Мужской монастырь Саввы Освященного в Крыму: история и адрес монастыря Челтер-Мармара, архитектурные памятники

Свято-Саввинский мужской монастырь в урочище «Чилтер-Мармара»

Свято-Саввинский мужской монастырь – православный мужской монастырь в честь преподобного Саввы Освященного Симферопольской епархии Украинской Православной Церкви. Монастырь находится в урочище «Чилтер-Мармара».

Содержание

История

Древняя история монастыря реконструируется гипотетически: возникновение – в VIII-IX (по причине бегства в Крым из Византии иноков-иконопочитателей, согласно выдвинутой на рубеже XIX-XX вв. гипотезе В.Г.Васильевского и Ю.А.Кулаковского) или XII-XIII (тщанием местных ревнителей благочестия) вв.; расширение (перестройка) – кон. XIV – сер. XV вв. (в период расцвета княжества Феодоро в юго-западном горном Крыму); запустение – после 1475 г. (в связи с разгромом Феодоро османами).

Кон. XIX – ХХ вв. были временем научного описания и исследования сооружений монастыря, в 2007 г. здесь восстановлена монашеская жизнь.

Описание

Монастырские пещеры (56 помещений сохранились хорошо, 30 – сильно повреждены от времени) располагаются на 5-ти ярусах, соединенных лестничными переходами. Возможно, в средние века монастырь имел также наземные сооружения на плато над пещерами (не сохранились).

1-й ярус пещер: искусственные помещения для усыпальниц и естественные гроты, где содержался скот.

2-й ярус пещер: главным помещением является природный грот 32-метровой длины, поддерживаемый 5-ю колоннами; в восточной части грота – пещерная церковь (по научной классификации, «церковь № 1») площадью 9 х 5 м (с могильными углублениями в наосе); в гроте также уцелели следы винодельни; на том же ярусе – предполагаемая трапезная (помещение со скамьей, углублением для сосудов-пифосов, 14-ю кольцами в потолке для светильников).

3-й ярус пещер: ок. 20-ти жилых помещений, предполагаемая ризница и библиотека, предполагаемая церковь или часовня (с могильными углублениями).

4-й ярус пещер: предполагаемые церковь (вход завален, в алтаре имеется надпись 1403 г.), пекарня, келья настоятеля.

5-й ярус пещер: комплекс из предполагаемых отшельнической кельи в естественной пещере и устроенной при ней часовни.

Святыни

  • частица мощей прп. Саввы Освященного
  • мироточивая икона свт. Саввы Сербского

Престольные праздники

Память прп. Саввы Освященного — 5 (18) декабря

Местонахождение

Монастырь расположен в 1,5 км к северо-западу от с.Терновки Балаклавского района г. Севастополя, в толще обрыва Чилтер-кая («Решетчатая скала»).

Название пещерного монастырского комплекса «Чилтер-Мармара» связано, во-первых, с изрешеченным пещерами видом скалы («Чилтер» означает – «Решетка»), а во-вторых, с расположением вблизи монастыря в эпоху средневековья села Мармара.

Адрес: Крым, г.Севастополь, Балаклавский район, с.Терновка, урочище Чилтер-Мармара

Телефоны: (0652) 25-45-11, 50-56-03, 27-00-59 (Епархиальное управление Симферопольской епархии)

Где остановиться

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Челтер-Мармара — монастырь вблизи п. Терновка (Севастополь)

В Севастопольском районе, на высоте 400 м над уровнем моря, расположен монастырь Челтер-Мармара. Крым богат подобными странными сооружениями в пещерах. Расширяя и соединяя естественные ходы, а также вырубая в скалах искусственные гроты, средневековые монахи создавали для себя жилища, хорошо защищающие их от врагов.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится пещерный монастырь Челтер-Мармара?

Он обнаруживается в долине реки Бельбек, возле села Терновка. Чтобы попасть в него, потребуется карта или совет местных обывателей. Идти-то от селения недалеко, но рядом есть еще один пещерный монастырь – Шулдан.

