Никольский храм в Пушкино: описание и адрес церкви, история, праздники, как добраться

Никольский храм в Пушкино

Многие паломники и прихожане отмечают необычную атмосферу духовности, чистоты и света в старинном намоленном храме, стоящем на берегу реки Уча в подмосковном городе Пушкино. Никольский храм в Пушкино — удивительной красоты православная святыня, величественная каменная постройка, возрожденная в 21 веке.

История Пушкино

Никольская церковь в Пушкино – самая старинная церковь города Пушкино Московской области.

История Пушкино начинается где-то в далеком XIV веке. Село располагалось на р.Уча по дороге из Москвы в Лавру. Первым владельцем села был боярин Григорий Пушка.

В дальнейшем село Пушкино упоминается как митрополичье владение, а с конца ХVI века как большое патриаршее село.

Иконы в церкви Святителя Николая

Сегодня в Никольском храме находится множество святынь. Особое место среди них занимают старинные иконы. Среди них образа «Спас в Силах» и «Богоматерь Тихвинская». Это самые древние иконы, они относятся к XVII веку.

В храме можно приложиться и к богородичным иконам конца XVII -начала XVIII столетия: Богоматерь «Донская», Богоматерь «Бого-любская», Богоматерь «Страстная», Богоматерь «Казанская». Среди образов этого времени и икона «Спас Вседержитель». Значительная часть храмовых икон относится ко второй половине XIX века. В церкви имеются иконы с частичками мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны, святителей Филарета и Иннокентия Московских.

Саша Митрахович 07:10

Уникальная архитектура Никольского храма в Пушкино

Благодаря неизвестным зодчим прошлых веков размещение храма на возвышенности и в 21 веке идеально вписывается в ландшафт города. Килевидные кокошники украшают пятиглавие, а короновидные наличники являются особой архитектурной изюминкой храма.

Привлекает взор входящих людей и фриз, под которым притаилось обрамление иконы. Тонкие гурты перехватывают пилястры оконных наличников.

Строительство Никольского храма в Пушкино

года Патриарх Адриан приехал в Пушкино осматривать места для строительства нового, каменного, Нимкольского храма взамен древней уже изрядно ветхой церкви. Патриарх желал воздвигнуть новую постройку по образцу храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана в московских Кадашах.

Пушкинский храм возводился два года. В сентябре 1693-го сюда был закуплен колокол, весивший фунтов, т. е. более 330 килограммов. В трапезной нового храма разместили иконы из старой церкви, некоторые из них были выполнены иконописцами еще в 1643 году. Например, храмовый образ святителя Николая Чудотворца, украшенный серебром и басмой. Храм возвели однопрестольным и не отапливаемым — богослужения в нем совершались только летом.

В 1694 году патриарх Адриан освятил новый каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца в Пушкино.

Храмоздатная надпись в Никольском храме в Пушкино

«От мироздания 7200 года, от Рождества же Христова 1692 года, благоволением Всетворца нашего Бога с помощью Пресвятые Девы Богородицы Марии, великан господин Святейший Кир Адриан, архиепископ царствующего града Москвы и всея России и всех северных стран Патриарх, созда сей храм Господень в честь угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая. Строен из домовния патриарший казны. Освяти его чинодейством святейший Адриан патриарх со всем освященным собором в 7202 году месяца июня в 17 день. Бысть же сие во дни православных монархов и благочестивых наших царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича».

Саша Митрахович 07:14

Святыни

Современный храм Николы на горе привлекает прихожан святынями, среди которых святые образа Богородицы «Казанская», «Феодоровская».

Феодоровская икона Божией Матери

Каждый верующий, зашедший в храм, спешит отдать честь и помолиться у иконы Николая Угодника, в которой хранятся частицы мощей святого.

Внутри храма святителя Николая Чудотворца в Пушкино

В храме святителя Николая Чудотворца в Пушкино три престола: главный — в честь святителя Николая Чудотворца, северный — во имя преподобного Сергия Радонежского, южный — во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Также к четверику храма с западной стороны примыкают трапезная и колокольня.

Трапезная достаточно обширна. Она вытянута по оси запад-восток. Из нее можно попасть и в основное пространство храма (четверик, или, на греческий манер, наос), и в оба придела. Стены и своды трапезной расписаны; среди сюжетов, размещенных здесь, можно увидеть «Сошествие Святого Духа на апостолов» (южный свод). «Вознесение Господне» (северный свод), а также другие композиции. При входе в трапезную располагается свечная лавка.

В четверик храма из трапезной ведет широкий проход через арку. Четверик, так же как и трапезная, расписан Особое внимание входящего приковывает деревянный резной иконостас. Его можно назвать четырехъярусным, хотя верхний ярус не совсем обычный: иконы помещены в отдельных медальонах, которые возвышаются над основным объемом иконостаса.

В центральном медальоне — Господь Саваоф. Еще один не совсем обычный элемент иконостаса — позолоченные головы агнцев, которые находятся над царскими вратами и образом «Тайная вечеря». Вместе с позолоченной крылатой головой ангела, размещенной между ними, строго по центру, агнцы составляют особую декоративную композицию. В нижнем — местном — ряду иконостаса, на традиционном месте, правее Христа, находится храмовый образ святителя Николая Чудотворца. По иконографии это тип «Никола Можайский».

В едином стиле с иконостасом основного престола выполнены и небольшие иконостасы приделов. На всем пространстве храма — и в трапезной, и в основной части, и в приделах — полы выложены разноцветной узорчатой плиткой.

Саша Митрахович 07:27

Храм Николая Чудотворца в Пушкино советское время

Храм в честь святителя Николая Чудотворца в Пушкино советские власти постановили закрыть года; церковное здание было решено переоборудовать под клуб. Однако приходу удалось продержаться несколько месяцев, до июня 1940-го, когда старинный храм был все-таки закрыт. В качестве клуба его не переоборудовали, но площади заняли — под вековыми сводами разместился склад колхоза «Вперед».

