Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

История

Староладожский Никольский мужской монастырь находится в полукилометре от Староладожской Рюриковской крепости, на левом берегу реки Волхов. Местность, где располагается монастырь – необычная, прямо на берегу реки, под высоким холмом. Холм этот наименован “Победище” – на нем имеется ряд древних курганов-захоронений VIII-Х веков, и воинские захоронения времен св. князя Александра Невского (ХIII век). По преданию здесь захоронены ладожане, погибшие в баталиях 1240 и 1242 года – Невской битве и Ледовом побоище. Основание монастыря “в память о гиблых ладожских сродниках”, как раз относят к 1240 году, а основателем его считают святого благоверного князя Александра Невского.

Монастырь строился вокруг уже существовавшего к тому времени Никольского собора (позднейшие исследования это подтвердили, отнеся строение к ХII веку).

Первые документальные свидетельства о монастыре найдены в оброчных переписных книгах Обонежской пятины 1496 г. и Водской пятины 1499-1500 гг., тогда за обителью числились 20 деревень.

В 1611 году, когда северо-западные территории русского государства подверглись интервенции со стороны шведов, Никольскому монастырю пришлось сыграть важную духовную роль, а позже и самому быть разоренным, принеся Господу кровь нескольких десятков монахов-мучеников.

В означенном году подвергся полному истреблению Валаамский монастырь. Часть Валаамской братии, спасая ценности и святыни монастыря, бежали на материк и некоторое время находились в Ладоге, найдя приют именно в Никольской обители. Согласно расхожему мнению, здесь они укрывали и главное свое сокровище, главную свою духовную реликвию – мощи святых основателей препп. Сергия и Германа.

Вплоть до революционной поры у ладожских рыбаков сохранялась традиция не начинать лов, прежде чем не подойти на лодках к вратам Никольской обители и не вознести молитвы препп. Сергию и Герману, ибо этими воротами их мощи были внесены в обитель и спасены.

Позже, при приближении шведов к Ладоге некоторые валаамцы препроводили сберегаемые святыни в Новгород, а иные не пожелали покинуть Ладогу и как сообщает летопись: “запечатлели зде свою любовь ко Христу своею кровию”. В 1620 году, когда шведы и русские определились в вопросе о границе, и Валаам остался на шведской территории, разрозненные по Новгородским и Псковским землям валаамские иноки получили земли Васильевского монастыря в Чернавино (на противоположном берегу от Никольского монастыря), фактически здесь сохранился дух, устав, традиции древнего Валаама.

После шведского разорения монастырь начинает отстраиваться в камне и приобретать тот вид, который во многом имеет и сегодня. В переписи 1628 г. означено, что в Никольском монастыре были две каменные церкви: одна во имя Св. Иоанна Златоуста, а другая во имя Св. Николая. В 1695 г. указом Преосвященного Корнилия, Митрополита Новгородского, церковь Тихвинской Божией Матери, построенная в Зеленецком монастыре еще при преподобном Мартирии, была разобрана и поставлена в том же наименовании в Никольском монастыре в виде придела с папертью. В 1692 году в монастыре возводится каменная восьмигранная колокольня, сразу за ней возводятся новые Святые врата.

В ХVIII века монастырь пережил закрытие, вызванное государственной политикой – делением монастырей на “доходные” и “расходные”, однако жители Ладоги ходатайствами своими и обращением к тому, что монастырь является памятником доблестной русской истории, добились его открытия.

Сегодня одной из доминант обители является храм свт. Иоанна Златоуста, устроенный по принципу древней базилики. Он построен по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1860-1873 гг. на месте ветхого храма ХVII века. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: сюжеты из жития св. Иоанна Златоуста, евангельские сюжеты в стиле академического реализма, орнаменты византийского стиля.

С Никольским монастырем связано немало удивительных судеб. В юности здесь жил, обучался в монастырской школе, писал иконы будущий академик живописи В.Максимов. Некоторое время в монастыре подвизался А.Бочков, в монашестве иеромонах Антоний – человек, ранее хорошо известный в петербургских аристократических кругах, друг А.Пушкина и Н.Гоголя. С монастырем также связано имя А.Башуцкого, бывшего одно время адъютантом санкт-петербургского генерал-губернатора В.Милорадовича, смертельно раненого на Сенатской площади во время восстания декабристов 14 декабря 1825 года. А.Башуцкий был рядом с графом Милорадовичем на Сенатской площади. Впоследствии он, в числе немногих, присутствовал при казни пятерых заговорщиков на кронверке Петропавловской крепости.

В советские годы монастырь был упразднен – здесь действовали общежития, ремонтная база сельхозтехники.

Монастырь возрожден в 2002 году и передан Церкви в критическом состоянии.

Никольский женский монастырь (Могочино)

Никольский женский монастырь – православный монастырь, был основан 1 октября 1989 года. Строительство столь масштабного монастыря в глубинке во многом связывают с подвигом невинно сосланных в село за время репрессий. При обители имеется гостиница для паломников.

Содержание

История

Свято-Никольский монастырь в старинном поселке Могочино основан 1 октября 1989 года, когда в только открывшийся Никольский приход приехал иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой). Под храм был оборудован деревенский дом. Приход приобрёл так-же 3 близлежащих дома — они и стали территорией будущего монастыря.

Строительство обители велось без централизованного финансирования, за счет пожертвований благодетелей. Причина появления такого духовного центра в «неперспективной» глубинке тесно связана с подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий, а также с духовным очищением этих древних языческих мест, никогда не встречавшихся с церковной благодатью.

Тяжелейшие годы выпали на становление Могочинского монастыря, который основывался на пустом месте. 270 лет поселку – и никогда не было церкви. Не было и дорог. Одна дорога – это река, единственный транспорт – это теплоход и баржа.

В этих условиях строить монастырь, казалось бы, совершенно невозможно. Но ГОСПОДЬ судил иначе. Он послал сюда таких людей, которые своим трудом, своей верой подтвердили слова Господа, что «сила БОЖИЯ в немощи совешaется» (2 Кор. 12, 9).

Поселок Могочино находится на северных широтах,климат здесь суровый: зимой морозы до -50 градусов, жаркое лето наступает в июне, а в конце сентября уже, бывает, ложится снег. Строительный сезон поэтому длится иногда всего 3-4 месяца. Стройматериалы нужно доставлять или по реке, или на грузовиках через паромную или ледовую переправу.

Разметку под фундамент будущей церкви иеромонах Иоанн выполнил в первые же дни приезда в Могочино (начало октября 1989 года). Первыми строителями были рабочие, сокращенные в местном РСУ, и Николай Менчиков, привезенный отцом Иоанном по благословению митрополита Гедеона из Новосибирского епархиального управления.

К 14 ноября, на удивление самих рабочих, бетонная лента фундамента для храма уже была залита. Всю зиму по благословению митрополита Гедеона завхоз епархиального управления Иван Андреевич Соснин занимался доставкой кирпича для строительства церкви (через несколько лет он был пострижен в монашество руками нашего наместника с именем Феодор).

За сезон 1990-1991 годов были воздвигнуты белокаменные стены церкви, Колокольня и шлаколитой гараж. При строительстве по благословению о. Иоанна не применялисъ современные мерные инструменты, все делалосъ по древней технологии. Поэтому в здании храма существует незначительная асимметрия, придающая ему живой вид.

В 1992 году была воздвигнута крыша и храм отштукатурен изнутри. Началось ручное рытье котлованов под фундамент монастырских стен-корпусов. К осени бетонные подземные кубы длиной 50 метров и шириной 10 метров были залиты.

В 1993-1995 годах на воздвигнутом фундаменте руками братии были воздвигнуты трёхэтажные южный и восточный корпуса.

Весь 1996 год был посвящен земляным и бетонным работам по сооружению «нулевого цикла» замыкающего круг монастырского корпуса. К осени бетонный круг фундамента был замкнут.

С ранней весны 1997 года началось масштабное строительство, т.к. нужно было освоить огромный объем работ. Работали все, помогали старушки и малые дети. За сезон был построен трёхэтажный корпус в форме буквы «П», замыкающий круг монастыря. Отец Иоанн про этот год сказал так: «7 лет строили полмонастыря, а вторую половину – за один год. » В 1998 году были подняты белокаменные башни по бокам монастыря и начато рытье монaстырских дренажных коммуникаций. Через год они были забетонированы, и началась заливка бетоном всей площади монастыря.

