Московский Воскресенский храм в Сокольниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм воскресения Христова в Сокольниках: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Хочешь идти в гости к прошлому – отправляйся в музей, если хочется глотка духовной атмосферы – в храм. А если и того, и другого – можно остановить выбор на храме Воскресения Христова в московских Сокольниках. Тут все перемешано в одном флаконе: история выжившей в период разрушения церквей 9-купольной постройки, называемой в народе когда-то «Кедровской», необычная ориентация алтаря под стиль всему храму, истории многочисленных образов и солистов слепого хора. Внутри словно говорит каждый камень, приглашая послушать его историю жизни.

Контакты. Как добраться

Посещение. Режим работы храма

Планируя визит в упомянутый храм, важно держать в голове, что это религиозное здание Московской городской епархии, так что будь добр, посетитель, уважай внешним видом и поведением то, что внутри происходит.

  • Правила посещения те же, что и в остальных православных храмах. Попасть внутрь утром получится только за полчаса до начала службы, то есть с понедельника по субботу в 7:30, а воскресенья и праздники – в 6:30.
  • Удалиться визитеров просят в 19:00.

Расписание богослужений храма Воскресения Христова в Сокольниках

  • 7:00, вс и праздники – ранняя литургия;
  • 8:00, пн-вс – литургия;
  • 10:00, вс и праздники – поздняя литургия;
  • 18:00, пн-вс – вечерняя служба (утреня);
  • 18:00, сб и накануне праздников – всенощное бдение.

Святыни

В храм Воскресения Христова можно идти, как на музейную экскурсию, – точно так же устанешь загибать пальцы от количества местных реликвий. Причем количество останков мучеников и святых явно преобладает над количеством выставленных икон.

  • Икона «Целительница», которая сменила несколько монастырей с XVIII в., пока не осталась в храме Воскресения Христова в Сокольниках. За этой копией древнего образа Богоматери, которая хранится в Грузии, тянется длинный список чудесных излечений от тяжелых болезней.
  • Боголюбская икона Богоматери, снятая с Варварских ворот Москвы, где находилась при Петре I. Считается, что этот образ тоже лечит и предохраняет от болезней.
  • Иверская икона Божией Матери – список с иконы царской семьи, привезенной с горы Афон в XVII в. Называется также Вратарницей и московской покровительницей.
  • Страстная икона Божией Матери родом из XVII в., перенесенная из специально возведенного для нее Страстного монастыря. Также чудотворная и целебная.
  • Более 40 образов посвящены Богородице: тут имеются «Умягчение Злых сердец», Тихвинская, Казанская, Касперовская, Федоровская, Смоленская, «Скоропослушница», «Утоли мои печали», «Покров», «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) и прочие.
  • Разместились в храме также икона великомученика Пантелеимона с Лубянских ворот, праведного Алексия, апостолов Петра и Павла, мучеников Флора и Лавра, святителя Николая, Георгия Победоносца, Иоанна Предтечи и с десяток других почитаемых церковью личностей.
  • Больше сотни частиц останков святых и мучеников хранится в храме Воскресения Христового: это мощи 40 Севастийских мучеников IV в., трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), евангелистов, великомучеников Пантелеимона, Трифона, Марины, святителей Николая и Луки Войно-Ясенецкого, Серафима Саровского, есть даже кусочек Древа Господня и много неопознанных мощей из разных монастырей.

Фото храма Воскресения Христового в Сокольниках

Древнерусский стиль постройки в сочетании с модерном и эклектикой – выглядит храм Воскресения Христового довольно современно.
Непривычно смотреть на колокола, не задирая голову вверх, – тут она расположена внизу, на крыльце.
Большие иконы украшают также фасады храма, на этом, например, изображена сцена воскресения Христа.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках — Видео

Автор интересно рассказывает о истории храма. Приятного просмотра!

Район, где расположился храм, мало напоминает Москву начала XX в., за все постройки «отдувается» религиозная 34-метровая громадина. Так и представляешь, как по ступеням крылечек поднимаются солидные (и не очень) москвички довоенных времен. Хотя у всех свои ассоциации с прошлым…

Храм Воскресения Христова в Сокольниках Москва

Содержание:

Строительство храма во имя Воскресения Христова в Сокольниках неразрывно связано с именем священника Иоанна Кедрова, который, несмотря на свою молодость, был к тому времени уже очень уважаемым в Москве человеком.

Больничный священник Иоанн Кедров был очень любим всеми пациентами. Они отмечали его убежденную, глубокую веру, деятельное благочестие, большое человеколюбие и участие в нуждах не только пациентов Бахрушинской, но и всех жителей Сокольников. Батюшке платили любовью и безграничным доверием. Не случайно же очень часто врачи и священники трудятся бок о бок — одни врачуют недуги телесные, другие — душевные и духовные.

