Мужской монастырь святого Лазаря в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Мужской монастырь преподобного Лазаря Муромского (Скалистое)

Мужской монастырь святого преподобного Лазаря Муромского начал свое возрождение с июня 2012 года. Монастырь находится в живописном месте возле леса на склоне в предгорье древнего готского поселения «Бакла» (V-XIIIвек).

Содержание

История

Мужской монастырь Святого преподобного Лазаря Муромского начал свое возрождение с июня 2012 года. Монастырь находится в живописном месте возле леса на склоне в предгорье древнего готского поселения «Бакла» (V-XIIIвек).

7 ноября 2012 года в день великомученицы Екатерины был установлен купол, а 19 марта 2013 года в день “Обретения Чесного и Животворящего Креста и гвоздей св. Царицею Еленою во Иерусалиме” был установлен крест на куполе трапезной монастыря.

12 мая 2013 года в монастырь прибыли мощи Св. праведного четверодневного Лазаря. Состоялась торжественная встреча и был отслужен молебен с Крестным ходом вокруг монастыря.

Летом 2013 года завершена постройка деревянного храма в честь святого преподобного Лазаря Муромского, в котором проходят регулярные богослужения.

28 июня 2014 года в монастыре состоялось знаменательное событие – крестный ход и первое богослужение (Литургия) в одном из пещерных храмов древнего городища “Бакла”.

Монастырь принимает желающих на послушание и потрудиться во славу Божию.

Монастырь нуждается в материальной поддержке.

Святые

Святыни

  • Крест-мощевик, пожертвованный монастырю в апреле 2015 года

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 298440, Крым, Бахчисарайский район, село Скалистое, переулок Шалфейный 7.

С автостанции Ж/Д вокзала сесть на любой автобус идущий на Бахчисарай или Севастополь и доехать до с. Новопавловка (поворот на пос. Научный, обсерваторию), оттуда пешком пройти до с. Скалистое(700 метров) и далее с села Скалистое (от карьерного озера) пройти 2, 5 км вдоль леса.

Другой вариант: В Симферополе от автостанции «Западная» идёт автобус «Симферополь – Научный», которым можно доехать прямо до с. Скалистое и дальше пешком до монастыря.

Возможен проезд своим автотранспортом (дороги вполне проходимые, кроме снежного периода зимой и оттепели после морозов).

Телефоны: +7 (978) 064 54 38 (Петр); +7 (978) 017 99 45; +7 (978) 802 01 30

Электронная почта: petya.ki@mail.ru, lazar-mon.ru@yandex.ru, lazar.com.ua@gmail.com.

Паломнику

Где остановиться

На территории обители возможно в летнее время размещение палаточного городка для паломников.

Расписание богослужений

Ежедневно: 5-30 Начало ПОЛУНОЩНИЦЫ; 6-00 Утренние молитвы; 20-00 Малое ПОВЕЧЕРИЕ; 20-40 Молитвы на сон грядущим

Вторник: 12-30. Молебен с АКАФИСТОМ Св. преп. Лазарю Муромскому Чудотворцу

Пятница: 12-30. Молебен с АКАФИСТОМ перед иконой Божией Матери “Всецарица” (о болящих и страждущих)

Суббота: 10-00 ПАНИХИДА (поминовение усопших); 16-00 Вечернее Богослужение

ВОСКРЕСЕНЬЕ: 9-00 Начало 3 и 6 ЧАСОВ; 9-30 БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ; 12-30 Водосвятный МОЛЕБЕН (по Великим и Двунадесятым праздникам)

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: (в ночь с 6 на 7 января) – Ночная Рождественская Литургия. 23-00 Начало Великого Повечерия, затем Утреня и Божественная ЛИТУРГИЯ. Исповедь начнётся заблаговременно с 21-00

ПАСХА: Начало богослужения в 23-00. С 21-00 исповедь. Освящение куличей с 4-х утра до 5-00. Днём – с 10-00.

Видео


Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае: от истоков до современности

Легенды об основании монастыря

Доподлинные сведения о том, как и когда была заложена обитель, неизвестны. Вокруг истории возведения святыни ходит немало легенд. Одна из них рассказывает о пастухе Михаиле, который каждый день выпасал в горах отару овец. Однажды он увидел странное свечение, исходившее из пещеры неподалеку пастбища. Заглянув внутрь, парень обнаружил образ Богородицы, окутанным ярким светом. Пастух принес икону домой, однако наутро та исчезла. Каково же было его удивление, когда он вновь увидел ее в той же пещере. Мальчик снова забрал святыню с собой и история повторилась. Прознавшие об этом жители поселка, где жил Михаил, истолковали необычное происшествие, как божественный знак, а вскоре совместными усилиями устроили на месте обретения святого Лика пещерный храм.

