Никольский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

Центральное благочиние |
Воронежская епархия |
Московский Патриархат |
Русская Православная церковь |

Святыни и чтимые иконы храма

Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Скоропослушница» – одна из величайших святынь монашеского Афона, глубокочтимая в России. Первообраз «Скоропослушницы» находится в афонском монастыре Дохиар.

Почитание иконы началось в 1664 году. Однажды монастырский повар Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка кого-то из братии и пренебрег знамением, продолжая ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии Нил молился перед иконой Царицы Небесной, умоляя о прощении. И вновь он услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении ему зрения. Тот же голос, исходивший от иконы, приказал ему возвестить всей братии о том, что с этой поры сей образ Божией Матери будет именоваться Скоропослушницею, потому что всем, притекающим к нему, Она будет являть милость и исполнение прошений.

По сей день Пресвятая Богородица исполняет Свое обещание, являя скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим. В России списки с иконы Божией Матери «Скоропослушница» появились в XIX веке, многие из них прославились чудесами.

Празднование 22 ноября

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех Скорбящих Радость» произошло в 1688 году.

После молебна у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра Патриарха Иоакима. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. Икона «Всех Скорбящих Радость» из этого храма почитается как древняя чудотворная. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед через Ее чудотворный образ.

Особое почитание иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге, куда родной сестрой императора Петра I царевной Натальей Алексеевной в 1711 году был перенесен список с московского образа. Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная. С нее делали многочисленные копии. Один из списков иконы прославился в 1888 году в бедной часовне на стеклянном заводе, когда во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний. От иконы стали происходить исцеления и другие чудеса. Этот образ получил название «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Празднование 6 ноября

Икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, с частицей мощей

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, родился на южном побережье полуострова Малая Азия в христианской семье. После смерти родителей будущий святитель получил больше состояние, которое потратил на нужды бедных.

Его дядя, епископ Николай Патарский, сделал его чтецом, а затем рукоположил во священники. Начало его служения пришлось на самые жестокие гонения на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане.

Святитель Николай участвовал в I Вселенском Соборе (325), который был созван императором Константином Великим, где он обличил еретика Ария.

Еще при жизни святитель совершал много чудес. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. По молитвам святителя город миры был спасен от голода. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти.

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого, не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его и по сей день продолжают источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Память 19 декабря, 22 мая

Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей

О Пророке и Крестителе Иоанне Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Святой Иоанн Креститель – последний ветхозаветный пророк Израиля. Его называют также Предтечей, так как он пришел перед Иисусом Христом и предвозвестил Его пришествие в мир.

Иоанн Креститель родился в семье священника Захарии и Елисаветы. О рождении сына Захарии благовестил в храме Архангел Гавриил, который и велел назвать ребенка Иоанном. Святой Иоанн до 30 лет жил в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой, носил грубую одежду, препоясанную кожаным поясом, питался диким медом и акридами.

Свое пророческое служение Иоанн Предтеча начал в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу реки Иордан. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Во время крещения Господня на Иордане Иоанн говорил о том, что Иисус Христос и есть Мессия, Спаситель мира.

Пророк обличил иудейского царя Ирода Антипу в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата – Иродиадой, за что Ирод заключил пророка в темницу. Во время одного из пиров, Соломия, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и тот пообещал дать ей все, что она пожелает. По наущению матери юная танцовщица потребовала принести на блюде отрубленную голову святого.

Православная Церковь вспоминает мученическую кончину Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в день Усекновения его честной главы 11 сентября.

Память 11 сентября, 20 января, 9 марта, 7 июня, 7 июля, 6 октября

Икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей

Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и христианки Еввулы, которая умерла, когда будущий святой был еще отроком. Отец отдал сына в начальную языческую школу, окончив которую, юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану Галерию, который захотел видеть Пантелеимона врачом при своем дворе.

Под влиянием пресвитера Ермолая юноша узнал о христианстве. Вера Пантелеимона укрепилась после того, как он именем Иисуса Христа воскресил укушенного змеей ребенка, и он твердо решил принять святое Крещение. После смерти отца, который крестился под влиянием сына, Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Святой безмездно лечил всех, кто обращался к нему, посещая в темницах узников-христиан и исцеляя их от ран.

