Николо-Берлюковская пустынь в Московской области: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Авдотьино

55° 55.3452 ′N , 38° 14.0083 ′E
55.92242N, 38.23347E
55°55′20.71″N, 38°14′0.50″E

3 материалa по 1 объекту, 51 фотография

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Авдотьино.

Николо-Берлюковский монастырь / Nikolo-Berlukovsky Monastery

55° 55.7516 ′N , 38° 13.8584 ′E
55.92919N, 38.23097E
55°55′45.10″N, 38°13′51.50″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Николо-Берлюковский мужской монастырь. Судьба — лечить людей

Материал понравился:

55° 55.7469 ′N , 38° 13.8851 ′E
55.92912N, 38.23142E
55°55′44.81″N, 38°13′53.10″E

История Николаевской Берлюковской пустыни, как до революции именовалась эта обитель,
уходит корнями в глубокую древность.
Некоторые источники относят основание монастыря к XIV веку, однако большинство историков
считают более обоснованной датой его возведения 1606 год.

Смутное время весьма не подходящий период для строительства, когда по всей Руси рыскали
шайки разного сброда и, пользуясь отсутствием власти, грабили и жгли деревни и сёла, церкви
и монастыри.
Парадоксальным образом именно в это лихое время, когда народ уходил из обжитых мест в
леса, спасаясь от польских захватчиков, бесчинствующих повсюду, зародилась обитель на
берегу Вори.

В 1606 году в этих местах появился иеромонах Варлаам, бежавший из Стромынского монастыря разорённого поляками. Есть предположение, что он был настоятелем обители, но архивных данных об этом не сохранилось.
В восьми верстах выше впадения Вори в судоходную в те времена Клязьму и в трёх верстах от единственного старого Стромынского тракта, дороги на Москву, Варлаам выбрал место для обители.

Вскоре к Варлааму прибились две монахини из разорённой Успенской обители — игуменья Авдотья и казначея Ульяна. Они спасли из монастыря древнюю икону Святителя Николая, и Варлаам срубил для неё деревянную часовню.
Кстати, имена стариц дошли до наших дней в названиях окрестностей монастыря: ближайшая
деревня и сейчас называется Авдотьино, а холм по соседству с монастырём — Ульянина гора.
Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Слух о пустынножителе Варлааме и его отшельничестве распространился по округе и к его
зарождающейся обители стали стекаться богомольцы в поисках духовного наставничества.

После смерти Варлаама поблизости от его Никольского храма стали поселяться бродяги.
История умалчивает об их образе жизни и сообщает лишь, что предводителем этой бездомной
братии был мужик по прозвищу Берлюк, что значит “волк”.
Кличку он получил за звериную злобу и хитрость, а ещё за то, что носил тулуп мехом наружу.
Вскоре в этих местах был ограблен и убит богатый купец, и подозрение пало на Берлюка.
Его схватили и увезли в Москву на суд, более о нём нигде не упоминается, а место стало носить
его имя, перешедшее затем и в название монастыря.

В последующие полтора века монастырь влачил довольно скудное существование, а в 1770году
по указу Екатерины II был вообще упразднён.

Новая жизнь обители началась по ходатайству митрополита Московского Платона, которому
понравились здешние места и уединённое расположение заброшенного монастыря, тем более, что молитва в пустующем храме помогла владыке справиться с подхваченной в дороге простудой. Средства, выделенные митрополитом, дали возможность восстановить обитель.

В 1829 году случилось событие, сделавшее Николо-Берлюковскую пустынь известной по всей
Руси и способствовавшее процветанию её вплоть до 1917 года.
В тот год в монастыре объявилась редкая чудотворная икона, написанная на старинный сюжет — “Лобзание Иисуса Христа Иудою”.
Предание рассказывает, что слепой женщине явился во сне Ангел, показал икону и велел идти в Берлюковский монастырь. Там следовало найти такую икону и молиться перед ней.
Когда слепая спросила у монахов обители про икону, оказалось, что такой редкой иконы у них
нет. Вдруг пекарь монастыря вспомнил, что у него квашня с тестом накрывается кругом на котором видны полустёртые лики. Круг принесли, протёрли, и обнаружилось, что это та самая
икона. Молебен перед иконой и стресс принёс больной исцеление.
Весть о чуде обретения иконы и исцелении слепой привела в монастырь тысячные толпы
жаждавших исцеления от недугов. Так Николо-Берлюковский монастырь из скромной обители
превратился в общеизвестный монастырь.
Говорят, в Богородске (ныне — Ногинск), рассматривалась прокладка специальной трамвайной ветки от уездного города до монастыря, что уменьшило бы столпотворение от лошадиных подвод, двуколок и других экипажей.

В год 25-летия победы над Наполеоном в монастыре был построен храм Христа Спасителя,
раньше, чем в Москве!

Освещал храм митрополит Филарет, тот самый, что через 30 лет освятит и московский храм
Христа Спасителя. По своему архитектурному облику оба храма довольно похожи.

В 1840 году была построена и освящена надвратная каменная одноглавая церковь во имя святителя Василия Великого.
В 1878 году разобран старый Троицкий храм и заложен новый по проекту архитектора Н. В. Никитина.

Главной доминантой монастыря стала освящённая в 1900 году гигантская 104-метровая колокольня, высотой почти с 30-этажный дом, она далеко видна отовсюду!

Выстроенную за четыре года (1895-1899) колокольню, проектировал московский архитектор А.С. Каминский (верхний ярус колокольни проектировал В. М. Борин); её венчал огромный крест из красной меди весом тридцать восемь пудов, изготовленный в 1899 году мастером Иваном Шуваловым.

