Московский Сретенский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

История

Сретенский монастырь был основан в конце XIV века на месте встречи («сретения» святыни русского православия — Владимирской иконы Божией Матери — при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 году. Основание монастыря связывается с 1397 годом.

В 1476 году по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы..Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

К XVI веку в монастыре было возведено еще два каменных храма — церковь преподобной Марии Египетской и небольшой храм неизвестного посвящения по улице Большая Лубянка. Именно на эту улицу традиционно был ориентирован ансамбль монастырских строений.

В конце XVII — начале XVIII века также сложился комплекс монастырских построек по Большой Лубянке, в значительной степени разобранный в 1928 году. Он включал святые врата с надвратной колокольней, церковь Николая Чудотворца, в состав которой вошел небольшой объем храма XVI века, а также братские и настоятельские кельи. Последние, в перестроенном виде, сохранились до наших дней (вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 2). Колокольня монастыря, поставленная на переломе Большой Лубянки, замыкала перспективу улицы и являлась важнейшей градостроительной доминантой района.

В XVIII веке монастырь переживал упадок. По реформе 1763 года он был оставлен «за штатом», то есть перестал получать содержание от казны. Важным источником существования монастыря тогда стала сдача внаем принадлежавших ему земель.

В 1750–1790-е годы из монастырской территории было выделено северное подворье (совр. вл. улица Большая Лубянка, 21), используемое в доходных целях вплоть до 1917 года. В конце XVIII века, вскоре после разбивки Рождественского бульвара, обращенная к нему часть монастырского огорода также была превращена в наемный (отдаточный) двор (совр. вл. Рождественский бульвар, 18). Внутриквартальная часть бывшей огородной земли стала хозяйственным двором и монастырским садом. На границе между ними и парадной зоной монастыря, обращенной к Большой Лубянке, в первой половине XIX века были возведены новые каменные кельи (не сохранились до наших дней). Сложившееся в результате этих мероприятий планировочное и функциональное зонирование монастырской территории сохранялось до 1917 года.

В 1876 году монастырь приобрел еще одно доходное владение — южное подворье (совр. вл. улица Большая Лубянка, 17). В 1876–1877-х годах в нем был выстроен трехэтажный доходный дом по проекту архитектора И. П. Миронова, включивший небольшие здания второй половины XVIII века(вл. улица Большая Лубянка, 17, стр.1).

В конце XIX — начале XX века на территории отдаточных монастырских владений были возведены новые каменные здания: монастырская школа (1897–1899 гг., вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 5), доходные дома по Рождественскому бульвару (1897 – 1899 и 1912 гг., вл. Рождественский бульвар, 18, стр. 2 и 3) и по Большой Лубянке (1913 г., архитектор Н. Гондагсазян, вл. улица Большая Лубянка, 21, стр. 1).

Приобретенный в первой половине XIX века архитектурный облик Сретенский монастырь сохранялся вплоть до своего закрытия в конце 1920-х годов. Именно тогда два из трех имевшихся на обширной территории монастыря храмов были утрачены. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, но усилиями свмч. Илариона (Троицкого) в 1923 году он был возвращен Православной Церкви и тогда же стал одним из главных центров борьбы с обновленческой церковью. 4 декабря 1925 года здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В конце 1925 года монастырь был закрыт. В 1928 году при «спрямлении» улицы Лубянки были разобраны расположенные на этой улице монастырские здания: двухэтажный храм свт. Николая Чудотворца с приделами свт. Димитрия Ростовского и всех святых, органично вписывавшийся в общегородской архитектурный ансамбль, святые врата с колокольней, кельи, а также восточная торцевая часть настоятельского корпуса.