Свято-Успенский пещерный монастырь вблизи Бахчисарая

Еще один миф, связанный со Свято-Успенским монастырем, гласит о злом драконе, повадившемся уничтожать молодых парней и девушек. Отчаявшиеся односельчане воззвали к Пресвятой Богородице, моля Ее об избавлении от кровожадного змия. Спустя некоторое время трагические смерти прекратились. Осмелевшие жители деревни поднялись на гору, где и нашли поверженного гада, над которым парил сияющий образ Богоматери. Чтобы почтить Заступницу Небесную, они обустроили церковь в скале, куда стали приходить для вознесения благодарственных молитв.

Самой правдоподобной является легенда о греческих иноках, которые во время христианских гонений перебрались на Крымский полуостров. Ища новое пристанище, они были покорены красотой ущелья Марьям-дере, столь похожего на их родные места. Там они и возвели храм, а вскоре обосновали небольшое поселение. Позже археологи обнаружили на территории обители древние захоронения, датированные VI веком, что придало этой версии еще большую правдоподобность.

Видео «Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае»

В этом видеосюжете представлены история и описание святого места.

Исторические факты

Вплоть до XIII столетия история Свято-Успенского мужского монастыря покрыта завесой тайны. Историкам доподлинно удалось установить, что на протяжении ста лет обитель бездействовала, однако в XIV веке при княжеском финансировании вновь открыла свои двери.

Примечательно, что во время монголо-татарских набегов бахчисарайская святыня смогла не только устоять, но даже стать резиденцией Готфских и Кафских митрополитов. Кроме того, представители ханских династий регулярно помогали монастырю, обеспечивая его свечами.

Когда же Крым захватили османы, завоеватели обложили обитель огромной податью, в результате чего та резко обнищала и пришла в упадок. От турок она была освобождена только спустя три столетия усилиями русской армии. Однако населявшие святыню иноки, вынуждены были покинуть родные стены. По приказу властей они отправились в Приазовье, где основали город Мариуполь.

До XIII столетия история Свято-Успенского мужского монастыря покрыта тайной

Позже в Марьям-дере приехал Константин Спиранди, греческий священник, который возобновил богослужения на территории обители.

До конца XVIII столетия Успенский храм считался главным, но после возведения приходской церкви в Бахчисарае, стал утрачивать свою популярность.

В 1850 году возрождением святыни занялся архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Собрав необходимую сумму пожертвований, он начал реставрационные работы, к которым с удовольствием присоединялся обычный народ. Вскоре монастырь обрел вторую жизнь, а паломники прозвали его Крымским Афоном. Побывали здесь и несколько русских императоров, в том числе Николай II вместе с супругой Александрой Федоровной.

Во времена Крымской войны на территории обители был обустроен военный госпиталь, а умерших воинов хоронили на местном кладбище. Здесь же можно найти могилы солдат, погибших во Второй мировой войне.

До прихода к власти большевиков мужской монастырь значительно расширил свои владения и обзавелся многочисленными постройками. Однако после революции его закрыли, служащих там иноков расстреляли, а святыни уничтожили. Когда началась война, в стенах бывшей обители вновь устроили госпиталь, а позже на его месте открыли психоневрологическую клинику.

Только после перехода Крыма Украине Свято-Успенская обитель опять начала восстанавливаться. Под руководством иеромонаха Силуана вместе с простыми мирянами монастырь за короткий срок удалось вернуть к жизни. Несмотря на то что реставрационные работы идут до сих пор, святыня открыта для посетителей круглый год.

Свято-Успенский монастырь в наши дни

Сегодня, как и сотни лет назад, к пещерной обители ведут многочисленные ступеньки, вырубленные в скале. Стена, вдоль которой тянется лестница, украшена изображениями различных святых мест, под которыми можно увидеть небольшую выемку с землей, привезенной из этой святыни.

Поднявшись наверх, взору открывается невероятный вид на ущелье Марьям-дере. С верхней площадки видна вся территория святыни, включая хозяйственные постройки, расположенные напротив, а также монастырские огороды, разбитые прямо на горных склонах.

В главном Успенском храме находится знаменитая богородичная икона Троеручица, известная своей чудодейственной силой. Неподалеку течет освященный источник, а над ним возвышается небольшая часовня с мозаичным образом Пресвятой Девы Марии. Паломники могут бесплатно набрать святой воды или купить ее в киоске у входа.

Монахи, строившие обитель, сделали невозможное – возвели монастырские строения таким образом, чтобы усилить и без того отличную акустику. Во время богослужений голоса иноков слышны по всему ущелью, а иногда даже доносятся до пещерного селения Чуфут-Кале.

К пещерной обители ведут многочисленные ступеньки, вырубленные в скале

Как добраться до обители

Проще всего добраться до Свято-Успенского монастыря на машине. Выехав из Бахчисарая, следуйте по улице Ленина и Розы Люксембург. Доехав до Басенко, пересекающей главную дорогу, сверните направо. Через несколько сотен метров вы увидите сувенирные лавки – там можно оставить автомобиль. А вот дальше придется пройти 600 м пешком, поднимаясь к монастырю.