Вскоре молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Это вызвало зависть и недовольство других врачей, которые донесли императору о том, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан пытался вернуть святого к язычеству, однако ни долгие уговоры, ни многочисленные и жестокие пытки не смогли поколебать веру Пантелеимона. Мученик был обезглавлен, а его кончина сопровождалась многими чудесами.

Память 9 августа

Икона великомученицы Варвары с частицей мощей

Святая великомученица Варвара родилась в III веке в городе Илиополе Финикийском (в нынешней Сирии) при императоре Максимине в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери.

Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальную башню, из которой она могла выходить только с разрешения отца. Так, созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара училась от видимого творения познавать истинного Творца. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, завел с ней разговор о браке, но, к сожалению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Тогда он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она изменит отношение к замужеству.

Познакомившись с христианами Илиополя, Варвара приняла Крещение. Узнав об этом, отец в гневе отрекся от дочери и отдал ее на суд градоначальнику Мартиану. Святую жестоко пытали, но на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, христианка по имени Иулиания открыто исповедала свою веру. После страшных истязаний мученицы остались верными Христу и по приказанию правителя были обезглавлены. Вскоре Диоскора и Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.

Память 17 декабря

Икона преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого с частицей чудотворной лозы

Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский, был великим жупаном (князем) Сербии и носил имя Стефана Немани (Неманя). Родившись в 1114 году от князя Давида, Стефан был младшим из четырех сыновей. Даже в раннем возрасте он правил столь мудро и благочестиво, что после смерти отца ему была отдана в управление большая часть страны; и потом он всю жизнь страдал от гнева своих братьев.

Бог утешил его, даровав в жены княжну Анну, дочь византийского императора. Супруги, сами стяжав святость, произвели на свет двоих сыновей, также ставших святыми. Князь много потрудился для своего отечества: объединил большую часть сербских земель и добился политической независимости для своей страны. Стараясь превратить Сербию в православное царство, Стефан воздвиг здесь множество храмов и монастырей.

В возрасте 80 лет Стефан удалился на Афон, где уже прославился святостью жизни его сын – преподобный Савва. Здесь они вместе возобновили запустевший Хиландарский монастырь, куда к ним стали стекаться иноки из разных стран.

После кончины преподобного Симеона в 1200 году мощи его стали источать миро. Преподобный Савва перенес останки своего отца на родину, в Сербию, и положил в церкви Пресвятой Богородицы на реке Студенице, которую с такой любовью на свои средства построил сам святой Симеон.

Читайте также:  Воскресенский собор в Тутаеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Память 26 февраля

Икона праведного Иоанна Русского, исповедника с частицей мощей

Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии. Служил солдатом в армии императора Петра I, участвовал в Русско-турецкой войне и попал в плен. Турки безуспешно пытались обратить его в мусульманство.

Терпеливо переносил Иоанн свое рабство, издевательства и насмешки турок. Видя твердость веры, кротость и трудолюбие Иоанна, хозяин перестал мучить и поносить пленника, не принуждая больше его к отречению от христианства. Со временем хозяин и его жена искренне полюбили своего невольника и предложили ему жить как свободному. Однако подвижник предпочел остаться на конюшне, где никто не мешал его каждодневной молитве.

Не только православные греки, но и турки, татары, армяне стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника, называя его Вели – Святой. А праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину, проводя свои дни в посте, трудах и молитве, помогая всем нуждающимся и больным, делясь с ними своей скудной пищей.

Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Таин и послал за православным священником. Священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа.

Память 27 мая

Икона святителя Феофана Затворника с частицей мощей

Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую Духовную академию. По окончании академии, в 1841 году, он принял монашество с именем Феофан. В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим. С 1856 года архимандрит Феофан – настоятель посольской церкви в Константинополе, а с 1857 года – ректор Санкт-Петербургской Духовной академии.

В 1859 году архимандрит Феофан хиротонисан в епископа Тамбовского и Шацкого. Тамбовский архипастырь устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище, заботится и о повышении образования духовенства. С июля 1863 года епископ Феофан пребывал на Владимирской кафедре.

