Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Борисоглебский мужской монастырь, г. Дмитров Епархиальный мужской монастырь

История

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.

Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.

Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Именно к этому времени необходимо отнести строительство в обители величественного каменного собора во имя Бориса и Глеба (1537 г.), созданного в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминающего церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.

Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху.

В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.

В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.

В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве.

Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.

В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.

К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.

Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.

В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Сегодня нам очевидно, что такой исход был в ту пору для православных обителей наименьшим злом: сотрудниками музея были люди, как правило, образованные, культурные, зачастую верующие и не за страх, а за совесть сохраняли то народное достояние, которое так легко можно было разрушить.

Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.

Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.

31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого исторического визита Первоиерарх высоко оценил труды наместника и братии монастыря по возрождению порушенных святынь обители.

6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус. Ведутся восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Федоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.

Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.

Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители.

Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана Затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня

Николо-Пешношский монастырь (Луговой)

Тел. +7 (926) 181-92-15

Основан в 1361 году.

Одна из древнейших обителей Московской Руси. Монастырь был основан в 1361 году учеником святого преподобного Сергия Радонежского святым преподобным Мефодием Пешношским.

Святой Мефодий – один из первых учеников преподобного Сергия – выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Однако место подвигов нового отшельника стало известно, и вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания.

Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени».

Когда число насельников новой пустыни увеличилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место – к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей.

Преподобный Мефодий, приняв благословение своего учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Причём он сам трудился над построением монастыря, «пеш нося» деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освящённой во имя святителя и чудотворца Николы.

Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители – в 1391 году. «В лесу, около двух верст от монастыря, преподобный Мефодий основал так называемую «ближнюю пустынь» именуемую «беседа». Именно в ней он предавался уединённой молитве и туда, по существующему преданию, приходил для духовных бесед, ещё до своей праведной кончины, преподобный Сергий Радонежский. 14 июня 1393 года преподобный Мефодий скончался.

Каменное строительство в монастыре началось в начале XVI века.
Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре игумена Варсонофия – будущего святителя и казанского чудотворца в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. И в обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (из древнего рода дмитровских дворян Топорковых).
Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады.

Читайте также:  Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. Ещё задолго до секуляризации церковных имуществ 1764 года Пешношский монастырь пришёл в упадок и даже упразднялся в середине XVII столетия, однако впоследствии восстанавливался.

Во второй половине XVII века все деревянные постройки монастыря были заменены каменными.
В XVIII веке монастырь пришёл в упадок. В 1700 г. он был приписан к Троице-Сергиеву монастырю, в 1764 году упразднён. Вновь учреждён через два года «. тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова »., и лишь к началу XIX века возобновил строительные работы.

К этому времени монастырь уже практически весь был окружен каменной оградой, которую воздвигли ещё в конце XVII века.

Мраморная доска, укрепленная у главных врат обители, гласит: «Все древние строения монастыря и прилегающая территория подлежат охране как всенародное достояние». Эта древняя цитадель, в настоящее время активно реставрируемая, вскоре займёт принадлежащее по праву ей место среди святынь Золотого кольца России.

Восстановление монастыря началось в 2007 году по доброй воле Главы Администрации Дмитровского района Валерия Васильевича Гаврилова. 2 сентября 2007 г., согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви, за торжественным богослужением в Сергиевском храме было официально объявлено о возобновлении древней обители. Настоятелем монастыря был назначен игумен Никон (Головко).

17 июня 2008 г., после окончания сложного и трудоёмкого процесса реставрации, Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в сослужении Епископа Видновского Тихона, Епископа Серпуховского Романа и настоятелей мужских монастырей Московской епархии было совершено великое освящение Сергиевского храма.

Борисоглебский мужской монастырь г.Дмитров

Московский патриархат Московская Епархия

История

Древняя обитель:
история и современность

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.

Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.

Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Именно к этому времени необходимо отнести строительство в обители величественного каменного собора во имя Бориса и Глеба (1537 г.), созданного в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминающего церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.

Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху.

В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.

В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.

В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве.

Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.

В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.

К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.

Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.

В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Сегодня нам очевидно, что такой исход был в ту пору для православных обителей наименьшим злом: сотрудниками музея были люди, как правило, образованные, культурные, зачастую верующие и не за страх, а за совесть сохраняли то народное достояние, которое так легко можно было разрушить.

Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.

Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.