Несмотря на то, что храм прп. Марии Египетской с приделом Сретения Господня (наряду с храмом Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи) располагался в глубине монастырской территории, он также был разобран. В оставшихся зданиях обители разместились структуры НКВД. На монастырской территории, к зданиям главного в то время ведомства страны, велись расстрелы. Таким образом, в настоящее время от уникального монастырского ансамбля XVI — начала XVIII века сохранилось только два здания — собор Владимирской иконы Божией Матери 1679 года и настоятельский корпус конца XVII века, значительно перестроенный в XIX–XX веках.

Главный храм обители – Владимирский собор – долгое время использовался как жилой дом (общежитие НКВД), но в 1958–1959 годах он был отреставрирован с восстановлением первоначального облика (архитектор-реставратор Г. К. Игнатьев).

На месте бывшего монастырского сада и разобранных келий первой половины XIX века в 1952 году было выстроено здание школы (совр. вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 3). В нем расположился отдел скульптуры научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря.

Лишь в 1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был передан Церкви — в статусе приходского храма. На бывшей монастырской территории тогда по-прежнему располагалась общеобразовательная школа, открытая в 1952 году, остальные здания принадлежали светским организациям и находились в страшном запустении.

В 1994 году в обители возродилась монашеская жизнь. Первое время Сретенский монастырь существовал как подворье Свято-Успенского Псково – Печерского монастыря, но вскоре указом Святейшего Патриарха Алексия II оно было преобразовано в Сретенский мужской ставропигиальный монастырь.

Со времени возрождения Сретенского монастыря прошло чуть более 20 лет. На сегодняшний день в обители воссозданы и заново отстроены настоятельский, келейный, административный и трапезный корпуса. Был значительно расширен монастырский храм — за счет пристройки к нему придела прп. Марии Египетской и продления придела Рождества Иоанна Предтечи. Также удалось осуществить масштабную реставрацию фресок собора.

В 2010 году монастырю было передано здание школы №.1216 (ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3), в котором после капитальной реконструкции расположилась Сретенская духовная семинария. Возвращение обители исторически принадлежавших ей зданий продолжается и в настоящее время.

В 2010 году в обители были построены домовые храмы в честь Святой Живоначальной Троицы в корпусе Наместника и святого праведного Иоанна Кронштадтского при лазарете монастыря.

На территории монастыря в настоящее время расположены семинария, крупнейшее православное издательство, магазин, редакция одного из самых посещаемых интернет – сайтов «Православие.Ru», Патриарший совет по культуре, Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы и многие другие подразделения. Здесь проживают 45 человек братии и более 200 семинаристов.

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном монастыре и возглавил Божественную Литургию в новоосвященном храме. На богослужении присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

История возведения обители

Первый камень будущей святыни был заложен в 1397 году. Его строительству предшествовало чудесное спасение Москвы от набега Тимура-Тамерлана. Во время крестного хода на пути процессии повстречалась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, а на следующий день враг отошел прочь. Именно тогда князь Василий I решил возвести на Кучковом поле, месте, где произошло чудо, Сретенский монастырь.

В 1922 году лавра лишилась почти всех своих церковных реликвий, а чуть позже ее официально признали обновленческой. Совсем недолго после этого там служил епископ Антонин, однако через год монастырь был передан под патриаршую юрисдикцию. Еще спустя пару лет (1926 г.) обитель упразднили, а главную церковь сделали приходской.

Конец 20-х годов XX столетия стал для Сретенского скита особенно трагическим. Тогда большая часть строений, в том числе и собор преподобной Марии Египетской, была разобрана до основания, а церковные святыни разошлись по музеям. Те здания, которые уцелели, заселили офицерами НКВД, а на самой территории скита совершали расстрелы. Тела жертв хоронили там же, на монастырском погосте.

Строительство святыни началось в 1397 году

При советской власти на месте захоронения была построена школа, а до 90-х годов здание Сретенского храма принадлежало Всесоюзному художественному научно-реставрационному центру им. Грабаря.

