Никитский храм в Калуге: описание и адрес церкви, святыни и мощи с Афона, иконы, как доехать

Афонские Святыни

По благочестивой церковной традиции, для укрепления верующих в дни Великого поста с 10 марта по 20 апреля, в храм Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги будут прибывать почитаемые святыни Сербского мужского монастыря Хиландар на Святой Горе Афон – чудотворные иконы Божией Матери «Всецарица», «Троеручица» и «Иверская», ковчег с частицами Гроба, Креста и Хитона Господа нашего Иисуса Христа, ковчеги с частицами мощей угодников Божиих: великомученика Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, мученика Федора Тирона, преподобного Илии Муромца, святителя Григория Богослова, Анастасии Узорешительницы, святителя Нектария Эгинского, священномученика Харлампия Магнезийского, преподобного Афанасия Афонского, и других.

Чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Всецарица» (по-гречески — «Пантанасса»), молятся об исцелении больных онкологией — страшнейшей из болезней. Известны многочисленные случаи, когда люди, заболевшие раком, исцелялись после молебна перед этой иконой. Перед этим чудотворным образом молятся также об избавлении от колдовства, зависимости от алкоголя и наркотиков.

10 марта 2019 года, по окончании ранней Божественной Литургии в храм Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги прошла встреча Святынь Сербского монастыря Хиландар со Святой Горы Афон. Святыни встретили: протоиерей Алексей Пелевин – настоятель Никитского храма г. Калуги, иерей Максим Картуесов, иерей Олег Плешаков. После встречи, перед святынями было совершено молебное пение. По окончании Богослужения настоятель храма произнес проповедь и поздравил прихожан со знаменательным событием в жизни прихода – принесением Святынь.

На северо-востоке Афонского полуострова Греции находится самый древний в этой части Афона православный монастырь — Халиндар или Халиндарский. Он был основан в 1197 году. Расположен Халиндарский монастырь в очень живописном месте и окружен со всех сторон зеленью. До моря от обители всего полчаса пешком, здесь расположена пристань, относящаяся только к этому монастырю.

Как гласят исторические документы, основали монастырь два человека из сербского царского дома: Стефан Немань и его сын Радко. Оба они решили оставить царский престол и поменять его на жизнь в монашестве. Первым тайно покинул Сербию Радко, который прибыл на Афон и стал монахом Саввой в монастыре Палиоманастиро или Солунца. Через некоторое время он стал подвизаться в Ватопеде. Примеру сына последовал и Стефан, уже до этого принявший монашеский постриг в сербском монастыре Студеницы под именем Симеон. Императором Алексеем III в дар Сербии был передан Халиндарский монастырь, и, прибыв туда, Савва и Симеон взялись за его расширение и восстановление. Финансовую помощь своим родственникам, вставшим на путь монашества, оказал Стефан II, брат Саввы. Эта денежная поддержка очень помогла в восстановлении Халиндара. Симеон и Савва считаются основателями и ктиторами этого монастыря. Симеон вплоть до своей смерти был верен этой обители и никуда из нее не уезжал, а Савва решил вернуться на родину, в Сербию, где впоследствии стал архиепископом. Савва призывал многих приезжать в Халиндарский монастырь, и по его призыву в обитель стало приезжать много сербов. В результате такого наплыва монахов к Халиндару было присоединено несколько более мелких обителей: Комитиссы,Исповедника, Святого Василия, Папарникиев, Стровилеи, Чаши и другие.

Через небольшое время после смерти Симеона и Саввы они были провозглашены святыми и покровителями Сербии.
В течение следующих веков продолжался расцвет Халиндарского монастыря, и в результате именно эта обитель стала духовным центром для сербского народа. Именно здесь было написано много книг духовного содержания на сербском языке, и не меньше душеполезных книг переведено с других языков на сербский. Из стен Халиндарской обители вышло много образованных священников, которые затем стали епископами, архиепископами и патриархами. Именно в этом монастыре взял свое начало духовный подъем сербов.

Большинство сербских правителей с большой щедростью относились к Халиндару. Самую большую финансовую поддержку этому и другим афонским монастырям оказал правитель Сербии Стефан Душан, посетивший Халиндарский монастырь в 1347 году со своей женой Еленой. Андроник II Палеолог, бывший императором Византии, также оказал значительную материальную помощь монастырю, в том числе передал этой обители монастырь Святого Николая и другие земельные владения.
После того, как греческие земли, в том числе и Афон, попали под власть Османской империи, поддержку многим афонским монастырям, и Халиндару в их числе, стали оказывать русские цари, а также правители княжеств, расположенных в окрестностях реки Дунай. И благодаря такой помощи Халиндарский монастырь продолжал даже в эти тяжелые времена расти и развиваться. В то время сербские монахи в большом количестве приезжали не только в этот, ставший уже чисто сербским, монастырь, но и в другие обители Афона, и по этой причине протами монастырей частой избирали монахов, бывших по своему происхождению сербами.
Упадок Халиндарского монастыря начался во второй половине 17 века, особенно после присоединения Ипекской архиепископии к Вселенской Патриархии. Со временем монахов-сербов в Халиндаре становилось все меньше и меньше, а их место занимали в основном монахи из Болгарии. Среди монахов-болгар, подвизавшихся в Халиндаре, был и знаменитый писатель Паисий, который написал множество книг, среди которых была и «История Болгарии».
В начале 18 (1722 год) и конце 19 века (1891 год) в Халиндарском монастыре случились серьезные пожары, в которых только чудом удалось спасти накопленные материальные, исторические и духовные ценности.

