Московский Покровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

История Храма Святой Матроны и его строительства

Святая Матрона Московская известна своими деяниями многим, даже не воцерквлённым людям. Верующие приходят почитать святую в часовни и церкви Москвы, освящённые в её честь или сохраняющие частицы её мощей. Например, церковь Матроны Московской на пересечении Варшавки и МКАД. Ещё приходят молится святой Матронушке на Дмитровское кладбище, где возведена часовня над её кенотафом.

Сейчас могила святой пуста, обретённые мощи упокоены в Покровском женском монастыре. К Покровскому храму этой обители приходят тысячи верующих, в любую погоду выстаивая огромную очередь, ради поклонения святой и в надежде на чудо. В народе Покровский храм называют Храм Матроны на Таганке, название уже прижилось, хотя так называть неверно.

История строительства храма и его судьба

Возведение церкви историки связывают с правлением царя Алексея Михайловича «Тишайшего».

Хроники свидетельствуют о закладке храма в середине 17 века, в 1655 год от Рождества Христова. За двадцать лет до этой даты отцом царя Алексея, Михаилом Фёдоровичем Романовым, был основан Покровский монастырь, на территории которого и построили храм.

Краткое житие Святой Матроны Московской

Чудеса и необыкновенные события сопровождали Матрону всю её жизнь, от рождения и до смерти. При таинстве крещения над купелью появилась дымка непонятного происхождения. Священник изумился, и предсказал святость девочки, предложив семье оказывать любую помощь в воспитании или при нужде. А затем добавил, что дитя провозвестит его, священника, кончину. Впоследствии так и произошло.

Рождённая в 1881 году, в крестьянской семье, она от рождения была слепа. Соседские дети преследовали её и насмехались над увечьем, поэтому подруг не было. К восьми годам у девочки открылись способности к предвидению и лечению. Известие о чудесах распространилось по окрестным сёлам, и к дому семьи Матроны началось паломничество.

Набожная помещичья дочь взяла Матрону с собой в путешествие по святым местам России, и, благодаря этой доброте, в отрочестве она посетила Киевскую и Троицкую лавры, встретилась с Иоанном Кронштадтским.

К семнадцати годам у Матроны отказали ноги. Больше она ходить не могла.

Засвидетельствовано множество фактов исцеления больных, ясновидения, пророчеств Матроны.

И ни разу она не обратилась к оккультизму, экстрасенсорике, магическим ритуалам — только православная молитва, только обращение к Господу за помощью.

После Революции братья Матроны вступили в партию большевиков, стали активистами, и праведница компрометировала их перед властью своей верой в Господа. Чтобы на семью не обрушились репрессии, блаженная Матрона в 1925 году перебралась в столицу.

Всё это время к ней шли люди. До полусотни человек в день, каждый со своей скорбью. О матушке знали и власти, и князья церкви. Говорят, что к ней за пророчеством приходил Сталин.

Этот период в её жизни очень труден. Своего жилья не было, постоянные переезды по углам у добрых людей, частые ночёвки в плохо приспособленных помещениях. Дольше всего, шесть лет, она прожила у своей односельчанки, переехавшей после замужества в Москву. Последние три года прошли у дальней родственницы, на Сходне, там она и упокоилась.

К сожалению, рядом никогда не было ученика, который смог бы сохранить для потомков подробные записи её великого духовного делания.

Незадолго до смерти старица предсказывала о себе, что на погост вначале будут приходить только близкие люди, на них будет держаться память о Матроне. Но через десятилетия слава о блаженной распространится, и толпы пойдут с просьбой о молении Матроны пред Господом за них. И призвала приходить к ней всех, и обещала, что за каждого она будет просить.

2 мая 1999 года матушка Матронушка была причислена к лику святых актом о канонизации, оглашенным патриархом Алексием II.

От строительства храма до XX века

Изначальное здание не сохранилось. История старой церкви описывается скудно, и даже на официальном сайте монастыря про храм той поры сказано всего в одной строчке:
«Церковь каменная Покрова Божией Матери, одноглавая, с приделом св. Иоанна Дамаскина».

В первые годы 19 века обветшавшую церковь снесли, всего за четыре года на этом месте построили новую, и в 1814, после войны, освятили. Этот храм 19 века стоит и поныне.

Война 12-го года нанесла немалый ущерб монастырю и храмам. Французы разграбили церкви, частично сожгли, частично использовали под конюшни.

После изгнания захватчиков монастырь очень быстро привели в порядок, и восстановленная обитель простояла целый век, до Октябрьской революции, и ещё некоторое время после.

Судьба в советские годы

В 26-м году Покровский храм закрыли большевики, предварительно взорвав монастырскую колокольню. К 29-му году территория окончательно перешла во владение новых властей.

На месте погоста разбили Таганский парк, в храме разместились советские учреждения. Монастырь полностью разорили, его церкви обескрестили, перепланировали и осквернили. К началу 80-х годов в бывшей Покровской церкви работала редакция ведомственного журнала «Уголь», и одна из типографий Моссовета. Позднее Министерство угольной промышленности забрало здание себе полностью.

Возрождение началось после распада СССР.

Современное состояние

В 1994 году Священный синод возобновил обитель, как женский монастырь.

Полностью восстановленный и отреставрированный храм Покрова Богородицы переосвятил в 1998 году Патриарх Алексий II, и в этом же году с Даниловского погоста в храм перенесли останки праведной Матроны.

Краткое описание храма

Представляет собой двухъярусную церковь обычной московской церковной архитектуры в виде креста.

На втором ярусе главный престол Покрова, и два придела — один Петра и Павла, а другой Николая Чудотворца. На нижнем ярусе главный престол в честь митрополита Ионы, и приделы преподобного Иллариона и преподобного Нила Столбенского.

На стене храма укреплена икона святой Матроны, а внутри сохраняется рака с мощами старицы.

Адрес и как добраться

От станций метро «Римская», «Таганская», «Площадь Ильича» и «Марксистская» пешком десять минут. На выходах установлены указатели.

Покровский монастырь

ГЛАВНОЕ

  • Покровский женский монастырь в Москве связан с именем блаженной Матроны Московской, одной из самых почитаемых в России святых праведниц.
  • Московский Покровский монастырь был основан в 1635 году по желанию государя Михаила Романова.
  • В 1799 году в обители появилась трёхъярусная колокольня, а позже были возведены каменные стены с пятью башнями.
  • Монастырь сильно пострадал во время вторжения войск Наполеона в 1812, а также в 1934 г., когда на месте монастырского кладбища был разбит парк.
  • Матрона Московская родилась в 1881 г. и с детства была слепой. Она умела излечивать больных и была пророчицей. По слухам, к ней обращался даже Сталин.
  • Архитектурный комплекс Покровского монастыря представляет собой образец классицизма начала ХIХ века.

Покровский женский монастырь в Москве связан с именем блаженной Матроны Московской. Это одна из самых почитаемых в России святых праведниц, с которой связывают чудеса исцеления и обретения силы для достойного терпения невзгод. Для того, чтобы поклониться мощам праведной Матроны Московской, в монастырь ежедневно приходят тысячи паломников. Икона Божией Матери «Взыскание погибших» и мощи св. Матроны – святыни монастыря

В храмах Покровского монастыря ежедневно совершаются богослужения: литургия. При монастыре есть освящённый источник со святой водой, с построенной над ним водосвятной часовней, где всегда собирается очередь. Действуют церковная лавка и гостиница.