Челтер-Мармара на карте Крыма

История: приют иконопочитателей в Крыму

Исторические источники молчат о монастыре в Бельбекской долине. Историки полагают, что его основателями стали представители одного из направлений византийского христианства – иконопочитателей. Временем основания полагается IX век, следовательно, сакральный объект заметно древнее официального православия, ведущего свою родословную с 1054 г. Но это лишь одна из версий. Согласно другой, он заметно моложе (XIII век) и изначально был православным.

Название «Челтер-Мармара» звучит необычно, происхождение его тоже до конца неясно. «Челтер» по-татарски – «решето». Так местное население именует гору, где расположен монастырь, и это понятно – пещеры там были изначально, церковные служители воспользовались природным подарком. Ничего, что именовалось бы «Мармара», ныне в окрестностях Терновки нет. Существует предположение, что в период средневековья существовало поселение с таким названием.

По основной версии, обитель была действующей до XV века и ее уничтожили турецкие завоеватели. Вопреки расхожему представлению, турки относились к православию достаточно терпимо и иноверцев на своих землях не преследовали, позволяя свободно исповедовать свою веру. Но им было известно, что монахи обычно бывают богаты, и во время военных походов не упускали случая пограбить владения церкви, так что версия звучит убедительно. После этого о существовании монастыря как бы позабыли, вспомнив только в 1886 г., когда его осмотрел знаменитый Бертье-Делагард.

Посещение обители: крепость в скале

Турецким завоевателям наверняка пришлось немало потрудиться, чтобы захватить добычу в районе Терновки. Пещерный монастырь Челтер-Мармара был велик и хорошо укреплен. До сих пор сохранились остатки каменной оборонительной стены, а сам он занимал 5 уровней естественных и рукотворных пещер. Всего в нем 50 помещений, часть из них сейчас разрушена.

Первый ярус представляет собой череду небольших углублений в скалах. Они использовались для хозяйственных нужд. Тут же иноки устроили и своеобразное кладбище – ряд усыпальниц, которые можно отличить по круглым небольшим входам. Есть и бывшие кельи – небольшие комнатки с низкими входами.

Интереснее всего второй уровень, куда с нижнего ведет каменная лестница. Вдоль устроена галерея с каменными колоннами – она отлично смотрится на фото. С нее можно попасть в 11 разных комнатушек довольно большого размера. Большинство из них – естественного происхождения. Особенно интересен огромный зал площадью 150 м с каменными опорными колоннами. Тут же монахи устроили в камне 5 емкостей для сбора дождевой воды – это было удобно и давало возможность выдержать возможную осаду.

Третий ярус частично разрушен, но изначально в нем было 15 помещений, связанных в единую систему коридорами и лестницами. В одном из них ученые нашли две гробницы с надписями краской на греческом языке. К сожалению, за прошедшие века они стерлись настолько, что прочитать их не удалось. Все здешние помещения имеют окна – отверстия в скале, обращенные на долину.

Верхние уровни разрушены сильнее. На последний можно попасть с вершины горы через имеющийся провал, но делать это следует осторожно – занятие небезопасное. Предполагается, что здесь находилась монастырская церковь, возможно, что и не одна.

Впрочем, приведенная информация может быстро устареть. Ныне монастырь Челтер-Мармара в Крыму снова стал действующим. В нем поселились служители веры, они занялись приспособлением пещер под свои нужды, их утеплением, организацией подсобного хозяйства. Прошло то время, когда посещение пещер было только вопросом личного интереса и осторожности туриста.

Отзывы о происходящем сильно разнятся. Есть люди, что однозначно одобряют создание и восстановление культовых объектов. Но ученые опасаются, что действия монахов приведут к уничтожению уникальной древней пещерной архитектуры: и современные представления об условиях их проживания, и новые православные традиции имеют мало общего со Средневековьем.

Как добраться (доехать) из Севастополя?

Добираться до монастыря Челтер-Мармара удобнее всего из Севастополя: садитесь на маршрутку №40 или №109, уходящую от остановки «5-й километр Балаклавского шоссе». Выходить нужно будет в Терновке.

Из Симферополя сюда напрямую доехать не получится: автобусы ходят лишь в Залесное, откуда уже придется либо идти, либо ловить попутки. От самой Терновки путь нужно будет проделать такой:

На машине до культового объекта также несложно доехать, вот маршрут на карте из Севастополя:

Туристу на заметку

  • Адрес: п. Терновка, Балаклавский район, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.595566, 33.732016.

