности и порядку. Отмечается единство стиля, в котором построены основные здания, а также фасадная ориентация монастыря относительно ведущих к нему главных дорог – с северной и западной сторон.

Большой собор

В самом центре Донского монастыря расположено его главное архитектурное сооружение – Большой собор, который является одной из первых попыток строительства крестообразного здания. Его возведение началось в середине 80-х годов XVII столетия во времена правления Софьи Алексеевны и было закончено в 1698 году после шестилетнего перерыва.

Последние десятилетия XVII века ознаменовались в России изменениями в архитектурной направленности: характерная для церковных строений аскетичность уступила место сходству с пышными дворцами. Это коснулось и Большого собора, который представлял собой центрический храм, напоминающий своей планировкой распустившийся цветок. Такое решение позволило создать величественный интерьер, освещённый четырьмя световыми «барабанами». Особенно красиво смотрится резной иконостас, насчитывающий восемь ярусов, нижние из которых выполнены золотописцем Карпом Золотарёвым. Поражающее своей грандиозностью внутреннее убранство собора кажется залитым потоками света. Этим могло похвастаться далеко не каждое архитектурное сооружение.

Основу собора образует подклет, окружённый арочной двухъярусной галереей. Изначально ярусы были открытыми, но со временем арки нижнего заложили, а верхний – застеклили. Парадный вход в храм расположен с северной стороны: когда собор только был построен, дорога от города к Донскому монастырю подходила с севера, где, собственно, и располагались главные ворота. Много тайн хранит в себе Большой собор, и часть из них связана с захоронениями в подклете. В настоящее время здесь находится очень интересная выставка, экспонатами которой выступают различные надгробия, украшенные цветами, фамильными гербами и черепами.

На протяжении многих столетий собор хранил в своих стенах чудотворную Донскую икону Божией Матери. Таких икон две. Одна из них написана Феофаном Греком в XIV столетии. Согласно легенде, именно её перед Куликовской битвой передали Дмитрию Донскому. Хранилась эта икона в Благовещенском соборе Кремля, и лишь один раз в год её доставляли в Главный храм обители для проведения торжественного богослужения в день празднования Донской иконы Богоматери. Традиция дошла до наших дней, и ежегодно 1 сентября икону доставляют специальным транспортом из Третьяковской галереи. Вторая из существующих икон была написана по распоряжению Бориса Годунова в XVI столетии и предназначалась для собора Донского монастыря, где она постоянно находится.

Читайте также:  Владимирский собор в Киеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Малый собор

Древнейшей постройкой Донского монастыря является его Малый собор, который ещё называют Старым. Возведённый в эпоху Бориса Годунова, он представляет собой бесстолпный посадский одноглавый храм с крещатым сводом и трёхярусной горкой кокошников. В русском зодчестве XVI столетия он является единственным представителем подобных монастырских соборов. В 1679 году к нему пристроили шатровую колокольню. Появившись на Руси в начале XVI столетия, подобный тип храмовой архитектуры не встречается больше ни в одной стране мира.

Старый собор на протяжении своего существования почти всегда был действующим. В его трапезной стоял большой котёл, в котором варили миро – освящённое ароматическое масло. В 1930 году храм был закрыт. Богослужения и мироварение возобновили лишь спустя два десятилетия. В печи и по сей день раз в год на Страстной седмице Великого Поста варят благоухающее масло, аромат которого разносится по монастырю.

В 1992 году трапезная почти полностью выгорела во время пожара. В дальнейшем интерьер был восстановлен, а его стены вновь расписаны, за что художник А. С. Россаль-Воронов получил от Патриарха медаль преподобного Сергия Радонежского.

Малый собор – хранилище ряда святынь. Среди них – Донская икона Божией матери, рака с мощами патриарха Тихона, иконы «Знамение» и Фёдоровской Богоматери. В настоящее время здесь проводятся реставрационные работы, цели которых – установить новый иконостас, позолотить купола и перенести печь для приготовления мира в храм Иоанна Златоуста.

Церкви

В первой половине XVIII века, после возведения стены вокруг Донского монастыря, были построены ещё три церкви. Одна из них – церковь Архангела Михаила, построенная в 1714 году и расположившаяся в южной части двора. Спустя сто лет её перестроили, и церковь стала играть роль усыпальницы для рода Голицыных. Внутренние помещения являлись и своеобразным выставочным залом образцов мемориальной скульптуры.