Новый расцвет Халиндара произошел после 1896 года, когда обитель посетил Александр I, король Сербии. Он оказал монастырю большую материальную помощь, а также прислал в Халиндар много сербских монахов. В результате сербов в обители снова стало преобладающее число, и опять они стали во главе монастыря.
Во время борьбы Афонской монашеской республики за воссоединение с Грецией сербские монахи внесли очень большой вклад, а также монахи из Халиндара оказывали огромную помощь греческому народу в их борьбе против фашистских оккупантов во время Второй мировой войны.
Мощные каменные стены монастыря и его две башни придают Халиндару вид настоящей крепости. Восточная башня посвящена одному из основателей этой обители — Святому Савве. Вторая башня находится за пределами монастырских стен, на север от обители по дороге на пристань и носит имя Милутина, который был основателем этой башни.

Соборный храм Халиндарского монастыря посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы и был построен в начале 14 века. Стиль этого храма относится к византийско-афонскому, он украшен прекрасными фресками первой половины 14 века. К большому сожалению, позже эти ранние фрески были закрашены более новыми в начале 19 века. Но основные черты ранней фресковой живописи можно увидеть и на более поздних работах.

Стоит отметить и прекрасны мраморный пол соборного храма, а также иконостас послевизантийской эпохи, выполненный из резного дерева, относящийся к концу 18 века.
Кроме соборного храма обители в монастыре насчитывается еще 13 часовен, 12 из которых расписаны красивейшими фресками 13-18 веков.

Одно из чудес Халиндарского монастыря — виноградная лоза, выросшая из серебряной гробницы Святого Симеона, она растет на этом месте уже много веков и, по преданию и множеству свидетельств, помогает женщинам при бесплодии. В этом монастырь с давних времен приезжают многие бездетные мужья, чтобы вкусить виноград с этой лозы, дабы Бог даровал им детей. По их вере и дается им.

Кроме чудотворной лозы Святого Симеона в Халиндарском монастыре есть множество и других святынь, в том числе несколько чудотворных икон.

Главной святыней обители является икона Богоматери Троеручницы, которая находится в соборном храме Халиндара. Владельцем этой иконы был святой Иоанн Дамаскин, который в эпоху иконоборчества отстаивал свою правоту через письма императору Леону III Исавро. Но император-иконоборец, не желая смириться со своей неправотой, оклеветал святого в глазах сарацинского князя, а тот в своей жестокости приказал отрубить святому Иоанну Дамасскому руку. После такой расправы святой вместе со своей отрубленной кистью пришел к иконе Божией Матери и стал молиться о своей исцелении. И чудо произошло! Отрубленная кисть приросла к его руке и стала здоровой. Чтобы почтить Божию Матерь и в память о произошедшем чуде святой Иоанн Дамаским приделал к исцелившей его иконе серебряную кисть.

Из христианских святынь в обители хранится частица тернового венка, который венчал голову Спасителя на его пути к Голгофе, а также Его плащаница, 2 креста, в которые вкраплены частицы Животворящего Древа Креста Господня, и ковчеги с мощами многих святых.

С самого времени своего основания и по сегодняшний день Халиндарский монастырь в иерархии афонских обителей занимает четвертое место после Великой Лавры Святого Афанасия, Ватопедского и Иверского монастырей. В настоящее время в обители Халиндара проживает около 60 монахов, большая часть из которых имеет сербское происхождение.

Новомосковское экскурсионное бюро “ЖУРАВЛИ” и туристическое агентство “Мадагаскар-Новомосковск”

г.Новомосковск,ул.Садовского, д.18 (рядом с торговым центром “Первый”)

В Никитский храм принесены Святыни монастыря Хиландар со Святой Горы Афон

4 июля 2018 года, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в храм Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) были принесены Святыни монастыря Хиландар со Святой Горы Афон: Чудотворные иконы Божией Матери «Всецарица», «Троеручица» и «Иверская», ковчег с частицами Гроба, Креста и Хитона Господа нашего Иисуса Христа, а также ковчеги с частицами мощей угодников Божиих великомученика Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, мученика Федора Тирона, преподобного Илии Муромца, святителя Григория Богослова, Анастасии Узорешительницы, святителя Нектария Эгинского, священномученика Харлампия Магнезийского, преподобного Афанасия Афонского, священномученика Елевферия Иллирийского и мученика Конона Исаврийского.

У стен Никитского храма Святыни монастыря Хиландар встречали: протоиерей Игорь Князев – настоятель храма в честь Спаса Нерукотворного г. Кондрово, протоиерей Алексей Пелевин – настоятель Никитского храма г. Калуги, иерей Максим Картуесов, иерей Алексей Дорохин – клирики Никитского храма. Дьяконский чин возглавил протодьякон Сергий Комаров. После встречи, перед святынями было совершено молебное пение, после чего были прочитаны молитвы и совершено помазание. По окончании Богослужения настоятель храма произнес проповедь и поздравил прихожан со знаменательным событием в жизни прихода – принесением Святынь.

На северо-востоке Афонского полуострова Греции находится самый древний в этой части Афона православный монастырь — Халиндар или Халиндарский. Он был основан в 1197 году. Расположен Халиндарский монастырь в очень живописном месте и окружен со всех сторон зеленью. До моря от обители всего полчаса пешком, здесь расположена пристань, относящаяся только к этому монастырю.