В начале 1991 года церковь Сретения Владимирской иконы Богородицы перешло РПЦ, а спустя пару лет (1993 г.) на территории лавры было открыто подворье Псково-Печерской обители. Статус ставропигиальной обитель получила только через три года (1996 г.), тогда же настоятелем скита стал игумен Тихон.

Видео «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь»

В этом видеосюжете представлены история и описание святой обители.

Архитектура в Сретенском монастыре

До наших дней храм в первоначальном его виде не дошел. Сегодня можно увидеть лишь несколько зданий, переживших столь долгую историю. Вся композиция достаточно монументальна и отличается лаконичностью линий.

Демонтированные храмы

Собор преподобной Марии Египетской был возведен в 1385 году. Столетие спустя деревянные стены были заменены на каменные. Церковь представляла собой небольшое прямоугольной формы здание с одним куполом. К началу XVIII века она пополнилась приделом Сретения Христа, а через 20 лет храм закрыли. Действовать вновь он стал только спустя 40 лет, когда за реконструкцию взялся Афанасий Гончаров. Строение полностью демонтировали уже в 30-е годы XX столетия.

Читайте также:  Афонское подворье в Москве: адрес и как добраться, храмы

Еще одна церковь, также разобранная в начале XX века – Никольская. Каменное здание второй половины XVII столетия сохраняло свои формы вплоть до демонтажа. Собор отличался крестчатыми сводами и кокошниками килевидной формы, которые украшали верхнюю часть строения. После пожара 1737 года храм был перестроен, а внутри появился придел во имя Всех Святых.

Вместе с Никольской церковью была демонтирована и надвратная колокольня, возведенная в 70-е годы XVII века. После того, как храм пострадал от огня, звонница была заново отстроена Иваном Мичуриным, а ее купол заменен на барочный.

В настоящее время купола, ранее венчавшие колокольню Сретенского монастыря, оформляют звонницу Гарвардского университета США.

Современные строения

Одно из строений, дошедших до наших дней, является храм Сретения Владимирской иконы Богоматери (1679 г.). В 1706 году он обзавелся приделом Иоанна Предтечи, а к началу XXI века – приделом во имя прп. Марии Египетской.

На территории обители действует храм Сретения Владимирской иконы Богоматери

Архитектура пятикупольного собора относится к московско-ярославскому стилю. Само здание квадратное, двухстолпное с тремя нефами. Роспись стен сделана костромскими мастерами начала XVIII столетия. Нижний этаж храма известен своей криптой с приделом Воскресения Господня. Она декорирована белым мрамором, а мозаичная роспись изображает символику древнехристианских церквей.

Собор Новомучеников и исповедников Российских представляет собой большое строение высотой около 60 метров с семью золотыми куполами. В архитектуре преобладает русский стиль с византийскими элементами. У нижнего храма расположен баптистерий, а большую часть комплекса занимает музей вместе с административно-служебными помещениями. Сегодня при монастыре также действует две церкви: Иоанна Кронштадского и во имя Св. Живоначальной Троицы.

Также на территории Сретенской лавры имеется Духовная семинария, а с 2012 года под ведение обители было передано помещение, ранее занимаемое Всероссийским музыкальным обществом (Рождественский бульвар).

Настоятели и святыни святой обители

С момента передачи скита Русской Православной Церкви и вплоть до 2018 года настоятелем монастыря был Тихон (Шевкунов). С мая месяца игуменом обители стал Иоанн (Лудищев).

Сретенская лавра всегда привлекала паломником со всех уголков России. Верующие не перестают приезжать сюда, чтобы поклониться таким святыням:

  • точному списку Туринской Плащаницы (в натуральную величину);
  • копии Владимирской иконы Пресвятой Богородицы;
  • мощам великомученика Иллариона.

Также здесь находятся частички мощей преподобной Марии Египетской, Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Серафима Саровского и других святых.

Расписание богослужений в Сретенском монастыре

Добраться до известной мужской обители не трудно. Она находится по адресу: г. Москва, Б. Лубянка, дом 19, строение 1.