В 1866 году по прошению он уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии, а после пасхи 1872 года святитель Феофан уходит в затвор. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, он посвящает литературно-богословским трудам, пишет много писем. Владыка отмечал: «Писать – это служба, Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель мирно почил 19 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Погребен святитель Феофан Затворник в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Память 23 января, 29 июня

Икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей

Священномученик Петр (Зверев), в крещении Василий, родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье священника. Учился в Московском университете, затем перевелся в Казанскую Духовную академию, а через год был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в священный сан. По окончании академии в 1909 году он был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря. В 1916 году, после февральского переворота, иеромонах Петр – настоятель Тверского Успенского Желтикова монастыря.

В 1919 году Святейшим патриархом Тихоном архимандрит Петр возведен в сан епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. После многочисленных арестов и ссылки в 1925 году владыку Петра направляют в Воронеж в помощь престарелому митрополиту Владимиру (Шимковичу), а в январе 1926 года, после кончины митрополита Владимира, он назначается на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Владыка Петр пользовался большим уважением и любовью у жителей Воронежа, по праву считавших его хранителем чистоты Православия.

Вскоре владыка был вновь арестован и весной 1927 года сослан на Соловки. Ссыльный епископат в знак особого уважения негласно избрал его главой Соловецкого духовенства. 7 февраля 1929 года, в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали», архиепископ Воронежский Петр скончался от тифа на острове Анзер.

Память 7 февраля, 17 июня, 9 августа

Ковчег с частицей Древа Животворящего Креста Господня и частицами мощей святых

В ковчеге содержатся частица Древа Животворящего Креста Господня и частицы мощей апостола Варнавы (I); мученицы Филицаты Римской (ок. 164); священномученика Валентина, епископа Интерамского (ок. 273); мученика Маманта (275); бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (III); мученика Власия Кесарийского (III); мученицы Виктории Кордувийской (IV); святителя Лаврентия, затворника Печерского, епископа Туровского (1194); блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557); святителя Митрофана, епископа Воронежского (1703); святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752); преподобного Феодора Санаксарского (1791); святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805); праведного воина Феодора Ушакова (1817); святителя Гавриила, архиепископа Рязанского (1862); святителя Мелетия, епископа Рязанского (1900), блаженной Любови Рязанской, Христа ради юродивой (1921), преподобного Александра Санаксарского, исповедника (1961).

Алексеево-Акатов монастырь в Воронеже

До наших дней сохранилась одна древнейшая святыня – Алексеево-Акатов монастырь. Сначала это место было для мужчин, впоследствии стало женским монастырем. Сейчас этот храм – историческое место, в которое ежегодно приезжают тысячи паломников и православных христиан. В 2020 году монастырю исполнится 400 лет.

История монастыря

Началом существования монастыря считают 1960 год. Изначально братство монастыря было маленькое, всего 7 человек. Постепенно оно разрасталось, требуя и увеличения построек.

Монастырь носит имя святого Алексея. Вторая часть названия возникла благодаря месту постройки. Местом заложения монастыря была выбрана Акатовая поляна.

С 1630 года во владениях монастыря находился храм Матери Божией Владимирской и деревня Рожка. После владения расширились до еще двух селений. Эти села стали постепенно заселяться крестьянами.

В 1700 году к монастырю был присоединен указом Петра монастырь Успения. В это время в монастыре начало свою работу учреждение для подготовки духовенства, так называемая семинария.

В 1784 году началось, а в 1812 году закончилось строительство каменной, двухэтажной церкви при монастыре. В этой церкви ведутся богослужения, и по сей день.

20-ый век ознаменовался повсеместным закрытием соборов, храмов и церквей. Монастырь стал практически единственным местом собраний верующих людей. Помимо богослужений, здесь действовала школа.

В 1931 году произошло закрытие храма. Его площадь служила гаражом, конюшнями, складскими помещениями.

Возрождение монастыря началось лишь в 1990 году по сохранившимся снимкам и чертежам. В 1992 году в храме произошло таинство пострига первых 10 монахинь.

Видео: Основание Алексеево-Акатова монастыря в Воронеже

Храмы на территории монастыря

Главным храмом является Алексеево-Владимирский собор. Этот храм много раз был перестроен, со времен его заложения в 1674 года. Только шатровая колокольня, построенная изначально, существует до сих пор. Историческое название собора – Алексеево-Воскресенский. Сейчас нижний этаж храма освящен в честь иконы Божией Матери, а верхний ярус во имя святого Московского Алексия.