Также существует автобусный маршрут до Успенской обители. Маршрутка №2 отправляется от железнодорожного вокзала и следует до остановки «Староселье». Выйдя на конечной, вы увидите не очень широкую грунтовку, ведущую прямо к святыне. Пеший путь по ней займет чуть больше четверти часа.

Любители пеших прогулок могут добраться до обители по узкой тропинке, ведущей вдоль пещер и каменных надгробий. Неспешным шагом вам придется пройти около 30 минут.

Советы при посещении монастыря

Свято-Успенская мужская обитель – это православная святыня, а потому вести себя на ее территории следует согласно церковному уставу. Несколько правил, которые помогут избежать неприятных ситуаций:

  • фото- или видеосъемка запрещена;
  • мобильные телефоны следует перевести на беззвучный режим или выключить;
  • женщины должны покрыть голову и быть в скромном наряде.

В гостевом доме, который расположен здесь же, можно остаться на несколько дней. При этом питание и проживание бесплатны. Взамен от паломника требуется помощь по хозяйству, а также соблюдение местного устава.

Свято-Успенский мужской монастырь – живописнейшее место среди крымских гор, куда стремятся попасть паломники со всей России. Сюда приезжают посмотреть на местные красоты, помолиться чудотворной иконе и просто отдать дань великой истории этой святыни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святыни, храмы Крыма

Бисерный пещерный храм (Скит во имя св.вмч. Анастасии Узорешительницы Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря)

В окрестностях Бахчисарая находится местность, чрезвычайно замечательная наружностью и трудолюбием древних обитателей Крыма.

Читайте также:  Рождественская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Местность эта располагается в очаровательной долине на берегу реки Кача (между селами Предущельное и Баштановка) и носит название «Качи-Кальон».

Название «Качи-Кальон» с греческого языка переводится как «Крестовый корабль». Также можно встретить и татарское название этой местности – Аие-Анастасие, что означает «святая Анастасия».

Качи-Кальоном именуется живописная гребнеобразная огромная скала, напоминающая корабль, «нос» которого увенчан нерукотворным крестом. Гроты скалы содержат множество высеченных келий и пещерных храмов.

В целом Качи-Кальон представляется как пятиярусный комплекс пещерных сооружений, насчитывающий более 100 пещер, и имеющий в своем составе пять гротов. Высеченные в скалах, они были связаны между собой лестничными переходами, образуя единый пещерный ансамбль: своеобразные кварталы, спроектированные не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости. Располагал монастырь и разного рода наземными постройками, как бы сопутствующими пещерам.

Храм-маяк святителя Николая

Церковь Св. Николая Мирликийского в селе Малореченское (Большая Алушта, Крым) создана как часть мемориального комплекса «Памяти погибших на водах», который также включает в себя Музей катастроф на водах.

Мемориал является данью памяти морякам, рыбакам и путешественникам, ставшим жертвами водной стихии, а также вечным символом единства земной и небесной жизни каждого человека.

Внешне комплекс напоминает корабль, основанием (палубой) которого служит цокольное помещение с круглыми окнами-иллюминаторами, декорированными витражами, а церковь кажется плывущей по морю. Мотив корабля выбран не случайно. Согласно христианскому учению, корабль веры доставляет души погибших по волнам земного бытия в тихую пристань жизни вечной. Вся символика архитектурно-декоративного решения связана с морской тематикой, которая присутствует как в элементах убранства интерьера и экстерьера, так и в оформлении прилегающей территории церкви-маяка.

Мечеть Узбека и медресе

Мечеть построена в 1314 году и много раз реставрировалась и перестраивалась. От первоначальной постройки сохранились колонны, молитвенная ниша – михраб, украшенная резьбой по камню, портал с надписью на арабском языке, восхваляющей «величайшего хана Мухаммеда Узбека», поэтому храм называют мечетью Узбека. От высокого минарета осталось только основание.

Сохранились развалины медресе – мусульманской высшей школы, хотя некоторые ученые склонны считать их остатками дервишского текие – монастыря. Это была обширная квадратная в плане постройка, богато украшенный резьбой портал вел в большой мощеный двор. Вокруг мечети археологами обнаружено множество надгробий с надписями на арабском и тюркском языках.

Караимские кенасы

Комплекс караимских кенас находится в центре средневековой городской застройки. На улице Караимской, кроме комплекса караимских кенас, расположены и другие исторические достопримечательности: жилые постройки XVIII века, дом молитвы христиан веры евангельской, здания двух еврейских синагог, жилой дом, в котором останавливался великий польских поэт Адам Мицкевич, остатки турецких бань, крепостные ворота. По праву эта улица включена в экскурсионный маршрут “Малый Иерусалим”.