2000 год: забетонирован фундамент под гостиничный корпус в центре монастыря.

В 2001 году вся площадь монастыря стала сплошным монолитом, и началось возведение стен гостиничного корпуса. Кроме того, весь этот год прошел под знаком восстановления пострадавшего от пожара Свято-Никольского храма.

В 2002 году рядом со Свято-Никольским храмом поднялся красный кирпичный корпус с гаражом и гостиницей.

В 2003 году отштукатурены и отделаны изнутри гостиница, построена на гостиничном корпусе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также снесен и заново залит уже обветшавший третий этаж южного монастырского корпуса, построенного в 1993 году.

В 2004 году цepковь Покрова отштукатурена; снесен, Зaново залит и надстроен третий этаж игуменского и части западного корпуса и построена надвратная башня.

В 2005 году закончен круг зубцов и башен на монастырских стенах, сделан переход между корпусом Покровского храма и западной стеной, построены новые кельи в южном корпусе. В 2006 году проведены подготовительные работы для постройки келий в новых корпусах, начат завоз стройматериалов на Волок для строительства Свято-Преображенского монастыря.

Современное состояние

Обитель имеет подсобное хозяйство, гостиницу для паломников, трапезную, ризную, принимает паломников и трудников.

Игумен Матфей (Черевикин)

В Никольской обители осуществляет служение игумен Матфей (Черевикин), который также служит и в Спасо-Преображенском монастыре села Большой Волок.

Игумен Матфей (в миру – Аркадий Юрьевич Черевикин) родился 6 сентября 1947 года. Его отец Юрий Яковлевич (1919-1992) – выпускник МИИЖТ, долгое время работал в Хабаровском отделении железной дороги. Мать Сима Ароновна, урожденная Китина (1920-1979), – педагог, всю жизнь посвятила образованию и воспитанию детей. Сестра Мария (1949 г.р.) – кандидат экономических наук, работает в президиуме СО РАН в Новосибирске.

Детство Аркадия пришлось на суровые послевоенные годы, полные трудностей и лишений. Рос он в очень дружной семье, в атмосфере любви и доброты. Родные вместе переживали все невзгоды и радости. Родители работали, не покладая рук, но каждую свободную минуту старались уделить детям. Аркадий стремился во всем брать с них пример, был ответственным и прилежным мальчиком, помощником в доме и опорой для младшенькой сестренки. Рос активным и жизнелюбивым, хорошо учился, играл с мальчишками в теннис и волейбол, часами просиживал у шахматной доски. Были у него и более серьезные увлечения: мальчику легко давались точные науки, особенно математика. Родителей очень радовало стремление сына к учебе, которое они всячески поддерживали. Аркадий легко побеждал в олимпиадах и спортивных соревнованиях.

Окончив девять классов общеобразовательной школы, он поступил в физико- математическую школу при Новосибирском государственном университете, где учился до 1965 года. Потом был механико- математический факультет НГУ, который он окончил в 1970 году, после чего поступил на работу в НИИ.

Крутой вираж судьбы У Господа все премудро: хотя Аркадий рос во времена безбожия, окружение, семья, литература сеяли в его душе семена доброты и любви к ближнему. Интуитивное соблюдение пятой Заповеди Божией о почитании отца и матери создало крепкий фундамент для формирования главных качеств будущего игумена – смирения, послушания и ответственности. Эта заповедь имеет величайший смысл: она подразумевает не только почитание кровных родителей, но и призывает к почитанию родителей супруга, уважению старших, начальников и духовных пастырей, усердному и безропотному исполнению обязанностей. Сейчас игумен Матфей вспоминает строки стихотворения, прочитанного много лет назад: «Бить человека по лицу я с детства не могу». Именно так воспитывали его родители. «Сегодня в контексте обыденных взаимоотношений эта фраза вызывает недоумение. К сожалению, ценности меняются не в сторону Божиих Заповедей», – вздыхает отец Матфей. Однако осознанное понимание Заповедей пришло к нему гораздо позже.

Детство в атеистической стране не могло не сказаться на его отношении к Церкви – оно было более чем прохладным. Жизнь его складывалась, как у тысяч примерных комсомольцев: успешная учеба, хорошая работа в НИИ. Казалось, так будет всегда, но в одночасье судьба сделала крутой вираж. О том, что произошло, знают лишь немногие близкие люди отца Матфея, а на вопрос о том, что привело его в храм, батюшка смиренно отвечает: «Господь привел». Жизненные обстоятельства буквально силой втолкнули Аркадия в православный храм. В 1990 году он принял Святое Крещение. Красота богослужения, глубина православного вероучения захватили его ум и сердце. На работе он попросил изменить график, чтобы ежедневно ездить на Литургию в Вознесенский кафедральный собор Новосибирска. Постепенно Аркадий почувствовал, что только бывать на богослужениях ему мало: душа просила большего.

В 1992 году, оставив работу в НИИ, он поступил послушником в Свято-Никольский монастырь села Могочина. Иноческий путь очень труден, но тяжесть эта многократно усиливается в обители, переживающей этап становления. Вот и монах Матфей, как вспоминает батюшка, рождался в муках и со слезами, терпел тесноту, зной, холод, голод. И учился молиться. Сначала он сторожил в трапезной, спал на лавке. Потом вместе с другими послушниками перешел в дом одной из старейших насельниц Никольского монастыря монахини Голиндухи (Засмолиной). В обители нес самые разные послушания: помогал Анике Екимовичу Кирьянову – будущему протоиерею Иоанникию – в электроцехе, копал землю, таскал носилки, разбирал дом на Наргинском берегу, разгружал машины с кирпичом и пиломатериалами. Со всем приходилось справляться самому, ведь в монастыре не принято говорить «не умею» и «не хочу». Аркадий старался всему учиться безропотно, со смирением. Примером для него была матушка Голиндуха. Какое-то время монахиня жила в холодном не отапливаемом киоске, который однажды привезли на территорию обители. Не обращая внимания на лютые сибирские морозы, матушка согревала себя молитвой. Видя ее подвиг, Аркадий старался сносить любые лишения, в том числе и отсутствие еды. Ее давали дважды в день, мясо есть запрещалось, а рыба появлялась на столе только в редкие скоромные дни, которые для братии становились сродни праздничным. Меню монахов состояло, в основном, из жиденьких щей да каши без масла. Аркадию потребовалось немало времени, чтобы его плоть перестала «вопиять голодом».

Но гораздо более тяжкими были для инока не физические трудности, а борьба духовная: «Я, грешный, тогда еще Аркадий Черевикин, – вспоминает отец Матфей, – вдруг понял, что на сорок пятом году своего бытия не знаю ни жизни, ни того, чего от нее хочу. Не знал, как спастись, и почему оказался в Могочино». Решение подобных вопросов без духовного наставника невозможно. Для Аркадия им стал наместник мужского Преображенского монастыря на Волоке, духовник Свято-Никольской обители игумен Иоанн (Луговских). О нем отец Матфей говорит: «Более 15 лет я – с моим духовным отцом и свидетельствую, что он – человек, определенный Богом на путь духовничества. Мы, его неразумные дети, стараемся спастись, подражая ему. Он никогда не осуждает человека, может осудить только страсти, и всегда посоветует, как с ними справиться». Строг отец Иоанн, но без него не мыслят своей жизни ни его духовные чада, ни насельники обители. Именно отец Иоанн привел послушника Аркадия Черевикина к монашескому постригу, который состоялся 29 ноября 1992 года. Аркадий стал первым пострижеником батюшки.

Игумен Иоанн нарек Аркадия Черевикина Матфеем в честь чтимого в день его пострига апостола и евангелиста Матфея. Наречение инока именем апостола Матфея определило всю его дальнейшую монашескую жизнь. Великая радость служения Спустя несколько дней после пострига, 4 декабря 1992 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, монах Матфей был рукоположен во священный сан. Его хиротонию во иеродиакона совершил Преосвященный Тихон (Емельянов), епископ Новосибирский и Барнаульский. Следующие пять лет отец Матфей вспоминает с особой теплотой: «Я испытывал великую радость, получив возможность ежедневно служить и причащаться». Несмотря на то, что утреннее богослужение в монастыре начинается в шесть часов утра, иеродиакон Матфей, не зная ни сна, ни отдыха, вместе с монахиней Ангелиной (Бушуевой) по ночам выпекал просфоры, а днем собирал грибы и ягоды для монастыря.