Никольский храм в Пушкино был разграблен. Сосновые, позолоченные, с резными колоннами и царскими вратами иконостасы сломали. Фрески с «историческими картинами новозаветными» замазали. Иконы, а это были древние образа, особенно в главном иконостасе, относящиеся ко времени постройки храма в конце XVII века, сняли и отправили невесть куда. Наконец, Никольский храм лишился своего «голоса»: с кирпичной колокольни были сброшены колокола и отправлены на переплавку.

Но время вскоре повернуло вспять. В 1947 году храм снова был открыт. В середине — второй половине 1940-х, после некоторого ослабления антирелигиозной борьбы в СССР, отдельные закрытые приходы оказались восстановлены. Приходскую жизнь пришлось возрождать почти с нуля. Из закрытого храма села Болдина Мытищинского района перенесли трехъярусный иконостас. Прихожане приносили в церковь свои домовые иконы. Приобрели и колокола. Никольский храм стал одним из немногих, восстановленных в советское время.

Саша Митрахович 07:33

Никольский храм Пушкино богослужения контакты как добраться расположение на карте

В помощь паломникам и туристам

Богослужения в Никольской церкви в Пушкино проводятся каждый день, за исключением понедельника, с 8.00 до 18.00. Расписание богослужений можно уточнить на сайте церкви.

Богослужение в Никольском храме

Адрес храма Николая Чудотворца: Московская область, город Пушкино, Ярославское шоссе, д. 34.

Добраться до Пушкинской святыни можно общественным транспортом, доехав электричкой до станции «Пушкино», далее автобусом 22 до Ивантеевского поворота. От станции метро «ВДНХ» ходит автобус № 451.

Полюбоваться белоснежной церковью с пятью голубыми куполами и наполниться духовностью заезжают прихожане, проезжая по Ярославскому шоссе в сторону Москвы.

Благодаря стараниям настоятеля церкви, протоиерея Иоанна Герасимовича в храме ощущается атмосфера духовности, теплоты, открытости и особого приема, что отмечается в отзывах большинства посетителей.

НИКОЛО-ПРОЗОРОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

Храм в честь святителя Николая Чудотворца в поселке Николо-Прозорово, 2018 год. Фото с сайта Соборы.Ru

Храм в честь святителя Николая Чудотворца в поселке Николо-Прозорово Мытищинского благочиния Московской епархии

  • Престолы: свт. Николая Чудотворца (главный), Рождества Иоанна Предтечи и прп. Марии Египетской
  • Адрес: Россия, 141052, Московская обл., Мытищинский район, пос. Николо-Прозорово, ул. Никольская, д. 1
  • Официальный сайт: http://nikolo-prozorovo.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    В первой половине XVI века село называлось Шипилово и принадлежало князю Василию Семеновичу Серебряному. С 1585 года село стало пустошью.

    В первой четверти XVII века князьями Прозоровскими здесь была вновь выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, и с этого времени село Шипилово стало называться Никольским.

    В 1792 году на месте деревянного Никольского храма по заказу владельца села князя Андрея Ивановича Прозоровского был построен из кирпича новый одноименный храм, содержащий уже три предела. В клировых ведомостях за 1798 год записано, что церковь во имя Николая Чудотворца имеет также приделы: в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь преподобной Марии Египетской. Автором постройки храма считают М.Ф. Казакова или архитектора его школы. Вблизи западного портала церкви была возведена трехъярусная, в классическом стиле, колокольня.

    К 1909 году храм значительно обветшал и требовал ремонта. К этому времени росписи стали осыпаться, потемнел иконостас. Храм собирались ремонтировать, но с началом Первой мировой войны капитальный ремонт отложили до ее окончания.

    По причине революционных событий 1917 года реставрационные работы так и не состоялись. В 1936 году храм окончательно был закрыт, колокольня и здание сторожки разрушены. В советское время здание церкви числилось как прилегающее к усадьбе, в которой располагались общежитие, а затем дом отдыха.

    В 1980-х в здании храма проводились реставрационные работы трестом “Мособлстройреставрация” по проекту архитектора М.Н. Айзенберга. В ходе работ был несколько обновлен фасад здания, но внутри работы не проводились.

    Деятельным участием священника Владимира Симакова в январе 1993 года была зарегистрирована община церкви Николая Чудотворца. В течение последующего года шло согласование о передаче храма в пользование церковной общине.

    С 1995 года в храме возобновились пока эпизодичные богослужения. Регулярными богослужения стали только с 1998 года. В это время храм был переведен из Пушкинского в Мытищинское благочиние.

    В июне 2002 год община была зарегистрирована как местная православная религиозная организация прихода Никольской церкви поселка Николо-Прозорово. Началось строительство домов причта, обустройство храмовой территории.

    В июне 2004 года на территории причта построена деревянная купель в честь святителя Феофана Затворника.

    С лета 2004 года при приходе преимущественно на благотворительной основе действует летняя православная дача для детей из православных семей.

    Также на территории храма был сооружен небольшой деревянный Крестовоздвиженский храм-часовня, освященный в декабре 2005 год благочинным церквей Мытищинского округа протоиереем Димитрием Оловянниковым в сослужении духовенства благочиния.

    С 2007 по 2008 год по проекту архитектора П.П. Пенчукова на прежнем историческом месте воссоздано здание колокольни.

    30 марта 2008 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) были освящены все три придела: главный – в честь святителя Николая Чудотворца, и боковые – в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобной Марии Египетской.

    На территории, прилегающей к храму, находятся две купальни. Первая, на приходском подворье, освящена в честь святителя Феофана Затворника, а вторая – освящена в честь святителя Тихона Задонского.

    Церковь Святителя Николая Мирликийского

    Первые письменные свидетельства о с. Пушкино относятся к 1401 г., когда в духовной грамоте серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (1358-1410) – того, кто ударом засадного полка решил победу на поле Куликовом, – было упомянуто село на р. Уче, переходившее в руки его сына Андрея Владимировича (после 1372-1426), с 1410 г. – удельного князя Радонежского.