История обители

Московский Покровский монастырь был основан в 1635 году по желанию государя Михаила Романова как мужская обитель в память об его отце – Патриархе Филарете. Монастырь был поставлен на месте старого кладбища для бездомных и казнённых, поэтому сначала получил название Божедомского, или монастыря Покрова на убогих домах. Старая деревянная церковь при кладбище сменила статус приходской на монастырскую. Достраивал монастырь царь Алексей Михайлович Тишайший. Ветхую церковь в 1655 году заменили каменным Собором Покрова Богородицы, построили служебные помещения.

В XVIII веке на территории Покровского монастыря находилась духовная семинария. В 1799 году в обители появилась трёхъярусная колокольня, а позже строители возвели вокруг монастыря каменные стены с пятью башнями. В 1812-м году, во время захвата Москвы армией Наполеона, монастырь постигла печальная участь – здесь квартировал французский генерал. Французы разграбили и разрушили все, что могли, поэтому после победы в войне монастырь был фактически заново отстроен и освящен. К началу ХХ века в нём действовали два храма и шатровая колокольня. На его территории появились две богадельни и церковно-приходская школа.

Новые потери Покровский монастырь пережил в советское время: в 1926-м году в обители прекратились храмовые службы, и она была закрыта. В 1934 году на месте монастырского кладбища был разбит парк. Здания монастыря использовались для самых разных общественных нужд. Лишь в 1994 году Священный Синод добился возрождения Покровского монастыря в качестве женской обители, и в 1995 году пять монахинь во главе с матушкой Феофанией провели в полуразрушенной Покровской церкви первое богослужение. В мае 1998-го в стенах Покровского монастыря поместили мощи блаженной Матроны Московской.

Матрона Московская

Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в крестьянской семье и с детства была слепой. Она уже с 8 лет умела излечивать больных благодаря своей самоотверженной вере в Бога и оказалась пророчицей. В 17 лет девушке отказали ноги, но её терпение и желание стойко перенести все телесные невзгоды во имя духовного совершенства оказались сильнее болезней. Несмотря ни на что, она часто отправлялась в паломничество, бывала во многих святых местах, получила благословение от св. Иоанна Кронштадского.

В 1925 году Матрона переселилась в Москву. Её ежедневно посещали десятки больных и страждущих, которым старица старалась помочь всеми своими духовными силами. По неподтверждённым слухам, к ней обращался даже Сталин, которому Матрона предсказала победу в войне над фашистской Германией. В 1952 году она скончалась и была похоронена на Донском кладбище Москвы. Теперь на месте её первой могилы стоит часовня, к которой также не иссякает поток паломников. В 2004-м состоялась общецерковная канонизация св. Матроны.

Святая Матрона Московская особенно близка верующим России своими прижизненными деяниями и чудесами, свидетели которых ещё живы. Паломничество к мощам праведной старицы, ежедневно открытых для желающих приложиться к ним с 7.00 до 20.00, является одним из самых посещаемых в России. Считается, что чудотворная сила этой святой способна помочь избавиться от болезней и печалей даже невоцерковлённым.

Храм святой праведной блаженной Матроны Московской Покровского ставропигиального женского монастыря находится на пересечении Варшавского шоссе и МКАД с внешней стороны дороги в районе 33-го км. Храмы и часовни этой святой есть во многих российских городах и даже за границей: в Армении, Болгарии, Греции, США. Святыни с частицами мощей святой Матроны всюду встречают толпы верующих.

Монастырский архитектурный ансамбль

Архитектурный комплекс Покровского монастыря заслуживает особого внимания. Главный храм обители – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1655 году, был основательно перестроен в 1806 -1814 гг. Это двухэтажное здание с шестью приделами, посвящёнными Покрову Божией Матери, апостолам Петру и Павлу, святителю Николаю, Ионе — Митрополиту Московскому, преподобному Иллариону Великому и преподобному Нилу Столбенскому. Он представляет собой образец классицизма начала ХIХ века с геометрическими формами, украшенными портиками, треугольными фронтонами и круглым куполом.

Храм Воскресения Словущего в романском стиле имеет три придела: Воскресения Словушего, Тихвинской иконы Божией Матери и святой Матроны Московской. Колокольня монастыря была взорвана большевиками в 1926 году и восстановлена в 1999-м. Первый камень в её кладку заложен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Краснокирпичные стены монастыря с живописными башнями и другие постройки тоже были существенно изменены при восстановлении обители.

Покровский ставропигиальный женский монастырь: история, описание

Содержание статьи

  • Покровский ставропигиальный женский монастырь: история, описание
  • Как доехать до Матроны Московской
  • Как доехать до иконы Святой Матроны

История возникновения

Покровский ставропигиальный женский монастырь расположен в Москве у Покровской Заставы. Основан он был в 1635 году. Изначально планировалось сделать его мужским монастырем. Царь Михаил Федорович воздвиг его в честь своего отца-священника. Известно, что на месте строительства ранее располагалось кладбище, на котором хоронили странников, бездомных. В простонародье это сооружение поначалу называли “монастырем на убогих домах”. Достроено оно было уже при царе Алексее Михайловиче, который доставал деньги на строительство путем сдачи в аренду землевладений, поэтому монастырь называли “комнатным”.

В 1802-1806 годах сооружения были отреставрированы и часть построек возведено заново. После войны 1812 года каменный собор был полностью разорен. Восстанавливали сооружения постепенно и к началу 20 века на территории располагались две церкви – Покрова Божьей Матери и Воскресения. С приходом советской власти храмы были разорены, колокольня уничтожена, а на месте церковного кладбища разбили Парк культуры. В 1994 году сооружения вновь были отданы Русской Православной Церкви и было принято решение о восстановлении и глобальной реконструкции. Храм сделали женской обителью. Покровский ставропигиальный женский монастырь стал настоящим убежищем для верующих. В 1998 году в него были привезены мощи старицы Матроны, которую впоследствии причислили к лику святых.

Покровительница монастыря

Покровительницей монастыря в Покрове является Матрона Московская. Об этой женщине было известно на всю округу. Родилась она в бедной крестьянской семье. Мать Матроны не хотела ее появления на свет, но, увидев вещий сон, решилась родить ребенка. Матрона родилась слепой, но уже к 7 годам у нее проявился дар провидения. Она предсказывала различные события и даже лечила людей. О ней ходило множество легенд и в ее дом всегда приходили люди, нуждающиеся в помощи, исцелении.

Даже после смерти Матрона продолжает помогать страждущим. Паломники, приезжающие в монастырь, просят святую старицу об избавлении от болезней, о даровании ребенка. Очень многим помогают молитвы и обращение к мощам Матроны. Пары, которые уже отчаялись дождаться пополнения в семье, после посещения монастыря находят в себе силы дальше верить и надеяться на чудо. И очень часто их желание сбывается.

Святыни, которые находятся в монастыре

В Покровском монастыре хранятся две наиболее значимые святыни:

  • мощи Матроны Московской;
  • икона Божьей Матери “Взыскание погибших”.

Об иконе, хранящейся в стенах монастыря, ходит немало легенд. Она была написана неизвестным иконописцем, но он получил благословение на начало работы от самой старицы Матроны. Через какое-то время художник пожаловался на то, что не может продолжать свой труд и ему мешает неведомая сила. Матрона посоветовала ему исповедоваться и причаститься. Иконописец послушал совета и смог закончить работу.

