Николо-Шартомский монастырь: история и адрес, описание, святыни

Николо-Шартомский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

История

Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.

Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

ШАРТОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Общий вид Николо-Шартомского монастыря в селе Введенье Ивановской области. На переднем плане Святые ворота с Преображенской надвратной церковью. На заднем плане возвышается Никольский собор с колокольней. Зима 2005 г. Фото Побединского В.С.

Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии

  • Адрес: Россия, 155921, Ивановская обл, Шуйский р-н, с. Введенье, ул. Штатная, 19
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Расположен в с. Введенье в 15 км к северу от города Шуи, является уникальным памятником культовой архитектуры XVIII века на территории Ивановской области.

    Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного.

    Впервые в исторических документах монастырь упоминается в 1425 году (подпись его архимандрита под грамотой суздальского Спасо-Ефимиевского монастыря).

    Некогда Николо-Шартомский монастырь был широко известен в округе, входившей в состав бывшей Владимирской губернии, и в его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней (в городах Шуе и Кохме, в селах Введенье, Пищугово, Борки, Дунилово и других местностях), а также несколько соляных варниц близ г. Нерехты Костромской губернии. В XVI столетии монастырь получал грамоты о привилегиях от великого князя Московского Василия Ивановича и от царей Ивана Васильевича Грозного и Федора Ивановича.

    Со временем монастырь теряет свое положение и значение. Реформа 1764 года, нанесшая удар по монастырям России, подорвала его материальное благосостояние. Были отобраны значительные монастырские владения, закрыты и обращены в приходские храмы и небольшие, подчиненные монастырю обители, среди которых были Шуйский Троицкий монастырь (сейчас городское кладбище), Козмодамианская пустынь во Владимирском уезде, Богоявленский мужской монастырь в Мстерской слободе, Городищевская пустынь Суздальского уезда, Казанский монастырь в Кохме. Обитель превращается в третьеклассный (самый низший класс) монастырь, со штатом в 12 монахов, управлявшийся уже не архимандритами, а игуменами.

    В XVIII в. обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля, Ростова Великого, Кинешмы и Шуи.

    В XIX веке, в связи с проведением железной дороги потеряли свое значение знаменитые Никольские ярмарки, что также сильно повлияло на благосостояние монастыря. В конце ХIХ века он даже не имел возможности поддерживать благолепие зданий, и неоднократно вынужден был обращаться за помощью в Святейший Синод и к православным жертвователям и благотворителям. В конце XIX в. монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако не смотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя – Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно “хирела”.

    В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с. Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз “Шуйский”) разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг.

    Осенью 1990 года древний Свято Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. К этому времени часть зданий уже превратилась в руины. В настоящее время монастырь активно восстанавливается, ежедневно совершается богослужение по монастырскому чину.

    Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря стоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения с 1960 г. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х гг., их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени – монастырская братия.

    В обители проживают более 100 человек братии.

    Монастырь занимается преимущественно строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами, но находит возможности и на духовно-просветительскую деятельность.

    Обширны подворья Николо-Шартомского монастыря. В него входят ряд храмов Иванова, Шуи, Юрьевца и поселка Палех, а также созданный в Иванове детский приют для мальчиков [1]. На подворьях ведется духовно-просветительская работа, внебогослужебные беседы.

    В 2012 году в обители обосновалось епархиальное управление новоучрежденной Шуйской епархии.

    Архитектура монастыря

    Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в 1649 г. “изволением божиим” все сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные вновь возводимые постройки строились уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в.

    Территория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня.

    Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси.

    Никольский собор Шартомского монастыря. Фото с сайта Sobory.ru

    Никольский собор сооружен в 1650 г. “усердием архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама”и через год был освящен. Он представляет собой кирпичный, пятиглавый, двустолпный, трех апсидный холодный храм, перекрытый системой крестовых и коробковых сводов. Планировочная структура – симметричная, осевая, пяти-частная. Из пяти световых барабанов только три находятся над основной частью. Апсиды продолжены до восточной пары внутренних столбов, Восточная стена не доходит до пола и опирается на своды, перекрывающие апсиды. Трехапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма. Декор фасадов скромный. Местоположение и форма архитектурных деталей связаны с формой конструктивных элементов. Окна второго света полуциркульные, без наличников. Окна первого света – с наличниками в виде сплошных полуваликов, завершенных килем. Три перспективных портала состоят из чередующихся четвертей и полуовалов. Северный портал украшен резными из белого камня “дыньками” и напоминает порталы Владимиро-Суздальского зодчество XII-XIII вв. Цоколь декорирован поребриком. Стены внутри оштукатурены, снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. На стенах сохранились остатки темперной живописи, относящейся к началу XIX в.

