Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Лаки, крымская хатынь, монастырь святого Луки.

Десятилетия не смогли стереть из памяти людей страшные подробности уничтожения целой деревни, на месте которой ныне вспаханное поле. Не осталось даже фундаментов, зарыты колодцы, только храм святого Луки и скромный памятник на холме напоминают о том, что здесь, в деревне Лаки, издревле жили греки. Трудились, влюблялись, растили детей пока в их дома не пришла беда.
Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. Произошла она ровно за год до сожжения Хатыни — день в день — 23 марта 1942 года.

Фото при клике увеличиваются.

История этой долины известна археологам с первых веков нашей эры. В ранний византийский период эта местность входила в страну Дори, а в более поздние период эти земли находились в границах княжества Феодоро. В 15 км от поселения Лаки находилась столица княжества Мангуп-Феодоро. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее – развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.
Представьте себе, как выглядела эта местность веков 6-7 назад. На вершинах гор, у подножий холмов, возле родников видны купола храмов. Это потрясающий факт: на пространстве не более четырех километров было 14 православных храмов. Известны названия одиннадцати из них: св. Троицы, Успения Богородицы, святых Козьмы и Дамиана, Федора Стратилата, Ефимия, Иоанна Предтечи, Максима, Ильи, Луки, две во имя Федора Тирона. Какой же мощный колокольный звон разносился по окрестностям во время великих праздников! Наиболее почитаемой была церковь святых Козьмы и Дамиана, из-под алтаря которой бил чудотворный источник. Источник этот местное население считает священным и сейчас. Называют его Ай-Кузьма и говорят, что там самая лучшая вода в округе.

Почему это место удостоилось такой концентрации православных церквей? Ведь ничего подобного больше нигде в Крыму не известно. Что это – центр средневекового православия юго-западного Крыма? Может сюда, подальше от глаз крымских ханов, в дни великих праздников стекался весь окрестный православный люд? Или же это было подобие крымского Афона созданное повелением Мангупского князя? Похоже, эти вопросы так и останутся без ответа. И ни древние греческие могилы, ни развалины некогда сияющих храмов, ни вода святого источника не раскроют своей тайны.
Лаки(Лака) – в переводе с греческого – это долина, окруженная со всех сторон горами. На старых картах 19 века это село называется Лака. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, строили храмы. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Перед войной в деревне проживали 240 греков, 17 русских, 2 армянина и 1 украинец. Лаки – греческая деревня удивительной и героической истории.

23 марта в течении получаса село было уничтожено. Каждый сгоревший дом стал семейной могилой. Священника расстреляли прямо в церкви. Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли.
23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы – крымские татары из карательного батальона, – рассказывает Юрий Михайлович Спаи. – Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь.
«Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь» (Б. Серман. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963).

Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили hхотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню…

Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь. Греческий народ чтит память погибших. Ежегодно, 23 марта, в это место съезжаются греки , отдают дань памяти погибшим, возлагают цветы.
В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным. На гранитной плите много свободного места – сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят.
В последние годы ведутся работы по восстановлению храма св. Евангелиста Луки. Лука — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Евангелист Лука в православии также считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом.
Восстановление православного монастыря на этом месте это вечная память всем тем кто жил и погиб, защищая родину Живет монастырь, живет молитвенная память о погибших а значит будут жить Лаки в наших сердцах.

Как найти, добраться. Недалеко от Бахчисарая, в Качинской долине, между селами Баштановка и Машино поворот по указателю – “Лаки 8 км”. Через примерно 500 м по асфальтированной дороге свернуть влево на грунтовую дорогу (указатель есть) и 8 км вверх. Дорога с глубокой колеей, местами заболочена, поэтому в влажное время года труднопроходима. Чем выше поднимаетесь, тем живописнее виды.

На общественном транспорте проехать до указателя можно из Бахчисарая на автобусе идущему по маршруту Бахчисарай – Предущельное – Баштановка – Машино. до села Синапное. За селом Баштановка будет поворот с главной дороги направо. Далее пешком.
И вот за очередным поворотом – в лакской долине виднеется силуэт белоснежного храма святого Луки в византийском стиле. Слева гора святого Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы, справа – гора Татар-Ялта.