Пещерные монастыри Крыма, Челтер-Мармара в том числе, принадлежат всему человечеству, а не только православным. Они – демонстрация предприимчивости и трудолюбия наших далеких предков. В заключение смотрите видео об описанной выше достопримечательности, приятного просмотра!


Пещерный монастырь Челтер-Мармара в Крыму: описание, история и местонахождение

На территории Крымского полуострова находится множество уникальных исторических достопримечательностей. Одним из самых известных древних строений является пещерный монастырь Челтер-Мармара, расположенный на высоте 400 метров над уровнем моря.

Читайте также:  Толгский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

Расположение

Данная постройка представляет собой крупный пещерный монастырь, включающий множество ходов и помещений. Достопримечательность находится в Севастополе, рядом с селом Терновка. Строения подобного типа широко распространены в Крыму. Много столетий назад монахи оборудовали внутри гор жилища. Подобным образом люди защищались от врагов.

Объединяя и разветвляя естественные проходы внутри скал, получилась целые комплексы.

Древний монастырь Челтер-Мармара раскинулся на горе Челтер-Кая, в западной части. На верхушке скалы установлен большой православный крест. Название достопримечательности, состоящее из двух слов, обозначает следующее: «челтер» (по-татарски) — решетка или решето, «Мармара» — название деревни, которая в прошлом находилась неподалеку (по мнению историков).

История

Точных данных о том, как возник это монастырь, не имеется. Многие специалисты считают, что его основали иконопочитатели, которые относились к одному из направлений византийского христианства. Считается, что строение было основано в IX веке. Данная информация говорит о том, что монастырь появился ранее официального зарождения древнего православия, начало которого датируется 1054 годом.

Согласно второй версии, монастырь был основан ранее, в VIII веке. Некоторые историки сообщают, что изначально он являлся православным. Пещеры в горе, где находится историческая памятка, были образованы естественным путем.

Жившие в данной местности много столетий назад монахи воспользовались ими и обустроили.

Многие историки считают, что монастырь был обитаемым до XV века. После его разрушили турецкие завоеватели. Основной целью военных было обогащение. Во время походов турки часто грабили церкви. Об обители забыли до 1886 года. Тогда удивительное строение привлекло внимание Бертье-Делагарда – военного инженера и архитектора, родившегося в Севастополе.

Описание

Древняя обитель удивляет большими размерами. Также монахи надежно защитили и укрепили монастырь. Куски оборонительной стены из камня сохранились до наших дней. Обитель включает в себя 5 уровней, которые состоят из природных пещер и проходов, оформленных вручную. Весь объект разбит на 50 отдельных помещений. К сожалению, не все они сохранились.

Несмотря на то что некоторые из них полностью разрушены, современным туристам есть что оценить.

Первый ярус

Данная часть использовалась для бытовых нужд и состояла из небольших проходов в горах. Также в первом ярусе священнослужители оборудовали несколько усыпальниц. Их можно определить по круглым входам. Здесь же находились кельи (жилье монахов) – компактные помещения с низкими и маленькими входами.

Второй ярус

Эта часть монастыря считается самой увлекательной. С первого яруса к нему ведет лестница из камня. Здесь расположена галерея, украшенная каменными колонами. С этого места пролегают проходы в 11 отдельных комнат, размеры которых больше, по сравнению с помещениями первого яруса. Многие из них образовались в горе естественным образом.

Отдельно стоит отметить просторный зал с массивными опорами из каменных колонн. Площадь помещения – 150 метров. Здесь прежние обитатели оборудовали специальные емкости, чтобы собирать дождевую воду и использовать ее в повседневных делах. Такая предусмотрительность помогала выдерживать возможные осады.

Третий ярус

Следующий ярус дошел до нашего времени в первоначальном виде лишь частично, из-за частичных разрушений. Историки определили, что на этом уровне было обустроено 15 комнат. Все они связаны между собой проходами и лестницами, создавая единую систему.

Во время исследований ученые обнаружили две усыпальницы. Перед входом в гробницы имеются надписи на древнем греческом языке. К сожалению, за несколько столетий буквы сильно стерлись, и расшифровать их не удалось. В каждом помещении имеются окна, которые монахи собственноручно прорубили к горе. Отверстия выходят в сторону живописной долины.

