Николо-Угрешский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

Николо-Угрешский монастырь: история обители, паломничество

Николо-Угрешский мужской монастырь — удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря.

История Николо-Угрешского монастыря

Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых.

Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое». Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

С приходом дома Романовых появилась традиция «угрешских походов». Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно «угрешские походы» проходили в день Николая Чудотворца.

Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря

Самая древняя постройка монастыря — колокольня, которую называют «угрешской свечой». Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком.

Святыни обители

Еще один сохранившийся памятник XVIII века — построенный в 1763 году Успенский храм. Он был возведен на месте упраздненных царских палат. В этом храме расположены главные святыни монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, особо почитаемая в монастыре. Перед иконой читается соборный акафист. В храме также покоятся мощи Святых, привезенные из разных уголков мира :

  • мощи Великомученицы Варвары,
  • Целителя Пантелеймона,
  • Иоанна Крестителя,
  • Киево-Печерских святых и других исповедников веры Христовой.

В XIX веке в храме появился придел в честь Марии Египетской. Изображения на западной стене придела изображают сцены жития Преподобной Марии Египетской. Некоторые фрагменты росписи дошли до наших дней в первозданном виде, что можно считать православным чудом, ведь в советские времена здесь располагалось отделение милиции, а все стены были закрашены. При реставрации за толстым слоем краски обнаружились почти не поврежденные изображения.

В XVIII веке монастырь пережил трудные времена. Эпоха секуляризации и дальнейшие исторические события привели к тому, что в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. И все же монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.

В 1833 году настоятелем монастыря стал святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.

Истинный расцвет монастырь ждал во времена преподобного Пимена, ревнителя традиционных богослужений. Расширилась территория монастыря, строились новые церкви, были построены больница и больничный храм…

Пережив сложные богоборческие годы и новое возрождение, монастырь и сейчас открыт для паломников.

Распорядок богослужений

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском храме, в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.

В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,

по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

По пятницам в 17:00 в храме свв. апп. Петра и Павла совершается чин малого освящения воды и молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства.

Братское монашеское правило начинается в 5:50 и состоит из молебна с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, утренних молитв и полунощницы. Вечернее правило совершается после вечерней трапезы.

В период Великого поста в обители совершается ежедневное уставное богослужение с неопустительным служением литургии Преждеосвященных Даров во все положенные дни.

Таинства Крещения и Венчания, а также отпевания проходят в приписанных к монастырю храмах.

Контакты приписных храмов:

  • Храм в честь Святого Благоверного князя Димитрия Донского: 140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д.14А, тел. 8 (495) 550-01-17
  • Храм сошествия Святого Духа на апостолов: Московская обл., г. Дзержинский, улица Лесная, д.33, тел. +7 (916) 818-28-70.
  • Храм мученика Виктора: 140055, Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая Дача, 1-й Покровский проезд, стр.8, тел.: +7(985) 193-03-44
  • Храм Макария Невского митрополита Алтайского:140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д. 6А. ст1.

Паломнику

Записаться на паломническую поездку и узнать подробности, а также, забронировать гостиницу и трапезную можно в офисе Паломнической службы по адресу: г. Дзержинский, площ. Святителя Николая, дом 1, Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь.

  • Телефоны для связи: +7 (495) 550-56-71, +7 (916) 884-38-65
  • Адрес электронной почты паломнической службы: nusmm.ugresha@gmail.com

Проезд из Москвы:

а) от м. Котельники авт. 470, 347;
б) от м. Люблино авт. 305;
в) от м. Алма-Атинская авт. 1063;
г) от м. Братиславская марш. 1207к;
д) от станции Люберцы авт. 20 и 21;
е) от Казанского вокзала до пл. Люберцы, далее авт. 20, 21

История Николо-Угрешского монастыря

Легенда основания Николо-Угрешского монастыря

Николо-Угрешский монастырь считается одним из самых древних на русской земле, он был основан в 1380 году. Именно на этом месте, по преданию, великий князь Дмитрий Донской остановился со своей дружиной на отдых, когда направлялся на Куликово поле. И явился князю «пречудный образ Николая Чудотворца», который стоял «сам по себе в воздухе над деревом, никем не поддерживаемый».

После победы над ханом Мамаем, «благоверный великий князь Дмитрий Иванович с благоверными князьями и боярами нарек это место именем Угреша, которым оно зовется до сего дня, и повелел на этом месте соорудить храм во имя и в честь святителя угодника Христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию».

Времена расцвета Угрешской обители

В летописях, датированных XV веком, есть упоминание об Угрешском подворье, расположенном на территории Московского Кремля, что свидетельствует о чрезвычайно высоком статусе монастыря.

В 1521 году святую обитель и соседнее с ней село Остров сжег хан Махмет-Гирей, но спустя два десятилетия ее отстроили сызнова. А когда все было готово, в обновленный монастырь приехал Иван Грозный, любивший эти места. Он же освободил Угреши от таможенных пошлин на монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода.

Высокие гости в монастыре

После Ивана Васильевича и другие цари любили выезжать сюда на богомолье. А в годы правления государя Михаила Федоровича такие поездки даже получили официальное название «Угрешские походы». Бывал здесь и Алексей Михайлович, который чрезвычайно благоволил монастырю и богато его одаривал.

Неоднократно наведывался в монастырь и юный Петр I. А после подавления бунта стрельцов он сослал сюда наиболее мятежных своих противников.

В Николо-Угрешском монастыре от времен основания никаких зримых архитектурных следов не сохранилось. Дело в том, что монастырь был очень богатым (сказывалась и славная история основания, и близость дворцового села Остров) и мог позволить себе активно строиться и развиваться.

Приезжавшие на богомолье в Николо-Угрешский монастырь Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов, первые Романовы делали щедрые пожертвования — монастырь даже называли в народе «царским». Яркой вехой его истории стало 11 июля 1668 года, когда обитель посетил государь Алексей Михайлович в сопровождении трех Патриархов — Иоасафа Московского, Паисия Александрийского и Макария Антиохийского.