Мужской монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки, Крым

Между реками Бельбек и Кача, далеко в горах Крыма на склоне холмов находится мужской монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки. На праздник Апостола Луки сюда съезжаются монахи, настоятели храмов и прихожане со всего Крыма. Отмечают его в последний день октября. В древности на этом месте была деревянная постройка, а в 1904 вместо него возвели каменный храм, который во время Великой Отечественной войны был подорван немцами. Все что от него уцелело, это небольшая часть стен и купол. На сегодняшнее время храм активно восстанавливают.

Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки Сегодня

Рядом с монастырем живут 20 монахов, которые помогают в возрождении монастыря Святого Апостола и Евангелиста Луки. Судя по посещениям этого места, монастырь пользуется огромной популярностью у прихожан Крыма. Гости полуострова и его жители поддерживают восстановление храма, внося свои пожертвования.

Где находится мужской монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки

У дороги Бахчисарай-Синапное и в 8-ми километрах от села Машино находится живописная долина, именно там находится полуразрушенный храм. Это единственная постройка в Крыму, которая смогла пережить все трудности XX века. Внутри храма на его уцелевших стенах можно увидеть старинные фрески и лики евангелистов, которые пережили войну, времена перестройки и набеги безбожных вандалов.

Монастырь после войны

Исторические факты

В ХVI веке, а именно в 1904 году был возведен храм Святого Апостола Луки. Несмотря на то, что от него оставались одни руины, в храме много лет проходят восстановительные работы, а с 2009 года здесь открыт мужской монастырь. Именно в этом месте было древнее греческое село Лаки.

Самые первые поселения появились здесь в VI-VII веках, однако со временем от местных церквей остались только руины. Во времена Крымского ханства не известно была ли деревня Лаки, так как документов с того времени не сохранилось. Единственное упоминание о ней – это обозначение на карте за 1777 год. Многие историки сходятся во мнении, что деревня долгое время пустовала, поэтому не упоминалась в древних летописях. Из последних упоминаний о ней указывается на карте за 1842, когда там было меньше 5 дворов.

Известно, что в 1926 году в Лаки проживало 240 греков, здесь действовала школа пятилетка, а в 30-е годы здесь был колхоз «Нео Зои», на современном языке – «Новая жизнь». Во время Великой Отечественной войны село было уничтожено фашистами вместе с людьми, так как они поддержали партизан. Произошло это страшное событие 23 марта 1942 года. В этот день немцы расстреляли 16 мирных жителей села, включая ребенка 8 месяцев. Остальных жителей они отправили в район Биюк-Онлара. По другим историческим документам, жители деревни были сожжены.

В апреле 1944 года село Лаки освободила Красная Армия, после чего в него начали возвращаться местные. По приказу Сталина 27 июня 1944 года все крымские греки были депортированы с полуострова на Урал и в Среднюю Азию. В этом же году в Крым переселили колхозников из Брянской и Орловской областей. Под заселение попало и разрушенное село Лаки. А в 1948 его переименовали в Горянку. К концу 60-х годов правительство СССР признало деревню неперспективной и расселило местных жителей в близлежащие села.

Монастырь в наши дни

Сведения о трагических событиях в селе Лаки на сегодня забыты. Единственное напоминание об этом – это мемориальный памятник, который установили родственники местных жителей. В 2005 году на месте деревни разбили монашескую обитель и дали название в честь Апостола и Евангелиста Луки. Чуть позже здесь появились маленькие монастырские постройки. До сих пор ведутся восстановительные работы, на которые открыты денежные сборы.

В монастыре трудятся монахи и послушники, а по воскресным дням и по праздникам проходят богослужения. Благодаря трудам насельников восстанавливаются древние святыни, которые находятся поблизости. Например, памятник на горе св. Ильи, который видно с долины.

Информация для посетителей

Официальный адрес монастыря Святого Апостола и Евангелиста Луки: село Горянка, Бахчисарайский район, Крым.

Самый бюджетный вариант для поездки в монастырь – из Бахчисарая, так как отсюда можно добраться на общественном транспорте. Для этого нужно в Бахчисарае взять билет на автобус, который идет до села Синапное. Но, не доезжая до села Машино на повороте нужно встать, там будет знак «Лаки 8 км». Теперь остается добираться пешком, следуя указателю.