Святые (Северные) ворота – главный вход – послужили основанием (подклетом) для ярусов Тихвинской церкви, которая была построена одновременно с церковью Архангела Михаила. Средства на её строительство выделила царица Прасковья Фёдоровна. Поскольку многими своими архитектурными элементами храм напоминает церковь архангела Гавриила, спроектированную Иваном Зарудным, этому же зодчему приписывают и авторство создания Тихвинской церкви. Храм имеет три яруса, верхний из которых – звонница с колоколами. С северной стороны территория вокруг паперти огорожена решёткой, выкованной ещё в начале XVIII столетия.

Классический композиционный приём той эпохи – помещение восьмигранных ярусов на четырёхгранное основание (четверик) – был применён при строительстве в 1730-1753 годах надвратной колокольни Донского монастыря. На момент своего возведения она была одной из самых высоких построек московских окрестностей, устремляясь в небо над западными проездными воротами. Авторство проекта приписывают зодчему А. Евлашеву. Нижний ярус строения занимает храм святых праведников Захария и Елизаветы. Колокольня имела более строгие и «тяжёлые» формы по сравнению с Тихвинской церковью и превосходила её по высоте. В звоннице было размещено десять колоколов, самый большой из которых имел массу в одиннадцать тонн. Здесь же располагается колокол весом в три тонны, который в 1730 году императрица Анна Иоанновна подарила Донскому монастырю. Изначально он предназначался для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Со временем западные ворота, считавшиеся второстепенными, стали главным въездом на территорию обители. Стены арочного прохода украшены иконами с изображением святых и сюжетов из их жития. Занимая промежуточное место среди трёх самых высоких зданий монастыря, колокольня визуально смягчает контраст между объёмом Большого собора и изящным невесомым обликом храма Тихвинской иконы Богоматери.

Помимо этого, территория Донского монастыря «приютила» небольшие часовни и церкви, построенные в XVIII-XIX веках. Некоторые из них возводились как усыпальницы. В начале XXI столетия возобновили строительство небольших храмов. В 2000 году появилась церковь Георгия Победоносца – символ двухтысячелетней годовщины Рождества Христова и десятилетия передачи Донского монастыря Московскому патриархату. В этом же году возвели и храм в честь Патриарха Всероссийского Тихона.

Монастырский некрополь

В те времена кладбище разбивали возле каждого русского монастыря. Обычно первыми появлялись могилы настоятелей и простых монахов. Хотя Донской монастырь существовал с конца XVI века, на его территории можно увидеть надгробия, установленные лишь в начале XVIII столетия и позже. Вероятно, это связано с тем, что до середины XVII века обитель не отличалась роскошью и богатством, и её настоятели, возможно, были захоронены на территории кладбища Андреевского монастыря, к которому относился Донской.

Ещё одна версия связана с тем, что по мере того, как к монастырю стали приписывать более мелкие обители, его благосостояние росло, и он превратился в довольно зажиточное хозяйство, владеющее большими участками земли и множеством крепостных крестьян. Некрополь Донского монастыря постепенно превращался в место, где находили последнее пристанище известные люди, аристократы и просто зажиточные граждане. Земля на кладбище становилась предметом различных спекуляций. Желая заработать на продаже «новых» участков под захоронения, практичные монахи могли уничтожать старые заброшенные могилы. Особенно актуально это стало во время эпидемии чумы, когда своим указом императрица Екатерина II запретила хоронить умерших на территории монастыря. Исключение сделали лишь для высокопоставленных горожан, родственники которых должны были изрядно раскошелиться.

По территории некрополя можно бродить не один час, разглядывая памятники. Многие из них не пощадили время и погода. Иногда трудно разобрать надписи на потемневших надгробиях. На кладбище почти отсутствуют традиционные кресты, зато можно увидеть различные урны, вазы, плиты и плакальщицы. Встречаются памятники, сделанные в виде колонн и даже пирамид. Некоторые из семейных усыпальниц представляют собой маленькие, иногда поразительной красоты часовни. Можно увидеть графские захоронения Толстых, Зубовых, Паниных. Свой последний приют в монастыре нашли князья Долгоруковы, Волконские и Голицыны, а также многочисленные представители дворянских родов: Хвощинские, Протасовы, Нарышкины. На кладбище похоронены родственники известного поэта А. С. Пушкина – две тётки, бабушка и дядя. Сюда были перенесены останки генералов Деникина и Каппеля, художника Василия Перова, писателя Александра Солженицына. Во время прогулки по некрополю не возникает того угнетающего чувства, которое обычно сопровождает при посещении подобных мест. Прогуливаясь в тени многочисленных деревьев, люди предаются мыслям о сущности бытия.