Угрешский монастырь после секуляризационной реформы Екатерины II

Серьезный удар по благосостоянию монастыря нанесла секуляризационная реформа Екатерины II — он лишился и земель, и практически всех насельников. К 1830-м годам братии оставалось всего шесть человек, и святую Угрешу могли вообще закрыть! Так, наверное, и произошло бы, если бы не отец Пимен (Мясников), прибывший сюда в качестве келейника вместе с новоназначенным настоятелем отцом Иларием, бывшим ризничим знаменитого Александро-Свирского монастыря.

В 1853 году о. Пимен, ныне прославленный в лике преподобных, был возведен во игумены. В этот же день, 16 октября, в монастыре ввели общежительный устав. Эта дата явилась поворотной в истории монастыря. За четверть века настоятельства прп. Пимена обитель превратилась из захудалой в одну из самых красивых и организованных в хозяйственном отношении в Москве и близлежащих уездах. Что касается собственно монашеского делания, то общежительный устав, хотя и с большим трудом, привился в Николо-Угрешском монастыре и принес добрые плоды.

Каменное строительство в Николо-Угрешском монастыре

В 1850-е годы в монастыре разворачивается грандиозное каменное строительство. Большинство построек нынешнего архитектурного ансамбля относится ко второй половине XIX века, лишь только колокольня — это 1758—1763 годы, хотя по ней этого не скажешь — и неспроста: в той же середине XIX столетия она была капитально перестроена.

От более древних времен сохранялся Никольский собор XVI века, но то, что мы видим сейчас, — новодел, старый храм уничтожили в 1940 году. В 1890-е годы по проекту московского архитектора А. Каминского рядом был возведен огромный Спасо-Преображенский собор, ставшим вторым по величине (после храма Христа Спасителя, разумеется) собором Московской губернии. К этому времени в обители насчитывалось 170 насельников, паломники шли сюда сотнями.

Одной из уникальных достопримечательностей, неизменно привлекавшей верующих, была и, по счастью, остается украшающая северную стену архитектурная панорама «Святой град Иерусалим», или «Иерусалимская стена» (бытует и название «Палестинская»). Вытянутая вдоль монастырской ограды декоративная красно-кирпичная постройка условно (приближенно к иконописной традиции) имитирует строения и общий силуэт Иерусалима. Это не имеющее аналогов в России сооружение было создано в 1866 году по эскизам знаменитого академика Ф. Солнцева, руководителя монументального историко-художественного проекта «Древности Российского государства».

Словом, за 600-летнюю историю монастырь пережил многое: взлеты и падения, славу и забвение. Святую обитель систематически опустошали враги православия, но она непременно возрождалась.

Николо-Угрешский монастырь после революции

В XX веке для монастыря, как и для всей Русской Церкви, настали трудные времена. В стенах обители размещались и детская исправительная колония ОГПУ, и спортивные и медицинские учреждения, и жилье. Новая власть снесла четыре храма из одиннадцати (включая самый ценный Никольский собор, небольшой и никому не мешавший).

Богослужебная жизнь в Николо-Угрешском монастыре теплилась до 1925 года, еще год работала Петропавловская церковь. В конце 1920-х-начале 1930-х годов все храмы обители были переоборудованы под жилые и административные здания. В 1940 году разобрали Никольский собор. В начале Великой Отечественной войны снесли верхние ярусы колокольни из-за опасения, что высокая колокольня может стать ориентиром для фашистской авиации.

Попытки отреставрировать архитектурный ансамбль в 1970-е годы не увенчались успехом: фактически, дальше установки строительных лесов дело не пошло, а пожар 1977 года вообще «отбил охоту» у реставраторов заниматься Николо-Угрешским монастырем.

Возрождение Николо-Угрешского монастыря

Возрождение Николо-Угрешского монастыря началось только в 1990 году, когда обитель вернули Церкви и монашеская жизнь обители затеплилась вновь. Решение о передаче монастыря Патриархии и начале реконструкции его зданий принимали депутаты городского совета г. Дзержинска.

15 декабря 1990 года был совершен первый после 1928 года молебен, на который собралось большое количество местных жителей.

1 мая 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в монастыре Божественную Литургию и чин великого освящения Успенского храма. А церковь во имя Преображения Господня, построенная в XIX веке, стала первым подворьем Николо-Угрешской обители.

Читайте также:  Часовня Параскевы Пятницы: адрес и история, описание, архитектура

Сегодня паломники и туристы могут посетить музей-ризницу, который был открыт в 1998 году и в котором выставлено собрание богослужебных предметов, книг, икон.

В начале 1998 года было объявлено о благословении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на создание при монастыре трехгодичного духовного училища, которое серьезно повлияло на жизнь и деятельность обители.

В 1999 году настоятельница греческого монастыря Дау игумения Макрина преподнесла в дар Угрешской обители частицу мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А в 2000 году епископ Диавлийский Дамаскин – частицу мощей Святителя Николая Чудотворца из пелопонесского монастыря Иоанна Предтечи. Частица мощей Николая Угодника передали из августинского монастыря де Суоре ди Санта Лючия в Риме.

Сегодня Николо-Угрешская обитель — большой ставропигиальный монастырь, впечатляющий своим величием и красотой построек.

Николо-Угрешский монастырь

В город Дзержинск Московской области приезжают разными путями, но чаще всего с одной целью – посетить древний Николо-Угрешский монастырь. Обитель основана в сентябре 1380 года князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве.

Из истории

В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак – сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.

Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.

Описание

Николо-Угрешский монастырь – православный мужской ставропигиальный монастырь (ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху). Архитектурный комплекс, в основном, был создан во второй половине XIX века. Обитель насчитывает более 20-ти строений, в том числе девять храмов, колокольню и две часовни.

Колокольня

Колокольня, нареченная угрешской свечой, – одна из самых древних построек, сохранившихся до наших дней. Она была возведена во времена Елизаветы Петровны, в 1761 году. На втором ее ярусе в 1840 году был устроен храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. До наших дней сохранилось только подножие постройки того времени. Во время Великой Отечественной войны колокола с колокольни были сняты, а верхние ярусы снесены, чтобы Угрешскую свечу не могли видеть с воздуха немецкие летчики. Колокольня заново выстроена в XX веке.