Как добраться до монастыря

Покровский монастырь расположен по адресу: 109147, г. Москва, ул. Таганская, 58. Иногородние паломники могут приехать в Москву на поезде или воспользовавшись любым другим видом транспорта. Удобнее выйти на станции метро “Марксистская” и пройти по улице Таганской. Дорога займет всего около 10 минут. Можно воспользоваться справочником для туристов. Покровский женский монастырь – яркая столичная достопримечательность и отмечена практически на всех картах с указателями.

Читайте также:  Успенская Киево-Печерская лавра: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

Сооружения монастыря

На территории Покровского женского монастыря расположены следующие сооружения:

  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • храм Воскресения Словущего;
  • корпус настоятельский;
  • колокольня;
  • башня и ограды;
  • подворье в Строгине.

На территории Покровского монастыря есть небольшая гостиница, в которой паломники могут остановиться. Для посетителей проводятся экскурсии. Целью групповых экскурсий является духовное просвещение. Их часто посещают школьники в составе целых классов. Также служители храма проводят духовные чтения.

Как попросить помощи

Люди, посещающие монастырь, часто приходят с какой-то целью и надеются на чудо. Помолиться можно в храме или в церкви. Если у человека нет возможности приехать в Покровский монастырь, можно помолиться дома перед иконой святой Матроны или написать письмо, которое впоследствии возложат к мощам покровительницы.

Двери монастыря открыты для посетителей ежедневно с 7.00 до 20.00. Каждую субботу совершается Божественное служение. Более подробное расписание служб можно узнать у настоятелей при посещении монастыря.

Если человеку необходима личная беседа с духовным лицом, нужно обратиться к игумении. С ней можно обсудить желание уйти в монастырь и посвятить себя служению Богу.

Правила поведения на территории монастыря

При посещении Покровского монастыря важно соблюдать ряд правил. На территории запрещено:

  • вести видео и фотосъемку;
  • шумно разговаривать, смеяться;
  • курить и употреблять спиртное.

Стоит обратить внимание и на внешний вид. Посетительницам следует приходить в длинных юбках или платьях, но не в брюках, не в вызывающей одежде. На голове обязательно должен быть платок или любой другой подходящий головной убор. От яркого макияжа перед посещением монастыря лучше отказаться.

Мобильный телефон при входе в ворота монастыря лучше отключить. Звонки не будут отвлекать от молитв и созерцания красоты, наслаждения тишиной. Животных с собой брать нельзя.

Церковная лавка

На территории Покровского монастыря есть церковная лавка, в которой представлено множество товаров для совершения обрядов, посещения храмов и прочтения домашних молитв. Можно приобрести там редкую церковную литературу, свечи. Целебной силой обладает масло, привезенное из монастыря. Прихожане с удовольствием покупают цветы в церковной лавке, но только после поклонения мощам святой старицы Матроны. Считается, что эти цветы будут оберегать дом от бед и несчастий на протяжении длительного времени. Только их не нужно выбрасывать после увядания. Следует сорвать лепестки и засушить их.

В лавке можно приобрести церковные ткани, крестильные рубашки, нательные кресты и фурнитуру. Обручальные кольца, купленные в монастыре, будут оберегать молодых супругов и хранить их брак. На территории Покровского женского монастыря есть возможность также приобрести множество ярких сувениров для личного использования или для подарков.

Чтобы поддержать Покровский ставропигиальный женский монастырь, можно не только купить что-то в лавке, но и сделать добровольное пожертвование при личном посещении или дистанционно, отправив любую сумму на официальный расчетный счет религиозной организации.

Покровский монастырь в Суздале: история и полезная информация

Покровский монастырь в Суздале является женским и относится к Владимирской православной епархии. Расположилась эта святыня в северном районе города. Год её основания — 1364. Монастырь — один из самых крупных действующих в России. В XVI столетии он стал местом заточения постриженных в монахини аристократок.

История Покровского монастыря

В Суздале эта православная святыня была выстроена князем Андреем Суздальско-Нижегородским. Изначально она была возведена из дерева. Те постройки до наших дней не сохранились. Расцвет обители пришёлся на век XVI. Василий III в ту пору пожертвовал суздальскому монастырю огромные средства. Эти деньги были использованы для того, чтобы построить каменный Покровский собор и Святые врата, которые сохранились до текущего времени. Также в тот период были возведены:

  • Надвратная церковь;
  • храм Происхождения Честных Древ Креста Господня;
  • колокольня.

В Покровский монастырь часто заточали узниц, в том числе из знатных родов. Среди первых была Соломония Сабурова — супруга Василия III. Она была обвинена в бесплодии и насильно пострижена в монахини. В монастыре она приняла имя София. Соломония вела подвижнический образ жизни и привлекла к обители внимание боярских и княжеских родов. Благодаря этому, строительство каменных сооружений продолжалось.

Иван Грозный после смерти своей годовалой дочери выстроил на территории обители Зачатьевскую церковь — в честь зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. А после взятия Казани царь даровал Свято-Покровскому женскому монастырю города Суздаля чудотворную икону Богоматери Одигитрии, которая была богато украшена золотом и драгоценными камнями.

Цари и царицы не только делали щедрые пожертвования обители, но и нередко приезжали сюда на богомолье, Пасху и Рождество, престольные праздники.

Пребывала в Покровском монастыре (Pokrov monastir) в заточении и первая супруга Петра I — Евдокия Богдановна Лопухина. Царь отправил её сюда за несогласие с его реформами. Она ежедневно посещала службы, щедро жертвовала монастырю материальные средства и выстроила небольшой храм с приделом в честь святого преподобного Алексея — покровителя её сына.

Жизнь обители нарушила революция 1917 года. Представители новой власти разорили монастырь, расстреляли настоятельницу и нескольких сестёр. В 1923 году обитель была закрыта, а монахини — выселены. После этого церковные помещения были переданы музею. Дома монахинь были сданы для проживания, ветхие постройки были сломаны.

С 1933 года в обители расположилась военная биолаборатория особого назначения ОГПУ, в которой шла разработка биологического оружия. Интересный факт — именно в этой лаборатории была разработана вакцина против туляремии. После того как лаборатория съехала, монастырь был отдан детскому дому, а через некоторое время его место заняла воинская часть.

В 50—60 годы XX столетия обитель была отреставрирована и в ней был открыт музей. В 80-е годы монастырь отдали под туристический комплекс, в котором функционировали:

В 1992 году монастырь был возрождён к монашеской жизни. Он стал одним из первых возрождённых во Владимирской области. Первая служба совершилась в обители в пасхальную неделю. Некоторые постройки были отреставрированы, другие же — выстроены заново. Освящение собора состоялось в 1994 году. В 1995 г. покровцы вновь стали почитать преподобную Софию Суздальскую (в миру Соломония Сабурова) и обитель обрела её мощи, которые помещены в усыпальницу собора.

Сегодня при монастыре работает воскресная школа, открыты иконописная и швейная мастерские, в селе Менчаково было построено монастырское подворье, в обители воспитываются девочки-сироты. Монастырь стал одним из мест, куда стремятся православные паломники. Люди приезжают из разных регионов нашей страны и даже из других стран, чтобы поклониться святыням обители.

