Николо-Перервинский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Николо-Перервинский монастырь в Москве. Святыни, история, расписание богослужений

В 11 км от Кремля находится Николо-Перервинский монастырь, который сочетает в себе неовизантийскую и псевдорусскую стилистику, что делает его неповторимой достопримечательностью столичного района.

Как добраться

Обитель возведена в Москве, на ул. Шоссейная 82 в изолированном районе Печатниках. Его местность со всех сторон ограничена железной дорогой, рекой или промзоной. Большую часть территории занимают различные предприятия. Остановка с одноименным названием находится в юго-восточном московском округе. Практически из любой точки города добраться сюда можно автобусом № 161, 292, 30, 438, 524, 703, 736.

При поездке на метро, необходимо сначала доехать до остановки «Печатники» или «Текстильщики», а оттуда – на автобусе до монастырских ворот. От железнодорожной платформы (остановка «Депо») к монастырю можно пройти пешком за 15 мин.

Исторические данные

Николо-Перервинский монастырь расположен на возвышенности. Ранее отсюда открывались широкие просторы и виднелись 40 столичных церквей. История связывает дату основания обители с Куликовой битвой. Изначальное упоминание о монастыре относится к 1567 г., где он упоминался как «Никола Старый».

С современным названием связано интересное предание: когда-то течение столичной реки проходило практически у стен обители, что причиняло духовным братьям неудобства, а потом река сделала большой поворот в 10 м от монастырской ограды и потекла в сторону Коломенского.

Также есть предположение, что в Смутное время монастырь подвергался нападениям и грабежам поляков. Восстановлением обители в тот период занимался царь М. Федорович, а при его сыне монастырь переживал эпоху расцвета. Большой вклад в его развитие вносили пожертвования правительства, прихожан и духовенства.

По другой теории название Перервинского мужского монастыря было дано ему только в XV в. в честь местности расположения, которое связывается с тем, что русло столичной реки в этой части пригорода прерывалось и больше не являлось проточным. Согласно этой версии по документам монастырская история начинает прослеживаться с 1623 г.

В 1929 г. московская часовня монастыря была полностью разрушена, как и та, что располагалась в Выхино. Еще 2 часовни – Калужскую и Серпуховскую в XIX в. отдал монастырь Ферапонтовой Лужецкой обители, но и они не дошли до современности.

На протяжении трех столетий история монастырской обители связана с жизнью в ней русских церковных деятелей:

  • XVII в. – посещение монастыря последним 10-м Патриархом Московским и всея Руси Адрианом. Он был противником западных обычаев, отличался консервативным мировоззрением, почитал российскую старину и верование, регулярно совершал богослужения. Он отрицал взгляды Петра I и из-за этого переселился в Перервинскую обитель, где впоследствии скончался от паралича.
  • 1700 г. – под руководством Адриана был построен и освящен храм св. Николая. Архитектура церкви отличалась стилем московского барокко. Возведение здания было осуществлено на капитал преподобного.
  • 1733-35 гг. – на участке обители возведен храм Толгской иконы Божией Матери.
  • Конец XVIII-начало XIX вв. славится влиянием Платона Левшина. Это митрополит и проповедник, воспитатель Павла Он внес огромный вклад в развитие обители и взрастил не одно поколение пастырей. Под его руководство был построен митрополичий дом в 2 этажа.
  • 1775 г. – П. Левшин организовал Перервинскую семинарию. Он по-отечески заботился о ней и ее воспитанниках. В этом же году была размещена трапезная.
  • 1787 г. – по указанию митрополита Платона была восстановлена Успенская церковь. В ее декорировании преобладает золото и серебро. Вместительность собора была небольшая, поэтому богослужения проходили только на престольные праздники.
  • 1812 г. – церковь заняли французы, однако все представлявшие ценность предметы были вовремя перевезены или надежно запрятаны.
  • 1821 г. – после архиереев Августина и Серафима кафедру возглавлял Филарет. Преподобный, желая придать обители величия и красоты, поспособствовал переменам во внутреннем пространстве и внешних стен монастыря. В корпусе училища достроили 2-й этаж, были возведены дополнительные строения и реконструированы выстроенные.
  • XIX в. – архитектурный ансамбль был дополнен корпусами келий и оградой из камня.
  • Завершение XIX в. – строительство домовой церкви, которая носила имя праведника Никодима.
  • 1904 г. – комплекс посетил митрополит Владимир. В обитель была завезена Иверская икона Богоматери, в честь которой духовенство решило возвести на территории храм.
  • 1906 г. – стали функционировать 2 училища: 1-е – духовное и 2-е – для глухонемых и немых от рождения.
  • 20-е гг. XX в. – считаются датой закрытия монастыря. Однако богослужения в старом соборе совершалось практически до начала войны.
  • 1921 г. – монастырь посещал патриарх Тихон и оказывал ему молитвенную поддержку.
  • Середина XX ст. – Иверский собор был лишен крестов, глав и церковного убранства.
  • 60-е гг. XX ст. – были установлены перекрытия между этажами, а живопись закрашена. После этого монастырский комплекс передали заводу игрушек из металла и пластмассы, позже там производили станки для металлорезки.
  • 90-е гг. XX в. – остатки монастыря были отданы во владение церкви.

Архитектурные и реставрационные изменения монастыря знаменуются следующими датами:

ДатаОписание
70-е гг. XX cт.Стартовала реставрация.
80-е гг. XX cт.На соборе засиял новый крест с позолотой.
март 1991 г.Это особенная дата, которая вошла в историю: были восстановлены богослужения в старом соборе.
1998 г.Собор был освящен патриархом Алексием.
2000 г.В Никольском соборе были восстановлена роспись стен и создан новый иконостас.
2008 г.Появление памятника митрополиту Платону. Работу по его возведению выполнил скульптор Бичюков. Памятник выглядит величественным и соответствующим благолепной атмосфере обители.

Подземный ход

Николо-Перервинский монастырь имеет интересные легенды о подземелье, которое связывает 2 берега столичной реки. Они повествуют о тайном ходе, который вел от коломенской церкви Казанской Божьей Матери и был прорыт с целью дать царю и его родным возможность укрыться в случае мятежей.

Коренные жители рассказывали о подземелье историку И. Я. Стеллецкому, обнаружившему во втором 10-летии прошлого века 2 коридора, ведущие из алтаря Казанского храма в подвал. Спустя еще 10 лет исследования были остановлены по запросу архитектора «Коломенское»: он считал, что раскопки угрожают разрушением здания.