Часовня Явления образа Николая Чудотворца

В память о явлении иконы святого Николая Чудотворца в XIX веке была построена часовня, которая ознаменовала место чудесного события. В часовне долгое время хранился сруб того дерева, над которым был явлен образ святителя. К сожалению, в советское время эта реликвия была утрачена. Сегодня все паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

Государевы и Патриаршие палаты

Государевы и Патриаршие палаты являются самым древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке для приезжавших на праздничную службу царей и патриархов, рядом с колокольней были сооружены Царские и Патриаршие палаты.

Успенская церковь

В XVIII веке, когда столица была перенесена в Петербург и приезды высоких гостей прекратились, на месте упраздненных Царских палат была возведена (вместо совсем ветхой) Успенская церковь. В храме, основанном в 1763 году, находится одна из главных святынь обители. Это икона Божьей матери Тихвинская, написанная в XIX веке и подаренная Святейшим Патриархом всея Руси Алексеем II (это была келейная икона Патриарха, является списком с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке).

В храме имеется комната, где находятся мощи святых, привезенных из разных уголков мира. В ковчегах хранятся частицы мощей крестителя Господня Иоанна и мученицы Варвары, Киево-Печорских святых и многих других.

Не у всех верующих есть возможность побывать в святых местах. Приехав в Николо-Угрешский монастырь, паломники могут приложиться к святыням, привезенным из различных уголков мира, и как бы молитвенно побывать в святых местах, откуда эти святыни были доставлены.

В XIX веке к храму был пристроен придел в честь Марии Египетской. Изображение на его западной стене представляет сцены из жития Преподобной. Некоторые росписи сохранились до наших дней. Это удивительно, поскольку в советское время в приделе располагалось отделение милиции и стены комнаты были закрашены масляной краской. Во время реставрации храма в постсоветский период художникам удалось обнаружить почти неповрежденные изображения.

Наступившая пора секуляризации XVIII века (секуляризации – изъятие церковного имущества), привела обитель к оскудению. Также ее положение осложнилось во время эпидемии чумы 1770 года, поскольку сюда свозили больных чумой.

Во время Отечественной войны 1812 года в Николо-Угрешском монастыре разместился конный полк Наполеона. К счастью, ризница была своевременно вывезена в Вологду и многие ценности удалось спасти. После освобождения Москвы ризницу вернули и обитель восстановили так, как могли в то время.

Истинный расцвет монастыря происходит при игумене Мясникове, позже ставшем преподобным Пименом Угрешским. При нем расширяется территория обители, возводятся церкви, перестраивается Никольский собор, строится больница, выполняется ремонт жилых помещений. Николо-Угрешский монастырь становится общежитейским, то есть для братии общими становятся служба, трапеза и правила. При игумене Пимене количество братии возросло от 10 человек до 150, увеличилось и число паломников.

Палестинская стена

С северной стороны обители в 1866 году при игумене Пимене строится Палестинская стена. Ее очертания напоминают храмы и строения града Иерусалимского. Преподобный Пимен хотел, чтобы у паломников, издалека заприметивших стены монастыря, возникало ощущение, что они вот-вот окажутся на святой земле.

Палестинская или Иерусалимская стена является частью монастырской ограды. Это визитная карточка и загадка монастыря, образ небесного царствования и образ гордого Иерусалима.

Монастырский скит

С расширением территории обители в пределах монастыря был основан скит во имя святых апостолов Петра и Павла, устав в котором был очень строгим. Так, женщины могли ступать на эту территорию только несколько раз в году, в дни больших праздников. В наши дни скит действует, а церковь во имя Петра и Павла – единственный деревянный храм обители.

Спасо-Преображенский собор

В 1880 году, в год 500-летия обители, было положено начало грандиозного Спасо-Преображенского собора. Его строительство продолжалось 14 лет и в 1894 году он распахнул свои двери для прихожан. По некоторым данным, это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам он уступает только храму Христа Спасителя. Собор вмещает 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.

Здесь хранятся главные святыни обители – частичка мощей Николая Чудотворца и мощи преподобного Пимена Угрешского, а также икона – «Собор всех святых Угреша», написанная в честь всех святых, жизнь которых так или иначе связана с монастырем.

Настоятель обители и главный её вдохновитель игумен Пимен так и не увидел Спасо-Преображенский собор – он умер в год его закладки. Прах его покоился в часовне, а сейчас на этом месте сооружен храм в его честь.

Загадка Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание на алтарную часть двух храмов – Спасо-Преображенского собора, построенного к 500-летию Куликовской битвы, и воссозданного Никольского храма. Мы знаем, что все православные храмы должны быть ориентированы на восток алтарем. Действительно, алтарные выступы этих строений выходят на восток, но восток у них немного разный. По-видимому, это объясняется тем, что в XIX веке направление определялось по компасу, а при строительстве предшественника современного Никольского храма направление определялось «на глазок», по солнышку.

Адрес

Московская область, г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала.

Официальный сайт Николо-Угрешского монастыря

В 1925 году Николо-Угрешский монастырь закрыли, кладбище было осквернено, а собор обезглавили. В нем разместился Центр досуга и отдыха, а обитель преобразовали в трудовую коммуну имени Дзержинского.

В настоящее время от запустения советских времен в обители не осталось и следа. Николо-Угрешский монастырь располагает большой и ухоженной территорией, здесь есть пруд, где плавают черные и белые лебеди, имеются плодоносный сад и даже небольшой зоопарк. Открыт музей, посвященный последнему императору России Николаю II. Но главное – это обитель, которую молитвами и духовными подвигами создавали ныне известные святители.

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь в Дзержинском

Буквально в нескольких километрах от МКАДа есть симпатичное место, подходящее для маршрута выходного дня. В Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь в Дзержинском организовывают экскурсии, но можно приехать самостоятельно. На территории пруд с лебедями, гусями и утками, трапезная, лавки с сувенирами и церковной утварью. Можно остановиться на ночь — есть гостиница.