Эти пять лет пролетели в молитве и послушании, словно один день, и 10 декабря 1997 года, когда церковь сугубо чтит память иконы Божией Матери «Знамение», в Кафедральном Петропавловском Соборе г.Томска, где находится этот почитаемый Томичами образ, епископ Томский и Асиновский Аркадий (Афонин) рукоположил иеродиакона Матфея в иеромонахи. В тот момент отцу Матфею хотелось лишь одного: служить Богу всей своей жизнью! Понимая важность систематического духовного образования, в 1998 году батюшка поступил на заочное обучение пастырского отделения Томской духовной семинарии. Проучившись пять лет, он защитил дипломную работу по теме «Православная антропология как основа православной педагогики». Не только учеба и богослужения занимали его время. Появилось много духовных чад, нуждавшихся в его утешении и советах. Окормлял батюшка и студентов-семинаристов. В те годы отец Матфей продолжал исполнять послушание ключаря обители, проводил экскурсии по монастырю.

Читайте также:  Церковь Иоанна Кронштадтского в Жулебине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

За усердное служение Церкви Божией 4 апреля 2000 года его наградили на- персным крестом. А в 2004 году ко дню Святой Пасхи Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II он был возведен в сан игумена.

В апреле 2006 года отец Матфей сподобился побывать в паломнической поездке в Иерусалим и предстоять у Живоносного Гроба Господня при схождении Благодатного Огня, который каждый год в Великую Субботу сходит сюда по молитве Патриарха Иерусалимского. Игумен вспоминает, что Храм Воскресения Христова в этот день заполняется людьми разных национальностей и вероисповедания, которые с ликованием ждут милости Божией. Отец Матфей стал свидетелем того, как Господь вновь явил ее верующим. Его поразило, что в первые минуты после сошествия Священного огня никто не чувствовал его жжения, прикасаясь факелом к лицу… Пребывание на Святой Земле в великие дни воспоминания Страданий и Воскресения Христова, как убедился батюшка, совершенно меняет человека. Ему эта поездка показалась очень насыщенной, а одним из самых памятных событий для него стало погружение в воды Иордана, где Иоанн Предтеча крестил Христа. Если во дни земной жизни Спасителя эта река была многоводной, то сейчас она стала больше похожа на ручей. «Измельчала, как и вера наша», – сетует отец Матфей. «Трепетно было и предстояние на Голгофе, – рассказывает батюшка. – Там приходит ясное осознание величия Крестной жертвы Сына Божия, а душа взывает с молитвой ко Господу о прощении грехов. Именно там явственно ощущаешь, что каждый человек, согрешая пред Богом неисполнением Заповедей, становится сораспинателем Христа». На Пасху, перед отъездом в родной монастырь, игумен причастился из рук Патриарха Иерусалимского Феофила III в алтаре храма Воскресения Господня. С огромной радостью на обратном пути он вез в лампадке живой Благодатный Огонь. Ненадолго вернувшись в Могочино, в июне 2006 года игумен отправился в итальянский город Бари помолиться у мощей Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. В памятный день 22 июня отец Матфей служил Божественную литургию у святых мощей великого угодника Божия. Проскомидию игумен совершил на просфорах, выпеченных в Свято-Никольском монастыре.

Святыни

  • Икона святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. К иконе прикреплены украшения – цепочки, часы, крестики, оставленные прихожанами в благодарность за молитвенное ходатайство святой Анны перед Господом.
  • Икона святого Спиридона Тримифунтского, под иконой – часть его тапочка.
  • Свято-Крестовская икона Пресвятой Богородицы. Ежедневно перед ней проводится водосвятный молебен. Свято-Крестовская икона Божией Матери была написана по благословению митрополита Ставрoпольского и Владикавказского Гедеона после событий, связанных с захватом заложников в г. Буденновске. Очевидцы утверждают, что Её образ появился в небе после захвата заложников. Видение продолжалось несколько дней вплоть до дня их освобождения.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Россия, Томская область, Молчановский район, Могочин, ул. Советская 19

История монастыря

Точная дата основания Свято – Никольского Черноостровского монастыря не известна, но предание гласит, что в ХIV в. удельные князья Оболенские построили в Малоярославце церковь во имя Святителя Николая.

По мнению архимандрита Леонида Кавелина, первого историка малоярославецкого монастыря, обитель была основана позже – в начале ХVI столетия, уже по присоединении города к Великому княжеству Московскому.

В ХVII – ХVIII вв. монастырь был мало кому известен, в нем подвизалось всего несколько человек братии, которые имели пропитание лишь от монастырской земли. Монастырь переводился в положение заштатного, то есть исключительно на самообеспечение, и даже упразднялся из-за неимения средств к существованию.

Возрождение обители тесно связано с именем купца Терентия Елизаровича Целибеева – именно он посвятил свою жизнь и все свои денежные средства на восстановление монастыря. В 1791 г. он и его племянница Наталья Веневцова обратились в Священный Синод с просьбой возобновить упраздненный монастырь.

Первое время строительство обители шло медленно, а штатное число составляло только четыре человека.

В 1809 г., по желанию насельников монастыря и просьбе купца Т. Е. Целибеева, строителем обители был избран иеромонах Макарий (Фомин) из Оптиной пустыни. Он принял монастырь в печальном, полуразрушенном виде. ? «ревностно, но не самонадеянно занялся устроением обители… оправдал надежды Архипастыря, братии и малоярославецких граждан» (Л. Кавелин).

Уже через год были поправлены обветшавшая церковь, колокольня, ограда, кельи, трапезная, амбары, гостиный двор, погреба, конюшня, скотный двор. Отец Макарий решился приступить и к построению новой церкви. Однако начавшаяся вскоре война с французами прервала все работы, уничтожив или нанеся серьезный урон восстановленным постройкам…

Под стенами монастыря 12 октября 1812 г. произошло сражение с войсками Наполеона, которое решило судьбу не только России, но и Европы. Битва была очень жестокой: длилась 18 часов подряд, горящий Малоярославец восемь раз переходил из рук в руки, уцелело только 20 домов. После Малоярославецкой битвы Наполеон принял решение об отступлении назад по Гжатской дороге.

Устное предание сохранило рассказы очевидцев о чудесах, происходивших во время битвы. В акафисте Калужскому образу Матери Божией упоминается о явлении этого образа на небе во время сражения, что повлияло на его исход. Богородица, по рассказам участников битвы, показав Наполеону своей рукой на север, обрекла его многотысячную армию на гибель зимой 1812 г. Рассказывают также о том, что во время битвы русским воинам помогал старик на коне с огненным мечом в руках. При отступлении французы, увидев в одной из церквей образ святителя Николая, стали в панике кричать: «Этот старик выгнал нас из-под Малоярославца!»

В результате сражения обитель была сожжена и разграблена. Получив об этом известие, отец Макарий, в лаптях и рясе, с одним послушником вышел из Калуги в Малоярославец. Еще дымились сгоревшие строения, все окрестности были усеяны мертвыми телами и трупами лошадей.

Но среди такого разгрома отца Макария ждало настоящее чудо: образ над вратами монастыря «Спас Нерукотворный» остался невредим, хотя все вокруг было испещрено ядрами и картечью.

“Врата с времен войны французской ?зранены, как грудь бойца… “

По свидетельству иеромонаха Сергия, современника события, когда французы были уже в России, все советовали живописцу оставить свое дело, так как боялись, что «враг надругается над образом», но тот отвечал, что Господь поругаем не бывает. Надпись на образе: «Всяк уповаяй на Тя не постыдится» – подтвердила его слова. По возвращении в обитель архимандрит Макарий затеплил перед образом неугасимую лампаду и стал отпевать и хоронить погибших. В трех курганах-могилах было похоронено 8 тысяч только наших воинов.

Уже через месяц после вражеского нашествия вновь начались богослужения в полуразрушенной церкви Святой великомученицы Параскевы, а весной 1813 г. отец Макарий приступил ко вторичному возобновлению обители.

В 1817 г. Никольский монастырь был введен в число штатных в память о победе, дарованной Господом под его стенами. От государя императора Николая Павловича, при содействии князя А. ?. Галицына, была пожертвована «ризница на соборное служение монастыря». Внешнее обустройство обители было почти завершено при архимандрите Макарии, который отошел ко Господу 27 августа 1839 г. на 74-м году жизни и погребен под сводами Никольского собора рядом с могилой своего друга Т. Е. Целибеева.