Лавра открыта для паломников ежедневно. Все службы проводятся строго по расписанию на церковно-славянском языке:

  • литургия – 8:00 (будни), 7:00 и 10:00 (выходные, праздничные дни);
  • полунощница – 6:30;
  • вечерня – 18:00;
  • акафист Богородице – по пятницам вечером.

Изменения в богослужениях или подробное расписание на текущую неделю можно посмотреть на официальном сайте.

Также обитель отмечает престольные праздники:

  • 15 февраля – Сретение Господне;
  • 9 и 14 апреля – празднование во имя Марии Египетской;
  • 22 мая и 19 декабря – перенесение мощей Николая Чудотворца;
  • 3 июня – избавление от нашествия Махмет-Гирея;
  • 6 июля – чудесное спасение от хана Ахмата;
  • 8 сентября – перенесение Владимирской иконы Богоматери;
  • 3 ноября – празднование Св. Иллариона.

Несмотря на свою драматическую историю, Сретенский мужской монастырь до сих пор продолжает играть большую просветительскую роль. На его территории открыта духовная семинария, есть свой хор, действует одно из издательств РПЦ, а также открыт собственный интернет-портал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сретенский монастырь

Монастырская бухгалтерия

Сретенский мужской монастырь отделен от суеты Большой Лубянки высоким забором и пышной зеленью. Неприметный вход ведет на монастырскую территорию с миниатюрными фонтанами и хвойными деревьями.

Сретенский монастырь заложил в 1397 году сын Дмитрия Донского Василий в честь победы над татарами под Коломной. Обитель встала на месте встречи иконы Владимирской Богоматери.

Отправляясь на войну с Тамерланом, князь Василий I приказал принести в Москву Владимирскую икону. Москвичи встретили ее и торжественно пронесли по нынешней улице Большая Лубянка в Успенский собор. А в это время Тамерлан повернул назад. Свершилось чудо, которого так ждали.

В память об этом в дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершали крестные ходы.

Сретенская обитель сыграла важную роль в избрании на царство Михаила Федоровича, поэтому царская семья очень любила это место. А в 1677 году Федор Алексеевич приказал построить на месте древнего деревянного храма каменный собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

О важной роли монастыря говорит тот факт, что практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители. А в XIX веке в Сретенском монастыре даже временно находилась первосвятительская кафедра.

В 1922 году Сретенскую обитель захватили «обновленцы». В 1923 его вернули Православной Церкви и переосвятили.

Но в конце 1925 года Сретенский монастырь закрыли. В 1928-1930 большую часть его храмов и сооружений разрушили, а на территории устроили общежитие офицеров НКВД. В стенах бывшей обители проводили расстрелы. В память о жертвах того времени в 1995 году при входе в Сретенский монастырь установили поклонный крест.

На смену НКВД пришли реставрационные мастерские Грабаря. Но это не спасло Сретенский монастырь от дальнейших разрушений. Например, на месте монастырского кладбища, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года, построили здание средней школы.

В 1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери вернули Церкви. Он стал приходским храмом.

В церкви чудом сохранились фрески начала XVIII века, выполненные мастерами костромской школы, и часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенных из Константинополя в 1706 году.

В 1993 открыли подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, а в 1995 на его основе образовался Сретенский мужской монастырь. Заново построили колокольню, восстановили старинные монастырские помещения, возвели два новых пятиэтажных корпуса и перестроили один четырехэтажный для размещения монашеских келий и Сретенской духовной семинарии.

Сейчас в монастыре живут более сорока насельников. При обители также действуют катехизические курсы. А Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в России — выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу. Среди святынь Сретенского монастыря — точная копия Туринской плащанины, частицы мощей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Серафима Саровского и других святых.

Особую известность Сретенскому монастырю принес хор. Он исполняет не только духовные, но и светские произведения. Хор много гастролирует и даже выступал на открытии Олимпиады 2014 года в Сочи.