Идти здесь трудно, так как дорога все время ведет в гору. Самое главное идти по правильному пути. Вначале будет асфальтированная дорога, далее мост, после него нужно повернуть влево. Если вы пройдете поворот и пойдете дальше по асфальтированной дороге, то упретесь в воинскую часть, после чего вам придется возвращаться. За мостом, то есть на повороте пойдет грунтовая дорога, следуя по ней, попадете на перевал, именно там располагается село Лаки. С левой стороны есть гора св. Ильи, там на ее вершине находятся руины от часовни святой Троицы. С правой стороны раскинулась гора Тарар-Ялта, а за перевалом много озер, где летом можно искупаться.

Читайте также:  Троицкая Сергиева лавра: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Храм святого Луки в исчезнувшем селе Лаки

Дорога плавно поднимается к перевалу Лаки. Рядом развалины церкви. К сожалению, это все, что осталось от древней греческой деревни Лаки — деревни удивительной и героической истории.

Была в этих местах частица древней Эллады. Словно орлиное гнездо, приютилась эта деревня на скалистой земле у перевала между горами Татар-Ялта и Ай-Илья.

Мимо рукотворного озера, мимо поклонного креста путь ведет к старинному храму. Рядом с ним — небольшое кладбище. Поодаль — крошечный скит. Чуть ниже, в долине, хорошо сохранившиеся бассейны с подернутой ряской черной водой. Сколько лет этим сооружениям — сто, триста, шестьсот. Считается, что название “Лаки”, или “Лака”, в переводе с греческого и означает “бассейн”. Есть и другая версия происхождения этого топонима. Исследователь А.Л. Бертье-Делагард полагал, что оно происходит от имени св. Луки.

Места эти обитаемы с давних времен. В районе деревни Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VIII вв. Еще до недавнего времени неподалеку находились остатки храма св. Троицы — небольшой крестово-купольной церкви XIII — начала XIV вв., представляющей по форме куб с равными ветвями креста, тремя апсидами и четырьмя стоящими восьмигранными колоннами, а недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.

Руины, стоящие у дороги, принадлежат церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века. Над входом в храм начертана дата строительства церкви и слова Христа на новогреческом языке «Придите все труждающиеся и обремененные и я упокою». А на нижней арке надпись: «Храм святого евангелиста Луки».

Церковь Св. Луки — типичное крестовокупольное однонефное строение, ориентированное абсидой на восток. Купол сооружен на световом барабане, который посредством парусов и подпружных арок опирается на четыре встроенных в стены пилона, образующих подкупольный квадрат в средокрестье. Орнаментальная роспись пилонов утрачена. Главный западный вход в храм оформлен порталом.

Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом изображен евангелист Матвей, львом символизируется евангелист Марк, евангелисты Лука и Иоанн изображением орла и тельца.

Остатки росписи храма св. Луки в селе Лаки. Лето 2010 года

Святой апостол и евангелист Лука был почитаем и уважаем всеми христианами, но в особенности греками, которым он, тоже грек по национальности, хотя и уроженец Сирии, был особенно близок. Тем не менее, странно, что лакский храм был единственным храмом во имя св. Луки в Крыму. Апостол Павел называл св. Луку врачом. Кроме этого св. Лука знал искусство живописи.

Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы — крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни.

Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ.

Лаки. Деревня, которой теперь нет

Не найти ее на картах и в путеводителях. Нет ее и на земле, под нависшими над садами скалами.
«К сожалению, нет уже с нами тех людей, кто помнил запах этой земли, вид этих гор в любое время года, цветение табака, аккуратные домики с палисадниками, маленький магазинчик, у которого судачили женщины и дымили трубками старики, церковь, улочки, на которых стояли кувшины с бекмесом — яблочно-грушевым напитком. Это — для всех. Подходи любой, пей, пожалуйста!»

Но не только бекмесом угощали здесь друг друга и гостей. Добрые люди жили в Лаках: стол — полная чаша, и хозяева всегда радовались гостям. Не только знойно-синее небо, крутые, словно специально обтесанные скалы вдали, зеленые склоны гор и воздух, искрящийся солнцем, роднили эту землю с Элладой. Жили в ней вольнолюбивые, свободные люди. Много замечательных людей выросло на лакской земле.

Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму. Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит.

Но стоит прислушаться повнимательней к этим горам и деревьям, вглядеться в алую кровь маков — и они начнут говорить. Они расскажут страшную историю, которую хранят уже более 60 лет.