    Преображенская (надвратная) церковь была заложена 1696 г., однако полностью построена и освящена лишь в 1813 г. Постройка кирпичная, типа “четверик на четверике”, перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки. Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм. Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам.

    Казанская церковь с трапезной построена и освещена в 1678 г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь – Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел. Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных – коробковые своды. Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел – с фигурными наличниками. Западная стена усилена контрфорсами.

    Колокольня построена в XVIII в. Она относится к типу “восьмерик на четверике”, четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные – деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. – украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками. Второй ярус – полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена ко-локольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком.

    Угловые башни ограды построены в конце XVIII – начале XIX в. Они кирпичные, расположены на северо-западном и северо-восточных углах ограды и имеют сугубо декоративное назначение. В плане они делятся на квадратную и округлую. Квадратная башня двухярусная: первый ярус – четверик с небольшими треугольными фронтонами, второй – восьмерик, меньших размеров, над которым поднимается восьмигранная шатровая крыша со шпилем. С четырех сторон башня оформлена треугольными фронтонами, выделенными трехполочным карнизом. На западной и северной гранях устроены по две спаренных пилястры, объединенных однопоясковым архивольтом. Над пилястрами располагаются две ромбовидные ниши. Круглая башня представляет собой бочкообразный цилиндр под конусовидной крышей со шпилем. До 1/3 высоты она обработана горизонтальным плоским рустом. Несколько ниже свеса кровли башню опоясывает трехполочный карниз. Кроме того, стены оформлены спаренными пилястрами и овальными нишами.

    Настоятели и наместники

      • Архимандриты:
    • Конон (после 1425, при великом князе Василии Васильевиче)
    • Михаил (1458)
    • Иоанникий (1463)
    • Максим (1485)
    • Константин (1506)
    • Тимофей (бывший, упом. 1519)
    • Тихон (1535 – 1538)
    • Иона (1553)
    • Геласий (1578)
    • Тихон (1618)
    • Феодосий (1623)
    • Онисифор (1630 – 23 августа 1634)
    • Варсонофий (16 сентября 1634 – 1635)
    • Иоасаф (1639 – 1650)
    • Макарий (1651 – июнь 1654)
    • Павел (1658 – 1661)
    • Иаков (упом. февраль 1663 – упом. 1664)
    • Савватий (упом. 1666 – упом. 1668)
    • Иона (упом. 1671 – упом. 1672)
    • Нафанаил (1675 – 1676) [2]
    • Симеон (упом. 1678 – упом. 1680)
    • Моисей (упом. 1683)
    • Матфей (упом. 1683 – упом. 1686)
    • Александр (1700 – 1710)
    • Павел (1710 – 1712)
    • Сильвестр (1713 – 1720)
    • Нафанаил (1721 – 1734)
    • Кирилл (1735 – 20 марта 1736)
    • Лев (1736 – 1740)
    • Макарий (1740 – 1746)
    • Филарет (1748 – ?)
    • Феодосий (1754 – 1756)
    • Филарет (упом. 1757)
    • Феофилакт (упом. 1759)
    • Иоасаф (Шестаковский) (10 января 1761 – 1763)
    • ? Димитрий и Кирилл (ректоры семинарии)
    • Анания (1764 – 1767)
      • Игумены:
    • Венедикт (1768 – 1770)
    • Никодим (1770 – 1771), архим.
    • Соломон (Доброгорский) (1771 – 1772)
    • Арсений (Изографов) (1772 – 1774)
    • Порфирий (упом. 1776 – 1779)
    • Филарет (1779 – 1780)
    • Иоасаф (1780 – 29 августа 1786 [3])
    • Виктор (1786 – 1797)
    • Гавриил (1797 – 1822)
    • Филарет (упом. 1825)
    • Макарий (упом. 1828)
    • Назарий (упом. 1829)
    • Аарон (1830 – ?)
    • Иларион (упом. 1844)
    • Алексий (упом. 1845)
    • Гедеон (упом. 1853 – упом. 1856)
    • Иларион (упом. 1857 – 1867)
    • Петр (упом. 1869) .
    • Иваново-Вознесенские (Ивановские) владыки (1990 – 4 октября 2012)
      • Никон (Фомин) (1 февраля 1991 – 4 октября 2012)
    • Шуйские владыки (с 4 октября 2012)
        • Филипп (Понамарчук) (упом. 26 октября 2012 [4] – 16 июля 2013) и/о наместника
      • Филипп (Понамарчук) (с 16 июля 2013 [5])

    Святыни

    Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, а также находящиеся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в XVII веке жившим в Шартомской обители затворником преподобным Иоакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. С 1897 года эти две иконы носились по домам жителей Иваново-Вознесенска.

    Использованные материалы

    [1] по материалам книги “Ивановская область. По “Золотому кольцу России”. – Иваново,:Издательский дом “Референт”, 2007.