Как гласят исторические документы, основали монастырь два человека из сербского царского дома: Стефан Немань и его сын Радко. Оба они решили оставить царский престол и поменять его на жизнь в монашестве. Первым тайно покинул Сербию Радко, который прибыл на Афон и стал монахом Саввой в монастыре Палиоманастиро или Солунца. Через некоторое время он стал подвизаться в Ватопеде. Примеру сына последовал и Стефан, уже до этого принявший монашеский постриг в сербском монастыре Студеницы под именем Симеон. Императором Алексеем III в дар Сербии был передан Халиндарский монастырь, и, прибыв туда, Савва и Симеон взялись за его расширение и восстановление. Финансовую помощь своим родственникам, вставшим на путь монашества, оказал Стефан II, брат Саввы. Эта денежная поддержка очень помогла в восстановлении Халиндара. Симеон и Савва считаются основателями и ктиторами этого монастыря. Симеон вплоть до своей смерти был верен этой обители и никуда из нее не уезжал, а Савва решил вернуться на родину, в Сербию, где впоследствии стал архиепископом. Савва призывал многих приезжать в Халиндарский монастырь, и по его призыву в обитель стало приезжать много сербов. В результате такого наплыва монахов к Халиндару было присоединено несколько более мелких обителей: Комитиссы, Исповедника, Святого Василия, Папарникиев, Стровилеи, Чаши и другие.

Через небольшое время после смерти Симеона и Саввы они были провозглашены святыми и покровителями Сербии.
В течение следующих веков продолжался расцвет Халиндарского монастыря, и в результате именно эта обитель стала духовным центром для сербского народа. Именно здесь было написано много книг духовного содержания на сербском языке, и не меньше душеполезных книг переведено с других языков на сербский. Из стен Халиндарской обители вышло много образованных священников, которые затем стали епископами, архиепископами и патриархами. Именно в этом монастыре взял свое начало духовный подъем сербов.

Читайте также:  Храм Ксении Петербуржской в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Большинство сербских правителей с большой щедростью относились к Халиндару. Самую большую финансовую поддержку этому и другим афонским монастырям оказал правитель Сербии Стефан Душан, посетивший Халиндарский монастырь в 1347 году со своей женой Еленой. Андроник II Палеолог, бывший императором Византии, также оказал значительную материальную помощь монастырю, в том числе передал этой обители монастырь Святого Николая и другие земельные владения.
После того, как греческие земли, в том числе и Афон, попали под власть Османской империи, поддержку многим афонским монастырям, и Халиндару в их числе, стали оказывать русские цари, а также правители княжеств, расположенных в окрестностях реки Дунай. И благодаря такой помощи Халиндарский монастырь продолжал даже в эти тяжелые времена расти и развиваться. В то время сербские монахи в большом количестве приезжали не только в этот, ставший уже чисто сербским, монастырь, но и в другие обители Афона, и по этой причине протами монастырей частой избирали монахов, бывших по своему происхождению сербами.

Упадок Халиндарского монастыря начался во второй половине 17 века, особенно после присоединения Ипекской архиепископии к Вселенской Патриархии. Со временем монахов-сербов в Халиндаре становилось все меньше и меньше, а их место занимали в основном монахи из Болгарии. Среди монахов-болгар, подвизавшихся в Халиндаре, был и знаменитый писатель Паисий, который написал множество книг, среди которых была и «История Болгарии».

В начале 18 (1722 год) и конце 19 века (1891 год) в Халиндарском монастыре случились серьезные пожары, в которых только чудом удалось спасти накопленные материальные, исторические и духовные ценности.

Новый расцвет Халиндара произошел после 1896 года, когда обитель посетил Александр I, король Сербии. Он оказал монастырю большую материальную помощь, а также прислал в Халиндар много сербских монахов. В результате сербов в обители снова стало преобладающее число, и опять они стали во главе монастыря.

Во время борьбы Афонской монашеской республики за воссоединение с Грецией сербские монахи внесли очень большой вклад, а также монахи из Халиндара оказывали огромную помощь греческому народу в их борьбе против фашистских оккупантов во время Второй мировой войны.

Мощные каменные стены монастыря и его две башни придают Халиндару вид настоящей крепости. Восточная башня посвящена одному из основателей этой обители — Святому Савве. Вторая башня находится за пределами монастырских стен, на север от обители по дороге на пристань и носит имя Милутина, который был основателем этой башни.

Соборный храм Халиндарского монастыря посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы и был построен в начале 14 века. Стиль этого храма относится к византийско-афонскому, он украшен прекрасными фресками первой половины 14 века. К большому сожалению, позже эти ранние фрески были закрашены более новыми в начале 19 века. Но основные черты ранней фресковой живописи можно увидеть и на более поздних работах.

Стоит отметить и прекрасны мраморный пол соборного храма, а также иконостас послевизантийской эпохи, выполненный из резного дерева, относящийся к концу 18 века.
Кроме соборного храма обители в монастыре насчитывается еще 13 часовен, 12 из которых расписаны красивейшими фресками 13-18 веков.

Одно из чудес Халиндарского монастыря — виноградная лоза, выросшая из серебряной гробницы Святого Симеона, она растет на этом месте уже много веков и, по преданию и множеству свидетельств, помогает женщинам при бесплодии. В этом монастырь с давних времен приезжают многие бездетные мужья, чтобы вкусить виноград с этой лозы, дабы Бог даровал им детей. По их вере и дается им.

Кроме чудотворной лозы Святого Симеона в Халиндарском монастыре есть множество и других святынь, в том числе несколько чудотворных икон.

Главной святыней обители является икона Богоматери Троеручницы, которая находится в соборном храме Халиндара. Владельцем этой иконы был святой Иоанн Дамаскин, который в эпоху иконоборчества отстаивал свою правоту через письма императору Леону III Исавро. Но император-иконоборец, не желая смириться со своей неправотой, оклеветал святого в глазах сарацинского князя, а тот в своей жестокости приказал отрубить святому Иоанну Дамасскому руку. После такой расправы святой вместе со своей отрубленной кистью пришел к иконе Божией Матери и стал молиться о своей исцелении. И чудо произошло! Отрубленная кисть приросла к его руке и стала здоровой. Чтобы почтить Божию Матерь и в память о произошедшем чуде святой Иоанн Дамаским приделал к исцелившей его иконе серебряную кисть.