Верхние ярусы

Последние уровни пострадали сильнее всего. На самый верхний уровень монастыря можно попасть с верхушки скалы, через специальный провал. Однако здесь нужно быть максимально осторожным. Историки считают, что в этой части монастыря была расположена церковь, возможно, не в единственном числе. Стоит отметить, что пещерный монастырь представляет собой историческую достопримечательность и охраняется законом.

Чтобы сохранить старинную обитель, проводятся реконструкции и ремонт объекта.

Монастырь в наши дни

На сегодняшний день монастырь является действенным. В нем поселились монахи и ведут активную деятельность. В 2007 году на базе строения организовали обитель в честь священнослужителя Саввы Освященного. В наши дни удивительное помещение внутри горы используют как церковь.

Здесь расположили известные иконы:

  • Преподобного Саввы Освященного;
  • Святого Саввы Сербского, местные прихожане заявляют, что в 2009 они мироточила.

Стоит отметить, что удивительное явления было подтверждено представителями членами авторитетной комиссии. Прихожане и монахи считают, что столь удивительное событие связано с приездом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые посетили Крымскую епархию. Мироточение иконы началось перед намеченным приездом вышеупомянутых особ, а после отъезда явление постепенно начало исчезать.

Жизнь священнослужителей

Сейчас братия Челтер-Мармара включается несколько монахом. Каждый из них усердно трудится над восстановлением и облагораживанием монастыря. Монахи делают огромный вклад в сохранении исторической ценности Крыма. В настоящее время богослужения в храме ведут каждую неделю, по воскресеньям. Также специальные мероприятия проводят в даты православных праздников.

Жилые и хозяйственные комнаты расположены не только в основной части обители, а также на плато. К нему ведет лестница, которая высочена в горе. Рядом с монастырем, на расстоянии 1 километра находится природный источник, окруженный лесом. Он был освещен в честь преподобного Евфимии. Также обустроили купальню.

Как добраться до монастыря?

Чтобы своими глазами увидеть известный исторический памятник, можно воспользоваться общественным транспортом. Легче всего добраться до нее из Севастополя. Садиться нужно на остановке «5-й километр Балаклавского шоссе». Оттуда отправляются автобусы под номерами 40 и 109. Выход в селе Терновка. Далее до достопримечательности придется идти пешком.

Маршрутное такси отправляется по расписанию. Также можно добраться на личном автомобиле, воспользовавшись картой или GPS-навигатором. Адрес – полуостров Крым, город – Севастополь, Балаклавский район, село Терновка. Из Симферополя добираться до монастыря не очень удобно. Из города ходят автобусы в села Хмельницкое и Родное. Они отправляются со станции «Западное».

В следующем видео смотрите обзор пещерного монастыря Челтер-Мармара в Крыму.


ЖЖ Крыма: Чилтер-Мармара — древний и новый пещерный монастырь

Грот до вселения монахов

Пещерных монастырей в Крыму довольно много. Самые известные — ныне действующие Успенский Бахчисарайский, близ Чуфут-Кале, и Свято-Климентовский в Инкермане под Севастополем. Рядом с пещерным монастырем в Четвёртом гроте Качи-Кальона тоже возрождён скит св. Анастасии Узорешительницы. В этих обителях мы побывали в прошлом году.

Не во всякий пещерный монастырь Крыма вас приведут экскурсии туристических агентств. Иногда придётся на рассвете сесть в старенький пригородный автобус (можно, конечно, и ближе к обеду — но не забывайте о жарком солнышке), неторопливо проехать между виноградниками и полями, попросить водителя остановиться «у тополей» — перед поворотом к деревне Терновка, чтобы продолжить путь сначала вдоль шоссе, а потом по тропе в зарослях невысоких сосен, кизила, колючего держи-дерева, можжевельника. Летом здесь цветут сначала тысячелистник, ромашки и колокольчики, чуть позже — зверобой и душица, и можно унести с собой букетики, а дома заваривать самый летний на свете травяной чай.