При советской власти монастырь был закрыт, но странным образом продолжал своё служение на исцеление. сначала осиротевших в ходе революции и гражданской войны — детей, затем в нём разместился дом инвалидов, в годы войны — госпиталь, а после войны филиал московской
противотуберкулёзной больницы и до наших дней — психиатрическая больница.

После 2002 года, наконец, часть территории монастыря возвращена Церкви.
Здесь начаты реставрационные работы и постепенно возрождается былой облик красивейшего
ансамбля Берлюковской пустыни.

В августе 2006 года выполнены сложные работы по установлению пятнадцатиметровой позолоченной главки с крестом на куполе колокольни, да и сама она уже сверкает непорочной белизной, как и монастырские стены с башнями.

Восстанавливаются храм Христа Спасителя и игуменский корпус.
Когда мы заехали в пустынь, на всей территории кипела работа: забирали и вывозили грунт заражённый туберкулёзной палочкой.

Верится, что чиновники от медицины проявят понимание того, что надо потесниться и отдать
монастырю, хотя бы, надвратный храм и келейный корпус. От этого доброго соседства больше всего выиграют душевнобольные, разве можно сравнить монашеское послушание по уходу за больными и работу санитаров-гастарбайтеров.

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Авдотьино, Ногинский р-н, Московская обл.

Автовокзал у м. “Щёлковская”, авт. на Черноголовку до поворота на монастырь, пешком — 1 км.

Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино

Редкий найдется монастырь в России с легкой судьбой. Вот и Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино, прежде чем стать местом паломничества десятков тысяч прихожан, за свою историю пережила многое и разное. Основан храм силами трех пустыножителей. Существовал на пожертвование прихожан, а в советские годы его превратили в дом инвалидов, потом в тубдиспансер и психбольницу.

Однако, несмотря на все усилия советской власти стереть память о святой обители, здесь продолжали лечить детей-сирот, а люди, вопреки всем запретам, тянулись сюда за исцелением, просили научить молитве, заботе о душе.

Сейчас монастырь расширяется и активно реставрируется. К нему планируют проложить новую дорогу — а это ли не свидетельство того, что как бы тяжело ни было в начале, по делам вашим будет дано вам.

Адрес: Ногинский р-н, д. Авдотьино, 12

Координаты: 55.929355, 38.230985

Режим работы: ежедневно, 5:30-19:00

Официальный сайт: berluki.ru

Видеоэкскурсия по Николо-Берлюковской пустыни

Видео: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Казалось бы, Смутное время — не лучший период для основания обители, однако, именно в 1606 году впервые появляется упоминание Николаевской Берлюковской пустыни в источниках. Все благодаря иеромонаху Варлааму, бежавшему из Стромынского монастыря, разоренного поляками.

Он выбрал место для обители в восьми километрах выше реки Вори, где она впадает в судоходную в те времена Клязьму и в трех километрах от старого Стромынского тракта — дороги на Москву. Узнав о старце, к нему пришли со спасенной древней иконой Святителя Николая две монахини из разоренной Успенской обители — Авдотья и Ульяна. Их имена дошли до нас в названиях деревни, на окраине которой находится монастырь, — Авдотьино и холма по соседству — Ульянина гора. Вместе они построили деревянную церквушку, а позже с помощью местных жителей — каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Слух о пустынножителе Варлааме и его отшельничестве распространился по округе, к его обители начали стекаться богомольцы. После кончины Варлаама поблизости от его Никольского храма поселились бродяги с предводителем по прозвищу Берлюк, что означает «волк». Такое прозвище он получил за звериную злобу, хитрость и за то, что носил тулуп мехом наружу. Вскоре в этих местах ограбили и убили купца. Берлюка отправили на суд в Москву. Но имя разбойника отчего-то прижилось и сохранилось в названии монастыря.

Сегодня Николо-Берлюковская пустынь реставрируется — как фасады, так и внутренние помещения.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В 1719 году церковь святителя Николая Чудотворца стала главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, первым ее настоятелем стал иеромонах Диодор.

С октября 1731 года до апреля 1734-го тут служил иеромонах Иосия Самгин. У него нашли запрещенные рукописи, лишили сана, избили кнутом и выслали на Камчатку, а монахов распределили по другим монастырям. Однако позже они вернулись, и обитель стала крепчать.

В годы советской власти Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино была закрыта. После 2002 года часть территории вернули Церкви. Сейчас здесь постепенно возрождается прошлый облик ансамбля Берлюковской пустыни.

Интересные факты

  • В 1829 году слепой крестьянке Татьяне Кузнецовой явился во сне Ангел, показал икону и велел идти в Берлюковский монастырь. Следовало найти такой образ и молиться перед ним. Когда прихожанка спросила у монахов обители про икону, оказалось, что такой в монастыре нет. Но вдруг здешний пекарь вспомнил, что квашню с тестом он накрывает кругом, на котором видны полустертые лики. Круг протерли и обнаружили, что это та самая редкость, написанная на старинный сюжет «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Весть о чуде обретения иконы и исцелении слепой привела в монастырь тысячи паломников, желающих освободиться от болезней.
  • Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино гордится 88-метровой колокольней (одной из самых высоких в Подмосковье). Ее построили за четыре года. Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма. Деньги на строительство дали московские купцы Самойлов и братья Ляпины, которые поддерживали церковь.

Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

  • В год 25-летия победы над Наполеоном в монастыре построили Храм Христа Спасителя — раньше, чем в Москве. Освятил его митрополит Филарет, который через 30 лет освятил и Храм Христа Спасителя в столице. Соборы очень похожи между собой.
  • В 1834 году, после сильных пожаров в городе Богородске, прихожане попросили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. Святейший Синод разрешил, и икона участвовала в большом Крестном ходе в день Покрова Богородицы. Так было положено начало берлюковским крестным ходам, которые проводятся ежегодно.