Внутреннее устройство монастыря по правилам опытных подвижников, по образцу лучших обителей русских выпало на дол ю преп. старца Оптинского Антония (Путилова), который был переведен в монастырь в 1840 г. из скитоначальников Оптиной пустыни. Отец Антоний завел в монастыре такие же порядки, что и в Оптинском скиту, установил ежедневное совершение двух Божественных литургий – ранней и поздней, с особой точностью совершал поминовение благотворителей обители. При нем было завершено возведение Никольского собора, который был освящен 26 августа 1843 г. преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским. Придел во имя Преображения Господня освящен 3 июля 1849 г.

Тринадцать лет нес тяжкий крест игуменства утружденный годами и болезнями Старец и своими трудами и молитвами обустроил вн утренний порядок обители. 9 февраля 1853 г. преп. игумен Антоний – по своим многократным прошениям к калужским архиереям – сдал настоятельское начальство свое в Малоярославецком монастыре игумену Никодиму.

В 1860 г., по желанию участника сражения майора Ф.М. Максимова, над могилами воинов была построена часовня, освященная в честь Святого великомученика Георгия Победоносца. В день битвы 12 октября по предложению игумена Никодима был установлен крестный ход из монастыря и всех городских церквей к этой часовне для совершения панихиды по убиенным православным воинам.

В октябре 1862 г. архимандрит Никодим по своему прошению был уволен на покой в тот же монастырь; на его место настоятелем обители назначен иеромонах Пафнутий, бывший духовник Оптиной пустыни и начальник Предтеченского скита, который управлял монастырем до 1891 г.

В документах есть сведения, что в середине ХIХ в. в монастыре проходили перевоспитание преступники, на содержание которых выделялись деньги.

К началу XX в. монастырь полностью отстроился, был возведен двухэтажный братский корпус, выстроена гостиница на месте сгоревшей в 1868 г. В 1876 г. освящена церковь Всех Святых в нижнем этаже Никольского собора. В монастыре действовал водопровод, имелась собственная оранжерея, пруд с рыбными сажалками, небольшой кирпичный завод. Открылась церковно-приходская школа.

Но процветал Никольский монастырь недолго – до октябрьского переворота 1917 г. 16 сентября 1918 г. на заседании Уездного ?сполнительного комитета был принят проект национализации Никольского монастыря, предусматривающий экспроприацию гостиницы, всего имущества, продовольствия, животных, продуктов питания. Последний настоятель обители архимандрит ?лия по приказанию властей сделал опись монастырского имущества, из которой следовало, что монастырь владел богатейшим архивом и библиотекой. В настоящее время их судьба неизвестна. Бесследно пропали грамоты и акты XVII в., копии духовных завещаний, ценнейшие иконы, ризница, церковные сосуды и многое другое. Постепенно было разграблено имущество монастыря, все постройки к 1926 г. пришли в аварийное состояние. В середине 20-х годов обитель покинули последние монахи, а архимандрит ?лия в 1948 г. недалеко от монастыря – в ограде Покровской церкви в деревне Карижа – нашел место своего последнего упокоения.

В 1925 г., дабы стереть монастырь с лица земли, Укомхоз принял решение разобрать все монастырские строения на кирпич.

От полного разрушения обитель была спасена благодаря усилиям Н. П. ?льина, члена Калужского общества истории и древностей, заключенного за это впоследствии на некоторое время в тюрьму.

В июне 1930 г. на заседании ВКП(б) было принято решение разместить в монастыре педагогический техникум. Мало того, в апреле 1932 г. молодежь г. Малоярославца провела у монастырских стен антипасхальный карнавал.

В октябре 1939 г. в здании Никольского собора открылась экспозиция музея 1812 г., после Великой Отечественной войны музей разместили в здании бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. Позже на его территории размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, художественная школа, строительные организации.

Разрушенный Троицкий корпус

После долгих лет разрухи, в 1991 г. монастырь был передан Калужской епархии. В сентябре того же года преосвященный Климент, архиепископ Калужский и Боровский совершил освящение престола в церкви Корсунской иконы Божией Матери. В третий раз началось возрождение из руин Никольской обители.

В 1993 г. монастырь был переведен в статус женского. Настоятельницей назначе на игумения Николая (?льина), прибывшая в монастырь вместе с одной лишь послушницей в октябре 1992 г. Все здания монастыря (за исключением небольшого корпуса и приспособленной для богослужения Корсунской церкви, требовавшей ремонта) представляли собой руины и свалку. Средств на восстановление не было никаких – в монастырской лавке было всего 92 рубля… Картина разорения и запустения мало отличалась от той, что предстала когда-то перед архимандритом Макарием после вражеского нашествия Наполеона. Но возрождение монастыря началось не со стен зданий, а с молитв, богослужений и внутреннего устроения жизни обители по образцу древних и строгих монастырских уставов. Акафист небесному покровителю обители – святителю Николаю неукоснительно читался в холодном, изуродованном руками святотатцев Никольском соборе, где гулял ветер и в рамы без стекол сыпал снег.

Но все же пророчески сказанные слова: «Господь поругаем не бывает» опять сбылись.

Почти с первых дней в обитель люди стали приводить брошенных детей. ? уже в 1994 г. в полуразрушенном еще монастыре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был открыт приют для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, названный «Отрада» в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Сестры понимали, что тот, кто нуждается в экстренной помощи, любви и тепле, не сможет ждать, пока будут созданы комфортные внешние условия. ? сестры к своему монашескому подвигу взяли на себя и нелегкий труд воспитания и обучения беспризорных детей с тяжкой наследственностью и трудной судьбой.

Восстановление же разрушенных зданий пошло на удивление быстро: хотя и не было постоянных ктиторов и спонсоров, чудом находились средства, так что совершенно явной стала помощь небесного покровителя обители и заступника детей – святителя Николая. Сначала отремонтировали небольшой двухэтажный корпус напротив Корсунской церкви, в котором все и разместились. В 1994 г. был отреставрирован трапезный корпус на нижней территории монастыря, в том же году воздвигнуты кресты на всех куполах Никольского собора, а здание первой часовни у святых врат обустроено под детский приют.

В 1995 г. отремонтирован корпус архиерейской гостиницы. В августе этого же года, на праздник Преображения Господня, прошла первая служба в возобновленном храме Всех Святых. В 1996 г. отстроена просфорня; тем же летом построена и освящена деревянная купальня над источником Святителя Николая. В октябре 1996 г. сестры заселились в отремонтированный корпус, названный игуменским потому, что именно здесь находились игуменские покои преп. Антония Оптинского.

К Пасхе 1997 г. величественное здание Никольского собора – после долгих лет разорения – приобрело снаружи тот же вид, что и в годы славы монастыря.

К 2000 г. полностью были закончены восстановительные работы в бывшем братском корпусе, названном Троицким. Осенью 2003 г. воспитанницы детского приюта «Отрада» переехали жить в новый двухэтажный просторный корпус, а к Рождеству 2005 г. была построена новая трапезная для детей, в которой после воскресных и праздничных богослужений собираются все сестры, девочки приюта, гости и прихожане.

Монастыри Москвы

Монастыри Москвы, духовные центры нашей столицы – излюбленные места для паломничества и исторические достопримечательности, которые часто посещают жители других стран и городов. В Москве есть и женские и мужские обители, хранящие множество древних православных святынь. Монастырские здания украшают город, а русскому православному человеку часто хотелось бы побывать на службе именно в монастыре. В Москве около полутра десятка древних обителей и относительно новых монастырей. Мы постараемся познакомить вас с монастырями Москвы, которые будет интересно посетить в качестве паломника или туриста.

Возможно, вам захочется побывать в Новодевичьем или Новоспасском монастыре, увидеть Донскую икону или просто узнать о действующих обителях города. Конечно, нельзя забывать и о том, что Бог слышит нашу молитву не только в монастыре и монастыри Москвы – это не таинственное «место силы», где молитва становится особенной, но возможность побывать в прекрасных и намоленных обителях – это великая радость для православных верующих. Перед тем, как идти в монастыри Москвы, не забудьте уточнить, открыты ли они для посещения. Некоторые монастыри живут закрытой жизнью и не всегда пускают паломников.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь – не только одно из самых красивых мест в Москве, но и одно из самых древних. Среди всех монастырей Москвы его выделяет еще и то, что он относится к Историческому музею города. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, с тех пор он тесно связан с историей нашей страны. Важную и иногда драматичную роль монастырь сыграл в судьбах известных русских женщин.