Жители Сокольников долго уговаривали отца Иоанна возвести здесь храм. И вот в 1909 году батюшка решил исполнить пожелание своих прихожан и объявил сбор средств на новую церковь. То, что храм посвятят Воскресению Христову, было известно с самого начала.

Строительство Храма Воскресения Христова в Сокольниках

Начало строительства Храма Воскресения Христова в Сокольниках

В 1909 году батюшка Иоанн Кедров объявил сбор средств на новую церковь. Будущему храму заранее выбрали посвящение – в честь Воскресения Христова.

Выбрали место для Воскресенского храма в Сокольниках, а священник все не решался дать добро непосредственно на строительство: смущала отца Иоанна грандиозность проекта.

Есть легенда среди прихожан церкви, согласно которой к протоиерею Иоанну Кедрову трижды являлась Богородица с повелением начинать стройку, лишь после третьей встречи с Царицей Небесной священник приступил к строительству.

Прихожане и поныне убеждены: раз повелев строить храм, Богородица больше никогда не оставляла его в своей милости. Неслучайно в Воскресенской церкви хранится столько ее образов!

И 29 июня 1909 года, в день памяти апостолов Петра и Павла заложили первый камень Воскресенского храма.

Ход строительства Храма Воскресения в Сокольниках

Храм в Сокольниках строили по проекту архитектора П.А. Толстых на средства москвичей. Но денег, как и опасался Кедров, не хватало.

Однажды, когда приближался очередной день расчетов с рабочими, денег почти не осталось. И вот, поздно вечером к стройплощадке подошел бедно одетый старичок. Он попросил отца Иоанна приютить его на ночь. Священник пустил странника в свой дом, а когда утром зашел в отведенную гостю комнату, то никого там не нашел. Зато на столе лежал сверток. В нем оказались деньги — ровно столько, сколько не хватало, чтобы заплатить рабочим.

Строительство закончили к 1913 году, когда в России отмечалось трехсотлетие Дома Романовых, и 22 декабря освятили храм — как и планировалось, в честь Воскресения Христова. Годом позже освятили приделы: южный — в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», северный — в честь апостолов Петра и Павла.

В подклете тоже соорудили придел, посвятив его празднику Рождества Христова. Протоиерей Иоанн Кедров стал первым настоятелем сокольнического храма, и вскоре церковь стала называться в народе «кедровской».

История храма в Сокольниках

Новый Воскресенский храм в Сокольниках сразу стал любим своими прихожанами! Правда, очень скоро закрутился бурный водоворот событий XX века, захватив и Сокольнический храм.

До революции Храм Воскресения Христова в Сокольниках жил размеренной жизнью, славился своим замечательным хором.

После революции Воскресенский храм оказался в числе самых уязвимых. Первая серьезная попытка уничтожить храм была предпринята в 1929 году, однако прихожане не сидели сложа руки. Они направляли в Моссовет бесконечные жалобы, и чиновники, в итоге, решили пока не трогать храм.

Противостояние продолжалось до 1932 года. Однако вскоре церковь почти на 10 лет она стала «кафедрой» обновленцев. А в 1945-м в Воскресенской церкви состоялся Поместный Собор, участники которого избрали патриархом Алексия I (Симанского).

Несмотря на то, что к концу 70-х годов прошлого века Воскресенский храм оказался зажат между современными жилыми многоэтажками, сама церковь — словно маленький островок старой Москвы: она обнесена аутентичной оградой, возведенной одновременно с храмом, на звоннице северной паперти сохранились небольшие колокола.

А в 2001 году произошло заметное в мире искусствоведов событие. Третьяковская галерея передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II восстановленные фрагменты первоначальной росписи храма Христа Спасителя. Речь идет о шести фрагментах фрески Генриха Семирадского «Тайная Вечеря».

История этих росписей такова: перед взрывом храма в 1931 году власти разрешили сотрудникам Третьяковки снять наиболее ценные, на их взгляд, фрески и забрать в музей. Однако в последнюю минуту кто-то передумал. Храм взорвали, не дождавшись приезда искусствоведов.

Музейщики буквально на свой страх и риск собрали уцелевшее и отвезли в храм Воскресения Христова в Сокольниках в надежде на то, что когда-нибудь дело дойдет до их реставрации.