Архитектурный ансамбль

Покровский монастырь — это светлое, благостное, чистое место. Архитектура обители подчёркивает её святость. Монастырский комплекс — белокаменный, включает в себя архитектурные элементы как Древней Руси, так и Западной Европы.

Основные постройки храмового комплекса:

  • Покровский собор.
  • Трапезная палата.
  • Колокольня.
  • Каменная ограда с башнями.
  • Поварня.
  • Святые ворота.
  • Зачатьевская церковь.
  • Приказная изба.
  • Благовещенская церковь.

Главное здание монастыря — Покровский собор. Стоит он на высоком цоколе. Храм строгий и массивный. Есть хоры — верхняя открытая галерея. Внутри стены собора белые, а пол покрыт керамической плиткой чёрного цвета. Стены обнесены сводами, а основные барабаны украшены соловыми позолоченными полусферами. Дополняют интерьер узкие окна, которые делают здание визуально более высоким и масштабным. Украшением интерьера всегда служили произведения художественного шитья и иконы. Часть из них сохранилась, самые ценные переданы в Санкт-Петербург, Русский музей.

Под зданием собора находится усыпальница, где похоронены инокини и некоторые узницы монастыря. В 60-е годы ХХ века собор был отреставрирован и его интерьеру придали вид, который максимально близок к интерьеру, созданному в XVI столетии.

С северо-западной стороны от собора находится шатровая колокольня. Нижняя её часть построена в XVI столетии, а арочный ярус надстроен в XVII веке. Колокольню и собор связывает открытая галерея, которая украшена изысканным декором. Колокольня изначально представляла собой восьмиугольную церковь с кирпичными сводами, престолом и колоколом.

В XVII столетии она была перестроена — обрела арочный ярус и слуховые окна, расположенные в 3 ряда. Тогда же появилась галерея, которая соединила колокольню и главный собор. Окна в этом коридоре были украшены пилястрами и наличниками, которые выглядели роскошно. Колокол в звоннице сохранился с XVI века. Он был пожертвован обители дворянином Демидом Черемисиным.

Уникальными считаются Святые ворота с Надвратной церковью. Они выполняли две функции — крепостной башни и церкви. Церковь увенчана золотыми куполами. Фасад её украшает узор, напоминающий резьбу по дереву.

Зачатьевская церковь и Трапезная палата расположились с северной стороны от собора. Их архитектура и декор напоминает больше польский, чем русский стиль — небольшая главка, мощные своды. По всему периметру здание украшает орнамент в виде ромбов, выполненных из красного кирпича. Окружают Трапезную подсобные помещения, в том числе поварня, где готовили пищу, а также ледник, пекарня и так далее. Поварня была построена в XVII веке и отреставрирована уже в XX столетии. Она входит в число редких образцов русской монастырской архитектуры. Зачатьевская церковь увенчана маленьким куполом.

Ещё один памятник монастырского комплекса — Приказная изба. Её интерьер был воссоздан заново в конце XX столетия. В здании есть подземелье, в котором находится каменный мешок — карцер. Там содержали узниц, заточённых в монастыре, а также монахинь, если те допускали провинность. Было предусмотрено помещение для дознаний. Сейчас в Приказной избе работает музей.

Каменная ограда монастыря, украшенная башнями, представляет собой настоящее произведение искусства. Башни разделены на ярусы и увенчаны куполами. Возможно, когда-то они были ещё более красивыми, чем сейчас. До наших дней сохранился только фрагмент стены, который был отреставрирован в конце XX столетия.

Святые и святыни обители

Главная святая, почитаемая в Покровском монастыре, — преподобная София Суздальская, в миру княгиня Сабурова. После 20 лет брака с Василием III была за бездетность отправлена в монастырь своим супругом. Постриг приняла в Рождественском монастыре, а через год прибыла в Покровскую обитель. Жизнь свою в монастыре княгиня проводила в трудах праведных. Погребена в усыпальнице под Покровским собором.

Канонизирована была по причине того, что около её гробницы происходили исцеления. Источником доказательства этому служит книга «Собрание о богоспасаемом граде Суздале», написанная священником Ананием Фёдоровым, краткое содержание которой можно найти в интернете. Он записал в своём труде случаи 21 исцеления.

Ещё одна святая, особо почитаемая в монастыре — Елена Московская. Постриг она приняла в Покровском монастыре, а затем была назначена первой игуменьей Новодевичьего монастыря в Москве.

В обители хранятся частицы мощей святых:

  • Софии Суздальской;
  • целителя Пантелеймона;
  • святителя Николая Чудотворца;
  • блаженной Матроны Московской;
  • преподобного Серафима Саровского;
  • святых Петра и Февронии Муромских;
  • преподобного Сергия Радонежского;
  • святителя Луки Крымского и других.

Узницы монастыря

В монастыре пребывали в качестве узниц представительницы царских и княжеских фамилий. Одна из них — Анастасия Васильевна. Это малолетняя царевна, дочь Василия Шуйского. Пребывала в монастыре вместе со своей сосланной матерью и скончалась здесь же ещё в младенческом возрасте.

В списке узниц также значатся:

  • Ирина Михайловна Нагая;
  • княгиня Мария Волоцкая;
  • княгиня Шемятичева с двумя дочерьми;
  • Анна Васильевна Бельская — сестра Василия III;
  • княгиня Дарья Хованская;
  • царевна Ксения Годунова и многие другие.

Многие из них похоронены в Покровской обители.

Информация для паломников

Монастырь открыт для посещения с 7:45 и до завершения вечерней службы. Вход на территорию — бесплатный. Службы совершаются в обители ежедневно. Точное расписание богослужений в Покровском монастыре в Суздале на конкретные дни можно посмотреть на официальном сайте обители.

Для желающих осмотреть обитель проводятся экскурсии. Чтобы попасть на осмотр святыни, необходимо заранее оставить заявку на сайте монастыря. Для посещения открыта практически вся территория обители. Экскурсии проводятся за пожертвования. Доступ паломникам и туристам закрыт только в кельи монахинь и хозяйственные помещения. Здесь гостям предлагаются также экскурсии по святым местам города Суздаля.

При обители открыт церковный магазин. Работает он ежедневно. Здесь можно приобрести свечи, иконы, нательные крестики, сувениры, литературу, святое масло, заказать панихиду или молебен, подать требы. Также в лавке можно купить икону преподобной Софии Суздальской, святое масло от её мощей, акафист и житие.

При монастыре есть трапезная, которая открыта для гостей с 11:00 до 16:30 ежедневно, кроме понедельника. Гости обители могут отведать монастырские блюда. Меню составляется согласно уставу. Во время поста мясные блюда из меню исключены.

Гостиницы для паломников и туристов при обители нет. Поэтому принимать гостей на ночлег здесь возможности нет.

Подробную информацию о посещении монастыря можно узнать по телефону, который указан на его официальном сайте.

Способы добраться до обители

Адрес Покровской обители: Россия, Владимирская область, город Суздаль, улица Покровская, дома № 43—76.

Добраться до монастыря можно на любом транспорте. Если ехать из Москвы, то можно воспользоваться поездом, автобусом или личным транспортом. Преодолеть путешественникам придётся всего лишь 200 с небольшим километров.

Если ехать поездом, то добраться можно только до Владимира, а там нужно будет пересесть на автобус «Владимир — Суздаль». Из Владимира до Суздаля автобусы отправляются каждые 30 минут. Путешествовать на автобусе из Москвы можно как с пересадкой во Владимире, так и без пересадок. Из столицы ходят прямые автобусы «Москва — Суздаль». В Суздале автовокзал располагается за городом, поэтому от него до монастыря нужно будет дойти пешком, либо доехать на такси или маршрутке. Пешая прогулка займёт около 50 минут.