У восточной стены можно полюбоваться потрясающими своей красотой горельефами из храма Христа Спасителя. Эти шедевры настенной скульптуры, выполненные на библейские темы, удалось спасти перед взрывом в 1931 году. Возле каждого из них висит табличка с названием. Самый грандиозный из горельефов изображает посещение преподобного Сергия Радонежского Дмитрием Донским накануне его похода против войска Золотой Орды.

Как добраться

Воспользовавшись услугами метрополитена, можно добраться до ближайшей к Донскому монастырю станции – «Шаболовской» (по Калужско-Рижской линии). Выйдя из метро и повернув на улице Шаболовке направо, дойдите по ней до 1-го Донского проезда. Свернув в него, можно добраться до угловой башни монастыря. Отсюда по аллее вдоль стены, минуя северные ворота с Тихвинской церковью и обогнув ещё один угол, туристы попадают к главному входу на территорию монастыря – Западным воротам. Протяжённость маршрута составляет около 1,2 километра.

Если вы планируете доехать до монастыря на автомобиле, следует запомнить адрес: Донская площадь, 1-3. Обитель открыта для посещения ежедневно с 9:30 до 18:00, а в дни церковных праздников – до 20:00.

Донской монастырь в Москве

Донской монастырь в Москве был заложен на месте так называемого Гуляй-города – передвижной крепости, защищавшей южные подступы к столице.

Адрес и телефон Донского монастыря

Москва, Россия, 115419, Донская площадь, д.1-3.

Телефоны +7 (495) 952-14-81, +7 (495) 954-40-24.

Как добраться до Донского монастыря

Станция метро «Шаболовская». Выйти из метро и повернуть направо. Идти по ул. Шаболовка до пересечения с 1 Донским проездом. Повернуть направо и идти вдоль монастырской стены до главных ворот обители.

Донской монастырь в Москве – из истории

На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 гг. царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов. Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, – Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713-1714 гг. строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки. А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.

В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году. В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.

1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.

Архитектура Донского монастыря в Москве

Старейшим храмом в обители является Малый собор, построенный в честь Донской иконы Божией Матери. Это изящный красивый одноглавый храм времени Бориса Годунова. Бесстолпный, перекрытый изящной трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершается шлемовидной главой на стройном барабане. Первоначально храм был украшен фресками, среди которых было изображение Бориса Годунова. Позже были переустроены купол и колокольня, приделы и трапезная. Уникальной архитектурой отличается Большой собор обители. Построен он был почти на сто лет позже Малого на пожертвования от знати и царского двора в честь новой победы над Крымским ханством. Это 5-главый, 4-лепестковый в плане храм, по периметру которого устроена обширная галерея. Возвышается над всем ансамблем обители. Постановка глав по сторонам света, поэтажное деление фасада характеризуют новый архитектурный стиль – Нарышкинское барокко. Внутри собор украшен фресками итальянского художника Антона Клаудо по идее Василия Баженова. Сохранился монументальный резной иконостас с иконами «фряжского письма». Стены и колонны украшены росписью и золочением. Первоначально здесь находилась Донская икона Божьей Матери работы предположительно Феофана Грека. Затем она была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Сейчас находится в Третьяковской галерее.

Читайте также:  Тихвинский монастырь в Екатеринбурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, настоятельницы и святыни

Над Северными воротами находится Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери начала 18 века, построенная на средства царицы Прасковьи Федоровны и ее дочери, царевны Екатерины Иоанновны. Над западными воротами – надвратная трёхъярусная колокольня с часами, построенная в 1730-1753 гг. Эти храмы относятся к переходному периоду от нарышкинского барокко к архитектуре петровской эпохи. В них используются заимствованные из Европы декоративные мотивы. Стены обители построены в виде практически правильного квадрата. По периметру расположено двенадцать двухэтажных башен с белокаменным завершением. Угловые башни круглые, на стенах – квадратные. В середине 18 века завершено строительство колокольни под руководством архитекторов Д. Трезини, Д.В. Ухтомского и А.П. Евлашева. Недалеко от Северных ворот – Церковь Иоанна Златоуста, храм-усыпальница Первушиных, построенная в 1888-1891гг. по проекту А.Г. Венсана архитекторами В.Д.Шером, В.П.Гавриловым и М.П. Ивановым. Снаружи, при северных воротах, находится часовня конца 19 века.