Обитель большая: несколько храмов, два собора. Все здания построены в разные годы и даже эпохи. Много и новодела, но он не бросается в глаза, все аккуратно вписано в ландшафт.

Интересный эффект, когда более чем шестивековая история обители проступает слоями: где-то — кладкой древнего кирпича, где-то — почерневшей балкой.

Приезжать, конечно, лучше в летом. На территории много зелени, цветов. Под тенью деревьев есть лавочки. Тихое место для того, чтобы подумать о непростой отечественной истории и собственной душе.

Адрес: Дзержинский, пл. Святителя Николая, д. 1

Координаты: 55.622880, 37.841387

Режим работы: ежедневно, 6:00-20:00

Официальный сайт: ugresha.org

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Считается, что Николо-Угрешский монастырь основал Дмитрий Донской в 1380 году после схватки с Мамаем. Почему «считается»? Никаких письменных свидетельств не сохранилось. Но по косвенным признакам примерно в конце XIV века и возникла обитель. Она сразу же получила особый статус: известно, что ей помогали великие князья, игумены монастыря становились епископами в важных для Москвы епархиях. Сказывалась и близость обители к Острову — царскому потешному селу.

В Смутное время здесь перебывали все знаковые фигуры того времени. С восшествием на престол Романовых у обители наступил ренессанс. Царь освободил монастырь от налогов и фактически дал полную свободу перед государевыми людьми.

А вот в XVIII веке началось оскудение обители. Братия сократилась вчетверо — до 25 человек. Монастырь лишили льгот по сборам и податям, начали использовать как тюрьму и место пребывания инвалидов и умалишенных. Поток паломников сошел на нет. Оставшиеся монахи даже стали «баловаться» воровством и пьянством. Встал вопрос о закрытии обители.

Но все изменилось в 1834 году, когда настоятелем Николо-Угрешского монастыря стал игумен Иларий. В течение двух десятилетий он смог возродить былую славу обители. По праздникам она стала собирать десятки тысяч паломников. Богатые купеческие семьи жертвовали средства на восстановление храмов и помощь братии. Монахи построили водопровод, новые крепостные стены, больницу, завели рыбное хозяйство.

В 1918 году новая власть отдала обитель под детскую колонию Наркомфина. В бывшие кельи заселились члены трудовой коммуны. В 1940 году разобрали Никольский собор. В начале Великой Отечественной снесли колокольню — чтобы она не была ориентиром для немецких бомбардировщиков.

Возрождение обители началось в 90-е годы прошлого века.

Интересные факты

  • Лжедмитрий I в феврале 1602 года бежал из Чудова монастыря, от гнева Бориса Годунова, именно сюда, в Угрешу.
  • Обитель занимали и войска «тушинского вора» Лжедмитрия II. Летом 1610 года он поселился в монастыре с Мариной Мнишек, с которой тайно обвенчался.
  • Николо-Угрешский монастырь, как и многие обители, зачастую выполнял функции тюрьмы. В 1666 году сюда привезли раскольников: протопопа Аввакума, попа Никиту Пустосвята и диакона Федора Иванова. Склонить Аввакума к покаянию не удалось. Пустосвят и Иванов оказались более сговорчивыми и написали покаянные письма. Правда, позже они вернулись к старообрядцам.
  • Удивительная судьба была у настоятеля, руководившего обителью после революции, — архимандрита Макария. Он родился в семье священника и сам планировал стать священником, окончил пять классов семинарии, но резко изменил свой жизненный путь. Михаил Ятров (так звали Макария в миру) стал юнкером и поступил на военную службу. Уволился в чине поручика и… стал преподавать Слово Божие в Николо-Угрешском народном училище. Через три года постригся в монахи. А в июне 1905 года был назначен настоятелем. Именно отец Макарий принял на себя всю тяжесть притеснений со стороны молодой советской власти. Дважды был арестован по обвинениям в контрреволюционной деятельности. Умер от болезни в селе недалеко от монастыря. Был тайно похоронен, но уже в 2000-х годах останки нашли и перенесли на территорию обители.
Читайте также:  Рождественский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни и праздники

Что посмотреть на территории монастыря

Северная монастырская стена

Необычную, резную стену, окружающая монастырь с севера, называют Палестинской, или Иерусалимской.
Фото: Ирина ГРИШАНОВА, lori.ru

Ее называют Палестинской или Иерусалимской. Памятник архитектуры, представляет собой символическое изображение Иерусалима в иконописной стилистике.

Никольский и Спасо-Преображенский соборы

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1880 году, а полностью восстановлен в 2004.
Фото: globallookpress.com

Сюда стекаются все прихожане и паломники. Первый полностью заново восстановлен в 2004 году. Второй восстанавливали в течение девяти лет, внутри храм расписан палехскими мастерами.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Когда-то на месте храма в честь Казанской иконы Божией Матери была башня монастырской ограды.
Фото: Михаил ВОРОЖЦОВ, lori.ru

Небольшой, но очень красивый пятиглавый храм. Строился в конце XIX века при богадельне на деньги благотворителей.

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского часто сравнивают с церковью Покрова на Нерли.
Фото: Яна КОРОЛЕВА, lori.ru

Небольшой храм на территории монастырского кладбища. Построен в честь настоятеля, который руководил обителью во второй половине XIX века. Форма храма напоминает церковь Покрова на Нерли.

Колокольня и храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи

Храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи расположился во втором ярусе колокольни.
Фото: Елена МАКАРОВА, lori.ru

Храм находится во втором ярусе колокольни. Иконостас состоит из икон, которые вернули обители из фондов Московского объединенного музея-заповедника.

Храм-часовня во имя Страстей Господних

Храм-часовня во имя Страстей Господних совсем новый: его построили в 2002 году.
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru

Это полностью новый храм, до 2002 года его на территории Николо-Угрешского монастыря никогда не было. Интересен он тем, что построен в древнерусском стиле по проекту одного из монахов и отлично вписался в местный ландшафт.