Воскресенский храм в Сокольниках архитектура

Воскресенский храм в Сокольниках по праву считается одним из лучших образцов культовой архитектуры московского модерна. Храм отличают изысканные формы и яркая индивидуальность — окраинному московскому району Сокольники подарили прекрасную архитектурную «визитную карточку», не потерявшуюся даже в современной многоэтажной застройке!

Главная отличительная особенность Воскресенского храма — его необычная для православной традиции пространственная ориентация. Апсида обращена на юг. Насколько известно, это связано с желанием отца Иоанна Кедрова обратить алтарь храма в сторону родной земли Иисуса Христа. В отдельных случаях Церковь допускает такие отклонения от канона.

Храм стоит на высоком подклете. Композиционно это четырех-столпный крестово-купольный храм в соответствии с древней русской традицией; однако в остальном его формы — творческая интерпретация традиционных мотивов вплоть до их полного переосмысления. На массивный крестообразный центральный объем водружен легкий восьмерик, увенчанный шатром; по угловым граням восьмерика поставлены четыре малые главки — подчеркнуто вытянутые по вертикали «луковицы». Им вторят четыре чуть более крупных главки, завершающие пониженные угловые объемы в пазухах центрального «креста». Рукава этого креста — широкие, завершением имеющие крупные закомары. Архитектору удалось решить две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: сделать храм вместительным и одновременно изящным, создать иллюзию утонченности, даже миниатюрности. Массивному, но обтекаемому низу противопоставлено динамичное, летучее девятиглавие. Чтобы диалектика не обернулась диссонансом, основному объему приданы крыльца с высоким щипцовым завершением, подчеркивающие вертикальный порыв центра. Таким образом, громоздкую нижнюю часть удалось умело примирить с излюбленным в культовой архитектуре эклектики и модерна приемом — шатровым завершением.

Читайте также:  Казанский монастырь в Тамбове: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Возрожденный шатер применялся архитекторами московского модерна часто и в разных «ипостасях»: достаточно вспомнить стройную свечку старообрядческой Георгиевской церкви в подмосковном Новохаритонове (в районе Гжели), сложенный из 24 кокошников шатер храма в Серафимо-Знаменском скиту (Битягово) или вообще ни на что не похожий верх тоже старообрядческой Покровской церкви в Москве. Нетрудно заметить, кстати, что перечисленные храмы по сравнению с нашим Воскресенским — все-таки «малая форма», и именно в Сокольниках удалось успешно установить изящный шатер на очень массивное здание.

Внутри Воскресенского храма в Сокольниках

Только находясь внутри Воскресенского храма в Сокольниках можно в полной мере оценить, какой он на самом деле большой. Обширное, богато освещенное пространство интерьера четко членится на три нефа. Самый широкий — центральный. В правом и левом — приделы, соответственно, во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и первоверховных апостолов Петра и Павла.

В подклете был храм во имя святого Александра Невского, ныне он переосвящен в честь Рождества Христова.

При оформлении интерьера архитектор П. А. Толстых использовал интересный прием: пол имеет некоторый уклон от трапезной к алтарю (напоминаем — на юг). Решение, «подсмотренное» в театре, позволило верующим, даже находящимся в задних рядах, хорошо видеть происходящее на солее, видеть богослужение без помех. Чтобы еще более усилить воздействие, дополнить визуальные ощущения звуковыми, главный свод изнутри покрыли резонаторами-голосниками. Они усиливают звучание хора, делают его объемным — своего рода технология «звук вокруг» безо всяких электронных ухищрений.

Над низкой алтарной преградой — прекрасной работы двухъярусным эклектичным иконостасом, выполненным из кипариса, — словно парит озаренная льющимся из щелевидных окон солнечным светом высокая и глубокая конха апсиды. Аккуратный мазок художника: над алтарем — живописные фигуры Христа и ангелов на белом фоне. Эффект получается замечательный.

Вообще, интерьер Воскресенского храма не пестрит стенописью, стены белые, в эстетике модерна, росписи появляются только там, где это действительно нужно: над алтарем, над выходом в трапезную, традиционные евангелисты в парусах. И в то же время внутреннее пространство не выглядит статичным, застывшим: оно, как и внешний вид храма, постоянно находится в динамике, достигаемой за счет мастерского чередования ярко освещенных и затененных объемов. Превосходным обрамлением белоснежным стенам служат напольные киоты, темные, как и иконостас; они изготовлены из мореного дуба.

Иконостасы в приделах выполнены в той же манере, что и в центральной части. Росписи приделов богаче — они не только в апсидах, но и на боковых стенах. В алтаре северного придела — большое живописное изображение первоверховных апостолов; в алтаре южного — Богородица с Младенцем Иисусом на руках.

Патриаршее подворье

You are using an outdated browser.
Please upgrade your browser to improve your experience.