    [2] В синодике свт. Митрофана Воронежского значится период с 1675 по 1679 гг. См. Поликарпов Н. И., “Синодик святителя Митрофана Воронежского”, Воронежская старина, 1903, вып. 3, с. 142.

    Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье

    Николо-Шартомский монастырь во Введенье – православный мужской монастырь в г. Иваново. Основан в 13 веке. В начале 1920-х закрыт, возвращен Церкви в середине 1990-х гг. При монастыре действует православна гимназия, воскресная школа и библиотека.

    Содержание

    История

    Николо-Шартомский монастырь — один из древнейших в России, некоторые источники относят его возникновение к XIII веку. По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших монастырей. Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских.

    В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями.

    Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен.

    В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты.

    В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами.

    В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны.

    Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция.

    В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

    Современное состояние

    С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

    Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.

    Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год. Примечательность яблоневого сада с подобранными с помощью И.С. Исаевой сортами яблонь — плодоносящий виноградник. На прилегающих полях засеваются кормовые травы и злаки. Наряду с обычными методами земледелия применяются и нетрадиционные, как, например, безотвальная обработка земли. Сам уклад крестьянского (христианского) хозяйства — братский труд, близость к земле, молитвенное прошение об урожае — во многом близок устоям монашеской жизни; в нем особенно ощущается Божий Промысел о человеке.

    Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

    Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

    Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

    Храмы

    • Никольский храм с колокольней
    • Надвратный Преображенский храм
    • Казанский храм с приделом свт. Григория Акрагантийского и трапезной
    • Часовня в честь святого благоверного великого князя Александра Невского на монастырском кладбище

    Святыни

    • Явленный образ святителя Николая Чудотворца
    • Икона Казанской Божией Матери

    Престольные праздники

    • Никольский храм с колокольней – 19 декабря
    • Надвратный Преображенский храм – 19 августа
    • Казанский храм с приделом свт. Григория Акрагантийского и трапезной – 21 июля, 6 ноября

    Николо-Шартомский монастырь. Вид с реки

    Николо-Шартомский монастырь зимой

    Мозаика Николая Чудотворца над Святыми воротами (Преображенская церковь)

    Видео



    Как добраться

    Адрес: Россия, Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье, ул. Штатная, 19

    До областного центра – г. Иваново – можно добраться на автобусе, поезде, самолете (из Москвы), а также на личном транспорте. От автовокзала г. Иваново до с. Введенье 2 раза в день курсирует автобус непосредственно до с. Введенье.

    Паломнику

    Николо-Шартомский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

    Богослужение совершается ежедневно:

    Вечерняя служба — в 16.45, Литургия — в 6.45,

    Николо-Шартомский монастырь

    Содержание:

    Несколько веков Николо-Шартомский монастырь существовал в деревянном исполнении, и лишь когда погорел от попадания молнии, началось в нем каменное строительство. Первым каменным храмом в монастыре стал собор, посвященный святителю Николаю.

    Как и когда возник Николо-Шартомский монастырь

    Нет однозначного суждения о том, как и когда возник Николо-Шартомский монастырь. По одной версии существует он чуть ли не с XIII века, когда здесь поселились суздальские иноки, бежавшие из разоренного Батыем города. Другая версия вспоминает старинное предание об основании монастыря на месте явления иконы святителя Николая.

    Первый документ, подтверждающий существование Николо-Шартомского монастыря, относится к 1444 году — это духовная грамота нижегородской княгини Марии Спасо-Евфимиеву монастырю, что в Суздале.

    Следующие по времени документы утверждают нас во мнении, что Николо-Шартомский монастырь отнюдь не был затерянной в лесах пустынькой. Сохранилось несколько жалованных грамот монастырю XV столетия. А в 1506 году великий князь Василий III даровал ему несудимую грамоту. В 1553 году Иоанн Грозный дал монахам грамоту на владение деревнями из отчины князей Горбатых, а его сын Феодор Иоаннович особой защитительной грамотой оградил владения монастыря от притязаний князей Несвицких. Кроме того, архимандриты Николо-Шартомские пользовались привилегией являться к государеву двору после Николы вешнего для поднесения царю просфоры и святой воды.

    В 1645 году обитель полностью выгорела от попадания молнии. Последнее печальное обстоятельство подтолкнуло тогдашнего архимандрита Иоасафа к каменному строительству. Начали, естественно, с соборного храма. В 1651 году новый каменный храм во имя святителя Николая освятили по благословению архиепископа Суздальского и Торусского Серапиона.