    Впервые село под названием Пушкино фигурирует в описании 1498 г. уже как владение митрополичьего дома. Тогда здесь насчитывалось 16 дворов. В 1-й четверти XVI в. в состав владения митрополита входили с. Пушкино и окружающие его 25 деревень. В середине века возле Пушкина образовалась слободка с 29 бобыльскими дворами.

    В 1571 г. владение митрополичьего дома было разорено при набеге хана Девлет-Гирея на Москву.

    Деревянный Никольский храм, построенный «клецки», впервые упоминается в документах как «строение патриаршее» в 1585 г.

    В этом храме во время своих «походов» молились следовавшие из Москвы патриархи Филарет, Иосиф, Никон, Иоаким (здесь был «первый стан», то есть первая остановка в пути). Ныне существующая Никольская церковь построена в 1692-1694 гг. по указанию патриарха Адриана.

    Он сменил почившего патриарха Иоакима на первосвятительской кафедре в августе 1690 г., когда был уже немолод – родился в 1627 г. Был архимандритом кремлевского Чудова монастыря, а с 1686 г. – митрополитом Казанским. Он вполне разделял убеждения патриарха Иоакима, его избрали на патриаршество приверженцы старомосковской партии в противовес кандидату молодого царя Петра – митрополиту Псковскому Маркелу, известному своими прозападными взглядами.

    Избрания Адриана желала и царица Наталья Кирилловна Нарышкина, почитавшая его за благочестие и высокодуховную жизнь. Пётр подчинился матери, но стало ясно, что единомыслия между патриархом и царём-западником не получится. В речи при интронизации Адриан чётко сформулировал основные принципы своей будущей деятельности: борьба со старообрядческим расколом и западными – латинскими и протестантскими – влияниями.

    Патриарх, обличая западничество Петра I, не выступал резко, так как понимал, что в единстве церковной и светской власти – залог мира в государстве и церковной жизни. Тем не менее Адриан решительно осуждал насаждаемые Петром западные обычаи: брадобритие, курение табака и прочее, за что грозил церковным отлучением. А здравые инициативы царя находили поддержку у предстоятеля Русской Церкви: Патриарх Адриан благословил азовские походы Петра.

    Но престарелый, немощный от болезней патриарх (с 1696 г. частично парализованный), которому государь оказывал лишь внешние знаки уважения и к голосу которого мало прислушивался, уже не мог изменить направление жизни русского общества, которое молодой царь властно погнал в сторону Европы. Тем не менее Адриан сопротивлялся противным духу православия начинаниям. Он отказался насильственно постричь в монашество отверженную жену царя Евдокию Лопухину, после чего между государем и первоиерархом отношения значительно ухудшились. Адриан не согласился, несмотря на требование царя, расстричь тамбовского епископа Игнатия, одобрительно отзывавшегося о сочинениях Григория Талицкого, в которых тот называл Петра «антихристом».

    Отношения окончательно испортились после того, как Адриан явился к Петру с иконой печаловаться, по давнему обычаю, за приговорённых к смертной казни участников стрелецкого бунта 1698 г. Царь прогнал первосвятителя.

    С этого времени патриарх Адриан, тяжело переживавший перекраивание России на западный манер, слёг и последние годы почти безвыездно провёл в подмосковном Николо-Перервинском монастыре, где и скончался в октябре 1700 г.

    Царь Пётр два десятилетия откладывал избрание нового патриарха, затем и вовсе упразднил патриаршество, заменив его синодальным правлением.

    По описанию 1714 г., при церкви имелась библиотека, насчитывавшая 34 тома (больше, чем в среднем в храмах Московского уезда).

    В 1-й четверти XIX в. построена трёхъярусная колокольня.

    Село росло, увеличивалось и число прихожан. Уже не все верующие могли войти в храм в праздничные дни, многим приходилось молиться, стоя на паперти и на церковном дворе. Настоятель храма о. Дмитрий Сперанский начал собирать средства для расширения храма.

    В 1874 г. по проекту архитектора Николая Павловича Милюкова (1825-?) была построена трапезная, в которой освящены престолы Преподобного Сергия Радонежского (на северной стороне) и Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (на южной).

    Много жертвовал церковный староста, купец Н.И. Авученков. Шатёр колокольни перестроен в 1884 г. по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина (1828-1913). Построена и каменная ограда с воротами.

    На средства Б.А. Медынцева устроена каменная лестница от Троицкой дороги к колокольне.

    На средства Армандов рядом с храмом была построена богадельня.

    В Пушкино родился о. Михаил Михайлович Ежов. В юности он бывал у о. Алексия Зосимовского в 1903 г. на торжествах в Сарове.

    В 1907 г. по благословению 112-летней монахини Зачатьевского монастыря Сары, предсказавшей ему священство, ушёл в Оптину, где стал послушником схиархимандрита Варсонофия. Тот скончался в Голутвином монастыре в 1913 г., Михаил привёз его тело в Оптину Пустынь.

    В 1914-1917 гг. пережил фронт, голод, холод, тиф. Возвратился в Пушкино, окончил пастырские курсы.

    В 1948 г. в Сыктывкаре стал диаконом, а в Архангельске – священником. Написал воспоминания об Оптиной пустыни и «Канон Божией Матери, читаемый в душевной скорби». Скончался на 85-м году жизни 26 апреля 1967 г. в Калужской епархии.

    Около 1926 г. в Пушкино перебрались из Новгорода игумений Сергия и Иоанна (Екатерина и Наталия Борисовны Мансуровы), основательницы Сергиевского женского монастыря в Риге и Преображенской пустыни под Митавой (Елгавой). Сергия в 1927 г. умерла в Пушкино (её прах в 1980-х гг. перенесён в Преображенскую пустынь). Игуменья Иоанна последние годы жила, скрываясь, в г. Геническе.