Строительство комплекса кенас началось в 1803 году на месте первого караимского храма в Евпатории, а архитектурный облик ансамбля формировался в течение первой половины XIX столетия. В дальнейшем неоднократно перестраиваемый, комплекс дошел до нашего времени измененным, но не утратившим своего великолепия.

Армянская церковь Сурб-Никогайос

До Октябрьской революции Евпатория была городом многонациональным, поэтому здесь были и храмы различных конфессий. До нашего времени сохранилось красивое здание армянской церкви — храма святого Николая (храм Сурб Никогайос). Он был построен на средства армянской общины Евпатории в 1885 году. Это постройка базиликального типа, с полукруглой абсидой на восточной стене.

После революции храм был закрыт, а здание использовалось в хозяйственных целях. В настоящее время является памятником архитектуры. Городские власти имеют намерение реставрировать эту церковь с последующей, видимо, передачей её армянской общине.

Еврейская ремесленная синагога Егия-Копай

На Караимской улице обращает на себя внимание старинное здание, виднеющееся из-за высокого каменного забора. Первое, что бросается в глаза — круглое окно с витражом в виде большой шестиконечной звезды. Это синагога (еврейский молитвенный дом) Егия-Капай. Она также известна как Ремесленная, поскольку её построили в 1912 году на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах.

Над шестиконечной звездой, если внимательно присмотреться, можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.

Здание построено в форме базилики по проекту городского архитектора А. Генриха, из мамайского желтого известняка. Кладка камней главного западного фасада, их чередование широких и узких рядов, копирует кладку стен Иерусалимского храма.

Мечеть Джума-Джами (Хан-Джами)

Мечеть Джума-Джами (второе название Хан-Джами) — историко-архитектурный памятник, действующая мусульманская мечеть Евпатории и один из наиболее интересных памятников мусульманской архитектуры Крыма.

Построена в 1552 году по заказу крымского хана Девлет-Гирея I. Ее создателем является выдающийся турецкий зодчий и инженер Ходжа Синан, грек по происхождению, построивший более трехсот замечательных сооружений в Стамбуле и других мусульманских городах.

Джума-Джами является самой большой и самой красивой мечетью в Крыму. Ее архитектурный облик напоминает знаменитый храм святой Софии в Константинополе.

Прямоугольная в плане Джума-Джума обрамлена высокими гладкими стенами. Два яруса редко посаженных окон освещают двухэтажные боковые галереи, перекрытые приплюснутыми куполами, по три с каждой стороны.

Текие дервишей

Текие дервишей – это приют странствующих мусульманских монахов – дервишей. Дервиши – в переводе с персидского – «бедные», «нищие» – последователи религиозно-философского учения суфизма, характерными чертами которого являлось отсутствие духовенства, проповедь аскетизма, презрение богатства. Это направление возникло в исламе около 800 года как ответ на возросшее стремление к богатству высшего мусульманского духовенства.

Евпаторийский текие дервишей – уникальный историко-архитектурный ансамбль XV-XVI вв. Точная дата его возникновения, к сожалению, не известна, как неизвестен и автор проекта – письменные сведения о строительстве не сохранились.

На сегодняшний день это одна из старейших построек средневековья в Евпатории. Таких текие всего два в мире, еще один есть в Египте.

Церковь святого пророка Илии (Свято-Ильинская церковь)

В 1899 году греческая община города Евпатории обратилась в Думу с просьбой выделить землю под строительство храма. Несмотря на то, что в этом году освятили собор святого Николая, возникла необходимость еще в одном храме для православного населения. В 1901 году участок земли в 600 квадратных саженей был бесплатно передан общине. К 1907 году подготовили проект храма, его автором стал городской архитектор А.Л. Генрих.

Строить новый храм предполагалось на пожертвования прихожан. Но средства поступали медленно, и нужная сумма никак не собиралась. Поэтому в 1908 году в Думу по поручению общины обратился Ф.И. Василькиоти, он просил о выдаче субсидии в сумме 5000 рублей. Губернатор Евпатории С.Э. Дуван дал согласие выплачивать субсидию частями, каждый год по 1000 рублей. Лично от себя С.Э. Дуван пожертвовал 400 рублей и бронзовую люстру. За помощь в строительстве храма он был награжден Его Величеством королем эллинов крестом Святого Спасителя.

Свято-Николаевский православный собор (собор святителя Николая Чудотворца)

Этот храм, расположенный в центре города, недалеко от моря, является одним из самых красивых храмов Крыма. Г. Москвич в своем путеводителе отмечает, что евпаторийский собор — это миниатюрная копия Святой Софии в Константинополе. Но таким величественным Николаевский храм стал не сразу.

Первый храм был построен греками в конце XVIII века и освящен во имя святителя Николая. Покровитель мореплавания и торговли, Николай Угодник особо почитаем бесстрашными и бесшабашными моряками. И военные моряки, и торговые, и даже богохульники-пираты — все почитали Николая Чудотворца. Евпатория — город морской и в прошлом купеческий; образ Николая Чудотворца здесь многие хранили в медальонах, рядом с фотографиями близких.