Архитектурные особенности

Центровое место обители имеет Никольский храм. До его создания на месте находилось 3 каменных храма, возведенные в конце XVIII в., которые патриарх Адриан объединил в часть большого Никольского собора. На его строительство ушло около 4-х лет.

Работы были совершены следующим образом:

  • центральное строение соединили с кельями патриарха. Так состарившемуся Адриану было легче приходить в церковь;
  • в северо-западной части было помещение, где Адриан мог слышать богослужения через окно;
  • стены верхней части храма были расписаны живописью. На них отражались события из библии. Библейскими изображениями был декорирован алтарь, а на куполе – сюжет Вознесения Господня. Рисунки периодически обновлялись;
  • в нижней части была церковь в честь С. Радонежского. Условно ее можно было разделить на 3 архитектурные зоны – алтарная комната, трапезная и центральный зал;
  • в 1750 г. в южной части комплекса был возведен каменный корпус, где на верхнем этаже проживал настоятель, а на нижних – духовные братья. Спустя 17 лет корпус был объединен с патриаршими покоями.

Колокольня размещена вплотную к храму с юго-востока. Высота ее и храма почти одинаковые. Наверху находятся звоны, а верхушка украшена крестом с позолотой. В 1767 г. был расписан 3-й этаж с применением серебряных клейм. Согласно документации 80-е гг. XIX ст. в восточной части обители было кладбище, а с остальных частей света – палисадник.

На юге высаживали плодовые деревья, в тени которых стояла беседка, росли овощные культуры, был пруд, пчельник и 2-этажная баня. В восточной стороне от старого собора возвышается Иверский храм, который построили в начале XX в. под руководством архитектора Виноградова. Внутри был помещен образ Иверской Божией Матери. Одновременно в здании может пребывать до 3000 человек.

У церкви 16 куполов синего оттенка, которые видимы с окрестности и станции «Перерва». Над воротами, что ведут в монастырь, возвышается храм, который посвятили Толгской иконе Божией Матери. Он был выстроен в 1733 г. С 1924 г. надвратная церковь стала местом для клуба и столовой детдома, а потом была переделана под жилье: фрески были забелены.

Самые большие изменения храм претерпел после войны – тогда со стороны алтаря пристроили корпус для завода.

В 2014 г. на территории, между огородом и берегом реки, возвели деревянную церковь Иоанна Богослова. В ней ежемесячно проходят службы и изредка совершаются красивые венчальные обряды. С восточной части обитель ограждена, с остальных сторон территория ограничена каменными постройками 2-х веков. Это патриаршьи кельи, архиерейский, настоятельный, а также старый и новый корпуса семинаристов.

Внутреннее убранство

В строении отслеживается смешение стилей: классика, модерн и барокко. Здесь имеется множество икон и огромный золотой иконостас.

Святыни

Николо-Перервинский монастырь,в котором имеются старинные иконы, посещается верующими для молитв. Поклонением пользуется образы Богоматери – «Иверской», «Боголюбской», «Державной». До революции у монастыря была собственная Иверская часовня, возведенная в 1666 г. В ней проводились службы дважды в год, посвященные знаменательным датам, связанным с Иверской иконой.

Николо-Перервинский монастырь, икона Иверской Богоматери.

Реликвия помещалась в предназначенной только для нее нише, а риза на ней была невероятно богатой – выполнена из чистого золота, жемчужин и сияющих дорогих камней. С самого начала риза была более простая: она обрамляла икону до 1790 г., пока купец Твердышев, благословленный первосвятителем Платоном, не сделал обрамление богатым. На месте для иконы в нише располагается богатое паникадило.

Сама она стоит там только по праздникам, ведь это главная святыня столицы – ее используют для домашних молебнов, которые заказывают православные. В тот период в монастырской часовне в основном располагался список с оригинальной иконы. Кроме нее особым почетом у прихожан пользовались еще 2 иконы (Спаситель и Святой Николай Чудотворец).

Территория комплекса

Николо-Перервинский монастырь в настоящие время кроме храма на территории имеет:

  • детскую воскресную школу;
  • хозяйственные застройки;
  • кельи монахов.

Местность богато озеленена.

Вторым храмом обители является построенная из камня Успенская церковь, которая имеет 5 ярусов:

ЯрусОписание
1-йЗдесь сделан основной вход
2-йЯвляется обительской ризницей
3-йЭто церковь, посвященная Успению Божьей матери
4-йЧасы, которые били
5-йЗвонница с колоколами

Сегодня территория монашеского места проживания включает в себя:

  • 2 собора (новый и старый);
  • церковь Успения Пресвятой Богородицы;
  • церковь Толгской иконы Божией Матери;
  • 2 корпуса для семинаристов XVII и XVIII вв.;
  • архиерейский корпус;
  • кельи патриарха, относящиеся в XVIII в.

На территории монастыря также располагаются корпус семинарии и настоятеля, монумент митрополиту Платону. Посетителей встречают северные и восточные ворота. Территория обнесена оградой с башнями.

Режим работы

В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, работающем с 7:00 до 17:00. Прихожанам можно заказывать здесь требы, венчаться и креститься.

Расписание следующее:

  • в 7:30 – проходит божественная литургия;
  • в 16:00 – читается акафист, после чего идет вечерняя служба;
  • по воскресеньям и праздничным дням проходит 3 литургии: в 6:30 и в 9:00 для всех, а в 8:00 – для детей.

Венчаются прихожане только по нечетным дням недели, начиная с воскресенья. Исключениями становятся понедельники, дни перед большими праздниками и главными постами. Венчание обязательно предполагает запись в иконной лавке и беседу с батюшкой, которая называется предварительной и проходит только по понедельникам в 20:00.

Крестят только по выходным дням. Перед этим в обязательном порядке нужно прийти на 2 огласительные беседы: если это взрослый человек, то крестимый также приходит на беседу, если младенец, то она касается только будущих восприемников – крестных отца и матери. Беседует с ними священник с половины восьмого вечера каждую пятницу непосредственно в крестильне, что располагается при храме.

В работе иконной лавки при обители нет перерывов: приобрести церковные товары можно с 7:30 до 19:00. Воскресная школа начинает работать сразу после богослужения для детей.

Экскурсионные программы

Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.

Читайте также:  Софрониевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.

Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.

Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.

Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими:

  • внутри не курят и не пьют;
  • не проходят в ворота обители пьяными;
  • под строгим запретом находятся бранные слова, а также громкая речь и музыка;
  • если гости остались на службу, не разрешено разговаривать с соседями – только благоговейное молчание.

Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.

Видео о Николо-Перервинский монастыре

Монастыри России, Николо-Перервинский монастырь:

Николо-Перервинский монастырь в Москве

Николо-Перервинский монастырь в Москве, который сегодня стоит в Печатниках, по преданию был основан примерно во времена исторической Куликовской битвы, правда, документальные свидетельства относят нас к 1623 году.

Именно тогда в одном из указов самодержца Михаила Федоровича была упомянута деревянная церквушка во имя Николая Чудотворца и перечислена малочисленная братия обители, включающая в себя игумена да двух древних старцев. Правда, в летописи 1570-х годов можно прочитать, что местный монастырь стоит почему-то «в пусте».

История Николо-Перервинского монастыря в Печатниках

Первое известное название монастыря – «Никола Старый», а вот наименование «перервинский» было дано по названию местности, где он стоял.

Топоним «Перерва» или, по-иному, «Прерва», согласно легенде, образовался после того, как протекавшая неподалеку от стен монастыря Москва-река однажды пошла далее не по своему естественному руслу, а прервалась и, сделав весьма крутой поворот, потекла к селу Коломенскому.

В годы Смуты Николо-Перервинская обитель была разграблена и изрядно разрушена. Ее восстановление началось лишь тогда, когда взошедший на трон Алексей Михайлович приписал к монастырю Иверскую часовню, расположенную у Воскресенских ворот.

Находясь на бойкой в то время Красной площади, она давала весьма ощутимый доход. Еще одним источником на восстановления служило монастырское подворье между нынешними улицами – Маросейки и Лубянки, которое сдавалось внаем.

Архитектурный ансамбль монастыря

Все это, а также назначение ее летней резиденцией патриарха Адриана, привело к тому, что уже начиная с 50-х годов XVII столетия Николо-Перервинский монастырь переживает свой бурный расцвет.

В 1650 году была выстроена пятиярусная каменная Успенская церковь-колокольня, декорированная барочной росписью, золоченой лепниной и бесподобными цветными изразцами с образами херувимчиков.

В ее первом уровне был устроен главный вход, а на втором разместили монастырскую ризницу. Сама церковь во имя Успения Богоматери находилась на третьем уровне, а четвертый и пятый были заняты часами с боем и колокольной звонницей, соответственно.

Никольский собор с внутренней церковью во имя Сергия Радонежского возвели в период с 1696 по 1700 годы. Между храмом и колокольней соорудили галерею-паперть.

В период с 1733 по 1735 годы шло строительство барочной церкви во имя Толгской Божией Матери. Местом ее установки стали стены монастырской ограды над выходящими прямо к реке Водяными воротами.

Со временем на территории монастыря появились патриаршие кельи, настоятельный корпус, а также архиерейский домик, прекрасно вписавшиеся в архитектурный ансамбль всей обители.

Самая значительная на сегодня постройка на территории Николо-Перервинского монастыря – Собор во имя Иверской Божией Матери. Возвели ее в период с 1904 по 1908 годы в русско-византийском стиле. Автор проекта – архитектор Петр Алексеевич Виноградов. В день освящения храма из Иверской часовни была доставлена чудотворная икона, которая являлась вторым списком с афонской Иверской иконы Богоматери и был привезена на русскую землю еще в 1699 году.

К росписи внутренних стен приступили лишь в 1910 году. Руководил работами Василий Павлович Гурьянов – придворный иконописец, который использовал в сюжетах темы, сообразные творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Резной иконостас выполнил И.А. Соколов, а золотое облачение к нему изготовили братья Заглотины.

Образовательная деятельность Николо-Перервинской обители

Немаловажную роль сыграла Николо-Перервинская обитель в образовательной сфере и подготовке российского духовенства.

Так, в 1775 году здесь открыла свои двери Перервинская семинария. Специальное здание – учительский корпус – возвели для нее по-прошествии 30 лет. Семинарский корпус был построен в 1805.

Во время войны с Наполеоном монастырь был занят французскими солдатами, но разрушению был подвержен незначительному. Не были разграблены и монастырские реликвии, вовремя вывезенные и частью сокрытые.

В период с 1830 по 1836 годы была проведена реконструкция учительского и хозяйственного корпусов с одновременным новым строительством части строений в стиле ампир. Проект составил архитектор Осип Иванович Бове. В 1867 году здесь открылось Духовное училище.

В годы Советской власти, в 1928 году, Николо-Перервинский монастырь в Печатниках закрыли. Вернули его РПЦ лишь в 1991 и уже в 1995 году перевели в ранг Патриаршего подворья.

Находится обитель по адресу: Москва, Шоссейная улица, 82.

Николо-Перервинский монастырь – тайный подземный ход под Москвой-рекой

Адрес: Россия, Москва, улица Шоссейная
Первое упоминание: 1623 год
Основные достопримечательности: Собор Иверской иконы Божией Матери, Собор Николая Чудотворца, Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери
Координаты: 55°40’09.6″N 37°43’09.2″E

Живописная обитель, расположенная в 11 км с юго-востока от Московского Кремля, заметно выделяется на фоне типовой застройки. Монастырь, построенный в неовизантийском и псевдорусском стиле, считают настоящим украшением московского района Печатники.

Общий вид на монастырь

История обители

По легенде православный монастырь был основан во время Куликовской битвы. Он находился в нескольких верстах от города и славился тишиной и уединением. Свысокого левого берега Москвы-реки открывался отличный обзор на стоящие вдалеке купола московских храмов.

Первые свидетельства об Перервинской обители относят к 1623 году. Записи о маленьком деревянном храме Святителя Николая и живущих при нем игумене и двух старцах сохранились в старинном дворцовом документе.

К 50-60-м годам XVII века Русь оправилась от тяжелых последствий Смутного времени, поэтому в Николо-Перервинской обители, как и в других монастырях Москвы, начали возводить каменные храмы. Наибольшего расцвета обитель достигла в конце XVII столетия, когда патриарх Адриан решил использовать ее в качестве летней резиденцией.

В 1770-е годы здесь открыли семинарию, а спустя некоторое время для семинаристов возвели первый двухэтажный корпус. Еще одна примечательная страница истории монастыря связана с Екатериной II. Отправляясь в знаменитое путешествие в Крым, императрица сделала остановку в этой обители.