Какие святыни хранятся

  • Частица мощей Святителя Николая Чудотворца. Была перенесена в мае 2000 года из греческого Пелопоннеса, из монастыря Иоанна Предтечи, где с XI века находится часть руки Святителя Николая Чудотворца.
  • Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских. Мощи этих святых лежат в Киеве. В Николо-Угрешской обители есть частицы мощей Прохора чудотворца, Иоанна постника, княгини Ольшанской, епископа Новгородского, Сильвестра чудотворца, Илии Муромца, Моисея чудотворца, Лаврентия затворника и многих других.
  • Крест-мощевик VII века. В монастыре есть музей-ризница. Крест находится там. Крест примечателен тем, что в нем есть небольшое отверстие, где, как предполагается, в древности хранилась частичка Древа Креста Господня. Также на кресте есть часть схимы преподобного Сергия Радонежского, частицы мощей Евфимия великого, преподобного Нила Столбенского и преподобномученицы Феодосии.
  • Икона преподобного Пимена. К лику святых преподобный Пимен причислен в 2000 году. Он был настоятелем монастыря в середине XIX века. Именно при Пимене обитель фактически получила второе рождение.
  • Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова.
  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Ее подарили монастырю в 1991 году как благословение возрождающейся обители. Очень почитается паломниками и прихожанами.
  • Икона великомученика и целителя Пантелеимона. Она относится к ХIХ-ХХ векам, находится в Успенском храме. Очень почитается как братией монастыря, так и прихожанами и паломниками.

Экспертное мнение

Александр Ракитин, историк, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

«Палестинская стена — будто икона, воплощенная в архитектуре»

— В монастыре есть сооружение, менее популярное, чем остальные, между тем довольно интересное. Это Палестинская (Иерусалимская) стена, смотреть на нее нужно с внешней стороны и на некотором отдалении. Она выполнена по проекту исследователя русской архитектуры Федора Солнцева в духе древнерусских икон, на которых святые города представлены в виде большого количество башен и храмов. Солнцев именно в этой стилистике сделал часть стены Николо-Угрешского монастыря. Поэтому она воспринимается не просто как ограждение, а будто икона, воплощенная в архитектуре. Обычно туристы проходят мимо и не обращают внимания — просто по незнанию.

Николо-Угрешский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

6. Настоятельские покои (XVII в.)

8. Больничный корпус (1855-1858 гг.)

11-13. Братские корпуса (XIX в.)

11. Восточный братский корпус (1855-1858 гг.)

12. Южный братский корпус (1855-1858 гг.)

13. Новый братский корпус (1892 г.)

14. Бывшая западная башня (XVII в.)

15. Просфорная (1890 г.)

16. Трапезная (кафе)

17. Жилой корпус (XIX в.)

18. Северо-восточная башня (XVII в.)

19. Святые ворота с надвратной башней (XVII в.)

22. Ограда (XVII в.; XIX в.)

23. “Палестинская” стена (1866 г.)

26. Техническая постройка, стилизованная под звонницу

27. Духовная семинария

29. Деревянные кельи в скиту (XIX в.)

Никольский собор

Никольский собор существовал в монастыре уже в конце XIV века. Каменный храм появился по всей вероятности в XVI веке после пожара 1521 года. В дальнейшем собор два раза капитально перестраивали: после Смутного времени и в середине XIX вв. В 1925 г. Никольский собор был закрыт, а в 1940 г. разобран.

В начале 2000-х гг. его решили восстановить, и в 2006 г. был освящен новый собор, восстановленный в формах XVI века. Это небольшой (по сравнению с находящимся рядом Спасо-Преображенский собором) одноглавый трехапсидный храм со шлемовидной главой, щелевидными окнами и позакомарным покрытием. Входы оформлены перспективными порталами.

Спасо-Преображенский собор

Cпасо-Преображенский собор был заложен в 1880 г., в год 500-летия монастыря. Вначале предполагалось использовать проект Б.Ф. Фрейденберга, но в итоге предпочтение было отдано проекту А.С. Каминского. Храм в русско-византийском стиле был в основном завершен к 1889 г., но внутренняя отделка продолжалась до 1894 г. Расписывал собор М.Н. Сафонов по рисункам А.С. Каминского.

Крестовокупольный четырехстолпный пятиглавый храм на подклете имеет внушительные размеры. Высота центрального купола собора − 68 м, вместимость − до 7000 человек. В годы, последовавшие за закрытием собора в 1925 г., ему был нанесен значительный ущерб: снесены главы, пробиты новые окна, построены межэтажные перекрытия. Работы по восстановлению собора проходили с 1991 по 2000 г. Освящение состоялось в мае 2000 г. Внутри установлен новый резной иконостас с иконами, написанными палехскими мастерами.

Успенская церковь

Успенская церковь построена в 1763 г. на месте упраздненных Государевых палат. С запада к ней примыкают настоятельские покои (ныне музей-ризница), с востока возвышается колокольня. Церковь Успения занимает верхнюю часть здания; на первом этаже находится церковь святых ап. Матфея и вмц. Параскевы Пятницы.

В 1852 г. к храму с севера был пристроен придел Марии Египетской; при этом был обновлен и сам Успенский храм. В 1991 году Успенская церковь стала первой восстановленной церковью монастыря. В интерьере частично сохранились лепнина и масляная роспись XIX века.

Петропавловский храм

Двухъярусная деревянная на белокаменном цоколе церковь Петра и Павла построена как скитская в 1857 г. Имеет традиционную осевую композицию “кораблем”. Скит, основанный в конце 1850-х гг. занимал северо-западный угол монастыря. Другие сооружения скита − кельи и деревянная с кирпичными столбами ограда − не сохранились. Шатровое завершение церкви Петра и Павла и колокольня восстановлены в 1990-х гг.

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского

Построен на территории, где раньше было монастырское кладбище. Здесь находилась часовня, в которой покоился прах Пимена Угрешского.

Пимен Угрешский (1810-1880 гг.) − настоятель монастыря в 1852-1880 гг., много сделавший для процветания обители. Канонизирован в 2000 г. Часовня была разрушена в 1928 г.

В облике храма Пимена Угрешского ощущается сходство с известной церковью Покрова на Нерли.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Cтроилась в 1869-1870 гг. на деньги благотворителя Д.П. Рогаткина при богадельне, находившейся в Южном братском корпусе.