В южной части построена Больничная церковь Архангела Михаила – фамильная усыпальница Голицыных. Сооруженная в начале 18 века она была перестроена в начале 19 века. Её парадный портик с лепными украшениями перекликается с надгробиями некрополя. Здесь располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры с работами Ф.Г. Гордеева и И.П. Мартоса, С.С. Пименова и других русских и европейских мастеров. У ее стен нашли пристанище также и члены семьи Нарышкиных. С востока от Большого собора находится Церковь Александра Свирского. К северо-востоку от нее расположена Церковь Иоанна Лествичника – храм-усыпальница семьи Терещенко. На месте бывших братских огородов в 1997 году построена Церковь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В 2000 году сооружена Церковь Георгия Победоносца. В центральной части восточной стены находятся шесть горельефов и скульптуры взорванного Храма Христа Спасителя, выполненные в 1847-1849 гг. скульпторами П.А. Клодтом и А.В. Логановским, Н.А. Рамозановым и А.И. Теребеньевым. Горельефы посвящены теме защиты России от неприятеля, а также изображают сцены библейской истории. Здесь находятся и части Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке.

Информация для туристов

На монастырском кладбище похоронены многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев и В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский и другие. Здесь же покоятся родственники А.С. Пушкина – его дед Лев Александрович Пушкин и бабушка Ольга Васильевна, дядя Василий Львович Пушкин и тетки Анна и Елизавета Львовна, а также брат поэта Павел и сестра Софья. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г. Перова. Посещение некрополя с 8.00 до 18.30 ежедневно.

В 2010 году впервые за 10 лет для экскурсий открылась большая часть монастырской территории. Сделав предварительную заявку, гости могут посетить башни и колокольню, надвратные храмы и смотровую площадку, музей-келью Патриарха Тихона. Организованы экскурсии по территории обители. При Донском монастыре действуют Воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские. Ежедневно открыты иконная и книжная лавки. В январе 2010 года наместник обители епископ Кирилл сообщил, что планируется открыть музей новомучеников и расширить доступ в Донской монастырь в Москве, создав здесь образовательный центр с миссионерскими экскурсиями.

Донской монастырь

Некрополь архитектуры

Донской монастырь заложили в 1591 году на месте русского гуляй-города после завершения осады крымским ханом Газы II Гиреем. Тогда татары отступили с большими потерями. А в дни боев в гуляй-городе действовала походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. Это та икона, которой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Монастырь на этом месте был нужен и по военным соображениям — между Даниловым монастырем и Новодевичьей обителью было большое открытое пространство.

Первой монастырской постройкой стала украшенная кокошниками каменная церковь во имя Донской Богоматери. Автором проекта, предположительно, был Федор Конь. Строили храм на средства Бориса Годунова. Он даже запечатлел свой образ на стенах церкви, но этот портрет не сохранился.

В Смутное время обитель разорили польские войска под предводительством гетмана Ходкевича. После этого Донской монастырь долго был в запустении. Возобновил обитель Михаил Федорович уже как «богомолье царей» — сюда совершали крестные ходы с участием государей.

В 1698 году освятили построенный на средства царевны Екатерины Алексеевны, сестры Петра I, Большой собор. На стенах храма были фрески работы Клаудио, внутри сохранился восьмиярусный резной иконостас с иконами «фряжского письма». Пол украшен чугунными плитами, подаренными грузинской царевной Дарьей. А главы Большого собора ориентированы по сторонам света. После строительства нового собора, старый храм во имя Донской Богоматери стали называть Малым.

В то же время построили стену с двенадцатью ажурными башнями, напоминающими ограду Новодевичьего монастыря.

Величественный комплекс Донского монастыря сформировался в XVIII веке.

Тогда появился некрополь выдающихся деятелей российской истории и культуры (он сохранился), построили Тихвинскую надвратную церковь и колокольню над западными воротами по проекту Д. Трезини (завершил в 1753 году А.П. Елвашев). В 1745-1750 годах появились архимандритские покои, здание духовной семинарии, конюшни и другие вспомогательные постройки. А в 1796-1798 годах построили храм-усыпальницу Александра Свирского по проекту А.Н. Зубова.

Во время Чумного бунта в 1771 году беснующаяся толпа ворвалась в Донской монастырь и убила скрывавшегося там архиепископа Амвросия за то, что он попытался предотвратить распространение чумы и приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону. Толпа усмотрела в этом крамолу и растерзала архиерея, но зачинщиков беспорядков нашли и по приказу Екатерины II повесили на Красной площади. С тех пор каждый год 19 августа к Донской иконе совершался крестный ход из Успенского собора Кремля.

В 1918 году Донской монастырь формально закрыли, но духовная жизнь продолжалась там до конца 1920-х. При этом в некоторых зданиях устроили конторы и жилье.