Во время захвата литовцами, правящий тогда Иван III, отец Ивана Грозного дал обет – если удастся освободить Смоленск, в Москве будет основан большой монастырь, в благодарность Пресвятой Богородице. Смоленск был важным форпостом государства. Когда Смоленск освободили, Иван III сдержал свое обещание и начал строительство Новодевичьего монастыря. Считается, что монастырь возведен именно на том месте, где когда-то отбирали молодых девушек, которые уйдут в полон. Монастырь сразу пришелся по душе московским прихожанам, ведь не секрет, что он расположен в живописном месте.

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы.

Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1

Донской монастырь

Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы.

Читайте также:  Дмитриевский собор во Владимире: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы.

Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами.

Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

При великом государе Московском Иване III Кремль преобразился. На смену деревянным появляются каменные палаты. Спасский монастырь оказался стесненным новыми постройками, и Иван III повелел перенести его. В новом положении монастырь стали называть Новоспасским.

Многие правители и святители России находили здесь защиту, а некоторые и выходили на политическую арену. Даже Лжедмитрий пытался использовать для укрепления своей власти именно авторитет Новоспасского монастыря. Этот монастырь имел боевые стены и мог выстоять против нападения. Стены Новоспасского монастыря – настоящие крепостные древние стены, поэтому его так любят посещать туристы. Кроме того, монастырь в свое время стал усыпальницей предков Романовых. Именно из этого рода впоследствии появилась царская династия.

Адрес монастыря: Москва, пл. Крестьянской заставы, 10

Андреевский монастырь

Андреевский мужской монастырь находится в одном из самых прекрасных мест Москвы. Раньше монастырь называли «Преображенская пустынь». Он расположен на территории заповедника Воробьевы горы и берегов Москва-реки. Обитель была основана в XVI веке, однако, это лишь предположения. Именно к этому времени относятся первые найденные документальные свидетельства о монастыре. Историки полагают, что монастырь относится к гораздо более раннему периоду и, возможно, существует с XIII века.

Андреевская обитель сильно пострадала в годы богоборчества. С падением СССР постепенно возрождалась и церковная жизнь в Андреевском монастыре. Здесь даже организовали Патриаршее подворье и синодальную библиотеку. А в 1992 году на звонницу вернулись колокола. Возродилась здесь и монашеская жизнь. На территории монастыря уже пятнадцать лет действует общеобразовательная школа.

Паломники и посетители монастыря могут своими глазами увидеть, как постепенно возрождается прекрасная обитель. Посетить Андреевский монастырь фактически значит стать свидетелем новой истории Русской Православной Церкви.

Адрес: Москва, Андреевская набережная, 2

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315 году первым святым столицы – митрополитом Петром. Когда-то он находился за пределами Москвы, в селе Высоком. Высоко-Петровский монастырь – шедевр московского зодчества, который был украшен при Петре Великом. Обитель стала уникальным памятником духовной славы своих основателей.

При Петре I монастырь был расширен. Многие здания в нем построены в память о Нарышкиных. Боголюбский храм – это видимый памятник погребения Нарышкиных. Так тесно связанный с историей России монастырь – излюбленное место для туристов.

Именно здесь расположены и уникальные памятники архитектуры. У многих Высоко-Петровский монастырь ассоциируется именно с историей России во времена Петра I, но и ценителям архитектуры будет интересно посетить прекрасную древнюю обитель. Монастырь считается небольшим, но посетить его стоит обязательно. Полвека на территории монастыря располагается удивительный храм-восьмилистник — каменный собор митрополита Петра, построенный знаменитым итальянским зодчим Алевизом Новым. Нетипичное и уникальное сооружение.

Адрес: Москва, ст. м. Трубная, ул. Петровка, 28/2

Читайте также — Монастырь без секретов

Зачатьевский монастырь

Еще в XIV веке в России возникла Алексеевская обитель. Ее назвали в честь преподобного Алексея, и это был первый женский монастырь в Москве. Женские монастыри существовали и до этого, первый был основан еще Ярославом Мудрым, но обычно они были частью мужских монастырей. Поэтому Алексеевский монастырь ошибочно называются первым в России, он стал первым именно для Москвы. Точно известна дата его основания – 1360 год. Считается, что первыми инокинями этой обители стали Иулиания и Евпраксия — родные сестры митрополита Алексия. Они были известны своими милосердием и смирением.

Именно этот монастырь в наши времена называется Зачатьевским. Зачатьевская обитель украшает район Хамовники. Она сильно пострадала в богоборческие годы, как и многие другие храмы и монастыри. Часть насельниц арестовали или сосали. Монастырские здания превратились в тюрьму и колонию для несовершеннолетних. В 90-х годах XX века началось возрождение святыни. Сейчас в монастырский ансамбль входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.

Зачатьевский монастырь известен тем, что Спасская церковь на территории монастыря была домовым храмом рода Римских-Корсаковых.

Адрес монастыря: Москва, пер. 2-ой Зачатьевский, 2

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель находится в районе Замоскворечье. Белоснежный храм разительно отличается от архитектуры старой Москвы. Расположился он там, где некогда пролегал путь в Золотую орду – на Большой Ордынке. Аскетичность зодчества отличает обитель милосердия. Монастырь называют «жемчужиной» Замоскворечья. После гибели своего мужа Елизавета Федоровна Романова выкупила усадьбу на Большой Ордынке и устроила там обитель милосердия и труда.

Внучка английской королевы Виктории с детства воспитывалась христианкой, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она приняла православие и сделала это не формально, а совершила свой выбор с душой. После гибели мужа Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь и на свои средства создала обитель, в которой хотела возродить древний институт диаконисс. Сестры обители могли оставить территорию обители, чтобы помогать немощным и больным.

Великая княгиня трепетно относилась к монашеству, но не создавала Марфо-Мариинскую обитель как монастырь. Закрытая жизнь монастыря противоречила идее активно помогать страждущим и ближним так, чтобы любой мог обратиться туда. В обители милосердия сестры безвозмездно отдавали жизнь свою ближнему для Бога.

Живущие здесь сестры и сейчас трудятся в госпиталях и больницах. В монастыре открыт приют сирот, здесь же кормят неимущих и помогают страждущим. В храме собрано несколько редких икон Марфы и Марии, духовных покровительниц обители. Одна из них сохранилась еще со времен Елизаветы Федоровны.

Адрес монастыря: Москва, ст. м. Полянка, ул. Большая Ордынка, 34

Покровский монастырь

Покровский монастырь известен не только в Москве, ведь именно здесь хранятся мощи блаженной Матроны Московской. Со всех концов страны сюда едут паломники к мощам святой Матроны. Древний Покровский монастырь всегда наполнен людьми. Это – самый посещаемый монастырь Москвы. В выходные его посещают до пятидесяти тысяч человек. В монастыре также хранятся уникальные православные святыни.

Блаженная Матрона – одна из самых почитаемых в народе святых, поэтому людно в монастыре и в будние дни.

Покровский монастырь основал в 1635 году царь Михаил Федорович. Тогда его называли обителью «Покрова на убогих домах». Интересно, что Покровская деревянная церковь существовала еще до основания на этом месте монастыря. Считается, что монастырь был основан после преставления родителя царя Михаила Феодоровича — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. И именно это стало причиной, по которой в Москве появилась прекрасная обитель.

Адрес монастыря: Москва, ул. Таганская, 58

Свято-Данилов монастырь

Московский Свято-Данилов мужской монастырь устроен святым покровителем Москвы – благоверным князем Даниилом Московским, сыном Александра Невского. Эта обитель появилась в конце XIII века. В богоборческие годы здесь располагалась колония для несовершеннолетних. В наши дни архитектурный ансамбль монастыря полностью восстановили. Сейчас Свято-Данилов монастырь открыт для паломников и туристов.

Строения монастыря удивительны, в них сочетаются совершенно разные архитектурные стили.

Для паломников важно отметить, что в монастыре не совершают Крещение, Венчание и Отпевание. Но в храмах Свято-Данилова монастыря регулярно проходят богослужения, можно заказать молитву, поговорить со священником и просто прогуляться по территории удивительной и древней обители.