На этом месте раньше находилась юго-восточная башня старой монастырской ограды.

Храм небольшой, с ажурным пятиглавым завершением в духе барочных церквей XVII-XVIII вв. Восстановлен в 2004 г.

Храм в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”

Храм строился в 1857-1860 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского и М. Д. Быковского как больничный, потому что примыкал к монастырской больнице. Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатрообразной кровле. На рубеже XIX-XX вв. церковь была крыта белым железом, внутри, под высокими каменными сводами, находился трехъярусный темно-синий иконостас с золоченными карнизами, оканчивающийся вверху полукружием. Над царскими вратами располагался Деисис в серебряных золоченых окладах с венцами. Среди храмовых икон были древний образ Спаса Нерукотворенного в серебряном золоченом окладе, древний образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в серебряной золоченой раме.

Храм был закрыт и разграблен в 1920-е гг. Восстановлен в 1999 году и освящен 16 ноября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Храм во имя прпп. Василия исповедника, епископа Парийского, и Сергия Радонежского

Этот небольшой храм был устроен при богадельне в нижнем этаже под Казанским храмом на средства московского купца В.Л. Васильева и освящен в 1875 году. Храм был разорен в 1920-х гг.

Реставрация помещения храма проходила вместе с масштабными работами в южном братском корпусе. Малое освящение храма состоялось в июне 2010 года. Святой Антиминс, преподанный для этого храма по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, подписан во имя преподобного Василия Парийского и преподобного Сергия Радонежского, так как в обители некогда существовал при архиерейском доме храм, посвященный радонежскому игумену.

Храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи

Колокольня Николо-Угрешского монастыря была построена в 1761 году.

Храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи был устроен в 1840 году на втором ярусе колокольни на средства купца И.П. Пятницкого и его супруги. Храм просуществовал вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.

В 1858-1859 гг. осуществлялась ее перестройка на средства П.М. Александрова.

Храм прекратил свое существование с закрытием монастыря.

В годы Великой Отечественной войны верхние яруса колокольни были снесены.

Реконструкция колокольни проводилась в 2002-2003 годах.

В рамках этих работ в храме были произведены внутренние росписи, установлен иконостас, в котором были представлены иконы, ранее принадлежавшие Николо-Угрешскому монастырю и переданные обители из фондов Московского объединенного музея-заповедника.

Малое освящение храма состоялось 11 сентября 2012 года.

Храм во имя Собора Угрешских святых

В деле восстановления архитектурного ансамбля монастыря одной из важнейших задач явилось воссоздание разрушенного Никольского собора, который на протяжении многих веков был главным храмом Угрешской обители.

В ходе подготовительных работ, начавшихся в 2004 году, был найден фундамент Никольского собора, разобранного за ветхостью в 1930-е годы. При воссоздании храмового здания было решено сохранить найденный фундамент в подклете нового собора. В результате воссозданный Никольский собор оказался выше и несколько шире своего предшественника за счет того, что увеличенный подклет включил в себя найденный фундамент. Это в свое время подало мысль о создании нижнего храма в Никольском соборе, которого в прежние века не существовало.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла новый храм был посвящен Собору Угрешских святых, т.е. тем святым, которые на протяжении истории существования обители подвизались в монастыре, а также оказали существенное влияние на жизнь обители.

Малое освящение храма во имя Собора Угрешских святых состоялось 7 сентября 2012 года.

Храм-часовня Страстей Господних

В 2002 году на территории Николо-Угрешского монастыря началось строительство храма-часовни во имя Страстей Господних. Возведение здания и фасадные работы были завершены в 2004 году. Малое освящение храма состоялось в июне 2010 года.

Созданный в древнерусском стиле по проекту одного из насельников обители, храм гармонично вписался в архитектурный монастырский комплекс, украшая собой уникальный природный ландшафт Николо-Угрешского монастыря.

Располагаясь на некотором возвышении, он является частью большого замысла создания на Угреше уголка Святой земли, напоминая о Голгофе, где Христос претерпел крестные страдания и смерть. Об этом евангельском событии говорит не только название часовни, но и Распятие, расположенное внутри храма.

Читайте также:  Московский Донской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Посвящение храма Страстям, то есть Страданиям Иисуса Христа, тема для Угрешской обители не новая. Это продолжение архитектурного воплощения образа Небесного града Иерусалима, которое было начато в XIX веке со строительства в Николо-Угрешском монастыре Палестинской стены.

Иконостас часовни также продолжает тему страданий Господних, его украшают образы так называемого страстного цикла – иконографические сюжеты, повествующие о последних днях земной жизни Спасителя.

Часовня святителя Николая

Закладка часовни произошла при настоятеле монастыря архимандрите Ниле, а завершено строительство было при настоятеле архимандрите Валентине в 1893 году. Автором проекта часовни является архитектор А.С. Каминский. В дореволюционные годы в часовне хранился фрагмент ствола сосны, на которой явился образ святителя Николая святому князю Димитрию Донскому в 1380 году. В 1920-е гг. часовня была разорена. Восстановлена в 1998 году и 22 мая 1998 года освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Часовня в честь иконы Божией Матери “Взыскание погибших”

Часовня построена возле Петропавловского храма на берегу монастырского пруда, освящена в 2001 году.

Приписные к монастырю храмы:

Больничный храм существует с 1993 года, еженедельно в нем совершается Божественная Литургия, после которой священнослужители посещают стационар Дзержинской больницы, совершая над больными Таинства Исповеди и Причащения. Подготовку больных к Таинствам, организацию посещений больных проводят прихожане обители и приписных к ней храмов. Богослужебное послушание при больничном храме в течение уже пяти лет несет насельник Николо-Угрешского монастыря иеромонах Андроник (Гуревичев).

Храм во имя святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского, стал первым приписным храмом к обители, построенным в нашем городе. Малое освящение состоялось в 2003 году. В храме регулярно совершаются богослужения, послушание в храме несет иеромонах Сергий (Ясинский).