Божественная литургия совершается по воскресениям, великим и двунадесятым праздникам в 9.00, в дни памяти наиболее чтимых святых (по будням) в 8.00.

Вечерние богослужения – накануне, в дни предшествующие праздничным, в 17.00.

После Божественной литургии, в субботу служится Лития о усопших, а в воскресенье Водосвятный молебен о здравии и Лития о усопших.

В храме ежедневно можно подать записки о здравии или упокоении близких, посетить церковную лавку.
Каждый понедельник в 17.00 служится Молебен с Аакафистом Предтече и Крестителю Господню Иоанну.

В воскресные дни священник ведет встречи, посвященные осмыслению библейских текстов и насущным проблемам духовной жизни человека и общества.

Расписание

Расписание богослужений

в храме рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

на ФЕВРАЛЬ 2020 г.

Дата, день

Праздник

Богослужение

Время

Служащий, помогающий

1

суббота

Прп. Макария Великого, Египетского. Свт. Марка, архиеп. Ефесского. Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского. Прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского. Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Антония Марткопского, столпника.

День интронизации Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Литургия

Всенощная

8-00

17-00

прот.Олег

пом.свящВячеслав

протдАлександр

свящ.Вячеслав

протдАлександр


2

воскресенье

Неделя 33-ч по Пятидесятнице.

Прп. Евфимия Великого. Прпп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника Печерских, в Дальних пещерах.

Литургия

Молебен

Панихида

9-00

свящ.Вячеслав

пом. прот.Олег

протдАлександр

3

понедельник

Седмица 34-я по Пятидесятнице.

Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофита. Прп. Максима Грека. Мц. Агнии девы.

Икон Божией Матери Ктиторской и именуемой «Отрада», или «Утешение», Ватопедских икон Божией Матери.

4

вторник

Ап. Тимофея. Прмч. Анастасия. Прп. Макария Жабынского, Белевского, чудотворца. Прмч. Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах.

5

среда

Сщмч. Климента, еп. Анкирского и мч. Агафангела. Собор Костромских священников. Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского. Перенесение мощей свт. Феоктиста. архиеп. Новгородского. Воспоминание VI Вселенского собора.

6

четверг

Блж. Ксении Петербургской. Свт. Герасима Великопермского, Устьвымского. Перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина.


7

пятница

Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского. Прп. Анатолия Оптинского, Старшего. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. Свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Собор Новомученников и исповедников Церкви Русской.

Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали».

Литургия в Госпитале ФТС

8

суббота

Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна. Прп. Симеона Ветхого. Перенесение мощей прп. Феодора, игумена Студийского. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста.

Литургия

Всенощная

8-00

17-00

прот.Олег

пом.свящВячеслав

протдАлександр

свящ.Вячеслав

протдАлександр

9

воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее.

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину за веру Христову.

Литургия

Молебен

Панихида

9-00

свящ.Вячеслав

пом. прот.Олег

протдАлександр

10

понедельник

Седмица Сплошная.

Прп. Ефрема Сирина. Прп. Феодосия Тотемского. Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского. Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского.

Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери.

11

вторник

Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца. Свт. Лаврентия, затворника Печерского, ер. Туровского, в Ближних пещерах. Свтт. Герасима, Питирима, Ионы, епископов Великопермских, Устьвымских. Собор Коми святых. Собор Екатеринбургских святых.

12

среда

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Блж. Пелагии Дивеевской. Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах. Блг. Петра, царя Болгарского.

13

четверг

Бессребреников мчч. Кира и Иоанна. Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского.


14

пятница

Предпразднство Сретения Господня. Прп. Петра Галатийского. Прп. Вендимиана, пустынника Вифинийского.

Литургия в Госпитале ФТС

Всенощная

17-00

свящ.Вячеслав

протдАлександр

15

суббота

ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Литургия

Всенощная

8-00

17-00

прот.Олег

пом.свящВячеслав

протдАлександр

свящ.Вячеслав

протдАлександр

16

воскресенье

Неделя о блудном сыне.

Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского. Блгв. кн. Романа Угличского. Собор святых Пермской митрополии.

Литургия

9-00

свящ.Вячеслав

пом. прот.Олег

протдАлександр

17

понедельник

Прп. Исидора Пелусиотского. Прп. Кирилла Новоезерского. Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских.

18

вторник

Мц. Агафии. Свт. Феодосия

Елецкой-Черниговской, сицилийской, или Дивногорской, и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.

19

среда

Прп. Вукола, еп. Смирнского. Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свт. Фотия, патриарха Константинопольского.