Путешествуя на автомобиле, следует ехать по трассе М-7 Москва — Нижний Новгород. Далее необходимо свернуть в сторону Иваново, проехать 12 км и свернуть налево на трассу в сторону Суздаля. Для большей уверенности можно воспользоваться картой автомобильных дорог.

Московский Покровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы

СтранаРоссия
ГородМосква
ОкругЦентральный административный округ
РайонТаганский
АдресТаганская улица, 58
Сайтwww.pokrov-monastir.ru

Oснование монастыря и происхождение его названия. Царский Покровский монастырь, что на Убогих домах у Покровской заставы по времени основания был одним из последних монастырей Москвы, основанных до принятия указа Екатерины II о передаче церковных имуществ в государственную собственность. После этого указа число монастырей резко сократилось, а создание новых на многие годы стало невозможным.

Царский Покровский монастырь был основан в пяти верстах от города царем Михаилом Феодоровичем. В 1635 г. он пожаловал на его построение землю, владение которой было закреплено грамотой. Однако только через двадцать лет по указу царя Алексея Михайловича монастырь был построен на его средства, снабжен церковной утварью и всем необходимым.

Читайте также:  Осипов Алексей Ильич: биография и проповеди профессора богословия

По сохранившемуся преданию побуждением для основания этого монастыря в честь Покрова Божией Матери послужили следующие обстоятельства. Прежде всего, это память о преставлении отца царя Михаила Феодоровича и деда царя Алексея Михайловича Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. Кроме того, что строительством нового монастыря как бы восстанавливался древний Покровский монастырь, бывший в Москве еще при Иоанне III и полностью уничтоженный пожаром.

Название монастыря также тесно связано с особенностями местности, в которой он был расположен. На земле, отведенной под монастырь, прежде находились так называемые Убогие дома. В самом начале XVII века здесь, на пустом поле, среди рощей и садов за Покровскими, или Болванскими воротами, было кладбище для нищих и бездомных, которых сюда свозили со всех окрестностей Москвы. Они получали свое последнее пристанище в «скудельницах», создаваемых по примеру села (поля) скудельнича, то есть «земли крови» в Иерусалиме.

Вот как описывает Убогий дом придворный врач царя Алексея Михайловича: «тела убитых и замерзших привозятся в Земский Приказ, где выставляются на три, или четыре дня. Если не найдется родственников и знакомых, то отвозятся в большое подземелье со сводами, называемое Божиим домом. Там складывают по сто и по двести трупов, которых священники весною отпевают, засыпав землею».

Убогие дома были сараями с ямниками, куда клали тела убогих, странников, застигнутых внезапною или насильственною смертью, которые оставались без напутствия святыми Тайнами перед кончиною. Они оставались здесь без погребения до седьмого четверга по Пасхе, или до Покрова Божией Матери вследствие поверия по сказанию прп. Максима Грека, что «погребения ради утопленного и убитого, бывают плодотлительные стужи земных прозябений».

Православная Церковь издавала особые правила, кого хоронить в Убогих домах. Так, Патриарх Филарет в 1619 г. установил там хоронить без отпевания тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собою учинят». В Убогие дома нередко подкидывали незаконно рожденных младенцев, которые потом воспитывались сторожами этих усыпальниц – божедомами, или приемными родителями.

Православная церковь, как сердобольная мать, не забывающая несчастных детищ своих, не лишала своего поминовения убогих Божиих. Собором 1548 г. было установлено «совершать общее поминовение по всех скончавшихся внезапною смертью». В синодики вносились для поминовения и положенные в скудельницах.

На Троицкую родительскую субботу и в праздник Покрова к Убогим домам из окрестных соборов и монастырей бывал крестный ход для совершения общей панихиды. Сюда шло духовенство, сопровождаемое толпами народа. Многие привозили к Убогим домам гробы, приносили саваны и рубахи и погребали безвестных усопших. Они не знали имен поминаемых, но верили, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, искренне христианские молитвы. Воистину велико было человеколюбие русских людей, участвовавших в этом деле благочестия. После панихиды они раздавали милостыню нищим на помин погребенных.

Убогие дома прекратили свое существование во время Московской чумы, когда были учреждены особые кладбища и запрещено было хоронить при приходских церквях, кроме Андрониковского и Покровского монастырей. В первом погребали преимущественно дворян, а в последнем – духовных лиц, купцов и мещан. В начале XIX века могильные холмы при Покровском монастыре были срыты. Позднее, во время строительства жилых домов на бывшей Семеновской улице (теперь Таганской), прямо напротив монастыря было обнаружено множество человеческих костей.

Первые годы существования монастыря. Его основные храмы и сооружения в 17 – 18 вв.

История не сохранила подробных сведений о Покровском монастыре. Поэтому зачастую они носят обрывочный характер. Вот наиболее достоверные из них.

Сначала монастырь был причислен к Московской епархии. В 1655 г. по просьбе его первого игумена Стефана царь пожаловал монастырю 6 десятин ( примерно 6,5 га) сенных покосов под Симоновым монастырем и несколько лугов.

С 1680 г. по 1731 г. он был приписан к Заиконоспасскому монастырю. В 1744 г. вместо Московской он был причислен ко Крутицкой епархии. И в 1751 г. в нем была размещена переместившаяся сюда из Вяземского Предтечевского монастыря семинария, которая дала этому божедомскому монастырю характер училищного. Затем монастырь был снова приписан к Московской епархии, а семинария в 1776 г. была распущена.

Согласно описи 1763 г. в состав монастыря входили следующие здания и сооружения:
Соборная каменная пятиглавая церковь во имя Всех Святых с одним престолом. Кровля ее была покрыта тесом, а главы – крашеною жестью. В четырехъярусным иконостасе образы были украшены серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными камнями;
Каменная одноглавая церковь Покрова Божией Матери с приделом во имя святого Иоанна Дамаскина (была первоначально построена в 1638 г. при Патриархе Иоасафе);
Каменная шатровая колокольня с восемью колоколами и немецкими часами с боем;
Деревянные одноэтажные настоятельские кельи, крытые тесом;
Каменные и деревянные одноэтажные братские кельи;
Двухэтажное каменное здание с кухнею и погребом. Вначале в нем размещалась семинария, а затем трапезная и другие службы.

Монастырь был обнесен каменной оградой длиной 224 сажени (около 480 м), крытой тесом и имевшей по углам пять четвероугольных башен.

В то время монастырю принадлежали и четыре часовни, находившиеся вне его территории и приносившие до 50 рублей годового дохода: подмонастырская с каменною палаткой; в Китай-городе у Москворецких ворот, с каменным строением; на Таганке, на расстоянии немногим более километра от монастыря, деревянная; на Первой Мещанской улице, каменная с кельей для часовника. Она с давних пор принадлежала монастырю и именовалась Покровскою. В ней было семь старинных икон с надписанием тропарей: Распятие с предстоящими, Спаситель и Божия Матерь, Покров Божией Матери, Святители Николай и Филипп, Коронование Богоматери и Святая Троица. В ней останавливались богомольцы по пути следования в Троице-Сергиеву Лавру, призывая на помощь Божию Матерь, осеняющую верующих своим Покровом.