Решётчатая скала

Уже с дороги видны ряды зияющих дыр в нависающей над долиной скале. Это несколько ярусов пещер в монастырском комплексе. Трудно сказать, почему скале дано название «Чилтер-Кая» — «решётчатая скала» — потому ли, что на решётку её сделали похожей входы в рукотворные пещеры, или потому, что она изначально была изрешечена карстовыми провалами и естественными гротами. Мармара — название средневековой деревни, некогда находившейся на склонах ниже монастыря (сейчас от неё не осталось ни следа — только на тропах встречаются черепки от керамических сосудов или осколки черепицы).

Итак, мы поднимаемся. Это сравнительно невысоко и нетрудно. Скоро мы глянем на долину из окон в огромной скале. Археологи насчитали здесь более 50-ти пещер: кельи, трапезную, хозяйственные и подсобные помещения, а также четыре церкви. В древности все они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решётку.

Читайте также:  Храм Веры, Надежды, Любови и Софии: история и описание, адрес, праздники и святыни

Чилтер-Мармара — решётчатая скала

Туристы и паломники

Каждый год мы с друзьями ходим на Чилтер, проходим насквозь по монастырю, поднимаемся на плато и продолжаем путь по просеке в сторону пещерного города Эски-Кермен. Этот маршрут вполне подходит для посильного практически для всех однодневного похода. Что удивительно, каждый год скалы, стоящие здесь тысячелетиями, слегка меняются.

С давних пор мы привыкли, преодолев последний участок подъёма, не затенённый деревьями, запыхавшись и мечтая о холодной воде, взбираться в первую из пещер Чилтера и смеяться над собой: имитируем восторг при виде открывшегося пейзажа, чтобы передохнуть, достаём фотоаппараты, но главное — минералку, спорим о предназначении цистерн-дырок в полу — лишь бы отдышаться.

Мы чувствовали себя туристами. Теперь многие могут почувствовать себя паломниками.

Новый монастырь на старом месте

Традиционно на Чилтере было пусто. Ящерки, бабочки, цветы жабрицы над обрывом. Никаких следов присутствия человека — даже мусора.

В этом году у входа в пещеры прибита аккуратная табличка: «Московская Патриархия. Украинская Православная Церковь. Пещерный мужской монастырь преподобного Саввы Освященного». Первый подъём оборудован лестницей. Появилась не только лестница — поставлена и стена с воротами. В наше посещение ворота были открыты.

Мы входим на карниз, идём вдоль пещер. Традиционно в путеводителях этот ярус называется вторым, однако для нас он первый, потому что мы ни разу не лазили в нижний ярус пещер — только видели их проёмы с тропы.

Ещё недавно здесь были совершенно пустые гроты, сейчас — множество следов отшельнической жизни: в куче кирпича примостился велосипед, лежат фрагменты белых резных орнаментов, колонн и перил. Прямо в первом из больших гротов построена печь — не то недостроенная, не то слегка развалившаяся. Впрочем, чтобы пещера держала тепло, нужно будет закрыть устье стенами, так что, видимо, всё ещё впереди. Это труды монахов и трудников древнего нового монастыря.

Храм прп. Саввы

Та информация, которую удаётся найти в путеводителях и в интернете, не содержит никаких упоминаний о том, кому был посвящён большой храм на втором ярусе. Одни археологи выделяют в пещерном комплексе четыре церкви; другие говорят, что в монастыре был только один храм и одна часовня. Остальные сооружения не сохранили следов Престолов, жертвенников, алтарных преград, поэтому сложно разобрать, где просто хозяйственное помещение, а где храм.

Алтарная апсида храма в 2008 году

Совершенно очевидно, что в восточной части того грота, где ныне храм прп. Саввы Освященного, храм был и раньше. Сохранилась алтарная апсида с основанием для Престола и нишей для жертвенника; вероятно, окно, в которое сейчас виден семисвечник нового действующего храма, получилось в результате обвала скалы, когда нишу для жертвенника высекали в средние века. Теперь этот провал застеклён.

В гроте поставлены уже стены — пока явно временные. Уже зрительно теряются массивные каменные столпы, поддерживающие своды грота. Когда-то западная и южная стены храма, как считают учёные, были сложены из камня. Скорее всего, через несколько лет монахи восстановят утраченное — вряд ли исторически точно, но храм обретёт чёткие границы, а грот будет уже не узнать.