Свято-Илиинский храм

Небольшой город Саки известен далеко за пределами Крыма. Это бальнеологический и грязевой курорт. Рапа и грязи сакского лимана — ценное лечебное средство, оно помогает при заболевании опорно-двигательной системы. О целебных свойствах маслянистой, иссиня-черной грязи знали еще в древности, Плиний Старший и Птолемей упоминали о земле в западной Таврии, “исцеляющей всякие раны”. Местные жители и чумаки, приезжавшие сюда за солью, давно лечились в здешних лиманах. В 1827-1828 годах в Саках евпаторийским врачом С.Н. Оже была основана первая грязелечебница, он же разработал методику применения целительных грязей. Так появился Сакский курорт. Сюда поехали больные из разных уголков России. Население Сак увеличилось, поэтому потребовалось строить большой православный храм.

Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь

В окружении фруктовых садов, зеленых лесов и высоких гор расположилось село Тополевка.

В прошлом веке эта греческая деревушка носила название Топлу, что означает «место, страна, местность». Неподалеку, на склоне горы Каратау, находится Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь. Судьба этой обители очень интересна.

Расположен монастырь в живописном месте: вокруг — густой лес, сквозь который виднеются обрывы скал, рядом очень красивая долина реки Мокрый Индол. Еще в средние века христиане строили здесь свои святыни. До сих пор в окрестностях Тополевки сохранились развалины древней греческой церкви, в которой еще в XIX веке проводились службы в день Святого Пророка Ильи, и армянская церковь, она стоит на вершине крутобокого холма и хорошо видна с трассы. Церковь была построена и существовала в XVI-XVIII веках, когда здесь жили армяне. После того как армяне покинули эти места в 1778 году, храм оказался заброшенным. Над входом в него было изображение Божией Матери с Младенцем, внутри справа — икона архангела Гавриила. В 1905 году храм был отреставрирован силами монастыря.

Место для Топловского монастыря выбрал архиепископ Иннокентий во время его путешествия по Крыму.

Мечеть Кебир-Джами

В средние века чуть севернее руин Неаполя возник небольшой городок Ак-Мечеть — второй предшественник Симферополя. Когда он появился — сейчас в точности сказать трудно, однако в XVI веке городок здесь уже стоял. Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби в своей «Книге путешествий» довольно подробно описал город, правда, несколько приукрасив действительность и сильно преувеличив его размеры. Что, в общем, традиционно для жителя Востока.

Читайте также:  Никольская церковь в Зеленограде: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

В самом городке было около трехсот домов, торговые и ремесленные лавки, мечети. Жители (крымские татары, греки, цыгане, армяне) занимались мелкой торговлей и изготовлением всевозможной домашней утвари.

Но самое главное, чем отличался Ак-Мечеть от других городов Крымского ханства — это то, что здесь была резиденция калги-султана — официально объявленного наследника хана. Хотя ханом он мог и не стать, поскольку престолонаследие в ханстве было делом сложным и запутанным, но должность такая в ханстве была, и резиденция калги-султана находилась в Ак-Мечети. Его дворец располагался в долине Салгира, на нынешней улице Воровского.

Дворец калги-султана не сохранился, а вот мечеть Кебир-Джами дожила с тех времен до наших дней.

Симферопольская кенаса

Одним из не очень заметных, но весьма любопытных осколков прошлого в Симферополе является здание бывшей караимской кенасы. Симферопольская кенаса — культовое сооружение караимов. Это памятник архитектуры конца XIX века. Кенаса расположена на улице Караимской, которая в период с 1955 по 1990 годы называлась улицей Пархоменко.

Кенасса была построена в 1891-1896 годах по причине увеличения численности караимской общины. Для строительства были собраны средства самой общины, наибольший вклад сделали: А.Я. Прик, А.И. Пастак, Д.С. Черкез, Каракоз, Д.Е. Сарибан, Я.А. Хаджи, Ю.М. Шапшал.

26 августа 1896 года кенасса была освящена.

Здание выполнено в эклектическом духе с элементами мавританского, византийского и готического стилей.

Во дворе кенассы находилась караимская школа.

Храм Марии Магдалины

Храм Святой равноапостольной Марии Магдалины находится в центре Симферополя. Построенный в начале 1870-х годов, он был домовой церковью детского приюта для девочек, оставшихся без родителей.

В настоящее время в помещениях двух этажей бывшего приюта размещается Крымский республиканский этнографический музей, а примыкающее к нему церковное здание достаточно долгое время занимал отдел иностранной литературы «Дружба народов» Крымской республиканской универсальной научной библиотеки имени И.Я. Франко. До крайней степени обветшавшее строение, заброшенный дворик своим плачевным видом почти ничем не напоминали о том, что некогда здесь был храм.