С 1763 г. в монастыре были учреждены духовные штаты, и им стал управлять игумен Варлаам. Тогда в числе братии были три иеромонаха и три иеродиакона. На содержание этого монастыря и монашествующих в то время отпускалось только 27 руб. 77 коп. в год. Хозяйство монастыря было небольшое, и доходов, получаемых с часовен, кладбища и прилегавших к нему земельных угодий, было недостаточно для того, чтобы поддерживать в нормальном состоянии здания храмов и другие постройки. Поэтому в 1783 г. в результате обветшания ограду монастыря, а затем и обе церкви пришлось разобрать.

Перестройка храмов в 19 в. и улучшение их благолепия.

Однако на рубеже 19-го века по Божией Милости и стараниями благотворителей, особенно купца Диомида Мещанинова, монастырь стал восстанавливаться. В 1799 г. на его средства в северо-западном углу монастыря была устроена каменная мужская богадельня на 12 человек, восстановлена разрушенная ограда и сооружена каменная одноглавая церковь во имя Всех Святых с двумя приделами: в память обновления храма Воскресения Христова и Тихвинской Божией Матери.

В 1810 г. госпожа Хлебникова построила при монастыре женскую каменную богадельню на Семеновской улице. В 1806 г. была заложена и в 1814 г. построена на средства благотворителей и стараниями строителя Ионы двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери. В ее верхнем ярусе были установлены три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери, южный – святых Апостолов Петра и Павла (устроен московским купцом Алексеевым) и северный – Святителя Николая. В нижнем ярусе также были установлены три престола: главный – во имя Святителя Ионы и по сторонам – Преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Строительство и украшение храмов осуществлялось под руководством и при непосредственном участии строителя Ионы, который незадолго до 1812 г. стал настоятелем монастыря. Он был добрым и благочестивым старцем, проявлявшим большую заботу о благолепии Дома Божия. Его простодушная ласковость привлекала «доброохотных дателей».

Во время нашествия французов в 1812 г. здания и сооружения монастыря сильно пострадали. Однако, после победы над неприятелем уже к 1815 г. благодаря усердию настоятеля Ионы и на средства привлекаемых с его помощью благотворителей храмы были почти полностью восстановлены. Церковь во имя Всех святых была освящена в 1815 г. архиепископом Августином, а Покровская церковь – в 1825 г. – московским архиепископом Филаретом. В 1833 г. на пожертвования благотворителей был вылит большой колокол, который и возвестил монастырю о кончине его доброго пастыря.

Не меньшее рвение к устроению святой обители проявил и приемник бывшего настоятеля архимандрит Амвросий. Его стараниями была сооружена новая монастырская ограда с восемью башнями, двухэтажные настоятельский и братский корпусы, к трапезному корпусу пристроены 14 келий, у восточных ворот – конный двор с конюшнею, сараями, кладовыми, помещениями для рабочих и пять братских келий.

Под руководством известного архитектора Быковского при нем также была начата перестройка церкви во имя Всех Святых. Она была завершена при настоятеле Иоанафане. После завершения строительства церковь приобрела величественный вид просторного пятикупольного храма с тремя престолами: главный – в честь Воскресения Христова, северный – Тихвинской Божией Матери и южный – святой мученицы Александры. Она вместила в себя часть старой церкви, от которой остались находящиеся под куполом четыре столпа, соединенные арками, а также восточная стена главного алтаря. К среднему большому куполу были присоединены четыре восьмигранных боковых купола с главами, покрытыми белой жестью и увенчанными позолоченными крестами. Под сводами храма поместили ризницу, освещаемую окнами из боковых куполов.

Здание этого храма стройное и величественное. Оно выполнено в Романском стиле. От главной части храма (так называемого корабля) под куполом легкими арками на столпах отделяются два придельных престола. Три части храма, три престола и три входа выражают его символическую тройственность. Освящение из стенных окон храма и из под купола создает ощущение простора. Поставленные на трехступенчатой солее иконостасы главного и придельных престолов были тогда украшены искусною резьбою с богатою позолотой. В них находились старинные иконы греческого стиля из прежнего иконостаса, а также и более современные. Одной из самых почитаемых и роскошно украшенных была древняя икона Тихвинской Божией Матери.

Главный алтарь, хотя и не обширный, отличался своим великолепием. Его иконостас был в пять ярусов. Свод над престолом в виде сени покоился на шести столпах под мрамор, которые отделяли южное и северное предалтарие. Стены и своды алтаря и остальной части храма до настоящего времени сохранили росписи Артари, Мягкова и Фивейского, изображающие деяния из земной жизни Спасителя и лики святых. Некоторые настенные росписи сопровождались изречениями из Священного Писания, выполненными церковно-славянским каллиграфом Леонтием Лепешкиным.

После перестройки обе церкви обители стали вмещать в себя девять престолов, что соответствует девяти ангельским чинам. Наряду с церквями монастыря к началу 19 века была перестроена и колокольня, которая стала трехъярусной и вместе со шпилем и крестом достигала тридцати двух метров. На ней были замечательные старинные колокола, отлитые известным в то время мастером Слизовым. На полиелейном колоколе была следующая надпись: «1750 году Марта 28 день вылит сей колокол во обитель Покрова Пресвятыя Богородицы, что при Москве на убогих домех, при державе благочестивейшия и самодержавнейшия великия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержцы всероссийской и при Наследнике ея внука Петра перваго благоверном Государе и великом Князе Петре Феодоровиче и супруге его благоверной Государыне и великой Княгине Екатерине Алексеевне, вкладом бывшаго того монастыря строителя Иеромонаха Силы впредь для поминовения; весу в нем 130 пудов, лил Мастер Константин Михайлов сын Слизов».

Первые попытки возродить монастырь относятся к концу 70-х — началу 80-х годов, когда Московская Патриархия получила разрешение на проведение восстановительных работ и открытие в Москве мужского монастыря. Выбор Святейшего Патриарха Пимена, который в то время был Первосвятителем Русской Православной Церкви, пал на Покровский монастырь у Покровской заставы. Однако, переговоры посланных от Патриархии представителей не увенчались успехом, поскольку организации, занимавшие в то время монастырские помещения, не желали сдавать свои позиции (Посылторг, киностудия, научно-производственная ассоциация и др.). Тогда представители от Патриархии были посланы в Даниловский монастырь, в котором в то время размещалась детская трудовая колония. Так, по воле Божией, первым в Москве был открыт Даниловский мужской монастырь.

Позднее стали открывать и другие монастыри. К моменту открытия Покровского монастыря у Покровской заставы в Москве действовали четыре мужских и три женских монастыря, и Святейший Патриах Алексий благословил возобновить здесь женский монастырь.

Начало возрождению монастыря было положено синодальным постановлением от 24 ноября 1994 года, в соответствии с которым был учрежден Свято-Покровский монастырь, четвертый женский монастырь в Москве.

Настоятельницей монастыря 22 февраля 1995 года была назначена инокиня Ольга (Мискина), насельница Свято-Троицкой Дивеевской обители. 14 апреля того же года она приняла монашеский постриг, совершенный Святейшим Патриархом Алексием II, с наречением имени в честь святой блаженной царицы Феофании.