При монастыре также действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, интернет-журнал «Православие.Ru». Под патронажем Сретенской обители восстанавливают колхоз «Воскресение».

Но в новейшей истории Сретенского монастыря было несколько скандалов. В 2011 году на его территории обнаружили гостиницы, где постояльцам оказывали секс-услуги. А в декабре 2013 на территории Сретенского монастыря незаконно снесли здания XIX века для предполагаемого строительства храма в честь новомучеников и исповедников Российских. Но на самом деле проект новой церкви не требовал разрушать исторические постройки.

О новом храме Сретенского монастыря

Дорогие прихожане Сретенского монастыря!

3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке.

Необходимость нового, вместительного храма в нашем монастыре назрела давно: кому, как не вам, известно , что нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице.

Сретенский монастырь. Всенощное бдение. Фото: А.Камальдинов / Православие.Ru

Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке и приурочить его освящение к февралю 2017 года.

В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту.

«Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов.

Мы ожидали творческого решения, которое смогло бы выразить идею небесного торжества Новомучеников, нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников.

Сретенский монастырь. Великий пост. Фото: К.Новотарский / Патриархия.Ru

В задании конкурса были и непременные технические моменты.

Храм должен быть вместительным: в идеале – на две тысячи человек.

Еще одно требование – предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа.

Читайте также:  Преображенский собор в Чернигове: история и адрес храма

Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма.

Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (а он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве – здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), мы попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено.

Наконец, необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб.

Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.

В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций.

Выставка проектов. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru

На конкурс были представлено 48 проектов. Многие из них заслуживают самого серьезного внимания со стороны всех, кто интересуется церковной архитектурой. Часть работ по-настоящему талантливы, в лучшем смысле слова традиционны. От лица Святейшего Патриарха мною, как наместником монастыря, были разосланы благодарственные письма всем, кто принимал участие в этом творческом состязании. А три победителя награждены в соответствии с условиями конкурса.

В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы.

Ниже мы публикуем все представленные проекты: читатели смогут сами соотнести творческие и технические задачи, сформулированные условиями конкурса, с предложенными нам творческими решениями.

Выставка проектов. Фото: И.Правдолюбов / Православие.Ru

После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них, – проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено Настоятелем нашего монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Что же выделило эту работу на фоне всех остальных?

Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника, Храма-торжества победы Христа и Его учеников-Новомучеников, и вот с ней-то, по мнению жюри, авторы проекта-победителя справились лучше других.

Представленный образ храма – необычайно светлый и величественный. То, что авторы поставили храм на постаменте-стилобате, зрительно подчеркивает идею памятника.

ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса

Нас по-настоящему порадовало то, как авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец – Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы .

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места ( Откр.20:11). Художники воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле в окружении Новомучеников. Почему-то, кстати говоря, именно это вызвало самую жесткую критику, вплоть до упреков в модернизме, хотя именно такое решение мы можем видеть на фасаде главного собора Псково-Печерского монастыря, и в данном случае эта художественная параллель представляется для нас значимой, поскольку у московской Сретенской обители с Псково-Печерским монастырем особые духовные взаимоотношения.

Успенский собор Псково-Печерского монастыря

Светлый, эсхатологический образ храма, говорящий о торжестве и победе Христа и Его Церкви в Царствии Небесном – вот та наша мысль и ожидание, которые уловили и воплотили авторы проекта.

Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что, становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), – что, при высокой плотности застройки, все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния.

Вид с Рождественского бульвара. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса

К сожалению, не во всех проектах предусматривалась возможность совершения богослужений под открытым небом. Давая это задание, мы ожидали, что для такого служения будет предназначен некий балкон или небольшая площадка, но авторы проекта-победителя предложили намного лучший вариант.

На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, – здесь устанавливается переносной Престол, – а прихожане располагаются в монастырском дворе.