Во дворе монастыря располагается Сергиевский храм, в котором проходят литургии по воскресеньям. Службы в этой церкви были возобновлены в 2015 году.

Во дворе монастыря находится сестринский и трапезный корпуса, колокольня, водосвятная часовня. Двор монастыря очень красив, особенно весной во время цветения кустов сирени. Дорожки вымощены камнем, по двору монастыря удобно и комфортно гулять, наслаждаясь видами и свежим воздухом, а при необходимости можно посидеть на лавочках и отдохнуть.

Видео: Подворье Алексево-Акатова монастыря

Монастырское кладбище

В церковном дворе находится кладбище. На его территории можно увидеть надгробную плиту педагога учебной семинарии храма, Воронежского губернатора, ученых и монахов, живших в монастыре.

В годы антицерковной политики захоронения сравняли с землей, но в 90-х годах на территории храма был создан комплекс погребений, на месте снесенной святыни.

Святыни монастыря

Икона «Живоносный источник», с изображенной на ней Богородицей, выходящей из волн, с младенцем на руках, является значимой, для всех верующих людей. Эта икона хранится в соборе с 1991 года.

В стенах храма находится образ Тамбовского Питирима, который мироточит. Первый раз это явление было замечено в 1997 году после вечерней литургии. Образ святого плохо различим, так как до его передачи в монастырь, икона долгое время находилась у сельчан в плохих условиях.

Появление влаги – миро, на образах святых, показывает еще одна икона –Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Именно в 2002 году после полной реставрации, стало проявляться это чудо.

Так же в храме можно увидеть иконы Исповедника Харитона и Петра Зверева, и копию иконы « В скорбех и печалех Утешение».

Престольные праздники

В монастыре почитают такие праздники, как представление Алексея Московского, отмечаемого 25 февраля. 2 июня – нахождение мощей Алексея святителя, 3 и 6 июня праздники иконы Матери Божией Владимирской, в память освобождения стольного града от ханского нашествия.

8 сентября отмечается сретение иконы Божией Матери. 18 октября – день святителей Москвы.

12 августа день почитания христианских новомучеников и исповедников Воронежа.

Как доехать до Алексеево-Акатова монастыря

Точный адрес: город Воронеж, улица Труда,1. Монастырь видно с набережной, поэтому изначально можно доехать до неё. В сторону монастыря едет общественный транспорт, выходить нужно на остановке «Манежная». В сторону монастыря идут автобусы, маршрутные такси и троллейбус.

Читайте также:  Лужецкий монастырь: история и описание, адрес, источник

Монастырь привлекает своей исторической и духовной ценностью. Здесь регулярно проводятся служения Богу.

Одновременно проводятся реставрационные работы, так как вандалами была уничтожена большая часть храма, и восстановить её до конца пока не удалось.

Видео: Песнопения сестёр Свято Алексеевского Акатова монастыря

Церковь Николая Чудотворца в Воронеже

Воронеж: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Воронежа
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (60)
    • Зоопарки (3)
    • Аэропорты (1)
    • Автовокзалы (3)
    • ЖД вокзалы (3)
    • Парки (5)
    • Храмы, соборы, мечети (14)
    • Пляжи (6)
    • Площади (6)
    • Музеи (13)
    • Парки развлечений (3)
    • Замки, дворцы (1)
    • Магазины и ТРЦ (1)
    • Мосты (4)
    • Театры (5)
    • Фонтаны (1)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • Галереи (1)
    • Рестораны и кафе (3)
    • Заповедники (1)
    • Рынки (1)
  • Забронировать отель в Воронеже
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Воронежа
  • Советы о Воронеже

АвтобусОст. «Воронежский Государственный Университет», №№ 27, 5а, 27а, 64, 69т, 80
ТроллейбусОст. «Воронежский Государственный Университет», №№ 7, 8

Церковь Николая Чудотворца в Воронеже отличается от других храмов России тем, что была и построена за относительно короткий период времени (каменный вариант — с 1712 по 1720 год), и ее не коснулись перипетии XX века. В ней не было клубов, производственных цехов и прочих объектов, не имеющих отношения к религии. В церкви за исключение коротких перерывов, все время шли службы.

Начало храму было положено в начале XVII века возведением деревянной церкви. Святым нового храма стал Димитрий Углицкий. Главной святыней стал чудотворная икона Николая Чудотворца, особо почитаемая прихожанами. Как показывают эксперты, написание образа относится к середине XVII века.