31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого исторического визита Первоиерарх высоко оценил труды наместника и братии монастыря по возрождению порушенных святынь обители.

6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус. Ведутся восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Федоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.

Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.

Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители.

Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Дмитровский Борисоглебский монастырь

Недалеко от Дмитровского кремля находится Дмитровский Борисоглебский мужской монастырь, основанный в XV веке. Его главные святыни: Борисоглебский собор, часовня Сошествия Святого Духа, Святые ворота и надвратная Никольская церковь, Водосвятная часовня.

Читайте также:  Троицкий монастырь в Рязани: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

История Борисоглебского монастыря в Дмитрове

Согласно преданию, Борисоглебский монастырь был основан Юрием Долгоруким почти одновременно с основанием Дмитрова в 1154 году. Однако, скорее всего, он возник не раньше третьей четверти XV века. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году. В 1841 году под приделом Борисоглебского собора монастыря был найден крест, на котором была выбита дата его установки – 1462 год. Есть также версия, что Борисоглебский Дмитровский монастырь возник в 1380-е годы.

В 1537 году в монастыре был построен одноглавый собор во имя святых князей Бориса и Глеба. В 1610 году пострадал от отряда гетмана Яна Сапеги. В 1652 году монастырь стал подмосковной резиденцией митрополита Новгородского Никона, ставшего в том же году патриархом, однако тот вскоре охладел к этой обители и перенес свою резиденцию в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1656 г. Прасковья Чаплина, жена стольника Алексея Чаплина, пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия. После сильного пожара в 1672 году Борисоглебский монастырь был перестроен в камне. В 1689 году были построены стены и башни. С 1664 по 1682 год монастырь был самостоятельным, затем до 1725 года он был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю, а с 1725 года вновь стал независимым. В 1777 году здесь открылось духовное училище. На рубеже XIX-XX веков были проведены ремонтно-восстановительные работы. До конца XIX века в монастыре вели рукописную летопись.

После революции 1917 года на базе Борисоглебского монастыря была создана трудовая артель. В первой половине 1920-х годов Борисоглебский монастырь стал женским. В 1926 г. на территории разместился Музей Дмитровского края, однако в 30-х годах многие сотрудники музея были репрессированы.

В 1932 году в связи со строительством канала Москва-Волга (переименованного в 1947 г. в Канал имени Москвы), здесь было размещено Управление канала Москва-Волга и Дмитлага (одного из подразделений ГУЛАГа). В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря размещалась воинская часть. После войны – различные организации, склады и жилье.

В 1993 году началось возрождение монастыря.

Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря

У монастырских стен, в сквере по улице Минина, в 2006 году был установлен памятник князьям Борису и Глебу, автор — Александр Рукавишников. Он уникален тем, что на одном постаменте стоят две конные статуи.

Памятник благоверным князьям Борису и Глебу около Борисоглебского монастыря

Борисоглебский монастырь окружает четырехметровая ограда, построенная в 1685-1689 годах, в углах которой высятся башенки. В нее включен корпус братских келий и трапезной. Сама ограда имеет толщину 0,9 метров.

Здание братских келий и трапезной

Здание братских келий и трапезной, фрагмент

Святые ворота и надвратная Никольская церковь датируются XVII – XIX веками. Сейчас здесь работает трапезная, где голодный путешественник ежедневно с 9.00 до 18.00 может перекусить и набраться сил.

Святые ворота и надвратная церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Когда входишь на территорию монастыря, то первое, что бросается в глаза — это огромный Борисоглебский собор с колокольней и приделом Алексия человека Божия и часовня Сошествия Святого Духа, перед которыми раскинулся роскошный цветник.

Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.

Собор Бориса и Глеба

Собор Бориса и Глеба, фрагмент

Вход в собор Бориса и Глеба

Колокольня собора Бориса и Глеба

Собор Бориса и Глеба

Собор Бориса и Глеба

Часовня Сошествия Святого Духа была построена между 2003-2004 годами в честь 850-летия города Дмитрова.

Часовня Сошествия Святого Духа

Часовня Сошествия Святого Духа

Неподалеку находится ажурная Водосвятная часовня:

Водосвятная часовня, крест

На территории Борисоглебского монастыря

На территории монастыря также много других интересных построек, в том числе и современных, выполненных в русском стиле.