Адрес монастыря: Москва, улица Даниловскай вал, 22

Телефон монастыря: +7(495)958-11-07

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь основан на месте, где когда-то Москва-река прорвала перешеек, изменив свое течение. Перерва – от слова «прерывать». Река повернула к селу Коломенскому. Спустя многие годы, река вернулась в свое прежнее русло, а название монастыря осталось.

Трудно установить время создания монастыря. Историки относят его к эпохе Куликовской битвы. Считается, что к установлению монастыря причастен сам Дмитрий Донской. Но официально первые сохранившиеся данные о древней обители относят к 1567 году.

Обитель едва не прекратила свое существование в древности, судя по историческим документам, некогда здесь не оставалось и десятка насельников. Причина этому остается загадкой, возможно монастырь попал в немилость к Ивану Грозному. Но в середине XVII века на монастырь обратил внимание царь Алексей Михайлович. Здесь начали возводить каменные здания, в том числе, храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Здесь же оказался привезенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. Считается, что в Николо-Перервинском монастыре останавливалась сама императрица Екатерина II. Существует и легенда о подземном ходе, который якобы связывает монастырь с Церковью Казанской Божией Матери в усадьбе Коломенское.

Адрес монастыря: ул. Шоссейная, д.82

Телефон монастыря: +7 (495) 354-49-65

Сретенский монастырь

Сретенский монастырь считается самой маленькой, но одновременно и самой известной обителью столицы. Его основали на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Угодьями, на территории которых возник монастырь, владел боярин Семен Кучка. Именно поэтому их называли Кучковым полем. Кучково поле было местом сбора горожан. Именно здесь зачитывали указы, правили суд.

Когда Тамерлан вторгся в Рязанские земли, на Кучковом поле в очередной раз собрался весь город. Предание рассказывает, что после встречи Владимирской иконы Божией Матери, Богородица явилась Тамерлану во сне и приказала оставить эти земли. Тамерлан в ужасе бежал. С той поры известна история Сретенского монастыря.

Но Сретенский монастырь – не только уникальный памятник истории. Он известен своим хором, который прославляет Русскую Православную Церковь в России и за рубежом.

Адрес монастыря: Москва, ул. Б. Лубянка, 19

Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположен на Никольской улице. Это – одно из самых любимых мест для прогулок туристов, идущих на Красную Площадь. На одной из центральных пешеходных улиц города расположены не только красивые витрины магазинов, но и колокольня, созывающая на службу в древнюю обитель. Первоначально монастырь назывался «Спасом старым». Про «Спас старый» говорили, что это – «учительский монастырь». Он был основан во времена правления Бориса Годунова. А «Заиконоспасским» монастырь стал, потому что находился за иконным рядом.

При Симеоне Полоцком в монастыре действовала для подьячих, которая со временем превратилась в Славяно-греко-латинскую академию. В начале XIX века Академию перевели в Сергиев Посад, а в стенах обители продолжило работу Духовное училище.

Адрес монастыря: Москва, Никольская улица, 7-9с3

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь уже шесть веков сохраняет историческую память города. Обитель устроила княгиня Мария Андреевна в благодарность за то, что ее сын живым вернулся с поля боя. Строительство Рождественского монастыря благословил сам великий князь Дмитрий Донской.

Этот монастырь Москвы появился в конце XIV века и изначально находился в Московском Кремле. Широко известен представитель древнего московского зодчества — Рождественский собор, который был построен в начале XVI века.

При монастыре открыта певческая школа для женщин.

В монастыре также находятся несколько древних православных святынь: частица мощей святой великомученицы Варвары, Частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери.

Адрес монастыря: Москва, улица Рождественка, 20/8с15

Телефон монастыря: +7 (495) 621-39-86

Читайте также:

Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

По благословению настоятеля Воскресенской церкви иерея Дионисия Мелентьева была организована паломническая поездка в Свято – Никольский женский монастырь, который находится в селе Могочино Томской области. Поездка состоялась 2-3 сентября 2017 года.

Паломников набралось 13 человек вместе с нашим духовным руководителем отцом Алексием Мещеряковым. Заручившись поддержкой Николая Угодника, двинулись в неблизкий путь. День обещал быть солнечным и теплым. В пути прославили Божью Матерь акафистом. Забегая вперед, отмечу, что долгий наш путь до монастыря и обратно прошел легко и гладко, благодаря опеке небесных заступников.

По дороге в Могочино сделали небольшое отступление от намеченного маршрута, заехав в село Молчаново, дабы посетить местный храм Преображения Господня.

Очень тёплое впечатление произвела эта небольшая поселковая церковка! Белая снаружи и внутри, чистенькая, с разложенными повсюду самодельными половичками, она пришлась по душе всем паломникам. Полюбовавшись ею и сделав общее фото на память, поехали до места назначения.

Долго ли, коротко ли, – доехали мы до Оби, по – осеннему серой и неприветливой, встретившей нас сильным порывистым ветром. Переправились на другой берег на стареньком тарахтящем пароме, который вот лично я увидела впервые.

Дальше снова на нашем автобусе едем минут 5-7 и вот – здравствуй, Свято – Никольский монастырь! Мы доехали. Слава Богу!

Монастырская стена и вход на территорию монастыря.

На фоне низкорослых деревенских домишек монастырь выглядит очень внушительно и величественно. Купола храма видны за несколько километров.

Небольшая справка. Работы по строительству монастыря начались в 1989 году под началом монаха Иоанна (Луговских). Нынешняя настоятельница монастыря монахиня Ирина (Селиверстова) говорила, что это был тяжелый период. В те годы поселок Могочино был очень богатым – четыре леспромхоза. Но жители не хотели, чтоб строился монастырь. Дважды пожар уничтожал зачатки монастырских построек. Директор леспромхоза на просьбы пожертвовать брус на строительство монастыря – отказал. И каков исход? Леспромхозы сгинули в 90-е. Поселок еле дышит. А монастырь стоит. Он сейчас в Могочино «градообразующее предприятие». Вот и вся мораль.

Разместили нас в гостинице для паломников. Неожиданно уютными оказались комнаты, светлые, с современной мебелью.

Порадовались благоустройствам и воде из крана вопреки пугающим стереотипам – раз село, то и удобства «во дворе» вместе с рукомойником. В коридоре вдоль стен стоят диваны. Много. Оказалось, это дополнительные спальные места для паломников. Не хватает и их. Ставят раскладушки в трапезной. Заведует гостиницей и трапезной матушка Даниила, строгая внешне, но предобрейшая на самом деле. Она уже 24 года живет в монастыре, практически с его основания. Сейчас ей лет 60. Разговорчивая, с юмором, микробиолог в прошлой – мирской жизни. Ее послушание – это уборка комнат для паломников и приготовление для них еды. А еще она одна делает ремонт и много чего другого. Монастырь женский, надеяться не на кого. Матушка вскоре позвала нас отобедать. Монастырская еда оказалась очень вкусной – супчик, каша, компот, овощи с монастырского огорода. И еще хлеб – вкуснейший, в дырочку. Он оказался бездрожжевым. Матушка Даниила рассказала, что хлеб пекут тут же, в монастыре, на особой закваске, привезенной давным – давно из монастыря в Иерусалиме. К еде в монастыре относятся бережно – нам было велено доесть все без остатка. Иначе – посадят в темную комнату. Это, конечно, шутка матушки Даниилы, но со смыслом. Дорога нас, как оказалось, вымотала. Было немного времени перед вечерней службой и все с наслаждением попадали на кровати подремать.

В 17 часов начиналось вечернее богослужение, и мы поспешили в храм. Народу было очень много! В основном это, конечно, паломники, местные жители, монахини. Среди монахинь встречаются и совсем молоденькие – почти девочки. И что очень бросалось в глаза – большое количество ребятишек. Для них в храме недалеко от алтаря постелен коврик, чтобы детки могли там сидеть во время службы.

Нам говорили, что в храме очень многочисленный клирос. Действительно, пение хора просто потрясающее! Прекрасные переливчатые, звонкие голоса, от которых мурашки по коже.

Особенно впечатлил выход из Царских врат 14 священников! Величественное и благоговейное зрелище. А голоса монастырских дьяконов – в службе их участвовало четверо, казалось, сотрясают храмовые стены. До того сильные и красивые! Большой театр принял бы их без конкурса. Вообще, общее впечатление от вечерней службы могу передать одним словом: «Мощно!». В храме Благодать Божья просто очень ощутимая! В какой-то краткий миг я физически почувствовала присутствие Христа во время чтения вечернего молитвенного правила. Он стоял перед алтарем лицом к нам. Удивительное ощущение.