В 1703 году вспыхнувшее пламя поглотило все здание со всем убранством. Чудом уцелел только образ Чудотворца. Икону пришлось перенести в Никольскую церковь, отстроенную уже в камне. Там образ и находился вплоть до начала XX века. Горожанами и прихожанами был начат сбор средств на новую, теперь уже из камня, церковь, закладка которой состоялась, как уже было сказано, в 1712 году. Окончено возведение было в 1720 году. Тогда же состоялось освящение. Святым церкви стал Святитель Николай. Как рассказывают знатоки и эксперты, по внешнему виду новая церковь стала схожа с церковью Иоанна Воина, освященной в Москве в тот же период времени.

Образ Николая Чудотворца пережил и еще один пожар, теперь уже 1748 года. Здание сильно пострадало, обгорели в частности покрытие купола и крыша трапезной. Повредил огонь и внутреннее убранство, в том числе иконостас. Восстановление храма велось на пожертвования верующих и достаточно быстро. Сентябрь 1749 года был ознаменован тем, что состоялось освящение придельного алтаря. Его святым стал великомученик Димитрий Солунский. Проводил освящение епископ Феофилакт (в миру Губанов).

Строительные и ремонтные работы продолжались. В конце 1760-х годов появилась ограда из камня вокруг всего здания. 1788 год принес обновление иконостаса. Тогда же стены были покрыты росписью. В 1816–1819 годах изменения коснулись и придела Дмитрия Солунского. Его стены были покрыты красивейшей росписью.

Усилия и пожертвования верующих привели к тому, что храм стал богатейшим в Воронеже и епархии. На пожертвования купца Алексея Самуиловича Мещерякова в церкви был открыт еще один придел. Его освящение состоялось в честь митрополита Алексия и проводилось 27 сентября 1831 года.

Среди святынь церкви стоит отдельно упомянуть Толгскую икону Божией Матери. Ей приписывают избавление города от холерной эпидемии в 1831 году. Икону по особому распоряжению вынесли из церкви, богослужения совершались прямо на улицах города и в домах прихожан. Сила веры в икону была столь сильна, что купцы Лялины на свои деньги в 1836 году построили специально для нее новый придел в церкви. Для этого пришлось перенести Димитриевский придел влево. Сооружение нового придела потребовало значительной перестройки здания, в частности, пришлось пробивать наружные стены из камня. На этом пожертвования купцов Лялиных не закончились. На их деньги в 1839 году было произведено полное обновление главного иконостаса, в 1864 году были выделены деньги на переписывание настенной живописи.

На этом обновления не закончились. 1900 год стал последним, когда были заменены и обновлены иконы на главном иконостасе и настенная роспись. Помимо этого, храм стал отапливаемым.

Перипетии XX века стали губительны для церкви. Сначала в ней в 1920-х годах обосновались обновленцы или «живоцерковники». Идеологией «хозяев» было сотрудничество с новой властью и отказ от всех догм и правил Православной Церкви. Не обошла храм и волна репрессий, охвативших страну в 1930-х годах. Службы в церкви прекратились в 1940 году. Великая Отечественная война нанесла сильный урон зданию. Сильно пострадала колокольня, потерявшая несколько ярусов под бомбежками. Также сгорели кровля купола и трапезной. Но, как ни странно, военные действия пошли церкви на пользу — ее вернули прихожанам. Состоялось это событие 5 февраля 1942 года. Церковь оставалась единственной действующей в Воронеже в период с 1943 по 1949 годы. К ней же перешли функции кафедрального собора. Службы не проводились только в небольшой период с июля 1942 по январь 1943 года, когда правый берег города находился под оккупацией. В церкви же, за алтарем был упокоен и Иона, живший с 1866 года по 1945 год и бывший первым послевоенным Воронежским и Острогожским архиепископом. 1949 был годом, когда церковь потеряла статус кафедрального собора. Произошло это после открытия Казанской и Покровской церквей. Покровская церковь и стала кафедральным собором.