9 октября 2005 года на центральной площади нашего города состоялась закладка храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского. По окончании Божественной литургии в Николо-Угрешском монастыре собор духовенства во главе с епископом Люберецким Вениамином совершил крестный ход на площадь Дмитрия Донского к месту закладки нового храма, где и было совершено чинопоследование на основание храма.

31 октября 2006 года в строящемся храме во имя святого благоверного князя Димитрия Донского был совершен водосвятный молебен, после чего в храме стали регулярно совершаться богослужения.

Старший священник храма – иерей Игорь Маркевич.

Храм на новом городском кладбище был освящен в память о домовом храме при народном училище Николо-Угрешского монастыря во имя Сошествия Святого Духа на апостолов.

28 октября 2006 года в строящемся храме было совершено первое богослужение – панихида. 20 августа 2008 года епископ Люберецкий Вениамин совершил великое освящение храма.

Старший священник храма – иерей Сергий Калашников.

Храм расположен в микрорайоне Белая дача.

Закладку храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 31 мая 2009 года.

27 ноября 2010 года наместник монастыря игумен Варфоломей совершил малое освящение храма и Божественную Литургию по случаю престольного праздника храма.

Старший священник храма – иерей Дионисий Горовой.

Собор Спасо-Преображенский, Николо-Угрешский монастырь, ХVI-ХVII вв.

Наименование объектаСобор Спасо-Преображенский, Николо-Угрешский монастырь, ХVI-ХVII вв.
Тип объектаВыявленные объекты
Местоположениег. Дзержинский, пл. Святителя Николая, д.1
Вид объектаансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка
Правоустанавливающие документыраспоряжение Министерства культуры Московской области от 01.11.2005 №334-Р
Постановление от 13.07.15 № 560:26 Об утверждении зон охраны
Современное значение
Охранный статус
Техническое состояние
АрхитекторКаминский А.С.

Заполните или отредактируйте нужные поля, при необходимости прикрепите фотографию и нажмите отправить.

Для того чтобы отправлять информацию Вам необходимо войти.

МОНАСТЫРЬ НИКОЛО — УГРЕШСКИЙ на левом берегу Москвы-реки основан, по преданию, князем Дмитрием Донским в 1380—1381 гг. в память победы на Куликовом поле. В 1521 г. монастырь был выжжен татарами, вторично пострадал от неприятеля в начале XVII в., когда играл значительную роль в событиях Смутного времени. В 1610 г. здесь Лжедмитрий II с Мариной Мнишек принимали послов гетмана Жолкевского, затем формировались полки Прокопия Ляпунова, Заруцкого и других воевод первого земского ополчения. У стен обители князь Д.М. Пожарский разбил тушинского атамана Салькова.

Монастырь как «государево богомолье» пользовался вниманием великих князей и царей, особенно первых из дома Романовых, с чьей помощью он был возобновлен после литовского разорения. Архитектурный ансамбль, сложившийся в XVI —XVII вв., в последующее время вместе с упадком монастыря начал ветшать и был кардинально перестроен во второй половине XIX в. по инициативе и под руководством архимандрита Пимена. В 1850—1870-х гг. на значительно расширенной территории монастыря создан с помощью крупных московских купцов, при творческом участии Ф. Г. Солнцева, новый ансамбль, центром которого стал впоследствии грандиозный Преображенский собор. Монастырь, устроенный в нем скит с прудами и садом, а также хозяйственный двор были обнесены каменными стенами с многочисленными башнями и воротами. В 1870 г. в саду был поставлен архиерейский дом, перевезенный из соседней усадьбы Остров (вып. 3, № 154). В новый комплекс вошли отдельные частично переделанные старые постройки, сохранившиеся, за исключением Никольского собора XVI в., до настоящего времени. Эти сооружения и позднейшие жилые корпуса, занявшие место древних оборонительных стен, формируют историческое ядро монастыря. Здесь все постройки кирпичные. По отдельным памятникам и ограде монастыря с 1970 г. проводятся реставрационные работы по проектам О.Б. Морозова, активно развернувшиеся в 1990-х гг.

Средоточием художественного ансамбля служит Преображенский собор, монументальный памятник пятисотлетия обители. Заложенный по проекту Б. В. Фрейденберга в 1880 г., он строился А. С. Каминским. Завершен в 1889 г., работы по интерьеру, в том числе росписи, исполненные бригадой Н. М. Сафонова, продолжались до 1894 г. Яркий представитель русско-византийского стиля, пятиглавый кубический храм на подклете, с пониженными нартексом и апсидами, варьирует тип четырехстолпной крестовокупольной постройки. Нижняя часть восточной и западной стен основного объема заменена столбами и арками, что увеличивает площадь и пространство сооружения. Своды крестовые. В соответствии с масштабом собора его архитектура отличается мощной пластикой форм. Лопатки, разделяющие фасады на три прясла, превращены в массивные пилоны, поддерживающие полукружия закомар. Центральный барабан с короной из мелких кокошников окаймляет крупная аркатура. Узкие и высокие окна, в средних пряслах сгруппированные по три, создают иллюзию большей толщины стен. К 1990-м гг. облик памятника и его внутренняя структура были грубо искажены: разобраны главы, устроены дополнительные перекрытия, пробито множество новых оконных проемов. Предпринятое восстановление здания близится к завершению.

Высокая колокольня над входом на монастырский двор возведена в несколько этапов. Два первых яруса, стиля барокко, сооружены в 1758 — 1763 гг., третий, построенный после 1778 г., в 1859 г. был разобран и заменен стройной башней из четырех убывающих по объему восьмериков. Два из них позже утрачены, что сильно исказило пропорции и острый силуэт постройки, служившей в комплексе высотной доминантой.

Основание колокольни прорезано арочными воротами. Сильно крепованные, покрытые рустом фасады украшены парными колоннами, пилястрами и мелкопрофилированными карнизами. На верхней террасе ворот, огражденной каменной балюстрадой, поднимается четверик надвратного храма. В его помещении, обновленном в 1840 г., имеется настенная живопись. Строгая архитектура ярусов звона основана на ритмическом чередовании арочных проемов и ниш.