Что посмотреть на территории монастыря

Романовская Аллея Славы

Автор всех памятников на «Романовской Аллее Славы» — скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

24 июля 2014 года на территории монастыря был торжественно открыт и освящен первый памятник Романовской Аллеи Славы — Государю Императору Святому Страстотерпцу Николаю II. Позже здесь появились памятники князю Михаилу Николаевичу и трем императорам: Александру I, Александру II, Александру III.

Колокольня

Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — самая высокая в Подмосковье.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ее высота 88 метров, и сфотографировать ее полностью можно с трудом. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области: даже выше той, что стоит в Троице-Сергиевой лавре.

Читайте также:  Тамбовская митрополия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Святой источник

В десяти минутах ходьбы от монастыря бьет святой ключ. Там можно выпить воды и набрать в бутылку с собой.

Интересные экскурсии в монастыре проводит матушка Херувима. В трапезной продают свежую выпечку, молочные продукты из монастырского хозяйства и целебные сборы трав, приготовленные монахами.

Какие святыни хранятся

Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». К ней едут, чтобы избавиться от болезней, особенно связанных с глазами.

Николо-Берлюковская пустынь

Николо-Берлюковская пустынь – православный монастырь в Московской области. Основан в начале XVII века, закрыт в 1919. Ансамбль монастыря окончательно передан Церкви только в 2015 году.

Содержание

История

Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.

Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь.

После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем – к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732 – 1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами – Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.

Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая – в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну – на Елоховской улице в Москве.

При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный – во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат – иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, – Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.

По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита).

В 1829 году в обители обрели икону “Лобзание Христа Спасителя Иудою”, вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: “В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его – и обнаружили икону”. По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829 – 1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года.

В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.

В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: “Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг”.

Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного “Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле” и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников.

Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев. Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: “Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее , обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством”.

Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году – 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена – Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

В 1895 году по проекту зодчего А.С.Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание “Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни”, составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же – автор популярной книги “Православные монастыри Российской империи” и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница.

В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

Положительные перемены для обители наступили лишь в XXI веке. В 2004 году Церкви были переданы храм Христа Спасителя, монастырская колокольня и территория кладбища, где располагался пещерный скит. В стенах обители была возобновлена монашеская жизнь. В 2015 году все здания, ранее занимаемые психиатрической больницей, были переданы Николо-Берлюковской пустыни. В настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы по возвращению монастырскому комплексу его первоначального облика.

Cовременное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

  • Собор Христа Спасителя
  • Cобор Троицы Живоначальной
  • Надвратная церковь Василия Великого
  • Церковь Всех Святых (в старом настоятельском корпусе)
  • Церковь Собора Иоанна Предтечи (пещерная)

Святыни

  • Чудотворную икону Лобзание Иисуса Христа Иудою

Престольные праздники

  • Собор Христа Спасителя – 7 января
  • Cобор Троицы Живоначальной – 50-й день по В.Х.
  • Надвратная церковь Василия Великого – 14 января
  • Церковь Всех Святых (в старом настоятельском корпусе) – неделя по Пятидесятнице
  • Церковь Собора Иоанна Предтечи (пещерная) – 11 сентября

Собор Христа СпасителяСобор Христа Спасителя

Cобор Троицы Живоначальной

Надвратная церковь Василия Великого

Видео



Как добраться

Адрес: Московская область, Ногинский район, Авдотьино

  • От Щелковского вокзала на автобусе № 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км – до Воскресенского.
  • Из Москвы своим ходом, от ст. метро Щелковская автобусом № 321 до остановки д. Авдотьино
  • По Щелковскому шоссе на автомобиле 30 км. от МКАД, после реки Воря повернуть направо.

Паломнику

Николо-Берлюковская пустынь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Архитектура монастыря

Монашество есть цвет христианской жизни, ее поэзия, ее украшение.

Обитель Святого Николая Чудотворца возникла при пещерах и заняла обширную территорию леса над ними. Скорее всего, в то время в обители было два храма: пещерный во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца на месте сброшенных языческих истуканов. Рядом располагалось поселение Берлино, благодаря чему обитель и стала называться Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит).

Пещеры монастыря

П ещерный монастырь — это уникальное явление в истории христианства. Восприняв начало в XI веке, они существовали до XX века. Зверинецкие пещеры в Киеве, сохранившие свой вид в неизменности, возникли в XI веке на 60 лет ранее Лаврских. Пещерные монастыри находились в Киеве, Чернигове, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Псковской и Московской областях. Они всегда особенно сильно притягивали паломников. Строгость жития насельников в пещерах, аскетический образ жизни, тяжелейший труд по поддержанию существования пещерной обители — все это накладывало особый духовный отпечаток.

Примерно в IX–X веках территорию современного Богородского района Московской области заселяли славянские племена. Ведомые легендарным вождем Вятко, вятичи поселились в бассейне реки Оки. В «Повести временных лет», — говорится: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозваша вятичи». Продвигаясь с юга, вятичи достигли московской земли. Река Воря разделила владения двух славянских племен — вятичей и кривичей. Отличительной чертой вятичей было наличие родового строя, сооружение жилищ в недоступных лесах. Религиозные верования: языческие идолы, явления природы, поклонение душам усопших и захоронениям родичей.

Начиналась эпоха христианизации края, требовавшая не только простых миссионеров-проповедников, а великих мужей, молитвенников, просветителей, ораторов, богословов, которые бы могли словом, делом, но главное личным примером своего жизненного пути обратить заблудших язычников ко Христу. Так большое участие в этом деле приняла Великая Киевская Успенская Печерская Лавра. Обитель преподобных Антония и Феодосия Печерских обладала целым сонмом просветителей и учителей слова Божия: «мнози бо монастыри от князь и от бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощением, молитвою, бдением». Киево-Печерский монастырь стал центром духовного просвещения и христианской академией для всей Руси.