В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова. Здесь всегда был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро 1942 года у дома председателя колхоза “Нео зои” (“Новая жизнь”) Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.

Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни — день в день — 23 марта 1942 года.

Крымская Хатынь называлась Лаки

Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли.

…«Сегодня 24 марта (1942 г.), разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавалло с ее 8 месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли». Это — строки из книги «Пламя над Крымом» бывшего командира Бахчисарайского отряда, а затем Южного соединения, впоследствии Героя Социалистического Труда, директора совхоза «Коктебель» Михаила Андреевича Македонского.

«Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь» (Б. Серман. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963).

Еще одним свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске. Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.

“Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: “Дядя Митя, а вы чего здесь?” А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: “Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел”. Такое забыть нельзя. “

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю “черную” работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд.

Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили hхотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню…

Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь.

После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года, по Постановлению ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.

12 августа 1944 года вышло постановление Госкомитета обороны «О переселении колхозников в Крым», переселенцы из Орловской и Брянской областей направлялись в Бахчисарайский район, включая опустевшие Лаки. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. В начале 1960-х годов село признано неперспективным и расселено.

Церковь Луки Евангелиста. Деревня Горянка (бывшее Лаки). 1975 год. Автор фото Олег Гусаров

В последние годы ведутся работы по восстановлению села Лаки и церкви св. Луки.

В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным. На гранитной плите много свободного места – сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят поисковики.

В 2005 году открыт мужской православный монастырь.

Как добраться

Если добираться общественным транспортом, наиболее удобный вариант – из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая с. Машино (за с. Баштановка) будет поворот с главной дороги направо, там даже есть знак, на котором написано “Лаки 8 км”. Выходите из автобуса и идете по этому указателю.

До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Повернув за мостом налево, выйдете на грунтовку и через 10 км попадете на перевал, на седловине которого и расположено село Лаки (посмотреть на карте). Слева будет гора св. Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы. Справа – гора Татар-Ялта. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.

Читайте также:  Знаменский монастырь в Иркутске: история и адрес, телефон, описание, святыни и праздники

При подготовке статьи были использованы материалы с сайтов:

10 мест из жизни святителя Луки

Керчь

В Керчи, одном из древнейших городов мира в восточном Крыму, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 в семье провизора. Будущий владыка Лука был четвертым из пятерых детей. Семья жила в Керчи до 1889 года, а затем переехала в Киев. Отец Валентина, Феликс Станиславович, всего два года работал в собственной аптеке в Керчи, а затем стал служащим в транспортном обществе.

Здание бывшей Керченской женской гимназии. Постройка второй половины XIX века. Фото Alexxx Malev

В Киеве Валентин Войно-Ясенецкий окончил гимназию в 1896 году. Юноша увлекался живописью, одно время был толстовцем, и даже написал письмо в Ясную Поляну с просьбой пожить какое-то время возле писателя. В Киеве молодой человек много рисовал в Киево-Печерской лавре и в других храмах. В этом же городе Валентин Феликсович окончил медицинский факультет Киевского университета. Любовь к рисованию помогла студенту стать прекрасным анатомом и хирургом.

Киево-Печерская лавра. фото Vladimir Tkalčić

В 1904 году молодой врач работает в Чите в эвакуационном госпитале. Шла Русско-японская война, и Валентин Войно-Ясенецкий много оперировал и начал собирать материалы по гнойной хирургии. В 1904 году в читинском храме Михаила Архангела, который еще называли «храмом декабристов», Валентин Феликсович обвенчался с сестрой милосердия Анной Ланской. Ранее девушка дала обет безбрачия и отказала двум другим врачам, но молодой доктор сумел покорить ее сердце.

Южный фасад церкви Михаила Архангела в Чите. Фото Шпак В. В.

Провинция в Центральной России

Молодой доктор после женитьбы работал во многих провинциальных больницах, оснащение которых было настолько ужасным, что Валентину Федоровичу, чтобы спасти маленькую девочку от удушья, пришлось делать ей срочную операцию прямо на своих коленях. Валентин Войно-Ясенецкий работал по 14-16 часов в сутки. Вот лишь несколько городов и населенных пунктов, где оперировал доктор: Ардатов под Симбирском, Верхний Любаж под Курском, село Романовка под Саратовом, Переславль-Залесский под Владимиром.