Николо-Перервинский монастырь на фоне Москвы-реки

Влияние монастыря на духовную жизнь Москвы росло год от года. Здесь обучали будущих священников, а в XVIII и XIX веках к обители приписали несколько московских часовен. В начале прошлого века Николо-Перервинская обитель имела каменные храмы и добротные жилые постройки. С трех сторон ее окружал зеленый палисадник. С юга располагался яблоневый сад, а к северу – большой скотный двор, за которым стояли аптека, больница и монастырская гостиница.

С приходом советской власти обитель ликвидировали не сразу. В 1928 году братию распустили, но церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. Сначала бывшую монастырскую территорию использовали под склады. Но 1948 году в храме Святителя Николая организовали металлоштамповочный завод, а затем – фабрику по производству детских игрушек.

За тот период, пока культовые постройки служили цехами, были утрачены иконостасы и богослужебная утварь, закрашены фрески и разрушены полы. Из-за работы гальванического цеха сильно пострадали кирпичная кладка и своды соборов, а их облик исказили различные хозяйственные пристройки.

Долгое время в монастырских здания не делали ремонта, поэтому крыши, оконные проемы и перекрытия оказались полуразрушенными. В лучшем положении была только нижняя часть монастырской колокольни, да и то лишь потому, что в ней размещались кабинеты начальства.

Вид на монастырь с Москвы-реки

Богослужения в монастыре возобновили в 1991 году. На это момент всеми постройками владело предприятие «Станкоконструкция». Через два года территорию полностью передали церкви. Старинные здания выглядели ужасно, поэтому прихожане и волонтеры начали собирать средства и занялись восстановлением полуразрушенной святыни.

Легенда о подземном ходе

Предания о существовании подземелий, связывающих два берега Москвы-реки, существовали давно. Согласно им, тайный ход вел от церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском к Николо-Перервинскому монастырю. Его прорыли для того, чтобы царь и члены царской семьи в случае бунта или смуты могли спрятаться на другом берегу, в обители.

О подземелье хорошо знали местные жители. Они и показали проход известному археологу и историку Игнатию Яковлевичу Стеллецкому, который много лет занимался изучением старой Москвы и искал подземные тайники.

В конце 1920-х годов Стелеццкий обнаружил два коридора, ведущих из алтаря Казанского храма в подвал. Но в 1930-м году исследовательские работы пришлось приостановить, так как по мнению архитектора музея-заповедника «Коломенское» раскопки под храмом грозили обрушением здания. На сегодняшний день тайна подземелья Николо-Перервинской обители так и остается нераскрытой.

Вид на монастырь с юга

Храмы, здания и монастырские достопримечательности

Центральное место в комплексе монастыря занимает величественный Никольский храм, который часто называют «Старым Николою». Одноглавый собор был возведен в 1696-1700 годах на месте трех небольших церквей. В память об этих старинных храмах верхнюю часть собора посвятили Святителю Николаю, а престол в колокольне – Успению Богоматери.Теплая нижняя часть Никольского собора освящена в честь Сергия Радонежского. Она состоит из самого храма, алтаря и просторной трапезной, центр которой поддерживает массивный столп.

Стройная колокольня примыкает к храму с юго-востока. Высокое здание сложено четырехъярусным четвериком и восьмериком, где находятся звоны. А венчает колокольню аккуратная позолоченная главка с крестом.

С востока от старого собора стоит огромный Иверский храм или новый собор. Он был выстроен в 1905-1908 годах архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым для размещения знаменитого образа Иверской Божией Матери. Во вместительном храме одновременно может находится до 3000 верующих. Шестнадцать куполов окрашены в небесный синий цвет и хорошо видны с окрестных улиц, а также от станции «Перерва».

Собор Иверской иконы Божией Матери

Над воротами, ведущими в монастырь, возвышается надвратный храм, посвященный Толгской иконе Божией Матери. Он появился в 1733 году, когда монастырской братией руководил игумен Варлаам. Первоначально под храмом существовало двое ворот. Однако, до наших дней сохранились только одни – «водяные», получившие такое название потому, что через них монахи ходили за водой к реке.

С 1924 года в надвратной церкви находились клуб и столовая железнодорожного детского дома. Потом фрески на стенах забелили, а храмовое помещение переделали под жилье. В 1950-е годы со стороны алтаря пристроили корпус для завода. Из-за всех этих изменений восстановление надвратной церкви заняло долгое время.

Еще один небольшой храм появился в монастыре совсем недавно – в 2014 году. Деревянную церковь Иоанна Богослова построили между огородом обители и берегом Москвы-реки. В ней изредка проходят венчания, и раз в месяц совершают церковные службы.

С востока обитель окружает ограда. С севера, запада и юга монастырская территория ограничена каменными постройками XVIII-XIX веков – патриаршими кельями, старым и новым семинарскими корпусами, архиерейским и настоятельским корпусами.

Собор Николая Чудотворца

В монастыре установлен памятник митрополиту Платону (Левшину), который основал монастырскую семинарию и написал первую научную работу, посвященную истории Русской церкви. На монументе, изготовленном скульптором Анатолием Андреевичем Бичуковым, митрополит изображен стоящим в полный рост.

Читайте также:  Свято-Георгиевский мужской монастырь в Балаклаве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Обитель в наши дни

Вот уже более 20 лет монастырь имеет статус патриаршего подворья. Церковные службы в его церквях проходят каждый день: по будням – в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам – в 8.00 и 16.00. Территория обители ухожена и содержится в чистоте. Верующих и туристов пускают сюда в любой день с утра до вечера.

Обитель занимается большой просветительской деятельностью. При ней существует воскресная школа, гимназия, носящая имя митрополита Платона (Левшина), православный театр и курсы для взрослых. Кроме того, на базе монастыря работает духовная семинария, где в течение пяти лет будущие священники и катехизаторы получают бесплатное высшее образование.

Святыни

Верующие приходят в монастырские храмы, чтобы помолиться возле старинных икон. Особым почитанием пользуется несколько образов Богоматери – «Иверская», «Боголюбская» и «Державная».

Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери

Как добраться до монастыря

Монастырская территория расположена на улице Шоссейной, 82. За четверть часа до монастыря нетрудно дойти от платформы «Депо» Курской железной дороги. Кроме того, неподалеку от входа в монастырь делают остановку автобусы № 30, 161, 292, 438, 524, 703 и 736, которые курсируют от станций метро «Текстильщики» и «Печатники».