Из христианских святынь в обители хранится частица тернового венка, который венчал голову Спасителя на его пути к Голгофе, а также Его плащаница, 2 креста, в которые вкраплены частицы Животворящего Древа Креста Господня, и ковчеги с мощами многих святых.

С самого времени своего основания и по сегодняшний день Халиндарский монастырь в иерархии афонских обителей занимает четвертое место после Великой Лавры Святого Афанасия, Ватопедского и Иверского монастырей. В настоящее время в обители Халиндара проживает около 60 монахов, большая часть из которых имеет сербское происхождение.

Никитский храм в Калуге: рассматриваем досконально

Россия — это одна из тех стран, которая хранит свою историю не только в новых учебниках, но и в древних постройках. Старые храмы, монастыри и церкви — вот настоящий источник нашего прошлого. Самые старые из них датируются X веком нашей эры.

Если сейчас человек окажется в городе Калуге, и он спросит «Какой здесь самый старый храм?», то ему любой местный житель назовет именно церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм имеет и второе название — «Никитский».

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)

Адрес: г.Калуга, ул.Ленина, д. 106
Телефон: 8(4842)
Настоятель: протоиерей Алексий Пелевин

Клирики храма: иерей Димитрий Новиков, иерей Алексий Дорохин, иерей Димитрий Марков, диакон Вадим Роговцев

Каменный храм возведен прихожанами в 1685 г. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь в честь Рождества Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца. В 1649 г. к Богородично-Рождественскому приходу присоединились жители Никитской слободы. Они были переселены в разоренную в Смутное время Калугу по указу Царского дяди Ивана Никитича Романова из торгового с. Спасского (ныне Киевка). По желанию новых прихожан, в память о храме с. Спасского придел святителя Николая был заменен приделом великомученика Никиты, почему и храм именуется Никитским. После пожара 1754 г. храм был отстроен заново в 1755 г. В 1820 г. к нему был пристроен другой придел во имя святителя Иоанна Златоуста.

Храм имел массивный четверик с пучками декоративных полуколонн по углам, с наличниками, широким карнизом и ритмично повторяющимися ложными закомарами. По обеим сторонам алтаря, при боковых входах устроены галереи из колоннад, по десяти колонн в каждой. Колокольня была восьмигранная, четырехъярусная. Никитский храм является памятником архитектуры и градостроительства местного значения (решение Калужского облисполкома № 35 от г.).

С момента образования самостоятельной Калужской епархии и до завершения строительства Свято-Троицкого кафедрального собора с 1799 г. по 1819 г. в этом храме размещалась кафедра правящих Калужских архиереев. В храме почитались несколько древних икон, в том числе и образ великомученика Никиты (XVII в.).

Храм был закрыт в 20-е гг. XX в. Первоначально он использовался военным ведомством под склад. В марте 1929 г. по предложению фракции ВКП(б) городского совета были снесены верхние ярусы колокольни и центральный купол, а сам храм переоборудован. С 1939 г. в храме размещается кинотеатр «Пионер». В 90-х гг. XX в. наряду с кинотеатром здесь размещались коммерческие структуры.

С 1993 года Епархия неоднократно направляла запросы о возвращении храма для восстановления и возобновления в нем богослужений. И только в октябре 2004 года решением Городской Думы г. Калуги храм был передан Калужской епархии.

В январе 2005 работы по восстановлению храма были поручены диакону Алексею Пелевину.

Восстановительные работы в храме начались в апреле 2005 г. Перед отцом Алексеем стояло много задач. Необходимо было разобрать внутренние перегородки, вывести мусор, произвести внутреннюю отделку помещений, укрепить фундамент, восстановить маковки четверика, установить кресты и купола, построить колокольню, приобрести церковную утварь, облагородить сквер рядом с храмом.

На пасху 2005 года открыта церковная лавка.

28 сентября 2005г. после более чем 80-летнего перерыва, в Никитском храме было совершено первое богослужение (молебен с акафистом), которое совершили архимандрит Никита (Ананьев) и священник Алексей Пелевин.

г. Была совершена первая Божественная литургия.

г. Архиепископ Людиновский Георгий на престольный день совершил первую Литургию архиерейским чином.

На Пасху 2007 была совершена первая Божественная литургия в восстановленном правом пределе великомученика Никиты.

архиепископ Георгий освятил кресты на колокольню и на апсиду алтаря.

На Благовещение 2009 с колокольни Никитского храма прозвучал первый колокольный звон.

В 2009 г. На праздник Вход Господень в Иерусалим храм посетил митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка совершил освящение крестов на четверик храма.

года митрополит Калужский и Боровский Климент совершил Великое освящение трех пределов храма. В этот же день был освящен памятный крест, сооруженный в честь события освящения храма и 325-летнего юбилея, который отмечался в 2010 г.

При храме имеется просторная православная библиотека, где для полезного чтения могут собираться и взрослые и дети. В ее помещении проводятся конференции, православные беседы и встречи. Библиотечный фонд постоянно пополняется новыми книгами.

Для прихожан храма организована воскресная школа. Занятия рассчитаны как для детей так и для взрослых. На базе воскресной школы организован духовно-просветительский центр.

В 2012 году в сквере рядом с храмом сооружен и освящен первый в городе памятник святым благоверным Петру и Февронии — покровителям семьи.