5. Москва

Святитель Лука трижды подолгу находился в Москве. Молодым врачом он начал писать здесь свою диссертацию о местной анестезии, работал в библиотеках, делал (в 1909 году) свой первый научный доклад.

Уже став епископом, владыка Лука в 1923 году встречается в столице с патриархом Тихоном, 2 ноября 1923 года перед отправкой в ссылку святитель попадает в Таганскую тюрьму, где чуть не умирает от гриппа.

В 1933 году владыка Лука снова в Москве. Он встречается с митрополитом Сергием (Страгородским), а затем добивается издания своей главной медицинской книги — «Очерков гнойной хирургии».

Таганская тюрьма (снесена в 1958 году). Архивное фото. Источник pastvu.com

6. Ташкент

В столице Узбекистана святитель Лука в 1919 году чудом спасся от расстрела, чуть позже потерял жену, умершую от туберкулеза. Здесь же в 1921 году он стал священником, а в 1923 — епископом, продолжая руководить госпиталем. Когда епископа увозили в первую ссылку, жители города легли на рельсы и не давали увезти врача и епископа в Москву. В Ташкент святитель Лука вернется в 1925 году.

В 1929 году владыку несправедливо обвинили в убийстве коллеги и отправили в тюрьму.

В конце двадцатых годов в ташкентской тюрьме святитель Лука закончил писать первую часть «Очерков гнойной хирургии» — самой известной своей книги, за которую позже он получит Сталинскую премию.

Ташкентский госпиталь. Архивное фото

7. Туруханск и Енисейск

Владыка Лука трижды был в ссылках, среди этих мест наиболее интересные — Енисейск и Туруханск. В январе 1924 года в Енисейске святитель-хирург начинает помогать жителям города. К ссыльному доктору записываются на несколько месяцев вперед. Он служит на городской квартире и в местном храме.

23 августа 1924 года владыка отправлен еще дальше на север — в Туруханск.

Владыка Лука несколько месяцев оставался единственным врачом в местной больнице. Он делал сложнейшие хирургические операции, вернул зрение многим людям. В больнице он благословлял пациентов, что сильно раздражало власти.

На несколько месяцев его ссылают в деревню Плахино за Полярным кругом, а затем после бунта крестьян, потребовавших вернуть хорошего врача, возвращают в Туруханск. В ноябре 1925 года после окончания ссылки владыка Лука уехал в Красноярск.

Главное сооружение Спасо-Преображенского мужского монастыря в Енисейске. Памятники архитектуры. Основное здание было построено в 1731-1756гг. Фото Мельников

8. Красноярск

В начале 1926 года епископ Лука делает в Красноярске две сложные глазные операции, учит местных врачей и уезжает. С октября 1941 года святитель Лука консультирует местных работников госпиталей, где лечат раненых солдат. Сам святитель работает по 8-9 часов, делая по 3-4 операции в день. Работа на износ приводит к болезни. При этом каждое утро владыка Лука молится в лесу (в Красноярске к этому времени не осталось ни одного храма). С 27 декабря 1942 года святитель еще и управляет местной епархией. Он пытается открыть несколько храмов, но власти передают верующим лишь маленькую церковь в деревне Николаевка в пяти километрах от города.

Памятник святителю Луке в Красноярске

9. Тамбов

В феврале 1944 года святитель Лука приезжает в Тамбов вместе с военным госпиталем, а чуть позже становится тамбовским правящим архиереем. Он служит в Покровском храме (одной из трех действующих церквей в епархии), снова работает по 8-9 часов в госпитале и делает ежедневно 3-4 операции. В письмах к знакомым владыка пишет о своей огромной загруженности. Святой пробыл в Тамбове до апреля 1946 года.

В 1994 году в Тамбове открылся памятник святителю, Городская клиническая больница названа в его честь, в городе расположен музей святителя Луки.

10. Крым. Симферополь

Весной 1946 года владыка Лука приезжает в Симферополь. Он много служит, заботится о том, чтобы священниками были достойные люди, старается спасти храмы от закрытия, проповедует. В 1955 году святой полностью слепнет. С этого момента он не оперирует, но продолжает прием больных. Владыка Лука — превосходный диагност, он много пишет коллегам и ученикам, давая советы относительно операций.