Читайте также:  Московский Покровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

К концу службы образовалась огромная очередь из желающих исповедаться. В этот вечер исповеди принимал отец Матфей, известный по все Сибири. Люди говорят, что по его молитвам исцеляются больные и разрешаются трудные ситуации. Нам не удалось попасть на исповедь к этому старцу, слишком уж много желающих было и без нас.

Во время службы я приметила священника – очень пожилого, согнутого в пояс, тяжело опиравшегося на палку. Это, как я позже выяснила, был протоиерей Иоанникий (Аника) Екимович Кирьянов, ему сейчас 84 года! Кроме службы он участвовал в чтении акафиста Божьей Матери, присутствовал на вечернем молитвенном правиле. Что же в нем удивительного?

Лично меня поразила сила его духа, которая и позволяла ему переносить всю тяжесть его земного назначения, учитывая почтенный возраст и болезни. Мне стало стыдно. Как много находится причин не вычитывать молитвенное правило или пропускать службы в храме, оправдывая это усталостью или болячками. Теперь, когда в очередной раз заводится надоевший внутренний диалог – «молиться – не молиться», я вспоминаю этого человека, устыжая себя его подвигом.

В монастыре особый порядок богослужений. После вечернего службы в 22-00 – акафист Божьей Матери, затем – вечернее молитвенное правило, потом общая исповедь. Мой первый опыт такой исповеди. Домой – в гостиницу, возвратились ближе к полуночи физически очень утомленными, перекладывая в голове огромное количество впечатлений. Монастырские ворота еще не были закрыты, потому как отец Матфей принимал исповедь у паломников, которые остановились «за воротами» монастыря.

Рано утром – 6-45, в храме совершалось соборование. Многие женщины из нашей группы решили поучаствовать в этом таинстве. Рассказывали, что желающих собороваться было очень много, но все прошло быстро, потому, как одни священники молитвы читали, а другие помазывали маслом. Таинство проводится ежедневно. Как показывает многолетняя монастырская практика, после соборования болящие нepeдко чувствуют облегчение в душевном или телесном плане.

Воскресная литургия прошла на одном дыхании. Игумен Иоанн сказал небольшую проповедь. С первого взгляда отец Иоанн выглядит человеком суровым. Но впечатление это обманчиво, от него исходит удивительная доброта и любовь.

Опять было много желающих очиститься от грехов. Но и священников, принимающих исповедь, я насчитала восемь. Даже на улице люди исповедовались. Наша группа создала очередь к «своему» батюшке – отцу Алексию. Почти как дома – в родной Воскресенской церкви. Исповедалась и причастилась вся наша женская команда. И ведь не было формальности в этом никакой! Переживали, вздыхали, перечитывая на листках свои согрешения. А после Причастия светились!

После литургии удалось выкроить немного времени походить по храму, сделать несколько фотографий – на это у меня было разрешение отца Матфея. Сразу оговорюсь – часть фото для моего очерка взяты из интернета. Мы были очень ограниченны во времени, чтобы сделать фотографии того, чего хотелось бы. И, кроме того, в храме во время службы фотографии получаются неинформативными – в кадре много людей и ракурс выбрать сложно, поскольку тебя плотно окружают молящиеся.

Расскажу о некоторых иконах. Одна из них – святой Анны, матери Пресвятой Богородицы, привлекает к себе особое внимание. К иконе прикреплены украшения цепочки, часы, крестики, оставленные прихожанами Ей в благодарность за молитвенное ходатайство перед Господом.

Вот икона святого Спиридона Тримифунтского, под иконой – часть его тапочка. Мощи святого покоятся в Соборе Святого Спиридона Тримифунтского в Греции на острове Корфу. Много лет мощи остаются нетленными. Через стекло раки можно увидеть зубы, кожу и волосы. Церковнослужители ежегодно меняют обувь и одежду Святого, так как она изнашивается. Существует предание, что иногда он отправляется странствовать по земле и помогает страждущим.

Есть в монастыре Свято-Крестовская икона Пресвятой Богородицы. Ежедневно перед ней проводится водосвятный молебен. Свято-Крестовская икона Божией Матери была написана по благословению митрополита Ставрoпольского и Владикавказского Гедеона после событий, связанных с захватом заложников в г. Буденновске. Очевидцы утверждают, что Её образ появился в небе после захвата заложников. Видение продолжалось несколько дней вплоть до дня их освобождения.

Перед обратной дорогой подкрепились обедом. По случаю воскресенья были сладости – конфеты к чаю и арбуз. Тепло распрощавшись с матушкой Даниилой, наша группа погрузилась в автобус и тронулась в путь – домой. По дороге мы делились впечатлениями, обсуждали увиденное и пережитое. Безусловно, поездка прошла на «ура»!

Путешествие не было бы столь душеполезным и удачным, если бы не отец Алексий. Он очень тепло и трогательно заботился о нас, отвечал на наши многочисленные вопросы, поддерживал своим оптимизмом и шутками. Позволю себе от всей нашей дружной паломнической группы выразить отцу Алексию благодарность и низкий поклон за его труд.

Отзывы некоторых участников поездки.

Екатерина Кун. Я не ожидала увидеть столько много паломников! Их очень много – их Кемерово, из Алтайского края. Хор такой красоты – заслушаешься. Очень красиво! Ради одного хора стоит поехать. В голосах старцев, когда они читают молитвы, чувствуется благочестие. На службах очень много детей, больных людей. Хочется отметить, что в монастырях пища получается очень вкусной, потому что готовят с молитвой.

Галина Цветкова. За время поездки много свершилось – и святой водой обрызгали, и помазание, и исповедь, и причастие. Очень устали в первый день. Но усталость проходит, а вот глубокое впечатление остается навсегда! Все необычно. Иной мир. И не поверишь, что монастырь возводился относительно недавно. И еще хотелось бы отметить, что очень хорошо ездить с отцом Алексием. Такой он замечательный. Спасибо ему за всё!

Ольга Шатских. Приехав домой, я пыталась рассказать о той благодати, с которой встретилась в монастыре, но толком не могла – наворачивались слезы. Было и сладостно, и горько. И сейчас в памяти невольно всплывают лица священников, монахинь Даниилы и Досифеи, и других монахинь. Лица сестер – паломниц и самой юной из них – 8-ми летней Гели. А уж сколько раз отец Алексий называл нас «родные мои» – не счесть! На сердце покой и умиротворение. Слава Богу!

Ангелиночка Кузеванова (8 лет). В монастырь я ездила вместе со своей бабушкой. Батюшка о. Алексий, который с нами ездил, очень добрый и вежливый. В монастырской гостинице нас очень радушно встретила матушка Даниила. Молитва в храме была очень сильной, так как службу вели сразу несколько батюшек. Больше всего мне понравился хор, он очень красиво исполнял молитву. В монастыре работают чудесные люди! Матушка Даниила мне даже подарила иконку Божьей Матери. Чему я очень обрадовалась! Теперь я всегда ношу иконку с собой и молюсь. С удовольствием хотела бы съездить в монастырь еще. Советую всем там побывать. Всем огромное спасибо за незабываемую поездку!

Прихожанка Воскресенской церкви, участница поездки Любовь Демидова.

Мое путешествие с приключениями на остров в Могочино

Здравствуйте дорогие друзья и читатели моего блога! Сегодня у меня будет статья необычная, а расскажу вам про свое путешествие в Могочино монастырь!

Я была во многих местах, в Казахстане – на родине, потом еще в монастырях в нескольких была, а 2007 году так переезжала на Урал – там такая целая история… А потом случилась эта поездка на остров.

Дорога в монастырь

Это случилось в 2005 году! Мне мой духовный отец как-то рассказал о таком замечательном монастыре расположенном на острове. А до этого я все у него пере спрашивалась, где можно приобрести жилье, чтоб недорого и возле церкви…

Я по натуре очень люблю путешествовать, но все больше осознаю, что самое интересное где-то совсем рядом, здесь, у нас: в русской глубинке. Так вот, мой духовный отец благословил меня съездить, в это село Могочино на остров. Дело было также где-то середина августа.

Проживала я как Вы знаете недалеко от города Бийска. И решила я ехать с детьми, в то время у меня было их еще 2е, старшему сыну – почти 4 года, а дочери вроде 2 годика.