По первосвятительскому благословению, с верою в Промысл Божий, неустанно о нас пекущийся, и с надеждой на покровительство Царицы Небесной матушка настоятельница покорно приняла нелегкий крест по восстановлению обители. И Господь по своей великой милости, ходатайством Усердной Заступницы, молитвами блаженной Матронушки помогал матушке нести это послушание.

В конце марта 1995 года был зарегистрирован юридический устав монастыря; в начале сентября 1996 года вышло постановление правительства Москвы о передаче монастырю сохранившихся зданий и сооружений бывшего Покровского монастыря.

Еще в 1996 году почти все здания оставались занятыми арендаторами — различными учреждениями и организациями, а на его территории, включая кладбище, находился Таганский парк с развлекательными и спортивными сооружениями. Но уже к весне 1997 года, с Божией помощью по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II правительство Москвы передало монастырю здания храмов и другие постройки, а потом и землю в бессрочное и безвозмездное пользование.

По благословению Святейшего Патриарха восстанавливались и святыни монастыря. В 1996 году из Ниловой пустыни с озера Селигер была привезена частичка мощей преподобного Нила Столобенского, в честь которого освящен один из престолов Покровского храма. А в 1997 году обитель получила в подарок икону святителя Иннокентия, митрополита Московского, с частичкой его мощей. Обретение этих святынь стало большой духовной поддержкой для сестер и великой радостью для богомольцев.

Весной 1998 года состоялось еще одно долгожданное и радостное событие — обретение (8 марта) и, после освидетельствования, перенесение в Покровский монастырь (1 мая) честных останков великой чудотворицы блаженной старицы Матроны.

Монастыри Москвы

Монастыри Москвы, духовные центры нашей столицы – излюбленные места для паломничества и исторические достопримечательности, которые часто посещают жители других стран и городов. В Москве есть и женские и мужские обители, хранящие множество древних православных святынь. Монастырские здания украшают город, а русскому православному человеку часто хотелось бы побывать на службе именно в монастыре. В Москве около полутра десятка древних обителей и относительно новых монастырей. Мы постараемся познакомить вас с монастырями Москвы, которые будет интересно посетить в качестве паломника или туриста.

Читайте также:  Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Возможно, вам захочется побывать в Новодевичьем или Новоспасском монастыре, увидеть Донскую икону или просто узнать о действующих обителях города. Конечно, нельзя забывать и о том, что Бог слышит нашу молитву не только в монастыре и монастыри Москвы – это не таинственное «место силы», где молитва становится особенной, но возможность побывать в прекрасных и намоленных обителях – это великая радость для православных верующих. Перед тем, как идти в монастыри Москвы, не забудьте уточнить, открыты ли они для посещения. Некоторые монастыри живут закрытой жизнью и не всегда пускают паломников.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь – не только одно из самых красивых мест в Москве, но и одно из самых древних. Среди всех монастырей Москвы его выделяет еще и то, что он относится к Историческому музею города. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, с тех пор он тесно связан с историей нашей страны. Важную и иногда драматичную роль монастырь сыграл в судьбах известных русских женщин.

Во время захвата литовцами, правящий тогда Иван III, отец Ивана Грозного дал обет – если удастся освободить Смоленск, в Москве будет основан большой монастырь, в благодарность Пресвятой Богородице. Смоленск был важным форпостом государства. Когда Смоленск освободили, Иван III сдержал свое обещание и начал строительство Новодевичьего монастыря. Считается, что монастырь возведен именно на том месте, где когда-то отбирали молодых девушек, которые уйдут в полон. Монастырь сразу пришелся по душе московским прихожанам, ведь не секрет, что он расположен в живописном месте.

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы.

Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1

Донской монастырь

Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы.

Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы.

Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами.

Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

При великом государе Московском Иване III Кремль преобразился. На смену деревянным появляются каменные палаты. Спасский монастырь оказался стесненным новыми постройками, и Иван III повелел перенести его. В новом положении монастырь стали называть Новоспасским.

Многие правители и святители России находили здесь защиту, а некоторые и выходили на политическую арену. Даже Лжедмитрий пытался использовать для укрепления своей власти именно авторитет Новоспасского монастыря. Этот монастырь имел боевые стены и мог выстоять против нападения. Стены Новоспасского монастыря – настоящие крепостные древние стены, поэтому его так любят посещать туристы. Кроме того, монастырь в свое время стал усыпальницей предков Романовых. Именно из этого рода впоследствии появилась царская династия.

Адрес монастыря: Москва, пл. Крестьянской заставы, 10

Андреевский монастырь

Андреевский мужской монастырь находится в одном из самых прекрасных мест Москвы. Раньше монастырь называли «Преображенская пустынь». Он расположен на территории заповедника Воробьевы горы и берегов Москва-реки. Обитель была основана в XVI веке, однако, это лишь предположения. Именно к этому времени относятся первые найденные документальные свидетельства о монастыре. Историки полагают, что монастырь относится к гораздо более раннему периоду и, возможно, существует с XIII века.

Андреевская обитель сильно пострадала в годы богоборчества. С падением СССР постепенно возрождалась и церковная жизнь в Андреевском монастыре. Здесь даже организовали Патриаршее подворье и синодальную библиотеку. А в 1992 году на звонницу вернулись колокола. Возродилась здесь и монашеская жизнь. На территории монастыря уже пятнадцать лет действует общеобразовательная школа.

Паломники и посетители монастыря могут своими глазами увидеть, как постепенно возрождается прекрасная обитель. Посетить Андреевский монастырь фактически значит стать свидетелем новой истории Русской Православной Церкви.

Адрес: Москва, Андреевская набережная, 2

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315 году первым святым столицы – митрополитом Петром. Когда-то он находился за пределами Москвы, в селе Высоком. Высоко-Петровский монастырь – шедевр московского зодчества, который был украшен при Петре Великом. Обитель стала уникальным памятником духовной славы своих основателей.

При Петре I монастырь был расширен. Многие здания в нем построены в память о Нарышкиных. Боголюбский храм – это видимый памятник погребения Нарышкиных. Так тесно связанный с историей России монастырь – излюбленное место для туристов.

Именно здесь расположены и уникальные памятники архитектуры. У многих Высоко-Петровский монастырь ассоциируется именно с историей России во времена Петра I, но и ценителям архитектуры будет интересно посетить прекрасную древнюю обитель. Монастырь считается небольшим, но посетить его стоит обязательно. Полвека на территории монастыря располагается удивительный храм-восьмилистник — каменный собор митрополита Петра, построенный знаменитым итальянским зодчим Алевизом Новым. Нетипичное и уникальное сооружение.

Адрес: Москва, ст. м. Трубная, ул. Петровка, 28/2

Читайте также — Монастырь без секретов

Зачатьевский монастырь

Еще в XIV веке в России возникла Алексеевская обитель. Ее назвали в честь преподобного Алексея, и это был первый женский монастырь в Москве. Женские монастыри существовали и до этого, первый был основан еще Ярославом Мудрым, но обычно они были частью мужских монастырей. Поэтому Алексеевский монастырь ошибочно называются первым в России, он стал первым именно для Москвы. Точно известна дата его основания – 1360 год. Считается, что первыми инокинями этой обители стали Иулиания и Евпраксия — родные сестры митрополита Алексия. Они были известны своими милосердием и смирением.