    С 1934 г. до своего ареста в 1938 г. (реабилитирован в 1939 г.) в храме с. Пушкино служил известный всей Москве протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870-1951). Его запечатлел художник Павел Дмитриевич Корин в картине «Уходящая Русь». Михаил Кузьмич родился в с. Гребнево в семье священника. Окончил семинарию в 1891 г., а также вокальные курсы при филармонии.

    С 1910 г. служил диаконом во многих московских церквах, в том числе в храме Христа Спасителя.

    В середине 1940 г. храм был закрыт и разграблен, погибло его внутреннее убранство.

    В 1947 г., после настойчивых обращений прихожан, возвращён верующим. Церковной общине пришлось заново восстанавливать весь интерьер. Трёхъярусный иконостас привезли из закрытого храма в с. Болтино Мытищинского района. Прихожане приносили из дома иконы, приобрели новые колокола.

    При церкви сохранилось старое кладбище, которому более 300 лет.

    Здесь похоронены настоятели церкви – протоиерей о. СП. Полиевктов (1931), о. С.Д. Сокольский (1938), а также купец В.И. Камзолкин -дед художника Е.И. Камзолкина.

    У Никольской церкви похоронен Николай Петрович Бахрушин (1854-1927), потомственный почётный гражданин, выборный Московского Биржевого общества и Московского купеческого сословия, председатель Совета и попечитель Александро-Мариинского Замоскворецкого училища и начальной школы при фабрике «Товарищества Алексея Бахрушина Сыновей», основатель школы имени П.А. Бахрушина, член Московского общества любителей рыболовства. Его сын Николай погиб в 1929 г в лагере на Соловках, дочь Елена, сестра милосердия в Первую мировую войну, погибла в 1942 г. от голода в блокадном Ленинграде, дочери Мария и Елизавета (1893-1934, похоронена у Никольской церкви в Пушкино), также были сестрами милосердия в Первую мировую войну. За северной церковной оградой находятся две могилы: местного фабриканта Евгения Ивановича Арманда (1890) и его жены М.Ф. Арманд (1901).

    К концу XVII в. в Пушкино было 26 дворов крестьян и бобылей, 14 дворов деловых работных людей, бывших на жалованье, 3 двора кузнецов, 5 дворов плотников, 2 двора рыбаков и 2 – сторожей. В начале XVIII в., кроме двора приказчиков и бывшего патриаршего двора, в селе имелись 102 двора крестьян. К концу века Пушкино располагалось по обеим сторонам р. Учи. Во 2-й половине XVIII в. начали развиваться ткацкие промыслы: крестьяне на домашних станах производили шерстяное сукно, кушаки, шёлковые платки.

    В 1764 г. Пушкино стало экономическим селом. Его жители «большею частию промышляют в Москве извозчеством, подрядами и торгом, также имеют при домах своих постоялые дворы». Ведь Пушкино находится на дороге к Троице-Сергиеву монастырю (нынешнее Ярославское шоссе), мимо днём и ночью следовали экипажи и пешие паломники, которых к концу XIX в. стало до миллиона в год.

    Начало промышленного развития села и ближайшей округи приходится на 1-ю половину XIX в.

    В 1812 г. в Пушкино существовал медный завод, производивший в год более 1 тыс. пудов труб, кубов (емкостей), латуни и проволоки.

    В 1843 г. имелось суконное заведение И.И. Брумлея, на котором было занято 144 рабочих. К.Ф. Фавор в 1844 г. основал в устье р. Серебрянки, при слиянии её с Учей, шерстоткацкую фабрику. Она одной из первых в Московском уезде была оснащена механическими ткацкими станками, которых в начале 1850-х гг. имела 150.

    Вскоре фабрика перешла в руки Евгения Ивановича Арманда, который расширил ткацкое и красильное отделения, построив для них новые каменные помещения.

    Родоначальником российских Армандов был Поль Арманд (1760-1835), прибывший в Россию в конце XVIII в. Осев в Москве, он открыл на Кузнецком мосту магазины галантереи и модной одежды.

    В 1812 г. по приказу московского генерал-губернатора Ф.В. Ростопчина (1763-1826), в связи с приближением Наполеона, всех иностранцев депортировали из Москвы. Арманды на барже плыли в Ярославль, глава семейства дал сопровождавшему их офицеру расписку в том, что претензий к властям не имеет и что обращение с вынужденными переселенцами было прекрасное.

    После изгнания наполеоновских войск из России Арманды возвратились. Однако Поль Арманд был разорён, он умер в 1835 г. и похоронен на Введенском кладбище в Москве. Его сын Жан Луи Арманд (1786-1855) принял российское подданство и православие и стал величаться Иваном Павловичем. Как и отец, он занимался торговлей, был купцом 3-й гильдии. Вместе с женой Мари Барб (1780-1872) упорным трудом восстановил дело.

    В 1809 г. у него родился сын Евгений, который после получения образования приобщился к красильному делу и работал мастером на шерстоткацкой фабрике французского предпринимателя К.Ф. Фавора.

    В 1853 г. началась Крымская война, в которой против России выступили Франция, Англия, Турция и Сардиния. Французский подданный К.Ф. Фавор был выслан из России. Его фабрику приобрёл Евгений Иванович Арманд (1809-1890).

    В 1854 г. на ней работало 144 человека. В 1859 г. в полуверсте вверх по Серебрянке Арманд выстроил двухэтажный каменный корпус новой самоткацкой фабрики, каменное здание газового завода и проложил от станции шоссе (в наше время Московский проспект). В 1861 г. на предприятиях Арманда было занято 570 рабочих, оборот капитала составлял 180 тыс. руб.