О бращение вятичей ко Христу происходило на рубеже XI-XII веков трудами преподобного Кукши Печерского Чудотворца и его учеников. Едва ли не самой актульной для образованных русских людей того времени была идея особенной избранности Руси, «в последние времена» пришедшей к Богу. Лишь недавно крестившаяся Русь, подобно «работникам одиннадцатого часа» из знаменитой Евангельской притчи о виноградаре претендовала на то же воздаяние, что и народы, пришедшие к христианству ранее. Более того, буквально принимая Евангельскую заповедь: «будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20.16), русские книжники не сомневались в том, что Господь, вспомнив о них, приблизит их к себе именно «в последние времена». Распространение христианской веры от края и до края русской земли казалось подлинным торжеством воплощения Божественного замысла – непосредственно предшествовать Второму пришествию Спасителя и Страшному Суду. Думается, что именно эта идея, а вместе с ней и глубокое осознание своей личной ответственности перед Богом влекли православных монахов-миссионеров в области, населенные язычниками (Кукша и Пимен Печерские, преподобный Авраамий Ростовский, святители Леонтий и Исайя, епископы Ростовские и преподобный Герасим Вологодский). Преподобный Кукша был убит ревнителями язычества, но успел посеять среди воинствующих племен вятичей семена веры Христовой.

Сегодня нам достоверно неизвестно, когда именно поселились здесь монашествующие, имена первых отцов-основателей обители Берлюковской, но вернее всего это произошло в конце XII – начале XIII века.

О битель Святого Николая Чудотворца возникла при пещерах и заняла обширную территорию леса над ними. Скорее всего, в то время в обители было два храма: пещерный во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца на месте сброшенных языческих истуканов. Рядом располагалось поселение Берлино, благодаря чему обитель и стала называться Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит).

Читайте также:  Десятинный монастырь в Киеве: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Интересное упоминание, на которое никто из исследователей до сих пор не обратил внимания, существует во всех исторических описаниях Николаевской Берлюковской пустыни. В перечне настоятелей обители указан строитель Феодорит. Он единственный из всех, кто написан в рукописном описании пустыни. О нем говорится, что в последствии был епископом Тверским около 1572 года (следовательно, когда Берлюковской пустыни не было — автор описания пустыни Л. И. Денисов). В результате проведенных тщательных исследований обнаружилось, что Феодорит с 1571 по 1573 год был настоятелем Макарьевского Калязинского монастыря, а с 1573 по 1578 года — епископом Тверским и Кашинским, а вот в Калязин монастырь прибыл из обители Святителя Николая Чудотворца, где был строителем. Рукописное описание пустыни и рукописный синодик до нас не дошли или еще не обнаружены, но крайне интересно, из какой Николаевской обители был епископ Феодорит. При подтверждении данных это будет верный факт, доказывающий существование Берлюковского монастыря в XVI веке.

Н а крутой берег реки Вори из разоренного поляками Стромынского Троицкого монастыря пришел иеросхимонах Варлаам. Предание добавляет, что отец Варлаам пришел около 1606 года. Была им сооружена часовня деревянная, куда был водружен древний образ Святителя Николая Чудотворца. После ухода польско-литовских завоевателей вернулись сюда и монашествующие. Приходилось строить все заново: и монастырь, и поселение, которые были в равной степени сожжены и разорены захватчиками. По каким-то неизвестным для нас причинам новые поселенцы стали строиться по другую сторону монастыря – так появилась деревня Авдотьино. В первые годы после Смутного времени, следовательно, после 1613 года, Господь благословил намерение отца Варлаама построить новый храм. Его старанием и при содействии местных жителей был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Вскоре иеросхимонах Варлаам отошел в вечность.

С 1806 года по 1811 в Берлюковской пустыни спасался иеромонах Максим (Погудкин). В его житии сказано, что он «возлюбя безмолвие начал копать себе пещеры». То был великий старец. Это самое первое исторически зафиксированное упоминание о пещеростроительстве. В 1828 году в пустынь пришел Макарий, отпущенный на волю за хорошую жизнь крепостной человек Московских купцов Куманиных, ведущих свое происхождение из города Переславля-Залесского. В 1837 году он был пострижен в монашество с именем Афанасий. Часто можно видеть отца Афанасия в командировках в город Москву для сбора подаяний. 9 марта 1841 года отца Афанасия постригли в схиму с наречением имени Макарий. И вот в свободное от служб время схимонах Макарий начал копать себе пещеру над рекой Ворей. Он устроил себе в пещерах келью, ископал колодец и проводил там много времени в посте и молитве. Имел старец и сильное желание устроить там храм Божий. Схимонах Макарий скончался 1 апреля 1847 года. Память отца Макария всегда чтилась в обители, могила его у Казанского храма была местом паломничества, где по усердию людскому служились панихиды. Верующие в Божие Царство ищут внутреннего общения с окружающими людьми, часто для них и не ведомого. То есть неведомая для них любовь, молитва, пост, бдение, покаяние. Сокрытыми остаются их подвиги от людей, но совершаются они для людей.