История

Задолго до создания каменного храма на этом месте не раз перестраивали деревянные церкви. Известно, что на то время храм продолжал носить свое название в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Однако он, согласно описи 1626 года, уже имел придел во имя святого Николая.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский), г. Калуга

Раз за разом деревянная церковь то горела, то рушилась из-за сил времени. Тогда было принято решение о строительстве каменной церкви, которая на века сохранит в себе историю Калуги. Создание храма началось в 1865 году. Кроме всего прочего, была построена и колокольня. По тогдашней описи церковь имеет название Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великомученика Никиты. Возникает вопрос — почему было изменено название придела?

Это интересно! Великомученик Никита — христианский святой, который почитается как великомученик. Жил в IV веке нашей эры и вписал свое имя в историю благодаря борьбе за истинную веру. Умер мученической смертью после сожжения на костре язычниками. По преданию, огонь не коснулся и не опалил тела святого.

Тогда дядя первого русского царя из династии Романовых, Иван Никитич Романов, отдал указ о переименовании придела. Именно ему написали прошение прихожане соседнего, близкого к городу села, которое было ими покинуто во времена Смутного времени. Люди просили дать новое название приделу в память о святом великомученике. Именно его имя лучше сохранилось в памяти народа.

Икона святого мученика Никиты

В 1754 году страшному пожару подверглась Калуга. Огнем было уничтожено 14 церквей и более чем 1200 жилых домов. Никитинский храм также сильно пострадал, особенно та часть, что была ближе расположена к Гостиным рядам. Однако уже в следующем году церковь была полностью восстановлена, однако, колокольню пришлось перестроить.

Читайте также:  Монастыри Грузии: действующие православные мужские и женские, лучшие места, которые стоит увидеть

С того времени Никитский храм стал набирать все больше популярности. Уже в 1799 году церковь можно было считать Кафедральным собором, то есть главным в городе. Старый пришел в негодность и уже практически не использовался. Последняя служба была проведена в 1809 году.

Интересно! Во времена Отечественной войны 1812 года храм стал не только религиозным центром Калуги. В соборе зачитывались царские указы и манифесты, проходили обращения к людям губернатора Калуги. Здесь проходили службы во имя победы российской армии над французами.

В 1850-ых годах прошла масштабная реконструкция по проекту И.Д. Ясныгин. Так, был пристроен новый придел во имя Иоанна Златоуста.

Как и многие другие, во времена власти Советов Никитский храм был закрыт. Это произошло в 1926 году. Через три года по указу властей рабочие снесли верхний ярус вместе с колокольней и куполом в центре. Храм был оборудован под зернохранилище. В 1944 здесь оборудовали настоящий кинотеатр для детей.

В 1966 году чудом было сохранено здание церкви. По новому плану города планировалось снести многие достопримечательности и памятники архитектуры. Однако по решению комиссии Никитский храм сохранили. Вскоре пришел в упадок и кинотеатр, и ближайший сквер.

Современное состояние

22 мая 2001 года произошло освящение храма по программе «Россия Православная». В Никитской церкви начались масштабные реставрационные работы в 2005 году, последние из которых проходили более 80 лет назад. Это не могло не радовать прихожан. В 2006 году 18 января прошло первое за долгое время богослужение.

Божественная литургия в Никитском храме

В настоящее время храм находится в прекрасном состоянии. Были восстановлены верхние ярусы, колокольня и купола. Поддерживается и сохранность древних фресок. Сквер, находящийся рядом с церковью, расцвел. Здесь был установлен памятник Петру и Февронии.

Использованные материалы

  • Страница прихода на официальном сайте Калужской епархии
  • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»

Деятельность прихода

Храм принимает участие как в духовной жизни общества, так и в социальной. Здесь открыта православная библиотека, доступная для всех желающих. Продолжает работать воскресная школа для людей разных возрастов. В храме часто проводятся духовные конференции и встречи верующих.

В Никитской церкви был недавно организован центр духовного просвещения.

Святыни

В никитской храме хранятся:

  • мощи блаженной Матроны Московской;
  • мощи святых Петра и Февронии Муромских;
  • ковчег с частицей мощей великомученика Никиты;
  • икона Всецарицы;
  • Иверская икона Божией Матери;
  • пояс Пресвятой Богородицы с частицей пояса.

Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» в Никитском храме

К сожалению, не сохранились реликвии, что находились здесь до закрытия церкви. Скорее всего, именно тогда они и были уничтожены. Со святой горы Афон в храм были привезены Списки с чудотворных икон:

  • Герантисса;
  • Пантанаса (Всецарица);
  • Иверская икона Божией Матери;
  • Пояс Пресвятой Богородицы с частицей пояса.

Описание

Относительно даты своего строительства Никитский храм имеет оригинальными чертами и архитектурой. Они присущи только Калужской епархии, но при этом не сильно похожи на традиции того времени. Храм выполнен в красных и белых тонах с синими и позолоченными куполами.

Интерьер Никитской церкви

В храме находятся Престолы:

  • Рождества Пресвятой Богородицы;
  • великомученика Никиты (правый придел);
  • святителя Иоанна Златоуста (левый придел).

Самой прекрасной частью храма является иконостас из 6 ярусов, созданный из дерева и покрытый позолотой. На стенах храма изнутри нет свободного места. Каждая частичка расписана удивительными картинами библейской жизни. Кое-где сохранились древние фрески, которые часто реставрируются. Фасады здания украшены традиционными деталями и изразцами.

Интересно! Изразец — вид керамической плитки, используемый для облицовки каминов, печей, фасадов зданий. Первые образцы были созданы еще в Древнем Египте более 5 тыс.лет назад.

Как добраться

Никитский храм находится в городе Калуге по адресу: ул. Ленина, д. 106. Это совсем рядом с администрацией губернатора.