Литургия в

Смоленском

храме

8-00

свящ.Вячеслав

протдАлександр

20

четверг

Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. Прп. Луки Елладского. Мчч. 1003 Никомидийских.

21

пятница

Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Феодора Стратилата. Прор. Захарии Серповидца, из 12-ти.

Литургия в Госпитале ФТС

Вечерня, Заупокойная Утреня

17-00

свящ.Вячеслав

протдАлександр

22

суббота

Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

Мч. Никифора из Антиохии Сирской. Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России. Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах.

Литургия

Всенощная

8-00

17-00

прот.Олег

пом.свящВячеслав

протдАлександр

свящ.Вячеслав

протдАлександр

23

воскресенье

Неделя мясопустная. о Страшном суде.

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц. Блгв. кн. Анны Новгородской. Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Лонгина Коряжемского. Мц. Валентины.

Иконы Божией Матери «Огневидная».

Литургия

9-00

свящ.Вячеслав

пом. прот.Олег

протдАлександр

24

Седмица сырная (масленица) – сплошная.

Сщмч. Власия, еп. Севастийского. Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского. Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон.

25

вторник

Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского.

26

среда

Прп. Мартиниана. Свт. Серафима, архиеп. Богучарского. Прпп. Зои и Фотинии. Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского.

Литургия в

Смоленском

храме

8-00

свящ.Вячеслав

протдАлександр

27

четверг

Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Прп. Исаакия, затворника Печерского, в ближних Пещерах. 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора. Прп. Марона, пустынника Сирийского.


28

пятница

Ап. от 70-ти Онисима. Прп. Пафнутия, затворника Печерского. Прп. Евсевия, пустынника Сирийского.

Виленской и Далматской икон Божией Матери.

Литургия в Госпитале ФТС

29

суббота

Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Свт. Московского Макария. Мчч. Персидских

Церковь в честь Воскресения Христова и другие храмы в сокольниках Москвы

Есть в Сокольниках храм, который является лучшим среди церквей, построенных в стиле русского модерна. Он стоит величаво, так что купола видны со всех сторон. Большой и вместительный, храм назван в честь великого Христова Воскресения. У этой церкви удивительная история возникновения.

Район Сокольники

В прошлом – это сосновый бор. Он, со стороны северо-востока, примыкал к Москве. В XV веке это были угодья для княжеской соколиной охоты. С 1890 года, сокольники стали районом Москвы. Сегодня это муниципальный округ с парковой зоной, развитой инфраструктурой, дворцом спорта, музеями и златоглавыми церквями. Великолепные храмы в Сокольниках являются не только религиозными культовыми сооружениями, но и культурной ценность города. Среди них и объект наследия культуры РФ. Каждый из них имеет свою уникальную историю. Благодать от церквей разливается по всей округе. Слышен звон колоколов. Все храмы в Сокольниках заполнены верующими во время богослужений. Но прийти туда можно в любое время, когда они открыты. Прийти полюбоваться внутренним убранством, приложиться к святыням, поставить свечу и помолиться за близких людей.

Какие есть храмы в Сокольниках?

Среди известных православных церквей в Сокольниках есть:

  • Храм Тихона Задонского (2 придела: княгини Ольги и Серафима Саровского);
  • Храм Воскресения Христова (приделы: Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»; Апостолов Петра и Павла; Рождества Христова);
  • Храм Рождества Иоанна Предтечи.

Эти объекты представляют культурную и религиозную ценность. Стоит зайти во все храмы в Сокольниках, чтобы напоить душу нетленной пищей, прикоснутся к Благодати и стать внутренне богаче. О каждом храме можно рассказывать долгую и удивительную историю. В этой статье речь пойдёт о церкви, которая стала культурным наследием России. Предание говорит о том, что построена она по велению самой Пресвятой Богородицы. Она явилась во сне к простому священнику больничной церкви, протоиерею Иоанну Кедрову. Он и построил храм Воскресения в Сокольниках, наняв для этого рабочих. При этом священник не имел средств, чтобы рассчитаться со строителями. Но, так как Богородица являлась дважды, он решил полностью положиться на Волю Божию.

Строительство

Начато было строительство в 1909 году. А уже в 1913 год храм Воскресения Христова в сокольниках был построен. Удивительна история постройки этой церкви. После того, как к простому больничному священнику явилась Пречистая, он решил, что это наваждение. Но Богородица явилась во второй раз. Лик у неё был суров. Тогда и приступил к строительству Кедров.

Проект для храма разработал архитектор П. Толстых (1908 год). В 1917 году осуществили закладку храма. В декабре 1913 года, 22 числа величественное церковное сооружение освятили. Этот чин осуществил высокопреосвященнейший митрополит Московский и Коломенский Макарий.