Хозяйственные постройки и Настоятельский дом

Что меня особенно поразило на территории Борисоглебского Дмитровского монастыря — это обилие деревьев и цветов. Собиралась очередная гроза, и монастырские постройки как-то особенно пронзительно смотрелись на фоне темнеющего неба.

Собор Бориса и Глеба

Собор Бориса и Глеба

Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4.

Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове

Здесь стоит такая тишина, что хочется говорить только шепотом. Летом пахнет розами, которые рассажены по огромным клумбам. Вход в Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове — через арочные ворота. В них еще на подходе видно белоснежный каменный собор. Справа от него небольшая часовня, через ее открытую дверь видны горящие у икон свечи.

От Дмитровского кремля сюда можно добраться пешком. Монастырь действующий, поэтому следует соблюдать общепринятые правила: женщинам надевать головные уборы и юбки, мужчинам, наоборот, проходить с непокрытой головой; не шуметь. Встретите монаха — попросите благословения.

Вход на территорию открыт с раннего утра до восьми вечера. Борисоглебский собор открывают перед церковными службами. Если вы застанете этот момент открытия дверей храма и войдете в него первыми, вас поразят пустой зал с древними росписями в полумраке, высокий иконостас и атмосферность места.

Монахи следят за чистотой и порядком, ведут свое хозяйство: работают на пасеке, делают свечи, пекут хлеб. У входа есть лавка, где продают свежую монастырскую выпечку. Можете попробовать, заказав тут же чай, или купить с собой.

Адрес: Дмитров, ул. Минина, вл. 4

Координаты: 56.343244, 37.53082

Режим работы: ежедневно, 6:00-20:00

Официальный сайт: dmitrov-bgm.ru

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Точную дату постройки монастыря ученые не могут установить. Одни считают, что обитель появилась в 12 веке, когда и сам город Дмитров, основанный Юрием Долгоруким. Другие относят к 15 веку, исходя из надписи на установленном здесь кресте: «На Благовещенье в 1462 году». Документы, которые могли бы прояснить ситуацию, сгорели при сильном пожаре в начале 1600-х. Тогда монастырь сильно пострадал, и понадобились годы, чтобы его восстановить.

Внешний вид сохранился до наших дней, несмотря на то что монахи здесь жили не всегда. После революции тут разместили краеведческий музей. В 30-е годы прошлого века базировалось управление по строительству канала Москва-Волга. Во время Великой Отечественной помещения отдали военным. В результате многие документы и исторические ценности потерялись.

Только в 90-х годах Борисоглебский монастырь вернули церкви.

Интересные факты

  • Борис и Глеб, именами которых назван монастырь, — сыновья киевского князя Владимира. После его смерти титул князя присвоил себе старший сын Святослав. Однако он боялся, что Борис и Глеб отнимут у него престол, и подослал к ним убийц. Братья выступали против междоусобных войн и приняли мученическую смерть, за что были позже канонизированы.
  • Есть несколько вариантов икон с изображением Бориса и Глеба. В одном они с крестом — символом мученичества, в другом — с крестом и мечом, говорящим о их принадлежности к княжескому роду. Существует также образ, где они на конях.
  • В Дмитрове было три монастыря — Борисоглебский, Пятницкий и Никитских. Два последних закрыли, и остался только тот, который мы видим сейчас.
  • В середине 1600-х Борисоглебский монастырь был резиденцией патриарха Никона. Того самого, который задумал построить в Подмосковье аналог иерусалимского Храма Гроба Господня. Никон перенес свою резиденцию в строящийся Новый Иерусалим, но так и не увидел достроенный здесь монастырь: царь лишил его сана патриарха и отстранил от дел.

Что посмотреть на территории монастыря

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор — старейшее здание монастыря, построенное, предположительно, в середине 16 века.
Фото: Елена КОРОМЫСЛОВА, lori.ru

Неоднократно перестраивался, достраивался, залы и хранящиеся в нем реликвии переносились. Среди главных была икона Вознесения Господня. В уникальных документах, дошедших с 17 века, есть название — Вознесенский. Ученые предполагают, что так назывался храм изначально.

Читайте также:  Монастыри Греции: православные действующие мужские и женские, описания и история

Внутри необычность собору придают колонны, которые делят зал на несколько зон. Высокий купол и богато украшенный иконостас, поражающий своими размерами.