Храм Николая Чудотворца: история, фото

Никольская церковь — это не только древнейший храм города, но и самый «намоленный». Такая характеристика связана с тем, что за все время своего существования, эта церковь не работала только в течение 3 лет, когда другие храмы закрывались на более длительное время. Существует множество преданий о том, что вознесение горожанами молитв в его стенах много раз защищало жителей от различных бедствий. Считается, что молитвенные обращения к Богу в Святом месте спасали также горожан и от фашистских снарядов в годы оккупации.

Свято-Никольский храм, г. Воронеж, ул. Таранченко, 19А

Никольская церковь в XVII-XVIII веках

История храма связана с далеким XVII столетием. Там, где сегодня возвышается Никольская церковь в Воронеже, находилась небольшая церквушка. Ее возвели в честь Угличского царевича Дмитрия. Местность называлась Напрасной слободой, так как в округе хоронили казенных преступников и тюремных заключенных.

Примечательной особенностью деревянной церквушки являлось то, что в ней находился чудотворный образ Святителя Николая. Образ стал считаться чудодейственным после того как чудом уцелел в страшном пожаре, произошедшем в 1703 году. Как признание силы святого образа в начале XVIII века приняли решение возвести в этом месте храм из камня. Пожертвования были собраны в кратчайшее время. Быстро было произведено и строительство, завершившееся в 1712 г., а уже в 1820 г. воронежский храм был освящен именем Святого Николая Чудотворца.

Общий вид города и Никольская церковь, старое фото

Так случилось, что церковь Николая Чудотворца пострадала от пламени повторно. Бедствие произошло в 1748 году. В этот раз пламя нанесло большой урон внутреннему интерьеру. Также сгорела кровля. Было уничтожено многое, но прихожане, которые с благоговением относились к святому месту, смогли быстро восстановить храм. И в 1749 году он был снова освящен. Для того чтобы защитить храм от вандалов, которые часто раскапывали захоронения на старом церковном кладбище, вокруг него возвели каменную ограду. А в 1888 году был полностью обновлен иконостас.

Чудесные исцеления

Свято-Никольский храм в Воронеже прославился многими чудесами. Одно из преданий гласит, что когда в 1831 году началась эпидемии холеры, известной местной купчихе был дан знак свыше. Он предписывал ей спасти людей от страшной напасти. Она заказала в храме молебен, а затем образ Толгской Божьей Матери был пронесен с молитвами по городу. Как результат, болезнь пошла на спад, и многим удалось избежать заражения, те же, кто уже болел, в скором времени выздоровели.

Вид на Никольскую церковь, дореволюционная открытка

Храм в эпоху социализма

В период становления власти Советов в 20-х годах в церковном здании обосновались обновленцы. Они считали себя верующими людьми, но при этом вводили определенные новшества, направленные на демократизацию и модернизацию богослужений. В тридцатые годы репрессии коснулись многих священников, а в 1940 году храм был и вовсе закрыт. После этого в городе не осталось действующих церквей.

Во время Великой Отечественной войны отношение к религии советской власти смягчилось. Руководители государства поняли, насколько важно поддержать людей в трудные времена. Во многих городах снова были открыты храмы, где люди могли возносить молитвы за победу и сохранение жизни своим близким на полях сражения.

Церковь Николая Чудотворца в довоенный период и в 1942 г.

В 1942 г. открыл двери для прихожан и храм Николая Чудотворца в Воронеже. Но в период оккупации службы в нем не проводились. После освобождения города от фашистских захватчиков Свято-никольский храм в период 1943-1945 г. был единственным работающим храмом и считался кафедральным собором. Первым архиепископом после войны стал уважаемый горожанами Иона Воронежский и Острогожский. Он после смерти был захоронен в храме за алтарем.

Во время боевых действий церковь пострадала не критично, поэтому ее смогли быстро восстановить. Верхние ярусы высокой колокольни, по которым фашисты вели прицельный огонь, были восстановлены архитектором Борисом Зотовым. Старожилы утверждают, что церковь даже во время страшных бомбежек служила защитой. В ее подвалах прятались местные жители. И действительно, не было зафиксировано ни одного прямого попадания снаряда в храм.

Читайте также:  Храм Владимирской Божией Матери: история и описание, адрес, праздники и святыни

Вид на Свято-Никольский храм, фото второй половины XX в.

В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, внутренний интерьер Никольской церкви заново расписали, но при этом были сохранены все достопримечательности XIX века.