Тогда Сокольники были рабочей слободой. Район не богатый. Приход в больничном храме не приносил много пожертвований. Поэтому, когда настало время расчётов со строителями, Иоанн Кедров стал горячо молится о разрешении такой проблемы.

Помощь

Согласно преданию, одному купцу явились во сне апостолы Павел и Пётр. Сам купец давно желал пожертвовать определённую сумму денег на церковь. Но никак не мог определиться с местом. Апостолы и указали на строящийся Кедровым храм. Утром купец отправился к указанному месту и вручил протоиерею Иоанну положенную сумму. Её как раз хватило на то, чтобы покрыть все расходы.

В другой раз к отцу Иоанну явился паломник. Священник накормил его и провёл вечер в беседе с ним. В это время как раз строительство было закончено, всё готовилось к освящению. Тогда нужно было последний раз рассчитаться с рабочими, однако протоиерей вновь испытывал материальные трудности, которые сопровождали его на протяжении всего строительства. Наутро протоиерей зашёл в келью, предоставленную старцу для ночлега. Паломника там он не обнаружил. Но, на столе лежали деньги. Их хватило для покрытия всех окончательных расчётов. Звали того старца Николай.

Особенности церкви

Возведённый храм имеет площадь 960 квадратных метров. 34 метра – это высота главного купола. Боковые приделы имеют высоту 22 метра. Храм двухэтажный и девятикупольный. Он выстроен в форме креста. В отличие от других православных церквей, храм в сокольниках (расписание богослужений можно уточнить на официальном сайте) возведён алтарём на юг, а не на восток. Его алтарь обращён в сторону гроба Господня в Иерусалиме. Там тоже находится Иерусалимский храм Воскресения Христа.

При храме работают воскресная школа, молодёжный центр, выпускается газета. Службы в храме идут ежедневно. В буднии дни и субботу службы начинаются в 8-00 и 17-00. В воскресные дни две литургии: 6-45, 9-30 и вечерняя в 17-00. В большие праздники служат так, как и в воскресение. Исключением является Пасха и Рождество. В это время служба идёт всю ночь.

Внутри храма и внешне всё продумано до мелочей. Каждая деталь имеет своё символическое значение. Девять куполов – в честь девяти Ангельских чинов. В нижнем храме совершается крещение. Он освящён в честь Рождества Христова.

В храме много святынь. В нём кипарисовые и дубовые резные иконостасы. Паперть высокая. Паникадила в византийском стиле. В нижнем храме иконостас золочённый. А главный иконостас сохранил тёмный кипарисовый цвет. Говорят, что во время строительства храма, умерла дочь Кедрова. В память о ней, он и не стал золотить иконостасы и ещё восемь куполов. Храм имеет как бы строгое убранство. Но это не влияет на его величие. Здесь стоит обязательно побывать.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Фото 1984 г.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках – один из самых величественных и, вместе с тем, изысканно хрупких храмов. Построен в течение всего 5 лет (1908 – 1913) в стиле «модерн», весьма модном в искусстве того времени, и никогда не закрывался – ни во времена революции, ни в годы Великой Отечественной.

Воскресенский храм в Сокольниках в былые времена называли Кедровским. Это потому, что появился он по инициативе протоиерея Иоанна Кедрова. И история эта весьма необычная…

Рассказывают, что Иоанну дважды являлась во сне Богоматерь. Первый раз она повелела построить вместительную церковь в Сокольниках. Но поскольку необходимыми средствами сновидец не располагал, то так и не приступил к строительству. Второй раз Матерь Божия предстала во сне властной и строгой, и тогда Иоанн не решился ослушаться. Он приступил к работам, несмотря на финансовые трудности.

Чем могли помогали местные жители и даже сокольнические мальчишки внесли свой вклад: с официальным удостоверением сборщиков пожертвований на строительство храма и с большими кружками на груди они путешествовали по линии трамвая и собирали деньги на благое дело. Проезд для ребят был бесплатным.

… Срок оплаты строительных работ неумолимо приближался, а денег, несмотря на пожертвования паствы, всё ещё не хватало. Иоанн же не уставал молиться Царице Небесной и, как оказалось, не зря. Некий купец нашёл протоиерея и вручил крупную сумму денег инкогнито. Как оказалось, она точно покрывала сумму долга перед строителями на текущий момент.

Когда все работы были практически закончены, и подошёл срок окончательного расчёта, деньги вновь достались Иоанну необычным путём. Он приютил странника — накормил и предложил ночлег в одной из келий. А наутро помещение оказалась пустым, зато на столе лежала немаленькая сумма… Единственной значимой информацией о госте было его имя — Николай. С тех пор Святитель Николай — особо почитаемый святой в Кедровской обители.