Монастыри Москвы

Монастыри Москвы, духовные центры нашей столицы – излюбленные места для паломничества и исторические достопримечательности, которые часто посещают жители других стран и городов. В Москве есть и женские и мужские обители, хранящие множество древних православных святынь. Монастырские здания украшают город, а русскому православному человеку часто хотелось бы побывать на службе именно в монастыре. В Москве около полутра десятка древних обителей и относительно новых монастырей. Мы постараемся познакомить вас с монастырями Москвы, которые будет интересно посетить в качестве паломника или туриста.

Возможно, вам захочется побывать в Новодевичьем или Новоспасском монастыре, увидеть Донскую икону или просто узнать о действующих обителях города. Конечно, нельзя забывать и о том, что Бог слышит нашу молитву не только в монастыре и монастыри Москвы – это не таинственное «место силы», где молитва становится особенной, но возможность побывать в прекрасных и намоленных обителях – это великая радость для православных верующих. Перед тем, как идти в монастыри Москвы, не забудьте уточнить, открыты ли они для посещения. Некоторые монастыри живут закрытой жизнью и не всегда пускают паломников.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь – не только одно из самых красивых мест в Москве, но и одно из самых древних. Среди всех монастырей Москвы его выделяет еще и то, что он относится к Историческому музею города. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, с тех пор он тесно связан с историей нашей страны. Важную и иногда драматичную роль монастырь сыграл в судьбах известных русских женщин.

Во время захвата литовцами, правящий тогда Иван III, отец Ивана Грозного дал обет – если удастся освободить Смоленск, в Москве будет основан большой монастырь, в благодарность Пресвятой Богородице. Смоленск был важным форпостом государства. Когда Смоленск освободили, Иван III сдержал свое обещание и начал строительство Новодевичьего монастыря. Считается, что монастырь возведен именно на том месте, где когда-то отбирали молодых девушек, которые уйдут в полон. Монастырь сразу пришелся по душе московским прихожанам, ведь не секрет, что он расположен в живописном месте.

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы.

Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1

Донской монастырь

Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы.

Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы.

Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами.

Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

При великом государе Московском Иване III Кремль преобразился. На смену деревянным появляются каменные палаты. Спасский монастырь оказался стесненным новыми постройками, и Иван III повелел перенести его. В новом положении монастырь стали называть Новоспасским.

Многие правители и святители России находили здесь защиту, а некоторые и выходили на политическую арену. Даже Лжедмитрий пытался использовать для укрепления своей власти именно авторитет Новоспасского монастыря. Этот монастырь имел боевые стены и мог выстоять против нападения. Стены Новоспасского монастыря – настоящие крепостные древние стены, поэтому его так любят посещать туристы. Кроме того, монастырь в свое время стал усыпальницей предков Романовых. Именно из этого рода впоследствии появилась царская династия.

Адрес монастыря: Москва, пл. Крестьянской заставы, 10

Андреевский монастырь

Андреевский мужской монастырь находится в одном из самых прекрасных мест Москвы. Раньше монастырь называли «Преображенская пустынь». Он расположен на территории заповедника Воробьевы горы и берегов Москва-реки. Обитель была основана в XVI веке, однако, это лишь предположения. Именно к этому времени относятся первые найденные документальные свидетельства о монастыре. Историки полагают, что монастырь относится к гораздо более раннему периоду и, возможно, существует с XIII века.

Андреевская обитель сильно пострадала в годы богоборчества. С падением СССР постепенно возрождалась и церковная жизнь в Андреевском монастыре. Здесь даже организовали Патриаршее подворье и синодальную библиотеку. А в 1992 году на звонницу вернулись колокола. Возродилась здесь и монашеская жизнь. На территории монастыря уже пятнадцать лет действует общеобразовательная школа.

Паломники и посетители монастыря могут своими глазами увидеть, как постепенно возрождается прекрасная обитель. Посетить Андреевский монастырь фактически значит стать свидетелем новой истории Русской Православной Церкви.

Адрес: Москва, Андреевская набережная, 2

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315 году первым святым столицы – митрополитом Петром. Когда-то он находился за пределами Москвы, в селе Высоком. Высоко-Петровский монастырь – шедевр московского зодчества, который был украшен при Петре Великом. Обитель стала уникальным памятником духовной славы своих основателей.

При Петре I монастырь был расширен. Многие здания в нем построены в память о Нарышкиных. Боголюбский храм – это видимый памятник погребения Нарышкиных. Так тесно связанный с историей России монастырь – излюбленное место для туристов.

Именно здесь расположены и уникальные памятники архитектуры. У многих Высоко-Петровский монастырь ассоциируется именно с историей России во времена Петра I, но и ценителям архитектуры будет интересно посетить прекрасную древнюю обитель. Монастырь считается небольшим, но посетить его стоит обязательно. Полвека на территории монастыря располагается удивительный храм-восьмилистник — каменный собор митрополита Петра, построенный знаменитым итальянским зодчим Алевизом Новым. Нетипичное и уникальное сооружение.

Адрес: Москва, ст. м. Трубная, ул. Петровка, 28/2

Читайте также — Монастырь без секретов

Зачатьевский монастырь

Еще в XIV веке в России возникла Алексеевская обитель. Ее назвали в честь преподобного Алексея, и это был первый женский монастырь в Москве. Женские монастыри существовали и до этого, первый был основан еще Ярославом Мудрым, но обычно они были частью мужских монастырей. Поэтому Алексеевский монастырь ошибочно называются первым в России, он стал первым именно для Москвы. Точно известна дата его основания – 1360 год. Считается, что первыми инокинями этой обители стали Иулиания и Евпраксия — родные сестры митрополита Алексия. Они были известны своими милосердием и смирением.

Именно этот монастырь в наши времена называется Зачатьевским. Зачатьевская обитель украшает район Хамовники. Она сильно пострадала в богоборческие годы, как и многие другие храмы и монастыри. Часть насельниц арестовали или сосали. Монастырские здания превратились в тюрьму и колонию для несовершеннолетних. В 90-х годах XX века началось возрождение святыни. Сейчас в монастырский ансамбль входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.

Зачатьевский монастырь известен тем, что Спасская церковь на территории монастыря была домовым храмом рода Римских-Корсаковых.