Есть временный иконостас, напоминающий о том древнем, от которого осталось только основание в полу пещеры. Есть и «паникадило» — подвешенная к потолку лампада. Аналои, иконы, столик с записками, ящичек для пожертвований — всё как в обычном храме. Только в западной части оборудована лежанка для местных отшельников.

В прошлом году здесь были только постелены ковры, поставлена пара аналоев и прислонён к восточной стене запрестольный образ Спасителя. Тем летом нас встретил котёнок — но он ничего не мог сказать о насельниках Чилтера. В этом году мы не видели кошек, зато видели несколько мужчин в рабочей одежде, один из которых — с самой роскошной бородой — отворил нам двери храма. Впрочем, он ни о чём нас не спрашивал и ни о чём не рассказывал нам. А через окна в южной — временной — стене храма была видна долина, карниз Чилтера и несколько луковых грядок прямо на скале.

Как всё начиналось

Долгое время в крымоведческой литературе господствовало мнение, что Чилтер, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VII-IX вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Однажды, встретив монахов на Мангуп-Кале, мы спросили их, давно ли они там живут, поскольку помнили, что за год до того те же пещеры пустовали. Нам ответили: «Давно ли мы тут живём? С VIII века — после иконоборчества».

Однако в результате проведённых исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не ранее Х-ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период существования княжества Феодоро (вторая половина ХIV — третья четверть ХV вв.). Православное княжество Феодоро связано как раз с тем самым Мангуп-Кале, где теперь тоже живут иноки.

Алтарь храма прп. Саввы в 2009 году

Скорее всего, монастырь на Чилтере начал функционировать с ХII-ХIII вв. Однако можно предполагать, что отдельные отшельники могли поселиться и ранее, облюбовав расположенную здесь карстовую пещеру. Известно, что значительная часть монастырей возникала в уже намоленных местах — в районе бывших келий или захоронений почитаемых подвижников. В ХIV — середине ХV века монастырская жизнь на Чилтере переживает подъём, он расширяется и достигает своих максимальных размеров. Турецкий захват Крыма в 1475 г. привёл к тому, что православные монастыри, в том числе и пещерные, частью были разрушены, а частью пришли в упадок. Возможно, отдельные монахи жили здесь и в ХVI-ХVII в., однако следы их пребывания практически не отмечаются.

А тропа ведёт дальше

Весь Крым покрыт сетью троп, тропок, дорог и просек. С плато над Чилтером мы видим поле цветущих маков, а сами выбираем дальнейший маршрут — на Эски-Кермен или на Шулдан, а может быть, к пещерному монастырю Челтер-Коба, где тоже уже действует храм — св. Феодора Стратилата.

Надеемся, что на этих тропах мы встретим и отшельников, и паломников!

Паникадило в храме прп. Саввы, 2009 год
Средневековый крест в третьем ярусе пещер
Трапезная монастыря, 2009 год
Храм прп. Саввы Освященного, 2009 год
Печь в первом гроте, 2009 год
Западный выход из монастыря, 2009 год
Подготовка к установке каменной резьбы, 2009 год
Окно в алтарь храма прп. Саввы, 2009 год
Храм в 2009 году
Скалы на Чилтере
Крест на плато, 2008 год
Вид в долину

Впервые опубликовано 16 июня 2009 года

Пещерный монастырь во имя прп. Саввы Освященного Часть 1

Над с. Терновка Балаклавского района г.Севастополя возвышается скала Челтер-Кая.

Она нависает над Кара-Кобинской и Шульской долинами, с другой стороны от монастыря Шулдан. На западной стороне отчетливо видны четыре яруса пещер. На вершине стоит православный крест.

Это и есть пещерный монастырь Челтер-Мармара. “Челтер” в переводе – “решетка”, Мармара – название средневековой деревни, находившейся у подножия горы. Основание христианской обители, по мнению исследователей, приходится на конец VIII ст. Хотя первые монахи-отшельники могли появиться здесь и ранее.

Братия стала переносить нехитрые пожитки в обустроенную под жилье пещеру.

С первых минут поражают тишина, уединенность и благодать, так и льющаяся в душу от этих камней и пещер, хранящих молитвы и подвиги живших в ней некогда отшельников.

В настоящее время в Челтере более пятидесяти пещер: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, 4 церкви.