    Архитектурный ансамбль Николо-Шартомского монастыря

    Архитектурный ансамбль Николо-Шартомского монастыря сформировался в целом в границах второй половины XVII — первой половины XIX веков. Вторым по старшинству каменным зданием после Никольского собора стал корпус трапезной с храмами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Григория Акрагантийского, выстроенный в 1678 году. Трапезная строилась не без участия «высоких попечителей»: согласно указу царя Алексея Михайловича, архиепископ Суздальский Стефан выдал монастырю 319 рублей на строительство трапезной с храмом.

    К середине XIX века, как следует из «Краткого описания Николо-Шартомского монастыря», составленного священником Павлом
    Румянцевым в 1860-е годы, Казанская церковь обветшала и пребывала «в самом бедном и мрачном виде». Однако в 1858 году «старанием игумена Илариона, при усердных пожертвованиях шуйских купцов Посылиных, Калужских и Поповых и других благотворителей, вся внутренность Казанского храма переделана,возобновлена и украшена». Из этого же «Описания» известно, что иконы для одноярусного иконостаса Казанской церкви писал палехский мастер Софронов. Конечно, тогдашнее убранство храма не сохранилось.

    Церковь свт. Григория была устроена в южной части трапезной, и ее отмечает лишь небольшая главка над крышей корпуса.

    Неподалеку от Никольского собора, к северу от него, стоит колокольня. Она, возможно, является третьей по старшинству монастырской постройкой, а, быть может, даже имеет право претендовать на второе место. Точное время ее возведения неизвестно. В альманахе «Памятники Отечества» (№1 за 1981 год), издававшемся Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, о колокольне Шартомского монастыря говорится, что «в начале XIX века она изменила свой силуэт и на расстоянии воспринимается памятником архитектуры поздней поры. Между тем, подойдя ближе, можно увидеть в ее трех нижних ярусах формы, свидетельствующие о древнем происхождении. Фантазия может дорисовать к трем древним четвертый ярус звона с высоким шатром, и сразу вспомнятся колокольни-свечи Тутаева, Ярославля, Костромы и других городов Верхней Волги». А вот «Свод памятников архитектуры и монументального искусства» однозначно определяет ее как «памятник позднего классицизма», ориентируясь на верхние ярусы с арками, имеющие, действительно, позднейшее происхождение.

    Над Святыми воротами монастыря выстроена церковь Преображения Господня, заложили ее в 1696 году, а освятили спустя сто с лишним лет— в 1813-м. А в начале XIX столетия ее перестроили в соответствии со вкусами эпохи. «Преображенская церковь, — говорится в «Памятниках Отечества», — в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание. Поражаешься тому, сколько композиционных вариантов использовали русские зодчие при строительстве пятиглавых храмов».

    В «Памятниках Отечества» не приводится сколько-нибудь точных датировок ни «древнейшего слоя» Преображенской церкви, ни ворот, ни примыкающих к ним корпусов. Сказано лишь: «В ней, как и в монастырской колокольне, два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, — древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны речки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ними единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно». Надо понимать, что под «древностью» здесь разумеется конец XVII века. Похоже на то. Во всяком случае, данные, почерпнутые из дореволюционных описаний монастыря, этому не противоречат. Правда, о времени постройки келейных корпусов старые авторы ничего не сообщают. Борисов, упоминая о них, отмечает, что они «довольно поместительны и крепки», а о. Павел Румянцев рассказывает о перестройке «внутренностей» всех «келлий» в 1859—1862 годах, вследствие чего они устроились «удобно и прилично». «Свод памятников» при этом вновь глаголет о «позднем классицизме», усматривая его черты в «пропорции и ритме фасадных членений».

    О классицизме, но на сей раз «зрелом», «Свод» говорит и применительно к монастырской ограде.

    Никольский собор Шартомского монастыря

    Среди зданий Шартомского монастыря Никольский собор занимает совершенно особое положение, являясь центром всего архитектурного ансамбля. Он имеет суровый, «глыбистый» облик, столь отличный от облика практически современных ему посадских храмов недальнего Суздаля. Это как раз тот случай, когда форма соответствует содержанию. Монастырский храм и внешность имеет внушительно-монастырскую.

    В «Памятниках Отечества» читаем:

    «Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар.

    Вершины закомар выравнены карнизом более позднего происхождения. Эстетическое содержание, положенное в основу Никольского собора, не было ослаблено новыми формами завершения барабанов и кровли, возникшими в XVIII веке. Строгость и красота, свойственные древнерусской архитектуре, сохранились в этом сооружении».

    «Свод памятников архитектуры» напоминает нам о том, что Никольский собор — «самый ранний памятник архитектуры области» и указывает на известную его близость к ярославской школе зодчества. Действительно, в соборе есть черты, роднящие его с ярославскими храмами (мастера, возводившие его, если не были ярославцами сами, то, во всяком случае, имели весьма полное представление о ярославском зодчестве). Но подходить к этому родству следует с осторожностью: в XVII веке в Ярославле строились главным образом приходские храмы, причем вкусы заказчиков в это время уже обрели известную прихотливость. Храм приходский и монастырский — это все-таки разные жанры (хотя впоследствии явилась тенденция к их смешению).