Адрес монастыря: Москва, пер. 2-ой Зачатьевский, 2

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель находится в районе Замоскворечье. Белоснежный храм разительно отличается от архитектуры старой Москвы. Расположился он там, где некогда пролегал путь в Золотую орду – на Большой Ордынке. Аскетичность зодчества отличает обитель милосердия. Монастырь называют «жемчужиной» Замоскворечья. После гибели своего мужа Елизавета Федоровна Романова выкупила усадьбу на Большой Ордынке и устроила там обитель милосердия и труда.

Внучка английской королевы Виктории с детства воспитывалась христианкой, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она приняла православие и сделала это не формально, а совершила свой выбор с душой. После гибели мужа Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь и на свои средства создала обитель, в которой хотела возродить древний институт диаконисс. Сестры обители могли оставить территорию обители, чтобы помогать немощным и больным.

Великая княгиня трепетно относилась к монашеству, но не создавала Марфо-Мариинскую обитель как монастырь. Закрытая жизнь монастыря противоречила идее активно помогать страждущим и ближним так, чтобы любой мог обратиться туда. В обители милосердия сестры безвозмездно отдавали жизнь свою ближнему для Бога.

Живущие здесь сестры и сейчас трудятся в госпиталях и больницах. В монастыре открыт приют сирот, здесь же кормят неимущих и помогают страждущим. В храме собрано несколько редких икон Марфы и Марии, духовных покровительниц обители. Одна из них сохранилась еще со времен Елизаветы Федоровны.

Адрес монастыря: Москва, ст. м. Полянка, ул. Большая Ордынка, 34

Покровский монастырь

Покровский монастырь известен не только в Москве, ведь именно здесь хранятся мощи блаженной Матроны Московской. Со всех концов страны сюда едут паломники к мощам святой Матроны. Древний Покровский монастырь всегда наполнен людьми. Это – самый посещаемый монастырь Москвы. В выходные его посещают до пятидесяти тысяч человек. В монастыре также хранятся уникальные православные святыни.

Блаженная Матрона – одна из самых почитаемых в народе святых, поэтому людно в монастыре и в будние дни.

Покровский монастырь основал в 1635 году царь Михаил Федорович. Тогда его называли обителью «Покрова на убогих домах». Интересно, что Покровская деревянная церковь существовала еще до основания на этом месте монастыря. Считается, что монастырь был основан после преставления родителя царя Михаила Феодоровича — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. И именно это стало причиной, по которой в Москве появилась прекрасная обитель.

Адрес монастыря: Москва, ул. Таганская, 58

Свято-Данилов монастырь

Московский Свято-Данилов мужской монастырь устроен святым покровителем Москвы – благоверным князем Даниилом Московским, сыном Александра Невского. Эта обитель появилась в конце XIII века. В богоборческие годы здесь располагалась колония для несовершеннолетних. В наши дни архитектурный ансамбль монастыря полностью восстановили. Сейчас Свято-Данилов монастырь открыт для паломников и туристов.

Строения монастыря удивительны, в них сочетаются совершенно разные архитектурные стили.

Читайте также:  Храмы Ростова-на-Дону: адреса и список церквей и монастырей

Для паломников важно отметить, что в монастыре не совершают Крещение, Венчание и Отпевание. Но в храмах Свято-Данилова монастыря регулярно проходят богослужения, можно заказать молитву, поговорить со священником и просто прогуляться по территории удивительной и древней обители.

Адрес монастыря: Москва, улица Даниловскай вал, 22

Телефон монастыря: +7(495)958-11-07

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь основан на месте, где когда-то Москва-река прорвала перешеек, изменив свое течение. Перерва – от слова «прерывать». Река повернула к селу Коломенскому. Спустя многие годы, река вернулась в свое прежнее русло, а название монастыря осталось.

Трудно установить время создания монастыря. Историки относят его к эпохе Куликовской битвы. Считается, что к установлению монастыря причастен сам Дмитрий Донской. Но официально первые сохранившиеся данные о древней обители относят к 1567 году.

Обитель едва не прекратила свое существование в древности, судя по историческим документам, некогда здесь не оставалось и десятка насельников. Причина этому остается загадкой, возможно монастырь попал в немилость к Ивану Грозному. Но в середине XVII века на монастырь обратил внимание царь Алексей Михайлович. Здесь начали возводить каменные здания, в том числе, храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Здесь же оказался привезенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. Считается, что в Николо-Перервинском монастыре останавливалась сама императрица Екатерина II. Существует и легенда о подземном ходе, который якобы связывает монастырь с Церковью Казанской Божией Матери в усадьбе Коломенское.

Адрес монастыря: ул. Шоссейная, д.82

Телефон монастыря: +7 (495) 354-49-65

Сретенский монастырь

Сретенский монастырь считается самой маленькой, но одновременно и самой известной обителью столицы. Его основали на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Угодьями, на территории которых возник монастырь, владел боярин Семен Кучка. Именно поэтому их называли Кучковым полем. Кучково поле было местом сбора горожан. Именно здесь зачитывали указы, правили суд.

Когда Тамерлан вторгся в Рязанские земли, на Кучковом поле в очередной раз собрался весь город. Предание рассказывает, что после встречи Владимирской иконы Божией Матери, Богородица явилась Тамерлану во сне и приказала оставить эти земли. Тамерлан в ужасе бежал. С той поры известна история Сретенского монастыря.

Но Сретенский монастырь – не только уникальный памятник истории. Он известен своим хором, который прославляет Русскую Православную Церковь в России и за рубежом.

Адрес монастыря: Москва, ул. Б. Лубянка, 19

Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположен на Никольской улице. Это – одно из самых любимых мест для прогулок туристов, идущих на Красную Площадь. На одной из центральных пешеходных улиц города расположены не только красивые витрины магазинов, но и колокольня, созывающая на службу в древнюю обитель. Первоначально монастырь назывался «Спасом старым». Про «Спас старый» говорили, что это – «учительский монастырь». Он был основан во времена правления Бориса Годунова. А «Заиконоспасским» монастырь стал, потому что находился за иконным рядом.

При Симеоне Полоцком в монастыре действовала для подьячих, которая со временем превратилась в Славяно-греко-латинскую академию. В начале XIX века Академию перевели в Сергиев Посад, а в стенах обители продолжило работу Духовное училище.