Монастырь Сурб-Хач

Монастырь Сурб-Хач

Сурб-Хач входит в число самых известных святынь Крыма. Древний армянский монастырь находится в трех километрах по направлению на юго-запад от города Старый Крым – одного из старейших городов на всем полуострове. Монастырский комплекс расположен на северо-западном склоне горы Святого Креста (Грызя, Монастырская), откуда открывается хороший обзор на необыкновенно красивый ландшафт Старокрымской долины.

Почему именно здесь начали строить храм?

На русский язык с армянского название монастыря переводится как «Святой Крест». Согласно церковному преданию, монашеская обитель была основана О. Себастаци – духовным лидером крымских армян, исповедовавших христианство. Однажды ему было видение – пред ним явился громадный огненный крест на месте монастыря. Себастаци истолковал увиденное чудо как знак с небес и вместе с другими верующими начал строить здесь храм, который затем освятили во славу Святого Знамения. Впоследствии рядом с храмом Знамения возник монастырский комплекс. Его строительство было завершено в середине 14 в. (1358 г.).
Скит уникален прежде всего тем, что является единственной святой обителью Апостольской Армянской Церкви 14 – 19 вв. на крымской земле и в этом удивительном месте царит особая атмосфера.

Что есть на территории монастыря?

Древние постройки, расположенные на территории скита, удивляют своей архитектурой. В монастырской столовой работает музейная выставка, рассказывающая об истории монастыря.
За свою долгую и непростую историю скит несколько раз частично разрушался и восстанавливался, поэтому не дошел до наших дней в своем изначальном виде. Но многие древние строения сохранились. Из старой застройки разных периодов времени здесь можно увидеть следующие объекты: здание первой церкви 14 в., братский корпус 17 в., трапезную 18 в., а также башню с притвором 17 в., фонтаны конца 18 – начала 19 вв. и ряд хозяйственных строений. Престол Армянской Церкви был основан в монастыре Сурб-Хач в середине 14 в. Историки религии напрямую связывают данное событие с массовым переселением армян на полуостров Крым и политикой генуэзцев, которые стремились обратить в католицизм как можно больше жителей Газарии, большую часть которых составляли выходцы из Армении.

История Армянского мужского монастыря в Крыму

Чаще всего эта достопримечательность Старого Крыма перестраивалась в 17 – 18 вв. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые сохранились на стенах старинных сооружений. В этот же период времени Сурб-Хач становится одним из основных религиозных центров Армянской Церкви на обширной территории всего Северного Причерноморья. О монастыре упоминается в разных документах той эпохи, в частности, о нем говорит И. Тунманн – известный шведский историк 18 столетия. В 1778 г., после присоединения Крыма к Российской Империи, армянское духовенство вместе с многочисленной паствой переселяется на Нижний Дон, и жизнь в обители замирает почти на 20 лет. Она возрождается в самом конце 18 в. Хотя епархиальный престол больше здесь никогда не находился, Сурб-Хач продолжал и продолжает сохранять значение одного из главных духовных центров армянского народа. С начала 19 в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в монастыре много раз проводились реставрационные работы. До свержения монархии в Российской Империи обители принадлежало 4 500 десятин земли в различных районах Крыма.

Но с приходом на полуостров советской власти все изменилось. Монастырь был разграблен и закрыт, а его священнослужители и монахи подверглись репрессиям. Почти всех обитателей скита расстреляли. По преданию, последнего монаха большевики убили на дороге неподалеку от святого места – у старого дерева. Верующие и по сей день украшают его лентами – в память о трагедии, случившейся почти сто лет тому назад. Официально Сурб-Хач был ликвидирован в 1925 г. – согласно постановлению местного отделения коммунистической партии. На обширной территории монастырского комплекса открыли санаторий и пионерлагерь. Эти учреждения просуществовали до ВОВ. В непростые годы войны армянский монастырь сильно пострадал из-за боевых действий и разграбления мародерами. После победы над фашистами обитель оказалась в запустении.

Восстановить одну из главных достопримечательностей полуострова Крым пытались много раз. Но дальше осмотров и заключений экспертов дело так и не зашло, несмотря на то, что данный объект получил статус архитектурного памятника в 1963 г., и вместе с прилегающей к нему территорией должен был охраняться государством. Плачевная ситуация сохранялась до 1992 г., пока археолог и ученый Ф. Бабаян не была направлена Армянской АН в Старый Крым для детального анализа состояния монастыря и подготовки его к полномасштабной реставрации. Через два года восстановительных работ в храме Святого Знамения возобновились службы. В 2002 г. реставрация была завершена и обновленный Сурб-Хач официально был передан в ведение Армянской Церкви.

Посмотрите обзорное видео о монастыре:

Как добраться до монастыря Сурб Хач?