    Вероятно, при постройке Никольского собора мастерам также приходилось учитывать требования заказчика — в данном случае «архимандрита Иоасафа да келаря чернеца Варлаама с братиею». И, сколько можно судить по внешности собора, их взгляды на то, каким должен быть монастырский храм, были «добротно-архаичными», укорененными в XVI веке.

    К моменту передачи монастыря Церкви внутреннее убранство Никольского собора было почти полностью уничтожено. Говоря о нем, «Памятники Отечества» скупо сообщают:

    «На внутренних стенах собора, сводах и гранях пилонов местами сохранилась штукатурка с остатками фресок».

    В современном убранстве собора заслуживают внимания старинные иконы, помещенные у левого и правого клиросов. Слева — иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Шуйская-Смоленская», справа — Нерукотворенный образ Спасителя очень выразительного письма. Судя по их размеру, эти иконы когда-то могли находиться в местном ряду иконостаса.

    Возрождение Николо-Шартомского монастыря

    Первые насельники появились в возрождаемом Николо-Шартомском монастыре в 1990 году. И храмы, и иные здания обители пребывали в полуразрушенном состоянии, поэтому братия поселились в строительном вагончике. Надо сказать, что возрождение монастыря многие окрестные жители восприняли с большим одушевлением. Приносили старинные иконы, сохранявшиеся у них дома, продукты, вещи, помогали собственными трудами.

    В будущем году Николо-Шартомский монастырь отметит четверть века своего возрождения. Кажется — только вчера все начиналось, и вот уже прошла, по человеческим меркам, значительная часть жизни. Монастырь возрос, став крупнейшим в Ивановской области. Храмы восстановлены и освящены. Монастырское хозяйство смело можно назвать «образцово-показательным»: ферма, пасека, огород, птичник — все содержится в исключительном порядке. Функционируют многочисленные мастерские, где насельники несут послушания сообразно своим способностям.

    Богослужения в монастыре:

    • Божественная литургия в Николо-Шартомском монастыре служится ежедневно, в 6:45.
    • Вечернее богослужение — в 16:45.
    • В воскресные и праздничные дни начало литургии — в 7:30
    • накануне всенощное бдение в 17:00.
    • Священно-архимандрит Николо-Шартомского монастыря — епископ Шуйский иТейковский Никон (Фомин).
    • Наместник — игумен Филипп (Понамарчук).

    Контакты

    • Адрес: 155921, Россия, Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье, ул. Штатная, 19
    • Телефон/факс: +7 (49351) 2-44-34
    • Сайт монастыря: www.nikoloshartom.ru

    Как добраться самостоятельно в Николо-Шартомский монастырь

    Конечно, отправляться в Николо-Шартомский монастырь, по его не то чтоб удаленности, но общественно-транспортной малодоступности от больших городов с железнодорожными и автовокзалами, уместно на машине. Или в составе некоей автобусной группы паломников.

    Совет автомобилистам: едучи со стороны Иванова по шоссе Р80, километров через двадцать с небольшими копейками (расстояние считаем от железнодорожного моста на выезде из города) поворачивайте направо на Котюрево, Горицы и Дунилово. А от Гориц (тут главное мост через Тезу ненароком не переехать) рукой до Введенья подать, около пяти километров. Если выезжаете из Шуи, держите путь по Северному тракту на Захарово и Чернцы. До Введенья по этой дороге — чуть меньше двенадцати километров.

    Николо-Шартомский монастырь

    Николо-Шартомский монастырь – мужской монастырь Шуйской епархии Русской православной церкви, расположен в селе Введенье, Ивановской области. Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точная дата основания монастыря не известна, но по разным источникам, он основан в период от XIII до XIV века.

    Первое документальное упоминание о монастыре находится в духовной грамоте 1425 года, подписанной архимандритом Шартомского монастыря Кононом, в которой удельная княгиня Мария передаёт во владение некоторые свои земли суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. В грамоте княгиня отдаёт также некоторые из своих земель во владение Шартомскому монастырю.

    Ансамбль Шартомского монастыря сформировался в целом во второй половине XVII – первой половине XIX века. Никольский собор является самым древним строением монастыря и центром его архитектурного ансамбля. В начале 1920-х монастырь был закрыт, возвращен Церкви в середине 1990-х годов.

    Паломников встречает Преображенская надвратная церковь, увенчанная 8-гранным одноглавым барабаном. Фасад украшают колонны дорического ордера. Стоящий напротив нее Никольский собор построен в 1650 году – это 5-главый двухстолпный храм с крестовыми перекрытиями. Стены украшены достаточно скромно. Снаружи собор побелен по кирпичу, внутри оштукатурен. Здесь еще продолжаются реставрационные работы.