Б ерлюковские пещеры — находятся над рекой Ворей и покрыты сверху сосновым лесом. Это очень важно — лес не пропускает воду, и имеет устойчивую структуру. Этот сосновый лес всегда оберегался обителью, в XIX веке он был полностью обнесен забором. Строитель монастыря афонский постриженик иеромонах Парфений устроил там скит. Скитская жизнь воплотилась при подземном храме, где и были выстроены кельи. Середина XIX века – время наибольшего расцвета монашества в пустыни. Пустынь через своих насельников состоит в духовном общении со Святой горой Афонской. Братия паломничает по обителям Афона, Иерусалим, Соловецкий монастырь, Киево-Печерская Лавра. Нередки случаи награждения монахов за труды и усердие, иеромонахи получают награды за строгость и примерное житие. В архивах сохранилось много документов той эпохи, отражающие богатую духовную жизнь Берлюковской пустыни.

XIX век – именно вторая его половина, стала периодом очередного всплеска пещеростроительства. Целая плеяда братии работала над устроением духовного богатства в пустыни. Иеросхимонах Иринарх, схимонах Николай-слепец, схимонах Макарий, схимонах Арсений, схимонах Варлаам, игумен Иона, иеромонах Феодорит, иеромонах Вонифатий, иеромонах Порфирий, иеромонах Адриан, иеродиакон Савватий – своим примером, своей жизнью, трудами побуждали людей отвернуться от ложных богов современности и искать Христа, питать душу, раскрыть ее и сделаться достойными звания человека. Уже при жизни своей они жили вечностью, полнотой жизни владели так, что могли своей радостью, тишиной и покоем душевным врачевать. Тысячи людей стремились в пустынь, стремились, как писал один из паломников к своему Спасителю, чудотворному образу “Лобзание Иисуса Христа Иудой”. Братия неустанно повествовала всем, что Спаситель — их, всех, каждого, кто стремится душой прилепиться к Нему, стать своей жизнью, делами похожим на Него.

В 1863 году при строителе монастыря иеромонахе Иосифе (Иванове) над пещерами был заложен храм во имя Собора Иоанна Предтечи Крестителя Господня. Храм имел наружный фасад подобно обычной церкви, имел купол, но его алтарная часть была подземной. Храм был соединен с пещерами. Это было глубоко символично, алтарное пространство означало собой погребальную пещеру Иисуса Христа. В храме был устроен чугунный иконостас весом 180 пудов усердием Московского купца Никиты Васильевича Щенникова и его супруги Маргариты Григорьевны. Иконостас «был вызолочен намордан через агонь», иконы были на медных листах. Никита Васильевич Щенников пожертвовал на строительство пещерного храма 3000 рублей серебром и 1000 рублей серебром на иконостас.

В Историческом архиве города Москвы сохранилось донесение иеромонаха Иосифа на имя митрополита Московского Филарета от 12 марта 1864 года, где сказано: «Московский купец Никита Васильевич Щенников через посредство неоднократного сновидения, желает устроить во вверенной мне обители в нижней пещерной часовне Церковь — во имя Собора Святого Иоанна Крестителя Господня». Руководил всеми строительными работами, включая проект иконостаса, архитектор Николай Ильич Козловский, построивший подвалы под храмом Христа Спасителя. Освящение храма состоялось уже при строителе иеромонахе Исайе (Морозове) 15 ноября 1865 года. Пещерные ходы были расширены и обложены кирпичом.

П ри строителе игумене Ионе (Белобородове), принесшим в обитель строгий Соловецкий устав, проводились большие строительные работы в пещерах. Был устроен гидропульс над колодцем схимонаха Макария для поднятия воды в чашу, устроенную под иконой Божией Матери Живоносный Источник. При храме были выстроены кельи для ищущих большего уединения.

Пещеры в народе были всегда окружены множеством тайн и легенд. Есть эти тайны и легенды и у Берлюковских пещер. До большевистского переворота 1917 года все, что было связано с пещерами, свято оберегалось от лишних взглядов братией. Ведь скитская жизнь не требует афиширования. Обрывистый берег реки Вори на протяжении атеистического времени хранил свои тайны, свою отрешенность от времени. Постоянно открывались какие-то черные провалы и пробоины, вымывались уходившие вглубь земли ходы, кирпичные кладки, белокаменные ступени, своды целых подземных комнат, но детальных исследований никто и никогда здесь не проводил.

Святые жизнью своей отцы Берлюковские молите Бога о нас! Вашими молитвами и вашим заступничеством возродим мы Святую Русь и Святую обитель сия во имя Николая Чудотворца!

30 главных монастырей Подмосковья

На территории центральной России религиозный туризм – одно из востребованных направлений. Среди прочего, Подмосковье – регион, богатый на монастыри и храмы. Так сложилось исторически, учитывая распространение православия, однако и в современности восстановление и строительство старых и новых обителей можно назвать поставленным на поток. Монастыри различаются не только по году возведения, но и по ряду других признаков: от занимаемой площади до открытости в плане общения с внешним миром.

Некоторые примечательны событиями прошлого, другие хранят реликвии и артефакты, значимые для верующих людей. Объездить все монастыри Московской области за один раз – едва ли реальная задача, особенно, если путешествие будет осмысленным и подробным. Тем не менее, можно наметить для себя наиболее интересные объекты.

Действующие женские и мужские монастыри Московской области

Самые красивые и известные святые места с чудотворными иконами, список и описание!

1. Троице-Сергиева лавра

Находится в Сергиевом Посаде. Основана в 1337 году. У истоков стоял Сергий Радонежский. С подачи Елизаветы здесь открыли семинарию, тогда же получен статус лавры. После революции наступил упадок, однако восстанавливать обитель стали ещё в середине прошлого века. Над иконостасом работал Рублёв. Здесь хранятся мощи святых. Сейчас – мужской монастырь, обширное подворье, много паломников.