Решение, по-моему, очень простое, изящное, удачное и при этом практичное. А иконы Спасителя и Новомучеников по внутреннему фасаду храма будут напоминать об иконостасе, создавая правильный образ богослужения.

По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице).

Вид со стороны Сретенского монастыря. ИП Смирнов Дмитрий Михайлович. Победитель конкурса

Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, мы сможем несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для нашей семинарии.

Каков будет материал внешней и внутренней отделки храма, какова техника изображений, какие конкретно будут на фасадах лестниц сюжеты барельефов, посвященных Новомученикам, мы пока не знаем. Все это – в процессе самой серьезной работы и обсуждений.

Что касается еще одной важнейшей составляющей проекта – необходимости создания архитектурной концепции нового храма в увязке с существующими в монастыре строениями, – то здесь я предоставляю слово профессионалам, высказавшимся на эту тему.

Академик В.Д. Шмыков, архитектор-реставратор, начальник архитектурной проектной мастерской ФГУП «Институт «Спецпроектреставрация», действительный член Академии архитектурного наследия: «Созданный авторами архитектурно-художественный образ содержит идею духовного торжества Новомучеников во имя Христа и Православной Церкви, отвечает высокой духовности русского православного народа и поддерживает высокий статус монастыря. При этом хорошо вписывается в существующую градостроительную ситуацию и сложившуюся окружающую историческую застройку».

Профессор МАРХИ Тимур Башкаев: «В целом это впечатляющая работа, точно отражающая запросы и самоощущение современной Церкви, но требующая внимательной проверки градостроительных и объемно-планировочных решений комплекса при сохранении яркого авторского стиля фасадных решений».

Обращаюсь к нашим прихожанам с просьбой о молитвах, чтобы Господь благословил это начинание и позволил завершить строительство и благоустройство храма в срок, – к февралю 2017 года.

Ниже мы представляем фотографии всех проектов, участвовавших в конкурсе.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Сретенский монастырь в Москве

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сретенский монастырь на Лубянке — это старинная православная обитель, которая находится практически в центре столицы Российской Федерации. В истории данного монастыря отразилась, наверное, вся история существования Российского государства с его переворотами, войнами, яростным богоборчеством и пламенными молитвами.

История

Святая обитель Сретенского монастыря в Москве была основана в конце XIV столетия на месте обретения чудотворного образа Владимирской иконы Богоматери. Святыня помогла избавить Москву от нашествия хана Тамерлана. В 80-х годах XVII столетия был построен нынешний главный храм монастыря. Его освятили и назвали во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери. Немного позже возле храма возвели придел Рождества Иоанна Предтеча.

В начале XVIII столетия храмы украсили шедеврами древнерусского искусства — фресками. Они, кстати, сохранились и по сегодняшний день. В даты празднования Сретенской иконы из Успенского собора в Сретенский направлялся крестовый ход.

Историки отмечают, что православная святыня сыграла активную роль в избрании на пост царя — Михаила Федоровича, который был первым из династии Романовых. Тогда считалось за честь начинать богомолье царей, князей, митрополитов из молитв в Сретенском храме.

После прихода к власти коммунистов в 1917 году, обитель стала центром борьбы с безбожниками. В начале 30-х годов православный храм захватили советские власти, но усилиями патриарха Тихона и священномученика Иллариона монастырь возвратили. Однако в 1925-м святыню закрыли.

В 1930-м большая часть сооружений обители была разрушена. На ее территории велись расстрелы. В уцелевших помещениях разместились офицеры НКВД.

Только с 1990-х годов началось активное возобновление монастыря. В 1991-м был реконструирован и открыт приходской храм Сретенской Владимирской иконы Богоматери. Позже возведена колокольня, восстановлены четырех и пятиэтажные обители для монашеской братии, реконструированы старинные монашеские строения и помещения.

В 1995-м в честь памяти мучеников, которые были расстреляны на его территории, установлен поклонный крест.