    В том же году Арманд расширил новую самоткацкую фабрику, выстроив второй каменный корпус. На ней было занято 150 человек. На предприятиях Арманда работали крестьяне Пушкина и близлежащих селений, треть составляли пришедшие в поисках работы жители других уездов и даже губерний. Единственная спальня при фабрике была рассчитана на 50 человек, остальные жили в своих домах либо снимали угол у окрестных крестьян. На предприятиях Арманда, оснащённых восемью паровыми машинами общей мощностью в 273 л.с, в конце XIX в. работало уже 1200 человек, оборот капитала составлял 900 тыс. руб.

    На средства Евгения Ивановича в с. Пушкино были открыты школа (1869), больница для рабочих (1884) и библиотека (1890). Е.И. Арманд умер 23 мая 1890 г. на 81-м году жизни. Через два месяца, 15 июля 1890 г., скончалась его жена Мария Францевна. Оба похоронены на погосте Никольской церкви с. Пушкино.

    Дело перешло к сыновьям – Евгению, Эмилю и Адольфу. Прежняя мануфактура стала называться «Торговый дом Евгения Арманд с сыновьями». Главой большой семьи Армандов стал старший из братьев, Евгений Евгеньевич, потомственный почётный гражданин и мануфактур-советник. Почётное гражданство в России введено в 1832 г. взамен именитых граждан – сословной категории, выделенной в 1785 г. Оно было потомственным или личным.

    Пушкино многим обязано семье Армандов. На их средства был построен первый вокзал, проложено шоссе, создан посёлок для рабочих из 50 благоустроенных домов. Они построили больницу, школу, богадельню при Никольском храме. В их доме собиралось культурное общество со всей округи. 40 лет существовал домашний театр, приобщавший всё новые поколения сельской интеллигенции и рабочих к искусству.

    Революция и последовавшее за ней разорение, смерть старших представителей рода не смогли погасить стремления семьи к служению людям. Во время разрухи и голода жена Льва Эмильевича Арманда, Лидия Марьяновна, создала в усадьбе «Вынорки», которой в начале XX в. владел В.Э. Тальгрен (современное название «Зверосовхоз», между Пушкино и Красноармейском; рядом, в пос. Жуковка, сохранилась усадьба П. С. Карцева) школу-интернат, отличавшуюся высоким уровнем преподавания, возможностью всестороннего развития способностей, полным самообслуживанием и самообеспечением.

    Школа существовала до 1924 г. и закрыта инспекцией, которая вынесла приговор: «Вся группа, и детей и взрослых, приучается стоять над жизнью, отделяется от неё, обособляется в своего рода орден людей, понимающих друг друга и тесно связанных этим пониманием». Один из педагогов, толстовец О.В. Поль, замучен в застенках как религиозный фанатик. Сама Лидия Арманд в 1931 г. умерла в ссылке в Казахстане. Дети были разосланы по другим колониям, усадьба перестроена, в ней открыт питомник для норок и лис-чернобурок.

    В Пушкино на улице Арманд сохранился дом, который занимал Е.Е. Арманд, его дети с семьями жили в двухэтажной части дома.

    В 1840-1850-х гг. промышленным центром стало расположенное близ Пушкино с. Никольское-Кудрино (в наше время в черте города). Здесь на правом берегу Учи существовала бумагопрядильная фабрика Н.А. Небольсина. Бумагопрядильную фабрику А.И. Барановой вместе с имением приобрёл купец И.Ф. Прохоров и устроил здесь суконное производство.

    В 1880 г. фабрику купило Товарищество суконной мануфактуры (Г.К. Дюпюи, М.Е. Попов, Н.А. Алексеев). Она занимала участок земли в 10 десятин. На нем располагались фабричный корпус с пристройками и жилые строения для рабочих. В основном оснащённая ручными ткацкими станками, фабрика имела одну паровую машину в 36 л.с. В зависимости от времени года число рабочих колебалось от 350 до 500, среди них многие являлись жителями других уездов и губерний. В отличие от предприятий Арманда, более половины рабочих жили при фабрике, размещаясь либо в особых спальнях, либо в самих мастерских.

    Условия труда и быта рабочих на фабриках Пушкина и Никольского-Кудрина были такими же, как и на большинстве других ткацких предприятий России. Рабочий день продолжался с 5 часов утра до 8 вечера. На обеих фабриках широко применялся труд малолетних и подростков.

    Так, в 1880 г. на фабрике в с. Никольском-Кудрине они составляли четвёртую часть всех работающих, на одной из фабрик Е.И. Арманда – половину. Заработная плата была низкой: мужчина получал 13-15 руб. в месяц, женщина – 7-8 руб., подросток – 5-7 руб.

    В 1868 г. в Пушкине было открыто земское училище, под него выстроили специальное здание, состоящее из одной классной комнаты.

    Обучались дети в возрасте от 8 до 14 лет, проживавшие как в самом селе, так и в д. Новой.

    В 1882/83 учебном году училище посещали 33 мальчика и 17 девочек.

    В 1890 г. на средства Е.И. Арманда открылась библиотека.

    В Пушкино были две фабричные больницы. Одну из них, на 18 коек (4 родильных и 14 общих), открыл в 1884 г. Адольф Арманд и назвал Андреевской в память об умершем сыне. Так в селе появилось первое лечебное заведение. В 1889 г. выстроено инфекционное отделение (4 койки). Первым врачом был Успенский, его сменил А.Л. Коль, ставший впоследствии зятем Армандов. Другая больница, на 6 коек, была на фабрике в Никольском-Кудрине. В 1913 г. появилась земская больница.

    Со строительством железной дороги и открытием ст. Пушкино окрестности стали дачным посёлком. Уже в 1890-х гг. вдоль станции в окружении елового леса насчитывалось до 700 дач. Эта часть Пушкина была, главным образом, сезонным поселением. Здесь имелись маленькое озеро, общественные парки и летний театр, построенный в 1896 г. На его сцене; сдаваемой на лето в аренду различным антрепренёрам, ставились оперы, оперетты, разыгрывались фарсы, водевили, устраивались концерты.