В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. Пещеры со 2-го по 5-й ярус – единый ансамбль и имеют общий ход-калитку на восточном краю второго яруса. К ней от подножия скалы ведут ступеньки вырубленной в скале лестницы. Визитной карточкой монастыря является огромный колонный зал 32 метра в длину, каменный свод которого поддерживают 5 мощных колонн.

В восточной части грота – церковь,

в ней отчетливо просматривается основание для престола с углублением для мощей.

В стене находятся жертвенник и окно. Вдоль стены тянется скамья, рядом с которой в полу пять могил. В этом же гроте, в другой стороне, высечен тарапан – виноградодавильня. Вокруг монастыря по сей день находят заросли одичавшего винограда.

На северной стене уже едва различимы почерневшие следы росписи, изуродованные современными граффити. А вдоль колоннады – несколько больших зерновых ям с тщательно обработанными стенками. Церковь и тарапаны, костницы и зерновые ямы – всё в одном большом помещении.

Присмотревшись к скальной поверхности пола, мы увидели водоотводные канавки, отводившие дождевую воду от зерновой ямы, направляя её в высеченный рядом в скале водоём. Бассейн вырублен на краю обрыва и разделён надвое поперечной перемычкой, по уровню которой через отверстие происходит водосброс излишка воды в долину. Видимо, в дождливый период здесь негромко шумел искусственный водопад высотой в две сотни метров. Относительно же уровня моря бассейн находится на высоте 400 м и, что удивительно, порос самым обычным болотным камышом, занесённым сюда, по всей видимости, любопыт ными птицами.

Братия показывает, что удалось сделать – восстановлен алтарь для проведения богослужений, украшена церковь.

Поднимаемся тропинкой в пещеры верхних ярусов, где наверху над оконным проёмом виден высеченный в центре полуарочной ниши крест. Оконный проём, видимо, разделялся колонной-перемычкой, ныне наполовину разрушенной. Крест с расширяющимися концами изъеден природной эрозией, тем не менее сохранился довольно хорошо.

Третий ярус, скорее всего, служил жилищем для монахов, это отдельные уединенные кельи. В центральном помещении этого яруса вырублены две гробницы, над которыми видны слабые следы греческой надписи. Судя по углублениям в полу, пещера была разде лена перегородками на 4 части, одна из них с могилами – часовня. На ее потолке, на месте алтарной преграды, вырублен крест, справа от престола в квадратной вырезке тоже крест.

В четвертом ярусе тоже была церковь, вход в которую располагался над алтарем храма второго яруса. В настоящее время он разрушен, и без специального снаряжения туда не подняться. А было бы любопытно взглянуть на кресты, высеченные на стене алтаря, и остатки греческой надписи: “раб Божий. 6911-й (1403 год)”.

На пятый ярус – верхнее плато – можно подняться по ступенькам, вырубленным в скале с западной стороны монастыря. Через естественный полузасыпанный карстовый провал можно пройти к часовне. Она невелика, на ее стенах много граффити, часть южной стены обрушилась. Рядом – естественная пещера, уходящая на несколько десятков метров в глубь горы.

Несколько веков назад в условиях усиления мусульманства особую важность приобретали сохранявшиеся очаги греческого Православия, и прежде всего христианские монастыри юго-западного Крыма, расположенные в самом сердце Крымского ханства, неподалеку от Бахчисарая. Крымским монастырям, как известно из московских жалованных грамот конца X VI – начала XVII веков, ежегодно выплачивалась субсидия (руга), а греческие монахи часто ездили в Москву “за милостыней”. Поступая так, русское правительство проявляло немалую политическую дальновидность: в сложных дипломатических отношениях с Крымским ханством важно было иметь как источник политической информации в самом ханстве, так и опору среди местного населения. Вместе с тем эта поддержка в немалой мере способствовала выживанию центров старой греческой православной культуры.