До средины января 1925 года в бывших казначейских покоях у северных врат жил Патриарх Тихон. Его похоронили в подклете Малого собора. В это же время в Донском монастыре работала антирелигиозная выставка и Антирелигиозный музей.

В 1929 году монастырские храмы окончательно закрыли, а в 1934 на территории обители открыли музей архитектуры. Сюда свозили фрагменты разрушенных московских храмов, горельефы храма Христа Спасителя, фрагменты Сухаревой башни, часть убранства Красных ворот и Триумфальной арки.

В 1964 году Донской монастырь стал филиалом Музея архитектуры имени Щусева. В Малом соборе богослужения возобновили еще в 1946, а в 1960-е его приписали к храму Положения Ризы Господней на Донской улице. Это сделали, чтобы сохранить оба предписанных к закрытию храма. Тогда же в Малом соборе Донского монастыря устроили мироваренную печь. Сейчас на ней готовят миро для всех храмов.

В 1991 году Донской монастырь восстановили.

Музей архитектуры освободил территорию обители, но до сих пор в восточной части его крепостной стены можно увидеть 6 горельефов с храма Христа Спасителя.

А во время ремонта Большого собора провели раскопки и вскрыли захоронение Патриарха Тихона. Обретенные мощи святителя положили в раку и перенесли в Большой собор Донского монастыря.

Донская икона сейчас хранится в Третьяковской галерее. Только на празднование 1 сентября ее переносят в монастырь для поклонения верующих.

Донской монастырь в Москве – последнее пристанище русского дворянства

Адрес: Россия, Москва, Донская площадь
Дата основания: 1591 год
Основные достопримечательности: Малый собор Донской иконы Божией Матери, Большой собор Донской иконы Божией Матери, Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери, Колокольня, Церковь Архангела Михаила
Святыни: Донская икона Божией Матери, мощи святителя Тихона
Координаты: 55°42’52.0″N 37°36’06.7″E

Одна из древнейших обителей Москвы расположена в историческом центре города. Донской монастырь окружен зеленым сквером и каменными стенами с красивыми узорчатыми башнями. Туристы приходит сюда, чтобы побывать на старинном Донском кладбище и увидеть могилы известных россиян.

Донской монастырь с высоты птичьего полёта

Основание монастыря

В 1591 году армия крымского правителя – могущественного Казы-Гирея подошла к самой Москве. Город был готов к обороне, но его жители готовились к худшему. По повелению русского государя Федора Иоанновича вокруг столицы провели многолюдный крестный ход. И царь отправил защитникам города знаменитую икону Донской Богоматери, которая, по легенде, была у Дмитрия Донского во время знаменитого Куликовского сражения.

Потом произошло несколько локальных стычек между русскими ратниками и татарами, однако, решающая битва так и не состоялась. Татарские войска простояли лагерем несколько дней и неожиданно для всех повернули обратно.

Удивительное спасение Москвы вызвало всеобщую радость и ликование. В честь великого чуда русский государь повелел основать новый монастырь. А местом для него была выбрана территория «гуляй-поля», где находилось встречавшая татар передвижная армия. Куликовская битва произошла в церковный праздник Похвалы Богородицы, поэтому новый монастырь сначала посвятили Богоматери.

Вид на башни и стены монастыря с ул. Донская

История обители в XV-XIX веках

В монастыре сразу же построили собор, посвященной иконе, спасшей Москву. Новый каменный храм именовали «трапезным», а после строительства Большого монастырского собора его стали называть «Малым». Исследователи предполагают, что архитектором первого монастырского собора мог быть знаменитый зодчий Федор Конь, благодаря которому выросли стены Белого города.

Обитель стояла с юга от столицы, прикрывая стратегически важную Калужскую дорогу. Вместе с другими монастырями она входила в укрепленное кольцо, созданное для обороны города от врагов.

В Смутные времена монастырь разграбили войска поляков, которым руководил гетман Ходкевич. После этого разоренная обитель несколько лет не восстанавливалась и была подчинена московскому Андроникову монастырю.

Возрождение Донского монастыря произошло, благодаря усилиям царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время их царствования обитель стала популярной у паломников, и через «богомольное место» проводили крестные ходы, в которых участвовали простые москвичи, знатные бояре и русские государи.

Колокольня монастыря с церковью во имя святых Захарии и Елисаветы

В 1705 году обитель встречала нового настоятеля. Петр I доверил руководство монастырем архимандриту Лаврентию (Габашвиши). Московская обитель стала играть роль культурного центра между Россией и Грузией, и в монастыре погребали потомков грузинских царских и именитых княжеских родов.