Надвратная церковь Николая Чудотворца

Надвратная церковь Николая Чудотворца закрыта для туристов, осмотреть ее можно только снаружи.
Фото: Денис ЛАРКИН, lori.ru

«Надвратная» — значит, построенная над воротами. Возводилась два года, с 1685 по 1687 год. В начале 20 века ее закрыли для посещений. Сейчас туристы могут наблюдать только ее внешний вид.

Рассмотрите внимательнее Святые ворота в виде арки. На их внутренней стороне — списки с икон Васнецова.

Часовня Сошествия Святого Духа

Часовню Сошествия Святого Духа построили в 2004 году, к 850-летию Дмитрова.
Фото: Елена КОРОМЫСЛОВА, lori.ru

Новая постройка на территории монастыря. Часовня появилась здесь в 2004 году, когда город Дмитров праздновал 850 лет. Выполнена в той же стилистике, что главный собор, поэтому органично входит в ансамбль. Открыта для паломников и туристов.

Водосвятная часовня

Необычное ажурное строение купольной формы, украшенное крестом. При желании можно набрать святой воды, поэтому возьмите с собой пустую бутылку.

По монастырю проводятся экскурсии с 10:00 до 15:00. Лучше записаться заранее, но можно обратиться в лавку по приезду.

НИКОЛО-ПЕШНОШСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Николо-Пешношский монастырь, 2010 год

Мефодиев Пешношский мужской монастырь во имя святителя Николая Чудотворца Московской епархии

  • Адрес: Россия, 141834, Московская обл., Дмитровский р-н, п. Луговой
  • Тел.: +7 (926) 400-53-01
  • Официальный сайт: http://peshnosha.com/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь был основан во второй половине XIV столетия преподобным Мефодием Пешношским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Святой Мефодий выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Когда место подвигов нового отшельника стало известно, вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания. Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что преподобные Сергий и Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени.

    Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место – к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей. Преподобный Мефодий, приняв благословение учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Он сам трудился над построением монастыря, “пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы”. Произошло это знаменательное событие в 1361 году. Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители – в 1391 году. Святой Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам.

    Слава святой жизни преподобного Мефодия и после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. Среди них – удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич, сын великого князя Московского благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич, сын великого князя Московского и всея Руси Василия Васильевича Темного, немало жертвовал на монастырь царь Иоанн Васильевич Грозный.

    Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре святого игумена Варсонофия в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. В обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (Топорковым), который жил в монастыре на покое. Государь неожиданно спросил Вассиана: “Отче, как лучше править государством?” Вассиан отвечал царю: “Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож”. Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: “Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета”. Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

    В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. Затем Пешношский монастырь захирел и даже был упразднён в середине XVII столетия, но вскоре был восстановлен.

    В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, а в 1764 году, в ходе секуляризационной реформы, был снова упразднён. Однако тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова монастырь был возобновлён уже в 1766 году.

    На рубеже XVIII-XIX веков, при архимандрите Макарии (Брюшкове), монастырь стал интенсивно развиваться и сделался одной из самых благоустроенных российских обителей: в те годы Московский митрополит Платон называл его “второй Лаврой”.

    В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

    После Октябрьской революции 1917 ряд зданий монастыря были переданы филиалу Дмитровского краеведческого музея. В революционное лихолетье в обители подвизались монашествующие, которым было суждено принять мученический венец – среди них Церковью прославлены преподобномученики Герасим (Мочалов), Иоасаф (Шахов) и Николай (Салтыков).

    В 1927 или 1928 году как монастырь, так и филиал музея были закрыты, а в их зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х – начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова были отреставрированы некоторые храмы и укрепления монастыря. Одновременно, с 1966 года на территории монастыря располагался психоневрологический интернат № 3. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят в 1975 году, однако его решение затянулось на несколько десятилетий.

    21 августа 2007 года на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября того же года состоялось торжественное открытие монастыря, в ходе которого митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.

    Архитектура

    До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV века. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.

    Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI века, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».

    Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже XVII-XIX веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.

    В 1811-1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители – святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

    Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия – настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.

    Храмы монастыря

    • Богоявления Господня, колоколенный, на втором ярусе
    • Димитрия Ростовского, больничный
    • Мефодия Пешношского, колоколенный, на первом ярусе
    • Николая Чудотворца, собор
    • Преображения Господня, надвратный
    • Сергия Радонежского
    • Сретения Господня, трапезный

    Ссылка на основную публикацию