В Крыму происходят и первые случаи исцеления по молитвам святителя еще при его жизни.

Дом Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе, ныне часовня в его память. Фото Участник:Russianname

Владыка Лука скончался 11 июня 1961 года и похоронен на Первом симферопольском кладбище. Несмотря на запреты властей, весь город провожал тело святого от собора до могилы. В ноябре 1995 года произошло прославление святителя Луки. С 20 марта 1996 года его мощи находятся в Троицком соборе города Симферополя.

Читайте также другие публикации о святителе Луке

Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

И, в тот самый момент, когда я уже себя начала ругать за порыв, наконец-то увидела монастырь. Вот только вместо живописных развалин обнаружила отреставрированный храм. Но с первых минут стало ясно, что шла не зря. Настолько хорошо там оказалось. Вот есть некие места силы на планете, это видимо одно из них. Ощущался полнейший покой в душе. Но помимо покоя, в Лакской долине поражает тишина. Какая-то особенная тишина, кажется, что здесь молчит сама природа. Как будто природа помнит о трагедии, произошедшей на этом месте 60 лет назад.

Когда-то здесь была чудесная греческая деревня (по данным советской переписи 1926-го года в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), в которой жили потомки гордых феодоритов. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Люди растили табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей и не интересовались тем, что происходило вне их деревни. У них был свой собственный мирок, чужаков не пускали, хотя встречали радушно. Пока не пришла война и трагедия, которую назвали Крымской Хатынью. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни – день в день – 23 марта 1942 года.

За поддержку партизан село было уничтожено фашистами. Огонь уничтожил все 87 дворов. Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но так и не смогли разрушить до основания церковь. Почему сожгли именно эту деревню? Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. За эту непокорность греки и были преданы огню.

В 2005 году здесь был открыт мужской православный монастырь.

Места эти обитаемы с давних времен. В районе деревни Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VIII вв. Еще до недавнего времени неподалеку находились остатки храма св. Троицы – небольшой крестово-купольной церкви XIII вв., а недалеко от нее – развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.
Есть мнение, что название Лаки происходит от имени святого Луки, но в Греции есть много сёл и городков с таким названием, поэтому, более вероятно, что этимология греческая. Название “Лаки”, или “Лака”, в переводе с греческого и означает “бассейн”.

Церковь св. Луки не всегда была такой. Облик она меняла трижды. В построенной в 1904 году на месте старой деревянной церкви XVI века церкви вместо птиц были хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом был изображен евангелист Матвей, львом символизировался евангелист Марк, а евангелисты Лука и Иоанн – изображениями орла и тельца.
Лакский храм является единственным храмом во имя св. Луки в Крыму, что удивительно, ведь святой апостол и евангелист Лука был почитаем и уважаем всеми христианами, не только греками, хотя ими больше уже потому, что тоже был греком.

Храм Св.Луки восстановили совсем недавно на средства греческой общины, а также установили обелиск невинно убиенным. Говорят, что на гранитной плите обелиска специально оставили место, чтоб пополнять список жертв далекой трагедии по мере того, как их установят поисковики.

Очень пожалела, что рюкзак бросила в кустах, так не хотелось уходить отсюда. Но нужно было, поэтому захватив бутылку с водой, которой меня снабдил на дорогу батюшка, я все же через час выдвинулась обратно.

Добираться удобнее всего из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая до села Машино (за селом Баштановка) будет поворот с главной дороги направо и небольшой указатель. Выходите из автобуса и идете по этому указателю (недалеко от Баштановки находится Качи-Кальон, про него я рассказывала здесь, а также Кыз-Кермен, можно совместить).
До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Село Лаки и монастырь находятся на седловине перевала. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.
Лучше всего, конечно, ехать на машине, потому что пешком в гору путь не близкий.