    Казанская церковь справа от входа возведена в 1678 году. Сбоку пристроен еще один храм – Григория Акрагантийского с отдельной главкой. Слева высится колокольня Никольской церкви. В восстановленных приделах идут службы, на звонницу вернули колокола. Святыни монастыря – явленный образ святителя Николая Мир Ликийского и икона Казанской Божией Матери, написанная в 17 веке затворником Иоакимом, похороненным под фундаментом Казанской церкви.

    Восстановление обители осуществляется на добровольные пожертвования и усилиями монахов. Их около сотни, главное занятие – строительные и сельскохозяйственные работы. С 2012 года в обители находится управление Шуйской епархии. На попечении монастыря – приют для мальчиков в Иванове. Действует православная гимназия, воскресная школа и библиотека.

    Николо-Шартомский монастырь

    Николо-Шартомский монастырь – мужской монастырь Шуйской епархии Русской православной церкви, расположен в селе Введенье, Ивановской области. Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точная дата основания монастыря не известна, но по разным источникам, он основан в период от XIII до XIV века.

    Первое документальное упоминание о монастыре находится в духовной грамоте 1425 года, подписанной архимандритом Шартомского монастыря Кононом, в которой удельная княгиня Мария передаёт во владение некоторые свои земли суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. В грамоте княгиня отдаёт также некоторые из своих земель во владение Шартомскому монастырю.

    Ансамбль Шартомского монастыря сформировался в целом во второй половине XVII – первой половине XIX века. Никольский собор является самым древним строением монастыря и центром его архитектурного ансамбля. В начале 1920-х монастырь был закрыт, возвращен Церкви в середине 1990-х годов.

    Паломников встречает Преображенская надвратная церковь, увенчанная 8-гранным одноглавым барабаном. Фасад украшают колонны дорического ордера. Стоящий напротив нее Никольский собор построен в 1650 году – это 5-главый двухстолпный храм с крестовыми перекрытиями. Стены украшены достаточно скромно. Снаружи собор побелен по кирпичу, внутри оштукатурен. Здесь еще продолжаются реставрационные работы.

    Казанская церковь справа от входа возведена в 1678 году. Сбоку пристроен еще один храм – Григория Акрагантийского с отдельной главкой. Слева высится колокольня Никольской церкви. В восстановленных приделах идут службы, на звонницу вернули колокола. Святыни монастыря – явленный образ святителя Николая Мир Ликийского и икона Казанской Божией Матери, написанная в 17 веке затворником Иоакимом, похороненным под фундаментом Казанской церкви.

    Восстановление обители осуществляется на добровольные пожертвования и усилиями монахов. Их около сотни, главное занятие – строительные и сельскохозяйственные работы. С 2012 года в обители находится управление Шуйской епархии. На попечении монастыря – приют для мальчиков в Иванове. Действует православная гимназия, воскресная школа и библиотека.

    Портал “Дивное Дивеево”


    Официальный сайт Дивеевского монастыря – diveevo-monastyr.ru


    “Радуйся, по Бозе и Богородице все наше упование!”- воспевается в акафисте Святителю
    Николаю. И, действительно, в Святителе и Чудотворце Николае, “Николае – Угоднике”,
    полагал русский православный человек после Пресвятой Богородицы, первого
    помощника и молитвенника о себе перед Богом. Едва ли не в каждом селе можно было
    встретить храм, посвященный его имени, а в любой епархии, как правило, было
    несколько обителей посвященных Великому Чудотворцу. Возникновением своим
    обязаны они были чаще всего каким-либо чудесам, совершившимся на месте их
    появления по молитвам Святителя Николая.

    Не забыты были в молитвах Святителя и наши места. С давних пор существует здесь
    Свято-Николо-Шартомский монастырь. Расположен он в селе Введение Шуйского
    района на берегу реки Молохта, недалеко от впадения ее в Тезу.

    Сохранилось до нас предание, что некогда благочестивая крестьянка из близлежащей
    деревни Федосово, выйдя за водой на реку Шартому, впадающую в Молохту западнее
    монастыря, обрела небольшую резную икону Святителя Николая. Крестьянка принесла
    ее домой, но утром ее не оказалось. Вскоре кто-то обнаружил икону стоящей на
    болотистом месте при слиянии р. Молохты с Тезой прислоненной к кочке. Впоследствии
    от иконы, по всей вероятности, стали проистекать чудеса, однако никаких
    документальных, или хотя бы устных свидетельств о них с тех далеких времен до нас не
    дошло. Не известно и точное время основания монастыря. В книге В. Борисова
    ”Описание города Шуи и его окрестностей” (1851 г.) говорится: “В отдаленной
    древности среди мрачных Шуйских лесов, неизвестная рука положила основание
    Шартомской обители иноков”. Нет сомнений в том, что монастырь возник ранее 1400
    года. В ХV веке мы видим его уже весьма значительным.