Никитский храм в Калуге: описание и адрес церкви, святыни и мощи с Афона, иконы, как доехать

В Калугу в Никитский храм принесены Святыни Сербского монастыря Хиландар на Святой Горе Афон

10 марта 2019 года, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента по окончании ранней Божественной Литургии в храм Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги были принесены Святыни Сербского монастыря Хиландар со Святой Горы Афон: Чудотворные иконы Божией Матери «Всецарица», «Троеручица», «Иверская» и ковчег с частицами Гроба, Креста и Хитона Господа нашего Иисуса Христа, а также ковчеги с частицами мощей угодников Божиих: великомученика Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, мученика Федора Тирона, преподобного Илии Муромца, святителя Григория Богослова, Анастасии Узорешительницы, святителя Нектария Эгинского, священномученика Харлампия Магнезийского, преподобного Афанасия Афонского, священномученика Елевферия Иллирийского и мученика Конона Исаврийского.

Святыни встречали: протоиерей Алексей Пелевин – настоятель Никитского храма г. Калуги, иерей Максим Картуесов, иерей Олег Плешаков. После встречи, перед святынями было совершено молебное пение. По окончании Богослужения настоятель храма произнес проповедь и поздравил прихожан со знаменательным событием в жизни прихода – принесением Святынь.

Святыни пробудут в Никитском храме до 20 апреля.

На северо-востоке Афонского полуострова Греции находится самый древний в этой части Афона православный монастырь — Халиндар или Халиндарский. Он был основан в 1197 году. Расположен Халиндарский монастырь в очень живописном месте и окружен со всех сторон зеленью. До моря от обители всего полчаса пешком, здесь расположена пристань, относящаяся только к этому монастырю.

Как гласят исторические документы, основали монастырь два человека из сербского царского дома: Стефан Немань и его сын Радко. Оба они решили оставить царский престол и поменять его на жизнь в монашестве. Первым тайно покинул Сербию Радко, который прибыл на Афон и стал монахом Саввой в монастыре Палиоманастиро или Солунца. Через некоторое время он стал подвизаться в Ватопеде. Примеру сына последовал и Стефан, уже до этого принявший монашеский постриг в сербском монастыре Студеницы под именем Симеон. Императором Алексеем III в дар Сербии был передан Халиндарский монастырь, и, прибыв туда, Савва и Симеон взялись за его расширение и восстановление. Финансовую помощь своим родственникам, вставшим на путь монашества, оказал Стефан II, брат Саввы. Эта денежная поддержка очень помогла в восстановлении Халиндара. Симеон и Савва считаются основателями и ктиторами этого монастыря. Симеон вплоть до своей смерти был верен этой обители и никуда из нее не уезжал, а Савва решил вернуться на родину, в Сербию, где впоследствии стал архиепископом. Савва призывал многих приезжать в Халиндарский монастырь, и по его призыву в обитель стало приезжать много сербов. В результате такого наплыва монахов к Халиндару было присоединено несколько более мелких обителей: Комитиссы, Исповедника, Святого Василия, Папарникиев, Стровилеи, Чаши и другие.

Через небольшое время после смерти Симеона и Саввы они были провозглашены святыми и покровителями Сербии.
В течение следующих веков продолжался расцвет Халиндарского монастыря, и в результате именно эта обитель стала духовным центром для сербского народа. Именно здесь было написано много книг духовного содержания на сербском языке, и не меньше душеполезных книг переведено с других языков на сербский. Из стен Халиндарской обители вышло много образованных священников, которые затем стали епископами, архиепископами и патриархами. Именно в этом монастыре взял свое начало духовный подъем сербов.

Большинство сербских правителей с большой щедростью относились к Халиндару. Самую большую финансовую поддержку этому и другим афонским монастырям оказал правитель Сербии Стефан Душан, посетивший Халиндарский монастырь в 1347 году со своей женой Еленой. Андроник II Палеолог, бывший императором Византии, также оказал значительную материальную помощь монастырю, в том числе передал этой обители монастырь Святого Николая и другие земельные владения.
После того, как греческие земли, в том числе и Афон, попали под власть Османской империи, поддержку многим афонским монастырям, и Халиндару в их числе, стали оказывать русские цари, а также правители княжеств, расположенных в окрестностях реки Дунай. И благодаря такой помощи Халиндарский монастырь продолжал даже в эти тяжелые времена расти и развиваться. В то время сербские монахи в большом количестве приезжали не только в этот, ставший уже чисто сербским, монастырь, но и в другие обители Афона, и по этой причине протами монастырей частой избирали монахов, бывших по своему происхождению сербами.

Упадок Халиндарского монастыря начался во второй половине 17 века, особенно после присоединения Ипекской архиепископии к Вселенской Патриархии. Со временем монахов-сербов в Халиндаре становилось все меньше и меньше, а их место занимали в основном монахи из Болгарии. Среди монахов-болгар, подвизавшихся в Халиндаре, был и знаменитый писатель Паисий, который написал множество книг, среди которых была и «История Болгарии».

В начале 18 (1722 год) и конце 19 века (1891 год) в Халиндарском монастыре случились серьезные пожары, в которых только чудом удалось спасти накопленные материальные, исторические и духовные ценности.

Новый расцвет Халиндара произошел после 1896 года, когда обитель посетил Александр I, король Сербии. Он оказал монастырю большую материальную помощь, а также прислал в Халиндар много сербских монахов. В результате сербов в обители снова стало преобладающее число, и опять они стали во главе монастыря.