В Никольском храме располагаются следующие святыни:

  • икона с частицей мощей св. Николая Угодника;
  • икона с частицей мощей св. Иоанна Крестителя;
  • икона с частицей св.мощей прп. Евфросинии Суздальской;
  • икона с частицей чудотворной лозы прп. Стефана Неманич;
  • икона с частицей мощей св. великомученика Пантелеимона;
  • икона с частицей мощей св. Феофана Затворника;
  • икона Божией Матери «Скоропослушница»;
  • икона с частицей мощей великомученицы Варвары;
  • икона с частицей мощей священномученика Петра (Зверева);
  • икона с частицей мощей св. Иоанна Русского;
  • ковчег с частицей Древа Животворящего Креста Господня и частицами мощей святых.

Реконструкция Свято-Никольского храма

Сегодня церковь украшает красивейшая мозаичная надвратная икона, которая была создана в 1996 году. Мозаичные иконы также появились на колокольне.

Свято-Никольский храм в Воронеже сегодня

В настоящее время в храме проводится масштабная реконструкция, которая была начата 2016 году. Ее планируется закончить в 2020 году. Несмотря на проводимые работы, ежедневные богослужения не отменялись. При церкви функционирует Воскресная школа и клуб «Православные богатыри». В непосредственной близости открыт новый корпус духовной семинарии.

Никольский храм после реставрации

Этот храм с древней историей посещает множество прихожан. Воронежцы по-прежнему любят свою «намоленную» церковь, которая прославилась чудесами, спасавшими жителей от многих бед и напастей.

Автор: Нина Павлушина

Дополнительная информация

Полное название : Свято-Никольский храм города Воронежа

Дата основания : 1720 г.
Дата закрытия : 1940 г.
Дата открытия : 1942 г.

Статус : Объект культурного наследия федерального значения

Архитектурный стиль : барокко

Адрес : Воронеж, ул. Таранченко, 19А

Географические координаты : 51.659571, 39.212559

Ближайшие остановки общественного транспорта :

  • Остановка «Адмиралтейская площадь» на ул. Софьи Перовской
  • Остановка «ВГУ» на Университетской площади

Открыто : ежедневно 7:00–19:00

Официальный сайт: nikolsky-hram.ru

Расписание богослужений в Свято-Никольском храме : здесь

Никольский храм (Воронеж)

Храм Николая Чудотворца — православный храм в Воронеже, памятник архитектуры.

Содержание

История

Храм Николая Чудотворца был построен в период между 1712 и 1720 годами, и, в отличие от множества других храмов Воронежа, практически всё время использовался по своему прямому назначению. История Никольского храма восходит к началу XVII века, когда здесь, в Напрасной слободе, был поставлен деревянный храм в честь св. Димитрия Углицкого.

В Димитриевской церкви находился почитаемый чудотворный образ Николая Чудотворца. Написан он был не позднее середины XVII века; о нём сообщалось в надписи на древнем напрестольном кресте.

Эти реликвии стали единственными из сохранившихся после пожара в 1703 году, были перенесены в современную Никольскую церковь и сохранялись там ещё в начале XX века. В 1712 году на пожертвования горожан церковь была отстроена в камне и в 1720 году освящена в честь Святителя Николая. По своей композиции она чрезвычайно близка к построенной в те же годы церкви Иоанна Воина в Москве.

Пожар 1748 года вновь повредил Никольский храм: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилакт (Губанов) освятил придельный алтарь во имя великомученика Димитрия Солунского в трапезной. В 1768 году вокруг храма была устроена каменная ограда. В 1788 году в главном храме был обновлён иконостас и расписаны стены, в 1816-1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. В XVII и XVIII веках храм был одним из самых богатых в городе. В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков устроил в храме придел в честь своего митрополита Алексия, освящённый 27 сентября 1831 года. В 1831 году, во время эпидемии холеры, прославилась особо чтимая Толгской иконы Божией Матери, икону носили по улицам и домам горожан. В 1836 году на деньги купцов Лялиных в храме в честь этой иконы был сооружён правый придел. Придел разместили на месте Димитриевского, который был отнесен влево, для чего пробили капитальную стену. В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись. Последний перед революцией ремонт был проведён в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всём храме появилось водяное отопление.