Вначале мы добирались на поезде до Томска. А поселок Могочино, куда мы направлялись расположился в Молчановском районе Томской области России, где-то 230-240 км. от Томска. По совету своего духовного отца, я вместе с ребятишками от Томска до Нарги добирались современным комфортабельным автобусом.

Но, когда автобус въехал в Наргу мы все очутились как будто в другом мире. Современный транспорт выглядел прямо таки диковинкой среди серой неказистой жизни. От автостанции до паромной пристани, примерно 1000 метров, добирались пешком. Перед глазами встал примитивный паром(который кстати я раньше видела только на картинках и в кино), как нельзя лучше вписался в местные реалии.

Переправа через Обь на пароме

Переправа через широкую Обь впечатляла и постепенно переносила в новый удивительный мир местных владений.

На пароме ехали с небольшим микроавтобусом с паломниками. Скромно одетых, молчаливых людей, которых часто можно встретить в этих местах. Особенно в православные праздники сюда съезжаются паломники со всей России. А в последние годы небольшой паром все чаще перевозит туристов, среди них много иностранцев: немцев, австрийцев.

Я как истинный путешественник, который постоянно ищет на свою “…” приключения, очень люблю открытия,и узнавать что- нибудь новое для себя. Понимая, что лучше местных жителей никто не поведает мне про эти удивительные места, подсаживаюсь к худенькому старичку, расспрашиваю про Могочино.

Когда-то село Могочино было рыбацким поселком и называлось Могочинская юрта, да и поселком в далеком 1726 году, когда появились первые несколько построек, его никто не называл. Но не рыбный промысел превратил одинокие избы рыбаков в промышленный поселок. С 1926 года в этих лесистых местах началось строительство Могочинского лесозавода, благодаря которому количество жителей выросло втрое. Старичок этот вздохнул, посмотрел в глубокие воды черной реки и перекрестился. История, которую поведал могочинский старожил, потрясла всех.

Я на острове

В далекие 30-е годы недалеко от этих мест затонула баржа с верующими узниками ГУЛАГа. Многих из них унесли и схоронили холодные воды грозной реки, а тем из несчастных кому удалось выбраться на берег, пришлось умирать мученической смертью от холода и голода на пустынном тогда берегу.

Старичок еще раз перекрестился: «А сейчас, по весне, здесь часто утопленников достают, видно зовут их узники к себе…». От его слов у меня «мурашки побежали» по телу. За разговором время незаметно пролетело, и мы причалили к берегу.

Поселок показался совсем не большим, некоторые улицы разместились прямо на дамбе, которую соорудили вокруг деревни много лет назад. Сегодня на дамбе и самая длинная улица: Северная. Большинство изб серые, унылые, много разрушенных и брошенных строений.

Отелей здесь нет, по крайней мере, мне не встречались, но в любой сезон здесь нет отбоя от постояльцев. Здесь вы не встретите шумных и загруженных автострад, душных, пыльных улиц большого города. Зато удивительно чистый воздух, тихие улочки, небольшие дома и запах парного молока, порой, просто завораживают. На фоне местных приземистых домов Свято-Никольский женский монастырь поразил меня величием сооружений.

Купола двух его храмов видны за несколько километров. Сам поселок Могочино насчитывает сегодня около 3000 жителей и многих из них связывает именно монастырь. Вот и я со своими ребятами, не зная куда деваться, решила идти прямо в церковный монастырь.

От Святых стен и атмосферы монастыря немного успокоилась, но мысли о ночлеге не давали покоя. В монастыре ко мне подошла одна матушка, которой я рассказала о своих приключениях. Могу не отметить, что в общении люди очень просты и доброжелательны, а самое главное: достаточно хорошо осведомлены, что касается истории здешних мест.

Матушка сводила меня к настоятелю монастыря отцу Иоанну, который радушно принял меня и благословил на постой к той самой матушке. Я провела в монастыре три дня, узнала много интересного из его истории. Что это за монастырь, и как там живут местные монашки, Вы можете узнать и увидеть, посмотрев видео:

Основан монастырь в 1989 году после открытия Никольского прихода. Основательница монастыря монахиня Ирина (Селиверстова) и иеромонах Иоанн (Луговских) занимались строительством по инициативе местных старушек и на деньги прихожан. На это время лесозавод работал еще в полную мощь, но на строительство православного храма, ни денег, ни дерева местные власти не дали. Что касается самих местных, то они-то как раз не отказали в помощи, да и церкви в этих местах еще не было. «С Божьей помощью…», – как неоднократно любят повторять местные жители, возвели величественное строение.

Очень скоро женский монастырь стал известен не только в России, но и далеко за ее пределами. В 2000 году монастырь пришлось отстраивать заново после пожара, который практически уничтожил старое здание. Зато все храмовое имущество и библиотеку удалось спасти. Единственное, что не смогли достать из-под колокольни клиросный нотный архив.

Удивительно, но в далеком храме церковному пению всегда уделялось особое значение и если Вы когда нибудь побываете в Могочино непременно сходите на воскресную службу. Кроме теплой душевной проповеди Вы услышите самое удивительное пение двух хоров. Ничего подобного я лично не слышала в своей жизни: взрослый и детский хор сливаются десятками голосов, чтобы прославить Господа.

На постоянное место жительства приехали в Могочино 500 человек, многие обзавелись семьями. На территории монастыря своя монастырская ризная, где рукодельницы и монахини производят шитье храмовых убранств. Построена своя пекарня, просфорня, трапезная, которая работает с 8-ми до 22 часов вечера. Только в будни трапезная кормит около 200 человек и вдвое больше в праздники. С 1992 года при монастыре существует монастырская школа с тремя отделениями для учащихся: церковным, общим и для трудных детей. У воспитанников своя трапезная.

В Большие праздники из Царских ворот выходят 12 священников, чтобы вести службу. В монастыре много святынь, среди которых Свято-Крестовская икона Божией Матери, ризы Серафима Серовского, частицы гроба свт.Тихона, Патриарха Московского, святые мощи Климента, Папы Римского, частицы от Гроба Господня.

Вечером жизнь в поселке словно замирает, зато в воскресное утро монастырские колокола несут далеко по Оби удивительный перезвон… Через три дня, мне вдруг стало не по себе, захотелось срочно покинуть стены монастыря.

Вы не поверите, меня как будто бес подстегивал – скорее оттуда убираться. Душа обливалась слезами – так хотелось там остаться, такая замечательная природа, большая река Обь, монастырь, о такой жизни только можно мечтать. А вот что-то меня гнало.

Добралась с малышами до парома. По пути встретилась женщина и подала ребятишкам 2 яблочка. Совсем забыла Вам упомянуть, когда утром была на литургии, ко мне подошел отец Иоанн, и спросил: как же ты будешь добираться одна с детьми, сегодня ведь автобусы не ходят, подожди еще недельку, и с паломниками из Бийска как раз доберешься до дома, и дал бумажечку.

Я сначала не поняла, что это он мне дал. А потом глянула – а это одна тысячная купюра. Я поразилась, и была в шоке – откуда он узнал мои мысли. Я ведь никому даже не говорила, что собираюсь уезжать, да и что с деньгами было туго. А лишь как приехала, сказала священнику только то, что приехала по благословению своего духовного отца присмотреться к селу и монастырю, чтоб потом здесь купить жилье. Пока я приходила в себя – кинулась искать священника, чтобы вернуть ему деньги. Но так и не нашла его.

И все равно решила ехать домой.

Добралась на другой берег через паром. Дальше решили взять такси. Как только отъехали, стала искать деньги, которые дал священник, чтобы расплатиться со таксистом, а их в кармане не оказалось почему-то. Сказала об этом таксисту и он тут же высадил меня с детьми прямо в лесу. До Новосибирска добирались на попутных, а дальше: еле хватило денег на автобус, чтобы добраться, наконец, до дому…

Удивительно, но когда Вы уже далеко от Могочино, трепетное многоголосье церковного хора все еще продолжает сопровождать вас из этого поистине райского места.

Знаете дорогие друзья, я до сих пор вспоминаю с грустью это путешествие, и такие замечательные красивые места. Даже тут в статье, как бы мне не хотелось, я не смогу передать те вдохновленные радостные возвышенные ощущения… Чтоб это испытать, надо там присутствовать. Поистине Святой остров Могочино!

Ссылка на основную публикацию