Сегодня в монастыре проживают около 40 человек, которые делятся на два скиты: мужскую и женскую. Также при монастыре действует книжное православное издательство, которое публикует историческую, художественную, богословную и богослужебную литературу. Помимо этого несколько десятков лет назад было открыто высшее монашеское училище и организованы катехизические курсы, для людей, которые совсем недавно вступили в церковную жизнь.

Читайте также:  Покровский храм в Саратове: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

Святыни Сретенского монастыря и храмы

Сегодня на территории обители действует только собор Сретения Владимирской иконы, который возведен в 1677 году. Также есть не действующие храмы:

  • Храм святого Николая;
  • Храм преподобной Марии Египетской (1385 года).

В стенах обители находятся чудотворные иконы Сретенского монастыря:

  • икона преподобного Серафима Саровского с его мощами;
  • икона Владимирской Богоматери.

Другие святыни: мощи Иллариона Троицкого и копия Туринской Плащаницы.

Для православного человека данная обитель, без сомнения, благодатное место. Туристы же смогут здесь подышать русской историей, посмотреть на великолепные фрески, красивые металлические светильники, которые отбрасывают свет на лики святых. Для тех, кто желает познакомиться с православной историей, напиться духовной силы и найти душевный покой, будет доволен отведать данную обитель.

Расписание служб и богослужений

Каждый день в стенах общины проводятся:

  • полунощница в 6:45;
  • утренняя и вечерние службы в 18:00;
  • в праздничные и воскресные дни ранняя литургия проводится в 7:00, а поздняя в 10:00.

В эти дни в собор приходит большое количество прихожан и паломников. Расписание на текущую неделю можно узнать лично у священника или монашеской братии.

Проход на территорию запрещен в коротких юбках, шортах, одежде с открытыми плечами. Женщина должна иметь головной убор.

Где находится Сретенский монастырь

Точный адрес православной святыни: Россия, город Москва, ул. Б. Лубянка, 19. Индекс 107031.

Как добраться до святого места? Удобнее всего на метро. Ближайшие станции метро: Тургеневская, Кузнецкий мост, Чистые пруды, Лубянка.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой Сретенской обители:

Сретенский монастырь

Сретенский монастырь.

Адрес Сретенского монастыря: ул. Б. Лубянка, 19 (метро “Тургеневская”, “Чистые пруды”, “Лубянка”, “Кузнецкий мост”).
Фотоальбом Сретенского монастыря.
Рассказ о поездке в Сретенский монастырь.
Сретенский мужской монастырь: http://www.pravoslavie.ru/sm/

Сретенский монастырь – древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского – с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. Монастырь был основан в 1397 году в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Как повествуют летописи, летом 1395 года знаменитый завоеватель хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг.

«Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию», – пишет Н.М. Карамзин. Митрополит Киприан, который был тогда первосвятителем Московским повелел, чтобы великая православная святыня, заступница земли Русской, – Владимирская икона Божией Матери – была принесена из Владимира в Москву. Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, со слезами молился: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» 26 августа (8 сентября по новому стилю) неподалеку от Кремля, на том месте, где вскоре был основан Сретенский монастырь, крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, встретил чудотворный образ.

В этот самый час, когда жители Москвы встретили икону и молились перед ней, Тамерлан, как повествуют летописи, дремал в своем шатре; вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела Она Тамерлану оставить московские пределы.

Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение. Ему отвечали, что Сияющая Жена – это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом, непобедимый хан на следующий день повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. До сих пор историки теряются в догадках относительно причин этого бегства. Но православные восприняли и воспринимают это событие с верой и благодарностью Божией Матери, Усердной Заступнице рода христианского. В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Это был главный праздник Москвы, исторически сложившийся праздник города.