Во время борьбы Афонской монашеской республики за воссоединение с Грецией сербские монахи внесли очень большой вклад, а также монахи из Халиндара оказывали огромную помощь греческому народу в их борьбе против фашистских оккупантов во время Второй мировой войны.

Мощные каменные стены монастыря и его две башни придают Халиндару вид настоящей крепости. Восточная башня посвящена одному из основателей этой обители — Святому Савве. Вторая башня находится за пределами монастырских стен, на север от обители по дороге на пристань и носит имя Милутина, который был основателем этой башни.

Соборный храм Халиндарского монастыря посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы и был построен в начале 14 века. Стиль этого храма относится к византийско-афонскому, он украшен прекрасными фресками первой половины 14 века. К большому сожалению, позже эти ранние фрески были закрашены более новыми в начале 19 века. Но основные черты ранней фресковой живописи можно увидеть и на более поздних работах.

Стоит отметить и прекрасны мраморный пол соборного храма, а также иконостас послевизантийской эпохи, выполненный из резного дерева, относящийся к концу 18 века.
Кроме соборного храма обители в монастыре насчитывается еще 13 часовен, 12 из которых расписаны красивейшими фресками 13-18 веков.

Одно из чудес Халиндарского монастыря — виноградная лоза, выросшая из серебряной гробницы Святого Симеона, она растет на этом месте уже много веков и, по преданию и множеству свидетельств, помогает женщинам при бесплодии. В этом монастырь с давних времен приезжают многие бездетные мужья, чтобы вкусить виноград с этой лозы, дабы Бог даровал им детей. По их вере и дается им.

Кроме чудотворной лозы Святого Симеона в Халиндарском монастыре есть множество и других святынь, в том числе несколько чудотворных икон.

Главной святыней обители является икона Богоматери Троеручницы, которая находится в соборном храме Халиндара. Владельцем этой иконы был святой Иоанн Дамаскин, который в эпоху иконоборчества отстаивал свою правоту через письма императору Леону III Исавро. Но император-иконоборец, не желая смириться со своей неправотой, оклеветал святого в глазах сарацинского князя, а тот в своей жестокости приказал отрубить святому Иоанну Дамасскому руку. После такой расправы святой вместе со своей отрубленной кистью пришел к иконе Божией Матери и стал молиться о своем исцелении. И чудо произошло! Отрубленная кисть приросла к его руке и стала здоровой. Чтобы почтить Божию Матерь и в память о произошедшем чуде святой Иоанн Дамаским приделал к исцелившей его иконе серебряную кисть.

Читайте также:  Крестовоздвиженская церковь в Ливадии: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Из христианских святынь в обители хранится частица тернового венка, который венчал голову Спасителя на его пути к Голгофе, а также Его плащаница, 2 креста, в которые вкраплены частицы Животворящего Древа Креста Господня, и ковчеги с мощами многих святых.

С самого времени своего основания и по сегодняшний день Халиндарский монастырь в иерархии афонских обителей занимает четвертое место после Великой Лавры Святого Афанасия, Ватопедского и Иверского монастырей. В настоящее время в обители Халиндара проживает около 60 монахов, большая часть из которых имеет сербское происхождение.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

История Зачатьевского женского монастыря берет свое начало еще с седой древности. Говорят о том, что построен он был в 1360 году митрополитом Московским Алексием. Первоначально это была деревянная церковь под названием Зачатие православной Анны. Также при ней был основан и монастырь. Через 2 столетия здания были уничтожены пожаром и он был перемещен ближе к Кремлю.

На месте прежней обители осталась небольшая община, которая со временем опять стала общиной. Вскоре там был построен храм Зачатия православной Анны с приделом и трапезный храм. Польское нашествие не обошло его стороной и принесло не мало бед, но со временем его опять возродили.

Святыни обители

В Зачатьевском Ставропигиальном женском монастыре есть несколько святынь, на которые, то и дело, приезжает посмотреть большое количество паломников. Так например:

  • лик Зачатия прав. Анны;
  • икона «Милостивая»;
  • святые мощи новомучеников и исповедников Российских в мощевнике;
  • частицы Крови Христовой на кресте-распятии, древа Креста и Гроба Господня;
  • святой образ Георгия Победоносца;
  • места погребения основательниц игумении Иулиании и монахини Евпраксии;
  • частица мощей и икона великомученика Пантелеймона.

Иконы

Как уже было отмечено, эта обитель имеет несколько чудотворных икон. Наиболее известна – икона Богоматери «Милостивая». Она несет в себе богатую историю, которая славится многими исцелениями и помощью нуждающимся. В период смуты она несла на себе важную миссию – была символом покровы Пречистой над изгнанными из обители насельницах, а также то, что монастырь будет возобновлен.

Многие обращаются к ней с просьбами:

  • об исцелении от депрессии;
  • о миновании голода;
  • об остановлении кровотечении;
  • о даровании долгожданных детей.

Часто можно услышать вопрос кому помог забеременеть обряд прошения перед иконой? Ответы есть разные, но большинство из них положительные. Многие связывают это со снисходительностью Богородицы.

Храмы

Каждый желающий может приклонится к мощам Зачатьевского монастыря. Так как обитель занимает большую территорию, то на ней находится несколько храмов:

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Храм Спаса Нерукотворного Образа (надвратный);
  • Святилище Сошествия Святого Духа;
  • Часовня Святого Алексия, митрополита Московского;
  • Храм Зачатия святой православной Анны в трапезном корпусе.

Пояс Богородицы

Это еще одна особенная реликвия этого святого места. Зачастую к ней обращаются за:

  • исцелением от различных внутренних болезней;
  • дарованием детей.