    К концу XIX в. в целом выявилась территория будущего города, охватывавшая три части: Пушкино-село, Пушкино-промышленное, включавшее предприятия с фабричными посёлками, Пушкино-станцию с примыкавшим к ней дачным посёлком. Были и роскошные дачи-дворцы (например дача финансиста Ф.Ф. Берга, построенная в 1912 г. по проекту архитектора Игнатия Игнатьевича Нивинского, 1880-1934, в наше время тубдиспансер), и скромные, как дача Рабенека, в которой в наше время размещается историко-краеведческий музей, или дача протоиерея Петра Алексеевича Преображенского, редактора «Православного Обозрения».

    В дни революции 1905-1907 гг. первый митинг рабочих с требованиями улучшения жилищных условий, повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня состоялся 6 ноября 1905 г. А в декабре того же года рабочие фабрик Пушкина и Никольского-Кудрина примкнули к всеобщей политической забастовке.

    Возникло несколько пропагандистско-агитаторских кружков: в Пушкине (24 человека), Ивантеевке (25 человек), Невзорове (7 человек). В 1906 г. в квартире Н.П. Буланова, находившейся при входе на фабрику, по решению партийного кружка была организована подпольная типография, в которой печатались прокламации.

    В 1907 г. на фабрике Арманда произошли две забастовки.

    В 1907 г. организовалось Товарищество Е. Арманд с сыновьями, объединившее механическо-ткацкую и красильно-отделочную фабрики, с основным капиталом в 800 тыс. руб. и числом рабочих в 1800-2000 человек.

    В 1915 г. Арманды продали ткацкую фабрику рижскому акционерному обществу «Льноджут». Из Риги в Пушкино было перевезено новое оборудование, и фабрика стала выпускать мешковину и верёвки.

    После Февральской революции, сразу же по возвращении из эмиграции, Инесса Арманд посетила Пушкино, где встретилась с революционно настроенными рабочими. Под её влиянием в апреле 1917 г. в Пушкине был создан Совет рабочих депутатов. Вскоре в него вошли также депутаты 190-го полка, стоявшего подачам в пос. Клязьма. Председателем Совета рабочих и солдатских депутатов был избран ГА. Быков.

    1 мая 1917 г. состоялся митинг, рабочие требовали передать власть Советам.

    После революции, лишившись имущества, потеряв высокое общественное положение, Арманды не покинули Россию. Старший сын Александра Евгеньевича, Фёдор, в Первую мировую войну был лётчиком, его брат Александр сражался на фронтах гражданской войны, дочь Инна много лет работала в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, другая дочь, Варвара, -художник в текстильной промышленности. Внучка «товарища Инессы» Елена Арманд стала сподвижницей Сахарова. Сын Льва Евгеньевича Давид Арманд (1905-1976) – доктор географических наук, профессор.

    architectstyle

    Архитектурный стиль

    Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

    Никольский храм в Пушкино

    Оригинал взят у sergeyurich в Никольский храм в Пушкино

    Величественный каменный храм в подмосковном городе Пушкино заметен издали. Его удачное местоположение на высоком берегу реки Уча придает ему еще больше величественности, а строгие архитектурные формы основного здания с пятиглавием синих, испещренных золотыми звездами куполов, навевают образы седой старины.

    Каменный храм Николая Чудотворца в домовом патриаршем селе Пушкино на Троицкой дороге начал строится в 1693 году. Согласно книгам Патриаршего приказа место для его строительства перед переправой на правом берегу Учи было выбрано лично патриархом Адрианом (ум. в 1700 г.) 24 апреля 1693 года.
    В старинных рукописях указывается 7200 год. Братья Холмогоровы, переводя год с юлианского летоисчисления на григорианское, верно отняли от даты 5508 и получили 1692 год (См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах XVI XVIII ст. Вып. 5. Радонежская десятина. – М., 1886. С.65 ). Но они не учли, что по русскому календарю новый 7200 год начинался 1 сентября 1692 г. и заканчивался 31 августа 1693 г. Указание на то, что патриарх посетил Пушкино в апреле, заставляет скорректировать дату закладки храма и датировать ее именно 24 апреля 1693 г.

    Позднее патриарх принял личное участие и в выборе архитектурных форм завершения пушкинского храма. 4 сентября следующего 1694 года он посетил московскую церковь Космы и Дамиана Ассийских, что в Кадашах, 1655 – 1656 гг. постройки «…для досмотру иконостаса и на церкви глав, которых строить в московском уезде, в домовом патриаршее селе Пушкине, в новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца» (См.: Холмогоровы В. и Г. Указ. соч.).

    Село Пушкино на почтовой карточке 1911 г.:

    Пятиглавый московский Космодамианский храм, послуживший образцом для постройки Никольского храма в Пушкине, стоял на месте современного сквера у дома на Большой Полянке (дом №4) – на месте бойкой торговли рядом с переправой через топкую старицу Москвы-реки и был разрушен в середине 1930-х годов.

    17 июня 1695 года каменный Никольский храм в селе Пушкино был освящен патриархом Адрианом. У храма была построена отдельно стоящая, видимо, деревянная колокольня с двадцатипудовым колоколом. Но в том же году она сгорела.

    Искусствовед и историк архитектуры М. А. Ильин следующим образом описывал архитектурные достоинства Никольского храма: «Кубический основной объем храма с рядом килевых кокошников и хорошо поставленным пятиглавием, на первый взгляд, может показаться рядовым среди одновременных собратьев. Но если хорошо приглядеться, взгляд уловит своеобразие короновидных, весьма необычных наличников, «притаившееся» на западной стороне под фризом восьмигранное обрамление для установки иконы и необычный характер пилястр наличников окон, перехваченных во многих местах тонкими гуртами» (См.: Ильин М. А. Путь на Ростов Великий: от Москвы до Александрова. – М., 1973. С. 15).

    Богатая храмовая утварь с иконами, писанными домовыми патриаршими иконописцами во главе с Федором Никитичем Рожновым, была подробно описана в 1702 году (См.: Холмогоровы В. и Г. Указ. соч. С.66-69).