    Первое историческое документальное упоминание о нем находим в грамоте 1425 года,
    данной Нижегородской удельной княгиней Марией, постриженной в монашество с
    именем Марины в Суздальском Покровском монастыре, Суздальскому же Спасо-
    Евфимиеву монастырю, на владение некоторыми ее землями. Под этой грамотой стоит
    подпись Конона – архимандрита Николо-Шартомского монастыря. Это говорит о
    древности и большом значении обители, так как сан архимандрита имели только
    настоятели крупнейших монастырей того времени. Об особом положении Николо-
    Шартомского монастыря свидетельствуют и данные ему грамоты с привилегиями. В
    1506 году Великим князем Василием Иоанновичем была дана так называемая
    “несудимая” грамота, в которой указывалось, что судить архимандрита и братию может
    только сам Великий князь или его боярин. Подобная грамота была дана Иоанном
    Грозным в 1533 году, в ней еще монастырю жаловались земли новые. Защитительную
    грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович. Ею Шартомским архимандритам
    была предоставлена честь являться в Москву к Государеву Двору после летнего
    Николина дня для поднесения просфоры и святой воды. Из монастырских грамот и
    других старинных актов известно, что под началом монастыря находилось 9 небольших
    обителей Владимирской епархии.

    О значении Николо-Шартомского монастыря и уважении к нему свидетельствуют также
    три монастырских синодика с именами влиятельных покровителей. В первом,
    древнейшем, написанном на пергаменте, упоминаются Св. Благоверные Князья Федор,
    Давид и Константин Смоленские и Ярославские князья Василий и Константин, в других
    синодиках значатся имена родовитых княжеских, боярских и дворянских семейств,
    известнейшие купеческие фамилии того времени.

    Много способствовало процветанию монастыря и его выгодное расположение вблизи
    судоходных рек. Ежегодно 9 мая – на главный храмовый праздник обители – под стенами
    монастыря съезжались “торговые люди” из разных мест России на многодневную
    ярмарку. Шла торговля конями, пушниной, мылом, тканями, железом, одеждой. И
    насельники обители могли выставить на ярмарке труды своих рук – овощи, одежду,
    мелкое рукоделие и т. д.
    Но были в истории монастыря, конечно, и тяжелые, скорбные времена. Разрушения,
    бедствия и печали, которые принесло с собою “смутное время”, не миновали и его. В
    1619 году обитель подверглась разорению. “В нынешнем 127 году польские и литовские
    люди, черкесы и с Вязников воры и казаки в Вотчине у Николы Чудотворца были, и
    войной по селам и по деревням стояли, и монастырскую вотчину разорили; и в церкви
    образа обдирали, и сосуды церковные брали, и ризы, и шапку архимандричью, и всю
    службу взяли, и лошади монастырские побрали, и рогатую скотину большую и малую
    побили, и братию, и служки, и крестьян посекли, и села монастырские пожгли, и хлеб
    стоячий и молоченый побрали, всяким разорением монастырь и монастырскую вотчину
    разорили, и слуг и крестьян в полон поймали. ” В 1624 году монастырь, едва начавший
    оправляться от недавнего разорения, снова ограбили разбойники, убили нескольких
    монахов и забрали монастырскую казну.

    В 1649 году при архимандрите Иоасафе весь монастырь “изволением Божиим от молнии
    до основания выгорел”. Однако это Промыслом посланное бедствие, послужило скорее
    во благо обители. Прежде весь деревянный монастырь начинает теперь возрождаться в
    камне. Уже в 1651 году возведен величественный пятиглавый Никольский собор, и
    сейчас поражающий нас своей древней красотой и простотой, строгостью линий и
    совершенством форм. В нем находились до революции главные святыни монастыря –
    чудотворные иконы Святителя Николая и Казанской Божией Матери.

    В честь Казанской иконы Богоматери освящен был в 1673 году теплый зимний храм,
    построенный по благословению Святейшего Патриарха Иоакима. Под самой церковью, в
    первом этаже здания находилась большая печь, отапливавшая все помещения храма и
    монастырские кладовые. К Казанской церкви примыкают небольшая церковь во имя
    Святителя Григория Акрагантийского и трапезная палата, с ними соединяется
    построенный в начале ХIХ века Настоятельский корпус – двухэтажное каменное здание,
    где жил настоятель со старшей братией. Отсюда можно попасть в надвратную церковь в
    честь Преображения Господня, к которой с севера примыкает еще один жилой братский
    корпус. Таким образом почти все постройки монастыря соединены между собой и
    образуют как бы одно целое с храмом в честь Св. Покровителя обители и колокольней в
    центре. Колокольня построена в ХVII веке, но позднее верхняя ее часть перестраивалась.