Эта святыня была освящена у Пояса Пресвятой Богородицы, который лежит в Ватопедском монастыре на горе Афон. Многие говорят о том, что искренняя молитва у него помогает забеременеть даже тем парам, которые слышали негативный ответ от многих врачей.

Как добраться и расписание

Обитель работает ежедневно с 07.00 утра до 20.00 вечера. На территории проводятся экскурсии для групп по предварительной записи, продается свежая выпечка. Доступ до главных святынь монастыря открыт на протяжении всего дня.

Расписание богослужений следующее:

  • Литургия в 8.00 ежедневно. Перед ней служат молебен с акафистом.
  • В праздники и воскресенья – 8.30.
  • Вечерние службы в 17.00.
  • Субботние – 16.00.
  • Если нет великих и двунадесятных праздников в четверг вечером служат Параклис перед иконой Богоматери «Милостивая».
  • Вечером в воскресенье попеременно читают акафист Иоакиму и Анне или Нерукотворному Образу Спасителя и Святому Духу.

Где находится

Эта община расположена недалеко от самого центра Москвы. Адрес: 119034 г. Москва, переулок 2-й Зачатьевский, 2. Телефон: (495) 695-1694, 695-1692, 695-1691, 695-1690.

Чтобы попасть в Зачатьевский монастырь в Москве Вам необходимо сойти на станции метро «Кропоткинская» (то красная ветка). В город выйдете и следуйте надписям «улицы Остоженка, Пречистенка, Гоголевский бульвар». Далее Вам необходимо найти улицу Остоженка. Ориентиром ее начала будет «Дом с перевернутой на крыше рюмкой». Идете к этому дому.

Далее переходите на левый тротуар и проходите прямо около 330 метров. Перед Вами будет 1-й Зачатьевский переулок. И уже через 100 м Вы увидите обитель Божию.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:

Новоафонский мужской монастырь

Новый Афон: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Нового Афона
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (8)
    • Храмы, соборы, мечети (2)
    • Водопады (1)
    • Парки (1)
    • Музеи (1)
  • Забронировать отель в Новом Афоне
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Нового Афона
  • Советы о Новом Афоне

Автобусиз Пицунды, Сухума, Гудауты до ост. г. Новый Афон, далее – пешком
АвтострадаE60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy
Пешкомпо г. Новый Афон

Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь находится в Абхазии, на горе Афон, на высоте в 75 метров над уровнем моря. Основан он в 1875 году монахами — выходцами из Греции. Это один из крупнейших религиозных центров всего Кавказа, место паломничества и одна из популярных туристических достопримечательностей Абхазии. С 2011 года монастырь относится к Абхазской православной церкви. Он привлекает верующих всего мира и туристов своей историей и красивейшими пейзажами: монастырь окружен садами, парками и расположен на побережье Черного моря.

История Новоафонского монастыря

Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.

Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.

Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.

При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.

Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.

XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.

Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне

Монастырский комплекс включает в себя 6 храмов и соборов, в числе которых:

  • храм иконы Божьей Матери «Избавительница»
  • Иерона-мученика
  • преподобных отцов Афонских
  • Святого Андрея Первозванного
  • Вознесения Господня.

Главный храм монастыря Нового Афона — Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.

Это огромное религиозное сооружение в неовизантийском стиле 1888–1900 годов постройки, известное своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную. В советское время их пытались замазывать, но они все равно проступали сквозь штукатурку. В настоящее время собор и фрески — одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.

В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря есть отдельный храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.

Новоафонский монастырь в Абхазии — панорама Google Maps:

В монастыре хранится несколько святынь: мощи Симона Кананита, чудотворный крест с деревянной частицей Креста Господня и почитаемая в Абхазии икона Божьей Матери «Избавительница». Образ завещал монастырю настоятель монастыря на Старом Афоне в Греции, как преемнику.

Режим работы и правила посещения монастыря

Новоафонский монастырь открыт для туристов и паломников со среды по воскресенье, с 12:00 до 18:00. Вход на территорию бесплатный. Принимаются добровольные пожертвования.

Посещать можно все храмы комплекса. Внутри можно фотографировать без вспышки. Так как монастырь является действующим, вход на его территорию рекомендован в скромной одежде, с закрытыми плечами и коленями, женщинам — с покрытой головой. Если не оказалось при себе платка или длинной юбки, на входе их предоставят бесплатно. Службы проводятся на трех языках — абхазском, греческом и русском.

На территории монастыря находятся торговые палатки, где можно купить воду, еду и сувениры на память. Также там продается продукция монастырского хозяйства — мед, травяные веники, варенье и т. п.

Как добраться до Новоафонского монастыря в Абхазии

Новоафонский монастырь расположен на небольшом удалении от основных курортных городов Абхазии. Добраться до него можно несколькими способами.

  • из г. Новый Афон можно добраться пешком — монастырь и гора видны из всех точек городка
  • из Сухума, Пинцунды и Гудаутына автомобиле: по трассе E60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy. Путь займет от 30 минут до 1 часа.

Маршрут из Сухума — Google Maps:

Из Пицунды:

Из Гудауты:

  • из Сухума, Пицунды, Гудаутына автобусе или маршрутном такси до г. Новый Афон (указано направление на лобовом стекле). Доехать до остановки «Ракушка», что напротив центральной площади. Оттуда — пешком.

Также можно воспользоваться такси: Такси GT (местный недорогой перевозчик), GettTaxi и другими.

Кроме того, Новоафонский монастырский комплекс входит в большинство организованных экскурсий.

Полный список достопримечательностей Абхазии можно найти в одноименном разделе — с его помощью удобно намечать собственную культурную программу поездки, а так же заочно знакомиться со страной.

Видео-обзор: Новоафонский мужской монастырь в Абхазии

Ссылка на основную публикацию