В 70-е годы XVIII века в Москве случилась эпидемия чумы, после которой было принято решение больше не хоронить горожан на кладбищах в границах города. С этого времени начал расти монастырский некрополь, и на нем нашли пристанище представители многих известных дворянских фамилий России – Трубецкие, Долгоруковы, Вяземские, Голицыны и Нарышкины.

Как и другие монастыри Москвы, Донская обитель сильно пострадала во время вторжения войск Наполеона. Правда ей повезло. Несмотря на сильные пожары, все монастырские здания остались целыми и их быстро восстановили.

Постепенно монастырь стал одним из значимых духовно-просветительских центров. В 1834 году здесь открыли духовное училище, выпускники которого могли продолжить образование в стенах семинарии. Примечательно, что дети из небогатых семей получали образование бесплатно.

Большой собор Донской Богоматери

Монастырь в XX веке

Православная обитель известна тем, что в ее стенах провел последние годы жизни патриарх Тихон. После революционных событий 1917 года он публично осудил творившиеся зверства и за это был подвергнут преследованиям. Патриарха изолировали от паствы, и он жил в монастыре.

Весной 1925 года опального церковного иерарха похоронили в Малом монастырском соборе. На следующий год обитель закрыли. На ее территории создали антирелигиозный музей. Потом здесь открыли интернат, а после него – фабрику и молочную ферму.

С 1935 года на монастырской территории заработал музей архитектуры. Для него из разных концов города стали привозить фрагменты старинных построек, подлежащих уничтожению. Так в бывшую обитель попали горельефы разрушенного Храма Христа Спасителя, древние надгробия с разрытых кладбищ и резные наличники, снятые с Сухаревской башни.

Малый собор Донской Богоматери

Через несколько лет после Великой Отечественной войны церкви вернули Малый собор, но саму обитель восстанавливать не стали. Вопрос о возрождении монастырской жизни был поднят в 1982 году, но несколько лет обсуждений не привели ни к какому результату. Лишь в 1990 году монастырские здания стали собственностью церкви. После этого здесь начались масштабные реставрационные работы.

Что можно увидеть в монастыре

Посетители попадают в обитель через ворота высокой колокольни, в которой находится храм Захарии и Елизаветы. При входе на стенах можно увидеть несколько живописных житийных икон.

Читайте также:  Церковь Бориса и Глеба в Зюзине: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели

Самым старым из сохранившихся храмов считается Малый собор. Новый или Большой монастырский собор появился в конце XVII столетия. Это было время когда в монастыре велось масштабное каменное строительство. Тогда же вокруг обители возвели мощные стены с ажурными башнями.

Церковь Александра Невского

С конца XIX столетия здесь стоит церковь Иоанна Лествичника. Она была возведена на деньги генерала Терещенко и выполняла роль фамильного склепа. Другой склеп членов семьи Зубовых устроен в церкви Александра Свирского, округлое здание которой похоже на классическую ротонду.

Живописный храм Иоанна Златоуста стал усыпальницей купеческого рода Первушиных. Еще одна церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери, завершает северные ворота обители.

Большая часть монастырской территории отведена под некрополь. Он появился в конце XVII столетия и к XIX веку превратился в место, где хоронили родовитых купцов и элиту российского дворянства. На монастырском кладбище лежат близкие родственники поэта А. С. Пушкина.

Здесь находятся могилы знаменитого русского механика Н. Е. Жуковского, историка В. О. Ключевского и известной своей жестокостью помещицы Салтычихи. Среди других могил можно увидеть надгробия российских генералов В. О. Каппеля и А. И. Деникина, философа А. И. Ильина, а также писателей И. С. Шмелева и А. И. Солженицына.

Церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь действующий. В его храмах ежедневно ведутся богослужения, а на территории работают реставрационная, золотошвейная и иконописная мастерские. Кроме того, при обители открыта воскресная школа для детей прихожан, а для школьников и студентов создан молодежный клуб.

Туристы и паломники могут попасть на территорию обители в любой день с 7.00 до 19.00. По церковным праздникам монастырь закрывают на час позже.

Святыни

Главной святыней мужской обители считают Донскую икону Божией Матери (XVI век), которая была написана знаменитым русским изографом Феофаном Греком. Почитаемый верующими образ постоянно находится в Государственной Третьяковской галерее, но раз в год его привозят в стены обители.

В Большом монастырском соборе стоит рака, где покоятся мощи патриарха Тихона. Кроме того, паломники приходят поклониться к захоронению Якова Полозова, который был келейником при патриархе Тихоне.