Адрес: г. Сергиев Посад

2. Новоиерусалимский монастырь

Мужской. Находится в Истре. Основан в 1656 году. Повторяет очертания храма Гроба Господня. После революции здесь открыли два музея. Во время ВОВ были уничтожены многие сооружения обители. Первый этап восстановления – середина прошлого века, второй – 90-е годы. Центральная постройка – Воскресенский собор. Сохранились крепостные стены и башни. Рядом находятся: музей деревянного зодчества и «Новый Иерусалим».

Адрес: г. Истра, ул. Советская, 2

3. Николо-Угрешский монастырь

Мужской. Находится в Дзержинском, основан в 1380 году. Строительство связано с Куликовской битвой и появлением иконы Николая Чудотворца. До возвращения РПЦ в 90-х неоднократно разорялся, в том числе лишился Никольского собора. Его возродили в 2006 году. Сейчас в обители работает семинария. Есть гостиница для паломников. В центре архитектурного ансамбля – Спасо-Преображенский собор, расписанный вручную.

Адрес: г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1

4. Иосифо-Волоцкий монастырь

Мужской. Находится в Теряево. Основан в 1479 году. Основные постройки датированы XVI-XVII веками, более ранние не сохранились. В прошлом здесь содержались именитые узники, в том числе царь Василий Шуйский. В обители хранятся мощи святого Иосифа, а также его вериги. Во время ВОВ и позже в этих стенах был детский дом. Работает гостиница для паломников. Центральный собор – Успенский.

Адрес: село Теряево

5. Саввино-Сторожевский монастырь

Мужской. Находится в Звенигороде. Основан в 1398 году. Одна из первых лавр на Руси. У истоков стоял ученик Сергия Радонежского. Из Москвы к обители проложили дорогу – Царский путь. Сейчас является частью музея-заповедника. Реставрация велась медленно. Нынешние постройки: пара церквей, два храма, собор и хозяйственные здания. Особенность монастыря – рецепт кваса на изюме.

Адрес: г. Звенигород, Ратехинское шоссе, владение 8

6. Николо-Пешношский монастырь

Мужской. Расположен в Луговом. Основан в 1361 году. Расцвет пришёлся на XVI век: торговля хлебом приносила обители много денег. Началось каменное строительство. После революции часть территории отошла краеведческому музею. Возрождение началось в 2007 году. Заново изготовили иконостас, отреставрировали здания, приняли в дар церковную утварь прошлого. На территории находится шесть храмов.

Адрес: поселок Луговой

7. Введенский владычный монастырь

Женский. Находится в Серпухове. Основан в 1360 году. У истоков стоял митрополит Алексий. В прошлом нередко терял самостоятельность. На территории располагаются хозяйственные корпуса, включая гостиницу. Главный храм – Введенский собор – постоянно перестраивался и менялся, нынешний облик создан в конце XVI века. Остальные храмы обители того же периода постройки или чуть позднее.

Адрес: г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40

8. Старо-Голутвин монастырь

Мужской. Находится в Коломне. Основан в 1385 году. Посещал Иван Грозный. Была большая библиотека. Активно восстанавливается с начала 90-х. Тогда же здесь открыли семинарию, упразднённую в 2012 году. Главный храм – Богоявленский собор. Стены и башни сохранились, они возведены в разные исторические периоды. Западный и восточный корпуса отведены под жилые помещения, как для монахов, так и для паломников.

Адрес: г. Коломна, ул. Голутвинская, 11

9. Белопесоцкий монастырь

Женский. Находится в Ступино. Основан в XV веке. Первоначальное назначение местных сооружение – военно-оборонительное. В XVII и XVIII находился в управлении другими монастырями. После революции частично стал музеем. В 90-х годах прошлого века передан РПЦ, но без земель, ранее входивших в подворье. Помимо церквей и храмов на его территории находится некрополь, некоторые надгробия вмурованы в стены.

Адрес: г. Ступино, ул. Белопесоцкая

10. Бобренев монастырь

Мужской. Находится в селе Старое Бобренево. Основан в 1381 году. Сергий Радонежский благословил строительство в честь победы в Куликовской битве. Серьёзная перестройка и замена обветшалых строений началась в 1790 году, появилась каменная стена. Полная самостоятельность обитель обрела 75 лет спустя. Храм «Поющих Ангелов» имеет уникальную акустику: пение одного человека, стоящего на хорах, слышится многоголосием.

Адрес: село Старое Бобренево

11. Вознесенская Давидова пустынь

Мужской. Находится в посёлке Новый Быт. Основан в 1515 году. На его территории жило мало монахов, зато у них во владении было около сотни крестьянских домов и московское подворье. Среди реликвий в настоящее время в обители хранятся частицы мощей святых и мучеников. В 2005 году здесь произошло убийство: архимандрита Германа нашли в его келье с признаками насильственной смерти.

Адрес: с. Новый Быт, ул. Молодёжная, владение 5

Читайте также:  Богоявленский собор в Орле: адрес и описание, где находится и как доехать, святыни

12. Покровский Хотьков монастырь

Женский. Находится в Хотьково. Основан в 1308 году. Изначально был смешанным, то есть для обоих полов. Здесь приняли постриг, а впоследствии умерли родители Сергия Радонежского. В нынешнее время работают богословские курсы и воскресная школа. Главный храм – Никольский собор – построен в русско-византийском стиле. Святые ворота сохранились в неизменном виде с середины XVII века.

Адрес: г. Хотьково, ул. Кооперативная, владение 2

13. Новоголутвинский монастырь

Женский. Находится в Коломне. Основан в XIX веке. Располагается на территории местного кремля. Из оригинальных построек сохранились две церкви, каменные палаты и колокольня. Уже в современный период возвели храм и часовню. Обитель активно принимает монахинь из ближнего и дальнего зарубежья. Есть гостиница и трапезная для паломников. Хор монастыря выезжает на выступления в другие города.