Сретенский монастырь, хотя и не был знаменит, играл заметную роль во многих духовных и исторических событиях. После октябрьского переворота 1917 года монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. 4 декабря 1925 года здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков – будущий святейший патриарх Пимен. Одним из последних настоятелей обители перед ее закрытием стал сподвижник святого патриарха Тихона священномученик архиепископ Иларион (Троицкий) , встретивший свою смерть в сталинских лагерях.

Образ архиепископа Илариона.

Выдающийся богослов, блестящий проповедник архиепископ Иларион в 20-е годы отдал все свои силы для того, чтобы отстоять само существование Церкви в условиях гонения на христиан.

В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами» – псевдоцерковными деятелями, сотрудничавшими с большевиками в страшном деле разорения Церкви. Но усилиями владыки Илариона в 1923 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор – переосвящен великим чином. Мудрая и смелая позиция архиепископа Илариона повлекла за собой ненависть богоборцев, ссылку и многолетнее заключение настоятеля Сретенского монастыря в Соловецком концлагере, а затем и мученическую кончину.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря: церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, святые ворота с колокольней и братские корпуса – были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью новых мучеников. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием.

В 1991 году сохранившийся собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви, здесь был создан приход. В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия в Сретенском монастыре была возрождена монашеская жизнь и основано подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В 1995 году Указом Святейшего Патриарха подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).

Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. Главное делание иноков – молитва: ежедневно совершается ранняя литургия в 5 часов 30 минут, полунощница, поздняя литургия и вечернее богослужение. Сотни прихожан, которые нашли в священниках монастыря помощников в духовной жизни, собираются в обители на праздничные службы. При монастыре организованы катехизические курсы, которые посещаются главным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около четырехсот человек.

Восстановление монастыря далеко не закончено, однако уже теперь монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра. Главной святыней монастыря являются мощи священномученика Илариона (Троицкого) , перенесенные из Санкт-Петербурга в мае 1999 года. В соборе также хранятся частицы мощей преподобной Марии Египетской, святителя Николая Чудотворца, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобного Серафима Саровского и иных великих угодников Божиих.

Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской.

За десять лет восстановлены почти все монастырские помещения, благоукрашен собор монастыря, возведены два новых пятиэтажных корпуса, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария.

Сретенское книжное издательство – одно из крупнейших в современной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. В январе 2000 года начал свою работу монастырский сайт Православие.Ru, который сразу привлек внимание читателей и быстро завоевал ведущее положение среди религиозных ресурсов. Сайт неоднократно признавался лучшим религиозным Интернет-ресурсом в рейтингах крупнейших поисковых систем.

С 1997 года Сретенский монастырь неоднократно организовывал сбор благотворительной помощи жителям Чечни, и духовенство обители сопровождало эти гуманитарные грузы в город Грозный и регионы, пострадавшие от войны.

Осенью 1999 года начались занятия в Сретенском высшем православном училище, которое решением Священного Синода в 2000 году было преобразовано в высшее учебное заведение – Сретенскую духовную семинарию. Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской духовной академии, Российской академии наук, Московского государственного университета, столичное духовенство. Срок обучения в семинарии – пять лет. Главной особенностью этого православного ВУЗа является участие студентов в жизни монастыря. Во время учебы они живут в монастыре, участвуют в богослужениях, выполняют послушания.

В 1997 году в Сретенском монастыре был создан Российский центр по изучению Туринской Плащаницы. У Сретенского монастыря также имеется два скита: Серафимовский и Ильинский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте восстановленной обителью усадьбы Красное. Этот скит представляет собой круглую каменную крепость с домовой церковью, кельями, огородами, пасекой, скотным двором и прудом. В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря.

Недалеко от скита, в деревне Слободка, находится сельскохозяйственный кооператив «Воскресение», который был возрожден из полной разрухи и запустения братией Сретенского монастыря. В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».

В той же Рязанской области, в городе Михайлове, монастырь взял под свою опеку детский дом, директором которого стал священник – выпускник Сретенской семинарии.

Ссылка на основную публикацию