Автором проекта храма Воскресения Христова в Сокольниках стал архитектор П. А. Толстых. В 1908 году был заложен первый камень здания, а к концу 1913-го храм был достроен и освящён.

Это великолепный образец эклектики, так как (несмотря на то, что искусствоведы приписывают храму «русский модерн») здесь переплелись и модерн, и элементы зодчества XVII века, и даже элементы готики.

Здание получилось невероятно красивым, высоким (34 м.) и вместительным (960 м. кв.). Его устройство соответствует основным принципам русского зодчества – четырехстолпный, крестово-купольный в основании храм завершается высоким шатровым восьмериком. За счёт высоких щелевидных окон и закомар с килевидным завершением обитель будто вся стремится ввысь. Венчают её 9 куполов — в честь 9 Ангельских Чинов. Изящные барабаны главок декорированы абрамцевской плиткой (всегда ценилась отменным качеством и отличалась изумительной красотой глазури) синего цвета. В западном крыльце устроена звонница.

Кедровский храм в Сокольниках имеет особенность — его алтарь обращён не на восток, как обычно, а на юг – на храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Стоит упомянуть ещё об одной необычной детали – отсутствие позолоты на всех куполах, кроме главного. Как гласит предание, это Иоанн наказал не покрывать позолотой иконостасы и купола. Так он скорбел о своей дочери, которая скончалась в период строительства храма.

Правый придел Воскресенского храма освящён во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость»; левый — в честь апостолов Петра и Павла; нижний храм, в котором проводится обряд крещения, — во имя Рождества Христова.

Интерьер обители также поражает воображение – здесь и великолепные резные иконостасы в стиле эклектики (нижний – золочёный, а тот, что в верхнем храме, сохранил натуральный цвет кипариса), и красивые дубовые киоты с художественной резьбой, и помпезные паникадила, наделённые элементами византийского стиля.

Нужно сказать, храм Воскресения Христова в Сокольниках имеет прекрасную акустику за счёт голосников, покрывающих главный свод. А специально созданный уклон пола позволяет следить за богослужением, даже когда помещение полно людьми.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

В связи с тем, что храм никогда не закрывался, он богат святынями, которые стекались сюда из разных мест в годы советской власти. Именно здесь находится та самая Иверская икона Богородицы, которая была привезена в дар царю Алексею Михайловичу Романову с Афона в 1648 г. и долгие годы хранилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот недалеко от Кремля. Та самая икона, что особо почиталась всеми российскими императорами. Храм Воскресения в Сокольниках стал прибежищем и другой Богородичной иконы, именуемой «Страстная» (из Страстного монастыря), а также Боголюбской иконы Божией Матери, образа святого Пантелеймона и многих других икон и святынь.

В 1930 г. храм Воскресения Христова в Сокольниках стал оплотом обновленцев, но, как известно, их движение оказалось нежизнеспособным, и 21 декабря 1943 г. притч Воскресенского храма воссоединился с Московским Патриархатом. Таким образом стало возможным именно в этом величественном храме провести в 1945 г., перед самым концом войны, тот самый Поместный собор Русской Православной Церкви, «смотр свободы совести в СССР», на котором был избран Патриархом Всея Руси Алексий I (Симанский).

Сегодня храм имеет не только воскресную школу, но и молодежный клуб, приходскую газету и даже школу трезвения.

atompups

Наносите пользу, причиняйте добро!

Построен на средства прихожан в 1909—13 по проекту архитектора Павла Александровича Толстых.

Инициатором строительства был московский протоиерей церкви во имя Божией Матери “Всех Скорбящих Радости” при Бахрушинской больнице – Иоанн Кедров. Поэтому в народе этот храм иногда называли – Кедровская церковь.

По приданию, хранящемуся в семье Кедровых, три раза Богородица являлась во сне священнику и повелевала ему начать строительство этого храма. Однако отец Иоанн не начинал в виду отсутствия денег, но после третьего раза решился на постройку. В 1907 году из Дворцового ведомства пришло разрешение на приобретение участка земли, необходимого для строительства. Был организован сбор народных пожертвований. Жертвователей оказалось так много, что собрали около 300 тысяч рублей. История сохранила память о случае, когда на этот храм один гражданин пожертвовал 40 тысяч рублей сам пожелал остаться неизвестным. Стройка была поистине народной – на народные деньги. Отцу Иоанну приснился план церкви с алтарем не на восток, как во всех православных храмах, а на юг, в сторону храма Гроба Господня в Иерусалиме. Таким образом, это единственный храм в Москве с алтарем обращенным в сторону Святой земли. И еще этот храм считается единственным образцом стиля модерн в церковной архитектуре Москвы.