Адрес: г. Коломна, ул. Лазарева, 11

14. Борисоглебский монастырь Дмитрова

Мужской. Находится в Дмитрове. Известен с XV века, но, возможно, основан раньше. Самая старая постройка – Собор Бориса и Глеба, датированный XVI веком. В 1988 году рядом провели большие раскопки и обнаружили полуземлянку с керамикой и частью стеклянного браслета. Святыни: часть Креста Господня, ковчег с частицей мощей Бориса и Глеба, останки других святых и мучеников.

Адрес: г. Дмитров, ул. Минина, владение 4

15. Высоцкий монастырь в Серпухове

Мужской. Основан в XIV веке. Один из самых старых, входит в число монастырей, строительство которых благословил Сергий Радонежский. Изначально причиной сооружения обители стало желание властей укрепить границы. Главная причина паломничества – икона «Неупиваемая Чаша», по преданию помогающая справиться с алкоголизмом. В ней содержится часть пояса Пресвятой Богородицы.

Адрес: г. Серпухов, ул. Калужская, 5/3

16. Успенский Брусенский монастырь

Женский. Находится в Коломне на территории кремля. Основан в 1552 году. Изначально был мужским. Только двести лет спустя начали появляться каменные здания, в том числе колокольня. После революции был закрыт и переоборудован в склад. С 1997 года идёт восстановление. Храм Успения Пресвятой Богородицы хорошо сохранился с момента основания обители. Позже появился собор и другие постройки.

Адрес: г. Коломна, Брусенский переулок, 36

17. Можайский Лужецкий монастырь

Мужской. Основан в 1408 году. В городе было 18 монастырей, сохранился лишь этот. Собор Рождества Пресвятой Богородицы – центр архитектурного ансамбля. Возведён в первой половине XVI века. Остальные сооружения моложе, и построены в разные исторические периоды. Одна из причин паломничества – «Колодец святого Ферапонта» – источник с целебной водой, находящийся поблизости.

Адрес: г. Можайск, ул. Герасимова, 1

18. Екатерининская пустынь (Видное)

Мужской монастырь. Основан в 1658 году. Назван в честь великомученицы, которая якобы явилась во сне к царю Алексею Михайловичу и предсказала рождение дочери. Многие периоды истории связаны с безденежьем: не было своих земель и дохода, жалования задерживались, обитель выводили за штат. В советское время пустынь числилась заповедником, а потом тюрьмой. В 1991 возвращена РПЦ. В 2010 здесь также открыт музей.

Адрес: г. Видное, Петровский проезд, владение 21

19. Спасо-Бородинский монастырь

Женский. Находится в Бородинском. Основан в 1839 году вдовой генерала Тучкова, погибшего в Бородинском сражении. Она получила часть суммы на строительство от Александра I. Вдова поселилась при монастыре, позже сюда стали съезжаться одинокие женщины. Позже Тучкова стала игуменьей Марией. После революции обитель успела побыть госпиталем, школой, складом . С 1994 началось восстановление.

Адрес: д. Семеновское

20. Александро-Невский монастырь в Маклаково

Женский. Основан в 1892 году в честь спасения императора и его семьи после железнодорожной катастрофы. Главной ценностью была икона «Утоли Моя Печали». После революции обитель преобразовывали в почту, школу, больницу. К моменту возрождения в 1996 году монастырь находился в плачевном состоянии. Больше напоминая руины. Восстановили не только главный храм, и иконостас с керамическим декором.

Адрес: д. Маклаково

21. Аносин Борисоглебский монастырь

Женский. Находится в селе Аносино. Основан в 1823 году тётей Тютчева в память о почившем муже. Княгиня держала при местном храме богадельню, позже преобразованную в общежитие, а уже потом здесь появился монастырь. После революции территория пришла в упадок. Возвращение РПЦ датировано 1993 годом. Монастырь же вновь заработал в 1999. Троицкий собор – главный храм обители.

Адрес: с. Аносино, п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37

22. Троице-Одигитриевская пустынь

Женский. Находится на территории посёлка Зосимова пустынь. До революции имел высокий статус. Потом здесь организовали артель и пионерский лагерь. В 90-е годы начал восстанавливаться в качестве подворья Новодевичьего монастыря. Впоследствии вернул самостоятельность. Частично сохранились оригинальные постройки, в том числе монастырские стены и башни. Основатель Зосима причислен к лику преподобных в 2000 году.

Адрес: поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь

23. Колоцкий монастырь

Женский, раньше был мужским. Основан предположительно в 1413 году, хотя по этому поводу есть разночтения. Хранившаяся здесь икона считалась чудотворной, привлекала пожертвования и паломников. Иван Грозный брал её с собой в поход против Полоцка. В наше время в стенах монастыря хранится список этой иконы. Отреставрированы собор, часовня, часть хозяйственных зданий, работы продолжаются. Стен пока нет.

Адрес: д. Колоцкое

24. Колычевский Казанский монастырь

Женский. Основан во второй половине XIX века. Считается, что место выбрано неслучайно: якобы тут появилась икона Казанской Божьей матери. Строительство велось поэтапно и растянулось во времени. После революции часть монахинь сослали в Казахстан. В 2000-х годах началось активное восстановление, у монастыря появилось подворье. Сёстры помогают при доме-интернате, а также при тубдиспансере.

Адрес: д. Колычёво, ул. Зинаиды Самсоновой, 31

25. Покровско-Васильевский монастырь

Мужской, ранее был женским. Находится в Павловском Посаде. Основан в 1885 году. Много вложили в обитель Яков Лабзин и Василий Грязнов – верующие купцы. Последний причислен к лику местночтимых святых. В настоящее время в монастыре хранятся частицы мощей святых – более двухсот единиц. С момента возвращения обители РПЦ построено несколько зданий, отреставрирован главный храм, и работы продолжаются.