Адрес монастыря: Москва, Никольская улица, 7-9с3

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь уже шесть веков сохраняет историческую память города. Обитель устроила княгиня Мария Андреевна в благодарность за то, что ее сын живым вернулся с поля боя. Строительство Рождественского монастыря благословил сам великий князь Дмитрий Донской.

Этот монастырь Москвы появился в конце XIV века и изначально находился в Московском Кремле. Широко известен представитель древнего московского зодчества — Рождественский собор, который был построен в начале XVI века.

При монастыре открыта певческая школа для женщин.

В монастыре также находятся несколько древних православных святынь: частица мощей святой великомученицы Варвары, Частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери.

Адрес монастыря: Москва, улица Рождественка, 20/8с15

Телефон монастыря: +7 (495) 621-39-86

Читайте также:

НИКОЛО-ПЕРЕРВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

НИКОЛО-ПЕРЕРВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ – муж­ской в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, бывший монастырь в Мо­ск­ве.

Рас­по­ло­жен на ле­вом бе­ре­гу р. Мо­ск­ва, в юго-восточной час­ти го­ро­да. Ос­но­ван, ве­ро­ят­но, как фор­пост на южных ру­бе­жах Мо­ск­вы вско­ре по­сле Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 года; име­но­вал­ся Ни­ко­ла Ста­рый монастырь.

В 1591 году вбли­зи мо­на­сты­ря стоя­ли вой­ска крым­ско­го ха­на Га­зи-Ги­рея II во вре­мя его на­бе­га на Мо­ск­ву. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся как Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ский в пис­цо­вой кни­ге 1623 года: в это вре­мя в нём жи­ли игу­мен и два стар­ца, име­лась де­ревянная церковь Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Бла­го­да­ря по­кро­ви­тель­ст­ву ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Николо-Перервинский монастырь зна­чительно рас­ши­рил­ся: по­строе­ны ка­мен­ные хра­мы (ра­зо­бра­ны в 1690-х годах по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Ад­риа­на) – Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (1649-1650 годы), Св. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца (1649-1654 годы), Прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (1674 год).

В середине 1660-х годов к Николо-Перервинскому монатсырю при­пи­са­на ча­сов­ня Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри на Крас­ной площади в Мо­ск­ве (спи­сок ико­ны ус­та­нов­лен в 1669 году), при ко­то­рой су­ще­ст­во­ва­ло мо­на­стыр­ское по­дво­рье. Мо­на­стыр­ские ча­сов­ни стоя­ли так­же у Су­ха­ре­вой баш­ни (1693 год; пе­ре­строе­на в кам­не в 1775 году), у Ка­луж­ской и Сер­пу­хов­ской за­став (с 1775 года, во второй половины XIX века пе­ре­да­ны Мо­жай­ско­му Лу­жец­ко­му мон.), при церкви Св. Ге­ор­гия на Вар­варке (с 1775 года под­во­рье), в деревне Вы­хи­но (все – не сохр.).

В конце XVII века лю­би­мое ме­сто пре­бы­ва­ния пат­ри­ар­ха Ад­риа­на (скон­чал­ся в по­стро­ен­ных им кель­ях в 1700 году), ко­то­рый со­дей­ст­во­вал раз­ви­тию оби­те­ли. В 1764 году мо­на­стырь ос­тав­лен за шта­том. О его про­цве­та­нии и раз­ви­тии ак­тив­но за­бо­ти­лись ми­тро­по­ли­ты Мо­с­ков­ские Пла­тон (Лев­шин) и Фи­ла­рет (Дроз­дов). В 1775 году в Николо-Перервинском монастыре уч­ре­ж­де­на Пла­то­нов­ская се­ми­на­рия (в 1814-1823 годы моск. Пе­ре­рвин­ская се­ми­на­рия, в 1823-1867 годы Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ские при­ход­ское и уезд­ное училища, в 1867-1917 годы Пе­ре­рвин­ское ду­хов­ное училище).

Во вре­мя Отечесвтенной вой­ны 1812 года мо­на­стырь в сен­тяб­ре – ок­тяб­ре за­нят французскими вой­ска­ми. В 1835 году пе­ре­строе­ны западный учи­лищ­ный и южный мо­на­стыр­ский кор­пу­са, ар­хие­рей­ский дом и на­стоя­тель­ские по­кои. В 1870 году по во­ле жив­ше­го здесь на по­кое еп. Ени­сей­ско­го Ни­ко­ди­ма (Ка­зан­це­ва) по­строе­на церковь Св. Ни­ко­ди­ма (не сохр.). В 1877 году уст­ро­ен гос­пи­таль для ра­не­ных сол­дат.

К началу XX века в Николо-Перервинском монастыре дей­ст­во­ва­ли 5 хра­мов, се­ми­на­рия, учи­ли­ще для глу­хо­не­мых маль­чи­ков (от­кры­то в 1906 году). Мо­на­стырь за­крыт в начале 1920-х годов, к 1923 году хра­мы дей­ст­во­ва­ли как при­ход­ские (за­кры­ты в 1940 году), в 1928 году ещё про­жи­ва­ли мо­на­хи. В Ни­коль­ском со­бо­ре в 1948-1969 годы раз­ме­щал­ся цех за­во­да ме­тал­лической и пла­ст­мас­со­вой иг­руш­ки № 2; в со­бо­ре Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри с 1960-х годов – цех за­во­да «Стан­ко­кон­струк­ция». Ос­таль­ные зда­ния мо­на­сты­ря бы­ли пе­ре­да­ны вплоть до 1960-1970-х годов под жи­льё и Экс­пе­рим. НИИ ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ков. Богослужения в соборе Свт. Николая возобновлены в 1991 году, вся тер­ри­то­рия бывшей обители пе­ре­да­на РПЦ в 1993 году. С 1995 года име­ет ста­тус пат­ри­ар­ше­го под­во­рья. В 1996 году воз­ро­ж­де­но Пе­ре­рвин­ское ду­хов­ное училище (с 2001 года Пе­ре­рвин­ская се­ми­на­рия).