Как добраться до монастыря

Обитель находится в 5,5 км южнее Московского Кремля. Монастырская территория удалена на 1,1 км от станции метро «Шаболовская», на 1,5 км от «Ленинского проспекта» и на 2 км – от «Тульской». Неподалеку останавливаются трамваи № 14 и 39. Выходить нужно на остановке «Университет Дружбы Народов». Кроме того, ко входу в монастырь можно дойти пешком со стороны Ленинского проспекта – от остановки общественного транспорта «Институт им. Курнакова».

Moscow.org городской портал Москвы

Адрес: Донская пл., 1

Как добраться до Донского монастыря: от ст. метро Шаболовская пройти по ул. Шаболовка по возрастанию номеров до 1-го Донского пр. Затем свернуть вправо и идти до ул. Донской, свернуть налево, идти до Донского монастыря. До монастыря также можно проехать на трамвае от Шаболокви.

Донской монастырь в Москве был основан в конце 16 века, приблизительно в период 1591-1593 годы в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал царь Федор Иоаннович.

Донской монастырь был построен на том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими полками. Посреди стана была установлена походная церковь Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. Согласно преданию, этой иконой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и его воинов перед Куликовской битвой, и затем, каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться этой иконе о помощи.

В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ее в походную церковь. Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его решения. Жестокий бой продолжался около суток, когда внезапно татарские воины в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

Сама икона была написана Феофаном Греком в 1392 году. До революции 1917 году икона хранилась в кремлевском Благовещенском соборе (в Донском монастыре находилась копия, которую написал в 1668 году Симон Ушаков), а позже была перенесена в Третьяковскую галерею, где находится и сейчас.

Первый собор в Донском монастыре был построен в одно время с основанием обители. Возможно, что этот собор строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. В период Смуты Донской монастырь захватили и разграбили поляки. А возобновилась обитель уже во время правления Романовых, тогда и начали приходить сюда на богомолье цари. Спустя почти сто лет, в 1684 году в северной части монастырской территории построили новый, больший по размеру храм, и теперь их называли Старым и Новым Донскими соборами. В это же время (с 1686 г. по 1711 г.) построили монастырские стены с башнями, которые походили на стены Новодевичьего монастыря. Ограда возводилась на средства из царской казны, а также на пожертвования вдовы и сына думного дьяка Якова Кириллова. Аверкий Кириллов был владельцем известных во всей Москве палат на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Во время стрелецкого бунта он встал на сторону Нарышкиных и оказался в числе лиц, которые мешали Милославским. Кириллов был убит в 1682 году, а его наследники в дальнейшем оказали значительную материальную помощь Донскому монастырю.

В 1771 году во время московского чумного бунта в Донском монастыре убили архиепископа Амвросия, который убрал с Варваровских ворот чудотворную икону. К этой иконе всегда прикладывались больные, чтобы обрести выздоровление, и здоровые, чтобы уберечься от болезней. Народ усмотрел в действии архиепископа злой умысел и жестоко убил священника. После того, как бунт был подавлен, виновные в смерти архиепископа Амвросия по приказу императрицы Екатерины II были повешены на Красной площади.

К концу 18 века Донской монастырь становится одним из самых уважаемых в Москве. В 1834 году здесь появилось духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию. Дети из духовных семей обучались бесплатно, а остальным обучение обходилось 95 рублей в год. В монастыре также была своя квасоварня и свои конюшни. В 1812 году Донской монастырь был в очередной раз разорен – теперь армией Наполеона.

Особо следует рассказать о некрополе Донского монастыря, которое называли Сен-Жерменским предместьем мертвой Москвы. На погосте Донского монастыря похоронены философ П.Я. Чаадаев, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, а также историк В.О. Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н. Трубецкой, известный архитектор О. Бове. Здесь похоронена и Дарья Салтыкова, вошедшая в историю как Салтычиха – садистка, жестоко издевавшаяся над своими крестьянами, а также многие другие. Среди древних надгробий выделяется одно современное – на монастырском кладбище похоронен А.И. Солженцын. В сочинении История, Карамзина, некрополь Донского монастыря упоминается в качестве главного кладбища для состоятельного купечества и высшего дворянства.

Донской монастырь в Москве еще известен тем, что здесь служил, а затем провел часть своего заключения святой патриарх Тихон, подвергшийся травле после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти находился патриарх в Донском монастыре, а умирая в больнице на Остоженке в апреле 1925 года, сказал слова, ставшие пророческими: “Ночь будет темная, долгая. долгая. “. Похоронили патриарха Тихона в Донском монастыре, на похороны пришли те, кто не побоялся впасть в немилость к власти. Спустя некоторое время прах патриарха был перезахронен на Немецкое (Введенское) кладбище, но уже в 40-х годах вернули в собор, после чего, след захоронения был на некоторое время утрачен.