Никольская часовня построена в 1893 г. по проекту А. С. Каминского в память избрания места для монастыря. Восьмигранная, обработанная ложной аркадой и завершенная куполом, она служит воплощением в малых формах византизирующего направления в архитектуре. Внутри часовни имеются фрагменты масляной живописи.

Государевы, патриаршие и игуменские палаты—двухэтажный кирпичный корпус второй половины XVII в., частично перестроенный и расширенный в XIX ст. Здание, вскоре после постройки несколько увеличенное в длину, сохранило систему прежней планировки и большинство сводчатых перекрытий. Хозяйственные нижние и жилые верхние помещения вытянуты цепочкой вдоль фасада, обращенного на монастырскую площадь, к собору. Сени разделяют их на две группы, где палаты соединяются по анфиладному принципу. С тыльной стороны здания сначала проходил отчасти уцелевший сквозной коридор. С упразднением государевых палат в XVIII в. на их месте, на втором этаже, справа от входа, устроена теплая Успенская церковь, двусветный четверик которой значительно поднимается над кровлей здания. В начале 1850-х гг. корпус существенно обновлен: к храму пристроен обширный северный придел, увеличены окна, прежний кирпичный декор заменен пышными лепными наличниками псевдобарочных форм, фасады оштукатурены. В 1980 —1990-х гг. наружное убранство возобновлено с выявлением исторических напластований.

В западном помещении церкви и в приделе сохранились лепная отделка и масляные росписи середины XIX в.

Двухэтажные Больничный и два братских корпуса, Восточный и Южный, окаймляющие с трех сторон монастырский двор, строились с 1855 по 1858 г. в своеобразно трансформированных формах XVII в. Здания полностью переделаны внутри и отчасти снаружи. Больничный корпус выходил во двор арочной галереей на кувшинообразных столбах, которые перекликались рисунком с лопатками на стенах противоположной постройки. Больница и находившаяся в Южном братском корпусе богадельня имеют в своем составе домовые церкви, поднимающие свои пятиглавия и шатры над восточными торцами зданий. Богаделенный храм, законченный к 1870 г., поставлен на месте юго-восточной угловой башни древней монастырской стены. Южный братский и продолжающий его Новый братский корпус, в 1892 г. занявший место надвратной Водяной башни XVII в., обезличены и надстроены двумя этажами. Лучше других сохранился облик Восточного братского корпуса. Здание большой протяженности, стоящее на понижающемся рельефе, имеет трехчастную структуру и ступенчатый силуэт. Главный фасад расчленен междуэтажным поясом и лопатками, создающими на плоскости однообразный ритм. Монотонность архитектуры несколько снижают нарядные лепные наличники оконных проемов и широкая лента фриза с балясником. Тыльный фасад со щелевидными окнами имеет характер крепостной стены.

Одноэтажные служебные постройки 1850-х гг. — конюшенный корпус, книжная лавка, сторожка — сильно переделаны и частично вошли в современное здание. Стены двух последних, возможно, заключают фрагменты кладки древней ограды. Из более поздних служб осталась просфорная, поставленная около 1890 г. Здания 1870-х гг. на хозяйственном дворе, в том числе странноприимный дом, капитально перестроены.

Обособленный комплекс представляет собой скит, организованный в 1859 — 1860 гг. на новом участке, на берегу пруда. Выстроенный из дерева, он с двух сторон обнесен каменными стенами, с двух других имел деревянную ограду в кирпичных столбах. В состав комплекса входят церковь, дом настоятеля и несколько домиков келий простейшего устройства, с волоковыми оконцами. Состоящие из комнаты с сенями, кельи, уступами примыкая друг к другу, образуют живописные группы.

Одноэтажные служебные постройки 1850-х гг. — конюшенный корпус, книжная лавка, сторожка — сильно переделаны и частично вошли в современное здание. Стены двух последних, возможно, заключают фрагменты кладки древней ограды. Из более поздних служб осталась просфорная, поставленная около 1890 г. Здания 1870-х гг. на хозяйственном дворе, в том числе странноприимный дом, капитально перестроены.

Обособленный комплекс представляет собой скит, организованный в 1859 — 1860 гг. на новом участке, на берегу пруда. Выстроенный из дерева, он с двух сторон обнесен каменными стенами, с двух других имел деревянную ограду в кирпичных столбах. В состав комплекса входят церковь, дом настоятеля и несколько домиков келий простейшего устройства, с волоковыми оконцами. Состоящие из комнаты с сенями, кельи, уступами примыкая друг к другу, образуют живописные группы.

Церковь Петра и Павла в скиту основана в 1860-х гг. Рубленая, обшитая тесом «под руст», она поставлена на высоком подклете с белокаменным цоколем. Двусветный четверик храма и пониженные равновеликие помещения алтаря и трапезной образуют традиционную композицию «кораблем». Несложная декорация ограничивается резными наличниками, подзорами, фризом. Шатровое покрытие храма и двухъярусная колокольня над притвором устроены при восстановлении здания в 1990-х гг.

Смежный со скитом участок занят плодовым садом. Находившийся здесь архиерейский дом сгорел в 1977 г.

Ограда монастыря, созданная в формах псевдорусского стиля, строилась отдельными участками с 1855 по 1866 г. Она включает две башни разобранных крепостных стен XVI —XVII вв.: восьмигранную угловую северо-восточную и квадратную двухъярусную над Святыми воротами. Древняя западная граненая башня, сохранившаяся фрагментарно, в 1838 г. переделана в беседку. Ограда, снабженная разнообразными декоративными башнями с машикулями и зубцами, очень живописна. Наибольший интерес в ней представляет западный участок северного фасада, называемый Палестинской стеной. Обращенная к дороге, ведущей в монастырь, стена по замыслу строителя изображает «горний Иерусалим» в условных иконописных формах. Сходство с живописным прообразом достигается дробностью архитектурных членений и измельченностью элементов декора.

За пределами монастыря, к северу от него, частично сохранился комплекс двухэтажных построек псевдорусского стиля: гостиниц с гостиным двором и скотного двора второй половины XIX в.

Ссылка на основную публикацию