В цен­тре мо­на­стыр­ско­го ан­самб­ля – 2-этаж­ный со­бор Свт. Ни­ко­лая ти­па «вось­ме­рик на чет­ве­ри­ке» (1696-1700 годы, пе­ре­строй­ки – 1720-х годов; рос­пи­си – 1773 год; ниж­няя церковь Прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го; вос­ста­нов­лен в 1972-1994 годы, ар­хи­тек­то­ры Г.А. Ма­ка­ров, Е.Г. Оди­нец), с се­ве­ро-вос­то­ка к ко­то­ро­му при­мы­ка­ет ук­ра­шен­ная 4 ря­да­ми из­раз­цов ко­ло­коль­ня (пред­по­ло­жи­тель­но начало XVIII века; верх­ний ярус вос­ста­нов­лен в 1990-е годы) с Ус­пен­ской церковью во 2-м яру­се (1750-1760-е годы или 1736 год) и т. н. Зо­ло­той ком­на­той под яру­сом зво­на (фраг­мен­ты ба­роч­ной от­дел­ки середины XVIII века) с ча­са­ми на восточной сте­не (1864 год).

К вос­то­ку от ста­ро­го со­бо­ра воз­вы­ша­ет­ся ог­ром­ный 5-гла­вый со­бор Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в рус­ском сти­ле, вме­щаю­щий до 3 тыс. человек (1904-1908 годы, арх. П.А. Ви­но­гра­дов; северный при­дел Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи, южный при­дел Св. кн. Вла­ди­ми­ра; рос­пи­си В.П. Гурь­я­но­ва). Над Во­дя­ны­ми во­ро­та­ми – ба­роч­ная церковь Толг­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1733-1735 годы; вос­ста­нов­ле­на в 1995-2006 годы).

Со­хра­ни­лись другие мо­на­стыр­ские по­строй­ки, в т. ч. ста­рые пат­ри­ар­шие па­ла­ты (конец XVII века), На­стоя­тель­ский кор­пус (конец XVII века, пе­ре­стро­ен в 1750-х годов), Ар­хие­рей­ский дом (1778 год; пе­ре­стро­ен в 1835 году, арх. М.И. Бо­ве), 2-этаж­ный Се­ми­нар­ский фли­гель (вторая половина 1770-х годов), фли­гель для учи­те­лей (1784 год), Но­вый Ар­хие­рей­ский дом (1804-1806 годы), Но­вый Се­ми­нар­ский (Учи­лищ­ный) кор­пус (1806-1807 годы, пе­ре­стро­ен в 1834 году, арх. Бо­ве), Учи­лищ­ный (Клас­си­че­ский) кор­пус (1830-1832 годы, арх. Бо­ве), фраг­мен­ты ог­ра­ды с баш­нями (XVIII-XIX века), 3-этаж­ный дом бывшего Училища для глу­хо­не­мых (1904 год).

Заиконоспасский монастырь

Фото заиконоспасского монастыря

Заиконоспасский монастырь – Москва, ул. Никольская, 7-9

Заиконоспасский московский мужской монастырь является сегодня не просто действующим, ему дарован статус Патриаршего подворья. Расположен он в Китай-городе на улице Никольской и насчитывает уже более четырех веков. Почти все монастырские постройки, существовавшие к началу прошлого века, были сохранены и сегодня признаны памятниками истории и архитектуры.

Колыбель русского образования

Основал обитель, именовавшуюся поначалу как монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском Крестце за Иконным рядом, сам царь Борис Годунов. И хотя впервые об обители в документах упоминается только в 1635 году, датой ее основания считается 1600 год. А пресловутое уточнение о расположении обители за рядами, в коих торговали складнями да иконами, послужило трансформации наименования церковного учреждения в Заиконоспасский монастырь.

Поначалу авторитет и положение вновь созданной обители были очень скромными, но со временем Заиконоспасский монастырь стал центром и колыбелью русского просвящения.

В середине 60-х годов XVII столетия Симеоном Полоцким была учреждена в монастыре школа подьячих Приказа Тайных дел, а уже в 1687 году здесь обосновалась славяно-греко-латинская академия. Именно она считается первым высшим учебным заведением Великороссии. Выпускниками академии стали великий российский ученый М.Ломоносов, исследователь Камчатки С. Крашенинников, зодчий В.Баженов, поэт В. Тредиаковский, основатель русского театра Ф.Волков.

С открытием Московского университета Академия преобразовалась исключительно в богословское учебное заведение, готовившее лиц духовного звания. В начале XIX века она была переименована, стала называться Московской духовной Академией и перебазировалась в стены Троице-Сергиевой лавры, а в Заиконоспасском монастыре открылось духовное училище.

Архитектурные шедевры монастыря

Архитектурный ансамбль Заиконоспасской обители складывается из нескольких замечательных памятников: Спасского собора, Братского или Учительского корпуса, здания Духовного училища.

Еще в царствование Алексея Тишайшего в 1660 году в монастыре был заложен каменный храм. Он строился на средства, пожертвованные воеводой – князем Ф.Волконским. Строение было двухпрестольным: первый главный престол освятили во имя иконы Спаса Нерукотворного, второй – во имя иконы Богородицы. В первой половине XVIII века монастырь и собор дважды подвергались разрушительному огню вспыхивавших пожаров, после чего перестраивались.

Особенно пострадал храм в огне бушевавшего пожара 1737 года. Государыня Елизавета Петровна, прибыв в первопрестольную на коронацию, самолично распорядилась о восстановлении храма. Эта работа была превосходно выполнена зодчим И.Мичуриным, которому удалось возродить храм без существенных изменений в его архитектурном облике. Сильное разорение монастырю нанесло также нашествие Наполеоновских войск.

В храме были устроены конюшни, в кельях расположились портные, чинившие офицерские мундиры.

В 1851 году в ходе очередных обновлений купол собора украсила изысканная ротонда с главой-луковкой. В середине прошлого века была проведена реставрация фасадов собора.

Прямо напротив ворот находится старый братский корпус. Это двухэтажное здание было построено в 1686 году. Практически через 200 лет под руководством архитектора В. Шера над ним был надстроен третий этаж и выполнено общее оформление фасада. Несколько левее от него отстоит двухэтажный корпус, который строился в 1720 году зодчим Зарудным.

Здание духовного училища возводилось по проекту архитектора Бове в 1822 году.На нем установлена мемориальная доска, где выгравировано имя М. Ломоносова, осваивавшего в Академии различные науки.

В 1929 году монастырь был закрыт, еще раньше разобрали надвратную колокольню. На территории обители на протяжении десятков лет располагались разнообразные организации и учреждения. Несмотря на то, что в 2010 году было принято решение вновь открыть монастырь, многие помещения по-прежнему занимают далеко не церковные организации.

Ссылка на основную публикацию