И.О. наместника мужского пещерного монастыря иеромонах Агафон (Сидоров)

Пещерный монастырь «Челтер-Мармара»

“Челтер-Мармара стоит в бесстрастном безмолвии,
безлюдье, глядя на мир слепыми глазницами белых пещер.
Здесь ощущаешь земную тоску и бессмысленность городской праздной толчеи.
Тут надо бы упасть на колени и молиться солнечному лучу,
несущему свет, тепло и Божественную истину”.
В. Авинда

Словно огромный каменный корабль плывет над Шульской и Кара-кобинской долинами одна из древнейших обителей крымского христианства – пещерный монастырь Челтер-Мармара. Этот монастырь принадлежит к числу 14 пещерных городов, укрывшихся в природных крепостях – склонах внутренней гряды Крымских гор.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара получил свое название в честь горы, в обрыве которой он расположен – Челтер-Кая, что переводится как «решетчатая скала», и названия некогда располагавшейся у подножия горы средневековой деревни Мармара, в переводе означавшего «мраморная».

Когда впервые в комнаты «каменного замка» Челтер-Каи заселились люди, не известно до сих пор. Принято считать, что монастырь существовал здесь в XIII-XV веках, но археологами были найдены обломки керамики и следы фресок XI-XIII веков, поэтому считается, что располагавшие к уединенной и спокойной жизни природные жилища-пещеры привлекли первых поселенцев – монахов-отшельников – еще в незапамятные времена.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара привлекает людей по разным причинам. С одной стороны это историческое место, хранящее в себе память о древнем Крыме, с другой – один их средневековых оплотов крымского христианства, с третьей – уникальный природный уголок, завораживающий своей красотой и неповторимой атмосферой. Посещение Челтер-Мармара – незабываемый опыт для каждого, приятные воспоминания о котором останутся на всю жизнь.

Глядя на тут и там пронизанные оконцами и ходами, колоннами и помещениями недра пещерного монастыря, легко представить, как когда-то здесь воздавали свои молитвы отринувшие мирскую жизнь монахи-отшельники. В монастыре сохранилось около 50 комнат – 4 церкви, трапезная, кельи, подсобные и хозяйственные помещения, еще 30 разрушились. Самым большим залом – визитной карточкой монастыря – является длинный 32-метровый зал, каменные своды которого поддерживаются пятью мощными колоннами.

Комнаты-пещеры расположены в скале в пять ярусов, особенно хорошо это заметно с западной стороны горы, вершина которой увенчана деревянным православным крестом. В некоторых местах в скальной породе с неизвестных времен также сохранились высеченные в камне изображения крестов. В древние времена все помещения монастыря были соединены балкончиками, лестницами и галереями, так что внешне обитель напоминала ажурную решетку. До сегодняшнего дня сохранился цельный ансамбль пещер, объединяющий 2-5 яруса и имеющий общий ход-калитку с восточной стороны второго яруса.

Хранящие память о живших здесь многие века назад отшельниках, воздаваемых ими молитвах, тысячелетиями молча глядящие на раскинувшиеся внизу крымские просторы, стены монастыря Челтер-Мармара заряжают каждого непередаваемой энергетикой, благодатью. Это тихое, уютное, спокойное и невероятно красивое и загадочное место. Место, созданное для человека, ищущего уединения, самой природой.

Сегодня в Челтер-Мармара вновь возрождается монастырская жизнь. В начале нового тысячелетия здесь был основан монастырь Святого Саввы Освященного, и уже несколько раз здесь происходили настоящие чудеса.

В 2009 году перед приездом в монастырь Святейшего Партриарха Московского и всея Руси Кирилла икона святого Саввы Сербского, хранящаяся в обители, начала мироточить – покрылась капельками мира и начала испускать сладковатый аромат, после отбытия Патриарха благоухание и выделение мира ослабло, а затем прекратилось. Из-за произошедшего чуда была созвана специальная комиссия, в состав которой вошли ученые и представители крымской епархии, подтвердившая чудесное явление.

В Крыму немало мест, где человек может подарить себе созерцание настоящей красоты, ощущение приобщения к истории, к чему-то необъятному и мудрому, и Челтер-Мармара, безусловно, одно из таких мест. Посещение этой достопримечательности Бахчисарая заряжает невероятной энергией, а открывающийся отсюда великолепный вид на природные достопримечательности Крыма оставит теплый след в душе на долгие годы.

Добраться до монастыря Челтер-Мармара можно на маршрутном автобусе «Бахчисарай – село Терновка», затем проследовав 1,5 км на северо-запад от села.

Читайте также:  Храм Михаила на Девичьем поле: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться
Ссылка на основную публикацию