    Трехъярусная колокольня и трапеза были пристроены к основному объему старинного храма в начале XIX века.

    Фотографии до перестройки колокольни в 1884 году:

    Когда в 1862 году была введена в действие железная дорога Москва – Сергиев Посад и открылась станция Пушкино, район стал популярным дачным местом.

    Количество прихожан значительно увеличилось, и храм стал тесен для паствы. Поэтому в 1868 году церковный староста местный мещанин Н. И. Авученков инициировал сбор средств на пристройку к основному объему храма Иоанно-Богословского (южного) и Сергиевского (северного) приделов.
    Строительство придельных церквей началось в 1874 году по проекту архитектора Н. П. Милюкова (да –да, отца того самого П. Н. Милюкова – одного из основателей партии кадетов, известного русского историка и политического деятеля).

    В 1884 году построенная в начале XIX века классическая колокольня храма была переделана в псевдорусском стиле (с явной отсылкой на ярославское зодчество XVII века).

    Открытки (почтовые карточки) 1912 г.:

    Перестройка колокольни проводилась по проекту архитектора Н. В. Никитина, известного своими работами по открытию позакомарного покрытия Дмитровского собора во Владимире и работами по оформлению залов московского Исторического музея.

    В 1911 году пол храма был выстлан метлахской плиткой, сохранившейся до нашего времени. Дата настилки указана у входа в храм.

    В середине 1940 года церковь была закрыта и разграблена: сломан иконостас, сняты иконы, замазана стенная роспись, сброшены колокола. Здание стало использоваться под склад пушкинского колхоза «Вперед». Но уже в 1947 году храм вернули верующим и более не закрывался. В 1960 г. он был признан памятником архитектуры и поставлен под государственную охрану.

    Современные фотографии храма:

    Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме

    Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (Церковь Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского) — православная церковь в стиле модерн в посёлке Клязьма (современный микрорайон города Пушкино) Московской области. Храм построен купцом 2-й гильдии Иваном Александровичем Александренко на свои средства. Вместе с храмом Гребневской иконы Божией Матери храм образует Спасо-Гребневский приход.

    Содержание

    История

    Храм построен купцом 2-й гильдии Иваном Александровичем Александренко на свои средства. Первоначально предполагался к освящению как Николо-Алексиевский, и по ряду сведений так и не успел стать освящённым — революция помешала началу богослужений.

    В 1938 году настоятель храма митрофорный протоиерей Леонид Флоренский был арестован и в 1939 году сослан в Караганду (Казахстан). Умер отец Леонид в Караганде примерно в 1940 году.

    В советские годы служил общежитием, складом, на 3-х этажах были устроены коммунальные квартиры, пионерлагерь, склад декораций Московского театра им. Островского.

    Открыт в 1989 году, освящён как Спасский и отреставрирован.

    В 2007 году сгорела относящаяся к Спасской церкви летняя деревянная церковь Гребневской иконы Божьей матери, заложенная в 1900 году. В настоящий момент (2016 год) ведётся строительство новой (уже каменной) церкви. Новая церковь состоит из двух этажей: верхний (надземный) этаж этой церкви представляет собой храм в честь Гребневской иконы Божией матери (надземный храм в честь Гребневской иконы Божией матери пока недостроен (2016 год) и в нём пока ещё не ведутся службы); на нижнем же (подземном) этаже расположен храм в честь святого преподобного Александра Свирского, где в настоящее время проходят богослужения.

    Современное состояние

    С 1989 года здание храма передано местной православной религиозной организации для богослужений. 19 декабря 1989 г. (на праздник святителя Николая) в храме был совершен первый водосвятный молебен – первое богослужение в истории Спасского храма. На это событие прибыли священники из Никольского храма г. Пушкино и Покровского храма поселка Черкизово. Храм окропили святой водой – так состоялось малое освящение храма.

    Первым священником стал игумен Петр (Кучминский) – с Пасхи 1990 г. (апрель) по январь 1991 г. Он совершил первую Божественную литургию. До него со времени открытия храма в 1989 г. совершались только молебны, литии и панихиды.

    Весной, 5 марта 1991 г. о. Петра сменяет иеромонах Сергий (Амуницин), который служит до сего дня, но уже в сане игумена.

    С передачей Спасского храма общине верующих началась его реставрация.

    Заменена электропроводка, произведен настил полов (мрамором в алтаре, плиткой в храме), церковь снаружи и внутри отштукатурена и побелена, проведено газовое отопление. На звоннице установлены 15 колоколов, расписан притвор, заменено покрытие главки, ремонт подвала, замена ветхих оконных заполнений, сделан и вызолочен иконостас с иконами.

    Приблизительно половина всех майоликовых плиток утрачена, поэтому изображения и декор на майоликовых панно в разной степени утеряны. Многочисленные попытки провести работы по восстановлению повреждений майоликового фасада не увенчались успехом в связи с утратой технологии покрытия майоликовой плитки атмосферно-устойчивыми глазурями.

    Некоторые из утраченных изображений и декор восстановлены/дополнены с помощью красок при реставрации.

    Описание

    Церковь представляет собой кубический храм, завершённый главкой на горке кокошников, с пристроенной с запада звонницей на 15 колоколов, украшенный майоликовыми панно.

    Храм является любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна), построенным в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914), ученика Васнецова, в 1913—1916-е годы. О годе основания свидетельствует различимая снизу надпись старинной вязью на изразцовой ленте барабана.

    Восьмигранный световой шатер с ансамблем кокошников, плавно сужающихся кверху, пониженные «приделы» боковых фасадов с шатровым завершением, удлиненный световой барабан с главой в виде шлема, полукруглый алтарь, пониженная переходная галерея, оригинально устроенная звонница с входом в храм под ней, расположенная над входом.