Добраться в эти места легко – как на автобусе, так и на автомобиле. Если ехать на общественном транспорте из Симферополя, то нужно сесть на любой автобус, направляющийся в Керчь или Феодосию. На въезде в Старый Крым, рядом с местной мечетью установлен указатель «Сурб-Хач/3 км». К этой достопримечательности Крымского полуострова ведет асфальтированная дорога. Ровно через три километра она завершается у монастыря, вблизи которого имеется небольшая автомобильная стоянка. Маршрут для личного автомобиля можно посмотреть на карте:

Географические координаты: 45.001705, 35.061642

Свято-Успенский монастырь: православная святыня в скалах Бахчисарая

опубликовано: март 2015

Крымский полуостров удивляет уникальными достопримечательностями с богатой историей, хранящей события далеко не одного века. К их числу относятся и наиболее удивительные архитектурно-исторические памятники – пещерные города и пещерные монастыри Крыма, последние из которых во все века служили надёжным оплотом православия на территории полуострова. Таким является и Свято-Успенский мужской пещерный монастырь – одна из наиболее посещаемых православных святынь Крыма.

Камень при входе в Свято-Успенский монастырьФонтан у входа в Свято-Успенский монастырь
Дорога вдоль нижнего яруса Свято-Успенского монастыря

Святая обитель располагается всего в 2 км за околицей Бахчисарая, в самом сердце ущелья Марьям-Дере, которое с обеих сторон окружено величественными скалами высотой до 140 м. Название урочища переводится как «ущелье Девы Марии».

Свято-Успенский монастырь на литографиях Фридриха Гросса:
. 1830-е годы. 1856 год

Монастырь до сих пор является действующим и нередко именуется как Крымская Лавра. В истории этой православной святыни тесно переплетаются реальные исторические события и многочисленные легенды.

Свято-Успенский монастырь:
лестница к верхнему ярусу
Наскальные фрески Свято-Успенского монастыря

Интересен Свято-Успенский пещерный монастырь в первую очередь тем, что длительное время мирно соседствовал с представителями иных религиозных воззрений. На заре его существования по соседству обитали языческие племена, несколько позже – на месте расположенного вблизи монастыря пещерного города Чуфут-Кале размещалась столица Крымского ханства, а впоследствии там же проживали и исповедующие иудаизм караимы. Тем не менее, Свято-Успенский пещерный монастырь никогда не вызывал споры об уместности своего соседства с иными религиозными течениями. Более того, это святыня вызывала трепет, восхищение и почитание как у православных, так и у представителей иных религий. Существуют даже легенды, которые гласят, что сам хан перед походами приходил на поклон к расположенной в Свято-Успенском пещерном монастыре чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, от которой сейчас в храме осталась лишь воссозданная копия, и по благополучному исходу ратных действий воздавал почести монастырю. Вполне вероятно, что именно поэтому в период, когда многие православные монастыри Крыма были разрушены, этот пещерный монастырь смог остаться незыблемой вехой православия на полуострове.

Символ духовной связи православных монастырей. На стене Свято-Успенского монастыря – аппликации с кусочками земли святынь православного мира:
Стена вдоль лестницы к верхнему ярусу
Свято-Успенского монастыря
Земля Сербии на стене
Свято-Успенского монастыря

Вплоть до XVIII века Свято-Успенский пещерный монастырь был надёжным оплотом православия в Крыму, но дата его возникновения – вопрос спорный. Согласно первоисточникам, среди первых эти пещеры Крыма освоили греческие монахи, бежавшие в Крым в период иконоборчества, когда иконы сжигали на кострах, а пытавшихся отстоять свою веру объявляли вне закона. Таким образом, периодом создания Свято-Успенского пещерного монастыря может быть примерно VII или VIII век, хотя существуют упоминания и о более ранних временах.

Существует несколько легенд о возникновении Свято-Успенского пещерного монастыря. Согласно одной из них, на месте, где впоследствии возник скальный монастырь, местным пастухом была случайно обнаружена икона Богородицы. Всякий раз люди забирали её с этого места, а она вновь и вновь появлялась здесь. Тогда люди поняли, что это знак свыше, и здесь следует возвести храм, посвящённый Богородице. Поскольку обретение иконы пришлось на праздник Успения Богородицы, этот монастырь и получил название Успенского.

Согласно другому преданию, в этих местах обитал злой змей, который нападал на людей, живущих в округе. Люди молились Богородице, чтобы избавила она их от этой напасти, и однажды на одной из скал они заметили горящую свечу. Пришли люди к этому месту и увидели под грудой обвалившихся скал погибшего змея. Тогда в честь своей избавительницы и возвели на этом месте Свято-Успенский пещерный монастырь.

Согласно ещё одному преданию, именно в урочище Марьям-Дере, которое во многом напоминало окрестности греческого Афона, привела византийских монахов икона Пресвятой Богородицы, указав место, где стоит создать новый монастырь.