Читайте также:  Казанский храм в Ростове-на-Дону: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Метки:

Записи из этого журнала по тегу «Крым»

Алушта. Часть 2

Алушта — город-курорт на южном берегу Крыма, возникший вокруг крепости Алустон в VI веке. Благодаря циркуляции воздушных потоков среди двух…

Алушта. Часть 1

Алушта — город, расположенный на Южном берегу полуострова Крым. От суши его закрывают несколько гор, но не сплошным массивом, как Ялту, а…

Воскресенская церковь в Форосе

Церковь Воскресения Христова уникальна по своему расположению. Храм не только возведен обрывистом утёсе, но и расположен не так, как обычные…

Новый Свет. Тропа Голицына

В 1912 году, когда последний русский царь Николай II решил заехать в гости к князю Льву Сергеевичу Голицыну, который владел землями возле посёлка…

Генуэзская крепость в Судаке

Крепость располагается на Крепостной горе, котрая в древности была коралловым рифом. Высота крепостной горы – 157 метров, а площадь крепости…

Судак

Судак – курортный город на юго-восточном побережье Крыма на берегу Судакской бухты с довольно богатой историей. Люди здесь появились еще…

Гора Демерджи

Демерджи – не самый высокой из горных массивов в Крыму, но тем не менее очень интересный и красивый. Именно на склоне Демерджи находится…

Долина привидений на горе Демерджи

В нескольких километрах от Алушты, возле села Лучистое, на южном склоне горы Демерджи, находится интересная крымская достопримечательность –…

Воронцовский парк и дворец в Алупке

Воронцовский дворец в Алупке является одним из самых посещаемых Ялтинских дворцов и единственным, который посетила я, да и то случайно. Не то, чтоб…

Комментарии

Здравствуйте.
К сожалению не зарегистрирован потому пишу анонимно. Прочитал Вашу статью про деревню Лаки. Выдумок конечно много.
Какое громкое сравнение Крымская Хатынь. Ужас.
ЭТО НЕ ХАТЫНЬ. ЭТО ЛАКИ.
КАК МОЖНО СРАВНИВАТЬ ГОРЕ? ТАМ БОЛЬШЕ, ЗДЕСЬ МЕНЬШЕ. ТАК ПОЛУЧАЕТСЯ? ГОРЕ НЕЛЬЗЯ ИЗМЕРИТЬ И СРАВНИТЬ.

Написал Вам немного для расширения кругозора о тяжёлой судьбе жителей села Лаки до войны и после окончания
боевых действий в Крыму. О немцах, татарах и “справедливо-заботливой” советской власти.

Про Лаки и причину карательной операции в селе.

Лаки — древнее греческое село, основанное в раннем средневековье потомками аланов, смешавшихся с остатками коренного населения. Результаты археологических раскопок датируют следы двух поселений VI—VII веками, в округе села — остатки свыше десятка церквей. Из более-менее сохранившихся — крестовокупольный храм Троицы начала XV века, с надписями 1413 и 1421 годов.
На кладбище у храма обнаружено надгробье неких Феодорицы и Хаты, датированное 1362 годом и надгробие Чупана, сына Янаки и сына его Алексия, зарезанных “во дни Темира в месяце июне, в день 28, года 6872 (1364 год).

Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Лаки, центре Лакинского сельсовета Бахчисарайского района, числилось 68 дворов, из них 42 крестьянских, население составляло 260 человек 121 мужчина и 139 женщин).
В национальном отношении учтено: 240 греков, 17 русских, 1 украинец, 2 армян, действовала греческая школа I ступени (пятилетка). .
В Лаках в 1930-е годы был организован колхоз «Нео зои» (Новая жизнь). К 1941 году сельсовет ликвидировали (в списках на январь 1941 года не значится).

Партизанским отрядам соединения Македонского не хватало продовольствия.Македонский сам был грек, может даже дальние родственники у него были в селе. Он уговорил некоторых жителей помочь с продовольствием. Греки передали партизанам отару овец 2000 голов, которую македонцы увели в горы.

За это оккупационные власти 23 марта 1942 года расстреляли 16 виновных, а сочувствующих переселили в центральную часть Крыма в район Биюк-Онлара ( совр. пгт. Октябрьское Красногвардейский район).
Разорением села и расстрелами занималась рота самообороны “Шумы” из крымских татар.

Церковь в деревне Лаки закрыта была большевиками до войны и за время не использования пришлав негодность. Оккупационные
власти не пытались её взрывать

Дальше ещё интересней.

После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители деревни начали возвращаться в Лаки, но 27 июня того же года, по Постановлению ГКО № 5984 от 2 июня 1944 года, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.

12 августа 1944 года вышло постановление Госкомитета обороны «О переселении колхозников в Крым», переселенцы из Орловской и Брянской областей направлялись в Бахчисарайский район, включая опустевшие Лаки.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку.