Начиная с 1934 года на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР. Сюда привозили фрагменты разрушаемых памятников старины, чтобы хоть что-то от них сохранить для истории. Сюда привезли горельефы храма Христа Спасителя (сейчас они располагаются в нишах монастырских стен на внутренней территории), наличники Сухаревской башни, а также церкви Успения Богоматери на Покровке. В церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был музей скульптуры. В 1936 году в Донской монастырь привезли и Триумфальные ворота, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году ворота восстановили на Кутузовском проспекте.

Все это время Малый Донской собор оставался действующим. Вплоть до 60-х годов он был открыт каждый день, а затем храм чуть было не закрыли. Усилиями митрополита Пимена, возглавлявшего в то время церкви в СССР, его не закрыли, а объединили монастырский собор с церковью Ризположения на Донской. С тех пор собор стал работать лишь по православным праздникам, а чудесный хор, слава о котором шла по всей Москве, перестал существовать.

В 1927 году на территории Донского монастыря начал работать первый в Москве крематорий под который переоборудовали церковь преп. Серафима Саровского. Известно также, что в Большом Даниловском соборе отец Николай Голубцов тайно окрестил дочь Сталина Светлану именем Фотина (Светлана по-гречески). Чтобы не подвергать монастырь опасности, записи в метрике о крещении не сделали.

В ноябре 1982 года глава СССР, генеральный секретарь политбюро СССР Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, и размещении в нем резиденции Патриарха. Но это случилось буквально за несколько дней до смерти Л.И. Брежнева, поэтому последующие события привели к тому, что официальной резиденцией Патриарха Московского стал Данилов монастырь, где резиденция располагается до сих пор.

В начале 90-х годов Донской монастырь был передан православной церкви, а в ноябре этого же года неизвестные злоумышленники подожгли Малый собор. В ходе раскопок, которые велись во время ремонтных работ, было обнаружено утраченное захоронение патриарха Тихона. Патриарх был причислен к лику святых, а его мощи покоятся в раке в Большом соборе Донского монастыря.

Сегодня при входе в Донской монастырь посетителей встречает танк Дмитрий Донской, БТР и пушка. Казалось бы, что делает эта техника в монастыре? Ответ кроется в следующем: во время Великой Отечественной войны 1941 года на средства служителей Даниловского монастыря и верующих была создана танковая колонна, состоявшая из 40 боевых единиц. На броне было написано имя Дмитрия Донского. Машины, которые сумели уцелеть в боях, после войны находились в различных музеях. А в 2003 году были переданы в Донской монастырь.

В наши дни Донской монастырь снова почитаем и известен. Если говорить о нем с точки зрения туриста – это один из самых красивых и интересных монастырей Москвы. Монастырское подворье почти не затронуло время – здесь очень зелено и уютно. За высокими стенами почти не слышно шума города, можно неспешно прогуляться между древних замшелых надгробий, просто спокойно поразмышлять о чем-нибудь, почитать книгу, посмотреть на горельефы храма Христа Сапистеля. Горельефы установлены чуть выше уровня земли, что дает возможность оценить масштаб скульптурных композиций.

1591-1593 г.г. – в Москве был основан Донской монастырь и Донской собор
1684 г. – в северной части монастырской территории построили новый, больший по размеру храм, и теперь их называли Старым и Новым Донскими соборами
1686-1711 г.г. – построили монастырские стены с башнями, которые походили на стены Новодевичьего монастыря
1771 г. – во время московского чумного бунта в Донском монастыре убили архиепископа Амвросия, который убрал с Варваровских ворот чудотворную икону
1834 г. – В Донском монастыре появилось духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию
1812 г. – Донской монастырь был в очередной раз разорен – теперь армией Наполеона
1927 г. – на территории Донского монастыря начал работать первый в Москве крематорий
1934 г. -на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР
1936 году в Донской монастырь привезли и Триумфальные ворота, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале
1967 г. – ворота восстановили на Кутузовском проспекте
1941 г. – на средства служителей Даниловского монастыря и верующих была создана танковая колонна
ноябре 1982 г. – глава СССР, генеральный секретарь политбюро СССР Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче Донского монастыря Московской Патриархии
начало 90-х годов Донской монастырь был передан православной церкви

Ссылка на основную публикацию