В 1920-х годах Никольский храм становится оплотом обновленцев. В 1930-х годах ряд священников храма был репрессирован. В 1940 году храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны были разрушены два яруса колокольни, сгорела кровля трапезной и покрытие купола. Война заставила власти пересмотреть своё отношение к Русской православной церкви. 5 февраля 1942 года храм вернули церкви. В 1943-1949 годах Свято-Никольский храм – единственный действующий в городе, становится кафедральным собором. В период оккупации правого берега Воронежа, с июля 1942 по январь 1943 года, храм не действовал. Первый послевоенный архиепископ Воронежский и Острогожский Иона (1866-1945) покоится сейчас за алтарём храма. К концу 1940-х годов в Воронеже открылись Казанский и Покровский собор, к последнему перешёл статус собора.

В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, храм был заново расписан внутри, но сохранились и иконы XIX века. В 1996 году художником К.Д. Ясиновским была исполнена мозаичная надвратная икона, а в 2005 году на колокольне появилась мозаичная икона св. Николая Воронежского художника Чурюмова. В июне 2001 года, по благословению Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого, храм был освящен в честь Толгской иконы Божией Матери и состоялось первое богослужение.

Современное состояние

При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Приют для детей-сирот
  • Военно-патриотический клуб
  • Издательство
  • Девичий хор
  • Молодежный хор

Святыни

В Свято-Никольском храме находятся следующие святыни:

  • храмовая икона с частицей мощей св. Николая Угодника;
  • икона с частицей св.мощей прп. Евфросинии Суздальской;
  • икона с частицей мощей св. Феофана Затворника;
  • икона Божией Матери “Скоропослушница” писанная на святой горе Афон;
  • икона св.мучениц Веры Надежды Любови и матери их Софии (чтимая);
  • ковчег со св. мощами угодников Божиих.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Россия, г.Воронеж, ул.Таранченко д.19(а)

Телефон: 8(4732) 22-66-26

Email: nikola19-a©mail.ru, simonovata.hram©rambler.ru, snkosmachev@yandex.ru

Паломнику

Службы совершаются ежедневно.

В будничные дни с понедельника – по субботу утром – 8.00, вечером – 17.00.

Богослужения в воскресные и праздничные дни совершаются по особому расписанию.

На воскресные и двунадесятые, и родительские субботы – две Божественные Литургии – 6.30 и 9.00.

По понедельникам вечернее богослужение с чтением Акафиста в честь иконы Б.М.”Неупиваемая Чаша”.

По средам также богослужение с чтением Акафиста святителю Николаю, Чудотворцу, покровителю нашего храма(перед его образом с частицей св.мощей) – среда, 16.00

Видео


СВЯТЫЕ МЕСТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Успенский храм – один из старейших храмов в Воронеже, связанный с именем Петра I. Первое упоминание о церкви, тогда еще деревянной постройки, относится к 1594 году. Около 1600 года вокруг храма возник Успенский мужской монастырь. Через некоторое время мужской монастырь был перенесен с набережной, и здесь осталась только Успенская церковь. В Адмиралтейском храме святитель Митрофаний, первый епископ Воронежский, совершал богослужения и освящал корабли.

В 1941 году храм был закрыт. В 70-е годы были выделены средства на реставрацию храма, 14 сентября 1996 года он был освящен.

Строительство Казанского храма началось в 1903 году на том месте, где некоторым жителям было видение образа Казанской иконы. Освящен храм был в престольный праздник в 1911 году. Во время Великой Отечественной войны храм был полуразрушен. В августе 1943 года верующие обратились к власти с ходатайством вернуть храм Церкви. 5 октября 1946 года в храме было разрешено совершать богослужения.

Казанский храм, построенный в псевдорусском стиле, является памятником архитектуры.

Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви относится к 1642 г. В 1767 г. здесь началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 г. епископ Воронежский Тихон II освятил главный престол. Ильинская церковь построена в стиле барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи.

Ильинский храм тесно связан с фамилией Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич был священником этого храма в 60—70-е годы ХVII века. Его сын Евфимий, будущий митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был крещен в Ильинской церкви.

Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году.

На протяжении XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. В 1804-1819 гг. была построена двухэтажная каменная церковь. Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме была совершена первая Божественная литургия. В храме монастыря находится много святынь. Одна из них – почитаемый образ Божией матери «Живоносный источник».

Ссылка на основную публикацию