В начале 1960-х годов село признано неперспективным и расселено.

Выводы:
I) 23 марта 1942 16 жителей села расстреляли за связь с советскими партизанами. Остальных немцы выселили в Бию́к-Онла́р.
Справка: Бию́к-Онла́р – это современное пгт. Октябрьское, Красногвардейский район.
II) 2 июня 1944 жителей деревни лаки советская власть депортировала на Урал и Среднюю Азию.
III) 12 августа 1944 в дома этих несчастных людей заселили чужими людьми из Брянщины и Орловщины.

Вопросы возникают.
Почему так с сельчанами греками поступила советская власть, которой они помогали ценой жизни?
Кто виноват, кто враг?
Кто наиболее враг и кто интересен людям?
И самый главный= где ПРАВДА ?

Pro-travel.net

Путешествие с ребенком

Подписаться на обновления

Your browser doesn’t support canvas.

  • admin к записи Ночь в музее 2017 в Анапе
  • DoctorNive228 к записи Автобусы в странах Европы. Автобусное сообщение между городами. Информация. Ссылки
  • admin к записи Вокзалы Севастополя

Лаки. Крымская Хатынь и греческий храм

Храм святого Луки

Дорога к селу Лаки

Дорога к монастырю

Дорога к монастырю

Когда-то здесь была чудесная греческая деревня (по данным советской переписи 1926-го года в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), в которой жили потомки гордых феодоритов. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Люди растили табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей и не интересовались тем, что происходило вне их деревни. У них был свой собственный мирок, чужаков не пускали, хотя встречали радушно. Пока не пришла война и трагедия, которую назвали Крымской Хатынью. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни – день в день – 23 марта 1942 года.

За поддержку партизан село было уничтожено фашистами. Огонь уничтожил все 87 дворов. Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но так и не смогли разрушить до основания церковь. Почему сожгли именно эту деревню? Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. За эту непокорность греки и были преданы огню.

Здесь было село Лаки

В 2005 году здесь был открыт мужской православный монастырь.

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки в исчезнувшем селе Лаки

Храм святого Луки

Храм святого Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Места эти обитаемы с давних времен. В районе деревни Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VIII вв. Еще до недавнего времени неподалеку находились остатки храма св. Троицы – небольшой крестово-купольной церкви XIII вв., а недалеко от нее – развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.
Есть мнение, что название Лаки происходит от имени святого Луки, но в Греции есть много сёл и городков с таким названием, поэтому, более вероятно, что этимология греческая. Название “Лаки”, или “Лака”, в переводе с греческого и означает “бассейн”.

Исчезнувшая деревня Лаки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Церковь св. Луки не всегда была такой. Облик она меняла трижды. В построенной в 1904 году на месте старой деревянной церкви XVI века церкви вместо птиц были хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом был изображен евангелист Матвей, львом символизировался евангелист Марк, а евангелисты Лука и Иоанн – изображениями орла и тельца.
Лакский храм является единственным храмом во имя св. Луки в Крыму, что удивительно, ведь святой апостол и евангелист Лука был почитаем и уважаем всеми христианами, не только греками, хотя ими больше уже потому, что тоже был греком.

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Храм Св.Луки восстановили совсем недавно на средства греческой общины, а также установили обелиск невинно убиенным. Говорят, что на гранитной плите обелиска специально оставили место, чтоб пополнять список жертв далекой трагедии по мере того, как их установят поисковики.

Обелиск жертвам трагедии

Исчезнувшая деревня Лаки

Исчезнувшая деревня Лаки

Исчезнувшая деревня Лаки

Очень пожалела, что рюкзак бросила в кустах, так не хотелось уходить отсюда. Но нужно было, поэтому захватив бутылку с водой, которой меня снабдил на дорогу батюшка, я все же через час выдвинулась обратно.

Мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Добираться удобнее всего из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая до села Машино (за селом Баштановка) будет поворот с главной дороги направо и небольшой указатель. Выходите из автобуса и идете по этому указателю (недалеко от Баштановки находится Качи-Кальон, про него я рассказывала здесь, а также Кыз-Кермен, можно совместить).
До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Село Лаки и монастырь находятся на седловине перевала. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.
Лучше всего, конечно, ехать на машине, потому что пешком в гору путь не близкий.

Ссылка на основную публикацию