    В прошлом зеленая черепица, насыщенные холодной цветовой гаммой керамические панно и широкая изразцовая арка портала были призваны создавать неповторимый, красочный облик храма – редкого, любопытного, интересного памятника архитектуры.

    Церковь является первой в России железобетонной церковью, что открыло новую эпоху в церковном строительстве.

    Деятельность прихода

    При храме действует воскресная школа и молодежный хор, а также кружки рукоделия, библиотека, аудио- и видеотека.

    Святыни

    • Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей
    • Икона святителя Феодосия Черниговского с частицей мощей
    • Икона великомученицы Варвары с частицей мощей
    • Икона святого преподобного Никиты Столпника Переяславского с частицей мощей
    • Икона святого преподобного Александра Свирского с частицей мощей

    Престольные праздники

    10 августа – Гребневской иконы Божией Матери.

    Как добраться

    Адрес: Московская обл., г. Пушкино, мкрн. Клязьма, ул. Лермонтовская, 20

    Проезд из Москвы: Электропоездом с Ярославского вокзала до cт. «Клязьма».

    Телефон: +7 496 537-87-20

    Паломнику

    Суббота – утреннее богослужение с 7.00, всенощное бдение с 17.00.

    Воскресенье – утром исповедь с 7.00, часы в 7.30, литургия в 8.00.

    Так же богослужения совершаются во все праздничные дни.

    Видео




    История храма в Звягино

    This slideshow requires JavaScript.

    Село Звягино известно еще с XVI века, когда оно в 1558 году принадлежало Троице-Сергиеву монастырю.


    Около 1615 года в Звягино появилась новая церковь, которая была перенесена из соседнего Черкизово. Сохранилось описание той церкви: «церковь Покров святей Богородицы, древяна, клетцки, да придел Николы чудотворца; а церковное строение – монастырское». Перенесенная церковь, при кладбище, была освящена в честь Сретения Господня, а к 1680 году при ней уже значились два придела – Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. В 1729 году звягинскую церковь решено было передать другому приходу, в Жегалово, на место сгоревшей церкви. Жители Жегалово узнали, что «имеется в селе Звягине церковь Божия – излишняя», поэтому просили «оную церковь перевесть во оный приселок», в Жегалово, что и произошло в 1730 году, когда было велено в Жегалове «Троицы Сергиева монастыря архимандриту Варлааму новопостроенную церковь Николая Чудотворца освятить…».

    В 1772 году одним из сподвижников Екатерины Великой, сенатором и камергером Григорием Григорьевичем Протасовым было решено построить в Кудрине каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделами Зачатия св. Анны и святителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. А «до устроения же оной каменной церкви, чтобы прихожане не лишились слушания службы Божией, дозволено перенесть в сельцо Кудрино ветхую деревянную церковь из села Звягина, прибавить к ней нового леса и поставить. Согласно этому дозволению, ветхая церковь из села Звягина в сельцо Кудрино перенесена, поставлена на отведенном из земли Протасова кладбище, освящена во имя Николая Чудотворца, к ней причислен Звягинский приход, определены священник, диакон и дьячок, и для них отмежевано указанное число земли».

    Однако через пять лет крестьяне звягинских приходских деревень Тарасовки и Черкизова жаловались, «что причт Николаевской в Кудрине церкви владеет бывшим при церкви в Звягине кладбищем и отведенною землею, причиняя тем им убытки и разорение». «По местному преданию», церковь Николая Чудотворца в Кудрине сгорела, и к 1806 году два сельца, Кудрино и Звягино, значатся в Пушкинском приходе.

    В 1895 году в деревне Звягино построили земскую начальную школу.

    Есть версия, что в Звягино церквей изначально было три: одна Покровская, другая – Никольская и третья – Сретенская. Две последних были перенесены, а Покровская осталась.

    По местному преданию еще в XIX веке на одном из холмов Звягино высилась деревянная церковь. По сохранившимся документам в 1914 году стараниями сельского

    Проект часовни в деревне Звягино 1912 года

    старосты И.И. Калачева была выстроена новая церковь взамен ветхой старой, так как тоже была освящена в честь Покрова Божией Матери. Служба в этой деревянной церкви продолжалась вплоть до октября 1936 года, когда при настоятеле преподобноисповеднике архимандрите Гаврииле Мелекесском (Игошкине (1888–1959 гг.)) её сожгли комсомольцы.

    Новейшая история Покровского храма

    6 мая 2012 года состоялся пасхальный молебен возле памятного креста на месте уничтоженной большевиками Покровской церкви в микрорайоне Звягино г. Пушкино. Молебен совершил благочинный Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек в сослужении настоятеля Покровского храма, расположенном в соседнем поселке, протоиерея Феодора Веревкина. На молебне присутствовали жители микрорайона, которые неоднократно обращались к администрации г. Пушкино с просьбой выделить землю, чтобы восстановить уничтоженный храм.

    В октябре 2017 года Администрация Пушкинского района предварительно согласовала выделение земли под строительство храма рядом со школой № 16. На выделенной земле начались работы по уборке мусора, был установлен Поклонный Крест.

    14 октября, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось освящение Поклонного Креста на месте строительства будущего храма в микрорайоне Звягино г. Пушкино. Освящение Креста совершил благочинный Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек в сослужении будущего настоятеля храма священника Алексия Пикова.

    В ноябре 2017 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием настоятелем Покровского храма микрорайона Звягино был назначен священник Алексий Пиков.

    В 2018 году был зарегистрирован приход Покровского храма, а в мае того же года Главой Пушкинского района С.М.Грибинюченко Храм получил официальное разрешение на пользование земельным участком.

    10 июня 2018 года, в день памяти всех святых, в земле Русской просиявших, состоялся первый молебен у Поклонного Креста, который совершил настоятель храма священник Алексий Пиков.

    В настоящее время окончены работы по очистке территории и вывозу мусора с земельного участка, идет сбор средств на строительство временного храма.

    Читайте также:  Борисоглебский монастырь в Торжке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности
    Ссылка на основную публикацию