Именно этот монастырь в наши времена называется Зачатьевским. Зачатьевская обитель украшает район Хамовники. Она сильно пострадала в богоборческие годы, как и многие другие храмы и монастыри. Часть насельниц арестовали или сосали. Монастырские здания превратились в тюрьму и колонию для несовершеннолетних. В 90-х годах XX века началось возрождение святыни. Сейчас в монастырский ансамбль входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.

Зачатьевский монастырь известен тем, что Спасская церковь на территории монастыря была домовым храмом рода Римских-Корсаковых.

Адрес монастыря: Москва, пер. 2-ой Зачатьевский, 2

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель находится в районе Замоскворечье. Белоснежный храм разительно отличается от архитектуры старой Москвы. Расположился он там, где некогда пролегал путь в Золотую орду – на Большой Ордынке. Аскетичность зодчества отличает обитель милосердия. Монастырь называют «жемчужиной» Замоскворечья. После гибели своего мужа Елизавета Федоровна Романова выкупила усадьбу на Большой Ордынке и устроила там обитель милосердия и труда.

Внучка английской королевы Виктории с детства воспитывалась христианкой, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она приняла православие и сделала это не формально, а совершила свой выбор с душой. После гибели мужа Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь и на свои средства создала обитель, в которой хотела возродить древний институт диаконисс. Сестры обители могли оставить территорию обители, чтобы помогать немощным и больным.

Великая княгиня трепетно относилась к монашеству, но не создавала Марфо-Мариинскую обитель как монастырь. Закрытая жизнь монастыря противоречила идее активно помогать страждущим и ближним так, чтобы любой мог обратиться туда. В обители милосердия сестры безвозмездно отдавали жизнь свою ближнему для Бога.

Живущие здесь сестры и сейчас трудятся в госпиталях и больницах. В монастыре открыт приют сирот, здесь же кормят неимущих и помогают страждущим. В храме собрано несколько редких икон Марфы и Марии, духовных покровительниц обители. Одна из них сохранилась еще со времен Елизаветы Федоровны.

Адрес монастыря: Москва, ст. м. Полянка, ул. Большая Ордынка, 34

Покровский монастырь

Покровский монастырь известен не только в Москве, ведь именно здесь хранятся мощи блаженной Матроны Московской. Со всех концов страны сюда едут паломники к мощам святой Матроны. Древний Покровский монастырь всегда наполнен людьми. Это – самый посещаемый монастырь Москвы. В выходные его посещают до пятидесяти тысяч человек. В монастыре также хранятся уникальные православные святыни.

Блаженная Матрона – одна из самых почитаемых в народе святых, поэтому людно в монастыре и в будние дни.

Покровский монастырь основал в 1635 году царь Михаил Федорович. Тогда его называли обителью «Покрова на убогих домах». Интересно, что Покровская деревянная церковь существовала еще до основания на этом месте монастыря. Считается, что монастырь был основан после преставления родителя царя Михаила Феодоровича — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. И именно это стало причиной, по которой в Москве появилась прекрасная обитель.

Адрес монастыря: Москва, ул. Таганская, 58

Свято-Данилов монастырь

Московский Свято-Данилов мужской монастырь устроен святым покровителем Москвы – благоверным князем Даниилом Московским, сыном Александра Невского. Эта обитель появилась в конце XIII века. В богоборческие годы здесь располагалась колония для несовершеннолетних. В наши дни архитектурный ансамбль монастыря полностью восстановили. Сейчас Свято-Данилов монастырь открыт для паломников и туристов.

Строения монастыря удивительны, в них сочетаются совершенно разные архитектурные стили.

Для паломников важно отметить, что в монастыре не совершают Крещение, Венчание и Отпевание. Но в храмах Свято-Данилова монастыря регулярно проходят богослужения, можно заказать молитву, поговорить со священником и просто прогуляться по территории удивительной и древней обители.

Адрес монастыря: Москва, улица Даниловскай вал, 22

Телефон монастыря: +7(495)958-11-07

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь основан на месте, где когда-то Москва-река прорвала перешеек, изменив свое течение. Перерва – от слова «прерывать». Река повернула к селу Коломенскому. Спустя многие годы, река вернулась в свое прежнее русло, а название монастыря осталось.

Трудно установить время создания монастыря. Историки относят его к эпохе Куликовской битвы. Считается, что к установлению монастыря причастен сам Дмитрий Донской. Но официально первые сохранившиеся данные о древней обители относят к 1567 году.

Обитель едва не прекратила свое существование в древности, судя по историческим документам, некогда здесь не оставалось и десятка насельников. Причина этому остается загадкой, возможно монастырь попал в немилость к Ивану Грозному. Но в середине XVII века на монастырь обратил внимание царь Алексей Михайлович. Здесь начали возводить каменные здания, в том числе, храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Здесь же оказался привезенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. Считается, что в Николо-Перервинском монастыре останавливалась сама императрица Екатерина II. Существует и легенда о подземном ходе, который якобы связывает монастырь с Церковью Казанской Божией Матери в усадьбе Коломенское.

Адрес монастыря: ул. Шоссейная, д.82

Телефон монастыря: +7 (495) 354-49-65

Сретенский монастырь

Сретенский монастырь считается самой маленькой, но одновременно и самой известной обителью столицы. Его основали на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Угодьями, на территории которых возник монастырь, владел боярин Семен Кучка. Именно поэтому их называли Кучковым полем. Кучково поле было местом сбора горожан. Именно здесь зачитывали указы, правили суд.

Когда Тамерлан вторгся в Рязанские земли, на Кучковом поле в очередной раз собрался весь город. Предание рассказывает, что после встречи Владимирской иконы Божией Матери, Богородица явилась Тамерлану во сне и приказала оставить эти земли. Тамерлан в ужасе бежал. С той поры известна история Сретенского монастыря.

Но Сретенский монастырь – не только уникальный памятник истории. Он известен своим хором, который прославляет Русскую Православную Церковь в России и за рубежом.

Адрес монастыря: Москва, ул. Б. Лубянка, 19

Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположен на Никольской улице. Это – одно из самых любимых мест для прогулок туристов, идущих на Красную Площадь. На одной из центральных пешеходных улиц города расположены не только красивые витрины магазинов, но и колокольня, созывающая на службу в древнюю обитель. Первоначально монастырь назывался «Спасом старым». Про «Спас старый» говорили, что это – «учительский монастырь». Он был основан во времена правления Бориса Годунова. А «Заиконоспасским» монастырь стал, потому что находился за иконным рядом.

При Симеоне Полоцком в монастыре действовала для подьячих, которая со временем превратилась в Славяно-греко-латинскую академию. В начале XIX века Академию перевели в Сергиев Посад, а в стенах обители продолжило работу Духовное училище.

Адрес монастыря: Москва, Никольская улица, 7-9с3

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь уже шесть веков сохраняет историческую память города. Обитель устроила княгиня Мария Андреевна в благодарность за то, что ее сын живым вернулся с поля боя. Строительство Рождественского монастыря благословил сам великий князь Дмитрий Донской.

Этот монастырь Москвы появился в конце XIV века и изначально находился в Московском Кремле. Широко известен представитель древнего московского зодчества — Рождественский собор, который был построен в начале XVI века.

При монастыре открыта певческая школа для женщин.

В монастыре также находятся несколько древних православных святынь: частица мощей святой великомученицы Варвары, Частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери.

Адрес монастыря: Москва, улица Рождественка, 20/8с15

Телефон монастыря: +7 (495) 621-39-86

Читайте также:

Ссылка на основную публикацию