В конце XVIII века выходцы из греческого поселения Мариамполь, проживавшие вблизи монастыря, переселились с Крымского полуострова к Азовскому морю, основав там город Мариуполь. Тогда же были увезены из Свято-Успенского пещерного монастыря многие православные святыни. В их числе и главная икона этого крымского храма – Всесвятой Богородицы «Панагия» (татары именуют её Мерьем-Анай, что значит «Матушка Мария», и почитают не меньше своих святынь), от которой в ныне действующей обители в Крыму осталась лишь копия. Тем не менее, здесь сохранились другие известные древние иконы Успения Богородицы, а уже к концу XIX века в скалах Бахчисарая вновь открылся Успенский скит, после чего были восстановлены и другие объекты монастырского комплекса.

Восстановленный фонтан Свято-Успенского монастыря

В начале XX века на территории Свято-Успенского пещерного монастыря насчитывалось 5 храмов. Вблизи обители располагались фонтаны, а в долине был разбит большой фруктовый сад, в котором в 1867 г. была возведена Гефсиманская часовня. На тот момент в этом пещерном монастыре Крыма проживало около 60 монахов и послушников. Но с приходом советской власти монастырь попал под репрессии: монахи были расстреляны, а сам храм разорён. В сохранившихся пещерных кельях разместилась колония для инвалидов, но после разрушительного землетрясения 1927 г. Свято-Успенский пещерный монастырь был окончательно заброшен.

Однако, как и многие пещерные святыни Крыма, этот мужской монастырь начал возрождаться из руин и забытья стараниями монахов в начале 90-х гг. XX века. В 1993 г. Свято-Успенский пещерный монастырь был возвращён в собственность Крымской епархии.

Восстанавливаются разрушенные храмы монастыря, возводятся новые хозяйственные постройки, расширяется монастырский комплекс.

К числу же наиболее древних и при этом хорошо сохранившихся построек Свято-Успенского пещерного монастыря относятся дом настоятеля и пещерный храм Успения, являющийся своеобразной визитной карточкой этой крымской достопримечательности. Успенская церковь, возникновение которой датируется примерно VIII веком, вырублена в скальном массиве, который завис над обрывом, будто парящая птица, что создаёт в особенности впечатляющее зрелище.

Успенская церковь Свято-Успенского монастыря

С высоты расположения Успенского храма открывается живописная панорама с видом величественных Крымских гор.

Вид с верхнего яруса Свято-Успенского монастыря на ущелье Марьям-Дере

По другую сторону ущелья простирается длинный скалистый навес, в котором можно заметить немало пещер, служивших кельями и подсобными помещениями для монахов этой православной обители. В самой же долине располагается множество хозяйственных помещений, также относящихся к инфраструктуре Свято-Успенского пещерного монастыря.

Птичий двор Свято-Успенского монастыря
Свято-Успенский мужской монастырь. Хозяйственная постройка в скале Свято-Успенский мужской монастырь. Хозяйственный двор в скалистом навесе

Также здесь можно заметить остатки двухэтажного здания, в котором останавливались паломники, прибывавшие издалека. Здесь же сохранились остатки средневекового поселения Салачик и постройки татар, датируемые примерно XVI веком.

На территории монастырского комплекса, помимо православных святынь и храмов, располагается ещё старинное кладбище и братские могилы. Дело в том, что в годы Крымской войны середины XIX века, и в годы Великой Отечественной войны в кельях Свято-Успенского пещерного монастыря располагался госпиталь, а погибших солдат монахи хоронили в долине по соседству с монастырскими постройками.

Воинский мемориал на территории Свято-Успенского монастыря

Экскурсии по Крыму, включающие посещение Бахчисарая и пещерного города Чуфут-Кале, как правило, предполагают и посещение Свято-Успенского пещерного монастыря.

Свято-Успенский монастырь как туристический объект

Эта православная святыня, как важный памятник православной архитектуры Крыма, даже удостоилась внесения в список объектов под эгидой ЮНЕСКО. Добраться к ней не составит особого труда от конечной остановки «Староселье», куда можно легко доехать на маршрутке или такси как от ж/д, так и автовокзала. От остановки стоит подняться примерно с километр по урочищу, а зависший над пропастью пещерный храм сложно будет не заметить.

После посещения Свято-Успенского пещерного монастыря можно подняться вверх по тропе к ещё двум не менее любопытным достопримечательностям – старинному мусульманскому кладбищу Газы Мансур и расположенному выше его пещерному городу Чуфут-Кале, что позволит в полной мере впитать особую атмосферу этих удивительных мест Бахчисарая и соприкоснуться с наследием разных веков и народов.

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Свято-Успенский монастырь

Свято-Успенский монастырь в скале

Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:​

Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ​

Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился.
Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ​

Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились.
В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ​

Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.
Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией.
В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ​

Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.
На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ​

Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

Свято-Успенский монастырь на карте Крыма

Читайте также:  Нило-Столобенская пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники
Ссылка на основную публикацию