Адрес: г. Павловский Посад, ул. Максима Горького, 25

26. Спасо-Влахернский монастырь

Женский. Находится в посёлке Деденево. Основан в 1861 году. К моменту закрытия здесь жили около трёх сотен монахинь. В период ВОВ постройки обители были разрушены. В 90-х годах восстанавливать храмы и церкви пришлось практически из руин. Открытие состоялось в 2001 году. Главный храм – Спаса Нерукотворного Образа. Отстроены кельи и трапезная. Разработана экскурсия для паломников.

Адрес: пос. Деденево

27. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Женский. Находится в селе Лукино. Основан в 1865 году. Возник на месте женской богадельни. Преобразование произошло с подачи святителя Филарета и графини Головиной, на чьей земле обитель и возникла. На территории находится три храма и всевозможные хозяйственные постройки. Главной целью после восстановления в начале 90-х годов прошлого века объявлено дело благотворительности и милосердия.

28. Николо-Берлюковская пустынь

Мужской. Находится в деревне Авдотьино. Впервые упоминается в 1606 году. Обитель постоянно преобразовывалась и имела разные статусы. После революции здесь были дом инвалидов и санаторий. С 1992 года монастырь вновь действует. Работы велись медленно и растянулись до 2006 года, когда на колокольне поставили крест. Храм Христа Спасителя знаменит своим иконостасом, расположенным в подвале.

Адрес: д. Авдотьино

29. Николо-Радовицкий монастырь

Мужской. Находится в селе Радовицы. Основан в 1584 году. Ранее на этом месте существовала Акакиева пустынь. Главной святыней стал резной образ Николая Чудотворца. Монастырь посещал Есенин. Тут есть примечательные могилы известных людей. Восстановительные работы ведутся медленно из-за отсутствия финансирования. Подъезд к обители затруднён.

Адрес: ул. Щукина, 1 А

30. Гефсиманский Черниговский скит

Является подворьем Троице-Сергиевой лавры. Находится в Сергиевом Посаде. Основан в 40-х годах XIX века. Центр архитектурного ансамбля – Черниговский храм. Под ним находится пещерная церковь, перестроенная в современный период. Она также выполняет функции алтаря. Хотя считается мужским монастырём, большая часть территории отдана под интернат для детей-инвалидов.

Адрес: г. Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1

Мужской монастырь Николо-Берлюковская пустынь в поселке Авдотьино, Ногинский район: разъясняем досконально

Николо-Берлюковский монастырь — монастырь на окраине деревни Авдотьино, на реке Воре, в 42 километрах к северо-востоку от Москвы, на территории Ногинского района Московской области.

История до наших дней

В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.

Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни

  • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
  • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
  • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.

Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

Фотографии

Храм Христа Спасителя

Храм Троицы Живоначальной

Иконостас в подвале Храма Христа Спасителя

Интересные факты

  • В 1829 году слепой крестьянке Татьяне Кузнецовой явился во сне Ангел, показал икону и велел идти в Берлюковский монастырь. Следовало найти такой образ и молиться перед ним. Когда прихожанка спросила у монахов обители про икону, оказалось, что такой в монастыре нет. Но вдруг здешний пекарь вспомнил, что квашню с тестом он накрывает кругом, на котором видны полустертые лики. Круг протерли и обнаружили, что это та самая редкость, написанная на старинный сюжет «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Весть о чуде обретения иконы и исцелении слепой привела в монастырь тысячи паломников, желающих освободиться от болезней.
  • Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино гордится 88-метровой колокольней (одной из самых высоких в Подмосковье). Ее построили за четыре года. Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма. Деньги на строительство дали московские купцы Самойлов и братья Ляпины, которые поддерживали церковь.

Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

  • В год 25-летия победы над Наполеоном в монастыре построили Храм Христа Спасителя — раньше, чем в Москве. Освятил его митрополит Филарет, который через 30 лет освятил и Храм Христа Спасителя в столице. Соборы очень похожи между собой.
  • В 1834 году, после сильных пожаров в городе Богородске, прихожане попросили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. Святейший Синод разрешил, и икона участвовала в большом Крестном ходе в день Покрова Богородицы. Так было положено начало берлюковским крестным ходам, которые проводятся ежегодно.

Прочие сведения

В начале мая 1895 года Николо-Берлюковскую пустынь посетил композитор Сергей Танеев. «Удивительно приятно. Покой. Сочинял с большой лёгкостью», — гласит одна из записей, появившихся в этот период в его дневнике.

Что посмотреть на территории монастыря

Романовская Аллея Славы

Автор всех памятников на «Романовской Аллее Славы» — скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

года на территории монастыря был торжественно открыт и освящен первый памятник Романовской Аллеи Славы — Государю Императору Святому Страстотерпцу Николаю II. Позже здесь появились памятники князю Михаилу Николаевичу и трем императорам: Александру I, Александру II, Александру III.

Колокольня

Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — самая высокая в Подмосковье.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ее высота 88 метров, и сфотографировать ее полностью можно с трудом. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области: даже выше той, что стоит в Троице-Сергиевой лавре.

Святой источник

В десяти минутах ходьбы от монастыря бьет святой ключ. Там можно выпить воды и набрать в бутылку с собой.

Интересные экскурсии в монастыре проводит матушка Херувима. В трапезной продают свежую выпечку, молочные продукты из монастырского хозяйства и целебные сборы трав, приготовленные монахами.

Какие святыни хранятся

Икона была обретена в 1829 году.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». К ней едут, чтобы избавиться от болезней, особенно связанных с глазами.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Николо-Берлюковской пустыпи

Ссылка на основную публикацию