Закладка храма состоялась 29 июня 1909 года и была совершена митрополитом Московским Владимиром.

На old.mos.ru выложена фотография, которая, видимо, и запечатлела этот момент:

А на этой фотографии мы уже видим само строительство, 1912 год:

Храм был освящен 22 декабря 1913 года во имя главного христианского праздника – Воскресения Христова. Левый придел – 4 января 1915 года во имя первоверховных апостолов Петра и Павла , правый – 18 октября 1915 года в честь иконы Богоматери “Всех Скорбящих Радость” . 9 сентября 1916 года был освящен подземный придел, сооруженный в молитвенную память о почившем старце А.К. Веденееве, погребенном в церкви у левого клироса. Ныне в подклети – придел Рождества Христова. Здесь совершается таинство Святого крещения.

Первые фотографии отстроенного храма 1914 год:

Первый Крестный ход на Пасху 1914 года:

Обязательно рассмотрите эту фотографию.
29 августа 1919 года.Общая фотография на праздновании 25-летия церковного служения отца Иоанна Кедрова. Он в центре рядом со своим близким другом Патриархом Тихоном (Белавиным). Они так и шли рука об руку, и в радости, и в горе. И по делам НКВД вместе проходили, и сохранность храма обеспечили.

А так храм выглядел в районе 1930 года:

Теперь вернемся непосредственно к архитектуре. 9-ти купольный 2-х этажный храм имеет форму креста, площадь его составляет 960 кв.м. Высота главного купола – 34 метра, боковых приделов – 22 м.

Храм— одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию.

В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость.

Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство.

Замечательные резные иконостасы выполнены из кипариса по проекту архитектора А.П. Толстых в духе эклектики. В последствии для икон сделали киоты художественной резьбы из моренного дуба, изготовили величественные паникадила в византийском стиле. Первый хор храма был составлен из слепых . Это один из последних московских храмов, построенных в дореволюционной России.

Так выглядело убранство храма на момент открытия:

Детали храма можно рассматривать бесконечно. Я даже не знаю, с какой стороны он менее красив, чем с другой. Невероятно красив и притягателен в каждой мелочи и детали:

В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку.

В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940 — 1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.

И главная святыня Храма – Икона Иверской Божией Матери :

На этом фото мы видим Патриарха Кирилла во время службы на фоне святыни:

История появления ее в Храме такова. С иконы Иверской Божией Матери, находившейся в царской семье, был сделан список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

Из личных наблюдений могу сказать, что возле иконы всегда есть небольшая очередь из 3 – 5 человек, чтоб к ней приложиться, причем это в будний день и рабочее время.

И еще немного фотографий Храма. Спасибо всем, кто фотографировал:

Над входом в Храм есть надпись:
“Азъ есмъ светъ – верьте в светъ да сынове света будете” (фото увеличивается):

Что касается внутреннего убранства, то стены и потолок изначально были белыми, а напольные иконостасы из темного дерева, тем самым вид был довольно строгий. Но мне случайно попалось интересное фото 1980 года, где отображен совершенно другой вид убранства внутри:

Под этой фотографией шел гневный текст :

“В 1950-х гг. стены, до того пустующие, были частично расписаны в сентиментально-слащавой манере. При этом в алтарном своде поместили огромный Глаз в треугольнике (Всевидящее Око), которым в свое время возмущался небезызвестный священник Сергий Желудков. К счастью, приходу хватило сознательности, и в 1990-е гг. Глаз ликвидировали. Но на представленном фото 1980-х гг. мы можем его лицезреть.

В настоящее время Храм внутри выглядит так (фото со службы Патриарха Кирилла):

Храм имеет собственный сайт и активно духовно живет: http://www.voskresenie-sokolniki.ru/ Он ни на один день не закрывался, что кажется практически невозможным, учитывая советские времена, и количество попыток власти использовать его под светские нужды. Но его отстояли – невероятно, но факт.

В следующем году ему исполнится 100 лет. Немного по меркам церковной архитектуры. Но таких храмов не было “до” и “после” уже, понятно, не будет. Год постройки был тот самый 1913 год – наивысший год расцвета Российской Империи. Модерн во всей своей невероятной красоте. Что-то от самых корней и сказки. Что-то от исконно народного, записанного на подкорке. В общем, это последнее не по мотивам, а отражающее состояние “здесь и сейчас” 100 лет назад, при этом живое и активное. Давайте его беречь.

Ссылка на основную публикацию