    Со временем монастырь теряет свое положение и значение. Реформа 1764 года,
    нанесшая удар по монастырям России, подорвала его материальное благосостояние.
    Были отобраны значительные монастырские владения, закрыты и обращены в
    приходские храмы и небольшие, подчиненные монастырю обители, среди которых были
    Шуйский Троицкий монастырь (сейчас городское кладбище), Козмодамианская пустынь
    во Владимирском уезде, Богоявленский мужской монастырь в Мстерской слободе,
    Городищевская пустынь Суздальского уезда, Казанский монастырь в Кохме. Обитель
    превращается в третьеклассный (самый низший класс) монастырь, со штатом в 12
    монахов, управлявшийся уже не архимандритами, а игуменами. В ХIХ веке, в связи с
    проведением железной дороги потеряли свое значение знаменитые Никольские ярмарки,
    что также сильно повлияло на благосостояние монастыря. В конце ХIХ века он даже не
    имел возможности поддерживать благолепие зданий, и неоднократно вынужден был
    обращаться за помощью в Святейший Синод и к православным жертвователям и
    благотворителям.

    Но даже лишенный былого величия, монастырь продолжал существовать. Братия
    монастыря, в большинстве бывшие жители окрестных сел, занимались хлебопашеством
    и животноводством, выращивая лошадей и крупный рогатый скот. А в храме не
    прерывалась молитва, с колокольни несся благовест над сохранившимися в монастыре
    древними святынями. В их числе помимо двух чудотворных образов Святителя Николая
    и Казанской иконы Божией Матери был образ Николая Чудотворца, написанный на
    камне, затем редкий по красоте Грузинский образ Богородицы и серебряный
    напрестольный крест с мощами Св. Апостола и Евангелиста Луки и Св. Первомученика
    Архидиакона Стефана, оставленный по преданию, в благословение обители Св.
    Митрополитом Московским Алексием, посещавшим ее во время своего путешествия в
    Орду для исцеления слепой ханши ТайДУЛЫ.

    Революция прервала жизнь древней обители. В начале 20-х годов Николо-Шартомский
    монастырь был закрыт, ценная утварь и иконы реквизированы, библиотека и оставшаяся
    часть икон сожжены. Большинство местных жителей, однако, не поддерживали этих
    действий новой власти.

    В 1925 году крестьяне соседних с монастырем сел Введения и Пупки, собравшись на
    сходку решили, что монастырь им нужен, и потому постановили ходатайствовать перед
    властями о его открытии. Конечно же, поддержки со стороны власти это решение не
    получило и было подвергнуто в местной печати резкой критике и осмеянию, а среди
    крестьян была проведена соответствующими органами “воспитательная работа”.

    Местные жители, те из них, кому уже за 60 до сих пор помнят последнего монаха
    Николо-Шартомкого монастыря о. Фотия. ”Дедушка Фотин”, как его все звали, был
    любимцем деревенских детей. Он был из крестьян этого же села и даже после разгона
    обители так в ней и остался до самой своей смерти. Дети очень любили его за доброту и
    ласку и собирались к нему со всего села. До тех пор, пока он там жил, новые власти не
    занимали монастырских построек.

    В последующие годы строения монастыря занимались частично под зернохранилище,
    склады, частично под жилье. В одно время, уже сравнительно недавнее, планировалось
    устроить здесь краеведческий музей.

    Однако Святитель Николай не оставил своими молитвами это место. Осенью 1990 года
    древний Свято Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. К этому времени
    часть зданий уже превратилась в руины. Очень много потребовалось трудов и еще
    больше потребуется их в будущем, чтобы поднять из разрухи то, что сколько лет
    находилось в ”мерзости запустения”. Сейчас монастырь преображается прямо на глазах
    молитвами Святителя Николая, трудами насельников и, конечно, помощью
    благотворителей. Около 40 братий, как когда-то встарь, молятся и работают во Славу
    Божию. Ежедневно совершается Богослужение по монастырскому чину. В 5 часов УТРА
    начинается молитвой каждый новый долгий трудовой день и молитвой заканчивается он
    уже поздним вечером. Со всех концов бывшего Союза съехались сюда верующие люди,
    чтобы обновляя древние храмы обновить и свой внутренний храм, искаженный грехом
    образ Божий. Освятился лампадками и свечами перед иконами много лет пустовавший
    Храм Божий, и как в былые времена возносится здесь молитва. Святителю Отче
    Николая, моли Бога о нас!

    Адрес: 155601, с. Введенье, Шуйский район, Ивановская область

    Читайте также:  Молитва Божией Матери о новопреставленном усопшем
    Ссылка на основную публикацию